Учет лимитов бюджетных обязательств. Что такое ассигнования из бюджета

Финансирование бюджетных организаций и других получателей определяется распорядителем с последующим направлением ассигнований. Предельный объем финансирования ограничивается лимитом, установленным на квартальный период, нарастающим итогом в пределах календарного года. Сводный лимит по получателям утверждается контролирующим органом исполнительной власти.

Порядок рассмотрения бюджетных ассигнований и их распределения регулирует «Бюджетный кодекс РФ» № 145-ФЗ (действующая редакция от 15.02.2016г.). Показатели лимитов, обязательств составляются в денежном выражении. Назначение лимита – обеспечение качественного контроля за расходованием государственных средств и формирование затрат по целевым статьям.

Определение понятия бюджетных обязательств

Под обязательством понимают ответственность по исполнению бюджетных расходов, принимаемую федеральным или муниципальным учреждением.

Размер лимита бюджетных обязательств – предельная сумма ассигнований, утвержденных для обеспечения расходов казенных, бюджетных или автономных учреждений. В рамках лимитов учреждение может реализовывать деятельность и программы, определенные учредительными документами.

Исполняемые учреждением обязательства не могут быть выше установленных и принятых лимитов.

Что относится к ассигнованиям

Ассигнования, выделенные бюджетом различного уровня, используется для оказания функций организаций федерального, регионального и муниципального назначения.

Средства используются для реализации :

  • Услуг государственного характера, оказываемых гражданам и организациям.
  • Содержания бюджетных учреждений, включая оплату контрактов по поставкам, проведению работ и оказанию услуг.
  • Социальной помощи населению.
  • Обеспечения помощи предпринимателям, незащищенным слоям и поддержки программ государственного значения.
  • Государственного обеспечения по исполнению оборонного заказа.
  • Создания материальной базы государственного резерва.

Расходы различного назначения утверждаются в рамках кодов бюджетной классификации, точно определяющей категорию расходов.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Порядок и сроки доведения и принятия

Лимит обязательств устанавливается на квартальный период. Лимиты доводятся до получателей не позднее, чем за 5 дней до начала периода их использования.

Каждому получателю ассигнований присваивается лицевой счет , в рамках которого учитывают:

  • Доведенные обязательства.
  • Размеры статей затрат.
  • Полученные лимиты.
  • Поступившие ассигнования.

Принятие бюджетных обязательств осуществляется путем списания средств со счетов, открытых в УФК.

Перевод сумм в рамках лимита производится платежными поручениями установленного образца.

Процедура расходования средств подвергается контролю со стороны Казначейства в момент проведения операций. Исполняющий орган проверяет целевое назначение расхода, соответствие выделенному лимиту и статье КБК.

Орган имеет право отказать получателю в исполнении обязательств при наличии:

  • Несоответствия заявленных расходов доведенным обязательствам по статьям.
  • Отсутствии ассигнований по установленному лимиту.
  • Выявления нарушений положений бюджетирования, например, оплаты договоров, не участвующих в тендере.
  • При наличии расхождений между полученными ассигнованиями и утвержденной распорядителем сметой доходов и расходов. Ситуация часто возникает при расходовании ассигнований, полученных от внебюджетной деятельности и также регулируемых сметой.

При отказе в исполнении поручений орган обязан довести до владельца лицевого счета факт и причину несоответствия данных. Необоснованный отказ в исполнении поручений является нарушением бюджетного финансирования и влечет наказание исполнительного органа.

Правила учета

Ведение учета финансирования производится при использовании карточки формы 0504062.

Документ является регистром аналитического учета. Особенности группировки данных :

  • Документ ведется отдельно для полученных и переданных ассигнований в пределах утвержденных лимитов.
  • Информация формируется нарастающим итогом.
  • Учет ведется в рамках кодов бюджетной классификации.
  • Увеличение сумм ассигнований указывается со знаком «плюс», уменьшение – со знаком «минус».

При формировании оборотов используются данные выделенных лимитов обязательств, сформированные на год с изменениями за месяц. Данные вносятся в карточку на основании показателей .

