Минимальный размер оплаты труда (мрот). Минимальный размер оплаты труда (мрот) Мрот в бюджетной сфере на год

В качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Согласно правилам части 3 статьи 133.1 Трудового кодекса РФ:

    размер минимальной заработной платы для конкретного субъекта определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения на его территории. Частью 4 статьи 133.1. ТК установлено, что размер МЗП не может быть ниже федерального МРОТ;

    минимальную заработную плату устанавливают региональным соглашением трех сторон:

      правительства города Москвы;

      объединения работодателей (союза промышленников и предпринимателей).

    после того как соглашение заключено, всем работодателям, осуществляющим деятельность на территории Москвы, предлагается к нему присоединиться. Это происходит путем официального опубликования текста соглашения в СМИ;

    если работодатель, осуществляющий деятельность на территории Москвы, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению о региональном МРОТ не представил в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, считается, что работодатель присоединился к соглашению, а значит, обязан его применять;

Исходя из статьи 133.1 ТК региональный МРОТ обязателен для применения в рамках оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, а также муниципальных учреждений. Федеральные казенные, бюджетные и автономные учреждения не обязаны применять региональный МРОТ.

Размер минимальной заработной платы в г. Москве

Срок, с которого установлен размер минимальной заработной платы Размер минимальной
заработной платы
(руб., в месяц)
Нормативный акт, установивший размер минимальной заработной платы
с 1 ноября 2018 г. 18 781 Постановление Правительства Москвы от 19.09.2018 N 1114-ПП
с 1 мая 2018 г. 18 742
с 1 января 2018 г. 18 742 " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 12.09.2017 N 663-ПП
с 01.10.2017 18 742 " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 12.09.2017 N 663-ПП
с 1 июля 2017 г. 17 642 " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 13.06.2017 N 355-ПП
с 1 октября 2016 г. 17 561 "Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 06.09.2016 N 551-ПП
с 1 января 2016 г. 17 300 "Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015
с 1 ноября 2015 г. 17 300 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014 (ред. от 30.10.2015)
с 1 июня 2015 г. 16 500 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014 (ред. от 26.05.2015)
с 1 апреля 2015 г. 15 000
с 1 января 2015 г. 14 500 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014
с 1 июня 2014 г. 14 000 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2014 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 11.12.2013 (ред. от 24.04.2014)
с 1 января 2014 г. 12 600 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2014 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 11.12.2013
с 1 июля 2013 г. 12 200
с 1 января 2013 г. 11 700 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2013 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 12.12.2012
с 1 июля 2012 г. 11 700
с 1 января 2012 г. 11 300 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2012 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 30.11.2011
с 1 июля 2011 г. 11 100 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 02.12.2010 (ред. от 01.07.2011)
с 1 января 2011 г. 10 400 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 02.12.2010
с 1 мая 2010 г. 10 100
с 1 января 2010 г. 9 500 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2010 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 22.12.2009
с 1 сентября 2009 г. 8 700
с 1 мая 2009 г. 8 500 "Соглашение на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 24.12.2008
с 1 января 2009 г. 8 300 "Соглашение на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 24.12.2008
с 1 сентября 2008 г. 7 650 "Московское трехстороннее соглашение на 2008 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 11.12.2007 (ред. от 02.09.2008)
с 1 мая 2008 г. 6 800 "Московское трехстороннее соглашение на 2008 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 11.12.2007
с 1 сентября 2007 г. 6 100
с 1 мая 2007 г. 5 400 "Московское трехстороннее соглашение на 2007 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 12.12.2006
с 1 сентября 2006 г. 4 900
с 1 мая 2006 г. 4 100 "Московское трехстороннее соглашение на 2006 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 28.11.2005
с 1 октября 2005 г. 3 600
с 1 мая 2005 г. 3 000 "Московское трехстороннее соглашение на 2005 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 29.12.2004
с 1 октября 2004 г. 2 500
с 1 мая 2004 г. 2 000 "Московское трехстороннее соглашение на 2004 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 22.12.2003
со 2 полугодия
2003 г.
1 800
с 1 января 2003 г. 1 500 "Московское трехстороннее соглашение на 2003 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 15.12.2002
с 1 сентября 2002 г. 1 270
с 1 января 2002 г. 1 100 "Московское трехстороннее соглашение на 2002 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 04.12.2001

Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей
(в ред. Постановления Правительства Москвы от 13.06.2017 № 355-ПП)

(извлечение)

Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы от лица органов исполнительной власти города Москвы (далее - Правительство), Московская Федерация профсоюзов (далее также - МФП) от лица московских объединений профсоюзов (далее - Профсоюзы), Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) (далее - МКПП(р) от лица московских объединений работодателей (далее - Работодатели) (далее - Стороны) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом города Москвы от 11 ноября 2009 г. N 4 "О социальном партнерстве в городе Москве" заключили Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (далее - Соглашение).

