Основания возникновения и прекращения интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Основания возникновения и прекращения интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивид

В соответствии с российским законодательством авторские права возникают в силу факта создания произведения. Обычно это простое правило остается непонятным для самих авторов даже после длительных объяснений. Суть его состоит в следующем: как только произведение было создано – выражено в объективной форме (записано, нарисовано, произнесено, спето и т. д.), автоматически возникают авторские права на произведение.


Принцип предоставления охраны авторских прав без соблюдения каких-либо формальностей в настоящее время признается большинством развитых стран мира и следует из положений п. 2 ст. 5 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.


Идеальная ренессансная улица. Рисунок Ханса Вриса. XVI в.

Регистрация автрских прав

Согласно российскому законодательству не требуется какой-либо регистрации авторских прав.

Разумеется, отсутствие формальностей облегчает положение авторов произведений, которые избавлены от необходимости для охраны своих произведений осуществлять, например, их государственную регистрацию, выплачивать государственные пошлины (как в патентном праве). В то же время отсутствие официального подтверждения принадлежности прав может на практике затруднять их защиту.

Так, могут возникать значительные проблемы с обеспечением доказательств авторства, однако для формального возникновения авторских прав российское законодательство не требует совершения автором каких-либо действий, кроме придания произведению «объективной формы» (см. далее).

Следует отметить, что в настоящее время действует факультативная государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных, специально предусмотренная Законом Российской Федерации № 3523-I от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Поскольку в соответствии с российским законодательством отсчет при определении принадлежности авторских прав всегда ведется от момента их возникновения (в силу создания автором произведения), для доказательства принадлежности авторских прав надо быть готовым доказать:


Для доказывания авторства, т. е. факта создания произведения именно данным лицом – автором, сам автор, его наследники или иные заинтересованные лица при рассмотрении спора в суде могут использовать любые допускаемые российским законодательством доказательства:

Объяснения сторон и третьих лиц;

Показания свидетелей;

Письменные и вещественные доказательства;

Аудиозаписи и видеозаписи;

Заключения экспертов.

Однако на практике чаще всего процесс доказывания авторства опирается на так называемую презумпцию авторства (см. далее) и сводится к необходимости предоставления наиболее раннего по времени экземпляра произведения, на котором указан автор.


Свидетель, что вы делали четыре года назад, 9 апреля, между 10 и 11 часами вечера? Рисунок Оноре Домье. 1848

Последствия невозможности официальной регистрации и получения правоустанавливающего документа, официально указывающего на владельца авторского права (каким является, например, патент на изобретение), несколько смягчаются за счет установления так называемой презумпции авторства.

В российском законодательстве презумпция авторства сформулирована следующим образом:

Благодаря презумпции авторства для того, чтобы доказать, что автором данного произведения действительно является лицо, заявляющее об этом, ему достаточно представить экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора каким-либо обычным способом, например на титульном листе, в оглавлении или непосредственно в самом тексте произведения. Авторство при этом будет считаться установленным до тех пор, пока не будет представлен более ранний по времени экземпляр того же произведения, содержащий упоминание об ином авторе, или иным образом доказана недобросовестность лица, претендующего на авторство.

Презумпция действует только в отношении самого автора. Любые иные лица (наследники, издательства, киностудии и т. д.) для доказывания своих прав должны представить доказательства перехода к ним первоначально возникших у автора имущественных авторских прав.


Все в наличии, кроме задатка. Рисунок Оноре Домье. 1861

Несмотря на презумпцию авторства на практике часто возникают трудности с доказательством того, что произведение создано именно данным автором и именно в таком виде. Эти трудности минимальны, если произведение публикуется сразу после создания, поскольку каждый экземпляр такой работы с именем автора на обложке будет одновременно служить доказательством его авторства (при условии, что дата издания представленных экземпляров произведения не вызывает сомнений). Гораздо сложнее воспользоваться презумпцией авторства в случае, если произведение не было заблаговременно опубликовано или время его издания вызывает сомнения. На практике авторам в случае плагиата зачастую очень трудно представить бесспорные доказательства создания ими произведения.

В отношении неопубликованных произведений защита авторских прав обычно либо чрезвычайно затруднена, либо даже невозможна, если сам автор заранее не позаботился об обеспечении доказательств, необходимых ему для использования презумпции авторства, т. е. о существовании экземпляра произведения, на котором было бы указано имя автора и дата создания которого была бы каким-либо способом подтверждена.


Наиболее простой вариант – направление самому себе или своему знакомому по почте пакета с экземпляром своего произведения и хранение этого пакета для представления в суд при возникновении спора об авторстве в качестве доказательства того, что в определенную дату произведение было уже им создано. Надежность такого варианта невелика, поскольку в силу значительных возможностей для фальсификации представление подобных доказательств может вызывать сомнения, в ряде случаев весьма обоснованные.

