Стиль мышления вербально аналитический. Информация о стилях мышления


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Каждый из нас в своем роде индивидуален и по причине личностных особенностей тяготеет к конкретному типу мышления. Подобные предрасположенности определить очень просто, т.к. проявляются они в поведении, стратегии действий, мировосприятии, отношении к происходящему и окружающим людям. Более подробно о мышлении вы можете почитать в по психологии (а если вас интересует развитие мышления, то у нас на эту тему есть ), поэтому мы лишь напомним, что всего в настоящее время учеными выделяются пять основных стилей мышления, а именно:

  • Идеалистический тип;
  • Реалистический тип;
  • Синтетический тип;
  • Прагматический тип;
  • Аналитический тип.

Нет людей, принадлежащих к какому-то одному типу, но у каждого какой-то один всегда преобладает. Установить ведущий тип сегодня помогают различные методики, тесты и прочее. Мы же в представленной статье хотим поговорить конкретно о том, что такое аналитический тип мышления и как происходит формирование аналитического мышления, а также представить несколько упражнений и рекомендаций на эту тему.

Что такое аналитическое мышление

В первую очередь отметим, что аналитический тип мышления тесно связан с логическим. Нередко даже, хотя это не совсем верно, аналитическое и отождествляют: чем отличаются они друг от друга – это тема другой статьи, но заметим, что первое отвечает за анализ получаемых данных, их сравнение и т.п., а второе основывается на поиске и установлении причинно-следственных связей. Аналитическое мышление также предполагает способность осуществлять логический анализ и синтезировать информацию. Так, его особенности проявляются в том, что человек достаточно кропотливо изучает проблему или ситуацию или строит подробные планы, одновременно анализируя все данные и взвешивая все преимущества и недостатки.

Принцип работы аналитического мышления основывается на двух базовых процессах:

  • Творческий процесс, сопровождаемый поиском новых знаний и информации;
  • Формальный процесс, сопровождаемый анализом и синтезом данных, а также выводами и закреплением итогового результата в сознании.

Формальный процесс выстраивается, главным образом, на законах физики и математики, т.к. если основываться на них, то все материальное обладает общими свойствами, сходными признаками и структурой (здесь в большей мере проявляется логика). А творческий процесс характеризуется тем, что он отвечает за все, что либо не связано с материальными законами, либо выходит за рамки знаний и опыта конкретного человека (в этом случае задействуется ).

Исходя из всего этого, задача аналитического типа мышления состоит в систематическом и всестороннем рассмотрении вопросов и проблем, задаваемых объективными критериями. При этом данному стилю характерна методичная и тщательная манера работы с проблемами и трудностями, акцентированная на деталях.

Для чего развивать аналитическое мышление

Развитие аналитического мышления – вопрос очень важный, т.к. аналитические навыки сами по себе требуются каждому из нас, чтобы лучше понимать, запоминать и усваивать информацию, делать выводы, принимать решения. Если же попытаться найти какой-то общий знаменатель, то формирование аналитического мышления требуется для:

  • Быстрого определения главного и второстепенного;
  • Решения сложных бытовых, жизненных и профессиональных проблем и задач;
  • Поиска преимуществ и недостатков в происходящих событиях;
  • Выявления ограничений и возможностей;
  • Анализа полученного опыта;
  • Создания обоснованных выводов и заключений;
  • Принятия решений, основанных на статистических данных;
  • Планирования своей работы и деятельности, исходя из реальных целей;
  • Грамотного разделения процесса достижения целей на этапы.

Формирование аналитического мышления (как, собственно, и вообще) полезно для человека и в его обычной повседневной жизни, и в учебе, и в профессиональной деятельности.

Развитие аналитического мышления

В этом блоке нашей статьи мы представим несколько способов развития аналитического мышления. Среди них будет несколько упражнений, описания некоторых способов и ряд эффективных рекомендаций. Независимо от того, есть у вас способность к аналитическому мышлению или нет, данная информация будет для вас крайне полезна.

Итак, давайте начнем с того, какие вообще существуют способы для тренировки аналитического мышления.

Способы тренировки аналитического мышления

Развитие аналитического мышления возможно следующими путями:

  • Если в данный момент вы получаете образование и учитесь, например, в вузе, вам не составит большого труда больше упражняться в решении математических и физических задач, а также задач по другим естественным наукам.
  • Хотя бы раз в неделю выполняйте упражнения, разминающие мозг: разгадывайте кроссворды, решайте ребусы и шарады, головоломки и загадки, играйте в , маджонг и т.д.
  • Если позволяет время и есть возможность, играйте в развивающие компьютерные игры, например, в квесты (в том числе и на поиск предметов) или стратегии.
  • Смотрите новости. Да, именно это мы и имеем в виду. Несмотря на то, что в одних случаях они попросту засоряют мозг, в других – они могут стать классным способом тренировки аналитического мышления. Смотря по телеку новости, не воспринимайте их просто с критической точки зрения, а проводите собственный анализ фактов, занимайтесь поиском причинно-следственных связей, делайте выводы и даже разрабатывайте свои .
  • Читайте книги. Причем следует уделять больше внимания детективной и фантастической литературе, к примеру, произведениям Роберта Хайнлайна, Эрла Гарднера, Агаты Кристи и других авторов.
  • Разгадывайте всевозможные коды и шифры. Такое занятие также послужит отличной тренировкой аналитического мышления. А найти эти коды и шифры можно в интернете или, играя в те же самые квесты на компьютере.
  • Собирайте паззлы. Они тоже очень хорошо подходят для тренировки ума. Сегодня можно найти великое множество паззлов с самым разным количеством деталей в книжных магазинах. А еще лучше делать свои собственные паззлы, к тому же будет тренироваться и творческое мышление.
  • Играйте в настольные игры. Даже самые привычные традиционные настольные игры помогут вам в ваших занятиях. Но выбирать среди них нужно такие, где требуется не просто бросить кубик и сделать выпавшее количество ходов, а продумывать свои дальнейшие шаги, вырабатывать тактику и мыслить стратегически. Отличным вариантом послужит «Миллионер» или «Монополия». Помимо общего развития аналитического мышления, вы будете развивать конкретно навыки распознавания действий других людей и понимания логики их действий, предвидения возможных решений и выбора наиболее конструктивных вариантов реакции на действия соперников.
  • Играйте в . Отличным примером одной из таких может послужить игра «Эрудит», способствующая тренировке быстрого анализа и оценки данных и развитию умения правильного выбора формулировки того или иного понятия.

Заметим также, что люди, у которых от природы есть способность к аналитическому мышлению, любят играть в игры на подсознательном уровне, а также предпочитают участвовать в мероприятиях, где так или иначе требуется задействовать логику и анализировать. Однако и остальным нельзя всем этим пренебрегать, ведь логическая и аналитическая компетенция крайне важны в жизни и деятельности. Не забывайте и о том, что мышление нужно развивать в принципе, для чего очень полезно овладевать новыми мыслительными техниками (кстати, более чем с десятком интересных техник вы можете познакомиться ).

