Дисквалификация как административное наказание устанавливается на срок. Вынесение постановлений о применении дисквалификации

Это новый вид административного наказания, не известный ранее законодательству об административных правонарушениях. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Срок дисквалификации может составлять от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификацию необходимо отличать от других мер государственно-правового принуждения:

■ лишения специального права (перечень специальных прав, которых может быть лишен гражданин, назван в ст. 3.8, 32.5, 32.6 КоАП РФ);

■ уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ).

2.8. Административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАп рф)

Это наказание заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридических лиц (их филиалов, представительств, иных структур), осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг.

▪ путем указания наступивших случаев или последствий (угроза жизни или здоровью людей; причинение существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды);

▪ путем определения видов административных правонарушений (в области порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и др).

Это наказание назначается в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Это наказание предусмотрено в санкциях 38 статей КоАП РФ.

Наказание в виде административного приостановления деятельности необходимо отличать от приостановления действия лицензии и аннулирования лицензии, которые осуществляются согласно ст. 13 Федерального закона 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирующим органом.

3. Общие правила назначения административных наказаний

Рассмотрим нормы материально-правого характера, определяющие правила назначения мер административной ответственности, содержащиеся в главе 4 КоАП РФ.

Итак, при назначении административных наказаний необходимо соблюдать следующие правила:

1. Наказание за совершенное административное правонарушение назначается в пределах, установленных законом (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). Это означает, что:

Во-первых, выбор наказания ограничен исчерпывающим перечнем мер административной ответственности, закрепленным в ст. 3.2 КоАП РФ;

Во-вторых, наказание должно назначаться в точном соответствии со всеми другими положениями Общей части КоАП РФ;

В-третьих, наказание возможно только в пределах, которые определены санкциями статей Особенной части КоАП РФ или соответствующих законов субъектов РФ. То есть:

▪ назначенное наказание не может превышать максимальный размер наказания, установленный санкцией;

▪ наказание не может быть меньше его низшего предела, установленного санкцией (в отличие от правил, установленных ст. 64 УК РФ);

▪ наказание не может быть заменено наказанием другого вида (например, более мягким), если это не предусмотрено санкцией (в отличие от правил, установленных ст. 64 УК РФ).

2. Административное наказание должно быть справедливым, то есть соответствовать характеру самого правонарушения, личности виновного, его имущественному положению (для юридического лица – имущественному и финансовому положению), обстоятельствам, смягчающим и отягчающим административную ответственность (ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

3. Законом установлены перечни смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств (ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ). Причем, если перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим, то юрисдикционный орган, рассматривающий дело, смягчающими может признать обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или законах субъектов РФ об административных правонарушениях (например, состояние здоровья, положительное поведение на работе, в быту и др.).

4. Предусмотренные статьей 4.3 КоАП РФ обстоятельства не могут являться отягчающими, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения нормами об административной ответственности.

Например, управление транспортным средством водителем в состоянии опьянения образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.8 КоАП РФ. В этом случае совершение правонарушения в состоянии опьянения не будет расцениваться как отягчающее ответственность обстоятельство, предусмотренное п. 6 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ.

5. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было наложено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Например, назначение наказания по ст. 11.18 КоАП РФ за безбилетный проезд не освобождает правонарушителя от обязанности оплатить проезд.

6. Никто не может дважды нести административную ответственность за одно и то же административное правонарушение (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ).

Это правило не распространяется на случаи назначения дополнительного наказания наряду с основным.

7. При совершении лицом двух и более административных правонарушений наказание назначается в отдельности за каждое совершенное правонарушение. Однако при назначении наказаний по совокупности правонарушений, дела о которых рассматриваются одним юрисдикционным органом, наказание назначается в пределах только одной, предусматривающей более строгое наказание, санкции (ст. 4.4 КоАП РФ).

То есть, Кодексом не установлены правила сложения, поглощения административных наказаний при их назначении (в отличие от правил, установленных ст. 70 УК РФ).

8. Статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении:

▪ двух месяцев со дня совершения правонарушения или обнаружения длящегося правонарушения;

▪ одного года со дня совершения правонарушения или обнаружения длящегося правонарушения при совершении деяний, исчерпывающий перечень которых дан в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ (например, за нарушение таможенного, антимонопольного, валютного законодательства и др.), а также при возможности назначения наказания в виде дисквалификации.

КоАП РФ устанавливает единственный вариант приостановления течения этого срока – удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство, о рассмотрении дела по месту жительства (ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ).

9. В течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания лицо, которому оно назначено, считается подвергнутым данному наказанию (ст. 4.6 КоАП РФ).

Годичный срок погашения административного наказания установлен для всех видов административных наказаний, он завершается автоматически, то есть для этого не требуется оформления специальных документов.

Если лицо подвергнуто основному и дополнительному наказанию, то годичный срок исчисляется со дня исполнения наказания, которое по времени было исполнено последним.

