Фз 256 о поддержке семей имеющих детей. Законодательная база российской федерации

Принят Государственной Думой 22 декабря 2006 г., одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 г. Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.


Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, — меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее — дополнительные меры государственной поддержки);

2) материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;

3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Статья 7. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала

1. Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее — заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. В случаях, если у ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки возникло по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, распоряжение средствами материнского (семейного) капитала осуществляется усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) с предварительного разрешения органа опеки и попечительства или самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия. Заявление о распоряжении может быть подано усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения ребенка. Если право на дополнительные меры государственной поддержки возникло в связи с усыновлением данного ребенка, заявление о распоряжении может быть подано не ранее чем по истечении трех лет после указанной даты. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, право на который возникло у ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей и находящегося (находящихся) в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется ребенком (детьми) не ранее достижения им (ими) совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

3. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

4. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным настоящим Федеральным законом.

Статья 11. Направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми)

1. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг.

2. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены:

1) на оплату платных образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями;

2) на оплату образовательных услуг, оказываемых негосударственными образовательными учреждениями, получившими соответствующую лицензию в установленном порядке и имеющими государственную аккредитацию;

3) на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования как родным ребенком (детьми), так и усыновленным (усыновленными), в том числе первым, вторым, третьим ребенком и (или) последующими детьми. Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет.

4. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

1. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться:

1) на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;

2) на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

1.1. Часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке:

1) копий документов лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги), подтверждающих право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право аренды земельного участка либо право безвозмездного пользования земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, на котором осуществляется строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства;

2) разрешения на строительство либо уведомления, указанного в пункте 2 части 7 , выданных лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге);

3) выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на объект индивидуального жилищного строительства в случае его реконструкции;

4) письменного обязательства лица (лиц), на которое (которых) оформлено разрешение на строительство либо которому (которым) выдано уведомление, указанное в пункте 2 части 7 , в течение шести месяцев со дня получения кадастрового паспорта либо со дня получения уведомления о соответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, указанного в пункте 5 части 19 , оформить жилое помещение, построенное (реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).

1.1-1. Документы, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 1.1 настоящей статьи, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно.

1.2. Часть средств материнского (семейного) капитала, оставшаяся в результате распоряжения ими в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, может быть использована на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Выдача указанного документа осуществляется по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

1.3. Средства материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении лица, получившего сертификат, могут быть выданы в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на компенсацию затрат за построенный (реконструированный с учетом требований части 1.2 настоящей статьи) им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке:

1) копий документов лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги), подтверждающих право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право аренды земельного участка либо право безвозмездного пользования земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, на котором осуществлено строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства;

2) выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на построенный объект индивидуального жилищного строительства, возникшем не ранее 1 января 2007 года, либо на реконструированный после 1 января 2007 года объект индивидуального жилищного строительства - независимо от даты возникновения указанного права;

3) письменного обязательства лица (лиц), в чьей собственности находится объект индивидуального жилищного строительства, оформить указанный объект в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) в течение шести месяцев после перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средств материнского (семейного) капитала - в случае, если объект индивидуального жилищного строительства оформлен не в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).

1.4. Документы, указанные в пунктах 1 и 2 части 1.3 настоящей статьи, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно.

2. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки.

3. Приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации.

4. Жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

5. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

7. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся:

1) кредитной организацией в соответствии с ;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 08.03.2015 N 54-ФЗ;

3) кредитным потребительским кооперативом в соответствии с "О кредитной кооперации", сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом в соответствии с "О сельскохозяйственной кооперации", осуществляющими свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации;

4) единым институтом развития в жилищной сфере, определенным "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

8. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения при условии предоставления лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) документа, подтверждающего получение им займа путем безналичного перечисления на счет, открытый лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) в кредитной организации.

Резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни как последствие социально-экономических реформ конца XX - начала XXI в. обусловило деформацию демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи. Так, к началу 2001 г. численность населения Российской Федерации составила около 145 млн человек. С 1993 г. естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7-0,9 млн человек в год). За 1992-2000 гг. численность населения сократилась в 65 из 89 субъектов РФ. Естественный прирост населения в 2000 г. был отмечен лишь в 15 субъектах РФ, в число которых входят некоторые субъекты РФ, расположенные в восточной части страны и на Северном Кавказе, а также Республика Калмыкия. В 1999 г. превышение числа умерших над числом родившихся составило в целом по стране 930 тыс. человек, в 2000 г. - 958 тыс. человек. Депопуляция - устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся - затронула в разной степени практически всю территорию Российской Федерации и почти все этнические группы. Одной из причин депопуляции является низкая рождаемость. В 2000 г. родилось 1267 тыс. человек, что на 722 тыс. человек, или в 1,6 раза, меньше, чем в 1990 г. Снижение уровня рождаемости началось с конца 60-х гг. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. В ряде регионов, расположенных в центральной части России, суммарный коэффициент рождаемости составляет около одного рождения на женщину. Характер рождаемости в РФ определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости .

