Казахские националисты. “Уровень национализма в Казахстане постоянно растёт, а русских становится всё меньше”

19081 9-10-2014, 23:09

АНАТОМИЯ КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА

ENG RUS KZ


Какова природа казахского национализма? Как считают наши сегодняшние собеседники, в его основании нет какой-то стройной общей идеологии. Скорее это набор разрозненных одиночных игроков, которые не стремятся к единому организующему началу. Правда, от этого казахский национализм не становится менее популярным среди населения.

Рустем Кадыржанов,

политолог:

"Националисты хотят, чтобы все казахи принимали то, что они пропагандируют"

Вопрос о том, можно ли считать национализм идеологией (наподобие либерализма, социал-демократии, консерватизма и т.д.), относится к числу спорных в современной политической теории. Одни ученые отвечают на этот вопрос утвердительно, другие - отрицательно. Но судя по тому, что в различных политологических энциклопедиях, сборниках и монографиях национализм относят к идеологиям, видимо, большинство придерживается этой позиции. Если говорить конкретно о казахском национализме, то его можно отнести к так называемой этнической идеологии. В принципиальном плане он ничем не отличается от любого иного этнического национализма.

На постсоветском пространстве этнический национализм называют еще титульным национализмом. Тогда как гражданский национализм - это политический национализм. Сегодня он существует на Западе, где нации объединяются вокруг идеологических символов (политические свободы, права человека, верховенство права, незыблемость частной собственности, индивидуализм и т.д.). На постсоветском же пространстве, в том числе и в Казахстане, нации строятся вокруг этнических символов (этнизация языка, культуры, истории, топонимики и т.д.).

К гражданскому национализму призывает власть. Его казахстанской разновидностью и является политика межэтнического согласия и стабильности.

А кто продвигает казахский этнический национализм? Это различные элиты: общественные деятели, писатели, журналисты, историки (профессиональные и непрофессиональные), музыканты, кинематографисты, другие деятели искусства.

Объединяют различные отряды казахского национализма ценности своего национального государства, независимости, языка, истории. Посмотрите, какую бурю вызвали слова Путина о том, что у казахов никогда не было своего государства. Есть и разъединяющие моменты. Например, отношение к вопросу о переходе казахского языка на латиницу.

Националисты хотят, чтобы все казахи принимали то, что они пропагандируют. Однако так исторически сложилось, что среди казахов много русифицированных людей, которые не разделяют их идеи относительно казахского языка, истории и других вопросов. Это вызывает досаду и неудовольствие националистов, которые называют русифицированных соплеменников "шала казахами". Опять же исторически получилось так, что нерусифицированными, или "нагыз", казахами были жители сельских местностей. Очевидно, их и можно считать социальной базой казахского национализма.

Диана Кудайбергенова,

эксперт в области национального строительства:

"Национализм из "бархатного" может перерасти в настоящий, которого все и боятся"

По мнению самих сторонников казахского национализма и их наиболее значимых лидеров, таких, например, как Айдос Сарым и Расул Жумалы, идеология у этого движения присутствует.

В своей научной работе я использую термин "идеология" в следующем значении - это набор определенных идей и ценностей, которые пропагандирует определенное политическое движение, группа или даже режим, и с которыми данная группа легко идентифицируется. Понятие "идеология" в Казахстане достаточно нестабильное и очень зависимое от контекста - это нужно принять во внимание сразу. Но я бы сказала, что казахский национализм, его четко выраженные и, самое главное, устойчивые цели и призывы (сохранение и улучшение позиций и статуса казахского языка, усиленное внимание к истории и развитию казахской культуры, главенствование казахского элемента в общественной и политической жизни, как бы данные сферы ни определялись националистами или их противниками) на данный момент являются устойчивой идеологией. Этот набор основных требований и нарративов, который сформировался в канун обретения независимости, в 1990-1991 годах, представляет собой достаточно целостную, хотя и немного узкую систему воззрений, за которой стоит множество разных движений, групп, отдельных личностей и т.д. Символизмом данной идеологии могут пользоваться и различные политические группы, которые не всегда можно отнести к сегменту казахских на-цио-налистов.

