Открыть кальянную с нуля затраты самостоятельно. Как открыть кальянную с нуля: все этапы создания и советы владельцев бизнеса

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы

хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и

развиваться.

Малое предприятие - предприятие с незначительным количеством работников, небольшими объемами деятельности, большей частью рискованной (производственной, торговой, научной и т.п.) и производства, владелец которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения с целью присвоения прибыли. В соответствии с новым законом к субъектам МП относятся внесенные в государственные реестры юридические лица, потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, зарегистрированные в качестве ИП, крестьянские и фермерские хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1. Для юридических лиц: суммарная доля участия в их уставном капитале в РФ, к субъектам РФ, общественных и религиозных организациях, благотворительных и иных органах не превышает 25%.

Доля принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимися субъектами МП не превышает 25%.

2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек, в том числе до 15 человек микропредприятия.

3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные правительством РФ.

Производными целями деятельности малых предприятий есть производство товаров и услуг высокого качества и низкой себестоимости, завоевание определенной ниши на рынке, удовлетворение потребительского спроса населения и др. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:

Численность персонала;

Размер уставного капитала;

Величина активов;

Объем оборота (прибыли, дохода).

Малые предприятия могут быть разных форм собственности, прежде всего частной (трудовой и капиталистической) и коллективные. В России наибольшая доля малых предприятий в 1998 г. была коллективной (свыше 15 тыс.) и частной (основанной на собственной и чужой работе - свыше 6,3 тыс.) собственностью. В США почти 60% ферм ведут хозяйственную деятельность без найма рабочей силы. В России малые предприятия с частной формой собственности присвоили 24% балансовой прибыли, а коллективной - 75%, причем последние проявили высшую жизнеспособность (вследствие объединения капиталов, коллективного ведения предпринимательской деятельности и др.). В промышленности в 1998 г. малые коллективные предприятия изготовили почти 80% продукции, частные - 17, государственные - 2,5%.

Приведенное высшее определение характеризует лишь важнейшие признаки малого предпринимательства, его внутреннюю сущность. Полнее или комплексно такая сущность раскрывается в выполняемых им функциях, объединении положительных и отрицательных сторон.

Положительными чертами малых предприятий есть:

1) гибкость и мобильность в управлении и организации производства;

2) полное использование рабочей силы и оборудования, меньший уровень запасов (тогда как на крупных предприятиях остаются незагруженными в среднем 75% производственных мощностей);

3) рациональная организационная структура предприятия;

4) быстрая адаптация к конъюнктуре рынка, местных условий, запросов потребителей, оперативное обновление ассортиментов продукции;

5) возможность быстрого внедрения значительной доли новых идей, проектов и создание новых образцов продукции;

6) невысокие эксплуатационные расходы;

7) относительно небольшой капитал для создания таких предприятий;

8) возможность уменьшения расходов производства за счет узкой специализации, экономии на управленческих расходах и др.;

9) высокие шансы на успех;

10) значительная роль в создании новых рабочих мест;

11) большое значение в формировании среднего класса населения;

12) создание конкурентной среды как важной движущей силы экономического прогресса;

13) формирование предпринимательства как фактора социально-экономического прогресса.

Основными недостатками деятельности малых предприятий есть:

1) низшая производительность работы (в большинстве случаев) сравнительно с крупными предприятиями;

2) неспособность внедрять важные капиталоемкие достижения науки и техники в производство;

3) высокая интенсивность работы за счет более длительного рабочего дня, использование семейной работы;

4) экономия на условиях работы и технике безопасности;

5) ограниченная возможность повышать квалификационный уровень нанимаемых работников;

6) значительные трудности с финансированием, получением кредитов, недостаточность оборотных средств, задолженность и т.п.;

7) отсутствие профсоюзов, а итак тех прав в управлении производством, которые завоевали нанимаемые работники на крупных предприятиях;

8) ограниченность во внедрении прогресивнейших форм и методов организации производства;

9) формирование совокупностью малых предприятий вообще стихийного характера развития немонополизированного сектора экономики, лишь частично подчиненного действия закона планомерного развития (той мерой, которой эти предприятия втянутые в контрактные отношения с крупными компаниями и государством).

