Тренировочный тест для закрепления темы "гражданское право".

Вариант № 3114514

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

Ответ:

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Спад, рецессия, цикл, депрессия, подъём, пик.

Ответ:

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, обозначают виды юридической ответственности.

1) материальная ; 2) дисциплинарная ; 3) судебная ; 4) уголовная ; 5) досрочная ; 6) административная .

Найдите два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

Ответ:

Выберите вер­ные суж­де­ния о функциях искусства и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Познавательная функция позволяет анализировать действительность при помощи художественных образов.

2) Эстетическая функция искусства проявляется в предвосхищении модных тенденций в искусстве.

3) Согласно гедонистической функции, искусство призвано доставлять удовольствие.

4) Воспитательная функция сопряжена с процессом социализации.

5) Компенсаторная функция отражает задачу прогноза негативных проявлений материальной культуры.

Ответ:

Установите соответствие между отличительными признаками и видами познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А Б В Г Д

Ответ:

На школьной конференции старшеклассник делал доклад о социальных науках и особенностях социального познания. Однако не все выдвинутые им тезисы оказались верными. Выберите из озвученных им положений те, которые характеризуют социальные науки и особенности социального познания, и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Социология является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и познания.

2) Особенностью социального познания является совпадение объекта и субъекта познания.

3) Получаемое социальное знание неминуемо связано с ценностями и интересами познающего индивида.

4) Современные социальные науки широко используют такой метод познания, как эксперимент, не будучи стесненными правовыми и моральными нормами.

5) Одним из основных принципов социального познания является необходимость рассматривать социальную действительность в развитии.

6) Главная задача учёных, работающих в сфере социальных наук, – не абстрагироваться от своих ценностных приоритетов, а интерпретировать их в научный факт.

Ответ:

Выберите верные суждения об отличительных чертах командной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Одним из недостатков командной экономики является дефицит некоторых товаров, особенно товаров широкого потребления.

2) Частная собственность в командно-административной системе распространяется на средства производства и имущество, предназначенное для ведения домашнего хозяйства.

3) В основе хозяйственного механизма командной экономики лежит директивное экономическое планирование.

4) При командной экономики цены на продукцию устанавливаются государством и, как правило, не зависят от конъюнктуры рынка.

5) Предприятия самостоятельно определяют торговых партнёров, в том числе внешнеэкономических.

Ответ:

Установите соответствие между функциями банков и уровнями банковской системы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

Аптека № 1 города N является муниципальным унитарным предприятием. Что из приведённого в списке соответствует отличительным признакам данной формы организации предпринимательской деятельности? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в по­ряд­ке возрастания.

1) Высшим органом управления является общее собрание его членов, которое решает важнейшие вопросы деятельности фирмы, в том числе избирает постоянно действующие исполнительные органы – правление и/или председателя.

2) Предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

3) Коммерческая организация не наделена правом собственности на имущество, закреплённое за ней собственником.

4) Предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое предприятие путём передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

5) Имущество предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам.

6) Прибыль предприятия распределяется между его работниками в соответствии с их трудовым участием.

Ответ:

Ответ:

Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Противоречия между субъектами конфликта могут существовать довольно длительный период времени и всегда перерастают в конфликт.

2) Социальный конфликт представляет собой открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия.

3) Форма столкновений – насильственная или ненасильственная – зависит от множества факторов, в том числе и от того, имеются ли реальные условия и возможности (механизмы) ненасильственного разрешения конфликта.

4) Причиной конфликта всегда является спор по поводу материальных ресурсов.

5) По учёту содержания проблем, вызвавших конфликтные действия, выделяют внутренние и внешние конфликты.

Ответ:

В ходе социологического опроса граждане страны А отвечали на вопрос о способах оплаты, которые они наиболее часто используют. Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Примерно четверть от общего числа опрошенных использует в равной степени как наличные, так и безналичные платежи.

2) Жители столичных городов чаще, чем жители небольших городов, используют безналичные расчёты.

3) Опрошенные в возрасте от 35 до 44 лет предпочитают расплачиваться при помощи банковской карточки, а не банкнотами.

4) Половина опрошенных жителей сёл расплачиваются исключительно банкнотами и монетами.

5) Каждый десятый опрошенный в возрасте от 25 до 34 лет использует исключительно безналичные расчёты.

Ответ:

Выберите верные суждения о функциях политической элиты в демократическом обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Стратегическая функция политической элиты заключается в создании концепции назревших реформ.

2) Политическая элита управляет политически пассивным населением через силовые структуры и другие институты принуждения.

3) Прогностическая функция политической элиты предусматривает осуществление на практике выработанного курса, проведение политических решений в жизнь.

4) Интегративная функция заключается в укреплении стабильности общества, устойчивости его политической и экономической систем, сплочении различных слоёв населения, гармонизации и согласовании социальных интересов.

5) Коммуникативная функция предусматривает умение реагировать на изменение настроений различных групп, обеспечивать работу каналов взаимосвязи с массами, изучение, сбор и отражение в политическом курсе интересов и потребностей различных социальных слоёв и групп.

Ответ:

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИЯ СУБЪЕКТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

А) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации

Б) назначение и освобождение высшего командования Вооружённых Сил Российской Федерации

В) подписание ратификационных грамот

Г) отрешение Президента Российской Федерации от должности

Д) обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики

1) Президент Российской Федерации

2) Правительство Российской Федерации

3) Государственная Дума

4) Совет Федерации

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

Конституция провозглашает Z демократическим унитарным государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют государственный режим Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) В Конституции закреплён порядок избрания высшего должностного лица государства.

2) Парламент государства Z имеет однопалатную структуру.

3) Составные части унитарного государства (области и департаменты) государственным суверенитетом не обладают.

