Смотреть что такое "Евгений (Решетников)" в других словарях. Архиепископ Верейский Евгений: Самое памятное событие времен учебы – это постриг

Решение принял внеочередной Собор Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Новый глава Эстонской Православной Церкви был избран по результатам тайного голосования.

Архиепископ Верейский Евгений является викарием Патриарха Московского и всея Руси, председателем Учебного комитета Русской православной церкви и ректором Московской духовной академии.

(в миру Валерий Германович Решетников) родился 9 октября 1957 г. в Казахстане. После оконча­ния восьми классов средней школы он учился в Кировском строи­тельном техникуме, где приобрел специальность техника-строите­ля. Служил в армии, после демобилизации поступил на службу в епар­хиальное управление, одновременно исполняя обязанности иподи­акона Владыки.

Год спустя по рекомендации своего архипастыря, успешно сдав вступительные экзамены, священнослужитель поступил в Московскую духов­ную семинарию. Окончив в 1983 г. семинарию, он продолжил бо­гословское образование в Духовной академии.

27 июля 1986 г. он принял монашеский постриг с име­нем Евгений, вскоре после этого был рукоположен в иеродиакона, а 28 августа того же года - в иеромонаха. Московскую духовную ака­демию иеромонах Евгений окончил в 1987 г. со степенью кандидата богословия, которой он был удостоен за диссертацию «Пастырство в Русской Церкви в X–XIII веках». По окончании Академии он был оставлен в ней в должности преподавателя.

1 января 1989 г. иеромонах Евгений был назначен заместителем ре­ктора по административно-хозяйственной работе и возведен в сан архимандрита. В 1990 г. архимандрит Евгений был назначен на еще более ответственную должность - инспектора Московской духов­ной семинарии.

6 августа 1991 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II ее ректором был назначен архимандрит Евгений. Новый ректор, придавая первостепенное значение духовному воспитанию и богословскому образованию будущих пастырей, одновременно добился заметных успехов в укреплении материальной базы семи­нарии. Благодаря его настойчивости городские власти передали епархии и семинарии просторный архиерейский дом, примыкаю­щий к кафедральному собору и семинарии, что благоприятно сказа­лось на условиях жизни семинаристов и на учебном процессе.

16 апреля 1994 г. в Богоявленском Патриаршем соборе состоялась хиротония архимандрита Евгения во епископа Верейского, викария Московской епархии, которую возглавил Свя­тейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

18 июля 1995 г. епископ Евгений был назначен ректором Москов­ской духовной академии и семинарии, а 18 июля 1998 г. определе­нием Священного Синода он был утвержден в должности председа­теля Учебного комитета. Исполнением административных обя­занностей он соединяет с чтением лекций по нравственному богосло­вию на IV курсе Академии, а при реформированных программах - лекций по православной аскетики на III курсе Академии.

Член Общественного совета Центрального федерального округа – Член Комиссии по вопросам образования.
Член Совета по связям с религиозными организациями при президенте Российской Федерации.
Член Совета Всемирного русского народного собора.
В 2005–2007 гг. - член Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью.
С декабря 2008 г. по январь 2009 г. - член Комиссии по подготовке Поместного Собора.

Архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской церкви и ректор Московской духовной академии избран новым Предстоятелем Эстонской православной церкви Московского патриархата.

Избрание нового главы Эстонской церкви состоялось во вторник, 29 мая, в кафедральном соборе святого князя Александра Невского в Таллине, сообщает сайт Эстонской церкви.

Владыка Евгений был избран в ходе тайного голосования членами Собора Эстонской православной церкви.

19 апреля 2018 года на 94-м году жизни преставился предыдущий Предстоятель Эстонской церкви митрополит Корнилий. После этого временным управляющим стал епископ Нарвский и Причудский Лазарь, который был вторым кандидатом в ходе выборов.

По данным ЭПЦМП, прихожанами Эстонской православной церкви Московского патриархата считают себя от 150 тыс. до 170 тыс. верующих.

8 фактов об архиепископе Верейском Евгении

1. Будущий архиепископ Верейский Евгений (в миру Валерий Германович Решетников) родился в Казахстане в 1957 году, а его юность прошла в Кирове.

2. Будущий архиепископ окончил строительный колледж и служил в армии. Только после демобилизации в 1979 году он поступил на службу в епархиальное управление. Год спустя его принимают в Московскую духовную семинарию, через 3 года - в Московскую духовную академию. В 1986 году, после третьего курса академии, он принимает монашеский постриг с именем Евгений.

