План я достойный гражданин своей страны. Сочинение на тему: Что значит быть гражданином своей страны

На мой взгляд, гражданин — это прежде всего человек неравнодушный, знающий, лю-бящий и ценящий культурное наследие своих предков. Ему больно, оттого что разрушен дво-рец, построенный выдающимся архитектором прошлого, взорван памятник, осквернён монас-тырь.

Я уверен, что без прошлого нет настоящего и будущего. Мы не должны быть Иванами, не помнящими родства. На мой взгляд, беспамят-ство — преступление по отношению к истори-ческому и культурному наследию России. Ведь государство сильно не только своей военной и экономической мощью, но ещё и уважением к достижениям предков, сохранением традиций и уникальных памятников старины, памятью о важных событиях и выдающихся личностях.

Мы должны ценить творения ума и рук наших прародителей, знать историю своего народа, чувствовать и беречь хрупкую связь времён. Иначе вся наша земля однажды пре-вратится в мираж, призрак.

Как же воспитывать настоящих граждан своей страны? Нужно не призывать к патри-отизму, а прививать его с детства, начиная с малого: любви к семье, месту рождения, до-му. Ключом же к уважению, пониманию ис-тинных ценностей, по моему мнению, являет-ся знание родной истории. Любовь к Родине не может появиться в человеке внезапно, по-тому что кто-то приказал. Это чувство растёт и укрепляется в течение всей жизни.

Истоки его — в уважении, трепетном от-ношении к месту, где родился, вырос, к отче-му дому, людям, воспитавшим тебя, в памяти о предках. Ещё в детстве каждый из нас дол-жен начать изучать историю Отечества, дабы исполняться гордостью за своих предков. Тог-да не будет у нас брошенных стариков, ветша-ющих древних памятников, полуразрушенных зданий великих архитекторов прошлого, забы-тых книг и умирающих народных ремёсел.

Не зная прошлого, нельзя любить на-стоящее, думать о будущем. «Дерево сильно корнями», — утверждает пословица. Наши корни — это наше прошлое, история и наци-ональная культура. Без них дерево не может жить, они держат его в почве и питают. Материал с сайта

Не зная или забывая свою великую исто-рию, исконную культуру, мы можем утратить национальное достоинство, национальную са-мобытность. Тот, кто не ценит культуры своей страны, не сможет уважать великие достижения других народов, скорее всего, начнёт покло-няться второсортному, доморощенному или чу-жестранному, сможет воспринимать только массовую культуру. Как правило, человек, вос-питанный вне традиций собственной культуры, не имеет будущего, какую бы страну для про-живания он ни выбрал. Такой не может быть патриотом своей Родины, он равнодушен к её настоящему, его не заботит её будущее.

Кризисы и потрясения — тяжёлые уроки истории, но их необходимо усвоить, чтобы не повторить вновь. Мы должны всегда помнить о своих корнях, которыми мы можем гор-диться. История часто даёт ответы на самые острые вопросы современности, культурные традиции питают почву для рождения новых талантов и гениев. Достижения наших пред-ков вселяют надежду, что и наш собственный труд приведёт страну к долгожданному про-цветанию.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение на тему что значит быть гражданином 7 класс
  • сочинения на тему я гражданин россии
  • эссе на тему что значит быть гражданином своей страны
  • мини сочинение на тему что значит быть гражданином
  • сочинение буть граджданином

Беседа с учащимися

Тема : Что значит быть гражданином?

Возрастная группа : 12-13 лет

Цель занятия : помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»;

формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом;

развитие сотрудничества, при работе в группах;

выявление индивидуальных способностей и возможностей ребят;

воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине;

создание мотивации на свое культурное совершенствование;

расширение кругозора учащихся.

