Понятие о проекции в психологии. Виды проекции

Проективные методы - это группа специфических методик, направленных для измерения личности. Эти методики направлены на раскрытие содержания внутреннего мира личности.

Специфические особенности методик.

Карл Юнг открыл первым феномен, лежащий в основе проективных методик. Можно посредством косвенного воздействия на значимые области переживания испытуемого вызывать изменения в экспериментальной деятельности.

Выполняя что-либо, любой человек проявляет свое отношение к этому. Его высказывания, восприятие, двигательные акты являются проекцией его личности.

Термин "проекция" впервые применен Лоренсом Франком для обозначения группы методик в 1939 году.

Он описал основные принципы проективной диагностики.

В 1896 году Фрейд ввел термин "проекция" - приписывание другим людям социально неприемлимых влечений и желаний, в которых человек отказывает себе.

В начале 20 века Фрейд использует "проекцию" вдругом смысле - символический перенос во вне - внутреннего мира человека. Наблюдая процесс экстериоризации тревожности, страха.

Проекция потом стала пониматься как нормальный естественный психический процесс, участвующий в восприятии здорового человека.

Группы проективных методик.

Впервые выделены Франком.

I. Конститутивные методики (методики структурирования).

Предъявление беспорядочного неструктурированного материала. Испытуемому надо придать ему субъективный смысл, что-то в нем надо увидеть.

Например:

Методика чернильных пятен Роршаха.

Тест трехмерной апперцепции (у нас не используется)

Создан - американцами в 1947 году. Стимульный материал - 28 стандартных объемных разной формы предметов.

Два этапа обследования:

1. из всех выбрать те, которые он хотел бы использовать для составления какого-то рассказа. Предметы выбираются наощупь.

2. испытуемый ориентируется на кинестетические внутренние ощущения, на тактильные ощущения.

II. Конструктивные методики (методики конструирования).

В них требуется из определенных деталей создать осмысленное целое, что-то собрать, что осуществляется в соответствии с собственным опытом, вкусом, личностными особенностями.

По отдельным фрагментам рассказа создать весь рассказ. Пример: в 1939 году - тест Мира (Ловенфейд). Стимульный материал: 232 модели разных объектов, которые распределены по 15 категориям (животные, люди...). Модели небольшие, из дерева или металла, имеют яркую окраску. Испытуемый должен создать свой малый мир (время не ограничивается).



В качестве критерия оценки используется:

1. количество людей

3. какие модели выбраны первыми

4. оценивается занятое пространство, учитываются формы конструкции

5. большую информацию дает наблюдение за деятельностью испытуемого.

В зависимости от подходов (практический, эстетический, логический...) оценивают тип личности, ее направленности.

Составь картину-историю (в 1947 году Шнейдман).

Стимульный материал: 21 таблица, на которых изображен фон (спальня, пейзаж, жилая комната) и 67 фигурок, соответствующих фону.

Картины фона предъявляются по одной, испытуемый должен подобрать соответствующие фигурки, расставить их и рассказать историю о созданной им ситуации.

III. Интерпретативные методики

Нужно истолковать что-либо: ситуации, истории.

1. ТАТ - тематический апперцептивный тест

2. Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга

3. Методика Сонди (1939 года), 48 стандартных карточек с портретами психически больных людей по 8-ми заболеваниям:

o эпилепсия

o истерия

o кататония

o шизофрения

o депрессия

o гомосексуализм

Они разделены на 6 серий, каждый раз 8 портретов по одному на заболевание.

Надо выбрать по два наиболее понравившихся и два наименее (каждую серию повторяли 6 раз).

Если выбраны 4 и более портретов с одним заболеванием, то данная диагностическая область является значимой для испытуемого.

Выбор портретов определялся потребностями у испытуемого, отсутствие выбора - удовлетворенность потребности.

Негативные выборы - подавленные, вытесненные потребности; позитивные выборы - признаваемые потребности.

Генетический детерминизм - существование родового бессознательного.

IV. Катактические методики

Осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.

Пример: психодрама. РазработанаДжекобом Морено в 1946 году. В виде импровизированного театрального представления, в котором участвуют специально подготовленные лица - вспомогательные "Я", которые создают специальные стимульные условия.



Разыгрываются определенные ситуации, если они созвучны переживаниям испытуемого, то происходит процесс проекции его личности и вследствие игрового катарсиса наступает терапевтический эффект.

Катарсис - эффективноеотреагирование.

Методика тест кукол (у нас не используется).

Вольтман, Гауорт - 50-е годы 20 века. Предназначен для детей до 10 лет, стимульный материал - куклы.

