Причины и ход революционного кризиса в России в начале XX века. Назревание революционного кризиса

Революция 1905-1907. Промышленный спад, расстройство денежного обращения, неурожай и огромный государственный долг, выросший со времен Русско-Турецкой войны, влекли обострение необходимости реформирования деятельности и органов власти. Прекращение периода существенной значимости натурального хозяйства, интенсивная форма прогресса промышленных методов уже для XIX века потребовали радикальных новаций в администрировании и праве. Вслед за отменой крепостного права и преобразованием хозяйств в предприятия промышленности требовался новый институт законодательной власти.

· Итоги революции:сложились новые государственные органы - начало развития парламентаризма;

· некоторое ограничение самодержавия;

· введены демократические свободы, отменена цензура, разрешены профсоюзы, легальные политические партии;

· буржуазия получила возможность участвовать в политической жизни страны;

· улучшилось положение рабочих, повышена зарплата, рабочий день уменьшился до 9-10 часов;

· отменены выкупные платежи крестьян, расширена свобода их передвижения;

· ограничена власть земских начальников.

Начало российского парламентаризма. В апреле 1906 г.начала работу 1 Государственная Дума,знаменовавшая начало представительного правления в России.

В период Всероссийской политической стычки 17 октября 1905 г. царь подписал Манифест, по которому предоставлялось избирательное право всем слоям населения и будущая дума наделялась законодательными правами вместо законосовещательных. Дума была создана для перехода страны к буржуазной монархии.Вторая Государственная Дума (20 февраля – 2 июня 1907 г.) работала в обстановке упадка революции.Третья Государственная Дума (1 ноября 1907 – 9 июня 1912 г.) просуществовала почти 5-летний срок.Деятельность четвертой Государственной Думы (15 ноября 1912 – 6 октября 1917 г.) проходила в условиях подготовки и проведения первой мировой войны, революционного кризиса и революции.С началом первой мировой войны ход работы думы был нарушен, заседания проводились нерегулярно.С началом Февральской революции заседания думы были прерваны, хотя формально она продолжала существовать до октября 1917 г.Итак, Государственные Думы были первым опытом представительного правления в России. С думой связывали переход России на путь буржуазного парламентаризма и конституционного строя.

Социально-политический кризис в начале 20 века. Революционный кризис в начале ХХ в. вылился в революцию. Причины: Экономические:

1). Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса (помещичье землевладение, община, малоземелье, аграрное перенаселение, кустарная промышленность) ;

2).Мировой экономический кризис начала XX в. , особо тяжело сказавшийся на экономике России;

Социальные: 1).Ухудшение материального положения трудящихся из-за кризиса 1900-1903 гг. и русско-японской войны 1904-1905гг. ;

2). Полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод и высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций;

3).Массовые противоречия, сложившиеся в обществе, как вследствие развития капитализма, так и вследствие его незрелости;

Политические: 1).Полицейско-чиновничий произвол;

2).Обострение социально-политической обстановки в стране вследствие поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг. ; Задачи:По своему характеру революция 1905-1907 гг. в России было буржуазно демократической, так как ставила задачи буржуазно-демократического преобразования страны: · Свержение самодержавия и установление демократической республики; · Ликвидация сословного неравноправия; · Неприкосновенность личности, введение свободы слова, собраний, партий и объединений; · Уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей; · Введение 8-часового рабочего дня.

Они - нарушение равновесия между идейными стремлениями русского мыслящего общества и нынешними форматами его жизни. Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к новому строю, в основе которого лежит правовое общество на основе гражданских свобод.

С.Ю. Витте

Русская буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг, кратко о которой мы будем говорить сегодня, была одним из первых этапов, указывающих что народ более не желал жить по-старому. Революция 1905 года очень важна, поскольку она предшествовала революции 1917 года, она олицетворяла собой проблемы в русском обществе, а также неразрешенные конфликты внешнеполитического устройства мира.

Причины революции

Основные причины революции 1905-1907 годов следующие:

  • Отсутствие политических свобод у большинства населения Российской Империи.
  • Неразрешенный аграрный вопрос. Несмотря на отмену крепостного права в 1861 году существенных изменений для крестьян не было.
  • Тяжелые условия труда на заводах и фабриках.
  • Неудачи России в русско-японской войне.
  • Национальный вопрос. Россия была многонациональной страной, но права многих мелких наций являлись.

