Правоохранительная деятельность ее признаки. Понятие, основные признаки, задачи и цели, направления правоохранительной деятельности

Правоохранительные органы в РФ - это специальные государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность с целью охраны и защиты прав и законных интересов граждан, предприятий и организаций, государства и общества, обеспечения безопасности, правопорядка и законности в РФ.

Основными признаками правоохранительных органов являются:

  • 1. Специально созданные для осуществления правоохранительной деятельности государственные органы. Необходимо различать «правоохранительные органы» и «организации, осуществляющие правоохранительную деятельность», так как вторые могут быть негосударственными, и их деятельность может весьма тесно связана с правоохранительной, но все, же не обладать всеми, присущими ей признаками.
  • 2. Охрана законов от возможных и действительных нарушителей, защита и восстановление прав граждан, предприятий, организаций, общества и государства, обеспечение правопорядка и безопасности, которые реализуются на практике в одном из видов правоохранительной деятельности.
  • 3. В процессе осуществления своей деятельности правоохранительные органы могут применять меры уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной ответственности.
  • 4. Порядок организации и деятельности правоохранительного органа должен быть урегулирован законом или иным нормативным актом.

К государственным правоохранительным органам относятся:

  • - суд;
  • - прокуратура;
  • - органы юстиции;
  • - органы внутренних дел;
  • - органы предварительного расследования;
  • - таможенные органы;
  • - служба по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами;
  • - органы обеспечения безопасности.

К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные и охранные службы.

Законодательство о правоохранительных органах - это законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, а также международные договоры, которые содержат нормы, определяющие принципы правоохранительной деятельности, организацию и функционирование правоохранительных органов. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты о правоохранительных органах подразделяются на3:

  • * Конституцию РФ, которая имеет высшую юридическую силу. Все иные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции;
  • * федеральные законы (в т. ч. конституционные, принимаемые по указанным в Конституции вопросам), конституции, уставы и законы субъектов РФ;
  • * указы и распоряжения Президента РФ, которые чаще всего принимаются по вопросам организации и функционирования правоохранительных органов, входящих в систему исполнительной власти (милиция, Федеральная служба безопасности РФ и т. п.);
  • * постановления и распоряжения Правительства РФ, которые должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ;
  • * акты министерств или ведомств (ведомственные акты), которые издаются руководителями соответствующих министерств или ведомств, занимающихся правоохранительной деятельностью (Министерство юстиции).

Проблемами прав и свобод человека, обеспечением правопорядка и законности, охраной интересов организаций и предприятий, борьбой с различными правонарушениями и преступностью занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. Однако существуют такие органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в сфере охраны права. Эти, в основном только государственные органы, и называются правоохранительными. Они создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства - охрану и защиту прав человека, законных интересов организаций и общества в целом.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

Когда речь идет о преступлениях, правоохранительные органы, на которые законом возложено расследование уголовных дел или их судебное разбирательство, часто называют органами уголовной юстиции. Это вполне правомерно. К уголовной юстиции относятся все органы, которые в полной мере или частично осуществляют свою деятельность в связи с преступностью. Не относятся к уголовной юстиции те правоохранительные органы, к компетенции которых отнесено реагирование на гражданские, административные и дисциплинарные правонарушения.

При этом надо иметь в виду не только и не столько сами правоохранительные органы, сколько функции, которые они выполняют для достижения заданных результатов: проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; рассмотрения гражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел; осуществления прокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытия и расследования преступлений, исполнения приговоров и иных судебных решений; предупреждения преступлений и иных правонарушений; защиты законных интересов граждан, их прав и свобод. Эти результаты достигаются реализацией соответственно функций:

  • - конституционного контроля;
  • - отправления правосудия;
  • - прокурорского надзора;
  • - расследования преступлений;
  • - оперативно-розыскной;
  • - исполнения судебных решений;
  • - оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам;
  • - предупреждения преступлений и иных правонарушений.

