Территориальные субъекты рф. Состав субъектов рф, их статус и общая характеристика

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Для эффективного участия в тендерах (госзакупках) необходимо сузить круг поиска информации о проводимых торгах до определенного региона или области.

Для чего это нужно сделать? Во-первых , в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru ) представлена информация о проводимых торгах по всем субъектам РФ и отслеживать появление новых данных по всем регионам — трудоёмкое и бесполезное занятие; во-вторых , нужно учитывать свои возможности (возможности компании) по исполнению договорных обязательств в случае вашей победы. Предположим, ваша компания находится в Москве, а Заказчик в Сахалинской области, сами понимаете, что это дополнительные расходы на транспортировку, командировочные расходы и т.д. В-третьих , сами Заказчики довольно скептически настроены к участникам закупок (поставщикам) из других регионов и делают все возможное, чтобы контракт достался «своим». Поэтому нужно четко для себя определить, где вы будете участвовать и не распылять понапрасну свои силы и время на обработку всей остальной информации.

Ниже я привел данные о федеральных округах и входящих в их состав субъектах РФ. Надеюсь, эта информация будет вам полезна, т.к. это является основным навигационным инструментом для поиска информации в единой информационной системе (ЕИС).

I. Центральный федеральный округ (административный центр – г. Москва)

1. Белгородская область

2. Брянская область

3. Владимирская область

4. Воронежская область

5. Ивановская область

6. Калужская область

7. Костромская область

8. Курская область

9. Липецкая область

10. Московская область

11. Орловская область

12. Рязанская область

13. Смоленская область

14. Тамбовская область

15. Тверская область

16. Тульская область

17. Ярославская область

18. Город федерального значения Москва

II. Южный федеральный округ (административный центр – г. Ростов-на-Дону)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Адыгея

2. Республика Калмыкия

3. Краснодарский край

4. Астраханская область

5. Волгоградская область

6. Ростовская область

III. Северо-Западный федеральный округ (административный центр – г. Санкт-Петербург)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Карелия

2. Республика Коми

3. Архангельская область

4. Вологодская область

5. Калининградская область

6. Ленинградская область

7. Мурманская область

8. Новгородская область

9. Псковская область

10. Город федерального значения Санкт-Петербург

11. Ненецкий автономный округ

IV. Дальневосточный федеральный округ (административный центр – г. Хабаровск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Саха (Якутия)

2. Камчатский край

3. Приморский край

4. Хабаровский край

5. Амурская область

6. Магаданская область

7. Сахалинская область

8. Еврейская автономная область

9. Чукотский автономный округ

V. Сибирский федеральный округ (административный центр – г. Новосибирск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Алтай

2. Республика Бурятия

3. Республика Тыва

4. Республика Хакасия

5. Алтайский край

6. Забайкальский край

7. Красноярский край

8. Иркутская область

9. Кемеровская область

10. Новосибирская область

11. Омская область

12. Томская область

VI. Уральский федеральный округ (административный центр – г. Екатеринбург)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Курганская область

2. Свердловская область

3. Тюменская область

4. Челябинская область

5. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

6. Ямало-Ненецкий автономный округ

VII. Приволжский федеральный округ (административный центр – г. Нижний Новгород)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Башкортостан

2. Республика Марий Эл

3. Республика Мордовия

4. Республика Татарстан

5. Удмуртская Республика

6. Чувашская Республика

7. Кировская область

8. Нижегородская область

9. Оренбургская область

10. Пензенская область

11. Пермский край

12. Самарская область

13. Саратовская область

14. Ульяновская область

VIII. Северо-Кавказский федеральный округ (административный центр – г. Пятигорск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Дагестан

2. Республика Ингушетия

3. Кабардино-Балкарская Республика

4. Карачаево-Черкесская Республика

5. Республика Северная Осетия - Алания

6. Чеченская Республика

7. Ставропольский край

IX. Крымский федеральный округ (административный центр – г. Симферополь)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Крым

2. Город федерального значения Севастополь


Что такое федерация? Это добровольный союз отдельных государств, которые, войдя в объединение, становятся субъектами образованной федерации.

Если наша страна имеет подобное устройство, то сколько субъектов РФ? В России на сегодняшний день насчитывается 85 субъектов федерации.

