Современные подходы к изучению игры. Консультация для воспитателей «Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников

Игра как самоценная деятельность дошкольника, ведущий вид детской деятельности. Психолого-педагогические основы игры. Непродуктивный характер игры, преобладание воображаемого плана над реальным. Творческая направленность игровой деятельности.

Творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные) и игры с правилами как разновидности детских игр. Игровые интересы дошкольников. Генезис сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.

Ребенок дошкольного возраста как субъект игровой деятельности. Характеристика субъектной позиции ребенка в творческих играх; индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности.

Условия развития самостоятельности и творчества детей в творческих играх: гибкое сочетание прямых и косвенных способов руководства играми детей; поэтапное изменение тактики педагогического сопровождения ребенка в игровой деятельности в зависимости от степени освоения ребенком позиции субъекта игровой деятельности на основе результатов педагогической диагностики; отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений современных дошкольников; ориентация на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности, их дальнейшее стимулирование и развитие; конструирование современной предметно-игровой среды с использованием полифункционального материала, результатов детской продуктивной деятельности.

Творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные) и игры с правилами как разновидности детских игр.

Игра - это деятельность, которая одновременно протекает в двух планах. С одной стороны, игра подразумевает условность ситуации и содержит ряд условных элементов. С другой стороны, в игре имеется план реальных действий и отношений, так как детям нужно договариваться о том, что происходит в игре.

Игровые интересы дошкольников.

Творческие игры на основе готовых сюжетов : подражательные игры, театрализованные игры, сюжетно - отобразительные игры. игра - драматизация.

Подражательные игры - основанные на повторении понравившегося действия взрослого либо сюжета книги, мультфильма.

Сюжетно - отобразительная игра (Выготский - “игра - воспоминание”), в которой ребёнок отображает действия взрослого, повторяя их по памяти. (играют дети раннего и младшего дошк. возраста).

Игра - драматизация - в которой основой игрового действия является литературный сюжет.(играют дети на протяжении всего дошкольного детства).

Театрализованная игра - ориентирована на зрителя, в них дети занимают позицию актёров, которые показывают зрителям спектакль.

Игры с сюжетами самостоятельно придуманными детьми - сюжетно - ролевые игры, режиссёрская игра, игра - фантазирование, игры - проекты.

Сюжетно - ролевая игры - это игры, в которых ребёнок самостоятельно придумывает и развивает сюжет, принимая на себя ту или иную роль. (расцвет сюжетно ролевой игры 3-5 лет).

Режиссёрские игры - в них придумывание и развитие сюжета происходит через роли, которые ребёнок передаёт игрушками.

Игра - фантазирование - построена на воображении, тесно связанном с готовым рисунком или рисунком, выполняемым по мере развития сюжета. Такая игра сопровождается диалогами и монологами героев, комментариями и протекает преимущественно в речевом плане (старший дошкольный возраст).

Игры - проекты - включают в игровой процесс другие виды деятельности (рисование, конструирование, ручной труд) для реализации игровых задач (старший дошкольный возраст).

Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми.

К ним относятся: подвижные. спортивные, интеллектуальные, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), коррекционные, шуточные (забавы, развлечения), ретуально - обрядовые.

Среди игр с правилами большую группу составляют народные игры, которые передаются детьми из поколения в поколение.

Игры могут быть классифицированы по месту в Пед. процессе детского сада (Венгер, Михайлова, короткова, Новосёлова).

В этом случае выделяют:

Самодеятельные (самостоятельные) игры, которые возникают по инициативе самих детей;

Игры, организуемые взрослыми в целях обучения. воспитания или коррекции развития детей.

Генезис сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.

Сюжетно - ролевая игра постепенно усложняется. генезис сюжетно - ролевой игры был раскрыт Д. Б. Элькониным.

1 этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определённой последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер.. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются.. Роли не обозначены. Дети охотно играют со взрослыми. самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет - заместитель, раннее использованный в игре.

2 этап. Так же действие с предметом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки. Объединения детей кратковременны. Основы сюжета по - прежнему бытовые. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще всего обращаются к любимым игрушкам.

3 этап. Основное содержание игры по - прежнему с предметами. Роли чётко обозначены и определены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще по ходу игры) в соответствии с ролью. Игра чаще протекает, как совместная. продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают труд, быт взрослых.

4 этап. Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят коллективный характер. Количество вовлечённых в игру увеличивается до 5-6 детей.

Таким образом, усложнение сюжетно - ролевой игры Эльконин рассматривает через изменение её структуры и содержания, длительности, разнообразия сюжетной линии.

В работах Михайленко и Коротковой (1980 - е годы) усложнение сюжетно - ролевой игры рассматривается через усложнение условных игровых действий (замещения). Игра строится как постоянный переход ребёнка из плана условных действий в план их вербального обозначения и обратно. Развёртывание игрового сюжета в единстве этих двух планов называется способом построения игры. Конкретный способ построения игры характеризуется тем, какой из элементов структуры сюжета выступает для ребёнка определяющим и в каком по форме игровом действии он реализуется.

Можно выделить три способа построения игры, усложняющиеся по мере развития ребёнка:

- о последовательности предметно - игровых действий как способе построения игры.В 1,5 - 3 года ребёнок может осуществлять простейшие игровые действия с игрушками и предметами - заместителями, вступая в кратковременное игровое взаимодействие со сверстниками.

В 3 - 5 лет ребёнок может принимать и последовательно менять по ходу игры игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнёром - сверстником. Этот способ называется ролевым поведением.