3. В 1986 году, в последний год учебы Евгения, в Академии произошел пожар. Погибло 5 студентов семинарии, сильно пострадало здание: не работал пищеблок, сгорели актовый зал и общежитие. Восстановить здание было необходимо к 1988 году, когда завершалось празднование 1000-летия Крещения Руси. Главная ответственность за восстановление академии лежала на иеромонахе Евгении, и он успешно справился с задачей.

4. В 1991 году архимандрит Евгений был назначен ректором Московской духовной семинарии. Во время его работы городские власти отдали епархии и семинарии просторный архиерейский дом, примыкающий к кафедральному собору и семинарии. Это благоприятно сказалось на условиях жизни семинаристов.

5. В 1994 году архимандрит Евгений был назначен исполняющим обязанности председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви. Ему предстояло решить проблему нехватки священников из-за стремительного роста приходов в начале 90-х

6. В апреле 1994 года состоялась хиротония архимандрита Евгения во епископа Верейского, которую возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

7. Епископ Евгений провел реформу духовной школы. Духовная семинария, которая готовит священников для Церкви, стала полноценной высшей школой, а духовная академия - специализированной школой, где обучаются научно-богословские кадры и преподавателей духовно-учебных заведений. Новый опыт был отработан сначала в Московских духовных школах, а затем позаимствован другими учебными заведениями.

8. Владыка награжден орденом св. князя Владимира III степени, орденом преподобного Сергия Радонежского II степени, а также орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени. В 2008 году президент России Владимир Путин наградил архиерея орденом Дружбы. Он также с февраля 2004 года входит в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ.

Дата рождения: 9 октября 1957 г. Страна: Эстония Биография:

Родился 9 октября 1957 г. в Казахстане. Отроческие и юношеские годы провел в Кирове. После окончания восьми классов средней школы учился в Кировском строительном техникуме. В 1977-1979 гг. служил в рядах Советской армии.

После демобилизации работал в Вятском епархиальном управлении, одновременно исполняя обязанности иподиакона .

В 1983 г. закончил Московскую духовную семинарию, в 1987 г. — . Кандидат богословия, защитил диссертацию на тему «Пастырство в Русской Церкви в X-XIII веках».

27 июля 1986 г. пострижен в монашество с именем Евгений, 3 августа рукоположен в сан иеродиакона, 28 августа — во иеромонаха.

В марте 1988 г., ко дню Святой Пасхи, возведен в сан игумена.

1 января 1989 г. возведен в сан архимандрита и назначен заместителем ректора Московских духовных школ по административно-хозяйственной работе.

Образование:

1983 г. — Московская духовная семинария.

1987 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Место работы: Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата (Предстоятель) Епархия: Таллинская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации:

Пастырство в Русской Церкви в X-XIII веках (кандидатская диссертация).

Богословское образование в России: История, современность, перспективы (сборник). М., 2004.

Награды:

Церковные:

  • 1985 г. — медаль прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 1994 г. — орден св. Саввы Сербского III ст. (Сербская Православная Церковь);
  • 1997 г. — орден равноап. кн. Владимира III ст.;
  • 2004 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 2007 г. — св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • 2011 г. — свт. Кирилла Туровского I ст. (БПЦ);
  • 2017 г. ― свт. Иннокентия Московского II ст.;
  • 2019 г. — свт. Алексия Московского III ст.

Светские:

  • 2008 г. — ;
  • 2016 г. — МИД России «За взаимодействие»;
  • 2016 г. — .
E-mail:

Предстоятелем Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата избранархиепископ Верейский Евгений. “Правмир” собрал главные факты из биографии владыки и цитаты из его интервью разных лет.

8 фактов об архиепископе Верейском Евгении

1. Будущий архиепископ Верейский Евгений (в миру Валерий Германович Решетников) родился в Казахстане в 1957 году, а его юность прошла в Кирове.

2. Будущий архиепископ окончил строительный колледж и служил в армии. Только после демобилизации в 1979 году он поступил на службу в епархиальное управление. Год спустя его принимают в Московскую духовную семинарию, через 3 года – в Московскую духовную академию. В 1986 год, после третьего курса академии, он принимает монашеский постриг с именем Евгений.

