Переход гуп и муп в 44 фз. Кого не коснутся изменения

Сегодня в Госдуме в ходе очередного пленарного заседания был принят в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статьи 15 и 112 Федерального закона » О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по вопросу регулирования закупок государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий.

Проектом федерального закона предполагается внести изменения в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», направленные на исключение ГУПов и МУПов, обязанных осуществлять закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, если такие закупки осуществляются без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

А именно, восстанавливается логичная справедливость, все муниципальные и государственные унитарные предприятия, которые не имеют возможность гибко конкурировать с частными предприятиями, просто не способны на равных правах участвовать в торгах по 44 Федеральному закону. Соблюдая все жесткие условия конкуренции и требования ФЗ 44, где в приоритете при заключении контрактов определяется более низкая стоимость услуг, а не качество, в зону риска попадают важные социальные услуги. Так, например, в июне 2017 по просьбам медицинского сообщества, для защиты от поставок некачественных медикаментов, в Госдуме приняли решение об исключении для ГУПов и МУПов предприятий аптек и их работа продолжается по 223-му закону. Сегодняшняя инициатива защитит все остальные государственные предприятия с социальной нагрузкой.

Напомним, что ранее лидер Профсоюзов Кубани, депутат Госдумы Светлана Бессараб выступала с аналогичной инициативой, только вопрос касался именно проблемной зоны в Краснодарском крае – питание в школах и детских садах. Данная инициатива реализована в принятом сегодня, одном общем законопроекте.

«Это одна из тех инициатив, которые ждут в регионах, — резюмировала принятый законопроект депутат Госдумы от Краснодарского края Светлана Бессараб. – От Кубани мы выступили с законопроектом по освобождению из-под действия жестких требований 44-го ФЗ услуг в сфере питания в школах, детских садах, социальных учреждениях. И совет Гос Думы нас поддержал. Ведь проблемы у профильных МУПов возникли почти сразу после распространения на них действия закона, но окончательно меру терпения переполнили примеры недобросовестной конкуренции, например, когда против Унитарного предприятия питания, с огромным опытом работы и высоким качеством оказываемых услуг, в аукционе выступил предприниматель с коммерческим предложением в 15 рублей за порцию школьного обеда. Чем он собирался кормить детей на эту сумму осталось неясным, вмешались адекватно мыслящие чиновники от ФАС. Принятый сегодня в первом чтении законопроект встанет, в том числе, на защиту здоровья наших детей. Как правило, государственные и муниципальные предприятия создаются для обеспечения выполнения социальных задач, а также для реализации определенных услуг и товаров по минимальным ценам. Изменения в закон поставят все на свои места — социальные предприятия не могут и не должны конкурировать на равных с коммерческими структурами».

С 01.01.2017 вступают в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 N 321-ФЗ, который вносит изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). 1. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" регулирует положения не только государственных унитарных предприятий (ГУП) и муниципальных унитарных предприятий (МУП), но также муниципальных и казенных предприятий. Будет ли с 2017 года на муниципальные и казенные предприятия распространяться Закон N 44-ФЗ, или он коснётся только МУП и ГУП? 2. Как известно, и план закупок, и план-график утверждаются и размещаются в единой информационной системе (ЕИС) в течение 10 дней со дня принятия решения о бюджете сельского поселения. Как это положение будет применяться к МУП? 3. В силу части 40 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до 31.12.2016 унитарные предприятия обязаны осуществлять планирование закупок на 2017 год. Однако согласно правилам нормирования МУП должны представить проект плана закупок на 2017-2019 годы главному распорядителю бюджетных средств до 01.08.2016. Кому необходимо представлять проект плана закупок и в какой срок? 4. Какая сделка подпадает под п. 2 части 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (приведите пример)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Обоснование вывода:

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Федеральным законом от 03.07.2016 N 321-ФЗ (далее - Закон N 321-ФЗ), 1 января 2017 года государственные и муниципальное унитарные предприятия (далее также - унитарное предприятие) будут признаваться заказчиками, обязанными руководствоваться требованиями Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок товаров, работ и услуг (п. 3 ч. 1 ст. 1 , п. 7 ст. 3 , ч. 2.1 ст. 15 этого Закона в редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 года). Исключение составляют закупки, осуществляемые в течение года в соответствии с правовым актом (положением о закупке), предусмотренным ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), принятым унитарным предприятием и размещенным до начала года в единой информационной системе.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ерин Павел

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Используемые сокращения:
— Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» (Закон № 321-ФЗ)
— Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ, Закон о контрактной системе)
— Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ)

Вопрос: Мы являемся Муниципальным унитарным предприятием, работаем по ФЗ-223, согласно Уставу являемся коммерческим предприятием, т.е. работаем не за счет бюджетных средств, в связи с этим вопрос: Применяется ли к нам изменения закона в части перехода на контрактную систему в сфере закупок с 01.01.2017г?
Ответ: Положения Закона № 321-ФЗ предусматривают обязанность унитарных предприятий по применению положений Закона о контрактной системе применительно ко всем закупкам, за исключением закупок осуществляемых за счет грантов, а также в случаях привлечения соисполнителей иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия. Таким образом, независимо от источника финансирования (собственные средства или бюджетные средства) унитарные предприятия с 01.01.2017 года применяют положения Закона № 44-ФЗ.

Вопрос: Мы являемся муниципальным унитарным предприятием, работающим за счет собственных, не бюджетных средств. Осуществляем закупки в соответствии с ФЗ № 223-ФЗ. Одновременно с этим мы являемся предприятием, осуществляющим регулируемые виды деятельности (водоснабжение, водоотведение) Можем ли мы осуществлять закупки в рамках 223-ФЗ без перехода на 44-ФЗ как предприятие, осуществляющее регулируемые виды деятельности, ведь в отношении таких предприятий закон не обязывает обязательный переход на 44-ФЗ?
Ответ: Исходя из смысла и «буквы» Закона №321-ФЗ применение положений Закона о контрактной системе обязательно для унитарных предприятий независимо от вида деятельности, который данное предприятие осуществляет, в том числе и в случаях, когда унитарное предприятие относится к субъектам естественных монополий. В тоже время полагаем, что данный вопрос должен получить дополнительное разъяснение со стороны законодателя.