Тип урока : урок-беседа

Оснащение : наглядный и раздаточный материал, музыка

Ход беседы :

Н.А.Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». (на доске слова)

Что значит быть гражданином? «Гражданин – это…» - начиная рассуждать о понятии, мы осознаем, что слово обозначает что-то большое и значимое, что-то величественное и дорогое.

Граждане и неграждане существовали, например, и в древнегреческой демократии и в римской античности. Гражданство обычно связано с такими политическими правами как избирать и быть избранным, занимать определенные посты, быть под защитой государства , а обязанностью гражданина почти везде является военная служба.

Каждый из нас обязан быть Гражданином. Мы должны не только знать законы, в которых прописаны наши права и обязанности, не только пассивно выполнять требования, но и активно отстаивать свои права.

Как вы думаете, что такое «права», что такое «права человека»?

(учащиеся высказываются)

Обратимся к словарю. Права - это система правовых норм, закрепляющих положение личности, правила взаимоотношений между людьми, отношения личности и государства. Скажите, пожалуйста

ВЕРНО ЛИ, ЧТО:

1.Права - это то, что принадлежит каждому с самого рождения?

2.Права человека должны соблюдаться всегда и везде?

3.Права должны соблюдать только взрослые?

4.Права - это сама жизнь

5.Каждый человек выбирает соблюдать права или нет.

6.Мы должны соблюдать права других и бороться за соблюдение своих прав.

Самый главный закон – Конституция. Что сказано в нашей Конституции?

Каждый гражданин любой страны должен знать и с чувством уважения относиться к национальной символике.

Знакомство с:

Государственные символы РФ.

Когда принят закон о гербе?

Что из себя представляет флаг РФ?

Что означает каждый цвет?

Назовите день флага РФ.

Какие понятия включает в себя слово “гражданин”?

Патриотизм

Боль за родную природу

Высокая нравственность

Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

Но что такое Родина?

Настоящий гражданин должен:

– Знать и соблюдать законы государства.

– Самостоятельно соблюдать нравственные нормы поведения в обществе.

– Быть добросовестным во всех делах.

– Охотно выполнять общественные поручения.

– Проявить готовность защищать Родину.

– Проявлять чувство ответственности и долга перед родителями.

– Показывать пример бережного отношения к природе и общественному достоянию.

– Хорошо учиться, трудиться, охотно помогать товарищам.

– Проявлять нетерпимость к злу и аморальности.

– Уметь встать на защиту слабых.

– Интересоваться политическими событиями в стране, историей и культурой Родины.

Из всего сказанного мы можем определить настоящего гражданина как высоконравственную и законопослушную личность.

Если вы с детских лет привыкли не нарушать моральные нормы, принятые в обществе, тогда в дальнейшей взрослой жизни вы навряд ли будете нарушать закон.

Что же такое закон?

Закон – это документ, принятый государством (определение по таблице). Он записан на бумаге, и все люди должны соблюдать его.

За все поступки нужно нести ответственность.

Итог урока

На сегодняшнем занятии мы попытались определить, какими качествами должен обладать настоящий гражданин. А сейчас давайте еще раз вспомним кто же такой гражданин.




Из "Мыслей о Гражданине" :

Чернейкина Елена 7 "Б" МОУ №27:

Что значит быть гражданином своей страны? Я думаю, что быть гражданином своей Родины - значит быть хозяином совей страны, а не гостем.

Павлов Артем 8 "Г" МОУ №33:

Не Гражданин живет в России, а Россия - в Гражданине. Только в этом случае в человеке будет сильно чувство Родины, а Родина обогатится чувством народа.

Гражданин не сетует, не ищет виновных, не ждет подачек, не клянёт и не плачет… Гражданин верит в себя, видит в человеке Человека, чувствует свою вину за весь народ. Гражданин идет вперёд, падает, поднимается и снова идёт… через тайгу, через пески, через водные преграды, сбиваемый степным ветром, останавливаемый горными преградами, убиваемый невежеством соплеменников и грубостью, и трусостью, продажностью… Но Гражданин всё равно идёт… Потому что до него шли Ломоносов и Циалковский, Пушкин и Матросов, Пётр 1 и Глинка, до него шла Россия… Гражданин не может остановиться - остановится Родина. Гражданин не может разлюбить Отечество, ибо эта любовь вечна.

