Правотворческая инициатива по вопросам местного значения. Обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления

  • § 8. Общие гарантии местного самоуправления
  • § 9. Специальные гарантии местного самоуправления
  • Глава 2. Правовые основы местного самоуправления
  • § 1. Муниципальные правовые акты: понятие, виды, система
  • § 2. Устав муниципального образования: понятие и содержание
  • § 3. Особенности разработки проекта устава муниципального образования, его принятия и государственной регистрации
  • § 4. Муниципальное нормотворчество
  • § 5. Официальная символика муниципальных образований
  • Глава 3. Территориальные основы местного самоуправления
  • § 1. Значение территориальных основ
  • В организации местного самоуправления
  • § 2. Понятие и виды муниципальных образований
  • § 3. Иерархия муниципальных образований
  • § 4. Состав территории муниципального образования
  • § 5. Требования к установлению и изменению границ муниципального образования
  • § 6. Правовое регулирование организации местного самоуправления на территориях с особым порядком управления
  • § 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области территориальной организации местного самоуправления
  • § 8. Роль форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления в его территориальной организации
  • Глава 4. Организационные основы местного самоуправления
  • § 1. Система местного самоуправления: понятие, основные элементы
  • § 2. Место форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления
  • § 3. Место органов местного самоуправления в системе
  • Публичного управления российским обществом.
  • Органы и должностные лица местного самоуправления:
  • Виды, правовое регулирование деятельности
  • § 4.Территориальное общественное самоуправление: цели организации и преимущества для населения
  • Глава 5. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления
  • § 1. Местный референдум
  • § 2. Муниципальные выборы
  • § 3. Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления
  • § 4. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования
  • § 5. Сход граждан
  • § 6. Правотворческая инициатива граждан
  • § 7. Публичные слушания
  • § 8. Собрания граждан
  • § 9. Конференция граждан
  • § 10. Опрос граждан
  • § 11. Обращения граждан в органы местного самоуправления
  • § 12. Общая характеристика других форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления
  • Глава 6. Органы и должностные лица местного самоуправления
  • § 1. Структура органов местного самоуправления
  • Часть 1 ст. 34Федерального закона № 131-фз определяет, что структуру органов местного самоуправления составляют:
  • § 2. Классификация органов и должностных лиц местного самоуправления
  • § 3. Представительный орган местного самоуправления
  • § 4. Глава муниципального образования
  • § 5. Организация деятельности местной администрации
  • § 6. Контрольный орган муниципального образования
  • § 7. Избирательная комиссия муниципального образования
  • § 8. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
  • § 9. Правовое регулирование муниципальной службы
  • Глава 7. Экономическая основа местного самоуправления
  • § 1. Понятие экономической основы местного самоуправления
  • § 2. Понятие и природа муниципальной собственности
  • § 3. Виды объектов муниципальной собственности
  • § 4. Правовые основы деятельности муниципальных унитарных предприятий
  • § 5. Основы муниципального бюджетного процесса
  • § 6. Муниципальные закупки: понятие, особенности
  • § 7. Доходы местных бюджетов
  • § 8. Местные налоги и сборы: понятие и виды
  • § 9. Средства самообложения граждан
  • § 10. Основные направления расходов местных бюджетов
  • Глава 8.
  • § 2. Президент России выступил
  • На обучающем семинаре-совещании для мэров российских городов,
  • Проходящем под эгидой Администрации Президента
  • (Москва, Кремль, 23 октября 2013 г.)1
  • § 3. Президент России провёл встречу с участниками Всероссийского съезда муниципальных образований (Москва, Кремль, 8 ноября 2013 г.)1
  • § 4. "Круглый стол" по актуальным проблемам местного самоуправления в Законодательном Собрании Нижегородской области (н. Новгород, Кремль, 5 ноября 2013 г.)
  • Глава 9. Перспективы развития местного самоуправления в России (проект Основных направлений развития местного самоуправления в Российской Федерации на среднесрочный период)
  • § 1. Роль местного самоуправления в развитии государства и общества
  • § 2. Вопросы институциональной и территориальной организации местного самоуправления
  • § 3. Вопросы оптимизации полномочий местного самоуправления и делегирования государственных полномочий
  • § 4. Вопросы финансово-экономических основ местного самоуправления
  • § 5. Вопросы стратегий и механизмов устойчивого и комплексного развития муниципальных образований
  • § 6. Вопросы инфраструктурного развития муниципальных образований
  • § 7. Вопросы кадрового обеспечения местного самоуправления
  • § 8. Вопросы развития местных сообществ, общественного контроля и гражданских инициатив на местном уровне
  • § 9. Вопросы развития и совершенствования муниципального контроля
  • Заключение
  • Над Федеральным законом № 131-фз
  • (По состоянию на 1 января 2014 г.)
  • Видах муниципальных образований в Российской Федерации
  • И сельского населения в Российской Федерации
  • На территории Российской Федерации
  • Постановление городской Думы города Нижнего Новгорода от 24 мая 2006 года № 41 «о Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде» (извлечение)
  • В осуществлении местного самоуправления
  • Осуществления населением местного самоуправления
  • Структура администрации города Дзержинска Нижегородской области1
  • Лаврентьев Александр Рудольфович
  • 1 См.: Решение Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 31 января 2013 г. N 483 "Об утверждении Структуры Администрации города Дзержинска" (с изменениями и дополнениями)
  • § 6. Правотворческая инициатива граждан

