Статья 93 44 фз с последними. Когда заключать контракт с единственным поставщиком

Государственные закупки — это покупка товаров, услуг и работ, которые требуются муниципальным и государственным органам.

Государственные нужды — это обеспечение потребностей для исполнения обязательств путем финансирования субъектов из внебюджетных источников.

Помимо обеспечения стандартных нужд государственных и муниципальных органов, подобные средства вовлекаются для реализации межгосударственных целевых программ участниками, одним из которых является Российская Федерация.

Статья 93 Федерального закона 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» описывает процесс закупки у единственного поставщика. Это может быть исполнитель или подрядчик.

Полный текст статьи 93 ФЗ 44 можно скачать по .

Последние изменения

Последние изменения в статью 93 текущего Федерального закона были внесены 29 июля 2017 года. В частности, был изменен 5 пункт 1 части. В нем говорится о том, что определенные организации, целью которых является сохранение культурного наследия, могут приобретать товар, услугу или работу в сумме до 400 тысяч рублей. Сюда относятся и организации для детей-сирот, а также детей, родители которых отказались от попечительства.

Согласно внесенным поправкам, годовой объем не должен превышать 50 процентов годового объема всех закупок заказчика, а также не должен превышать 20 миллионов рублей.

Вам будет интересно: Статья 66 ФЗ 44 в последней редакции 2018 года

Общие положения части 1 ст 93

В части 1 статьи 93 ФЗ 44 описывается процесс закупки у единственного поставщика.

Подрядчик или исполнитель вправе обработать заказ в следующих ситуациях:

  • Закупку товара, работы или услуг осуществляет субъект естественной монополии;
  • Закупка осуществляется на основании указа или распоряжения Президента РФ. Указывается предмет контракта. В некоторых ситуациях указывается предельный объект сформированного договора. Дополнительно (при необходимости) прилагается документ со списком требований и обоснованием суммы контракта на основании текста статьи 22 настоящего ФЗ;
  • Выполняется работа в соответствии с мобилизационной подготовкой в РФ;
  • Закупку проводит муниципальный или государственный орган культуры, основной целью которого является сохранение и использование, а также популяризация объектов культурного наследия;
  • Закупка услуги или работы, которая должна быть выполнена исключительно государственным органов власти или унитарной организацией, полномочия которой подкрепляются законодательством Российской Федерации;
  • Подписание договоров на приобретение российского вооружения и дополнительной военной техники, если подобные товары не имеют российских аналогов и создаются одним производителем;
  • Оказываются услуги по водоотведению, газоснабжению и водоснабжению;
  • Изготовление продукта, выполнение конкретной работы, оказание услуг осуществляются организациями и предприятиями, которые относятся к уголовно-исполнительной системе;
  • Заключение договора, предметом которого является посещение концерта, кинотеатра, театра, музея, спортивного мероприятия или выставки;
  • Осуществляется закупка лекарств, которые требуются пациентам с определенными медицинскими результатами. Препараты могут закупаться по решению врачебной комиссии, если необходимые для жизни препараты отмечены в карточке пациента;
  • Заключается контракт с компанией, которая предоставляет энергоснабжение или составляется договор купли-продажи электрической энергии с последующей гарантией;
  • При аренде нежилого строения, здания, сооружения для обеспечения федеральных нужд, а также аренда жилых помещений, которые находятся на территории иностранного государства, заказчиками, которые осуществляют деятельность на территории иностранного государства;
  • В случае заключения контракта на оказание преподавательских услуг, а также при найме гида физическими лицами;
  • Заключается контракт с образовательными учреждениями или инновационными площадками региона, контрактов на поставки оборудования, программного обеспечения, которые требуются для внедрения научно-технических результатов, а также результатов интеллектуальной деятельности;
  • Заключение бюджетными организациями контракта, основным предметом которого является предоставление банковской гарантии.

Суть части 2 ст 93

В части 2 статьи 93 говорится о том, что закупщик должен известить о своем заказе за пять дней до его заключения. Содержание такого контракта должно быть основано на пунктах 1, 2, 4 статьи 44, а также пункта 8 данной статьи.

Если закупщик формирует заказ у единственного поставщика, извещать об этом не нужно, если это касается государственной тайны. В ином случае заказчик должен известить контролирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента заключения договора.