То есть получается, что идеология есть, но внятной политической или экономической программы, которая могла бы встать в оппозицию правящему режиму, нет. Так же, как нет и сильной политической структуры, объединяющей данные группы, - например, партии. Но очень много движений и таких вот "свободных радикалов".

Какой преимущественно характер носит казахский национализм - этнический или гражданский?

Здесь очень важен один нюанс: понятия гражданской и этнической нации или национализма (такая дурацкая дихотомия) давно изжили себя в науке. То есть, редко можно увидеть именно теоретическое применение этих концепций в серьезном академическом анализе на Западе. Эти термины стали тавтологическим оружием, своеобразным политическим языком, они особенно популярны в некоторых постсоветских странах. Поэтому вопрос несколько некорректен.

Конечно, любая на-цио-налистическая группа будет поддерживать интересы определенной этнической группы, и казахская националистская идеология в этом плане не одинока. Но отдельные программы националистов, которые я видела, представляют собой некий гибрид этно-гражданского национализма. В таких случаях ставится цель внедрить 100-процентное владение казахским языком, заменить определенные топографические названия и т.п., включая изменение названия гражданства на "казах" вместо "казахстанец" (например, "казах" русского происхождения), но называть все это политической нацией. Политическую нацию определяют, прежде всего, ценности и ориентиры, а с этим в нашей стране проблемы почти у всех политических игроков. Поэтому я бы сказала, что программы в основном носят более националистический характер в плане этничности.

Какие фигуры олицетворяют эти течения?

Есть несколько поколений ярких и ярых представителей - Мухтар Шаханов, Мухтар Тайжан, Дос Кушим, Айдос Сарым, Расул Жумалы, Жанболат Мамай и т.д. Вот их бы я выделила.

Какие идейные установки объединяют национал-патриотов, а какие разъединяют?

Объединяет, конечно, проблема языка. Это такая сильная точка притяжения большинства тех, кто находится в этом поле (мне не нравится термин "нацпаты" - это опять-таки такая тавтологическая система терминологии). А разъединяют подходы к решению проблемы. Попросту говоря, именно в данном поле мы видим очень много разрозненных одиночных игроков и вообще слабую политическую базу - у каждого свое видение. Может быть, один в "поле" и воин, особенно когда личность узнаваемая и имеющая достаточную аудиторию. Поэтому у каждого своя группа слушателей, но объединений пока не получилось.

Какова социальная база казахского национализма?

Тут я воспользуюсь случаем опять-таки напомнить о важности социологии и сказать о том, как у нас назрел вопрос, связанный с хорошими барометрами и замерами именно социальных настроений. База у казахского национализма обширная, и при желании ее можно распространить даже на сектор урбанизированной неказахскоязычной молодежи, хотя сам по себе и казахскоязычный электорат для таких идей достаточен. Об этом упоминается много и везде. К сожалению, в социально уязвимых слоях казахскоязычного населения (в особенности молодежи) может назреть нездоровый кризис, и тогда национализм из "бархатного" способен будет перерасти в национализм настоящий, которого все и боятся, то есть в более серьезную проблему. Но национально сочувствующих казахов много, и в этом повинны не только казахские националисты. Политика нацстроительства после обретения независимости была и остается очень ситуативной, в ней соседствуют и тенденции казахского этнического национализма, и линия на стабильность и дружбу народов. Так что до населения доходят и тот, и другой месседжи, но о казахской проблеме стали говорить больше.

Аскар Нурша,

эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента:

"Националистические лозунги имеют большой мобилизационный ресурс"

Тема казахского национализма вышла на первые полосы газет. Хотя был период, когда отечественные СМИ ее игнорировали. Но сегодня можно сказать, что внимание к казахскому национализму стало даже избыточным.

