Технические регламенты. Технические регламенты - это что такое? Типы технических регламентов и их требования Меры по обеспечению соблюдения требований технического регламента

Поскольку основной вектор технического регулирования направлен на демократизацию при производстве продукции (добровольная сертификация, добровольное применение требований стандартов), то большое значение приобретает контроль соответствия характеристик продукции заявленным требованиям. Учитывая, что в период развития экономических отношений регулируемых ТР, возможны случаи недобросовестного отношения участников рынка (изготовителей, продавцов, поставщиков) к продукции и приобретателям, значение контроля и особенно надзора на рынке продукции, работ и услуг приобретает первостепенное значение.

Контроль (надзор) за соблюдением требований ТР – проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований ТР к продукции или связанным с ними процессам ЖЦП и принятие мер по результатам проверки. Приведенное выше определение не различает понятия контроля и надзора. Однако эти определения нельзя воспринимать как синонимы.

Обычно понятие надзор означает наблюдение за чем-либо. Его отличие от контроля заключается в том, что контроль предполагает лишь констатацию соответствия, а надзор состоит из документальной проверки выполнения обязательных требований к объектам надзора и принятие соответствующих мер по результатам выявленных нарушений (например, приостановка работ, выдача предписаний 5 по устранению нарушений).

Примечание. В приводятся следующие определения этих понятий.

Государственный надзор – форма оценки соответствия исключительно федеральными органами исполнительной власти (например, Ростехрегулирование, Росстандарт, Роспотребнадзор и др.).

Государственный контроль – форма оценки соответствия, осуществляемая как государственными, так и негосударственными структурами в форме инструментальной проверки с привлечением компетентных организаций и различных форм собственности, в том числе: метрологических научно-исследовательских организаций, коммерческих организаций, местных органов Ростехрегулирования и др. К подобным видам контроля могут быть отнесены, например, проверка и поверка средств измерений, утверждение типа средства измерений и др.

Контроль частными (негосударственными) организациями может осуществляться от имени Заказчика, но на условиях договора. При этом исполнитель контрольных функций, не может являться одновременно участником проверяемых работ, и ранее не должен был участвовать в работах по подтверждению соответствия продукции данной организации.

Право проведения надзора и контроля должно быть закреплено в соответствующих лицензиях, выданных организациям компетентными органами.

Следует подчеркнуть, что после поставки продукции на рынок надзор особенно необходим. Это позволяет подтвердить, что заявление поставщика о соответствии продукции выполняется.

Государственный контроль (надзор) в нашей стране может осуществляться следующими субъектами: федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и государственными организациями, (специально) уполномоченными на проведение контроля (надзора) (прил.2).

Федеральным законом определены обязанности и ответственность органов государственного контроля (надзора) в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

Контроль (надзор) должен осуществляться в отношении продукции и процессов ЖЦП исключительно в части соблюдения требований соответствующих ТР и исключительно на стадии обращения продукции. Такой подход к контрольным операциям позволяет поставить в равные условия отечественного и зарубежного производителя, поскольку в настоящее время деятельность контролирующих организаций, как наследие советского периода в нашей стране, направлена, в основном, на стадии производства.

Контроль (надзор) осуществляется в форме:

Контроля у изготовителя (продавца) документов, подтверждающих оценку соответствия требования ТР (декларации о соответствии или сертификата о соответствии);

Предписания об устранении выявленных нарушений ТР или приостановлении действия декларации о соответствии;

Запрета передачи продукции или приостановлении процессов ЖЦП, если иными средствами нарушение невозможно устранить;

Сообщения органу, выдавшему сертификат соответствия, о необходимости приостановления его действия;

Прекращения действие декларации о соответствии и информировании об этом федеральной орган ведущий Единый реестр деклараций соответствия;

Привлечения изготовителя и продавца к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, в том числе и к уголовной ответственности.

Придавая большое значение правильности применения ТР, в Федеральном законе указывается, что «Уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти организуется постоянный учет и анализ всех случаев причинения вреда вследствие нарушений требований ТР , жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда, а также организуется информирования приобретателей, и изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований ТР» (ст.7, п.9).

Процедура контроля (надзора) будут наиболее действенными, если выявления несоответствий будут облагаться достаточно высокими штрафами и вероятность выявления несоответствия будет достаточно высокой .

Примечание. Известно, что невысокие денежные штрафы могут не испугать продавца, поскольку воспринимаются им как дополнительный налог или как досадная необходимость. Продавец, как правило, компенсирует штраф за счет повышения цены на товар. Штраф должен быть сопоставим со стоимостью изъятия товара, и тогда эта мера будет реально действенной.

