Федеральный Закон “О статусе участников боевых действий”. Еспч встал на сторону российских миротворцев в споре с властями рф о компенсации за участие в операции в югославии О статусе военнослужащих

Уважаемый Владимир Владимирович!Обращаемся в Ваш адрес по поручению более 10 тыс. ветеранов боевых действий и участников локальных конфликтов, происходивших как на территории России (СССР), так и за пределами.Вооруженные конфликты не утихают, и ветеранское движение множится из года в год.Афганистан, Чечня – это то, что имеет наибольшую известность в обществе, но были и иные локальные конфликты, в которых наши ребята принимали участие, в том числе в составе миротворческих сил. Кто-то заявляет, что «они зарабатывали деньги», но… считаем, не верно ставить таким образом вопрос. Всем нам платили определенную сумму «боевых».Сегодня, очень остро стоит вопрос льготного и финансового обеспечения ветеранов боевых действий. Ведь имеющееся законодательство настолько осложнено чиновничьими инструкциями, что разобраться в причитающихся льготах и выплатах, простому «бойцу», практически не возможно. А, сами выплаты и льготы, настолько ничтожны, что, чаще, не компенсируют тот моральный урон, который нанесен в период боевых мероприятий, а «выбивание» самих льгот доходит до абсурда.Участники миротворческих миссий вообще не включены в категорию «ветераны» (со слов самих участников), что, как нам кажется, также не совсем верно и ущемляет их права.В период боевых действий, мы не обсуждали приказы и «не загружались инструкциями» – выполняли поставленную боевую задачу, исходя из собственного опыта, знаний, умений и навыков, с соблюдением норм действующего законодательства.Поступающие обращения, свидетельствуют о постоянных трудностях ветеранов, в разрешении спорных моментов, относительно полагающихся льгот, а причитающиеся денежные выплаты, по мнению большинства, ничтожно малы.Известно, что, в Совете Федерации, уже рассматривается вопрос состояния и проблем правового регулирования социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны, боевых действий и членов их семей.От лица ветеранов боевых действий и участников локальных конфликтов, просим Вас дать поручение сотрудникам Администрации Президента РФ, Правительству РФ:1. Создать комиссию по разработке и внесению изменений в нормы федерального законодательства, затрагивающие социальную защищенность ветеранов.2. Включить в состав комиссии непосредственных участников военных конфликтов, авторов данного обращения.3. Приравнять, в случае отсутствия, к ветеранам боевых действий, участников миротворческих миссий и локальных военных конфликтов. Обеспечить равные права на льготы и финансовые выплаты, для всех участников боевых действий.4. Систематизировать и сделать реально доступными (прозрачными) льготы для ветеранов боевых действий.5. Рассмотреть вопрос реабилитации, предоставления льгот и дополнительных выплат лицам, получившим увечья и ранения, которыми причинен вред их здоровью.6. Увеличить ежемесячную выплату ветеранам боевых действий.7. Рассмотреть вопрос обеспеченности ветеранов боевых действий и членов их семей.8. Рассмотреть иные вопросы социальной защиты ветеранов.С уважением,подполковник запаса, кандидат технических наук, депутат А.П. НагайцевP.S. Сбор подписей продолжается.

Прошу привлечь к проблеме СМИ: Рен-ТВ, НТВ, 1, КоммерсантЪ, Эхо Москвы.

Собрано более 10 тыс подписей. Проблема уже обсуждается в Совете Федераций. Просим включить в состав комиссии авторов данного обращения!

Для СМИ: Рен-ТВ, НТВ, 1, Коммерсантъ, Эхо МосквыСегодня довольно остро стоит проблема социальной защищенности ветеранов боевых действий и участников локальных военных конфликтов. Болезненно воспринимается исключение из категории ветеранов тех, кто принимал участие в боевых действиях в составе миротворческих сил на территориях не означенных в федеральном законодательстве, как территории военных конфликтов. Финансовые выплаты ничтожно малы - порядка 2000 рублей, а получить полагающиеся льготы - это пройти семь кругов ада - особенно в регионах. Само федеральное законодательство настолько "не прозрачно", что многие вынуждены нанимать специалистов, чтобы понять КОМУ И ЧТО ПОЛОЖЕНО.Совет Федераций уже начал предварительное рассмотрение проблем ветеранов.Обращаясь к руководству страны, мы предлагаем: Создать комиссию по разработке и внесению изменений в нормы федерального законодательства, затрагивающие социальную защищенность ветеранов. Включить в состав комиссии непосредственных участников военных конфликтов, авторов данного обращения. Приравнять, в случае отсутствия, к ветеранам боевых действий, участников миротворческих миссий и локальных военных конфликтов. Обеспечить равные права на льготы и финансовые выплаты, для всех участников боевых действий. Систематизировать и сделать реально доступными (прозрачными) льготы для ветеранов боевых действий. Рассмотреть вопрос реабилитации, предоставления льгот и дополнительных выплат лицам, получившим увечья и ранения, которыми причинен вред их здоровью. Увеличить ежемесячную выплату ветеранам боевых действий. Это лишь часть наших пожеланий. Более глубоко, необходимо прорабатывать непосредственно в законодательстве. Сегодня собрано порядка 11 тыс. подписей, среди них 8 тыс. - виртуальная поддержка (по средствам Интернета) и около 3 тыс. реальных.География поддержавших - Россия.Просим осветить проблему в СМИ, как наиболее животрепещущую...Дополнительная информация +7-913-215-9003

Глава II. Социальная защита участников боевых действий

Статья 8. Содержание социальной защиты участников боевых действий

1. Социальная защита участников боевых действий предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие участников боевых действий, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих льготы по:

1) пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, работникам органов внутренних дел и работникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на территориях государств Закавказья, Прибалтики, Республики Таджикистан, а также на территории Северо-Кавказкого региона в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии один месяц военной службы за полтора месяца.