Упражнения на развитие аналитического мышления

Здесь мы предлагаем вашему вниманию четыре хороших и эффективных упражнения:

  • Моделирование ситуаций. Выполнять первое упражнение очень легко и просто, т.к. все, что вам потребуется, – это немного свободного времени и ваш ум. Смысл состоит в том, что вам нужно придумать конкретную ситуацию, или несколько целей и разработать эффективный метод ее достижения. Пусть вашей целью станет, к примеру, полететь на орбиту Луны. Чтобы осуществить эти затею, вам понадобится или поучаствовать в какой-то космической программе, или отыскать определенную сумму денег, чтобы купить билет на космический тур. Помимо прочего, если у вас какие-то нелады со здоровьем, просто никудышная физическая подготовка или по возрасту вы уже не тянете на человека в полном расцвете сил, выход у вас лишь один – покупать билет.

Так вот: начните развивать эту идею, придумывайте всевозможные выходы из ситуации, анализируйте то, что знаете, и разрабатывайте стратегию действий. А в случае, если тратить время на фантазирование вам не хочется, попробуйте , кругосветное путешествие или приобретение дорогущего авто – главное создать условия для активизации аналитического мышления.

  • Второе упражнение тоже касается моделирования ситуаций, но выполняется оно в несколько ином ключе. Для начала придумайте для себя какую-то не очень сложную или просто обыденную ситуацию, а затем постарайтесь разрешить ее так скоро, как только можете. Разработайте несколько вариантов действий, но учтите, что для их реализации вам не должно требоваться много усилий и времени. Как только ситуация будет готова, проведите ее анализ, определите, почему она вообще возникла, подумайте о том, как она может развиться в дальнейшем и каковы могут быть ее отрицательные или положительные последствия. Только после тщательного взвешивания всех «за» и «против» принимайте решение.

По большому счету, выполнять такое упражнение можно не только с выдуманными, но и с реально возникшими ситуациями, правда применимо оно лишь в тех случаях (по крайней мере, для тренировки), где всегда есть какое-то время на размышления, иначе можно совершить ошибку.

  • В представленном упражнении вам потребуется провести несколько мысленных экспериментов. Подробно о них, а также о самых популярных из них вы можете узнать, прочитав . Мы же хотим сказать лишь о том, что основываются они по большей степени на вопросе «Что будет, если…?». Так, вы можете провести собственный мысленный эксперимент «Комната Марии» (вместо «Марии» подставьте свое имя).

Вообразите, что вы талантливый и способный исследователь. Вы сидите в специальном помещении и смотрите на окружающий мир через особые стекла, устроенные так, что мир видится вам черно-белым. Вы, естественно, знаете и про цвета, и про световые волны, однако ваши сведения носят исключительно теоретический характер. Вам ни разу не доводилось выходить на улицу и наблюдать реальное положение вещей. Подумайте, что будет, если вы все-таки выйдете из помещения? Что случится, когда перед вами предстанет настоящий мир? Сумеете ли вы определить, какой цвет каким является? Смысл такого эксперимента заключается в том, чтобы вы проанализировали ситуацию и выработали и обосновали все вероятные варианты распознавания цветов.

  • Вероятно, вы слышали про тест Тьюринга, а если нет, то почитайте . Проведите подобный тест с собой и кем-то из друзей. Вам понадобится собеседник и парочка (или хотя бы один) людей в жюри. Начните со своим соперником на какую-то тему. Сначала выслушайте аргументы оппонента, затем проанализируйте, а потом примените в своей речи таким образом, чтобы никто из членов жюри не догадался, кто истинный автор аргументации – ваш соперник или вы.

Это упражнение позволит вам потренировать свои навыки анализа противоположной позиции, а также станет хорошим развлечением для всей компании. В том же случае, если вы считаете себя большим эрудитом, возможно, вас заинтересует поиск ответов на неразрешенные вопросы научного характера, например:

  • Способен ли человек в принципе быть объективным, и если да, то в каких именно жизненных ситуациях?
  • Обладает ли человек свободой воли или же представляет собой нечто вроде запрограммированного существа, и даже не подозревает об этом?
  • Что на самом деле дает каждому из нас право утверждать, что он и окружающий его мир – реальны, а не иллюзорны?
  • По какой причине человеческий мозг есть совокупность атомов, а сознание, считающееся продуктом мозга, никакого отношения к атомам не имеет?

Помните о том, что даже сегодня есть вопросы, ответов на которые не может дать никто: ни философы, ни ученые, ни обычные люди. И любой такой вопрос всегда будоражит ум, и даже простая попытка осознать и воспринять его глубину вовлечет вас в игру разума, простимулирует к поиску ответа и заставит мозг работать на «полную катушку».

Рекомендации на каждый день для развития аналитического мышления

Здесь мы вряд ли «откроем Америку», т.к. эти советы – прописные истины, следовать которым надлежит каждому из нас:

  • Старайтесь хотя бы отчасти систематизировать свою жизнь, чтобы быть в состоянии анализировать происходящее;
  • Во всем и всегда стремитесь видеть закономерности;
  • , развивающие мозг, например, считать в уме, читать, сопоставлять, осознанно делать выводы;
  • Читая книги или смотря фильмы, представляйте себя на месте персонажей, определяйте причины их действий и думайте о том, как поступили бы вы;
  • Анализируйте все свои поступки и действия, а также действия тех, с кем вам приходится сталкиваться в повседневной жизни;
  • Ищите причины происходящих с вами событий, побед и поражений;
  • Прежде чем что-то сказать или сделать, просчитывайте наперед: какие могут быть последствия;
  • Учитесь на своих и чужих ошибках, чтобы не совершать их в будущем.

Следуя этим рекомендациям, вы заметите, что ваше сознание стало более гибким и закрепило в себе склонность анализировать, а сами вы стали гораздо лучше понимать, почему что-либо происходит в вашей жизни. Также советуем вам развивать не только аналитическое мышление, но и мышление вообще, а первым шагом к этому может стать овладение двенадцатью техниками мышления, собранными нами в .

Помните, что хороших аналитиков встретишь не часто, поэтому систематические занятия, даже если это всего лишь игры или простейшие упражнения, помогут вам значительно в этом плане поднатореть. Желаем вам успехов и гибкого ума!

На этой странице, после прохождения теста по портретам : «Психологическая характеристика человека», Вы сможете узнать свои факторы личности, и соотносящиеся с ними, характеристики человека. (см. что такое личность человека)

Описание факторов личности человека:

Фактор личности h ^

1. Оба типа выборов (+ -) имеют аналогичные биологические предпосылки, отражающиеся в инфантилизме и отсутствии ярко выраженной мужеско-женской дифференцированности.
Из них h+ отличается большей теплотой эмоций и конкретной адресованностью эмоциональной привязанности, a h- большей интровертностью и абстрактным направлением аффилиативной потребности.
Слабый тип высшей нервной деятельности.

2. Тип реагирования — сензитивный, меланхолический.

3. Характерологически — отличающиеся сентиментальностью, экзальтированностью чувств, высокой чувствительностью к бредовым воздействиям, ведомые, нерешительные, склонные перекладывать принятие решений и ответственность на плечи окружающих, мнительные в отношении своего здоровья личности; настроение в значительной мере зависит от отношения окружающих к ним; ранимые, впечатлительные, эстетически ориентированные.

4. Свойства личности: тревожность, при h- сочетающаяся с пессимистичностью, ведущая потребность — аффилиативная, т.е. потребность в понимании, сочувствии и глубокой привязанности.
Вариант h+ реализует эту потребность через привязанность к конкретным людям, поиски удачи в личной жизни — в семье, в отношениях с мужем, с детьми.
Вариант h- выявляет фрустрированную аффилиативную потребность и сублимацию этой потребности в самоотверженность и альтруизм, реализуемые в социальной активности при том же наборе личностных свойств, что и вариант h+ .

