Cочинение «Теория Раскольникова и ее антигуманистический смысл. Теория раскольникова - социальные и философские истоки теории и ее смысл Гуманная сущность теории раскольникова



Антигуманная сущность теории Раскольникова и ее крах

  • (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Цели урока:

  • Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления

  • Показать какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за идею, которой руководствуется он в своей жизни

  • Развивать навыки литературного анализа произведения


Вопросы для обсуждения:

  • В чем суть теории Раскольникова?

  • К чему привела теория Раскольникова?

  • Как для себя определяет цели преступления?

  • Чем оправдывает свое намерение?

  • Почему мучается?

  • Как теория Лужина связана с теорией Раскольникова?

  • Имел ли Свидригайлов основания сказать Раскольникову «мы одного поля ягоды»?

  • Кто опровергает антигуманную теорию Раскольникова?

  • Что и кто помог Раскольникову возродиться?



Мотивы (социальные, психологические, нравственные), побудившие Раскольникова к убийству:


«…идея – сила, формирующая человека его характер… определяющая его поведение не меньше, чем психология и чем среда»


Статья Раскольникова в газете «Периодическая мысль»: «О преступлении»



Роман – исследование:

  • Почему убил?

  • Почему признался?

  • Почему воскрес?


Преступление Раскольникова



Цели преступления:










Выводы:

  • Изображая своего героя, Достоевский утверждает неразрывность человечности с истинной совестливостью.

  • Роман и его герой убеждают, что осуществление своих целей за счет ущемления интересов других людей безнравственно и бесчеловечно.

  • Преступления ведут к разрушению личности самого «переступившего».



Индивидуальные задания

  • Составить шпаргалку по теории Раскольникова

  • Составить викторину или тест (с ответами)

  • Задайте вопросы Раскольникову


Роман Ф. Г. Достоевского "Преступление и наказание" - один из сложнейших произведений в истории мировой литературы. Даже исходя из того, как роман воспринимается читателем, он чуть ли не единое произведение такого плана. Лично на меня произведение сначала оказало впечатление полно понятного: никаких намеков, никаких загадок, никаких таинственных событий. На самом деле же, преступление Раскольникова плотно связанный из него теорией, а эта теория - преступная

Уже из первых страниц романа "Преступление и наказание" главный герой придавлен собственной философией, которая позволяет "кровь по совести". Наблюдая за жизнью своей страны, задумываясь над мировой историей, Раскольников пришел к мысли, который не только исторический прогресс, а и любое другое развитие осуществляется за счет чьих-то страданий, жертв и крови. Герой распределил человечество на две категории: есть люди, которые смиренно воспринимают свою судьбу, а есть такие, что возбуждаются моральные нормы и общественный порядок. Выдающиеся личности - Ликург, Магомет, Наполеон - не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью ради своих идей. Мир устроен так, что развитие общества происходит в процессе уничтожения "животных, которые вздрагивают" "сильными мира этого": "И не деньги, главное, нужны мнет были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Мнет другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мнет надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь я, как все, или человек? Смога ли я переступит, или не смога? Осмелюсь ли нагнутся и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею…".

Дело в том, что жизненные ситуации, в которые попадается Раскольников, не только не отводят его от идеи убийства, а будто наталкивают на нее

Но мне кажется, что идея Раскольникова неразрывно связана с жизненными условиями бедного студента. Душная атмосфера его жилья перекликается с душной атмосферой петербурзькихвулиць.

Хотя преступление Раскольникова - это вызов нечеловеческим законам мира, однако оправдать его невозможно. Ведь, совершив убийство, Раскольников зачислил себя к разряду надлюдей, к которому не принадлежат даже близкие ему люди: иметь, сестра, Соня, Разумихин. Он отрезал себя от этих людей: "Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить…"

Упоминая преступление, Родион упоминает и случайно вбитую им Лизавету: "Бедная Лизавета! Зачем она здесь подвернулась!.. Странно, однако же, почему я об неи свиты и не думаю, точно и не убивал?.. Лизавета! Сон! Бедные, кроткие, с глазами кроткими… Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут?.. Они все отдают… глядят кротко и тихо…".