При депонировании (регистрации) в одном из российских авторских обществ появляется независимый посредник, у которого хранится экземпляр произведения и который может в случае возникновения судебного спора подтвердить дату его депонирования. Однако стоимость такой услуги часто слишком велика по сравнению с теми доходами, которые получают российские авторы от использования их произведений, поэтому подавляющее большинство авторов от такой регистрации воздерживаются.

Реальная ценность подобного депонирования во многом зависит от авторитетности осуществляющей его организации. Такое депонирование часто ошибочно называют регистрацией, при его осуществлении выдают свидетельство, сертификат или иной документ, имеющий только психологическое значение.

Относительно недорогим является использование различных вариантов совершения нотариальных действий, благодаря которым можно обеспечить довольно надежные доказательства существования экземпляра произведения на определенную дату. К сожалению, нотариальная практика в данной области не отличается единообразием, и обратившимся лицам предлагают разные варианты нотариальных действий: принятие на хранение экземпляра произведения, удостоверение времени его предъявления и т. д.

В ряде случаев иностранные правообладатели в качестве обоснования своих прав пытаются использовать полученные за рубежом документы, например свидетельства о регистрации в копирайт-офисе Библиотеки конгресса США. Подобные свидетельства сами по себе никакого правоустанавливающего значения на территории Российской Федерации не имеют, но иногда могут оказывать некоторое психологическое воздействие. Дополнительная трудность при их предъявлении в судебные органы связана с необходимостью соблюдения ряда процессуальных требований.

Уже длительное время обсуждается возможность создания специальных систем добровольной регистрации и депонирования произведений с участием государства, однако пока факультативная государственная регистрация действует только в отношении компьютерных программ и баз данных.

В ст. 9 Закона предусмотрена возможность использования особого знака охраны авторских прав – ©, который может размещаться на экземплярах произведения по усмотрению обладателя исключительных авторских прав. Упоминание о знаке © является данью традиции, заложенной Всемирной конвенцией об авторском праве 1952 г. из-за особых формальных требований, предъявляемых в то время законодательством США и ряда иных стран в качестве условия предоставления охраны авторских прав.

В настоящее время в связи с присоединением большинства стран мира к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, которая запрещает установление подобных формальностей, использование знака охраны авторских прав © в России является только результатом привычки и следствием нескольких инструкций, которые на подзаконном уровне определили порядок его простановки.

Использование знака © является правом, а не обязанностью правообладателя. На практике его часто используют неправильно, что приводит к путанице при определении обладателя прав и оформлении договорных отношений.


Следует помнить, что знак охраны авторских прав на самом деле имеет только информационное значение и указывает лишь на то, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных авторских прав на произведение. Основания, согласно которым оно делает такой вывод, должны быть подтверждены иными доказательствами – наличием авторских договоров, свидетельства о праве на наследство и т. д.

Сам по себе знак охраны авторских прав не может служить основанием для установления факта обладания авторскими правами на произведение. Абсолютно никакого правового значения не имеют, согласно российскому законодательству, надписи вроде «Все права защищены» («All rights reserved»), пришедшие к нам из американской практики. Иногда подобные надписи специально проставляются на контрафактных экземплярах произведений и фонограмм в надежде ввести в заблуждение сотрудников правоохранительных органов.


Объявление приговора. Рисунок Оноре Домье. 1833

Презумпция авторства – норма в авторском праве, согласно которой авторство признаётся юридически достоверным до тех пор, пока не будет доказано обратное. В общепринятой юридической практике, при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в этом качестве на оригинале или экземпляре произведения. В законодательстве РФ, презумпция авторства закреплена в ст. 1257 ГК РФ: «Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное». Это означает, что в случае возникновения любого спора об авторстве того или иного произведения, автору достаточно представить любой экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора каким-либо обычным способом, например, на титульном листе, в оглавлении или непосредственно в тексте произведения. Важно подчеркнуть, что лицо, указанное в качестве автора, считается таковым до тех пор, пока в ходе судебного разбирательства не будет доказано иное . Презумпция авторства призвана облегчить доказывание самим автором его авторства в отношении произведения и тем самым защитить автора от необоснованных обвинений в плагиате.

Принцип презумпции авторства был введён в качестве общеобязательной правовой нормы ещё Бернской конвенцией в 1886 год ] . В те годы, задолго до появления цифровых технологий, с принятием конвенции в мировую юридическую практику вошло, что при отсутствии доказательств обратного, автором считался тот, чьё имя или псевдоним были указаны на обложке книги (для произведений литературы и научных трудов) или на обороте полотна (для произведений изобразительного искусства).