Ведущий мотив — избегание неуспеха, стремление найти социальную нишу и защиту в виде более сильной доброжелательной личности.
Стиль межличностного поведения — за кажущейся конформностью и зависимостью просматривается бесконфликтная тяга к независимости, стремление уйти от конфронтации с жестким противостоянием сильных личностей в мир идеальных отношений.

Застенчивость и ранимость делают человека такого типа внешне более покладистым и уступчивым.
Стиль мышления сочетает в себе вербально-аналитические и художественные наклонности.

5. Выбор профессии обусловливается личностными особенностями.
Лица, дающие преимущественно реакции типа h+ , наиболее успешны в службе быта, в сфере сервиса, в качестве доброжелательных воспитателей детей младшего возраста.
При наличии таланта успешно реализуются в сфере прикладного искусства, в артистической деятельности (при hy +), в самодеятельности, легко вовлекаются в качестве ведомых в общественную деятельность, в самодеятельные кружки, способны увлекаться танцами, пением, поэзией, религией.
Среди них встречаются повара, директора гостиниц, парикмахеры.

При типе реагирования h- в большей степени проявляется тяга к врачебной деятельности, к серьезному увлечению музыкой. При высоком интеллекте и интегрированном «Я» показатели фактора k — интерес к литературе, к вопросам культуры и гуманизма.

6. В социальной деятельности оба типа реагирования тяготеют к миссионерской деятельности с тенденцией жертвовать эгоистическими потребностями ради конкретных людей (h +) или общества в целом (h-) .

7. В качестве болезненных проявлений оба варианта могут манифестироваться в виде затрудненной сексуальной адаптации, инверсий.
Предпочтение богемного стиля жизни. Отклоняющееся поведение базируется на сексуальной почве.

Фактор личности s ^

1. Биологические предпосылки, s + сильный тип высшей нервной деятельности, s — напротив: слабый тип ВНД.

2. s + : атлетическая конституция, стеничный (гипертимный) тип реагирования.
s — : лептосомная (астеническая) конституция, гипостенический, гипотимный тип реагирования.

3. Характерологические черты, s + : решительность, жесткость, предприимчивость, лидерство, эгоистичность, трезвый взгляд на жизнь, уверенность в себе, властность, независимость, отсутствие озабоченности переживаниями других людей, нежелание ограничивать себя в чем-либо, преклонение перед достижениями технической мысли, страсть к скоростям, спартанские черты, воинственный характер, агрессивность, сексуальная активность без выраженной склонности к глубокой привязанности.

4. Особенности личности, s + : высокий уровень мотивации достижения. Активность. Агрессивность. Низкий уровень интрапсихической активности.
Эмоции внешне проявляются достаточно бурно — негодование, гордость, возмущение, злость, восхищение, но не оставляют глубокого следа в душе.

Стиль межличностного поведения независимый, лидирующий. Тип восприятия целостный, интуитивный, без достаточной опоры на опыт, ориентированный на собственное субъективное чутье.
В стрессе — импульсивные поведенческие реакции. Защитный механизм- вытеснение или отреагирование вовне.

5. Выбор профессии: водитель транспорта — шофер, летчик, машинист; лесоруб, охотник, прозектор, патологоанатом, фермер, слесарь, техник-механик, стоматолог, грузчик, военачальник, солдат, прокурор, охранник.

s- : нерешительность, мягкость, зависимость, склонность к идеализации объекта привязанности, конформность, сочувствие к людям, тенденция к самоограничению ради близких, склонность к глубокой привязанности при слабо выраженной сексуальной озабоченности, миротворческие тенденции.
Приоритет культурных ценностей.

Высокий уровень мотивации избегания неуспеха. Стиль межличностного поведения зависимый, пассивный. Тип восприятия вербально-аналитический.
В стрессе ограничительное поведение, повышение контроля сознания. Защитный механизм — отказ от самореализации.

Выбор профессии: медицинский работник, врач, медсестра, парикмахер, маникюрша, воспитатель, библиотекарь, канцелярская или архивная работа, делопроизводство, научная работа, филология, искусствоведение.

6. Социальная активность, s + : в сфере урбанизации и индустрии, приверженность к технократии, s — : в сфере культуры и гуманистической деятельности.

7. Болезненная деформация влечений, s + : садизм, антисоциальное поведение с жестокими проявлениями, s — : мазохизм, фетишизм, самоуничижение.

Фактор личности e ^

1. Смешанный тип реагирования, е + : подвижный, тревожный, е — : ригидный, эксплозивный.

2. е + : пикнический, эмоционально-неустойчивый, е — : атлетический, агрессивный.

3. е + : конформность установок, декларация альтруизма, отзывчивость, склонность к сотрудничеству, доброжелательность, самоотверженность, религиозность, терпеливость, стремление помогать другим.
е — : тенденция к накоплению негативных эмоций с последующей разрядкой в виде приступов ярости, злопамятность, мстительность, завистливость, ревность, представление об окружающем мире как враждебно настроенном, чем оправдывается собственная жестокость.

4. е + : изменчивость мотивационной направленности в зависимости от ситуации, страх неудачи превалирует над мотивацией достижения, ориентация на общепринятые нормы поведения и мораль общества, эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность, сотрудничающий и альтруистический стиль взаимодействия с окружающими, художественный и вербальный тип восприятия.
Реакция на стресс — страх. Защитный механизм — соматизация.

е — : устойчивость мотивации достижения, упорство в преследовании своих целей, внешнеобвиняющий тип реагирования, конфликтность в межличностных отношениях, стиль мышления конкретно-логический, тип реакции на стресс агрессивный, взрывной, защитный механизм — враждебные поведенческие реакции или рациональная переработка.

5. Профессии: е + : служба охраны здоровья, священнослужители, миссионеры, учителя, воспитатели, адвокаты.

е — : моряк, шофер, летчик, машинист, пожарник, артиллерист, кузнец, кочегар, пиротехник, спортсмен (боксер, штангист, вольная борьба, карате, самбо), администратор, начальник домоуправления, ЖЭКа или РЭО, заведующий гаражом.

6. Социализация: е+ : общественно полезная активность в сфере этики морали, е — : противопоставление своих установок этико-моральным устоям.

7. Болезни: е + : склонность к вегетативной неустойчивости, мигреням, эпилептоидная слащавость, е — : эпилептоидный педантизм и эксплозивность.

Фактор личности hy ^

1. Смешанный неустойчивый тип высшей нервной деятельности.

2. По конституциональным особенностям — это эмоционально незрелый, инфантильный вариант, эмотивный тип реагирования.

3. Характерологически тип hy+ отличается высокой эмоциональной вовлеченностью, неустойчивостью и изменчивостью эмоций, чертами демонстративности, противоречивостью установок (быть причастным к интересам группы и, одновременно, отстаивать свои эгоцентрические интересы, декларировать альтруизм и реализовать эгоистические потребности),
а тип hy- более высокой тревожностью, капризностью, склонностью к драматизации имеющихся проблем.

4. Демонстративная личность с противоречивой направленностью мотивов, мотивация достижения сталкивается со столь же выраженной мотивацией избегания неуспеха. Склонность к соматизации конфликта.

Тип восприятия художественный, чувственный, наглядно-образное мышление. Стиль межличностного поведения гибкий с тенденцией к перевоплощению в разные социальные роли.