Военнослужащим, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах и при проведении войсковых операций на период выполнения этих задач в выслугу лет и трудовой стаж для назначения пенсии засчитывается один месяц военной службы за три месяца.

2) получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений;

3) оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию;

4) медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения;

5) обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;

6) трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;

7) пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений;

8) получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.

2. Меры социальной защиты участников боевых действий определяются статьями - настоящего Федерального закона. При наличии оснований участники боевых действий одновременно могут иметь право на льготы по нескольким статьям настоящего Федерального закона, а также на льготы, установленные другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

3. При наличии у участника боевых действий права на получение одной и той же льготы по нескольким основаниям предоставляется наибольшая льгота по одному основанию по выбору участника боевых действий, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

4. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:

проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики, Республики Таджикистан,а также на территории Северо-Кавказкого региона устанавливаются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в полуторном размере от основных окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям;

постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах и и при проведении общевойсковых операций на территории Российской Федерации на период выполнения этих задач устанавливаются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в двойном размере от основных окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям.

5. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву:

проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики, Республики Таджикистан,а также на территории Северо-Кавказкого региона устанавливаются оклады по воинским должностям по 1 - 4 тарифным разрядам и ежемесячные надбавки и денежные выплаты по нормам, предусмотренным для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами и матросами, сержантами и старшинами, а при увольнении с военной службы им выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов по воинской должности;

постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах и при проведении контртеррористических операций на период выполнения этих задач устанавливаются оклады по воинским должностям в полуторном размере по 1 - 4 тарифным разрядам и ежемесячные надбавки и денежные выплаты по нормам, предусмотренным для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами и матросами, сержантами и старшинами, а при увольнении с военной службы им выплачивается единовременное пособие в размере четырех окладов по воинской должности;

6. При досрочном увольнении военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) из числа участников боевых действий с военной службы (военных сборов) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере:

военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, - 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия;

военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, гражданам, призванным на военные сборы, - 60 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия, или в ином размере, определенном федеральным законом.

Статья 9. Меры социальной защиты инвалидов боевых действий

1. Инвалидам боевых действий предоставляются следующие права и льготы:

2) получение от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) первоочередное получение местных строительных материалов для жилищного строительства, отпуск древесины на корню для строительства жилых домов на условиях, определяемых органами местного самоуправления;

4) первоочередное (внеочередное для инвалидов войны I группы) бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий;

5) внеочередная бесплатная установка квартирного телефона;

6) безвозмездное предоставление жилых помещений инвалидам боевых действий в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений;

7) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства, а также получение участков для сенокошения и выпаса скота;

8) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, в том числе членами семей инвалидов боевых действий, совместно с ними проживающими. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;

9) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной; инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном порядке. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда;

10) оплата в размере 50 процентов услуг вневедомственной охраны для одиноко проживающих инвалидов боевых действий, одиноко проживающих супружеских пар, в которых один из супругов является инвалидом войны;

11) бесплатное пользование при выходе на пенсию поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней и средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы, внеочередное бесплатное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью (в том числе ежегодное бесплатное диспансерное обследование) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн);

12) бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации, не ниже норм, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

13) бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства, а также бесплатное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями;

14) выплата работающим инвалидам боевых действий пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов заработка независимо от стажа работы и пособия по временной нетрудоспособности вследствие общего заболевания до четырех месяцев подряд или до пяти месяцев в календарном году;

15) прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям;

16) бесплатное обучение новым профессиям по месту работы, на курсах повышения квалификации в системе государственной подготовки и переподготовки кадров, сохранение оплаты труда (в размере 100 процентов тарифной ставки) по последнему месту работы в течение всего периода обучения;

17) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 30 рабочих дней в году. Инвалидам боевых действий I и II групп при недостаточности ежегодного и ежегодного дополнительного отпусков для лечения и проезда в санаторно-курортные организации и обратно разрешается выдавать листки временной нетрудоспособности на необходимое число дней и производить выплату пособий по государственному социальному страхованию независимо от того, кем и за чей счет предоставлена путевка;

