Передача в частную собственность государственных предприятий. Передача государственного имущества в частную собственность называется

Верны ли следующие суждения о частной собственности?

А. Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией.
Б. Частная собственность является основой командной экономики.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

РЕШЕНИЕ:

Командно-административная экономика (Плановая, централизованная).
Признаки:
Государство распоряжается всеми хозяйственными ресурсами и организует производство товаров в соответствии с заранее принятым им планом. Над составлением этого плана работает огромный бюрократический аппарат.
Государство является собственником всех средств производства.
Управление экономикой осуществляется при помощи командно-административных методов (приказы, контроль, наказание, поощрение).
Самостоятельность товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции, отсутствует, поскольку такого рода решения принимаются центральными государственными органами. Цены также назначаются государством и не зависят от наличия или отсутствия спроса и предложения на тот или иной вид товара. Фактически имеет место диктат производителя над потребителем.
Большая часть прибыли, получаемой предприятием, уходит в государственный бюджет, а каждый работник, занятый на производстве, получает строго фиксированную сумму заработной платы. Экономическое положение производителей при данной системе мало зависит от их инициативы и предприимчивости, они теряют стимулы к эффективной работе. Негибкость командной системы приводит к застою экономики и дефициту потребительских товаров на прилавках.
Таким образом, основа командной экономики - государственная собственность.
Национализация - передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам.

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Комментарий к статье 217

1. Приватизация представляет собой процесс перехода имущества, находившегося в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность.
Учитывая, что прежний хозяйственный уклад был основан на преобладании государственной собственности, приватизация приобрела черты чрезвычайно масштабного явления, охватившего все сферы хозяйства и определившего многие черты экономики.
Сама по себе норма ст. 217 ГК лишь указывает на возможность приватизации и отсылает к законам о приватизации.
2. Из ст. 217 ГК следует, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в частную собственность. Очевидно, что законодатель, исходя из того понимания права собственности, которое дано в ст. 209 ГК, определяет приватизацию как право собственника распорядиться имуществом. Однако законами и иными правовыми актами о приватизации было установлено право тех лиц, которые выступали как покупатели приватизируемого имущества, требовать приватизации. Таким образом, наряду с правом собственника передать имущество из государственной (муниципальной) собственности в частную собственность возникло также право частного лица, отвечающего установленным законом условиям, требовать приватизации имущества.
Первоначально приватизация сочетала как инициативу государства, так и инициативу частных лиц.
3. Приватизация является специальным, особым способом прекращения и приобретения права собственности, поэтому законы и иные нормативные акты о приватизации действуют в изъятие из общих норм ГК о возникновении и прекращении права собственности. И лишь постольку, поскольку законами и иными нормативными актами о приватизации не урегулированы конкретные отношения, применяются соответствующие нормы ГК.
Кроме того, органы государственной власти, действующие от имени государства, органы местного самоуправления в процессе приватизации, как это присуще публичным органам, подчиняются специальным правилам и процедурам, определяющим их деятельность. Поскольку эти правила охватывают совершение сделок приватизации, они являются обязательными и для покупателей (приобретателей) государственного (муниципального) имущества, а нарушение установленных правил влечет за собой недействительность сделок приватизации.
4. В ст. 217 ГК указано, что приобретателями государственного (муниципального) имущества являются граждане и юридические лица. Законодателем здесь использовано определение из п. 1 ст. 213 ГК. Очевидно, что имеются в виду граждане и юридические лица - частные собственники. Но, если по общему правилу любое юридическое лицо является частным собственником, поскольку оно не относится к числу предприятий и учреждений, указанных в п. 4 ст. 214 ГК, для целей приватизации частным собственником, имеющим право приобрести имущество в порядке приватизации, являются те юридические лица, в том числе хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля государства не превышает установленного размера (25%).
5. Приватизация государственного или муниципального имущества осуществляется возмездно. Цена приватизируемого имущества определяется в соответствии с Правилами определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2002 г. N 369.
Приватизация имущества без указания его стоимости недопустима.
Применение иных средств платежа, кроме валюты РФ (например, акций, векселей и т.д.), для приобретения имущества в порядке приватизации не допускается. Если такие условия предусмотрены сделкой о приватизации, то такая сделка является незаконной (ничтожной).
6. Приватизация земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы, природных ресурсов, государственного и муниципального жилищного фонда, государственного резерва, государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, безвозмездная передача в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, передача государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений, передача государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, продажа государственного и муниципального имущества на основании судебного решения, приватизация акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом регулируется не законом о приватизации государственного и муниципального имущества, а иными законами и нормативными актами.