Виды государственного устройства

Кроме федеративного устройства, существуют конфедерации (федерации, как и конфедерации, относятся к более усложненной модели гос. устройства) и унитарные государства (простая форма).

Характеризуя последние, прибегают к термину «административно-территориальное устройство», а к федерации и конфедерации применяют словосочетание «политико-территориальное устройство», так как составные части такой страны характеризуются некоторой автономностью и самостоятельностью.

Варианты образования федераций

Субъекты федерации имеют несколько вариантов образования. В зависимости от этого федерации бывают территориальными, национальными, национально-территориальными, конституционными, договорными и смешанными. СССР, как и США, относился к договорной федерации, РФ - к смешанной. Что это значит? Это значит, что такие образовательные процессы, как объединение и децентрализация, протекают параллельно. В основе образования государства лежит как конституционный, так и договорной способы. Поэтому смешанная федерация называется еще конституционно-договорной.

Сложное устройство

Российская Федерация - страна, состоящая из субъектов, обладающих равными правами. Такое положение было закреплено основным законом страны - Конституцией - в 1993 году. И сколько субъектов в РФ было на тот момент? 89. Федеративное устройство любой подобной страны довольно сложное - субъектами могут быть как республики и края, так и штаты, земли, области.

Самостоятельные территории, имеющие свои органы власти, добровольно на равных правах объединяются в союз. Унитарное государство характеризуется только административно-территориальным делением. Устройство федерации потому является более сложным, потому что оно связано как с взаимоотношением различных субъектов с федеральными властями, так и между собой.

Обладательница самого большого количества субъектов

Россия - самая большая страна на планете. И субъектов у нее больше, чем у других государств подобного типа - например, в США имеется 50 штатов, в Германии - 16 земель, в Бразилии - 26 штатов и 1 федеральный округ, в Индии - 25 штатов, а в Эфиопии - 9 штатов и два города-региона. На 5 обитаемых континентах государств с федеративным устройством много - по 6 в Европе и Азии, 3 в Африке, 7 в Америке и 2 в Австралии и Океании.

Что может быть субъектом федерации

«Сколько субъектов в РФ?» - вопрос, не теряющий своей актуальности. Как отмечалось выше, в 1993 году их было 89, совсем недавно, в 2014, - 83, а с вхождением Крыма и Севастополя в состав страны стало 85.

Общности, или государственно-правовые образования, или субъекты, образующие в совокупности РФ, подразделяются на 6 видов. К первому относятся республики, ко второму - края, затем следуют области. Есть еще города федерального значения. Об автономных областях во множественном числе говорить не приходится, так как она в составе субъектов одна. Замыкают список видов, на который подразделяются все субъекты РФ, автономные округа.

Республики

Устройство нашей страны отличается своеобразием и уникальностью, и его необходимо рассмотреть подробней. Что такое республика и сколько субъектов в РФ такого типа? В состав РФ входят 22 республики. В основном законе страны она характеризуется как государство. Ее статус определяется Конституцией не только России, но и своей собственной. Республика вправе устанавливать свой язык, и этим она отличается от прочих видов.

Края, области и города с особым статусом

Сколько субъектов в РФ называются краями и сколько их? Краев 9, и они разбросаны по всей огромной территории России. В чем особенность этих образований? Статус края, как области и города федерального значения, в первую очередь определяется Конституцией России и своим собственным уставом (конституции у них нет), принимаемом на краевом, областном и городском уровнях.

А сколько субъектов в составе РФ носят названия областей, сколько городов федерального значения? Областей - 46, городов всего 3 - Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Автономные области и округа

Далее следуют автономные области, статус которых определяется основным законом и собственным уставом. Характерной особенностью является тот факт, что в отношении автономной области может быть принят федеральный закон по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и автономной области. В Российской Федерации одна-единственная Еврейская АО со столицей в Биробиджане. Существуют еще автономные округа. Сколько субъектов в РФ входит или относится к ним и как они называются? Их всего 4, и расположены они следующим образом. Ненецкий и Чукотский находятся на Крайнем Севере, как и большая часть Ямало-Ненецкого АО. А вот Ханты-Мансийский АО, находящийся в Западной Сибири, расположен ближе к югу.