Таким образом, включение международных правовых норм в систему национального законодательства допустимо при соблюдении установленной процедуры признания их государством. В настоящее время порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров определяется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".

Буквальный анализ положений комментируемой статьи позволяет отметить, что за основу законодательства РФ о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, приняты две группы международно-правовых норм:

Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., согласно которой материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь (п. 2 ст. 25);

Международный пакт о гражданских и политических правах, определяющий, что семья имеет право на защиту со стороны общества и государства (п. 1 ст. 23), а также провозглашающий право каждого ребенка на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства (п. 1 ст. 24);

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, декларирующего предоставление семье, как естественной и основной ячейки общества, по возможности самой широкой охраны и помощи при ее образовании и в период заботы о несамостоятельных детях и их воспитании. Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов (п. 1, 2 ст. 10).

Ближе всего по своему содержанию к концепции настоящего подходят нормы Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г.; Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1986 г.; Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.; Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, принятой в г. Нью-Йорке 30 сентября 1990 г.; Конвенции N 103 Международной организации труда относительно охраны материнства, принятой 28 июня 1952 г. в Женеве.

4. На федеральном уровне система законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, представлена в виде трех блоков норм:

Настоящий , разработанный в целях реализации положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2006 г. в части стимулирования рождения в семье второго ребенка, был принят Государственной Думой РФ 22 декабря 2006 г., одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 г. и подписан Президентом РФ 29 декабря 2006 г. Рассматриваемый нормативный акт регулирует отношения, связанные с приобретением и порядком реализации права на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, под которыми понимаются меры, обеспечивающие возможность приобретения жилья, получения услуг в сфере образования, улучшения пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных законопроектом.

Предусматривается предоставление права на дополнительные меры государственной поддержки женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г., женщинам, родившим (усыновившим) третьего или последующего ребенка начиная с 1 января 2007 г. (если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки). При этом в случае смерти указанных женщин, объявления их умершими, лишения их родительских прав, а также в случае совершения умышленного преступления против жизни и здоровья ребенка (детей), право на дополнительные меры государственной поддержки переходит к отцу (усыновителю) ребенка (детей) независимо от его гражданства. В случае смерти обоих родителей (усыновителей) ребенка (детей) или единственного родителя (усыновителя) ребенка (детей), объявления их (его) умершими, лишения их (его) родительских прав, совершения ими (им) умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки переходит к ребенку (детям в равных долях). Право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано не ранее, чем по истечении трех лет со дня возникновения права на них, т.е. по достижении ребенком возраста трех лет либо прошествии трех лет со дня его усыновления.

В целях регистрации права на дополнительные меры государственной поддержки комментируемым предусмотрено создание федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Ведение этого регистра осуществляется Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами. Кроме того, на Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы нормами настоящего Закона возлагаются обязанности по рассмотрению заявлений и выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. При этом Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы наделяются правом проверять обоснованность выдачи документов (их заверенных копий), удостоверяющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

"О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"

с изменениями и дополнениями, внесенными в текст , согласно Федеральным законам:

от 02.07.2013 г. № 163-ФЗ, от 20.04.2014 г. № 75-ФЗ, от 14.10.2014 г. № 307-ФЗ,

от 09.03.2016 г. № 68-ФЗ, от 03.07.2016 г. № 227-ФЗ, от 06.07.2016 г. № 374-ФЗ)

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт или покушение на его совершение, угрожающее безопасному функционированию объекта топливно-энергетического комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, повреждение или уничтожение имущества либо создавшее угрозу наступления таких последствий;

2) антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта;

3) безопасность объектов топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства;

4) инженерно-технические средства охраны - технические средства охраны и инженерно-технические средства защиты объекта топливно-энергетического комплекса, предназначенные для предотвращения несанкционированного проникновения на объект топливно-энергетического комплекса или выявления несанкционированных действий в отношении объекта топливно-энергетического комплекса;

5) критически важные объекты топливно-энергетического комплекса - объекты топливно-энергетического комплекса, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения;