В 5 - 7 лет игра строится на основе сюжетосложения , и для ребёнка ведущим выступают не отдельные элементы сюжета, а целостное событие - повествование, включающее персонажей и действия.

Использование каждого последующего по сложности способа позволяет ребёнку развёртывать всё более сложные сюжеты игры со стороны их тематического содержания и структуры.

В конце 1990 - х годов в исследовании О. В. Солнцевой было доказано, что освоение сюжетосложения способствует переходу детей от сюжетно - ролевых игр к режиссёрским играм.

6. Предметно-развивающая среда как условие организации детской деятельности в детском саду. вопроса нет!!!

Развивающая среда как социокультурное пространство развития личности ребенка. Компоненты предметно-развивающей среды: предметное содержание, его пространственную организацию, их изменения во времени.

Направленность предметной среды детства на физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие ребенка. Принципы конструирования развивающей среды дошкольного образовательного учреждения (принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка, принцип гибкого зонирования среды, принцип уважения мнения ребенка, принцип опережающего характера содержания образо­вания, принцип динамичности - статичности среды, принцип дистанции, позиции при взаимодействии, принцип детской активности, самостоятельности, творчества, принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды, принцип открытости-закрытости среды, принцип учета половых и возрастных различий детей).

Характеристики предметно-развивающей среды. Комфортность и безопасность обстановки. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельно­сти и структуризация этой деятельности через насыщение про­странства специальным образом подобранными материалами. Обеспечение возможности для исследования и научения. Функциональность предметной среды.

Особенности построения развивающей пространственной среды в разных возрасных группах.

    Здоровьесберегающий потенциал педагогического процесса в детском саду

Физическое развитие и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Проблема сохранения здоровья ребенка в педагогическом процессе. Здоровьесберегающий потенциал педагогического процесса в детском саду.

Требования к организации режима дня в детском саду. Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры. Требования к организации физического воспитания в детском саду. Воспитание гигиенической культуры и валеологическое просвещение детей дошкольного возраста. Оптимизация режима двигательной активности с учетом индивидуальных особенностей детей.

Здоровьесберегающий потенциал педагогического процесса в детском саду.

Дошкольный возраст - наиболее важный период в формировании личности человека. Именно в этом возрасте формируется характер, нравственные качества, закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Анализ здоровья детей дошкольного возраста показывает, что количество здоровых детей снижается, при этом увеличивается количество детей больных хроническими заболеваниями, многие дети имеют нарушения осанки, плоскостопие, большинство детей страдает двигательной недостаточностью и сниженным иммунитетом.

Мышечная нагрузка на детей уменьшается по объективным причинам: родители не уделяют должного внимания физическому развитию детей, предпочитая заниматься интеллектуальным, а в условиях ДОУ у детей не всегда есть возможность играть в подвижные игры.

Всё это объясняет необходимость организовать педагогический процесс в ДОУ таким образом, чтобы обеспечить возможность полноценного физического развития, сохранения и обогащения здоровья детей. Кроме того, серьезной задачей является и воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

Грамотная организация режима дня способствует сдоровьесбережению в ДОУ. Правильный режим дня - это рациональная продолжительность и разумное чередование всех видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим дня должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию.

Формирование здорового образа жизни в ДОУ средствами физической культуры осуществляется через:

организованную образовательную деятельность (физкультурные занятия);

образовательную деятельность при проведении режимных моментов (утренняя гимнастика, комплексы закаливающих процедур и т.д.);

самостоятельную деятельность детей (игры на свежем воздухе, самостоятельные подвижные игры и т.д.).

Физическое развитие детей первого года жизни организуют в форме индивидуальных занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики по назначению врача. Длительность занятий с каждым ребенком составляет 6-10 мин. Начиная с 9 мес., помимо комплексов гимнастики и массажа, с детьми проводят разнообразные подвижные игры в индивидуальном порядке. Допускается объединение детей в небольшие группы (2-3 реб.)

С детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию в рамках основной образовательной программы осуществляют по подгруппам 2-3 раза в неделю. С детьми 2-го года жизни занятия по физическому развитию проводят в групповом помещении, с детьми 3-го года жизни - в группе или в физкультурном зале.

Занятия по физическому развитию для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:

В младшей группе – 15 мин.

В средней группе – 20 мин.

В старшей группе - 25 мин.

В подготовительной - 30 мин.

Один раз в неделю для детей 5-7 лет, вне зависимости от времени года, следует организовывать занятия по физическому развитию на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе.

Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные и воздушные и солнечные процедуры.

Дети могут посещать бассейн и сауну только при наличии разрешения врача-педиатра. Присутствие медицинского персонала обязательно во время плавания детей и нахождения их в сауне. После пребывания в сауне ребенку следует обеспечить отдых в специальной комнате и организовать питьевой режим. Температура воздуха должна быть 60-70 градусов. Продолжительность первого посещения ребенком сауны не должна превышать 3 мин.

Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий: физические упражнения, подвижные игры, спортивные упражнения. Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников.

Воспитание гигиенической культуры и валеологическое просвещение детей дошкольного возраста. Воспитание гигиенической культуры и валеологическое просвещение детей дошкольного возраста происходит постоянно, в рамках всего педагогического процесса. Воспитатель углубляет представления о здоровье и здоровом образе жизни, значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и прочее). В увлекательной наглядно-практической форме воспитатель обогащает представления детей об организме (части тела, органы чувств, движения, пищеварения, дыхания), его потребностях, способах ухода за ними, о предупреждении травматизма. Обсуждаются темы безопасного поведения – правила поведения в группе и на улице, предупреждение травматизма, о необходимости звать взрослого в случае опасных для здоровья ситуациях.

