Изучаем звук и букву п. Открытое занятие «Понятия звук -, буква п, звонкий и глухой звук Предметы на звук п

«Звуки П, ПЬ. Буква П» «Знакомство со звуками [р, р’ ], с буквой Р, р.«Звуки П, ПЬ. Буква П»

Тема: «Звуки П, ПЬ. Буква П»

Задачи:

  1. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков П, ПЬ;
  2. Развивать фонематический слух;
  3. Формировать навыки анализа и синтеза слогов;
  4. Развивать память, внимание, мышление;
  5. Обогащение словаря;
  6. Знакомство с буквой;
  7. Развитие навыка чтения, письма.
Материал: конверты для характеристики звука, зеркала, «Веселый артстадион».

Ход занятия:
1. Повторение пройденных звуков (А, У, М) по беззвучной артикуляции.
2. Артикуляционная гимнастика «Веселый артстадион».
3. Создание проблемной ситуации: какой звук наиболее часто повторяется?
Говорит попугай попугаю: Я тебя, попугай, попугаю! Попугай в ответ попугаю: Попугай, попугай, попугай! (звук П)
4. Артикуляция и характеристика звука П:
Губки сжались крепко-крепко! Словно сжала губки скрепка.
Как же звуку здесь пройти? Ведь преграда на пути!
Звук прорвался сквозь преграду и достался нам в награду.
Мы его произнесли, но без голоса, увы!
П - глухой, взрывной, согласный, любит быть он рядом с гласной.
5. Речевая зарядка: ПА-ПЯ, ПО-ПЁ, ПУ-ПЮ, ПЫ-ПИ, АП-АПЬ, ОП-ОПЬ, УП-УПЬ, ЫП-ЫПЬ.
6. Различение П - ПЬ на слух:
А) па, пя, по, пе, пу, пы, пи, пю, ап, оп, апь, ипь, …
Б) пыль, пять, пятка, топ, петь, пить, парта, паук, петух, письмо, пароход…
В) игра «Наоборот»: па-па-па - пя-пя-пя, по-по-по - пё-пё-пё, пу-пу-пу - пю-пю-пю, пы-пы-пы - пи-пи-пи, ап-ап-ап - апь-апь-апь, оп-оп-оп - опь-опь-опь, уп-уп-уп - юп-юп-юп, топ-топ-топ - тёп-тёп-тёп.
7. Игра «Кто внимательный?» - запомнить слова со звуками П, ПЬ из сказки Г. Юдина «День поросенка»:
Поросенок Персик пришел на почту и сказал Пете-почтальону: «Завтра наш праздник, День поросенка, Я хочу послать посылку моему приятелю Пончику. Вот тут, в платке, пирожки и пирожные. Он их очень любит». А Пончик жил на другой стороне пруда. «Пешком далеко-ко-ко. Не успею до праздника. Поплыву лучше на плоту»,- решил Петя. Сел он на плот, поставил парус и плывет потихоньку. И вдруг на самой середине пруда плот развязался, и Петя упал в воду! А плавать-то он совсем не умеет, «Помогите! Тону!» - кричит Петя, но посылку не выпускает. А поросенок Пончик сидит у своего дома и размышляет: «Потонет петух или не потонет?» Хорошо Персик услышал! Плюхнулся он в пруд и стал пятачком Петю к берегу подталкивать. Кое-как вытащил его на берег. «Ты чего же, Пончик, не помог? Ведь тебе Петя посылку вез». «Так если бы я знал, что мне, я бы помог. А так и простудиться можно».
8. Физкультминутка.
9. а) Поставить звук П в начало слова: ушки, Уля, Оля, Аллочка, луг, лавка
Б) заменить первый звук слова на звук П: точка, тачка, карта, шелка, шелк, торт, мальчик, мост, кол.
10. а) заменить первый звук в слове на звук ПЬ: лекарь, лесенка, речка, лесок, лечение, зеленка, вила, медаль, лень, мир, мел.
Б) Назвать первый и второй звуки в словах: паста, пудель, палка, пуговка, павлин, пудра.
11. Словарь: Птицы.
(картинка) Вот какие зубастые страшилы были прапрапрабабушками наших птиц! Сейчас самая большая птица - страус - выше человека, а самая маленькая - колибри - не больше конфеты. Малышка, а летает целый день без отдыха. Даже нектар из цветков ест, повиснув в воздухе как вертолет. А вот домашние куры почти совсем летать разучились. Все птицы покрыты перьями, которые служат им одеждой. У павлина, например, наряд просто королевский, зато голос никудышный. А серенький невзрачный соловей - самый искусный певец. Птицы яйца, из которых потом вылупляются птенцы. У древних птиц яйца были размером с футбольный мяч, а у малютки колибри - с горошину. Чтобы прокормить своих голодных птенцов, некоторые птицы за одно лето уничтожают огромное количество вредных насекомых. А какая польза от птицы, сидящей в клетке?
12. Итог занятия.