Этот монолог доказывает весь ужас совершенного, ведь человеческая натура столкнулась с нечеловеческой теорией. Еще один довод ужасной теории - третий сон Раскольникова, где он снова убивает ростовщицу, а она над ним смеется. И здесь герой подсознательно начинает понимать коварность своей теории, которую можно считать не толчком к преступлению, а преступлением

Самая преступная идея толкнула его на самопроверку собственной значимости: "Я просто убил; для себя убил, для себя одного; а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мнет, в ту минуту, все равно должно было быть!"

Значит, пораженный идеей "сверхчеловека", он мог бы убить и вторая, и сестру, и мать, и Соню

Кажется, что Раскольников может реагировать лишь на те впечатления, которые подтверждают правоту его теории. Он воспринимает мир деспотически, выхватывая из окружения лишь те впечатления, которые подтверждают его фанатичную теорию

Итак, теория Раскольникова о возможности стоять над людьми, с презрением относиться к ним законов не нашла своего подкрепления в него собственной судьбе. Полностью убить в себе совесть и подняться в гордой одинокости над "человеческим муравейником" не может даже найвишуканиший вор, не то что человек с раздвоенной личностью. Возможно поэтому автор и обрек Раскольникова на одинокость. Достоевский всей образной системой романа убедительно довел, что нельзя оправдать теорию насилия, убийства, которой бы благородной целью ее не аргументировались

Тема: Антигуманный смысл теории главного героя и ее крушение. Раскаяние и наказание Раскольникова.

Цели:

    раскрыть суть антигуманной теории Раскольникова; воспитывать на этом примере чувство личной ответственности за происходящее;

    проверить усвоение и понимание произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

    • умение оценивать и анализировать прочитанное;

      излагать мысли и рассуждать;

      выборочно цитировать;

      уметь обобщать и делать выводы.

    пробудить интерес к анализу текста, используя нестандартные ситуации;

    активизировать работу на уроке, применяя наглядный и раздаточные материалы;

    учить работать с критической литературой;

Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, рисунок Боклевского «Раскольников», опорные схемы, критический разбор романа.

Тип урока: обобщение изученного.

«Правильное наблюдение над жизнью почти заменяет чтение книг».

В. Маяковский.

Ход урока.

    Актуализация опорных знаний, умений, навыков.

    1. Рассказ учителя о Байкале.

Почему говорю о Байкале? Роман Ф.М. Достоевского – тот же Байкал, та же глубина. В нем тоже трудно рассмотреть все до дна – все проблемы и их решение. Мы попробуем поговорить о тех проблемах, которые как бы на поверхности, т.е. о тех, которые попали в поле нашего зрения.

    1. Какие проблемы поднимает Достоевский в романе:

А что можно сказать о романе, в котором решаются эти проблемы? Пусть поможет схема, прочитайте ее.

    1. В основе раскрытия любой проблемы художественного произведения лежит конфликт.

Каков основной конфликт романа?

    Почему убил?

    Какие идеи привели к убийству?

    Виноват ли преступник?

Учащиеся для домашнего задания делятся на 4 группы, каждая группа в классе передает подготовленное задание следующей группе. Таким образом, каждая группа знакомится с материалом урока и вносит свои добавления. Дети работают 5-7 минут, звучит музыка.

1-я группа готовит ответ на вопрос: «Причины преступления».

Итак:

    Почему убил?

    • бедность (два дня не ел, оставил учебу, внешний вид;

      отношения с квартирной хозяйкой;

      условия жизни (коморка, шкаф);

      Петербург (грязь, вонь, пьяная девочка, женщина, бросившаяся с моста…),

      впечатления от встречи со старухой – процентщицей;

      письмо матери;

      встреча с Мармеладовым;

      разговор студента с офицером.

Вот причины, побудившие Раскольникова опустить злосчастный топор на голову старухи – процентщицы, в которой Раскольников видел корень всех бед. Но!.. Живет же в этом мире его друг Разумихин, учится, дает уроки, как-то зарабатывает себе на жизнь. Почему Раскольников не желает следовать этому примеру?

(Составляется эйдос-конспект «Причины преступления Раскольникова», который к концу урока станет частью общего эйдос-конспекта «Антигуманный смысл теории главного героя и ее крушение»).

2-я группа раскрывает суть теории Раскольникова.

    Теория Раскольникова.

У него есть своя теория, он хотел проверить: обыкновенный он человек или необыкновенный – тварь ли я дрожащая или право имею!

Составляется эйдос-конспект «Суть теории Раскольникова».