Оптимизация режима двигательной активности с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оптимальный двигательный режим для ребенка – это тот режим, который соответствует его потребности в двигательной активности, а также соответствует функциональным возможностям организма и способствует улучшению физического состояния ребенка и укреплению его здоровья. В условиях ДОУ можно обеспечить индивидуальный подход к воспитанникам, проведя диагностику основных показателей двигательной активности детей (объёма, интенсивности и продолжительности) в группе и поделив их на подгруппы, в зависимости от уровня развития двигательной активности (высокий, средний, низкий). Такая мера позволит воспитателю проводить дифференцированную работу с подгруппами и использовать индивидуальный подход, предлагая разным подгруппам разные виды деятельности с различной нагрузкой.

Виктория Моисеенко
Современные подходы к организации воспитания дошкольников с ОНР в условиях общеразвивающей группы средствами творческой игры

Введение.

Федеральные государственные требования к структуре программы дошкольного образования предлагают в различных образовательных областях через ведущую деятельность дошкольника , в первую очередь творческую игру , формировать возрастные компетенции. Педагоги детских садов сейчас отбирают лучшие формы взаимодействия с воспитанниками для формирования физических, интеллектуальных и личностных качеств интегрированного подхода в ходе освоения всех образовательных областей. В моей, общеразвивающей , группе воспитываются и дети с общим недоразвитием речи. Для обеспечения в процессе освоения общеразвивающей программы коррекции недостатков развития речи, достижения всеми воспитанниками необходимого уровня развития, готовности к школьному обучению, равных стартовых возможностей я использую игровой метод. Это поможет детям с ограниченными возможностями здоровья освоить программу воспитания и обучения . Планируемый результат : дети любознательные, активные, владеют способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, используют вербальные и невербальные средства общения , способны самостоятельно действовать в повседневной жизни, принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, уровень эмоциональной комфортности высокий.

Аналитическая часть.

Дети группы «Семицветик» , которые принимали участие в обучающем процессе «Организации воспитания дошкольников с ОНР в условиях общеразвивающей группы средствами творческой игры , проектной деятельности» (50 % из них с «Общим недоразвитием речи» ) находятся на этапе завершения дошкольного образования ». Поэтому большое внимание уделяю развитию у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения , в том числе и в творческих играх . Ключевые понятия игровой деятельности – интерес, удовольствие, развитие. Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к играм. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием, ребёнок успешнее справляется с недостатками своей речи. Ведь рядом партнёры по игре, которые часто дают образец грамотных высказываний. Вот в чём огромный потенциал воспитательных и развивающих возможностей игры . С помощью игры эффективнее идёт обучение и воспитание ребёнка , формируется речевая, познавательная, мотивационная активность детей. Теоретическое подтверждение этому в работе русского философа Г. В. Плеханова. Ещё в 1912 году он подчеркнул, что игра служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род» . Ранее в 1867 году К. Д. Ушинский определил игру как «посильный для ребёнка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых». В дальнейшем А. В Запорожец, В. В. Давыдов, Н. Я. Михайленко доказали, что «игра не изобретается ребёнком, а задаётся ему взрослым» . Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребёнок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребёнка , а это обуславливает её развивающий эффект».

Стало заметно, что дети в группе , меньше играют в традиционные сюжетные игры . Взрослые стараются дать детям как можно больше знаний, среди родителей стало модно раннее обучение детей. Нарушился разумный баланс игры и других видов деятельности. Существует и проблема эмоциональной комфортности детей с ограниченными возможностями здоровья.

У детей этой возрастной группы в норме игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется . В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится . Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры .

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.

Именно поэтому, решили организовать проект «Мир - глазами ребенка» , по средствам игры . В проекте принимали участие воспитатель , психолог, социолог, логопед, а так же дети и родители группы «Семицветик»

Практическая часть. Реализация проекта.

Была создана инициативная группа из детей , родителей, педагогов. Обсудили проблему.

Поставили цель : обогатить представления и возможность детей, активизировать их к развёртыванию интересных, творческих , сюжетно-ролевых игр; показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребёнка; ознакомить с традициями и формами игрового досуга в семье.

Определили задачи :

Продолжать знакомить детей с основными областями социальной жизни, интересными событиями, поступками людей через различные игры ;

Вместе с детьми разработать правила гуманного отношения к партнёрам;

организовать игры , направленные на сплочение детей;

Создавать условия для самостоятельной игровой деятельности;

Взрослым в детском саду и в семье принимать участие в играх детей, выполняя роли, предложенные детьми;

Использовать игры для коррекции речевых недостатков.

В ходе проекта предусматривались виды деятельности в разных образовательных областях.

«Социализация» . Сюжетно-ролевые игры знакомые и новые («Магазин» , «В волшебной стране» в зимнее время на площадке группы , совместно сооружался из снега макет настоящей рыцарской крепости и ее защита, «Путешествие в страну знаний» , «Бородинская битва» и); изготовление родителями атрибутов, альбомов по профессиям;; показ спектакля для детей младшей и средней групп по сказке «Теремок» в форме сюжетно-ролевой игры «Театр» .

