Понятие предмет и правовое регулирование договора контрактации. Договор контрактации

Особенность правового регулирования договора контрактации как вида купли-продажи заключается в том, что к отношениям по договору контрактации, не урегулированным специальными правилами об этом договоре (§5 гл. 30 Гражданского Кодекса РФ), сначала подлежат применению правила о договоре поставки (§3 гл. 30 Гражданского Кодекса РФ), и только при отсутствии таковых - общие положения о договоре купли-продажи (п. 2 ст. 535 Гражданского Кодекса РФ). Это свидетельствует о значительном сходстве правоотношений контрактации и поставки. Но данное обстоятельство не может служить основанием для признания договора контрактации разновидностью договора поставки, а не отдельным видом договора купли-продажи, как это иногда имеет место в юридической литературе.

Производитель сельскохозяйственной продукции, согласно ст. 537 Гражданского Кодекса РФ, обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации. Таким образом, условия о количестве и ассортименте сельскохозяйственной продукции, подлежащей передаче заготовителю, являются существенными условиями договора контрактации; при их отсутствии в тексте договора он должен признаваться незаключенным. Иные обязанности производителя сельскохозяйственной продукции специальными правилами о договоре контрактации не регулируются, поэтому они должны определяться применительно к обязанностям поставщика по договору поставки товаров, а также продавца по договору купли-продажи.

Обязанности заготовителя по договору контрактации в основном тождественны обязанностям покупателя по договору поставки (вне рамок специальных правил, описанных в §5 гл. 30 Гражданского Кодекса РФ). Поскольку в данных правоотношениях слабой стороной, как правило, является производитель сельскохозяйственной продукции, ему предоставлены некоторые дополнительные права по сравнению с продавцом или поставщиком, а на заготовителя соответственно возлагаются некоторые дополнительные обязанности. Например, в виде диспозитивной нормы Гражданского Кодекса РФ установлено, что заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. В договоре, согласно п. 1 и п. 3 ст. 536 Гражданского Кодекса РФ, может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, по требованию производителя возвращать отходы такой переработки с оплатой по цене, определенной договором.

Производитель сельскохозяйственной продукции в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств несет ответственность перед заготовителем лишь при наличии его вины. Данное положение является исключением из общего правила, предусмотренного п. 3 ст. 401 Гражданского Кодекса РФ. Что касается заготовителя, то он отвечает по общим правилам как лицо, допустившее нарушение договора при осуществлении предпринимательской деятельности. Более того, за просрочку оплаты полученной сельскохозяйственной продукции заготовитель несет ответственность в форме пени, предусмотренной Указом Президента РФ от 22.09.1993 г. № 1401 «Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары», в размере одного процента от неоплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.

На заготовителя по договору контрактации возлагаются те же обязанности, что и на покупателя по договору поставки с учетом ряда особенностей, благоприятствующих другой стороне.

По договору поставки доставка товаров осуществляется поставщиком, если договором не предусмотрено получение товаров покупателем в месте нахождения поставщика, о чём говорится в ст. 510 Гражданского Кодекса РФ. Договором контрактации предусмотрен противоположный порядок: заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз, если иное не предусмотрено договором. При получении продукции по месту ее нахождения применяются правила ст. 515 Гражданского Кодекса РФ, регулирующие выборку товаров в месте нахождения поставщика.

Специально следует обратить внимание на то, что в ст. 536 Гражданского Кодекса РФ местом принятия сельскохозяйственной продукции указано место нахождения этой продукции, а не производителя. В связи с особенностями производственно-хозяйственной деятельности производителей сельскохозяйственной продукции склады готовой продукции могут находиться не на центральной усадьбе, а на производственных участках, откуда ее и должен вывозить заготовитель, если иное не предусмотрено договором.

Пункт 2 ст. 536 Гражданского Кодекса РФ, в соответствии с которым заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок, сформулирован применительно к случаю, когда принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте. Однако и при приемке сельскохозяйственной продукции по месту ее нахождения заготовитель не вправе отказаться от ее получения. В соответствии со ст. 515 Гражданского Кодекса РФ, которая может быть применена к этим отношениям, невыборка покупателем (получателем) товаров в установленный договором срок, а при его отсутствии - в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товаров дает поставщику право отказаться от исполнения договора либо потребовать от покупателя оплаты товаров.

Обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию, если это предусмотрено договором, отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором, обусловлена тем, что эти отходы могут быть использованы в сельскохозяйственном производстве, например в животноводстве. Заготовитель не вправе обязать производителя принять названные отходы, так как их возвращение возможно лишь по требованию производителя. В ст. 268 Гражданского Кодекса РСФСР предусматривались обязанности заготовителя по оказанию колхозам и совхозам помощи в организации производства сельскохозяйственной продукции. В настоящее время закон не возлагает на заготовителей таких обязанностей. Однако они нередко устанавливаются в конкретных договорах по инициативе и взаимному соглашению сторон.

Количество подлежащей передаче сельскохозяйственной продукции обязательно должно быть указано в договоре. В соответствии с общими положениями о купле-продаже, определённых в ст. 465 Гражданского Кодекса РФ, если договор купли-продажи не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным. Зерно, сахарная свекла, семена масличных культур, лен-долгунец, скот и птица, молоко, шерсть, предложенные к реализации, закупаются в полном объеме. Для реализации этого условия необходимо, чтобы оно было включено в договор контрактации.

Учитывая, что момент заключения договора контрактации отделен от момента его исполнения определенным (иногда значительным) промежутком времени и сторонам необходимо согласовать детали исполнения, простая письменная форма будет являться оптимальной для закрепления отношений сторон в целях дальнейшего надлежащего исполнения принятых ими на себя обязательств.

Часто закупки сельскохозяйственных продуктов производятся непосредственно в хозяйствах населения (например, ежедневный сбор молока, имеющегося в подсобных хозяйствах населения, закупка выращенных и собранных в личных подсобных хозяйствах плодов, овощей и т.д.). Сопоставление основных признаков договора контрактации с договором, заключаемым при закупке сельскохозяйственных продуктов непосредственно в хозяйствах населения, позволяет квалифицировать его как договор контрактации сельскохозяйственной продукции. Такой договор может заключаться устно, согласно п. 2 ст. 159 Гражданского Кодекса РФ.

УДК 349.222 ББК 67.99 С-46

Скяева Светлана Руслановна, соискатель Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, преподаватель кафедры гражданского и предпринимательского права, e-mail.: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ КОНТРАКТАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ И ДОГОВОРА КОНТРАКТАЦИИ

(рецензирована)

В данной статье предпринята попытка определения особенностей правового регулирования отношений контрактации и проблемы разграничения договора поставки и договора контрактации.

Ключевые слова: договор контрактации, договор поставки, правовое регулирование отношений, контрактация.

Skyaeva Svetlana Ruslanovna, seeker of the North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov, lecturer of the Department of Civil and Business law, e-mail.: [email protected].

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF CONTACTING RELATIONS AND PROBLEMS OF DIFFERENTIATION OF DELIVERY CONTRACT AND CONTRACTING AGREEMENT

This article attempts to determine the characteristics of legal regulation of contracting and problems of distinguishing the delivery contract and the agreement of contracting.

Keywords: contracting agreement, supply contract, legal regulation of relations, contracting.

Отношения контрактации близки к отношениям поставки, поэтому при их регулировании и дефиците правил § 5 гл. 30 ГК применяются правила § 3 гл. 30 ГК, а если речь идет о контрактации для публичных нужд - § 4 гл. 30 ГК (п. 2 ст. 535 ГК).

Сам § 5 гл. 30 ГК располагает крайне незначительным числом правил, суть которых - в следующем.

Договор контрактации - разновидность договора купли-продажи. Отношения в рамках такого договора регулируются статьями 535-538 Гражданского кодекса РФ. Если данными положениями не предусмотрено иное, то на договор контрактации распространяются и общие положения о договоре купли-продажи (п. 5 ст. 454 Гражданского кодекса РФ). Кроме того, к отношениям по договору, не урегулированным статьями 535-538 Гражданского кодекса РФ, применяются правила договора поставки или поставки для государственных нужд (п. 2 ст. 535 Гражданского кодекса РФ).

По договору контрактации производитель выращенной (произведенной) им сельхозпродукции обязан передать ее заготовителю, закупающему такую продукцию для ее последующей переработки или реализации (п. 1 ст. 535 Гражданского кодекса РФ).

Сельхозпродукция передается в оговоренном договором количестве и ассортименте (ст. 537 Гражданского кодекса РФ) и в оговоренный договором срок.

Заготовитель по общему правилу обязан принять продукцию по месту ее заготовления и обеспечить вывоз. Если же продукция принимается в другом оговоренном договором месте, заготовитель не вправе отказаться ее принять. Об этом сказано в статье 536 Гражданского кодекса РФ.

Прежде чем говорить о налоговых последствиях сделки контрактации, разберем некоторые юридические аспекты, которые в будущем помогут ответить на вопросы, связанные с налогообложением доходов и расходов в рамках договора.