Авторское право на произведение возникает в силу ФАКТА его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления прав на произведение или соблюдения каких-либо иных формальностей. Однако на практике нередко встает вопрос об авторстве на то или иное произведение, который приходится решать в суде. С целью обеспечения доказательством авторства необходимо зарегистрировать (депонировать) произведения у нотариуса (нотариус может засвидетельствовать дату предъявления ему конкретного документа, а также удостоверить верность копии документа), в общественных организациях, а в некоторых случаях - в государственных организациях.

Ст. 1259.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст.1262 настоящего Кодекса.

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п.3 настоящей статьи.

Охраняемые и не охраняемые элементы произведения .

АП охраняет не только произведения в целом, но и любую его часть, которая может рассматриваться как произведение: АП распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме. Таким образом АП распространяется не только на произведение в целом, но и на любую его часть вплоть до абзаца, оригинального предложения, фразы, слова, фрагмента. ПРИМЕР: «Смешарики», «Простоквашино».

Ст. 1271 ГК предусматривает, что для целей оповещения о своих правах правообладатель может использовать специальный знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из латинской буквы «С» в окружности, имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения.

Например: «© Иванов И.И., 2005» или «© “Просвещение”, 2007».

1) Латинская буква «С» в окружности - ©

2) Имя или наименование правообладателя (лица, считающего себя правообладателем)

Использование знака охраны АП является правом, а не обязанностью правообладателя.

Знак охраны АП не имеет никакого отношения к «презумпции авторства», установление которого призвано облегчить доказывание автору своего авторства. Знак охраны АП имеет только информационное значение и свидетельствует о том, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Сам по себе он не может служить основой для установления факта обладания какими-либо авторскими правами на произведение, поскольку такие права по общему правилу принадлежат либо самому автору, либо его правопреемникам по закону или договору.

При определении правообладателя следует ориентироваться не на содержание знака охраны АП на изданных экземплярах произведения, а на наличие необходимых для обладаниями АП договоров и содержащиеся в них условия:

Свидетельства о праве на наследство;

Трудовые договоры, являющиеся в ряде случаев основанием для перехода к работодателям имущественных прав на произведения, созданные работниками и т.д.

Все виды книжных и журнальных изданий, а также брошюры, буклеты, листовки, плакаты, каталоги, календари и т.д.;

Все виды изданий изобразительного искусства (эстампы, репродукции, альбомы, плакаты, открытки, художественно оформленные конверты для граммофонных пластинок и т.д.);

Все виды нотных изданий;

Картографические издания (карты, карты - схемы, атласы и т.д.).

Авторское право на произведение возникает у его создателя в силу самого факта создания. В этом заключается одно из главных достоинств авторского права по сравнению с патентным правом на изобретения и другие объекты промышленной собственности. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

латинской буквы "С" в окружности: c;

имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

Поскольку знак охраны авторского права служит информационным целям и его помещение имеет факультативный характер, противоречат п. 1 ст. 9 ЗоАП и Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. допускаемые иногда ведомственные предписания об обязательном помещении на каждом издании знака охраны авторского права *(460).

Буква "С" является начальной буквой английского слова "copyright" ("авторское право"). Помещение знака охраны авторского права на экземплярах опубликованных произведений призвано на практике обеспечить выявление случаев несанкционированного (незаконного) использования авторских прав на данные произведения. С помощью знака охраны службы, бюро и общества (таможенные, авторско-правовые и т.п.), в чьи задачи входит выявление нарушений авторских прав, могут более эффективно бороться с недозволенным использованием охраняемых законом произведений. Например, таможенные органы, имея перечни опубликованных в стране произведений, следят за наличием на экземплярах импортируемой печатной продукции знака охраны. Отсутствие знака охраны, равно как и его незаконное помещение могут повлечь запрет на ввоз, арест продукции и другие санкции, налагаемые, как правило, судом.

Существует презумпция авторства: при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведения. Данная презумпция распространяется и на случаи создания произведения несколькими авторами, т.е. соавторами.

Вопрос 12. Соавторство

Особой спецификой обладают отдельные субъекты авторского права, к которым прежде всего следует отнести соавторов. Согласно ст. 1258 ГК РФ, граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Раздельное соавторство возникает тогда, когда соавторы имеют единое авторское право на произведение, состоящее из самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга (например, песня, состоящая из слов и музыки). Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами;

Нераздельное соавторство предполагает, что соавторы имеют единое авторское право на произведение, образующее единое неразрывное целое (произведения братьев Вайнеров). При этом ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Право на использование любого совместного произведения принадлежит всем соавторам. Они могут регламентировать свои отношения взаимным соглашением, которое может быть заключено на любой стадии создания коллективного произведения или даже после его завершения.

Доходы от совместного использования произведения, созданного в соавторстве, распределяются между всеми правообладателями поровну. Иной порядок распределения доходов может быть предусмотрен соглашением соавторов.