Закрепление вне занятия.
1 Артикуляционная и пальчиковая гимнастика..
2. Игра «Наоборот» - различение П-ПЬ
3. Игра «Бегите ко мне» - различение П-ПЬ
4. Игра «Запомни, повтори»: ап-оп-уп, оп-уп-ип, уп-ип-ап
5. Игра «№Живые звуки» (ап, уп, ип)
6. Игра «Отгадай последний звук?»: сто., хло., глу., потто., су., то.

Чтение и письмо:
1. Нахождение буквы в кассе.
2. «Из скольких элементов состоит буква?»
3. Выкладывание буквы П из палочек.
4. Прорисовывание П в воздухе.
5. Печатание буквы.
6. Анализ слогов АП, УП.
7. Синтез слогов АП, УП.
8. Печатание слогов АП, УП.
9. Чтение по карточке № 4.


Написать комментарий
/img.mail.ru/r/blogs/themes/101/message_top_left_bg.gif" target="_blank">http://img.mail.ru/r/blogs/themes/101/message_top_left_bg.gif); background-attachment: initial; background-origin: initial; background-clip: initial; background-color: initial; background-position: 0% 0%; background-repeat: no-repeat no-repeat; "> 11-09-2012 01:09 (cсылка)

онспект занятия «Знакомство со звуками [р, р’ ], с буквой Р, р.
(подготовительная группа)

Цель : закрепить навык произношения звука р в словах и фразах; учить определять слог по счету; проводить звукослоговой анализ слов; определять ударный звук; развивать фонематический слух. Познакомить с буквой; учить преобразовывать слова; печатать слоги и слова. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Ход занятия
Организационный момент.
Садится тот, кто назовет слова, состоящие из одного, двух, трех слогов и обозначающие названия животных.
Отгадывание звука по описанию.
- Язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит.
- Как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем говорить? (О звуке р .)
История про 2-х собак (с показом игрушек или картинок): в одном дворе жили две собаки, одна большая, другая - маленькая. В этот двор повадился ходить кот Васька. Собаки очень сердились на него и рычали: большая собака - р-р-р, а маленькая - р’-р’-р’.
Игра «Порычим как маленькая и большая собака».
Характеристика звука . Струя воздуха встречает препятствие, значит звук согласный. Произносим с голосом - звонкий. Бывает твердым и мягким.
Речевая зарядка : тра - тро - тру - тры
пра - про - пру - пры
стра - стро - стру - стры
Ра - ра - ра - рама, рак, гора, нора
Ро - ро - ро - роза, роща, рот, перо.
Ру - ру - ру - руки, ружья, кенгуру
Ры - ры - ры - рыба, рынок, рыжик, рысь.
Определение позиции звука в словах (в начале, в середине, в конце слова). Дети работают по картинкам.
Физкультминутка
На болоте две лягушки, две зеленые подружки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям - физкультпривет

Знакомство с буквой Р, р (эр)
На что похожа буква? Буква Р - на мачте парус,
«Дрожу от страха Вдаль плывет, небес касаясь.
До сих пор! - В. Степанов
Воскликнуло полено, - Ручка круглая у трости.
Похожа буква на топор! Трост для деда сделал Костя.
Расколет непременно». Г. Виеру
Е. Терлапан
Печатание буквы, слогов, слов . (ра, ро, ру, ры, ри, рэ, рана, рама, Рита, Римма).
Звукослоговой анализ слов . Составление схем к словам (руки, тигр, грибы, шары), определение места твердого и мякгого звука р в словах, деление слов на слоги, определение ударного звука.
Игровое упражнение «Составь слово». Педагог называет первый слог, а дети к этому слогу добавляют слово точка.
Словарный материал: кар (точка), трос (точка), кур (точка), чёр (точка), коф (точка), фор (точка).
Дидактическое упражнение «Вставь в слово после первого звука звук р»
Словарный материал: ковать - кровать
топка - тропка
дама - драма
кошка - крошка
каска - краска пост - прост
Подведение итога занятия : С какой буквой познакомились?
Какие звуки она ообозначает?
Охарактеризуйте звуки [р, р’].

Махметова Наталья Сергеевна
Открытое занятие «Понятия звук [п]-[п’], буква п, звонкий и глухой звук»

Тема : «Понятия звук П , звук Пь , буква П , звонкий и глухой звук »

Цель : познакомить детей с буквой П и звуками [п]и [п’] .