Согласно гражданскому законодательству, продавцом является производитель сельскохозяйственной продукции. При этом, даже если доля производства сельскохозяйственной продукции в общем объеме реализации у него менее 70 процентов, он может выступать стороной сделки по данному договору.

Покупателем же выступает любой субъект предпринимательской деятельности (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель). Главное, чтобы целью приобретения была переработка или продажа приобретенной у производителя сельхозпродукции, но никак не личное потребление.

Положения Гражданского кодекса РФ, регулирующие отношения в рамках договора, не дают уточнений, что понимать под сельхозпродукцией. Вероятно, под сельскохозяйственной продукцией следует понимать продукцию растениеводства и животноводства. А при возникновении вопросов обращаться к соответствующим классификаторам.

Следует отметить, что до сих пор ведутся споры о том, что понимать под объектом договора: будущую продукцию или же уже имеющуюся. Многие эксперты, как, впрочем, и некоторые суды (например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2009 г. №А46-9884/2009), придерживаются мнения, что по смыслу нормы статьи 535 Гражданского кодекса РФ предметом договора контрактации может быть только будущая продукция. Другими словами, договор контрактации должен быть заключен еще до получения урожая.

В таком договоре должны присутствовать:

Наименование (как минимум род и вид), ассортимент, количество (или способ его определения, ведь, как правило, объект договора - будущая сельхозпродукция) и цена (или порядок ее расчета), качество сельхозпродукции;

Место и срок передачи сельхозпродукции;

Ответственность сторон.

Ответственность производителя возможна лишь при наличии его вины (ст. 538 Гражданского кодекса РФ). Такая норма вполне логична. Ведь производитель не застрахован от таких природных катаклизмов, как засуха, наводнение, нашествие саранчи и т.д. Однако если производитель изначально заключил договор на нереальное количество сельхозпродукции, то и плохие погодные условия не избавят его от ответственности.

Дополнительным существенным условием договора контрактации (к наименованию предмета и количеству) по смыслу ст. 537 ГК является ассортимент сельхозпродукции, несогласование которого влечет незаключенность договора. Заготовитель обязан:

а) как правило (если иное не предусмотрено договором), принять продукцию в месте ее нахождения и обеспечить ее вывоз (избавляя продавца от лишних хлопот);

б) принять продукцию, если она соответствует условиям договора и сдается в надлежащий срок продавцом в месте нахождения заготовителя или в ином указанном им месте;

в) согласно договору возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельхозпродукции за отдельную плату (ст. 536 ГК).

Ответственность всякого продавца-производителя (независимо от наличия у него статуса предпринимателя) перед заготовителем за всякое нарушение обязательства подчиняется началу вины (статья 538 ГК).

Субъективные начала ответственности заготовителя перед продавцом определяет п. 3 ст. 401 ГК за отсутствием иного в § 5 и § 3) гл. 30 ГК.

Особо регулируются отношения контрактации для публичных нужд. Правительство РФ или органы исполнительной власти субъектов Федерации (соответственно для формирования федерального и региональных фондов сельхозпродукции, сырья и продовольствия, далее -сельхозпродукция) формируют госзаказчиков и доводят до них объемы закупок и по-ставок по видам сельхозпродукции на предстоящие пять лет с ежегодным уточнением не позднее чем за шесть месяцев до начала года. Госзаказчики не позднее, чем за три месяца до начала года сообщают эту информацию избранным им товаропроизводителям (поставщикам).

Правительство РФ ежегодно устанавливают на сельхозпродукцию гарантированный уровень закупочных цен, обеспечивающий возмещение затрат и получение товаропроизводителями (поставщиками) дохода, достаточного для расширенного воспроизводства.

Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ до начала года:

а) определяют квоты для товаропроизводителей (поставщиков) на закупку сельхозпродукции по гарантированным ценам;

б) устанавливают нормативное соотношение между стоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из него продукции, а также предельный размер торговых надбавок к ценам на поставляемую готовую продукцию с учетом безубыточной ее реализации;

в) гарантируют товаропроизводителям (поставщикам) продукции растениеводства авансовые платежи (не менее 50% стоимости поставок, в том числе 25% после заключения госконтракта и 25% после завершения сева), а по продукции животноводства - выплату бюджетных дотаций.

Расчеты между покупателями сельхозпродукции и товаропроизводителями (поставщиками), находящимися на территории Российской Федерации, производятся по общему правилу по инкассо со сроком платежа 10 дней (а по скоропортящимся товарам - до 5 дней) с момента поступления документов в банк плательщика. За несвоевременную оплату

сельхозпродукции и за несвоевременное авансирование продукции растениеводства товаропроизводители (поставщики) взыскивают с покупателей в безакцептном порядке пени в размере 2% суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки, а при просрочке более 30 дней - в размере 3% (ст. 3-6, 8 Федерального закона о закупках и поставках сельхозпродукции).

