Морская бомба с шипами. Подрыв неконтактной магнитно-акустической немецкой мины

Типы мин, которые применялись в немецком флоте, были довольно многообразные. В ходе Второй мировой войны появился ряд проектов мин, предназначенных для постановками подводными лодками, из них самыми эффективными были мины TMA, TMB, TMC и SMA.

Применение в минном оружии неконтактных замыкателей, работающих на принципе использования свойств различных физических полей корабля в их сочетании, сделало неконтактную мину более совершенной и значительно усложнило борьбу с ней. В начале войны в основном использовались мины с магнитным и индукционным замыкателями. В 1941 году стали применяться акустические мины, а позднее на базе акустического способа взрыва стал использоваться комбинированный способ взрыва. В 1942 году начали применяться акустико-индукционные мины и мины с магнитно-многоступенчатыми замыкателями. В 1943 году появились гидродинамические мины, замыкатели которых срабатывали под днищем корабля вследствие изменения давления. Затем были приняты на вооружение индукционно-акустические и магнитно-акустические замыкатели.

Несмотря на то, что недостаточно изучено, вопрос о крахе 5-6 подводных лодок флота бывшего СССР в наших территориальных водах во время войны был. Он точно связан с закрытыми корпусами. Все болгарские военные корабли без мелких тральщиков-трюфелей реквизированы. Некоторые из судов с около 60 болгарскими сержантами и горничными были доставлены на советские военно-морские базы и переданы Черноморскому флоту СССР. С Черноморского флота были награждены ордена также были переданы офицерам, но их список не был указан.

Через неделю 80 военнослужащих из Дунайского флота и 68 из Черноморского флота были награждены советской медалью «За победу над Германией». Он получил образование в военно-морских школах Киля и Мюрвика. В начале Первой мировой войны корабль пересек от Средиземного моря до Черного моря и официально сдался Турции, сохранив весь свой экипаж. Во время ремонта корабля Дёниц служил в ВВС в качестве стрелка и наблюдателя. 4 октября она напала на английский конвой и погрузила транспортный корабль «Упек», но механик ошибся с подводной лодкой.

Во время войны совершенствовались и контактные мины. Если до войны на вооружении флота состояли якорные контактные мины, подразделявшиеся на гальваноударные, ударномеханические, электрические и электромеханические, то уже в ходе войны появились ударноэлектрические мины, а также мины с плавающей антенной. Характерной особенностью якорных мин являлась противотральная стойкость - они имели специальные противотральные устройства, значительно затруднявшие борьбу с ними.

Дионитц приказывает ей погрузиться в плен и попасть в плен у англичан. Он был задержан в лагере Редмайера. Чтобы уйти от него, Дониц имитирует безумие и освобождается. Дёниц был назначен командиром торпедного корабля Т-157 на базе Швинемюнде. Он участвовал в разработке новой модели глубоких шахт. Дониц участвует в разработке нового военно-морского устава. Ему также доверяют контакты с рейхстагом. Дёниц был переведен в штаб-квартиру Северного моря, где он занимается обеспечением внутренней безопасности и, прежде всего, борьбой с коммунистическим влиянием на флоте.

ТИПЫ МИН

TMA

Мина ТМА (торпеда-мина) использовалась на глубинах до 270 м и имела боевой заряд весом около 215 кг. Ее запускали из трубы торпедного аппарата, она имела такой же диаметр, что и стандартная торпеда, но была значительно короче. При длине 3,4 м из аппарата можно было выпускать две мины одновременно. Это была в сущности "якорная" мина, которая прикреплялась к тяжелой балластной плите с помощью длинного минрепа.

Он посещает Мальту, Индию, Цейлон, Яву, Сингапур и т.д. адольф Гитлер издал приказ начать строительство подводных лодок, а в марте объявил одностороннее решение прекратить соблюдение условий версальского мира. Дёниц является одним из немногих сторонников национал-социализма среди старших офицеров флота. Говоря о матросах, Гитлер хвалит: «Небеса послали нам руководство фюрера!» Однажды перед восторженной аудиторией в Берлине он говорит, что Гитлер может предсказать все и не делать ошибок: «Мы - черви в сравнении!» Гитлер, в свою очередь, полностью доверяет Доницу.