О правилах учета бюджетных обязательств в 1С рассказано в следующем видео уроке:

Особенности применения

Лимит бюджетных обязательств не является неизменным параметром.

Корректировка может производится:

  • Исполнительным органом, распорядителем бюджета. Орган может снизить лимит, заблокировать поступлений или увеличить размер показателей.
  • Получателем. Изменения в показателях могут осуществляться при недостатке, отказе от принятия обязательств, поступлений сверх лимита.

Поступление средств сверх установленных лимитов иногда возникает при получении внебюджетных ассигнований или дополнительных бюджетных ассигнований конца года. Превышающие лимиты доходы необходимо утвердить у распорядителя бюджета. Если представительный орган не утвердит поступления в течение 15 дней после обращения получателя, имеющиеся лимит индексируется по статьям расходов.

При возникновении ситуации обратного порядка – нехватке утвержденного лимита на исполнение обязательств получатель должен обратиться с заявкой в распорядительный орган. К заявке прилагаются :

  • Договора и накладные или акты (например, или ), работы или по которым осуществлены, но не оплачены казенным или бюджетным учреждением.
  • Расчеты требуемого количества средств на , недостаточно установленные лимитом или изменившиеся при расширении .
  • Документы, подтверждающие произведенные расходы по программам, введенным после утвержденных обязательств.

Утвержденный лимит обязательств может быть изменен распорядителем. Корректировки проводятся в результате:

  • Снижения расходов бюджета. Допускается снижение бюджетных ассигнований в пределе 10% установленного лимита.
  • Перераспределения обязательств по статьям расходов.

При изменении размера утвержденных лимитов до получателя сведения доводятся не позднее 5 дней до начала периода. Корректировка данных не производится после истечения половины срока действия лимита.

Изменение лимитов, утверждаемых поквартально, может возникать при задержке перечислений на срок до 3 месяцев. Размер отсроченного обязательства не должен превышать 10% общего лимита квартала.

В ряде случаев распорядителем производится блокировка установленных лимитов обязательств. Прерывание поступлений может осуществляться на любом этапе финансирования и в пределах заблокированных величин.

Прекращение поступлений ассигнований может быть вызвано:

  1. Отсутствием программы или условий, на исполнение которых утверждались средства.
  2. Выявлением невозможности исполнения расхода.
  3. Установление факта нецелевого расходования средств.

Установленный для получателя лимит бюджет ассигнований прекращает действие до 31 декабря учетного года. Средства, не использованные получателем до отчетной даты, подлежат возврату в бюджет без права дальнейшего расходования.

Про порядок доведения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств смотрите в данном видеосюжете:

Для того чтобы разбираться в экономических терминах, необходимо иметь соответствующие знания и опыт. К примеру, многие не видят разницы между бюджетными ассигнованиями и лимитами. В ходе ведения предпринимательской деятельности эти понятия встречаются постоянно, поэтому знать их отличия очень важно. Попытаемся в статье максимально доступно разобраться в этом вопросе.

Определение

Лимиты – это термин, применяемый для выражения в физических или денежных эквивалентах предельной суммы какого-либо показателя. Определение разнообразных лимитов – один из способов управления рисками. Помимо этого, слово «лимит» используется и в других сферах деятельности человека, но во всех случаях он устанавливает определенную границу какого-либо показателя.

Ассигнования – это государственные материальные средства, передаваемые на выполнение определенного проекта в рамках федерации или региона, а также для осуществления деятельности коммерческими предприятиями.

Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств: их отличия

Надо сказать, что эти понятия абсолютно разные. Их различия очевидны, исходя из определений. Ни в коем случае они не заменяют друг друга и не могут использоваться как синонимы. Таким образом, лимит представляет собой ограничение чего-либо. Он достаточно часто используется в экономической среде, например, лимит кассы, когда там на конец рабочего дня должна оставаться определенная сумма.