Гражданин в ответе за государство. Он не станет кричать на всех перекрёстках о своих правах и свободе, а обязанности никогда не сочтет бременем.

Михалёв Антон 8 "А" гимназия им. Н.М. Пржевальского:

Быть гражданином России - это не просто иметь права и исполнять обязанности, которые закреплены в Конституции государства. Это значит быть гражданином великой страны и могучей державы. Ведь процветание страны достигается усилиями всех граждан, в том числе и моими. Быть гражданином - это значит иметь активную жизненную позицию, не отсиживаться, не отмалчиваться, не перекладывать свои обязанности на плечи другого. Быть гражданином России - это значит быть её патриотом. Но любить Россию нужно не на словах, произнося громкие фразы. Только своими делами человек может доказать свою любовь к Родине.

Получение паспорта ставит меня в один ряд с великими гражданами нашего государства: президентом России, выдающимися учёными, спортсменами, достигшими олимпийского золота, и повышает мою ответственность за поступки.

Бурченкова Виктория 8 кл., гимназия эстетического профиля:

В моем представлении настоящий гражданин это тот, кто с любовью и уважением относится к месту, где он родился и вырос. Этот человек никогда не нанесет вреда природе. Гражданин должен знать историю и культуру своего государства. А главное - постоять за свободу, независимость страны. Каждому из нас необходимо развить в себе чувство гражданина, чувство единства со всем народом.

Котова Дарья 8 "В", гимназия им. Н.М. Пржевальского:

Степень гражданственности определяется желанием или нежеланием человека участвовать в социальной жизни страны. Ведь можно быть гражданином только формально.

Основой любого государства, наряду с его территорией, является ее население: оно неразрывно с понятием государства и существует в непосредственной связи с ним. Однако далеко не каждый, кто проживает на территории России, принадлежит к населению этой страны: для отнесения лиц к населению создан институт гражданства. Что значит быть гражданином России – это вопрос, который имеет множество ответов. Одни видят в этом патриотизм, другие – моральную составляющую, мы же рассматриваем такой статус как политико-правовую связь с государством. Расскажем о ней подробнее.

Юридический аспект термина «гражданство»

Чтоб в общей массе жителей планеты идентифицировать своих собственных граждан, российский законодатель, следуя общемировой практике, ввел институт гражданства. Поэтому для начала разберем, что такое гражданин и гражданство в понятийном смысле.

Так, гражданством является политико-правовая связь, возникшая между физическим лицом и государством, гражданином, в свою очередь, является физическое лицо, которое установило такую связь с конкретным государством.

Наличие гражданства предполагает, что граждане РФ и само российское государство имеют взаимные права и обязанности. Проще говоря, это юридическая предпосылка для реализации прав, которые Россия гарантирует своим гражданам. Правовая доктрина делит их на 6 групп, среди которых личные, политические, экономические, социальные и иные права, свободы и обязанности. Так, личные права, хоть и гарантируются законодательством, но в основном возникают лишь благодаря статусу человека (например, право на жизнь), поэтому они присущи всем без исключения физическим лицам. С остальными же правами ситуация сложнее: политические, экономические и социальные права всегда вытекают из индигената (статуса гражданина), а их реализация возможна лишь при наличии действующего гражданства.

Возникновение индигената всегда возможно по нескольким основаниям, среди которых право рождения, натурализация, восстановление паспорта, оптация, репатриация и так далее.