    К формам участия населения в осуществлении местного самоуправления относится правотворческая инициатива граждан. Правотворческая инициатива – это право граждан, проживающих на территории муниципального образования, разрабатывать и вносить на рассмотрение уполномоченных на то органов и должностных лиц местного самоуправления проекты нормативных правовых актов по вопросам местного значения.

    С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования 2 . В соответствующем акте представительного органа муниципального образования устанавливается минимальная численность инициативной группы граждан, которая не может превышать 3 % от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

    Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрел гарантию реализации права граждан на правотворческую инициативу:«в случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом».

    Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

    Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.

    Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

    § 7. Публичные слушания

    Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

    Целями публичных слушаний являются:

    1) обеспечение реализации прав жителей на участие в местном самоуправлении;

    2) осуществление непосредственной связи органов местного самоуправления с жителями города;

    3) выявление общественного мнения по обсуждаемым проблемам;

    5) учет мнения жителей города при принятии наиболее важных решений органами местного самоуправления.

    Публичные слушания проводятся по инициативе :

    населения. Население реализует свое право на инициирование публичных слушаний, формируя инициативную группу,

    представительного органа муниципального образования или

    главы муниципального образования.

    Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования – главой муниципального образования.

    Решение о проведении публичных слушаний должно содержать тему публичных слушаний, наименование проекта правового акта, вопросы, выносимые на слушания, дату, время и место проведения слушаний. Решение о проведении публичных слушаний подлежит официальному опубликованию. До жителей должна быть доведена информация о порядке ознакомления с проектом правового акта, выносимого на слушания, а также о порядке участия заинтересованных лиц в слушаниях.

    На публичные слушания должны выноситься:

    1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами;

    2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

    3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

    4) вопросы о преобразовании муниципального образования.

    Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования 1 и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

    Орган местного самоуправления, назначивший проведение публичных слушаний, формирует организационный комитет или комиссию по проведению публичных слушаний, в состав которого/которой могут включаться депутаты представительного органа муниципального образования, представители местной администрации, а также граждане. В случае, если инициатором проведения публичных слушаний являются жители муниципального образования, то в комитет/комиссию включаются представители соответствующей инициативной группы.

    Перед открытием слушаний проводится регистрация их участников. На слушаниях ведется протокол, в котором фиксируются дата и место их проведения, количество присутствующих, фамилия, имя, отчество председателя, содержание выступлений, результаты голосования и принятые решения. Теперь требуется, чтобы решение, принимаемое на публичных слушаниях, было мотивированным. Однако юридическая сила решения, принятого на публичных слушаниях, законодательно не закреплена и поэтому, юридически значимым выступает сам факт проведения публичных слушаний с соблюдением процедуры, но не принятое решение.

    Результаты публичных слушаний подлежат официальному опубликованию. Решения, принятые на публичных слушаниях, носят рекомендательный характер.