Совершение однородного правонарушения повторно в течение этого срока рассматривается как отягчающее ответственность обстоятельство (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ) либо может являться квалифицирующим признаком правонарушения (например, по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

10. Согласно ст. 4.7 КоАП РФ имущественный ущерб, причиненный административным правонарушением, возмещается:

▪ при отсутствии спора - по решению судьи, вынесенному одновременно с назначением административного наказания;

▪ при наличии спора, а также в случае, когда дело рассматривается иным (кроме суда) юрисдикционным органом, - по решению судьи в порядке гражданского судопроизводства.

Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Заключение

В качестве выводов по лекции можно сформулировать следующие положения:

1. Административное наказание есть мера государственно-правового воздействия принудительного характера, отличающаяся от других административно-принудительных мер, применяемая уполномоченным органом (должностным лицом) в предусмотренном законом порядке в отношении физических и юридических лиц, совершивших административные правонарушения.

3. Целями применения административных наказаний является предупреждение совершение новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

4. Установление перечня видов административных наказаний относится к ведению Российской Федерации. Перечень, состоящий из девяти видов административных наказаний, определен Кодексом РФ об административных правонарушениях.

5. Административные наказания могут быть классифицированы по различным критериям.

6. При назначении административных наказаний должны соблюдаться правила, определенные КоАП РФ. Иными нормативными правовыми актами правила применения административных наказаний устанавливаться не могут. В случаях, прямо предусмотренных Кодексом, нормативными источниками подзаконного характера устанавливается порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