4) В Конституции государства Z закреплён принцип народовластия.

5) Высшей ценностью государства Z провозглашаются человек, его права и свободы.

6) Гражданин государства Z не может быть лишён своего гражданства или права изменить его.

Ответ:

Что из перечисленного относится к исключительному ведению Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) оборона и безопасность

2) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами

3) разграничение государственной собственности

4) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина

5) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени

Ответ:

Выберите верные суждения о правах работника и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) возмещение вреда, причинённого работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей

2) обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами

3) разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров

4) выполнение установленных норм труда

5) соблюдение требований по охране труда и обеспечению безопасности труда

Ответ:

Установите соответствие между полномочиями и правоохранительными органами в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН

А) организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций

Б) разрешение споров о компетенции между органами государственной власти

В) осуществление координации и контроля деятельности Федеральной службы судебных приставов

Г) проверка конституционности закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле

Д) осуществление правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний

1) Конституционный суд РФ

2) Министерство юстиции РФ

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

Супруги Екатерина и Пётр не заключали брачный договор и при расторжении брака не достигли согласия по поводу раздела имущества. Суд довёл до их сведения, что они могут руководствоваться законным режимом имущества супругов. Какие из приведённых положений соответствуют данному виду режима собственности супругов? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Совместной собственностью супругов является имущество, нажитое ими во время брака (общее имущество супругов), к которому относятся доходы каждого из супругов от трудовой, предпринимательской деятельности.

2) Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является совместной собственностью.

3) Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счёт общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества.

4) Общим имуществом супругов являются также приобретённые за счёт общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, доли в капитале коммерческих организаций.

5) Допускается совершение сделки одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов вопреки воле другого супруга.

6) Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), в том числе драгоценности и другие предметы роскоши, хотя и приобретённые в период брака за счёт общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и ____ (А), называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его ____ (Б) (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем ____ (В) и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции. Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной ____ (Г). Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли, совокупности___ (Д), которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом. Она распадается на ролевые ожидания и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей ____ (Е).

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

Список терминов:

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Ответ:

Автор приводит три концепции состояния государственного бюджета. Какую концепцию он считает наиболее распространённой? Кто является её автором? Как автор определяет традиционное отношение к проблеме дефицита государственного бюджета?


(по Т.Ю. Матвеевой) )

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведёт к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объёма производства, то эта мера приведёт к ещё более глубокому спаду. И наоборот, если в экономике бум, т. е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя ещё больший перегрев экономики и, следовательно, ещё более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума, когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии, когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток.

Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла.

(по Т.Ю. Матвеевой) )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Какие три инструмента государственного бюджета, оказывающие влияние на стабилизацию экономики, согласно концепции Кейнса, называет автор? На основании текста и обществоведческих знаний назовите и обоснуйте применение двух любых способов государственного вмешательства в регулирование рыночной экономики на разных стадиях экономического цикла.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведёт к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объёма производства, то эта мера приведёт к ещё более глубокому спаду. И наоборот, если в экономике бум, т. е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя ещё больший перегрев экономики и, следовательно, ещё более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума, когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии, когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток.

Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла.

(по Т.Ю. Матвеевой) )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведёт к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объёма производства, то эта мера приведёт к ещё более глубокому спаду. И наоборот, если в экономике бум, т. е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя ещё больший перегрев экономики и, следовательно, ещё более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума, когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии, когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток.

Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1 Философия: «Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги». (А.П. Чехов)

29.2 Экономика: «Люди, достигающие успеха в мире, - это те люди, которые встают и ищут нужный им случай». (Б. Шоу)

29.3 Социология, социальная психология: «Характер ребёнка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер». (Э. Фромм)

29.4 Политология: «С врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй - зверю». (Н. Макиавелли)

6. Верны ли следующие суждения?

А) Граждане обладают правом на неприкосновенность личности и жилища.

Б) К политическим правам граждан относится свобода слова, печати и собраний, право на обращения в органы государственной власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого

пронумеровано.

1. Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации. 2. Одним из основных структурных подразделений органов внутренних дел является милиция. 3. Милиция имеет специальные подразделения, например, уголовный розыск, отделение по борьбе с экономической преступностью, отделение охраны общественного порядка 4. Повышение социального статуса работников органов внутренних дел, увеличение их должностных окладов – важное условие эффективности соблюдения законности и правопорядка.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер,

Б) характер оценочных суждений.

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Ответ: АААБ

8. Найдите в предлагаемом перечне личные права граждан России. Обведите их, выпишите цифры в строку ответа в порядке возрастания(например, 134…).

на образование

на выбор профессии

неприкосновенность личности

совести и вероисповедания

право на жизнь

избирательное право

Ответ: ____________________

1. Найдите среди перечисленных социально-экономических прав российских граждан право, относящееся к другой группе прав.

1. Вставьте пропущенное в предложении слово:

«Альтернативная ________________служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву».

Ответ: _______________

Ответ: (гражданская).

Оценивание:

Диагностические материалы к теме 7

Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

1. Соглашение между работником и работодателем, устанавливающие взаимные права и обязанности сторон, получило название

1) трудовой договор

2) договор купли-продажи

3) договор найма

4) договор подряда

2. Верны ли следующие суждения?

А ) Продолжительность рабочего дня для учащихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих работу с учебой в возрасте от 14 до 16 лет составляет 2,5 часа.

Б ) Право на сокращенный рабочий день имеют несовершеннолетние работники..

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Сторонами трудового договора являются

1) покупатель и продавец

2) работник и работодатель

3) государство и гражданин

4) производитель и потребитель

4. Отметьте правильное утверждение:

1) Трудовой договор можно оформлять как в устной так и в письменной форме

5. Верны ли следующие суждения:

А ) Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет по российскому законодательству 28 календарных дней.