Связано это, главным образом, с двумя причинами. С одной стороны, казахские националисты все активнее проявляют себя во внутриполитических дискуссиях. Последние несколько лет показали, что националистические лозунги имеют большой мобилизационный ресурс, поэтому власти не могут игнорировать фактор национализма, тем более с учетом преобладания казахов в общей численности населения.

Сам по себе казахский национализм не является оппозиционным - это общественная среда, в которой власти работают и с которой им приходится считаться. Есть совпадающие позиции. Но есть моменты, где власти с националистами не согласны и сдерживают их в конструктивных рамках.

В последнее время усилилось внимание к теме казахского национализма в русскоязычном сегменте СМИ республики и со стороны присутствующих в казахстанском информационном пространстве российских экспертов и журналистов. Отсюда более широкое освещение данной темы в печатных изданиях, в Интернете.

Если говорить о нацио-нализме как о мировоззрении, то можно сказать, что национал-патриотические взгляды в Казахстане, как и в других странах, достаточно широко распространены. Если рассматривать его как политическую силу или политико-идеологическое течение, то казахских националистов можно назвать представителями общественного движения в самом широком смысле. Однако единого организующего начала не существует, как и общей идеологии. Мы можем говорить лишь о нескольких группах, объединенных вокруг харизматичных фигур, либо об отдельных общественно-политических деятелях, активистах, политологах и представителях интеллигенции.

Вопрос в том, что казахские националисты в массе своей не торопятся с созданием политических организаций и не формулируют свои идеологические установки в виде программных и концептуальных документов. В этом пространстве доминируют отдельные статьи и интервью, в которых излагается позиция по конкретным вопросам, плюс такая форма взаимодействия с властью и населением, как коллективные обращения в поддержку или против тех или иных принимаемых решений.

Однозначно оценить данное явление сложно. Казахский национализм надо рассматривать в нескольких плоскостях, где он будет иметь совершенно разное политическое значение и нюансы. Возьмем, например, вопрос национализма и тему защиты национальных интересов. В данном случае казахские националисты - это по факту первичная сигнальная система, которая срабатывает, если в казахском обществе возникает ощущение риска или угрозы. В нашем обществе гражданский патриотический сегмент слабо выражен. На фоне этой пассивности трибуну перехватывают те, чья лояльность к Казахстану сомнительна. С ними и вступают в дискуссию казахские националисты.

Если рассматривать казахский национализм с позиции становления гражданского общества, то проблема гораздо серьезнее. Усиление этнического фактора - это отражение низкого уровня гражданского сознания и признак слабого развития в стране политической системы. Получается, что тему патриотизма у провластных партий и у казахских националистов перехватить сегодня некому. В конструктивном поле такие силы отсутствуют.

Наконец, когда мы оцениваем фактор казахского национализма в плоскости задачи обеспечения межнационального мира и согласия, то становится понятным, почему власти стремятся сдерживать и ограничивать национализм. Всегда существует риск, что умеренные лидеры националистического движения утратят свое лидерство и уступят инициативу радикальным элементам, что чревато потрясениями для внутриполитической стабильности и межэтнического мира.

Поговорили с женщинами, проживающими в Казахстане, чьи дети были подвержены дискриминации среди титульного населения за свою национальность, цвет кожи и даже вкусовые предпочтения.

Редакция отмечает, что среди покидающих страну активность демонстрируют такие нации как русские, немцы и украинцы. Одной из немаловажных причин оттока населения эксперты считают возрастающую степень национализма агрессивного характера.

Рассказы записаны со слов мам детей, которые столкнулись с ущемлением прав по национальному признаку. Все герои попросили не раскрывать своих имен и имен детей. Редакция оставляет за ними право анонимности.