Гражданин РФ: кто это

Теперь разберемся, кого называют гражданами России. Несмотря на очевидную формулировку, многие рассматривают данное понятие с разных точек зрения: общества, морали, права и так далее. Если смотреть на определение с очевидной позиции законодателя, то гражданин России – это в первую очередь индивид, который на правовой основе приобрел российское гражданство и в данный рассматриваемый момент является его непосредственным носителем, он не должен каким-либо образом продлевать его или дополнительно подтверждать. В правовой плоскости обладатель российского паспорта – это человек, который наделен рядом гражданских прав и обременен рядом гражданских обязанностей.

Точки зрения общества и морали куда более узкие: декларируемые в этом контексте критерии являются лишь составной частью гражданства. В частности, гражданин РФ с общественно моральной позиции – это патриотически настроенный субъект, который активно участвует в общественно-политической и культурной жизни страны, чтит ее историю и гордится ее достижениями. И хотя для формирования такого «светлого образа» гражданина даже есть законодательные предпосылки, обратное поведение индивида ни при каких обстоятельствах не станет причиной для лишения его «высокого звания» гражданина РФ.

Обязательным качеством гражданства Российской Федерации является добросовестное соблюдение возложенных на его носителя гражданских обязанностей (налоги, служба в армии и так далее).

Тот факт, что понятие гораздо шире, подтверждается также и основаниями для приобретения гражданства.

Не будет лишним разобраться, кто может быть гражданином РФ. Так, в предусмотренных законом основаниях нет ни слова о нравственных и моральных качествах лица, приобретающего российский индигенат.

По сути, российское гражданство приобретают по следующим основаниям:

  • от лиц (дети, родители, супруг), обладающих ;
  • проживание на территории РФ на законных основаниях в течение 5 лет и прохождение процедуры приема;

Резидент или нерезидент

Отечественное законодательство часто упоминает такие термины, как «резидент» и «нерезидент» РФ. Многие в контексте этого отождествляют слова «резидент» и «гражданин», что ошибочно. На самом деле резидентство – это понятие налогового законодательства, а гражданин РФ является резидентом или нерезидентом в зависимости от того, какой промежуток времени он находится на территории России. Так, резидентом будет любой российский гражданин, кроме тех, которые выехали на за границу. Примечательно, что резидентами признаются не только граждане, но и иностранцы/апатриды, которые постоянно проживают в России или же осуществляют на ее территорию более 183 дней в году.

Следуя этой логике, определим тех, кто считается нерезидентами. Таковыми будут россияне, официально выехавшие для проживания в другие страны, а также временно проживающие в России иностранцы и апатриды. Применение понятия резидентства используется в целях налогообложения (для резидентов и нерезидентов, например, действуют разные налоговые ставки).

Таким образом, резидентство и гражданство – абсолютно разные понятия, которые нельзя рассматривать в контексте друг друга.

Нормативно-правовая база

Кто является гражданином РФ по Конституции, в первую очередь можно узнать непосредственно из Основного закона нашей страны: согласно статье 6, приобретение и прекращение индигената возможно по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Конституция устанавливает, что гражданин обладает всеми правами и обязанностями, гарантированными на всей территории государства. В число таких прав, согласно статьям 61, 62 Конституции РФ, входит в том числе невозможность высылки из России, право на покровительство от РФ за ее пределами, а также право на второе гражданство. Проще говоря, слово «гражданин» в Конституции РФ означает лицо, которое имеет российский паспорт и пользуется всеми конституционными гарантиями в РФ и за ее пределами.

Законопослушный гражданин: кто это

Законопослушность – хоть и тесно связанный с правом, но не отраженный в отечественном законодательстве термин, представляется, что это положительное качество любого представителя любого общества. Согласно пункту 2 статьи 15 Конституции РФ, законопослушность является обязанностью любого владельца российского паспорта: каждый обязан соблюдать Конституцию и законы РФ. Таким образом, законопослушный гражданин РФ – это россиянин, который уважительно относится к российским законам, чтит их статус и соблюдает предписанные ими правила поведения, делая это добровольно, а не в результате государственного принуждения.