Симметричная федерация

Уникальная государственная структура РФ зиждется на целостности страны, единстве системы гос. власти, равноправии самоопределения народов. Основным принципом является разграничение предметов ведения и полномочий между органами федеральной и местной власти. В сравнении с Конституцией РСФСР 1978 года количество субъектов в РФ увеличилось. Новая Россия стала симметричной федерацией (бывают еще и асимметричные), то есть все ее субъекты обладают равными правами, хотя среди ученых ведутся споры о том, существует ли вообще симметричная федерация в чистом виде и может ли страна, в составе которой имеются автономии, считаться симметричной федерацией.

Все время меняющееся число

Количество субъектов РФ начиная с 1993 года все время менялось. Уже указывалось, что на 12.12.1993 года количество субъектов в составе РФ равнялось 89. Законотворческая деятельность шла с 1995 по 2008 год, и на 1.03.2008 года в РФ насчитывалось 83 субъекта. Ответ на вопрос «сколько субъектов сейчас в РФ» уже звучал - 85. В 2014 году полуостров Крым и город федерального значения Севастополь в результате волеизъявления населения, высказанного на референдуме, были присоединены к России. Предыдущие изменения тоже производились с учетом мнений населения той или другой области, пожелавшей войти в округ или край.

Деление субъектов по федеральным округам

Существуют и другие виды либо разделений, либо объединений, которым подвержены субъекты РФ. Так, все 85 субъектов поделены или объединены в федеральные и военные округа и экономические районы. Напрашивается вопрос о том, сколько федеральных округов в России и в каждом из них сколько субъектов федерации. В РФ все 85 субъектов объединены в 9 ФО. Центральный округ включил в себя 18 государственно-правовых образований (субъектов), Южный - 6 субъектов, Северо-Западный - 11, и Дальневосточный - 9.

Затем идут Сибирский (12) и Уральский (6), Приволжский (14), Северо-Кавказский (7) и Крымский (2) округа. Первоначально, в момент создания, их насчитывалось всего семь. Затем из Южного федерального округа в 2010 выделился Северо-Кавказский, а в 2014, как отмечалось выше, был образован Крымский. Федеральные округа были созданы по принципу военных округов и экономических районов, но не всегда с ними совпадают по количеству объединяемых субъектов. Цель создания - укрепление вертикали власти и обеспечение эффективности развития той или иной отрасли.

Самый большой и самый маленький субъекты

Самым крупным субъектом Российской Федерации является Республика Саха (Якутия), относящаяся к Дальневосточному округу и занимающая площадь в 3083523 квадратных километра, что составляет чуть более 18 % от площади всей РФ. Самым маленьким субъектом является город федерального значения Севастополь - занимаемая площадь 1080 кв. км, или 0,01 %.

Москва - субъект Российской Федерации, город федерального значения, столица Российской Федерации. Имеет свою территорию, население, органы государственной власти и местного самоуправления, герб, флаг и гимн. Москва является политическим центром России - на ее территории разместились органы государственной власти РФ.

Город расположен в центре европейской части России, в междуречье Оки и Волги, в центре Московской области (координаты 55°45" северной широты и 37°37" восточной долготы от Гринвичского меридиана). Основная водная артерия города - Москва-река - проходит городскую зону в своем среднем течении и впадает в Оку - крупнейший из правых притоков Волги.

Площадь столицы - 1081 кв км.

Дата основания города - 1147 год (первое упоминание в Ипатьевской летописи).

Постоянное население города на 1 января 2010 г. составляет более 10,56 млн человек .

Национальный состав: русские, украинцы, татары, армяне, азербайджанцы, евреи, белорусы, грузины, молдаване, таджики, узбеки, мордва и т. д. (по убыванию численности, согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 г.).

Высший и единственный постоянно действующий законодательный (представительный) орган государственной власти города Москвы - Московская городская Дума. Сформирована в 1993 г. Компетенция Московской городской Думы определена уставом города Москвы. порядок осуществления Думой своих полномочий, правила и процедуры работы Думы установлены регламентом Московской городской Думы.

Численный состав Думы - 35 депутатов, работающих на постоянной основе. С 2009 г. выборы в Думу проводятся по 17 одномандатным избирательным округам и городскому избирательному округу. По городскому избирательному округу от избирательных объединений избирается 18 депутатов.