«Художественное творчество » . Изготовление детьми поделок, атрибутов к играм, игрушек из бросового материала (проект, что можно сделать из бытового мусора, возможности преобразования необходимых предметов в игрушки, используя дополнительные материалы, проект лепки «Птичий двор» по сказке Г. Х Андерсена «Гадкий утенок» , рисование совместно с родителями на тему «Семейный досуг» , «Кем быть» , «Мой любимый питомец»

«Познание» . Выставка фотографий людей разных профессий (родителей и сотрудников детского сада. Стартовали совместные проекты родителей, детей и педагогов «Кукла своими руками» , «Какие бывают мосты» , «Первые космонавты – Белка и Стрелка» , «Я исследую мир» работа с микроскопом, проект «Большой театр» ; работа в кружке «Исследователь» (опыты и эксперименты) . А так же занятия по прикладному творчеству «История городецкой росписи» , проводился конкурс внутри группы «Я эрудит» .

«Коммуникация» . Беседы о профессиях людей; решение проблемных ситуаций; «безопасность жизни» в постановочном варианте нескольких подгрупп , конкурс на лучшее чтение стихотворения о природе . Так же стартовал проект А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» , где каждый ребенок пробовал себя в разных ролях.

Специально создавались условия , требующие от ребёнка проявления различных форм общения : ситуативно-делового, познавательного, личностного. Демонстрировались образцы общения в коллективе , вовлечение пассивных детей, поддерживалась речевая активность. Побуждали детей к диалогу, монологу, поощряли коммуникабельность. Дети учились слышать свою речь, исправлять замеченные ошибки.

В процессе общения с детьми выяснилось , что если достаточно времени посвящать обогащению представлений детей о людях разных профессий, их характерах, действиях, то дети быстро подхватывают и отражают это в игре. Один из самых эффективных способов развития игровых навыков детей - это непосредственное участие взрослого в играх с выполнением какой-либо роли. Каков ребёнок в игре, таков он во многом, будет в жизни, в работе. Игра – путь познания ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей. Детские игры – важное средство самовоспитания . Игра – школа произвольного поведения.

Итог проекта : дети легко выбирают себе занятия, партнёров по игре, способны к созданию и воплощению собственных замыслов, стремятся к творческому самовыражению в разных видах деятельности. Их воображение и фантазии особенно ярко проявляются в ролевой и режиссёрской игре : они могут придумывать новые сюжеты, новую роль, оригинально использовать игровые атрибуты. В игровой самостоятельной деятельности активно используют и закрепляют все компоненты устной речи.

Список литературы.

С. А. Козлова Т. А. Куликова. Дошкольная педагогика . М. Академия. 2000

Т. Б. Филичева. Коррекция нарушений речи. М. «Просвещение» 2009г.

Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» М. «Мозаика-Синтез» 2010г.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования . Утверждены приказом МОиН РФ от23.11.2009 г. № 655

Доронова Т. Н. Радуга : программа и методическое обеспечение по воспитанию , развитию и образованию детей 6-7 лет в детском саду. М. «Просвещение» 1997г

« НАЙДИ МЕСТО ДЛЯ ИГРУШКИ »
Цель. Учить детей правильно размещать игровой материал, бережно к нему относиться.

« ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ »
Цель. Учить точно и выразительно исполнять простые плясовые движения, отражая в них изменение характера музыки.

«ЧТО НУЖНО УЧЕНИКУ?»
Цель. Знакомить детей с учебными принадлежностями ученика подготовительного класса, учить содержать их в порядке и уметь быстро подготовить к уроку (по математике, чтению, труду, физкультуре, рисованию, ритмике). Закреплять правила поведения в школе, в классе, на уроке, во время перемены, в столовой, на площадке.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
Цель. В процессе игры закреплять понятия: выше, ниже, между, правее (справа), левее (слева). Воспитывать внимание, наблюдательность.

«УЗНАЙТЕ, КТО МЫ?»
Цель. Учить детей понимать музыкальное произведение, сопоставлять музыкальные образы.

«ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»
Цель. Закреплять знания детей об овощах (название, форма плодов, стебля, листьев, окраска, вкусовые качества), о значении их для человека. Воспитывать желание выращивать нужные растения.

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ»
Цель. В ходе игры закреплять знания правил дорожного движения транспорта и пешеходов по улицам города (села). Воспитывать внимание, организованность.

«НАШ ОРКЕСТР»
Цель. Учить детей различать тембровую окраску звучания музыкальных инструментов.

«ЖИВЫЕ СЛОГИ»
Цель. Упражнять детей в чтении прямых слогов.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? (ЧЕГО НЕ СТАЛО?)»
Цель. Учить детей описывать игрушку (предмет) по памяти, развивать зрительную память.

«МАГАЗИН САМООБСЛУЖИВАНИЯ
Цель. Закреплять у детей знание порядкового счёта, состав числа. Развивать речь и мышление.

«СКУЛЬПТОРЫ»
Цель. Закреплять конструктивный (предмет создаётся из отдельных частей) и пластический (предмет создаётся из целого куска путём вытягивания) способы лепки. Самостоятельно распределять задания в коллективной работе. Развивать образное мышление, творческое воображение.

«ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель. В игре развивать речевую активность, быстроту мышления.

«ДРУЖНАЯ НЕДЕЛЯ»
Цель. В процессе игры закреплять знание названий и последовательности дней недели. Соотносить дни недели с прошлым, настоящим и будущим временем: сегодня - понедельник, завтра - будет вторник, вчера было воскресенье.

«ПУТЕШЕСТВИЕ»
Цель. Исполнять знакомые песни, игры, хороводы, пляски.