В зависимости от конкретных целей делят правоохранительную деятельность на следующие виды:

  • а) конституционный контроль. Цель - устранение несоответствий Конституции РФ, допущенных в законодательстве, а также разрешение других вопросов, связанных с обеспечением верховенства Конституции РФ и предусмотренных в самой Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде РФ». Орган, осуществляющий данный вид деятельности - Конституционный Суд РФ;
  • б) правосудие. Цель - вынесение решений по гражданским и уголовным делам. Органы - суды всех уровней;
  • в) прокурорский надзор. Цель - выявление и устранение нарушений законов и Конституции РФ средствами прокурорского реагирования. Орган - прокуратура;
  • г) выявление и расследование преступлений. Цель - раскрытие преступлений, изобличение виновных. Органы - органы, наделенные правом осуществлять оперативно - розыскную деятельность (ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), органы дознания и предварительного следствия;
  • д) оказание юридической помощи и защита по уголовным делам. Цель - предоставление нуждающимся квалифицированной юридической помощи. Орган - адвокатура;
  • е) обеспечение деятельности судов. Орган - Министерство юстиции РФ и иные органы, входящие в его систему;

Одно из центральных мест в деятельности государства занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите и свобод человека и , охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в ст. 2 Конституции недвусмысленно сказано: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45 : “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”.

По своей сути приведенные и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли названные задачи. Одновременно сами граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать любыми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, содействовать им в этом.

Специально обеспечением законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями занимается круг органов, которые давно принято именовать органами охраны общественного порядка (нередко их называют и органами охраны правопорядка ), т. е. органами, которые призваны охранять обусловленный экономическими, социальными, нравственными, культурными, историческими и иными факторами, Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

Весьма близко к понятию органов охраны общественного порядка (правопорядка) примыкает понятие “правоохранительные органы ”. Понятия эти весьма схожи, но не идентичны. Круг конкретных органов, которые они имеют в виду, не совпадает. Не все органы охраны общественного порядка (правопорядка) можно считать правоохранительными. Равным образом среди правоохранительных есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной общественного порядка или правопорядка в широком смысле этого слова.

Правоохранительная деятельность - вид государственной деятельности, самым непосредственным образом связанной с охраной права, обладающей рядом существенных признаков:

  • имеется в виду охрана права, которая может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия (регламентируемых законом мер государственного принуждения и взыскания);
  • применяемые при ее осуществлении юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона (только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание; орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания);
  • реализуется в установленном законом порядке, т.е. с соблюдением определенных процедур;
  • ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы.

Таким образом, правоохранительная деятельность - это государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Следует иметь ввиду, что сфера охраны права значительно шире, чем сфера борьбы с преступностью или нарушениями общественного порядка . Право должно охраняться не только от подобных, явно недопустимых актов беззакония или антиобщественных явлений. В не меньшей мере недопустимыми являются также все и всякие иные проявления противоправности, попытки недозволенно ограничивать, злонамеренно ущемлять или умалять любые права и законные интересы, кому бы они ни принадлежали - российскому гражданину, иностранцу, лицу без , какому-то должностному лицу, коммерсанту, государственной или негосударственной организации.

Задачи правоохранительной деятельности

Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее понятии и содержании, в целом пока что в законодательном порядке четко не решен.
Однако о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной степени решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов. К таким актам можно отнести, например, Закон о безопасности, Закон о милиции, Закон о судебной системе, Закон о судоустройстве, ГПК, УПК и некоторые другие. На основании анализа этих законов вполне допустим вывод о том, что задачи правоохранительной деятельности целесообразно подразделять на две группы :

  1. задачи общие , характерные для всех ее направлений;
  2. задачи конкретные, специфические для отдельных направлений.

Основное содержание общих задач - то, что сказано в ст. 1 Закона о безопасности, где подчеркнуто, в частности, что основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов, в том числе правоохранительных, являются: “личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, и территориальная целостность”.

Для конкретных видов правоохранительных органов и реализации возложенных на них полномочий законодательство предусматривает свои, специфические задачи : для Конституционного Суда РФ - одни, для - другие, для арбитражных судов - третьи, для прокуратуры - четвертые, для милиции - пятые и т. д. Существуют свои задачи и у конкретных направлений (функций) правоохранительной деятельности.

Основные направления (функции) правоохранительной деятельности

Направления (функции) правоохранительной деятельности:

  • конституционный контроль (устранение нарушений предписаний Конституции РФ);
  • правосудие (разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях);
  • организационное обеспечение деятельности судов (создание условий для нормальной деятельности судов);
  • прокурорский надзор (выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования);
  • выявление и расследование преступлений (раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде);
  • оказание юридической помощи (предоставление всем, кому это необходимо, возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности, а равно оказание других юридических услуг).