6) критические элементы объекта топливно-энергетического комплекса - потенциально опасные элементы (участки) объекта топливно-энергетического комплекса, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта топливно-энергетического комплекса, его повреждению или к аварии на объекте топливно-энергетического комплекса;

7) линейные объекты топливно-энергетического комплекса - система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов;

8) обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

9) объекты топливно-энергетического комплекса (далее также - объекты) - объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения;

10) охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса - здания, строения, сооружения, иные объекты топливно-энергетического комплекса, а также прилегающие к ним территории и акватории в пределах границ, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

11) паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта;

12) потенциально опасные объекты (участки) топливно-энергетического комплекса - объекты топливно-энергетического комплекса (территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объектов), на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, взрыво-, пожароопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические и иные сооружения, аварии на которых, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями;

13) субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса;

14) требования обеспечения безопасности объектов топливно -энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.

Статья 3. Цели и задачи обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

1. Целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.

2. Основными задачами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются:

1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса;

2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждение таких угроз;

4) разработка и реализация требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

5) разработка и реализация мер по созданию системы физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса;

6) подготовка специалистов в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

7) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

8) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Статья 4. Принципы обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

Основными принципами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются:

1) законность;

2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;

3) взаимная ответственность личности, общества и государства в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

4) непрерывность;

5) интеграция в международные системы безопасности;

6) взаимодействие субъектов топливно-энергетического комплекса, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

7) обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

Статья 5. Категорирование объектов топливно-энергетического комплекса

1. Для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов. При проведении категорирования учитываются:

1) информация о том, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным объектом топливно-энергетического комплекса для инфраструктуры и жизнеобеспечения топливно-энергетического комплекса;

2) масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте топливно-энергетического комплекса;

3) наличие критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса;

4) наличие потенциально опасных участков объекта топливно-энергетического комплекса;

5) наличие на объекте уязвимых мест.

2. С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса:

3. Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

5. По окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Порядок формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

1. Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

2. В качестве субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном праве объектом топливно-энергетического комплекса, который отнесен к объектам высокой категории опасности, может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации.

3. Объекты топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно подразделениями и (или) организациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, и (или) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, определяются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти).

Статья 7. Требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса

1. Требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

2. Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, которые отнесены к объектам высокой категории опасности, не могут передавать в аренду или иное пользование здания, строения, сооружения, их части, входящие в состав объектов топливно-энергетического комплекса, а также земельные участки, на которых размещены эти объекты, для целей, не связанных с производственной деятельностью, без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок согласования определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Субъекты топливно-энергетического комплекса на стадиях проектирования и строительства объектов топливно-энергетического комплекса обязаны предусматривать осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций.

Статья 8. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса

1. Субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону.

2. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей настоящего Федерального закона.

3. В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации.

4. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти.

5. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи настоящего Федерального закона.

6. Информация, содержащаяся в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, является информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

7. Паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса

1. Система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.

2. Обеспечение физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на:

1) предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса;

2) своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе актов незаконного вмешательства.

3. Обеспечение физической защиты строящегося объекта топливно-энергетического комплекса, который после ввода в эксплуатацию будет отнесен к объектам высокой категории опасности, должно осуществляться на стадии строительства.

4. Для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.

5. Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и субъектов топливно-энергетического комплекса при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте топливно-энергетического комплекса устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 9.1. Ведомственная охрана организаций топливно-энергетического комплекса

Для обеспечения физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса организация - собственник Единой системы газоснабжения, стратегическое акционерное общество, осуществляющее управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, и стратегическое акционерное общество, ведущее деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья, имеют право на создание ведомственной охраны.

Статья 10. Требования к персоналу, обеспечивающему безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

1. На работу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, не принимаются лица:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления;

2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет.

2. Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны.

Статья 11. Обеспечение безопасности информационных систем объектов топливно-энергетического комплекса

1. В целях обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса субъекты топливно-энергетического комплекса создают на этих объектах системы защиты информации и информационно-телекоммуникационных сетей от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования информации и иных неправомерных действий и обеспечивают функционирование таких систем. Создание таких систем предусматривает планирование и реализацию комплекса технических и организационных мер, обеспечивающих в том числе антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.

