Образование мировой социалистической системы.

Расстановка сил и основные направления общественного развития

Результаты войны внесли коренные изменения в международную обстановку.

Война завершила полувековую борьбу империалистических государств за мировое лидерство, США становятся господствующей в капиталистическом мире «сверхдержавой». Советский Союз, хотя и понес большие потери, вышел из войны могучей военной силой, приобрел огромный авторитет в мировом сообществе. Такое соотношение сил в межформационном противоречии во многом определило общественное развитие в послевоенном мире.

Мировая система капитализма в итоге войны оказалась в целом значительно ослабленной. В западноевропейском центре: Германия и Италия - разгромлены; Франция, подвергшаяся немецкой оккупации, сократила объем производства до 30 % от довоенного; Англия, долг которой вырос в 3 раза, оказалась в прямой зависимости от США. Другой центр империалистической системы (Япония) также разгромлен. Единственной страной, которая в результате войны резко увеличила финансовую, экономическую и военную мощь, оказались Соединенные Штаты Америки. Вторая мировая война, как и Первая, обернулась для США «золотым» дождем. Объем их промышленной продукции увеличился более чем вдвое, национальный доход вырос с 97 млрд долл. в 1941 г. до 161 млрд в 1944 г. Пользуясь слабостью конкурентов, США захватывают основную долю мирового рынка и претендуют на мировое господство.

Во всех капиталистических странах значительно возросли народные симпатии к социалистической идее, усилилось влияние коммунистических и социалистических партий, возглавлявших антифашистскую борьбу, представители которых вошли в правительство многих государств. В колониях и зависимых странах борьба с оккупантами вызвала подъем национального самосознания, стремление к государственной независимости и социальному переустройству.

Социалистическое и коммунистическое движения в странах различных континентов, антиимпериалистическая борьба в зависимых государствах и национально-освободительная борьба колониальных народов сливались в единый мировой революционный поток. Рост могущества СССР, его пример и поддержка Советским Союзом народов в борьбе против империализма способствовали развитию демократических процессов в мире.

В сложившихся исторических условиях мировое общественное развитие включало три основных направления.

Первое- развитие социализма. Оно шло в следующих конкретно-исторических формах: 1) развитие СССР как оплота мировой системы социализма; 2) переход на социалистический путь развития стран и народов различных цивилизаций в Европе, Азии и Латинской Америке, формирование мировой системы социализма; 3) развитие элементов социализма внутри капиталистических стран - продолжение процесса «социализации» капитализма в силу внутренних причин и под воздействием примера социалистических стран. Все это показывает общую закономерность перехода мирового сообщества к социалистической системе.

Второе - переход капиталистической формации во всемирно-монополистическую стадию. Национальный государственно-монополистический капитализм (ГМК), сформировавшийся в первой половине XX в., перерастает в новую стадию, во всемирно-монополистический капитализм (ВМК) - «глобальный империализм» с экономическим, политическим и военным центром в США.

Третье- национально-освободительное движение в колониаль­ных и зависимых странах. В результате борьбы за независимость эти страны переходят на самостоятельный путь развития в различных формах социального устройства общества.

Все три составляющие мирового исторического процесса развивались во взаимной связи в конкретно складывающейся исторической обстановке, тесно переплетаясь между собой. Империализм во главе с США силой оружия, экономическим, финансовым, информационно-идеологическим давлением противодействовал развитию социалистической системы и национально-освободительного движения социалистической направленности.

Важнейшим событием первых послевоенных лет стал переход на социалистический путь развития стран Центральной и Юго-Восточной Европы, где в ходе освобождения от фашизма установилась народная власть и образованы народно-демократические республики. От системы капитализма в Европе отпали Албания, Болгария, Восточная Германия, Венгрия, Чехословакия, Польша, Румыния, Югославия. В них последовательно проводились социалистические преобразования. Повсюду конфискована собственность лиц, сотрудничавших с фашистами, национализирована крупная промышленность, банки, транспорт; проведена земельная реформа. В напряженной-политической борьбе буржуазные элементы были разбиты, у власти утвердились политические партии рабочего класса и крестьянства. Советский Союз парализовал попытки империализма вмешаться во внутренние дела народно-демократических государств, присутствие советских войск не позволило развязать в них гражданскую войну и организовать интервенцию. Вместе с тем советская администрация оказывала поддержку силам социалистической ориентации.

Большое историческое значение имела победа социалистической революции в Китае. В результате многолетней вооруженной борьбы свергнута власть гоминьдановского правительства, и 1 ок­тября 1949 г. образована Китайская Народная Республика. К власти пришла Коммунистическая партия Китая, начавшая социалистические преобразования. На путь социалистического развития встали Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) и Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ). В целом, в первые годы после Второй мировой войны к строительству социализма перешли одиннадцать государств. Начался мировой процесс развития социалистической системы в странах различных цивилизаций.

Переход США к конфронтации с СССР, создание блока НАТО Развертывание «холодной войны»

Разрабатывая контуры послевоенного устройства мира, руководители великих держав антигитлеровской коалиции (имевшие договоры между собой о дружбе и сотрудничестве после войны) согласовали основные подходы к проблемам послевоенного мира на конференциях в Ялте и Потсдаме (1945 г.).

Их суть состояла в том, что наряду с разграничением сфер влияния между странами-победительницами предусматривалось обеспечить широкое международное сотрудничество по ликвидации последствий войны и выработать надежный механизм международного контроля за безопасностью всех народов, за политической и военной стабильностью в мире деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН), созданной в 1945 г.

Однако уже в ходе Потсдамской конференции (июль - август 1945 г.) выявились расхождения в подходах западных держав и СССР к послевоенному устройству мира. Руководящие политические круги США и Англии увидели в складывающейся исторической ситуации угрозу своему положению в мире и существованию капитализма в целом. Первым шагом официальной конфронтации с СССР стало нарушение Трумэном обещания Рузвельта, данного на Ялтинской конференции Сталину, вывести американские войска из Европы через 6 месяцев после окончания войны. Затем начались проволочки в подготовке и заключении мирных договоров с бывшими союзниками Германии. Только 10 февраля 1947 г. подписаны договоры с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. Несомненной заслугой СССР в этом мирном урегулировании на базе сотрудничества всех главных держав анти­гитлеровской коалиции было то, что договоры не содержали положений, ущемляющих политическую и экономическую независимость побежденных государств, национальное достоинство их народов. Договоры предусматривали территориальные изменения, учитывающие национальные интересы государств, участвующих в борьбе с фашизмом.

Сохранение США, Англией и Францией мощной группировки войск в своих зонах оккупации Германии и поворот политики бывших союзников в сторону конфронтации с СССР обусловили размещение Советской Армии в Германии и других странах Европы. Советскому Союзу не удалось добиться от союзников выполнения соглашения о создании единой демократической Германии. В западной зоне оккупации создается отдельное германское государство - Федеративная Республика Германии (ФРГ). В ответ на это при поддержке СССР образуется восточное германское государ­ство - Германская Демократическая Республика (ГДР).

Экономика европейских государств и Японии, разрушенная войной, требовала для восстановления больших экономических усилий и капиталовложений. Американский империализм использовал эту ситуацию для установления своей гегемонии созданием единого экономического пространства капиталистического мира на основе долларовой финансовой системы и развития транснациональных корпораций (ТНК), привязав Европу и Японию к экономике США. Этим целям соответствовал «План Маршалла» (гос­секретаря США), предусматривавший экономическую помощь странам на определенных политических условиях.

Своего рода объявлением «холодной войны» стало выступление У. Черчилля в г. Фултоне (США) 5 марта 1946 г., в котором он призвал объединить силы против «угрозы коммунизма» и создать военно-политический союз против СССР. Эти идеи изложены в официальном послании президента Трумэна конгрессу 12 марта 1947 г.: «борьба против коммунизма» объявляется главной целью политики США. В архивах Трумэна обнаружен черновик ультиматума СССР. Начиная уже с сентября 1945 г., в штабах вооруженных сил США разрабатывались планы превентивной войны против СССР с использованием ядерного оружия. По мере увеличения ядерного потенциала США эти планы в соответствии с военной доктриной «массированного возмездия» становились все более опасными. Угроза ядерной войны против СССР была реальной.

В 1949 г. создается военно-политический блок НАТО («Северо-Атлантический Союз»), направленный против СССР. К нему затем примыкают создаваемые США региональные союзы вокруг СССР и Китая. В 1954 и 1955 гг. образованы СЕАТО и СЕНТО, в которые США, Великобритания и Франция вовлекли еще 25 государств Европы, Ближнего Востока и Азии.