Задачи :

1. Образовательные :

Уточнить артикуляцию звуков [ П ] , [ Пь];

Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

Учить определять позицию звука в словах ;

Познакомить детей с графическим образом буквы П ;

Учить анализу и синтезу слогов АП, ОП, УП.

2. Развивающие :

Развивать слуховую память, внимание и восприятие;

Развивать умение концентрировать внимание;

Развивать умение контролировать импульсивные действия;

Учить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившееся напряжение (гнев) .

3. Воспитательные :

Воспитывать навык четкого произношения звуков [ П ] , | Пь|;

Воспитывать умение работать в течение всего занятия .

Оборудование : предметные картинки (почтальон, поросенок, петух) ; сигнальные карточки); конверты с заданиями;

Методы и приемы работы с детьми :

Демонстрация (рассматривание)

Практические методы :

Упражнение;

Игровые методы :

Воображаемая ситуация в развернутом виде;

Игра «Хлопни в ладоши»

Словесные методы :

Рассказ воспитателя;

План занятия :

1. Организационный момент

2. Сообщение темы занятия

3. Характеристика звуков «П» , «Пь»

4. Работа с учебником

5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного материала

7. Подведение итогов занятия

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Психогимнастика (позволяет детям снять эмоциональное напряжение, корригирует эмоционально-волевую сферу).

Изобразите ссорящихся петухов.

Изобразите поросят, которые испугались волка.

Теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, назовите друг друга ласково (После этого дети садятся) .

II. Сообщение темы занятия .

(Педагог предлагает детям отгадать загадки)

1. По квартирам и домам

Много писем, телеграмм

Он приносит адресатам.

Как зовут его, ребята? (Почтальон)

2. Розовая спинка,

А на ней щетинка,

Свинки ребенок

Звать его… (Поросенок)

3. Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка.

4. Из – за тридяветь земель

Мчит бумажный Журавель

Но нырнул в почтовы ящик (Письмо)

Какой первый звук в слове «почтальон» ? (Звук П )

Какой первый звук вы услышали в слове «петух» ? (Звук [Пь] )

Догадайтесь, о каких звуках будем говорить сегодня? звуках [П] , [Пь])

III. Характеристика звуков [П | . [Пь|.

Произнесите звук [П] . Что вы видите? (Губы сжимаются и разжимаются и создают преграду воздуху)

Попробуйте пропеть звук [П] .

Получается? (Нет)

Значит, звук [П| гласный или согласный? (Согласный) .

В какой домик мы его поселим? (В синий) (Демонстрируется синий домик)

Положите руку на горло, произнесите звук . Голос спит или звенит? (Спит)

Значит, звук [П] глухой или звонкий ? (Глухой )

Какой звук мы произносим твердо [П] или [ Пь ]? (Звук [П| )

Каким цветом мы обозначает твердый звук ? (Синим)

А как мы произносим звук [Пь] ? (Мягко)

Каким цветом мы обозначаем мягкий звук ? (Зеленым)

Какой первый звук в слове почтальон ? Твердый звук [П]

Какой первый звук в слове «петух» ? [Пь]

Назовите первый звук в слове «поросенок» [П]?

Назовите первый звук в слове «письмо» [Пь]

А теперь скажите, какой звук [П] ? (Согласный, твердый, глухой ) .

IV. Работа с учебником.

Послушайте, какие звуки произносят звукоежки : «П» , «Пь» . Произнесите и вы их. Они гласные или согласные? (Согласные) . Слева какой звук ? (Твердый, каким цветом мы его обозначим? (Синим) . Справа какой звук ? (Мягкий, каким цветом мы его обозначим? (Зеленым) . Ребята, Грамотейка моет посуду. Назови, что он уже вымыл? (Половник, пиалу) . Давайте обведем эти предметы по контору и дорисуем схемы. Какой первый звук в слове «половник» ? [ П], каким цветом мы обозначим его на схеме? (Синим) . Какой первый звук в слове «пиала» ? [Пь], каким цветом обозначается на схеме? Познакомьтесь с буквой П . Послушайте, я расскажу вам стихотворение о букве П .

Буква П на мост похожа ,

По мосту идет прохожий.

А внизу через проход

Проплывает пароход.

Ребята, из скольки палочек состоит буква «П» ? (Из трех) . Возьмите три карандаша и выложите эту буку у себя на парте. Звуки П и Пь обозначаются этой буквой . Давайте напишем эту букву . Рассмотрите рисунок. Прочитайте, что пропищала мышь, увидев кота? [ПИ]. Что сделал кот? Прочитайте. [АП]. Напишите эти слова. Сколько звуков в каждом слове ? (два) . Какой первый звук в слове «Пи» ? [Пь] (Мягкий) . Каким цветом обозначим? (Зеленым) . Какой второй звук ? [И]. Каким цветом обозначим? (Красным) . Раскрасьте схему под словом «Ап» самостоятельно.