18) при наличии медицинских показаний первоочередное обеспечение работающих инвалидов боевых действий путевками в санаторно-курортные организации по месту работы, а неработающих инвалидов боевых действий - обеспечение бесплатными путевками органами, осуществляющими пенсионное обеспечение. По желанию инвалидов войны вместо путевок в санаторно-курортные организации один раз в два года им выдается соответствующая денежная компенсация. Денежная компенсация может быть выплачена инвалидам боевых действий, имеющим медицинские противопоказания к санаторно-курортному лечению, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

19) при наличии медицинских показаний (инвалидам боевых действий I группы по зрению или без обеих рук - без медицинских показаний) бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При наличии противопоказаний к вождению транспортного средства инвалиду боевых действий предоставляется право передать управление указанным транспортным средством другому лицу, проживающему с данным инвалидом в одном населенном пункте. При необходимости инвалиду боевых действий могут быть бесплатно выделены вместо автомобиля лошадь с упряжью и соответствующее гужевое транспортное средство;

20) выданное бесплатно инвалиду боевых действий транспортное средство в случае его смерти может быть передано другому инвалиду, имеющему право на обеспечение транспортным средством, на условиях и в порядке, которые определяются субъектом Российской Федерации;

21) выплата инвалидам боевых действий, имеющим соответствующие медицинские показания на бесплатное получение транспортного средства, по их желанию ежегодной денежной компенсации на транспортное обслуживание вместо получения транспортных средств в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации;

22) выплата инвалидам боевых действий, получившим транспортные средства бесплатно или приобретшим их на льготных условиях, а также инвалидам боевых действий I и II групп, приобретшим транспортные средства за полную стоимость, денежной компенсации за бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и запасные части к ним в порядке и размерах, которые определяются субъектами Российской Федерации;

23) бесплатный проезд инвалида боевых действий и лица, сопровождающего инвалида боевых действий и лица, сопровождающего инвалида боевых действий I группы, на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

24) бесплатный проезд инвалида боевых действий и лица, сопровождающего инвалида боевых действий I группы, на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения;

25) бесплатный проезд инвалидов боевых действий I и II групп один раз в год (туда и обратно) по их желанию на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов. Оплата в размере 50 процентов стоимости проезда на указанных видах транспорта предоставляется лицу, сопровождающему инвалида боевых действий I группы в таких поездках;

26) бесплатный проезд инвалидов боевых действий III группы один раз в два года (туда и обратно) по их желанию на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов либо по их желанию оплата в размере 50 процентов стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на указанных видах транспорта;

27) оплата в размере 50 процентов стоимости проезда в осенне-зимний период на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте инвалиду боевых действий и лицу, сопровождающему инвалида боевых действий I группы в таких поездках;

28) внеочередное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания;

29) внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.

2. Ликвидация госпиталей ветеранов боевых действий допускается только по решению Правительства Российской Федерации.

3. Льготы, предоставляемые инвалидам боевых действий, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Статья 10. Денежное довольствие участников боевых действий и доплнительные выплаты за непосредственное участие в боевых действиях

1. При проведении боевых действий и широкомасштабных контртеррористических операций с привлечением Вооруженных Сил денежное довольствие военнослужащим, работникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы выплачиваются в следующих размерах:

а)военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, выплачивается денежное довольствие как военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на соответсвующей должности;

б) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и работникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, выплпчивается денежное довольствие в полуторном размере.

2. За непосредственное участие в проведении войсковых операций выплачиваются дополнительные выплаты из расчета на одни сутки:

а) военнослужащим, проходящим военную службу по призыву,- десять минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);

б) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов,- одиннадцать МРОТ;

в) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях офицеров и прапорщиков, и работникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - двенадцать МРОТ.

3. Участникам Великой Отечественной войны ежегодно к Дню Победы выплачивается единовременная компенсация в размере двенадцати МРОТ.

Участникам Великой Отечественной войны - Героям Советского Союза, кавалерам Ордена Славы трех степеней и Героям Российской Федерации ежегодно к Дню Победы выплачивается единовременная компенсация в размере тридцати шести МРОТ.

Статья 11. Меры социальной защиты участников боевых действий

1. Участникам боевых действий предоставляются следующие права и льготы:

1) льготы по пенсионному обеспечению и налогообложению в соответствии с законодательством;

3) первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий;

4) безвозмездное предоставление жилых помещений ветеранам боевых действий в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений;

5) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;

6) первоочередная установка квартирного телефона;

7) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства;

8) бесплатное пользование при выходе на пенсию поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней и средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы, бесплатное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов);

9) бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации, не ниже норм, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

10) бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства, а также бесплатное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями;

11) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 30 рабочих дней в году;

12) при наличии медицинских показаний первоочередное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации;

13) бесплатный проезд ветеранов боевых действий на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

14) бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения;

15) бесплатный проезд один раз в два года (туда и обратно) на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов ветеранов боевых действий, имеющих ранение, контузию или увечье, либо по их желанию оплата в размере 50 процентов стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на указанных видах транспорта;

16) преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта;

17) бесплатное обучение новым профессиям по месту работы, на курсах повышения квалификации в системе государственной подготовки и переподготовки кадров, сохранение оплаты труда (в размере 100 процентов тарифной ставки) по последнему месту работы в течение всего периода обучения;

18) прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям, выплата специальных стипендий, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, студентам из числа ветеранов боевых действий, обучающимся в указанных образовательных учреждениях.