В то же время, если вероятность выявления несоответствия мала (например для продуктов питания, в которых широко используются консерванты), поставщики могут рисковать даже при высоких штрафах. Поэтому вероятность выявления должна быть сбалансирована с затратами, связанными с несоответствием продукции – штрафов и расходов на обеспечение соответствия. Если расходы на штрафы или потери лицензии окажутся выше, чем расходы на проведение работ по обеспечению соответствия, то производитель, скорее всего, откажется от риска поставки и продажи некачественной продукции.

Конечно, эффективность выявления нарушений может быть повышена, если она предусматривает ответственность всех участников системы создания и поставки продукции, работ и услуг. Эта система должна работать не только от контролирующих органов и приобретателя, но от продавца к фирме поставляющей продукцию, а от этой фирмы к производителю конечной продукции, от производителя к поставщикам комплектующих и т.д., вплоть до поставщиков некачественного сырья.

Напомним, что в трактовке Федерального закона изготовитель – это исполнитель, продавец, а также лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя .

Изготовитель в первую очередь несет ответственность в соответствии с законодательством РФ в следующих случаях (ст.36):

За нарушение требований ТР;

Неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля;

Если в результате несоответствия продукции и других действий, связанных с нарушением требований ТР, причинен вред или возникла угроза причинения такого вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Изготовитель обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу и окружающей среде. Однако обязанность возместить вред не может быть ограничена договором или заявлением одной из сторон. Соглашения или заявления об ограничении ответственности ничтожны , т.е. не могут быть служить оправданием противоправных действий!

Основные действия изготовителя в этот период времени должны быть направлены на то, чтобы до завершения проверки достоверности сведений о несоответствии продукции требованиям ТР, возможный вред, связанный с обращением данной продукции, не увеличился. При невозможности осуществления мероприятий по устранению несоответствия необходимо объявить об отзыве продукции и возмещении убытков, причиненных приобретателями в связи с отзывом продукции, а в ряде случаев и незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции.

Примечание. В зарубежной практике известны ряд случаев, когда автомобильные фирмы Toyota, Volvo и др. отзывали большие партии проданных или переданных продавцу для реализации автомобилей на доработку в связи с обнаружением неисправности в технической части автомобилей. Следует отметить, что открытое и масштабное признание во время обнаруженных недоработок в конструкции автомобилей не сказывалось на рейтинге этих фирм. Скорее эти меры демонстрировали ответственность изготовителя (продавца) и его уважение к потребителю.

Права органов государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии требований ТР определены статьями Федерального закона (ст.39, 40). Отметим, что в случае невыполнения предписаний, выданных органами государственного контроля (надзора) или невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, государственные органы контроля и (надзора) и иные лица вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции.

В заключение этого раздела приведем одну из систем учета и анализа случаев нарушения ТР в США . Отделения «скорой помощи», включая травматологические пункты, ежедневно поставляют в Федеральную комиссию по безопасности потребительских товаров информацию о всех несчастных случаях, связанных с этими товарами. Полученная информация обрабатывается и еженедельно по ним принимаются конкретные решения разного рода: в одних случаях налагается запрет на реализацию продукции или принимается решение о снятии с производства и изъятии из торговой сети; в других случаях, когда нет конкретной угрозы, может быть принято решение о доработке стандарта или разработке нового стандарта. По продуктам питания и лекарствам действует отдельная система учета и анализа фактов нарушения ТР.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов

В Российской Федерации в соответствии с Законом о техническом регулировании за соблюдением требований

Рис. 12.1.

технических регламентов осуществляется государственный контроль (надзор). Под ним понимаются проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, проектированию (включая изыскания), производству, строительству, монтажу, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

В настоящее время государственный контроль (надзор) за качеством и безопасностью продукции осуществляется территориальными органами Росстандарта по следующим основным направлениям:

  • - государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований технических регламентов (будет осуществляться в пределах компетенции и по мере их появления);
  • - государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов к продукции (услугам).

Основная цель государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к продукции - защита интересов государства, потребителей и товарного российского рынка от поступления некачественной и опасной продукции. Государственный контроль (надзор) осуществляется на стадии обращения продукции на рынке, а также за процессами ее производства, транспортировки, эксплуатации, хранения и утилизации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляют должностные лица органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством РФ.

Органы государственного контроля (надзора) в процессе его проведения имеют право:

  • - требовать от изготовителя (продавца) предъявления документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;
  • - осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством РФ;
  • - выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
  • - приостанавливать или прекращать действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;
  • - привлекать изготовителя (исполнителя, продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ;
  • - принимать иные предусмотренные законодательством РФ меры в целях недопущения причинения вреда.

За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. В случае если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством РФ.

На рис. 12.2 приведена схема, иллюстрирующая основные меры, применяемые органами госнадзора РФ.

Рис. 12.2.