Даже простое сопоставление положительных и отрицательных сторон деятельности малых предприятий, которые являются противоречивыми в пределах единой системной сущности, свидетельствует о доминировании положительных черт, а потому является основанием для экономической целесообразности расширения масштабов такой деятельности.

Если сущность такого предпринимательства анализировать комплексно, со стороны выполняемых им функций (новаторской, организационной, хозяйственной, социальной), то роль малых предприятий неоднозначная. Так, роль их в реализации новаторской функции (т.е. содействии процесса продуцирования новых идей - технических, научных, организаторских, управленческих и т.п.) чрезвычайно важная (особенно новых научных и технических идей, создании проектов, осуществлении исследовательско-конструкторских разработок).

Тем не менее в процессе реализации организационной функции предпринимательства (внедрении новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы, рациональном объединении форм единичного разделения труда и др.) их роль незначительная.

Большое значение малых предприятий в процессе реализации хозяйственной функции предпринимательства (т.е. эффективном использовании большинства трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов) и социальной функции (изготовлении товаров и услуг, необходимых обществу, в трудоустройстве значительной доли трудоспособного населения и т.п.). Но существеннее роль (даже сравнительно с крупными фирмами) играют малые предприятия в реализации личностной функции предпринимательства (т.е. самореализации собственной цели предпринимателя, получении им удовлетворение от своей деятельности).

Чтобы усилить положительные и ослабить отрицательные стороны деятельности предприятий, необходимая всесторонняя поддержка государством их деятельности.

Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.

Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъектуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.

Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.

Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.

Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.

Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно.

В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне.

В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.

Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства.

Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий.

Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся.

Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.

В развитых странах именно малому бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес как деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.

Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что именно больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.

Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.

Напомним, что к микро-, малым и средним предприятиям относят организации, чья выручка за прошлый год не превышает установленных предельных значений. Новые компании в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к малому бизнесу, если их показатели со дня их госрегистрации не превышают предельных значений. Критерии принадлежности к микро-, малым и средним предприятиям утверждены , они вступили в силу 25.07.2015. Подробнее смотрите в таблице.

Новые критерии принадлежности к микро-, малым и средним предприятиям

Признание организации субъектом малого предпринимательства дает ряд преимуществ, нацеленных на развитие данного бизнеса. Так, микро- и малые предприятия могут вести бухучет по упрощенным правилам:

  • использовать сокращенный рабочий план счетов;
  • применять кассовый метод признания доходов и расходов;
  • составлять сокращенную бухгалтерскую отчетность, состоящую из баланса и отчета о финансовых результатах;
  • ведение бухгалтерского учета может возложить на себя руководитель;
  • проценты по любым заемным обязательствам учитывать в составе прочих расходов;
  • перспективно отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменений учетной политики;
  • любые ошибки, включая существенные, исправлять как несущественные;
  • не применять требования: , ;
  • не создавать резервы отпусков и переоценивать по рыночной стоимости любые финансовые вложения.

У микропредприятий есть дополнительные преимущества. Они имеют законное право не принимать к оплате банковские карты , а также вести бухучет без применения двойной записи.

В налоговом учете льготы для субъектов малого предпринимательства НК РФ не установлены, но органы местного самоуправления могут утвердить пониженные тарифы по налогу на имущество и земельному налогу.

Порядок ведения кассовых операций малые предприятия должны соблюдать, но они вправе не устанавливать лимит остатка наличных в кассе и хранить все деньги в кассе, не сдавая их в учреждение банка.

Кроме того, для субъектов малого предпринимательства и предусмотрены благоприятные условия для участия в госзакупках.

Субъекты малого предпринимательства – кто это? Кого можно отнести к малым предприятиям, каким критериям должна соответствовать организация или ИП, какими льготами и преимуществами они пользуются?

Существует Федеральный закон №209-ФЗ от 24.07.2007, который устанавливает, что такое субъект малого предпринимательства, какие критерии позволяют предприятию назвать малым.

Согласно закону, субъекты малого предпринимательства – это организации и ИП, для которых выполняются условия критерии, указанные в ст.4 закона №209-ФЗ.

