Действующие и принимаемые расходные обязательства. Формирование расходов бюджетов

В зависимости от эконо-мического содержания расходы всех уровней бюджетов подраз-деляются на текущие и капитальные, которые, в свою очередь, устанавливаются экономической классификацией расходов бюд-жетов.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущих, ежегодно возобновляющихся расходов. 3а исключе-нием капитальных расходов, это все расходы бюджетов, кото-рые обеспечивают текущее функционирование органов государ-ственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений. Из этой группы расходов средства поступают на обеспечение межбюджетного механизма перераспределения ресурсов, в частности, осуществляется государственная поддер-жка в форме дотаций, субвенций другим бюджетам и отдель-ным отраслям экономики.

Согласно экономической классификации расходов бюд-жетов, к категории текущих расходов бюджетов относятся закупки товаров и услуг, оплата труда служащих, денежное довольствие военнослужащих, выходные пособия при уволь-нении и др. Это та группа расходов, с помощью которых государство распределяет средства на реализацию текущих функциональных задач, стоящих перед ним. Получателями текущих расходов в режиме финансирования становятся раз-личные органы исполнительной власти на всех уровнях вла-сти, бюджетные учреждения и другие получатели средств из бюджетов.

Капитальные расходы бюджетов предназначены для обес-печения расширенного воспроизводства инновационной и инвестиционной деятельности, включая инвестиции в виде бюджетных кредитов в деятельность юридических лиц в со-ответствии с инвестиционными программами. К данному виду расходов относятся расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта, расходы, пред-назначенные для увеличения государственного или муници-пального имущества. Возможны иные направления расхо-дов, включенные в категорию капитальных расходов в соответствии с экономической бюджетной классификацией.

3. Расходные обязательства: понятие и виды.

Понятие расходных обязательств является новым в бюджетном законодательстве. Под расходным обязательством понимается обусловленная зако-ном или иным нормативным актом, договором или соглашением обязанность органов власти различных уровней предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления и иным субъектам средства соответствующего бюджета.

В соответствии с Методическими рекомендациями Минфина России, нормативное правовое регулирование расходных обязательств состоит в установлении законодательными и иными нормативными правовыми актами целей, общих принципов, объема, порядка и условий осуществления деятельности органов власти, требующей определенных бюджетных расходов. Нормативное правовое регулирование осуществляется в двух формах.

1) Введение расходного обязательства - определение функций и задач органов власти, общих принципов финансового обеспечения и исполнения расходных обязательств. Соответствующие правовые акты определяют основания, указывают на необходимость того или иного действия и/или мероприятия.

2) Установление расходного обязательства - определение содержания расходного обязательства, порядка его исполнения, нормативов и объемов расходования бюджетных средств. Установление любых расходных обязательств может осуществляться исключительно путем принятия правовых актов и заключения в их развитие соответствующих договоров (со-глашений).

Таким образом, расходное обязательство бюджета возникает в том случае, когда:

Соответствующее направление расходов относится к предметам ведения соответствующего бюджета, расхо-дование средств бюджета на другие цели не допускается;

Органы государственной власти или местного самоуправления принимают нормативный акт, заклю-чают договор или соглашение, предусматривающее осуществление со-ответствующих расходов.

Действующие и принимаемые расходные обязательства

Расходные обязательства можно разде-лить на действующие и принимаемые. К действующим обязательствам относятся те, которые существуют в настоящее время и будут действовать в пла-новом периоде в соответствии с уже принятыми нормативными актами и за-ключенными договорами. Например, в число вопросов местного значения поселений, в соответствии с Законом 131-ФЗ, входит «создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры». В соответствии с данным вопросом местного значения, из бюдже-та поселения осуществляется финансирование сельского клуба. Расходные обязательства поселения возникают в связи с заключенными с работниками клуба трудовыми договорами, договорами на предоставление услуг по тепло-и водоснабжению, водоотведению, вывозу мусора и т.п. Данные обязатель-ства являются достаточно устойчивыми - прекращение их выполнения может быть вызвано только закрытием клуба и увольнением его работников. Еще более «неотвратимыми» оказываются обязательства по уже выполненным договорам - например, местный бюджет ни при каких обстоятельствах не мо-жет не рассчитаться с подрядчиком за уже выполненные своевременно и с соблюдением установленных технологий работы, например за ремонт того же клуба.

Совсем другой характер носят обязательства, которые не действуют на настоящий момент и собираются вводиться в действие лишь в плановом периоде, т.е. принимаемые обязательства. Принимая решение о расходных обязательствах на плановый период, необходимо исходить из следующих подходов:

Первоочередному финансированию подлежать действующие обязательства: нельзя, не расплатившись за ремонт клуба, начинать финансирование студии народных танцев ;

Новые обязательства принимаются в объеме разницы между бюджетом действующих обязательств и реалистично прогнозируемым объемом доходов: нельзя принимать на следующий год обязательство по ремонту библиотеки в целом, если финансовых средств хватает только на ремонт крыши ;

В части принимаемых обязательств в первую очередь необходимо профинансировать обязательства, общие для всех бюджетных учреждений и органов власти - повышение тарифов на коммунальные услуги, рост оплаты труда, а затем уже принимать решение о финансировании капитальных расходов и различных программ;

Если обязательство носит долгосрочный характер, на следующий год оно из принимаемого превращается в действующее: например, если в этом году принята трехлетняя программа благоустройства и озеленения территории, на следующий год она из принимаемого обязательства становится действующим ;

Если принимаются новые обязательства капитального характера

(строительство либо реконструкция какого-либо объекта), в дальнейшем потребуются средства на текущую эксплуатацию данного объекта, что должно быть предусмотрено в финансовых планах: так, принимая обязательство по строительству новой дороги, необходимо оценивать не только расходы на само строительство, но и прогнозировать, будут ли средства на содержание и ремонт этой дороги.