  • Вопрос 159. Государственный пожарный надзор 348
  • 1. Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты. Принципы организации и функционирования исполнительной власти. Исполнительная власть и государственное управление.
  • 2. Социальное управление и его виды. Понятие и признаки государственного управления. Государственное управление и государственное регулирование.
  • 3. Цели, основные задачи, функции и виды государственного управления.
  • 5. Административно-правовые основы управленческой деятельности (государственного управления).
  • 6. Административное право и публичное право. Административное право и частное право.
  • 8. Понятие, особенности и предмет административного права.
  • 9. Новые подходы к пониманию сущности и структуры современного административного права (дискуссия о реформе административного права и его системе).
  • 10. Система административного права.
  • 11. Методы административного права.
  • 12. Система (механизм) административно-правового регулирования.
  • 13. Принципы административного права.
  • 14. Функции административного права.
  • 15. Административное право как наука.
  • 17. Кодификация административного права. Систематизация административного законодательства.
  • 18. Нормы административного права: понятие, содержание, виды. Структура административно-правовых норм. Реализация, действие и толкование административно-правовых норм.
  • 19. Административно-правовые отношения: понятие, содержание и виды.
  • 22. Административно-правовой статус граждан. Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
  • 23. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 24. Органы исполнительной власти в Российской Федерации: понятие, правовое положение, система, структура, принципы организации и функционирования.
  • 25. Президент Российской Федерации: полномочия в сфере исполнительной власти. Администрация Президента Российской Федерации: правовое положение, задачи, структура, организация, функции.
  • 26. Полномочия Представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе.
  • 27. Правительство Российской Федерации: правовое положение; состав; структура; порядок образования; полномочия, организация деятельности, взаимоотношения с другими государственными органами.
  • 2Й этап (1996–1998 годы).
  • 3Й этап (к. 2000 г. – сер. 2001 г.).
  • 33. Понятие и содержание государственно-служебного правоотношения.
  • 34.Система (виды) государственной службы
  • 35. Государственная гражданская служба рф. Государственная служба Воронежской области.
  • 38. Принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие и виды.
  • 39. Система управления государственной службой.
  • 41. Общие условия государственной службы.
  • Глава 2 фз "о системе государственной службы Российской Федерации" определяет общие условия государственной службы. К ним относятся:
  • Глава 3 фз "о гос. Гражданской службе рф" определяет правовой статус гражданского служащего:
  • 1. Права государственного служащего
  • 2. Обязанности государственного служащего
  • 3. Ограничения и запреты для государственного служащего
  • 43. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.
  • 45. Кадровая служба государственного органа и кадровая работа.
  • 46. Служебное время и время отдыха на государственной гражданской службе.
  • 47. Прохождение гражданской службы: система и структура. Должностной регламент.
  • 48. Аттестация гражданских служащих: понятие, цель, задачи, систе­ма, функции и принципы аттестации. Квалификационный экзамен.
  • 49. Оплата труда гражданских служащих.
  • 50. Поощрения и награждения за гражданскую службу.
  • 51. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: понятие, основание, дисциплинарные взыскания. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий.
  • 52. Формирование кадрового состава гражд службы.
  • 53. Индивидуальный служебный спор: понятие, содержание и порядок рассмотрения.
  • 54. Прекращение государственной службы: понятие и основания увольнения в запас или в отставку.
  • 58. Профессиональные союзы и их административно-правовой статус: правовая основа деятельности, организация и учреждение, регистрация профсоюзов, их основные права и гарантии, защита прав профсоюзов.
  • 59. Административно-правовые основы религиозных объединений в рф.
  • 60. Понятие, значение и виды форм управленческих действий (государственного управления).
  • 63. Юридическая сила правового акта управления и презумпция его законности.
  • 65. Виды правовых актов управления.
  • 66. Правовые акты Президента рф. Порядок их опубликования и вступления в силу.
  • 67. Правовые акты Правительства рф. Порядок их опубликования и вступления в силу
  • 68. Правовые акты управления федеральных органов исполнительной власти: порядок принятия; государственная регистрация; опубликование и вступление в силу.
  • 70.Правовые акты управления, принимаемые исполнительными органами муниципальной власти.
  • 72. Методы осуществления управленческих действий (государствен­ного управления): понятие, особенности и виды.
  • 73. Административно-предупредительные меры: понятие, цели, осно­вания и порядок применения, система и виды.
  • 74. Меры административного пресечения: понятие, цели, виды и поря­док применения.
  • 75. Административно-восстановительные меры как вид администра­тивного принуждения.
  • 76. Задачи и принципы законодательства об административных право­нарушениях.
  • Глава 1 КоАп называется «Задачи и принципы законодательства об административных право­нарушениях».
  • 78. Административная ответственность юридических лиц: содержа­ние, значение, особенности применения.
  • 80. Материальная ответственность в административном праве: поня­тие, признаки, цели, функции, основания, субъекты. Ее отличие от других видов юридической ответственности.
  • 81. Понятие административного правонарушения и его признаки.
  • 82. Юридический состав административного правонарушения: понятие, элементы, значение и виды.
  • 83. Объект административного правонарушения.
  • 84. Объективная сторона административного правонарушения.
  • 85. Субъект административного правонарушения. Физические и юридические лица. Общий и специальный субъект административного правонарушения.
  • 86. Субъективная сторона административного правонарушения.
  • 87. Особенности административной ответственности должностных лиц.
  • 89. Административные наказания: понятие, цели, система и виды. Основные и дополнительные наказания; наказания морального, имущественного характера; наказания, обращенные на личность.
  • 90. Предупреждение и штраф как меры административного наказания.
  • 91. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как вид административного наказания
  • 92. Лишение специального права, предоставленное физическому лицу как мера административной ответственности.
  • 93. Административный арест как мера административной ответственности.
  • 94. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства
  • 95. Дисквалификация как мера административной ответственности.
  • 96. Административное приостановление деятельности как мера административной ответственности.
  • 98. Административные правонарушения, посягающие на права (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 5 КоАп рф).
  • 100. Административные правонарушения в области охраны собственности (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 7 КоАп рф).
  • Вопрос 102. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 9 КоАп рф).
  • Вопрос 103. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 10 КоАп рф).
  • Вопрос 104. Административные правонарушения на транспорте (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 11 КоАп рф).
  • Вопрос 105. Административные правонарушения в области дорожного движения (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 12 КоАп рф).
  • Вопрос 106. Административные правонарушения в области связи и информации (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 13 КоАп рф).
  • Вопрос 107. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 14 КоАп рф).
  • 112. Административные правонарушения против порядка управления (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 19 КоАп рф).
  • 114. Административные правонарушения в области воинского учета (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 21 КоАп рф).
  • 115. Понятие и специфические признаки административного процесса. Принципы административного процесса: понятие и система.
  • 116 Структура административного процесса. Субъекты ап. Стадии ап. Обеспечение законности в ап. Понятие и виды административно-процессуальных производств.
  • 118. Производство по обращениям граждан. Стадии производства по обращениям граждан. Административный порядок рассмотрения жалоб граждан.
  • 119. Административная юрисдикция: понятие, содержание, система органов.
  • 120. Дисциплинарное производство: понятие, правовые основы, принципы, субъекты, стадии.
  • 121. Поощрительное производство: правовая основа, общие положения, цели, принципы, субъекты и стадии.
  • 122. Подведомственность дел об административных правонарушениях судьями.
  • 123. Рассмотрение дел об административных правонарушениях судьями.
  • 125. Рассмотрение дел об административных правонарушениях уполномоченными должностными лицами.
  • 126. Административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав как коллегиальные органы административной юрисдикции.
  • 129. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях: юридическое значение и виды.
  • 130. Доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях. Предмет доказывания. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях: понятие, виды и оценка.
  • 131. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: значения, виды и содержание.
  • 132. Возбуждение дела об административном правонарушении.
  • 134. Административное расследование: задачи, место и сроки проведения.
  • 135. Стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.
  • 138. Производство по исполнению постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения и постановления о наложении административного штрафа.
  • 141. Производство по исполнению постановления об административном аресте и постановления об административном выдворении за пределы рф.
  • 142. Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности.
  • 149. Сущность, задачи, предмет и пределы прокурорского надзора в системе публичного управления. Полномочия прокурора по осуществлению надзора.
  • 150. Административный надзор: понятие, организация и система.
  • 151. Административно – правовые режимы: понятие, признаки, назначения, правовое регулирование, виды
  • 152. Административные процедуры: понятие, назначения, содержание и принципы.
  • 155. Управление экономическим развитием: понятие, содержание и административно-правовые основы организации
  • 156. Финансовый контроль: понятие, организация, содержание
  • 158. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.
  • Вопрос 159. Государственный пожарный надзор
  • 160. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
  • Организационно-правовые формы управления внутренними делами.
  • 162. Административно-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности.
  • 163. Полиция в рф: задачи, принципы деятельности, система, правоохранительная служба. Административное принуждение в деятельности полиции.
  • 164. Внутренние войска: задачи, функции, структура и полномочия.