В систему исполнительной власти города Москвы входят : мэр Москвы, правительство Москвы, отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти. Высшим должностным лицом города Москвы является мэр Москвы, наделяемый полномочиями на 5 лет в порядке, установленном федеральным законодательством и Уставом города Москвы. Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы. Правительство Москвы формирует и возглавляет мэр Москвы.

В столице осуществляет свою деятельность Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в городе Москве , реализующее организационное обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества Москвы, а также финансирование мировых судей. Судебную систему Москвы составляют федеральные суды и мировые судьи субъекта Российской Федерации - города Москвы.

Территориальными единицами города Москвы являются районы и административные округа, имеющие наименования и границы, закрепленные правовыми актами города Москвы. Административное управление города осуществляется через административные округа (образованы в 1991 г.). Образование и упразднение административных округов, установление и изменение их границ, а также присвоение им наименований осуществляется мэром Москвы. Во главе административных округов стоят префекты, которые назначаются мэром и осуществляют руководство местным управлением в округах. Территориальными органами исполнительной власти столицы, подведомственными правительству Москвы, являются районные управы.

Особенности градостроительного развития столицы установились уже в XII веке в процессе основания города. Центральная часть Москвы прирастала окраинами, следуя средневековому принципу городской застройки, когда мощные крепостные стены постепенно опоясывали круговые улицы примыкавших к ним новых поселений. Первые защитные сооружения заложили траекторию московских колец, обозначив основу всей будущей планировки российской столицы.

Кольцевой границей города в разное время служили: кремлевская стена, Земляной город, Камер-коллежский вал, бульварное кольцо, Малое кольцо железной дороги. С 1960 г. границей Москвы является Московская кольцевая автодорога (МКАД). Форму круга имеет и основная ветка Московского метрополитена ‑ Кольцевая, и завершенное в 2005 г. Третье транспортное кольцо столицы. Таким образом, характерная для Москвы радиально-кольцевая планировка продолжает определять развитие мегаполиса. Однако в состав современной Москвы включен также ряд территорий, расположенных за пределами МКАД, в том числе город Зеленоград.

Москва является деловым центром страны - в столице расположены ведущие экономико-финансовые структуры, более половины коммерческих и специализированных банков страны, представительства крупнейших российских компаний и ведущих мировых корпораций. Кроме того, в Москве зарегистрировано более 200 тысяч малых предприятий. Показатель занятости в этой сфере в столице приближается к европейскому, который составляет 50-55%.

На Москву ориентирована существующая транспортная система России, что определяет концентрацию в столице основных грузовых и пассажирских потоков, а также формирование на базе Московского транспортного узла национального торгово-распределительного центра, в котором сосредоточено почти 70% складских площадей страны. Москва-река обеспечивает выход к пяти морям - Азовскому, Балтийскому, Белому, Каспийскому и Черному.

Москва - основной поставщик товаров и услуг, кадровых ресурсов, научно-инновационных разработок и передовых технологий в стране. Перспективными для вложений считаются такие отрасли, как топливно-энергетический комплекс, промышленность, транспорт, торговля, связь, туризм, образование. Инвестиции в Москву составляют более 60% от общего объема поступивших в Россию, 1/3 городского бюджета формируется за счет внешнеэкономической деятельности, четверть торгового оборота страны также приходится на столицу. В Москве зарегистрированы представительства более 6800 иностранных компаний. На территории Москвы активно формируются особые экономические зоны и технопарки.

Москва - это свыше 5500 предприятий общественного питания, более 5 000 км улиц и дорог, свыше 1230 вузов, более 660 маршрутов городского транспорта, свыше 600 музеев, усадеб и художественных галерей, около 500 выставок ежегодно, более 350 дворцов спорта, стадионов, бассейнов и катков, свыше 290 банков, более 290 км линий метрополитена, около 240 гостиниц, более 100 театров и концертных залов, более 100 садов и парков.

Одна треть всех научных работников страны - это научный потенциал Москвы. В столице обучается более одного миллиона студентов и около 50 тысяч аспирантов.