2. Информация о системах, указанных в части 1 настоящей статьи, является информацией, доступ к которой ограничен федеральными законами. Указанная информация вносится в паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Статья 12. Права и обязанности субъектов топливно-энергетического комплекса в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

1. Субъекты топливно-энергетического комплекса имеют право:

1) в установленном порядке получать от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти информацию в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

2) вносить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предложения об обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

3) привлекать для обеспечения физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса подразделения и (или) организации, указанные в части 4 статьи настоящего Федерального закона, имеющие право приобретать и использовать гражданское, служебное огнестрельное оружие, боевое ручное стрелковое оружие, а также специальные средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) совершать иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, направленные на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

2. Субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны:

1) незамедлительно информировать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса;

2) выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса;

3) оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения;

4) осуществлять комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций;

5) обеспечивать готовность объектов топливно-энергетического комплекса к локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения посредством осуществления мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных иными федеральными законами.

3. Соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.

Статья 13. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

Нарушение должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, субъектами топливно-энергетического комплекса, организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, иными организациями, а также гражданами требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Ответственность за причинение вреда в результате совершения акта незаконного вмешательства на объекте топливно-энергетического комплекса

Гражданско-правовую ответственность за причинение вреда физическим и юридическим лицам, а также государству в результате совершения акта незаконного вмешательства на объекте топливно-энергетического комплекса несет субъект топливно-энергетического комплекса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Страхование ответственности за причинение вреда в результате террористического акта на объекте топливно-энергетического комплекса

Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, которые отнесены к объектам высокой категории опасности, обязаны страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц в результате аварии на объекте топливно-энергетического комплекса, возникшей в связи с террористическим актом или диверсией.

Статья 16. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

1. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов), а также за счет иных субъектов топливно-энергетического комплекса.

2. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса за счет иных источников средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Особенности обеспечения безопасности объектов системы газоснабжения, линейных объектов топливно-энергетического комплекса

1. Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами системы газоснабжения, и организации, эксплуатирующие такие объекты, кроме мер, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обязаны обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций на таких объектах.

2. Субъект топливно-энергетического комплекса, владеющий на праве собственности или ином законном праве объектом системы газоснабжения, и организация, эксплуатирующая такой объект, обеспечивают его готовность к локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций, к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения посредством осуществления мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных иными федеральными законами.

3. Требования обеспечения безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса с учетом их особенностей определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 18. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

Приложение

к Федеральному закону
"О безопасности объектов
топливно-энергетического комплекса"

Срок действия

____________________________________

(Гриф по заполнении)

паспорта:

Экз. № _____________________

до " _____" _____________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

Председатель антитеррористической комиссии

_______________________________________

(Ф.И.О.)

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ______________________________

(наименование организации, Ф.И.О.)

"____" __________ 20____ г.

безопасности объекта топливно-энергетического комплекса

(наименование объекта)

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

г. ______________________

_________________________________________________________________________

(основание оформления паспорта: решение региональной антитеррористической

комиссии, приказ руководителя организации)

_________________________________________________________________________

(полные наименования объекта, организации, полный почтовый адрес,

телефон)

_________________________________________________________________________

(отрасль предприятия, основной вид деятельности объекта)

_________________________________________________________________________

(наименование вышестоящей организации по принадлежности, телефон)

_________________________________________________________________________

(Ф.И.О. руководителя объекта, служебный, мобильный телефоны)

_________________________________________________________________________

(Ф.И.О. заместителя руководителя по режиму и безопасности, служебный,

Мобильный телефоны)

_________________________________________________________________________

(Ф.И.О. руководителя подразделения охраны, служебный, мобильный телефоны)

1. Общие сведения об объекте, организации

1. Основная территория

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

(общая площадь, кв. м)

_________________________________________________________________________

(периметр, м)

2. Объекты вне основной территории

_________________________________________________________________________

(зоны, территории, административно-производственные здания и сооружения,

Конструктивные и технологические элементы объекта)

_________________________________________________________________________

(общая площадь, кв. м)

_________________________________________________________________________

(периметр, м)

3. Сведения о персонале объекта (организации)

_________________________________________________________________________

(общая численность работающих на объекте, в том числе на его элементах,

человек)

4. Режим работы объекта (организации)

_________________________________________________________________________

(сезонный, вахтовый, одно-, двух-, трехсменный, максимальная численность

_________________________________________________________________________

работающих на объекте человек в одной смене в дневное и ночное время,

в том числе на его элементах)

5. Первоначальная балансовая стоимость основных производственных

_________________________________________________________________________

(суммарное значение всех материальных активов (основных средств) объекта

(организации), тыс. руб.)

