Выездная налоговая проверка. Как обжаловать результаты

" № 11/2017

На практике нередки случаи, когда проверяемое учреждение не согласно с выводами контролеров по материалам проверок. В статье освещен порядок обжалования таких выводов.

Учреждения здравоохранения, как и другие организации госсектора, довольно часто подвергаются проверкам со стороны различных контрольно-надзорных органов. При этом на практике нередки случаи, когда проверяемое учреждение не согласно с выводами проверяющих. В статье мы поговорим о порядке обжалования таких выводов проверяющих. Напомним, что по общему правилу оспорить выводы можно либо в вышестоящем органе (у вышестоящего должностного лица), либо в суде.

Внесудебный порядок.

Результаты любого контрольного мероприятия должны быть оформлены актом, содержащим сведения о выявленных нарушениях и недостатках, а также о нормативных актах, положения которых были нарушены. На основании акта ревизии или проверки контрольным органом (в зависимости от его вида) будет составлен и направлен итоговый документ: приказ, представление или предписание содержащий, в том числе требования, которые должны быть выполнены учреждением.

Следовательно, начать процедуру оспаривания выводов контрольных органов нужно инициировать с момента, когда учреждение впервые о них узнает, то есть с момента ознакомления с актом проверки. При этом следует внимательно ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими деятельность контрольного органа, которые должны содержать процедуру обжалования.

Так, в силу ст. 16 Закона о защите прав юридических лиц по результатам проверки должностными лицами контрольного органа составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников проверяемого учреждения, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу проверяемого учреждения под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле контрольного органа.

Необходимо отметить, что похожие нормы установлены и в нормативных актах других контрольных органов. Заметим, что ни нормы Закона о защите прав юридических лиц, ни документы, регламентирующие проверки других органов, не предполагают предварительного ознакомления проверяемого учреждения с результатами проверки до подписания акта.

В случае если учреждение не согласно с выводами, указанными в акте контрольного мероприятия, при его подписании в день окончания проверки руководитель проверяемой организации (или, если он находится в отпуске, командировке и т. д., лицо, им уполномоченное) должен сделать об этом отметку «С возражениями» или «С замечаниями» (либо иную) перед своей подписью.

Согласно ст. 16 Закона о защите прав юридических лиц проверяемое учреждение в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий контрольный орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

В подготовленных возражениях рекомендуем указывать конкретную страницу акта и его положения, с которыми не согласно учреждение, а также свои аргументы и нормы законодательства, подтверждающие позицию. Свои замечания можно оформить, например, в виде следующей таблицы.

По нашему мнению, возражения необходимо составить в двух экземплярах, один из которых оставить в учреждении, а второй направить нарочным либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Отметим, что аналогичные нормы содержатся, например, в п. 45, 65 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в силу которых проверяемое учреждение вправе представить письменные возражения на акт проверки (ревизии) в течение 10 рабочих дней со дня его получения. Письменные возражения прилагаются к материалам проверки (ревизии).

Материалы проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 50 дней со дня подписания акта. По результатам рассмотрения и будет принято решение о принятии либо непринятии возражений.

Если возражения не будут приняты, учреждение может либо оспорить их в вышестоящем органе (допустим, если проверку проводил территориальный орган Роструда, следует обращаться непосредственно в Роструд), либо в суде.

Обратите внимание:

На практике встречаются случаи, когда проверяемое учреждение пытается обжаловать в судебном порядке акт ревизии (проверки). Нужно помнить, что данный документ – носитель информации в отношении результатов проверки, он не содержит указаний об осуществлении каких-либо властно обязывающих действий и, соответственно, не является ненормативным актом. Следовательно, он не подлежит оспариванию в суде, что подтверждается судебной практикой (постановления ФАС ВВО от 23.07.2010 № А43-1003/2010, ФАС СКО от 05.05.2008 № Ф08-1955/2008).

Если возражения на акт проверки не будут приняты, учреждению нужно дождаться поступления представления или предписания контрольного органа и обжаловать уже данные документы.

Напомним, что в силу ст. 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий данных нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в названном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Таким образом, представление органа государственного финансового контроля предусматривает обязанность рассмотреть и уведомить в письменной форме орган государственного финансового контроля о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах. В свою очередь, предписанием является документ органа внутреннего государственного финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в поименованный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба.

