Правовое регулирование процесса проведения эксгумации трупа.

Осмотр - это следственное действие, направленное на собирание доказательств в основном путем наблюдения и отражения его результатов в соответствующем протоколе, принуждение в рамках которого может применяться только при осмотре жилища по решению суда (а до 1 января 2004 г. - по решению прокурора). Сущность осмотра заключается не в поиске и изъятии, а в обозрении и изучении обстановки (предметов, документов и т.п.).

Главное отличие осмотра от выемки, обыска и некоторых других следственных действий - при осмотре (за исключением осмотра жилища, производимого по решению суда, а до 1 января 2004г. - прокурора) нельзя применять принуждение. Когда руководитель предприятия возражает против осмотра его офиса и не пускает на место происшествия, следственно-оперативная группа не вправе производить осмотр. Если к тому есть основания, можно приступить к обыску, в процессе которого будет изучена обстановка, т. е., по сути, произведен осмотр, однако не как самостоятельное следственное действие, а лишь как часть обыска.

По объектам исследования осмотры подразделяются на осмотр:

а) места происшествия;

б) местности;

в) жилища;

г) иного помещения;

д) предметов;

е) документов;

ж) живых существ;

и) почтово-телеграфной корреспонденции. По непосредственным задачам, а также месту в уголовном процессе осмотры можно разделить на те, которые производятся:

До возбуждения уголовного дела и

После возбуждения уголовного дела;

Первоначальные;

Повторные;

Дополнительные. По кругу участников:

С участием специалиста и

Без такового.

Осмотр трупа. Эксгумация

1. Следователь производит осмотр трупа с участием судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия - врача. При необходимости для осмотра трупа могут привлекаться другие специалисты.

2. Неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию. Неопознанные трупы также подлежат обязательной государственной геномной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Кремирование неопознанных трупов не допускается.

3. При необходимости извлечения трупа из места захоронения следователь выносит постановление об эксгумации и уведомляет об этом близких родственников или родственников покойного. Постановление обязательно для администрации соответствующего места захоронения. В случае, если близкие родственники или родственники покойного возражают против эксгумации, разрешение на ее проведение выдается судом.

4. Эксгумация и осмотр трупа производятся с участием лиц, указанных в части первой настоящей статьи. Осмотр трупа может быть произведен до возбуждения уголовного дела

5. Расходы, связанные с эксгумацией и последующим захоронением трупа, возмещаются родственникам покойного в порядке, установленном статьей 131 настоящего Кодекс

Вопрос 22 Прокурор, его задачи и полномочия в уголовном судопроизводстве.

Прокурор - должностное лицоорганов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению прокурорского надзора. Согласно ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации», П. в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

ОПолномочия прокурора в судебном процессе нашли отражение в ст.ст.37 и 246 УПК РФ .

Прокурор вправе:

а) участвовать в суде при рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий органами расследования, которые допускаются на основании судебного решения, при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст.125 УПК РФ.

б) при рассмотрении уголовных дел в судах прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

в) в соответствии со ст.246 УПК РФ прокурор участвует во всех уголовных делах публичного и частно-публичного обвинения, а также по уголовным делам частного обвинения, если дело возбуждено следователем либо дознавателем с согласия прокурора. Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

г) прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный по делу гражданский иск, если этого требует охрана прав и законных интересов граждан.

д) если прокурор в ходе судебного разбирательства придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное обвинение, он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа в порядке и по основаниям, предусмотренном законом.

е) прокурор имеет право до ухода суда в совещательную комнату изменить обвинение в сторону смягчения.

ж) прокурор приносит в вышестоящий суд апелляционное или кассационное представление в установленные законом сроки на незаконное или необоснованное судебное решение.

з) прокурор независимо от участия в судебном процессе вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое уголовное дело, по которому решение, приговор, определение или постановление суда вступили в законную силу. Усмотрев, что судебное решение подлежит изменению или отмене, прокурор приносит представление в порядке надзора.

1. Следователь производит осмотр трупа с участием судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия - врача. При необходимости для осмотра трупа могут привлекаться другие специалисты.

32. В ходе проверки сообщений о преступлении правомочные должностные лица Следственного комитета в пределах полномочий, предоставленных УПК , и в зависимости от конкретных обстоятельств проводят первоначальные следственные и иные процессуальные действия, в том числе: осмотр места происшествия (часть вторая статьи 176 УПК); осмотр трупа (часть четвертая ст. 178 УПК); освидетельствование (часть первая статьи 179 УПК); назначение документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, направление органу дознания обязательного для исполнения письменного поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий (часть первая статьи 144 УПК); истребование из имеющихся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сведения о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию (часть вторая статьи 144 УПК); получение объяснений (пункт 3 части первой статьи 7 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации").

1. Следователь производит осмотр трупа с участием судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия — врача. При необходимости для осмотра трупа могут привлекаться другие специалисты.

2. Неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию. Неопознанные трупы также подлежат обязательной государственной геномной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Кремирование неопознанных трупов не допускается.

3. При необходимости извлечения трупа из места захоронения следователь выносит постановление об эксгумации и уведомляет об этом близких родственников или родственников покойного. Постановление обязательно для администрации соответствующего места захоронения. В случае, если близкие родственники или родственники покойного возражают против эксгумации, разрешение на ее проведение выдается судом.

4. Эксгумация и осмотр трупа производятся с участием лиц, указанных в части первой настоящей статьи. Осмотр трупа может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

5. Расходы, связанные с эксгумацией и последующим захоронением трупа, возмещаются родственникам покойного в порядке, установленном статьей 131 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 178 УПК РФ

1. Осмотр трупа является самостоятельным видом следственного осмотра, если производится не на месте происшествия, а в морге или другом месте. Если же осмотр трупа производится на месте происшествия, то он является составной частью осмотра места происшествия.

2. В силу прямого указания закона осмотр трупа производится в присутствии понятых и с участием врача — специалиста в области судебной медицины, а если таковой отсутствует, то патологоанатома, хирурга или иного врача, не работающего в судебно-экспертном учреждении. При необходимости для осмотра трупа кроме врача привлекаются и другие специалисты.

3. Участие специалиста в области судебной медицины не может заменить судебно-медицинскую экспертизу, поскольку процессуальный порядок, цели и возможности экспертизы и осмотра существенно различны.

4. Осмотр трупа не предполагает его вскрытия. Имеется в виду лишь наружный осмотр тела покойного, одежды, обуви и других предметов, обнаруженных при нем.

5. В случае необходимости извлечения трупа из места захоронения (эксгумации) следователь выносит об этом постановление. Эксгумация производится в присутствии следователя, понятых и врача — специалиста в области судебной медицины, а при необходимости — в присутствии специалистов другого профиля.

6. Осмотр эксгумированного трупа не исключает производства судебно-медицинской экспертизы. Целями эксгумации могут быть также опознание трупа и получение образцов для сравнительного исследования, необходимых эксперту.

7. После производства необходимых следственных действий труп должен быть захоронен тем же, кем он был эксгумирован. Захоронение находится за рамками уголовно-процессуальных отношений.

8. Расходы, связанные с эксгумацией и захоронением трупа, могут быть отнесены к судебным издержкам в виде «иных расходов, понесенных при производстве по данному делу».

Эксгумация трупа , т. е. извлечение трупа из места захоронения, в уголовном судопроизводстве производится в следующих случаях:

а) когда возникает необходимость осмотреть труп;

б) когда возникает необходимость предъявить труп для опознания;

в) когда возникает необходимость провести судебно-медицинскую экспертизу трупа в связи с тем, что первичное судебно-медицинское исследование трупа не производилось (например, труп был захоронен без патологоанатомического вскрытия, и в последующем возникла версия о возможной насильственной смерти или неправильном оказании лечебной помощи в случае смерти больного в медицинском учреждении, либо труп был тайно погребен с целью сокрытия преступления), а также когда такое исследование проводилось, но потребовалось производство дополнительной или повторной экспертизы с целью уточнения ряда вопросов в связи с вновь открывшимися обстоятельствами (например, при подозрении на отравление) или появления сведений, которые ставят под сомнение результаты первичной судебно-медицинской экспертизы.

Прежде чем принимать решение об эксгумации, необходимо точно установить место захоронения и кто в нем захоронен. Необходимые данные могут быть получены от родных и знакомых захороненного, администрации и работников кладбища, а также от сотрудников бюро ритуальных услуг.

При необходимости извлечения трупа из места захоронения следователь выносит постановление об извлечении трупа (эксгумации), структура и содержание которого установлены Приложением 43 к ст. 476 УПК РФ. О принятом решении следователь уведомляет близких родственников или родственников покойного (ч. 3 ст, 178 УПК РФ).

Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении эксгумации

Если близкие родственники или родственники покойного возражают против эксгумации, то следователь выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении извлечения трупа (эксгумации).

Во вводной части постановления должны быть указаны: место и дата его составления; классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя; номер уголовного дела, по материалам которого вынесено постановление. В описательной части содержится: обоснование необходимости извлечения трупа из места захоронения; наличие возражений со стороны родственников покойного; нормы УПК РФ, которыми руководствовался следователь при составлении постановления.

В резолютивной части излагается ходатайство следователя перед судом о разрешении извлечения трупа (эксгумации) с указанием, кого именно и места его захоронения. Постановление должно быть подписано следователем.

До начала эксгумации следователь объявляет постановление близкому родственнику или родственнику покойного, выясняет наличие или отсутствие возражений близкого родственника или родственника покойного против эксгумации. О выполнении указанных действий делается отметка в постановлении.