Вопрос: Если нас обяжут работать по 44-ФЗ, можем ли мы принять на работу с 01.01.2017 г. работника в службу закупок, не имеющего специального образования в этой области (учитывая действие профессиональных стандартов с 01.07.2016 г.)?
Ответ: При ответе на данный вопрос необходимо отличать требования нормативно-правовых актов, регулирующих применения профессиональных стандартов, от требований Законодательства о контрактной системе к профессиональному уровню подготовки должностных лиц заказчика (контрактному служащему, контрактному управляющему).

Вопрос: На сегодняшний день для заказчиков, работающих по 44-ФЗ, равно как и по 223-ФЗ отсутствует обязанность по обязательному применению профессиональных стандартов, в том числе стандарта «Специалист в сфере закупок», который утвержден Приказом Минтруда России от 10.09.2015 года.
Ответ: Таким образом, обязанность работодателя по введению должности «Специалист в сфере закупок» в штатное расписание отсутствует и решение о том, следует ли вводить такую должность, работодатель принимает по своему усмотрению. Обязанность по переименованию должности работника, в чью трудовую функцию входит выполнение обязанностей контрактного управляющего, также отсутствует.

Вопрос: В тоже время, в соответствии с законодательством о контрактной системе на заказчиков, применяющий данный закон возлагается обязанность по созданию специализированных подразделений (должностных лиц) ответственных за осуществление закупок в рамках 44-ФЗ.
Ответ: Так, в соответствии со ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

Вопрос: В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).
Ответ: При этом 44-ФЗ устанавливает требования к контрактным управляющим (контрактным служащим), а также членам закупочной комиссии заказчика о необходимости повышения квалификации с получением соответствующих документов.

Вопрос: Если у МУПа основным видом деятельности является выполнение муниципального контракта по результатам проведенного аукциона и при принятии изменений в ФЗ-44 и ФЗ-223 будем ли мы иметь право закупать по ФЗ-223 не только товары необходимые для исполнения контракта, указанные в контракте, но и сопутствующие товары и услуги (например бензины для автотранспорта, автозапчасти, услуги по обслуживанию автотранспорта, услуги по содержанию здания и т.п.)?
Ответ: ➡ Нет, данного права Закон о контрактной системе унитарному предприятию не предоставляет.

Вопрос: ➡ Закон о контрактной системе предоставляет унитарному предприятию право на применения 223-ФЗ в случае, осуществления закупок «..в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия». В случае, если заказчик осуществляет закупку для обеспечения своей текущей хозяйственной деятельности, он должен применять положения закона № 44-ФЗ.
Если исполнение обязательств осуществляется по гражданско-правовому договору, а не по контракту, можно ли применять при проведении закупок нормы Закона № 223-ФЗ?
Ответ: Нормами Закона № 321-ФЗ предусмотрено основание для применения 223-ФЗ, в случае, если осуществляется привлечение поставщиков для исполнения обязательств по заключенным контрактам.

Вопрос: В соответствии со ст.3 Закона № 44-ФЗ «под государственным контрактом, муниципальным контрактом понимается — договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд».
Таким образом, исполнение заказчиком — унитарным предприятием обязательств по гражданско-правовому договору не является основанием для применения положений 223-ФЗ.
Можно ли провести закупки на 2017 год до конца 2016 по 223-ФЗ. Будут ли попадать под действие 44-ФЗ, договоры, заключенные до 31.12.2016 года?
Ответ: Поскольку сам Закон № 321-ФЗ вступает в силу с 01.01.2017 года, при этом Закон не распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие до вступления его в силу, то на 2017 год и последующие годы унитарные предприятия имеют полное право проводить закупки до 01.01.2017 года по правилам закона № 223-ФЗ. При этом положения 44-ФЗ на такие договоры распространяться не будут.

Немного из теории(нормативки):

Кто работает по 44-ФЗ и 223-ФЗ?
223-ФЗ применяется к полугосударственным компа ниям – это учреждения с долей государства (субъекта, муниципального образования) более 50% в уставном капитале. Это автономные и унитарные учреждения, образования естественных монополий в сфере водо-(газо-, электро-, тепло-) снабжения и тд . Согласно 223-ФЗ, закупочные процедуры проводятся в соответствии с внутренними положениями об определении поставщика. Если у организации нет утвержденного положения, то она действует согласно 44-ФЗ.
По 44-ФЗ работают организации , финансируемые за счет средств федерального бюджета. Это федеральные компании — ФНС, ПФР, ФССП, учебные заведения, учреждения здравоохранения и др. 44-ФЗ – это регламенты, стандарты, нормы, правила, в которых по шагам прописаны действия государственного заказчика и поставщика. При отклонении от указанных норм, стороны несут ответственность: штрафы, предписания, включение в реестр недобросовестных поставщиков (если доказано нарушение правил поставщиком на этапе подписания либо исполнения контракта) .
С момента вступления силу 44-ФЗ, который регламентирует планирование, размещение, выбор поставщика и исполнение контракта, сайт изменился. В настоящий момент источник содержит данные о планируемых закупках, списки заказчиков и поставщиков, информацию о заключенных контрактах, данные РНП, нормативную базу, аналитические материалы и другую полезную информацию для участников процедур. Размещение заказа доступно для государственных организаций, полугосударственных компаний и коммерческих структур в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ.
При размещении на официальном сайте извещения о проводящейся закупке, всегда указывается ссылка на ФЗ, применяющийся к Заказчику. Эта информация необходима поставщику для эффективного участия: Заказчики по 44-ФЗ руководствуются регламентом, а 223-ФЗ – рекомендацией.