    Правотворческая инициатива граждан – это возможность населения муниципального образования обладающего избирательным правом вносить на рассмотрение органов или должностных лиц местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

    С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан обладающих избирательным правом в порядке, установленном НПА представительного органа. Минимальная численность инициативной группы устанавливается этим же нормативным актом, но не может превышать 3% от числа избирателей в данном муниципальном образовании (в Екатеринбурге такая группа 300 человек).

    В том случае если нормативный акт представительного органа, регулирующий порядок реализации правотворческой инициативы отсутствует, то реализация правотворческой инициативы осуществляется исключительно в соответствии с законом 2003 года.

    В целях реализации правотворческой инициативы инициативная группа вносит в соответствующие органы местного самоуправления, как правило, следующие документы:

    1. Текст проекта муниципального правового акта

    2. Пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости принятия этого проекта

    3. Финансово-экономическое обоснование. В том случае если будут какие то затраты из бюджета

    4. Список инициативной группы

    5. Протокол самого собрания, заседания на котором было принято решение о создании инициативной группы.

    Если проект муниципального правового акта предусматривает установление, изменение, отмену местных налогов и сборов, либо осуществление расходов из средств местного бюджета, то он изначально вносится главе местной администрации. Если же этот проект внесен на рассмотрение представительного органа муниципального образования, то одновременно с проектом представляется заключение главы местной администрации. Соответствующий орган или должностное лицо местного самоуправления могут отказать в принятии представленных документов только в случае нарушения требований предъявляемых к численности или порядку создания инициативной группы, а также к перечню документов прилагаемых к проекту муниципального правового акта.

    Если проект внесен с соблюдением всех требований, то он подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в течение трех месяцев со дня внесения.

    Представителям инициативной группы должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении проекта.

    Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта должно быть официально, в письменной форме доведено до сведения инициативной группы.

    Территориальные общественные самоуправления (ТОС)


    ТОС - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. ТОС не является публичной властью.

    Местное самоуправление и ТОС отличается по следующим признакам:

    1. ТОС это самоорганизация граждан, а не самоуправление в прямом его смысле. ТОС создается по желанию жителей муниципального образования

    2. Участники ТОС не решают вопросы местного значения, а осуществляют собственные инициативы по этим вопросам, поэтому решения ТОС не носят обязательного характера.

    3. ТОС осуществляется не на всей территории муниципального образования, а на его части.

    ТОС не может осуществляться в муниципальном районе, а действует на части территории поселения, в том числе и городского округа. Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом по представлению населения. ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:

    1. Подъезд многоквартирного жилого дома

    2. Многоквартирный жилой дом

    3. Группа жилых домов

    4. Жилой микрорайон

    5. Сельский населенный пункт, не являющийся поселением

    6. Иные территории

    Для создания ТОС необходимо соблюдение следующих условий:

    1. Границы территории ТОС не могут выходить за пределы территории поселения

    2. На определенной территории не может быть более одного ТОС

    3. Территория на которой осуществляется ТОС должна составлять единую территорию.

    Законодательство выделяет два порядка регистрации ТОС:

    1. Регистрация устава ТОС.

    2. Государственная регистрация ТОС в качестве юридического лица

    ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления. Порядок регистрации устава ТОС определяется либо уставом МО, либо актами представительного органа.

    ТОС может являться юридическим лицом если это предусматривает его устав.

    В этом случае ТОС подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Наиболее оптимальной организационно-правовой формой для ТОС представляется автономная некоммерческая организация.

    ТОС осуществляется непосредственно населением путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. ТОС является единственной формой участия населения в местном самоуправлении в которой могут участвовать жители соответствующей территории, достигшие 16-летнего возраста (в остальных формах участия участвуют с 18-летнего возраста).

    К исключительным полномочиям собрания или конференции граждан относится установление структуры органов ТОС, принятие устава ТОС, внесение в него изменений, утверждение смет доходов и расходов ТОС, рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.