Фактически революция выступила за ограничение самодержавия. Здесь не стоял вопрос о том, чтобы свергнуть монархию в России, поэтому события 1905-1907 годов следует рассматривать исключительно как подготовку к февральской и октябрьской революции 1917 года. Важный момент, который вряд ли будет отговариваться в большинстве учебников по истории, заключается в финансировании революции. Для того чтобы народ поднялся на активные действия должны появиться те, то будут народ вести за собой. Этим людям соответственно нужны деньги и влияние. Как говорилось в известном фильме, любое преступление имеет финансовый след. И этот след реально нужно искать, поскольку поп Гапон не годится на роль человека, который создал революцию и поднял ее с нуля до активных действий.

Истоки первой русской революции и второй русской революции я предлагаю искать в реформах Витте. Денежная реформа 1897 года, после которой в Российской Империи был введен золотой стандарт, фактически вынесла приговор стране. Российский рубль стал более подконтрольным мировым финансовым институтам, а для того, чтобы окончательно починить струну системе была нужна революция. Это же сценарий был опробован не только в России, но и, например, в Германии.

Основные задачи

В ходе революции ставились следующие задачи:

  • Ограничение или ликвидация самодержавия.
  • Создание демократических основ: политических партий, свобода слова, печати, свободный выбор занятий и так далее.
  • Сокращение рабочего дня до 8 часов.
  • Наделение крестьян землей.
  • Установление равноправия народов в России.

Понимание этих задач очень важно, поскольку они охватывают не один слой населения, а практически всё население Российской Империи. Задачи охватили все слои населения, поэтому удалось охватить широкие массы, которые приняли участие в революции.


Революция 1905-1907 по своей сути была буржуазно-демократической. Буржуазной, поскольку в задачи революции входило окончательное уничтожение крепостничества, а демократической, поскольку в ней приняли участие широкие массы населения: рабочие, крестьяне, солдаты интеллигенция и так далее.

Ход революции и ее этапы

Революция 1905 1907 годов может быть разделена на три основных этапа: январь-сентябрь 1905, октябрь-декабрь 1905, январь 1906 - 3 июня 1907. Рассмотрим более конкретных каждый из этих этапов, но перед этим я хочу остановиться на 3 основных показатели, которые позволили начать революцию и ускорить ее продвижени:

  • Поражение России в ходе русско-японской войны. Многие историки говорят о том, что японская разведка активно финансировала революцию в России. Это было необходимо, чтобы ослабить врага изнутри. Разумеется, никаких следов, доказывающих эту теорию нет, но интересный факт - как только русско-японская война закончилась - первая русская революция 1905 года пошла на спад.
  • Кризис 1900-1903 годов. Это был экономический кризис, который очень больно ударил по основным слоям населения, прежде всего по бедным.
  • Кровавое воскресенье 9 января 1905 года. Именно после этого дня революция стала набирать обороты, поскольку пролилась кровь.

Первый этап революции: январь-сентябрь 1905

3 января на Путиловском заводе началась стачка, которую поддержали большинство крупных заводов Петербурга. Причина - увольнения нескольких рабочих. Во главе стачки стала организация «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга», которую возглавил поп Гапон. Во время стачки начали писать петицию царю, которую решили отнести к Зимнему дворцу 9 января. Петиция состояла из пяти основных пунктов:

  1. Освобождение всех, кто пострадал за стачки, за политические и религиозные убеждения в стране.
  2. Объявления свободы слова, свободы печати, свободы собраний, свободы совести, свободы религии и неприкосновенности личности.
  3. Обязательное бесплатное образование для всех граждан.
  4. Ответственность министров и министерств перед народом.
  5. Равенство всех перед законом.

Обратите внимание, что сама по себе петиция не является призывом к началу революции. Поэтому события 3-8 января можно рассматривать как подготовка к революции 1905-1907 годов. Но вопрос кто подготавливал и кто организовал первую русскую революцию, если протестующие хотели изменения страны, но не призывали брать в руки оружие? Поэтому очень важно изучить вопросы 9 января 1905 года, которое вошло в историю как Кровавое воскресенье, поскольку это была провокация, которая шла как со стороны попа Гапона, так и со стороны царской армии.