В период 1945 - 1955 гг. экономика ведущих капиталистических стран, пройдя через несколько кризисов, восстановилась и набрала темпы роста в общей системе мирохозяйственных связей вокруг экономического центра - США. В 60-х гг. в капиталистическом мире вновь сложилось три центра: главный центр - США и Канада; второй - Западная Европа, где все большую силу набирает ФРГ; третий - Япония, широко использующая американские и европейские технологии, сочетая их с национальными особенностями организации труда на предприятиях. В отличие от довоенной системы государственно-монополистического капитализма, Европа и Япония теперь тесно связаны политически, финансово и технологически с США, которые руководили формированием глобальных связей всемирно-монополистического капитализма в своих национальных интересах.

Формирование системы ВМК сопровождалось процессом резкой конфронтации с развивающейся мировой системой социализма и ведением локальных войн против национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах. В период 1945 - 1969 гг. США, Англия, Франция и другие страны НАТО участвовали более чем в 70 войнах и локальных конфликтах в Европе, Азии, Африке и Латинской Америке. США в этот период получили титул «жандарма мира». Соединенные Штаты Америки развертывают гонку ядерных вооружений и переходят к ведению «холодной войны» против СССР. По истечении срока секретности преданы гласности планы ведения ядерной войны против СССР и стран социалистического содружества, разработанные американским командованием. Все они предусматривали нападение на СССР Соединенных Штатов Америки первыми с нанесением массированных ядерных ударов по городам: июнь 1946 г. - план «Пингер» - 20 городов СССР; август 1947 г. - план «Бойлер» - 25 городов СССР и 18 Восточной Европы; январь 1948 г. - план «Граббер», затем «Чариотир», «Хафмуун», «Флитвууд»; июнь 1949 г. - «Дроп-шот». По последнему плану предусматривалось использовать 300 атомных бомб и 250 тыс. тонн обычных бомб для уничтожения 85 % советской промышленности, 154 дивизии НАТО для оккупации СССР и его расчленения на 20 - 25 марионеточных государств. В плане предусматривалось широкое использование «диссидентов» для ведения «психологической войны». «Психологическая война - чрезвычайно важное оружие для содействия диссидентству и предательству среди советского народа; она подорвет его мораль, будет сеять смятение и создавать дезорганизацию в стране. Добиться сочетания психологической, экономической и подпольной войны с планами военных операций», - указывалось в нем. Известно, что такие планы разрабатывались до 1982 г. с числом целей в несколько тысяч.

В конце 40-х - начале 50-х гг. руководство США и НАТО разрабатывают всестороннюю концепцию «холодной войны». Ко­нечная цель ее - свержение правительств и уничтожение социалистического («коммунистического») строя. «Холодная война» по этой концепции включает все формы борьбы, свойственные ведению полномасштабной тотальной войны: экономическую, дипломатическую, идейно-психологическую, подрывную деятельность и внедрение своих ставленников в руководство страны. Ведение непосредственных военных действий заменяется угрозой применения ядерного оружия с изнуряющей гонкой вооружений. Ведущее место в комплексе этих мер занимала «психологическая война». В 50-х гг. «холодная война» была принята военными теоретиками НАТО как особая форма современной войны наравне с тотальной ядерной, ограниченной и локальной войнами. Концепция «холодной войны» получила отражение в ряде трудов военных теоретиков НАТО, среди которых опубликованный в 1963 г. в СССР перевод работы Э. Кингстона-Макклори «Военная политика и стратегия».

В соответствии с этой концепцией разработана долговременная программа целенаправленных разрушительных действий с использованием превосходящего экономического потенциала капиталистических стран и достижений науки и техники. Считалось, что СССР отстает от США по развитию: промышленности на 15 лет, по техническому на 5 - 10 лет, транспорта - на 10 лет, ядерного оружия - на 5 - 10 лет. И хотя эти расчеты, особенно по ядерному оружию, не подтвердились, исходное превосходство совокупного экономического потенциала развитых капиталистических стран создавало для СССР трудные условия в экономическом и военном противостоянии.

Гонка вооружений тяжелым «грузом легла на советское общество, значительно снизив его возможности в социально-экономическом соревновании с мировой системой капитализма. Однако реальная угроза войны при достижении США решающего военного превосходства вынуждала руководство СССР отвечать на нее ростом своей военной мощи как реального условия сохранения мира. Борьба за мир стала и главным направлением дипломатической деятельности Советского Союза.

Для ведения «холодной войны» в США в 50 - 60-х гг. создается мощная научная база по изучению состояния и разработке методов разрушения СССР и мировой системы социализма - научно-исследовательские центры «советологии» и «изучения социалистических стран». С ними тесно сотрудничают центры по подготовке кадров, способных вести активную подрывную деятельность, - психологов, экономистов, журналистов и историков - специалистов по антикоммунизму. Для этого используются материалы и специалисты, вывезенные из гитлеровской Германии, антисоветские эмигрантские центры, законспирированная сеть агентуры, работавшие против СССР с 20-х гг. Привлекается весь опыт психологической войны, накопленный в годы Второй мировой войны США и гитлеровской Германией, и мощная финансовая сила (26 - 28 млрд долл. ежегодно). Расчет велся на длительную борьбу со сменой поколений в руководстве, на естественный уход «поколения победителей», на разложение и перерождение нового поколения советских руководителей.

Придавая большое значение информационно-психологической войне, руководство США создает мировой центр управления информацией (ЮСИА) и мощные пропагандистские центры - «Голос Америки», «Свобода», «Свободная Европа», «Немецкая волна» и др. В 1997 г. английское телевидение показало программу о том, как ЦРУ в 50-е гг. создавало даже специальное искусство, во всех смыслах альтернативное советскому социалистическому реализму, получившее название «абстрактного экспрессионизма». При мощной финансовой поддержке через благотворительные общества это направление в искусстве стало стремительно насаждаться во многих странах.

Развертывая «холодную войну» против СССР и социалистических стран, американское руководство и его союзники одновременно направили усилия на укрепление своего тыла против «угрозы коммунизма». В 40 - 50-е гг. в США и Западной Европе развернуты активная борьба с коммунистическим движением («маккартизм») и подрывная деятельность внутри него, усиливается буржуазное влияние на социал-демократическое движение. Во всех странах ведется изощренная антисоветская пропаганда с целью создания образа врага в лице СССР и коммунистов всех стран как «агентов Кремля». В сознании народов Европы и Америки образ СССР как борца с фашизмом и освободителя народов под воздействием психологической войны постепенно заменялся образом «красного агрессора» и «оккупанта».

Поднимая экономику за счет американской помощи и эксплуатации колоний, буржуазия Западной Европы получила возможность уже в середине 50-х гг. поднять жизненный уровень населения и ввести ряд социальных гарантий. Процесс «социализации» капитализма получил новый импульс. Западная пропаганда умело подавала эти меры, противопоставляя «западный образ жизни» сложностям общественного развития в странах социалистического содружества. Так укреплялся тыл мирового капитализма для ведения «холодной войны», что сыграло важную роль в общем ходе противоборства двух социальных систем.

Формирование мировой системы социализма. Развертывание антиимпериалистической борьбы, крушение колониализма

Становление социализма в странах Восточной Европы и в Азии проходило в сложных условиях. Исторически сложилось так, что социализм утверждался в странах экономически слабо развитых, преимущественно аграрных (за исключением Чехословакии, отчасти ГДР и Венгрии). Война нанесла их экономике тяжелый урон (особенно ГДР, Китаю, Вьетнаму). Восстановление разрушенного войной хозяйства в новых социалистических государствах проводилось одновременно с перестройкой экономики и общественными преобразованиями на социалистической основе. Этот процесс проходил при активной политической и материальной поддержке СССР. «План Маршалла», предусматривавший экономическую помощь Соединенных Штатов Америки на политических условиях, отвергнут руководством этих стран. На основе плановой экономики во всех странах уже к 1948 - 1949 гг. достигнут довоенный уровень производства (в ГДР к 1950 г.) и в соответствии с планами экономического развития начались индустриализация и кооперирование сельского хозяйства. Темпы экономического развития, рост жизненного уровня населения и развитие социальной сферы превышали показатели капиталистических стран.

В 1949 г. создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) - экономический и политический союз социалистических стран для содействия организации планомерного экономического и культурного сотрудничества. В СЭВ вошли Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия, Албания (с конца 1961 г. не участвовала в работе СЭВ). В последующем в организацию вошли ГДР (1950), Монголия (1962), Вьетнам (1978), Куба (1972). Создание СЭВ оформило образование мировой социалистической системы во главе с СССР и способствовало быстрому экономическому и социальному развитию вошедших в Совет государств.

Между капиталистическим миром и социалистическими странами опускается «железный занавес» (усилиями с обеих сторон). Он препятствует не только враждебному влиянию и проникновению капиталистического мира в социалистические страны, но и экономическому, научно-техническому и культурному обмену. Империализм пытается «отбросить коммунизм» также и применением военной силы против отдельных социалистических стран: развязывается война в Корее, во Вьетнаме, проводится вторжение на Кубу. Твердая внешняя полигика СССР, активная политическая борьба за мир, его прямая поддержка борьбы социалистических стран не позволяют империализму силой оружия остановить их развитие по социалистическому пути.