Тип реакции by — отличается более высоким самоконтролем и подавлением вышеперечисленных свойств. Отсюда «матовые» черты личности «ищущей признания» со склонностью к лжи и фарисейству, а также боязливость и мнительность.

5. Выбор профессий при hy + : актеры, журналисты, манекенщицы, художники, общественные деятели, дипломаты, продавцы, учителя, воспитатели, администраторы.
При hy — : служители религиозных культов, миссионеры, портные, сфера обслуживания.

6. Социальная активность с декларацией альтруизма, участие в общественных движениях, служение народу.

7. Болезненные проявления в виде истерических конверсионных симптомов (hy+) и психосоматические расстройства (hy-) .
Авантюризм и псевдология как варианты отклоняющегося поведения (hy+) , ханжество (hy-) .

Фактор личности k ^

1. Смешанный (k+) или слабый (k-) , ригидный (k+) или инертный (k-) , левополушарный тип ВНД.

2. Лептосомный (астенический) конституциональный тип, гипостенический тормозимый (k-) и шизоидный ригидный (k+) тип реагирования.

3. Характеристика человека: k+ : рассудочность, эмоциональная холодность, эгоистическая сосредоточенность на внутреннем мире собственных переживаний, оторванность от практических забот, склонность к широким обобщениям, оригинальность и независимость суждений, своеобразие поступков, формальность и избирательность в общении, педантичность, недоверчивость, скрытность, замкнутость;

k — : неуверенность в себе, повышенная мнительность и тревожность, сдержанность в проявлении чувств, застенчивость, стремление к избеганию конфликтов, ориентация на нормы поведения своего круга общения, повышенное чувство вины.

4. Структура личности, k + : созерцательная позиция, субъективная мотивация, раздвоенное «Я», интеллект довлеет над эмоциями, стиль межличностного поведения интровертный, стиль мышления формально-логический.
В стрессе блокировка или непредсказуемые действия, защитная реакция — бегство в мир фантазии;

k — : пассивно-страдательная позиция, выраженное «Супер-Эго», тревожно-мнительные черты, пессимистичность, преобладает мотивация избегания неуспеха, стиль межличностного поведения — пассивно-зависимый, стиль мышления — вербально-аналитический.
В стрессе — блокировка и нерешительность, защитный механизм — бегство в мир мечтаний.

5. Выбор профессий: k + : математик, бухгалтер, солдат, печатник, фермер, инженер, механик, лаборант, экономист, счетовод, прикладное творчество, поделка по дереву, скульптор, плотник, физик-теоретик, литературный критик;

k — : педагог, филолог, философ, ученый, литератор, библиотекарь, делопроизводитель, чиновник.

6. Социальная деятельность носит оторванный от повседневных нужд характер и связана с мистикой, метафизикой, искусством, эстетикой, логикой у лиц типа k — , а при реакции к+ с экономикой, математикой, физикой.

7. Болезненно заостренные черты типа k + трансформируются в шизоидные проявления, кататонические симптомы, аутичность, а отклоняющееся поведение — в бродяжничество, социальную дезадаптацию.

k — в тревожно-мнительные черты, навязчивости, депрессивно-ипохондрические нарушения, отклоняющееся поведение — полной пассивностью, замкнутостью.

Фактор личности p ^

1. Сильный (р+) и смешанный-инертный (р-) тип высшей нервной деятельности.

2. Сочетание атлетических и флегматических конституциональных особенностей. Темперамент стенический, гипертимный (р+) и смешанный ригидный (р -) .

3. Характеристика человека: р + : спонтанность, общительность, непосредственность поведения, максимализм в эмоциональных проявлениях, амбициозность, стремление к лидированию, высокая самооценка, склонность к риску, чувство соперничества, предприимчивость, импульсивность.

р — : избирательность в контактах, скрытность, подозрительность, ранимость в отношении критики, скептическая оценка чужого мнения, настороженность, тенденция приписывать окружающим собственную враждебности, стремление к правдоискательству.

4. Структура личности, р + : высокая мотивация достижения успеха, экстравертированность, активность, ведущая потребность — власть, стиль межличностного поведения доминирующий, стиль познавательной деятельности — целостный, эвристический, опережающий опыт.
В стрессе — сверхактивность. Защитный механизм — отреагирование вовне и вытеснение из сознания негативной информации;

р — : мотивация избегания неуспеха так же высока как мотивация достижения, что создает внутреннюю напряженность. Повышенная конфликтность. Внешнеобвиняющий тип реагирования. Опора на накопленный опыт. Стиль мышления инертный, конкретный, синтетический. Склонность к построению негибкой системы нарушенных межличностных отношений. Проекция собственной враждебности вовне.

5. Выбор профессии: р + : администратор, руководитель, предприниматель, геолог, психотерапевт, психолог, путешественник, писатель, журналист, циркач, каскадер, шофер-гонщик.

р — : химик, инженер, изобретатель, музыкант, художник, скульптор, милиционер, портной, печник, столяр, плотник, хлебороб, сапожник, мануальная терапия, акупунктура.

6. Социализация: р + : политическая и административная активность, р — : исследовательская и правдоискательская активность.

7. Болезненно искаженные реакции, р + : экспансивно-шизоидная акцентуация, мания величия; отклоняющееся поведение — алкоголизм, наркомания, противоправные поступки: аферизм, хулиганские действия, р — : паранойя, шизофрения; сутяжно-кверулянтские тенденции.

Фактор личности d ^

1. Неустойчивый смешанный тип, подвижность нервных процессов.

2. Циклоидный конституциональный тип, циклотимический темперамент.

3. Характеристика человека: легко меняющееся настроение, выраженная зависимость от воздействия окружающей среды; склонность к слезам и смешливости; экзальтированность.

Устойчивый выбор d + характерен для экзальтированных, общительных, ищущих новых контактов, непостоянных в любви и дружбе людей, расточительных, неумеренных во всем, радикально настроенных, лукавых.

Напротив, d — означает глубину привязанности, постоянство, верность, консерватизм, склонность к самоограничению, честность и искренность.

4. Структура личности, d + : экстравертированность, оптимистичность, коммуникабельность, живость реакций, высокая мотивация достижения, поиски признания. Стиль познавательной деятельности эвристический, целостный. Лидерские тенденции. В стрессе — активность. Защитный механизм — отрицание проблем.
Дезадаптация по депрессивному типу;

d — : интровертированность, пессимистичность, необщительность, преобладание мотивации избегания неуспеха. В стрессе — блокировка, зависимое поведение. Защитная реакция — отказ от реализации своих потребностей, интрапунитивные реакции, дезадаптация по циклотимному типу.

5. Выбор профессии, d + : предприниматель, комивояжер, специалист по рекламе, артист, журналист, художник-шаржист, сатирик;

d — : антиквар, хранитель раритетов, коллекционер, литературный критик, банкир, врач-терапевт, экономист, делопроизводитель, работник библиотеки, музея.

6. Социальная активность: d + : в сфере бизнеса, общественно-административной деятельности, d — : в сфере духовных ценностей.

7. Болезненные проявления: при устойчивом выборе d + экспансивный, ищущий признания, эмоционально-неустойчивый тип акцентуации, антисоциальное поведение (воровство, аферизм);

при устойчивом выборе d — меланхолическая акцентуация, депрессивное состояние.
При амбивалентной реакции или изменчивых показателях фактора — циклотимия, маниакально-депрессивный психоз.