V. Физкультминутка.

А сейчас отдохнем.

Раз - поднялись, потянулись,

Два – согнулись, разогнулись,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть - за парту тихо сесть.

Если это слово «на полу» , то приседаем, если «на потолке» , то поднимаем руки вверх : плинтус, лампа, паркет, побелка, палас, паучок.

Хлопни в ладоши, если услышишь звук [П]

Паучок приехал на базар.

Мухам паучок привез товар.

Он его развесил на осинке :

«Кто из вас желает паутинки?»

VI. Закрепление изученного материала

Теперь поиграем (Развитие слухового восприятия) . Я буду называть звуки [П] [Пь] , а вы будете поднимать синий кружочек, если услышите твердый звук , или зеленый, если услышите мягкий звук .

Пенал, петух, парта, пылесос, перчатка, пила, песня, пес, пчела, парк, поле, подарок, помидор, пятница, печка, Петя, павлин.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам повторить слоги : ПА, ПЯ, ПО, ПЁ, ПЫ, ПИ, ПУ, ПЮ, ПЭ, ПЕ, МА. Скажите мне, какой слог лишний? (МА) .

Ребята перед вами лежат листки с буквами . Я попрошу вас подчеркнуть только буквы «П» . А П У О П И Э Ы П М Ю П Ё Я П

VII. Подведение итогов занятия . Оценка работы детей. Молодцы! С заданием справились отлично, какие звуки мы сегодня изучали ? ([П], [Пь]) Назовите по одному слову со звуком [П] .

Пояснительная записка

Данное занятие может быть использовано для логопедической работы по формированию фонетической стороны речи и начальному обучению грамоте детей старшей группы дошкольного возраста с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата.

Логопедическая работа при любой патологии речи должна строиться с учетом ее патогенетических механизмов.

У детей с патологией опорно – двигательного аппарата в процессе обучения возникает целый ряд трудностей при усвоении программного материала.

Эти трудности обусловлены определенными причинами, к числу которых относятся:

— нарушения звукопроизношения

— нарушение просодической стороны речи

— искаженное развитие фонетико-фонематической системы

— нарушение лексико-грамматического строя речи

— недоразвитие пространственных представлений

— нарушение зрительного восприятия

— несформированность временных представлений и др.

Предложенный конспект занятия для детей старшей группы дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в овладении элементам грамоты и формированию фонетической стороны речи построен в занимательной, игровой форме, с использованием дидактических игр и пособий. Применение различных игр и упражнений позволяет логопеду на занятии решать как можно больше поставленных перед ним задач, используя определенный объем лексического материала, что в конечном итоге обеспечивает лучшее запоминание и усвоение.

Использование игровых приемов на логопедических занятиях позволяет сделать сложные задания эмоциональными, интересными и развивающими. Одновременно с закреплением правильного произношения звука разнообразные игры развивают фонематическое восприятие, упражняют в звуковом анализе и синтезе, закрепляют навык написания букв, обогащают словарь, совершенствуют связную речь, воспитывают умение работать самостоятельно и таким образом всесторонне готовят дошкольника к обучению грамоте.

Игровая форма, веселые физкультминутки, постоянная смена видов деятельности позволяют поддерживать активность детей на протяжении всего занятия.

С учетом психоэмоциональных, речевых, двигательных особенностей в содержание занятия включены упражнения направленные на развитие слухового и зрительного внимания и памяти, мелкой моторики.

Логопед приглашает детей в увлекательное путешествие по очень необычной стране. На занятии дети уточняют характеристику звуков (П), (Пь) по артикуляционным и акустическим признакам, поют, определяют место звука в слове, знакомятся с буквой (П), выполняют игровые задания на развитие зрительного и слухового внимания, развивают мелкую моторику пальцев.

Данное занятие направлено на выработку умения дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие – глухие, твердые – мягкие.

Задания выполнены на индивидуальных карточках (предварительно заготовленный раздаточный материал в виде предметных картинок), так как внимание детей концентрируется на данном объекте и позволяет лучше сосредоточиться. Основным инструментом педагога на занятии остается наборное полотно и магнитная доска. Применение любой визуальной информации на занятии несет положительный эффект.

Конспект занятия «Звуки (П — Пь), буква П»

Цель :

  • Продолжить знакомство со звуками П и Пь, учить давать характеристику звуку.
  • Формировать навыки фонематического восприятия.
  • Формировать умение находить место звука в слове.
  • Учить различать твёрдый и мягкий согласные звуки.
  • Познакомить с буквой П.
  • Развивать мышление, произвольное внимание.
  • Развивать графические навыки.