Сравнительная характеристика ФЗ № 44 и ФЗ № 223

Как известно, некоторые виды заказчиков, подпадающие под сферу действия Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вправе в случаях, предусмотренных законом, применять в своей закупочной деятельности нормы Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В частности, речь идет о бюджетных учреждениях, которые согласно положениям ч. 2 ст. 15 ФЗ № 44 вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, руководствуясь ФЗ № 223.
При этом указанное право возникает в 2015 г. при наличии у заказчика правового акта (Положения о закупке) , утвержденного на основании ч. 3 ст. 2 ФЗ № 223 и размещенного в единой информационной системе (далее - ЕИС), а до ввода ее в эксплуатацию - на Официальном сайте для размещения информации о размещении закупок www.zakupki.gov.ru до 31 декабря 2014 г. Соответственно, в 2014 г. заказчики вправе были руководствоваться нормами ФЗ № 223 при условии утверждения и размещения Положения о закупке на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru до 1 апреля 2014 г. (ч. 25 ст. 112 ФЗ № 44).
По общему правилу, бюджетное учреждение вправе производить закупки товаров, работ, услуг на основании норм ФЗ № 223 в следующих случаях:
1) за счет грантов , передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
2) когда бюджетное учреждение выступает в качестве исполнителя по контракту и привлекает на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц (например договор субподряда) для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
3) в отношении средств, полученных при осуществлении бюджетным учреждением иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Как показывает практика, многие представители организаций бюджетных учреждений положительно оценили подобную альтернативу законодателя, которая позволила проводить закупочные процедуры с соблюдением требований двух федеральных законов - ФЗ № 44 и
ФЗ № 223.
Вместе с тем бюджетные учреждения сталкиваются с большими трудностями при применении норм ФЗ № 223 в ходе своей практической работы и это вполне обоснованно и логично, поскольку ФЗ № 44 более «процедурный» закон , он гораздо детальнее в отличие от положений ФЗ № 223 описывает и регламентирует все этапы осуществления закупок, закон о контрактной системе предусматривает более жесткие сроки для совершения действий, направленных на достижения конечного результата - удовлетворение потребности бюджетного учреждения в необходимых товарах, работах, услугах.
В свою очередь, ФЗ № 223 больше носит рамочный характер и определяет только лишь общие принципы осуществления закупок.
Поэтому для удобства заказчиков, а также заинтересованной аудитории участников закупок, желающих разобраться в основных отличиях работы по ФЗ № 44 и ФЗ № 223, предлагаем сравнительную таблицу, которая, надеемся, расставит верные акценты в понимании данного вопроса.

ФЗ № 44 ФЗ № 223
Заказчиками являются ст.3 ФЗ № 44

Государственные заказчики;

— муниципальные заказчики;

— бюджетные учреждения;

— автономные учреждения, государственные унитарные предприятия; муниципальные унитарные предприятия при предоставлении средств из бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности (ч.4 ст. 15 ФЗ№ 44).

— государственные корпорации;

— государственные компании;

— субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

— государственные унитарные предприятия;

— муниципальные унитарные предприятия;

— автономные учреждения;

— хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50 %, и их дочерние хозяйственные общества;

— бюджетное учреждение при наличии принятого и размещенного в ЕИС в соответствующие сроки Положения о закупке.

Нормативно-правовые и локальные акты, которыми заказчики должны руководствоваться в своей закупочной деятельности — Конституция РФ;

— Гражданский кодекс РФ;

— ФЗ № 44.

— Конституция РФ;

— Гражданский кодекс РФ;

— Кодекс об административных; правонарушениях РФ;

— ФЗ № 223;

— Положение о закупке (ч. 2 ст. 2 ФЗ № 223).

Способы закупок — открытый конкурс - ст. 48 ФЗ № 44;

— конкурс с ограниченным участием - ст. 56 ФЗ № 44;

— двухэтапный конкурс - ст. 57 ФЗ № 44;

— электронный аукцион - ст. 59 ФЗ № 44;

— запрос котировок - ст. 72 ФЗ № 44;

— запрос предложений - ст. 83 ФЗ № 44;

— единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) ст. 93 ФЗ № 44;

— закрытые способы - §5 ФЗ № 44.

ч.3 ст. 3 ФЗ № 223

— конкурс;

— аукцион;

— а также иные способы закупки, которые могут быть предусмотрены заказчиком в Положении о закупке.

Электронная подпись п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ № 44

Используется усиленная неквалифицированная электронная подпись для подписания электронных документов.

Используется усиленная квалифицированная электронная подпись для подписания электронных документов (Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908).
Электронные площадки Заказчик может использовать для проведения закупки с помощью электронного аукциона только следующие электронные площадки:

— ООО «РТС-тендер»,

— ОАО «Единая электронная торговая площадка» (Росэлторг),

— ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»,

— ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов»,

— ЗАО «Электронная торговая площадка ММВБ «Госзакупки».

Заказчик может использовать для проведения электронной закупки (в том числе электронного аукциона, запроса предложений, редукциона, запроса котировок, электронного конкурса и др. способов, предусмотренных Положением о закупке) любые коммерческие электронные площадки, реализующие возможность проведения таких закупок.
Комиссия по закупкам ст. 39 ФЗ № 44

Обязательно создается при проведении всех закупочных процедур, за исключением закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

п. 4 ст. 447 ГК РФ

Обязательно создается при проведении конкурса.

В иных случаях создание комиссии происходит согласно Положению о закупке заказчика.

У бюджетного учреждения, работающего по ФЗ № 44 и по ФЗ № 223, может быть две комиссии для принятия решений по закупкам по каждому из законов.

Информационное обеспечение закупочного процесса, документация и сроки ее размещения
Положение о закупке Не разрабатывается ч. 1 ст. 4 ФЗ № 223

Положение о закупке и изменения к нему в течении 15 дней со дня утверждения размещаются в ЕИС.

Положение о закупке разрабатывается и утверждается заказчиком (ч. 3 ст. 2 ФЗ № 223).

Планирование закупок ст. 16, 17, 21 ФЗ № 44

Планирование закупок осуществляется в два этапа посредством формирования:

— плана-графика, который формируется на 1 календарный год и размещается в ЕИС;

— плана закупок, который формируется на 3 года и размещается в ЕИС.

Формирование и размещение планов-графиков закупок осуществляется на основании Приказа Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 № 761/20н и Приказа Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31.03.2015 182/7н.

Закупки, осуществляемые согласно п. 4,5, 23, 26, 33, 42 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44, в плане-графике отражаются укрупненно.

ч. 2 ст. 4 ФЗ № 223

План закупок формируется на срок не менее 1 года, размещается в ЕИС.

ч. 3 ст. 4 ФЗ № 223

При необходимости закупок инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств формируется дополнительно отдельный план закупок на срок от 5 до 7 лет, который размещается в ЕИС.

Требования к форме плана закупок и порядок его формирования регулируются Постановлением Правительства от 17.09.2012 № 932.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 заказчик вправе не включать в план закупок сведения о закупке товаров, работ, услуг до 100 тыс. руб. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб.

Извещение о закупке ст. 42 ФЗ № 44

Извещение размещается в ЕИС за 20 дней до даты окончания подачи заявок (ст. 49, ч. 3 ст. 56, ч. 3 ст. 57 ФЗ № 44).