28.11.2017

спикер: Леонтьева Татьяна Юрьевна


Планирование закупок, расчет СГОЗ, формирование отчетности. С этими вопросами все закупщики ежедневно сталкиваются на практике. Как решить ту или иную проблему рамках закона, сведя к минимуму временные и трудовые затраты?

Планирование закупок

Правда ли, что за закупки у единственного поставщика по п.4. и п.5. ч.1. ст. 93 налагаются штрафы? Что за штрафы и какие основания их налагать? В каком случае можно закупать у единственного поставщика по п.4 и п.5. ч.1. ст. 93, какие товары?

Действительно, в последнее время участились случаи наложения штрафов по этим пунктам. Это связано с тем, что контролирующие органы выявляют неправильный выбор закупочной процедуры. Изначально требования 44-ФЗ не ограничивали это. 44-ФЗ не ограничивает заказчика по числу и дате заключения договоров, заключаемых на основании п.4 ч.1 ст. 93 (закупки до 100 тыс. руб.). Это признается и контролирующим органом. Так ФАС России в письме от 25.04.2017 N РП/27902/17 указывала, что одноименность товаров не препятствует их закупке у единственного поставщика. Ограничения есть только по сумме контракта и годовому объему закупок. Иных ограничений нет, но практика показывает другое.

Прокуратура осуществляет проверки и по всему 2017 году делает выводы: заключение нескольких договоров на выполнение одних и тех же работ с одним и тем же лицом на сумму до 100 000 рублей с целью ухода от конкурсных процедур размещения заказов является дроблением. Также дроблением является вычленение однотипных видов работ на одном объекте на несколько самостоятельных договоров с единым предметом исполнения с целью избежать проведения предусмотренных законодательством конкурсных процедур. УФАС считает так же. Из этого следует, что существует противоречие между практикой и нормой закона, так как он не запрещает иметь сумму контракта до 100 000 рублей или 400 000 рублей иметь общий лимит закупок. Позиция Минэка: закупка у единственного поставщика носит исключительный характер: когда закупка конкурентным способом невозможна. Эта позиция не изменилась.

Как сейчас идет контроль? Полномочия были переданы в Минфин. Штрафы налагаются в размере 30 000 рублей или 50 000 рублей. Штраф может быть наложен контролирующим органом на каждый договор. Таким образом, в этой ситуации, учитывая практику прокурорского надзора, самое основное: лучше проводить конкурентные процедуры и заключать договор на год, а не несколько договоров на короткий срок. Если необходимо закупаться по п.4 и п.5, то нужно соблюдать такие правила для минимизации рисков:

  • Разные даты контрактов
  • Разные контрагенты
  • Отличия в условиях контракта (сроки, авансы и др.)
  • Отличия в ТЗ (например, комплектация)
  • Внутренние заявки на продукцию до даты закупки
  • Цена не выше чем на конкурентной процедуре

Изменения по каждому объекту закупки должны быть внесены за 10 дней до отправки извещения. Это частый вопрос от участников, так как есть дата размещения плана-графика и дата публикации плана-графика. 3 рабочих дня дается на то, чтобы опубликовать утвержденный план.

В данной ситуации лучше рассчитывать срок не от дня утверждения изменений плана-графика, а от дня размещения измененного плана-графика в ЕИС, так как система планирования подразумевает то, что участники закупок должны ознакомиться с планами. Для минимизации рисков нужно считать даты именно таким образом.

Если мы размещаем план первоначально, должны ли мы соблюдать срок 10 дней со дня размещения?

Как правило, в конце года нужно разместить план и далее осуществлять закупки. Срок размещения планов затягивается, так как есть ожидание лимитов и утверждения. Многие размещают такие планы и в середине года. Если обратиться к закону, то в ст. 21 закона 44-ФЗ речь идет именно о внесении изменений, а не о первоначальной публикации ПЗ. Исходя из смысла закона, мораторный срок на закупку введен для того, чтобы все участники закупок могли заранее знать о ее проведении. Ситуация действительно неоднозначная. При первоначальном размещении Плана-графика можно не ждать 10 дней. Но этот вопрос является дискуссионным: фактически срок 10 дней для первоначального опубликования не предусмотрен. Если срочности нет, то можно и подождать.

Нужно ли ждать 10 дней со дня изменения ПГ, заключая контракты п.4 и п.5. ч.1 ст. 93 Закупка у единственного поставщика?