Договор же поставки - один из наиболее часто применяемых в хозяйственном обороте договоров. Не будет преувеличением сказать, что договор поставки является важнейшей гражданско-правовой конструкцией в предпринимательской сфере, опосредующей движение товаров между всеми участниками хозяйственного оборота.

Являясь одним из видов договора купли-продажи, договор поставки в то же время имеет свои квалифицирующие признаки, что предопределяет применение к нему специальных правил, учитывающих его специфику.

В то же время правильная квалификация договора поставки зачастую вызывает сложности. Рассматривая конкретные правоотношения сторон сделки, не всегда просто отграничить договор поставки от смежных договорных конструкций (в частности, от иных видов купли-продажи). При этом как в теории гражданского права, так и в судебной практике можно обнаружить принципиально различные подходы при толковании и применении квалифицирующих признаков договора поставки.

Как свидетельствует судебная практика, в некоторых случаях возникают трудности при разграничении договора поставки и договора контрактации.

Так, по одному из дел суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск покупателя к поставщику, взыскав с последнего убытки в виде разницы между предусмотренной договором ценой недопоставленного подсолнечника и текущей ценой. При этом суды первой и апелляционной инстанций квалифицировали заключенный между истцом и ответчиком договор как договор поставки. Однако Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа Постановлением от 4 декабря 2002 г. по делу №Ф08-3553/2002 отменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части взыскания с ответчика убытков, указав, что судебные инстанции неверно квалифицировали заключенный между истцом и ответчиком договор. При сопоставлении условий договора по субъектному составу, предмету и целям, с учетом того, что поставщиком являлся сельхозпроизводитель, покупателем -предприниматель (лицо, осуществляющее закупку продукции с предпринимательской целью), предметом договора являлась сельхозкультура, и с учетом представленных ответчиком доказательств осуществления посевов подсолнечника, суд квалифицировал договор как договор контрактации. Поскольку согласно ст. 538 ГК РФ по договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции несет ответственность при наличии вины, а материалами дела подтверждено, что значительная часть урожая подсолнечника, подлежавшего передаче истцу, погибла в результате засухи, суд посчитал необоснованным взыскание с ответчика (поставщика) понесенных покупателем убытков.

Как видим, правильная квалификация договора в некоторых случаях имеет важнейшее практическое значение, влияя, в частности, на размер и условия наступления ответственности сторон по договору.

В теории отмечается, что «при разграничении договоров поставки и контрактации нужно учитывать профессиональную деятельность продавца и вид подлежащих передаче товаров. Продавцом по договору контрактации является производитель сельскохозяйственной продукции. Контрактируется при этом будущая сельскохозяйственная продукция, подлежащая выращиванию или производству и не прошедшая переработку».

Литература:

1. Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая, третья, четвертая) от 30 ноября 1994 г., от 26 января 1996 г., от 26 ноября 2001 г., от 18 декабря 2006 г. (с изм. и доп.) // Рос. газ.- 2011.- №272 (2 дек.).

2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / под ред. О.Н. Садикова.- Москва: КОНТРАКТ: ИНФРА-М, 2006.

3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина.- Москва: Юрайт-Издат, 2006.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (с изм. и доп.).- Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

5. О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки: постановление Пленума Высшего Арбитражного

Суда РФ от 22 октября 1997 г. №18 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.- 1998.- №3.

6. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2009 г. №А46-9884/2009.- Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

7. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 декабря 2002 г. по делу №Ф08-3553/2002.- Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

8. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28

октября 2008 г. №Ф08-6239/2008.- Режим доступа: справочно-правовая система

«КонсультантПлюс».

on January 26, 1996, of November 26, 2001, of December 18, 2006 (amended and add.) / / Russian newspaper. - 2011. - №272 (December 2).

2. Comments on the Civil Code of the Russian Federation, the second part (itemized) / / Ed. O.N. Sadikova. - M.: Contract: INFRA-M, 2006.

3. Comments on the Civil Code of the Russian Federation, the second part (itemized) / / Ed. T.E. Abova, A. Y. Kabalkina. - M. : Youwrite-izdat, 2006.

4. The Tax Code of the Russian Federation (Part II) of 5 August 2000. №117-ФЬ (amended and add.). - Mode of access: “Consultant Plus”.

5. On some issues related to the application of the provisions of the Civil Code on the delivery contract: resolution of the Plenum of the Supreme Arbitration Court on October 22, 1997 №18 / / Bulletin of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation. - 1998.-No. 3.