Электронный аукцион - если начальная (максимальная) цена контракта (далее НМЦК) не превышает 3 млн руб., то извещение должно быть опубликовано не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие;

если начальная (максимальная) цена контракта превышает 3 млн руб., то извещение должно быть опубликовано не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие (ст. 63 ФЗ № 44).

Запрос котировок - если НМЦК не превышает 250 тыс. руб., то извещение размещается в ЕИС не менее чем за 4 раб. дня до даты истечения срока подачи заявок, а если НМЦК составляет от 250 тыс. руб. до 500 тыс. руб., то извещение размещается в ЕИС не менее чем за 7 раб. дней до даты истечения срока подачи заявок (ч. 1 ст. 74 ФЗ № 44).

Запрос предложений - извещение размещается в ЕИС за 5 дней до проведения запроса предложений (ч. 3 ст. 83 ФЗ № 44).

Извещение формируется в случаях, предусмотренных ФЗ № 44, и размещается в ЕИС за 5 дней до даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 ФЗ № 44).

ч. 2 ст. 3 ФЗ № 223

Открытый конкурс, открытый аукцион - извещение размещается в ЕИС за 20 дней до даты окончания подачи заявок.

В случае использования иных предусмотренных Положением о закупке способов закупки сроки размещения и подачи заявок также регламентируются Положением о закупке.

Но необходимо помнить о ч. 15 ст. 4 ФЗ № 223, согласно которой заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб.

Извещение об изменении закупки Открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс - внесение изменений в извещение возможно не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок, изменения размещаются в ЕИС в течении 1 дня с даты принятия решения, при этом срок подачи заявок продлевается, чтобы до даты окончания срока подачи заявок он составлял 10 раб. дней (ч. 4 ст. 49 ФЗ № 44).

Электронный аукцион - внесение изменений в извещение возможно не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок, изменения публикуются в ЕИС в течение 1 дня со дня принятия, при этом срок подачи заявок продлевается, чтобы до даты окончания срока подачи заявок оставалось 7 дней или 15 дней в зависимости от НМЦК
(ч. 6 ст. 63 ФЗ № 44).

Запрос котировок - внесение изменений в извещение возможно не позднее чем за 2 раб. дня до даты окончания срока подачи заявок, изменения публикуются в ЕИС в течении 1 раб. дня со дня принятия, при этом срок подачи заявок продлевается, чтобы до даты окончания срока подачи заявок оставалось 7 раб. дней, а при осуществлении закупок на сумму до 250 тыс. руб. - 4 дня до даты окончания срока подачи заявок (ч. 6 ст. 74 ФЗ № 44).

Запрос предложений - изменения в извещение вносить запрещено (ч. 5 ст. 83
ФЗ № 44)

Единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) -возможность внесения изменений в извещение ФЗ №44 не предусмотрена.

ч. 11 ст. 4 ФЗ № 223

Открытый конкурс, открытый аукцион. Если изменения в извещение внесены позднее чем за 15 дней до даты окончания приема заявок, то срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения извещения об изменениях до даты окончания приема заявок такой срок составлял не менее 15 дней.

Извещение об отмене закупки Открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион - за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Решение об отмене размещается в ЕИС в день принятия этого решения (ч. 1 ст. 36 ФЗ № 44).

Запрос котировок - за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Решение об отмене размещается в ЕИС в день принятия этого решения (ч. 1 ст. 36 ФЗ № 44).

Запрос предложений - отменять определение поставщика запрещено (ч. 1 ст. 36, ч. 5 ст. 83 ФЗ № 44).

Единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) - возможность отмены
ФЗ № 44 не предусмотрена.

Случаи и способы отмены процедур закупок указываются в Положении о закупке.

Если в Положении о закупке случаи отказа от проведения процедуры закупки не предусмотрены, то по общему правилу (ст. 448 ГК РФ) заказчик может отказаться от проведения аукциона не позднее чем за 3 дня до наступления даты его проведения, а от конкурса - не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса.

Обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта/договора Обеспечение заявки обязательно в случае проведения конкурса, аукциона. Обеспечение заявки может быть предоставлено участником закупки в форме денежных средств или банковской гарантии во всех случаях, за исключением проведения электронного аукциона, так как при участии в электронном аукционе обеспечение заявки предоставляется только путем внесения денежных средств (ст. 44 ФЗ № 44).

Обеспечение исполнения контракта обязательно в случае проведения конкурса, аукциона.

В случае проведения запроса котировок, запроса предложений, закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик вправе в проекте контракта установить требование к предоставлению обеспечения исполнения контракта.

Обеспечение исполнения контракта может быть предоставлено по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) путем внесения денежных средств или предоставлением банковской гарантии (ст. 96 ФЗ № 44).

Примечание: Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 199 определены случаи и условия, при соблюдении которых заказчик вправе в 2015 году не устанавливать требования о предоставлении обеспечения исполнения контракта.

Заказчик вправе при проведении процедуры закупки установить для участников закупки требование об обеспечении заявки/договора.

Случаи, способы и размеры обеспечения заявки и обеспечения договора определяются Положением о закупке.

Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона Применяются согласно ст. 37 ФЗ № 44 при проведении конкурсов и аукционов. Не применяются в соответствии с положениями ФЗ № 223, но могут быть предусмотрены в Положении о закупке.
Национальный режим Согласно ст. 14 ФЗ № 44 и принятыми в развитие нормативно-правовыми актами устанавливаются ограничения на закупку иностранной продукции следующих категорий товаров, связанных с:
  • обороной страны и безопасностью государства(Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 г. № 1224),
  • машиностроением (Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 г. № 656),
  • легкой промышленностью (Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 г. № 791),
  • закупкой медицинских изделий (Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102), а также преференции товарам российского, белорусского и казахстанского происхождения (Приказе Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155).
Не применяется в соответствии с положениями ФЗ № 223, но может быть предусмотрен в Положении о закупке.
Критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки осуществляется в соответствии со ст. 32 ФЗ № 44 и Постановлением Правительства от 28.11.2013 г. № 1085, которым установлены правила оценки заявок. Критерии оценки заявок не используются при проведении аукциона, запроса котировок и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок, указанных в документах о закупке, согласно п. 12-13 ч. 10 ст. 4 ФЗ № 223 производится способами, предусмотренными в Положении о закупке.
Описание предмета закупки ст. 33 ФЗ № 44

Описание объекта закупки указывается в документации к закупке и должно носить объективный характер. В описании объекта указываются функциональные, эксплуатационные, технические и качественные характеристики объекта закупки.