Основными целями настоящего Соглашения являются обеспечение согласования интересов работников, работодателей и органов исполнительной власти города Москвы по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое функционирование и дальнейшее развитие отраслей экономики города Москвы, обеспечение и расширение государственных гарантий в вопросах занятости и социальной защиты населения, оплаты и охраны труда работников на основе принципов социального партнерства.

Работодатели:

2.20. Считать критериями массового увольнения показатели численности увольняемых работников организаций, зарегистрированных в городе Москве, с численностью работающих от 15 и более человек за определенный период времени:

2.20.1. Увольнение в течение 30 календарных дней более 25% работников организации от общей численности работающих в организации.

2.20.2. Увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы.

2.20.3. Сокращение численности или штата работников организации в количестве:

50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

2.21. Информировать в случае угрозы массового увольнения работников Профсоюзы, Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы не менее чем за 3 месяца до даты начала проведения соответствующих мероприятий. Совместно разработать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка приема работников на работу, перевод на режим неполного рабочего времени и иные меры, снижающие количество увольняемых работников).

2.22. Предоставлять ежемесячно в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы информацию о потребности в работниках.

2.23. Оказывать содействие в предоставлении работы в режиме гибкого рабочего времени или на условиях неполного рабочего времени одному из родителей, имеющих 3 и более детей, одному из родителей (законному представителю) ребенка-инвалида.

2.24. МКПП(р) проводить консультирование работодателей по вопросу заполнения заявки о потребности в привлечении иностранных работников.

2.25. Предоставлять работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, возможность переобучения новым профессиям, а также время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора.

2.26. Не допускать в течение года одновременного увольнения работников, которые являются членами одной семьи, в случае сокращения численности или штата работников организации.

2.27. Привлекать высококвалифицированных рабочих и специалистов в качестве наставников при трудоустройстве выпускников образовательных организаций профессионального образования.

2.28. МКПП(р) совместно с отраслевыми советами по профессиональным квалификациям проводить работу по профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, реализуемых профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, которые осуществляют подготовку специалистов для экономики города Москвы.

Профсоюзы:

2.29. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малообеспеченным и безработным гражданам по вопросам применения трудового законодательства.

2.29.1. Для создания дополнительных рабочих мест для инвалидов ежемесячно добровольно вносить в бюджет города Москвы взнос за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалидов в размере прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного Правительством Москвы, на день его уплаты.
(п. 2.29.1 введен решением МТК по регулированию социально-трудовых отношений от 12.12.2016 N 77-848-2)

2.30. Осуществлять общественный контроль за расходованием бюджетных средств и средств работодателей на модернизацию действующих и создание новых рабочих мест.

Раздел 3. В ОБЛАСТИ ПОЛИТИКИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

В целях повышения уровня жизни и заработной платы, снижения уровня бедности и социального неравенства в городе Москве Стороны обязуются:

3.1. Установить размер минимальной заработной платы в городе Москве с 1 января 2016 г. - 17300 рублей.

3.1.1. Размер минимальной заработной платы в городе Москве пересматривается ежеквартально и устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы , утвержденного постановлением Правительства Москвы . В случае снижения величины прожиточного минимума в городе Москве размер минимальной заработной платы сохраняется на прежнем уровне.

Федеральным законом от 19.12.2016 №460-ФЗ минимальный размер оплаты труда (МРОТ) был повышен с 1 июля 2017 года на 300 рублей. На что конкретно влияет повышение МРОТ, разберемся в сегодняшнем материале.

Федеральный МРОТ 2017 с 1 июля

Статьями 1-3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ оговорено, для каких целей следует применять данный показатель. А именно:

  • в части Трудового законодательства РФ: МРОТ - гарантированный уровень минимальной заплаты 2017;
  • в части Налогового законодательства МРОТ берется за основу при расчете взносов и сборов;
  • в части исполнения положений Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ - МРОТ используется как основа при исчислении пособий и в качестве ограничительного предела суммы пособий по больничным листам.