Война в Корее (1950 - 1953) стала первым масштабным военным столкновением империализма с образовавшимися после Второй мировой войны странами социалистического содружества, первой крупной локальной войной послевоенного периода. После вывода советских войск из Северной Кореи, а позднее - и американских войск из Южной, образовались два корейских государства: Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) и Республика Корея. Стремление к объединению Кореи силой оружия проявляли оба корейских государства.

Война началась 25 июня 1950 г. приграничными столкновениями, после которых Корейская Народная Армия (КНА) перешла в наступление. Поражение южнокорейских войск и угроза потери своего плацдарма на азиатском континенте вызвали вмешательство США в гражданскую войну в Корее. Правительство США добилось решения ООН, одобрившего участие в интервенции вооруженных сил США и 15-ти других капиталистических государств. С 1 июля американское командование начало переброску из Япо­нии 8-й американской армии и массированные бомбардировки военных объектов и войск КНДР. Но наступление под руководством главнокомандующего Ким Ир Сена продолжалось, КНА освободила 90 % территории Кореи.

15 сентября, накопив превосходящие силы, противник перешел в контрнаступление с высадкой мощного десанта в тылу КНА. В конце месяца интервенты взяли Сеул, а в октябре захватили Пхеньян и вышли на корейско-китайскую границу. Помощь Китая и СССР позволила восстановить боеспособность КНА, в конце октября северокорейские войска и части китайских добровольцев перешли в контрнаступление. В течение последующих 8 месяцев в ходе упорных боев была освобождена территория КНДР и фронт стабилизировался на 38-й параллели, откуда начались воен­ные действия. Противостояние продолжалось еще 2 года, когда велись переговоры. КНДР выстояла, и 27 июля 1953 г. заключено соглашение о перемирии. США оказались не в состоянии решить «корейскую проблему» военным путем.

В войне участвовал 64-й истребительный авиакорпус советских вооруженных сил, входящий в состав объединенной воздушной армии. За время войны советские летчики сбили 1 097 самолетов противника, огнем зенитной артиллерии - 212. Орденами и медалями награждены 3 504 военнослужащих, 22 летчика получили звание Героя Советского Союза. Потери составили 125 летчиков и 335 самолетов. (Россия (СССР) в локальных войнах и военных конфликтах второй половины XX в. - М., 2000.)

В 1961 г. закончилась провалом попытка интервенции США на Кубу. Операция «Плутон» включала нанесение бомбовых ударов авиацией и высадку морского десанта в районе Плайя-Хирон 17 апреля. Борьба с агрессорами приняла всенародный характер. В течение 2-х дней кубинская армия под руководством Фиделя Кастро разгромила десант, 20 апреля завершила ликвидацию и пленение уцелевших групп наемников из кубинских контрреволюционеров. Советский Союз 18 апреля выступил с решительным заявлением о готовности оказать кубинскому народу необходимую помощь и поддержку. Последующая блокада Кубы американским флотом и угроза новой интервенции в октябре 1962 г. вызвала серьезные военные меры СССР в поддержку кубинского народа. Разразившийся кризис привел к угрозе ядерной войны. США вынуждены были отступить, отказаться от вторжения, а СССР, со своей стороны, пошел на компромисс в отношении размещения своего ору­жия на Кубе. Социализм на острове Свободы устоял.

Наиболее крупной агрессией США против социалистической страны в Азии стала война во Вьетнаме (1964 - 1973). Плацдармом для развертывания войны послужил марионеточный «сайгонский» режим в Южном Вьетнаме, против которого за объединение с Северным Вьетнамом (Демократическая Республика Вьетнам) поднялась вооруженная борьба Народного фронта освобождения Южного Вьетнама. Нарастив свою группировку в Южном Вьетнаме до 90 тыс. человек, США переходят к открытой интервенции. 2 августа 1964 г. они спровоцировали столкновение своих кораблей с торпедными катерами ДРВ, а 7 августа конгресс США официально одобрил агрессию. Развернувшаяся война США против Вьетнама имела два периода: развертывания агрессии с 5 августа 1964 г. по 1 ноября 1968 г. и свертывание масштабов войны - с ноября 1968 г. по 27 января 1973 г.

Против ДРВ США использовали военно-воздушные и военно-морские силы с целью подорвать экономику, моральный дух народа и прекратить оказание помощи патриотам Южного Вьетнама. Бомбардировки с применением напалма и распылением отравляющих средств проводились также на территории Лаоса и Камбоджи. В военных действиях против патриотов Южного Вьетнама активно применялись сухопутные войска. В итоге длительных боев и партизанских действий войска Народного фронта сумели освободить территорию с населением 1,5 млн. человек. Советский Союз осуществлял поставки вооружения и техники ДРВ морским путем несмотря на блокаду побережья ВМС США. Руководство США вынуждено было пойти на переговоры, и с 1 ноября 1968 г. американские бомбардировки Северного Вьетнама прекратились. Важную роль в обороне ДРВ сыграли ракетные комплексы, поставляемые СССР.

В июне 1969 г. Конгресс народных представителей провозгласил образование Республики Южный Вьетнам (РЮВ). Армия РЮВ насчитывала свыше 1 млн человек и наращивала удары по противнику. США в соответствии в «доктриной Никсона» переходят к «вьетнамизации войны» в Индокитае, перекладывая основную тяжесть борьбы на сайгонскую армию. Сокрушительные удары армии РЮВ, политическая, экономическая и военная поддержка СССР и прогрессивных сил мира, а также подъем пацифистского движения в США против многолетней войны с большими потерями вынудили американское политическое руководство к заключению соглашения о прекращении войны. Оно было подписано в Париже 27 января 1973 г. Режим Южного Вьетнама был свергнут в 1975 г.

Согласно американским данным на войну США израсходовали 140 млрд долларов, в ней приняли участие 2,5 млн американских военнослужащих, 58 тыс. погибло, около 2 тыс. пропали без вести и 472 летчика попали в плен. Американская нация чувствовала себя побежденной и униженной. «Вьетнамский синдром» сказывается в США по сей день. В июле 1976 г. завершено воссоединение и образована Социалистическая Республика Вьетнам. В целом мировому империализму не удалось военной силой остановить переход к социализму стран Азии и Латинской Америки.

Усиление блока НАТО вызвало ответные меры стран социалистического содружества. Через шесть лет после его создания в 1955 г. формируется военно-политический союз социалистических стран - Организация Варшавского Договора (ОВР). С помощью СССР укрепляются вооруженные силы Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии и Албании (в 1968 г. вышла из организации).

В 50 - 60-е гг. экономика стран социалистического содружества развивалась устойчивыми высокими темпами (в среднем около 10 % в год). Сложившаяся мировая социалистическая система быстро наращивает экономический потенциал и военную мощь. Советский Союз, вышедший на передовые мировые рубежи научно-технического и социального прогресса, активно содействовал подъему стран социалистического содружества. Страны Восточной Европы превратились из аграрных в индустриально-аграрные. С 1956 - 1957 гг. страны-члены СЭВ перешли к специализации и кооперированию производства, внедрялась практика координации народно-хозяйственных планов. В 1964 г. создан Международный банк экономического сотрудничества для регулирования международных расчетов. Экономика Китая, Вьетнама, Кореи развивалась более самостоятельно, сотрудничество с СССР шло на двусторонней основе, учитывая особенности экономического развития стран и конкретной исторической обстановки.

Развитие мировой системы социализма поддерживали коммунистические партии во многих странах мира. Международное коммунистическое движение было важным фактором мирового исторического процесса. После ликвидации Коминтерна международные контакты ВКП(б) шли на двусторонней основе. В 1947 г. создан новый орган - Информационное бюро коммунистических и рабочих партий. После его роспуска в апреле 1956 г. проводились периодические совещания коммунистических и рабочих партий, на которых согласовывались политические позиции.

Становление мировой социалистической системы - сложный общественный процесс. Резкие различия экономического, политического и социального развития, национальных культур и традиций требовали многообразия подходов к формированию нового общественного строя, своеобразия путей и темпов социальных изменений в каждой стране. Абсолютизация советского образца в развитии социализма под влиянием объективных и субъективных факторов входила в ряде случаев в противоречие с особенностями национального развития стран, не затухала в них и классовая борьба. Это приводило к кризисам с применением военной силы: в ГДР - в 1951 г., в Польше - в 1953, в Венгрии - в 1956, в Чехословакии - в 1968 г. Значительную роль в обострении противоречий сыграла подрывная деятельность Запада.