Б ) Работникам в возрасте до 18 лет оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 31 календарный день.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Вставьте пропущенное в предложении слово:

Вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника.

Ответ: ____________

Ответ: (заработная плата)

7. Обязательному медицинскому освидетельствованию при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста

1) 21 год

2) 18 лет

3) 25 лет

4) 28 лет

8. Найдите в предлагаемом перечне те документы, которые необходимо представлять работодателю при устройстве на работу. Обведите их, выпишите цифры в строку ответа в порядке возрастания(например, 134…).

9. Установите соответствие между правами и обязанностями работника и их конкретными проявлениями. К каждой позиции первого столбца подберите позицию второго столбца. Полученный ответ в виде набора букв впишите в специальную таблицу.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Получение

своевременно и в

полном объеме заработной

Добросовестное

выполнение

обязанности

трудовых обязанностей

Предоставление

предусмотренной трудовым

договором

Соблюдение

внутреннего трудового

распорядка, трудовой

дисциплины

Ответ: абаб

10. Найдите в предлагаемом перечне категории лиц, для которых при приеме на работу не устанавливается испытание. Обведите их, выпишите цифры в строку ответа в порядке возрастания(например, 134…).

Беременных

Уволенных в запас военнослужащих срочной службы

Лиц с высшим

образованием

Лиц, не достигших 18 лет

окончивших профессиональное образовательное

учреждение и впервые поступающих на работу по специальности

поменявших место жительства

Оценивание:

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов, которые можно набрать – 10.

неудовлетворительноменее 5 баллов

Дополнительное задание

1. Приведите примеры ситуаций, регулируемых трудовым правом.

Могут быть приведены ситуации:

- устройство на работу

- увольнение с работы

- заключение коллективного договора

Диагностические материалы к теме 8

Мои права и обязанности в семье.

1. Порядок заключения и расторжения брака регулируется

1) Семейным Кодексом

2) Гражданским Кодексом

3) Трудовым Кодексом

4) Конституцией РФ

Тест по теме «Трудовое право»

А1. Какая из предложенных ситуаций регулируется нормами трудового права?

    Приятель помогает своему другу чинить мотоцикл

    Соседка учит гражданку С. варить борщ

    Гражданин П. заготавливает на зиму овощи, выращиваемые на своем садовом участке

    Бригада строителей строит дачу гражданину В. за определенную плату

А2. Верны ли следующие суждения о правилах приема на работу?

А. Работодатель при приеме на работу по закону имеет право потребовать у работника любой документ по своему усмотрению.

Б. Перечень документов, необходимых для приема на работу, строго определен и ограничен Трудовым кодексом РФ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А3. Законодательство определяет общую продолжительность рабочего времени в неделю не более:

А4. Трудоспособный гражданин, не имеющий работы и зарегистрированный в службе занятости с целью поиска подходящей работы, называется:

    работодатель

    работник

    иждивенец

    безработный

А5. Верны ли следующие суждения о трудовой деятельности?

А. По закону гражданин РФ может начать трудовую деятельность без согласия родителей с 16 лет.

Б. По закону до 21 года прием на работу осуществляется только с согласия родителей или опекунов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А6. Администрация предприятия объявила работнику Н. об увольнении без объяснения причин. В данном случае были:

    нарушены права работника

    соблюдены права работника

    нарушены права работодателя

    соблюдены права работодателя

В1. Найдите черты сходства и отличия в правовом положении совершеннолетнего и несовершеннолетнего ребенка

    имеет право на оплачиваемый отпуск

    увольнение работника происходит с согласия государственной инспекцией труда

    обязан соблюдать трудовую дисциплину

    может работать в сфере торговли спиртными напитками и табачными изделиями

    может привлекаться к сверхурочной работе

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия

В2. Найдите в предложенном списке характеристики трудового договора:

    Является юридическим документом

    Содержит дату начала рабочей деятельности

    Не прописывает права и обязанности работодателя

    Может заключаться в устной форме

    Включает наименование должности работника

Номера, под которыми указаны права потребителя, выпишите в порядке возрастания.

В3. Все перечисленные ниже органы, за исключением одного, относятся к трудовому праву.

Работник, коллективный договор, время отдыха, право собственности, работодатель.

Найдите и укажите орган, «выпадающий» из этого ряда.

В4. Соотнесите права и обязанности потребителя и исполнителя: к каждой позиции, данной в первом столбике, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРАВА/ОБЯЗАННОСТИ ПРИМЕРЫ

А) права работника 1) соблюдение трудовой дисциплины

Б) обязанности работника 2) безопасное рабочее место

3) ежегодный оплачиваемый отпуск

4) разрешение трудовых споров

Запишите в таблицу выбранные цифры.

В5. В ходе социологических опросов россиянам предлагалось ответить на вопрос: «Что бы вас больше устроило?»

Результаты опроса представлены в таблице.

Быть владельцем собственной фирмы (иметь собственное дело)

Быть наемным работником и получать стабильную зарплату

Затруднились ответить

Найдите в приведенном списке вывод(-ы), который (-е) можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа его номер (-а).

    Большая часть опрошенных предпочитает быть наемными работниками, а не владельцами собственной фирмы.

    Каждый шестой из опрошенных в 2011 г. не может определить, что для него лучше – иметь свой бизнес или быть наемным работником

    Среди опрошенных постоянно растет число желающих иметь собственный бизнес

    С 2002 по 2011 г. число желающих быть наемными рабочими среди опрошенных в несколько раз меньше, чем число желающих иметь собственное дело

    Примерно каждый второй опрошенный в 2011 г. больше ценит стабильный заработок, чем статус собственника (предпринимателя)

Ответ ______________________

В3. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

В4. 234, 1 ... по теме ...