Региональный МРОТ в РФ с 1 июля 2017 года

Помимо федерального МРОТ статьей 133.1 ТК РФ субъектам страны позволено определять собственный минимальный размер оплаты труда.

Важно, что региональный МРОТ не может иметь значение ниже установленного на федеральном уровне.

60% регионов страны воспользовалось такой возможностью, основывая решение на социально-экономическом положении и на величине прожиточного минимума в своем регионе. Чтобы воспользоваться правом применять региональный МРОТ, в статье 45 ТК РФ определено, что органы власти субъекта РФ, содружества региональных профсоюзов и ассоциации работодателей обязаны заключить специальное соглашение.

Стоит также отметить, что региональная минималка уже включает все доплаты, установленные в регионе по территориальной принадлежности (в частности, например, северный коэффициент). Но этот момент может быть оговорен индивидуально по субъекту в вышеупомянутом трехстороннем соглашении.

Региональный МРОТ при принятии решения о применении не влияет на выплаты в пользу трудящихся в бюджетных учреждениях.

МРОТ - гарант минимальной зарплаты 2017

На увеличении минималки с 1 июля 2017 года в первую очередь должны акцентировать внимание те компании, в которых выплаты сотрудникам, как говорится, на грани - близки к минимальному значению. Статья 130 ТК РФ определяет МРОТ одной из гарантий оплаты труда в РФ. Если минимальная зарплата 2017 подчиненных будет ниже МРОТ и это выявят трудинспекторы, работодателю грозить как административное, так и уголовное наказание.

Чтобы правильно понимать размер минималки стоит разъяснить, что подразумевается под определением «заработная плата». В статье 129 ТК РФ сказано, что это вознаграждение за труд, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Потому, например, один оклад из всей зарплаты не обязан отвечать требованиям МРОТ, однако в совокупности все выплаты по итогам месяца должны быть не ниже минимального размера оплаты труда. Такие выводы сделали и верховные судьи в своих Определениях ВС РФ от 19.09.2016 № 51-КГ16-10 и от 08.08.2016 № 72-КГ16-4.

Кроме того, минималка, гарантированная трудовыми нормами, подразумевает, что после начисления из нее будет вычтен подоходный налог и произведены иные удержания при наличии. Также минимальная зарплата 2017 не зависит от формы выплаты (например, частично заплата может быть выдана в натуральном виде, согласно статье 131 ТК РФ, но в общей сумме вместе с натуральным выражением может соответствовать уровню МРОТ).

Следует отметить, что не ниже МРОТ должны быть выплаты работникам, отрабатывающим полную рабочую ежемесячную норму (ст. 133 ТК РФ). Если человек трудится на полставки, его заплата может быть и меньше установленной минималки.

Удобная программа учета на УСН с блоком Заработная плата и Кадры позволит грамотно рассчитать заплату сотрудников с учетом нового МРОТ!

МРОТ и выплата пособий 2017

Федеральный МРОТ оказывает прямое влияние на корректность расчетов больничного 2017 и пособий в связи с материнством.

Частью 1.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ определено - пособия начисляются, исходя из МРОТ, действовавшего на момент наступления периода нетрудоспособности.

Поэтому те пособия по болезни или травматизму, которые пришлись на период до 1 июля 2017 года и перешли на период после увеличения МРОТ пересчитывать не нужно. Однако здесь важно одно условие - страховой стаж сотрудника на момент наступления нетрудоспособности должен быть больше шести месяцев.

В случаях, когда «переходящие» пособия придется выплатить сотрудникам, чей страховой стаж на момент наступления болезни составлял меньше полугода, исчислять их следует с учетом увеличения МРОТ.

Такой нюанс связан с тем, что трудовым законодательством закреплена норма: размер месячного пособия не должен быть больше, чем установленный МРОТ.

Аналогичное правило действует и для выплат «декретных» пособий: если страховой стаж работницы на момент выхода в декрет составлял меньше полугода, а больничный был открыт до 1 июля 2017 года - пособие нужно будет пересчитать (пункт 3 статьи 11 Закона №255). Если сотрудница имеет стаж более 6 месяцев - перерасчеты делать не нужно.