Фактор личности m ^

1. Сильный неустойчивый тип ВНД. Правополушарный вариант.

2. Стеничный (гипертимный) экстравертный тип реагирования, активный, оптимистичный, m + экзальтированный, a m- экспансивный вариант.

3. Характеристика человека: m + : «ищущий признания», стремление к эмоциональной вовлеченности, впечатлительность, боязливость, стремление к сотрудничеству, стремление к сопричастности групповым интересам;

m- : самостоятельность, независимость, потребность в самореализации, выраженный индивидуализм, настойчивость в достижении цели, стремление потакать своим слабостям, избыточная увлеченность развлечениями, поверхностность в контактах с окружающими, импульсивность в высказываниях и поступках.

4. Личностная структура, m + : неустойчивая мотивация, эмоциональная лабильность, экстравертированность, гибкость и общительность в контактах с окружающими, художественное и наглядно-образное восприятие, реакция на стресс эмоционально яркая со склонностью к страхам, механизм защиты психосоматический или по типу вытеснения.

5. Выбор профессии, m + : преподавание языка, зубной врач, импрессарио, концертмейстер, кинорежиссер, общественник, музыкант, участник самодеятельности, клубная работа;

m -: комивояжер, агент, директор гостиницы, ресторана, главный врач больницы, зубной хирург, биржевик, предприниматель, геолог, скалолаз, водитель транспорта на дальние дистанции.

6. Социальная направленность, m + : искусство, общественная активность, m — : административная сфера, независимость от ограничивающих свободу действия жестких рамок.

7. Болезненные проявления, m + : истероидные и психосоматические расстройства, фиксированные страхи, гипомания.

m — : импульсивное поведение, экспансивно-шизоидная акцентуация, алкоголизм, наркомания, аферизм, мошенничество.

Информация по опроснику «Стиль мышления»

В данной методике Вы определяли предпочитаемый Вами интеллектуальный стиль.

Интеллектуальные стили - это индивидуально-своеобразные способы выявления и формулирования проблемной ситуации, а также способы поис­ка средств ее разрешения.

Опросник «Стиль мышления» основан на типологии из 5 стилей мышления:

С – синтезатор; И – идеалист; П – прагматик; А – аналитик; Р – реалист.

Сразу стоит отметить: у каждого стиля мышления есть свои плюсы и минусы, поэтому нет ничего плохого в том, что Вы предпочитаете какой-то один или два (или три) стиля мышления.

Стиль мышления считается выраженным, если балл, который Вы получили по тесту больше либо равно 60.

Если балл по стилю составляет 57, 58, 59, то хоть этот стиль не является выраженным, но какие-то стратегии этого стиля мышления Вам присущи. Поэтому обратите внимание на описание этого стиля мышления!

Возможно, что у Вас выражены несколько стилей мышления. Такое встречается часто. Значит, Вам присущи особенности этих стилей мышления, и поэтому обратите внимание на описание каждого из этих стилей мышления.

Общая характеристика стилей мышления

1. Синтетический стиль (или стиль «синтезатор»). Мышления таких людей проявляется в склонности строить из множества отдель­ных элементов (явлений, фактов) целостный взгляд на проблему, в рамках которого совмещаются идеи, казалось бы, в прин­ципе несовместимые. Характерны: комбинирование идей при явном предпочтении противоречий, парадоксов, ори­ентация на поиск максимально широких обобщений. На фоне большого интереса к теориям (главным образом, своим собствен­ным) отмечается неприятие фактов. В интеллектуальном общении представители этого стиля любят провоцировать интеллекту­альные конфликты вплоть до открытой конфронтации, обожают ошеломляющие вопросы и ответы, склонны схватывать негатив­ные аспекты проблемы, хорошо чувствуют инновации.

2. Идеалистический стиль . Для людей этого типа характерен - аналогично представителям синтетического стиля - широкий взгляд на вещи, однако последний основан на интуиции. Конкретные факты, цифры, логика ими, как правило, игнорируются. Отличаются повышенным интересом к целям и ценностям, категориям добра и зла. В интеллектуальном общении неконфликтны, внимательны к мнениям других людей, ориентированы на поиск средств для достижения согласия, поскольку у них доминирует установка на объединение разных позиций. Склонны к принятию идеальных решений, которые позволят удовлетворить интересы всех участников проблемной ситуации.

3. Прагматический стиль . Для представителей данного стиля большую ценность имеет непосредственный личный опыт, через при­зму которого оцениваются знания и отыскиваются подходы к решению проблем. Проблемы выявляются и формулируются на основе практического экспериментирования. Для таких людей характерен после­довательный тип мышления, склонность к предварительному планированию своей деятельности. Их отличает готовность к сотрудничеству, отсутствие пессимизма, высокий уровень энтузиазма при решении проблемных ситуаций, а также – желание получить какую-либо пользу, выгоду (не обязательно материальную) в результате решения проблемы.

4. Аналитический стиль. Для людей подобного типа характерна тщательная, систематическая, осторожная манера анализа проблемы с установкой на изучение всех возможных вариантов ее решения. Представители этого стиля мышления плохо переносят неопределенность и неизвестность, поскольку склонны видеть мир предсказуемым, ориентированы на построение ясной, упорядоченной картины происходящего. Доминирует интерес к технологиям, методам, инструментам, а также к поиску и накоплению но­вой либо дополнительной информации. Ценят и уважают авто­ритеты.

5. Реалистический стиль . Люди с таким складом ума верят в реальность только того, что можно непосредственно увидеть и «попробовать», при этом факты воспринимаются как исходная и конечная ценность. Предпочитают четкие вопросы и ответы с ориентацией на получение практически значимого результата. Болезненно реа­гируют на случаи «неправильного устройства» тех или иных фрагментов мира и стремятся их исправить. Характерна антипатия ко всему иррациональному и субъективному. Ярко выражена потребность контролировать ситуацию и действия других людей.

Проявления стилей мышления в поведении

Стиль

Признаки

СИНТЕЗАТОР

ИДЕАЛИСТ

ПРАГМАТИК

АНАЛИТИК

РЕАЛИСТ

Внешне выглядит:

скептичным,

может казаться невнимательным (что-то обдумывающим), но настораживается, когда с кем-то или с чем-то не согласен

внимательным, восприимчивым; ободряющая, поддерживающая улыбка, частые кивки головой в знак согласия; хорошая вербальная обратная связь с партнером

открытым, общительным; часто много шутит, легко устанавливает контакт с другими; быстро соглашается

холодным, замкнутым, часто трудным для установления контакта, из-за недостатка обратной связи с партнером может производить впечатление не слушающего Вас

прямым, правдивым, убедительным; часто согласие или несогласие быстро выражает невербальными средствами (мимикой, взглядом, жестом, позой)

Склонен говорить:

"А что если?..", "Вовсе необязательно должно быть так"

"Как Вам кажется?...", "Мне кажется что..." "Не думаете ли Вы, что?.."

"Мне это подходит...", "Сейчас мы сделаем это так, а там посмотрим..."

"Существует положение (закон), согласно которому...", "Если подойти к этому научно..."