Основные события

Таблица 2. Даты и события первого этапа революции: январь-сентярь 1905
Дата Событие
3 - 8 января Стачки рабочих в Петербурге. Подготовка петиции к царю.
9 января Кровавое воскресенье. Расстрел 140-тысячной рабочей демонстрации, двигавшийся к зимнему дворцу.
Январь февраль Массовые стачки рабочих, выступивших против событий 9 января.
19 января Николай 2 выступает перед рабочими. В выступлении император отмечает, что прощает всех митингующих, что митингующие сами виноваты в расстреле, и что при повторении подобных петиций и демонстраций расстрелы повторяться.
Февраль-март Начало крестьянских бунтов. Захвачено примерно 1/6 часть уезда в России. Начало бойкота со стороны рабочих. В демонстрациях принимают участие рабочие, крестьяне и интеллигенция.
18 февраля Публикуются акты о созыве государственной думы, так называемая, «Булыгинская дума».
1 мая Восстание ткачей в Лодзи. Демонстрации в Варшаве, Ревеле и Риге. Для подавления армия применила оружие.
12 мая - 23 июля Стачка рабочих в Иваново-Вознесенске.
14-25 июня Восстание на броненосце «князь Потемкин-Таврический».
Июль По приказу правительства все фабрики подняли зарплату рабочим.
31 июля - 1 августа Съезд крестьянского союза.
Июль-август Активная стадия репрессий со стороны государства выразившаяся в массовых арестах протестующих.

Стачки в период революции

Изменение числа стачек в России с 1905 по 1916 годы.


Второй этап революции: октябрь-декабрь 1905

Всероссийская стачка

19 сентября московские газеты вышли с требованиями об экономических изменениях. В дальнейшем эти требования были поддержаны рабочими московских предприятий, а также железнодорожниками. В результате началась крупнейшая стачка революции 1905-1907 гг. Сегодня эту стачку называют общероссийской. В ней приняло участие более 2 миллионов человек из более чем 50 городов. В результате протестующие начали стихийно образовывать в городах Советы рабочих депутатов. Например, 13 октября Совет рабочих депутатов появился в Петербурге.

Чтобы понять значимость тех событий нужно ещё раз отметить, что в них принимали участие 2 млн человек, и во время ее проведения были отменены занятия во всех учебных заведениях, перестали работать банки, аптеки, магазины. Именно во время октябрьской стачки впервые прозвучали лозунги «Долой самодержавие» и «Да здравствует демократическая республика». Ситуация стала выходить из-под контроля и царь был вынужден подписать манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года. Этот манифест содержал в себе 3 основных положения:

  1. Все люди получают гражданские свободы и неприкосновенность личности. Также провозглашается свобода слова, совести, собраний и союзов. Под свободой совести понимается свобода вероисповедания.
  2. К работе Государственной думы привлекаются даже те слои населения, которые до 1905 года были лишены гражданских и избирательных прав.
  3. Ни один закон российской империи не мог быть принят без одобрения Государственной думы.

Первые два пункта являются очень важными для населения, но не критичными для страны. А вот последний пункт является очень важным именно для истории России. Признание того, что монарх не может издавать самостоятельные законы, без одобрения Государственной думы, есть конец самодержавия. Фактически после 1905 года в России самодержавие закончилась. Император, который не может принимать все законы, которые считают нужными, не может считаться самодержцем. Поэтому с 1905 по 1917 в России была форма власти, напоминающая конституционную монархию.


Декабрьские события в Москве

Казалось бы, манифест от 17 октября 1905 года должен был погасить очаг революции, но дело в том, что политические партии расценивали подписание этого документа как дипломатический ход царского правительства, которое тем самым пыталось подавить революцию, но не собиралось исполнять манифест. Как следствие началась подготовка к новому этапу революции. Причём этот этап должен был вылиться в вооруженный конфликт, потому что революционеры впервые начали масштабно закупать оружие. 7 декабря 1905 года московский совет рабочих депутатов, который образовался только в ноябре, обратился ко всем гражданам с требованием прекратить работу и начать забастовку. Этому требованию вняли все московские рабочие, а их поддержали и всё и рабочие Петербурга. Правительство решило подавить мятеж с помощью армии, в результате чего начался активный вооруженный конфликт. Случилось это 10 декабря.