95. Дисквалификация как мера административной ответственности.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права

    замещать должности федеральной государственной гражданской службы,

    должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации,

    должности муниципальной службы,

    занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица,

    входить в совет директоров (наблюдательный совет),

    осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом,

    осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,

    либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг

    либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и

    организации и проведения спортивных мероприятий,

    либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности,

    либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. (ч.1 ст. 3.11 КоАП РФ)

Согласно ч.2 ст. 3.11 дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация является основным видом административного наказания и мерой, устанавливаемой КоАП РФ.

Ее следует отличать от административного наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ).

Дисквалификация устанавливается и применяется только в качестве основного наказания за совершение следующих административных правонарушений:

      нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27 );

      фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 );

      неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13 );

      нарушение законодательства об организованных торгах (ст.14.24 )

      предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 4 ст. 14.25 ).

      незаконное получение или предоставление кредитного отчета (ст. 14.29 )

      манипулирование ценами на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) ДЛ-ом ранее подвергнутым адм. наказанию за аналогичное адм. правонарушение (ст. 14.31.2 )

      заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности (ст.14.32 )

      повторную продажу товаров, не соответствующих образцам качества, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям НПА-ов, устанавливающих порядок выполнения работ (ч.2 ст.14.4 )

      нарушение порядка ценообразования (ст.14.6 )

      недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг (ст.14.33 )

      непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем (ст. 14.36 )

      нарушение правил выполнения работ по сертификации (ст. 14.47 )

      предоставление недостоверных результатов исследований(испытаний) (ст. 14.48 )

      грубое нарушение условий гос. контракта по гос. оборонному заказу (ч.3 ст.14.55 )

      нецелевое использование бюджетных средств (ст.15.14 )

      нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 15.15.3 )

      нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций (ст.15.15.4 )

      нарушение условий предоставления субсидий (ст. 15.15.5 )

      нарушение запрета на размещение бюджетных средств (ст. 15.15.12 )

      нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга (ст. 15.15.13 )

      и другие.

Постановление по делу об адм. правонарушении, влекущем применение наказания в виде дисквалификации, может быть вынесено судьей не позднее одного года со дня совершения адм. правонарушения, а при длящемся правонарушении в тот же срок со дня его обнаружения.

Постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности (ч. 1 ст. 32.11 ).

Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом. При заключении договора (контракта) уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц. (ч. 2 ст. 32.11 ).

Согласно ч.3 ст.32.11 в целях обеспечения учета лиц, в отношении которых имеются вступившие в законную силу постановления о дисквалификации, формируется реестр дисквалифицированных лиц. Ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В реестре дисквалифицированных лиц содержатся следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения; полное наименование и идентификационный номер налогоплательщика организации, в которой дисквалифицированное лицо работало во время совершения административного правонарушения, должность, которую занимало дисквалифицированное лицо в этой организации; статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения; наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении; должность, фамилия, имя, отчество судьи, вынесшего постановление о дисквалификации; срок дисквалификации; даты начала и истечения срока дисквалификации; сведения о пересмотре постановления о дисквалификации.

Лицо считается исключенным из реестра дисквалифицированных лиц по истечении срока дисквалификации или при наличии в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра дисквалифицированных лиц, вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации.

Внесение сведений в реестр дисквалифицированных лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра дисквалифицированных лиц, не позднее трех рабочих дней со дня получения им копии вступившего в силу постановления о дисквалификации либо судебного акта о пересмотре постановления о дисквалификации.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра дисквалифицированных лиц, размещает сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, на своем официальном сайте в сети "Интернет". Плата за доступ к сведениям, содержащимся в реестре дисквалифицированных лиц, размещаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на своем официальном сайте в сети "Интернет", не взимается.

Заинтересованные лица вправе получить за плату сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, в виде выписки о конкретном дисквалифицированном лице либо справки об отсутствии запрашиваемой информации. Срок предоставления указанных выписки или справки не может превышать пять рабочих дней со дня получения соответствующего запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра дисквалифицированных лиц. Размер платы за предоставление указанных выписки или справки определяется Правительством Российской Федерации. Форма предоставляемых заинтересованным лицам указанных выписки или справки и порядок их предоставления заинтересованным лицам определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра дисквалифицированных лиц.