Да, можно быть таким как Разумихин. А кто тогда спасет Соню? Кто поможет матери и Дуне? Кто избавит мир от того страшного «процента», о котором постоянно думает Раскольников? Для героя Достоевского здесь и логический, и жизненный тупик, из которого нет выхода. Но жизнь устроена так, что безвыходных ситуаций не бывает. И некоторые персонажи чувствуют, что выход все же должен быть!

Вернемся в трактир, где Мармеладов исповедуется перед Раскольниковым. Мармеладов обращается к Богу, молит его об установлении царства всеобщей гармонии на многострадальной земле. Т.е. он ищет спасения для всех у Бога (он считает, обездоленных спасет Бог).

Но Раскольников, в отличие от Мармеладова, не согласен дожидаться второго пришествия Христа, он сам хочет приблизить нас к установлению всеобщей справедливости. Не Бог, а он, Раскольников, хочет решать мучительные проблемы современности!

А к чему приводит желание быть таким, как Бог. Вспомните библейские примеры (Сатана, Адам и Ева).

3-я группа подбирает библейские примеры.

Итак, может быть, не знает еще Раскольников, но мы уже догадываемся, что теория его обречена на провал!

Какие еще доказательства можно привести?

    чтобы возвыситься, нужно заглушить сострадание к людям. А Раскольников?

    в основе – теория бонапартизма. А Наполеон развенчан.

    Убийца зыбывает о совести, а Раскольникова совесть судит постоянно.

4-я группа готовит ответ на вопросы: «Кто пострадал из-за теории Раскольникова? Каковы могли бы быть последствия победы теории Раскольникова?» Ответ сопровождается иллюстрациями.




ВЫВОД: все то, о чем мы сейчас говорили, можно изобразить вот такой схемой. Закрепим сказанное по ней.

Но смерть ненавистной старухи вдруг вспыхнула фейерверком других смертей, неожиданных и бессмысленных, из-за которых его дорога пошла все-таки не вверх, а (вглядитесь в контекст) рассеялась множеством путей, повернувших вниз. Как случайный свидетель, следом за старухой убита Лизавета, которая, вполне возможно, была беременной, носила в себе новую жизнь, погубленную Раскольниковым еще до рождения. Мать почувствовала недоброе в сыне, по его милости в могилу сошла. Чуть было не пострадал Миколка-маляр.

И разветвилась главная мысль Раскольникова на мелкие и ненужные «мыслишки». И потянули они его вниз. И, как результат, встал перед ним огромный тупик. «Я себя убил, а не старушонку!»

Так, где же выход? По какой дороге идти? Делают попытки спасти людей. Свидригайлов - циник, пошляк, преступник. Но он дает детям Мармеладова деньги своей жены. Лебезятников спасает Соню. Но могут ли они спасти всех людей?!

Остается путь Сони. На ней нет следов преступления и крови. Она уповает только на Бога: он один может распоряжаться людскими жизнями, он один знает высшую справедливость.

    Виноват ли Раскольников? Это определяет только суд.

Инсценировка суда над Раскольниковым. Распределяются роли: Раскольников, Соня, Дуня, адвокат, прокурор, судья и присяжные. После вынесения судом приговора:

Итак, Раскольников осужден. Погибают Мармеладов, Екатерина Ивановна, умирает мать Раскольникова. Получается, что мир, в котором живет герой Достоевского, это мир «погибших и погибающих». Я хочу, в связи с этим, показать фотографию.

    Какие ассоциации, связанные с героями романа, она вызывает?

    Почему одна гвоздика еще жива, кого она символизирует в романе?

    Почему Соня уповает на Бога? «Он один может распоряжаться людскими жизнями, он один знает высшую справедливость».

    Проблемы, поднятые Достоевским в романе.

«Преступление и наказание» находят, к сожалению, отклик и сегодня. Пример: документальный фильм Рижской киностудии «Высший суд». История подобная Раскольниковской.

Прочитана последняя страница, закрыт роман. А мне хочется открыть другую книгу. Беру Библию. Что мог прочитать в ней Раскольников, чтобы переосмыслить свою жизнь? Может быть, это: «Надейся на Господа все сердцем твоим, и не полагайся на разум твой (Пр. 3:5)». Может быть, это: «Не говори: «Я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя» (Пр. 20:22). Может быть, это читал он: «Когда изберу время, Я произведу суд по правде», «но Бог есть судья: одного унижает, а другого возносит» (Пр. 73:3,8). И еще хочется прочитать вам: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет» (Л. 8:16). Пусть всегда в вашем сердце горит свеча, освещая путь к любви и миру.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - одно из самых сложных произведений в истории мировой литературы. Даже исходя из того, как роман воспринимается читателем, чуть ли не единственное произведение такого плана. Лично на меня произведение сначала произвело впечатление полностью понятного: никаких намеков, никаких загадок, никаких таинственных событий. На самом же деле, преступление Раскольникова плотно связано с его теорией, а его теория - преступна.