Все названные направления (функции) взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Правосудие - правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к защите, восстановлению, обеспечению реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Реализации задач, стоящих перед ним, так или иначе подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций.

Конституционный контроль в не меньшей мере оказывает активное влияние на осуществление других направлений (функций) правоохранительной деятельности. Его реализация - это прежде всего обеспечение претворения в жизнь конституционных предписаний, в том числе тех, что напрямую связаны с надлежащим осуществлением как правосудия, гарантиями его законности, обоснованности и справедливости, так и прокурорского надзора, организационного обеспечения деятельности судов, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи.
Поэтому о правосудии и конституционном контроле, не умаляя ни в коей мере значения других правоохранительных функций, можно говорить как о сердцевине, центральном звене их системы в целом и т.п.

Виды правоохранительной деятельности.

1. Предупреждение, выявление и раскрытие преступлений

2. Осуществление правосудия

3. Обеспечение деятельности судов

4. Правоохранительная деятельность

5. Оперативная деятельность

6. Прокурорский надзор

7. Правозащитная деятельность

Система правоохранительных органов и организаций.

Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.

Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

– органов прокуратуры;
– органов внутренних дел;
– федеральной службы безопасности;
– органов государственной охраны;
– органов государственной налоговой службы;
– таможенных органов;
– органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
– органов предварительного расследования;
– органов юстиции.

Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:

– конституционный контроль;
– отправление правосудия;
– прокурорский надзор;
– расследование преступлений;
– оперативно-розыскная функция;
– исполнение судебных решений;
– оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;
– предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Структура и компетенция Верховного Суда РФ.

Структура Верховного Суда РФ:

Президиум;

Кассационная коллегия;

Судебная коллегия по гражданским делам;

Судебная коллегия по уголовным делам;

Военная коллегия

Функции Верховного Суда РФ.

- рассматривает по первой инстанции наиболее сложные и важные уголовные и гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции;

- проверяет законность и обоснованность приговоров, определений, решений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке кассации и надзора;

- дает разъяснения по вопросам судебной практики в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Указанные постановления не имеют статуса нормативно-правовых актов, однако обязательны для исполнения всеми судами общей юрисдикции;

- обладает правом законодательной инициативы, а также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.

Деятельности.

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.

Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации

Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации".

Организация и деятельность прокуратуры, помимо Конституции РФ, регламентирована Законом РФ "О прокуратуре Российской Федерации”, а также Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации”.

Цели деятельности прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность прокуратуры, как уже было сказано, является ФЗ "О прокуратуре". В этом законе определяются задачи и функции органов прокуратуры, принципы их организации и деятельности, порядок формирования, основы службы в органах и учреждениях прокуратуры, работы с кадрами и другие вопросы.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в ст. 129 Конституции РФ и п. 1 ст. 4 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Ими являются принципы:

· законности;· единства и централизации органов прокуратуры;· независимости;· гласности.

Предварительное следствие: понятие, органы, компетенция.

Органы предварительного следствия. Их задачи, система, полномочия.

Следствие в уголовном процессе – собирание и проверка доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Следствие – собирательное понятие, включающее предварительное следствие и судебное следствие.

Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. Судебное следствие – составная часть судебного разбирательства в суде первой инстанции.

Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконт-роля России. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры.

Задачи органов предварительного следствия:

– быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;

– всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;

– обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;

– обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;

– обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;

– установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;

– выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия. Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме. Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы следственные аппараты (системы структурных подразделений). Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура. Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. Они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Ведомственный контроль осуществляют и следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. За законностью предварительного следствия осуществляется и судебный контроль в ходе рассмотрения уголовных дел, а также жалоб об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных решений и действий дознавателя, следователя, прокурора.

Органов внутренних дел Российской Федерации(МВД).

2. Органов федеральной службы безопасности(ФСБ).

Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).

Оперативный эксперимент.

Них задач.

Органы внутренних дел - государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь. Органы внутренних дел являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Деятельность органов внутренних дел осуществляется на принципах: законности; уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан; гуманизма; единства системы органов внутренних дел и централизации управления ими; сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности; независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений.