Бои в Москве шли 7 дней. На стороне революционеров выступала порядка 6000 человек. Рабочие стали образовывать собственные кварталы, блокируя их баррикадами. 15 декабря в Москву прибыл гвардейский Семёновский полк, который тут же начал артиллерийский обстрел позиций рабочих. Основные события происходили на Пресне. Но силы были неравны, поэтому 19 декабря московский Совет рабочих депутатов постановил, что восстание прекращается. Конкретных данных о жертвах нет, официальные источники говорят только о том, что в этих событиях было убито и арестовано более 1000 человек. Это была кульминация революции 1905-1907 годов, после чего ее интенсивность пошла на спад.

Основные даты и события

Таблица 3. Даты и события второго этапа революции: октябрь-декабрь 1905
Дата Событие Реакця властей
7-15 октября Всеобщая российская политическая стачка. Рабочие выступили организовано, остановив работу практически всех крупных заводов, почты, телеграфа, транспорта, учебных заведений и так далее. В ответ на это Николай 2 12 октября подписывает приказ о применении оружия для подавления стачек, 17 октября манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
Октябрь-ноябрь Создаются политические партии. Усиливается крестьянское движение. В европейской части России захвачено примерно 1/2 всех уездных земель. Там образовывались новые «крестьянские республики» со своей властью. В это же время произошло восстание на флоте Кронштадте и Севастополе. Манифест 3 ноября «О сокращении выкупных платежей» в два раза в 1906 года, и о полной отмене выкупных платежей с 1 января 1907 года. Активные стадии восстания, прежде всего на флоте, были подавлены.
Ноябрь-декабрь Стихийные восстания в крупных городах, включая Москву и Петербург, где были образованы Советы рабочих депутатов. Армия арестовала всех руководителей Советов рабочих депутатов.
7-9 декабря Начало и подготовка большой стачки в Москве
10-19 декабря Вооруженное восстание в Москве. 11 декабря принимается новый избирательный закон Российской Империи. 17-19 декабря новый расстрел восставших. Вооруженное восстание было подавлено.
Декабрь Вооруженные восстания в Нижнем Новгороде, на Урале, во Владивостоке, Харькове, Ростове-на-Дону, Красноярске, в Грузии, на Кавказе. Вооруженное подавление восстаний.

Третий этап революции: январь 1906 - 3 июня 1907

Третий этап революции характеризуется значительным снижением количества стачек. То есть, как только закончилась война с Японией, тут же сократилось количество восстаний. Это удивительный факт, который лишний раз доказывает наличие у революционеров японского финансирования.

Одно из первых крупных событий 1906 года - 2 февраля, когда был подписан акт о создании Государственной думы. Дума создавалась на 5 лет, а у царя сохранялось право ее роспуска и объявления новых выборов. С 26 марта по 20 апреля проходили выборы в первую государственную думу российской империи. С 27 апреля по 8 июля продолжалась деятельность первой государственной думы в России, но никаких существенных документов эти заседания не создали. 10 его июля 1906 года были подписаны, так называемые, «выборгские воззрения», в знак протеста депутатов против разгона Думы. В феврале 1907 года начались выборы во вторую государственную думу, деятельность которая началась 20 февраля и продолжалась до 2 июня 1907 года. Председателем думы был кадет Головин, основным вопросом для обсуждения был аграрный вопрос.

Среди важных событий третьего этапа можно выделить следующие:

  • 23 апреля 1906 года публикуется основной свод законов Российской Империи, с поправками, обусловленными революции.
  • 9 ноября 1906 года - указ, разрешавший крестьянам получать наделы в личное пользование после выхода из общины.
  • 3 июля 1907 года - подписан манифест о роспуске думы и принятие нового избирательного закона. На этом революция была окончена.