Реестр расходных обязательств

Расходные обязательства отражаются в реестре расходных обязательств. Под реестром расходных обязательств, в со-ответствии с Бюджетным кодексом, понимается свод (перечень) норматив-ных правовых актов и заключенных органами государственной власти и местного самоуправления до-говоров и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Особая роль данного документа состоит в том, что финансированию из бюджета подлежат только те расходы, обязательства по которым включены в реестр расходных обязательств. Соответственно, данный доку-мент должен носить исчерпывающий характер и регулярно обновляться.

На региональном уровне составляется сводный реестр по всем муниципальным образованиям субъекта Федерации. На федеральном – сводный реестр РФ.

Тема 2.4 Бюджетный процесс.

1. Понятие и принципы бюджетного процесса.

2. Участники бюджетного процесса и их основные права и обязанности.

1. Понятие и принципы бюджетного процесса.

В соответствии с Бюджетным Кодексом бюджетный процесс - это регламентированная законодательством деятельность органов государственной власти и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Основные начала бюджетного процесса определены Консти-туцией РФ, детальная регламентация дана Бюджетным кодек-сом. При этом порядок бюджетного процесса, определяемый Бюджетным кодексом, применяется для всех уровней бюджет-ной системы. Субъекты РФ и органы местного самоуправления вправе конкретизировать порядок бюджетного процесса в пре-делах, определенных Бюджетным кодексом.

Бюджетный процесс это последовательное прохождение бюджета через его стадии:

1. Составление проекта бюджета;

2. Рассмотрение проекта и утверждение бюджета;

3. Исполнение бюджета;

4. Принятие отчета об исполнении бюджета.

Все стадии бюджетного процесса жестко регламенти-рованы процессуальными нормами бюджетного права, призван-ными обеспечить четкое бюджетное планирование и соблюде-ние бюджетной дисциплины.

Бюджетный процесс строится на определенных принципах , соблюдение которых позволяет наиболее эффективно использо-вать средства государства. Помимо общих принципов построе-ния бюджетной системы РФ, можно назвать такие принципы бюджетного процесса, как ежегодность бюджета и специализа-ция бюджетных показателей.

Ежегодность бюджета означает, что бюджет принимается сроком на один год - с 1 января по 31 декабря. Ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, позволяет учесть происходящие изменения в темпах роста производства, изменение курса рубля и т.д. Очень важ-но обеспечить принятие бюджета до наступления очередного финансового года - это позволяет своевременно сконцентрировать бюджетные средства, а также обеспечить все указанные в бюд-жете направления расходования средств.

Принцип специализации бюджетных показателей означает, что бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федера-ции составляются по единой бюджетной классификации.

2. Участники бюджетного процесса и их основные права и обязанности.

Бюджетный кодекс называет две категории субъектов, кото-рые от имени государства или муниципальных образований осу-ществляют бюджетный процесс. Это органы, обладающие бюд-жетными полномочиями, объединенные в систему, и участники бюджетного процесса. Перечень участников бюджетного процесса шире, чем перечень органов, обладающих бюджетными полно-мочиями.

Основными участниками бюджетного процесса являются:

    Президент РФ;

    органы законодательной (представительной) власти (на федеральном уровне - обе палаты Федерального Собрания РФ - Государственная Дума и Совет Федерации; на региональном и местном уровнях - областной и городской Совет депутатов соответственно): рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы ;

    органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов и другие): осуществляют составление проекта бюджета, внесение его на утверждение соответствующего законодательного органа (федерального, регионального или местного), исполнение бюджетов, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджетов, представляют отчет об исполнении бюджета соответствующего уровня бюджетной системы на утверждение законодательных органов власти ;

    органы денежно-кредитного регулирования, основной из которых Банк России: совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ ;

    органы государственного и муниципального финансового контроля: осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ ;

  1. Государственные и муниципальные финансы (5)

    Учебное пособие >> Финансовые науки

    I. Основы государственных и муниципальных финансов 1 Роль и место государственных и муниципальных финансов в финансовой системе РФ. 4 2 2 8 2 Содержание и функции государственных и муниципальных финансов , их состав. Государственная финансовая...

  2. Проблемы стабилизации государственных и муниципальных финансов

    Дипломная работа >> Финансы

    И развития государственных и муниципальных финансов 2.1 Бюджетная система России как основа государственных и муниципальных финансов Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные...

  3. Государственные и муниципальные финансы (2)

    Шпаргалка >> Финансовые науки

    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ по дисциплине “Государственные и муниципальные финансы ” 1. Сущность финансов как экономической категории. История... . 5. Размещение на возвратной и платной основе

Расходные обязательства можно разделить на действующие и принимаемые. К действующим обязательствам относятся те, которые существуют в настоящее время и будут действовать в плановом периоде в соответствии с уже принятыми нормативными актами и заключенными договорами.

Данные обязательства являются достаточно устойчивыми.