3. В 1986 году, в последний год учебы Евгения, в Академии произошел пожар. Погибло 5 студентов семинарии, сильно пострадало здание: не работал пищеблок, сгорели актовый зал и общежитие. Восстановить здание было необходимо к 1988 году, когда завершалось празднование 1000-летия Крещения Руси. Главная ответственность за восстановление академии лежала на иеромонахе Евгении и он успешно справился с задачей.

4. В 1991 году архимандрит Евгений был назначен ректором Ставропольской духовной семинарии. Во время его работы городские власти отдали епархии и семинарии просторный архиерейский дом, примыкающий к кафедральному собору и семинарии. Это благоприятно сказалось на условиях жизни семинаристов.

5. В 1994 году архимандрит Евгений был назначен исполняющим обязанности председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви. Ему предстояло решить проблему нехватки священников из-за стремительного роста приходов в начале 90-х

6. В апреле 1994 года состоялась хиротония архимандрита Евгения во епископа Верейского, которую возглавил Свя­тейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

7. Епископ Евгений провел реформу духовной школы. Духовная семинария, которая готовит священников для Церкви, стала полноценной высшей школой, а духовная академия – специализированной школой, где обучаются научно-богословские кадры и преподавателей духовно-учеб­ных заведений. Новый опыт был отработан сначала в Московских духовных школах, а затем позаимствован другими учебными заведениями.

8. Владыка награжден орденом св. князя Влади­мира III степени, орденом преподобного Сергия Радонежского II степени, а также орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени. В 2008 году президент России Владимир Путин наградил архиерея орденом Дружбы. Он также с февраля 2004 года входит в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ.

Фото Александра Бурого / “Татьянин день”

10 цитат архиепископа Верейского Евгения

Об отношении к духовенству в обществе

Сегодня священник – уважаемый человек, хотя иногда его и лупят. И очень сильно лупят. Мне кажется, сейчас эта тенденция, увы, набирает силу. Зато тем, кто выбирает для себя путь священника, это дает возможность реально смотреть на вещи. Не все так безоблачно в нашем обществе, как может показаться на первый взгляд. Сегодня наше общество очень свободное, особенно с точки зрения нравов. Я говорю о свободе и в отрицательном отношении.

О свободе

В нашем обществе, на мой взгляд, перепутаны понятия свободы и вседозволенности. На каждом шагу говорят о свободе. И мы говорим о свободе. Но свободу каждый понимает по-своему. Если мы, как православные, говорим, что свобода – это прежде всего свобода во Христе, свобода от греха, то современный человек в большинстве своем понимает под свободой полную вседозволенность – что хочу, то и ворочу.

О миссионерстве

До революции священники с миссией ехали на окраины империи – на Дальний Восток, например. А сейчас надо с миссией ехать в Москву и Петербург. Это актуально, поверьте. И вот здесь задачи пастырей ХX века и века ХХI очень похожи. Методы, способы и технологии, конечно, другие. А говорить все равно нужно о том же, о чем говорили и тысячу, и две тысячи лет назад. Чтобы человек задумался, по крайней мере, о вечности. Ведь проблема современного человека в том, что он живет так, будто будет существовать вечно.

О кадровом голоде в Церкви

Правда, если в 90-е это был настоящий кадровый кризис, то сегодня можно сказать, что мы ощущаем кадровый дефицит в среде духовенства. И, к сожалению, в обозримом будущем – по крайней мере, в ближайшие пять-десять лет – он не будет преодолен. Ведь храмы по-прежнему открываются. Конечно, этот процесс идет не так активно, как в 90-е годы, но и сегодня каждая епархия открывает, открывает и открывает храмы. Мы этому, безусловно, радуемся. Но одновременно понимаем, что новые времена ставят перед нами новые вызовы.

О воспитании пастырей

Я считаю, что семинария обязательно должна располагаться в монастыре. Когда человек приходит учиться в семинарию, он, во-первых, приобретает новый религиозный опыт, а во-вторых, на него сваливается огромная масса информации. Но когда эта масса информации не подкрепляется внутренней духовной жизнью, может развиться некий внутренний диссонанс. Это вполне естественный процесс. И здесь главное – живое общение с опытным духовником, а также соприкосновение с монашеским опытом. Молодой семинарист нередко нуждается в подсказке, как ему поступить в той или иной ситуации, как ему строить личную или семейную жизнь. В конце концов, необходимо помочь ему определиться, что ему ближе – семейная жизнь или монашество? Это же такое важное решение!