"Для меня очевидно…", "Всем известно что..", "Давайте придерживаться фактов"

Склонен выражать и предлагать другим:

альтернативные, оппозиционные мнения, концепции, теории; приглашает к размышлению, замечает и указывает на противоречия, нелепости

чувства, заботы о благе людей, соображения по поводу человеческих ценностей, целей и задач деятельности

несложные идеи; краткие личные примеры для пояснения идей

общие правила; конкретные, подтверждающие данные; подробное, полное описание дел и событий

Мнения; фактологические характеристики; краткие язвительные анекдоты, колкости

Получает удовольствие от:

теоретических, философских, интеллектуальных дискуссий

обсуждения людей и их проблем на уровне эмоций

оживленного обмена мнениями "мозговой атаки" по поводу вопросов

спланированного, рационального анализа и изучения существенных вопросов

краткого, прямого обсуждения текущих и неотложных дел

Не любит:

разговоры, которые кажутся поверхностно-вежливыми, приземленными, "светскими"

открытые конфликты, если только они не касаются вопросов нравственности или заботы о людях

разговоры, которые кажутся скучными, излишне серьезными, лишенными юмора или теоретическими, философскими

разговоры, которые кажутся иррациональными, лишенными логики, бесцельными, или слишком "нетрадиционными" свободными от условностей; "неуместные" шутки и юмор

разговоры, которые кажутся слишком теоретическими, сентиментальными, субъективными

Мышление и речь – это то, что отличает человека от животного. Словесно логическое мышление присуще только человеку, оно формируется в процессе его развития и взросления.

Мышление – высший уровень познания, процесс воссоздания окружающей нас действительности. Часто мышление отождествляют с умом. Это не совсем верно.

Если ум – это способность думать и находить решение различных задач, то мышление – это предпосылка ума , инструмент человека думающего, работа со смыслами.

Мышление, речь и логика

Мышление человека речевое, оно формируется в процессе общения и его становление возможно только при совместной деятельности людей. Все люди разные, одним легче думать, если они видят или представляют предметы – это наглядное мышление. Другие оперируют отвлеченными структурами (словами) – именно это и отличает словесно логическое мышление.

Речь – это форма общения людей с помощью языковых конструкций, созданных по исторически сложившимся правилам, высшая психическая функция человека. Речь формулирует мысли с помощью слов и предполагает их понимание и восприятие другим человеком.

Логика в дословном переводе означает – рассуждение, речь, мысль. Логика – это наука, которая учит делать выводы косвенным путем, то есть не из сенсорного опыта, а из полученных ранее знаний.

Виды логического мышления

В дошкольный период формируются все познавательные процессы , среди которых важнейшее место принадлежит развитию и формированию мысли и речи.

  • Наглядно действенное формируется в раннем детском возрасте примерно с полутора лет. Первые обобщения ребенка связаны с одними и теми же действиями, выполняемыми с похожими предметами. Предположим, ребенок увидел бутылочку с молоком – сейчас его будут кормить. Во взрослой жизни оно используется, например, при экспериментах, результат которых невозможно предугадать заранее.
  • Наглядно образное обычно наиболее ярко проявляется у детей 4-6 лет. Оно оперирует образами и предполагает визуализацию ситуации. Чаще всего не требуется непосредственного контакта с предметом, но необходимо его отчетливо представлять. Если у ребенка спросить, что такое собачка, он покажет на картинку или сидящего рядом щенка, а не станет перечислять количество лап и ушей животного. Взрослые оперируют им для описания понятий, которые видеть они не могут – строение молекулы, земного ядра.
  • Словесно логическое обычно начинает развиваться в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, продолжая формироваться и развиваться на протяжении всей жизни. Это способность думать при помощи рассуждений, осуществляемое с помощью языка и логических действий с понятиями, самый поздний этап эволюции мышления.

В качестве примера можно привести пример с монеткой . При наглядно действенном человек увидит упавшую монетку и сообразит, что ее можно взять в руку или засунуть в рот, так как она туда поместится. При наглядно образном – будет подбрасывать ее и наблюдать, что выпадет, орел или решка. При словесно-логическом он начнет рассуждать о том, может ли она зависнуть в воздухе или стать на ребро, и если нет, то почему.

Словесно логическое мышление

Благодаря вербальному мышлению мы оперируем такими понятиями, как честь, совесть, любовь, стоимость. Ведь визуализировать их мы не можем – это вербальные конструкции , возможно, каждый вкладывает в них свой смысл.

Вследствие словесно логического мышления личность может оперировать самыми отвлеченными понятиями, не отрываясь полностью от чувственного опыта. С его помощью мы ищем и находим закономерности, обобщаем ранее полученный опыт - и чувственный, и наглядный.

Словесно логическое мышление не снисходит на нас в одночасье, оно формируется в процессе всей жизни постепенно, в процессе обучения и приобретения личного опыта. Кто-то овладевает им в большей мере, чем другие, их мы называем талантами или гениями, а кто-то в меньшей.

Операции словесно логического мышления

В процессе обучения мы оперируем определенными понятиями .

  • Анализ – переход от общего к частному, расчленение объекта на компоненты, разграничение в нем различных свойств, элементов, связей.
  • Синтез – переход от частного к общему. Объединение составляющих частей в единое целое.
  • Сравнение – это сопоставление явлений и предметов, вычленение в них отличий и схожести друг с другом.
  • Обобщение – объединение явлений и предметов по значимым признакам, одному или нескольким.
  • Классификация – группировка по признакам. В противовес к обобщению, основанием для которого служат значимые признаки, классификация признает в качестве основания желательные, но малозначительные признаки, например, по предпочтению напитка.

Важность развития вербально логического мышления у детей

Развивать вербально логическое мышление у дошкольников нужно потому, что скоро дети приступят к учебе. С первых дней они будут изучать предметы, основанные на логике , и неподготовленным детям придется очень трудно.

Неразвитое вербально логическое мышление мешает усваивать знания, приводит к неумению выразить свои мысли, препятствует установлению нормальных контактов с учителями и другими детьми. Именно поэтому так сложна адаптация в нашем обществе глухонемых. Они ходят в специальные школы, их обучают по специальным методикам, у них даже есть свой язык.

Для того чтобы помочь ребенку, можно:

  • попросить его пересказывать мультфильмы;
  • сочинять вместе с ним сказки;
  • решать вместе с ним простые задачки на логику;
  • разгадывать загадки;
  • попросить его объяснить значение пословиц и поговорок.

Словесно логическое мышление в жизни человек

Вербально логическое мышление подразумевает не только умение мыслить логически, но и виртуозное владение словом . Именно оно задействовано у нас в момент общения с другими людьми. Ведь если человек что-то знает, но не может донести этого окружающим посредством речи, он уподобляется немому. Если человек красиво говорит, но не в ладах с логикой, он все равно, что глухой.

Именно ему мы обязаны всем открытиям, которые сделало человечество за время своего существования. Если человек не может логически мыслить, он ничего не откроет. Если он не может донести свою мысль до других, его открытие умрет вместе с ним.

Человек – это живое существо, способное говорить и мыслить. Выражение слов «про себя» называется вербальным мышлением. Как правило, человек не всегда может контролировать этот процесс. Вербальное мышление - это внутренний голос и мыслеформы, возникающие в головном мозге индивидуума.

Виды мышления

Мышление человека разделяется на несколько видов, и у каждой личности наиболее выражен лишь один из них.

Наглядно-действенное мышление, как правило, ярко выражено у детей до 3-х лет. Ребенок не знает еще слов, но уже выражает эмоции и выполняет некоторую последовательность действий. К примеру, покажите малышу, как сложить кубики один на один, и он это с радостью повторит. Более того, постепенно он начнет придумывать новые способы постройки, а затем и разрушения пирамидки. В этом процессе будет участвовать образное мышление.