Органы внутренних дел защищают жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы граждан независимо от их гражданства, социального, имущественного и иного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования и языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, а также от других обстоятельств.

Ограничение сотрудниками органов внутренних дел граждан в их правах и свободах допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Граждане и организации, права и законные интересы которых ущемлены действиями (бездействием) сотрудников органов внутренних дел, вправе обжаловать эти действия (бездействие) в вышестоящий государственный орган или вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд.

Органы внутренних дел не имеют права разглашать сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, сведения, относящиеся к его личной жизни, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Полномочия нотариусов.

· Нотариус имеет право:

· - совершать нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему (исключение составляют случаи, когда точное место совершения нотариального действия определено действующим законодательством или международными договорами);

· - составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

· - истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий;

· - представлять заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в случае нотариального удостоверения им соответствующей сделки или совершения иного нотариального действия; представлять иные документы для регистрации.

· Нотариусы совершают следующие нотариальные действия:

· - удостоверяют сделки;

· - выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

· - выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества;

· - налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;

· - свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

· - свидетельствуют подлинность подписи на документах;

· - свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

· - удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

· - удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

· - удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

· - принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

· - совершают исполнительные надписи;

· - совершают протесты векселей;

· - принимают на хранение документы;

· - совершают морские протесты;

· - обеспечивают доказательства;

· - осуществляют иные нотариальные действия в соответствии с действующим законодательством.

Союзы потребителей

Это объединения, защищающие интересы и права потребителя, к которым они относят право на удовлетворение основных нужд, право на безопасность, право выбора, право на информированность, право на возмещение убытков, право быть выслушанным, право на потребительское просвещение и право на здоровую окружающую среду. Общества защиты потребительских прав разрабатывают тактику борьбы с ростом цен, нередко выступают от имени потребителей в суде и т. п.

Хотя первые общества защиты потребительских прав появились еще в XIX веке, широкий размах это движение приобрело именно в середине XX века. В прошлом веке покупатель мог позаботиться о себе сам в силу относительной ограниченности рынка и того, что люди в течение жизни пользовались однотипными товарами и услугами известных им продавцов. Поэтому последствия покупки в значительной мере возлагались на покупателя, что и породило, в частности в англосаксонских странах, формулу «пусть покупатель будет осмотрителен».

В настоящее время широкое распространение получили торговля по каталогам, по описанию, продажа по образцу, по телевизионной рекламе и т.д., не предполагающие предварительного ознакомления покупателя с товаром. Кроме того, большую часть технических товаров (например, компьютеры) покупатель не в состоянии обстоятельно проверить перед покупкой. Все это привело к появлению обширного комплекса нормативных актов, защищающих права потребителей, а также их общественных организаций.

Общества защиты потребительских прав упоминаются уже и на конституционном уровне. Например, в ч. 2 ст. 51 Конституции Испании сказано, что публичные власти будут поддерживать организации потребителей и пользователей и заслушивать их по вопросам, которые могут их затрагивать, при условиях, установленных законом. Швейцарская Конституция в ст. 97 обязывает Союз принимать меры по защите потребительниц и потребителей, издавать предписания о средствах обжалования, к которым могут прибегать организации потребителей.

В сфере федерального законодательства о несплошной конкуренции этим организациям принадлежат такие же права, как профессиональным и экономическим союзам. Кантонам надлежит предусмотреть для споров, предмет которых не достигает определенной суммы, устанавливаемой Федеральным советом (правительством), примирительное производство или простое и быстрое судебное производство.

Понятие и основные признаки правоохранительной деятельности

Правоохранительная деятельность - это деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступлениями и другими правонарушениями, которая осуществляется в установленном законом порядке посредством применения в строгом соответствии с законом мер юридического воздействия (в т. ч. мер государственного принуждения).

Признаки правоохранительной деятельности:

Правоохранительная деятельность осуществляется только специально уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;

Направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;

Правоохранительная деятельность осуществляется строго в порядке, установленном законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо правоохранительных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные для соответствующего случая законом, правила уголовного или гражданского судопроизводства, правила ведения дознания и предварительного расследования и т п.;

Правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения мер государственного принуждения или наложения взыскания, применения мер юридического воздействия;

Применение мер юридического воздействия должно строго соответствовать закону, который определяет как основания применения указанных мер, так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае.