Запрещено включать в описание закупки: указание на товарный знак, фирменное наименование, страну производителя и т. п. (п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44).

Ели предметом закупки выступают работы или услуги и для их выполнения требуются товары с определенным товарным знаком , то заказчик вправе его указать с обязательным использованием слов «или эквивалент».

Заказчик должен описать предмет закупки в документации о закупке, а именно указать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (п. 1 ч. 10 ст. 4 ФЗ № 223).

Документация о закупке может содержать указание на конкретный товарный знак закупаемого товара, производителя и страну происхождения продукции, при этом слова «или эквивалент» могут не употребляться.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта/договора (далее - НМЦК) В ст. 22 ФЗ № 44 перечислены 5 методов обоснования НМЦК:

— метод сопоставимых рыночных цен,

— нормативный метод,

— тарифный метод,

— проектно-сметный метод,

— затратный метод,

из которых заказчик может выбрать подходящий. Также Министерством экономического развития разработаны методические рекомендации, которые должны помочь заказчикам в определении способа и порядка обоснования НМЦК для осуществления закупки (Приказ Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567).

На законодательном уровне порядок обоснования начальной (максимальная) цены договора (далее НМЦД) не определен.

Согласно п. 5 ч. 10 ст. 4 ФЗ № 223 заказчик должен в документации о закупке указать сведения о НМЦД (цене лота), а также порядок формирования цены договора (цены лота) (п. 7 ч. 10 ст. 4 ФЗ № 223), определенные Положением о закупке.

Заказчик определяет для себя самостоятельно в Положении о закупке, каким образом будет установлена НМЦД.

Требования к участникам закупки Ко всем участникам закупок устанавливаются единые требования (ст. 31 ФЗ № 44), но к участникам отдельных видов закупок, а именно конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, аукционов устанавливаются также дополнительные требования (ч. 2 ст. 31 ФЗ № 44; Постановление правительства от 04.02.2015 № 99).

Иные требования к участникам закупок заказчик не имеет права устанавливать.

Заказчик закупки в реестре недобросовестных поставщиков (ч. 1.1 ст. 31 ФЗ № 44).

Перечень требований к участнику закупки определяется заказчиком самостоятельно и указывается в Положении о закупке. При этом перечень требований должен быть исчерпывающим, а сами требования измеряемыми (п. 4 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223). При установлении требований следует избегать дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223).

Заказчик вправе установить требование об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков (п. 7 ст. 3 ФЗ № 223).

Предоставление преимуществ некоторым участникам закупки Для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы предоставляются преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 % (ст. 28 ФЗ № 44).

Для организаций инвалидов предоставляются преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 % (ст. 29 ФЗ № 44).

Для субъектов малого предпринимательства (далее СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СОНКО) в закупках предоставляются следующие преимущества: обязанность заказчика осуществлять закупки в объеме не менее 15 % совокупного годового объема закупок
(ч. 1 ст. 30 ФЗ № 44).

Если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения о закупке только у СМП, СОНКО, то заказчик обязан произвести оплату не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч. 8 ст. 30 ФЗ № 44).

Закон обязывает заказчиков производить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ч. 8 ст. 3 ФЗ № 223).

Постановление правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 определяет объем и порядок осуществления таких закупок. Заказчик обязан производить закупки у СМП и субъектов среднего предпринимательства (далее ССП) в размере не менее 18 % совокупного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых являются только СМП и ССП, должен составлять не менее чем 10 % совокупного годового стоимостного объема закупок.

Экспертиза поставленных товаров, произведенных работ, оказанных услуг ст. 41, ч. 3 ст. 94 ФЗ № 44

заказчик обязан производить экспертизу поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком в 2 формах:

— силами заказчика (внутренняя экспертиза);

— с привлечением экспертов, экспертных организаций (внешняя экспертиза).

Не осуществляется в соответствии с положениями ФЗ № 223, но может быть предусмотрена Положением о закупке.
Заключение и изменение условий контракта/договора Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке ч. 1 ст. 34 ФЗ № 44.

Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (ч. 2 ст. 34 ФЗ № 44).

Объем товара может быть увеличен только на сумму, не превышающую разницу между НМЦК и предложенной ценой участника в случае проведения конкурса или аукциона (ч. 18 ст. 34 ФЗ № 44), если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке.

При заключении и исполнении договора могут быть изменены объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора (ч. 5 ст. 4 ФЗ № 223).

Заказчик самостоятельно в Положении о закупке определяет для себя порядок и пределы такого изменения. ФЗ № 223 не содержит норм, уточняющих, в каком объеме могут быть изменены условия договора.

Отчетность по закупкам ч. 9-12 ст. 94 ФЗ № 44, Постановление Правительства № 1093 от 28.11.2013 г. обязывают заказчика размещать в ЕИС не позднее 7 рабочих дней с даты исполнения контракта отчет об исполнении контракта (результаты отдельного этапа контракта).

Также заказчик обязан размещать в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО до 1 апреля года, следующего за отчетным (постановление Правительства РФ от 17.03.2015 № 238).

ч. 19 ст. 4 ФЗ № 223

Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в ЕИС:

1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг конкурентными способами;

2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

3) сведения о количестве и об общей стоимости договоров,заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну;

4) сведения о количестве и об общей стоимости договоров,заключенных заказчиком по результатам закупки у СМП и ССП, а также до 01.02.2016 г. годовой отчет о годовом объеме закупок у СМП и ССП.

Реестр контрактов/договоров ст. 103 ФЗ № 44, Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.

Примечание: Согласно ч. 26 ст. 95 ФЗ № 44 информация об изменении контракта или о расторжении контракта размещается заказчиком в ЕИС в течение 1 рабочего дня , следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.

В реестр контрактов вносится следующая информация:

  • о заключении контракта - в течение 3 раб. дней с даты заключения контракта (ч. 3 ст. 103 ФЗ № 44);
  • об изменении контракта - в течение 3 раб. дней с даты изменения контракта(ч. 3 ст. 103 ФЗ № 44);
  • об исполненииконтракта - в течение 3 раб. дней с даты исполненияконтракта (ч.3 ст. 103 ФЗ № 44);
  • о расторжении контракта - в течение 3 раб. дней (ч.3 ст. 103 ФЗ № 44).

В реестр контрактов не вносится информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5 и 23 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44.