Одновременно с развитием мировой социалистической систе­мы идет бурный процесс национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах. Рушатся многовековые колониальные империи: британская, французская, бельгийская, португальская. В странах «третьего мира» добиваются независимости Индонезия, Индия, ряд стран Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии. Положено начало разрушению колониальной системы. СССР, сдерживая агрессию США, НАТО, Израиля, оказывает активную помощь (в том числе и военную) освободительным движениям и укрепляет свое влияние в Азии, Африке, Латинской Америке. Освободившиеся страны ищут самостоятельные пути развития, часть их втягивается в систему ВМК, а часть примыкает к мировой системе социализма. Борьба колониальных народов за свою независимость и самостоятельный путь развития к концу 60-х гг. привела к полному крушению системы колониализма. В мировое сообщество вошло более 100 новых государств.

Решительная поддержка арабского движения против США и Израиля, а также Кубинской революции Советским Союзом пре­секла агрессивные действия империализма. Обострения международной обстановки в эти годы (Ближневосточный кризис 1956 и 1957 гг.; Карибский кризис 1962 г.) несколько раз ставили мир на грань ядерной войны. Рост военно-экономической мощи СССР, консолидация антиимпериалистических сил и трезвый подход к оценке международной обстановки в кризисные моменты позволили все же избежать ядерной катастрофы. Кеннеди и Хрущев положили начало согласованию интересов США и СССР на принципах компромисса. Однако вскоре Кеннеди был убит, тайна его убийства до сих пор не раскрыта.

Ракетно-ядерная мощь СССР вынудила США в начале 60-х гг. изменить военную доктрину ядерного «возмездия» на «стратегию гибкого реагирования», а достижение Советским Союзом к концу 60-х гг. военно-стратегического паритета обеспечило стабильность международной обстановки на многие годы.

В целом капитализм к концу 60-х гг. оказался существенно потесненным. Но он сохранил жизнеспособность, свою финансово-экономическую мощь, а главное - темпы научно-технического прогресса. США удалось добиться полной консолидации всех капиталистических стран под своим руководством в общем противостоянии социалистической системе, а также создать новые экономические и политические рычаги подчинения освободившихся стран мировой капиталистической системе («неоколониализм»). Противостояние двух мировых систем, межформационное противоречие капитализма и социализма вступает к концу 60-х гг. в новую фазу.

Значительным историческим событием послевоенного времени стали народно-демократические революции в ряде стран Европы –в АЛБАНИИ, БОЛГАРИИ, ВЕНГРИИ, ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ, ПОЛЬШЕ, РУМЫНИИ, ЧЕХОСЛОВАКИИ, ЮГОСЛАВИИ и в странах Азии – ВЬЕТНАМЕ, КИТАЕ, КОРЕЕ, МОНГОЛИИ. В этих странах были установлены новые политические режимы и провозглашён курс на социализм.
В значительной мере политическая ориентация в этих странах определялась пребыванием на их территории советских войск, это же способствовало кардинальным преобразованиям в политической, социально-экономической и других сферах, которые характеризовались высочайшей степенью централизации народного хозяйства и преобладанием партийно-государственной бюрократии. Странам предлагалось использовать опыт строительства социализма в СССР.
Выход социалистической модели за рамки одной страны, её распространение на Юго-Восточную Европу и Азию заложило основы для возникновения сообщества стран, которое получило название «мировая система социализма» (МСС). В 1959г. КУБА, а в 1975 г. – ЛАОС вошли в состав этой новой системы, просуществовавшей более 40 лет. В конце 80-х гг. в состав мировой системы социализма входило 15 государств, насчитывающих 32,3 % мирового населения, что является существенным фактором, говорящим о существовании мировой системы социализма в послевоенной международной жизни.

Этапы развития мировой системы социализма

План строительства социализма предусматривал не только проведение пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата в тех или иных формах, но также сосредоточение в руках власти ключевых позиций в экономике (это национализацию промышленности, транспорта, связи, природных ресурсов, финансово-кредитной системы, внешней и внутренней торговли), индустриализацию и преобразование мелкой крестьянской собственности в кооперативную (т.е. создание крупного обобществлённого производства), культурную революцию, установление тотального контроля государства, высших органов правящей партии над общественной жизнью и т.д.
1 этап МСС (1945-1949гг.) включал изменения в политических режимах, приведшие к смене социально -экономической ориентации. Одновременно с восстановлением пострадавшего от войны хозяйства началась перестройка экономической структуры при активном политическом и материальном содействии СССР.
Важным шагом в истории формирования мировой системы социализма можно считать создание в 1949г. Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в целях организации планомерного экономического, научно-технического и культурного сотрудничества, призванный облегчить переориентацию внешней торговли стран Восточной Европы (ранее до 1939г. главным партнёром которых была Германия). Кроме того, СЭВ служил каналом экономической помощи менее развитым социалистическим странам со стороны СССР (в противовес плану Маршалла) и его создание мотивировалось политическими соображениями – содействие взаимозависимости стран Восточной Европы с СССР. Можно считать 1949г. своеобразной паузой, подводившей черту под предысторией мировой системы социализма (МСС).
2 этап МСС (1950-1960гг.) 50-е гг. можно выделить в относительно самостоятельный этап форсированного создания «нового» общества (по образцу СССР). Однако социалистические страны Европы были сравнительно динамичной часть МСС, а страны Азии МСС– использовали сталинскую модель строительства, искореняя рыночные элементы в экономики. Военно-политическое сотрудничество велось в рамках созданного в мае 1955г. Варшавского Договора.
На этом этапе в странах Восточной Европы после национализации начинается индустриализация, для чего принимаются первые планы народнохозяйственного развития. Проходят аграрные преобразования, но национализация земли не проводилась. Земли отбиралась у крупных землевладельцев, причём отбиралась не вся земля, а только её излишки сверх установленной нормы и продавалась на льготных условиях крестьянам. А в некоторых случаях землевладельцы даже получали частичную компенсацию.
Осуществлялось кооперирование крестьянства, которое было завершено в большинстве стран Восточной Европы к началу 60-х гг.(исключение составляла Польша и Югославия, где государственный уклад в аграрном секторе не приобрёл решающего значения).
В новых странах преобразования в экономике имели компромиссный характер и проводились осторожнее, чем в СССР (был учтён опыт нашей страны, показывающий разрушительность крайних мер революционных преобразований, поэтому «военного коммунизма» в этих странах не было).
Промышленность в 50-е гг. переживала бурное развитие, темпы её роста составляли около 10 % в год и страны из аграрных превратились в индустриально-аграрные (кроме Чехословакии и ГДР). Методы форсированной индустриализации способствовали формированию административной системы управления и монополизированной структуры национального хозяйства, индифферентной (т. е. безразличный) к особенностям конкретных стран. В целом, несмотря в основном на экстенсивный тип развития, итоги десятилетия были благоприятными в большинстве стран.
В этот период разворачивалась деятельность СЭВ, которая до этого в основном опиралась на идеологический фактор и была мало развита на межгосударственном уровне и на уровне предприятий и фирм. Однако обстановка холодной войны благоприятствовала переориентации торгово-экономических отношений в сжатые сроки и с помощью СЭВ его участники смогли не только выжить, но и восстановить хозяйство после войны и добиться впечатляющего прогресса.
Если на начальном этапе деятельность СЭВ была сосредоточена на развитии товарообмена, координации и развитии внешней торговли, на предоставлении научно-технической документации и информации, то с1956-57гг. страны СЭВ перешли к специализации и кооперированию производства, к согласованию и координации народнохозяйственных планов, к созданию совместных научных центров и хозяйственных организаций.
3 этап МСС (1960-1970 гг.) связан с исчерпанием ресурсов экстенсивного роста, падением темпов роста промышленности и национального дохода, что вызвало необходимость проведения хозяйственных реформ.
В этот период стали проявляться недостатки социалистической системы хозяйствования, поскольку укрепившаяся в странах СЭВ модель сковывала инициативу хозяйственных субъектов и не позволяла адекватно реагировать на новые явления и тенденции в мировом экономическом процессе (особенно наглядно это стало проявляться в связи с НТР в 50-е гг., когда страны всё больше стали отставать от передовых капиталистических стран). Поэтому во многих странах СЭВ были сделаны попытки частичного реформирования этой модели.
В Венгрии, Чехословакии, Югославии ориентиром реформ стало использованием механизма рынка с целью включения в систему международного разделения труда и выхода на мировой рынок. В этих странах изменения экономической системы носили радикальный характер.
В Польше, ГДР перемены не заходили далее модернизации существующей административной системы планирования и управления народным хозяйством.
В Монголии, Румынии, Кубе, Вьетнаме к реформированию национальных моделей развития в этот период не приступали.
Однако хозяйственные реформы в 60-е гг. не дали положительных результатов и были свёрнуты, поскольку либерализация ценообразования хоть и дала положительные результаты в аграрном секторе, но в условиях монопольного положения промышленных предприятий вела не к формированию конкуренции, а к реализации монопольных преимуществ, в том числе и росту цен. Кроме того, когда их коллективы получили право влиять на распределение дохода, началось просто «проедание» доходов предприятий.
Важной причиной неудач было сильнейшее сопротивление реформам партийно-государственной номенклатуры, которое в основном и определило их крайнюю непоследовательность, а потому и безуспешность начатых преобразований. В 1968г. реформы по либерализации и демократизации были прерваны вводом в Прагу войск стран Варшавского договора. В целом, сворачивание реформ объяснялось не только политическим давлением, но и обострением социальных противоречий, вызванных сложностями перехода на коммерческие принципы хозяйствования.
В деятельности СЭВ продолжилась координация народнохозяйственных планов стран и в 1964г. был создан Международный банк экономического сотрудничества – орган по регулированию международных расчётов.
4 этап МСС (1970-середина 80-х гг.) характеризуется попытками решить хозяйственные проблемы социалистических стран путём модернизации административной системы хозяйствования, но не прибегая к радикальным переменам.
Большое влияние на развитие социалистических стран оказал мировой энергетический кризис 1973-74 гг., который выразился в росте цен на нефть. В то время, как капиталистические страны из-за кризиса стремились уменьшить зависимость от импорта сырья и топлива, поэтому быстро перестраивали структуру экономики путём внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, внедряли производство микропроцессоров и биотехнологий. Однако страны СЭВ в связи с получением ресурсов из СССР по льготным ценам (ниже мировых) и неповоротливости системы ценообразования во взаимной торговле лишались всех стимулов к таким новациям. Это обернулось серьёзным отставанием по всем ключевым направлениям научно-технического прогресса. Исчерпание ресурсов экстенсивного роста заставило страны СЭВ прибегнуть к использованию зарубежных кредитов.
Внутри СЭВ начали проявляться противоречия. Страны, проводившие радикальные реформы (Венгрия, Югославия и Чехословакия), стали активнее включаться в мировой рынок и их наиболее качественная продукция уже шла на западные рынки, а доля их экспорта в страны СЭВ сокращалась. В результате доля СЭВ стала снижаться.
Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деятельности и в 1971г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она ставила цель–развитие производственной кооперации и специализации, научно-технического сотрудничества, координации планов экономического развития, совместной инвестиционной деятельности (т.е. развитие высших форм экономической интеграции).
В результате роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран в 70-е гг. возросла и в течение 1971-1978гг. было заключено 100 многосторонних и 1000 двусторонних соглашений о производственной кооперации. Наибольшее развитие кооперации и специализации получили отрасли автомобильной промышленности. Кроме того, роль СЭВ возросла из-за зависимости от импорта нефти из СССР в период мирового энергетического кризиса.
Однако масштабы и формы производственной кооперации внутри СЭВ существенно отставали от западных стандартов из-за невосприимчивости хозяйства к НТР. Поэтому в конце 70-х гг. была предпринята ещё одна попытка модернизации СЭВ – начали разрабатываться долгосрочные целевые программы экономического сотрудничества. В течение 80-х гг. внутри СЭВ происходило нарастание проблем, приведшее к его кризису.
Период распада МСС (2-я половина 80-х гг. –начало 90-х гг.) характеризуется нарастанием проблем внутри СЭВ и распадом в 1991г. мировой системы социализма. В этот период стало очевидным, что сложившаяся социально-экономическая система и её хозяйственный механизм не могут создать эффективную социально-ориентированную экономику, активно использующую достижения научно-технического прогресса и взаимодействующую с мировым хозяйством.
Для стран Восточно-европейских стран СЭВ было характерно падение темпов роста экономики, отставание наукоёмких производств, перекосы в финансовой сфере, рост внешней задолженности, сравнительно низкий жизненный уровень населения.
Все предпринятые меры по интенсификации производства в 80-е гг. не увенчались успехом и продолжавшийся глубокий экономический кризис, нестабильность возникших политических систем, обострение национальных противоречий, развал многонациональных государств (Югославия), безработица, обеднение населения – все эти процессы были характерны для конца 80-х гг. Процессы глубокого кризиса были характерны и для СССР. Это вело к распаду системы СЭВ, поскольку Советский Союз был инициатором создания мировой системы социализма.
Экономические реформы, проводимые с начала 90-х гг. в странах Восточной Европы стали частью обновления социально-экономического и политического строя, становления качественно новой модели хозяйствования в постсоциалистических странах, где главным стал курс в направлении западной демократии и рыночных отношений через приватизацию государственного сектора и поощрение частного предпринимательства.
В странах Центральной и Юго-Восточной Европы ослабление социалистических экономик было вызвано одновременно крахом методов экономического управления и процессом реформ, проводившихся в Советском Союзе.