Итоги революции

Таблица 4. Итоги революции 1905-1907
До революции После революции
Самодержавие Не ограничено никем и ничем Ограничено Государственным советом и Государственной думой
Основные слои населения Лишены политических свобод Обладают политическими свободами, в том числе и неприкосновенностью личности
Условия труда Высокая степень эксплуатации рабочих Увеличение заработных плат и сокращение рабочего дня до 9-10 часов
Земельный вопрос Земля принадлежала помещикам, крестьянский вопрос не решался Наделение крестьян правам на землю. Аграрная реформа

Итоги революции 1905-1907 можно назвать промежуточными. Глобально в стране ничего не изменилось. Единственное серьёзное изменение коснулось того, что царь должен был все законы проводить через Государственную думу. В остальном: крестьянский вопрос решен не был, рабочий день сокращен незначительно, заработные платы не увеличены. Получается, что 2,5 года революции были направлены на незначительное ограничение власти монарха, и на утверждение права создавать профессиональные союзы и проводить стачки? Ответ парадоксальный - именно это и требовалось от первой русской революции. Она не решала проблемы внутри страны, а подготавливала Россию к будущей, более мощной революции.

Профессиональные союзы, стачки и Государственная дума сыграли большую роль в революции 1917 года. Поэтому эти две революции нужно рассматривать в совокупности. Второй не было бы без первой. Ведь революция 1905 не решила никаких серьезных проблем: у власти остался царь, правящие сословия не изменились, бюрократия не пропала, коррупция усилилась, уровень жизни упал и так далее. На первый взгляд кажется нелогичным, что при таких условиях революция успокоилась. Ведь именно против этого люди и выступали. Но если понимать, что революции в России были связаны, то итоги первой революции в конечном итоге должны были стать причинами для второй революции. Так и произошло.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Уральский государственный экономический университет

Кафедра Экономики предприятий

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине Отечественная история

Тема: Революционный кризис в России начала XX века

Каменск-Уральский


Введение

1. Основные противоречия модернизационного процесса в России

2. Революционные события 1905-1907 гг. результаты и значение первой российской революции

3. Политические партии России в годы революции. Программные положения и тактика

Заключение

Список используемых источников


ВВЕДЕНИЕ

Тема данной контрольной работы революционный кризис в России начала XX века.

Революция 1905 – 1907 гг. по своему характеру была буржуазно-демократической. Она нанесла удар по самодержавию. Впервые царизму пришлось смириться с существованием в стране таких элементов буржуазной демократии, как Дума и многопартийность. Российское общество добилось признания основных прав личности (однако, не в полном объеме и без гарантий их соблюдения). Народ получил опыт борьбы за свободу и демократию. Она нанесла удар по самодержавию.

Причинами первой российской революции стали: самодержавная форма правления; обострение противоречий между крестьянами и помещиками, вследствие нерешённости аграрного вопроса; малоземелье крестьян, господство помещичьего землевладения; нерешенность рабочего вопроса (плохие условия труда и быта, штрафы, маленькая заработная плата); обострение национального вопроса. Нерусские нации требовали равенства, право на самоопределение; русско-японская война; противоречия между рабочими и буржуазией. Положение русских рабочих было самое худшее в Европе.

Исходя из вышеперечисленных причин можно выявить следующие задачи революции: ликвидация помещичьего землевладения, раздача земель крестьянам; разрешение аграрного вопроса; восьмичасовой рабочий день, улучшение условий труда, ликвидация штрафов; реформирование политической системы; установление демократических прав; буржуазные и политические свободы; ликвидация самодержавия; прекращение войны.

Поводом к революции стал расстрел демонстраций рабочих в Петербурге 9 января 1905 года. Этот расстрел вызвал взрыв негодования в широких кругах российского общества. Вспыхнули массовые беспорядки и волнения во всех районах страны. Движение недовольства постепенно приняло организационный характер, к нему присоединилась и российское крестьянство.

Цель контрольной работы – рассмотреть революционный кризис в России начала XX века.

Данная контрольная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемой литературы.

В первой главе рассматриваются основные противоречия модернизационного процесса в России. Во второй главе говорится о революционных событиях 1905-1907 гг., а также о результатах и значениях первой российской революции. В третьей главе даётся описание основных политических партий России в годы революции, их программные положения и тактика.

В конце контрольной работы приводится заключение, коротко отражающее полученные результаты и выводы, которые были сделаны в ходе исследования.