TMB

Мина ТМВ была предназначена для использования на мелководье при глубинах 22-27 м. Она была еще короче - всего 2,31 м, но вес боевого заряда составлял 420-560 кг. Торпедный аппарат можно было заряжать тремя такими минами. В отличие от "якорной" мины, ТМВ была донной и взрывалась при срабатывании магнитных или акустических датчиков цели.

Дёниц был назван «подводной лодкой» и в то же время командиром 1-го подводного флота. Верховное командование МВФ и, прежде всего, адмирал Эрих Ридер, отказались от вмешательства в подводный флот и дали Доницу полную свободу действий для его создания. В этой должности он отвечает за разработку тактики немецких подводных лодок во время Второй мировой войны, особенно в том, система пачек, где подводные лодки работают группами в погоне за союзными судами. Дёниц создает мощный подводный флот. Это противоречит Редеру, который считает, что морскую войну можно выиграть более крупными кораблями.

TMC

Мина ТМС явилась результатом усовершенствования мины ТМВ и впервые была использована в ноябре 1939 года. Она также предназначалась для постановки на мелководье, но максимальная глубина уже была равна 37 м. При длине 3,38 м вес ее боевого заряда составлял 860-930 кг. Торпедный аппарат можно было заряжать двумя такими минами.

SMA

Мина SMA ("шахтная" мина) была предназначена для постановки не с помощью торпедных аппаратов, а из вертикальных минных труб, устанавливавшихся на заградителях типов VIID и XB. Благодаря наличию якоря и минрепа тяжелая неконтактная мина SMA могла выставляться в районах, недоступных для постановки донных неконтактных мин. Она имела длину 2,15 м, несла боевой заряд весом 350 кг и могла использоваться на глубинах 400 или 600 м соответственно длине минрепа.

В начале Второй мировой войны в Дионице было 56 подводных лодок, из которых только 22 были приспособлены для проведения военных операций в океане. Дёниц не согласен с операцией против Норвегии, полагая, что основные силы подводного флота должны быть направлены на уничтожение торговых судов на основных коммуникациях противника. Среди офицеров подводного флота Дониц выиграл прозвище «Папа Карл» или «Лев». Дониц сразу же предпринял крупную чистку своей командной линии, уволив всех сторонников Ридера.

Гитлер настаивает на демонтаже флота, но Дониц выступает против него. Хотя он является главой всего МВФ, его приоритетом остается командование подводным флотом. В ближайшие месяцы, главным образом из-за того, что союзники принимают активные меры против подводных лодок, тоннаж подводных кораблей уменьшается, а подводный флот начинает испытывать значительные потери. Дёниц вынужден вывести свои подводные лодки из Атлантики. В июне-августе ситуация еще более усугубляется - с подводными 60 коммерческими судами немцы теряют 79 подводных лодок.

EMS

Мина EMS (дрейфующая мина) была небольшой плавающей миной, предназначенной для свободного дрейфа на поверхности воды по морским течениям. Она несла небольшой боевой заряд - всего 14 кг. Дрейфующие мины были неуправляемы и поэтому представляли опасность не только для кораблей противника, но и для всех остальных. В связи с этим постановку мин EMS следовало производить непосредственно в водах противника, предусматривая самоактивацию мины через несколько минут после постановки. Кроме того, мина была установлена на самозатопление через 72 часа, чтобы она не вышла за пределы вод противника, потому что при этом она становилась опасной и для своих кораблей.