Кризис СЭВ и прекращение его деятельности предопределили следующие факторы:
1) не был преодолён барьер первоначальной межотраслевой схемы разделения труда, базирующегося на интересе партнёров к советскому сырью;
2) тепличными условиями в развитии взаимных связей (т.е. отсутствием конкурентной борьбы);
3) общим нарастанием кризисных явлений в странах социализма;
4) ухудшением позиций восточноевропейских товаров на мировом рынке;
5) разногласия и конфликты по поводу цен и принципов сбалансированности товарообмена;
6) стремление к переходу на западные рыночные пути развития экономик.
Прекращение в 1991г. деятельности СЭВ по-разному отразилось на экономике входивших в него стран. Для СССР прекращение поставок по каналам СЭВ означало дополнительный фактор углубления кризиса. Реакция разных стран Восточной Европы определялась зависимостью их хозяйств от поставок сырья из СССР и альтернативных источников импорта, и перспектив перехода к ресурсосберегающим технологиям в этих странах.

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

Бесспорно, Советский Союз объективно сыграл огромную про- грессивную роль, освободив Восточную Европу от фашизма. При этом, с другой стороны, установление влияния СССР в Восточной Европе, присутствие там советских войск привело к навязыванию ее народам тоталитарно-репрессивных режимов, подобных сталинскому. Вместе с тем нельзя не отметить, что наряду с внешней причиной были и внутренние предпосылки для установления подобных режимов. Это прежде всœего сравнительно слабое развитие капитализма, преоблада- ние в экономике аграрного сектора, а в социальном составе – кресть- янства, невысокий уровень образовательной и политической культу- ры, неразвитость демократических традиций (за исключением Чехо- словакии). При этом авторитарная политическая психология не толь- ко сохранилась, но даже укрепилась в годы войны.

В последние месяцы войны в подавляющем большинстве вос-

точно-европейских стран начинается процесс консолидации всœех быв-

ших оппозиционных партий и движений, образования широких мно- гопартийных коалиций, получивших название национальных или оте- чественных фронтов.

По мере освобождения восточно-европейских стран эти коали- ции принимали всю полноту государственной власти. Так произошло в конце 1944 ᴦ. в Болгарии, Венгрии и Румынии, в 1945 ᴦ. в Чехосло- вакии и Польше. Становление этих политических систем, таким обра-

зом, сопровождалось политическим плюрализмом, развитием элемен-

тов буржуазной демократии, имело место разнообразие форм собст- венности. Советское руководство долгое время не форсировало раз- витие событий и подчеркнуто уважительно относилось к идее суве- ренитета восточно-европейских стран.

Ситуация коренным образом изменилась к серединœе 1947 ᴦ.

Провозглашение ʼʼдоктрины Трумэнаʼʼ положило начало открытой борьбе сверхдержав за геополитическое влияние в любой точке зем- ного шара. Восточно-европейские страны ощутили изменение харак-

тера международной обстановки летом 1947 ᴦ., когда Москва не

только отказалась сама от помощи по плану Маршалла, но и осудила возможность участия в данном проекте любой из восточно-европейских стран. СССР предложил щедрую компенсацию в виде льготных по-

ставок сырья и продовольствия. При этом главную задачу советской

политики – искоренение самой возможности геополитической пере-

ориентации Восточной Европы могла обеспечить лишь монопольная власть в этих странах коммунистических партий.

Оформление коммунистических режимов в странах Восточной

Европы происходило по схожему сценарию. Еще с конца 1946 ᴦ. на-

чалось складывание левых блоков с участием коммунистов, социал- демократов и их союзников. В 1947 ᴦ. новые правительства, пользу- ясь уже открытой поддержкой советской военной администрации и опираясь на органы государственной безопасности, создававшиеся

под контролем советских спецслужб, спровоцировали серию полити-

ческих конфликтов, которые привели к разгрому крестьянских и буржуазно-демократических партий. Над их лидерами состоялись су-

дебные политические процессы. Логическим продолжением разгрома

демократической оппозиции стало организационное слияние комму-

нистических и социал-демократических партий с последовавшей дис-

кредитацией, а впоследствии и уничтожением лидеров социал- демократии. В итоге к 1948–1949 гᴦ. практически во всœех странах Восточной Европы был официально провозглашен курс на построе- ние основ социализма.