6. Resolution of the Eighth Arbitration Court of Appeal of 28 September 2009 №A46-9884/2009.-Mode of access: SLS “ConsultantPlus”.

7. Resolution of the Federal Arbitration Court of the North Caucasus region of 4 December 2002, the case number F08-3553/2002.-Mode of access: SLS “ConsultantPlus”.

8. Resolution of the FAC of the North Caucasus region from October 28, 2008 №F08-6239/2008.-Mode of access: SLS “ConsultantPlus”.

Правовое регулирование:

1. Гк (п. 2 статьи 535 ГК РФ: 2. К отношениям по договору контрактации, не урегулированным правилами настоящего параграфа § 5. Контрактация, применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 524), а в соответствующих случаях о поставке товаров для государственных нужд (статьи 525 - 534).

2) Договором контрактации могут регулироваться отношения по закупкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд (п. 2 ст. 535 ГК). Указанные правоотношения в настоящее время регулируются Федеральным законом "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».

Самостоятельный характер договора контрактации по отношению к договору купли-продажи и к договору поставки в юридической литературе объяснялся главным образом тем, что сельскохозяйственная продукция производится на земле, составляющей исключительную собственность государства, за которым по этой причине признавалось право вводить обязательность сдачи ему выращенной сельскохозяйственной продукции на условиях, им установленных <1> См.: Иоффе О.С. Указ. соч. С. 284.

Понятие.

Договором контрактации признается такой вид договора купли-продажи, по которому продавец - производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию покупателю-заготовителю, в качестве которого выступает лицо, осуществляющее закупки такой продукции для переработки и продажи, а заготовитель обязуется оплатить полученную сельскохозяйственную продукцию (п. 1 ст. 535 ГК).

Правовая цель договора - приобретение заготовителем продукции; для ее последующей переработки или продажи. В отношениях по контрактации правовое значение имеют также цели приобретения заготовителем сельскохозяйственной продукции (для ее переработки или продажи). Если покупатель приобретает сельскохозяйственную продукцию для ее потребления или для иных целей, не связанных с ее переработкой или продажей, отношения сторон не могут регулироваться договором контрактации.

Признаки д-ра: Этот договор - возмездный, консенсуальный, взаимный (двусторонний).

Субъекты договора:

1) продавец - производитель сельскохозяйственной продукции. Таковым признаются сельскохозяйственные коммерческие организации:

· хозяйственные общества,

· товарищества,

· производственные кооперативы,

· а также крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие предпринимательскую деятельность по выращиванию или производству сельскохозяйственной продукции.

2) покупатель – это заготовитель, т.е. коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель, осуществляющие профессиональную предпринимательскую деятельность по закупкам сельскохозяйственной продукции для ее последующей продажи либо переработки. К числу заготовителей по договору контрактации могут быть отнесены:

· мясоперерабатывающие комбинаты,

· молокозаводы,

· фабрики по переработке шерсти и т.п.,

· а также оптовые торговые организации,

· заготовительные организации потребительской кооперации.

Объекты:

Объект договора - сельскохозяйственная продукция, произведенная (выращенная) в хозяйстве ее производителя. Речь идет о такой продукции, которая непосредственно выращивается (зерно, овощи, фрукты и т.п.) или производится (живой скот, птица, молоко, овечья шерсть и т.п.) в сельскохозяйственном производстве.

По договору контрактации не могут реализовываться товары, представляющие собой продукты переработки выращенной (произведенной) сельскохозяйственной продукции, например масло, сыр, консервированные овощи или фруктовые соки. Реализация таких товаров должна осуществляться по договорам поставки.

Предмет: сельскохозяйственная продукция, произведенная (выращенная) в хозяйстве ее производителя.

Существенные условия договора:

· предмет

· количество сельскохозяйственной продукции

· ассортимент сельскохозяйственной продукции, подлежащей передаче заготовителю

При их отсутствии в тексте договора он должен признаваться незаключенным

Статья 536. Обязанности заготовителя

1. Если иное не предусмотрено договором контрактации, заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз.

2. В случае, когда принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте, заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок.

3. Договором контрактации может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором.

Статья 537. Обязанности производителя сельскохозяйственной продукции

Производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации.

Ответственность:

Статья 538. Ответственность производителя сельскохозяйственной продукции

Производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины.

Договор контрактации регулирует отношения по заготовке сельскохозяйственных продуктов и сырья. Договор контрактации - один из видов купли-продажи, тесно связанный с договором поставки. К отношениям по контрактации применяются нормы о договорах поставки (п.