После слияния альянса во Франции Дионитц предпринял массированную подводную атаку и сумел затопить 5 кораблей-эскорта, 12 тяжелых кораблей и 4 баржи, но потерял 82 подводных лодки. Доньер редко выступает против решений Гитлера и всегда демонстрирует лояльность режиму. Дониц эвакуировал свою штаб-квартиру из Берлина. 20 апреля он посетил Гитлера по случаю его 56-летия. Фюрер назначает Дониц как своего преемника на пост президента и верховного главнокомандующего. 2 мая Донетс перенес свою резиденцию в здание Милуоки-военной школы в Мюрвике-Фленсбурге.

МТА

Мина МТА (мина-торпеда) предназначалась для минирования хорошо охраняемых портов и узкостей, куда не мог проникнуть сам подводный заградитель и впервые была использована в январе 1944 года. Она была по существу торпедой с соответствующими массо-габаритными характеристиками, которая выстреливалась через торпедный аппарат и далее шла в зону поражения цели со скоростью 18 узлов на расстояние до 7000 м. По прохождении заданной дистанции мотор отключался и торпеда ложилась на грунт (глубина места постановки должна была находиться в интервале от 8 до 20 м с точностью до 400 м по дистанции и 1,5 градуса по направлению), далее выполняя функции обычной донной неконтактной мины; взрыв впоследствии происходил при срабатывании акустических или магнитных датчиков цели, как и в случае ТМВ.

Одной из причин этого решения является то, что в нем есть лично посвященные морские части, и Донец не может беспокоить удар Люфтваффе. В этот день новый лидер Третьего Рейха сформировал новый кабинет во главе с графом Латсом Шверином фон Кройжигом. В условиях неизбежного поражения в Германии Дениц пытается как можно скорее достичь перемирия с западными державами и скачать как много людей приходить на территорию оккупированных советскими войсками. 8 мая радио объявило о безоговорочной капитуляции вермахта. 23 мая Дёнис и все правительство были арестованы военными властями США.

На суше мины так и не вышли из категории вспомогательного, второстепенного оружия тактического значения даже в период своего максимального расцвета, который пришелся на Вторую мировую войну. На море ситуация совершенно иная. Едва появившись на флоте, мины потеснили артиллерию и вскоре стали оружием стратегического значения, нередко отодвигающим другие виды морского оружия на вторые роли.

Дёниц - фюрер рейхов ровно 23 дня. Как главный военный преступник, Дониц сталкивается с Международным военным трибуналом в Нюрнберге. Утверждения прокомментировали следующее: Ни одно из этих обвинений не затрагивает меня, но суд решает, что он несет ответственность за строительство и подготовку немецкой подводной армии, но не привержен заговору для участия в агрессивной войне и не подготовил или не начал такая война. Донатц был признан виновным в 2 и 3 годах и приговорен к десяти годам лишения свободы.

Потеря артиллерийских технологий, команд и танков вызвала значительную слабость. Действительно, фактическое количество личного состава морской пехоты было намного меньше, чем официальная российская статистика. Затем подразделения морской пехоты пропали до 80% солдат по сравнению с формальным полным штатом. Однако развертывание морских пехотинцев в конфликте было приоритетом для Москвы. Это была еще одна из самых способных частей тогдашней российской армии. Незавершенные подразделения были быстро пополнены, и после краткого обучения они были отправлены в полную силу в Чечне.

Отчего же на море мины приобрели такое огромное значение? Дело в стоимости и значимости каждого судна. Количество боевых кораблей в любом флоте ограничено, и потеря даже одного может резко изменить оперативную обстановку в пользу противника. Военный корабль имеет большую огневую мощь, значительный по численности экипаж и может выполнять весьма серьезные задачи. Например, потопление англичанами в Средиземном море всего одного танкера лишило танки Роммеля способности двигаться, что сыграло большую роль в исходе сражения за Северную Африку. Поэтому взрыв одной мины под судном играет в ходе войны куда бЧльшую роль, чем на земле взрывы сотен мин под танками.

Их успехи включают, например, завоевание Президентского дворца в Грозном в начале года. Их результатом было полное выполнение штатов и повышение боевой готовности, а также общее сокращение численности войск и команд. Примером могут служить два военно-морских пехотных полка, которые были до реформы бригады и которые, на основании решения нового министра, снова возросли в бригадах.