2. Дополнительные отпуска

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, ежегодно предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 15 календарных дней, а выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и участникам боевых действий в Северо-Кавказском регионе - 10 календарных дней за каждые три месяца военной службы. Время проезда к месту проведения отпуска и обратно в срок отпуска не засчитывается.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по истечении шести месяцев службы на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и участникам боевых действий в Северо-Кавказском регионе предоставляется дополнительный краткосрочный отпуск: старшинам и сержантам - 30 календарных дней, солдатам и матросам - 25 календарных дней. Время проезда к месту проведения отпуска и обратно в срок отпуска не засчитывается.

3. Гарантии и компенсации

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, устанавливаются следующие гарантии и компенсации:

бронируется жилая площадь на все время прохождения ими военной службы в указанных государствах, а за не имеющими жилой площади сохраняется очередность на ее получение по месту прежней службы;

выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в местах проживания эвакуированных членов их семей в размерах, оговоренных в договоре найма (поднайма) жилья, но не более трех установленных законом минимальных размеров месячной оплаты труда с учетом местности проживания и состава семьи;

оплачивается стоимость проезда членов семей, находящихся на иждивении указанных военнослужащих, к месту проведения очередного отпуска и обратно на основаниях, установленных для этих военнослужащих;

оплачивается стоимость проезда членов семей, указанных военнослужащих и провоза их личного имущества к месту проживания при эвакуации, выделяется единовременная материальная помощь на каждого эвакуированного члена семьи в размере установленного законом минимального месячного размера оплаты труда;

предоставляется по прибытии из указанных государств жилая площадь в первоочередном порядке;

военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, размеры единовременных пособий, установленных пунктами 2 и 3 статьи 18 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", и страховых сумм по обязательному государственному страхованию военнослужащих исходя из месячного оклада по воинской должности, установленного на день их выплаты для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на соответствующих воинских должностях;

засчитывается время выполнения задач в общевойсковых операциях в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, в срок прохождения указанными военнослужащими военной службы в воинском звании на льготных условиях - один месяц военной службы за три месяца;

принимаются указанные военнослужащие, проходившие военную службу по призыву, в избранные ими военные образовательные учреждения профессионального образования, в том числе и в образовательные учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации, без вступительных экзаменов при условии их соответствия всем другим требованиям профессионального отбора и приема в указанные образовательные учреждения, а в гражданские образовательные учреждения профессионального образования - вне конкурса;

предоставляются при наличии медицинских показаний в первоочередном порядке путевки в лечебно-оздоровительные учреждения соответствующих федеральных органов исполнительной власти. В случаях непредоставления путевок указанным военнослужащим выплачивается денежная компенсация в размере стоимости путевки;

распространяются на указанных военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, заболевания, полученных в результате выполнения задач в условиях общевойсковых операций в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, права и льготы, установленные законодательством Российской Федерации для инвалидов Великой Отечественной войны.

4. Дополнительные гарантии и компенсации гражданскому персоналу

Гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к участию в выполнении задач по обеспечению боевых действий при проведении общевойсковых операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, за время этой работы, начиная со 2 августа 1999 года:

выплачиваются должностные оклады (тарифные ставки) в полуторократном размере;

выплачиваются суточные в двукратном размере установленной нормы;

предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц указанной работы;

сохраняется выплата процентных надбавок к заработной плате, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Статья 12. Меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, участников боевых действий и ветеранов боевых действий

1. Льготы, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, участников боевых действий, ветеранов боевых действий (далее - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

На членов семей участников боевых действий, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах и при проведении общевойсковых операций в Северо-Кавказком регионе, распространяются льготы, гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне.

Указанным лицам предоставляются следующие права и льготы:

1) льготы по пенсионному обеспечению и налогообложению в соответствии с законодательством;

2) получение от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, организацию подсобного или фермерского хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

4) первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий;

5) бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного или фермерского хозяйства;

6) безвозмездное предоставление жилых помещений семьям погибших (умерших) в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений;

7) бесплатное пользование при выходе на пенсию поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней и средств обязательного медицинского страхования, к которым члены семьи были прикреплены при жизни погибшего (умершего), бесплатное оказание медицинской помощи в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения;

8) бесплатное обеспечение родителей, супруги (супруга) погибшего (умершего) лекарствами по рецептам врачей в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации, не ниже норм, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

9) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, в том числе членами семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшими. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;

10) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной; лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом семей погибших (умерших) производится в первоочередном порядке. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Указанные льготы предоставляются независимо от того, кто из членов семьи погибшего (умершего) является нанимателем (собственником) жилого помещения;

11) первоочередное получение местных строительных материалов для жилищного строительства, отпуск древесины на корню для строительства жилых домов на условиях, определяемых органами местного самоуправления;

12) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение по последнему месту работы погибшего (умершего) путевками в санаторно-курортные организации;

13) бесплатный проезд родителей, супруги (супруга) погибшего (умершего) на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