В частности, Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 г. N 1541-1 сохраняет принцип безвозмездной передачи жилых помещений из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан.
7. Одним из наиболее сложных вопросов является вопрос о сфере действия нормы ст. 217 ГК. Преобладает мнение, что любая сделка, в результате которой прекращается право государственной или муниципальной собственности на конкретный объект и возникает право частной собственности на этот объект, является незаконной, если при этом нарушен порядок, установленный законодательством о приватизации. В частности, как правило, признаются ничтожными договоры мены, по которым частный собственник, получив тот или иной объект в собственность, взамен передает равнозначные объекты в государственную или муниципальную собственность.
Не находят поддержки в судах и такие договоры, в результате которых возникает общая собственность на объект, который до того находился в исключительной государственной (муниципальной) собственности. Например, если заключен договор о перестройке (реконструкции, пристройке) здания, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, в результате которого новый объект большей площади и реконструированный оказывается в общей собственности, причем долю в собственности имеет гражданин или частное юридическое лицо, то суды нередко признают такие договоры не соответствующими законодательству о приватизации и ничтожными.
Между тем в данном случае есть основания полагать, что если договор в целом не преследует цели перехода имущества в частную собственность, а имеет иные цели - инвестиции в городское хозяйство и т.п., то такой договор может быть квалифицирован как договор, не являющийся договором о приватизации.
Необходимо отметить, что норма ст. 217 ГК не исключает иных способов распоряжения государственным (муниципальным) имуществом, если отношения сторон не охватываются целями приватизации. Из нормы ст. 217 ГК трудно сделать вывод, что такие договоры, как, например, договор мены или договор простого товарищества, т.е. возмездные договоры, не являющиеся договорами приватизации, в принципе запрещены для публичных собственников.
Конечно, если возник спор, суд обязан проверить, не совершена ли конкретная сделка в обход законодательства о приватизации. Если такое заявление подтвердится, то такой договор будет ничтожным в силу п. 2 ст. 170 ГК как притворная сделка.
8. Законодательство о приватизации состоит из Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных актов. Нормы о приватизации, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать Закону о приватизации.
Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации (п. 3 ст. 4 Закона о приватизации).
9. На практике возникают вопросы, связанные с определенными коллизиями между федеральным законодательством и местными актами о приватизации.
Конституционным Судом РФ в Определении от 15 июня 1999 г. N 64-О "По делу о проверке конституционности пунктов 4.9 и 4.10 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 года N 1535 "Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года" подтверждено право органов местного самоуправления устанавливать условия и порядок определения цены приватизируемого муниципального имущества.
ВАС РФ также исходит из того, что при продаже приватизируемых объектов муниципальной собственности органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять выкупную стоимость нежилых помещений и в том случае, если федеральным законодательством установлен иной порядок определения выкупной цены (п. 16 информационного письма от 21 февраля 2001 г. N 60 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации").
Иные вопросы приватизации муниципального имущества, в частности круг объектов, подлежащих приватизации, также относится к компетенции органов местного самоуправления.
Если органами местного самоуправления не приняты акты, определяющие порядок приватизации, а также в части, не урегулированной нормативными актами органов местного самоуправления, действуют соответствующие федеральные нормативные акты.
10. Ранее принятые федеральные нормативные правовые акты, регулирующие отношения приватизации, действуют в части, не противоречащей Закону о приватизации до принятия соответствующих федеральных законов или нормативных правовых актов.
В частности, эти нормативные акты действуют в части установления условий и порядка приватизации, поскольку это не исключается Законом о приватизации. В то же время установление объектов, подлежащих приватизации, относится к компетенции Российской Федерации, субъектов федерации, органов местного самоуправления.
Глава 14. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Американская модель - это либеральная рыночно- капиталистическая модель, предпо­лагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно- конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расшире­ние конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смяг­чающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государ­ство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыноч­ных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализа­ции экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском об­ществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и пра­вовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйст­венного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с дру­гой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государ­ства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государ­ства в экономику.