    Предоставление гражданам права непосредственно вносить проекты нормативных документов является весьма полезным именно на уровне местного самоуправления, поскольку здесь гораздо проще организовать подобные процедуры, а число граждан, инициирующих нормативный проект, соизмеримо с нормой народного представительства. В масштабах всего государства прямая законодательная инициатива выглядела бы менее выигрышно, поскольку законодателю пришлось бы установить высокую планку по количеству собранных подписей в поддержку инициативы, что затруднило бы механизм участия граждан в публичном самоуправлении, либо признать право незначительного числа граждан воздействовать на Государственную Думу, а это перегрузило бы федеральный парламент потоком законопроектов.

    Эффективность прямой правотворческой инициативы граждан во многом зависит от регулятивной компетенции соответствующих органов местного самоуправления. Если их нормотворческие полномочия охватывают значительный массив общественных отношений, прямая народная инициатива имеет смысл и ее применение способно повысить уровень участия населения в общественной жизни. В противном случае институт прямой правотворческой инициативы обречен на декоративную роль.

    Как известно, люди любят те правила, авторами которых они считают себя или в которые они вложили определенную долю своего участия. Кроме того, реализация правовых предписаний во многом зависит от степени привычности той или иной нормы. По указанным причинам прямая правотворческая инициатива особенно востребована тогда, когда муниципалитет бездействует в признании ставших обычными в данной местности правил поведения либо диктует свои нормы вопреки общественному мнению и сложившейся практике . Однако чтобы нормативный юридический акт остался уравновешенным и создавал баланс публичных и частных интересов, необходима осторожность в предпочтении какому-либо одному из нескольких вариантов правового регулирования. Под лозунгом «народности» инициируемого решения прямая правотворческая инициатива нередко препятствует этому. Авторы проекта могут также сопровождать свои предложения слаженными и красивыми речами, которые лишь внешне способны удовлетворить желания каждого, в то время как в нормотворческой деятельности требуется создание более правдивой модели межчеловеческих отношений.

    Для использования рассматриваемого института консультативной местной демократии требуется достаточная квалификация в области права. Чтобы подготовить проект, необходимо знать систему организации публичной власти и конституционный механизм распределения полномочий между ее уровнями, уметь видеть общественные проблемы и оформлять их решение через нормативные предписания уполномоченного на то органа местного самоуправления. В общественной жизни много единичного; задача нормотворческого органа, напротив, сводится к выявлению параллелей, соответствий и отношений, которые в действительности могут и не существовать, но возникнуть в будущем. Разработка нормативного документа есть сложный исследовательский процесс, требующий определенного терпения при анализе соответствующих проблем, которые нельзя обходить умолчанием. Поэтому инициаторам проекта следует прибегать к профессиональной юридической помощи. Что касается студентов, которые сегодня изучают курс «Муниципальное право, им полезно задуматься над тем, что это –приложение интеллектуального труда, высокий потенциальный спрос на который может приносить определенные доходы.



    В соответствии со ст. 26 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 % от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».



    Приведенные нормы можно истолковать так, что представительный орган муниципального образования может управомочить небольшую по численности инициативную группу на внесение проекта нормативного акта, которая реализует это право в форме собрания, либо потребовать сбора подписей в поддержку соответствующей инициативы (подписавшиеся избиратели признаются членами инициативной группы). Если представительный орган муниципального образования не урегулирует соответствующие общественные отношения, то граждане вправе собирать подписи в поддержку инициативы, ссылаясь непосредственно на Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», причем наличие более чем 3 % достоверных подписей влечет за собой обязанность соответствующего органа местного самоуправления рассмотреть соответствующую инициативу.

    Выдвижение прямой правотворческой инициативы на собрании граждан представляется целесообразным при минимальной численности инициативной группы приблизительно до 100 человек, но эта цифра во многом зависит от наличия соответствующих помещений на территории данного муниципального образования. Инициатива подлежит обсуждению и вотированию, причем голосование может быть открытым или тайным. Документирование результатов собрания по выдвижению прямой правотворческой инициативы обычно осуществляется в форме протокола, подписанного председательствующим и секретарем собрания. Нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования может потребовать обязательного присутствия на собрании по выдвижению прямой правотворческой инициативы представителя соответствующего органа местного самоуправления, который несет обязанность контроля за соблюдением процедуры проведения собрания, в том числе – итогового голосования. Существенное нарушение процедуры является основанием для отклонения соответствующей инициативы. При окончательном принятии решения на собрании голоса граждан могут разделиться, поэтому при определении фактической численности инициативной группы следует зачитывать не общее число участников собрания, а только голоса тех избирателей, которые высказались за выдвижение инициативы.