Исключение из реестра производится:

    по истечении срока дисквалификации

    во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации.

Одной из важных проблем, стоящих на пути эффективного применения дисквалификации является проблема конкуренции НП, регулирующих порядок рассмотрения дел о привлечении к администр. ответственности в виде дисквалификации. Сущность ее заключается в том, что рассмотрение дел о о привлечении к администр. ответственности в виде дисквалификации осуществлеется не только на основании положений КоАП РФ, но и на основании пар.1 гл. 25. АПК РФ. Данное положение противоречит ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ, по которому адм. наказание назначается в соответствии с КоАП и ч.1 ст. 1.1 КОАП, согласно которой законодательство об адм. правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ.

Суды не применяют дисквалификацию из-за отсутствия должного процессуального механизма. Проблемы обусловлены также несогласованностью этого наказания трудовым законодательством, законодательством регулирующим деятельность коммерческих и некоммерческих организаций, не предусматривающим дисквалификацию в качестве основания для прекращения договора.

(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ)

1. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

2. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также к лицам, занимающимся частной практикой.

Комментарий к статье 3.11

1. Дисквалификация может быть установлена и применена только в качестве основного административного наказания.

2. Административное наказание в виде дисквалификации может быть применено только к физическому лицу, наделенному в соответствии с определением, содержащимся в ст. 2.4 КоАП, правомочиями должностного лица, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (см. комментарий к указанной статье).

Применение административного наказания в виде дисквалификации к индивидуальным предпринимателям сопряжено с ограничением права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, закрепленного ч. 1 ст. 34 Конституции РФ. В данном случае в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускается легитимное, установленное законом ограничение конституционного права.

3. Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, действующим в коммерческих, некоммерческих организациях, являющихся юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы (см. комментарий к ст. 2.10).

Применительно к административным наказаниям, предусматривающим временные параметры их исполнения, минимальный и максимальный сроки дисквалификации, установленные ч. 2 комментируемой статьи, являются наиболее продолжительными (ср. ч. 2 ст. 3.8 КоАП).

4. По смыслу ч. 3 комментируемой статьи под органами юридического лица понимаются органы, посредством которых юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Статус органов юридического лица определяется ГК, федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, указами Президента и принятыми (заключенными или утвержденными) в соответствии с ними учредительными документами — уставом и (или) учредительным договором. В случаях, предусмотренных федеральным законом, юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. К органам юридического лица не относятся его обособленные подразделения — представительства и филиалы, они в соответствии с ч. 3 ст. 55 ГК не могут быть наделены правомочиями юридического лица.

5. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи дисквалификация может быть применена также к арбитражному управляющему — лицу, назначенному арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Административная ответственность за осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом установлена ст. 14.23 КоАП.

6. Порядок исполнения постановления о дисквалификации определен ст. 32.11 КоАП (см. комментарий).

За совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.12 (фиктивное банкротство), ч. 2 ст. 14.12 (преднамеренное банкротство), ст. 14.13 (неправомерные действия при банкротстве), ст. 14.21 (ненадлежащее управление юридическим лицом), ст. 14.22 (совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий) КоАП, административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей арбитражного суда. При совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 КоАП, производство по которым осуществляется в форме административного расследования (см. комментарий к ст. 28.7), постановление о дисквалификации выносится судьей районного суда.

Дисквалификация директора предприятия предусмотрена Российским законодательством за нарушения в сферах трудового, налогового, банковского и законодательства о банкротстве.

Дисквалифицированному лицу нельзя занимать должности государственной и муниципальной гражданской службы, должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и иным образом осуществлять управление юридическим лицом.

Что такое дисквалификация

Дисквалификация первого лица компании крайне нежелательное событие, но вполне вероятное с учетом сложившейся судебной практики по административным правонарушениям. Данный вид наказания направлен на повышение эффективности административной ответственности руководителей Российских компаний (ООО, ПАО и АО).

Основными причинами дисквалификации руководителя являются нарушения трудового законодательства, к примеру: не выплата заработной платы, а также доведение компании до банкротства в совокупности с не возмещением причиненного ущерба. В большинстве случаев дисквалификация наступает, если нарушение совершается повторно.

Дисквалифицировать директора может только суд (решение суда), оспаривается подобное решение можно в вышестоящей судебной инстанции.

Вопрос видов ответственности рассмотрен в статье: Ответственность директора .

Дисквалификация как вид административного наказания

При рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) административных органов, принятых (допущенных) ими в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (статья 27.1 КоАП РФ), в том числе по изъятию вещей и документов (статья 27.10 КоАП РФ), аресту товаров, транспортных средств и иных вещей (статья 27.14 КоАП РФ), судам следует иметь в виду, что самостоятельное оспаривание таких решений, действий (бездействия) допускается только до вынесения административным органом постановления о привлечении лица к административной ответственности или до направления административным органом материалов по делу об административном правонарушении для рассмотрения в суд.