Уже из первых страниц роману «Преступление и наказание» главный герой подавлен собственной философией, которая позволяет «кровь по совести». Наблюдая за жизнью своей страны, задумываясь над мировой историей, Раскольников пришел к мнению, что не только исторический прогресс, но и любое другое развитие осуществляется за счет чьих-то страданий, жертв и крови. Герой распределил человечество на две категории: есть люди, которые смиренно воспринимают свою судьбу, а есть такие, которые нарушают моральные нормы и общественный порядок. Выдающиеся личности - Ликург, Магомет, Наполеон - не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью ради своих идей. Мир устроен так, что развитие общества происходит в процессе уничтожения «животных, которые вздрагивают» «сильными мира сего.

Дело в том, что жизненные ситуации, в которые попадает Раскольников, не только не отводят его от идеи убийства, а вроде бы наталкивают на нее.

Но мне кажется, что идея Раскольникова неразрывно связана с жизненными условиями бедного студента. Удушающая атмосфера его жилья перекликается с удушающей атмосферой улиц.

Хотя преступление Раскольникова - это вызов нечеловеческим законам мира, однако оправдать его невозможно. Ведь, совершив убийство, Раскольников зачел себя к разряду сверхлюдей, к которому не принадлежат даже близкие ему люди: сестра, Соня, Разумихин. Он отсек себя от этих людей: «Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить.»

Вспоминая преступление, Родион вспоминает и случайно убитую им Лизавету: «Бедная Лизавета! Зачем она здесь подвернулась!.. Странно, однако же, почему я о ней почти и не думаю, точно и не убивал?.. Лизавета! Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими. Милые!.. Почему они не плачут? Почему они не стонут?.. Они все отдают, глядят кротко и тихо.».

Этот монолог показывают весь ужас сделанного, ведь человеческая натура столкнулась с нечеловеческой теорией. Еще одно доказательство ужасной теории - третий сон Раскольникова, где он опять убивает процентщицу, а она над ним смеется. И здесь герой подсознательно начинает понимать коварство своей теории, которую можно считать не толчком к преступлению, а преступлением.

Сама преступная идея толкнула его на самопроверку собственной значимости: «Я просто убил; для себя убил, для себя одного; а там стал бы ли я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, все равно должно было быть!»

Значит, пораженный идеей «сверхчеловека», он мог бы убить и друга, и сестру, и мать, и Соню.

Кажется, что Раскольников может реагировать лишь на те впечатления, которые подтверждают правоту его теории. Он воспринимает мир деспотически, выхватывая из окружения лишь те впечатления, которые подтверждают его фанатичную теорию.

Следовательно, теория Раскольникова о возможности стоять над людьми, с презрением относиться к их законам не нашла своего подкрепления в его собственной судьбе. Полностью убить в себе совесть и подняться в гордом одиночестве над «человеческим муравейником» не может даже самый искуснейший вор, не только человек с раздвоенной личностью. Возможно, потому автор и обрек Раскольникова на одиночество. Достоевский всей образной системой романа убедительно доказал, что нельзя оправдать теорию насилия, убийства, какой бы благородной целью ее не аргументировали.

Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» был опубликован в 1866 г. Его автор горячо поддерживал революционные настроения в стране и был активным участником кружка М. В. Буташевича-Петрашевского. Это кружок был очень популярен среди революционно настроенной молодежи в конце 40-х гг. ЧР†Ч в. Этический идеал Достоевского был сформулирован под воздействием утопического социализма с его высоким гуманизмом, сочувствием угнетенным, опорой на христианскую мораль. Находясь на каторге, как политический преступник, писатель размышлял о ходе революционного движения в России и Европе, о разгроме декабристов и петрашевцев и пришел к выводу, что только нравственное перерождение человека сможет изменить мир. Достоевский отверг путь революционно- го переустройства общества. Вероятно, именно на каторге и зародилось желание написать книгу о душевных муках преступника, о болезненной ломке его гордой теории. В переживаниях главного героя романа Родиона Раскольникова чувствуется что-то личное, авторское, хотя, в главном, писатель и его герой противоположны.