Диора, 13 лет

Мы переехали в Казахстан из Узбекистана. У мужа здесь бизнес. Когда дело стало расширяться, он перевез нас дочкой в Алматы. Диору отдали в школу с русским языком обучения в центре города. Выглядит она как представительница своей нации: широкие густые брови, большие глаза и темная кожа. Через неделю после начала учебного года, она начала просить меня выщипать ей брови. Я думала, что это просто подростковые капризы и объяснила, что пока делать ей это рано, а густые брови наоборот считаются ее отличительной чертой. Ребенок после переезда стал замыкаться в себе, хотя Диора очень светлый и открытый ребенок. Наша семья и в Узбекистане была русскоязычной, традиции и прочие вещи являются для нашей семьи лишь данью уважения к нашей нации. Мы никогда не растили ребенка в узкой узбекской среде. У нее были подружки разных национальностей и никакого буллинга она, находясь в своей стране, по отношению к другим детям не делала. И для меня первым тревожным звоночком стали ее уговоры вернуться обратно в Ташкент. Я начала расспрашивать ее о ситуации в школе. Было ясно как день, что ребенка обижают вне дома.

Диора рассказала, что в школе ее обзывают «Жамшутом» и издевательски просят построить туалет у школы. Зачинщиком и агрессором стал мальчик Алан, который пользуется неким авторитетом среди сверстников, потому что ходит на бокс и играет на домбыре на школьных концертах. То есть, этот, казалось бы, разносторонний одноклассник придумал ей «кличку» , а дети дальше по ассоциативному ряду развили издевательства на этом фоне. Я не спорю, что в постсоветском пространстве все думают, что узбеки - это дешевая рабочая сила, которая умеет только строить дома для богатых россиян и казахов. Если бы мне сказали что-то в этом духе, то я бы просто проигнорировала оскорбления. Но как объяснить ребенку, что все это стереотипное мышление жестоких одноклассников? Я ходила на собрания, поднимала вопрос, но мама Алана каждый раз на мои жалобы отвечала оскорблениями и приказывала вернуться на историческую Родину, если меня что-то не устраивает в Казахстане. Я поняла, что проблема не в мальчике, а в его семье.

Мы перевели в этом году Диору в международную частную школу, где учатся в основном дети экспатов. Надеюсь, что она больше никогда не столкнется с дискриминацией в этой стране. В любом случае, после этой ситуации, мы с мужем начали беспокоиться за безопасность нашего ребенка. У нас есть друзья-казахи. Они все высокообразованные и приятные люди. Когда узнали об этой ситуации, то все недоумевали и просили у нас прощения за маму одноклассника дочери. Наверное, в любой национальности есть плохие люди. По крайней мере, я себя так успокаиваю.

Катя, 5 лет

Наш прадед принимал участие в Великой Отечественной Войне, а Катя коренная алматинка в четвертом поколении. Все эти факты я озвучиваю, чтобы вы понимали, что для Кати Казахстан является самой настоящей Родиной. Мы никогда даже не задумывались о переезде в Россию, пока не стали чувствовать давление со стороны окружения, то есть казахов. Мы проживаем в районе первой Алматы, там, как известно, проживают старожилы этого города. За последние два года мы не заметили, как здесь все стало меняться. Район помолодел в плане жителей, и все они - представители титульной нации. В основном покупают жилье в наших старых пятиэтажках молодые семьи из разных концов Казахстана. Много среди них неработающих мам, которые сидят дома с детьми. Я сама работаю и муж тоже, ребенка оставляем в будние дни в детском саду, потому что бабушка живет в другом конце города. Естественно, что мы с новыми соседями не состоим в близких отношениях. Они зачастую с нами даже не здороваются в ответ. В выходные мы выходим с Катей на детскую площадку. Так как детей на площадке много, я всегда наблюдаю за ней с лавочки. Девочка она у нас очень коммуникабельная и может завести беседу с кем угодно, а еще она абсолютно не жадная и раздает всем свои игрушки, лишь бы с ней вместе поиграли. Однажды я заметила как ее отчитывала наша новая соседка. Я подошла и увидела как она на повышенных тонах говорит моей дочери что-то на казахском языке. Я вмешалась, Катя увидев меня, прилипла к моим ногам и буквально дрожала от страха. Женщину не остановило, что я подошла и пыталась защитить свою дочь. Причина конфликта оказалась настолько мелочной - Катя решила собрать свои игрушки и пойти домой, другая девочка не отдавала ей их и начала ее толкать. На что ребенок ответил тем же. Понимаете, такое среди детей распространенная ситуация. Но этот детский конфликт перетек в оскорбления от мамы девочки. Она начала орать на ребенка, а при виде меня и вовсе перешла на личности. Я не стала усугублять все и просто ушла за руку с дочкой домой. На следующей неделе с Катей на детской площадке никто не игрался. Я видела, что дети как-то ее отталкивают. Она сидела на песочнице и одиноко лепила фигурки. Придя домой, она разрыдалась и сказала, что остальные дети ее обзывали «сасык орыс» . Если честно, мы даже не знали, как переводиться это словосочетание. Начала расспрашивать у знакомых. Была в шоке от значения.