    Несколько иначе выглядит порядок сбора подписей в поддержку прямой правотворческой инициативы. Здесь целесообразно применение по аналогии ряда норм Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Соответствующий нормативный акт представительного органа муниципального образования может не дублировать положения данного Федерального закона, ограничившись ссылкой на них, хотя не исключается частичное воспроизведение либо модернизация этих законоположений, поскольку в указанной части представительный орган муниципалитета не связан нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

    Подписи могут собираться только среди граждан, обладающих активным избирательным правом, в том муниципальном образовании, в котором выдвигается прямая правотворческая инициатива. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций в сборе подписей, равно как и принуждение граждан в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, как правило, не допускаются. Сбор подписей целесообразно запретить на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи. Право сбора подписей граждан обычно принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет.

    Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются правовым актом представительного органа муниципального образования. Граждане, как правило, ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет – дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные о гражданах, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по их просьбе лицом, собирающим подписи в поддержку прямой правотворческой инициативы. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения граждане ставят собственноручно.

    Правовым актом представительного органа муниципального образования должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений о гражданах и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными.

    По окончании проверки подписных листов обычно составляется итоговый протокол, в котором указываются количество заявленных, представленных и проверенных подписей граждан, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается инициаторам выдвижения проекта правового акта.

    После проверки представленных документов уполномоченным органом местного самоуправления, проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение 3 месяцев со дня его внесения.

    Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. Если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

    Правотворческая инициатива граждан

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: Правотворческая инициатива граждан
    Рубрика (тематическая категория) Образование

    Правотворческая инициатива граждан - ϶ᴛᴏ возможность населœения муниципального образования обладающего избирательным правом вносить на рассмотрение органов или должностных лиц местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

    С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан обладающих избирательным правом в порядке, установленном НПА представительного органа. Минимальная численность инициативной группы устанавливается этим же нормативным актом, но не может превышать 3% от числа избирателœей в данном муниципальном образовании (в Екатеринбурге такая группа 300 человек).

    В том случае если нормативный акт представительного органа, регулирующий порядок реализации правотворческой инициативы отсутствует, то реализация правотворческой инициативы осуществляется исключительно в соответствии с законом 2003 года.

    В целях реализации правотворческой инициативы инициативная группа вносит в соответствующие органы местного самоуправления, как правило, следующие документы:

    1. Текст проекта муниципального правового акта

    2. Пояснительную записку, содержащую обоснование крайне важно сти принятия этого проекта

    3. Финансово-экономическое обоснование. В том случае если будут какие то затраты из бюджета

    4. Список инициативной группы

    5. Протокол самого собрания, заседания на котором было принято решение о создании инициативной группы.

    В случае если проект муниципального правового акта предусматривает установление, изменение, отмену местных налогов и сборов, либо осуществление расходов из средств местного бюджета͵ то он изначально вносится главе местной администрации. В случае если же данный проект внесен на рассмотрение представительного органа муниципального образования, то одновременно с проектом представляется заключение главы местной администрации. Соответствующий орган или должностное лицо местного самоуправления могут отказать в принятии представленных документов только в случае нарушения требований предъявляемых к численности или порядку создания инициативной группы, а также к перечню документов прилагаемых к проекту муниципального правового акта.

    В случае если проект внесен с соблюдением всœех требований, то он подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в течение трех месяцев со дня внесения.

    Представителям инициативной группы должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении проекта.

    Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта должно быть официально, в письменной форме доведено до сведения инициативной группы.

    Территориальные общественные самоуправления (ТОС)

    ТОС - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории посœелœения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. ТОС не является публичной властью.

    Местное самоуправление и ТОС отличается по следующим признакам:

    1. ТОС это самоорганизация граждан, а не самоуправление в прямом его смысле. ТОС создается по желанию жителœей муниципального образования

    2. Участники ТОС не решают вопросы местного значения, а осуществляют собственные инициативы по этим вопросам, в связи с этим решения ТОС не носят обязательного характера.