Совсем другой характер носят обязательства, которые не действуют на настоящий момент и собираются вводиться в действие лишь в плановом периоде, т.е. принимаемые обязательства. Принимая решение о расходных обязательствах на плановый период, необходимо исходить из следующих подходов:

Первоочередному финансированию подлежать действующие обязательства;

Новые обязательства принимаются в объеме разницы между бюджетом действующих обязательств и реалистично прогнозируемым объемом доходов;

В части принимаемых обязательств в первую очередь необходимо профинансировать обязательства, общие для всех бюджетных учреждений и органов власти - повышение тарифов на коммунальные услуги, рост оплаты труда, а затем уже принимать решение о финансировании капитальных расходов и различных программ;

Если обязательство носит долгосрочный характер, на следующий год оно из принимаемого превращается в действующее: например, если в этом году принята трехлетняя программа благоустройства и озеленения территории, на следующий год она из принимаемого обязательства становится действующим;

Если принимаются новые обязательства капитального характера (строительство либо реконструкция какого-либо объекта), в дальнейшем потребуются средства на текущую эксплуатацию данного объекта, что должно быть предусмотрено в финансовых планах: так, принимая обязательство по строительству новой дороги, необходимо оценивать не только расходы на само строительство, но и прогнозировать, будут ли средства на содержание и ремонт этой дороги.

Расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий год, называются бюджетными обязательствами.

С точки зрения требований повышения эффективности и результативности бюджетных расходов, одна из существенных новаций - раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств (таблица 2).

Таблица 2 - Структура бюджетных обязательств

Бюджет

действующих обязательств

Бюджет принимаемых обязательств
Ассигнования для исполнения в плановом периоде расходных обязательств, обусловленных действующими нормативами, правовыми актами, договорами, за исключением обязательств, действие которых истекает, приостановлено или предполагается отмене в плановом периоде (трансферты населению, обязательства по предоставлению государственных услуг, обслуживание государственного долга и пр.) Ассигнования для исполнения в плановом периоде расходных обязательств, предусмотренных новыми нормативными актами, договорами, соглашениями, которые предполагаются к вступлению в силу в плановом периоде (увеличение действующих или введение новых трансфертов, увеличение заработной платы, новые бюджетные инвестиции и пр.)

Еще по теме Действующие и принимаемые расходные обязательства.:

  1. 522. Распространяется ли действие ст.402 ГК на случаи совершения работниками кредитора действий по принятию исполнения обязательства?
  2. 728. По каким критериям осуществляется отграничение обязательств вследствие неосновательного обогащения от обязательств, возникающих вследствие действий в чужом интересе без поручения?
  3. Международно-правовые обязательства принимаются многими странами с расчетом на углубление кризиса самобытной правовой культуры
  4. Способы решения проблем для стран, не принимающих или принимающих недостаточные меры противодействия "отмыванию" денег
  5. 330. Какова правовая природа действий по исполнению обязательства?
  6. 22.1. Понятие и основания возникновения обязательств. Исполнение обязательств. Ответственность за нарушение обязательств
  7. 325. Как в современной арбитражной практике трактуется норма ст.307 ГК, устанавливающая, что происходит в силу обязательства, не определяя понятия самого обязательства? Из чего исходят арбитражные суды, говоря об обязательстве? Что они подразумевают под обязательством?
  8. Понятие, сущность и значение обязательства. Содержание обязательства. Основание возникновения и виды обязательств.

Есть некие общие правила исполнения расходных обязательств:

Расходное обязательство публично-правового образования исполняется за счет:

1.собственных доходов (всœе доходы, кроме субвенций),

2.источников финансирования дефицита бюджета.

1.Расходные обязательства РФ – в случаях установленных ФЗ предусматривается возможность исполнения расходных обязательств РФ за счёт средств бюджетов ГВФ РФ.

2.Расходные обязательства субъектов РФ - в случаях установленных ФЗ о деятельности территориальных ГВФ и законами субъектов РФ предусматривается возможность исполнения расходных обязательств субъекта РФ за счёт средств бюджетов территориальных ГВФ.

3.Расходные обязательства, возникающие при осуществлении переданных полномочий – оно исполняется за счёт и в пределах субвенций от публично-правового образования, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ передало государственное полномочие. Собственные доходы соответствующее публично-правовое образование использовать не обязано.

*Задача. Есть какая-то льгота. Должна она выплачиваться или нет? Первый вопрос, который себе задаем – какой акт является основанием для выплаты этой суммы ФЛ? Далее смотрите основанием возникновения какого расходного обязательства является данный акт. В случае если закон субъекта – расходное обязательство субъекта. В случае если акт федерального уровня – расходное обязательство РФ.