14) бесплатный проезд родителей, супруги (супруга) погибшего (умершего) на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения;

15) первоочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому супруги (супруга) погибшего (умершего);

16) ежемесячная выплата детям погибших (пропавших без вести) участников боевых действий и инвалидов боевых действий до достижения ими возраста 18 лет (инвалидам с детства - независимо от возраста), а обучающимся в образовательных учреждениях очной форме обучения до окончания обучения пособие в размере двух МРОТ;

17)ежегодное предоставление детям погибших (пропавших без вести) участников боевых действий бесплатных путевок в детские оздоровительные учреждения, а также обеспечение их внеочередного предоставления мест в детских дошкольныхб учреждениях. В случае невозможности предоставления указанных путевок выплачивается денежная компенсация в размере их стоимости;

18) ежегодное предоставление нуждающимся супругам и родителям погибших (пропавших без вести) участников боевых действий бесплатных путевок в снитарно-курортные и оздоровительные учреждения федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

2. Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка льготы предоставляются:

1) родителям погибшего (умершего);

2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;

3) супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко.

3. Льготы, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Льготы, указанные в настоящей статье, предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.

Статья 13. Оказание ритуальных услуг

1. Погребение погибших (умерших) участников боевых действий, ветеранов боевых действий, инвалидов боевых действий, производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

2. В случае, если расходы на организацию похорон погибших (умерших) ветеранов осуществляются за счет средств членов их семей или других лиц, пособие на погребение выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. В случае гибели (смерти) участников боевых действий выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере:

членам семей погибших (умерших) участников боевых действий из числа военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, - 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия;

членам семей погибших (умерших) участников боевых действий из числа военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, граждан, призванных на военные сборы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, - 120 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия, или в ином размере, определенном федеральным законом.

Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы), считаются:

супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы;

родители военнослужащего;

дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

4. На членов семей участников боевых действий, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, при проведении общевойсковых операций в Российской Федерации и других видах боевых действий, распространяются льготы, гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне.

5.Федеральнные органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации оплачивают проезд к месту погребения и обратно членам семей погибших участников боевых действий (но не более 3 человек).

Одному из членов семьи погибшего и захороненного на территории Российской Федерации участника боевых действий предоставляется один раз в год бесплатный проезд к месту захоронения и обратно.

Статья 14. Выплаты членам семей пропавших без вести участников боевых действий

1. Установить ежемесячные выплаты членам семей пропавших без вести участников боевых действий:

а)несовершеннолетним детям (инвалидам с детства - независимо от возраста), нетрудоспособным супругу и родителям пропавших без вести участников боевых действий - пособия в размере установленного одного МРОТ;

б) Семьям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - один оклад по их воинским должностям в размерах, предусмотренных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на соответствующих воинских должностях.

2. Указанные в настоящей статье выплаты производить до признания участников боевых действий в установленном порядке безвестно отсутствующими и назначения пенсии по случаю потери кормильца, объявления их умершими либо до их явки или обнаружения места их пребывания.

3. Установить, что семьям пропавших без вести участников боевых действий выплачивается единовременное пособие в размере десяти МРОТ, установленного законодательством Российской Федерации на день выплаты этой помощи.

4. За членами семей участников боевых действий сохраняются предусмотренные законодательством Российской Федерации льготы до признания этих лиц в установленном порядке безвестно отсутствующими (объявленными умершими) либо до их явки или обнаружения места их пребывания.

) принял решение обязать Россию выплатить в общей сложности около 260 тысяч евро 12 военнослужащим или членам их семей за участие в миротворческой операции в бывшей Югославии. Истцы подали иск о невыплате им ежедневного денежного довольствия, причитающегося за участие в военной операции миротворцев.

Все военнослужащие, не получив обещанные денежные суммы после окончания миротворческой операции, подали в гарнизонные суды первой инстанции в Рязани и Калуге. С 2001-го по 2003 год суды приняли решения в их пользу, но государство отказалось выплачивать присуженные деньги.

Спустя некоторое время кассационная инстанция в лице президиума Московского окружного военного суда отменила судебные решения судов первой инстанции о выплате денежного довольствия. Окружной суд пояснил, что те принимали решение на основании неправильной трактовки законодательства.

Отчаявшись найти понимания в российских судах, бывшие миротворцы подали иск в ЕСПЧ, где несколько лет ожидали решения по своему обращению. Жалобы сразу 12 военнослужащих или их вдов ( , Владимир Матюшин, Владимир Бельчевский, Сергей Татаринов, Нина Кривцова, Маргарита Барзакова, Юрий Щетинин, Сергей Колоцветов, ) рассматривались Европейским судом одновременно.

В качестве одного из аргументов справедливости своих требований миротворцы указывали на дело Юрия Козеева, который предлагали рассматривать в качестве прецедента. Козеев принимал участие в той же миротворческой операции на Балканах, что и заявители. Ему также не заплатили ежедневное денежное довольствие, и он обратился в суд. Представитель воинской части признал долг перед военнослужащим, но от выплаты денег отказался.