  • Тест по олигофренопедагогике 4 Тест для учителей логопедов 7

    Документ

    ... Какая из предложенных программ объединяет в единый учебный предмет два разноплановых по ... Как определить индивидуальную норму физической нагрузки человека? - выявить степень его подготовленности по тестам ... ситуаций , в которых эти единицы, как правило , ...

  • Лекционный курс 18-367 Тема Древнерусское государство и право (IX первая половина XII вв.) 18-32

    Рабочая программа

    ... тем получили отражение нормы «Законы русского». Княжеское законодательство как источник права ... состоял из 100 статей и по разнообразию регулируемых ситуаций ... регулирующие функции. Законодатель видел задачи бирж в выявлении отношений спроса и предложения ...

  • Методическое пособие по педагогике задумывалось автором как рабочая тетрадь в помощь студентам отделения «Физическая культура». Данная разработка состоит из трех тетрадей. 1- «Общие основы педагогики»

    Методическое пособие

    ... по вопросам…….. Задание. Сформулируйте образовательную задачу по одной из предложенных тем урока «Педагогика как ... с Я других людей, усваивает нормы , которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного поведения. Рассмотрим развитие...

  • Вариант № 3114644

    При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


    Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


    Версия для печати и копирования в MS Word

    Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

    Ответ:

    В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

    Зарплата, факторный доход, рента, процент, прибыль.

    Ответ:

    Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «виды этнической общности».

    1) племя ; 2) род ; 3) национальность ; 4) нация ; 5) класс ; 6) народность .

    Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Ответ:

    Выберите верные суждения о формах культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Характерной чертой народной культуры является её ярко выраженный коммерческий характер.

    2) Главным средством распространения произведений элитарной культуры является телевидение.

    3) Экранная культура является разновидностью массовой культуры.

    4) К основным составляющим массовой культуры относят информационную индустрию и индустрию досуга.

    5) Как правило, элитарная культура выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве.

    Ответ:

    Установите соответствие между отличительными признаками и видами деятельности, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    А Б В Г Д

    Ответ:

    Недавно в столице государства Z прошла международная конференция, на которой обсуждались различные важные для международного сообщества проблемы. Из предложенного списка выберите проблемы, которые относятся к блоку экологических глобальных проблем. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Делегация коренных малочисленных народов Арктики затронула проблемы глобального потепления и таяния ледников.

    2) На конференции известный учёный выступил с докладом о росте количества источников антропогенного загрязнения воздуха, особенно от чрезмерного числа предприятий чёрной и цветной металлургии, энергетики, химической, нефтехимической, строительной и целлюлозно- бумажной промышленности.

    3) Верховный комиссар ООН по делам беженцев обратил внимание общественности на обострение проблемы нелегальной миграции в последние годы.

    4) Представитель африканской страны N привёл статистику по уровню бедности в странах региона.

    5) На конференции было выработано решение применять глобальные меры по развитию человеческого потенциала на основании имеющихся показателей.

    6) Страны – участницы конференции уделили особое внимание докладу руководителя климатических программ Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, согласно которому «наибольшее количество парниковых газов образуется в результате работы электростанций и выбросов метана в ходе добычи и доставки энергоресурсов, в то время как дорожный транспорт или сжигание попутного нефтяного газа в факелах наносят сравнительно небольшой вред окружающей среде».

    Ответ:

    Выберите верные суждения о видах благ и запишите цифры, под которыми они указаны.

    Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

    1) К свободным благам все люди имеют неограниченный равный доступ.

    2) Объем экономических благ меньше, чем потребность в них у общества.

    3) К общественным благам можно отнести государственное здравоохранение и систему образования.

    4) Равное предоставление гражданам экономических благ - одна из обязанностей государства в условиях рынка.

    5) Одним из признаков экономических благ является отсутствие конкуренции в их потреблении.

    Ответ:

    Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРИЗНАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

    А) основой производства является преемственность способов ведения хозяйства

    Б) ключевые экономические вопросы решаются в соответствии с обычаями

    В) государственная собственность на средства производства

    Г) бюрократизация экономики

    Д) торговля ведётся только тогда, когда образуется излишек продуктов

    1) традиционная

    2) командная

    Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

    А Б В Г Д

    Ответ:

    Магазин «Коржик и булочка» является производственным кооперативом. Что из приведённого в списке соответствует отличительным признакам данной формы организации предпринимательской деятельности? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    Цифры укажите в по­ряд­ке возрастания.

    1) Находящееся в собственности предприятия имущество делится на паи его членов.

    2) Прибыль предприятия распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием.

    3) Уставный капитал делится на определённое количество акций, которые выдаются в обмен на вклад и которыми владеют его участники.

    5) Число членов предприятия не должно превышать пяти человек.

    6) Предприятие не может быть преобразовано в хозяйственное товарищество или общество.

    Ответ:

    На графике изображено изменение предложения

    садовых инструментов на потребительском рынке: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1. (На графике P – цена товара; Q – количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) приближение весенне-летнего сезона

    2) рост числа отечественных компаний – производителей садового инвентаря

    3) изобретение новых материалов, обеспечивающих сокращение издержек на производство инструментов

    4) сокращение числа садовых рынков, располагающихся на окраинах крупных мегаполисов и в небольших городах

    5) рост цен на рынке загородной недвижимости

    Ответ:

    Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

    Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

    1) Страта – слой людей, имеющих схожие признаки по психическим и физиологическим параметрам.

    2) Сословия – большие группы людей, различающиеся по их отношению к собственности.

    3) Поляризация общества способствует росту социальных конфликтов.

    4) Распределение социальных групп и людей по стратам позволяет выделить относительно устойчивые элементы структуры общества с точки зрения доступа к власти, выполняемых профессиональных функций и получаемого дохода.