Законопослушность не стоит воспринимать в качестве обременения или посягательства на свободу личности. В развитом обществе она является признаком высокого уровня правосознания, юридической грамотности и правовой культуры человека.

К слову, тех, кто не является законопослушным (то есть нарушает законы России), ждет государственное принуждение к законопослушности – посредством привлечения к ответственности (наказания) за тот или иной проступок, если такая ответственность предусмотрена законодательством. Таким образом, каждый гражданин обязан быть законопослушным – нарушение такого обязательства может повлечь ответственность, но не является причиной лишения гражданского статуса.

Теперь сделаем акцент на том, что нужно знать каждому гражданину России, то есть поговорим о его правах и обязанностях. Согласно пункту 2 статьи 6 Конституции РФ, каждый россиянин обладает всеми правами и обязанностями.

В число основных входит право:

  • на жизнь;
  • на равенство перед законом и правосудие;
  • на свободу и неприкосновенность личности и жилья;
  • на частную жизнь, тайну и защиту имени;
  • на свободу передвижения по РФ;
  • на свободу мысли и слова;
  • избирать и быть избранным;
  • на частную собственность и свободу труда;
  • на материнство, детство, семью, жилище;
  • на охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • на образование, чистую окружающую среду и так далее.

Права россиян неразрывно связаны и корреспондируют с обязанностями.

В число таких обязанностей входит:

  • соблюдение Конституции и отечественного законодательства;
  • уважение прав других россиян;
  • забота о детях и членах семьи;
  • получение среднего образования;
  • уплата налогов и сборов;
  • защита родины;
  • охрана природы и так далее.

Социальные функции гражданина РФ

Социальная роль гражданина России – это некий образец, модель или шаблон поведения который считается общепринятым и целесообразным для обладателя конкретного статуса. Проще говоря, социальная роль каждого россиянина заключается в соблюдении всех возложенных на него как гражданина России обязанностей, то есть социальная роль гражданина РФ состоит в законопослушности, уважительном отношении к другим гражданам, охране природы и так далее. Учитывая разношерстность любого общества, социальная роль не может являться жесткой моделью поведения, ибо россияне по-разному воспринимают и исполняют свои роли. Тем не менее, государство заинтересовано в том, чтобы социальная роль гражданина была исполнена каждым максимально полноценно.

Опять же, если принять во внимание неоднородность российского общества, социальная роль гражданина изначально не может иметь одинаковый состав общепринятых поведенческих метрик. Например, определенные льготы для граждан РФ в большинстве случаев предоставляются социально незащищенным слоям населения. В это же время лица, имеющие высокий уровень социальной защиты, могут быть, наоборот, обременены дополнительными обязательствами.

Таким образом, сделаем небольшой вывод: социальная роль для каждого россиянина имеет индивидуальный состав, зависящий от его положения в обществе, материального состояния и иных субъективных факторов.

Компоненты статуса гражданина РФ

Как и всякое суверенное государство, Российская Федерация имеет свои государственные символы (атрибуты): флаг, герб, гимн и столицу. Атрибуты гражданина РФ – это документы, которыми россиянин может подтвердить свою правовую связь с государством.

Таковым, согласно статье 10 Закона о гражданстве, является в первую очередь паспорт или иной документ, в котором содержится указание на гражданскую принадлежность физического лица. Внутренний паспорт является главным (то есть он содержит полное наименование его имени), поэтому его обязаны получить все, кто достиг 14-летнего возраста и проживает в это время на территории страны. Его отсутствие хоть формально и не лишает, однако на практике резко уменьшает возможность для полноценной реализации гарантированных прав и свобод.

К слову, установить личность можно не только по паспорту – дополнительными атрибутами гражданина можно также считать загранпаспорт, водительские права или военный билет. Таким образом, россиянин – это физическое лицо, обладающее гражданством РФ и имеющее документ, подтверждающий такую гражданскую принадлежность.