Понятие и закрепляются в отраслевых нормативных актах. Она реализуется специально созданными структурами исполнительной власти. Рассмотрим далее, что собой представляет правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи .

Общая характеристика

Понятие цель, признаки этого института обуславливаются государственной политикой в сфере обеспечения безопасности в обществе. Уполномоченные структуры осуществляют защиту свобод и интересов граждан и страны. Цель деятельности заключается в охране конституционного строя, суверенитета и целостности России. Компетентные органы осуществляют борьбу с преступностью и прочими правонарушениями, оказывают населению квалифицированную правовую помощь, обеспечивают доступ к правосудию.

Признаки правоохранительной деятельности

Рассматриваемое направление в сфере обеспечения безопасности в обществе осуществляется органами, которые наделяются специальными полномочиями. Выделяют следующие :

  1. Решения и действия уполномоченных органов и их служащих, принимаемые и совершаемые в рамках их компетенции, являются обязательными для исполнения всеми субъектами, которым они адресуются.
  2. Работа структур является особым видом юридической деятельности.
  3. В законодательстве предусматриваются специальные нормы, регулирующие полномочия органов.

Понятие, основные признаки правоохранительной деятельности позволяют отличать специальные структуры, реализующие государственную политику в сфере обеспечения безопасности, от прочих институтов власти.

Ключевые направления работы

Признаки и задачи правоохранительной деятельности имеют строго определенные пределы. Они выражают конкретную направленность госполитики. К ключевым задачам деятельности следует отнести:

  1. Охрану здоровья и жизни личности.
  2. Защиту достоинства и чести каждого физлица.
  3. Обеспечение неприкосновенности личной жизни и свободы.
  4. Создание условий для реализации населением права на благоприятную среду.
  5. Защиту частной собственности.
  6. Обеспечение безопасности в обществе.
  7. Защиту духовных и материальных ценностей.
  8. Охрану суверенитета, конституционного строя, госбезопасности и территориальной целостности.

Функции

Анализируя , можно установить, что она обеспечивает:


Система

Признаки правоохранительной деятельности проявляются в работе уполномоченных структур. Специально созданные органы осуществляют правоприменительные, надзорные, контрольные, оперативно-розыскные, профилактические и прочие функции в порядке и на основаниях, установленных в законодательстве. Рассматривая, нельзя не отметить возможность уполномоченных структур в процессе работы применять принудительные меры. Законодательство предусматривает определенные инструменты, которые могут использовать уполномоченные органы. Меры госпринуждения применяются исключительно в рамках компетенции структур.

Виды органов

Правоохранительные органы могут быть государственными и негосударственными. К первым относят суды, ОВД, фискальные структуры, прокуратуру, службу по контролю оборота наркотиков и психотропных средств и пр. Негосударственными органами являются частные охранные компании, адвокатура, добровольные дружины, административные комиссии, КДН и пр. Правоохранительными структурами являются КС, суды общей юрисдикции, следственный комитет, предварительное следствие и дознание.

Специфика органов

Признаки правоохранительной деятельности конкретизируются в работе уполномоченных структур. Она осуществляется в разных направлениях. Первое связано с обеспечением охраны права. Уполномоченные органы:

  1. Привлекают правонарушителей к ответственности.
  2. Восстанавливают права потерпевших.

Эти функции могут выполняться по отдельности либо одновременно. Следует отметить, что правоохранительные органы осуществляют свою деятельность при наступлении определенных обстоятельств. В частности, защита интересов имеет место при их ущемлении. Между тем, суть правовой охраны не исчерпывается приведенными выше функциями. Гражданам важно не только оперативное восстановление его интересов и справедливое вменение наказания виновным, но и предотвращение возникновения таких ситуаций. В этой связи законодательство в качестве неотъемлемой задачи правоохранительных органов называет создание условий для предупреждения правонарушений.

Государственная направленность работы

Нарушенные права порождают обязанность власти проявить надлежащую реакцию в виде санкции либо осуждения. Она появляется только при наступлении конкретных обстоятельств. При этом для привлечения к ответственности виновного необходимо выяснить реальную картину события. Этим занимаются уполномоченные правоохранительные органы. В их функции входит выявление нарушений, констатация факта несоблюдения законодательных предписаний конкретными субъектами. Эти же структуры формируют условия для принятия судом решений. Из всего этого вытекает еще один признак правоохранительных органов - принадлежность их к государственной системе. Все структуры формируются и финансируются властью. Они комплектуются сотрудниками, которые должны отвечать установленным требованиям. Из этого положения вытекает несколько признаков, которые авторы описывают как отдельные характеристики правоохранительных органов. В частности, речь о том, что работа в структурах осуществляется исключительно специальными лицами, а все решения, которые они принимают, являются обязательными для всех адресатов.