Устанавливаются они на законодательном уровне и являются правилом для хозяйствующих субъектов. Что касается ассигнований, то они отличаются следующим:

  1. Их выделяет государство под свою ответственность на выполнение каких-либо программ. Очень часто это строительство домов, заводов, дорог и других построек, когда определенная сумма должна быть использована исключительно для решения этих вопросов в сжатые сроки.
  2. Они могут осуществляться между разными уровнями власти, когда в деятельности какого-то из них наблюдается нехватка бюджета.
  3. Размеры и направленность закреплены на законодательном уровне.

Важно знать, что только в одном случае лимиты и ассигнования могут использоваться вместе как словосочетание – если на ассигнования устанавливается предел, выход за рамки которого невозможен.

Разновидности бюджетных ассигнований

Следует отметить, что бюджетные ассигнования могут быть разные. Выделим наиболее распространенные:

  1. Оказание государственных услуг по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг и т. п.
  2. Социальное обеспечение граждан страны.
  3. Предоставление инвестиций.
  4. Оказание субсидий пенсионерам по коммунальным тарифам.
  5. Субсидии для юридических лиц и частных предпринимателей.
  6. Обслуживание муниципального долга.
  7. Исполнение судебных актов.
  8. Выполнение оборонной функции государства.
  9. Содержание бюджетных организаций.

Также есть другие сферы, где применяются бюджетные ассигнования государства.

Особенности применения лимитов

Отметим, что лимиты, как правило, устанавливаются на какой-то срок. Именно поэтому их нельзя назвать неизменными. Корректировку вправе произвести:

  • Исполнительный орган, распорядитель бюджетом. Эти органы могут снизить лимит, заблокировать поступления или увеличить их размер.
  • Получатель. Изменения в показателях могут осуществляться при недостатке, отказе от принятия обязательств, поступлении сверх лимита.

Бывают случаи, когда выделенных бюджетом денег (лимита) не хватает на осуществление того или иного плана. В такой ситуации получатель должен написать заявление в распорядительный орган, поскольку именно он несет ответственность за использование бюджетных денег. Итак, заявительная бумага должна содержать:

  1. Личные и контактные данные получателя.
  2. Причины, почему не удалось уложиться в денежный лимит.
  3. Сумма, которая была предоставлена.
  4. Размер суммы, которой не хватает для выполнения плана.
  5. Перечень прилагаемых документов:
  • договор;
  • накладные и акты;
  • расчеты требуемого дополнительного количества денежных средств;
  • бумаги, подтверждающие производственные расходы.

Поменять размер лимита имеет право только распорядитель, если он посчитает это целесообразным и эффективным. В целом очевидно, что ассигнования и лимиты – это абсолютно полярные понятия, которые нельзя приравнивать. Несмотря на то что оба понятия регулируются на законодательном уровне, используются они для разных целей, хотя все они связаны с экономической деятельностью государства.

ВНИМАНИЕ!
В рамках нашего портала действует бесплатный юридический раздел, где наши эксперты отвечают на актуальные вопросы наших читателей. Все что необходимо - все лишь задать вопрос в форме ниже и ждать ответ нашего специалиста в течение 5 минут. Для вашего удобства консультации проводятся в любое время суток (круглосуточно). Задавайте вопрос:

Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств (далее – ЛБО), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (). Контракты, заключенные с превышением прав на принятие обязательств, могут быть признаны недействительными ().

Как видим, на момент заключения контракта у казенного учреждения должно быть достаточно ЛБО. Достаточно – это значит, что средств хватает по разделу, подразделу, целевой статье и виду расходов. А если речь идет о расходах прошлых лет, то и по КОСГУ. Напомним, что при составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов), КОСГУ не применяется (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 22 октября 2014 г. № 311-ФЗ " "). Не выполните данное требование – ревизоры оштрафуют по . Никакие письма вышестоящих ведомств, которые настаивают на заключении контракта и обещают дать деньги позже, не помогут! Крайняя необходимость – тоже не оправдание (Решение Суда Еврейской автономной области от 11 февраля 2016 г. по делу № 71-10/2016).