Оборудование:

  • Карточки со схемами звуков (большого и маленького размера на каждого ребенка).
  • Предметные картинки на изучаемый звук.
  • Предметные картинки на звук (П) (с липучками), любые другие картинки.
  • Каточки для игры «Звуковая мозаика». Карточка разделена на 12 квадратов: 4х3.
  • Тактильная дорожка, выполненная из гороха (количество дорожек по числу детей).
  • Кубики синего и зеленого цвета
  • 2 столика, 2 скатерти синего и зеленого цвета
  • Игрушки: паучок, пингвин
  • Бархатная бумага, шерстяные нитки.
  • Cчетные палочки.
  • Карточки-сюрпризы: буква П и Пь

Организационный момент

Логопед. Ребята, сегодня к нам пришел таинственный гость. А кто он такой отгадайте сами.

Загадка: Сам он скромен, 8 ножек

Броских нет на нем одежек,

Ловко кружево плетет,

Сам узоры создает,

Вяжет сети и канаты,

Скромный, добрый старичок

Это, кто такой, ребята,

Ну, конечно…..

Дети: Паучок.

Логопед. Сегодня у нас в гостях паучок ПАК, но он пришел не один.

Загадка: Птица, только не летает,

Ловко прыгает, ныряет.

Ловит рыбу среди льдин….

Как зовут его?

Дети: Пингвин.

Также интересное занятие логопеда в старшей группе:

  1. Сообщение темы

Логопед. Паучок ПАК пришел со своим лучшим другом пингвином по имени ПИН.

— Какой первый звук в имени ПАК?

Дети: Звук П.

Логопед. Какой первый звук в имени ПИН?

Дети: Пь.

Логопед. Сегодня мы продолжим знакомство со звуком П и познакомимся со звуком Пь.

П! – Мы губы сложим вместе

П! – Мы выдохнем порезче!

(логопед выкладывает на наборном полотне модель звука П, произносим звук П . Вместе с детьми даем характеристику звукам П и Пь. На наборном полотне логопед выкладывает схемы звуков)

Звук П – согласный, твердый, глухой, обозначаем синим цветом.

Звук Пь – согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленым цветом.

— Чем отличаются звуки?

Дети: Звук П – твердый, звук Пь – мягкий.

Логопед: Что общего?

Дети: Звуки П и Пь согласные, глухие.

Логопед: Докажите, что звуки П и Пь согласные?

Дети: Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду, губы.

Логопед. Что напоминает звучание звуков П – Пь?

Дети: Чайник кипит; поезд пыхтит; самовар кипит…

Логопед. Проведем пальчиком по дорожке: П- П – П -…

П! – Мы губы сложим вместе

П! – Мы выдохнем порезче!

(Дети проводят пальчиком по тактильной дорожке, одновременно проговаривая характеристику звука)

  1. Развиваем фонематический слух

Логопед. Игра «Назови нужный звук».

Друзья любят играть в кубики. У ПАКА – синий кубик, обозначающий звук П – твердый звук. У ПИНА – зеленый кубик, обозначающий звук Пь – мягкий звук.

Я буду показывать синий или зеленый кубик, а вы называть соответствующий звук.

(Логопед показывает то синий, то зеленый кубики, а дети называют соответствующий звук).

Дети: П, П, Пь, П, Пь,……

Логопед. Продолжаем мы игру. Я буду называть слоги, а вы будьте внимательны!

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук П

Присядь , когда услышишь звук Пь.

(логопед называет слоги: Па, Пя, Пы, Пе, Пу….)

— Молодцы! Сели на свои места.

Игра «Сигнальщики».

— Я назову слова на звук П или Пь. Когда услышите слово, где первый звук П – нажмите на карточку – схему звука П. Когда услышите слово, где первый звук Пь – нажмите на карточку – схему звука Пь.

(слова: пион, почтальон, пылесос, пельмени, парусник, палка, пирожное)

Логопед . ПАК и ПИН очень любят играть в подвижные игры и однажды так расшалились, что перепутали все картинки, помогите паучку и пингвину найти свои картинки.

У ПАКа – синий домик.

У ПИНа – зеленый.

(Дети подходят к домикам ПАКа и ПИНа, берут по 2 картинки и раскладывают в соответсвующий домик. П – пуговица, повар, поезд, пальма, подушка, полка; Пь – письмо, перо, пират, пила, пироги, перчатки)

Логопед .Что у тебя?

Ребенок: У меня пуговица.

Логопед . Кому дашь?

Ребенок: Дам паучку, в слове пуговица 1звук П.

Логопед. Молодцы! Все картинки разложили правильно.

  1. Определить место звука в слове.