В столице сосредоточено 38% исторических объектов страны, из которых 200 занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ежегодно Москву посещает свыше 4 млн туристов , больше всего гостей прибывает из Германии, США и Китая, а также из Великобритании, Франции, Турции, Италии, Израиля, Японии и Испании. Более 70% иностранных туристов, прибывающих в Россию, посещают Москву.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Россия - это многонациональная страна с богатой историей. На территории нашей страны проживает множество народностей, которые имеют свои традиции и свой язык. В России существует несколько типов субъектов: республики, области, края, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Давайте разберемся, сколько субъектов в составе РФ всего и может ли это значение изменяться.

Субъекты РФ

В состав Российской Федерации входят 85 субъектов:

Подробный список можно посмотреть, например, на сайте органов госвласти РФ . Количество субъектов может меняться с течением времени. Это связано с изменением численности населения и экономическими возможностями территорий, выделенных в отдельный субъект.

Так, 14 марта 2014 года в состав РФ вошел новый субъект - Республика Крым - и появился новый город федерального значения - Севастополь. Таким образом, на сегодняшний день количество субъектов в РФ - 85. До этого в составе РФ было 83 субъекта, законодательно закрепленных с 2003 года.

В зависимости от значения, каждый из субъектов обладает определенными особенностями. Например, республика имеет статус страны в стране и обладает собственной конституцией, а также законодательными и исполнительными органами. Области, края, города федерального значения имеют собственные краевые законодательные органы. Все законы, которые принимаются субъектами РФ, не должны противоречить конституции страны и федеральным законам.

Чем субъекты отличаются друг от друга?

85 субъектов РФ отличаются друг от дуга по следующем показателям:

  • численность населения и его плотность;
  • размер территорий;
  • национальный состав.

Каждый из выделенных показателей не являет абсолютным и меняется с течением времени. Динамику миграций и экономического благосостояния субъекта частично отражают переписи населения.

Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации.

Субъект РФ – это ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность же субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В настоящее время Конституция предусматривает 6 видов субъектов РФ, закрепляя их с помощью отдельных абзацев гл.3о федеративном устройстве ст. 65: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Вместе с тем все виды субъектов федерации могут быть интегрированы в более общие группы и составить 3 типа субъектов:

· национально государственный (республики в составе РФ);

· административно-территориальный (края, области, города Москва и Санкт-Петербург);

· национально-территориальный (автономная область и автономные округа).

Подобная типология основана, с одной стороны, на различном объеме полномочий соответствующих субъектов (одни из них наделяются полномочиями государства как такового, остальные - полномочиями государственного образования), с другой - на введении новых, территориальных форм государственности наряду с ранее существовавшими национальными.

В настоящее время, в составе субъектов РФ насчитывается 83 субъекта: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, одна автономная область (Еврейская) и 4 автономных округа, 2 города федерального значения(Москва и Санкт-Петербург).

Существенной особенностью РФ является то, что она состоит из субъектов, которые сами имеют форму государственной организации. Все они наделяются КРФ статусом государственных образований. Вне государственной формы нет и субъекта Федерации. Именно государственная природа субъектов придает их отношениям в составе России федеративный характер.

Как государственные образования все субъекты РФ обладают элементами учредительной власти, наделяются правом издавать собственные законы и иные нормативно-правовые акты, осуществляют территориальное верховенство в границах своего ведения, характеризуются одинаковой компетенцией, особым характером взаимоотношений с федеральной властью. Таких отношений не имеют обычные административно-территориальные единицы, вследствие чего они не обладают правосубъектностью в составе федерации.

Наиболее общим признаком всех субъектов является их равноправие как в отношениях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Равноправие субъектов РФ проявляется независимо от их построения на национально-государственной или территориально-государственной основе.
К общим чертам субъектов РФ следует отнести также наличие у каждого из них своего административно-территориального деления, своей собственности, своего законодательства.

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами РФ.