Подготовка к эксгумации

Эксгумация трупа требует тщательной подготовки. Во-первых, необходимо решить вопрос о том, кто будет выполнять работу по вскрытию места захоронения. Во-вторых, необходимо принять меры по обеспечению безопасности участников эксгумации от возможных посягательств родственников захороненного или лиц, заинтересованных в том, чтобы не состоялось извлечение трупа из места захоронения.

Участники эксгумации

Поскольку эксгумация и осмотр трупа производятся с участием лиц, указанных в ч. 1 ст. 178 УПК РФ, постольку необходимо решить вопрос об участии понятых и обеспечить участие судебно-медицинского эксперта, при невозможности его участия - врача, а при необходимости - иного специалиста. При этом важно обеспечить присутствие понятых, способных участвовать при производстве данного следственного действия, поскольку не каждый может наблюдать процедуру извлечения трупа из места захоронения, вскрытия гроба и все последующие действия, для производства которых труп и был извлечен из места захоронения.

До начала эксгумации трупа все вопросы, которые в связи с этим возникают, следователю необходимо согласовать с администрацией кладбища и санитарно-эпидемиологической службой.

Производство эксгумации

В ходе эксгумации целесообразно применять фотосъемку и (или) видеозапись. При этом «неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и Дактилоскопирование трупов » (ч. 2 ст. 178 УПК РФ). Данное требование УПК РФ следует иметь в виду при решении вопроса об участии «иного специалиста» в эксгумации трупа.

1. Следователь производит осмотр трупа с участием понятых, судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия — врача. При необходимости для осмотра трупа могут привлекаться другие специалисты.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

2. Неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию. Кремирование неопознанных трупов не допускается.

3. При необходимости извлечения трупа из места захоронения следователь выносит постановление об эксгумации и уведомляет об этом близких родственников или родственников покойного. Постановление обязательно для администрации соответствующего места захоронения. В случае, если близкие родственники или родственники покойного возражают против эксгумации, разрешение на ее проведение выдается судом.

4. Эксгумация и осмотр трупа производятся с участием лиц, указанных в части первой настоящей статьи. При необходимости осмотр трупа может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2008 N 226-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Расходы, связанные с эксгумацией и последующим захоронением трупа, возмещаются родственникам покойного в порядке, установленном статьей 131 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 178

1. Участие понятых признается обязательным, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 170 УПК.

2. Специальная норма об участии в осмотре судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия — врача является абсолютным требованием, не допускающим исключений. Несоблюдение данного требования влечет признание протокола осмотра трупа или протокола осмотра места происшествия в этой части недопустимым доказательством. Статус врача определяется не должностью, а квалификацией в рамках образовательного стандарта. Полагаем, что привлечение в исключительных случаях специалиста со средним медицинским образованием к осмотру трупа само по себе не является нарушением уголовно-процессуального законодательства.

3. Часть 2 коммент. статьи по своему содержанию не является уголовно-процессуальной нормой, однако ее предписания, содержащие дополнительные требования к осмотру неопознанных трупов, являются обязательными и подлежат по исполнении отражению в протоколе.

4. Извлечение трупа из места официального захоронения — эксгумация — осуществляется на основании постановления следователя при обязательном согласии на это близких родственников и родственников покойного. Необходимо стремиться, чтобы такое согласие было единодушным. При отсутствии такового предпочтение отдается более близкой степени родства. Согласие родственников (родственника) на эксгумацию оформляется письменно, поскольку имеет юридическое значение. При наличии официального согласия хотя бы одного из близких родственников (с учетом приоритетов) постановление следователя об эксгумации становится обязательным для остальных, а также для администрации места захоронения. В этом случае эксгумация может быть проведена принудительно.

5. В случае если близкие родственники или родственники покойного (все или наиболее авторитетная их часть) возражают против эксгумации, следователь, по аналогии с порядком, предусмотренным ч. 1 ст. 165 УПК, с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве данного следственного действия, о чем выносит постановление (прилож. 42 к ст. 476 УПК). Полагаем, также следует поступить и при отсутствии родственников. Суд рассматривает ходатайство и принимает решение в порядке ч. 2 ст. 165 УПК. Следователь при обращении в суд или суд при рассмотрении обоснованности ходатайства должны принять во внимание и уважительно отнестись к религиозным убеждениям родственников покойного.

6. Закон не требует составления самостоятельного протокола, предназначенного для фиксирования самого факта извлечения трупа из могилы. Эти сведения могут войти составной частью в протокол его осмотра. Однако если осмотр будет производиться в ином месте, то ход эксгумации и краткое описание останков в присутствии понятых заносятся в протокол. Если эксгумация производится без детального осмотра, то отсутствие судебно-медицинского эксперта или специалиста не может расцениваться как нарушение закона.

7. Повторное захоронение эксгумированного трупа является обязанностью органов расследования. Если ее добровольно взяли на себя родственники, то понесенные ими в связи с этим расходы (или расходы по необходимому облагораживанию могилы) возмещаются по правилам возмещения судебных издержек.