2 ст. 478 ГК). Наряду с ГК отношения по контрактации регулируются рядом отдельных нормативных актов, применяемых чаще к поставке конкретной сельскохозяйственной продукции. Следует отметить, что такого рода нормативные акты чаще регулируют отношения по заготовке сельскохозяйственной продукции для нужд государства. Особенностью этих договоров контрактации является участие государства в лице уполномоченных органов в качестве стороны-заготовителя. Это, например: Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 8 апреля 1993 г. N 279 "О закупке сортовых и гибридных семян зерновых, зернобобовых, масличных культур и трав в государственные ресурсы из урожая 1993 года"; Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 8 сентября 1994 г. N 1013 "О порядке заготовок зерна для государственных нужд урожая 1994 года"; Распоряжение Премьер-Министра Кабинета Министров Казахской ССР от 19 апреля 1991 года N 62-Р " О сдаче племенного скота" и др.

Договор контрактации является возмездным, консенсуальным и взаимным.

Отличие же от других видов купли-продажи, в том числе и от договора поставки, состоит в субъектном составе и предмете.

В соответствии со ст. 478 ГК в договоре контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

Следовательно, сторонами договора контрактации продавцом является производитель сельскохозяйственной продукции и заготовитель-контрактант. В качестве поставщиков выступают сельскохозяйственные организации - фермы, товарищества и т.п., в качестве - покупателей предпринимателизаготовители. По мнению некоторых авторов, государство и граждане, не имеющие статуса предпринимателя, не могут участвовать в договоре контрактации.1 Данное мнение, на наш взгляд, является спорным, так как возможны случаи закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, тогда стороной выступает государство, интересы которого представляют специальные лица - государственные заказчики уполномоченные органы.

В качестве продавца в договоре контрактации может выступать субъект, который непосредственно занимается производством сельскохозяйственной продукции. Обычно это индивидуальные предприниматели, главы крестьянских или фермерских хозяйств, или коммерческие организации, уставная деятельность которых есть сельскохозяйственное производство. Поэтому, если реализация сельскохозяйственной продукции, произведенной кем-либо другим, будет осуществляться в форме договора поставки или купли-продажи, но не контрактации. Заготовителем, контрактантом также является своеобразный субъект, специализирующийся на переработке, заготовке именно сельскохозяйственной продукции.

Предметом договора контрактации может быть любая продукция сельскохозяйственного производства (растениеводства, животноводства, звероводства и т.д.).

Предметом ("продукцией") являются вещи, определяемые родовыми признаками, причем не все, а только произведенные или выращенные поставщиком (например, не арбузы вообще, а лишь выращенные данным хозяйством).

Особенности данного договора состоят в том, что продукция, являющаяся предметом договора контрактации, закупается для последующей переработки или продажи (п. 1 ст. 478 ГК). Объектом договора контрактации может быть не только сельскохозяйственная продукция или сырье (к примеру, мясо), но и продукты их переработки (например колбасные изделия). В большинстве случаев контрактуются будущие товары урожай, приплод, которых еще не существует на момент заключения договора. Однако в отношении продажи продуктов переработки сельскохозяйственного сырья моменты заключения и исполнения договора контрактации иногда могут и совпадать. Определение предмета договора контрактации производится с помощью двух критериев: во-первых, это продукция, полученная в такой отрасли экономики, как сельское хозяйство. Во-вторых, это продукция, полученная методами агро- и зоотехники, обычно применяемыми в сельском хозяйстве, т.е. путем выращивания или сбора с использованием природы (земли, флоры, фауны) как важнейшего фактора производства. Лишь совокупность двух указанных критериев позволяет более или менее четко обрисовать предмет договора контрактации.

Цена не является существенным условием договора контрактации, так же как и поставки. Ее определение производится по общим правилам, предусмотренным для купли-продажи.

Определение срока договора контрактации для контрактации не столь важно, ибо часто сроки заключения и исполнения договора контрактации не совпадают: продукцию необходимо произвести (вырастить), кроме того, следует учитывать такую важную особенность сельского хозяйства, что производство, выращивание его продукции находятся в прямой зависимости от естественно-природных факторов. Так, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 8 сентября 1994 г. N 1013 "О порядке заготовок зерна для государственных нужд урожая 1994 года" поставка зерна хлебоприемным предприятиям в целях обеспечения его подработки и сохранности должна быть осуществлена в период уборочных работ, либо непосредственно после их завершения, независимо от состояния расчетов за него.

Обязанности производителя сельскохозяйственной продукции заключаются в передаче заготовителю произведенной продукции. Единственная особенность условия о передаче товара в договоре контрактации связана с необходимостью передать его в согласованном ассортименте.