Согласно организационной структуре российских вооруженных сил с конца прошлого года, Корпус морской пехоты входит в состав ВМФ России. Их командиром является генерал-лейтенант Александр Колпаченко в качестве начальника прибрежных сил, к которому принадлежит морской корпус. Морские подразделения в настоящее время образуют следующие отделы.

«Рогатая смерть» и другие

В представлении многих людей морская мина – это большой рогатый черный шар, закрепленный на якорном тросе под водой или плавающий по волнам. Если проплывающий корабль заденет один из «рогов», произойдет взрыв и очередная жертва отправится в гости к Нептуну. Это самые распространенные мины – якорные гальваноударные. Их можно устанавливать при больших глубинах, и стоять они могут десятилетиями. Правда, у них есть и существенный недостаток: их довольно просто отыскивать и уничтожать – тралить. Суденышко (тральщик) с небольшой осадкой тащит за собой трал, который, натыкаясь на трос мины, перебивает его, и мина всплывает, после чего ее расстреливают из пушки.

Бригада русской бригады Тихоокеанского флота, принадлежащая бригаде ВМС России, принадлежащей российской бригаде круиза Тико, принадлежащей бригаде российского Балтийского флота, входящей в состав Российского Черноморского флота, и батальон, принадлежащий Российскому Каспийскому флоту. Они препятствовали любой попытке сопротивления, которая могла бы замедлить или помешать российскому прогрессу.

В настоящее время Москва стремится укрепить возможности своей морской пехоты. В последние годы он также включал беспилотные самолеты, системы для ведения радиоэлектронного боя и новые средства связи. С другой стороны, российской военно-морской пехоте не хватает специализированных десантных кораблей и десантных бронетранспортеров, поскольку такие устройства сейчас разрабатываются. В целом, большая часть современной морской морской техники устарела.

Огромное значение этих морских орудий побудило конструкторов к разработке целого ряда мин иных конструкций – которые трудно обнаружить и еще труднее обезвредить или уничтожить. Один из самых интересных видов такого оружия – морские донные неконтактные мины.

Такая мина лежит на дне, так что обычным тралом ее не обнаружить и не зацепить. Чтобы мина сработала, совершенно не нужно ее задевать – она реагирует на изменение магнитного поля Земли проплывающим над миной кораблем, на шум винтов, на гул работающих машин, на перепад давления воды. Единственный способ борьбы с такими минами – использование устройств (тралов), имитирующих настоящий корабль и провоцирующих взрыв. Но сделать это очень непросто, тем более что взрыватели подобных мин устроены так, что зачастую способны отличать корабли от тралов.

Москва пытается профессионализовать свои вооруженные силы, и ее военно-морская пехота должна быть сформирована только профессиональными солдатами в будущем. Основными задачами этих подразделений являются десантные операции, которые неоднократно репетируются. Несмотря на то, что России не удалось достать французские корабли «Мистраль» для своей морской пехоты, скорее всего, скоро они вернутся домой.

Морская пехота ВМС России - мобильная и хорошо обученная сила, обладающая высоким боевым духом, способностью сражаться в разных климатических условиях и использует новейшие продукты российской военной промышленности. Подразделения морской пехоты считаются элитами в российских вооруженных силах. Самые большие проблемы для Корпуса морской пехоты включают в себя совершенствование тактики развертывания и совершенствования техники.

В 1920–1930-х и в период Второй мировой такие мины наибольшее развитие получили в Германии, которая потеряла весь свой флот по Версальскому договору. Создание нового флота – это задача, требующая многих десятилетий и огромнейших затрат, а Гитлер собирался завоевать весь мир молниеносно. Поэтому нехватку кораблей компенсировали минами. Таким способом можно было резко ограничить мобильность вражеского флота: сбрасываемыми с самолетов минами запирали корабли в гаванях, не подпускали к своим портам чужие корабли, срывали плавание в определенных районах и по определенным направлениям. По замыслу немцев, лишив Англию морского подвоза, можно было создать в этой стране голод и разруху и тем самым сделать Черчилля сговорчивее.