Логопед: Карточки для определения места звука в слове положите перед собой. Звуки П и Пь прячутся в словах. Определи, где прячется звук в слове (в начале, в середине, в конце). (Логопед раздает детям предметные картинки:

П п латье, лоп ата, сап оги, п оезд, п осуда, реп а

Пь – ап ельсин, п иджак, п етух, кирп ичи, п ила, п ижама

Логопед: Где ты слышишь звук П (Пь) в слове ЛОП АТА, в начале, в середине или в конце слова?

Ребенок: Я слышу звук П (Пь) в середине слова.

(логопед проверяет все слова)

  1. Развиваем фонематический анализ, внимание, память.

Логопед: Работа с карточками.

— Определи, какой в слове первый звук П или Пь ?

— Какое слово лишнее? Почему?

(каждому ребенку выдаются карточки со словами: перчатки, поезд, пират; повар, пальма, письмо; подушка, пироги, пила; печь, посуда, полка; парусник, почтальон, пион; пижама, перчатки, помидор)

  1. Физкультминутка.

Логопед. ПАК и ПИН очень веселые друзья. И они приглашают вас немного подвигаться:

Два веселых друга гуляли по двору (имитация движений)

Два веселых друга затеяли игру.

Делали головками: пик, пик, пик. (наклоны головой влево — впараво)

Хлопали ладошками: хлоп – хлоп – хлоп. (имитация движений)

Топотали ножками: топ – топ – топ.

  1. Развиваем фонематический синтез.

Логопед: Игра «Измени слово» (с мячом).

(дети стоят в кругу или за стульчиками)

— Замени первый звук слова на звук П (Пь ) и получи новое:

точка – п очка речка — п ечка

карта – п арта лесок — п есок

тачка- п ачка леченье — п еченье

волк – п олк зеленка — п еленка

щелка – п олка лесенка — п есенка

галка – п алка лекарь – п екарь

  1. Развиваем фонематический анализ.

Логопед . Игра «Звуковая мозаика».

Приготовьте карточки для игры «Звуковая мозаика». Слушайте внимательно и определяйте звуки старательно.

(Логопед называет слова, а дети определяют звуки П – Пь в словах и в каждый квадрат ставят соответствующий символ звука.)

Слова: п одушка, п оезд, п альто, п они

п алка, п ион, п илот, п ушка

п очта п екарь, п ианино, п арашют

— Какие слова на звук Пь вы запомнили?

— Что напоминает этот узор? (Буква П)

9.Знакомство с буквой.

Логопед: Слышим звуки, а пишем, читаем?

Дети: Буквы.

Логопед. П – похожа на пенек Подходящие ворота

Посиди на нем дружок. Проходи, кому охота.

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали,

Ну-ка, милый не ленись,

Подойди и подтянись.

Выкладываем букву П из шерстяных ниток на бархатной бумаге.

— определяем левую – правую стороны бумаги, верх – низ.

— из скольки элементов состоит буква? (из 3х элементов)

— Ниточки одинаковые или разные? (2 длинные, 1 короткая)

(Выкладываем букву на бархатной бумаге из шерстяных ниток, обводим пальчиком; пишем на столе пальчиком; пишем пальчиком в воздухе; выкладываем букву из счетных палочек.)

  1. Итог занятия.

Логопед: С какими звуками продолжили знакомство?

Звук П какой?

Звук Пь какой?

С какой буквой познакомились?

А какое задание было самым трудным?

Какое задание понравилось больше всего?

Паучок Пак и пингвин ПИН приготовили вам подарки: буквы П вы раскрасите дома: большую — синим карандашом, а маленькую – зеленым.

Название: Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки (П — Пь), буква П»

Должность: учитель – логопед высшей квалификационной категории
Место работы: МДОУ Детский сад – 108 «Снежинка»
Месторасположение: Республика Карелия г. Петрозаводск

Конспект логопедического занятия на тему: « Зуки П-ПЬ. Буква П.»

Цель: закрепить знания детей со звуками П-ПЬ, буквой П.

Задачи: учить дифференцировать звуки П и П* изолировано, в словах, в слогах и предложениях и текст; развивать навыки фонематического анализа и синтеза; проводить профилактику оптических нарушений; развивать логическое мышление, связную речь (обучать составлению рассказа на заданную тему); учить работать на уровне текста; развивать мелкую моторику.

Наглядные пособия и раздаточный материал: слоговая таблица предметные картинки со звуком П, зеркало, муляжи “овощи”, сюжетные картинки, карточки с буквами, магнитные буквы, сюжетные картинки “Помощники”.

Ход занятия

1. ОРГМОМЕНТ

1) Развитие зрительного восприятия.

Презентация .

Логопед: Ребята, послушайте, стихотворение и отгадайте о какой букве идёт речь.

Букву ту в спортивном зале
Перекладиной назвали
Влез на букву озорник
Он решил, что та турник!

2) Сформулировать и записать на доске тему занятия.