Японская модель - это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государст­венного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением кор­поративного начала.

Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государствен­ной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономиче­ской жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются.

18.Сущность, значение и структура отношений собственности. Основные режимы прав собственности и их последствия.

во первых: в своих исследованиях Рональд Коуз и Армен Алчиан оперируют не привычным для нас понятием собственности, а используют термин право собственности. Не ресурс сам по себе является собственностью, а пучок или доля прав по использованию ресурса -вот что составляет собственность.

Права собственности это права контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды.

Отношения собственности – это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Иными словами,обеспечение прав собственности предусматривает исключение других лиц из числа пользователей ограниченных ресурсов.

Экономическая теория рассматривает различные режимы прав собственности:

Частная собственность. В этом случае исключительными правами пользуются отдельные индивиды.

Государственная собственность. Исключительные права принадлежат государству, или точнее тем, кто его контролирует.

Коммунальная собственность. Исключительные права принадлежат некоему сообществу людей, которые контролируют доступ к ресурсу.

Общая собственность, или свободный доступ.

19.Сущность и цели национализации и приватизации собственности.

1. Передача из частной собственности в собственность государства предприятий и целых отраслей экономики, земель, банков, жилых и общественных зданий. Словарь Ожегова

2. Отчуждение или передача имущества частных лиц в собственность государства. Может осуществляться безвозмездно на основе государственных актов или посредством выкупа имущества компаний, фирм, домашних хозяйств. Н. производится в отраслях производства, которые становятся неэффективными, нерентабельными, но в то же время имеют важное значение для государства. Экономический словарь

3. Мера социально-экономической политики государства, в силу которой имущество, находящееся в частной собственности, передается в собственность государства; одно из оснований прекращения права собственности. Право государства на Н. частной собственности, в том числе и принадлежащей иностранцам, является бесспорной прерогативой суверенного государства. В демократических государствах Н. производится только на основании закона и при условии адекватной компенсации собственнику национализируемого имущества. Юридический словарь

4. НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (от лат. Natio) - народ. - процесс перехода в собственность народа.

Выделяя суть, можно сказать, что национализация есть процесс перехода собственности из частных рук в пользу государства. Национализация, как явление свойственно не только социалистическим государствам, но и капиталистическим странам с демократической формой правления. В частности, национализация в этих странах может проводиться в случае военных действий.; в случае неминуемого банкротства предприятий и т.д. Национализация может быть осуществлена путем денежного выкупа у частного собственника, либо в форме экспроприации, т.е. безвозмездно.

1. (от лат. privatus - частный) - передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Юридический словарь

2. (от лат. privatus - частный) - передача государственного или муниципального имущества за плату либо безвозмездно в собственность частных лиц и организаций. Совпадает с понятием денационализации . Юридический словарь

3. Передача государственной или муниципальной собственности в частную собственность (безвозмездно или за плату). Словарь Ефремовой

4. Приватизация - форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки (разгосударствление).

Приватизация, в основном, характерна для стран с переходной экономикой. Ярким примером могут служить страны бывшего социалистического лагеря. Тем не менее, приватизация может проходить и в государствах с рыночной экономикой. В этом случае она имеет название повторной приватизации. Это значит, что отрасли, которые были ранее национализированы, при наступлении "лучших времен" вновь переходят в частную собственность. Повторная приватизация имела место в ХХ столетии в Англии с железными дорогами, сталелитейной промышленностью, во Франции с предприятиями угольной отрасли, авиакомпаниями, страховыми компаниями.

Изменение форм собственности . Экономическое развитие общества в ряде случаев делает необходимым переход (трансформацию) одной формы собственности в другую. В условиях рыночной экономики трансформация видов и форм собственности возможна в результате осуществления национализации и приватизации. Переход от одной формы собственности к другой может происходить эволюционным или революционным (насильственным) путем.

Национализация. Процесс превращения частной собственности в государственную собственность называется национализацией. Национализация может осуществляться различными путями: через безвозмездную экспроприацию; полный или частичный выкуп.

Наибольшего размаха национализация достигла в бывшем СССР. С октября 1917 г. в нашей стране началась ускоренная ликвидация частной собственности. Национализация осуществлялась методом полной и безвозмездной конфискации имущества.

В последующем в процессе дальнейшего обобществления экономика превратилась в государственную экономику. Огосударствление экономики - это выполнение государством чрезмерных, несвойственных ему функций. Огосударствление экономики привело к тому, что советская экономика стала неэффективной. В результате возникла объективная необходимость в проведении процесса разгосударствления экономики .

Разгосударствление означает передачу части функций государства в сфере хозяйственного управления предприятиям (организациям). В то же время разгосударствление не предполагает смены формы собственности.

Мировая практика свидетельствует, что национализация присуща и странам рыночной экономики. Она проводится в основном посредством выплаты денежных средств владельцам частных предприятий и организаций. Примером такой национализации может служить национализация частных предприятий в 30х годах XX века в Великобритании, Франции и других странах, а также национализация ряда отраслей в Великобритании в 1945-1951 гг. В частности, за 1945-1948 гг. в Великобритании были национализированы Английский банк, угольная промышленность, телеграфная и радиосвязь с заграницей, электроэнергетическая промышленность и транспорт, черная металлургия. В начале 80 x гг. во Франции было национализировано 9 промышленных групп и 36 частных банков.

В настоящее время в Гражданском кодексе Российской Федерации зафиксировано, что национализация в нашей стране может производиться только на основании закона с возмещением стоимости национализированного имущества и других убытков (п. 2 ст. 235, ст. 306 ГК РФ).

Приватизация. Приватизация - это передача объектов государственной собственности другим субъектам экономики (гражданам, предприятиям, организациям).

Приватизация предполагает смену формы собственности, переход от государственной к иным формам собственности (частной, смешанной). Объектами приватизации могут быть крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д. После приватизации имущество может стать собственностью отдельных граждан, банков, предприятий, акционерных обществ и т. д.

Масштабы приватизации в конкретной стране зависят от ряда факторов (экономических, политических). Существенное значение придается масштабам национализации в предыдущий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), приватизация большого размаха не приобрела. Напротив, в тех странах, где процесс национализации проводился активно (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.

В мировой практике известны две формы проведения приватизации:

Продажа государственного имущества;

Бесплатная передача государственного имущества.

Денежная приватизация получила достаточно широкое распространение в странах рыночной экономики, а также в некоторых странах с переходной экономикой. К наиболее распространенным способам приватизации в денежной форме относятся: полная продажа государственных предприятий частным лицам, допуск частного капитала в государственный сектор, продажа акций предприятий всем желающим, купля-продажа по конкурсу или на аукционах и т. д.