«Молодой человек, исключенный из студентов университета и живущий в крайней бедности, ... поддавшись некоторым странным неоконченным идеям..., решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну старуху...»

Родион Романович Раскольников, главный герой романа, - молодой человек, выходец из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета университета, вынужденный из-за отсутствия денег оставить учение. Живя в тесной каморке, похожей на гроб или шкаф, на пятом этаже многоэтажного дома близ Сенной, Раскольников постоянно наблюдал за жизнью петербургской бедноты. Его мир населен людьми, доведенными до крайности, до предела полярных человеческих страстей - от извращенного порока и преступления до высочайшей добродетели и нравственной чистоты. Раскольников - умный, гордый юноша, полный сознания собственной исключительности. Он страдает от голода и лишений, унижений, которым подвергаются его мать и сестра. Именно в это время в темном углу, когда нечего есть, зарождается его страшная теория. Она растет и крепнет, заполняет все его думы и подчиняет волю. Социальная несправедливость, безысходность, духовный тупик рождают в уме его абсурдную теорию о «высших» и «низших» представителях общества. Его жизненной целью становится возведение себя в разряд «сверхлюдей». И единственным средством, для того чтобы быть таким, для Раскольникова является убийство.

Родион Романович решается на преступление. Не затем, чтобы завладеть деньгами и продолжить учебу, не затем, чтобы помочь матери, не затем даже, чтобы промотать деньги, а чтобы проверить себя, свою идею, понять, «человек» он или «тварь дрожащая». Высокомерная теория его говорит, что люди подлы и низки, их не переделать «и труда не стоит тратить». Но можно встать над людским «муравейником» и управлять им. Есть два рода людей: подвластные и немногие избранные властители. Последние внешне ничем не отличаются от обычных людишек, но на самом деле могут добиваться власти любым путем, им «разрешается» переступить через закон и кровь. И вот Раскольников решает стать властелином над людьми. Он считает, что можно силой навязать благо людям, которые сами не понимают своего счастья. Решают такие, как он, избранники.

«наполеоны и магометы» служили, прежде всего, своим личным интересам, а общими - лишь прикрывались. Одинокий и озлобившийся «теоретик» не доходит до осознания того, что очень трудно делать хорошее, выбирая для этого преступный путь. Убить глупую старуху-процентщицу, взять ее деньги, предназначенные для монастыря, и спасти тысячи униженных и оскорбленных- это «справедливое убийство», по мысли героя.

«эксперимент» приводит совсем не к тому результату, которого он ожидал. Хотя ум Родиона не может противиться железной логике его теории, но душа восстает. Следуя его идее, он должен жить для себя, а он отдает последние деньги на похороны, помогает Мармеладовым, расстраивает свадьбу сестры. По его теории, и Соня, и его мать, и Дуня, и Катерина Ивановна принадлежат к разряду «обыкновенных» людей. И, следовательно, топор другого Раскопьникова может обрушиться на их головы.

«перегрызлись». Столько вокруг несправедливости, а если каждый начнет выяснять, какой он, обыкновенный человек или нет... Ведь так люди друг друга начнут резать. Да и что толку в гениальном человеке, если он негодяй? Это еще страшнее, потому что ради своих умозрительных теорий, во имя своей власти уничтожит множество людей, в том числе и талантливых.

Забыл Раскольников и о том, что тот, кто преступил закон человеческий, пролил кровь, обязан носить в душе страшную тяжесть, оставаться в одиночестве. Так происходит и с ним. Даже мать и сестра становятся для него чужими. Более откровенен он лишь с циником Свидригайловым, который не обставляет свои поступки «высокими» идеями. Но при этом герою невыносима мысль о сходстве его теории с теориями Лужина, Свидригайлова. Он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть.

но настойчивое развенчание раскольниковской идеи. Это происходит через страдания несчастного.

«Я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я убил, а переступить-то не переступил»,- с ужасом думает Раскольников. Таким образом, теория Родиона Романовича терпит крах, он не выдерживает жизненной проверки. Жизнь, чувство всегда богаче любой теории. А тем более такой бесчеловечной, как теория о «двух разрядах», о «сверхлюдях» и «вшах», «недочеловеках».