И представление, и предписание можно также обжаловать во внесудебном порядке. Внесудебный порядок обжалования предполагает направление жалобы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Для осуществления обжалования во внесудебном порядке должностным лицам проверяемого учреждения необходимо ознакомиться с документами, регламентирующими порядок осуществления деятельности контрольного органа (административным регламентом, положением о порядке проведения контрольных мероприятий и т. д.), которые должны включать в себя порядок внесудебного обжалования решений, а также действий (бездействий) должностных лиц контрольных органов.

Далее рассмотрим порядок внесудебного обжалования результатов проверок, осуществляемых должностными лицами Федерального казначейства. Жалоба на решения территориальных органов и действия (бездействие) их должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда заявитель узнал о принятии решения территориальным органом, действии (бездействии) его должностных лиц или должен был узнать об этом решении территориального органа, действии (бездействии) его должностных лиц. Например, такой срок следует исчислять с момента поступления в учреждение предписания или представления территориального органа Федерального казначейства либо с момента подписания акта проверки.

Необходимо отметить, что подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения территориального органа Федерального казначейства или совершение обжалуемого действия его должностным лицом.

Направляемая в Федеральное казначейство жалоба должна содержать:

    наименование органа, должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

    фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

    сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, должностного лица;

    доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, должностного лица.

К жалобе нужно приложить документы (их копии), подтверждающие изложенные в ней доводы поверяемого учреждения.

Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с даты ее регистрации в Федеральном казначействе. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса другим государственным органам, иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения жалобы документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства либо уполномоченное должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения жалобы, но не более чем на 30 рабочих дней, уведомив об этом учреждение с указанием причин продления срока.

По результатам рассмотрения жалобы руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства принимает одно из следующих решений:

    удовлетворение жалобы полностью или в части;

    оставление жалобы без удовлетворения.

Данное решение в течение трех рабочих дней оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства.

Судебный порядок.

Право государственных (муниципальных) учреждений на обжалование в судебном порядке решений и действий (или бездействия) контрольных органов закреплено в ст. 46 Конституции РФ. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц осуществляется в порядке гл. 25 ГПК РФ при обращении граждан с соответствующими требованиями в суды общей юрисдикции, в порядке гл. 24 АПК РФ – при обращении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в арбитражные суды, а также в порядке гл. 22 КАС РФ (например, при обжаловании предписаний государственной инспекции труда).

Далее рассмотрим порядок обжалования, установленный АПК РФ. В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ государственные (муниципальные) учреждения вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений или действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что решение или действие (бездействие) не соответствует закону либо иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности, создает дополнительные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение согласно федеральному закону не отнесено к компетенции других судов. Указанное заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда учреждению стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Напомним, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, – с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления (а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы государственных (муниципальных) учреждений) может быть признан судом недействительным (ст. 13 ГК РФ).

Для справки:

Напомним, что под нормативным актом понимается официальный документ, выпущенный уполномоченными органами власти в виде закона, положения, правил, постановления.

Основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта (а в случаях, предусмотренных законом, – также нормативного акта) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием (п. 6 Постановления Пленумов ВС РФ № 6 и ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ»).

И предписания, и представления контрольных органов по своему содержанию отвечают признакам ненормативного правового акта, порождают для проверяемых учреждений правовые последствия, обязывают их к действенным и ощутимым мерам, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, создают очевидные препятствия для осуществления экономической деятельности, затрагивают сферу их имущественных прав и законных интересов, в связи с чем могут быть оспорены в арбитражном суде.

Заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными подается в арбитражный суд в письменном или электронном виде (посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в Интернете) (ч. 1 ст. 125 АПК РФ). Указанное заявление должно содержать:

    наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;

    наименование учреждения, его место нахождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты;

    наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

    название, номер, дату принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

    права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

    законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

    сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка;

    требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;

    перечень прилагаемых документов.

К заявлению необходимо приложить (в бумажном или электронном виде) (ст. 126 АПК РФ):

    уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копий искового заявления и приложенных к нему документов;

    документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

    документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основываются требования;

    копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица;

    Или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;

    копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска (при наличии);

    документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;

    выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения учреждения и его контрагента. Такие документы должны быть получены не ранее чем за 30 дней до дня обращения истца в арбитражный суд.

В соответствии с ч. 3 ст. 125 АПК РФ копии заявления и прилагаемых к нему документов должны быть направлены контрагенту заказным письмом с уведомлением о вручении. После подготовки заявления его необходимо направить со всеми приложениями должнику учреждения. Согласно п. 3 ст. 125 АПК РФ копии заявления и прилагаемых к нему документов отправляются ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении.