Еще более укрепило влияние СССР в регионе создание осœенью

1947 г . Международного координационного центра коммунистиче-

ского движения – Коминформа.

На втором заседании Коминформа в июне 1948 ᴦ. окончательно были закреплены идеологические и политические основы социали- стической системы – право СССР на вмешательство во внутренние

дела других социалистических стран, признание универсальности со- ветской модели социализма, приоритет задач, связанных с обострени- ем классовой борьбы, укреплением политической монополии комму- нистических партий, проведением ускоренной индустриализации.

Внутреннее развитие стран Восточной Европы отныне происходило под четким контролем СССР. Создание в 1949 ᴦ. Совета Экономиче- ской Взаимопомощи, взявшего на себя функции по координации эко- номической интеграции социалистических стран, а в 1955 ᴦ. – военно-

политического блока (Организация Варшавского Договора) заверши-

ло формирование социалистического лагеря.

Переход строительства социализма в странах Восточной Европы под жесткий контроль СССР привел к радикальной чистке самого

коммунистического движения в данном регионе. В 1949–1952 гᴦ. здесь прокатилась волна политических процессов и репрессий, как и в са- мом Советском Союзе.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, к началу 50-х гᴦ. сформировалась двухполюсная

иерархическая структура мирового сообщества, в которой две сверх- державы занимали вершину пирамиды, за ними шли великие держа- вы, далее страны менее значимые с точки зрения влияния в решении международных проблем. Мировое пространство оказалось разде-

ленным на два противоборствующих лагеря. Причем каждая из двух систем именно себя считала выразительницей интересов народов и обосновывала неизбежность своей победы и обреченность противо- стоящей стороны.

Образование мировой системы социализма - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Образование мировой системы социализма" 2017, 2018.

  • Внешняя политика стран Европы в XVIII в.
    • Международные отношения в Европе
      • Войны за наследства
      • Семилетняя война
      • Русско-турецкая война 1768-1774
      • Внешняя политика Екатерины II в 80-е гг.
    • Колониальная система европейских держав
    • Война за независимость в английских колониях Северной Америки
      • Декларация независимости
      • Конституция США
      • Международные отношение
  • Ведущие страны мира в XIX в.
    • Ведущие страны мира в XIX в.
    • Международные отношения и революционное движение в Европе в XIX веке
      • Разгром наполеоновской империи
      • Испанская революция
      • Греческое восстание
      • Февральская революция во Франции
      • Революции в Австрии, Германии, Италии
      • Образование Германской империи
      • Национальное объединение Италии
    • Буржуазные революции в Латинской Америке, США, Японии
      • Гражданская война в США
      • Япония в XIX в.
    • Формирование индустриальной цивилизации
      • Особенности промышленного переворота в различных странах
      • Социальные последствия промышленного переворота
      • Идейно-политические течения
      • Профсоюзное движение и образование политических партий
      • Государственно- монополистический капитализм
      • Сельское хозяйство
      • Финансовая олигархия и концентрация производства
      • Колонии и колониальная политика
      • Милитаризация Европы
      • Государственно- правовая организация капиталистических стран
  • Россия в XIX в.
    • Политическое и социально – экономическое развитие России в начале XIX в.
      • Отечественная война 1812 г.
      • Положение России после войны. Движение декабристов
      • «Русская правда» Пестеля. «Конституция» Н. Муравьева
      • Восстание декабристов
    • Россия эпохи Николая I
      • Внешняя политика Николая I
    • Россия во второй половине XIX в.
      • Проведение других реформ
      • Переход к реакции
      • Пореформенное развитие России
      • Общественно-политическое движение
  • Мировые войны XX века. Причины и последствия
    • Всемирно-исторический процесс и ХХ век
    • Причины мировых войн
    • Первая мировая война
      • Начало войны
      • Итоги войны
    • Зарождение фашизма. Мир накануне Второй мировой войны
    • Вторая мировая война
      • Ход Второй мировой войны
      • Итоги Второй мировой войны
  • Крупнейшие экономические кризисы. Феномен государственно-монополистической экономики
    • Экономические кризисы первой половины XX в.
      • Формирование государственно-монополистического капитализма
      • Экономический кризис 1929-1933 гг.
      • Варианты выхода из кризиса
    • Экономические кризисы второй половины XX в.
      • Структурные кризисы
      • Мировой экономический кризис 1980-1982 гг.
      • Антикризисное государственное регулирование
  • Крушение колониальной системы. Развивающиеся страны и их роль в международном развитии
    • Система колониализма
    • Этапы крушения колониальной системы
    • Страны третьего мира
    • Новые индустриальные страны
    • Этапы развития мировой системы социализма
    • Распад мировой системы социализма
  • Третья научно-техническая революция
    • Этапы современной НТР
      • Достижения НТР
      • Последствия НТР
    • Переход к постиндустриальной цивилизации
  • Основные тенденции мирового развития на современном этапе
    • Интернационализация экономики
      • Процессы интеграции в Западной Европе
      • Процессы интеграции стран Северной Америки
      • Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе
    • Три мировых центра капитализма
    • Глобальные проблемы современности
  • Россия в первой половине XX века
    • Россия в ХХ в.
    • Революции в России начала XX в.
      • Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг.
      • Участие России в Первой мировой войне
      • Февральская революция 1917 г.
      • Октябрьское вооруженное восстание
    • Основные этапы развития страны Советов в довоенный период (X. 1917 г. – VI. 1941 г.)
      • Гражданская война и военная интервенция
      • Новая экономическая политика (НЭП)
      • Образование СССР
      • Форсированное строительство государственного социализма
      • Планово-централизованное управление экономикой
      • Внешняя политика СССР 20-30-е гг.
    • Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
      • Война с Японией. Окончание Второй мировой войны
    • Россия во второй половине XX столетия
    • Послевоенное восстановление народного хозяйства
      • Послевоенное восстановление народного хозяйства - страница 2
    • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи
      • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи - страница 2
      • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи - страница 3
    • Распад СССР. Посткоммунистическая Россия
      • Распад СССР. Посткоммунистическая Россия - страница 2

Образование мировой системы социализма

Значительным историческим событием послевоенного времени стали народно-демократические революции в ряде стран Европы: Албании, Болгарии, Венгрии, Восточной Германии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии и Азии: Вьетнаме, Китае, Корее и несколько ранее – революция в Монголии.

В значительной мере политическая ориентация в названных странах определялась под воздействием пребывания на территории большинства из них советских войск, выполняющих освободительную миссию в период Второй мировой войны.

Это же во многом способствовало и тому, что в большинстве стран начались кардинальные преобразования в политической, социально-экономической и других сферах в соответствии со сталинской моделью, характеризовавшейся высочайшей степенью централизации народного хозяйства и засильем партийно-государственной бюрократии.

Выход социалистической модели за рамки одной страны и распространение ее на Юго-Восточную Европу и Азию заложил основы для возникновения сообщества стран, получившего название «мировая система социализма» (МСС). В 1959 г. Куба, а в 1975 г. Лаос вошли в орбиту новой системы, просуществовавшей более 40 лет.

В конце 80-х гг. в состав мировой системы социализма входили 15 государств, занимавших 26,2% территории земного шара и насчитывающих 32,3% мирового населения.

Принимая во внимание даже просто эти количественные показатели, можно говорить о мировой системе социализма как существенном факторе послевоенной международной жизни, требующем более углубленного рассмотрения.

Восточноевропейские страны. Как отмечалось, важной предпосылкой складывания МСС явилась освободительная миссия Советской Армии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Сегодня ведутся достаточно острые дискуссии по этому вопросу. Значительная часть исследователей склонна считать, что в 1944-1947гг. не было народно-демократических революций в странах этого региона, а Советский Союз навязал освобожденным народам сталинскую модель общественного развития.

С подобной точкой зрения можно согласиться лишь отчасти, так как, на наш взгляд, следует учитывать, что в 1945-1946 гг. в этих странах осуществлялись широкие демократические преобразования, восстанавливались зачастую буржуазно-демократические формы государственности. Об этом свидетельствуют, в частности: буржуазная направленность аграрных реформ при отсутствии национализации земли, сохранение частного сектора в мелкой и средней промышленности, розничной торговле и сфере услуг, наконец наличие многопартийности, включая и высший уровень власти.

Если в Болгарии и Югославии сразу же после освобождения был взят курс на социалистические преобразования, то в остальных странах Юго-Восточной Европы новый курс стал осуществляться с момента установления по существу безраздельной власти национальных компартий, как это было в Чехословакии (февраль 1948 г.), Румынии (декабрь 1947 г.), Венгрии (осень 1947 г.), Албании (февраль 1946 г.), Восточной Германии (октябрь 1949 г.), Польше (январь 1947 г.). Таким образом, в ряде стран в течение полутора-двух послевоенных лет сохранялась возможность альтернативного, несоциалистического пути.