Российская военно-морская пехота окупится в будущем. Не только их участники прошлого века были вовлечены в, возможно, все вооруженные конфликты, в которых Россия защищала свои интересы, но также имеет очень продвинутую технику. Это был Корпус морской пехоты, который участвовал в испытаниях Ратника.

Как сообщила «Российская газета», российские морские пехотинцы вскоре смогут получить новых десантных бронетранспортеров и первого парашютиста класса «Ивент Грен», чтобы пройти последние испытания до начала активной службы. Норвежский флот может похвастаться в гору. В норвежском порту Нарвик крушение корабля «Британский охотник» было открыто мировой войной.

Отсроченный удар

Одной из самых интересных донных неконтактных мин стала разработанная в Германии и активно применявшаяся в период Второй мировой войны немецкой авиацией мина LMB – Luftwaffe Mine B (мины, устанавливаемые с кораблей, идентичны авиационным, но не имеют устройств, обеспечивающих доставку по воздуху и сброс с больших высот и на больших скоростях). Мина LMB была самой массовой из всех немецких морских донных неконтактных мин, устанавливаемых с самолетов. Она оказалась настолько удачной, что и немецкий военный флот принял ее на вооружение и устанавливал с кораблей. Флотский вариант мины обозначался LMB/S.

На борту «Охотничьего разрушителя» было также 100 членов экипажа. Открытие является лишь частью того, что все еще скрывает Норвежское море. После битвы несколько других кораблей, которые еще не были найдены, падают. Охотничье ружье было обнаружено к началу норвежского морского корабля Тир. Это специальное судно служит для глубоководных операций. Это также уменьшалось из-за железнодорожного сообщения с железными рудниками в Шимки-Кируне. Обе стороны войны хотели обеспечить поставки стратегически важного материала, из которого была изготовлена ​​сталь, для своей оружейной промышленности и в то же время для предотвращения врага.

Немецкие специалисты начали разработку LMB в 1928 году, и к 1934 году она была готова к применению, хотя германские ВВС приняли ее на вооружение лишь в 1938 году. Внешне напоминающая авиабомбу без хвостового оперения, она подвешивалась к самолету, после сбрасывания над ней раскрывался парашют, который обеспечивал мине скорость снижения 5–7 м/с, чтобы предотвратить сильный удар о воду: корпус мины изготавливался из тонкого алюминия (поздние серии и вовсе из прессованного водостойкого картона), а взрывной механизм представлял собой сложную электросхему с батарейным питанием.

После бойцов мировой войны Нарвик окружен полностью погруженными затонувшими кораблями. Под немецкой операцией Везерббунг прибыл в норвежский порт Нарвик и в соседний фьорд на две битвы между группой немецких торпед и британским градом, пытаясь предотвратить оккупацию норвежского королевства. Эти две забастовки относительно неизвестны, но сражались с той же решимостью победить противника, как и любое другое сражение во Второй мировой войне.

Только более двух тысяч хорошо вооруженных солдат Норвегии были приказаны не противоречить и не создавать оружие. Никто не избежал их пути, и паника поблекла между немецкими торпедами на военно-морской сцене. Английская башня сразу же бежала, а незапланированное немецкое ремесло ударило в один залп за другим. И неподвижные корабли - легкая цель. Спустя несколько десятилетий Вильгельм Хайдкамп превращается в жестокое, разрушенное крушение, которое затонет на следующий день. Во взрыве склада боеприпасов Коммодор Бонте также умирает на борту.

Как только мина отделялась от самолета, начинал работать часовой механизм вспомогательного взрывателя LH-ZUS Z (34), который через семь секунд приводил этот взрыватель в боевое положение. Через 19 секунд после касания поверхности воды или земли, если к этому моменту мина не оказывалась на глубине более 4,57 м, взрыватель инициировал взрыв. Таким способом мина защищалась от излишне любопытных деминеров противника. Но если мина достигала указанной глубины, специальный гидростатический механизм стопорил часы и блокировал работу взрывателя.