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КУКЛЫ ТАНИ»
Цель. В игре закреплять навыки культурного поведения, воспитывать внимательное отношение к товарищам, стремление проявлять о них заботу.

«РАЗГОВОР ЧИСЕЛ»
Цель. Закреплять прямой и обратный счёт.

Введение

игра ребенок дошкольный возраст

Актуальность исследования. В настоящее время игровой деятельности детей дошкольного возраста придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Успешная игровая деятельность детей дошкольного возраста является необходимой для развития отдельных психических процессов и функций, и овладения социальным опытом.

Проблема игры стала привлекать внимание ученых в конце 19- начале

20 века. Этот интерес не угас и до настоящего времени. К. Гроссом была сформулирована первая теория игры, которая получила широкое распространение и признание во многих странах в первой половине 20 века.

Согласно этой теории игра является явлением, неразрывно связанным с жизнедеятельностью человека. По словам К.Гросса: «Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре, так что мы вполне можем сказать, употребляя несколько парадоксальную форму, что мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для этого и дано детство, чтобы мы могли играть» (1.С.67)

В более поздних исследованиях авторы (П. П. Блонский, Ш. Бюлер, Л.С.Выгодский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтев, С.Л.Рубинштейн, Ж.Пиаже, Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон и др.) обращают внимание на психологические аспекты игры и ее значение в развитии ребенка (в частности развитие отдельных психических процессов и функций и овладение социальным опытом) (2.С.8).

Система обучения игре детей строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей.

Объектом исследования являются особенности игровой деятельности дошкольников.

Предметом исследования выступает игра, как средство развития дошкольников.

Целью исследования является выявление влияния игры на развитие дошкольников.

Цель предопределила следующие задачи:

1. Проанализировать современные подходы к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить особенности развития игры на психическое развитие ребенка.

«Современные подходы к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Игра - один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов, генетиков, писателей и т.д.

В работах педагогов и психологов появились новые данные, подтверждающие, что игра возникает не самопроизвольно, как продукт чисто индивидуального творчества, а под влиянием социального окружения, в результате усвоения ребенком социального опыта и становиться средством воспитания в условиях целенаправленного педагогического руководства.

Постепенно расширялся фронт педагогических исследований детской игры в целом, а также ее различных видов: сожетно-ролевой, дидактической, подвижной. Педагоги и психологи обращают внимание на необходимость изучения ребенка в игре для выбора более обоснованных методов формирования игры и детских взаимоотношений в ней (3.С.5).

На ранних ступенях развития человечества, когда уровень производительных сил был еще чрезвычайно низок и основным способом добывания средств существования являлась охота, дети очень рано начинали принимать участие в общем со взрослыми труде. Практически усваивая способы употребления примитивных орудий, дети становились полноправными членами общества (7.С.99).

У каждого народа накоплен и передается из поколения в поколение огромный запас разнообразных детских игр, в которых дети, играя и забавляясь, познают окружающий мир, совершенствуют свои способности, овладевают различными способами человеческой деятельности. Каждое общество различными путями, сознательно или стихийно, влияет на содержание датских игр (через подбор игрушек, осуждение и одобрения игр определенного содержания и т.д.) (7.С.100).

Г.В.Плеханов в работе «Письмо без адреса», обратился к детским играм. Он дал толкование происхождения игры, рассматривал происхождение искусства. Анализ содержания игр детей разных народов (в основном первобытных), дал ему возможность утверждать, что в истории человечества игра, как и искусство возникла после труда и на его основе. В игре находит отражение трудовая деятельность людей «игра-дитя труда, который предшествует ей во времени»,- считал Г. В. Плеханов (6.С.340). В жизни общества труд предшествует игре, и определяет ее содержание. В играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а потом появилось стремление воспроизвести это впечатление в пляске.

Таким образом, игра связана с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли, как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм, приписывали магическое действие.

В.Г.Плеханов считал, что игра «…составляет одну из связей соединяющих различные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретений из рода в род"(6.С.346). Подражая в игре деятельности взрослых, дети практически овладевают не сложными навыками трудовой деятельности родителей и всем тем, что связано в обычаях общества с этим трудом. Ребенок вначале подражает труду взрослых в игре, и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе. Плеханов доказывает закономерность такого явления: игра служит средством подготовки к труду, средством воспитания.

Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра - образное, действенное отражение жизни; она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду. В педагогической литературе понимание игры как отражение действительной жизни впервые было высказано К. Д. Ушинским. Окружающая обстановка имеет сильнейшее влияние на игру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и того, который предлагается игрушечной лавкою». Игра - это своеобразная социальная практика ребенка.

Ушинский описывает игры своего времени, причем показывает, что у детей разных социальных групп были разные игры. Он доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка: «Не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем свяжутся в одну обширную сеть, которая определяет характер и направление человека» (4.С.349-440). Эта мысль Ушинского подтверждается данными физиологии и психологии.

Детская игра имеет многовековую историю: «Это могучее воспитательное средство, выработанное самим человечеством и в котором поэтому выразилась неподдельно истинная потребность человеческой природы» (5.С.475). Но Ушинский не связывал появление игры, с каким - либо историческим периодом жизни человечества. К.Д.Ушинский указывал на специфическую особенность игры: «Игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка…» (5.С.355). Но при этом он считал, что необходимо направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.

Ушинский указал на зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он предавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, отмечал, что ребенок не играет тогда, когда его занимают игрой, когда его заставляют играть.

К. Д. Ушинский указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.

Теория игры также складывалась под влиянием на нее взглядов Н. К. Крупской и А. С. Макаренко.