Проблемы с переданными полномочиями . Есть некая социальная выплата͵ предусмотренная ФЗ, следовательно, возникает расходное обязательство РФ перед определœенной категорией граждан. Далее РФ передает полномочия по осуществлению этих выплат на уровень субъекта. В связи с передачей полномочий принимается соглашение о передаче полномочия (основание передачи субвенции) и передается субвенция. Далее субъект должен будет установить некое правовое регулирование в целях реализации переданного полномочия, к примеру, порядок осуществления выплат (не обязательно закон, должна быть и подзаконный акт). Этот акт и будет основанием для установления расходного обязательства субъекта РФ перед теми же гражданами. По этой причине, в случае если гражданин, которому должны выплачивать эту выплату, её не получает, он пойдет взыскивать. А с кого? У нас возникает сложная система из 3 расходных обязательств: первое расходное обязательство – на основании ФЗ обязательство РФ перед гражданином, второе – РФ перед субъектами по предоставлению субвенции, возникшего на основании соглашения о передаче полномочий, третье – субъекта перед гражданином по осуществлению выплаты в его пользу. Когда мы будем решать с кого взыскивать с РФ или с субъекта (расходное обязательство есть и той и другого по выплате гражданину), мы должны учитывать правило ст. 85 БК – расходное обязательство, возникающее при осуществлении переданных полномочий, исполняется исключительно за счёт и в пределах субвенций публично-правового образования передавшего соответствующее полномочие. Будем выяснять, передала ли РФ субвенции в полном объёме и правильно ли она использовалась? В случае если РФ всё передала, то взыскивать нужно с субъекта. В случае если РФ не передала вообще или передала в недостаточном объёме (всё было использовано по целœевому назначению, но средства закончились) – взыскивать нужно с РФ, субъект не обязан за счёт своих собственных средств исполнять это расходное обязательство (хотя может использовать, запрета нет, но вернуть их потом из бюджета РФ не получится, такое не предусмотрено БЗ).

Реестр расходных обязательств (ст.87)

- это свод оснований возникновения расходных обязательств. Т.е. указывается конкретный пункт, статья акта͵ реквизиты договора или соглашения.

Свод оснований возникновения расходных обязательств с оценкой объёмов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

Именно реестр основополагающий акт при составлении проекта бюджета.

На федеральном уровне реестр ведет МинФин РФ, на уровне СПб – Комитет финансов.

ПП РФ от 16.07.2005 № 440,

Приказ МинФина РФ от 19.04.2012 №49Н (порядок предоставления реестров субъектов, МО на уровень федерации)

ПП СПб от 12.07.05 №1007 ʼʼо реестре расходных обязательств СПБʼʼ

Понятие ʼʼбюджетное ассигнованиеʼʼ (ст.6)

Это предельные объёмы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году для исполнения расходных обязательств, подлежащих исполнению в текущем финансовом году обязанностей публично-правовых образований предоставить средства соответствующего бюджета ФЛ или ЮЛ, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права.

*ранее существовало понятие ʼʼформы расходов бюджетовʼʼ, данный перечень содержался в ст.69. В дальнейшем законодатель отказался от этого понятия, сейчас в ст.65 представлены виды бюджетных ассигнований. По сути это почти тоже самое. Перечень закрытый. Только с помощью этих видов (8 видов) бюджетных ассигнований возможно осуществление расходов.

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на :

оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в т.ч. ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

2. (см. текст в предыдущей редакции)

социальное обеспечение населœения;

предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

5.предоставление межбюджетных трансфертов;

6.предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

обслуживание государственного (муниципального) долга;

исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причинœенного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Формирование расходов осуществлятеся в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде.

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы – урегулированные ФП отношения по поводу выделения из бюджета денежных средств, за исключением источников финансирования бюджета, получателям для напралвения на реализацию задач и функций публично-территориальных образований.

Расходные обязательства

Расходные обязательства - обусловленные законом, иным НПА, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить ФЛ, ЮЛ, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Ст. 6 БК – общее определение, ст. 83-84 – применимо к государству и МО.

Смысл категории «расходных обязательств» (которой раньше не было в законодательстве, но потом из терминологии актов правительства перешло в законодательство) в том, чтобы… непонятно в чем, ученые спорят до сих пор. Особое значение принимает в связи с тем, что к публично-правовым образованиям применяется ответственность за невыполнение расходных обязательств.

Публично-правовое образование принимает на себя денежные обязательства, основания которых носят самый различный правовой характер (как ГП договоры, в которых у публично-правового образования возникает обязанность уплатить деньги, так и международные обязательства, контракты с военнослужащими (публичные обязательства) и т. д.). Это касается не только договоров, но и принятия НПА, то есть основание обязательств будет нормативным. Расходное обязательство – это любое обязательство предоставить деньги из бюджета.

Смысл расходного обязательства: Как публично-правовое образование должно исполнить денежное обязательство (то есть обязательство передать деньги кому-либо)? Оно должно выделить деньгииз бюджета . Но как трансформировать данноеденежное обязательство вбюджетное обязательство, то есть обязательство, отраженное в бюджете за конкретный период времени. Чтобы трансформировать денежное обязательство в бюджетное, и существует конструкция расходного обязательства.

Денежное обязательство – это расходное обязательство с точки зрения регламентации в бюджетном процессе (???). Не всегда за денежным обязательством следует расходное обязательство. Если обязательство возникает из закона, то расходное обязательство может возникнуть раньше денежного. Особенно это явно, если расходное обязательство из закона в отношении физических лиц (выплаты, компенсации). Имеет ли право лицо, перед которым возникло расходное обязательство из закона, отличного от закона о бюджете, истребовать его принудительно? Если расходное обязательство возникло, то лицо, перед которым оно возникло, имеет право потребовать исполнения расходного обязательства. Суд производит взыскание. Это говорит о том, что на самом деле расходное обязательство имеет еще и роль гарантии. Если расходное обязательство есть, можно требовать его исполнения.

Цель в том, чтобы принять для финансирования в конкретном году те денежные обязательства, которые надо, и определить размер конкретных бюджетных ассигнований для тех обязательств, которые являются действующими. Бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в конкретном финансовом году . Оно отражается в бюджете. Например, выборы – всегда расходные обязательства, но осуществлять расходы надо не каждый год.