Законность

Как выше было указано, существуют специальные нормы, регламентирующие правоохранительную деятельность. В законодательстве определяются полномочия органов и их служащих, предусматривается обязательный перечень требований к сотрудникам. Среди основных нормативных актов можно отметить ФЗ "О полиции", "О прокуратуре", "О ФСБ" и пр.

Дополнительные особенности

Указанные выше признаки традиционно относятся к характеристикам первой очереди. При этом существуют особенности, которые свойственны только некоторым структурам. Они именуются характеристиками второй очереди. При наличии хотя бы одного из них структуру можно отнести к системе правоохранительных органов. Такими характеристиками являются:

  1. Возможность применять нормы уголовного законодательства.
  2. Реализация полномочий в строго установленной процессуальной форме. В частности, для работы судов характерны разные виды производства: арбитражное, уголовное, административное, конституционное, гражданское.

Анализ

Стоит отметить один важный нюанс, касающийся приведенных выше признаков органов, включенных в правоохранительную систему. Характеристики первой очереди должны присутствовать в совокупности. Если хотя бы один из них будет отсутствовать, орган нельзя отнести к правоохранительным. Характеристики второй очереди при этом могут и не присутствовать вообще. Они не являются определяющими, а выступают как специальные.

Выводы

Опираясь на приведенные выше характеристики, можно сформулировать Ими можно назвать специальные структуры, которые создаются государством для обеспечения защиты интересов и юридических возможностей всех субъектов. Эти институты действуют в соответствии и на основании законодательства, наделяются правом применять принудительные меры, а в некоторых случаях уголовные нормы и соблюдать определенную процессуальную форму.

Заключение

Правоохранительная деятельность является неотъемлемым направлением государственной внутренней политики. Именно она обеспечивает безопасность в обществе. Функции, которые реализуют уполномоченные органы, имеют ключевое значение для сохранения порядка в стране. Именно эти структуры ведут борьбу с преступностью, проводят профилактическую работу с населением, способствуют восстановлению прав и свобод потерпевших. Только они наделены возможностью применять меры принуждения, предусмотренные в законодательстве. Все это обуславливает специальные требования, которые предъявляет государство к сотрудникам этих органов.

Правоохранительная деятельность – это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности , в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.

Как форма активного и осознанного отношения к окружающему миру всякая деятельность, в том числе и правоохранительная, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности.

Цель правоохранительной деятельности – охрана самого права.

Важнейшее предназначение правоохранительной деятельности – обеспечение в демократическом обществе режима законности , под которой понимается неукоснительное соблюдение и исполнение всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах, всех правовых предписаний гражданами , их объединениями, должностными лицами, государственными органами .

Результатом действия режима законности является правопорядок – общественный порядок, основанный на праве и сложившийся в результате осуществления и принципов законности.

В широком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок.

В узком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность специально управомоченных (компетентных) органов обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только или главным образом для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений , применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия (наказания). Признаки правоохранительной деятельности:

  • реализуется в определенном порядке, установленном законом: контроль за соблюдением прав и свобод граждан и организаций, предупреждение, пресечение и выявление нарушений этих прав, принятие мер к устранению нарушений и их последствий, применение к виновным мер воздействия;
  • осуществляется лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом;
  • установленный законом исчерпывающий характер применяемых в процессе ее осуществления юридических мер воздействия, которые должны строго соответствовать предписаниям закона;
  • реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур;
  • ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные органы – правоохранительные органы , наделенные властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства ;
  • обязательность решений и действий правоохранительных органов, их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции и в соответствии с законом, для граждан, органов и организаций, которым они адресованы;
  • возможность беспрепятственно обжаловать эти решения в установленном законом порядке, а также установленная законом ответственность должностных лиц правоохранительных органов за вред, причиненный гражданам или организациям своими неправомерными действиями, и компенсация причиненного ущерба.