Обязанности заготовителя сводятся к принятию товара и его оплате. В отличие от общих норм, применяемых к купле-продаже, заготовитель, как правило, обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения, и обязан обеспечить ее вывоз за пределы хозяйства производителя (п. 1 ст. 479 ГК). Если договором предусмотрено принятие сельскохозяйственной продукции в месте нахождения заготовителя (или ином указанном им месте), он не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок (п. 2 ст.479 ГК). Дополнительные обязанности заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, могут предусматривать возврат производителю отходов такой переработки за соответствующую плату.

Обязанность оплаты приобретаемой сельскохозяйственной продукции определяется по общим нормам § 3 главы 25 ГК о поставке и § 1 той же главы о купле-продаже. На практике оплата обычно осуществляется авансом (полностью или частично), что позволяет производителям финансировать процесс производства продукции.

Особенностью договора контрактации в отличие от других договоров поставки является наступление ответственности. В отступление от общего правила об ответственности предпринимателей за нарушение обязательств на началах риска, т.е. независимо от вины, ГК предусматривается для производителя сельскохозяйственной продукции ответственность только за вину. Производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины (ст. 481 ГК). В то же время заготовитель отвечает за нарушение условий договора на общих основаниях для предпринимателей, т. е. его ответственность строится на началах риска. Исключением из этого правила является наступление ответственности при участии государства в качестве заготовителя. Заготовитель - госорган по договору закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, так же как и производитель, отвечает только за вину.

Договор контрактации представляет собой разновидность поставки товаров, поэтому к нему применяются положения о договоре поставки. Он также имеет длительную историю в отечественной правовой системе, восходящую к первой половине прошлого века. Первыми нормативными правовыми актами, регулировавшими отношения по поставке сельскохозяйственной продукции на тот период времени, были постановление Совета труда и обороны от 14 декабря 1928 г. «О контрактации продуктов сельского хозяйства в 1928/29 г.» и постановление СНК СССР от 7 октября 1929 г. «О контрактации продуктов сельского хозяйства».

В настоящее время данные отношения регулируются нормами ГК РФ, Федеральными законами от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» и от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляются на основе отдельных положений Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717.

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ). Гражданское законодательство в этой сфере гарантирует свободное перемещение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Предметом в договоре контрактации может выступать исключительно продукция сельскохозяйственного производства. Перечень такой продукции можно найти в подзаконных нормативных актах. Так, постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458 утвержден Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, а постановлением Правительства РФ от 11 июня 2008 г. № 446 - Перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители.

В связи с этим некоторые авторы отмечают, что особенности договора контрактации обусловлены именно спецификой предмета договора, а точнее спецификой его производства, и влияют на формирующиеся отношения между сторонами . С этим можно согласиться, поскольку производство сельскохозяйственной продукции обладает рядом специфических особенностей: зависимость от погодных условий, сезонный характер процесса, что ставит производителя сельскохозяйственной продукции в разряд более незащищенной стороны. В научной литературе обращается также внимание на то, что предметом обязательства в договоре контрактации может быть только «сельскохозяйственная продукция в натуральном виде», т.е. непереработанная .

К этому следует добавить, что в договоре контрактации обязательство возникает по поводу продукции, которая только будет произведена (выращена) в будущем, но которой по факту нет у сельхозпроизводителя, и он обязуется ее вырастить (произвести) самостоятельно. Это очень существенный момент, имеющий значение в правоприменительной практике.

Так, в одном случае суд отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку в договоре не было указанно условие о передаче в качестве платежа выращенной продукции (фактически в качестве оплаты передавалась пшеница), и в связи с этим счел правоотношения контрактации между сторонами не возникшими (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2008 г. № Ф04-7577/2008(17128-А45-17)).

В другом случае при разрешении спора в суде выяснилось, что договор купли- продажи товарной сои заключен после ее уборки. Суд, исходя из анализа ст. 535 ГК РФ, пришел к выводу о том, что заключение договора контрактации должно предшествовать периоду выращивания или производства сельхозпродукции и ее передаче заготовителю, а следовательно, предметом договора контрактации должен быть будущий урожай (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24 января 2007 г. № Ф08-7234/2006).

В третьем случае между сельскохозяйственным кооперативом и заготовителем был заключен договор, согласно которому кооператив обязался поставить заготовителю овощные консервы, произведенные путем переработки покупного сырья (производством собственного сырья, необходимого для выработки консервов, кооператив не занимался). Поскольку поставка была просрочена, заготовитель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков. Суд первой инстанции в иске отказал, сославшись на то, что поскольку кооператив, являющийся сельскохозяйственным производителем, обязался поставить заготовителю продукцию собственного изготовления, данные правоотношения следует квалифицировать как договор контрактации, согласно которому кооператив должен нести имущественную ответственность лишь при наличии вины. Из материалов дела следует, что нарушения обязательства со стороны кооператива не было.