ст. 4.1 ФЗ № 223, Постановление Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1132

В реестр договоров вносится следующая информация:

  • о заключении договора - в течение 3 раб. дней с даты заключения договора(ч.2ст. 4.1 ФЗ № 223);
  • об изменении договора с 01.01.2016 г. - в течение 10 раб. дней с даты изменения договора(подп. «Ж» п. 2 Постановления Правительства РФ от31.10.2014 г. №1 132);
  • об исполнении договора с 01.01.2016 г. - в течение 10 раб. дней с даты исполнения договора (подп.«З» п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1132);
  • о расторжении договора с 01.01.2016 г. -в течение 10 раб. дней (подп. «Л» п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1132).
  • копия заключенного договора с 01.01.2016 г. (подп. «М» п.2 Постановления Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1132).

В реестр договоров не вносится информация о договорах, которая в соответствии с ФЗ № 223 не подлежит размещению в ЕИС.

С 1 января 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУПы и МУПы) должны будут осуществлять закупки не как госкомпании, а как государственные органы. Проще говоря, им придется руководствоваться в закупках не законом № 223-ФЗ, а гораздо более строгим законом № 44-ФЗ. Почему было принято такое решение и какие действия надо предпринять руководству ГУПов и МУПов за оставшиеся два с половиной месяца?

Обходным путем

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в апреле 2016 года поручил правительству подвести закупки бюджетных учреждений, а также фондов под действие Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Одновременно он потребовал ускорить перевод закупок в электронный формат и ограничить перечень дозволенных процедур.

Заместитель руководителя ФАС РФ Андрей Цариковский в ходе апрельской Всероссийской практической конференции «Корпоративные закупки-2016» пояснил , что Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» доказал свою неработоспособность и фактически превратился во вспомогательный инструмент для обхода норм закона № 44-ФЗ.

«Не раскрою военной тайны, если скажу, что самый простой способ обойти закон № 44-ФЗ - это предоставление субсидий МУПам, ГУПам. Напомню, эти хозяйствующие субъекты работают в законодательном поле закона № 223-ФЗ», – констатировал Цариковский.


Закон № 223-ФЗ предоставляет возможность осуществлять закупки в неконкурентном режиме, и на практике таким образом осуществляется около 90% закупок. По данным ФАС, 48% закупок по данному закону осуществляются у единственного поставщика, а еще 41% приходится на иные процедуры, которые тоже по сути приводят к закупке у единственного поставщика. В оставшихся 11% случаев требования конкуренции часто соблюдаются лишь формально.

Суровость законопроектов смягчается необязательностью их принятия

На самом деле указанная проблема обсуждается довольно давно. По данным газеты «Коммерсант», еще в 2015 году был подготовлен наиболее радикальный вариант поправок, ограничивающих сферу действия закона № 223-ФЗ. Однако, как утверждают источники газеты, эти поправки не были внесены в Госдуму из-за противодействия лоббистов.

В мае, после поручения Медведева, Минэкономразвития РФ представило в правительство еще один вариант поправок, согласованных с ФАС РФ. Однако и этот проект не дошел до парламента.

Принят в итоге был гораздо более мягкий законопроект, внесенный правительством в Госдуму 4 апреля. Федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» вступит в силу 1 января 2017 года. Он касается лишь ГУПов и МУПов, но не фондов и автономных учреждений.

Однако борьба за дальнейшее ужесточение системы закупок продолжается. В июле Минэкономразвития РФ вынесло на обсуждение новый законопроект, позволяющий перевести под действие закона № 44-ФЗ госкомпании, не выполняющие лимит закупок у малого бизнеса.


Госкомпании против

У руководства госкомпаний имеется немало доводов против реформы. Несовершенство поправок обсуждалось в июле на заседании комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию системы закупок.

Так, начальник отдела организации закупок ГУП «Петербургский метрополитен» Михаил Павлов заявил, что нормы закона № 44-ФЗ заточены под жесткое бюджетное планирование, когда практически все затраты можно предвидеть и запланировать за год. «В нашем случае метрополитен является эксплуатирующей организацией, осуществляющей закупки за счет собственных средств. Основная масса денежных средств тратится не на капитальные вложения и ремонтные работы, а на эксплуатацию метрополитена. Эти закупки оперативные, потребность в них появляется в течение года», - пожаловался он.

Начальник отдела сопровождения торгов Управления по обеспечению закупок ГК «Росатом» Елена Титова предупредила: «Перевод ГУПов в 44-ФЗ приведет к потере той гибкости, что была при проведении закупок по 223-ФЗ. Мы понимаем, что многие договоры будут вовремя не исполнены». Титова добавила, что при организации закупок необходимо учитывать особенности различных отраслей экономики, чего в законе № 44-ФЗ не предусмотрено. В частности, высокотехнологичные отрасли, в том числе оборонная, с большим пиететом относятся к собственным проверенным поставщикам.

В ответ вице-президент Торгово-промышленной палаты, председатель комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Елена Дыбова заявила, что сфера закупок госкомпаний совершенно непрозрачна и должна быть переведена на единые правила. «Ситуация с ГУПами возникла не сразу. На протяжении последних трех лет это были постоянные и серьезные жалобы», - подчеркнула она.

Стоит отметить, что в регионах озвучиваются и гораздо более неутешительные прогнозы. Так, директор ГУП комбината «Тепличный» Виктор Шляхов на августовском совещании у губернатора Владимирской области Светланы Орловой предположил , что новые правила приведут к массовому банкротству ГУПов и МУПов.


Другие участники рынка указывают на системные недостатки самого закона № 44-ФЗ. В частности, если в конкурсе участвует большое количество фирм - многие из них оказываются проигравшими и пишут разнообразные жалобы в ФАС. Если же в конкурсе участвует только две компании - жалобу может написать только одна. Таким образом, чем более заказчик заботится о конкуренции - тем больше претензий к нему возникает.

Что делать?

Однако сколько ни высказывается мнений, закон скоро вступит в силу. Что советуют эксперты руководителям ГУПов и МУПов? До 1 января им необходимо успеть:

1) Назначить из действующих сотрудников контрактного управляющего или, если годовой объем закупок превышает 100 млн руб., создать контрактную службу. Эта служба может являться самостоятельным подразделением, а может включать в себя сотрудников из других отделов (в таком случае службу должен возглавить заместитель руководителя организации). В филиалах отдельная контрактная служба не создается.

2) Разработать и утвердить положение (регламент) о контрактной службе. Образец этого документа утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 29 октября 2013 г. № 631.