На глубине 5,18 м другой гидростат запускал часы (UES, Uhrwerkseinschalter), которые начинали отсчет времени до приведения мины в боевое положение. Эти часы заблаговременно (при подготовке мины) можно было установить на время от 30 минут до 6 часов (с точностью до 15 минут) либо от 12 часов до 6 суток (с точностью до 6 часов). Таким образом основное взрывное устройство приводилось в боевое положение не сразу, а по истечении предустановленного времени, до этого мина была совершенно безопасна. Дополнительно в механизм этих часов мог быть встроен гидростатический механизм неизвлекаемости (LiS, Lihtsicherung), который взрывал мину при попытке извлечь ее из воды. После того как часы отрабатывали установленное время, они замыкали контакты, и начинался процесс приведения мины в боевое положение.

Магнитная смерть

Самое интересное в минах LMB – это неконтактное взрывное устройство, срабатывающее при появлении в зоне чувствительности вражеского корабля. Самым первым стало устройство фирмы Hartmann und Braun SVK, получившее обозначение М1 (оно же E-Bik, SE-Bik). Оно реагировало на искажение магнитного поля Земли на удалении до 35 м от мины.

Сам по себе принцип реагирования М1 довольно прост. В качестве замыкателя электроцепи используется обычный компас. Один провод соединяется с магнитной стрелкой, второй крепится, скажем, к отметке «Восток». Стоит поднести к компасу стальной предмет, как стрелка отклонится от положения «Север» и замкнет цепь.

Разумеется, технически магнитное взрывное устройство устроено сложнее. Прежде всего, после подачи питания оно начинает настраиваться на то магнитное поле Земли, которое имеется в данном месте в это время. При этом учитываются все магнитные предметы (например, стоящий рядом корабль), которые находятся поблизости. Этот процесс занимает до 20 минут.

Когда вблизи мины появится вражеский корабль, взрывное устройство отреагирует на искажение магнитного поля, и… мина не взорвется. Она мирно пропустит корабль. Это работает прибор кратности (ZK, Zahl Kontakt). Он просто повернет смертельный контакт на один шаг. А таких шагов в приборе кратности взрывного устройства М1 может быть от 1 до 12 – мина пропустит заданное количество кораблей, а под очередным взорвется. Это делается для того, чтобы затруднить работу вражеских кораблей-тральщиков. Ведь сделать магнитный трал совсем нетрудно: достаточно простейшего электромагнита на плотике, буксируемом за деревянным катером. Но вот сколько раз придется протягивать трал по подозрительному фарватеру, неизвестно. А время-то идет! Боевые корабли лишены возможности действовать в данной акватории. Мина еще не взорвалась, но свою главную задачу по срыву действий кораблей противника уже выполняет.

Иногда в мину вместо прибора кратности встраивалось часовое устройство Pausenuhr (PU), которое в течение 15 дней периодически включало и выключало взрывное устройство по заданной программе, – например, 3 часа включено, 21 час выключено или 6 часов включено, 18 часов выключено и т.д. Так что тральщикам только и оставалось выжидать предельное время работы UES (6 суток) и PU (15 суток) и лишь потом начинать траление. Месяц вражеские корабли не могли плавать там, где им нужно.

Бить на звук

И все же магнитное взрывное устройство М1 уже в 1940 году перестало удовлетворять немцев. Англичане в отчаянной борьбе за освобождение входов в свои порты использовали все новые магнитные тральные средства – от простейших до устанавливаемых на низколетящих самолетах. Они сумели найти и обезвредить несколько мин LMB, разобрались в устройстве и научились обманывать этот взрыватель. В ответ на это в мае 1940-го немецкие минеры пустили в дело новый взрыватель фирмы Dr. Hell SVK – A1, реагирующий на шум винтов корабля. Причем не просто на шум – устройство срабатывало, если этот шум имел частоту около 200 Гц и нарастал вдвое в течение 3,5 с. Именно такой шум создает быстроходный военный корабль достаточно большого водоизмещения. На мелкие суда взрыватель не реагировал. Кроме перечисленных выше устройств (UES, ZK, PU) новый взрыватель оснастили устройством самоуничтожения для защиты от вскрытия (Geheimhaltereinrichtung, GE).