С одной стороны, статья 21 говорит, что срок считается от публикации извещений и отправки приглашений. По данным основания извещения не публикуются. Но согласно п. 11 требований к формированию, утверждению и ведению планов-графиков (постановление N 554 от 5 июня 2015 г.) - нужно. Соответственно срок 10 дней установлен и для п.4 и п.5 ч.1. ст. 93.

План закупок утвержден 15 сентября 2017 г. на срок до 31 декабря 2018 г. (на год). Необходимо ли нам создавать новый план закупок на 2018 год или мы можем внести изменения в существующий план закупок, добавив в него позиции, планируемые к приобретению в будущем году? Как поступить правильно?

Этот вопрос, скорее, больше технический, чем юридический. Юридически ситуация выглядит так: план закупок утверждается на 3 года, так как сейчас бюджет принимается также на 3 года. Частично план закупок уже сделан и работа облегчается, так как можно скорректировать его по ситуации, подтягивая позиции старого плана закупок. Но не во всех региональных плана такая возможность реализована и участникам нужно создавать новые планы. Если бюджет принят на 3 года, то план закупок делается на этот срок.

В какие сроки необходимо размещать отчет об исполнении контракта, если контракт длящийся и поставка молока производится ежедневно, отчет также размещается ежедневно? Это очень большой объем работы.

Да, объем работы большой, особенно для учреждений, в которые идет ежедневная поставка продуктов питания, больницы, школы. Образовательные учреждения обращались в Минэк за разъяснениями. Если условиям контракта не предусмотрены этапы, то отчет размещается по каждой закупке. Исключения есть для контракта с этапами.

Но есть четкие сроки: отчет размещается заказчиком в единой системе в течение 7 рабочих дней со дня наступления следующих событий:

а) оплаты заказчиком обязательств и подписания документа о приемке результатов исполнения контракта или отдельного этапа его исполнения,
б) в случае создания приемочной комиссии - подписания документа всеми членами комиссии о Расторжения контракта.

В связи с разъяснениями Минфина, вне зависимости от установления этапов контрактов отчет необходимо разместить после оплаты и приемки товара. Таким образом, этапами нельзя руководствоваться всегда: Письмо Минфина от 15 сентября 2017 года N 24-03-07/61189. Как минимизировать трудозатраты? Можно укрупнять оплату в течение недели, сделав одну оплату по нескольким отгрузкам. Но появились штрафы за нарушения сроков оплаты по контрактам. Необходимо соблюдать 15 рабочих дней для СМП и 30 календарных дней для всех остальных. За неразмещение отчета предусмотрен штраф 50 000 рублей на должностное лицо и 100 000 рублей на юридическое лицо. Надзорные органы пристальное внимание обращают на отчеты.

Исполнение контракта

Мы заключили контракт с поставщиком по итогам электронного аукциона. Пока заключался контракт, закупаемое оборудование сняли с производства. Поставщик предлагает замену оборудования. Как на поступить в этой ситуации? Имеем ли мы право изменить контракт?

По умолчанию замена предмета контракта не допускается. Но есть возможность отступить от закупочной документации, она предусмотрена ч. 7 ст. 95 44-ФЗ: при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка ТРУ, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. Изменение цены не предусмотрено. Можно сделать допсоглашение и произвести замену оборудования. Есть важные моменты: заказчик самостоятельно волен определять те параметры, которые считает лучшими, но это нужно обосновать. Но контракт менять нельзя: например, невозможно поменять предмет поставки с молока на сметану.

При этом необходимо внести изменения в контракт и разместить изменения в реестре контрактов.

Оформление результатов приемки

Важно помнить, что если приемка товара идет с нарушениями, то в обязательном порядке требуется мотивированный отказ от товара. Если отказ не составляется, то заказчику грозит штраф. Для минимизации рисков можно сделать в учреждении приемочную комиссию, которая распределяет внутри себя обязанности.

Также не допускается замена товара или страны происхождения товара при исполнении контракта, предметом которого является поставка товара, в отношении которого установлены запреты, ограничения или условия допуска в соответствии со ст. 14 44-ФЗ.

Расчет СГОЗ и лимитов

Учитывается ли дебиторская задолженность прошлых лет и подлежащая оплате в текущем финансовом году в СГОЗ текущего года?

Часто бывает так, что задолженность организации переносится на следующий год. Возникает задолженность. Но что такое СГОЗ? Статья 16 44-ФЗ определяет это понятие. СГОЗ включает в себя:

«а» Контракты, заключенные в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году.

«б» Контракты, заключенные в текущем финансовом году, полностью исполняемые и подлежащие оплате в текущем финансовом году.