Три критерия отнесения предприятия к малым предприятиям

Критерий 1: Доля участия в уставном капитале

Доля участия РФ, субъектов РФ, МО, иностранных граждан и организаций, а также благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций в уставном капитале организации не должна превышать 25%.

Доля участия другого предприятия, не являющегося малым, в уставном капитале не должна превышать 25%.

Критерий 2: Средняя численность работников

За прошедший календарный год организации или ИП не должна превышать 100 человек, если численность менее 15 человек – это микропредприятие.

Если средняя численность работников от 101 до 200 человек, то организация или ИП признается средним предприятием.

Средняя численность работников включает в себя всех работников, работающих по трудовым договорам, а также договорам гражданско-правового характера и по совместительству.

Критерий 3: Выручка от реализации товаров, услуг

Выручка (или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) не должна превышать предельных значений, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2013 года №101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Выручка считается за предшествующий календарный год без учета .

  • Выручка до 60 млн. руб. – предельное значение для микропредприятий.
  • Выручка до 400 млн. руб. – предельное значение для малых предприятий.
  • Выручка до 1000 млн. руб. – для средних предприятий.

Раз в 5 лет эти значения пересматриваются Правительством РФ и корректируются в соответствии с реальными статистическими данными.

Какие выгоды получает малое предприятие?

Закон №209-ФЗ дает субъектам малого предпринимательства определенные гарантии и меры государственной поддержки.

Малые предприятия могут применять специальные налоговые режимы, вести и сдавать упрощенную отчетность.

Субъектам малого предпринимательства при определенных условиях может быть оказана поддержка государства (согласно статьям 17-25 Закона №209-ФЗ):

  • Финансовая;
  • Имущественная;
  • Информационная;
  • Консультационная;
  • В сфере образования;
  • В области инноваций и промышленного производства;
  • В области ремесленной деятельности;
  • При осуществлении внешнеэкономической деятельности;
  • При осуществлении сельскохозяйственной деятельности.

Критерии малого предприятия изменились в 2018 году. Теперь еще больше фирм и ИП подпадают под критерии. Статус малого предприятия дает дополнительные права. Проверьте свою фирму или ИП по новым критериям.

Читайте в статье:

Статус малого предприятия

Фирмы и предприниматели, относящиеся к малому бизнесу, пользуются дополнительными правами и льготами. Они могут:

  1. Перечислять меньше налоговых платежей.
  • Скачать справочник по сниженным налоговым ставкам для малых предприятий на УСН.
  1. Вести бухучет упрощенно.
  1. Сдавать сокращенную бухгалтерскую отчетность.
  2. Работать без лимита кассы .
  3. Заключать контракты с госзаказчиками на льготных условиях.
  4. Минимизировать количество обязательных проверок.

Статус малого предприятия имеют фирма или предприниматель, внесенные в единый реестр малого и среднего предпринимательства ФНС в связи с тем, что они соответствуют всем обязательным критериям и лимитам. ФНС самостоятельно включает организации и ИП в реестр, поэтому, чтобы получить статус малого предприятия, подавать заявление или собирать какие-либо документы не нужно. Единый реестр малого и среднего предпринимательства доступен на официальном сайте налоговой службы.

Из реестра можно получить важную информацию о своей фирме или предпринимателе, а также о контрагентах.

Критерии отнесения к малому предприятию

Общих требований к любому субъекту малого бизнеса всего два:

  • по среднему списочному числу сотрудников за прошлый год;
  • по налоговым доходам за год.

Однако для малых акционерных общество и ООО существует дополнительное ограничение - по доле участия в их уставном капитале РФ, регионов, муниципалитетов, религиозных юрлиц, общественных и прочих фондов.

  • Скачать справочник требований к малым и средним предприятиям.

Критерии малого предприятия: таблица

В таблице 1 приведены общие и дополнительные требования для получения статуса малого предприятия фирмами и предпринимателями.