Но англичане нашли остроумный ответ. Они стали устанавливать на легкие понтоны винты, которые вращались от набегающего потока воды и имитировали шум боевого корабля. Понтон на длинном буксире тащил быстроходный катер, на винты которого мина не реагировала. Вскоре английские инженеры придумали способ еще лучше: они начали ставить такие винты в носовой части самих кораблей. Конечно, это снижало скорость корабля, но мины взрывались не под кораблем, а перед ним.

Тогда немцы скомбинировали магнитный взрыватель М1 и акустический А1, получив новую модель МА1. Этот взрыватель требовал для своего срабатывания кроме искажения магнитного поля еще и шума винтов. К этому шагу конструкторов подтолкнул и тот факт, что А1 расходовал слишком много электроэнергии, так что батарей хватало всего на срок от 2 до 14 дней. В MA1 акустический контур в дежурном положении был отключен от электропитания. На вражеский корабль сначала реагировал магнитный контур, который включал в работу акустический датчик. Последний и замыкал взрывную цепь. Время боевой работы мины, оснащенной МА1, стало значительно больше, чем оснащенной А1.

Но немецкие конструкторы на этом не остановились. В 1942 году фирмами Elac SVK и Eumig было разработано взрывное устройство АТ1. Этот взрыватель имел два акустических контура. Первый не отличался от контура А1, а вот второй реагировал лишь на звуки низкой частоты (25 Гц), идущие строго сверху. То есть для срабатывания мины одного лишь шума винтов было недостаточно, резонаторы взрывателя должны были уловить характерный гул работы двигателей корабля. В мины LMB эти взрыватели начали устанавливать в 1943 году.

В своем стремлении обмануть тральщики союзников немцы в 1942 году модернизировали магнитно-акустический взрыватель. Новый образец получил название МА2. Новинка кроме шума винтов корабля учитывала и шум винтов тральщика или имитаторов. Если она засекала шум винтов, исходящий одновременно из двух точек, то взрывная цепь блокировалась.

Водяной столб

В это же время, в 1942 году, фирма Hasag SVK разработала весьма интересный взрыватель, получивший обозначение DM1. Кроме обычного магнитного контура этот взрыватель оснащался датчиком, реагировавшим на снижение давления воды (достаточно было всего 15–25 мм водяного столба). Дело в том, что при движении по мелководью (до глубин 30–35 м) винты большого корабля «подсасывают» воду снизу и отбрасывают ее назад. Давление в промежутке между днищем корабля и морским дном немного понижается, на это как раз и отзывается гидродинамический датчик. Таким образом, мина не реагировала на проходящие мелкие катера, а вот под эсминцем или более крупным кораблем взрывалась.

Но к этому времени перед союзниками вопрос прорывания минной блокады Британских островов уже не стоял. Немцам нужно было много мин, чтобы защищать свои воды от кораблей союзников. В дальних походах легкие тральщики союзников не могли сопровождать боевые корабли. Поэтому инженеры резко упростили конструкцию АТ1, создав модель AT2. Никакими дополнительными устройствами типа приборов кратности (ZK), устройств неизвлекаемости (LiS), устройств защиты от вскрытия (GE) и прочими AT2 уже не оснащался.

В самом конце войны немецкие фирмы предложили для мин LMB взрыватели АМТ1, имевшие три контура (магнитный, акустический и низкочастотный). Но война неотвратимо шла к концу, заводы подвергались мощным авианалетам союзников и организовать промышленное производство АМТ1 уже не удалось.