В законодательном определении (выше) законодатель определяет, каковы основания возникновения расходного обязательства. Это законы, иные НПА (государство признает, что должно осуществить определенные выплаты), договоры или соглашения. Обязанности как перед ФЛ и ЮЛ, так и перед иными публично-территориальными образованиями, субъектами международного права.

На основе возникновения денежного обязательства публично-территориального образования определяется расходное обязательство, в конкретные периоды расходное обязательство становится бюджетным (когда указывается в бюджете). В бюджете – действующие расходные обязательства.

Сейчас категория расходных обязательств приобретает особое значение в связи с исследованием судами вопросов возникновения расходных обязательств. Вопрос об имущественных последствиях исследуется с точки зрения того, возникло РО или нет (???).

Расходные обязательства исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита. По ФЗ – расходные обязательства РФ исполняются за счет бюджетов ГВФ. По закону РФ и (или) субъекта расходные обязательства субъекта РФ исполняются за счет территориальных ГВФ.

Каждое публично-территориальное образование должно вести реестр расходных обязательств.

Расходные обязательства возникают в результате:

    принятия закона, иных НПА по соответствующим предметам ведения или в рамках полномочий по предметам совместного ведения.

    заключения договоров (соглашений) при осуществлении ОГВ полномочий, казенными учреждениями от имени публичного субъекта (четко нужно закреплять вопрос о предоставлении средств, чтобы возникло бюджетное обязательство)

    принятия НПА, предусматривающих предоставление межбюджетных трансфертов

    принятия законов, иных НПА органов ГВ субъектов РФ (ОМСУ МО) при осуществлении полномочий ОГВ РФ (субъектов РФ). (Когда передаются полномочия, передаются и деньги, то есть у вышестоящего субъекта возникают расходные обязательства в связи с финансированием исполнения полномочий нижестоящим. Однако тут не об этом. Тут о том, что нижестоящий субъект в соответствии с переданными полномочиями осуществляет деятельность, которая требует осуществления расходов, то есть возникают расходные обязательства, данные расходы восполняются трансфертами с более высокого уровня).

    Есть вопрос о том, возникает ли расходное обязательство из судебного решения. Суд определяет размер обязательства при деликте, однако само обязательство возникает из деликта. Значит, деликт влечет расходное обязательство публичного субъекта, и это отражается в бюджетных обязательствах – средства на исполнение судебных решений о выплате отражены в бюджете. Минфин в качестве оснований расходных обязательств предусматривает судебные акты, но это не правовая, а финансово-инструментальная позиция. По закону судебный акт – не основание для РО, он лишь определяет размер денежного обязательства.

В ГП есть теория созревания права (что право «созревает» к определенному времени), и её хотят применять к ФП. Права возникают как из ГПО, так и из иных отношений. Лица заявляют требования из данных отношений. Но публично-правовое образование должно определить, кто должен оплачивать данные обязательства. И на основании судебного акта публичное образование должно определить, какие обязательства оно должно исполнить, в своем бюджете. Бюджетное обязательство возникает до созревания денежного обязательства. И расходное обязательство служит гарантией для лица, которому провозглашено расходное обязательство. Если в законе о бюджете нет указания на возникновение определенных обязательств, но есть соответствующее расходное обязательство, оно признано, то даже если его нет в бюджете, оно должно быть исполнено. Публичный субъект не может уклониться от исполнения расходного обязательства (есть решения КС).

Если речь идет об инвестициях со стороны публично-правового образования, то нужно в соглашении четко оговаривать предоставление инвестиций, чтобы возникло расходное обязательства. Есть информация от Минфина о том, как оно понимает закрепление расходных обязательств (но он своеобразно понимает источники, например, письмо Правительства РФ).

Нужно разграничивать действие органов по предметам своего ведения. Не забывать закон 184-ФЗ (об органах субъектов). Сначала – нужно решить, чьи это полномочия, затем решить, чьи нужно выделить денежные средства, так как это вытекает из того,чьи полномочия.

Расходные обязательства могут сформироваться исключительно в порядке, предусмотренном законодательством, только в рамках полномочий соответствующих органов. ОГВ субъекта РФ не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, возникающие по компетенции РФ, кроме случаев, установленных ФЗ.

ОГВ субъекта РФ вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции РФ и МО.

ОМСУ не вправе устанавливать и исполнять РО, связанные с решением вопросов компетенции РФ и субъектов, в праве устанавливать и исполнять расходные обязательства, не отнесенные к компетенции РФ, субъектов, других МО, не исключенные из их компетенции законами Ф и субъектов, только при наличии собственных финансовых средств (кроме трансфертов).

РО, связанные с содержанием органов публичного образования – обязательные и постоянные обязательства, принимаемые к исполнению публичным образованием. Денежные обязательства могут возникнуть как до установления расходных обязательств, так и после их установления (например, если договор заключается под средства, уже выделенные в бюджете).

Если учреждение принимает на себя обязательства сверх выделенных лимитов бюджетных обязательств, то в превышающей части сделка недействительна - ???

Установление расходных обязательств – определение целей, направлений, объема, структуры, размеров бюджетных расходов, необходимых для выполнения функций и задач органов публичной власти, установление нормативов, определение мероаприятий, программ, проектов, категорий получатеелй средств.

Введение – определение функций, задач, подходов.

Судебная практика:

Постановление ФАС ДВО от 17.05.2011 № Ф03-1826/2011: по вопросам льгот педагогическим работникам суд сначала рассматривает, чьи это расходные обязательства, устанавливает, что РФ, так как это полномочие по закону РФ по предметам совместного ведения, затем устанавливает, что РФ платит. Ссылка на ст. 84 БК.