Наша соседка постаралась сделать козла отпущения из моей пятилетней дочери. Ничего лучше, чем издевательства на национальной почве она придумать не смогла. После этого случая мы больше не гуляем во дворе. Ходим в развивающий центр. Другие подруги рассказали о новой школьной программе, где изучение казахского языка для детей становится неподъемной ношей. Все чаще стали задумываться с мужем о переезде, но не в Россию, а в европейские страны. Несмотря на то, что по «Хабару» в Казахстане все национальности живут в мире и согласии, на деле все совсем по-другому. Национализм есть, и он очень страшный. Не казахам здесь жить, безусловно, гораздо сложнее. Я бы даже сказала опасно.

Женя, 15 лет

Наша семья - это выселенные из родных краев корейцы. Когда моего прадеда и прабабушку перевезли в Казахстан, им спасли жизнь местные жители. Поэтому с самого детства мы росли с глубоким уважением к казахской нации. Безусловно, мы бывали и в Корее, нашли там своих родственников, но Казахстан есть и остается нашим домом. Мой сын, Женя, считается активистом в школе. Все постановки, КВН и прочие активности не проходят без его участия. Успеваемость по урокам у него тоже хорошая. Любая мама будет хвалить своего ребенка, но Женя, и вправду, у нас совершенно положительный ребенок без вредных привычек и плохой компании. С сыном у нас особые отношения. У него нет от меня секретов, вплоть до амурных дел рассказывает маме. Я очень ценю доверие Жени и пытаюсь давать взрослые советы, чтобы он чувствовал ответственность за свои поступки.

В 8-м классе Женя скатился до троек, стал агрессивным, начал слушать грустные песни о безответной любви. Безусловно, я поняла, что мой мальчик влюбился. Не стала читать нотаций, решила отпустить ситуацию, чтобы он сам разобрался во всем. Первая несчастная любовь, с кем не бывает?

В конце третьей четверти, меня вызывают в школу. Приняла меня директор, начала с того, что у Жени плохая успеваемость. Я сказала, что подтянемся и все образумится, но директор не переставала крутить свою шарманку, а потом и вовсе попросила нас перевестись в другую школу. Было предчувствие, что проблема не в оценках. Мой ребенок стал кому-то мешать. По профессии я психолог, пришлось проводить полноценную сессию с директором, в итоге которой выяснилось, что у сына завязались отношения с одноклассницей Мариям. А она является дочкой чиновника, который увидел как мой сын провожал свою возлюбленную домой.

Женя и Мариям, несмотря на запреты со стороны семьи девочки, продолжали встречаться. Я так понимаю, что ей неоднократно делали предупреждения родители. В общем ее папа а-ля «большой человек» пришел к директору и попросил исключить из школы Женю иначе все спонсорство, которое он любезно оказывает учреждению, закончится, а школа потеряет отличницу Мариям. Легче было отказаться от Жени, поэтому я и сидела в кабинете с золотыми колоннами и директором с сумочкой Furla за 120 000 тенге.

Дома я поговорила по душам с сыном. Как выяснилось, Мариям не разрешают встречаться с Женей, потому что он не казах. С казахами ей дружить можно, но корейцы для семьи Мариям - это люди, которые кушают собак. Все. Занавес.