3) Провести обучение сотрудников контрактной службы и членов закупочных комиссий. Сотрудники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. В состав закупочных комиссий должны входить, во-первых, люди, прошедшие профессиональную переподготовку в сфере закупок, а во-вторых - люди, обладающие специальными знаниями об объекте закупок. Переподготовку в данной сфере осуществляет большое количество фирм.

4) Разработать и утвердить нормативные документы, необходимые для работы в новых условиях. Помимо положения о контрактной службе, должны быть подготовлены типовые документы для основных способов выбора поставщика и шаблон контракта. Положение о закупках по закону № 223-ФЗ также стоит не ликвидировать, а переписать, так как в отдельных случаях (например, при закупках на средства грантов) ГУПы и МУПы все же могут действовать по старому закону.

5) Пройти перерегистрацию в единой информационной системе (ЕИС). При этом необходимо получить новую электронную подпись - подпись, которая использовалась для работы по закону № 223-ФЗ, для новых целей не подходит.

6) Подготовить, утвердить и разместить в ЕИС план закупок на 2017-2019 годы и план-график на 2017 год.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.

После перевода с 1 января 2017 года подавляющего количества государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП) на госзакупки по Закону № 44-ФЗ прошло полгода, и есть резон обозначить как вопросы, возникающие в деятельности таких предприятий в связи с этим переводом, так и другие, касающиеся участия ГУПов и МУПов в госзакупках. В этом на примерах из практики нам помогут эксперты Службы правового консалтинга ГАРАНТ.

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) осуществляет приносящую доход (коммерческую) деятельность (обеспечивает лекарственными средствами население) и не получает никакого бюджетного финансирования. Обязано ли предприятие с 1 января 2017 года осуществлять свои закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

С 1 января 2017 года все унитарные предприятия (независимо от видов осуществляемой ими деятельности) обязаны осуществлять закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Исчерпывающий перечень исключений из этого правила предусмотрен ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ (в редакции, вступившей в силу с указанной даты).

С 1 января 2017 года правовое регулирование осущеcтвления закупок унитарными предприятиями изменилось. Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ, вступающим в силу с 01.01.2017, в Закон № 44-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми с указанной даты государственные и муниципальные унитарные предприятия становятся одной из категорий заказчиков, обязанных при осуществлении закупок товаров, работ и услуг применять положения Закона № 44-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3, ч. 2.1 ст. 15 этого федерального закона в новой редакции).

Исключения из этого правила предусмотрены ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ в редакции Закона № 321-ФЗ. Согласно указанной норме, при наличии принятого унитарным предприятием положения о закупке (ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ), размещенного до начала в единой информационной системе, унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с таким положением, то есть в рамках требований Закона № 223-ФЗ, в следующих случаях:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Приведенный перечень случаев, когда унитарные предприятия при осуществлении закупок вправе руководствоваться положениями Закона № 223-ФЗ после 31 декабря 2016 года, является исчерпывающим. Иных изъятий из правил, обязывающих унитарные предприятия с 1 января 2017 года при закупках товаров, работ и услуг применять процедуры, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, этот федеральный закон (в редакции Закона № 321-ФЗ) не содержит. В частности, обязанность унитарных предприятий с 2017 года осуществлять закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ не поставлена законодательством в зависимость от вида деятельности, осуществляемой унитарным предприятием (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 10.08.2016 № Д28и-2013, от 16.08.2016 № Д28и-2066, от 18.08.2016 № Д28и-2133, от 19.08.2016 № Д28и-2168). При этом, в отличие от бюджетных учреждений, которым п. 3 ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ при соблюдении определенных условий позволяет осуществлять закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ за счет средств, полученных при осуществлении ими приносящей доход деятельности, унитарным предприятиям такая возможность новой редакцией Закона № 44-ФЗ не предоставлена: с 1 января 2017 года закупки за счет средств, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, унитарные предприятия будут обязаны осуществлять с соблюдением правил, установленных Законом № 44-ФЗ.

Каким образом определить совокупный годовой объем закупок МУПа, если поступлений из бюджета (гранта) не было и не будет, так как МУП не является участником бюджетного процесса?

Под совокупным годовым объемом закупок понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий
объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году (п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Анализируя приведенную норму, специалисты Минэкономразвития России указывают, что совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) представляет собой сумму средств по:

Контрактам, заключенным в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году;

– контрактам, заключенным в текущем финансовом году и полностью исполняемым и подлежащим оплате в текущем финансовом году;

– контрактам, заключенным в текущем финансовом году и исполняемым в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году (письма Минэкономразвития России от 21.12.2016 № Д28и-3403, от 16.12.2016 № Д28и-3513, от 17.02.2016 № Д28и-421, от 30.09.2014 № Д28И-1889).

Формально из п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ не следует вывод о том, что к СГОЗ унитарных предприятий, рассчитываемому на 2017 год, относятся объемы финансирования по договорам, заключенным в период до 2017 года, когда такие предприятия руководствовались положениями Закона № 223-ФЗ, так как приведенная норма упоминает о закупках, осуществляемых в соответствии с Законом № 44-ФЗ, включая оплату по контрактам, под которыми понимаются гражданско-правовые договоры, заключаемые (в том числе унитарными предприятиями с 2017 года) также с соблюдением требований Закона № 44-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 1 этого закона).

Однако по смыслу п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ СГОЗ на 2017 год для унитарных предприятий, по всей видимости, должен рассчитываться исходя из общего объема финансирования, предназначенного для оплаты в 2017 году договоров о приобретении товаров, работ и услуг (то есть для финансирования закупок заказчика). Это обусловлено тем, что с 1 января 2017 года положения Закона № 44-ФЗ распространяются на унитарные предприятия без каких-либо исключений в отношении договоров, которые были заключены до 2017 года, но исполняются впоследствии. Как следует из п.п. 3, 7 ст. 3, ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, с даты вступления в силу Закона № 321-ФЗ приобретение (а следовательно, и оплата) товаров, работ и услуг унитарными предприятиями как заказчиками, обязанными руководствоваться требованиями Закона № 44-ФЗ, осуществляется в рамках закупок, направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Поэтому надо полагать, что СГОЗ унитарного предприятия на 2017 год (отражаемый в плане-графике) рассчитывается как совокупность сумм, причитающихся к уплате контрагентам в 2017 году по контрактам, которые заказчик планирует заключить в течение этого финансового года, а также по договорам, которые были заключены унитарным предприятием до 1 января 2017 года.