    5) К деклассированным элементам относятся люмпены – бродяги, попрошайки, нищие, а также, в некоторых случаях, маргиналы.

    Ответ:

    В ходе социологического опроса в регионе Z молодым людям был задан вопрос об их личных приоритетах в ведении здорового образа жизни. Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы. Результаты опроса «Личная шкала здоровых привычек»

    (в процентах от числа опрошенных)

    Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

    1) Процент некурящих среди опрошенных 16–23 лет самый высокий по сравнению с другими возрастными группами.

    2) Около трети всех опрошенных не употребляют алкоголь и считают это важной составляющей здорового образа жизни

    3) Общение с другими людьми в качестве своей главной здоровой привычки назвал наибольший процент респондентов от общего числа всех опрошенных.

    4) Каждый десятый опрошенный в возрасте 14–16 лет получает удовольствие от употребления здоровой пищи.

    5) Каждый второй опрошенный 24–30 лет с радостью встречает каждый новый день.

    Ответ:

    Выберите верные суждения о функциях политического лидера в демократическом обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

    Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

    1) Интегративная функция направлена на нахождение и принятие оптимальных политических решений.

    2) Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать.

    3) Новаторская функция предполагает разработку новых политических программ, стратегических планов общественного развития, реорганизацию политических структур.

    4) Координационная функция направлена на согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти.

    5) Выполняя мобилизующую функцию, лидер изучает ситуацию, оценивает наиболее важные проблемы и устанавливает, что и как должно быть исправлено.

    Ответ:

    Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ФУНКЦИЯ СУБЪЕКТ

    ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

    А) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения

    Б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации

    В) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

    Г) выносит заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления

    Д) ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации

    1) Президент Российской Федерации

    2) Конституционный суд

    3) Государственная Дума

    4) Совет Федерации

    Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

    А Б В Г Д

    Ответ:

    Конституция провозглашает Z демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют государственное устройство Z? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

    1) В государстве Z существует двухуровневая система государственных органов.

    2) Регионы государства Z самостоятельно определяют размер и способы налогообложения регионального уровня.

    3) Глава государства Z избирается напрямую народом.

    4) Регионы государства Z имеют возможность устанавливать собственное законодательство.

    5) Президент государства Z обнародует законы, издаёт декреты, награждает, формально назначает главу правительства.

    6) Конституция государства Z гарантирует защиту личностных прав и свобод граждан.

    Ответ:

    Что из перечисленного относится к исключительному ведению Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) установление правовых основ единого рынка

    2) судоустройство; прокуратура

    3) обеспечение законности

    4) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей

    5) федеральный бюджет

    Ответ:

    Выберите верные суждения о правах работодателя и запишите цифры, под которыми они указаны.

    Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

    1) осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами

    2) привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом

    3) знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами

    4) вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры

    5) принимать локальные нормативные акты

    Ответ:

    Установите соответствие между полномочиями и правоохранительными органами в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

    А Б В Г Д

    Ответ:

    Супруги Анна и Валентин после 10 лет брака решили заключить брачный договор. Однако нотариус отказался его подписывать, указывая на то, что текст договора содержит положения, противоречащие законодательству РФ.

    На какие противоречащие законодательству положения брачного договора он указал? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

    1) Составленный супругами текст документа содержал условие о передаче в собственность детям супругов различного имущества.

    2) Согласно условиям, изложенным в тексте, ювелирные украшения, приобретённые супругами во время брака, являются во время брака и в случае его расторжения собственностью того из супругов, который ими пользовался.

    3) Составленный супругами текст документа включал запрет на заключение Анной гражданско-правовых сделок.

    4) Составленный супругами проект документа содержал положения о порядке выполнения обязанностей по отношению к несовершеннолетнему сыну Анны и Валентина.

    5) Проект документа содержал положения, согласно которым и Анна, и Валентин обязаны проявлять надлежащую заботу о совместном имуществе и об имуществе, принадлежащем другому супругу, принимать все необходимые меры для предотвращения его уничтожения или повреждения.

    6) Согласно одному из пунктов проекта документа, супруги в любой момент в период брака по взаимному соглашению вправе изменить установленный настоящим договором режим совместной собственности.

    Ответ:

    Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

    Нормы, содержащиеся в различных ____ (А) права, а также правоотношения, складывающиеся на основе норм, призваны вызвать желаемые законодателем варианты поведения людей. Для этого предписания, ____ (Б) должны пройти через волю и сознание людей. Формирование ____ (В) сознания осуществляется в течение всей жизни человека. Сначала дети получают представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Позднее эти знания трансформируются в жизненные принципы. На формирование правосознания оказывает влияние семья. Человеческие отношения в семье являются прообразом отношений в ____ (Г). Затем на развитие правосознания накладывает отпечаток окружение, в котором находятся дети. Правовое сознание воздействует на ____ (Д) людей. Для большинства индивидов ____ (Е) поведения служит именно правосознание, поскольку они не знают конкретных нормативно-правовых предписаний.

    Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

    Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

    Список терминов:

    В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

    Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

    А Б В Г Д Е

    Ответ:

    Какие два аспекта понимания правовой культуры называет автор? Какие два памятника правовой культуры названы в тексте?


    (Е.В. Сенченкова) )

    Какие факторы определяют правовую культуру? На основании текста назовите один любой фактор. На основании знаний по обществознанию приведите ещё один любой фактор, влияющий на уровень правовой культуры.


    Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

    Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры: политической, нравственной, религиозной. Политическая и правовая культура взаимосвязаны, так как политические действия имеют своё культурное измерение. Они обеспечивают цивилизованный характер разрешения острых юридических конфликтов. Не причинять вред здоровью человека, не лжесвидетельствовать – это одновременно нравственные и правовые нормы. В этом проявляется их взаимосвязь.