Суд кассационной инстанции решение отменил и удовлетворил иск исходя из следующего. Предметом настоящего договора действительно была продукция, которую должен был произвести сельскохозяйственный кооператив, занимающийся выращиванием и переработкой сельхозпродукции. Поэтому если бы кооператив обязался поставить консервы, произведенные в результате переработки выращенной им же продукции, договор мог быть квалифицирован как контрактация. Однако в данном случае кооператив должен был перерабатывать «чужое» сырье. Сама по себе деятельность по переработке сельскохозяйственной продукции не является гой рисковой деятельностью, которая порождает экономическое неравенство производителя. Она находится за рамками института контрактации. Следовательно, имеет место обычный договор поставки, и кооператив должен нести ответственность на общих основаниях независимо от вины .

Специфическими для договора контрактации являются также стороны договора. В качестве сторон договора контрактации выступают производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) и заготовитель (покупатель). Заготовителем является лицо, осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции в предпринимательских целях, им могут быть коммерческие организации, индивидуальные предприниматели и публичные образования в лице соответствующих органов. В последнем случае речь идет о контрактации для публичных нужд, она осуществляется в целях удовлетворения сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием федеральных потребностей и потребностей субъектов РФ, выполнения федеральных программ развития агропромышленного производства, других экономических и социальных программ, направленных на снабжение населения продовольствием, обеспечения экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, формирования государственных резервов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечения необходимого уровня продовольственного снабжения сил обороны и государственной безопасности и т.д.

В Российской Федерации устанавливаются два уровня формирования заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных государственных нужд (федеральный фонд); региональных государственных нужд (региональные фонды).

Сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, поступившие в федеральный фонд, являются собственностью Российской Федерации независимо от места их хранения, а сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, поступившие в региональные фонды, - собственностью субъектов РФ. Государственные заказчики не позднее чем за три месяца до начала года сообщают товаропроизводителям (поставщикам) объемы закупок и поставок по видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Продавцом в договоре контрактации выступает производитель сельскохозяйственной продукции. Словосочетание «сельскохозяйственный товаропроизводитель» появилось в научном и практическом обиходе сравнительно недавно и неоднозначно трактуется как в законодательстве, так и в теоретических исследованиях. Впервые о нем было сказано в Федеральном законе от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», и его смысл не менялся при всех изменениях и дополнениях данного Закона. В абз. 7 ст. 1 Закона сельскохозяйственный товаропроизводитель определялся как физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.

В ст. 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:

  • 1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;
  • 2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Таким образом, в разряд сельскохозяйственных товаропроизводителей попали садоводческие и огороднические потребительские кооперативы, но нс попали дачные потребительские кооперативы, а также садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие партнерства. Во всяком случае, такой вывод можно сделать при системном толковании указанных норм и ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»;
  • 3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В соответствии со ст. 537 ГК РФ производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации. Количество товаров как составляющее предмета договора является существенным условием договора контрактации. Заготовитель, в свою очередь, обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз, также договором может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором (ст. 556 ГК РФ).

Ответственность по договорам на закупку сельскохозяйственной продукции. Общепризнанно, что существенное значение для специфики регулирования отношений по договору контрактации имеет норма об ответственности производителя сельскохозяйственной продукции . Производитель сельскохозяйственной продукции, нс исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины (ст. 538 ГК РФ). Сельскохозяйственный товаропроизводитель гарантированно не несет ответственность только в случае, если надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, что является общим правилом для лиц при осуществлении предпринимательской деятельности.

В судебной практике отдельно разъяснены вопросы ответственности государственных заказчиков за несвоевременную оплату производителям закупленной у них для государственных нужд сельскохозяйственной продукции (см. письмо ВАС РФ от 19 августа 1994 г. № С1-7/ОП-587).

  • Кузнецова Л. В. Договор контрактации: история и современность // Вестник ФАСЗападно-Сибирского округа. 2005. № 6. С. 42.
  • Лурье С. М., Козырь М. М. Договорные отношения сельскохозяйственных предприятийв СССР. Теория и практика. М., 1974. С. 129.
  • Каламанова Е. Договор контрактации: определение, права и обязанности сторон //Финансовая газета. 2006. № 2. С. 32.
  • Дикарев С. В. Ответственность по договорам на закупку сельскохозяйственной продукции: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 8-10.