1 ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ

В начале XX в. Россия являлась одним из крупнейших государств мира по занимаемой территории и численности населения. В стране проживало 126,5 млн. чел., представлявших более 100 наций и народностей. В этот период страна находилась в процессе модернизации, который имел противоречивый характер. Россия вступила на путь индустриального развития позже других стран, но двигалась по нему быстрыми темпами, скачкообразно, с пропуском или перестановкой отдельных его фаз, что обусловливало повышенному социальную конфликтность. Постепенно стал образовываться рынок свободной рабочей силы, активно шёл процесс первоначального накопления капитала, несколько выросла покупательная способность населения. Произошла II техническая революция – развивалась тяжёлая промышленность, внедрилось электричество, осуществлялась индустриализация. Россия стала аграрно-индустриальной страной и вошла в пятёрку более развитых стран вместе с США, Англией, Францией, Германией. Главной целью России стало стремление включиться в мировую экономическую систему и отстоять свои национальные интересы. Основой для этого были высокие темпы экономического развития страны. Пережив промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв., Россия стала аграрно-промышленной страной и вошла в пятерку сильнейших индустриальных держав мира вместе с США, Англией, Францией, Германией по общему объему производства, превратилась в крупнейшего экспортера зерна на мировом рынке. С высшими формами капиталистической индустрии соседствовали раннекапиталистические и полуфеодальные способы хозяйствования – мануфактурный, мелкотоварный, а в деревне – патриархальный. Революцию 1905-1907 гг. можно считать проявлением общенационального кризиса. 1905 год в России представлял узел противоречий. Поражение России в русско-японской войне (26 января 1904г. – август 1905г.) поставило страну на грань гражданской войны. Обнаружилась её технико-экономическая отсталость по сравнению с передовыми странами. В условиях растущего противоборства между группировками империалистических государств такое отставание было чревато самыми серьезными последствиями. Внешняя опасность, классовая борьба толкали Россию на путь решительных перемен. Но власть оказалась не готова к ним. Назревшие противоречия общественного развития «прорвались», чему способствовал экономический кризис 1900-1903 гг. и 9 января 1905г. показало, насколько власть далека от понимания реальной ситуации в стране: результатом стал расстрел войсками мирной демонстрации. Это событие всколыхнуло всю страну. В знак протеста по случаю событий 9 января начались забастовки рабочих во многих городах России. Весной начались волнения в сельской местности. Сельскохозяйственные рабочие жгли имения, захватывали склады и амбары, убивали помещиков и управляющих.


Актуальность изучения событий, связанных с политическим кризисом в России в начале XX века. Таким образом, целью данной работы является, изучение основных этапов политического кризиса в России начала XX века. Указанная цель обусловила решение следующих задач: 1. Осветить обострение внутриполитической обстановки в начале xx века 2. Установить роль правителя государства в политической обстановке...

Движение в России в начале ХХ века. Практическая значимость работы. Работа может быть использована при чтении школьных лекций по истории России начала ХХ века, а также по истории многопартийной системы и развития черносотенного движения в России до периода Февральской революции. Структура работы. Работа состоит из вступления, трех глав и заключения, таблицы сносок и списка использованной...

В 1903 г. С.В. Зубатов был отправлен в отставку. Он был убеждённым сторонником монархии в России, и в 1917 г., узнав об отречении Николая II от престола, застрелился. Позже его политику назовут "зубатовщиной", "полицейским социализмом". Русско-японская война 1904 - 1905 гг. В начале XX века среди развитых капиталистических государств началась борьба за сферы влияния, рынки сбыта, территории. ...

Партии. И в её составе было больше интеллигенции и либерально настроенных помещиков, нежели рабочих и крестьян. Хотя крестьяне составляли в кадетской партии не более 20%. Тем не менее аграрный вопрос занимал не последнею роль в их программе. Из разделов о аграрном законодательстве (составил бывший министр земледелия Н.Н. Кутлер) видно, что одним из главных направлений деятельности партии было...

Мировой экономический кризис (начало XX века)

Короткий период стабильности и благополучия сменился в 1921 году кризисом. Он оказался уникальным по глубине падения производства, по масштабам охвата мировой экономики и по длительности. Правительства западных стран оказались не подготовленными к борьбе с таким бедствием. Они не смогли даже добиться скоординированных действий по борьбе с кризисом.