Конкурс (коммерческий ) - продажа государственных и муниципальных предприятий, а также активов ликвидированных предприятий при согласии покупателей на выполнение определенных условий. Победитель конкурса - участник, предложивший максимальную цену и согласившийся выполнить поставленные условия.

Инвестиционный конкурс проводится аналогично

коммерческому конкурсу. При подведении итогов инвестиционного конкурса учитываются объем и (или) сроки инвестиций в объект приватизации - в дополнение к выполнению (или взамен) инвестиционной программы продавца.

Коммерческий и инвестиционный конкурсы могут проводиться путем открытых торгов (проводятся аукционистом в присутствии претендентов) или закрытых торгов (закрытого тендера), когда предложения подаются в запечатанных конвертах.

Аукцион - продажа предприятий и их активов на открытых торгах без выполнения каких-либо условий. Покупатель, предложивший максимальную цену, становится собственником.

Выбор способов приватизации зависит от целого комплекса факторов (политических, юридических, институциональных и других).

Денежная приватизация позволяет получить дополнительный источник формирования доходов государственного бюджета, решить проблему его дефицита, повысить эффективность экономики в целом. Практически во всех развитых странах рыночной экономики проводимая приватизация способствовала сокращению

государственного сектора экономики, росту производительности труда, модернизации производства. В целом все эти меры содействовали росту эффективности национальной экономики. Так, в 80 e годы в Великобритании было приватизировано более 30% всех государственных корпораций. В результате этих мер число занятых в государственном секторе сократилось с 2 млн. до 700 тыс. человек. В процессе приватизации удалось добиться сокращения персонала, увеличения производительности труда, более широкого использования достижений науки и техники. Приватизация, проведенная во Франции в середине 80 x годов, распространилась на конкурентные предприятия. Это позволило продавать предприятия по рыночным ценам, что способствовало значительному пополнению государственного бюджета. В некоторых странах Восточной Европы (Венгрия, бывшая ГДР) также преобладала денежная форма приватизации.

Ряд стран Восточной Европы осуществили приватизацию путем бесплатного и уравнительного распределения среди взрослого населения специальных чеков, купонов. Этот метод приватизации применялся в Чехословакии, частично в Болгарии, Румынии, Польше.

В России приватизация осуществляется в два этапа:

I этап - чековый (ваучерный): 1992 - первая половина 1994 гг.;

На первом этапе приватизации использовались различные методы. Малые предприятия (магазины, рестораны, кафе, предприятия службы быта) переходили в частные руки в основном посредством продаж на аукционе или по конкурсу. Средние и крупные предприятия были приватизированы преимущественно через акционирование.

В процессе первого этапа приватизации определенное пополнение получил государственный бюджет. Приватизационные чеки, имея номинальную стоимость в 10 рублей, предоставлялись населению за 25 рублей. Надо отметить, что чековая приватизация не сделала основную массу населения собственниками. Поскольку чеки не были именными, то они сосредоточились в руках незначительной части общества. К тому же в большинстве случаев собственники акций не смогли в полной мере реализовать право собственности.

Второй этап приватизации имеет иной качественный характер. Теперь объекты государственной собственности переходят в частные руки по рыночным ценам. Средства, полученные от продажи принадлежащего государству имущества, поступают в консолидированный бюджет Российской Федерации. Данные, приведенные в таб.3.1. характеризуют результаты приватизации в России за 1993-1997 г.г. Всего за 1993-1997 г.г. изменили форму собственности 129,5 тыс. предприятий (объектов).

Вместе с тем надо отметить, что в ряде отраслей экономики приватизация носит ограниченный характер. В первую очередь это касается отраслей социальной сферы. Это объясняется большой социальной значимостью конечных результатов деятельности данной сферы экономики.

В отдельных странах происходит реприватизация - возврат национализированной собственности прежним собственникам. Реприватизация происходила в 80 e годы в ряде стран Западной Европы. В 90 e годы в некоторых странах Восточной Европы.

Приватизация объектов государственной собственности в бывших социалистических странах

Приватизация — это переход объектов из государственной собственности в частную. В обобщенном понимании приватизация представляется как составной элемент государственной политики дерегулирования экономики, ведущий к увеличению вклада частного сектора в хозяйственной развитие. В более узком понимании приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу. Приватизация предприятия не сводится к простой продаже имущества — она является инструментом дерегулирования экономики и означает продажу государством физическим и юридическим лицам прав собственности на имущество, а также прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельности предприятия.

Отметим, что существует практика возвращения имущества из государственной собственности их бывшим владельцам, которая называется реприватизацией. Так, например, реприватизируют в некоторых странах землю, ранее национализированную у иностранцев. Существует также процесс, обратный приватизации — это национализация — переход частной собственности в собственность государства. Объектами могут быть земля, промышленные предприятия, банки, транспорт, связь. Как правило, реприватизация затрагивает отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений. Отдельные государства прибегают к национализации в периоды кризисных потрясений, войн и других форс-мажорных обстоятельств.