6. Износ основных производственных фондов

_________________________________________________________________________

(среднее значение морального и физического износа основного

производственного оборудования, зданий и сооружений, процент)

7. Наличие на объекте подразделения по защите государственной тайны

и соблюдение требований режима секретности

_________________________________________________________________________

(вид подразделения, выделенные режимные зоны, меры по ограничению доступа

и защите)

8. Характеристика местности и природно-климатические условия

_________________________________________________________________________

(среднее значение рельефа окружающей местности, среднегодовые и сезонные:

направление и скорость ветра, среднесуточная температура, относительная

влажность, количество атмосферных осадков по сезонам, максимальные

сезонные значения силы ветра и температуры)

9. Наличие вокруг объекта других производств, населенных пунктов, жилых

зданий и иных объектов массового скопления людей, их размещение по

отношению к объекту

№ п/п

Наименование объекта

Характеристика (количество людей)

Сторона расположения

Расстояние до объекта, м

10. Размещение объекта по отношению к транспортным коммуникациям

№ п/п

Вид транспорта и транспортных коммуникаций

Наименование

Расстояние до транспортных коммуникаций, м

Автомобильный (шоссе, дороги, автовокзалы, автостанции и прочее)

Железнодорожный (железнодорожные пути, вокзалы, станции, платформы, переезды и прочее)

Воздушный (аэропорты, аэровокзалы, военные аэродромы, вертолетные площадки, взлетно-посадочные полосы и прочее)

Водный (морские и речные порты, причалы)

11. Сведения об опасных веществах и материалах, используемых на объекте

Пожаро- и взрывоопасные вещества и материалы

Химически и биологически опасные вещества и материалы

Токсичные, наркотические, психотропные вещества, сильнодействующие яды и препараты

2. Анализ уязвимости производственно-технологического процесса и выявление критических элементов объекта

1. Перечень потенциально опасных участков объекта

№ п/п

Наименование производственно-технологического процесса

Наименование потенциально опасного участка объекта

Количество работающих, человек

Конструктивные и технологические элементы

Характер возможной аварийной (чрезвычайной) ситуации

2. Модели нарушителей __________________________________________________

_________________________________________________________________________

3. Перечень критических элементов объекта

№ п/п

Базовые угрозы

Тип нарушителя

Оценка времени террористического акта

Влияние на обстановку на иных критических элементах объекта

3. Оценка социально-экономических последствий террористического акта на объекте

1. Людские потери

№ п/п

Количество человек, пострадавших в результате террористического акта

Количество человек, условия жизнедеятельности которых нарушены

Персонал организации

Персонал охраны

Жители

2. Экономический ущерб

№ п/п

Наименование критического элемента

Собственный экономический ущерб, тыс. руб.

Сторонний экономический ущерб, тыс. руб.

Общий экономический ущерб, тыс. руб.

Масштаб последствий террористического акта

4. Присвоение объекту категории по степени потенциальной опасности

5. Организация охраны и защиты объекта

1. Основания установления охраны

_________________________________________________________________________

(номер распоряжения об установлении охраны, Ф.И.О., должность его

_________________________________________________________________________

подписавших, наличие акта региональной комиссии, дата его утверждения)

2. Структура подразделения охраны

_________________________________________________________________________

(положение о подразделении охраны, вид подразделения: команда, группа

_________________________________________________________________________

с указанием их подчиненности и другие; принадлежность охраны:

ведомственная, вневедомственная, смешанная (ведомственная,

вневедомственная), частные охранные организации, служба безопасности)

3. Штат подразделения охраны (перечисляются должности по штатному

расписанию)

№ п/п

Наименование должности

Количество единиц

Итого:

4. Наличие организационно-распорядительных документов

_________________________________________________________________________

(план и схема охраны, инструкция по организации и несению караульной

_________________________________________________________________________

службы, должностные инструкции, план проверки технического состояния и

работоспособности инженерно-технических средств охраны и прочее)

5. Организация пропускного и внутриобъектового режимов

_________________________________________________________________________

(наличие инструкций, кем установлены пропускной и внутриобъектовый

_________________________________________________________________________

режимы, дата введения, порядок хранения постоянных, разовых, временных

и материальных пропусков, образцы подписей должностных лиц, наличие

помещений для бюро пропусков, хранения личных вещей, комнат досмотра)

6. Количество действующих контрольно-пропускных пунктов:

Всего ___________________________________________________________________

Проходных ______________________________________________________________

Автотранспортных _______________________________________________________

Железнодорожных ________________________________________________________

Совмещенных ____________________________________________________________

7. Состав суточного наряда охраны отдельно по его принадлежности и виду

Вид поста

Количество

единиц

человек

Караулов

Внешних постов

Внутренних постов

Суточных постов

12-часовых постов

8-часовых постов

Всего

8. Обеспеченность охраны

8.1. Оружием и боеприпасами

_________________________________________________________________________

(наименование и количество единиц боевого ручного стрелкового оружия

_________________________________________________________________________

и патронов к нему - отдельно по каждому виду, типу, модели)