В зоне особого риска находятся те закупки, которые не вносятся в реестр, предусмотренный ст. 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " " (далее – Закон № 44-ФЗ). Например, закупки через подотчетных лиц путем наличных расчетов. Поэтому принимая к учету авансовые отчеты, и особенно отчеты "перерасходом", проверяйте наличие "свободных" ЛБО. И не забывайте, что под часть ЛБО у вас уже могут быть размещены извещения. По сути, эти ЛБО уже "заблокированы" (в бухучете эта блокировка отражается по кредиту счета 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства").

Подробнее о том, за какие правонарушения в бюджетной сфере могут привлечь к административной ответственности, узнайте из материала "Административные правонарушения в бюджетной сфере. Ответственность за их совершение" интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Случается, что в бухгалтерию поступают первичные документы (накладные, акты), по которым фактически приняты обязательства, а ЛБО не хватает. Некоторые бухгалтеры наивно полагают, что решить проблему поможет "частичное" отражение этих документов в учете. Это мнение ошибочно...

Дело в том, что срок принятия бюджетного обязательства в целях никак не увязан со сроком и суммой отражения бюджетного обязательства в бухучете и сроком представления сведений об обязательстве в казначейство. За неполное отражение данных на 500-х счетах выпишут отдельный штраф по , а за нарушение срока регистрации данных об обязательстве в казначействе – по . Напомню, что в настоящее время штрафуют только за нарушение порядка бухучета бюджетных обязательств, в планах – привлечение за нарушения в учете ЛБО, ассигнований и денежных обязательств .

Срок представления в Федеральное казначейство сведений о бюджетном обязательстве установлен приказом Минфина от 30 декабря 2015 г. № 221н. Кстати, в 2017 году придется представлять и сведения о денежных обязательствах, а за нарушение сроков их представления – отвечать по .

ВАЖНО ЗНАТЬ!

Принятие обязательств на следующий год при отсутствии ЛБО на очередной год – это тоже нарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.10 КоАП РФ (Решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 26 января 2016 г. по делу № 9-12/2016, Решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 26 января 2016 г. по делу № 12-12/2016).

Абсурдный на первый взгляд вопрос: могут ли оштрафовать по при формальном наличии на момент принятия обязательств "свободных" ЛБО? Ответ неожиданный: в прошлые годы такое случалось. Дело в том, что раньше ЛБО могли быть доведены до учреждения по группам (статьям) КОСГУ без детализации по статьям, подстатьям (220 "Оплата работ, услуг", 300 "Поступление нефинансовых активов"). Те, кто на день заключения контракта не утверждал соответствующую детализацию в Бюджетной смете, получали протоколы об административных правонарушениях (Решение ВС Республики Калмыкия от 18 марта 2016 г. по делу № 21-18/2016, Решение Пермского краевого суда от 14 марта 2016 г. по делу № 21-264/2016)...

Бывает, что бюджетные обязательства с превышением ЛБО текущего года приняты "помимо воли" учреждения. Например, речь может идти об обязательствах:

по командировочным расходам (сотрудник вернулся из командировки и представил авансовый отчет с перерасходом);

по зарплате (не было никаких дополнительных премий – только обязательные начисления, предусмотренные трудовым договором);

по оплате коммуналки (в конце года в связи с сильными морозами существенно возросли расходы на отопление).

По первым двум позициям обязательство может возникнуть "автоматически", в силу требований ТК РФ. В третьем примере учреждение вынуждено принять обязательства, чтобы успешно выполнить возложенные на него задачи. Однако формальный состав нарушения налицо – ревизоры могут выписать штраф (решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 марта 2016 г. по делу № 21-257/2016). К тому же они могут указать на некачественное планирование расходов в учреждении. Выход из затруднительной ситуации есть: оформляйте принятие обязательств в пределах ЛБО на следующий год. Правда, если бюджет "однолетний", воспользоваться этим советом не получится... Впрочем, уже следующий федеральный бюджет, вероятно, будет "трехлетним".

ОНЛАЙН-СЕМИНАР

Развитие системы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.