    Согласно религиозным заповедям нельзя убить человека, украсть что- либо. Соблюдение их свидетельствует о правовой культуре человека. Отметим, что правовая культура понимается в двух аспектах: антропологическом и философском. Согласно антропологическому подходу в правовую культуру входит всё, что было создано человеком в правовой сфере. Например, памятники правовой культуры. К ним относятся законы, судебники. В современную правовую культуру включены правовые учреждения, правосознание и вся правовая система общества. Философский подход состоит в том, что правовая культура представляет собой прогрессивные достижения в правовой сфере.

    Правовую культуру определяют степень развитости правосознания населения, уровень развития правовой деятельности. Следовательно, политика государства должна быть направлена на формирование правосознания у населения. Этого можно добиться путём создания развитой системы законодательства, изменения и дополнения действующих нормативных актов.

    Правосознание предполагает осмысление и ощущение права, его оценку, восприятие процессов и результатов реализации права, соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, политическими). На его формирование оказывают влияние семья, окружение, СМИ, то есть личная и общественная жизнь в целом. Правосознание является регулятором общественных отношений. Наличие его ограждает людей от правонарушений. Правовое сознание формирует правовую культуру. На основании правовых знаний или на подсознательном уровне люди способны принимать правомерное решение. Значение правового сознания проявляется в его активном влиянии на правовое творчество, правоприменительную деятельность.

    (Е.В. Сенченкова) )

    Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
    На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

    Назовите любой социальный институт, который, с точки зрения автора, оказывает влияние на формирование правосознания. Проиллюстрируйте примером его влияние. На основании знаний по обществознанию назовите две любые функции правосознания.


    Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

    Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры: политической, нравственной, религиозной. Политическая и правовая культура взаимосвязаны, так как политические действия имеют своё культурное измерение. Они обеспечивают цивилизованный характер разрешения острых юридических конфликтов. Не причинять вред здоровью человека, не лжесвидетельствовать – это одновременно нравственные и правовые нормы. В этом проявляется их взаимосвязь.

    Согласно религиозным заповедям нельзя убить человека, украсть что- либо. Соблюдение их свидетельствует о правовой культуре человека. Отметим, что правовая культура понимается в двух аспектах: антропологическом и философском. Согласно антропологическому подходу в правовую культуру входит всё, что было создано человеком в правовой сфере. Например, памятники правовой культуры. К ним относятся законы, судебники. В современную правовую культуру включены правовые учреждения, правосознание и вся правовая система общества. Философский подход состоит в том, что правовая культура представляет собой прогрессивные достижения в правовой сфере.

    Правовую культуру определяют степень развитости правосознания населения, уровень развития правовой деятельности. Следовательно, политика государства должна быть направлена на формирование правосознания у населения. Этого можно добиться путём создания развитой системы законодательства, изменения и дополнения действующих нормативных актов.

    Правосознание предполагает осмысление и ощущение права, его оценку, восприятие процессов и результатов реализации права, соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, политическими). На его формирование оказывают влияние семья, окружение, СМИ, то есть личная и общественная жизнь в целом. Правосознание является регулятором общественных отношений. Наличие его ограждает людей от правонарушений. Правовое сознание формирует правовую культуру. На основании правовых знаний или на подсознательном уровне люди способны принимать правомерное решение. Значение правового сознания проявляется в его активном влиянии на правовое творчество, правоприменительную деятельность.

    (Е.В. Сенченкова) )

    Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
    На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

    Согласно религиозным заповедям нельзя убить человека, украсть что- либо. Соблюдение их свидетельствует о правовой культуре человека. Отметим, что правовая культура понимается в двух аспектах: антропологическом и философском. Согласно антропологическому подходу в правовую культуру входит всё, что было создано человеком в правовой сфере. Например, памятники правовой культуры. К ним относятся законы, судебники. В современную правовую культуру включены правовые учреждения, правосознание и вся правовая система общества. Философский подход состоит в том, что правовая культура представляет собой прогрессивные достижения в правовой сфере.

    Правовую культуру определяют степень развитости правосознания населения, уровень развития правовой деятельности. Следовательно, политика государства должна быть направлена на формирование правосознания у населения. Этого можно добиться путём создания развитой системы законодательства, изменения и дополнения действующих нормативных актов.

    Правосознание предполагает осмысление и ощущение права, его оценку, восприятие процессов и результатов реализации права, соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, политическими). На его формирование оказывают влияние семья, окружение, СМИ, то есть личная и общественная жизнь в целом. Правосознание является регулятором общественных отношений. Наличие его ограждает людей от правонарушений. Правовое сознание формирует правовую культуру. На основании правовых знаний или на подсознательном уровне люди способны принимать правомерное решение. Значение правового сознания проявляется в его активном влиянии на правовое творчество, правоприменительную деятельность.

    (Е.В. Сенченкова) )

    Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
    На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно. Назовите два любых социальных института, которые применяются для осуществления данного механизма.

    Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

    Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

    Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

    Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

    Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

    29.1 Философия: «Цель познания в том, чтобы знать, почему вещь существует, а не только что она есть… Природа вещи есть её цель, то, ради чего она существует». (Аристотель)

    29.2 Экономика: «Я всегда утверждал, что законы экономики - это законы жизни». (Ф. Уикстид)

    29.3 Социология, социальная психология: «У ребёнка своё особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим». (Ж. Ж. Руссо)

    29.4 Политология: «Политик до такой степени не принимает на веру свои слова, что всегда удивляется, когда другие его буквально». (Ш. де Голль)

    29.5 Правоведение: «Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом». (Юстиниан)

    Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
    На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

    Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



    Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

    1

    Запишите слово, пропущенное в таблице.