Разыграть с куклами различные сцены, в которых он участвует в социуме (соперничество с братьями, сестрами...)

V. Экспрессивные методики.

Рисование на свободную или заданную тему.

"Дом-дерево-человек", "Несуществующее животное", "Кинетический рисунок семьи".

Миокинетическая методика Мира и Лопеца - в 1940 году, состоит из 7 субтестов, в каждом используется таблица, где начерчены линии разной конфигурации. Параллели, кружки, лестницы, цепи, зигзаги...

Надо карандашом несколько раз обводить линии, затем выполнить ту же работу вслепую правой и левой рукой. Сначала в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной.

Главные показатели оценивают длину линии и характер их отклонения (при обведении вслепую).

Интерпретация основана на том, что любое психическое проявление сопряжено с мышечным движением.

Доминирующая половина тела более развита, и в большей степени контролируется сознанием. Моторные проявления доминирующей половины тела обнаруживают актуальные установки человека. Противоположная половина тела связана с инстинктивными установками.

В зависимости от рода отклонений вывод о проявлениях установок человека. Если отклонение вверх - высокая степень возбуждения и т.д.

VI. Импрессивные методики.

Предпочтение одних стимулов, наиболее желательных другим.

Цветовая методика Люшера (создана в 1948 году), стимульный материал - вырезанные квадраты определенного размера разных цветов. Всего 73 квадрата, 25 разных цветов и оттенков (чаще неполный - 8 квадратов, 4 основных цвета: синий, зеленый, красный и желтый; 4 дополнительный цвета: фиолетовый, коричневый, черный и серый).

На белом фоне выкладываются все 8 квадратов, надо выбрать наиболее приятный по цвету квадрат, по отношению к оставшимся.

Образуется ряд квадратов по степени привлекательности.

Первые 2 цвета явно предпочитаемые, 3 и 4 цвет тоже предпочитаемые, 5 и 6 - нейтральные цвета, 7 и 8 - вызывающие антипатию цвета.

Интерпретация основана на символике цветов: красный - стремление к власти, зеленый - упорство, упрямство. Первые 2 выбора определяют цели и способы их достижения у испытуемого, 2 последних - подавленные потребности.

В практических целях крайне редко используется, так как диагносцируется психическое состояние испытуемого.

Крайне важное значение приобретают оттенки цветов.

VII. Аддитивные методики.

Методики на завершение предложения, рассказа, истории. Примеры: используется для диагностики ценностей, установок, тревожности, страхов, мотивов испытуемого.

Опросники.

Опросники - это такой вид методик, в которых задания даются в виде вопросов или утверждений. Для получения информации со слов самого испытуемого.

Особенности использования опросников.

1. Опросники похожи на проективные методики, так как не оцениваются ответы по критерию правильности. Баллы начисляются за совпадение с ключом, а не за правильность.

2. Опросники похожи на тесты: четкая инструкция, которая детерминирует способ выполнения задания, желательно ясное содержание вопросов или утверждений.

3. Опросники - разновидность самонаблюдения, косвенной самооценки.

Опросники предназначены для получения информации о личностных особенностях со слов испытуемого.

Ответить - проявить умение рефлексии, самонаблюдения, самоанализа, чем обладают не все люди.

Опросники не используются для диагностики маленьких детей дошкольного возраста, только с 8 лет.

Выделяются:

Опросники-анкеты - для получения информации об испытуемом, не имеющая личностного характера (биографические данные, для оценки особенностей когнитивной сферы).

Личностные опросники - дают информацию о личности:

1. типологические, которые позволяют выяснить степень совпадения личности испытуемого с тем или иным типом личности.

2. опросники отдельных черт личности - для диагностики отдельных черт характера:

Многофакторные (о многих чертах), например Кеттела (14-, 12-, 16-тифакторные)

Однофакторные

Двухфакторные

3. опросники мотивации

4. опросники интересов

5. опросники ценностей

6. опросники установок

В 50-е годы отрицалась возможность использования личностных опросников.

В 60-е годы - начинают использовать.

К 60-70-м годам начинают переводить известные зарубежные опросники (применяют без проверки надежности).

80-е годы - проверка на надежность и валидность на наших испытуемых.

80-90е годы - появление отечественных опросников в большом количестве.

Основные проблемы, связанные с опросниками:

I. Конструирование

В психодиагностике создано очень много опросников. Они просты в использовании. Но эта простота имеет оборотную сторону - их сложно конструировать.

Нужно очень хорошо понимать содержание вопроса, формулировка вопроса влияет на ответ. Следовательно, ясность и точность формулировок вопросов (не допускается использование многозначных слов и выражений). Опасны наводящие вопросы. Опасны стереотипные формулировки вопросов, которые приводят к стереотипным ответам.