Исходя из ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) контрольных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, определяет наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также выясняет, нарушают ли оспариваемые решения и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды, давая оценку требованиям заявителей и приводимым в обоснование требований доводам, исследуют вопросы наличия либо отсутствия доказательств нарушения их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями контрольного органа.

В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ если арбитражный суд установит, что оспариваемые действия (бездействие) государственных органов соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В заключение еще раз отметим, что оспорить выводы контрольных органов можно как в судебном, так и во внесудебном порядке. Рекомендуем начать все же с внесудебного порядка – как требующего меньшего привлечения ресурсов учреждения.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Как внеплановая, так и очередная выездная проверка может окончиться составлением акта о нарушениях. Далеко не всегда инспекторы объективно оценивают обстоятельства. Представители бизнеса регулярно сталкиваются с предвзятым отношением и игнорированием доказательств добросовестности. Ревизоры на местах стремятся выполнить негласный план по штрафам, а первоочередной задачей остается наполнение бюджета. В таких условиях умение отстаивать интересы приобретает ключевое значение.

Коротко о видах и основаниях контроля

Принципы надзорной деятельности закреплены законом 294-ФЗ от 26.12.2008 . Нормативный акт предусматривает право государственных структур проводить проверки бизнеса в плановом и внеочередном порядке. В первом случае даты визита инспекторов можно уточнить на официальном сайте прокуратуры. Сводный график ежегодно публикуют на портале и не корректируют.

Важно! Нормы 294-ФЗ не распространяются на налоговую службу, правоохранителей, валютный контроль и ряд других ведомств. Служащие этих структур обязаны следовать отдельным федеральным актам.

Большинство государственных органов успешно перешло к риск-ориентированной методике. В перечни стараются включать компании и предпринимателей, деятельность которых имеет характерные признаки нарушений.

Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 3 года. В отношении малого бизнеса и микропредприятий очередной контроль не осуществляют до окончания моратория.

Предугадать внеплановую явку ревизора практически невозможно. Основанием назначения надзорных мероприятий этого типа служат жалобы потребителей, контрагентов, сообщения СМИ, а также факты нанесения вреда.

Полномочиями контроля наделены разные публичные структуры. Чаще всего предприниматели сталкиваются с должностными лицами:

  • налоговой службы;
  • Роспотребнадзора;
  • Роструда;
  • земельных комитетов;
  • Росздравнадзора;
  • Росприроднадзора.

Большое влияние на бизнес приобретает политика МЧС России. Соблюдение правил пожарной безопасности и гражданской обороны перешли в категорию базовых элементов реализации коммерческих проектов.


Как обжаловать основание проверки

Назначение контрольного мероприятия производится с соблюдением положений главы 2 закона 294-ФЗ и ведомственных инструкций. Правительство России сохранило право утверждения специальных регламентов для отдельных федеральных структур. Ярким примером является приказ ФАС РФ № 340 от 25.05.2012 . Процедура оспаривания оснований проверки построена на выявлении нарушений таких документов.

Очередная ревизия

Неправомерное решение о включении предпринимателя в список подконтрольных лиц необходимо оспаривать сразу. Ожидать явки ревизоров необязательно.

Жалобу можно направить руководителю надзорного органа, в вышестоящую инстанцию, прокуратуру или суд. Встать на защиту предпринимателя вправе и региональный бизнес-омбудсмен. Положительное влияние на процессы оказывает привлечение внимания общественности.

Причиной подачи жалобы является нарушение процедурных правил. Так, доводом послужат:

  • превышение нормативного значения административного давления (малый бизнес – 50, микрофирмы – 15 часов);
  • несоблюдение минимального временного промежутка в 3 года;
  • нарушение моратория на проверки предпринимательства;
  • дублирующий контроль по одному направлению за тот же период.

Оспорить основание проверки можно при вынесении решения неуполномоченным лицом. Вескими аргументами послужат несоблюдение формы, отсутствие регистрационного номера и прочих обязательных реквизитов документа. Обжалованию подлежат все решения о контроле, не получившие согласования прокуратуры.

Внеплановые проверки

Оспорить распоряжения о внеочередных надзорных мероприятиях сложнее. Попытаться аннулировать акт можно в следующих случаях:

  • производство возбуждено по заявлению о совершении преступления, проверка по которому завершилась отказом;
  • решение принято по анонимному обращению;
  • ревизоры явились после планового мероприятия;
  • инспектирование пришлось на период проверки, инициированной тем же или другим государственным органом;
  • сообщение о причинении вреда, поступившее в ведомство, оказалось недостоверным;
  • должностные лица не соблюдали нормы об уведомлении.