Приватизация активно проводилась в Европе в 80-е гг. XX века. Так, в Великобритании в этот период было распродано 16 из 51 государственных корпораций. Аналогичные процессы наблюдались во Франции, где приватизация в 80-е гг. довольно быстро сменила национализацию, так как экономическое положение страны требовало повышения показателей развития экономики, в результате чего частный сектор пополнился 1100 предприятиями, входившими в состав 12 групп .

Феномен приватизации как политического и социально-экономического процесса перехода имущества из общественной, государственной, церковной, коллективной собственности в частную известен в истории человечества на протяжении нескольких веков. Во многих странах в период абсолютизма разделения между имуществом монархов и государственным имуществом не было. Поэтому переход королевских земель в частную собственность во время буржуазных революций в Европе был своеобразной приватизацией. Раздел и распродажа церковных и монастырских земель во время Французской революции также были приватизацией. Следует отметить, что в России приватизация проводилась еще Петром I. По его указу на льготных условиях были отданы в частные руки около трех десятков промышленных предприятий. Основные побуждающие мотивы — развитие предпринимательского духа в обществе и привлечение частного капитала к производительному использованию. Как своеобразную приватизацию можно рассматривать наделение крестьян землей при осуществлении Великой реформы 1861 г. за счет ранее не разделенных пахотных земель и угодий поместий. Наконец, наши современники были свидетелями и участниками самой массовой приватизации в истории человечества — передачи государственного имущества в бывших европейских социалистических странах и республиках бывшего СССР в частные руки.

Работа над проблематикой приватизации невозможна без ясного понимания такого феномена, как «собственность», так как приватизация есть не что иное, как передача объектов из собственности государственной в собственность частную. Проблема собственности разработана достаточно подробно К. Марксом, на чем во многом и сегодня основывается понимание этого феномена современными исследователями. Сутью отношения собственности является целый комплекс более частных отношений — управления, распределения, обмена и потребления, важнейшими из которых являются два первых. Управление и распределение составляют неразрывную связь, ибо управление распределяется, а распределение управляется, то есть, собственно, их синтез и составляет суть отношения собственности.

Такой подход к пониманию феномена собственности помогает ясно взглянуть на рассматриваемые проблемы приватизации и помогает избавиться от некоторых стереотипов, например, мнения о том, что приватизация способствует повышению эффективности как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Повышение эффективности каждого отдельного предприятия через его приватизацию не является законом. Часть предприятий, например, может быть морально устаревшей настолько, что их упразднение частным владельцем будет эффективнее, чем ликвидация их через многочисленные бюрократические процедуры государства-собственника. Более того, изменение экономической конъюнктуры понижает рентабельность и делает успешное вчера предприятие убыточным сегодня. Может быть очевидным, что поддержание его производственной жизнеспособности (в силу важности данного производства для общества) является делом государственной, а не частной заботы. Не стоит также абсолютизировать гипотезу о большей эффективности приватизированных предприятий перед государственными, так как российский опыт показывает, что эффективность как экономики в целом, так и многих предприятий снизилась вследствие приватизации.

Таким образом, можно констатировать, что существует определенная непроработанность проблематики приватизации. Например, пока нет ясности в отношении того, какие формы собственности выступают в качестве переходных, а какие со временем должны исчезнуть или трансформироваться в определяющие.

Планирование хозяйственной деятельности предприятия питания
Современное российское общество переживает системные преобразования во всех сферах своей жизнедеятельности — политической, правовой, экономической, социальной и т.д. Характер преобразований.

Приватизация объектов государственной собственности в бывших социалистических странах
Приватизация — это переход объектов из государственной собственности в частную. В обобщенном понимании приватизация представляется как составной элемент государственной политики дерегул.

Концентрация и интеграция предприятий
Актуальность данной проблемы для отечественной экономической науки обусловлена следующими причинами: Во-первых, современные процессы концентрации в промышленности имеют принципиально.

www.grosseconomic.ru

Передача собственности : поиск слов по маске и определению

Всего найдено: 16

адъюдикация

передача собственности или утверждение какого-либо другого вещного права посредством судебного приговора

передача собственности во временное пользование на договорных условиях

в феодальный период - вид земельной собственности, владение, приобретенное или пожалованное с правом передачи по наследству, с правом продажи, заклада (в противоположность поместью)

договор о безвозмездной передаче одним лицом другому имущества в собственность

демуниципализация

передача органами местного самоуправления земли или другой своей собственности

денационализация

передача государственного имущества в собственность отдельных лиц

передача государственного имущества в собственность отдельных лиц или коллективов

манципация

торжественная передача права собственности в присутствии свидетелей (в древнеримском праве)

в древнеримском праве - торжественный способ передачи права собственности

муниципализация

принудительная передача собственности отдельных лиц в ведение местных органов власти

национализация

передача частной собственности в собственность государства

передача обществу, нации в целом права собственности на некоторые средства производства

огосударствление

передача в собственность страны

отсебятина

собственные слова, вставляемые в чужую речь при ее передаче

отчуждение

в гражданском праве - передача имущества в собственность другого лица; один из способов осуществления собственником правомочия распоряжения своим имуществом

передача имущества в собственность другого лица

приватизация

продажа или передача государственной или муниципальой собственности частным владельцам

передача имущества в частную собственность

передача государственного или муниципального имущества в собственность отдельных лиц или коллективов

передача государственной собственности в руки частных и коллективных владельцев

разгосударствление

передача госуд. собственности в собственность коллективных или частных владельцев

эффективн. передача энергии колебаний и рост их размаха при совпадении частоты собствен. колеб. системы с частот. колеб. внешн. воздейст. (физика)

вал для передачи вращения с пониженной жесткостью на кручение, за счет собственного скручивания смягчающий крутильные колебания

18.2 Приватизация. Принципы, формы и методы приватизации.