8.2. Специальными средствами и служебным огнестрельным оружием

_________________________________________________________________________

(количество единиц специальных средств - отдельно по каждому виду, типу,

_________________________________________________________________________

модели; количество единиц служебного огнестрельного оружия и патронов

к нему - отдельно по каждому виду, типу, модели)

8.3. Служебным авто-, мото- и авиатранспортом и водным транспортом

_________________________________________________________________________

(нормы положенности авто-, мото- и авиатранспорта и водного транспорта,

_________________________________________________________________________

его наличие, марка, год выпуска, назначение - отдельно по каждой единице)

8.4. Служебными собаками

_________________________________________________________________________

(наличие питомника, вольеров и их количество для содержания служебных

_________________________________________________________________________

собак - отдельно договорных и балансовых собак; количество караульных

собак, количество блокпостов, постов глухой привязи,

свободного окарауливания)

9. Обеспечение сохранности оружия, боеприпасов и специальных средств

_________________________________________________________________________

(характеристика помещения для хранения оружия, боеприпасов и специальных

_________________________________________________________________________

средств, установленные средства охранной и пожарной сигнализации,

куда выведены)

10. Средний возраст сотрудников охраны

_________________________________________________________________________

(лет)

11. Уровень подготовки органов управления и персонала, участвующих в обеспечении мероприятий по физической защите и охране

_________________________________________________________________________

(наличие программы подготовки и переподготовки сотрудников охраны и

_________________________________________________________________________

органов управления предприятия, кем утверждена, порядок ее реализации,

сведения о проводимых учениях, тренировках, проверках несения службы)

12. Наличие совместных (с войсками национальной гвардии Российской Федерации и другими организациями) планов действий личного состава и администрации объекта при возникновении чрезвычайных ситуаций, включая акты незаконного вмешательства, стихийные бедствия и прочее; периодичность проведения совместных тренировок и учений, наличие оперативного штаба и специальных формирований, в том числе из штата предприятия

_________________________________________________________________________

(наименование и дата утверждения)

6. Инженерно-технические средства охраны

1. Общая протяженность периметра, подлежащего ограждению

_________________________________________________________________________

(пог. м)

_________________________________________________________________________

(характеристика ограждений: капитальные, деревянные, из колючей

_________________________________________________________________________

проволоки, сетчатые и другие, протяженность в пог. м каждого участка,

состояние ограждения)

3. Освещение охраняемой территории и периметра ограждения

_________________________________________________________________________

(наличие, краткая характеристика)

4. Охранная сигнализация ограждения

_________________________________________________________________________

(перечислить территории, ограждение которых заблокировано сигнализацией,

_________________________________________________________________________

указать суммарную протяженность заблокированного ограждения в пог. м,

тип и количество приборов сигнализации, установленных по периметру

Ограждения)

5. Сигнализация

_________________________________________________________________________

(количество лучей)

5.1. Охранная сигнализация

_________________________________________________________________________

(количество лучей)

5.2. Пожарная сигнализация

_________________________________________________________________________

(количество лучей)

5.3. Совмещенная охранная и пожарная сигнализация

_________________________________________________________________________

(количество лучей)

5.4. Тревожная сигнализация

_________________________________________________________________________

(количество лучей, куда выведены)

5.5. Наличие средств радиосвязи

_________________________________________________________________________

(количество постов, оборудованных радиосвязью, тип и количество

радиостанций)

5.6. Наличие средств телефонной связи

_________________________________________________________________________

(количество постов, оборудованных телефонной связью)

5.7. Наличие средств видеонаблюдения

_________________________________________________________________________

(тип и количество видеокамер, контролируемые зоны)

6. Техника контрольно-пропускных пунктов

_________________________________________________________________________

(тип и количество обычных турникетов, кабинно-турникетных систем,

_________________________________________________________________________

автоматизированных систем пропуска и табельного учета, механизированных

ворот, применяемых средств принудительной остановки транспорта и иных

специальных средств)

7. Наличие иных инженерных сооружений

_________________________________________________________________________

(количество и содержание наблюдательных вышек, запретных зон,

контрольно-следовых полос, специальных сооружений и других)

8. Эксплуатационно-техническое обслуживание средств охраны и пожарно-

технической продукции

_________________________________________________________________________

(кто обслуживает: специалисты предприятия или подрядной

специализированной организации)