Об интернете

Будущий священник тем более не может отрешиться от того, чем и как живет его будущая паства. Вместе с тем современные технологии, такие как интернет, таят в себе много соблазнов, будь то прямое распространение греха, или же – более тонкий соблазн – подмену ими самостоятельной мыслительной работы, научной дискуссии или даже просто живого человеческого общения. Ведь как просто, например, зайти на пару форумов, посмотреть, что люди говорят по заданной теме, и пересказать своими словами. Быстрота и доступность интернет-технологий могут помешать человеку приобрести такой простой навык, как «посидеть-подумать». Одна из задач академии, когда она предоставляет студенту доступ к современным технологиям, – научить его пользоваться ими правильно.

О преподавании религии в школах

На нас, пастырях и прихожанах Русской Православной Церкви, лежит немалая ответственность за будущее нашей страны. Нужно постепенно вводить в наши школы основы веры, хотя бы пытаться это делать – каждый в меру своих сил: на уроках, в беседах, в воскресных школах. Нужно помочь людям, детям вспомнить о Христе, прийти ко Христу. И помнить слова апостола Иакова: «Ты мне покажи свою веру без дел твоих, и я тебе покажу мою веру из дел моих». Люди поверят нам только в том случае, если высокие истины, о которых мы будем им говорить, непременно, хотя бы отчасти, станут принципами нашей собственной жизни, самой жизнью.

О Церкви и государстве

Святейший Патриарх неоднократно говорил о том, что Церковь не должна становиться государственным ведомством. Мы за гармонию в отношениях с государством, во многом цели и задачи у нас одинаковые, в том же воспитании молодежи, патриотизме. Мне сегодня в некоторых аудиториях приходится говорить о том, что наши академии – это академии духовной безопасности. Ведь никакой заокеанский проповедник патриотизму учить не будет. Церковь на протяжении 1000 лет, что она находится на этой земле, учила патриотизму, поддерживала российскую государственность, и во многом эту государственность – на базе православных ценностей – формировала. Многие законы, изложенные в Евангелии, пересказанные юридическим языком, стали законами Российской империи. Они и сейчас присутствуют в нашем законодательстве.

О вере и науке

Людям давно пора освободиться от одного из самых устойчивых предрассудков: противопоставления религии науке, как иррационального подхода рациональному. Без этого мы ничего не сможем изменить ни в образовательной, ни в воспитательной системе. И все наши разговоры будут в лучшем случае лишь констатацией фактов.

Научное познание не может в полной мере ответить на внутренне присущее каждому человеку стремление понять, что есть мир, в котором он живет, и каков смысл человеческого существования в нем?

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

— Владыка, Вы закончили Академию 25 лет назад. Какое событие времен учебы для Вас самое памятное?

— Постриг.

Я принял его после III курса Академии (тогда учились 4 года в семинарии и 4 года в Академии). Затем последовало рукоположение во иеродиакона и через месяц - во иеромонаха. Это было некое воплощение того, о чем мы читали, думали, размышляли, к чему готовились в годы учебы.

— А что-то связанное с Академией?

— Окончание Академии было драматично. В конце сентября 1986 года, когда я учился на 4 курсе, в Академии произошел пожар. Пятеро студентов третьего курса семинарии погибли, и мы все очень тяжело переживали эту потерю. Ребята были совсем молодыми, к тому же, на их месте мог оказаться любой из нас.

Из-за пожара сильно пострадали помещения Академии: не работал пищеблок, сгорели актовый зал и общежитие, пострадал академический храм. Так что та зима для всей Академии прошла тяжело. Мы напряженно трудились, помогая восстановить здания, ведь в 1988 году в Лавре готовились проводить Поместный Собор. Так что весь следующий после пожара год шла грандиозная стройка. Конечно, не все сделали качественно, потому что работали в спешке, но, тем не менее, к празднованию Тысячелетия Крещения Руси Академия была восстановлена.


На IV курсе я был помощником инспектора, по теперешнему наименованию - помощником проректора по воспитательной работе, а потом меня назначили помощником моего однокурсника, нынешнего архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия, который был заместителем ректора по административно-хозяйственной работе. Нас, молодых иеромонахов, только что закончивших Академию, бросили на строительные работы. Не хватало опыта.