Приватизация означает смену собственника путем продажи или безвозмездной передачи объектов государственной собственности другим экономическим субъектам: частным или юридическим лицам, трудовым коллективам.

Приватизация - не самоцель, а способ формирования крупного негосударственного сектора, получения средств для реконструкции народного хозяйства, становления слоя частных собственников, так называемого среднего класса. В западной экономической теории приватизация рассматривается как переход к частнокапиталистическому хозяйствованию. Необходимо учитывать, что главное содержание приватизации заключается в том, что преобразование централизованно регулируемых государственных предприятий в независимых рыночных субъектов коренным образом изменяет отношения собственности как внутри предприятия, так и во всем обществе. В результате возникает новая система экономических интересов, требующая новых механизмов их согласования, т.е. другой системы управления. Появляются новые социальные слои и группы - управляющие (менеджеры), собственники (акционеры), крупные и мелкие предприниматели. Таким образом, приватизация, трансформируя отношения собственности, создает предпосылки для коренных изменений в социальной структуре общества.

Субъектами приватизации могут быть граждане данной страны, юридические лица, деятельность которых связана с негосударственной собственностью, трудовые коллективы государственных предприятий, иностранные инвесторы. Объектами приватизации являются находящиеся в государственной собственности предприятия, здания, сооружения, оборудование, лицензии, патенты и другие виды государственного имущества. В то же время в каждой стране существует перечень объектов, не подлежащих приватизации. Как правило, это предприятия оборонного комплекса, объекты, деятельность которых угрожает жизни и здоровью людей; так называемые естественные монополии: железные дороги, системы связи, электростанции и др.

Процесс, противоположный приватизации, называется национализацией. Она представляет собой передачу частной собственности в распоряжение государства. В XX в. наиболее масштабная национализация была проведена в СССР. Государство получило подавляющую часть средств производства и национального богатства. Национализация и приватизация проводятся в разных странах и в настоящее время. Кроме того, в отдельных странах осуществляется реприватизация - возврат национализированной собственности прежним владельцам.

Некоторые страны добиваются успеха в рыночных преобразованиях, не прибегая к массовой смене форм собственности. Для других государств, избравших неолиберальную модель рыночной трансформации, единственно приемлемым вариантом является скорейшая массовая приватизация. Однако необходимо учитывать, что непродуманная быстрая массовая приватизация может привести к негативным экономическим результатам и иметь долговременные отрицательные социально-экономические последствия. Обычно наиболее успешно протекает приватизация мелких объектов в сфере торговли и услуг. Крупные предприятия приватизировать труднее из-за множества экономических и социальных проблем.

Несовершенство законодательной базы и недостаточный контроль со стороны правительства могут привести к такому нежелательному явлению, как стихийная приватизация. В этом случае руководители предприятий за бесценок скупают или просто присваивают государственное имущество. Иногда крупные предприятия дробятся на несколько более мелких, возглавляемых близкими к руководству людьми. Такие случаи вызывают естественное широкое возмущение населения, порождают недоверие к проводимым реформам.

В большинстве стран СНГ приватизация осуществляется на основе следующих принципов:

1) сочетание платного и бесплатного способов приватизации. Это означает, что часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан страны, а остальная часть продается;

2) право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности. На практике это право реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков, ваучеров;

3) дифференциация методов, форм и процедур приватизации. Поскольку приватизируемые объекты отличаются размерами, стоимостью, техническим уровнем и другими признаками, то для них не может быть использован лишь один способ приватизации. Небольшие предприятия, например, могут быть проданы на аукционе, крупные - преобразованы в акционерные общества;

4) предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Трудовой коллектив может выступать инициатором приватизации своего предприятия. Он имеет первоочередное право выкупа арендуемого им государственного имущества или приобретения акций приватизируемого предприятия;

5) обеспечение гласности процесса приватизации. Это предполагает широкое освещение условий и хода приватизации в средствах массовой информации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей администрации, трудовых коллективов, местных советов народных депутатов в работе комиссий по приватизации; возможность обращения граждан, трудовых коллективов и юридических лиц в государственный арбитраж, суд или другие органы в случаях ущемления их интересов при приватизации;

6) контроль за ходом приватизации со стороны государства.