Требования Для всех малых Для малых ООО Для малых АО
Среднее списочное число сотрудников в прошлом году
  • 16 - 100 чел. – для малого предприятия
Налоговые доходы за год
Доля в УК - Не более 25% доля:
  • РФ, регионов, муниципалитетов;
  • общественных образований;
  • религиозных юрлиц;
  • благотворительных и прочих фондов.
Не более 49% доля:
  • иностранных организаций;
  • фирм, не являющихся малым и средним бизнесом

Критерии отнесения к малому предприятию: утрата статуса

ФНС исключит фирму или предпринимателя из реестра, если в течение трех следующих подряд лет не соблюдается какое-либо из общих требований:

  • или среднее списочное число сотрудников за прошлый год;
  • или налоговые доходы за год.

Однако первые исключения произойдут только после 1 июля 2019 года. Это дата истечения первых трех лет с момента первоначального формирования единого реестра малого и среднего предпринимательства.

Малые предприятия: критерии 2018 изменены

В 2018 году внесены поправки в Закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Поправки вступаю в силу поэтапно.

С 3 августа 2018 года фирма или предприниматель считаются субъектами малого бизнеса, только если они числятся в реестре ФНС.

А с 1 декабря 2018 года будут уточнены иные критерии отнесения к малому предприятию, а именно:

  • добавлен новый тип юрлиц;
  • снято требование о максимальной доле участия иностранных фирм в капитале АО, ООО и товариществ;
  • изменено содержание единого реестра малого и среднего предпринимательства;
  • уточнен порядок формирования реестра.

Критерии отнесения к малому предприятию: новые с 1 декабря

Нововведения, вступающие в силу в конце 2018 года, представлены в таблице 2.

№ п/п Изменение Станет с 01.12.2018 Сейчас
Норма 209-ФЗ Пояснение
1. Добавлен новый тип малого бизнеса Ч.Ч.1, 1.1 ст. 4 Малыми предприятиями считаются хозяйственные товарищества двух видов:
  • полные – в которых участники ведут деятельность от имени товарищества и отвечают по долгам своим имуществом;
  • командитные – в которых есть участники, не участвующие в деятельности и отвечающие по долгам в пределах своих вкладов
-
2. Общие критерии малого предприятия применены к товариществам П. п. 1, 2, 3 ч. 1.1 ст. 4
  1. Среднее списочное число сотрудников товарищества в прошлом году:
  • 15 чел. и менее – для микропредприятия
  • 16 - 100 чел. – для малого предприятия.
  1. Налоговые доходы товарищества за год:
  • 120 млн р. и менее – для микропредприятия
  • 800 млн р. и менее – для малого предприятия
Рассчитать сведения о численности сотрудников
-
3. Снято требование о доле участия иностранных фирм в капитале АО, ООО и товариществ (не более 49%) Под. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Не ограничена доля участия в капитале для иностранных юрлиц, соответствующих критериям малого предприятия
  • Скачать бланк заявления о подтверждении статуса малого бизнеса
Доля участия в капитале для иностранных юрлиц - не более 49%

Единый реестр малого и среднего предпринимательства: новшества с 1 декабря

Нововведения по формированию и содержанию реестра, вступающие в силу в конце 2018 года, представлены в таблице 3.

Таблица 3. Единый реестр малого и среднего предпринимательства

№ п/п Изменение Станет с 01.12.2018 Сейчас
Норма 209-ФЗ Пояснение
1. Изменено содержание единого реестра П. 5.1 ч. 3 ст. 4.1 В реестре появится информация о среднесписочном числе сотрудников в прошлом году, если эта информация уже опубликована на сайте ФНС в составе открытых данных, не составляющих коммерческую тайну

Рассчитать среднесписочную численность компании

-
2. Уточнены полномочия по включению сведений в реестр П. 12 ч. 3 ст. 4.1 Сведения вносятся в соответствии актами Правительства РФ Сведения вносятся в соответствии с федеральными законами или актами Правительства РФ
3. Уточнен порядок формирования реестра П. 8 ч. 5 ст. 4.1 Сведения в соответствии актами Правительства РФ вносятся в реестр в сроки, установленные Правительством РФ -
4. В реестр внесут АО с единственным акционером и хозяйственные товарищества - 10 декабря 2018 года ФНС включит в реестр:
  • АО с одним акционером;
  • хозяйственные товарищества,
созданные с 1 декабря 2017 года по 1 декабря 2018 года
-

Вложенные файлы

  • Справочник налоговые льготы для малого бизнеса при УСН.doc
  • Справочник требования к малым и средним предпринимателям.doc
  • Бланк заявления о подтверждении статуса малого бизнеса.doc

Проверяем относится ли ваша организация к малым предприятиям или микропредприятию.