7. Пожарная безопасность

1. Наличие пожарной охраны

_________________________________________________________________________

(Государственная противопожарная служба, муниципальная пожарная охрана,

ведомственная пожарная охрана, частная пожарная охрана, добровольная

пожарная охрана)

2. Наличие договорных подразделений Государственной противопожарной

_________________________________________________________________________

(договорные подразделения)

3. Наличие сил и средств, обеспечивающих взрывобезопасность и химическую

безопасность

_________________________________________________________________________

(аттестованные аварийно-спасательные формирования предприятия,

_________________________________________________________________________

технические и иные средства, порядок действия в соответствии с планом

ликвидации аварийной ситуации с участием как специализированных,

так и нештатных формирований)

8. Оценка антитеррористической защищенности

1. Определение требуемого уровня антитеррористической защищенности критических элементов объекта


п/п

Наименование критического элемента объекта

Привлекательность для совершения террористического акта

Модель нарушителя

Требуемый уровень защищенности

2. Анализ выполнения задач физической защиты для обеспечения защищенности критических элементов объекта


п/п

Наименование критического элемента объекта

Организация охраны наблюдения

Рубежи обнаружения

Рубежи задержания

Условия доступа

Оценка выполнения задачи физической защиты

3. Оценка эффективности физической защиты критических элементов объекта


п/п

Наименование критического элемента объекта

Способ предотвращения террористического акта

Модель нарушителя

Оценка времени действий охраны, мин

Оценка времени действий нарушителя, мин

Вывод о выполнении задачи по пресечению террористического акта

4. Оценка достаточности мероприятий по защите критических элементов объекта

№ п/п

Наименование критического элемента объекта

Выполнение установленных требований

Выполнение задачи по физической защите

Выполнение задачи по предотвращению террористического акта

Вывод о достаточности мероприятий по защите

Компенсационные мероприятия

5 в том числе количество размещенных на объекте других предприятий,

организаций, размеры занимаемых ими площадей, основание их размещения на

объекте, наличие у них самостоятельной охранной структуры, ее

принадлежность, вид, численность, вооруженность, техническая

оснащенность, состояние пропускного режима и прочее, порядок

взаимодействия с подразделением охраны на территории объекта)

10. Выводы

1. Объект находится в ведении (сфере деятельности)

_________________________________________________________________________

(федеральный орган исполнительной власти)

2. Объект по отраслевому признаку и виду деятельности относится к

_________________________________________________________________________

(по гражданской обороне, по режиму, по химической опасности и (или)

пожаро- и взрывоопасности)

3. Объекту по совокупности максимального ущерба, который может быть

нанесен в результате террористического акта, и по степени потенциальной

_________________________________________________________________________

4. Выполнение требований охраны объекта и защиты его элементов

_________________________________________________________________________

5. Наличие критических элементов объекта, их взаимовлияние и соответствие

требуемому уровню защищенности

_________________________________________________________________________

6. Достаточность сил и средств для выполнения мероприятий по физической

защите и антитеррористической защищенности объекта

_________________________________________________________________________

7. Необходимые дополнительные мероприятия по совершенствованию физической

защиты и антитеррористической защищенности объекта с указанием срока их

выполнения

_________________________________________________________________________

8. Вывод о системе охраны объекта (организации)

_________________________________________________________________________

Приложения к паспорту:

1. Ситуационный план объекта с обозначением его критических элементов

(коммуникации, планы и экспликации отдельных зданий и сооружений или их

2. План и схема охраны объекта с указанием контрольно-пропускных пунктов,

постов охраны, инженерно-технических средств и уязвимых мест.

Члены межведомственной комиссии:

_________________________

(ФИО, подпись)

_________________________

(ФИО, подпись)

_________________________

(ФИО, подпись)

Составлен "___" _______________ 20___ г. Актуализирован "____" ________ 20___ г.

Закон о материнском капитале в нашей стране действует более 10 лет, с 2006 года. Он предоставляет гражданам РФ право получить средства от государства на решение вопросов, связанных с детьми. При этом ФЗ о маткапитале предусматривает целевое расходование денег - государство строго контролирует их перечисление.

Маткапитал направлен на улучшение демографической ситуации в России. Обычно семья тратит его на покупку жилья или образование детей, потому что в нашей стране сейчас это самые актуальные проблемы.

Краткое описание ФЗ 256 о материнском капитале

В 2006 году принят Федеральный закон о маткапитале (ФЗ-256), который вступил в силу в январе 2007 года. В нем установлено право родителей при рождении или усыновлении второго либо последующего ребенка получить средства государственной субсидии, которые можно потратить на установленные законом нужды.