Конечно, было непросто, но, с другой стороны, оглядываясь назад, я вижу, что все было промыслительно. Нам довелось участвовать в деле восстановления Академии и в подготовке Юбилейного Поместного собора. Это исторические события, и я благодарю Бога, что Он дал возможность быть к ним причастным.

— Чем Вам запомнился собор?

— В актовом зале Академии стояли мониторы, на которых мы смотрели трансляцию заседаний собора из Трапезного храма. Помню, как тогдашний ректор академии, председатель Учебного комитета Русской Церкви владыка Александр в своем выступлении сказал: "Нам необходимо открыть еще три семинарии". Сейчас сложно представить себе, что значат эти слова. Но тогда это было нечто грандиозное. В Советском Союзе было всего три семинарии - Московская, Санкт-Петербургская и Одесская. И вот владыка сказал об открытии еще трех. Это значило, что было разрешение на самом деле открыть еще три семинарии. Тогда не было принято аплодировать, но эти слова владыки были встречены аплодисментами

И после собора действительно были открыты Киевская, Минская и Тобольская семинарии, куда поехал владыка Димитрий. Это все были эпохальные события, которые говорили о том, что отношение государства к Церкви меняется.

— Учась в семинарии, Вы не ожидали такого поворота событий?

— Конечно нет! Мы не подозревали и не думали, что такие изменения произойдут в нашем государстве. Казалось, что существующая в государстве идеология незыблема и сдвинуть эту твердыню невозможно. Помню, мы учились на III курсе семинарии, один из наших однокурсников пришел и сказал: «Братцы, Донской монастырь отдают». Мы его подняли на смех: «Ты шутишь? Шути о чем-то менее серьезном». В голове даже не укладывалось, что такое возможно, ведь тогда не могло быть и речи об открытии и передаче храмов и монастырей. А потом передали Данилов монастырь (хотя первые слухи пошли о Донском) и ситуация постепенно стала меняться. Мы учились и готовились осуществлять свое служение в реалиях советской эпохи, когда Церковь была гонима, и вдруг, когда мы закончили Академию, эти изменения ворвались в нашу жизнь. В какой-то степени мы были к этому не готовы. Пришлось буквально на ходу вступать в реалии этого нового бытия, ориентироваться на ходу. Теперь уже 25 лет позади, а кажется, что все это было так недавно.

— Вы часто встречаетесь с однокурсниками?

— Раз в пять лет. Очень интересно встретиться после того, как не виделись несколько лет. В годы учебы восприятие одно: мы все студенты, живем единой семьей, интересами, целями. А после совершенно другое: учеба закончилась, мы все разлетелись по разным городам, у каждого свое направление деятельности, свое послушание. Интересно встретиться, обсудить, кто в каком качестве служит в Церкви, чем живет, обменяться мнениями, воспоминаниями.

— Что чаще всего вспоминаете?

— Как учились, что бывало на занятиях, как на лыжах, на коньках катались.

А теперь мы все меняемся, становимся старше, уже волосы седеют, борода седая у многих… И интересно вспомнить, какими мы были 25 лет назад, какое отрадное это было время.

— А чем оно хорошо?

— Студенчество - это вообще особенное время, в какой-то степени беззаботное, когда до конца не осознаешь, что ждет впереди. Это естественное состояние молодости. Пока учишься, представляешь себе жизнь немного не такой, какая она на самом деле. И есть некая беззаботность в отношении будущего. Ты не знаешь, что произойдет, и до какого-то времени у тебя нет необходимости об этом думать. Мы жили, питались, молились вместе, а потом вдруг разлетелись в разные стороны. И, конечно, наши встречи - очень запоминаются и задевают за живое.

— Наверное, не только у всех студентов - и духовных, и светских школ - не вполне ясное представление о реалиях жизни и даже о своем будущем. Что бы Вы могли посоветовать, чтобы человек, получив диплом, не «споткнулся», не упал, столкнувшись с реальной жизнью?

— То, что студент не осознает, как будет жить дальше, естественно. Важно не поддаваться духу времени, ведь дух времени очень лукав.

Окружающий нас мир пестрит современными технологиями, дает вал информации, и важно не потеряться в нем. А для этого надо иметь в себе стержень православия и постараться пронести его через всю жизнь

Семинария дает зародыш этого стержня, а укреплять его придется на протяжении всей жизни.