А еще старайтесь работать на опережение: инструктируйте подотчетных лиц о предельно возможных объемах расходов, проводите мероприятия по энергосбережению, анализируйте отложенные обязательства по оплате труда и т.п.

Бывает, что обязательства сверх доведенных лимитов принимает обособленное подразделение, которому открыт лицевой счет ПБС. Иногда в таких ситуациях звучит оправдание: в целом по казенному учреждению ЛБО хватало, их просто не довели до филиала. Однако эти оправдания могут не сработать: проверяющие по формальным признакам квалифицируют нарушение по ...

Могут ли оштрафовать по каждому случаю превышения прав на принятие обязательств? Да, могут. Именно так и происходит в большинстве случаев (Решение Ростовского областного суда от 15 сентября 2015 г. по делу № 11-732/2015, Решение Ростовского областного суда от 15 сентября 2015 г. по делу № 11-734/2015, решение Ульяновского областного суда № 7-128/2015 от 2 апреля 2015 г., решение Курганского областного суда от 28 января 2015 г. по делу № 21-30/2015, решение Велижского районного суда Смоленской области от 29 января 2015 г. № 12-2/2015, решение Велижского районного суда Смоленской области от 29 января 2015 г. 12-3/2015). Один штраф по нескольким эпизодам – скорее исключение, чем правило. Впрочем, в последнее время становится все больше решений, в которых за несколько случаев нарушения порядка принятия бюджетных обязательств штрафуют один раз (Определение ВС Республики Татарстан от 13 апреля 2016 г. по делу № 77-922/2016, решение Центрального районного суда г. Красноярска от 7 августа 2014 г. по делу № 12-496/2014, решение Центрального районного суда г. Красноярска от 1 сентября 2014 г. по делу № 12-566/2014, решение ВС Республики Хакасия от 26 апреля 2016 г. по делу № 7Р-88/2016, решение Волгоградского областного суда от 3 февраля 2016 г. по делу № 07-66/2016, решение Челябинского областного суда от 6 апреля 2016 г. по делу № 7-516/2016).

НАША СПРАВКА

Есть хорошие новости! Система внутреннего финконтроля постепенно переориентируется на предотвращение нарушений. Очень может быть, что через несколько лет по будут штрафовать только в редких случаях – нарушений просто не станет.

Как это будет работать? И сейчас Федеральное казначейство в большинстве случаев в режиме реального времени видит случаи превышения прав на принятие обязательств. Но пока оно просто уведомляет об этом нарушителя и его вышестоящую организацию. В следующем году ситуация изменится: запланировать и осуществить многие закупки можно будет только при наличии соответствующих ЛБО (п. 13 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ).

Кто платит штрафы по ст. 15.15.10 КоАП РФ?

Конечно, чаще всего это руководители учреждения и бухгалтеры. Конкретное виновное лицо ревизоры и судьи определяют по содержанию должностных инструкций (решение Верховного Суда Республики Хакасия от 26.04.2016 по делу N 7Р-88/2016, решение Волгоградского областного суда от 03.02.2016 по делу N 07-66/2016, решение Челябинского областного суда от 06.04.2016 по делу N 7-516/2016, решение Астраханского областного суда от 12 февраля 2016 г. по делу № 21-87/2016). Так что есть повод перечитать эти инструкции. Во всяком случае у вас появится понимание, кто именно отвечает "рублем" за такое важное направление работы.

Как правило, по статье 15.15.10 КоАП РФ отвечают лица, уполномоченные принимать бюджетные обязательства, в том числе заключать контракты. Кроме того, к ответственности могут привлечь сотрудника, действия или бездействия которого повлекли нарушения порядка принятия бюджетных обязательств.

Когда дело доходит до уплаты штрафа зачастую наступает "момент истины" в отношениях руководителя и главбуха. Бывает, что руководитель начинает утверждать, что он к контрактам никакого отношения не имеет. Мол, контракты заключает бухгалтерия (Решение Челябинского областного суда от 6 апреля 2016 г. по делу № 7-516/2016).