Перечень причин обжалования остается открытым. Юристы рекомендуют предпринимателям действовать быстро и не откладывать процедуру. Итоговый акт отменить значительно сложнее, чем пресечь незаконную инспекцию.

Важно! Любое контрольное мероприятие будет противоправным при возложении на предпринимателя затрат либо превышении предельного срока в 20 дней. Продление работы ревизоров допустимо в исключительных случаях.

Порядок обжалования итогов проверки

Оспаривание результатов контрольных мероприятий требует от предпринимателей серьезных затрат и усилий. Без участия профессиональных юристов разбирательства не обходятся. Сложнее всего добиться отмены решения после налоговой проверки. Сотрудники фискального ведомства редко допускают грубые ошибки, тщательно формируют доказательственную базу и превосходно разбираются в нормативном регулировании. Доля поражений ФНС РФ в судах невысока. Тем не менее, шанс выиграть процесс остается.

Стандартный механизм включает:

  1. Устные и письменные объяснения. Активное участие в проверке позволяет исключить неверное толкование фактов. Разъясняя инспекторам истинный смысл формулировок, предприниматель существенно сокращает риск переквалификации сделок или ошибочных оценок. На выводы инспекторов влияют вовремя предоставленные письма контрагентов, беседы с работниками компании, привлечение специалистов.
  2. Возражения на акт. Если по итогам контроля нарушения все же были выявлены, коммерсант вправе письменно изложить свои доводы и направить их в службу. В налоговые органы документ должен поступить не позднее 10 суток. В инспекции по труду возражения ожидают в течение 15 дней. Трудовой инспекции, пожарным, антимонопольному ведомству и прочим инстанциям необходимо руководствоваться законом 294-ФЗ .
  3. Административная жалоба. Механизм оспаривания является обязательным этапом разбирательства. Предпринимателю отводят на защиту интересов 90 суток. Срок отсчитывают с момента вручения решения по проверке. Жалобу подают сначала руководителю надзорного органа, а затем в вышестоящую инстанцию.
  4. Суд. Последней и наиболее сложной процедурой юристы считают обращение в государственный арбитраж. Оспаривание ненормативных актов надзорных ведомств производится в исковом порядке и облагается пошлиной. Служители Фемиды анализируют собранные ревизорами материалы, проверяют законность назначения проверки, оценивают доводы предпринимателя. В суд разрешается предъявлять новые доказательства. При необходимости назначают независимые экспертизы, приглашают переводчиков, рассылают запросы. Отстаивать интересы представители бизнеса могут в первой инстанции, апелляции, кассации и надзоре. При возникновении новых обстоятельств акты могут пересматривать по правилам статьи 311 АПК РФ.

Специалисты обращают внимание на значение процессуальных сроков. Пропуск периода, установленного законом, лишает права на защиту. Если опоздание обусловлено уважительной причиной, предпринимателю дают дополнительное время. Механизм восстановления сроков применяется как при административном, так и судебном обжаловании.

Примеры нарушений при проведении контрольных мероприятий

Откровенное пренебрежение правилами надзорной деятельности в практике встречается все реже. Положительное влияние на ситуацию оказала высокая активность бизнес-сообщества и работа омбудсмена. Наиболее распространенными являются следующие недочеты:

  1. Отсутствие оснований. Суды не поддерживают формальный подход к обоснованию контрольных мероприятий. Если у инспекторов не было законных причин для ревизии, составленный акт о нарушениях признают недействительным.
  2. Некачественная экспертиза. Выводы государственных служб, основанные на заключениях неаккредитованных специалистов, не заслуживают доверия. Решения о привлечении к ответственности отменяют, ссылаясь на некомпетентность исследователей, неполноту или необъективность оценки.
  3. Отклонение от правил уведомления. В большинстве случаев чиновники обязаны извещать предпринимателя о плановом визите за 3 суток. Внеочередной характер ревизии допускает сокращение этого периода до 24 часов. Исключения предусмотрены лишь для отдельных мероприятий (например, контрольной закупки или оперативной выездной проверки). Несвоевременное вручение документа может стать основанием отмены актов и заключений. Неоспоримым доводом о незаконности действий государственных служащих является пренебрежение получением санкции прокурора.
  4. Выход за границы исследования. Должностные лица обязаны придерживаться пределов, заявленных в поручении или решении о контроле. Так, инспектора по земельному надзору не могут интересовать сведения об оплате налогов или соблюдении кассовой дисциплины. Рамки устанавливают не только решением, но и общими функциями ведомства.