«в» Контракты, заключенные в текущем финансовом году, исполняемые в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году.

Например, при закупках продуктов питания в школы договор заключается на период с сентября по май. Оплата с сентября по декабрь войдет в один СГОЗ, а с января по май — в другой СГОЗ. Если есть дебиторская задолженность за 2016 год, которая будет оплачена в 2017 году, то это будет относиться к СГОЗ 2017 года. Эти суммы должны быть включены в СГОЗ этого года, так как денежные лимиты отталкиваются от этих показателей.

Какая ответственность предусмотрена за превышение годового объема закупок по ст. 93 п.4, в каком размере, и можно ли уменьшить сумму по малозначительности?

Некоторые организации сталкиваются с тем, что заключили слишком много контрактов с единственным поставщиком за один год по п. 4 с превышением денежного лимита. В этой ситуации может быть наложен штраф в размере 30 000 рублей, но его можно снизить или даже избежать, так как при проверках Прокуратура не налагает штрафы, а только дает предписание УФАС. Когда идет рассмотрение дела, нужно признать нарушение и показать, что нарушение не имело общественной опасности и не привело к негативным последствиям, и тогда штраф можно снизить или убрать. Избежать ответственности можно только в случае признания нарушения. В другом случае нарушение можно оспорить.

Контракт: расторжение, изменение

Товар по договору поставлен в полном объеме в установленные сроки. Часть товара соответствует требованиям договора, часть не соответствует. Должны ли мы расторгнуть контракт, если да, то каков порядок расторжения?

Чтобы ответить на вопрос, нужно обратить внимание на новую редакцию ч. 15 ст. 95, которая вступила в силу с 01.09.2016. Обязанность заказчика расторгнуть контракт наступает, если в ходе его исполнения установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Таким образом мы получаем, что заказчик обязан расторгнуть контракт, но сделать это нужно правильно: решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения. Это решение нужно сразу разместить в ЕИС и отправить его поставщику, соблюдая способы доставки извещения, предусмотренные законом. Самое главное — получить уведомление о вручении/доставки извещения. Дата получения подтверждения считается началом отсчета. Если ответа не было, то существует срок 30 дней со дня размещения решения заказчика в ЕИС. Поставщик имеет время исправить недочеты и соблюсти временные рамки поставки и заказчик вправе аннулировать решение. По истечении этого срока контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке. Но отправить поставщику извещение о решении в электронном и бумажном виде необходимо. Повторное нарушение влечет за собой право заказчика опубликовать извещение в ЕИС и на следующий день расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Такое решение можно вынести по каждому нарушению: и сроков поставки, и качества товара.

Нам выделили областные деньги на благоустройство открытой территории: строительно-монтажные работы по наружному освещению, строительство ограждения, строительство тротуарной плитки. Деньги поступили на счет в конце августа. Электронный аукцион на благоустройство стартовал 4 сентября. При хорошем раскладе поставщик будет известен 20 сентября, то есть к работе они смогут приступить только в конце сентября. У нас на Северном Урале в октябре уже может выпасть снег и работы по благоустройству скорее всего мы не сможем завершить. Контракт до конца 2017 года. Скажите, пожалуйста, можем ли мы каким-то образом, возможно, через дополнительное соглашение или еще как-то перенести работы на 2018 год?

Вопрос сложный, ведь перенос сроков как таковой законом 44-ФЗ не допускается, так как это существенное условие контракта. В этой ситуации можно заранее заключить контракт с более длительным сроком исполнения (на 2018 год). В безвыходной ситуации возможно сослаться на п. 1 ст. 451 ГК РФ. Основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа (п. 1 ст. 451 ГК РФ). Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках 44-ФЗ.

Судебная практика: Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016 N Ф06-6869/2016. Судьи пояснили, что погодные условия ноября не соответствовали возможности выполнения работ, а заказчик предвидеть этого не мог. Такие погодные условия угрожали годности и прочности выполняемой работы. Поэтому работы на объекте приостанавливались до наступления положительных температур и срок исполнения контракта правомерно перенесен.

Но этим основанием стоит пользоваться аккуратно, так как это может повлечь за собой проблемы, так как в данной ситуации ясно, что снег выпадает в ноябре.

Закупки у субъектов малого предпринимательства

Должны ли мы проверять декларацию о принадлежности к СМП? Если участник закупки приложил декларацию, а в реестре СМП сведения о нем отсутствуют, имеем ли мы право отклонить заявку такого участника закупки?