Я даже не знала как разрулить ситуацию, что сказать, как реагировать... С людской глупостью бесполезно тягаться.

К счастью, в новом учебном году Мариям уже не было. Поехала учиться в Штаты. Очень патриотичная семья, что сказать.

По мнению Жениса , неказахи практически полностью отстранены от политической жизни Казахстана. Это связано с тем, что публичная политическая жизнь становится делом чисто «внутриказахским» .

- В последние годы публичная политическая жизнь в нашей стране, тем более связанная с оппозиционной деятельностью , все больше становится чисто внутриказахским делом , - говорит Байхожа .

Аполитичность русскоязычного населения, по словам журналиста, связана со страхом казахского национализма:

- Русских в Казахстане…останавливает страх перед возможным приходом к власти националистически настроенных политиков, - говорит Байхожа .

По словам Байхожи, неказахам приходится выбирать из двух зол: либо нынешняя власть, либо казахский национализм. А выбирают из двух зол всегда меньшее. И меньшим злом, по сравнению с национализмом, является коррупция.

- Ситуация напоминает шахматный цугцванг, когда любой из возможных вариантов является проигрышным, - поясняет Женис. - Либо нынешний режим... хотя и гарантирующий какое-то межэтническое спокойствие в стране, либо казахский национализм со всеми вытекающими из этого последствиями (в лучшем случае "чемодан - вокзал - Россия "). И "нетитульные", естественно, выбирают меньшее (для себя) из зол. Иначе говоря, казахские националисты сами толкают их в объятия власти .

Женис Байхожа говорит о том, что большинство авторов, которые пишут о казахском национализме, не видят его роли в создании «неказахской аполитичности». По мнению Байхожи, «даже те, кто называет себя сторонником цивилизованного, просвещенного национализма, почти прямым тексом говорят: "мы, казахи, - главные на этой земле, и только нам решать ее судьбу; наш язык - главный, и только на нем должно говорить все население страны", то о каком сплоченном гражданском обществе, способном предъявить власти консолидированные требования, можно вести речь? ».

По словам журналиста, казахские националисты считают, что представители других этносов не могут быть патриотами Казахстана:

- Если эти люди твердо стоят на том, что принцип пропорционального представительства различных этносов в госорганах для Казахстана неприемлем и даже опасен (мол, инородцы распродадут страну, а патриотами, по их мнению, могут быть только "титульные"), то как после этого можно призывать эти самые этносы к политической активности?

Лидеры казахских националистов тоже не прочь порассуждать о единой гражданской нации. Однако они видят ее создание только на собственных условиях, которые вряд ли могут устроить представителей этнических меньшинств. Очевидно, что здесь должно быть встречное движение со взаимными уступками, поиск консенсуса. Но для наших национал-патриотов, как мы не раз убеждались, существуют только два мнения: одно - их, а другое - ошибочное.

Назарбаев - великий компилятор. Казахстан превращается в образцовую постсоветскую республику, вбирая в себя наиболее характерные черты Украины, Белоруссии, а иногда и РФ.

За 2016 год численность самозанятых в Казахстане выросла на 42%. Казахские власти не могут пройти мимо, поэтому начинают борьбу с тунеядцами, в число которых попадут и фрилансеры. Казахские экономисты считают, что переход населения на фриланс негативно скажется на казахской экономике. Налогами фрилансеров не обложить, как и их работодателя, а когда на фриланс уходят бюджетники, их больше не заставишь голосовать за Назарбаева. Поэтому казахские власти отказываются от реформ трудового законодательства, которые могут защитить фрилансеров и их работодателей, а вместо этого будут реформировать социальную сферу, снижая пакет социальных услуг для формально безработных, и при этом трудоспособных граждан. Чувствуется гений Путина и его картофельного фюрера Лукашенко , которые тоже не любят самозанятых.