    Права и свободы человека и гражданина

    2

    В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

    1) всеобщие выборы; 2) парламентская демократия; 3) ответственное перед парламентом правительство; 4) депутаты от оппозиции; 5) равенство перед законом.

    3

    Ниже приведён перечень прав и обязанностей. Все они, за исключением двух, относятся только к правам работника.

    1) бережно относиться к имуществу работодателя, 2) получать заработную плату своевременно и в полном объёме, 3) трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, 4) добросовестно исполнять свои трудовые функции, 5) иметь полную достоверную информацию об условиях труда, 6) заключать трудовой договор.

    Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    4

    Выберите верные суждения о самооценке личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Самооценка выступает исходной точкой самопознания.

    2. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.

    3. Завышенная самооценка личности всегда является результатом ее реальных достижений.

    4. Люди с низкой самооценкой проводят сравнение с другими, только будучи уверенными в успехе.

    5. Заниженная самооценка способствует развитию лидерских качеств.

    5

    Установите соответствие между особенностью (обозначено буквами) и видом деятельности, к которой она относится (обозначено цифрами).

    6

    В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. увеличение количества учебных предметов

    2. сокращение времени изучения естественных наук

    3. ориентация на интересы и склонности ученика

    4. применение технологий, сберегающих здоровье

    5. уделение особого внимания нравственному воспитанию

    6. компьютеризация образовательного процесса

    7

    Выберите верные суждения о банковской системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Структурным элементом банковской системы являются страховые компании.

    2. Прием вкладов у населения относится к активным операциям коммерческого банка.

    3. Центральный банк - хранитель золотовалютных запасов страны.

    4. Крупные предприятия открывают свои депозитные счета в Центральном банке.

    5. К пассивным операциям коммерческого банка относится получение кредитов от других банков.

    8

    Установите соответствие между функциями и уровнями банковской системы

    9

    Правительству государства Т удалось сократить дефицит государственного бюджета, уменьшив расходы на содержание государственного аппарата. Какие еще расходные статьи могут содержаться в государственном бюджете? Выберите нужные позиции из списка и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. продажа государственных облигаций

    2. акцизные сборы

    3. обслуживание госдолга

    4. выплата пенсий

    5. взносы на социальное страхование

    10

    11

    Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Межпоколенная мобильность - сравнительное изменение социального статуса у различных поколений.

    2. Организованной мобильностью называют перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали, которые управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия.

    3. К горизонтальному виду мобильности относится получение внеочередного воинского звания.

    4. К вертикальному виду мобильности относится переход человека в более низкий социальный слой.

    5. Социальная мобильность - это разделение общества на группы, занимающие разное положение в обществе.

    12

    На рисунке отражена ситуация на рынке мясных товаров (R - цена, Z - количество). Проанализируйте изменение спроса (линия спроса A переместилась в положение A1). Чем может объясняться подобное изменение?

    1. налоговыми льготами для производителей мясных продуктов

    2. ростом благосостояния основной массы потребителей

    3. ростом числа производителей мясных продуктов

    4. распространением информации об эпидемическом заболевании животных

    5. наступил религиозный пост, которого придерживается большое количество потребителей

    13

    Выберите верные суждения о принципах уголовного права.

    1. В уголовном праве действует презумпция вины.

    2. Действует принцип неприменения наказания более тяжкого, чем предусматривалось при совершении преступления.

    3. Криминальная ответственность должна налагаться в установленном порядке, размере и компетентными для этого государственными органами.

    4. Действует принцип защиты предпринимателей и потребителей как основных субъектов уголовного права.

    5. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

    6. Базовым считается равенство субъектов уголовного процесса.

    14

    Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    15

    В ст. 3 Конституции Итальянской Республики указано, что задачей государства является устранение препятствий, которые фактически ограничивают свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности. Какие выводы позволяет сделать данное конституционное положение? Запишите цифры, под которыми эти выводы указаны

    1. Республика провозгласила ценности демократического социального государства.

    2. Республика отличается стабильными социальными отношениями.

    3. Республика является государством благосостояния с высокими жизненными стандартами.

    4. Республика является современным государством с развитым законодательством.

    5. Республика провозгласила суверенитет народа.

    6. Республика признает человека, его права и свободы высшей ценностью.

    16

    Согласно Конституции РФ к ветвям высшей государственной власти относится власть

    1. судебная

    2. муниципальная

    3. исполнительная

    4. партийная

    5. законодательная

    6. народная

    17

    Какие черты свойственны такой организационно-правовой форме предприятия, как акционерное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. учредителями могут быть только граждане

    2. возможность получать дивиденды

    3. необходимость личного трудового участия в деятельности предприятия

    4. возмещение долгов собственным имуществом

    5. нацеленность на получение прибыли

    6. риск убытков в пределах стоимости ценных бумаг.

    18

    Установите соответствие между правовым положением личности в РФ и приведенными конституционными правами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    19

    Выберите верные суждения о международном праве и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Человек не только имеет права, закрепленные в межгосударственных соглашениях, но и несет ответственность за нарушение принципов и норм международного права.

    2. Субъектом международного правонарушения и преступления является государство.

    3. К военным преступлениям и преступлениям против человечества неприменим срок давности.

    4. В число международных преступлений входят действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны.

    5. Для судебного преследования лиц, виновных в преступных нарушениях прав человека был создан международный гражданский суд.

    Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    20

    «Деньги были придуманы ______ (А), прежде всего, для облегчения обмена. Первоначально роль денег играли различные _____ (Б), и лишь потом появились современные формы денег. Признаком денег является способность выполнять функции: средства _____ (В) рыночной ценности товаров и средства сбережения. Возникновение современных форм денег было вызвано неудобством ____ (Г), который требует чрезвычайной множественности относительных цен. Деньги позволили упростить функционирование _____ (Д) и облегчили всю хозяйственную жизнь общества. Деньги, кроме того, позволяют выражать ценность всех товаров в единой _____ (Е) и учитывать их для нужд контроля и управления».

    Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

    Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

    Список терминов:

    1. человечество

    2. измерение

    3. издержки

    5. торговля

    6. система

    7. прибыль

    8. предметы

    9. инфляция

    Часть 2.

    Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

    Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

    Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».

    О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...

    Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются...

    Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг...

    Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

    (Н. Смелзер )

    Показать ответ

    Задания из второй части требуют развёрнутого ответа.

    Первые четыре задания 21-24 относятся к одному тексту.

    Все задания многосоставные, обращайте внимание на то сколько ответов от вас требуется.

    В этом задании два вопроса, следовательно у вас должен быть:

    Оба вопроса требуют ответа с опорой на текст, значит надо выписать цитаты из текста, однако если будет переписан большой отрезок из текста с надеждой угадать правильный ответ, задание не будет оценено положительно.

    1. правильность содержания

    За это задание можно получить 2 первичных балла. Одна ошибка или один невыполненный ответ приведут к оцениванию задания в 1 балл. Две ошибки и более, два невыполненных задания и более - 0 баллов.

    Назовите три причины, которые, по мнению автора, ограничивают «способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну причину, не указанную в тексте.

    Показать ответ

    Задание требует развёрнутого ответа.

    Требуется указать три причины по тексту и одну причину не по тексту, следовательно ответ будет состоять из четырёх частей. Причины по тексту выписываем в виде цитат. В тексте причин может быть больше трёх, вы можете выписать больше, но будут учтены только три. Иногда так делают для подстраховки, если сомневаются в правильности найденных в тексте причин. Обязательно одна причина должна быть не по тексту.

    Все ответы оцениваются по двум критериям:

    1. правильность содержания

    2. количество правильных ответов.

    Если вы правильно ответили, но только на один вопрос, то ответ будет оценен неполностью.

    За это задание можно получить 3 первичных балла. Одна ошибка или один невыполненный ответ приведут к оцениванию задания в 2 балла. Две ошибки и более, два невыполненных задания и более - 1 балл, и т.д.

    Проиллюстрируйте тремя примерами приведённую автором мысль И.А. Ильина о том, что человек должен всегда считаться с реальностью, с данными ему объективными обстоятельствами и законами, иначе он обречён на неудачу.

    Показать ответ

    Могут быть приведены такие примеры:

    1) высоко оценивающий свою квалификацию выпускник вуза без опыта работы полгода искал высокооплачиваемую работу, но работодатели или отдавали предпочтение кандидатам с опытом работы или предлагали существенно меньшую, чем он запрашивал, оплату;

    2) автомобилист нарушил правила дорожного движения, его действия были зафиксированы видеокамерой, и автомобилисту пришлось уплатить штраф;

    3) девушка проигнорировала предупреждение родителей о том, что на улице холодно, и необходимо тепло одеться, в результате она простудилась и заболела.

    Могут быть приведены другие примеры

    Какую особенность социального познания назвал автор? Используя обществоведческие знания, приведите два обоснования мнения о возможности достижения истины в социальном познании.

    Показать ответ

    1) особенность : человек одновременно является субъектом и объектом социального познания;

    (Особенность может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.)

    2) обоснования:

    В социальном познании существуют специальные методы сбора информации, обоснования теоретических положений;

    Истинность результатов социального познания может быть подтверждена социальной практикой.одно предложение с информацией о типах (видах) государственного устройства, опирающейся на знания курса, например: Различают унитарные и федеративные государства.;

    (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о типах (видах) государственного устройства.)

    3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знания курса сущность любого типа (вида) государственного устройства, например: Федерация - форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства территориальные единицы обладают политической, экономической и культурной самостоятельностью и имеют собственное административно-территориальное деление.

    (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого типа (вида) государственного устройства.)

    Приведите три возможных критерия классификации политических партий и укажите типы партий, выделяемых в каждой из этих классификаций.

    Показать ответ

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    ответ на вопрос: основанием расторжения трудового договора стала собственная инициатива работника; другие основания, например:

    Соглашение сторон;

    Расторжение трудового договора по инициативе работодателя;

    Перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);

    Обстоятельства, не зависящие от воли сторон (стихийные бедствия и др.).

    Могут быть приведены иные обоснования

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Гражданское общество и его роль в современной жизни». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Показать ответ

    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

    1. Провозглашение прав и свобод личности высшей социальной ценностью - предпосылка и условие развития гражданского общества.

    2. Объединения гражданского общества:

    а) социальные движения;

    б) культурные, спортивные организации;

    в) органы местного самоуправления;

    г) церковь и др.

    3. Основные черты гражданского общества:

    а) правовая защищенность граждан;

    б) разнообразие интересов и их реализация через различные институты;

    в) свободное выражение общественного мнения;

    г) плюрализм;

    д) определенный уровень гражданской культуры и др.

    4. Функции гражданского общества:

    а) защита частных сфер жизни людей;

    б) контроль за соблюдением конституционных принципов правового государства;

    в) стабилизация общественных отношений.

    Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

    Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

    Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

    При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

    29.1. Философия «Наука - это кладбище гипотез». (А. Пуанкаре)

    29.2. Экономика «Главная социальная ответственность бизнеса состоит в том, чтобы не содействовать росту нищеты и безработицы». (Б.С. Ерасов)

    29.3. Социология, социальная психология «Каждый человек отличается от другого и с каждым днём отличается от себя». (А. Поп)

    29.4. Политология «Лучшее государственное устройство для любого народа - это то, которое сохранило его как целое». (М. Монтень)

    29.5. Правоведение «Цель наказания не мщение, а исправление». (А.Н. Радищев)