Кризис вызвал тяжелые социальные последствия. Безработица стала массовой и длительной. Сокращение спроса на продукты питания ухудшило положение крестьян и фермеров. Похожая участь постигала мелких торговцев и ремесленников. Под угрозой разорения оказался и средний класс: служащие, врачи, преподаватели. Таких условиях возникало разочарование в существующем порядке, возросло полит. Влияние тех партий и движений, которые выступали за его слом. Политическая стабильность тоже ушла в прошлое. Начался поиск путей выхода из кризиса. В итоге в одних странах к власти пришли фашисты, в других были проведены демократические реформы. Но везде выход из кризиса сопровождался усилением роли государства.

Кризис сказался и на международных отношениях. Страны запада, не сумев найти способов совместной борьбы с кризисом, пытались переложить его тяжесть друг на друга. Это ослабило их возможность совместно поддерживать мировой порядок. Этим воспользовались Япония и Германия. Возникла угроза Версальско-Вашингтонской системе.

Политика нового курса в США. Попыткой выхода из кризиса была политика президента Франклина Рузвельта в 1933-1941 года. Эта политика вошла в историю, как “новый курс” . Кризис поразил США сильнее, чем другие страны, его тяжесть усугублялась отсутствием системы социального обеспечения. Рузвельт – кандидат от демократической партии на президентских выборах в 1932 году – обещал американцам принять меры для скорейшего выхода из кризиса. Став президентом, он добился экономического оживления. Была восстановлена работа банков. Государство стало помогать безработным, фермерам. В стране появилось мощное движение за социальные реформы. Профсоюзы требовали признания их прав, безработные – страхования по безработице, пожилые американцы – пожилого обеспечения. В 1935 году был принят закон о социальном обеспечении и закон о трудовых отношениях, которые удовлетворяли эти требования. В 1936 году Рузвельт добился своего переизбрания. В 1938 году был принят закон о справедливых условиях труда; теперь правительство могло устанавливать минимальную зарплату и максимальную продолжительность рабочей недели. “Новый курс” стал переломным моментом в американской истории 20 века. Государство стало теперь гарантом социальной защищенности граждан. Оно стало в значительно большей степени регулировать экономику. Но в отличие от Германии, это привело не к уничтожению демократии, а к ее расширению. Во внешней политике Рузвельт будучи сторонником Вильсона выступал за более активную внешнюю политику. Но в Америке господствовал изоляционизм, американцы считали, что им нужно держаться в стороне от беспокойного мира. Рузвельт должен был учитывать это. Только после начала второй мировой войны внешняя политика США начинает избавляться от изоляционизма.

Народный фронт во Франции и Испании Во 2 половине 30–х годов в Европе появляются Народные фронты. Они объединяли левые силы в борьбе с фашизмом. Их основу составляли коммунисты и социал-демократы. Во Франции народный фронт образовался в 1935 году. В следующем году он победил на парламентских выборах. Правительство народного фронта во главе с социалистом Леоном Блюмом запретило полувоенные организации фашистов. Была повышена зарплата, введен оплачиваемый отпуск, увеличены пенсии и пособия. После реализации программы народного фронта, между его участниками возникли разногласия, приведшие к падению правительства Леона Блюма. В Испании после революции 1931 года, уничтожившей монархию, шла острая борьба. Левые партии создали народный фронт. В 1936 году он победил на выборах в кортесы (парламент) , после чего было сформировано левое правительство. В ответ правые силы организовали военный переворот. Главой военного правительства стал генерал Франко. В Испании началась гражданская война. Франко получил помощь от Италии и Германии. Республиканское правительство – только от СССР. Остальные страны проводили политику невмешательства в дела Испании. Режим в республике постепенно менялся. Демократия свертывалась под предлогом борьбы с фашизмом. В 1939 году после победы Франко в Испании на долгие годы установилась фашистская диктатура.