Продолжают казахи радоваться и языковой реформе . Казахстанский ученый Амангельды Айталы считает, что переход на латиницу - это «важный шаг к деколонизации, избавление от навязанного алфавита, обретение свободы». Ждем историй о древних высокоразвитых казахах, пользовавшихся латиницей и научивших ей дикие народы Европы.

Митинг в поддержку казахского языка

Смеяться можно сколько угодно, но язык - одна из важнейших частей культурного кода. И культурный код у казахов становится все более антирусским. Недавно некий Акеш Байбатыр предложил развешивать в казахских городах билборды с изображениями «врагов народа». В список врагов народа попали прорусские активисты, например, депутат парламента Ирина Смирнова, критиковавшая переход на латиницу за разрыв культурных связей с Россией.

И Байбатыр такой не один. Казахский журналист Марат Токашбашев недавно заявил о том, что Казахстан не многонациональная страна. Нация в Казахстане только одна, казахская. Все остальные лишь представители диаспор. Все по любимым федеральным лекалам. Казахам - национализм, русне - дружба народов.

Впрочем, национальную мифологию наши казахские евразийские братья предпочитают строить по лекалам украинским. Сегодня в Алма-Ате открыли памятник жертвам Ашаршылыка, казахского голодомора. Это уже второй памятник жертвам массового голода в Казахстане, причем оба созданы не по низовой инициативе местных властей, а по поручению Назарбаева. Ашаршылык казахи сравнивают с холокостом и говорят о том, что украинский голодомор и голод в Поволжье - детский лепет по сравнению с тем, что испытали на себе казахи. Виноваты, кстати, не коммунисты, виноваты русские. Так как Путин русскими не особо интересуется, на них можно отыграться.

За последние несколько лет в республике серьезно вырос уровень межэтнической отчужденности. Треть казахов и треть русских в Казахстане, по недавнему соцопросу, считают, что скоро в республике разразится крупный межэтнический конфликт. Большинство опрошенных казахов готовы сохранять с русскими только приятельские отношения, но учиться и работать вместе с ними не хотят. Казахские эксперты уже открыто говорят о том, что до гражданской войны как на Украине не дошло лишь потому, что большинство русского населения покинуло республику. Не забывают казахи и искать себе друзей: в эфире местного филиала «Радио Свобода» постоянно жалуются на имперские амбиции России и подготовку Кремлем гибридной войны против Казахстана.

Уровень национализма в Казахстане постоянно растет, а русских становится всё меньше. Если Россия не начнет влиять на казахское правительство с целью решения этой проблемы, то неизбежно грядет бойня, и обе стороны конфликта к ней готовы. Назарбаев (убежденный казахский националист) не вечен, и ему на смену придут еще более радикальные деятели.

Спасти три миллиона русских в Средней Азии может только национализм. Даже если вы толерантный и дружбанародный человек, поддержите русских националистов. Хотя бы ради казахов. Казахи так ждут гибридной войны - мы ведь не можем обмануть ожидания наших дорогих партнеров и братьев?

Участившиеся национально-ориентированные инициативы власти — это реакция государства на растущий в обществе национализм.

Почему вопросы этничности все больше овладевают умами казахстанцев, в чем особенности отечественного национализма, какие вызовы он несет? Ответы на эти вопросы в своей статье на портале sayasat.org предоставил шеф-редактор портала Бауржан Толегенов.

Казахский курултай, 100 новых учебников на казахском языке, международный проект «Мен қазақпын», перевод казахского языка на латинскую графику, программа «Туған жер», табуирование черных одеяний… За последние лет пять госаппарат не выдавал столько инициатив на этнические мотивы, как за последние несколько месяцев.

Безусловно, это бросается в глаза и заставляет задуматься о природе такого поворота. Зачем это власти? Это целенаправленная этнификация госполитики или же власть пытается таким маневром оседлать общественные настроения и расширить ядерный электорат накануне важных событий?