«Он (представитель воинской части. — «Газета.Ru») утверждал, что невозможно выплатить причитающуюся заявителю сумму, поскольку не был разработан механизм для выплаты ежедневного довольствия военнослужащим, которые были откомандированы за границу. Кроме того, не были предусмотрены средства на эти цели», — говорится в решении ЕСПЧ по делу Козеева.

Военнослужащий подал жалобу в Страсбургский суд, тот удовлетворил его иск на основании права на справедливое судебное разбирательство в соответствии со статьей 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Козееву было выплачено более €23 тысяч.

Во вторник ЕСПЧ удовлетворил жалобу военнослужащих и их родственников и постановил выплатить им в общей сложности около €260 тысяч в качестве компенсации за денежное довольствие, моральный ущерб и расходы на судебные издержки. Страсбургский суд руководствовался теми же мотивами, что и при рассмотрении дела Козеева.

«Суд пришел к выводу, что отмена вступивших в законную силу судебных решений по делам заявителей нарушает принцип статьи 6 конвенции (Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. — Газета.Ru»)», — говорится в опубликованном на сайте ЕСПЧ решении суда.

Представители России при ЕСПЧ, участвовавшие в судебном заседании, апеллировали к тому, что военнослужащие сами виноваты в том, что не получили денежное довольствие, поскольку вовремя не обратились в соответствующие инстанции. Но суд счел этот довод неубедительным.

Руководитель правозащитной ассоциации «Агора» обращает внимание, что претензии со стороны этих военнослужащих совпали по времени со второй войной в Чечне. «Именно тогда возникло очень много вопросов по «боевым», в суды поступала масса исков от военнослужащих, которые часто в то время удовлетворялись», — отмечает эксперт. Поэтому нет ничего необычного, что суд первой инстанции встал на сторону миротворцев. «Здесь очевидно, что военный суд Московского округа отменил решение по указке сверху», — уверен Чиков. По его словам, дело миротворцев доказывает зависимость судов от исполнительной власти.

«Они как считают: вы там судите как хотите, а потом мы все сможем поменять, если будет надо. А с другой стороны, дело доказывает абсолютно традиционный для российских властей обман. Когда людей простимулировали, а в итоге обещанное не выполнили», — подчеркивает правозащитник.

ЕСПЧ обнаружил два явных нарушения в деле миротворцев. «Во-первых, нарушены права на собственность, что противоречит статье 1 протокола 1 к конвенции. Ее суть сводится к тому, что, если государство обещало какую-то выплату, но ее в итоге не сделало, это явное нарушение», — отмечает Чиков. «Во-вторых, ЕСПЧ установил нарушение статьи 6 конвенции о том, что решение, принятое в результате открытого судебного процесса, было отменено. А это и есть нарушение права на справедливый суд».

После развала некогда могучего Советского Союза почему-то забыты те, кто помогал тогдашнему Правительству в восстановлении Конституционного порядка на территориях бывших союзных республик в 1987- 1991 г.г., где был введен режим Чрезвычайного положения и комендантский час. В частности, военнослужащие внутренних войск МВД СССР. Нагорный Карабах, Азербайджан, Армения, Узбекистан, Абхазия - для них не просто географические точки на карте. Всю боль от воочию увиденных последствий межнациональных конфликтов они пронесли сквозь долгие годы, так и не получив признания за свой ратный труд. Став барьером между конфликтующими сторонами, военные приняли весь огонь на себя. И среди военнослужащих были жертвы, потому как это была настоящая необъявленная война.

Тогда нашему Правительству во главе с М. С. Горбачевым проще было объяснить народу направление военнослужащих ВВ МВД на территорию Закавказья и Средней Азии не участием в боевых действиях, коими по сути и были описываемые события, а для наведения Конституционного порядка.

....Горбачев. Виктор Михайлович, все-таки, когда люди не нарушают общественный порядок, надо работать с ними политически, а не разгонять их войсками.

Чебриков. Не разгонять, а сделать там небольшое дежурное оцепление.

Горбачев. Если люди ведут себя спокойно, надо работать до конца политически. Что же мы будем вводить войска.

Яковлев. А вот в Сумгаит войска ввести надо. Там нужно показать "руку власти".

... Горбачев.

Виктор Михайлович мне позвонил и сообщил, что митинги сняли, что все кончилось. Но что получилось наделе? С митинга действительно разошлись, но объединились в небольшие группы по 10-15-20 человек, максимум 50-100, и пошли творить настоящий разгул, насиловать, совершать поджоги, выбрасывать мебель из домов армянских семей. Какие последние данные?

Власов. 14 убитых, в том числе 3 женщины, 3 азербайджанца, 6 армян, остальные устанавливаются, пострадал от телесных повреждений 71 человек, в том числе 48 армян. Сожжено 6 автомобилей, в 13 домах совершено 19 поджогов, пострадали Дом политического просвещения, автовокзал. Имели место 4 факта насилия. Пострадало 54 работника милиции, задержано 47 человек, в том числе 5 мародеров.

Горбачев. Из числа задержанных двое признались в том, что один убил

пять, а другой трех человек. У мародеров изъяли золото, драгоценности.Дмитрий Тимофеевич распорядился, и в Сумгаит быстро ввели курсантов военного училища и других военных. Он также помог перебросить туда самолетами 3 тысячи милицейских сил....

