Федеральный закон 294 изменениями. Законодательная база российской федерации

1. Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

2. К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:

1) частями 2 , (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона;

1.1) пунктами 7 и 9 статьи 2 настоящего Федерального закона (в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан);

2) пунктом 2 части 2 , частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона;

3) частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства);

4) частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля);

5) пунктами 1 , 1.1 и 1.2, пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона;

6) частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки);

7) частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок);

8) частью 6 статьи 12 настоящего Федерального закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).


Судебная практика по статье 20 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ

    Определение от 10 июня 2019 г. по делу № А21-463/2018

    Верховный Суд Российской Федерации

    За содержание жилья согласно утверждённому тарифу по многоквартирному дому за весь период производившихся начислений с августа 2017 года. Рассматривая спор, суд округа, руководствуясь положениями статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статей 45, ...

    Решение от 10 января 2019 г. по делу № А42-3910/2018

    Арбитражный суд Мурманской области (АС Мурманской области)

    Арбитражный суд Мурманской области 183038 г. Мурманск, ул. Книповича, 20 http://murmansk.arbitr.ru/ Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ город Мурманск Дело № А42-3910/2018 «10» января 2019 года Резолютивная часть решения объявлена 26.12.2018. Арбитражный суд...

    Решение от 9 января 2019 г. по делу № А15-5215/2018

    Арбитражный суд Республики Дагестан (АС Республики Дагестан)

    Далее – Перечень наименований услуг связи) и Перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи (далее – Перечень лицензионных условий) В соответствии с пунктом 20 Перечня наименований услуг связи в указанный перечень включены услуги почтовой связи. Разделом ХХ Перечня к лицензионным условиям осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи отнесено в...

    Постановление от 9 января 2019 г. по делу № А33-15696/2018

    Регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 . 07.2015 № 486, должностные лица имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа...

    Постановление от 29 декабря 2018 г. по делу № А33-30594/2017

    Третий арбитражный апелляционный суд (3 ААС)

    С Т А Н О В Л Е Н И Е 29 декабря 2018 года Дело № А33-30594/20177 г. Красноярск Резолютивная часть постановления объявлена « 20 » декабря 2018 года. Полный текст постановления изготовлен «29» декабря 2018 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борисова Г.Н., судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е....

    Решение от 28 декабря 2018 г. по делу № А24-2636/2018

    Арбитражный суд Камчатского края (АС Камчатского края)

    Окончательного судебного акта по делу № А24-784/2018 по заявлению ООО «Газпром добыча Ноябрьск» о признании частично недействительным предписания Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю от 20 . 11.2017 № 3440/17-15 в части представления корректирующих расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2-4 кварталы 2014 года, 1-4 кварталы 2015 ...

    Решение от 28 декабря 2018 г. по делу № А55-30739/2018

    Арбитражный суд Самарской области (АС Самарской области)

    4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20 . 4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. В обоснование заявления общество ссылается на принятые меры по устранению...

1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

1.1) поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);

2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

г) нарушение требований к маркировке товаров;

2.1) выявление при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения внеплановой проверки, предусмотренным в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

3. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

3.1. При рассмотрении обращений и заявлений, информации о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

3.2. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

3.3. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, получении достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

3.4. По решению руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

3.5. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.

4. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

6. Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

8. В день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

9. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

10. По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

11. Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями части 2 настоящей статьи;

3) несоблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

12. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

13. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

14. В случае, если требуется незамедлительное проведение внеплановой выездной проверки, копия решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки направляется органом прокуратуры в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

15. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

16. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

17. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

18. В случае проведения внеплановой выездной проверки членов саморегулируемой организации орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны уведомить саморегулируемую организацию о проведении внеплановой выездной проверки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении внеплановой выездной проверки.

19. Органы прокуратуры осуществляют учет проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля внеплановых выездных проверок, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.

20. В случае выявления нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении внеплановой выездной проверки таких членов саморегулируемой организации обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения внеплановой выездной проверки.

21. В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания.

1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

1.1) поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);

2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

А) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

В) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

Г) нарушение требований к маркировке товаров;

2.1) выявление при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения внеплановой проверки, предусмотренным в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

3. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

3.1. При рассмотрении обращений и заявлений, информации о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

3.2. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

3.3. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, получении достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

3.4. По решению руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

3.5. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.

4. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно и настоящего Федерального закона.