Постановление ФАС ВВО от 04.03.2011 № А28-7741-2010: примерно то же самое, только насчет льгот за проезд.

Сложнее, когда полномочия передаются, тогда может быть непонятно, с кого производить взыскание.

Сложнее всего разобраться с внебюджетными фондами, насчет их бюджетных обязательств. ГВФ – это публичные страховщики, вокруг которых масса субъектов страхования. Зачем нужна категория юридических лиц публичного права (ЦБ, госкорпорации и т. д.)? На примере ГВФ легко понять суть ЮЛ публичного права: когда они выступают как страховщики, они не являются публичным образованием, но при этом имеют бюджет, и, соответственно, имеют место расходные обязательства, не принадлежащие публично-правовому образованию, они возникают в рамках отношений по социальному страхованию. Но фонды исполняют свои функции не только как страховщики: пенсионеры, например, получают не только страховые средства, но и надбавки. Эти надбавки – средства, доплачиваемые сверх страховых выплат, они передаются федеральным бюджетом в бюджет ГВФ. ТО есть ГВФ превращается в орган управления финансами, и тогда он исполняет расходные обязательства РФ, по сути является распорядителем. Страховые обязательства исполняются ГВФ как публичным страховщиком, а РФ по страховым обязательствам выступает гарантом. Кроме того, ГВФ могут принимать обязательства для того,чтобы содержать себя. Если их бюджет предназначен для страхования, то средства на содержание самого ГВФ выделяются как для казенного учреждения, но выделяются из бюджета самого ГВФ.

То есть у ГВФ есть 3 разных по характеру категории обязательств, и обязательства публично-правового образования исполняются ГВФ только в случае финансирования его РФ.

Тема 2.10

РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов. В соответствии со ст. 6 БК РФ под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. В соответствии со ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

    принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием или от его имени договоров (соглашений) по данным вопросам.
Например, к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы организации библиотечного обслуживания населения, создания условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организации культуры. Для их реализации органы местного самоуправления принятием соответствующих нормативных правовых документов учреждают структурные подразделения, курирующие сферу культуры и досуга населения. В свою очередь данные органы заключают от имени муниципального образования договоры, соглашения с организациями культуры об оказании соответствующего вида услуг, а также договоры по вопросам административно-хозяйственного управления. Таким образом, вытекающие из договоров обязанности муниципального образования предоставить средства местного бюджета и будут являться расходными обязательствами муниципального образования. Расходные обязательства муниципального образования, возникающие в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием или от его имени договоров (соглашений) по данным вопросам, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета. Расходные обязательства муниципального образования, возникшие при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в соответствии с федеральными и региональными законами, исполняются за счет субвенций из регионального фонда компенсаций, предоставляемых местным бюджетам. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных и региональных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными и региональными законами. Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными и региональными законами, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального и регионального бюджетов). БК РФ (в редакции Федерального закона № 63-ФЗ) предусмотрены следующие виды расходных обязательств. К расходным публичным обязательствам относятся обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации). Расходные публичные нормативные обязательства – это публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности РФ (должности муниципальной службы), работников бюджетных учреждений, военнослужащих и приравненных к ним лиц, учащихся (воспитанников) государственных (муниципальных) образовательных учреждений. Таким образом, особенностями публичных нормативных обязательств является то, что они принимаются с момента вступления в силу соответствующего закона (акта) и не требуют ежегодного подтверждения, исполняются в денежной форме путем выплат конкретным гражданам, не требуют доведения лимитов бюджетных обязательств, ассигнования на их исполнение не включаются в состав бюджетных смет (устанавливаются бюджетом и росписью), перераспределение экономии не допускается. Расходные обязательства по оказанию государственных (муниципальных) услуг (гражданско-правовые обязательства) возникают в результате заключения органами государственной власти (органами местного самоуправления) и бюджетными учреждениями договоров гражданско-правового характера (трудовых соглашений, государственных (муниципальных) контрактов) либо установления иных условий предоставления бюджетных средств на возмездной основе при осуществлении возложенных на них функций. Поскольку действующим законодательством (законами, положениями об органах исполнительной власти и т.д.) не определен объем расходов на выполнение этих функций, закон (решение) о бюджете устанавливает предельные объемы (лимиты) для принятия и исполнения соответствующих расходных обязательств. К правовым основаниям возникновения расходных обязательств по оказанию государственных (муниципальных) услуг относятся:
    законы и (или) вытекающие из их положений решения высших исполнительных органов государственной власти (местного самоуправления) (включая нормативные правовые акты об утверждении положения о соответствующем органе власти (местного самоуправления), установлении предельной численности государственных (муниципальных) служащих, перечня подведомственных бюджетных учреждений, предельной численности их работников и т.п.); утвержденные высшими исполнительными органами государственной власти (местного самоуправления) целевые программы (подпрограммы целевых программ); нормативные правовые акты (решения) об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты соответствующих форм собственности (за исключением объектов целевых программ); закон (решение) о бюджете (в части, касающейся предоставления субвенций, субсидий и бюджетных кредитов юридическим лицам); иные нормативные правовые акты (решения) высших исполнительных органов государственной власти (местного самоуправления).
Расходные обязательства по предоставлению межбюджетных трансфертов возникают и исполняются в соответствии с законом (решением) о бюджете, иными нормативными правовыми актами органов государственной власти (местного самоуправления). Расходные обязательства по погашению и обслуживанию государственного (муниципального) долга возникают и исполняются в соответствии с договорами и соглашениями, документами, определяющими условия привлечения заемных средств. На основе данных понятий реализуются все этапы бюджетного процесса муниципального образования в части осуществления расходов бюджетов, от возникновения расходных обязательств, планирования бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год и принятия решения о бюджете до его исполнения. Вместе с тем необходимо отметить, что принятые расходные обязательства сами по себе не являются расходами бюджетов. Прежде всего расходные обязательства должны быть включены для исполнения в решение о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год, став тем самым бюджетным обязательством. В соответствии с видами расходных обязательств осуществляются бюджетные ассигнования , представляющие предельные объемы бюджетных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. К бюджетным ассигнованиям в соответствии со ст. 69 БК РФ относятся ассигнования:
    на оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
Государственные (муниципальные) услуги оказываются физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления). Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг включают ассигнования на обеспечение деятельности бюджетных учреждений, предоставление субсидий автономным учреждениям, а также иным некоммерческим организациям, осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и т.д. Все они характеризуются возмездностью предоставления бюджетных средств (т.е. выполнением юридическими или физическими лицами определенной, оплачиваемой бюджетом деятельности), должны планироваться исходя из выполнения государственных (муниципальных) заданий. Государственные (муниципальные) задания характеризуют объем, перечень, качество и условия оказания соответствующих услуг физическим и юридическим лицам, позволяя четко определить планируемые или отчетные результаты использования бюджетных средств. С 1 января 2009 г. государственное (муниципальное) задание следует использовать при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам. Муниципальное задание формируется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета). Финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий осуществляется за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном местной администрацией. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, являющиеся органами государственной власти (местного самоуправления), могут выступать заказчиком государственных (муниципальных) услуг, оказываемых за счет бюджетных средств юридическим или физическим лицам автономными учреждениями. Формой финансового обеспечения деятельности автономных учреждений может быть предоставление субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию государственных (муниципальных) услуг в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и иные субсидии автономным учреждениям. В отличие от бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг, бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения не носят возмездного характера. При этом входящие в их состав бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств установлены непосредственно законом и подлежат исполнению в силу закона, без предварительного доведения до конкретных получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на их принятие. В соответствии со ст. 87 БК РФ органы местного самоуправления обязаны вести реестр расходных обязательств, представляющий собой перечень нормативных правовых актов и заключенных органами местного самоуправления договоров и соглашений (отдельных статей, пунктов, подпунктов, абзацев), предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств местных бюджетов. Реестр расходных обязательств муниципального образования ведется в порядке, установленном местной администрацией. Необходимо иметь в виду, что в части расходных обязательств, введение, установление и финансовое обеспечение которых осуществляются федеральными (региональными) органами государственной власти, а исполнение – органами местного самоуправления, реестр расходных обязательств муниципального образования должен соответствовать федеральному (региональному) реестру расходных обязательств. На органы государственной власти субъектов РФ возложена обязанность ведения реестра расходных обязательств субъекта РФ и свод реестров расходных обязательств входящих в его состав муниципальных образований, которые представляются в Минфин России в порядке, установленном Минфином России (утвержден Приказом Минфина России от 7 сентября 2007 г. № 76н; своды реестров представляются дважды в год: до 1 июля текущего финансового года – плановые и до 15 февраля очередного финансового года – уточненные). Основными принципами ведения реестра расходных обязательств муниципального образования являются:
    полнота отражения расходных обязательств муниципального образования и сведений о них; периодичность обновления реестра расходных обязательств муниципального образования и сведений о них; открытость сведений о расходных обязательствах муниципального образования, содержащихся в реестре; единство формата отражения сведений в реестре расходных обязательств муниципального образования; достоверность сведений о расходных обязательствах муниципального образования, содержащихся в реестре.
Общая функция ведения реестра расходных обязательств муниципального образования возлагается на финансовый орган местного самоуправления. В сфере реализации указанного полномочия финансовый орган осуществляет следующие мероприятия:
    разрабатывает и издает методические и инструктивные материалы по вопросам ведения реестра расходных обязательств муниципального образования; сводит фрагменты реестра расходных обязательств муниципального образования по отдельным главным распорядителям в реестр расходных обязательств муниципального образования; осуществляет детальную выверку перечня расходных обязательств муниципального образования. По итогам проверки финансовый орган может изменить (дополнить) перечень расходных обязательств муниципального образования, подлежащих отражению в реестре расходных обязательств муниципального образования; осуществляет подготовку и предоставление данных реестра расходных обязательств муниципального образования в разрезе отчетных форм по запросам уполномоченных органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления; учитывает сведения реестра расходных обязательств муниципального образования при подготовке проекта местного бюджета на очередной финансовый год.
Основой для составления реестра расходных обязательств муниципального образования являются аналогичные реестры, составляемые главными распорядителями и получателями бюджетных средств. Другими словами, реестр расходных обязательств – это свод всех расходных обязательств в разрезе субъектов бюджетного планирования, главных распорядителей, получателей бюджетных средств. Соответственно, реестр расходных обязательств, ведущийся субъектами бюджетного планирования – это свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных органами местного самоуправления договоров и соглашений (отдельных статей, пунктов, подпунктов, абзацев нормативных правовых актов, договоров и соглашений), предусматривающих возникновение расходных обязательств, полномочия по исполнению которых принадлежат главному распорядителю и получателю бюджетных средств, с указанием оценки объема средств соответствующего бюджета, необходимых для их исполнения. Кроме того, одними из основных задач ведения реестра расходных обязательств являются:
    учет действующих расходных обязательств публично-правового образования, увязка их с полномочиями соответствующих органов; разделение действующих и принимаемых расходных обязательств, определение объема бюджета действующих обязательств при формировании среднесрочного финансового плана или трехлетнего бюджета.
Требование к раздельному планированию бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств установлено п. 2 ст. 174.2 БК РФ (статья введена Федеральным законом № 63-ФЗ). Под бюджетными ассигнованиями на исполнение действующих расходных обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, не предлагаемыми (не планируемыми) к изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к признанию утратившими силу либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, заключенные (подлежащие заключению) получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов). Таким образом, действующие обязательства – это категория расходных обязательств, финансировать которые планируется в предстоящие три года. Как установлено в ст. 6 БК РФ, расходные обязательства возникают с принятием правового акта. Реформа разграничения предметов ведения и полномочий направлена на ликвидацию нефинансируемых мандатов и недопущение их возникновения впредь. Следовательно, все расходные обязательства, т.е. обязательства, исполнение которых за счет средств бюджетов следует из нормативных правовых актов, а также заключенных от имени публичных образований договоров и соглашений, должны в установленном объеме финансироваться из бюджета соответствующего уровня. Все действующие обязательства, будучи категорией расходных обязательств, таким образом, подлежат обязательному финансированию. К действующим расходным обязательствам муниципального образования, например, можно отнести:
    обязательства по предоставлению (оплате) муниципальных услуг в соответствии с действующим законодательством РФ, субъекта РФ и муниципальными правовыми актами; обязательства, вытекающие из муниципальных целевых программ, а также целевые программы (подпрограммы целевых программ) муниципального образования; погашение и (или) обслуживание муниципального долга в соответствии с условиями привлечения заемных средств; средства, подлежащие перечислению в другие бюджеты бюджетной системы РФ.
Под бюджетом действующих обязательств понимается объем ассигнований, необходимых для исполнения действующих обязательств в очередном финансовом году и плановом периоде (очередном финансовом году) с распределением по годам. Вместе с тем все действующие расходные обязательства можно подразделить на две категории в зависимости от объема компетенции органов государственной власти (местного самоуправления) по изменению их объема в одностороннем порядке и от вероятности возникновения кредиторской задолженности в случае сокращения объема расходных обязательств по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления. Если расходное обязательство может быть отменено или изменено органами государственной власти (местного самоуправления) в одностороннем порядке без риска возникновения кредиторской задолженности, его можно определить как условное (например, приобретение новых информационных систем, проведение не предусмотренных законом мероприятий). Если одностороннее изменение объема расходного обязательства не допускается (например, применительно к обязательствам, вытекающим из договоров, изменение которых возможно либо с согласия обеих сторон, либо по решению суда), но оно, тем не менее, осуществлено, и происходит возникновение кредиторской задолженности, такое расходное обязательство будет безусловным. Безусловные расходные обязательства должны гарантированно финансироваться в полном объеме из бюджета соответствующего уровня, а выделение средств на условно действующие и вновь принимаемые расходные обязательства должно осуществляться только при условии финансового обеспечения безусловных расходных обязательств. Под бюджетными ассигнованиями на исполнение принимаемых расходных обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем финансовом году очередном финансовом году и в плановом периоде, к принятию либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, подлежащие заключению получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов). То есть принимаемые обязательства – группа обязательств, по которым соответствующие нормативные правовые акты не приняты, соглашения или договоры не заключены. Принимаемые обязательства представляют собой группу обязательств, отобранных в установленном порядке для финансирования из бюджета сверх действующих обязательств – за счет бюджета принимаемых обязательств. Принимаемые обязательства расходными обязательствами, т.е. обязательствами, финансирование которых обязательно, не являются. Статус расходных обязательств принимаемые обязательства получают после закрепления их в нормативных правовых актах, соглашениях либо договорах. В свою очередь принятие указанных нормативных правовых актов должно быть увязано с подтверждением возможностей их финансирования путем принятия решения о бюджете на соответствующий год. По принимаемым обязательства нормативный правовой акт отсутствует, имеется лишь решение, принятое в соответствии с методикой распределения бюджета принимаемых обязательств, о включении данного обязательства в состав принимаемых. При этом при разработке данной методики необходимо учитывать в том числе и социальную значимость принимаемых обязательств. Потребуется определить, какие изменения в действующих обязательствах, действующих внутриведомственных программах расходов и сложившейся сети бюджетных учреждений, а также какие новые обязательства, программы расходов и бюджетные учреждения будут способствовать максимальному продвижению к поставленным целям и задачам в пределах имеющихся финансовых и других ресурсных ограничений. Так, например, для муниципальных образований, находящихся в сложном финансовом положении и не выполняющих свои финансовые обязательства в полном объеме, главную роль на первом этапе играют инвентаризация и реструктуризация действующих обязательств, программ расходов и сети бюджетных учреждений. Принятие новых обязательств и программ расходов целесообразно только в том случае, если они способствуют оптимизации расходов (например, применение современных технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве, снижающих расходы муниципального сектора в целом). К принимаемым обязательствам можно отнести:
    увеличение действующих или введение новых видов социального обеспечения населения; увеличение заработной платы, денежного довольствия;