1949 г. можно считать своеобразной паузой, подведшей черту под предысторией МСС, а 50-е годы – выделить в относительно самостоятельный этап форсированного создания «нового» общества, по «универсальному образцу» СССР, составляющие черты которого достаточно хорошо известны.

Это всестороннее огосударствление промышленных отраслей экономики, принудительное кооперирование, а по существу огосударствление аграрного сектора, вытеснение частного капитала из сферы финансов, торговли, установление тотального контроля государства, высших органов правящей партии над общественной жизнью, в области духовной культуры и т.п.

Оценивая результаты проведенного курса строительства основ социализма в странах Юго-Восточной Европы, следует констатировать в целом скорее негативный эффект этих преобразований. Так, форсированное создание тяжелой индустрии привело к возникновению народнохозяйственных диспропорций, что сказалось на темпах ликвидации последствий послевоенной разрухи и не могло не отразиться на росте уровня жизни населения стран в сравнении со странами, не попавшими в орбиту социалистического строительства.

Подобные результаты были получены и в ходе принудительной кооперации села, а также вытеснения частной инициативы из сферы ремесла, торговли и услуг. В качестве аргумента, подтверждающего такие выводы, можно считать мощные общественно-политические кризисы в Польше, Венгрии, ГДР и Чехословакии 1953-1956 гг., с одной стороны, и резкое усиление репрессивной политики государства в отношении всякого инакомыслия, с другой.

Достаточно распространенным до недавнего времени объяснением причин подобных трудностей строительства социализма в рассматриваемых нами странах было слепое копирование их руководством опыта СССР без учета национальной специфики под воздействием жесточайшего диктата Сталина в отношении коммунистического руководства этих стран.

Самоуправленческий социализм в Югославии. Однако была и иная модель социалистического строительства, осуществлявшаяся в те годы в Югославии – модель самоуправленческого социализма. Она предполагала в общих чертах следующее: экономическую свободу трудовых коллективов в рамках предприятий, их деятельность на основе хозяйственного расчета при индикативном типе государственного планирования; отказ от принудительной кооперации в сельском хозяйстве, достаточно широкое использование товарно-денежных отношений и т.п., но при условии сохранения монополии компартии в известных сферах политической и общественной жизни.

Отход югославского руководства от «универсальной» сталинской схемы строительства явился причиной практической изоляции ее на ряд лет от СССР и его союзников. Лишь после осуждения сталинизма на XX съезде КПСС, только в 1955 г. отношения социалистических стран с Югославией стали постепенно нормализоваться.

Некоторый положительный экономический и социальный эффект, полученный от внедрения более сбалансированной хозяйственной модели в Югославии, казалось бы является подтверждением аргумента сторонников вышеприведенной точки зрения на причины кризисов 50-х гг. Образование СЭВ. Важной вехой в истории формирования мировой системы социализма можно считать создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в январе 1949 г. По линии СЭВ осуществлялось экономическое и научно-техническое сотрудничество первоначально европейских социалистических стран. Военно-политическое сотрудничество велось в рамках созданного в мае 1955 г. Варшавского Договора.

Необходимо отметить, что социалистические страны Европы оставались сравнительно динамично развивающейся частью МСС. На другом же ее полюсе находились Монголия, Китай, Северная Корея, Вьетнам. Эти страны наиболее последовательно использовали сталинскую модель строительства социализма, а именно: в рамках жесткой однопартийной системы решительно искореняли элементы рыночных, частнособственнических отношений.

  • Социалистические режимы в Азии

На завершающем этапе войны советское руководство, решая основную для себя задачу создания пояса безопасности на западных границах СССР, должно было обеспечить установление в соседних странах дружественных Советскому Союзу режимов. Несмотря на то, что договоренности великих держав фиксировали переход Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Албании, Финляндии, а также части Германии и Австрии в сферу влияния Советского Союза, реализация его интересов в этом регионе была совсем не простой, чисто механической задачей. Для ее решения СССР применял широкий арсенал как политических, так и силовых средств. Понимание того, что в странах Восточной Европы существовали разнообразные политические силы, привело Советский Союз к необходимости придерживаться коалиционного способа осуществления власти, но с обязательным участием в коалициях коммунистов. Результатом такой позиции СССР для стран Восточной Европы явилась возможность избежать острых внутриполитических конфликтов и подчинить действия разнородных политических сил решению наиболее актуальных общенацио
внесла существенные коррективы в отношения СССР со странами народной демократии. К середине 1947 г. ситуация в Европе заметно изменилась. Завершился важнейший этап в процессе мирного урегулирования - были заключены договоры с бывшими сателлитами гитлеровской Германии. Стало очевидным нарастание противоречий между великими державами, в том числе и по проблемам Германии и Восточной Европы. Маятник общественных настроений в Западной Европе все более активно смещался вправо. Коммунисты потеряли свои позиции во Франции, Италии и Финляндии. Потерпело поражение возглавляемое коммунистами движение сопротивления в Греции. В странах Восточной Европы отсутствие явно позитивной экономической динамики радикализировало общество, рождало (прежде всего в левых кругах) соблазн отказаться от долговременного перехода к социализму в пользу ускорения этого процесса. Шел процесс усиления позиций левых сил, в первую очередь, во властных политических структурах. Это показали парламентские выборы, итоги которых в ряде стран, по меньшей мере, в Польше, Румынии и Венгрии были фальсифицированы.
Ориентировочно с середины 1947 г. Советский Союз перешел к осуществлению нового стратегического курса в Восточной Европе. В результате послевоенная общественная тенденция национальногосударственного единства, облаченная коммунистами в концепцию «народной демократии» и «национальных путей к социализму», все больше отходит на второй план, уступая место новой тенденции - социальнополитической конфронтации и построения классового государства - диктатуры пролетариата. На этом этапе единственно приемлемой признается советская модель развития.
Для содействия решению этих задач, а по сути дела для обеспечения унификации путей и методов создания нового общественного строя, в сентябре 1947 г. была сформирована международная замкнутая политическая структура - Информационное бюро коммунистических партий (Коминформ), просуществовавшая до 1956 г. На первом же совещании Коминформа в сентябре 1947 г. в Шклярской Порембе (Польша) была пересмотрена стратегия коммунистов в отношении демократических блоков и политических союзников. Оценивая международную обстановку, секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Жданов заявил, что после Второй мировой войны образовались два лагеря: империалистический, антидемократический во главе с США и антиимпериалистический, демократический во главе с СССР. А это
значило, что главная цель новых подходов Советского Союза к странам Восточной Европы - как можно быстрее усилить консолидацию стран региона и ускорить тем самым создание восточного блока.
В странах Восточной Европы начался процесс падения коалиционных правительств и установления коммунистического правления. В ноябре 1946 г. было сформировано коммунистическое правительство в Болгарии. В январе 1947 г. президентом Польши стал коммунист Б. Берут. С августа 1947 г. по февраль 1948 г. коммунистические режимы были установлены в Венгрии, Румынии и Чехословакии. В февралемарте 1948 г. с новыми правительствами Румынии, Венгрии и Болгарии СССР подписал договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. С правительствами Чехословакии и Польши эти договоры были заключены еще в годы войны, соответственно 12 декабря 1943 г. и 21 апреля 1945 г.
После полной концентрации власти в странах Восточной Европы в руках компартий ЦК ВКП(б) сосредоточил свои усилия на изменениях в составе их руководства путем устранения той части партийных руководителей, которая была активным проводником идеи «национальных путей к социализму» и передачи всей полноты власти в партиях в руки сторонников форсированного перехода на советский путь развития. В этих целях в мартеапреле 1948 г. в ЦК ВКП(б) было разработано ряд служебных записок, подвергавших критике руководителей компартий Югославии, Венгрии, Чехословакии и Польши за антимарксистский подход в решении некоторых вопросов внутренней и внешней политики. А еще в феврале 1947 г. И.В. Сталин в беседе с Г. ГеоргиуДежем поднял вопрос о «националистических ошибках внутри румынской компартии». Особое недовольство советского руководства вызывала независимая позиция югославского руководителя И. Тито. И. Тито был яркой личностью, руководителем антифашистского движения Сопротивления в Югославии в годы Второй мировой войны и в этом плане резко выделялся среди других руководителей стран Восточной Европы, пришедших к власти при поддержке Советского Союза.
После войны И. Тито стал вынашивать идею о создании балканской федерации, которая для начала являлась бы союзом Югославии и Болгарии, открытым для присоединения других балканских стран. И. Тито, несомненно, был бы ее бесспорным лидером. Все это вызывало подозрение и раздражение у И.В. Сталина. Он подозревал И. Тито в
руководящей роли на Балканах, что, по его мнению, могло вызвать ослабление там позиций СССР. В конце 1947 г. И. Тито и Г. Димитров, югославский и болгарский руководители, объявили о своем решении начать поэтапное осуществление идеи федерации. 28 января 1948 г. «Правда» опубликовала статью, в которой утверждалось, что Югославии и Болгарии не нужна никакая федерация. 10 февраля 1948 г. на советскоболгароюгославском совещании И.В. Сталин попытался перевести процесс создания федерации в приемлемое для СССР русло. 1 марта Югославия отклонила советское предложение. И. Тито не согласился со сталинской моделью федеративного устройства и не пожелал подчиниться грубому диктату Москвы. Веснойлетом 1948 г. кризис продолжал обостряться. И. Тито вывел из состава правительства двух просоветских министров и отказался в июне 1948 г. прибыть в Бухарест на совещание Коминформа, где должен был обсуждаться «югославский вопрос». В опубликованном 29 июня заявлении члены Коминформа осуждали компартию Югославии, подчеркивая нетерпимость «позорного, чисто турецкого террористического режима» И. Тито и призывали «здоровые силы» КПЮ заставить руководителей «признать свои ошибки», а в случае отказа «сменить их». Но состоявшийся в июле 1948 г. V съезд КПЮ отверг обвинения Коминформа и поддержал политику И. Тито. В последующие месяцы шаг за шагом свертывались советскоюгославские контакты, нагнетались взаимные обвинения и, наконец, дело дошло до разрыва отношений. 28 сентября 1949 г. СССР денонсировал заключенный 11 апреля 1945 г. договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Югославией, а 25 октября разорвал дипломатические отношения.
В ноябре 1949 г. произошло событие, повлекшее за собой окончательный разрыв всех отношений, - в Будапеште была принята вторая резолюция Коминформа «Югославская компартия во власти убийц и шпионов». Она была опубликована 29 ноября. Дипломатические отношения с Югославией прекратили и все страны «народной демократии». А в 1950 г. полностью прервались и экономические связи СССР и «стран народной демократии» с Югославией.
После советскоюгославского конфликта странам Восточной Европы ничего не оставалось, кроме как точно следовать советской модели развития, без какого бы то ни было учета «местных условий». Утверждение советских методов социалистического строительства нашло свое отражение в отстранении от
долларов США, безвозмездно передал права на бывшую КВЖД, обязался досрочно вернуть порт Дальний (Далянь) и ПортАртур, передав все имущество китайской стороне. Советскокитайские отношения после образования КНР почти в течение целого десятилетия были самыми дружественными.
После образования КНР соотношение сил на Дальнем Востоке коренным образом изменилось в пользу социализма, что немедленно отразилось на ситуации на Корейском полуострове.