Н. К. Крупская в ряде работ подчеркивала большое значение игры в воспитании ребенка, не однократно высказывала мысль об особом месте игры в жизни детей дошкольного возраста: требовала, чтобы жизнь детей детского сада была наполнена разнообразными играми и забавами, необходимыми для здоровья детей и их правильного развития. Она предавала им особое значение в игре, в деле воспитания коллективических чувств Н. К. Крупская считала, что главное в игре - постановка цели. Также должно быть построение плана игры. Крупская призывала изучать игры разных народов. Считала, что игры детей должны быть интересными, а игры возбуждающие у детей нежелательные чувства, необходимо отводить, как опасные игры.

Эти идеи на практике были развиты и реализованы А.С.Макаренко. Он считал, что игра - это подготовка к работе, нет резкой разницы между игрой и трудом. Он вывел различие игры и труда: труд дает материальную базу, игра - нет. А. С. Макаренко наметил ряд ступеней в развитии игры, а на каждом этапе - определенные задачи руководства.

Крупская и Макаренко рассматривали игру, как деятельность, в которой формируются качества личности будущего гражданина и деятеля. Исходя из социальной сущности игры, они считали необходимым активно руководить детскими играми.

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. В истории зарубежной и русской педагогической науке сложилось два направления использования игры в воспитании ребенка:

Для всестороннего гармонического развития,

В узкодидактических целях.

Педагог - демократ. Ян Амос Каменский считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям. Он советовал взрослым внимательно относиться к играм детей, разумно руководить ими, так как игра, средство всестороннего, гармонического развития, условие радостного детства.

Дидактическое направление наиболее полно было представлено в педагогике Ф. Фребеля. Его взгляды на игру отражали религиозно - мистические основы педагогической истории. Им разработаны подвижные, дидактические игры, игры «с дарами». Но игры были чужды, непонятны детям, они играли в основном по указанию взрослых.

М. Монтессори также разрабатывала дидактические игры и упражнения с различными материалами.

В английских и американских детских учреждениях используется в основном дидактическое направление игры по выше указанным теориям.

Значительный вклад в разработку теории игры внес П. Ф. Лесгафт. Он уделял основное внимание, физическому воспитанию детей, рассматривая игру как упражнение, при посредстве, которого ребенок готовиться к жизни. П.Ф. Лесгафт также подчеркивал большое значение «подражательных» игр (7.С.102).

Взгляды на игру Е.И.Тихеевой для теории игры представляет интерес. Она рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем, как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. В ее детском саду были игры двух видов:

Свободные игры, стимулированные окружающей средой (в том числе и педагогической).

Игры, организованные педагогом, игры с правилами.

Е.И.Тихеева подчеркивала значение роли дидактической игры, ею разработано много игр этого вида.

Таким образом, теория игровой деятельности имеет глубокие истоки: на протяжении от глубокой древности до наших дней, игра заслуживала и заслуживает внимание выдающихся педагогов, которые вносят свой вклад в развитие теории игры, раскрывают ее сущность.

Экспериментальные исследования выявили, что игра воздействует на поведение дошкольника, в ней создаются оптимальные условия для овладения ребенком произвольными формами поведения. Игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, в ней переплетаются реальность и вымысел. В игре происходит активная социализация ребенка, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются. Таким образом, игра выступает как эффективное средство познания ребенком предметной и социальной действительности. Кроме этого, игра, как совместная деятельность, в которой существуют не только игровые но и реальные отношения, способствует социальному развитию детей.

Презентации к уроку






Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.










Назад Вперёд














Назад Вперёд










Назад Вперёд

Цель: направить педагогов на переход от стратегии педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой к стратегии ее педагогического сопровождения.

Задачи:

  • Актуализировать и пополнить знания педагогов о педагогическом сопровождении игровой деятельности дошкольников.
  • Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное решение задач развития сюжетно – ролевой игры.
  • Проектирование и организация игровой деятельности детей с применением современных педагогических технологий.

Подготовка к педсовету:

  • Тематический контроль “Наличие условий для эффективного развертывания сюжетно-ролевой игры дошкольников в ДОУ”.
  • Открытый просмотр сюжетно-ролевой игры в старшей группе.
  • Подгрупповые консультации для педагогов, выступающих на педсовете.
  • Выставка методической литературы по теме.
  • Задание для педагогов групп – подготовить презентацию проекта развития сюжетно-ролевой игры (по выбору).

Ход педагогического совета

1. Выполнение решений предыдущего педсовета

2. Анализ итогов тематического контроля

3. Выступление заведующей ДОУ

“Что такое детская игра?”

Игра – деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом. Но в современном детском саду это происходит не всегда.Часто дети играют, потому что сейчас “надо” играть, но, к сожалению, не радуются этому. А, если нет радости, значит, нет и самой игры.

Игра – это деятельность, которая протекает в двух планах. С одной стороны, игра протекает в условной ситуации и содержит ряд условных элементов.Ребенок произносит “как будто” т оказывается совсем в другом мире – волшебном лесу, космической ракете, телевизионной студии... Таинство игры в том, что ребенок верит, что он находится в волшебном мире игры, и, в то же время, понимает, что он находится “здесь и сейчас”.

Игра – деятельность символическая, так как реальные предметы в ней замещены символами – предметами или действиями, замещающие реальные. Любимая кукла превращается в игре то в веселого, то в капризного ребенка. По мнению многих ученых, возможность использования в своей деятельности символы – это одна из универсальных способностей человека, а ее освоение происходит в игре.