Словесно-логическое (вербальное) мышление – это знания, которыми уже обладает человек, хотя их и сложно представить в виде конкретного предмета. Дети в возрасте 4-5 лет используют именно этот способ мышления - они очень много говорят и рассуждают. Наглядное и вербальное мышление отличаются содержанием используемых средств. Если это наглядное мышление, то в головном мозге возникают четкие образы предметов и действий. Противоположное ему - вербальное мышление - это отвлеченные знаковые структуры.

Зачем необходимо вербальное мышление

В первую очередь оно очень важно при формировании психических функций еще в раннем возрасте. Если ребенок не может правильно выразить свою мысль на словах, значит, и сформировать вербальный образ у него не получается. В дальнейшем особенности мышления у ребенка в раннем возрасте влияют и на взрослую жизнь. Дети, которые в свое время не научились коммуникации, вырастают замкнутыми от внешнего мира. Как правило, люди, имеющие успехи в гуманитарных науках, обладают вербальным мышлением. Это объяснится их способностью мыслить образно. Таким людям легко рассуждать и рассказывать о понятиях бытия, о философских учениях, об искусстве и поэзии.

Люди с развитым вербальным мышлением очень любят рассуждать вслух и про себя. Это очень открытые и коммуникабельные личности. При общении с посторонними людьми они всегда сначала думают, а потом говорят. У них очень хорошо развита логика, и они быстро справляются с различными сложными ситуациями.

Ученые и вербальное мышление

Если для гуманитариев вербальное мышление – это необходимость, то возникает вопрос - нужно ли развивать такое мышление любителям точных наук? Многие знают такого гениального профессора, как Альберт Эйнштейн. До 6 лет он практически не разговаривал и, соответственно, не обладал вербальным мышлением. Несмотря на все это, он был гением.

А что, если посмотреть на эту проблему с другой стороны? Люди, которые видели, как маленький 6-летний мальчишка совсем не разговаривал, считали его просто глупым ребенком. Коммуникационные навыки очень важны в современном обществе. Человек, не умеющий выражать свои мысли, вряд ли сможет добиться успеха в профессиональной сфере. Вербально-логическое мышление очень необходимо, ведь оно помогает находить решения в трудных жизненных ситуациях.

Упражнения на развитие словесно-логического мышления

Существует огромное количество упражнений для развития разных типов мышления. Для развития вербального мышления рекомендуется использовать логические задачки. К примеру, посмотрите на предметы вокруг вас и попробуйте дать им новые названия (у детей это получается лучше всего). К примеру чашка - выпивалка, ручка - писалка и т. п. Отличное упражнение на развитие вербального мышления – скороговорки. Можно заучивать старые, а можно придумывать новые. Проговаривайте их как вслух, так и про себя.

Очень хорошо помогает в развитии вербального мышления игра в шахматы. Во-первых, в процессе игры, как правило, играющие общаются между собой, а во-вторых, игра заставляет человека думать и просчитывать шаги наперед. Вербальное мышление - это словесное мышление, поэтому любые занятия на развитие его рекомендуется проводить в группе. Можно развивать такое мышление всей семьей. Особенности мышления человека связаны с его знаниями в разных областях. Дискуссии со знакомыми и друзьями помогают не только узнать много новой и полезной информации, но и развить вербальное мышление.

Человеческое мышление очень многогранно. Так и должно быть, ведь каждый из нас ежедневно решает множество самых разнообразных задач и вопросов. Их регулярно подбрасывает нам жизнь. Поэтому мозг находится в постоянной работе, обрабатывая несчётное количество информации.

Может показаться, что, сколько в мире человеческих голов, столько и типов мышления. Однако это не так. Кажущийся хаос поддаётся жёсткой классификации с учётом психических особенностей людей. Поэтому все индивидуальные типы мышления можно объединить в две основные группы. Выражаясь совсем просто – это логики и лирики.

Логикам присуще вербально-логическое мышление . Такие люди всегда концентрируют своё внимание на том, что они говорят, а не как говорят. Они предрасположены к точности, их интересует суть информации, её смысловое ядро. Вновь полученные знания они сразу же сопоставляют с теми, которые уже имеются. В голове у логика всё «разложено по полочкам». Мышление критичное, экономное и последовательное.

В то же время быстрая память не является сильной стороной логического мышления. Человеку нужно время, чтобы всё обдумать, взвесить и вспомнить. Ещё одна примечательная черта – консерватизм. Нужно также указать на слабую эмоциональность подобного типа людей.

Вербально-логическое мышление имеет сильные стороны. Это дотошность, склонность к систематизации, точность, критичность и последовательность. Есть и слабые стороны: медлительность, низкая переключаемость с одного вопроса на другой, повышенное недоверие ко всему новому и необычному.

Лирикам свойственно ассоциативно-образное мышление . Память у таких людей развита ничуть не хуже, чем у логиков. Но она имеет несколько иной характер. Вспоминая что-то одно, лирик тут же воспроизводит в голове и что-то другое. То есть он предрасположен к ассоциативному восприятию действительности.

Это можно ещё обозначить как образное мышление. Его обладатель в равной мере воспринимает и Библию, и учение Блаватской, и философию в целом. Для него имеют одинаковую ценность «Теория относительности», геометрия Эвклида и загадки Лох-Несского чудовища, что абсолютно неприемлемо для людей с логическим складом ума.

Ассоциативно-образное мышление имеет свои плюсы. Это богатое воображение, эмоциональность, гибкость и способность быстро переключаться с одного на другое. Образы воспринимаются цельно, и они неразрывно связаны с окружающей действительностью. У таких людей утром может проснуться цветочная ваза и наполниться светом солнечного мая. Белизна пальцев, печаль с огромными глазами, повергнутый в пыль надломленный тюльпан – это всё лирики.

Однако давайте поговорим об их недостатках. К ним можно отнести непоследовательность в поступках, чрезмерную идеализацию чего-то или кого-то, душевную возбудимость, повышенную ранимость и чрезмерную чувственность. Подобные факторы мешают объективно смотреть на мир, но в то же время делают его необычно интересным и волнующим.

Может создаться мнение, что разные типы мышления взаимоисключают общение их обладателей. Иными словами, лирики и логики не имеют общих точек соприкосновения, а поэтому не могут ужиться друг с другом. Однако практика опровергает подобное суждение. Абсолютно непохожие друг на друга люди живут бок о бок уже много тысяч лет.

Всё дело в том, что такой союз просто необходим для выживания человечества. Обладатели образного мышления делают нашу жизнь духовной и прекрасной. Искусство, живопись, поэзия. Всем этим цивилизация обязана именно лирикам. А вот технический прогресс, рационализм, практичность, наука – прерогатива людей с логическим складом ума.

Иными словами, мы наблюдаем в действии единство и борьбу противоположностей. Это основа всего живого на планете. Нарушение такой гармонии приведёт к гибели. А вот пока она существует, будет существовать и человечество.

Вербально-логическое мышление имеет свои особенности и более присуще людям с математическим складом ума. Данный вид мышления можно развить в себе самостоятельно при помощи специальных тренингов. Вербальное мышление – грамотное использование слов, для выражения собственных чувств и эмоций . К сожалению, законам формальной логики в этом случае уделяется мало внимания. Формальные операции начинают совершаться человеком в возрасте одиннадцати лет. В этом возрасте ребенок уже способен систематизировать полученные знания и определять последствия, зная причины определенного явления.