— Но как? Ведь жизнь в семинарии не всегда этому способствует. Например, если человек с детства или очень часто бывает в алтаре, может развиться не то что нетрепетное отношение к святыни, а даже что-то вроде цинизма?

— От одного старого архиерея, сына священника, я слышал, что отец не дозволял ему входить в алтарь до 15-16 лет, чтобы посещение алтаря не стало чем-то обыденным. Допускать обыденности нельзя в молитве и во всем остальном.

— А как быть, когда тебе нужно прочитать, например, тексты святых отцов к экзамену? Ведь тут не то что неблагоговейно будешь читать, а еще и торопиться и возмущаться, что написано так много и так объемно. И речи не будет о том, чтобы воспринять святоотеческий опыт.

— В этом плане искушения есть. И мы всегда говорим, что образование - двуединый процесс - получение знаний и воспитание. И самое главное тут - самовоспитание. А для него нужно создать условия.

Большой «плюс» Московской духовной академии - то, что они находятся в Троице-Сергиевой лавре. Студент всегда может пойти на исповедь или на беседу с опытным духовником. Огромная ценность, что многие лаврские духовники сами учились у нас и знают жизнь духовной школы изнутри, так что многие вопросы, с которыми к ним приходят студенты, им более чем знакомы и они могут дать мудрый совет.

— Какие еще могут быть искушения?

— Когда человек только переступает порог духовной школы, он готов, условно говоря, креститься на каждый угол. Со временем это проходит. И в церковной жизни то же самое: если человек искренне идет в первый раз на исповедь, он переживает это Таинство очень остро, а потом это становится чем-то более привычным и, повторюсь, обыденным. Это естественно.

— Но неправильно?

— Лучше, чтобы этого не было. И тут вступает в силу внутренняя борьба.

— А как себя правильно настроить?

— Самое главное - чтобы человек понял, что обыденности или автоматизма в духовной жизни допустить нельзя.

Например, перед хиротонией человек заучивает определенные молитвы, потому что он должен их знать. Но это не значит, что и потом эти молитвы нужно произносить формально. Формализма в служении быть не должно! Здесь искушения на самом шагу. Но процесс личностного становления - это не очень просто. И если человек сам лично не задумается о том, что это нужно, никакая духовная школа не заставит его это сделать. Но жесткий контроль и не входит в нашу задачу.

— Хорошо. Но эти вопросы хотя бы как-то обговариваются старшими, более опытными людьми?

— У нас есть курсовые наставники, сейчас мы ввели тьюторов, которые существуют для того, чтобы помочь человеку в его образовании, учебе и личностном становлении. Плюс, как я уже говорил, есть духовничество.

— Вы шалили?

— Студенты шалили во все времена. Главное - чтобы жизнь не была построена только на нарушении. Шалость - не злость, злость - когда это входит в систему. А оступиться может каждый.

Также и в богослужении. Можно очень хорошо знать его строй. Но когда ты служишь сам, произносишь молитвы в реальной ситуации богослужения, это совсем иное, чем в классе. Молитва всегда должна быть молитвой. В идеале приносить бескровную жертву должно быть страшно всегда.

— А что это за переживание, когда сам совершаешь хиротонию? Ведь немногие люди в Церкви могут рукополагать.

— Каждый раз, когда совершаю хиротонии, мне вспоминается моя хиротония. Чувство, переживание, которое испытываешь во время хиротонии, незабываемо. Этого объяснить невозможно.

— Люди по-разному воспринимают хиротонию?

— Да, очень по-разному. Может быть и некая растерянность, и слезы, - что угодно. Это говорит о том, что человек неформально подходит к Таинству.

— Для Вас совершаемая хиротония - это что? Радость?

— Да. Радость, что еще прибыло в нашем полку, что приумножилось количество тех, кто будет служить Церкви.

— Человек меняется после хиротонии?

— Мне здесь вспоминаются слова святителя Иоанна Златоуста, о том, что бывают моменты, когда Господь дает человеку почувствовать действие благодати. А потом как бы отступает. У меня такие состояния были при постриге и при последующих хиротониях.

— Но если все так хорошо, зачем Он отступает?

— Как пишет святитель Иоанн Златоуст, Господь на самом деле не отступает, а дает человеку возможность ощутить, что такое благодать и что значит добиться благодатного состояния уже своим трудом. Конечно при содействии Божием.