В обзоре вы узнаете какие критерии малого предпринимательства, численность малого предприятия и микропредприятия, кто относится к субъектам малого предпринимательства не зависимо от системы налогообложения 2019.

Принято считать, что большинство компаний, работающих на УСН, являются субъектами малого предпринимательства. Что "малышом" может быть любое предприятие с небольшими доходами. Но это не так. Термин «субъекты малого предпринимательства » распространяется и на . Если коротко сказать, то к субъектам малого бизнеса относят коммерческие организации :

  • хозяйственные общества и партнерства (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • индивидуальных предпринимателей.
удовлетворяющие установленным критериям.

Примечание : Если у вас не коммерческая организация, то её и не будет в реестре СМСБ.

Как понять, относится ли ваша фирма к категории малых предприятий ?

Критерии, по которым фирмы относят к субъектам малого бизнеса, перечислены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Существуют три критерия малого предприятия. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, у которых:

  1. суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;

    Примечание : ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209*ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", "Коммерческие и некоммерческие организации"

  2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек

    Примечание : п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ

    Примечание : Микропредприятие - до 15 человек

  3. выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 800 млн руб. п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ; абз. 3 п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"

    Примечание : Для микропредприятий предельное значение выручки - 120 млн. руб.

Последним двум критериям должны удовлетворять и , чтобы считаться субъектами малого предпринимательства.

Сведения о компании и предпринимателе заносят в специальный реестр, который ФНС России формирует ежегодно 1 августа по состоянию на 1 июля. Впервые данные в реестр включили в 2016 году. Исключение – потребительские кооперативы (кроме сельскохозяйственных и вновь созданных). Информация о них попадет в реестр в 2017 году (письмо ФНС России от 25 августа 2016 № СА-4-14/15649).

Утвержден лимит доходов для субъектов малого предпринимательства - «малышей»

С 01.08.2016 года финансовым критерием для отнесения бизнеса к категориям малого или среднего будет не выручка от реализации, а вводится критерий «Доход от предпринимательской деятельности». При расчете дохода придется учитывать доходы по всем видам деятельности, а правила подсчета брать из Налогового кодекса РФ. Определять доход нужно на основе деклараций по УСН, ЕНВД и налогу на прибыль. Это значит, что статус малого предприятия больше не нужно подтверждать какими-либо дополнительными документами. При этом сами предельные значения в рублевом выражении останутся прежними.

Примечание : Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265

Так, для микропредприятий величина дохода, полученного от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должна превышать 120 млн. рублей. А для субъектов малого и среднего бизнеса – 800 млн. и 2 млрд рублей соответственно.

С августа 2016 г. изменятся и другие критерии, по которым предприятие может быть признано «малышом». Подробно о грядущих изменениях нам рассказал представитель Минэкономразвития России .


к меню

КРИТЕРИИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к малым и средним предприятиям

Примечание : В формате.pdf

  • с 5 июля 2015 года
  • с 1 января 2016 года
  • с 6 августа 2017 года
  • с 5 декабря 2017 года
  • с 1 декабря 2018 года new !

Важно!

Статус малого предприятия потеряете , если сумма дохода или среднесписочная численность работников будет превышать предельные значения три календарных года подряд (ч. 4 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ). При этом компанию исключат из реестра не ранее 1 июля 2019 года (письмо ФНС России от 23 августа 2016 № СА-4-14/15480).

Внимание!

Статус малого предприятия не зависит от того, какую систему налогообложения вы применяете.

Никаких документов и сертификатов по отнесению к малому, среднему бизнесу или микропредприятиям - нет. Только показатели, согласно законодательства.


Некоторым средним предприятиям разрешат иметь больше работников

Компаниям, работающим в сфере легкой промышленности, теперь будет проще сохранять статус среднего предприятия. Для них Правительством РФ может устанавливаться особый льготный критерий по среднесписочной численности работников. Федеральный закон от 26.07.2017 № 207-ФЗ

По общему правилу среднесписочная численность работников предприятий-«середняков» за предшествующий календарный год не должна быть больше 250 человек. Льготный критерий может быть установлен для предприятий, чей основной вид деятельности (т.е. приносящий не менее 70% всех доходов), ведется в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» в ОКВЭД.