Каждый вопрос должен содержать одну мысль. Должен давать информацию о той характеристике, которую должен диагносцировать психолог.

При составлении вопросов количество ответов "да" должно быть приблизительно таким же, как количество ответов "нет", за которые начисляются баллы.

По форме вопросы:

Закрытые - имеют варианты ответов

Открытые - не имеют вариантов ответов, испытуемый сам формулирует ответ. Сложно интерпретировать.

Три типа закрытых вопросов:

Дихотомический (два возможных ответа)

Альтернативный (выбор одного ответа из нескольких возможных вариантов), к каждому вопросу прилагается какое-то количество вариантов ответа, которые можно выбрать.

Ресторанный

Их сложно разрабатывать, так как отвечающий не может высказать собственное мнение, может лишь присоединиться

II. Интерпретация

Проблема интерпретации результатов.

Психодиагност не может быть полностью уверен в получении достоверной информации от испытуемого. Можно ли доверять ответам испытуемого?

Людям свойственно давать социально-желательные ответы, представлять себя в более выгодном свете.

Это может быть бессознательная тенденция.

Эйнвордс исследовал эту тенденцию - "эффект фасада", который может быть связан с не очень хорошим знанием самого себя у испытуемого.

Иногда связано - с нежеланием принять свою ограниченность в чем-то. Стремление к защите собственного "Я". Стремление привлечь к себе внимание, получить помощь со стороны окружающих. Стремление сознательно исказить информацию о себе.

Приемы выявления достоверности ответов:

1. использование дублирующих вопросов (формулируются несколько вопросов 4-5, в разной форме обращены к одному содержанию). Если испытуемый отвечает противоречиво, то эта информация не должна рассматриваться

2. Контрольные шкалы. Четыре типа контрольных шкал существуют, все они присутствуют в минесотском многоаспектном личностном опроснике (MMPI)

Поговорим о проекциях? Что это такое? И почему, когда нас в чем-то незаслуженно (как нам кажется) обвиняют, мы можем смело отвечать: "Это твои проекции!"

Начнем как всегда с примера . Водитель несется по городу, нарушая все мыслимые правила, звучно ругаясь и подрезая другие автомобили. И вот утыкается он в пробку под мостом. Открывает окно и какому-то вполне добропорядочному гражданину кричит: «Ты ездить научись, водишь как ненормальный!».
Вот и проекция. То есть приписывание своих качеств и свойств другому, обычно неосознанное. Впервые об этом механизме заговорил Фрейд. Мы же помним еще с детства всякие поговорки: «По себе других не судят» и пр.

В психологии проекцию называют защитным механизмом психики . Почему? Потому что тем самым человек снимает ответственность с себя («не мы такие – жизнь такая»). Мы можем проецировать на других не только свои отрицательные качества. Например, юная восемнадцатилетняя девушка может писать стихи, где будет описывать своего возлюбленного – брутального парня, тонким и творческим. Или ревнивый любвеобильный муж постоянно подозревает жену, хотя у самого «рыльце в пушку».

Этот механизм формируется еще в детстве. Например, родители усердно говорили, что «злиться – плохо!» То есть это качество запрещалось проявлять, а ведь это тоже такой важный механизм. Поэтому он остается где-то в более глубоких слоях нашей психики – в себе мы его с тех пор отрицаем, а вот в других – замечаем. Как в цитате с бревном и соринкой.

Чем опасны проекции? Тем, что приводят к ошибочному восприятию реальности. Механизм проекций легко можно отследить на примере тестов с нечеткими фигурами, на которых не видны их эмоции или действия двусмысленны. Например, Рисованный Апперцептивный тест (РАТ) Мюррея.

Как найти и вычислить проекции:
1. Проекции часто скрываются в оценках, например «Ты какой-то нервный».
2. Проекции часто кроятся за попыткой «говорить за других», например «Я точно знаю, что он думал, что я этого не узнаю». Как вы об этом знаете? Как вообще кто-то может ТОЧНО и наверняка знать мысли другого?
3. И конечно, проекции скрываются там, где нам КАЖЕТСЯ, что о нас думают. Да, ключевое слово кажется. Может и правда начальник нас недолюбливает, а может он поругался с другом и поэтому повысил голос.

Проекция она словно тень, боится света. Поэтому главный способ узнать, почему кто-то «какой-то нервный» или «косо на меня смотрит» спросить об этом. Однако, не в форме утверждения, мол «знаю, ты меня терпеть не можешь». А в форме «Мне кажется», и конечно начинать диалог не с «Ты такой-то», а например, «Я чувствую какую-то недосказанность», то есть со СВОИХ ощущений.

projectio - «бросание вперед ») - механизм психологической защиты , в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне . Человек приписывает кому-то или чему-то собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри самого себя.