Республики (21) , в отличие от краев и областей, являются национально-государственными образованиями, то есть формой государственности того или иного народа (народов) в составе России. В отличие от прочих субъектов федерации, республики принимают собственные конституции в соответствии с КРФ и имеют право устанавливать свои государственные языки.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется прежде всего тем, что она признается гос-вом в составе РФ.(В статье 5 Конституции России республики охарактеризованы как государства. Однако это не означает, что они являются носителями государственного суверенитета.) Но республика - это не просто гос-во, а гос-во, входящее в РФ в качестве ее субъекта. Поэтому конституционно-правовой статус республики выражает ее черты и как гос-ва, и как субъекта Федерации. Из этого следует, что правосубъектность республики не может охватывать всей совокупности свойств самостоятельного гос-ва. Ее статус определяется федеральной Конституцией и конституцией республики (ст. 66 КРФ).
Республики имеют госуд. символику - Госуд. герб, Госуд. флаг и Госуд. гимн. Это официальные символы гос-ва, которые утверждаются каждой республикой самостоятельно. Они выражают самобытность и исторические традиции народов данной республики. В качестве атрибутивного признака государства можно "расценивать наличие у республик столиц, тогда как остальные субъекты располагают административными центрами. Правовой статус столиц, административных центров устанавливается законами соответствующих субъектов.

Особенности республик не должны создавать впечатления исключительности данного вида субъектов по отношению к другим. Главным принципом современного российского федерализма является принцип равноправия всех субъектов, который, допуская наличие определенных особенностей того или иного вида субъектов федеративного объединения, категорически не допускает превалирования какого-либо одного вида субъектов над другими.

Конституционный Суд РФ в решении по делу «о республиканском суверенитете» подчеркнул, что используемое в федеральной Конституции понятие «республика (государство)» не означает признание государственного суверенитета этих субъектов, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.

Наряду с республиками в составе РФ к национально-государственному типу субъектов Федерации относятся автономная область (Еврейская) и автономные округа.

Автономии - национально-государственные образования, отличающиеся особым национальным составом и бытом населения. Если автономная область учреждалась как универсальная форма автономии, применяемая в любой части федерации (Поволжье, Северный Кавказ, Дальний Восток), то автономный округ (до 1977 г. - национальный округ) рассматривался как форма национальной государственности малочисленных народов и этнических групп Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Большая часть автономных округов входит в состав краев и областей. Автономные области и округа осуществляли административное самоуправление по вопросам своей внутренней жизни. Это юридически ставило их на положение административных единиц в составе края или области, хотя как субъекты Федерации они обладали статусом госуд. образований.
Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, а по вопросам собственной и совместной с Федерацией компетенции – законы и иные нормативные акты. Они обязательны для исполнения на соответствующей территории.

Автономный округ является равноправным субъектом Российской Федерации:

  • обладает собственным законодательством (устав и прочие нормативно-правовые акты);
  • обладает собственной территорией (не может быть изменена без согласия субъекта) и населением;
  • самостоятелен в решении вопросов, отнесённых к ведению субъектов Российской Федерации (в пределах полномочий автономного округа);
  • самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях, вправе заключать соглашения как на международном, так и на федеральном уровне.

Автономный округ, при неурегулированности взаимоотношений с краем или областью, в состав которого он входит, вправе заключить с ним соответствующее соглашение.

Края, области, города федерального значения обладают собственной территорией. Она не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены только с их согласия. Края и области имеют свои административные центры. В территориальных субъектах образуются органы представительной, исполнительной и судебной власти. Они действуют на основе КРФ, а также уставов края, области, города федерального значения. Следует отметить, что прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодательством к местным органам власти. В настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами гос. власти субъектов РФ. Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику.

Города федерального значения, кроме того, отличаются от остальных субъектов Федерации сочетанием в себе одновременно статуса субъекта Федерации и статуса населенного пункта - города. Остальные субъекты, являясь территориальными единицами, напротив, включают в свой состав города, иные населенные пункты и т.д. Наконец, статус Москвы включает в себя, по меньшей мере, четыре правовых аспекта. Москва выступает в качестве населенного пункта - города; субъекта Федерации - города федерального значения; административного центра другою субъекта - Московской области; столицы Российской Федерации.

1. Алтайский край (Барнаул)

2. Камчатский край (Петропавловск-Камчатский)

3. Хабаровский край (Хабаровск)

4. Краснодарский край (Краснодар)

5. Красноярский край (Красноярск)

6. Пермский край (Пермь)

7. Приморский край (Владивосток)

8. Ставропольский край (Ставрополь)

9. Забайкальский край (Чита)

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».