P.S.

Напоминаем, что, как и в прошлые периоды, для расчета предпринимателями страховых взносов «за себя», которые нужно будет уплатить за 2017 год:

Берется значение МРОТ, действовавшее на начало 2017 года - 7500 рублей.

В целом, для расчета фиксированных взносов «за себя» коммерсант должен учесть три показателя (ст. 430 НК РФ):

  • МРОТ на начало календарного года;
  • тарифы взносов соответствующего внебюджетного фонда (в 2017 году стандартный тариф ПФР составляет 26%, ФФОМС - 5,1% ФСС - 2,9%);
  • период расчета взносов «за себя» (это может быть и целый календарный год, и его часть).

Какой утвердили МРОТ с 1 января 2017 года в России? Как новый МРОТ повлияет на пособия и зарплату? Изменятся ли размеры пособий с 1 января 2017 года? Давайте разбираться.

МРОТ с 1 января: размер

МРОТ с 1 января 2017 года в России увеличен не будет. Чиновники посчитали, что изменять МРОТ с начала года не нужно. Заметим, что многие бухгалтеры привыкли, что МРОТ увеличивается именно с начала года. Так, к примеру, в 2016 году МРОТ увеличится с 1 января и составил 6204 рубля (статья 1 Федерального закона от 14.12.2015 № 376-ФЗ). Однако с 2017 года увеличения не произойдет.

Последний раз МРОТ увеличивали с 1 июля 2016 года до 7500 рублей (Федеральный закон статья 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ). В связи с этим, в частности, изменились и размеры пособий. См. « ».

С 1 января 2017 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не изменился. Поэтому и размеры пособий останутся на прежнем уровне.

Имейте в виду, что с 1 июля 2017 года МРОТ возрастет на 300 рублей и его размер составит 7800 рублей. Индексация МРОТ на 4% обусловлена прогнозными показателями инфляции, которые должны в 2017 году составить в 4%. Это предусмотрено соответствующий законопроектом .

Изначально планировалось, что размер МРОТ с 1 января 2017 года составит 8800 рублей. Однако потом чиновники от нового размера МРОТ отказались и оставили его на прежнем уровне. См. « ».

МРОТ с 1 января 2017 года и зарплата

МРОТ – это минимальный заработок, который организация или ИП (работодатели) должна начислять работникам за полностью отработанный ими месяц (ст. 133 ТК РФ). Однако имейте в виду, что «на руки» работник может получить и меньше МРОТ – за вычетом НДФЛ и других удержаний, например алиментов. Соответственно, я с 1 января 2017 года платить меньше 7500 рублей нельзя.

Ведь меньше МРОТ не может быть общая зарплата, в которую входят (ст. 129 ТК РФ):

  • вознаграждение за труд;
  • компенсационные выплаты, в том числе доплаты и надбавки;
  • стимулирующие выплаты (премии).

Региональный МРОТ с 1 января 2017 года

Стоит напомнить, что региональные власти с 1 января 2017 года могут установить в специальном соглашении свой МРОТ, превышающий федеральный МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ). Однако от регионального МРОТ можно отказаться. В этих целях потребуется оформить мотивированный отказ и отправить его в местное отделение Комитета по труду и занятости. См. « ».

МРОТ с 1 января 2017 года для расчета пособий

С 1 января 2017 года для расчета пособий принимайте во внимание федеральный МРОТ -7500 рулей. Этот размер МРОТ влияет на размер пособий в двух случаях:

  • стаж сотрудника менее шести месяцев;
  • зарплата сотрудника ниже «минималки».

Зарплата ниже МРОТ: ответственность в 2017 году

Если с 1 января 2017 года зарплата работников окажется меньше МРОТ (7500 рублей), то работодателя могут привлечь к ответственности в виде штрафов. Штраф для организации может составить от 30 000 до 50 000 рублей, а при повторном выявлении – от 50 000 до 70 000 рублей. Для директора или главбуха ответственность может быть такой: при первичном нарушении могут вынести предупреждение или выписать штраф от 1000 до 5000 рублей, при повторном – штраф от 10 000 до 20 000 рублей. Более того, могут дисквалифицировать на срок от года до трех (ст. 5.27 КоАП РФ).