....Горбачев. Значит, пусть Разумовский остается в Баку, а Демичев выедет туда, займется вот этим прежде всего. Но, товарищи, если народ себя ведет выдержанно и спокойно, то не нужно начинать мять их военными. Это не годится. Давайте мы за правило это возьмем. В Армении, когда обозначили войска и когда увидели это они, это их остепенило. Они понимают, что власть есть власть. Но вместе с тем то, что никто их пальцем не тронул, они тоже оценили.

Язов. Имеют место попытки распространять листовки среди солдат.

Горбачев. Если начнется то, что было в Сумгаите, действовать надо решительно и до конца.

Лигачев. Михаил Сергеевич, ведь там же каждый пятый судимый, значит, там есть сотня, две или три сотни отпетых людей, их немедленно надо выселить из Сумгаита...

Горбачев. Правильно. Задержать. Расскажи, Дмитрий Тимофеевич, как убивают.

Язов. Двум женщинам груди вырезали, одной голову отрезали, а с девочки кожу сняли. Вот такая дикость. Некоторые курсанты в обморок падали после того, как увидели это...

Чебриков. Мебель всю пережгли в армянских квартирах.

Полный протокол заседания Политбюро ЦК КПСС от 29 февраля 1988 г. http://www.sumgait.info/sumgait/politburo-meeting-...

О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО НАВЕДЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКАВ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР И АРМЯНСКОЙ ССР http://www.kaznachey.com/doc/a6KDEMFA1JZ/

А вот и материалы по Сумгаитской трагедии http://www.sumgait.info/sumgait/sumgait-1988.htm

Думается, нет нужды представлять последнего Героя Советского Союза лейтенанта ВВ МВД Олега Бабака, геройски погибшего на территории Нагорного Карабаха, также, курсанта ВПУ ВВ МВД СССР Владимира Акопова, кавалера Ордена Красной Звезды (посмертно) , погибшего в схватке с бандитами в Абхазии. Всех не перечислишь. Курсанты училищ внутренних войск МВД, побывавшие в этих "горячих точках", из четырех лет положенного обучения в стенах "альма-матер", в общей сложности год-полтора провели в боевых условиях на территории союзных республик. Новый Федеральный закон о ветеранах боевых действий с изменениями на 2016 год определяет статус ветеранов Отечественной войны и труда, а также и военнослужащих – участников конфликтов на территории других государств. Да, пусть тогда все эти территории входили в состав единого государства СССР, но, по сути, это были уже другие страны, Опять же, из Федерального закона "К ветеранам боевых действий относятся:... лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел... направленные в другие государства органами государственной власти СССР, и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах". В Федеральном законе о ветеранах, проект которого был изначально принят в 1994-м году, почему-то не нашлось места для военнослужащих внутренних войск, которые рисковали жизнями в зонах межнациональных конфликтов.

К слову. Служба в Нагорном Карабахе в 1988-89 г.г. уже давно приравнена к "боевым действиям в горячей точке": - приказ МВД СССР № 0169 от 25.11.1989 года "Об откомандировании личного состава и несении службы в условиях чрезвычайного положения"; - приказы МВД СССР от 18 октября 1989 г. N 0169 и от 9 апреля 1990 г. N 022 (отменены).

Непосредственно, какие части и подразделения командировались в НКАО определялось другими (секретными) приказам. Официально солдаты и милиционеры числились совсем в других частях, в других, весьма далеких от НКАО населенных пунктах. В военных билетах никаких записей не делалось, удостоверений никаких нет. Доказать участие в боевых действиях реально проще только тем, кто был ранен и/или награжден. А остальным это будет сделать очень сложно.

Есть еще. - Приказ МВД РФ от 22 февраля 1993 года N 73 "О ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК, СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ЗАДАЧИ ПО ЗАЩИТЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ" . Почему и туда не вошли военнослужащие, прошедшие Закавказье и Среднюю Азию?

Просим разобраться в несправедливом отношении к тем, кто принимал участие в наведении Конституционного порядка на территории Закавказья и Средней Азии в 1987- 1991 г.г. и дать статус Ветеранов боевых действий участникам тех далеких событий. Поверьте, они это заслужили!

  • Статус ветерана боевых действий
  • Государственные льготы участникам военных конфликтов
  • Региональные привилегии ветеранов

Разговоры о том, что отменили льготы ветеранам боевых действий, не соответствуют действительности. Еще живут те, кто видел ужасы Великой Отечественной войны и принимал непосредственное участие в сражениях. Лишение небольших социальных гарантий таких людей было бы верхом неблагодарности погибшим. Защитники Родины честно выполняли свой долг, и не их вина, что система ценностей в обществе сегодня совершенно другая.

Статус ветерана боевых действий

Обычно под званием «ветеран» подразумевается убеленный сединой человек пенсионного возраста. Но с начала 80-х годов прошлого века ветеранами боевых действий стали совсем молодые люди, прошедшие войну в Афганистане. Сегодня к ним причислены участники военных столкновений в Югославии, Чечне и Сирии. Российская Федерация стала преемником Советского Союза в сфере обеспечения льготами людей, участвовавших в конфликтах, где СССР официально признавал себя одной из сторон. Сложнее стоит вопрос с теми, кто принимал участие в качестве военных советников в Корее, Вьетнаме, Камбодже, Анголе и других горячих точках.