Учтет ли суд принципиальную позицию главбуха, который не завизировал договор в связи с отсутствием ЛБО? Да, такие прецеденты есть – к ответственности могут привлечь руководителя, который принял незаконное решение (Решение Архангельского областного суда от 24 декабря 2015 г. по делу № 7р-1105/2015). Кстати, проверьте ваше Положение о внутреннем финансовом контроле. Предусмотрена ли в нем процедура санкционирования операций, визирования документов? Сегодня повышение эффективности внутреннего контроля в учреждениях – это актуальная тема.

Что и как проверяют ревизоры?

Прежде всего, сверке подлежат показатели Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) и раздела 3 Сведений о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503175). Эту сверку, принимая отчетность, проведет распорядитель бюджетных средств, а затем и ревизоры. В ходе ревизии будьте готовы "расшифровать" кредиторку, числящуюся на счетах 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам" и 303 00 "Расчеты по платежам в бюджеты". Проверяющие сверят показатели этих счетов с отраженными в форме 0503128 бюджетными и денежными обязательствами, а также сопоставят эту информацию с объемом доведенных ЛБО на отчетный год и плановый период. Кстати, делать такую сверку стало проще – в форме 0503128 теперь есть отдельный раздел по плановому периоду. Правда в разделе 3 формы 0503175 пока только данные за отчетный год...

Нет ли у учреждения фактически принятых, но не отраженных в учете бюджетных обязательств? Ревизоры постараются найти ответ и на этот вопрос... Например, они могут проверить дебиторку по расходам в части перечисления авансов и задолженности подотчетных лиц. Может быть сроки отчета по этим перечислениям давно прошли, у учреждения есть документы, а оно просто не отразило их в отчетности?

Штрафа не будет?!!

А есть ли такие случаи, когда можно принимать обязательства без ЛБО? Да, есть. Они прямо предусмотрены (см., например, ).

Если ЛБО были доведены позднее, оснований для освобождения от административной ответственности нет. Тем более, если они были доведены в следующем году (Решение ВС Республики Хакасия от 10 февраля 2016 г. по делу № 7р-29/2016). Впрочем, по мнению специалистов Минфина, в этом случае нет вредных последствий для публично-правового образования (). А значит, штраф могут отменить в связи с малозначительностью нарушения согласно . Главное, не пропускайте срок обжалования – он составляет 10 суток ().

Но! Малозначительность все-таки является оценочной категорией и в каждом конкретном случае суд будет определять ее с учетом всех обстоятельств (Решение ВС Чувашской Республики – Чувашии от 29 мая 2015 г. по делу № 21-295/2015). Минфин регулярно формулирует свою позицию по вопросам применения КоАП РФ в части бюджетных нарушений. Однако его письма нормативными актами не являются. Так что далеко не факт, что суд обязательно согласится с критериями определения малозначительности, предложенными Минфином (Решение ВС Республики Калмыкия от 18 марта 2016 г. по делу № 21-18/2016).

ВНИМАНИЕ!

Показатели Бюджетной сметы должны соответствовать доведенным объемам ЛБО (). Поэтому вносите изменения в смету одновременно с получением ЛБО. За нарушение порядка ведения бюджетной сметы могут оштрафовать дополнительно ().

Непременное условие привлечения к административной ответственности – вина должностного лица (). Нет вины – нет и ответственности.

Например, вас не оштрафуют, если обязательство принято в пределах ЛБО, а затем деньги отозвали. В таких ситуациях важно своевременно предпринять все действия по защите интересов государства. Надо свести к минимуму ущерб, непроизводительные расходы. Например, согласно и надо согласовать новые условия контракта. А фактически понесенный в связи с этим ущерб компенсировать только по требованию контрагента.

, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант"

Денежные средства налогоплательщиков, поступающие в государственный бюджет, в дальнейшем распределяются по целевым нуждам в пользу населения и общества в целом. Как организован процесс предоставления бюджетных ассигнований, мы и рассмотрим в статье ниже.