Такие решения, действия (бездействие) могут быть оспорены по правилам, предусмотренным главой 24 АПК РФ.

При рассмотрении данной категории дел суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Поэтому отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения.

Порядок дисквалификации директора

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), вести предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управлять юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Срок административной дисквалификации генерального директора

Дисквалификация устанавливается на срок от 6 (шести) месяцев до 3 (трех) лет.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей

Дисквалификация может быть применена не ко всем работникам, а только к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, ведущим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Что следует учитывать

При прекращении трудового договора по указанному основанию необходимо учитывать следующее:

  • постановление судьи о применении в качестве меры административного наказания дисквалификации вступает в силу по истечении срока на его обжалование (вступление в законную силу), либо после вынесения определения судом апелляционной или кассационной инстанции об оставлении этого постановления в силе.
    Отмена постановления о дисквалификации работника в порядке судебного надзора является основанием для восстановления работника на работе;
  • увольнение применимо только к работнику, занимающему должность, которая указана в постановлении о дисквалификации;
  • увольнение допускается лишь в том случае, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.

Последствия дисквалификации директора и что делать

С момента вступления в законную силу решения суда о дисквалификации, руководитель организации обязан немедленно прекратить управление организацией. Также подобная обязанность возникает у работодателя (учредителей) на основании ст. 3.2 КоАП РФ.

Судебное постановление вступает в силу

  1. (если) оно не обжаловалось — по истечении 10 (десяти) дней со дня, когда директор получит копию постановления;
  2. (если) обжаловалось — в день вынесения районным судом решения по жалобе.

Ответственность за не освобождение от должности

Если директор, несмотря на дисквалификацию, продолжит руководить организацией и об этом станет известно, в частности, органам полиции или прокурору (например, в ходе прокурорской проверки), то суд может оштрафовать

  • директора на 5 000 руб.,
  • а организацию на сумму до 100 000 руб.

Согласно части 2 статьи 32.11 КоАП РФ исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом.

Подписание договоров не возможно

Заключенные и подписанные договоры дисквалифицированным директором, являются сделками заключенными лицом без полномочий, а договор признается не заключенным.

Внимание!

  • Дисквалифицированному директору ничего не мешает действовать в интересах общества (например, представлять его в гос. органах ) по доверенности, выданной новым руководителем фирмы.
  • Если директор дисквалифицирован в одной фирме, то это накладывается на другие организации, где он является директором.

Если директор продолжает занимать должность

Если гендиректор продолжит выполнять свои полномочия после дисквалификации, то:

  • компанию ждет штраф до 100 тыс. руб.,
  • директора оштрафуют - до 5 тыс. руб. (ст. 14.23 КоАП).
    Такая же ответственность наступит, если дисквалифицированный директор устроится в другую компанию.

В трудовую книжку дисквалифицированного директора вносят специальную запись:

«Уволен в связи с дисквалификацией (административным наказанием), исключающей возможность исполнения обязанностей по трудовому договору, п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ».

Практика и особенности дисквалификации по налоговым правонарушениям

Основная часть нарушений в рамках которых была применена дисквалификация приходится:

  1. Предоставление заведомо ложных сведений, в т.ч. при ,
    Это самая распространенная причина для дисквалификации директора (ч. 5 ст. 14.25 КоАП). Здесь налоговики проверяют, находится ли компания по заявленному адресу. Если ее по адресу нет, то инспекторы запросят достоверную информацию или обратятся в суд. Судьи обычно выносят решение о дисквалификации генерального директора на срок от 1 до 3 лет. Три года - максимальный срок дисквалификации директора.
    Советы
    а. Запросите и проверьте документы, которые подтверждают права на помещение у собственника или арендатора;
    б. арендуйте помещение, где действительно будут работать сотрудники компании (как минимум секретарь);
    в. проверьте выбранный адрес на предмет массовой регистрации на онлайн-ресурсе ФНС (https://service.nalog.ru/addrfind.do).
    г. представьте доказательства реальности своего адреса, если налоговики уже обратились в суд (документы, фотографии, протокол нотариального осмотра, показания свидетелей).
  2. Отсутствие движений по счетам
    Если в течение года не было отчетности в налоговую и не проводились операции по счетам, компанию признают недействующей и исключают из ЕГРЮЛ.
    Если у компании на момент исключения был долг перед бюджетом, то директор в течение последующих 3 лет не сможет зарегистрироваться руководителем в других компаниях. Такую ответственность нельзя назвать дисквалификацией, но последствия она имеет те же. И эта мера применяется к директору без суда.
    Советы
    а. Периодически проверяйте почту, которая приходит на юрадрес компании, даже если она не работает. Туда может прийти письмо от налоговиков с запросом достоверной информации о фирме или требованием погасить задолженность.
    б. Подайте в налоговую инспекцию нулевую отчетность, чтобы подтвердить деятельность компании. В этом случае кроме штрафа за просрочку декларации ничего не будет.
    в. Убедитесь, что долг погашен, а документы приняты инспекцией и дополнительная информация не требуется.
    г. Проверьте данные в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте.
    д. Удостоверьтесь, что новый директор внес информацию о смене руководителя в реестр, получив бесплатную выписку из ЕГРЮЛ на компанию через онлайн-сервис (https://egrul.nalog.ru). В случае проблем ответственность ляжет на директора, указанного в реестре.
  3. Повторное нарушение трудового законодательства, в т.ч. прав трудящихся.
    Другая распространенная причина дисквалификации директора - повторное нарушение трудового законодательства (п. 2 ст. 5.27 КоАП). Например, в компании нарушают порядок ведения трудовых книжек, неверно составляют график отпусков.
    — если нарушение выявили впервые, то директора только оштрафуют (п. 1 ст. 5.27 КоАП);
    — если то же нарушение обнаружат снова, то директора дисквалифицируют на 1 - 3 года.
    Суд дисквалифицирует директора только за аналогичные нарушения. Но при этом не важно, совершил директор одинаковые нарушения в одной компании или в разных организациях.
    Советы
    а. Оспаривайте первое постановление, даже если это был небольшой штраф за нарушение трудовых норм, если привлекают к административной ответственности. Второе нарушение грозит уже дисквалификацией.
    б. Оспаривайте уже принятое судом решение о дисквалификации директора, ссылаясь на отсутствие аналогичных нарушений.
  4. Работа без ККТ
    Если компания не использует ККТ и это повторное нарушение, то суд дисквалифицирует директора на срок до 2 лет. При условии, что сумма расчетов без ККТ составила 1 млн. руб. и более (ч. 3 ст. 14.5 КоАП).
    При первом нарушении компанию только оштрафуют (ч. 2 ст. 14.5 КоАП).
    Советы
    а. Всегда оспаривайте первый и повторный штрафы за неприменение ККТ. За первое нарушение никогда не дисквалифицируют, поэтому отсутствие штрафов Вас защитит.
    б. Саму дисквалификацию тоже можно оспорить. Чтобы обжаловать такое решение, ссылайтесь и на то, что сумма расчетов без применения ККТ была меньше 1 млн. руб.
  5. Нарушения при банкротстве,
  6. Нарушения порядка раскрытия информации.

В 85% из 100% санкция дисквалификации была применена к руководителю организации (директору, генеральному директору, заведующему и т.п.), что говорит о том, что дисквалификация является мерой воздействия на управленцев, работающих в хозяйственной сфере.

Как проверить на дисквалификацию будущего директора?

Статья 32.11 КоАП установила для работодателя обязанность запрашивать информацию о наличии дисквалификации физического лица, претендующего на осуществление деятельности по управлению организацией. Впрочем, само по себе нарушение этой обязанности никакой ответственности для компании не сулит, административная ответственность возникнет, только если на указанную должность будет принято дисквалифицированное лицо. Но об этом ниже.

Организация до назначения на должность генерального директора, формирования исполнительного органа управления, избрания члена совета директоров (наблюдательного совета), назначения управляющего должна запросить информацию о дисквалификации в отношении этих лиц.

ФНС ведет реестр дисквалифицированных лиц (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/disqualified_persons/). При обращении с соответствующим запросом выдается выписка о дисквалифицированном лице или об отсутствии такой информации в реестре.

а также

Запрос по форме, утвержденной приказом ФНС, подается в любой территориальный налоговый орган, независимо от адреса места нахождения (места жительства) заинтересованного лица или лица, о котором запрашиваются сведения. Запрос можно подать непосредственно в ИФНС, по почте или через сайты ФНС или Госуслуг. Но для подачи через интернет необходимо заверение запроса усиленной квалифицированной электронной подписью лица, направившего запрос.

Срок предоставления информации, содержащейся в Реестре, – 5 дней с даты получения соответствующего запроса.

Если в Реестре содержится информация о гражданине, в отношении которого подан запрос, то выдается выписка из Реестра, если нет – справка.

Гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в отношении себя информация предоставляется бесплатно. Для всех остальных (кроме органов государственной власти и местного самоуправления) – за пошлину в размере 100 рублей.

Ответственность ООО за директора

Организацию признают виновной и в том случае, если о дисквалификации соискателя не было известно. Компания обязана самостоятельно проверить информацию о директоре, когда заключает контракт (ч. 2 ст. 32.11 КоАП).

Как снять — отменить дисквалификацию

Отмена возможна в досудебном порядке путем переговоров с органами (к примеру в ФНС 2-3 недели) и в случае неудачи в судебном порядке (3-4 недели). Стоимость комплекса услуг от 50 000 руб. и зависит от обстоятельств выясненных в органах на досудебной стадии.