Судьба мультикультурализма по-казахстански

В 90-х годах рост национального самосознания был обусловлен восстановлением независимости и необходимостью «сшивания» этноса через возрождение культуры, языка, истории и т. д. Если говорить о природе национализма 90-х годов, то по сути это была реакция на политику Советского Союза, направленная на национальное возрождение. Но шансы для его политической институализации были призрачными, что было предопределено структурой этнического состава населения и соответственно позволило государству вывести национализм из публичной политики.

Параллельно проведенной операции по маргинализации национализма государством был выдвинут концепт гражданской нации, который активно артикулировался госаппаратом в нулевых годах. Однако

доморощенная версия мультикультурализма с каждым годом теряет релевантность

и это происходит пропорционально изменению демографической картины, а именно увеличению удельного веса коренного населения (около 70%). Свою роль играет и тот факт, что более 40% населения — это жители сельской местности. Этническое самосознание «разгоняют» и приводные ремни.

  1. Во-первых, изменение миропорядка и конфронтационная повестка международной политики усугубляется геополитическими тисками, в которых находится Казахстан.
  2. Во-вторых, агрессивное проникновение нетрадиционного (для казахов) ислама, отрицающего национальную идентичность в пользу религиозной.
  3. В-третьих, определенную роль играет российский фактор – державный национализм российской правящей элиты, безусловно, подпитывает рост национального самосознания казахов.

По большому счету, Казахстан, двигаясь к моноэтническому обществу, не имеет собственного идеологического стержня и остается в разноплановых культурно-идеологических координатах (арабская культура, русский мир, китайская цивилизация), которые фрагментируют и разрывают общество. И востребованность национализма как обществом, так и государством — своего рода защитная реакция на усугубляющий кризис идентичности.

Куда проник национализм

Усиление казахскости находит отражение в общественно-политических процессах. В частности, это проявляется в росте патриотической риторики, которая с каждым годом все громче и чаще звучит в общественных дискуссиях. На этой ниве сформировалась группа общественных деятелей и трендсеттеров, которые заняли нишу после ухода из политики представителей оппозиции призыва 90-х годов.

Не остался в стороне и рынок – потребительские запросы обслуживает соответствующая индустрия (от модных футболок на патриотическую тематику до собственного шоу-бизнеса, ориентированного исключительно на казахскоязычную аудиторию).

Неудивительно, что в экспертных дискуссиях ставится вопрос об институализации национал-патриотического движения. К примеру, эта тема активно муссировалась накануне последних парламентских выборов (2016 год). В итоге, партия «Ауыл», имевшая мандат на использование (в рамках политкорректности) этнической призмы, закончила электоральную кампанию на четвертом месте (2%). Фактически это была первая победа на публичном политическом поле, позволившая правому движению выйти из маргинальной ниши и частично легализоваться.

Этот пример показывает электоральный потенциал «казахскости» и заставляет власть обратить на себя внимание, а не отдавать на откуп контрагентам.

Однако вместе с ростом национального самосознания возникает проблема соотношения консерватизма и прогресса. На этой вилке государство обломало зубы, продвигая в прошлом году инициативу о частной собственности на землю. «Эпик фейл» с Земельным кодексом послужил еще одним мотивом для обращения власти к теме национального самосознания.

Без претензий на мессианство

В любом случае, национализм в Казахстане – это необратимый и закономерный процесс. По своему характеру он имеет оборонительный характер, без претензий на мессианство. В свою очередь, государство не может игнорировать (как делало это ранее) рост национального самосознания и уходя вправо пытается, с одной стороны, перехватить инициативу и навязать собственную повестку, а с другой, укрепить собственную легитимность.

Так или иначе, национализм в Казахстане вышел на новый этап эволюционирования, на котором важно задать правильную и нужную траекторию, чтобы казахский концепт был привлекательным, наполнился рациональным содержанием и нес прогресс. Во многом это зависит от действующих представителей национал-патриотического движения, от того, какие стандарты они заложат. Ведь в отсутствии политических традиций и прививок от популизма, национализм всегда имеет риск скатиться в махровую версию и дискредитировать себя.