ФЗ о материнском (семейном) капитале, принятый 29.12.2006 г., состоит из 13 статей:

Помимо ФЗ-256, в России действует Постановление Правительства № 862, которое предусматривает улучшение условий проживания многодетных семей. Оно регламентирует временные рамки использования семейного капитала с пояснениями.

На что можно потратить выделенные государством средства?

ФЗ позволяет тратить предоставленные государством средства на следующие нужды:

Иные способы использования государственных средств запрещены. Есть предложения о включении в перечень возможных направлений денежной субсидии:

Однако надежды на принятие соответствующих поправок пока нет.

На какие именно улучшения условий проживания направляется маткапитал, прописано в Постановлении №862:

Закон в последней редакции накладывает ограничения по использованию маткапитала в зависимости от возраста ребенка. Все варианты применения доступны после достижения ребенком 3-летнего возраста. Единственное исключение – перечисление в счет погашения ипотечного кредита, которое можно сделать сразу после рождения малыша.

Обычно материнский капитал получают матери или усыновительницы, однако в определенных законом случаях его может оформить отец или сам ребенок-сирота через законного представителя. Важно отметить, что право на маткапитал имеют именно матери. Если у мужа есть дети от предыдущего брака, то при рождении ребенка от второй жены сертификат ему не полагается.

Размер и индексация выплат

На первоначальном этапе сумма выплат составляла 250 тысяч рублей. С 2015 года после периодической индексации она достигла 453 тысячи рублей. До настоящего времени новой индексации размера маткапитала не проводилось.

До 31.11.2017 года возможно было получить 25 тысяч рублей наличными средствами на любые нужды. Будет ли продлена данная возможность в 2018 году и произойдет ли индексация, пока неизвестно. Кроме этого случая, перечисление средств происходит только безналичным путем. Получателем выступает банк-кредитор, продавец жилого помещения, образовательное учреждение, строительная или медицинская организация.

Использовать маткапитал можно как частично, так и полностью. К примеру, часть средств направляется на погашение ипотечного кредита, а оставшаяся сумма – на будущую пенсию матери.

Какие документы необходимы для получения материнского капитала?

Для оформления сертификата на семейный капитал необходимо предоставить в Пенсионный фонд пакет документов. Документы для получения государственной субсидии:

Алгоритм действий по получению сертификата

Обратиться за сертификатом можно в любое время, срока получения не предусмотрено. Если он вам положен по закону, то можно не торопиться его получить до конца 2018 года, вы вправе это сделать и позже, когда понадобится. Распоряжение средствами маткапитала закреплено в законе:

Для оформления сертификата на материнский капитал необходимо лично обратиться в Пенсионный фонд по месту своего проживания или в МФЦ. Предварительно соберите пакет документов и предоставьте их в оригинале. Сотрудник снимет копию бумаг для рассмотрения вопроса. Заявление составляется по определенной форме, его заполнит сотрудник Пенсионного фонда, вам нужно будет проверить его и подписать.

Законом предусмотрена возможность отправки заявления по почте. В таком случае заполните его сами и приложите копии документов, заверенные нотариусом.

Другой удобный молодой маме вариант оформления маткапитала – электронное заявление через портал Госуслуг. Для этого требуется иметь действующий личный кабинет на этом сайте. Государственную пошлину за оформление сертификата платить не требуется.

В течение 5 дней после подачи заявления вам придет ответ. По истечении 30 дней вы сможете получить сертификат на руки или по почте. Если при подаче документов выявятся какие-либо ошибки или потребуется доработка, то Пенсионный фонд сообщит вам об этом. Какие могут быть основания для отказа:

6. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:

1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;

3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;

4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

Далее вам следует определиться, как вы хотите использовать эти средства. Когда решение будет принято, обратитесь с документами по предполагаемому применению маткапитала в Пенсионный фонд с соответствующим заявлением на перечисление.

Региональные программы материнского капитала

Регионы самостоятельно устанавливают программы получения дополнительного материнского капитала на своем уровне. Сумма зависит от наполнения бюджета. В большинстве субъектов РФ дополнительная субсидия выдается при рождении третьего ребенка.

Также в некоторых областях на дополнительные средства от государства можно приобрести автомобиль, подвести коммуникации к дому или купить жилье. Средняя сумма сертификата составляет около 100 тысяч рублей, реже государство предоставляет большие суммы. Срок его использования в среднем не превышает 3 лет.

Для получения региональной субсидии семье следует соответствовать дополнительным условиям. Администрация рассматривает доход супругов, время проживания на территории региона, жилищные условия.