Проекция - это общий психологический механизм, с помощью которого субъективные содержания переносятся на объект. К примеру, цвет является субъективным переживанием. Так, фраза «комната жёлтого цвета» - это проекция, ибо в объекте самом по себе нет желтизны, желтизна есть только в нашем восприятии. То же касается звука: поскольку сам по себе он не существует и звук этот лишь у нас в голове, то его восприятие можно назвать проецированием.

Особенности

Проекция - один из основных защитных механизмов при параноидном и при истероидном расстройстве личности .

Но этот же механизм лежит в основе эмпатии : человек не может непосредственно ощущать внутреннее состояние другого человека, но может сопереживать , реагируя на различные проявления этого состояния. В результате действия проекции эти реакции воспринимаются как непосредственное ощущение чужого состояния. В большинстве случаев такая эмпатия повышает взаимопонимание людей .

Он же лежит в основе персонификации («одушевления») предметов и сил природы, в «очеловечивании» животных. Например, такие словосочетания, как «спокойное море», «тревожное море», «буря злилась», «преданная собака», «независимая кошка», «несчастная лошадь» являются результатом приписывания внешним объектам своей собственной реакции на них.


Все люди действуют, исходя из оценки ситуации и своего состояния. Нередко на поведение человека оказывает эффект проекции в психологии человека. То есть, конечно, действие в разном диапазоне значимости определяется средой. Тем, что человек видит перед собой, на что реагирует. Но не во всем.

Если человек видит что на него оказывают давление — он будет действовать сообразно этому: кричать в ответ, закрываться, убегать, бить, подчеркнуто спокойно говорить, пытаться успокоить, кивать — выбор на вкус и воспитание.

Однако нельзя забывать, что восприятие мира субъективно. Разные люди видят мир различно. Мы никогда не знаем что происходит в мире объективно. Мы видим через призму багажа своего опыта и знаний. Так ребенок видит зеленую необычную штуку, взрослая женщина видит кактус, ее муж видит не просто кактус, а Ferocactus pilosus, а верблюд видит еду.

Тем более сложнее определить что «на уме» у другого человека. Его чувства, возможные и неизбежные реакции. Иногда он сам об этом говорит. Часто — не скрывает. Иногда мы догадываемся обо всем этом по невербальным проявлениям. Но все это — косвенные признаки. Он может соврать, может изобразить, мы можем ошибиться в интерпретации слов, интонаций, других невербальных сигналов.

Человек по своему устройству не терпит неизвестности и неопределенности. Если в поле его восприятия образуется информационный вакуум, он стремится его заполнить. Кто-то лезет вперед и исследует, кто-то выдумывает что там может быть, кто-то экстраполирует свой прошлый опыт, а кто-то — проецирует. В этот раз мы разберемся в том, как эффект проекции в психологии человека срабатывает на уровне отлаженного механизма. Причем во многом происходящего как бессознательная операция.

Что такое проекции? Проекция — это защитный механизм, при котором субъективное содержание, относящееся к конкретному человеку, присваивается внешнему объекту. Объекту или человеку. То есть происходит привнесение своего, выдача «желаемого» за действительное.

Еще раз. Проекция — это когда человек свои собственные чувства, мысли, эмоции, намерения, опыт переносит на других людей. И воспринимает их не как свои, а как относящиеся к другим людям. Что может наложиться или исказить реальные чувства, мысли, эмоции, намерения, опыт других людей.

Чтобы еще лучше схватить как работает эта психологическая операция, давайте вспомним реальный проектор. Содержимое проектора находится внутри, но изображение мы видим там, куда проектор направлен. И при этом можем не воспринимать белую стену, обои или другое, на что направлен проектор.

Именно так работает механизм проекции. Куда бы ни посмотрел человек — он видит свое же содержимое. И общается, относится, реагирует на вое же содержимое.

Человек, проецирующий свои переживания на окружающих будет реагировать не на самих окружающих, их он не увидит, а на свои собственные содержания. Что, конечно, не облегчит ему взаимодействие и не прибавит очарования. Подводя итоги, можно понять почему эффект проекции в психологии человека способен помешать воспринимать и действовать адекватно ситуации. Поэтому мы к нему еще обратимся в последующих статьях.

«Они думают обо мне дурные вещи!», «Я им не нравлюсь!», «Ты на меня зол!» – все эти мысли являются механизмом защиты, который психологи окрестили проекцией. Психология ограждения себя от других личностей является актуальным вопросом.