5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

6. Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

8. В день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

9. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

10. По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

11. Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями части 2 настоящей статьи;

3) несоблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

12. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

13. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

14. В случае, если требуется незамедлительное проведение внеплановой выездной проверки, копия решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки направляется органом прокуратуры в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

15. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

16. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

17. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

18. В случае проведения внеплановой выездной проверки членов саморегулируемой организации орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны уведомить саморегулируемую организацию о проведении внеплановой выездной проверки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении внеплановой выездной проверки.

19. Органы прокуратуры осуществляют учет проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля внеплановых выездных проверок, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.

20. В случае выявления нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении внеплановой выездной проверки таких членов саморегулируемой организации обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения внеплановой выездной проверки.

21. В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания.


Судебная практика по статье 10 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ

    Постановление от 23 января 2019 г. по делу № А33-11186/2018

    Третий арбитражный апелляционный суд (3 ААС)

    Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю):Балдина Ю.С., представителя на основании доверенности от 25. 10 . 2018 № ДВ-66129, служебного удостоверения ТО № 1463, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Хабибуллина Иннокентия Зарифулловича на решение Арбитражного суда Красноярского края от «06» сентября...

В последние годы сфера среднего и малого бизнеса на территории Российской Федерации стремительно расширяется. Соответственно, растёт число предприятий, компаний и индивидуальный предпринимателей.

Как частному бизнесмену, так и юридическому лицу необходима определённая правовая защита. В этих целях был разработан и принят Федеральный закон № 294-ФЗ. Но что представляет собой рассматриваемый нормативный акт? Каковы его основные положения? Вносились ли в изучаемый нормативный акт существенные поправки? Поговорим об этом в статье.

Суть ФЗ 294

Принятие Государственной Думой России Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в третьем чтении состоялось 19 декабря 2008 года. 22 декабря того же года состоялось собрание Совета Федерации, на котором было одобрено положение о придании данному акту официального статуса. Президент Российской Федерации подписал изучаемый акт 26 декабря 2008 года, и в этот же день была оформлена его первая публичная публикация.

Федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей состоит из 4 глав и 27 статей. Структура является следующей:

  • Глава 1 - Общие (входящие) положения (ст. 1-8.3);
  • Глава 2 - Государственный и муниципальный надзор (ст. 9-20);
  • Глава 3 - Защита прав и полномочий индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении контроля, предусмотренного в предыдущей главе (ст. 21-25);
  • Глава 4 - Завершающие положения изучаемого Федерального закона (ст. 26-27).

Нормативами рассматриваемого Федерального закона определяются:

  • Система контроля деятельности предприятий и индивидуальных бизнесменов с целью защиты их интересов;
  • Система взаимодействия органов надзора;
  • Полномочия и обязанности органов государственного и муниципального контроля.

Изучаемым законом регламентируются отношения, возникающие в процессе контроля и защиты прав юридических лиц и частных бизнесменов. Последние изменения в действующий регламент данного документа вносились 30 октября 2017 года.

Вам будет интересно: Федеральный закон №178 в новой редакции

Сферы, по отношению к которым нормы ФЗ 294 не применяются

Нормативы Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применяются в отношении:

  • Оперативно-розыскных операций;
  • Прокурорской ревизии;
  • Судопроизводства по делу о нарушении регламента антимонопольного закона;
  • Расследовании несчастных случаев и аварий на производстве;
  • Выявления и ликвидации естественных (природных) причин возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • Погранично-таможенных проверок;
  • Ревизии военных спецгрузов.

Положения настоящего нормативного акта о защите юридических лиц так же не применяются в следующих видах государственного надзора за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • Финансово-бюджетном;
  • За иностранными инвестициями;
  • Валютном;
  • Таможенном;
  • Страховом;
  • Банковском;
  • Финансово-рыночном;
  • Клиринговым;
  • Иными видами федерального контроля, изложенными в пункте 3.1 статьи 1 ФЗ-294.

Действие изучаемого нормативного акта распространяется не только на территории Российской Федерации, но на страны ближнего и дальнего зарубежья, если законодательством принимающей страны не предусматривается иное.

Последние поправки

Каждый нормативный акт, изданный на территории современной Российской Федерации, регулярно претерпевает процедуру внесения изменений в его текущий регламент. Данные меры необходимы для поддержания актуальности документа в стремительно меняющейся социально-политической обстановке.

Последние изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены 30 октября 2017 года. Изменяющим документом стал ФЗ-308 «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части исключения запрета проверки требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, по отдельным вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».