Большое значение в оспаривании результатов имеют формальности. При подготовке возражений и жалоб юристы анализируют законность процедур по изъятию документов. Неправомерно полученные доказательства не рассматривают в судах. Кроме того, критической оценке подвергают логические выкладки инспекторов, положенные в основу заключений.

Проведение проверок различными надзорными органами на предприятиях четко регламентировано соответствующими законами, правовыми, нормативными актами. Определяется их частота, порядок проведения, полномочия инспекторов, а также возможные санкции, которые могут накладываться по их результатам. Часто результаты таких проверок и выносимые по ним решения не устраивают руководителей компаний, и в этом случае предусмотрена возможность их обжалования. Его порядок также установлен законом. Обжалование результатов проверки осуществляется на основании четкой аргументации по заявлению, поданному в соответствующий государственный орган.

Результаты каких проверок подлежат обжалованию?
В соответствии с законом предприниматель имеет право обжаловать результаты любой контролирующей инстанции: антимонопольной службы, Роспотребнадзора, санэпидемстанции. Но, как показывает практика, наиболее часто споры возникают именно с налоговой инспекцией. Она может проводить два вида проверок:
  • Камеральные - анализ документов, поданных предпринимателем, без посещения предприятия
  • Выездные - непосредственно на объекте предпринимателя

По результатам любой проверки руководитель компании получает акт, и, если результаты и вынесенные решения его не устраивают, он может обжаловать их.

Особенности обжалования результатов проверки налоговой
На 2017-й год обжалование результатов налоговых проверок осуществляется сначала в досудебном порядке, и если предприниматель остается недоволен вынесенным решением, то имеет право обратиться в арбитражный суд. Для того чтобы отменить вынесенные решения, необходимо привести четкую аргументацию, ссылаясь на действующие законы, нормативные акты. Но в первую очередь нужно провести аудит, который покажет реальное положение дел с ведением бухгалтерии и налоговой отчетностью.

Аудитор осуществляет комплексный анализ предприятия:

  • Первичной бухгалтерии, деклараций, налоговых отчетов
  • Эффективности в организации бухучета и контроля со стороны руководства
  • Уровня компетенции специалистов
  • Налоговых рисков
Специалисты также оценивают правильность выбранных систем налогообложения, потенциал для создания резервов, возможности оптимизации. По результатам исследования руководство компании получает детальный отчет с выражением мнения аудитора, которое станет весомым основанием для оспаривания акта в налоговой инспекции.

Что делать после проведения аудита?
Если вы обратитесь в нашу компанию, то мы окажем полный комплекс услуг, включающий не только аудит, но и юридическое сопровождение вплоть до представления ваших интересов в суде. На основании аудиторского отчета, а также ссылаясь на конкретные разделы налогового кодекса и других правовых актов, подготавливается жалоба в произвольной письменной форме с требованием отменить или изменить вынесенные ранее решения. Эта жалоба подается в орган, проводивший проверку, или Федеральную Налоговую службу. В установленные сроки предприниматель получает ответ:

  • Удовлетворить жалобу и отменить решение
  • Частично удовлетворить жалобу и изменить/смягчить решение
  • Оставить жалобу неудовлетворенной - решение в силе

В случае несогласия налогоплательщик может подготавливать исковое заявление в арбитражный суд. В этом случае компания также имеет право требовать возмещения понесенных ею убытков.

Что может стать поводом для обжалования результатов проверки?
Таких поводов немало, и в их числе:
  • Нарушения в ходе проведения проверки, а также в составленном по ее результатам акте
  • Несоблюдение частоты проведения проверок
  • Отсутствие предварительного уведомления предпринимателя о плановой или внеплановой проверке, а также отсутствие оснований для последней
  • Превышение инспекторами полномочий, нарушение объемов выборки
  • Нанесение материального ущерба, блокирование возможности нормального функционирования предприятия

При этом предприниматель имеет право на возмещение всех понесенных убытков.

Преимущества обращения за услугами в нашу компанию
КСК групп как член СРО оказывает полный комплекс услуг, включающих все виды аудита, юридического сопровождения и судебного представительства. Для вас работают специалисты высокой квалификации, мы гарантируем объективность результатов исследований, конфиденциальность, а также высокую скорость работы. Мы оказываем комплексные услуги по обжалованию результатов проверок не только налоговой инспекции, но и других надзорных органов. Также мы осуществляем абонентское налоговое и юридическое сопровождение бизнеса во всех сферах. За дополнительной информацией по расценкам и прочим условиям обращайтесь к нашим специалистам.