К основным мерам, применяемым органами госнадзора РФ, относятся:

  • 1) профилактически-предупредительные меры: разъяснительная работа, информирование о выявленных несоответствиях, согласование программ мероприятий по устранению несоответствий;
  • 2) досудебные меры: контроль за устранением выявленных нарушений, их предупреждение, законодательно предусмотренные меры недопущения причинения вреда (приостановление или прекращение действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, добровольный отзыв товара с рынка), прямые штрафные санкции.
  • 3) судебные меры: применение уголовной, гражданской и административной ответственности за выпуск в обращение продукции, не соответствующей обязательным требованиям, предоставление недостоверной информации и непринятие мер.

Таким образом, задачами государственного контроля и надзора РФ являются предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований, установленных к продукции.

Государственный надзор в 2011 г. проводился путем выборочных проверок за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований к социально значимой продукции. Выборочный государственный надзор был проведен на более чем 5000 субъектах хозяйственной деятельности. При этом на 1250 субъектах были выявлены нарушения обязательных требований к продукции. В 2011 г. в связи с новым порядком организации и проведения госнадзора, требующим согласования с органами прокуратуры, наблюдалось существенное сокращение количества проведенных проверок по сравнению с 2010 г. Анализ результатов выборочного надзора показывает, что в значительной мере несоответствия установленным требованиям выявлялись по следующим группам продукции:

  • - электрическая энергия (39% проверок с выявленными нарушениями);
  • - оборудование для регулирования и обеспечения безопасности дорожного движения (23,5% проверок с выявленными нарушениями);
  • - продукция пищевой промышленности (20,3%);
  • - нефтепродукты (19%);
  • - продукция электротехническая (19%);
  • - колесные транспортные средства (17%);
  • - машины и оборудование (14,3% проверок с выявленными нарушениями).

С целью борьбы с возможными злоупотреблениями при проведении государственного контроля и надзора в России принят Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Этот закон регулирует отношения в области защиты нрав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для осуществления государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, подведомственными им государственными учреждениями. В нем установлены:

  • - порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемому органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
  • - права юридических и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов;
  • - обязанности органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.

Финансирование государственного надзора производится исключительно из средств федерального бюджета. Главным распорядителем средств федерального бюджета по финансированию организации и проведения государственного надзора является федеральный орган исполнительной власти, координирующий деятельность по государственному надзору в сфере технического регулирования. Распределение бюджетных средств, выделяемых па финансирование деятельности по госнадзору, представлено на рис. 12.3.

Финансирование организации и проведение надзорной деятельности включает расходы:

  • - на содержание и обеспечение государственных инспекторов;
  • - осуществление надзорных мероприятий;

Рис. 12.3.

  • - модернизацию и развитие материально-технической базы;
  • - проведение исследований (испытаний) и экспертиз для целей надзорной деятельности;
  • - научно-техническое, информационно-аналитическое обеспечение;
  • - подготовку и переподготовку кадров.

Организации-нарушители возмещают расходы органов государственного надзора на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз в случаях выявления нарушений обязательных требований. Важно, что средства на проведение исследований (испытаний) и экспертиз для целей надзорной деятельности выделяются сторонними государственными и негосударственными организациями как способ инструментального анализа подтверждения соответствия продукции.

В Российской Федерации в соответствии с Законом о техническом регулировании за соблюдением требований технических регламентов осуществляется государственный контроль (надзор). Под ним понимаются проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, проектированию (включая изыскания), производству, строительству, монтажу, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

В настоящее время государственный контроль (надзор) за качеством и безопасностью продукции осуществляется территориальными органами Росстандарта по следующим основным направлениям:

Государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований технических регламентов (будет осуществляться в пределах компетенции и по мере их появления);

Государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов к продукции (услугам).

Основная цель государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к продукции - защита интересов государства, потребителей и товарного российского рынка от поступления некачественной и опасной продукции. Государственный контроль (надзор) осуществляется на стадии обращения продукции на рынке, а также за процессами ее производства, транспортировки, эксплуатации, хранения и утилизации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляют должностные лица органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством РФ.

Органы государственного контроля (надзора) в процессе его проведения имеют право:

Требовать от изготовителя (продавца) предъявления документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;

Осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством РФ;

Выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;

Приостанавливать или прекращать действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;

Привлекать изготовителя (исполнителя, продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ;

Принимать иные предусмотренные законодательством РФ меры в целях недопущения причинения вреда.

За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. В случае если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством РФ.

На рис. 7.2 приведена схема, иллюстрирующая основные меры, применяемые органами госнадзора РФ.

Рис. 7.2.Меры, применяемые органами госнадзора РФ

К основным мерам, применяемым органами госнадзора РФ, относятся:

1) профилактически-предупредительные меры: разъяснительная работа, информирование о выявленных несоответствиях, согласование программ мероприятий по устранению несоответствий;

2) досудебные меры: контроль за устранением выявленных нарушений, их предупреждение, законодательно предусмотренные меры недопущения причинения вреда (приостановление или прекращение действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, добровольный отзыв товара с рынка), прямые штрафные санкции.