II. Основная часть

1) Логопед: Вспомните, как пыхтит каша, когда вариться (п-п-п)

Произнесите звук П перед зеркалом

Расскажите о положении губ,зубов, языка о голосовых связках и струе воздуха.

    Губы – сжимаются;

    Зубы – раскрыты;

    Язык – лежит спокойно;

    Связки не работают;

    Струя воздуха – тёплая, короткая

2) Сравнительная характеристика звуков занятия (по таблице)

П – согласный, твёрдый, глухой. На письме обозначаем синим закрашенным квадратом.

Пь - согласный, мягкий, глухой, на письме обозначаем зелёным квадратом.

3) Дифференциация звуков П и Пь в слогах.

Логопед: Прочитайте слоги (карточки на столе) и запишите их. Укажите наличие звуков П и Пь

Слоги: па, пу, пи, пе.

4) Игровое задание.

Хлопните, “услышав” в слоге звук П:

па, ма, на, ва, по, но, лы, вы, пы, бо, то, пу, бы, ка, на, пи.

5) Работа на уровне слова

Игра “Закончи слово”

па- палка, пакет, пальто...

пу- пух, пушка, пуговица...

пи- пирог, пила, письмо..

по- почта, полка, ...

2. Словесная игра “Доскажи словечко”

Я взял муку и взял творог
Испёк рассыпчатый... (пирог)

Если всё ты будешь знать
То получишь в школе...(пять)

Портфель у меня не велик и не мал
Лежит в нём учебник, тетрадь и...(пенал)

3. Дидактическая игра “Прятки”

Инструкция: найдите и покажите предметы на картинках в которых звук П

В начале слова

В середине слова

В конце слова

4. Развитие звукового анализа

Сказка “Про овощи”

Логопед: Решил однажды Синьор Помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему все овощи: горох капуста, огурец, лук, репа, патиссон, картофель и другие. И сказал помидор: “Много желающих оказалось вас, чтобы служить в моём войске, поэтому я ставлю такое условие: в первую очередь в войско пойдут те лишь овощи, в названии которых есть звук П”.

Назовите их, ребята,и попробуйте определить место звука П в слове.

Логопед: Составьте звуковую схему слова: репа, перец (работа с цветными картами за столом); слова:помидор, капуста, петрушка (работа у доски)

5. Физкультминутка. “Петух” (игра в кругу)

Сел петух на забор,
Закричал на весь двор.
Слушай, Дима, не зевай,
Кто петух у нас, узнай!

6. Дифференциация звуков П- Пь в предложениях

Логопед: Дополните предложения словами, в которых есть звук П.

    На огороде выросли красные...(помидоры)

    В саду распустились красивые... (пионы)

    Мальчик отправил бабушке...(письмо,посылку)

    Полина пришла из школы и сняла...(пальто, плащ, платье)

    Липу пилили... (пилой)

    На полку поставили...(посуду)

    Во время жары на голову надо надевать...(панаму)

    Бананы растут на...(пальме)

Логопед: Ребята, а теперь составьте самостоятельно предложения со словосочетаниями:

Пустой пузырёк

Полный пакет

Пополнить запасы

Печёт пироги

Покупает платье

Лепит петуха

Дидактическая игра “Слово рассыпалось”

Из букв ПУТШЕКО составить слово.

Подсказка загадка

Встанет на заре,
Поёт во дворе.
На голове гребешок,
Кто же это? (Петушок)

Составление предложения с данным словом.

Логопед: А сейчас мы с вами сыграем в игру “Звёздный час”.

Инструкция:из букв слова КРАПИВА составить другие слова (парк, пар, пир, вар, кипа, рак, икра, пара...)

Развитие связной речи

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Логопед: Рассмотрите картинки и составьте по ней рассказ.

(Дети раскладывают сюжетные картинки “Помощники”).

Составление рассказа при помощи вопросов.

Самостоятельный рассказ.

III. Итог занятия

Логопед:

    Чем мы сегодня занимались на занятии?

    Что особенно понравилось?

Тема: «Звуки П, ПЬ. Буква П»

Задачи:

  • Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков П, ПЬ;
  • Развивать фонематический слух;
  • Формировать навыки анализа и синтеза слогов;
  • Развивать память, внимание, мышление;
  • Обогащение словаря;
  • Знакомство с буквой;
  • Развитие навыка чтения, письма.

Материал: конверты для характеристики звука, зеркала, «Веселый артстадион».

Ход занятия:

1. Повторение пройденных звуков (А, У, М) по беззвучной артикуляции.

2. Артикуляционная гимнастика «Веселый артстадион».

3. Создание проблемной ситуации: какой звук наиболее часто повторяется?