Классификация бюджетных обязательств

Лимиты бюджетных обязательств - это определенная сумма денежных средств, выделенная правительственными органами на покрытие социальных выплат, а также расходов на благоустройство территорий в отведенный промежуток времени. Иными словами, те денежные средства, которые государство обязано реализовать на благо общества.

Лимиты бюджетных обязательств - это совокупная составляющая казначейских ассигнований. А последние классифицируются следующим образом:

  • покрытие социальных потребностей населения;
  • закупка товаров и услуг муниципального характера;
  • инвестиции бюджетного характера негосударственным юридическим организациям;
  • трансферты межбюджетного характера;
  • оказание помощи представителям международного права в форме благотворительности;
  • погашение долга муниципального характера;
  • исполнение судебных решений, в которых государство РФ выступает в качестве ответчика относительно причиненного морального или физического ущерба.

Механизм распределения бюджетных обязательств

Лимиты бюджетных обязательств - это предмет государственного имущества, поэтому к вопросу их распределения казначейство подходит комплексно и с высокой степенью ответственности.

Для начала осуществляется роспись потребностей высшим органом - Министерством финансов, после полученные данные доводятся до ведома казначейства. На протяжении трех последующих рабочих дней последнее делает рассылку уведомлений административным органам на местах. Такая же схема действует и при получении средств казначейством от Министерства финансов РФ.

В том случае, если на начало нового года по каким-либо причинам не была составлена, высший орган доводит до ведома окружных центров информацию по вышеописанному механизму. При этом в предоставленных Минфином данных должна быть ссылка периода, на который будет осуществлена отсрочка или уменьшение лимитов бюджетных обязательств, после чего производится отзыв заявленных ассигнований.

Блокировка бюджетных ассигнований

Иногда на этапе распределения перечислений осуществляется блокировка федеральным казначейством. Поскольку лимиты бюджетных обязательств - это показатель многоуровневый, то и уменьшить их вправе как Минфин, так и нижестоящий орган исполнительной власти.

Блокировка ассигнований возможна в том случае, если уполномоченные представители казначейства сомневаются в целесообразности выделенных денежных средств. Также лимиты бюджетных обязательств могут быть сокращены в том случае, если в текущем периоде наблюдается резкий спад поступлений в государственную казну от налогоплательщиков. Данное решение может быть принято любым членом исполнительной власти - как министром финансов, так и представителем из административного округа на местах.

Также лимиты бюджетных обязательств ежегодно блокируются в плановом режиме 31 декабря в связи с окончанием отчетного периода.

Функции казначейства

Поскольку федеральное казначейство - это главный распорядитель бюджетных средств, на его функционале мы остановимся несколько подробнее. Итак, полномочия данного органа включают в себя следующие:

  1. Доведение до административных распорядительных органов информации о росписи потенциальных расходов и об их лимитах.
  2. Учет лимитов бюджетных обязательств по кассовому исполнению
  3. Открытие банковских счетов, необходимых для исполнения росписи.
  4. Ведение общего распорядительного реестра.
  5. Свод статистики по бюджетным затратам.
  6. Предоставление всей необходимой запрашиваемой информации в относительно расхода государственных обязательств за отчетный период.
  7. Составление прогнозов относительно лимитов будущих периодов.
  8. Постоянный контроль исполнения федерального бюджета местными административными органами.
  9. Ведение журнала заключенных государственных договоренностей, в которые вовлечены средства из казны.
  10. Защита национальной тайны.

В целом мы видим, что федеральное казначейство является ключевым органом, участвующим в исполнении государственных финансовых обязательств перед населением.

Роль казначейства в Российской Федерации

В лице Государственного управления федерального казначейства был образован в 1992 году по указу президента РФ.

Организация вот уже на протяжении более двух десятков лет функционирует согласно ряду принципов:

  • кассовое единство (на практике означает, что любые доходы и расходы проходят через официально зарегистрированные банковские счета);
  • подведомственность - каждый орган административного управления получает ровно столько средств от казначейства, сколько предусмотрено лимитом;
  • адресность, и это значит, что каждая сумма бюджетных ассигнований имеет четко обоснованное целевое использование;
  • результативность - деятельность казначейства подлежит постоянному ;
  • прозрачность - все бюджетные обязательства выделяются и осуществляются в открытом и обнародованном порядке.