Проведение приватизации - сложная социально-экономическая проблема. Перед началом приватизации в обществе обычно возникают острые дискуссионные вопросы, от решения которых зависит не только судьба самой приватизации, но и ход экономических реформ. Например, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий - все население или только члены трудовых коллективов этих предприятий? Каким способом лучше проводить приватизацию - продавать имущество или бесплатно его раздавать? Можно ли и в каких масштабах допускать к процессу приватизации иностранный капитал?

Практика показывает, что успех приватизации в значительной степени зависит от ее подготовленности, в том числе от создания соответствующей правовой базы. В начале переходного периода при отсутствии более или менее совершенной законодательной базы приватизация зачастую принимает стихийный» а иногда и криминальный характер, В этом случае приватизация может использоваться для «отмывания» преступного капитала и более быстрой передачи дешевого государственного имущества в частные руки. Только со временем, по мере усовершенствования законов, процесс приватизации приобретает упорядоченный управляемый характер.

В настоящее время в большинстве стран с переходной экономикой существуют два основных подхода к проведению приватизации. Первый заключается в бесплатной передаче государственного имущества трудовым коллективам и населению, второй - в его продаже. У каждого подхода есть свои достоинства и недостатки. Создание приватизируемого государственного имущества всем народом, низкий жизненный уровень населения стран СНГ, незначительные денежные сбережения, обесцененные инфляцией, создают предпосылки для использования первого варианта. К его недостаткам можно отнести неравномерное распределение производственных фондов по отраслям и природных ресурсов - по регионам, что создает различные стартовые условия для будущих собственников - трудовых коллективов. Кроме того, бесплатная раздача имущества еще не означает превращения работника в хозяина.

Бесплатная приватизация обычно осуществляется путем выдачи приватизационных ваучеров. Такой подход является наименее конфликтным, так как больше всего отвечает принципам социальной справедливости. В России ваучеры представляют собой ценную бумагу на предъявителя. В Беларуси в качестве ваучеров выступают приватизационные чеки «Жилье» и «Имущество».

Ваучерная приватизация преобладала в Албании, Беларуси, Казахстане, Монголии, России. Она также осуществлялась в Болгарии, Польше и Румынии. Наиболее успешно и быстро из восточноевропейских стран этот способ приватизации был использован в Чехии и Словакии. Такая приватизация позволяет оперативно передать в частные руки наиболее сложные объекты - крупные промышленные предприятия. Бесплатность ваучеров или их зачастую символическая цена вовлекает в процесс приватизации большую часть населения. Однако успех такого способа приватизации в решающей степени зависит от развитости рынка ценных бумаг. Из стран, проводивших ваучерную приватизацию, финансовые рынки обладали достаточной устойчивостью только в Чехии, Словакии и Словении. В России, Казахстане, Монголии и Беларуси рынки ценных бумаг находятся в неустойчивом или зачаточном состоянии. Следует отметить, что уже к середине 90-х годов в ряде стран ваучерная приватизация из-за недостатков механизма ее реализации потеряла привлекательность для населения. Так, население Польши на референдуме в 1996 г. проголосовало против этого метода и высказалось в поддержку возмездной приватизации.

Второй, часто применяемый способ приватизации - продажа имущества государственных приватизируемых предприятий. Существует несколько вариантов использования данного подхода, так как имущество может продаваться отечественным или иностранным инвесторам, а также трудовому коллективу. Достоинством этого способа является быстрое пополнение казны государства и устранение бюджетного дефицита, укрепление денежного обращения. Основной недостаток - нехватка средств у населения. Поэтому в данном случае число инвесторов, как и приватизируемых предприятий, крайне ограниченно. Кроме того, предприятия должны быть привлекательными для инвестора, т.е. прибыльными. Количество же таких предприятий в условиях трансформирующейся экономики резко сокращается.

В странах с переходной экономикой приватизируемое имущество различается по размерам, отраслям и территориям, уровню технической вооруженности и другим признакам. Кроме того, разные типы имущества (промышленные предприятия, фермерские хозяйства, недвижимость) требуют отличающихся подходов. Поэтому методы приватизации не могут быть одинаковы. Чаще всего используется продажа на аукционе, по конкурсу, аренда с последующим выкупом трудовым коллективом, акционирование государственных предприятий.

При продаже на аукционе объекты государственной собственности приобретаются по правилам аукционных торгов. Приватизируемое имущество переходит в собственность того покупателя, который предлагает наивысшую цену. Как правило, такой вид приватизации используется, когда не оговариваются специальные условия по дальнейшему использованию приватизируемого объекта. Второй способ платной приватизации - продажа по конкурсу- Он используется в тех случаях, когда покупатель должен выполнить определенные условия по дальнейшему использованию предприятия. Эти условия могут предусматривать: сохранение или создание новых рабочих мест, проведение определенных природоохранных мероприятий, отказ от изменения в течение определенного времени профиля предприятия, сохранение объектов социальной сферы предприятия и др. Победителем конкурса объявляется покупатель, предложение которого лучше всего соответствует условиям конкурса.