Да, действительно, недавно появился Реестр СМП, который ведет Налоговая инспекция. Не все субъекты СМП внесены в этом реестр. К заявке прилагается только декларация, составленная в письменной форме. Нужно проверять информацию в Реестре. Проверять участника обязанности у заказчика нет. Но может быть такое, что декларация может быть неправдивой: поставщик не будет является СМП. Есть риск потери времени и одностороннего расторжения контракта. Нужно проверить поставщика в реестре или сделать запрос в Налоговую инспекцию. Отклонять такого участника не стоит. Предоставление иных документов, полностью или косвенно подтверждающих принадлежность участника закупки к СМП, влечет чаще всего отклонение заявки.

Решение Ульяновского УФАС России от 21.08.2014 по делу No 11240/03- 2014 - наличие в составе заявки всех показателей, подтверждающих принадлежность участника закупки к СМП, но без декларации - правомерное отклонение.

Касаемо расчета объема закупок у СМП — это должны быть фактически исполненные контракты, состоявшиеся по итогам конкурентных процедур. Если процедура не состоялась, то в объем закупок это не включается. Рекомендации спикера:

  • Просчитывать объем заранее: заблаговременно планировать закупки у СМП и СОНКО в объеме, значительно превышающем 15% от СГОЗ. Необходимо запланировать эти закупки, отразить в плане-графике, сформировать отчет по СМП. Если нужный объем не набирается, то закупки можно совершить до конца года.
  • Сформировать отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО за полгода и скорректировать планируемые закупки.
  • Использовать механизм, предусмотренный ч. 5 ст. 30 44-ФЗ: при проведении аукциона > 20 млн. предусмотреть в извещении требование к подрядчику, не являющемуся СМП / СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНКО.

Сроки оплаты по контрактам

Недавно были введены штрафы за просрочку оплаты по контрактам. Уточните, какие штрафы и в каком случае налагаются. Объясните, пожалуйста, как избежать наложения штрафа, если средств нет? У нас большая задолженность.

Что касается сроков оплаты, то их два: 15 рабочих дней для СМП и 30 календарных дней для всех остальных организаций с даты подписания документа о приемке. Исключение: случаи, когда Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты по контракту. С 6 августа 2017 года вступила в силу статья 7.32.5 КоАП, согласно которой нарушение должностным лицом заказчика сроков и порядка оплаты, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, влечет наложение штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей. Это касается и контрактов с авансом. Сейчас идут проверки контрактов, заключенных с 1 мая 2017 года.

Как правильно отразить в отчете сумму СМП (есть договор с условием привлечения СМП), когда нет суммы, с которой контракт исполняется, так как закупки по 93 статье (коммунальные платежи, продукты) по совместным торгам?

Если все закупки идут по 93 статье и нет конкурентных процедур, то объем можно поставить «0», так как эта сумма отнимается из СГОЗ.

Как обосновать НМЦК электроэнергии, если есть «плавающая» составляющая?

Это обосновывается тарифным методом. Тариф прописывается в плане закупок и плане-графике. Можно взять пример расчета с «плавающими» цифрами и обосновать НМЦК таким образом.

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Для каждой закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя работают свои правила. Например, в одних случаях заказчик должен потребовать от участника обеспечение исполнения контракта, а в других может этого и не делать. Об особенностях каждой из закупок у единственного поставщика расскажем в рекомендации.

п. 6 ч. 1 ст 93 44-ФЗ. Закупка работ, услуг, которые оказывают только органы исполнительной власти

Размещать извещение в ЕИС: нужно.

Готовить отчет-обоснование: нужно.

Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно.

Привлекать экспертов, экспертные организации: не обязательно.

Включать в контракт расчет и обоснование цены: обязательно.

Уведомить контрольный орган: нужно.

Заказчики могут закупить у единственного поставщика работы и услуги, которые выполняет (оказывает) только госорган, подведомственное ему учреждение или унитарное предприятие в соответствии с возложенными на них полномочиями. Такие полномочия устанавливают федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ или Правительства РФ, законодательные акты соответствующего субъекта РФ.