3) судебные меры: применение уголовной, гражданской и административной ответственности за выпуск в обращение продукции, не соответствующей обязательным требованиям, предоставление недостоверной информации и непринятие мер.

Таким образом, задачами государственного контроля и надзора РФ являются предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований, установленных к продукции.

Финансирование государственного надзора производится исключительно из средств федерального бюджета. Главным распорядителем средств федерального бюджета по финансированию организации и проведения государственного надзора является федеральный орган исполнительной власти, координирующий деятельность по государственному надзору в сфере технического регулирования. Распределение бюджетных средств, выделяемых па финансирование деятельности по госнадзору.

Финансирование организации и проведение надзорной деятельности включает расходы:

Осуществление надзорных мероприятий;

Модернизацию и развитие материально-технической базы;

Проведение исследований (испытаний) и экспертиз для целей надзорной деятельности;

Научно-техническое, информационно-аналитическое обеспечение;

Подготовку и переподготовку кадров.

Организации-нарушители возмещают расходы органов государственного надзора на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз в случаях выявления нарушений обязательных требований. Важно, что средства на проведение исследований (испытаний) и экспертиз для целей надзорной деятельности выделяются сторонними государственными и негосударственными организациями как способ инструментального анализа подтверждения соответствия продукции.

Контрольные вопросы:

1 Что такое технический регламент?

Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 № 294 установило, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов.
Правовой основой государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандартов и технических регламентов являются законы РФ:
. «О защите прав потребителей»;
. «Об обеспечении единства измерений»;
«О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
. «О техническом регулировании»;
. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением технических регламентов осуществляется государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ. Порядок контроля (надзора) устанавливается законодательством Российской Федерации. Государственный контроль и надзор исключительно на стадии обращения осуществляют, например, организации:
. Федеральное агентство по техническому регулированию — Росстандарт;
. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Роспотребнадзор; Росздравнадзор;
Росстройнадзор;
Ростехнадзор;
Россвязьнадзор;
. Федеральная таможенная служба РФ;
. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Надзор за средствами измерений, фасованными товарами, сертифицированной продукцией осуществляют под руководством Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии местные отделы госнадзора межрегиональных территориальных управлений. Органы надзора вправе погашать свидетельства, отзывать лицензии и сертификаты, предъявлять иски в суды к изготовителям (продавцам) в случае нарушения ими метрологических и сертификационных правил и требований.
Объектами государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований стандартов и технических регламентов является продукция и/или связанные с требованиями к ней процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В том числе: выполняемая работа и услуги; системы управления качеством; работы по сертификации продукции; работы и услуги, выполняемые органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами).
1. На основании положений ФЗ «О техническом регулировании», постановлений Правительства РФ от 21.12.2000 № 987, от 16.05.2003 № 287 и обязательных требований стандартов и технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе:
. требовать от изготовителя (продавца, лица) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия;
. осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством РФ;
. выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
. направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации;
. выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом орган власти, ведущий единый реестр деклараций о соответствии;
. привлекать изготовителя (исполнителя, продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ;
. принимать иные предусмотренные законодательством РФ меры в целях недопущения причинения вреда.
Органы государственного контроля (надзора) обязаны. проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований стандартов и технических регламентов разъяснительную работу по применению законодательства РФ о техническом регулировании; соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;
соблюдать порядок по государственному контролю (надзору) и оформлению документов, установленный законодательством РФ;
принимать на основании результатов контроля (надзора) меры по устранению последствий нарушений обязательных требований технических регламентов;
направлять информацию о несоответствии продукции обязательным требованиям технических регламентов в орган, ведущий единый реестр деклараций о соответствии; осуществлять другие предусмотренные законодательством РФ полномочия.
Обязательными требованиями в «добровольных» стандартах являются на переходный период (пока не появятся технические регламенты) требования безопасности для здоровья, жизни людей, животных и растений, а также требования к охране окружающей среды. Плановые проверки по государственному контролю и надзору проводятся не более чем один раз в три года. Внеплановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся в случаях:
. проверки исполнения предписаний;
. обращения граждан, юридических лиц или частных предпринимателей с жалобами;
. возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнению окружающей среды и повреждения имущества;
. при получении информации о несоблюдении обязательных требований стандартов и других нарушениях, которые могут причинить вред здоровью и жизни людей, окружающей среде и имуществу.
В частности, положение относительно государственного контроля (надзора) за (добровольными) услугами. До вступления в силу соответствующих технических регламентов государственный контроль может осуществляться применительно к следующим объектам:
. к продукции, полученной в результате услуги, если она подлежит обязательному подтверждению соответствия (например, детские товары);
. производственным процессам оказания услуги (например, технологии приготовления пищи);
. оборудованию, применяемому в процессе оказания услуг }