Говорит попугай попугаю: Я тебя, попугай, попугаю! Попугай в ответ попугаю: Попугай, попугай, попугай! (звук П)

4. Артикуляция и характеристика звука П:

Губки сжались крепко-крепко! Словно сжала губки скрепка.

Как же звуку здесь пройти? Ведь преграда на пути!

Звук прорвался сквозь преграду и достался нам в награду.

П – глухой, взрывной, согласный, любит быть он рядом с гласной.

5. Речевая зарядка: ПА-ПЯ, ПО-ПЁ, ПУ-ПЮ, ПЫ-ПИ, АП-АПЬ, ОП-ОПЬ, УП-УПЬ, ЫП-ЫПЬ.

6. Различение П – ПЬ на слух:

А) па, пя, по, пе, пу, пы, пи, пю, ап, оп, апь, ипь, …

Б) пыль, пять, пятка, топ, петь, пить, парта, паук, петух, письмо, пароход…

В) игра «Наоборот»: па-па-па – пя-пя-пя, по-по-по – пё-пё-пё, пу-пу-пу – пю-пю-пю, пы-пы-пы – пи-пи-пи, ап-ап-ап – апь-апь-апь, оп-оп-оп – опь-опь-опь, уп-уп-уп – юп-юп-юп, топ-топ-топ – тёп-тёп-тёп.

7. Игра «Кто внимательный?» - запомнить слова со звуками П, ПЬ из сказки Г. Юдина «День поросенка»:

Поросенок Персик пришел на почту и сказал Пете-почтальону: «Завтра наш праздник, День поросенка, Я хочу послать посылку моему приятелю Пончику. Вот тут, в платке, пирожки и пирожные. Он их очень любит». А Пончик жил на другой стороне пруда. «Пешком далеко-ко-ко. Не успею до праздника. Поплыву лучше на плоту»,- решил Петя. Сел он на плот, поставил парус и плывет потихоньку. И вдруг на самой середине пруда плот развязался, и Петя упал в воду! А плавать-то он совсем не умеет, «Помогите! Тону!» - кричит Петя, но посылку не выпускает. А поросенок Пончик сидит у своего дома и размышляет: «Потонет петух или не потонет?» Хорошо Персик услышал! Плюхнулся он в пруд и стал пятачком Петю к берегу подталкивать. Кое-как вытащил его на берег. «Ты чего же, Пончик, не помог? Ведь тебе Петя посылку вез». «Так если бы я знал, что мне, я бы помог. А так и простудиться можно».

8. Физкультминутка.

9. а) Поставить звук П в начало слова: ушки, Уля, Оля, Аллочка, луг, лавка

Б) заменить первый звук слова на звук П: точка, тачка, карта, шелка, шелк, торт, мальчик, мост, кол.

10. а) заменить первый звук в слове на звук ПЬ: лекарь, лесенка, речка, лесок, лечение, зеленка, вила, медаль, лень, мир, мел.

Б) Назвать первый и второй звуки в словах: паста, пудель, палка, пуговка, павлин, пудра.

11. Словарь: Птицы.

(картинка) Вот какие зубастые страшилы были прапрапрабабушками наших птиц! Сейчас самая большая птица – страус – выше человека, а самая маленькая – колибри – не больше конфеты. Малышка, а летает целый день без отдыха. Даже нектар из цветков ест, повиснув в воздухе как вертолет. А вот домашние куры почти совсем летать разучились. Все птицы покрыты перьями, которые служат им одеждой. У павлина, например, наряд просто королевский, зато голос никудышный. А серенький невзрачный соловей – самый искусный певец. Птицы яйца, из которых потом вылупляются птенцы. У древних птиц яйца были размером с футбольный мяч, а у малютки колибри – с горошину. Чтобы прокормить своих голодных птенцов, некоторые птицы за одно лето уничтожают огромное количество вредных насекомых. А какая польза от птицы, сидящей в клетке?

12. Итог занятия.

Закрепление вне занятия.

1 Артикуляционная и пальчиковая гимнастика..

2. Игра «Наоборот» - различение П-ПЬ

3. Игра «Бегите ко мне» - различение П-ПЬ

4. Игра «Запомни, повтори»: ап-оп-уп, оп-уп-ип, уп-ип-ап

5. Игра «№Живые звуки» (ап, уп, ип)

6. Игра «Отгадай последний звук?»: сто., хло., глу., потто., су., то.

Чтение и письмо:

1. Нахождение буквы в кассе.

2. «Из скольких элементов состоит буква?»

3. Выкладывание буквы П из палочек.

4. Прорисовывание П в воздухе.

5. Печатание буквы.

6. Анализ слогов АП, УП.

7. Синтез слогов АП, УП.

8. Печатание слогов АП, УП.

9. Чтение по карточке № 4.