Игра – это деятельность, в которой ребенок воссоздает другие виды человеческой деятельности. Принимая на себя реальные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений. Если соответствующая игровая практика не накоплена в дошкольном детстве, социальное развитие ребенка может быть осложнено.

Игра – добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы. Пожалуй, для дошкольников это единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать. Но, к сожалению, на свободу ребенка в игре все чаще посягают взрослые. Педагоги уверены, что лучше знают, во что, как и когда играть детям.

4. Выступление старшего воспитателя

“Как изменился мир игры современного дошкольника?”

Существует неоднозначное отношение взрослых к играм современных детей, проявляющееся в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее.

Анализируя выбор сюжетов и ролей, нужно отметить, что в играх детей дошкольного возраста сохраняются традиционные сюжеты, бытовавшие на протяжении длительного времени. Игровые сюжеты, которые сродни сюжету волшебной сказки, называют архетипическими. Подобные события происходили в играх девочек на протяжении многих столетий (красавица, царевна, принцесса...). Становление девочки, ее внутреннего мира, половая идентификация связаны со стремлением стать женщиной, у которой есть семья, дети. Первоначально эти стремления реализуются и осознаются в играх.

У мальчиков преобладают военизированные сюжеты, которые также являются архетипическими.

У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: Бэтмен, Человек – паук, полицейские и другие. Новым становится факт предпочтения ролей мультфильмов и фильмов (в основном зарубежных). Социальные и семейные роли все менее интересны для современных дошкольников, что можно считать характерной особенностью субкультуры современного детства, формирующегося под влиянием средств массовой информации. Сюжеты игр представлены различными интересами детей: “Барби и Кен”, “Семья в кафе”...

Часто игра сводится к манипулированию яркой, модной игрушкой: “Барби одевать, водить в кафе, на работу, на прогулку”...

Особое место в детских играх занимают современные игрушки. Яркая, многообразная, не всегда понятная взрослому, часто бесполезная и неразвивающая – характерная примета нашего времени.

Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше телепузиков, покемонов и трансформеров в детской субкультуре считается престижным.

Самая предпочитаемая игра с игрушками нового поколения у девочек – “Барби и Кен”, где девочки дают волю своему воображению, используя специально созданные для мира Барби атрибуты – мебель, одежду, животных, транспорт. Однако, не смотря на обилие игрушек и атрибутов к сюжетно – ролевым играм, сюжеты творческих игр довольно однообразны. В воображаемой ситуации с игрушками нового поколения девочки действуют в соответствии с пересказом сюжета, увиденного по телевизору и не допускают изменения характера и имени героя.

Играя с современными игрушками, дети, как правило, отказываются вводить в сюжет традиционные игрушки, объясняя это тем, что “так нельзя” или “не хочется”.

Вывод – Презентация 1 .Слайд 2.

5. Выступление воспитателя Барчуковой И.Ф.

“О современных подходах к организации творческих игр дошкольников”

В работах Т.И. Бабаевой получают свое развитие идеи о сочетании прямых и косвенных способов руководства творческими играми. Определено, что прямое руководство играми детей связано с влиянием педагога на игру через собственное ролевое поведение и его участие в игре как равного партнера. При этом педагог помогает детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Непосредственное прямое развитие игры также должно обеспечить обогащение содержания, развитие сюжета игры и игровых умений, развитие взаимоотношений между детьми. Прямое влияние на игру строится как непринужденное эмоциональное общение воспитателя с детьми (индивидуально или небольшими подгруппами). Нельзя сажать или ставить детей вокруг себя. Игровой процесс должен протекать естественно, у детей не должно возникать ощущения, что их “обучают” играть.

Косвенные приемы руководства должны обеспечить ребенку позицию участника тех событий, о которых он узнает в процессе наблюдений, слушания книг, просмотра мультфильмов и кинофильмов. Косвенное развитие игры должно обеспечить развитие положительного, эмоционально – окрашенного отношения детей к явлениям окружающей действительности, которые могут быть отражены в игре, детских интересов. Для этого необходимо обогащать представления детей о социальной действительности через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры и др. косвенные приемы должны обеспечить ребенку позицию участника тех событий, о которых он узнает в процессе наблюдений, слушания рассказов, чтения книг, просмотра кинофильмов и мультфильмов.

Косвенное развитие игры связано с созданием развивающей предметно – игровой среды, в которой должны быть представлены как готовые игры и игрушки, так и материалы для синтеза игры с художественной и трудовой деятельностью, позволяющей включать в игру самоделки, сочетать игру с рисованием.

“Почему ребенок постоянно играет в одни и те же игр?”, “Почему ребенок всегда находится в “тени” игры и выполняет только второстепенные роли или просто наблюдает за играми других?” - именно от ответов на эти и другие вопросы зависят тактика правильного взаимодействия педагога и ребенка в игре.

Игровое сопровождение предстает как достаточно сложный механизм естественной помощи ребенку. Оно включает в себя как непосредственно игровое взаимодействие, так и наблюдение за игровым поведением малыша, изучение возможностей его развития и определение того, как пробудить активность и инициативу.

Нарастание самостоятельности детей в игровой деятельности требует гибкой тактики руководства игровой деятельностью, где позиция педагога постоянно меняется. Презентация 1. Слайд 3.

6. Воспитатель Козлова В.Р.

“Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников”

У воспитателей детского сада существует устойчивый термин “руководить игрой”. Давайте задумаемся, насколько он правомерен? Игра – свободная деятельность, а ее развивающий эффект становится максимальным, когда она является самостоятельной детской деятельностью. Получается, что природа детской игры вступает в противоречие со сложившимся подходом – “руководить игрой”. Разрешить это противоречие помогает переход от стратегии педагогического руководства игрой к стратегии педагогического сопровождения.

Особенность педагогического сопровождения игровой деятельностью детей заключается в том, что, взаимодействуя с детьми, педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества, активно сотрудничает с ними.

Сопровождающее взаимодействие помогает ребенку актуализировать игровой опыт как результат совместной игры с воспитателем, применять его в различных ситуациях, возникающих за пределами специально организованной педагогом игровой деятельности.

Педагогу необходимо развивать у себя умение быть игроком, т.е. иметь свою игровую позицию. Игровая позиция воспитателя включает в себя – Презентация 1.Слайд 4.

Владея игровой позицией, педагогу легче использовать игру, ее богатые возможности для развития своих воспитанников, их взаимоотношений. В игре формируются основные новообразования, подготавливающие переход к следующему возрастному этапу – младшему школьному.

Игровая позиция требует от воспитателя определенной степени инфантилизации – способности на время превратиться в ребенка, действовать по тем законам, по которым живут и действуют играющие дети.

Первым шагом к позиции инфантилизации может стать прием, предложенный Е.Е. Кравцовой. Он заключается в том, что воспитатель должен “мешать” детям играть так, как они привыкли, должен разрушать сложившиеся эталоны. “Внезапно кричу: “Ой – ой, я забыла деньги на проезд!” Нарушается привычный ритм. Все вместе решают собрать мне по копеечке. Только взяли билет, только успокоились, снова неожиданность: начинаю выходить не на той остановке...” .

Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей включает в себя – Презентация 1. Слайд 5.

7. Педагогические технологии организации сюжетно-ролевой игры

А) Творческая мастерская - тема “Гипермаркет”

Технологические этапы Действия ведущего Действия участников
1. Индукция - создание эмоционального настроя, включение чувств педагогов, создание личного отношения к предмету обсуждения - Какие ассоциации у Вас вызывает гипермаркет?
2.Самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, решения. Предлагает педагогам представить себя директором гипермаркета, которому необходимо предложить детям вариант развития с-р игры (...повысить прибыль от...решить какую-либо проблему...)
3. Социоконструкция

работа педагогов в группах по построению этих элементов.

Организует работу 2-х подгрупп: “Обсудите, кто будет продумывать варианты проблемно-игровых ситуаций, а кто их представлять”. Работа подгрупп.
4. Социализация - выступление педагога в группе (сопоставление, оценка, коррекция) Организует работу в группах.

Предлагает педагогам - придумать проблемно-игровые ситуации развития с – р игры и представить их.

Работают в группах.
5.Афиширование – представление работ педагогов. Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.

Дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения задания.

6. “Разрыв” - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.

Вносят изменения в свои разработки.

7. “Рефлексия” Инициирует и активизирует рефлексию педагогов по поводу индивидуальной и совместной деятельности. Предлагает проанализировать, что получилось. Осуществляют рефлексию.

Приложение 1

Б) “Домашнее” задание.

Презентации проектов развития сюжетно-ролевой игры воспитателями:

“Зоопарк” в средней группе – Презентация 2.

“Супермаркет” в старшей группе - Презентация 3.

“Доктор” в младшей группе – Презентация 4.

В) Творческая мастерская

(продуктивное взаимодействие в сюжетно – ролевой игре)

Система действий ведущего мастерской и участников

Технологические этапы Действия ведущего Действия участников
1. Индукция - Какие ассоциации у Вас вызывает сюжетно-ролевая игра “Поликлиника” ? Записывают возникшие ассоциации.
2.Самоконструкция Предлагает педагогам продумать ситуацию: “Дети играют в с-р игру “Поликлиника”. Изо дня в день совершают одни и те же действия, говорят одни и те же диалоги. Записывают свои мысли, возникшие идеи, гипотезы.
3.Социоконструкция Организует работу 2-х подгрупп: “Обсудите придуманные ситуации, выберите одну, как ее можно разыграть. Работа подгрупп.
4. Социализация Организует работу в группах.

Предлагает педагогам- придумать проблемно-игровые ситуации развития с – р игры и представить их.

Работают в группах.
5. Афиширование Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.

Дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения задания.

Представляют результаты работы групп:

задают вопросы друг другу по поводу оригинальности проблемно-игровых ситуаций.

6. “Разрыв” Фиксирует внимание педагогов на традиционности их представлений о тематике и организации с – р игр. Осознают традиционность своих представлений о вариантах развития и тематике с- р игр.

Вносят изменения в свои разработки

7. “Рефлексия” Инициирует и активизирует рефлексию педагогов по поводу индивидуальной и совместной деятельности. Предлагает проанализировать, что получилось. Осуществляют рефлексию.

Проект решения педсовета:

Ежедневная реализация природной потребности ребенка в игре за счет не сокращения времени, отведенного планом на игру, в пользу других видов деятельности.

Прописать в плане:

Гибкую тактику выбора педагогического взаимодействия с детьми, в соответствии с возрастом и уровнем развития игровых умений;

Использование конкретных современных педагогических технологий организации игровой деятельности детей;

Обогащение тематики и содержания сюжетно-ролевых игр за счет ознакомления с современной социальной действительностью.

Подготовиться к смотру-конкурсу уголков современных сюжетно-ролевых игр в группах.

Срок: сентябрь, октябрь 2012 г.