к меню

Условия внесения сведений об АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ в ЕРСМСБ

Почему нашего ЗАО нет в реестре малых предприятий?

В Единый реестр вносятся сведения об акционерных обществах, соответствующих условиям, установленным подпунктами "б" - "д" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", перечни которых представляются в ФНС России ЗАО "ФБ ММВБ", Минобрнауки России, Фондом "Сколково" и Минэкономразвития России во исполнение пунктов 1 - 4 части 6 статьи 4.1 указанного Федерального закона.

В случае несоответствия акционерного общества ни одному из вышеуказанных условий и отсутствия его в перечнях, представляемых в ФНС России поставщиками, оснований для внесения в Реестр сведений о таком акционерном обществе в настоящее время не имеется. Письмо ФНС № ГД-4-14/3271@ от 21.02.2017


Если с составом ваших участников и учредителей изначально все в порядке, нужно сосредоточиться на более изменчивых показателях - на выручке и на средней численности работников. Если ориентироваться на эти два показателя, в 2016 г. ваше предприятие может считаться малым при следующих условиях:

в 2013, 2014 и 2015 г.г. показатели численности и выручки были не выше предельных.

Таким образом, малыми предприятиями могут быть и те, кто платит налоги по общему режиму (ОСНО), и те, ("упрощенку"), либо ("вмененке") или ЕСХН.

Специально регистрироваться где-либо в качестве субъекта малого предпринимательства не надо .

Не нужно и никакого свидетельства, подтверждающего ваш статус малого предприятия.


к меню

Предприятие на УСН относится к малому предприятию?

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с .

Примечание : Органы исполнительной власти и местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов - получателей такой поддержки. Но присутствие вашего предприятия в таком реестре, в общем-то, не дает 100%-ной гарантии того, что оно - малое. И наоборот, если предприятия в таком реестре нет, это не значит, что оно не относится к малым.

С января 2017 г. «микропредприятия» вправе будут организовать упрощенный кадровый документооборот

В частности, названные субъекты могут не принимать локальные акты, содержащие нормы трудового права, такие как (): ; положение об оплате труда; положение о премировании; график сменности, другие документы.


к меню

Может ли любой госорган потребовать от фирмы подтвердить статус малой компании?

При сдаче в ИФНС бухгалтерской отчетности по упрощенным формам каким-либо образом подтверждать статус малого предприятия не нужно. Но необходимые сведения налоговики могут запросить дополнительно. В том числе в ходе налоговой проверки. При этом важно понимать, что контролирующие органы и без участия плательщика могут собрать информацию о том, к какой категории он относится. Поэтому, если ваше предприятие не признается малым предприятием по критериям, сдавать ту же бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам не стоит, сдавать нужно общие формы учета.

Какие ЛЬГОТЫ предусмотрены для малого бизнеса

Бухгалтерам нужно знать два основных привилегиях, предоставленных малым компаниям.

Первая - если ваша компания - малое предприятие, то с 1 июня 2014 года вы можете не устанавливать кассовый лимит (абз. 10 п. 2 ). То есть вы можете накопить у себя в кассе столько денег, сколько захотите. Чтобы воспользоваться этой льготой, утвердите о том, что вы храните денежные средства в кассе без лимита остатка.

Примечание : Данная льгота действует и в отношении всех предпринимателей, даже тех, кто не относится к субъектам малого предпринимательства.

Вторая - субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухучета (п. 4 ). Нужно знать, что предприниматели бухучет не ведут, поэтому данное послабление для них неактуально. А вот для маленьких фирм предусмотрены сокращенные формы бухгалтерской отчетности. Также им можно не составлять приложения к отчетности, если нет важной информации, требующей расшифровки для контролеров или учредителей (п. 6 и 6.1 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н). А микропредприятия могут даже , сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

Кроме того, на малые компании не распространяется действие ряда ПБУ, которые обязательны для других. Соответствующая оговорка содержится в самих положениях по бухучету, поэтому читайте нормативные документы внимательнее. Например, представители малого бизнеса могут не применять ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

Если это нужно, малые предприятия могут сократить (п. 3 информации Минфина России № ПЗ-3/2012). Все это прописывается в бухгалтерской учетной политике организации.