Некоторые исследователи данного явления пришли к выводу о том, что между уровнем развития интеллекта и школьной успеваемостью имеется определенная связь. Американский психолог Дэвид Векслер в своем докладе говорит о том, что сила взаимосвязи учебной успеваемости с вербальным интеллектом гораздо сильнее, чем с невербальным.

Вербальный вид интеллекта основывается на простейших для каждого понятиях, речь, письмо, чтение

Что такое вербальный тип мышления

Для начала давайте определимся с тем, что такое вербальный и невербальный интеллект. Интеллектом называется способность человека к обучению и адаптации к различным ситуациям. Вербальный тип интеллекта дает способность человеку изучить и провести тщательный анализ полученной информации. После систематизации человек получает возможность повторно воспроизвести полученные знания в виде набора слов. Вербальный тип способностей отвечает за отражение выраженности словесно-логического мышления. Именно этот вид способностей определяет грамотность применения различных речевых оборотов, для демонстрации своих мыслей.

Чем выше уровень вербального мышления, тем легче человеку получить новые знания и использовать их в дальнейшей жизни . Таким образом, люди с вербальным типом мышления являются прекрасными ораторами и с легкостью разбираются в гуманитарных предметах. При проведении психологической диагностики и оценки мышления, используются специальные методы, которые имеют направленность на анализ возможностей человека в сравнении, обобщении, исключении лишнего и поисков синонимов.

Зная об уровне развития вербального мышления можно определить склонность к изучению иностранных языков и способностью усвоить изучаемый материал. Данный тип мышления развивается в детские годы, в то время, когда ребенок пытается связать изученные слова в первые, самостоятельно произнесённые предложения. Определенная ступень развития данного вида интеллекта – изучение письменной грамоты. Для того чтобы облегчить процесс обучения чтения для ребенка, следует правильно подойти к анализу усвоения полученной информации. В большинстве случаев, ребенок проявляет признаки готовности к этой форме обучения в возрасте от пяти до семи лет.

Вербальное мышление - это неотъемлемая составляющая успешного усвоения полученных знаний. Это касается как гуманитарных, так и технических предметов. Когда уровень развития ребенка имеет определенное значение, процесс усвоения новых знаний протекает достаточно легко. Ребенок не только понимает смысл полученной информации, но и обладает способностью пересказать усвоенное своими словами.


Каждый из видов интеллекта, будь то вербальный интеллект или невербальный, обладает высоким значением для человека

Невербальный вид интеллекта – основывается на базе пространственных объектов и зрительных образов . Здесь оперируют наглядные объекты. Умение найти сходство и различие предметов и изображений, а также способность правильно определить их положение, является ярким примером невербального мышления. Данный вид развития помогает человеку читать различные схемы и чертежи, создавать конструкции и писать живопись.

Упор на развитие вербальных способностей способствует освоению различных языковых систем. Каждая из языковых систем состоит из определенных элементов и правил создания конструкций из этих деталей. Большинство языковых систем включает в себя:

  • синтаксис;
  • фонетику;
  • лексику;
  • грамматику.

Фонетика – звуковая составляющая языка. При развитых вербальных способностях, человек демонстрирует легкость в различении звуков и способность с первого раза правильно произнести незнакомое слово. Грамматика подразумевает правильное построение фраз, где слова имеют согласованность между собой. Синтаксис – правильное оформление предложений, позволяющее связать их между собой. Таким образом, вербальные способности - это одна из главных составляющих богатого словарного запаса.

Все вышеперечисленное позволяет человеку наладить коммуникацию с другими людьми. Высокое развитие интеллекта дает возможность не только грамотно объяснить свои мысли собеседнику, но и обосновать свою точку зрения. Недостаточное развитие коммуникативных способностей приводит к затруднению в общении с другими людьми. Невербальная коммуникация также имеет огромное значение, так как жесты, мимика и положение тела является частью выражения собственных эмоций.

Оба вида коммуникаций - единственный способ передачи информации от человека к человеку.


Вербальный интеллект – это тот вид интеллекта, который позволяет анализировать и систематизировать полученную словесную информацию

Методы диагностики развития мышления

На сегодняшний день существует несколько методик проверки вербального и невербального развития. Главные отличия этих методик заключаются в материале, используемом для тестов и самих заданиях. Анализ уровня вербального развития проводится на основе сравнений, синтеза и анализа словесных материалов. Во время проведения диагностики, в обязательном порядке следует учитывать возраст человека, проходящего испытания. Для проверки уровня вербального развития применяется специальный тест, разработанный Г.Айзенком.

Уровень развитости невербального мышления определяется с помощью тестов, основанных на наглядных предметах. Во время прохождения подобных заданий, человек должен напрямую взаимодействовать с различными предметами, составляя из них сложные конструкции и проводя аналогии между отдельными элементами. Данный метод диагностики включает себя применение таких предметов, как доска форм Сегена, «Куб Коса» и матрица Равена.

Существуют диагностические методики, которые позволяют дать оценку обеим формам мышления одним приемом. К таким методам диагностики относится тест на развитие, имени Векслера. Следует обратить внимание, что для прохождения этого теста, требуется длительный временной промежуток, равный двум часам.

Как связана успеваемость с вербальными способностями

Мышление, основанное на образах и ассоциативном ряде, имеет свои достоинства. Люди с этим типом мышления имеют гибкий ум, способный в течение нескольких минут переключить внимание с одной задачи на другую. Также эта категория людей проявляет богатую фантазию и высокий уровень эмоциональности. Таких людей часто называют лириками, из-за отсутствия возможной объективной оценки окружающего мира. Для лириков, мир — окружающий человека, необычайно интересен и волнующий.

Говоря об этом, следует упомянуть о том, что лирики и логики извечные противоположности друг друга. Для того чтобы определить к какой категории людей относится конкретный человек, используются специальные тесты. Во время тестирования выявляется уровень эрудиции, а также способность выявить общие признаки в написании конкретных слов. Обычно в данных тестах имеются определенные подвохи в написании конкретных слов. Если найти определенный вариант шифра, то в дальнейшем справиться с подобными тестами не составит труда.

Разбирая вопрос о том, что такое вербальные способности, нужно обратить внимание на тот факт, что каждую секунду человек пребывает в потоке различных мыслей. Мысли, не дающие покоя, препятствуют достижению эффекта и получению результата. Мыслительный процесс может вызвать серьезную усталость по окончании трудового дня. Это означает, что умение отбросить второстепенные задачи и сосредоточиться на выполнении главного задания, является одним из проявлений наличия вербальных способностей.


Вербальные способности - это свойства мышления, которые отражают, насколько выражено у человека словесно-логическое мышление

Заключение

Вербальный интеллект - это способность проявить на практике полученные знания. Следует сделать небольшое отступление и сказать о том, что между невербальным мышлением и вербальным интеллектом существует явная взаимосвязь. Снижение уровня развития одного из этих качеств, автоматически отражается на втором типе мышления.

Недостаток развитости пространственного мышления, проблемы с определением формы и размеров окружающих предметов, приводят к проблемам с развитием речевого аппарата. Этот может выражаться в путанице слов и неправильном воспроизведении звуков. Недостаток вербального развития приводит к нарушению восприятия информации.