Например, заказчик вправе заключить контракт:

  • на обязательную охрану объектов полицией в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 2 ноября 2009 года № 1629-р (п. 33 письма Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889);
  • госохрану объектов в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 года № 587. По этим объектам контракт можно заключить с ФГУП «Охрана», которое подведомственно МВД России, или с ФГКУ УВО ГУ МВД (письма Минэкономразвития России от 11 марта 2015 г. № Д28и-646, от 10 марта 2015 г. № Д28и-617, от 6 марта 2015 г. № Д28и-546);
  • выполнение работ по экспертизе ценности документов. Такие контракты заключают с Госархивом России (письмо Минэкономразвития России от 11 июня 2015 г. № Д28и-1729);
  • присвоение регистрационных номеров в системе подвижной спутниковой связи «ИНМАРСАТ» (INMARSAT), учет используемых в России абонентских станций этой системы и сим-карт к ним. Такие контракты заключают с ФГУП «Морсвязьспутник». Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 12 октября 2015 года № Д28и-2934.

Также заказчик вправе заключить контракт с Федеральным медико-биологическим агентством как с единственным поставщиком. Такие контракты заключают заказчики из перечня организаций, которые обслуживает ФМБА России. Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2006 года № 1156-р.

Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком в сфере здравоохранения в двух случаях.

Случай 1. Территориальные госорганы закупают услуги по медобслуживанию служащих и заключают контракты:

  • с подведомственными медицинскими учреждениями;
  • с другими медицинскими учреждениями, которые подведомственны федеральным органам исполнительной власти или органам госвласти субъектов РФ. Причем заключить с ними контракт можно, только если по месту службы, местожительству нет подведомственных учреждений (их отделений или необходимого медоборудования в этих учреждениях). Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 года № Д28и-2869.

Случай 2. Учреждения УИС закупают услуги по медобслуживанию осужденных, когда не могут оказать помощь самостоятельно. Важное условие: заключать контракты можно с государственными медицинскими учреждениями. На это указало Минэкономразвития России в письме от 3 августа 2015 года № Д28и-2296.

Ситуация: заказчик закупает услуги по предоставлению специализированной гидрометеорологической информации. Можно ли заключить контракт с ФГУП на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, если только это учреждение оказывает подобные услуги на территории субъекта РФ

Можно, но только если заказчику нужна экстренная информация в рамках специализированной гидрометеорологической информации. Экстренную информацию выпускает только федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и его территориальные органы (ч. 2 ст. 9 Закона от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ).

Если экстренная информация вам не нужна, заключить контракт по пункту 6 нельзя. В данной ситуации заключите контракт с единственным исполнителем на основании пункта 4 или 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ или проведите конкурентную закупку. Это связано с тем, что любое юридическое или физическое лицо может оказывать услуги в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основе лицензии (ч. 1 ст. 9 Закона № 113-ФЗ).

Ситуация: вправе ли заказчик заключить контракт на оказание услуг охраны с ФГКУ «УВО ГУ МВД России по г. Москве» как с единственным исполнителем на сумму более 100 000 руб.

Да, если охраняемый объект входит в перечень постановления Правительства РФ от 14 августа 1992 года № 587. В данной ситуации заказчик вправе заключить контракт с ФГКУ «УВО ГУ МВД России по г. Москве» на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Сумма контракта при этом не ограниченна. Аналогичной позиции придерживаются специалисты Минэкономразвития России в письмах от 6 марта 2015 года № Д28и-546, от 6 апреля 2015 года № Д28и-861.

Если охраняемый объект не входит в перечень постановления № 587, проведите конкурентную закупку.

Ситуация: вправе ли заказчик закупить платные медицинские услуги для нужд уголовно-исполнительной системы в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Да, если по месту службы (жительства, нахождения) нет сотрудников медучреждений системы МВД России, а также в неотложных случаях.

Медицинскую помощь оказывают учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения. Расходы возмещают соответствующие федеральные органы исполнительной власти. Такое правило установлено в пункте 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 911. То же правило касается и сотрудников органов внутренних дел (п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1232).

Ситуация: администрация городского поселения закупает работы по разработке схемы теплоснабжения. Можно ли заключить контракт с единственным поставщиком по пункту 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Нет, используйте конкурентные способы закупок. Это связано с тем, что работы по разработке схемы теплоснабжения вправе выполнять любое юридическое лицо (п. 2 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. № 154).

Анализ единой информационной системы показывает, что заказчики при подобных закупках используют конкурентные способы - открытый конкурс и электронный аукцион.