МРОТ 2018-2019 прошел несколько этапов увеличения. В течение 2018 года действовали два значения этого показателя. С 01.01.2019 МРОТ в очередной раз повышен. Для чего нужен МРОТ 2018-2019 и какие значения он принимал в течение двух последних лет, расскажем в нашей статье.

МРОТ: расшифровка понятия

Аббревиатура МРОТ, широко используемая с 1990-х годов, расшифровывается как минимальный размер оплаты труда. И сегодня значение данного показателя сложно недооценить, ведь это база, от которой производится начисление минимальных сумм больничных и пособий беременным, а также обязательных страховых платежей самозанятых лиц за периоды до конца 2017 года (с 2018 года эта привязка отменена).

О том, в каких суммах самозанятые лица уплачивают взносы с 2018 года, читайте в статье «Какие страховые взносы платит ИП в 2018-2019 годах?» .

Ранее этот универсальный показатель служил также для расчета некоторых налогов, штрафов и ряда обязательств по гражданско-правовым договорам, в которых было внедрено условие о привязке к МРОТ. Но в настоящее время для этих целей МРОТ не применяется.

МРОТ в России

ФЗ о МРОТ принимается Госдумой РФ ежегодно. Суть каждого нового закона сводится к внесению изменений в ст. 1 и 2 закона «О МРОТ» от 19.06.2000 № 82-ФЗ. Так, в ст. 1 указывается новый размер минимальной оплаты труда, устанавливаемый по РФ на текущий год (например, для МРОТ 2018 года, действовавшего с 01.05.2018, — 11 163 руб. в месяц), а в ст. 2 определяется начало действия нового МРОТ (к примеру, начало действия МРОТ-2018 — 01.05.2018).

Величина МРОТ, применяемая с 01.01.2019, приравнена к размеру прожиточного минимума трудоспособного населения за 2-й квартал 2018 года. Его значение равно 11 280 руб.

Минимальный размер оплаты труда, установленный Госдумой РФ, называется федеральным. Помимо федерального в субъектах РФ может устанавливаться значение регионального МРОТ.

О динамике значения федерального МРОТ и соотношении его величины с уровнем прожиточного минимума по РФ читайте .

Что входит в МРОТ

Ст. 133 ТК РФ предусматривает, что зарплата сотрудника, отработавшего полный месяц и выполнившего все свои трудовые обязанности, не может быть ниже МРОТ. Поэтому если работодателя будут проверять на соответствие зарплаты работников утвержденному на текущий год МРОТ, то проверяющий сверит уровень установленной у него зарплаты с тем, какой в регионе действует минимальный размер оплаты труда.

О том, какая из составных частей зарплаты не может устанавливаться меньше, чем МРОТ, читайте в материале «Ст. 135 ТК РФ: вопросы и ответы» .

Федеральный МРОТ в 2018-2019 годах

Федеральный МРОТ в 2018 году менялся дважды:

  • до 01.01.2018 он был равен 9 489 руб. (ст. 3 закона от 28.12.2017 № 421-ФЗ);
  • повышение размера МРОТ в 2018 году до величины 11 163 руб. произошло с 01.05.2018 (закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ).

С 01.01.2019 МРОТ в очередной раз повышен до 11 280 руб.

Минимальный размер оплаты труда в 2018-2019 годах в регионах

Величина МРОТ, установленного в регионе, не может быть меньше, чем значение федерального МРОТ. Определяет ее соглашение представителей правительства субъекта РФ, профсоюзов и работодателей. Работодатели региона, не представившие в правительство субъекта РФ веских обоснований причин для неприсоединения к этому соглашению, обязаны применять при установлении зарплаты региональный МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ).

О том, в каких случаях осуществляется доплата до МРОТ, читайте в статье «Доплата до МРОТ внешним и внутренним совместителям» .

МРОТ по Москве

В Москве МРОТ также устанавливается путем подписания регионального соглашения между столичным правительством, местными объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей. В настоящее время действует соглашение от 15.12.2015, относящееся к периоду 2016-2018 годов. Оно предусматривает, что величина МРОТ для Москвы пересматривается ежеквартально и доводится до величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако если прожиточный минимум снижается, то величина МРОТ снижению не подлежит, а остается равной действовавшей в предшествующем квартале.

Во всех остальных аспектах минимальный размер оплаты труда в Москве подчиняется общим требованиям законодательства о МРОТ.