Заключение

Учитывая все вышесказанное, можем сделать вывод: гражданин РФ – это лицо, которое имеет правовую связь с Россией, обладает гарантированным ей спектром прав, наделено рядом гражданских обязанностей и способно подтвердить свой статус документально. Обязательными качествами каждого гражданина должна быть законопослушность, уважительное отношение к общественному порядку и государственному устройству и правам других граждан. При удачном симбиозе всех положительных качеств, статус «гражданин» может быть рассмотрен не только как политико-правовая, но и моральная и общественная единица.

Самые простые способы получения российского гражданства: Видео

Что значит - быть настоящим гражданином (вводное занятие из тематического цикла бесед «Воспитать гражданина»)

Цели и задачи : помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»; формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом; развитие сотрудничества, взаимопомощи (при работе в группах); выявление индивидуальных способностей и возможностей ребят; воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине; создание мотивации на свое культурное совершенствование.

Ход занятия

I. Введение в тему.

Учитель . Мы часто слышим фразу: «Каждый человек должен быть настоящим гражданином своей Родины. Но, наверное, мало кто из вас серьезно задумывался над значением этих слов.

И цель нашего сегодняшнего занятия - постараться понять, кого же можно назвать гражданином, каким должен быть настоящий гражданин, то есть какими качествами он должен обладать.

Качеств, по которым можно приблизить личность к идеалу гражданина, много. И у каждого из вас есть свое представление о том, каким должен быть настоящий гражданин.

Отчет о выполнении опережающего задания.

Сейчас каждый сможет убедиться, насколько правильны его суждения. (10-15 качеств зачитываются из карточек, которые составили дети самостоятельно.) Затем в ходе обсуждения создадим обобщенный «портрет гражданина».

На доске открывается таблица, где записаны эти качества.

Настоящий гражданин должен:

Знать и соблюдать законы государства.

Самостоятельно соблюдать нравственные нормы поведения в обществе.

Быть добросовестным во всех делах.

Охотно выполнять общественные поручения.

Проявить готовность защищать Родину.

Проявлять чувство ответственности и долга перед родителями.

Показывать пример бережного отношения к природе и общественному достоянию.

Хорошо учиться, трудиться, охотно помогать товарищам.

Проявлять нетерпимость к злу и аморальности.

Уметь встать на защиту слабых.

Интересоваться политическими событиями в стране, историей и культурой Родины.

Учитель . Если ваше представление о том, каким должен быть настоящий гражданин, верно, то ваши записи должны совпадать с записью на доске. Но если они пока не совпадают, ничего страшного, просто давайте еще раз вместе разберемся в данной проблеме, подумаем.

II. Основная часть.

1. Обсуждение понятия «нравственность».

Учитель. Более подробно сегодня остановимся на таких вопросах:

Что такое нравственность и что такое закон?

Что общего в этих понятиях и в чем их разница? Почему настоящий гражданин должен быть высоконравственным и должен соблюдать закон?

Построим нашу работу по плану (записан на доске).

1. Что такое нравственность?

2. Каким должен быть культурный человек?

3. Что такое закон?

Мораль (нравственность) - это нормы поведения, принятые в обществе, которые помогают людям жить. (Определение на плакате.)

Давайте постараемся это понять. Вы только появились на свет: маленькие, неразумные, и с малых лет родители говорили вам, что такое хорошо, что такое плохо. Ведь родители уже знали эти правила, по которым живут люди, и старались передать их вам. Вы играли в песочнице с малышами, начинали плакать и отбирать у кого-нибудь понравившуюся игрушку, и мама тут же говорила: «Это чужое, брать нельзя!» Вы поднимали руку, хотели ударить девочку, а мама сразу: «Что ты, ведь драться некрасиво, тем более обижать девочку». Вы подрастали и уже начинали понимать, что можно делать, чего нельзя, и когда ехали в трамвае, уже не бежали занимать место, ведь мама не раз говорила: «Ты уже большой, постоишь, уступи место бабушке!»