Проекция – это не что иное, как , качеств и желаний, приписывание их другим людям. Для чего нужна она? Ответ прост: людям необходимо себя оправдывать.

«Я солгал, потому что все лгут!», «Я не выполнил поручения, потому что никто не выполнил его» и так далее, и тому подобные мысли посещают часто бесчисленное множество людей на Земле. Хотя наделяем других мы не только плохими чертами, но и положительными своими качествами.

Этот способ защиты срабатывает наиболее часто у ранимых людей. Это люди, которые не могут спокойно относиться к критике, держать ответ перед обидчиком или же, будучи склонными к непорядочности, клеймят других. Проекция имеет свои негативные стороны.

Не правда ли, часто можно услышать, как видные политики с дивана рассказывают, как надо править страной? Или же, ожидая очереди в поликлинике, окажешься рядом со «светилом медицины», который сходу скажет диагноз, попутно охаяв всех докторов? Примеров миллион.

«Правительство виновато, что мы живем плохо», – говорят те, кто ищет причины своей неудачи. «Жюри было купленным!» – говорят те, кто проиграл в соревнованиях. Легче уличить других людей в этом, чем признаться в своем несовершенстве и продолжить работать над собой.

«Наворовали денег и отстроили себе дворцы!» – актуальные слова, не так ли? Ведь честным путем нельзя много заработать, легче так думать, верно? «Он мне изменяет и смотрит на других девушек!» – а сама тем временем засматривается на соседа.

Оправдать себя, свои неудачи и неспособность к действиям – вот для чего нужна проекция людям. Такие люди много завидуют и осуждают тех, кто удачливее, по их мнению.

Способы защиты личности

Этот термин, как и многие аспекты рассматриваемого вопроса, ввел и осветил . Он полагал, что личность уязвимая начинает искать защиту при давлении, оказываемом на нее. Призванная защищать, проекция искажает реальность, делая ее менее болезненной для индивидуума. Фрейд также выделил и способы, которые защищают нас от неприятного нам внешнего воздействия со стороны окружающего мира:

  • Отрицание.
  • Подавление.
  • Вытеснение.
  • Ирония.
  • Сновидения.
  • Мечта.
  • Перенос.

Мы уже сказали, что проекция является механизмом. Давайте теперь поговорим о том, как этот самый механизм работает. Разберем все ее стадии:

  • Вы становитесь охвачены безумным переживанием. Это переживание убирается из сознания – зачем вам снежный ком плохих мыслей и ощущений в голове, который только мешает?
  • Постепенно это самое переживание переносится на другой объект (личность). Да что теперь волноваться, это же не твои мысли, а его!
  • А теперь держимся от него подальше. Зачем рядом с таким стоять? С его-то мыслями и чувствами!

Все мы прибегаем к этой защите. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но пользуются ею все без исключения! Это происходит бессознательно.

Девушка, которая обделена вниманием мужчин, будет говорить, как с ней все спешат познакомиться. Парень, который агрессивен и зол со всеми, будет жаловаться, что с ним никто не хочет общаться по-доброму.

Художник тоже проецирует для своих картин. Писатели тем и живут, что представляют себя на месте героев, а как иначе, ведь по-другому ты хорошо не напишешь!

Здесь нужна оговорка. Писатель и художник не невротики. Они прекрасно знают, где начинаются их герои и где начинаются они сами. Важно уметь четко провести линию между собой и ими.

Невротик же не знает и не понимает этого. Он становится пассивным ко всему происходящему вокруг. Он жертва – все вокруг мучители, те, из-за кого ему приходится страдать.

В проекции мы стираем обычную «нормальную» границу между собой и внешним миром, рисуя новую. И будет она в нашу пользу сдвинута. Теперь ответственность за все ложится не на нас.

Эмпатия и интуиция

В психологии проекция является основой . Способность к ней у психологов считается нормой. Эмпатия – это сопереживание другому человеку с помощью проецирования своего же личного опыта.

Не испытывая физической боли, мы можем почувствовать боль другого человека. Мы можем прочувствовать его личную трагедию, сопереживая и поддерживая. Чувствительные люди более склонны к эмпатии.

Не раз удивлялись, как это мама может почувствовать на расстоянии ваше состояние? Как человек, находясь за тысячи километров, может знать, что происходит в твоей душе? Так же можно объяснить и связь влюбленных душ. Чувствуют друг друга, будто бы одно целое, – удивительно, верно?

Проекция – это наша психологическая защита. В ней есть положительные черты, есть и отрицательные. Надеемся, что статья помогла вам разобраться в себе. Автор: Вера Иванова