Какой МРОТ в 2018-2019 годах в Москве

МРОТ (Москва) с 01.10.2017 был увеличен до 18 742 руб. в соответствии с ростом величины прожиточного минимума в регионе (постановление Правительства Москвы от 12.09.2017 № 663-ПП).

По итогам 3-го квартала 2017 года прожиточный минимум в Москве оказался ниже, чем за 2-й квартал 2017 года, поэтому величина МРОТ с 01.01.2018 не изменилась и составила 18 742 руб. С 01.11.2018 величина прожиточного минимума в Москве немного подросла и составила 18 781 руб. (постановление Правительства Москвы от 19.09.2018 № 1114-ПП).

Итоги

Аббревиатура МРОТ расшифровывается как минимальный размер оплаты труда. Устанавливают его как на федеральном, так и на региональном уровнях. Федеральный МРОТ 1-2 раза в год повышается. Региональный может пересматриваться чаще, но в любом случае не может быть меньше федерального МРОТ. Размер этого параметра определяет минимальный уровень зарплаты и минимальную величину платежей по больничным, пособий на детей.

Правительство приняло решение повысить размер МРОТ в России с 1 июля 2017 года на 300 рублей (Федеральный закон от 19.12.2016 № 460-ФЗ). О том, как применять новую минималку в расчетах, читайте в этой статье.

В России на федеральном уровне установлены три вида минимального размера оплаты труда. Также предусмотрена своя минималка для регионов и отдельных отраслей. С 1 июля 2017 года МРОТ в России снова вырастет.

О размерах минималки на федеральном уровне и в регионах, как и для чего используется каждый из них, как увеличение минимального размера оплаты труда влияет на деятельность компании, и что необходимо сделать, чтобы избежать штрафов, расскажем далее.

Повышение МРОТ в России с 1 июля 2017 года

Минимальный размер оплаты труда определена Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". В зависимости от цели в этом законе установлены три вида МРОТ (см. таблицу ниже).

Для регулирования оплаты труда, расчета пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, уплаты взносов, расчета налогов, сборов и штрафов применяется размер оплаты труда, установленный статьей 1 закона № 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ).

Сумма минималки с 1 июля 2017 г., руб. Применение Комментарий Норма
7 800

Нижняя граница оплаты труда;

База для расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, иных выплат;

Объект налогообложения взносами для ИП, адвокатов, нотариусов, оценщиков и прочих самозанятых лиц, не имеющих наемных работников

В законе есть оговорка, что данный показатель можно использовать только для указанных целей. Статьи 1-3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
100 База для расчета стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат Статья фактически перестала действовать с принятием Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ.

Статья 4 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ

100 База для расчета налогов, сборов и штрафов Не применяется Статья 5 Федерального закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ

Еще раз отметим, на текущий момент актуален только минимальный размер оплаты труда, определяемый статьями 1-3 закона № 82-ФЗ. Именно он имеется ввиду:

  • при упоминании в ТК РФ - как гарантированный уровень оплаты;
  • в НК РФ - как база для расчета взносов;
  • в Федеральном законе от 29.12.2006 № 255-ФЗ - как база для расчета пособий и ограничение суммы по больничным.

На повышение МРОТ с 1 июля 2017 года надо обратить внимание прежде всего организациям, у которых размер заработка сотрудников близок к минимально допустимому уровню. Существует риск нарушения ТК РФ, которое может выявить трудовая инспекция при проверке. При этом ответственность предусмотрена как административная, так и уголовная. Необходимо также внимательно работать с дополнительными параметрами, такими как районный коэффициент и "северный" стаж.

Но контроль за федеральной минималкой и коэффициентами не может гарантировать отсутствие претензий по размеру выплат, в большей части субъектов РФ уровень зарплат регулируется региональной минималкой. Поэтому организациям, у которых сотрудники работают в разных концах страны, да и всем остальным, необходимо пристальное внимание к этому.

Федеральный МРОТ влияет на правильность исчисления сумм пособий по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам. Сами пособия не так сильно влияют на финансовое положение организаций, так как большая доля выплачивается за счет ФСС. Но некорректные расчеты опять же могут привести к штрафам.

Для лиц, занимающихся частной практикой, повышение МРОТ с 1 июля 2017 года не влияет на расчет взносов. Но из-за предыдущего повышения база для расчетов увеличилась на 21 %.