Корея с 1910 г. являлась японской колонией. Впервые вопрос об освобождении Кореи был поставлен в 1943 г. на Каирской конференции, в которой участвовали США, Англия и Китай. На Ялтинской конференции, в Декларации Потсдамской конференции, заявлении СССР об объявлении войны Японии это требование было подтверждено. В августе 1945 г. между СССР и США была достигнута договоренность, что для принятия капитуляции японских войск советские войска войдут в северную часть Кореи, американские - в южную. Линией раздела полуострова являлась 38я параллель. Впоследствии СССР и США не смогли прийти к согласию по вопросу о будущем правительстве Кореи. Американская сторона исходила из необходимости последующего единства страны, советская - из наличия двух отдельных административных единиц. Таким образом, воспользовавшись моментом, советское руководство решило закрепить за собой северную часть Кореи.
После образования двух корейских государств встал вопрос о выводе иностранных войск из обеих частей Кореи. СССР это сделал 25 октября 1948 г., США - за период с сентября 1948 г. по 29 июня 1949 г. Одновременно США предоставили Южной Кореи значительную экономическую и военную помощь.
Предложение начать войну на Корейском полуострове, то есть «прощупать Южную Корею штыком», исходило от северокорейского лидера Ким Ир Сена, который в 1949-1950 гг. неоднократно приезжал к И.В. Сталину на переговоры по поводу увеличения военной помощи КНДР. И.В. Сталин колебался. Была опасность американского вмешательства в войну, что могло привести к глобальному конфликту. Ким Ир Сен заверил И.В. Сталина, что уже в самом начале войны в Южной Кореи повсеместно вспыхнет народное восстание, что позволит достичь быстрой победы. В конечном итоге, после консультаций с Мао Цзэдуном, который поддержал северокорейский план, И.В. Сталин через некоторое время одобрил замысел Ким Ир Сена.
Здесь следует отметить, что агрессивность и намерение силовым путем объединить страну проявляли также и южнокорейские руководители. Президент Южной Кореи Ли Сын Ман и его министры неоднократно говорили о реальной возможности в считанные дни захватить столицу КНДР Пхеньян.
Северная Корея тщательно готовилась к войне. Советский Союз поставил необходимую военную технику и другие средства ведения войны. С 8 июня на всех железных дорогах КНДР было введено чрезвычайное положение - перевозились только военные грузы. Из пятикилометровой зоны вдоль 38й параллели было вывезено все население. За несколько дней до вторжения в приграничных районах КНДР в целях оперативной маскировки будущей акции было разыграно крупное войсковое учение, в ходе которого было осуществлено сосредоточение войсковых группировок на направлениях предстоящих действий. Утром 25 июня 1950 г. армия КНДР вторглась на территорию Южной Кореи. Республика Корея оказалась в крайне затруднительном положении.
В тот же день спешно созванный Совет Безопасности (Советский Союз с января 1950 г. бойкотировал его заседания в знак протеста против участия в нем представителя Тайваня, вместо представителя КНР) принял резолюцию, квалифицировавшую КНДР как агрессора, и потребовал отвода ее войск обратно за 38ю параллель. Продолжавшееся наступление северокорейских войск способствовало переходу США к более решительным действиям. 30 июня президент Г. Трумэн распорядился послать в Корею сухопутные войска. 7 июля Совет Безопасности принял решение об образовании сил ООН. США были уполномочены назначить главнокомандующего. Им стал генерал Д. Макартур. Кроме США свои войска в Корею послали 15 государств, но 2/3 всех сил ООН составляли американские части.
Вмешательство войск ООН привело к перелому в войне на Корейском полуострове. В конце октября 1950 г. южнокорейские части и войска ООН вышли к пограничным с Китаем рекам Ялу и Тумынь. Это обстоятельство предопределило вмешательство в военный конфликт КНР. 25 октября части китайских добровольцев численностью около 200 тыс. человек вступили на территорию Кореи. Это привело к изменению военной ситуации. Войска ООН начали отступать. В январе 1951 г. наступление армии КНДР и китайских добровольцев было остановлено в районе Сеула. Впоследствии инициатива переходила то к одной, то к другой стороне. События на фронте развивались с переменным успехом и без решающих последствий. Выход из кризиса лежал через дипломатические переговоры. Они начались 10 мая 1951 г., проходили очень сложно, неоднократно прерывались, но в конечном итоге привели к подписанию 27 июля 1953 г. соглашения о прекращении огня. Окончилась военная фаза межкорейского противостояния. Война унесла жизни 400 тыс. южнокорейцев, 142 тыс. американцев, 17 тыс. солдат из 15 других стран, входивших в армию ООН.
Большие потери понесли КНДР и КНР: по разным данным от 2х до 4х млн человек.Советский Союз, хотя не прямо, но опосредованно, принимал самое активное участие в событиях на Корейском полуострове: СССР снабжал армию КНДР и китайских добровольцев оружием, боеприпасами, транспортными средствами, горючим, продовольствием, медикаментами. По просьбе КНР советское правительство перебросило на аэродромы Северного, СевероВосточного, Центрального и Южного Китая истребительную авиацию (несколько авиационных дивизий), которая в течение Двух с половиной лет участвовала в отражении налетов американской авиации на Китай. Советский Союз помог КНР в создании собственной авиации, танковых, зенитноартиллерийских и инженерных войск, подготовив кадры и передав необходимую технику. Большая группа советских военных советников По некоторым данным, около 5 тыс. офицеров) находилась в °Рее, оказывая помощь северокорейским войскам и китайским добровольцам. Всего за войну в Корее советские авиационные соединения, участвовавшие в отражении налетов авиации США, потеряли 335 самолетов и 120 летчиков, а общие потери Советского Союза составили 299 человек, в том числе 138 офицеров и 161 сержант и солдат. На случай нового ухудшения обстановки СССР готовился отправить в Корею пять дивизий для непосредственного участия в войне. Они были сосредоточены в Приморье, вблизи границы с КНДР.
Корейская война породила серьезнейший кризис в международных отношениях, превратилась в схватку сверхдержав эпохи «холодной войны». В советскоамериканской конфронтации стали обнаруживаться элементы прямого военного столкновения. Существовала опасность применения в ходе этой войны сверхмощного оружия и превращения ее в полномасштабную мировую войну. Война в Корее показала непримиримость двух противоборствующих систем.