Исключение могут составлять только суммы осуществляемой за счет источников, указанных в ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, оплаты по договорам, которые могут продолжать регулироваться Законом № 223-ФЗ при наличии у предприятия положения о закупке за счет таких источников. В отношении прочих закупок за счет любых источников финансирования исключения в отношении закупок, осуществляемых унитарными предприятиями, законодательство не делает.

Следует подчеркнуть, что изложенная точка зрения является экспертным мнением. Официальных разъяснений и правоприменительной практики по этому вопросу обнаружить не удалось. Поскольку нельзя исключить вероятности того, что контролирующие органы займут иную позицию по данному вопросу, лучше всего обратиться за письменными разъяснениями в ФАС России (пп. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331).

Единственным учредителем ГУП – бюро технической инвентаризации – является орган государственной власти Московской области. На каком основании ГУП может выступать единственным поставщиком услуг кадастровой деятельности и технической инвентаризации министерств и муниципальных образований Московской области? Возможно ли заключение с ГУП контрактов на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?

Прежде всего необходимо отметить, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по общему правилу осуществляют закупки товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 1, п.п. 5 и 6 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы
определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется заказчиком в соответствии с положениями главы 3 Закона № 44-ФЗ (п. 5 ст. 24 данного закона). При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Из вышеизложенного следует, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут заключать договор с единственным поставщиком, не проводя открытого конкурса и не прибегая к иным конкурентным процедурам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), только в случаях, прямо предусмотренных законом, а именно – ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

В частности, одним из оснований, которое применимо практически к любым товарам, работам, услугам, закупаемым у любых поставщиков, является основание, предусмотренное п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, согласно которому допускается заключение контракта с единственным поставщиком при соблюдении требований, ограничивающих сумму одного контракта и совокупный объем закупок, производимых конкретным заказчиком по данному основанию.

Так, согласно приведенной норме, товар, работа или услуга могут закупаться в рамках одного контракта на сумму не свыше 100 000 рублей, а совокупный годовой объем закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не должен превышать 2 млн руб. В том же случае, если сумма в 2 млн руб. составляет менее 5% от совокупного годового объема всех закупок заказчика, то объем закупок, производимых у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и в любом случае не должен составлять более чем 50 млн руб. Единственным исключением из правила, ограничивающего годовой объем закупок по приведенному основанию, являются закупки, осуществляемые для нужд сельского поселения.

Анализ иных оснований для заключения государственным органом или органом местного самоуправления контракта с единственным поставщиком показывает, что возможность их применения практически не зависит от воли таких заказчиков, так как связан с особым правовым регулированием какого-либо рынка, которое делает невозможным или затруднительным обеспечение на нем конкуренции (п.п. 1, 3, 6, 8, 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) или особой принципиальной ограниченностью рынка (п.п. 31, 32, 36, 38, 39 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); особым порядком определения контрагента (в том числе в индивидуальном порядке), исключающим возможность применения конкурентных процедур, предусмотренных законом (п.п. 2, 7, 22, 30 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); особым статусом контрагента (п.п. 11, 12, 43 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); наличием у одного конкретного лица особых прав в отношении определенных товаров, работ, услуг, необходимых для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, исключающих возможность конкуренции (п.п. 10, 13, 14, 15, 17, 19, 33, 36 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); особой ситуацией, в которой находится заказчик, делающей очевидно нецелесообразным проведение конкурентных процедур, ввиду необходимости срочного осуществления закупки (п.п. 9, 20, 21, 26, 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) или «технологического» отсутствия необходимости (п.п. 16, 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); особой важностью закупки, в том числе ввиду ее связи с государственной тайной (п.п. 20, 21, 40, 41, 42 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); практической невозможностью определения контрагента конкурентными способами (п.п. 24, 25, 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Более того, ряд оснований для закупки может использоваться только отдельными заказчиками, к которым государственные органы и органы местного самоуправления не относятся (п.п. 5, 17, 35, 36, 44, 45 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Оценивая для рассматриваемого случая возможность использования иных оснований для заключения контракта с единственным поставщиком, кроме предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, мы приходим к выводу о том, что такая возможность отсутствует, в том числе это касается и основания, предусмотренного п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Дело в том, что, согласно указанному пункту, заключение контракта с единственным поставщиком, которым является государственное унитарное предприятие субъекта РФ, возможно только в том случае, если указанное предприятие подведомственно органу исполнительной власти такого субъекта РФ и работа или услуга, являющиеся предметом контракта, могут выполняться или оказываться только данным органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, установленными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

При этом из норм Закона № 44-ФЗ не ясно, что понимается под термином «законодательные акты субъекта РФ». Однако Минэкономразвития РФ, проанализировав употребление термина «законодательные акты» в отношении федеральных правовых актов, в своих разъяснениях указало, что под законодательными актами субъектов РФ должны пониматься исключительно законы соответствующего субъекта РФ (письмо Минэкономразвития РФ от 17.11.2015 № Д28и-3417).

Более того, анализ федерального законодательства свидетельствует о том, что выполнение кадастровых работ в отношении какого бы то ни было имущества может осуществляться физическими лицами, которые имеют действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве работника юридического лица (ч. 1 ст. 31 этого же закона). Отсюда видно, что право осуществления такой деятельности имеет фактически неограниченный круг физических лиц, получивших квалификационные аттестаты кадастровых инженеров, и юридических лиц, заключивших с указанными физическими лицами трудовые договоры.

В свою очередь, техническая инвентаризация, которая в настоящий момент продолжает проводиться в отношении жилищного фонда (ч. 5 ст. 19 Жилищного кодекса РФ, п. 2 письма Минэкономразвития РФ от 22.02.2013 № Д23И-449), может осуществляться не только государственными, но и муниципальными организациями технической инвентаризации (п. 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301). Причем под государственными организациями понимаются не только организации субъектов РФ, но и федеральные организации. Следовательно, полномочия по осуществлению технического учета, в том числе технической инвентаризации, жилищного фонда, также не являются, согласно действующему законодательству, исключительными.

Таким образом, принимая во внимание все вышеизложенное, можно сделать вывод, что с указанным в вопросе государственным унитарным предприятием контракт на проведение работ по технической инвентаризации или кадастровых работ органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области может быть заключен как с единственным поставщиком только на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии соблюдения установленных данным пунктом ограничений.