к меню

Какие льготы положены субъектам малого предпринимательства, микропредприятий?

Малые предприятия при выполнении определенных условий могут:

  • применять ;
  • вести в упрощенном порядке;
  • платить региональный единый налог на УСН и ПСН по нулевой ставке (для ИП);
  • участвовать в госзакупках в приоритетном порядке;
  • избежать неналоговых проверок;
  • получить субсидии на поддержку малого бизнеса.

к меню

Сколько малых предприятий в России?

На начало 2014 года в России согласно данных Росстата РФ было 5,6 млн. малых и средних компаний. Из них 3,5 млн. (62,8%) – это индивидуальные предприниматели, а примерно 1,8 млн. (32,7%) – микропредприятия. К последним относятся компании с выручкой до 60 млн. рублей в год и числом занятых сотрудников до 15 человек. В совокупности обе этих категории составляют 95,5% малого и среднего бизнеса в России.

Только 235 тыс. компаний (4,2% от общего числа) являются малыми компаниями. Они имеют оборот до 400 млн. рублей и число занятых до 100 человек. К категории среднего бизнеса относятся порядка 17 тыс. компаний или всего 0,3% от общего числа малых и средних фирм. Флагманы имеют оборот до 1 млрд. рублей и штат до 250 сотрудников.

В 2016 году в России было 5,84 млн субъектов МСП, 95% из которых - это микробизнес с численностью меньше 15 человек. В секторе трудятся 18 млн человек (25% всех занятых).

Смотреть Единый Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

29 декабря 2015 года принят Федеральный закон № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий создание единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства к 1 августа 2016 года.

Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Федеральной налоговой службой.

Как организации попасть в реестр субъектов МСП

Сведения о юрлицах и ИП вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, имеющихся у налоговиков по состоянию на 1 июля текущего календарного года. Требование в отношении суммарной доли участия юриц, не являющихся субъектами МСП, в уставном капитале ООО в целях внесения сведений о таких обществах в Реестр учитывается при внесении сведений в Реестр, начиная с 2017 года.

Если до момента актуализации сведений Реестра 10 августа 2017 года участник ООО не являлся субъектом МСП (сведения о нем до указанного момента не могли быть включены в Реестр), условия по суммарной доле участия, не считаются соблюденными.

Таким образом, если ООО по состоянию на 1 июля 2017 года не соответствовало условию по суммарной доле участия юрлиц, не являющихся субъектами МСП, то сведения о нем в Реестре не содержатся.

к меню

Что ДЕЛАТЬ, если ФНС ЗАБЫЛА внести в "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства"

В случае выявления налогоплательщиком отсутствия в отношении себя сведений в «Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства» - необходимо заполнить заявление. Формирование и направление заявления осуществляется через сайт ФНС России в разделе «Иные функции ФНС - Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - « Вас нет в реестре или данные некорректны? ».

При заполнении заявления для корректировки сведений отраженных в Едином реестре СМП налогоплательщикам необходимо обратить внимание на правильность отражения реквизита «ИФНС по месту учета налогоплательщика», а именно на Код ИФНС по месту постановки на учет. При неверном заполнении данного реквизита Заявление налогоплательщика останется не рассмотренным.

Раньше 2019 года из реестра малого и среднего бизнеса никто не вылетит

Действует правило «трех лет». Т.е. категория малого или среднего предприятия может быть изменена, если его показатели были выше или ниже предельных значений по доходу и численности работников в течение 3 календарных лет, следующих один за другим.

В реестр малого и среднего предпринимательства компании и ИП включались согласно их статусу на 2016 год (т.е. по данным за предшествующий 2015 год). Соответственно, впервые категория субъекта малого или среднего предприятия, включенного в реестр, может быть изменена при формировании реестра по состоянию на 01.07.2019 (по данным за 2018 год).


к меню
Новый порядок сдачи в органы статистики обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности. Приказ разработан в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».