В соответствии с привнесёнными поправками в статью 27 Федерального закона о защите интересов юридических лиц и частных бизнесменов добавлен пункт 7. Данный пункт устанавливает, что вплоть до 2022 года положения, указанные в части 1.1 ст. 15, не распространяются на соблюдение трудового законодательства в районах Крайнего Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

  • Статья 8, последние поправки введены 5 декабря 2016 года. Введённый посредством дополнения подпункт 40 пункта 2 гласит, что в числе иных видов предпринимательской деятельности, в начале которой юридическое лицо обязуется предоставить проверяющим органам соответствующее уведомление, является предоставление услуг по ремонту газового оборудования;
  • Статья 9, изменения от 3 июля 2016 года. Поправками введена часть 11.1, гласящая, что в процессе государственной или муниципальной проверки юридических лиц в целях защиты их интересов допустимо использование списка контрольных вопросов (проверочного листа);
  • Статья 10, изменения от 3 июля 2016 года. Определяется порядок и организационные нюансы внеплановой проверки. Предметом подобной ревизии является выяснение факта соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем положений региональных нормативных актов;
  • Статья 11, поправки внесены 3 июля 2016. Пункт 10 в новой редакции гласит, что проводящее проверку корпоративной документации должностное лицо обязано рассмотреть все доказательные документы, предоставленные главой предприятия или индивидуальным предпринимателем. В случае обнаружения недостоверных сведений, проверяющий вправе назначить выездную ревизию;
  • Статья 12, поправки от 13 июля 2015. Введена часть 3.1, согласно которой выездные ревизии не проводятся в тех случаях, когда деятельность юридического лица связана с определёнными рисками;
  • Статья 15, от 1 июля 2017 года. Устанавливается порядок проведения ревизии в рамках защиты интересов юридического лица или частного предпринимателя и соответствующие ограничения;
  • Статья 16, от 13 июля 2015 года. Согласно внесённым поправкам, лицо, не согласное с результатами ревизии и изложенными в отчёте фактами, имеет право направить возражение в орган госконтроля. Данное возражение оформляется в письменной форме;
  • Статья 20, от 9 июня 2014 года. В перечень грубых нарушений, на основании которых результаты ревизии признаются недействительными, добавлено игнорирование аттестации сотрудников того или иного юридического лица.

Внесение следующих изменений в актуальный текст 294 ФЗ о защите прав юридических лиц намечено на декабрь 2017 года.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изменениями и дополнениями от: 28 апреля, 17 июля, 23 ноября, 27 декабря 2009 г., 22, 26 апреля, 27, 30 июля, 28 декабря 2010 г., 21 апреля, 4 июня, 1, 18 июля, 21 ноября 2011 г., 3 мая, 25 июня, 28 июля, 12 ноября 2012 г., 4 марта, 2, 23 июля, 2, 25 ноября, 2, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 23 июня, 21 июля, 14 октября, 29 ноября, 31 декабря 2014 г.)

1. Комментируемая определяет предмет правового регулирования комментируемого Закона, основы организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и основные положения комментируемого Закона в целом.

1) отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. О понятии государственного контроля (надзора) и муниципального контроля см. к ст. 2. Под организацией применительно к комментируемой статьи следует понимать совокупность правовых, обязательных для проведения, мероприятий, необходимых для обеспечения возможности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в соответствии с требованиями федерального законодательства, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. В свою очередь, под осуществлением - конкретные меры, применяемые уполномоченными органами в соответствующих сферах деятельности, в целях обеспечения соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями положений федерального законодательства, законодательства субъектов РФ и муниципальных правовых актов, регулирующих те или иные виды деятельности, осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

2) отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Юридические лица согласно ГК РФ (в редакции от 05 мая 2014 г. N 99-ФЗ) - это организации, которые имеют обособленное имущество и отвечают им по своим обязательствам, могут от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должно быть зарегистрированы в ЕГРЮЛ в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля представляет собой принятие мер, направленных на обеспечение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям возможности реализации их прав, законных интересов и гарантий, которые им предоставлены федеральным законодательством, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

На практике из системного анализа положений комментируемой статьи делаются выводы о применении либо неприменении ее положений. Так, в Оренбургской области имело место судебное разбирательство по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр психологической реабилитации "Вымпел" о признании незаконным и отмене постановления Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области о привлечении к административной ответственности данного общества за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения. Суд первой инстанции удовлетворили заявленные требования, однако Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области подало кассационную жалобу, в которой ссылалось на неправильное применение судами положений комментируемого Закона. Однако суд пришел к выводу, что из системного анализа положений ч. 1 комментируемой статьи и комментируемого Закона следует, что до 1 января 2011 года положения комментируемого Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в сфере лицензионного контроля в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются. Поэтому проведение Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в отношении общества проверки в данном случае является самостоятельным процессуальным действием, не зависящим от проверки, проведенной органами прокуратуры, и не подпадающим под сферу действия комментируемого Закона (см. постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 сентября 2010 г. N Ф09-6780/10-С1).