На аукционе и по конкурсу обычно продаются небольшие предприятия, в первую очередь низкорентабельные или убыточные. Эта форма предпочтительна в рамках «малой» приватизации для объектов торговли, общественного питания, сферы услуг, промышленности и строительной индустрии. Преимущества такого способа заключаются в обеспечении одинаковых прав всем потенциальным покупателям.

Конкурсы и особенно аукционы позволяют выявить рыночную цену продаваемых предприятий. Однако значительная их часть (в основном промышленных) реализуется по заниженным ценам, что является существенным недостатком данной формы приватизации.

В отдельных странах (Венгрии, Латвии, Литве, Польше и особенно в России) достаточно широкое распространение получила такая форма приватизации, как передача или льготная продажа государственного имущества работникам приватизируемых предприятий. Несомненным достоинством данного подхода является обеспечение массовости и возможность быстрой передачи в руки трудового коллектива значительного количества государственных предприятий. К недостаткам относятся, во-первых, существенные различия в стоимости приватизируемого имущества по отраслям и предприятиям, а во-вторых, дифференциация объектов по уровню рентабельности. Поэтому трудовые коллективы разных предприятий оказываются в неодинаковых стартовых условиях. Кроме того, по крайней мере на первом этапе такой приватизации, исключается участие иностранных инвесторов, а также возникают трудности, связанные с отсутствием опыта управления реформированными предприятиями.

Наиболее предпочтительным способом приватизации для трудовых коллективов считается выкуп арендуемого имущества. В этом случае для выкупа можно использовать чистую прибыль и амортизационные отчисления, полученные от использования имущества, приобретенного трудовым коллективом за время аренды. При таком подходе сохраняется трудовой коллектив. Нет необходимости делиться прибылью с другими собственниками. Преимуществом является и возможность использования разных вариантов выкупа. Он может быть единовременным прямым и в рассрочку. При прямом выкупе в бюджет полностью вносится стоимость выкупаемого государственного имущества. Выкуп в рассрочку используется, когда у трудового коллектива не хватает собственных средств, а кредиты банков нецелесообразны или невыгодны. В этом случае стоимость выкупаемого имущества погашается частями.

Недостатком такого способа является невозможность быстрого повышения эффективности предприятия, так как к участию в приватизации не допускаются другие собственники, способные внести средства для его реконструкции.

Преобразование в акционерное общество является одним из массовых способов приватизации, особенно для крупных предприятий, которые не могут быть приватизированы другими методами. В этом случае создаются закрытые или открытые акционерные общества. Акции выпускаются на сумму переоцененного имущества (уставный фонд) предприятия. По решению трудового коллектива они могут быть реализованы либо внутри коллектива, когда образуется закрытое акционерное общество, либо частично проданы другим лицам (открытое акционерное общество). Акционирование целесообразно в первую очередь для тех предприятий, которые выпускают конкурентоспособную продукцию, обладают крупными основными производственными фондами, имеют большой экспортный потенциал.

Существуют и другие методы приватизации. Так, эксперты Всемирного банка в постсоциалистических странах выделяют такие способы приватизации, как прямую продажу активов предприятий, выкуп контрольного пакета акций, ликвидацию предприятий, акционирование, создание акционерного государственного предприятия с участием иностранного капитала, безвозмездную передачу имущества муниципальным органам, массовую ваучерную приватизацию. Однако оценить эффективность каждого способа представляется достаточно сложным, так как во всех странах они применяются в том или ином сочетании.

Особым методом передачи государственного имущества в частные руки, как отмечалось, является реприватизация - возвращение собственности прежним владельцам, лишившимся ее в результате национализации. Основными видами реприватизации выступают компенсация стоимости национализированного имущества деньгами или ваучерами и реституция - возврат прежним владельцам или их наследникам самой собственности. Большое значение имеют сроки проведения реприватизации. Она должна предшествовать приватизации. В противном случае может возникнуть конфликт между старыми и новыми владельцами предприятия. Более успешно и в сравнительно широких масштабах реприватизация была проведена в Болгарии, Венгрии, Словении, Чехии, Хорватии, Эстонии.

Как называется процесс обратный приватизации? т.е переход из частного в государственное владение. и получил лучший ответ

Ответ от Ари Ша[гуру]
Национализация

Ответ от XXX [гуру]
муниципализация


Ответ от Madame Bovary [гуру]
РАСПРИВАТИЗАЦИЯ жилого помещения - одна из гражданско-правовых сделок. Смысл ее состоит в следующем. Лица (которые участвовали в приватизации) , проживающие в приватизированной квартире, могут расторгнуть договор передачи квартиры в частную собственность и заключить с предыдущим собственником (например, Комитетом муниципального жилья) договор найма. Поскольку приватизации подлежат жилые помещения, занимаемые гражданами на условиях социального найма, при расторжении договора передачи квартиры в частную собственность предыдущий собственник (Комитет муниципального жилья) заключает с гражданами (заново) договор социального найма. Граждане, которые приватизировали жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (Закон, ст. 9.1).


Ответ от Ётанислава [гуру]
Национализация Экспроприация экспроприаторов


Ответ от Youденич [гуру]
деприватизация!


Ответ от Џро$love [гуру]
Национализация - передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.