Отчет о бюджетных обязательствах

Ежегодно к концу годового периода каждый получатель государственных ассигнований подготавливает отчет об использовании бюджетных средств.

После этого на протяжении полутора месяцев Счетная палата РФ подводит итоги прошедшего года и дает заключение: было ли превышение лимитов бюджетных обязательств или же нет.

Вывод уполномоченного органа содержит функциональную классификацию затрат, характеристику каждого целевого ассигнования, анализ состояния бюджетных ссуд и кредитов, предоставляемых государством инвестиций, а также обязательств, относящихся к казначейским гарантиям.

По результатам полученного заключения правительственная Дума РФ рассматривает его и принимает решение относительно либо его принятия, либо отклонения с последующими поправками.

Для начала разберемся с определением, что же такое лимит бюджетных обязательств: Бюджетный кодекс определяет его как объем денежных обязательств, который казенное учреждение имеет право принять на себя в текущем году (ст. 6 БК РФ). Говоря по-простому, сколько денег из бюджета ему позволено израсходовать на госзакупки, налоги, взносы, зарплату и прочие обязательные платежи работникам.

Обращаем внимание, что это понятие относится только к казенным учреждениям и не относится к прочим организациям госсектора!

Пределы выделенных из бюджета денег формируются на основании следующих принципов:

  • адресность;
  • целевой характер;
  • подведомственность.

Где, кем и когда применяются ЛБО

Ведение сводной росписи и учет лимитов бюджетных обязательств(далее — ЛБО) является функцией финансового органа. В соответствии с положениями п. 5 ст. 217 БК РФ, утвержденные показатели необходимо довести до главных распорядителей средств из бюджета (далее — ГРБС, главные распорядители) до начала финансового года.

После того как их довели до потребителя, тот имеет право принимать на себя обязанности, например, планировать и осуществлять закупку товаров, работ и услуг, проводить конкурсные процедуры. Важно помнить, что утвержденные показатели сметы должны соответствовать ЛБО.

Принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов является основанием, чтобы по суду признать их недействительными. Ответственность за то, чтобы сумма расходов на покупку продукции соответствовала установленным пределам государственных денег, несет руководитель учреждения, которому они установлены.

Контроль возложен на Федеральное казначейство.

Эти ограничения не запрещают заключить договор на поставку продукции на срок, который превышает пределы финансового года. Главное, чтобы в текущем году не возникло превышения по тратам. В случае отказа в санкционировании таких контрактов можно обжаловать действия казначейства.

ГРБС не могут уменьшать установленные суммы, если у организации госсектора уже есть обязанности по ним. Но на практике нередки ситуации, когда главные распорядители в случае секвестрования (то есть пропорционального уменьшения всех статей расходов) бюджета «вынуждают» расторгать контракты, чтобы таким образом высвободить деньги и сократить траты из бюджета.

Форма уведомления

ЛБО до казенного учреждения может доводиться только распорядителем государственных средств (РБС) или главным распорядителем (ГРБС). Доведение лимитов бюджетных обязательств до бюджетных учреждений не предусмотрено.

Порядок доведения устанавливается финансовым органом. В свою очередь Федеральное казначейство наделено полномочиями довести до главных распорядителей средств федерального бюджета лимиты, которые предоставлены Минфином России (ст. 166.1 БК РФ).

Само уведомление о лимитах бюджетных обязательств имеет типовую форму (Приказ Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н).

Сроки

Обращаем внимание, что в постановлении о мерах реализации федерального бюджета установлен предельный срок доведения сумм до получателей государственных средств — 20 рабочих днейосле их отражения на лицевых счетах ГРБС (РБС). Однако, на уровне субъекта РФ или муниципалитета могут быть установлены конкретные сроки доведения.

Штраф за несвоевременное доведение ЛБО составляет от 10 000 до 30 000 рублей на должностное лицо.