Одним из видов наказаний, налагаемых на руководителя организации за нарушение трудового законодательства, является дисквалификация.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 3.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях – далее «КОАП»).
Дисквалификация устанавливается на срок от 6 месяцев до трех лет.
Несмотря на то, что закон предусматривает возможность применения дисквалификации не только в отношении руководителя организации - на практике прокурор либо государственный инспектор труда чаще всего инициируют процедуру дисквалификации именно в отношении руководителя компании, который является единоличным исполнительным органом юридического лица и в соответствии с законодательством отвечает за соблюдение трудового законодательства.
На основании части 2 статьи 5.27 КОАП руководитель организации может быть дисквалифицирован за нарушение законодательства о труде и об охране труда в случае, если ранее он уже был подвергнут административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (например, оштрафован за нарушение правил охраны труда). Срок дисквалификации за нарушение трудового законодательства составляет от 1 года до 3 лет.

Нарушение руководителем норм трудового законодательства и охраны труда является самой распространенной причиной дисквалификации*.
Санкция в виде дисквалификации применяется к лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (т.е. по п.1 ст. 5.27 КОАП РФ). При этом аналогичным будет считаться любое повторное нарушение законодательства о труде и об охране труда, поскольку ст. 5.27 КОАП РФ не содержит закрытого перечня подобных нарушений либо указания на те или иные виды нарушений законодательства о труде и об охране труда.
К таким нарушениям, в том числе относятся - отсутствие оформленных трудовых договоров, локальных актов и прочих документов, ведение которых согласно ТК РФ является обязательным, неоднократное нарушение сроков невыплаты заработной платы, нарушение порядка привлечения сотрудников к сверхурочной работе, незаконное увольнение либо наложение дисциплинарного взыскания на работника, невыполнение обязанностей по расчету с работником при увольнении.
Следует обратить внимание на то, что невыполнение предписания ГИТ об устранении выявленных нарушений увеличивает вероятность дисквалификации. Так, при непоступлении в ГИТ информации об устранении указанных в предписании недостатков (до указанного в предписании срока), инспекция, как правило, проводит повторную проверку, причем уже не камеральную, а выездную. Если при повторной проверке будет обнаружено нарушение трудового законодательства - у инспекции возникают основания для направления в суд материалов о дисквалификации руководителя.

Что делать если Вам грозит дисквалификация?

Негативные последствия, которые могут наступить в результате дисквалификации позволяют сформулировать основные положения стратегии, направленной на минимизацию риска привлечения к административной ответственности в виде дисквалификации:
- соблюдение требований трудового законодательства в организации, предотвращение случаев проверок со стороны ГИТ по жалобам работников;
- оперативное реагирование на предписания инспекции труда включающее в себя либо судебное обжалование, либо исполнение содержащихся в предписании требований;
- активная защита своих прав в административном производстве, итогом которого может стать дисквалификация.
Защита интересов руководителя от дисквалификации требует не только отличного знания трудового законодательства, но также и административного и гражданского процессуального законодательства. Дело в том, что наказание в виде дисквалификации может быть применено только судом (ст. 3.11 и 23.1 КоАП РФ), который в большинстве случаев старается рассмотреть дело в кратчайший срок, руководствуясь формальными соображениями.
Поскольку в данном случае требуется и большой объем профессиональных знаний и способность действовать оперативно, используя при необходимости отработанные практики, целесообразно обратиться за квалифицированной юридической помощью.
Защита интересов руководителя, основанная на грамотно выстроенной правовой позиции и анализе процессуальных аспектов проверки ГИТ, в большинстве случаев гораздо эффективнее самостоятельных действий.
Использование в таких ситуациях штатных юристов не так однозначно, как может показаться на первый взгляд, поскольку при угрозе дисквалификации интересы руководителя, его заместителей и юристов, а также интересы компании могут не совпадать.

Мы осуществляем полный спектр услуг по консультированию руководителей организаций и иных лиц, в отношении которых ведется производство о дисквалификации.

Наши юристы:

    проанализируют риски, связанные с дисквалификацией,

    помогут устранить указанные в предписании ГИТ нарушения,

    разработают стратегию защиты ваших интересов,

    представят ваши интересы в административных и судебных органах,

    помогут урегулировать трудовые отношения с работодателем.

* Согласно статистики Генпрокуратуры РФ в 1-м полугодии 2009 г.: выявлено 566 тыс. 500 нарушений закона только в сфере оплаты труда (для сравнения: за весь 2008 год их было установлено 515 тыс.), внесено 27,6 тыс. представлений об устранении нарушений закона, 15,5 тыс. лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 11,8 тыс. должностных лиц предостережены о недопустимости нарушения закона.По постановлениям прокуроров к административной ответственности за невыплату зарплаты привлечены более 20,5 тыс. должностных лиц, в том числе 472 дисквалифицировано.