Постепенно и у вас накапливался опыт морального поведения. Вы знали, что хорошо, что плохо, но тем не менее мы не всегда делаем то, что нужно, то есть нарушаем правила морали. В то же время вы хорошо понимаете, что за это вас накажут. И хорошо, если вы поймете, что поступать по справедливости лучше для вас и окружающих.

Если вы нарушаете правила, принятые в обществе, то вы совершаете аморальные поступки.

Задание по группам.

Постарайтесь назвать несколько таких действий, которые можно отнести к аморальным поступкам. (Записать.)

Для более слабого класса предложить выбрать поступки из перечисленных ниже: сорить в общественном месте; ходить босиком по траве; распивать алкогольные напитки; зарабатывать много денег: смотреть видеофильмы; грубить; ловить рыбу; курить; сплетничать, жадничать; обманывать.

Как вы поняли, что такое нравственность?

2. Обсуждение понятия «культура человека».

Учитель. «В человеке должно быть все прекрасно: и тело,

и душа, и мысли...». Эти слова принадлежат прекраснейшему человеку и замечательному писателю А. П. Чехову.

Когда мы говорим о культуре человека, то используем 2 понятия: внутренняя культура (то есть состояние души человека, его внутреннее содержание) и внешняя культура поведения. (Обсуждаем, в чем это проявляется.)

Работа с тестом «Познай людей и самого себя» (см. учебник «Граждановедение», ч. III, с. 82).

Учитель. Я надеюсь, работа над темой помогла вам глубже понять, что такое культурный человек. Хочется также верить, что сегодняшнее занятие поможет вам стать более культурными.

3. Обсуждение понятия «закон».

Учитель. Если вы с детских лет привыкли не нарушать моральные нормы, принятые в обществе, тогда в дальнейшей взрослой жизни вы навряд ли будете нарушать закон.

Мы переходим рассмотрению вопроса, что такое закон.

Закон - это документ, принятый государством (определение по таблице). Он записан на бумаге, и все люди должны соблюдать его.

Законы появились не так давно, и все наиболее известные моральные нормы были взяты за основу. Давайте это рассмотрим на одном примере. Во все времена у всех народов было запрещено брать чужое, воровать. Воровство считалось тяжелым грехом, за который жестоко наказывали, вплоть до лишения жизни или отрубания руки. Именно этот запрет и стал одним из законов, но сейчас за воровство не лишают жизни, не отрубают руки, но человека судят и лишают свободы (сажают в тюрьму).

Но размеры краж бывают разными.

Я приведу примеры, а вы постарайтесь определить, какие из перечисленных действий можно отнести:

К крупным кражам;

К мелким кражам;

К аморальным поступкам.

И как бы вы доказали виновность.

1) Ученик попросил у одноклассника ручку и оставил ее себе.

3) Мальчик, стоя в очереди в кассу, забрал сдачу, которую забыл стоявший впереди него мужчина.

4) Двое подростков утащили с лотка кассету с записью популярной музыки.

5) Группа молодых людей проникла на пустую дачу и унесла телевизор, картину, ковер.

Мы рассмотрели также условия и ситуации, в которых нарушены моральные нормы и законы. К какому выводу вы пришли? (За все поступки нужно нести ответственность.)

Что же общего между понятиями мораль и закон? (Нельзя нарушать. Обязательно последует наказание.) А в чем разница? (Разная степень вины и наказания.)

III. Итог.

На сегодняшнем занятии мы попытались определить, какими качествами должен обладать настоящий гражданин, и более подробно остановились на двух наиболее значимых качествах.

На следующих занятиях мы продолжим наш разговор, а сейчас давайте еще раз посмотрим на таблицу и вспомним, о чем мы с вами говорили.