В 1995 году российское законодательство окончательно определилось с категорией ветеранов боевых действий. К ним относятся участники:

  • вооруженных столкновений;
  • специальных и антитеррористических операций;
  • разминирования как на территории России, так и за ее пределами;
  • доставки различных грузов в зону боевых столкновений;
  • обслуживания военнослужащих на территории другой страны, где проходит вооруженный конфликт;
  • летных экипажей, выполняющих боевые полеты над горячей точкой.

Для оформления статуса ветерана боевых действий (ВБД) следует обратиться в военный комиссариат с заявлением, а затем в отделение Пенсионного фонда по месту жительства. После определенной процедуры человеку выдается удостоверение. Оно является основанием для оформления льгот, выплат, компенсаций и других видов социального обеспечения.

Слухи, которые сейчас упорно распространяются через различные информационные источники, заставляют ветеранов спрашивать в социальных службах, когда отменена льгота ветеранам боевых действий. Но, несмотря на сложную экономическую ситуацию, государство в 2016 году не только не сократило количество привилегий, но и решило даже пополнить их список. То есть отношение к льготникам осталось неизменным. Существует некоторая корреляция предоставления тех или иных услуг в транспорте, зубном протезировании на региональном уровне. Это зависит от решения местных органов власти. Но кардинальная замена налоговых послаблений ветеранам боевых действий на иные формы социальной защиты не предвидится.

Вернуться к оглавлению

Государственные льготы участникам военных конфликтов

Социальные привилегии бывших служащих, находящихся на пенсии, имеют двухуровневую структуру и подразделяются на федеральные и региональные. Первая категория касается всех без исключения ветеранов и включает в себя следующие преференции:

  • оплата коммунально-бытовых услуг;
  • предоставление жилой площади ветерану и членам его семьи:
  • бесплатное медицинское лечение с возможностью покупки лекарств по сниженной стоимости;
  • повышенное финансовое обеспечение с обязательной индексацией;
  • ежегодное бесплатное санаторно-курортное лечение с проездом в обе стороны;
  • выделение участка земли для постройки дома;
  • ежегодный отпуск на срок до 35 дней, 15 из которых оплачиваются.

С участников БД (боевых действий) не снимается имущественный налог, госпошлина при обращении в судебные и другие государственные инстанции. Земельный сбор существенно снижен. Отменили льготы ветеранам боевых действий при установке стационарного телефонного аппарата. Это связано с коммерческими интересами частных телекоммуникационных компаний. Но в Удмуртии, Дагестане и Кабардино-Балкарии данная привилегия для ветеранов БД продолжает существовать.

После трехмесячного и полугодового пребывания в зоне конфликта военнослужащим предоставляется 20-дневной отпуск для реабилитации. Родственники погибших во время проведения боевых действий или умерших в результате ранений уже в мирное время имеют право на те же льготы, что и сам ветеран.

Его детям положена скидка в размере 5% для отдыха в санаториях и лагерях. Стоимость обучения в высших учебных заведениях компенсируется частично. Ежемесячная минимальная выплата семье погибшего служащего составляет 1700 рублей.

Вернуться к оглавлению

Региональные привилегии ветеранов

Второй уровень социальных гарантий для ветеранов БД находится в подчинении региональных бюджетных возможностей. Отличие в льготном обеспечении касается, например, проезда в транспорте. В одном регионе ветеран может бесплатно следовать только в общественно-коммунальном транспорте, кроме частных маршруток и такси.

В другой местности финансируется проезд в тех же маршрутках, электричках и поездах ближнего следования. Такие же скидки предусмотрены в Липецкой, Воронежской, Мурманской и Тульской областях. Ветеранам чеченской войны власти Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Краснодарского края обеспечивают льготный проезд на своей территории.

Большая часть органов регионального самоуправления положительно решила вопрос о 50%-ной скидке на налог при ремонте жилья для ветеранов БД, а в случае смерти военного получить такое преимущество может его вдова. Теперь в области образования защитникам Родины предоставляются льготы при поступлении в виде внеочередного зачисления на конкурсные места. После принятия в учебное заведение ветераны-студенты имеют право и на повышенную стипендию. Предусматривается также бесплатное обучение на курсах повышения квалификации и переподготовки.

К сожалению, сегодня социальные льготы не в полной мере компенсируют личные потери ветерана. Все привилегии незначительны в денежном эквиваленте, а многие положенные налоговые послабления подвергаются замалчиванию, особенно на местном уровне.

Поэтому бывшим участникам вооруженных конфликтов иногда приходится с «боем» добиваться выполнения административными органами положенных им прав.

Сегодня действующие скидки представляют собой больше декларацию о намерениях, чем реальное социальное обеспечение. Однако о замене льгот ветеранам боевых действий могут сообщить только из официальных источников. Другие уведомления необходимо подвергать сомнениям.