Следует отметить, что положения комментируемой статьи противоречат названию комментируемого Закона в целом, так как из этого названия следует, что комментируемый Закон должен быть направлен в целом на только регулирование вопросов осуществления защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Между тем комментируемый Закон, исходя из ч. 1 комментируемой статьи, регулирует не только вопросы такой защиты, но и собственно вопросы организации и совершения конкретных действий в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

1) процедурные нормы, касающиеся организации и проведения проверок органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и порядок совершения этими органами действий, связанных с проведением контроля соответствующего уровня и сферы деятельности.

Ссылаясь, в частности на комментируемой статьи, суды в своей практике признают отельные нормативные правовые акты незаконными. Так, например, в Омской области прокурор Омской области обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к административно-технической инспекции администрации города Омска о признании Административного регламента проведения проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля за соблюдением требований Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, утвержденного приказом начальника административно-технической инспекции администрации города Омска от 14 декабря 2009 г. N 44-хд "Об утверждении Административного регламента проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не соответствующим отдельным положениям комментируемого Закона. Рассматривая данное судебное дело, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа пришел к выводу, что исходя из положений ч. 2 комментируемой статьи 1, ст. 1 Устава города Омска, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности в городе Омске устанавливается правовыми актами данного муниципального образования. Учитывая данные положения, суд пришел к выводу об отсутствии у начальника инспекции полномочий по принятию административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 ноября 2010 года по делу N А46-8128/2010);

2) процедуры, касающиеся регулирования совместных действий и мероприятий органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в части, касающейся организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3) правовой статус органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: их полномочия в сфере осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, их права, круг обязанностей, которые они должны выполнить в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и т.п.;

4) правовой статус юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводится государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль: их права, в том числе право на защиту их интересов при проведении в отношении них проверок в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, их обязанности, например, по предоставлению органам, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, необходимых документов, по взаимодействию с ними;

5) меры по защите прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении в отношении них проверок в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля - совокупность установленных комментируемым гарантий, направленных на обеспечение защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3. В комментируемой статьи определены направления и мероприятия, в отношение которых правовое регулирование отдельных положений комментируемого Закона не распространяется, иными словами, соответствующие положения комментируемого Закона не могут быть применены в отношении этих направлений и мероприятий. При этом из абзаца первого ч. 3 комментируемой статьи следует, что на такие направления мероприятия не распространяются только положения комментируемого Закона, которые устанавливают порядок организации и проведения проверок в отношении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Отсюда можно сделать вывод о том, что все иные положения комментируемого Закона, за исключением касающихся организации и проведения вышеуказанных проверок, распространяются также и на те направления и мероприятия, которые предусмотрены в ч. 3 комментируемой статьи, а именно:

1) мероприятия, в отношении которых положения федерального законодательства не устанавливают требований о предоставлении информации и документов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также об осуществлении каких-либо совместных действий, мероприятий и о принятии совместных мер органами, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых такой контроль проводится ( комментируемой статьи). Так, например, индивидуальный предприниматель Мамедов Гасан Самед оглы обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования "город Набережные Челны" о признании незаконными действий Исполкома в лице специалиста по контролю за использованием земли Мазитова Л.З., выраженных в проведении проверки по соблюдению земельного законодательства. Решением судов первой и апелляционной инстанции было отказано в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа установил, что в данном случае проведение органом местного самоуправления обследования земельного участка, предоставленного предпринимателю в постоянное бессрочное пользование, не требует взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и не возлагает обязанности по предоставлению информации и исполнению требований Исполкома.

Следовательно, требования комментируемого Закона, исходя из комментируемой статьи, на рассматриваемые отношения не распространяются, а доводы заявителя апелляционной жалобы о нарушении ответчиком сроков проведения плановой проверки и процедуры ее проведения - несостоятельны.

Кроме этого, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия доказательств нарушения прав и законных интересов истца оспариваемыми действиями ответчика. Суды правомерно указали, что действия ответчика по обследованию земельного участка, занимаемого заявителем на праве постоянного бессрочного пользования, не повлекли за собой правовых последствий, устанавливающих или изменяющих права и обязанности предпринимателя, которые создают ему препятствия при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности (см. постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 июля 2012 г. по делу N А65-30412/2011);