На пути ко второй мировой войне Мировой экономический кризис обострил международные отношения. Это подорвало способность мирового сообщества совместно бороться за сохранение стабильности в мире. В 1931 году Япония в нарушение решений Вашингтонской конференции захватила Манчжурию. В 1935 году Италия захватывает Эфиопию, бывшую суверенным государством, членом Лиги Наций, Гитлер, придя к власти, перестал выполнять условия Версальского договора. Все это создавало угрозу слома В-В системы. Страны запада не сумели сохранить эту систему и предотвратить войну. Кризис разобщил их. Общественное мнение в Англии и Франции было против решительных мер по обузданию агрессоров. США вообще пыталось уклониться от участия в мировых делах. Многие политики недооценили опасность Гитлера, не принимая всерьез его агрессивные планы. По отношению к Германии ими проводилась политика умиротворения. Гитлер воспользовался этим для осуществления своих планов по территориальному захвату. В 1938 году Германия осуществила присоединение Австрии. Вслед за этим Гитлер потребовал от Чехословакии передачи Судетской области, населенной немцами. Когда Чехословакия решительно отвергла эти притязания, Гитлер стал запугивать всех новой войной. Англия и Франция на Мюнхенской конференции решили передать Германии Судеты. В результате этих захватов Германия превратилась в сильнейшее государство в Центральной Европе. Гитлер окончательно уверовал в свою безнаказанность. Все это приблизило начало войны, хотя многим казалось, что Мюнхен принес окончательный мир.

15 марта 1938 года Германия оккупировала Чехию. На территории Словакии было создано независимое государство. Чехословакия перестала существовать. Германия также потребовала передачи ей Гданьска и захватила Клайпеду в Литве. Это означало крах политики умиротворения. Англия и Франция объявили о том, что берут под свою защиту государства, граничащие с Германией, и начали запоздалые военные приготовления. Угроза военного конфликта с Германии сделала очень важной позицию СССР по этому вопросу. СССР добивался превращения Восточной Европы в зону своего влияния. А и Ф не могли с этим согласиться. Гитлер тем временем начал приготовления для нападения на Польшу. Ее захват означал выход на Советскую границу. Поскольку А и Ф объявили, что будут защищать Польшу, для Гитлера была очень важна позиция СССР. Если СССР будет проводить враждебную политику, то Германия окажется в состоянии войны на 2 фронта. Гитлер решил склонить Сталина на свою сторону. Он предложил ему подписать пакт о ненападении и договориться о разделе Восточной Европы. 23 августа 1939 году этот пакт был подписан. 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. 3 сентября войну Германии объявили А и Ф. Вторая мировая война началась.

94 руб


Современные стратегии британской политической коммуникации

Монография С.С.Бодруновой "Современные стратегии британской политической коммуникации" посвящена анализу коммуникативных стратегий и практик британской политической элиты на протяжении последних тридцати лет - в эпоху складывания постмодерной социальной формации. Автор приходит к концепции рамочных политико-коммуникативных ситуаций как модели интерпретации современных коммуникативных отношений между сферами политической элиты и современной журналистики в странах либеральной демократии.

Монография предназначена для студентов и магистрантов, обучающихся по направлениям "Журналистика" и "Связи с общественностью", а также для универсантов смежных специальностей - политологии, философии, социологии, психологии. Текст монографии частично обеспечивает теоретическую базу и анализ эмпирического материала для таких дисциплин, как "Теория и практика международной журналистики", "Современная зарубежная журналистика", "Политическая журналистика", "Практика политической журналистики за рубежом", "Медиакратия: журналистика и политика".

750 руб


История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. В 2 частях. Часть 1

Учебник "История. Часть 1" охватывает период истории человечества с древнейших времен до конца XVIII в. В нем синхронизированно излагаются зарубежная и отечественная история. Основная задача учебника - вооружение обучающихся знанием и пониманием основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность и системность всемирной и отечественной истории, формирование умений проводить поиск исторической информации, критически анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи.

Для обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

901 руб


Англия эпохи Средневековья и раннего Нового времени

Учебное пособие предлагает последовательное изложение истории Англии на протяжении двенадцати веков с акцентированием внимания на переломных событиях и дискуссионных проблемах. Использован принцип периодизации по династиям английских королей. Кроме основного текста дан список источников и литературы, хронологическая и генеалогические таблицы, словарь понятий и терминов, исторические карты Англии. Учебник создан на основе анализа широкого круга исторических источников, с учетом прошлых и современных исследований медиевистов, специалистов по истории Англии. Введены многие новые сюжеты, отсутствующие в работах русских историков по истории средневековой Англии. Они основаны на авторском исследовании оригинального документального материала.

Для студентов, аспирантов и преподавателей исторических и иных гуманитарных специальностей, всех, кто интересуется историей Англии.