Немецкая донная неконтактная мина LMB

Внешне мина LMB выглядела как алюминиевый цилиндр с закругленной носовой частью и открытой задней частью. Диаметр 66 см, длина корпуса 174 см, а общая длина с учетом парашютного отсека 298 см. Весила мина 987 кг, из них на боезаряд приходились 681 кг. В качестве взрывчатки использовалась смесь гексогена с тротилом или нитроглицерином, эквивалентная по мощности взрыва 939 кг тротила.

Кроме заряда в корпусе располагались вспомогательный взрыватель и часовой механизм приведения мины в боевое положение со своим гидростатом, а в задней части – основной взрыватель. Все типы взрывателей стандартизировались по размерам и крепежу, так что в мину можно было установить любой из них. Сзади на корпус привинчивался кожух парашюта. Взрывные устройства мины имели от одной до трех батарей электропитания, что ограничивало срок боевой работы примерно одним-двумя годами. В некоторые мины встраивался самонейтрализатор (Zeit Ein-richtungen, ZE), который замыкал батареи накоротко по истечении 45–200 дней, в результате чего мина становилась невзрывоопасной. Мог также встраиваться самоликивидатор (Verzogerung Werke, VW), взрывавший мину через определенное время – от шести часов до шести суток после приведения в боевое положение.

В литературе нередко встречаются утверждения, что немецкие донные мины могли сохранять свою боеспособность на протяжении 9–11 лет. Вряд ли они соответствуют действительности. Тогда просто не существовало батарей, способных сохранять свою работоспособность столь длительное время. Вдобавок немцы едва ли горели желанием создавать себе послевоенные проблемы с собственными минами. К тому же они понимали, что в случае поражения обезвреживать эти мины союзники заставят их самих (что и произошло в действительности). Правда, в основном трудности возникали с якорными гальваноударными минами, которые действительно могут сохраняться в течение десятилетий. Но это были мины, сконструированные в конце XIX – начале XX века, когда о возможной послевоенной минной проблеме никто еще не догадывался.

Трагическая история крейсера «Киров»

Каковы результаты, если от места взрыва до корабля 20–30 м? Вот характерный пример. 17 октября 1945 года в Финском заливе на мине LMB, лежавшей на глубине 21 м, подорвался советский крейсер «Киров» (война уже закончилась, но ведь мина об этом не знала). Через трещины в днище крейсер принял около 2000 т воды, заклинило приводы поворота трех башен главного калибра, вышли из строя дизель-генератор и система управления артиллерийским огнем, потрескались топливные цистерны, и в топливо попала вода, из-за чего встали главные двигатели. Корабль с большим трудом удалось отбуксировать в док, где «Киров» ремонтировался около года. В доке выяснилось, что днище значительно потрескалось на протяжении 40 м и промято на 55 см. Любому понятно, какова во время войны цена выведения из строя крейсера на целый год. Если б это произошло в боевой обстановке, «Киров» был бы обречен – его просто добили бы ударами авиации либо прямо на месте взрыва, либо позднее в доке.

Где построен корабль?

Для магнитного взрывателя М1 было очень важно, где построен корабль. В зависимости от ориентации сборочного стапеля относительно сторон света собираемый на нем корабль приобретает определенную направленность своего магнитного поля. Упрощенно говоря, если стапель был расположен вдоль линий магнитного поля Земли, нос корабля может быть «севером» или «югом», если поперек – то «полюсами» становятся правый и левый борта. Соответственно, различные корабли по-разному искажали магнитное поле Земли. Взрыватели М1 выпускались трех вариантов. «Синий» реагировал на искажение «север–юг», «красный» – на искажение «юг–север», был и сдвоенный вариант, реагировавший на оба. В случае использования первого или второго вариантов одни корабли могли спокойно плавать над миной, под другими же она срабатывала. Имея информацию о том, где построен корабль, а значит, зная характеристики его магнитного поля, немцы могли обеспечить безопасное движение над минами своих кораблей. Получалось нечто вроде системы распознавания «свой–чужой».