    3. ТОС осуществляется не на всœей территории муниципального образования, а на его части.

    ТОС не может осуществляться в муниципальном районе, а действует на части территории посœелœения, в т.ч. и городского округа. Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом по представлению населœения. ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:

    1. Подъезд многоквартирного жилого дома

    2. Многоквартирный жилой дом

    3. Группа жилых домов

    4. Жилой микрорайон

    5. Сельский населœенный пункт, не являющийся посœелœением

    6. Иные территории

    Важно заметить, что для создания ТОС крайне важно соблюдение следующих условий:

    1. Границы территории ТОС не могут выходить за пределы территории посœелœения

    2. На определœенной территории не должна быть более одного ТОС

    3. Территория на которой осуществляется ТОС должна составлять единую территорию.

    Законодательство выделяет два порядка регистрации ТОС:

    1. Регистрация устава ТОС.

    2. Государственная регистрация ТОС в качестве юридического лица

    ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления. Порядок регистрации устава ТОС определяется либо уставом МО, либо актами представительного органа.

    ТОС может являться юридическим лицом если это предусматривает его устав.

    В этом случае ТОС подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателœей. Наиболее оптимальной организационно-правовой формой для ТОС представляется автономная некоммерческая организация.

    ТОС осуществляется непосредственно населœением путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. ТОС является единственной формой участия населœения в местном самоуправлении в которой могут участвовать жители соответствующей территории, достигшие 16-летнего возраста (в остальных формах участия участвуют с 18-летнего возраста).

    К исключительным полномочиям собрания или конференции граждан относится установление структуры органов ТОС, принятие устава ТОС, внесение в него изменений, утверждение смет доходов и расходов ТОС, рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.

    Правотворческая инициатива граждан - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Правотворческая инициатива граждан" 2017, 2018.

    Правотворческая инициатива граждан - форма участия граждан в осуществлении местного самоуправления, реализующая право населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения, которая осуществляется путем внесения проектов правовых актов по вопросам местного значения в органы местного самоуправления). Федеральные гарантии правотворческой инициативы установлены в статье 26 Федерального закона NQ 131-ФЗ. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, или орган тос. Минимальная численность этой группы не может превышать 3 про цента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

    Порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятия к рассмотрению и рассмотрения проекта муниципального правового акта должен устанавливаться нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. При этом нормы - гарантии реализации правотворческой инициативы должны быть указаны в Уставе МО. В случае отсутствия названного акта принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с Федеральным законом NQ 131-ФЗ.

    Внесенный гражданами проект подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

    Публичные слушания - обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования, организуемые по инициативе населения, представительного органа или главы муниципального образования (часть 1 статьи 28 Федерального закона NQ 131-ФЗ).

    Если публичные слушания проводятся по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, то они назначаются представительным органом, а если проводятся по инициативе главы муниципального образования, то назначаются главой (статья 28 Федерального закона NQ 131-ФЗ).

    В качестве федеральных гарантий участия граждан в законе перечислены вопросы, которые должны пройти публичные обсуждения обязательно:

    l) проект устава муниципального образования или проект муниципального правового акта о внесении в него изменений;

    • 2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
    • 3) проекты планов и программ развития муниципального образования, правил землепользования и застройки, планировки территорий и межевания территорий;
    • 4) вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
    • 5) вопросы о преобразовании муниципального образования. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Причем этот порядок должен предусматривать:
      • - заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний;
      • - заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта;
      • - другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования;
      • - опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
    • 4. Тест
    • 1. Принятое на местном референдуме решение:
    • 1) подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования
    • 2) должно быть утверждено органами государственной власти
    • 3) должно быть утверждено представительным органом муниципального образования
    • 4) нуждается в утверждении главой муниципального образования
    • 5) может быть обжаловано в судебном порядке
    • 6) не нуждается в утверждении какими-либо органами власти и

    должностными лицами.

    Ответ: 1 и 6

    • 2. Муниципальные выборы назначаются:
    • 1) исполнительным органом муниципального образования
    • 2) главой муниципального образования
    • 3) органами власти субъекта Федерации
    • 4) представительным органом муниципального образования
    • 5) Госдумой.