Ситуация: вправе ли заказчик заключить контракт на услуги фельдъегерской связи на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Да, если вы закупаете корреспонденцию, которую упоминают в статье 2 Закона от 17 декабря 1994 года № 67-ФЗ, и относитесь к одному из органов, которые перечислены в упомянутой статье.

Если вы хотите заключить Контракт с единственным поставщиком по п. 6 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, то вам необходимо разместить в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта, затем, после заключения контракта, включить информацию о заключенном контракте в реестр контрактов на сайте ЕИС в установленные Законом сроки. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке.

Законом 44-фз предусмотрены закупки у единственного поставщика согласно части 1 статьи 93Заказчику необходимо заключить договор на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению. Цена договора составляет 20 тыс. руб в год.ВПРАВЕ ли заказчик заключить данный договор по пункту 4 части 1 статьи 93 или заказчик ОБЯЗАН данный договор заключить по пункту 8 части 1 статьи 93, так как в законе 44-ФЗ на водоснабжение предусмотрен отдельный пункт и включать его в пункт 4 части 1 статьи 93 запрещено

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик может осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. Указанные ограничения годового объема закупок , которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона № 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае если в соответствии с Законом № 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В свою очередь, заказчик размещает извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пп. 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, закупка товаров, работ, услуг без проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных ч. 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ, без размещения извещения об осуществлении такой закупки может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при соблюдении следующих требований:

Сумма закупки не превышает 100 тыс. руб.;

Годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не должен превышать 2 млн руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб.

Закон № 44-ФЗ не ограничивает закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ каким-либо наименованием объекта закупки.

Если заказчику годовой объем позволяет, то контракт на водоснабжение и водоотведение может быть заключен по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Здравствуйте,мы государственное бюджетное учреждение. Подскажите, пожалуйста, согласно поправок по 140-ФЗ: при закупках до 100/400 тыс.руб. мы не должны обосновывать НМЦК, собирать не менее 3 ком.предложений, проводить экспертизу, размещать отчеты в ЕИС при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Правильно ли мы это понимаем? И еще вопрос: нужно ли тогда размещать в ЕИС договора на закупки до 100/400 тыс. рублей или нет? Заранее, благодарим! С уважением, ГБОУ ДПО "Самарская школа управления агропромышленным комплексом"

  • Вопрос: №745 от: 2014-07-09.

В редакции,внесенной Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ звучит, как осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

По смыслу вышеуказанной статьи заказчикам с небольшим совокупным годовым объемом законодатель упростил проведение закупок, разрешив заключать контракты на общую сумму до 2 миллионов рублей в год дроблением (заключением) до 100 тысяч рублей.

В качестве примеров для правильного понимания статьи можно привести следующие.

1) Организация ссовокупным годовым объемом 10 миллионов рублей. Ранее можно было заключать контракты в размере только 5%, что оставляло возможность заключения контрактов (до 100 000 рублей) в размере 500 000 рублей в год.

В силу изменений в рамках закона 140-ФЗ вышеуказанный заказчик имеет право заключать контракты (до 100 000 рублей) на 2 миллиона рублей в год.

2) Организация ссовокупным годовым объемом 100 миллионов рублей. Годовой объем закупок (до 100 000 рублей) не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика, т.е. заказчик имеет право заключать контракты (до 100 000 рублей) на 5 миллиона рублей в год.

В силу Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ действие положений пункта 4 части 1 статьи 93 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

Следовательно, организациям с небольшим совокупным годовым объемом законодатель упростил жизнь, если у кого уже был исчерпан пятипроцентный лимит.

До изменений, внесенных Законом 140-ФЗ, при заключении контракта (до 100 000 рублей) должен бытьперечень следующих документов:

1) Обоснование о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с определением существенных условий контракта (например: срок поставки, цена, объем работ и т.д.).

2) Обоснование НМЦК.

3) Контракт.

4) Акт о приемки товара, работ, услуг, подтвержденный документами (например: товарная накладная, сертификаты и т.д.).

5) Отчет об исполнении контракта.

В силуизменений,внесенных Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ, при заключении контракта до 100 000 рублей более не требуется предоставление обоснования о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика, обоснование и расчет НМЦ, а исполнение договора осуществляется в общем порядке.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 73 БК РФ получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

В рамках ч. 2. ст. 73 БК РФ реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать следующие сведения:

  • краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
  • наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
  • цена и дата закупки.

Следовательно, заказчик должен вести внутренний реестр закупок по контрактам до 100 000 и 400 000 рублей.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.