Распоряжение исключительным правом на произведение, созданное в соавторстве, осуществляется правообладателями совместно, если ГК РФ не предусмотрено иное.

Помимо соавторов, субъектами авторского права являются авторы производных произведений (ст. 1260 ГК РФ). Им принадлежат авторские права на осуществленную переработку другого (оригинального) произведения. Авторами производных произведений являются переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей, и другие переработчики.

Принципиальным положением российского законодательства является автоматическое возникновение авторских прав с момента создания произведения.

Пунктом 4 ст. 1259 ГК РФ специально предусмотрено, что для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Таким образом, как только автор создал произведение, выразил его в какой-либо объективной форме, такое произведение получает авторско-правовую охрану, а его автор становится обладателем авторских прав на созданное им произведение. Никакой регистрации авторских прав или соблюдения каких-либо формальностей для этого не требуется.

Данный подход вытекает из требований международных договоров Российской Федерации. Так, п. 2 ст. 5 Бернской конвенции специально предусматривает, что пользование авторскими правами и их осуществление не должны быть "связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей". При этом под "формальностями" понимаются любые условия, от выполнения которых зависит существование прав. Речь идет, прежде всего, об установленной национальным законодательством административной процедуре, невыполнение которой приводит к утрате авторского права. К формальностям относятся, в частности, депонирование произведения, его регистрация в государственном или ином компетентном органе, включая уплату регистрационных сборов.

В то же время положения международных договоров Российской Федерации не препятствуют введению факультативной (добровольной) государственной или иной регистрации произведений, их добровольного депонирования для целей защиты авторских прав в специализированных организациях и т.д. Так, факультативная государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных специально предусматривалась Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-I "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".

Согласно п. 4 ст. 1259 ГК РФ сохранена система добровольной, факультативной, осуществляемой по желанию правообладателя регистрации в отношении программ для ЭВМ и баз данных, осуществляемая в соответствии с правилами ст. 1262 ГК РФ.

Несмотря на то что охрана возникает автоматически и ее предоставление не зависит от способа выражения произведения, все же для ее возникновения, как уже упоминалось, необходимо выражение произведения в объективной форме. До тех пор пока произведение не будет выражено в какой-либо объективной форме, оно вообще не нуждается в какой-либо правовой охране.

В п. 3 ст. 1259 ГК РФ содержится краткий неисчерпывающий перечень основных форм, в которых могут быть выражены произведения: в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Отсутствие формальностей облегчает положение авторов произведений, которые избавлены от необходимости для охраны своих произведений осуществлять, например, их государственную регистрацию, выплачивать государственные пошлины, как в патентном праве. В то же время отсутствие официального подтверждения принадлежности прав может в ряде случаев затруднять их защиту на практике.

Так, могут возникать значительные проблемы с обеспечением доказательств авторства именно в силу того, что для формального возникновения авторских прав российское законодательство не требует совершения автором каких-либо действий, кроме придания произведению "объективной формы".

Для доказывания авторства, т.е. факта создания произведения именно данным лицом - автором, сам автор, его наследники или иные заинтересованные лица при рассмотрении спора в суде могут использовать абсолютно любые допускаемые российским законодательством доказательства:

  • - объяснения сторон и третьих лиц;
  • - показания свидетелей;
  • - письменные и вещественные доказательства;
  • - аудиозаписи и видеозаписи;
  • - заключения экспертов.

На практике чаще всего процесс доказывания авторства опирается на так называемую презумпцию авторства и сводится к предоставлению наиболее раннего по времени создания экземпляра произведения, на котором указан автор.

Презумпция авторства закреплена в ст. 1257 ГК РФ: "Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное". Это означает, что в случае возникновения любого спора автору достаточно представить любой экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора каким-либо обычным способом, например на титульном листе, в оглавлении или непосредственно в тексте произведения.

Аналогичная презумпция устанавливается п. 1 ст. 15 Бернской конвенции: "Для того, чтобы автор охраняемых настоящей Конвенцией литературных и художественных произведений рассматривался, при отсутствии доказательства противоположного, как таковой и в соответствии с этим имел право обращаться в странах Союза в суд по поводу нарушения его прав, достаточно, если имя автора будет указано на произведении обычным образом. Настоящий пункт применяется, даже если это имя является псевдонимом, в том случае, если псевдоним, принятый автором, не оставляет сомнений в его личности". Как видно из приведенного текста, он имеет несколько более широкую сферу действия, применяясь также в указанных в нем случаях в отношении произведений, опубликованных под псевдонимом.

Таким образом, в случае возникновения спора автору достаточно представить любой экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора. Однако если иные лица сумеют представить экземпляры того же произведения с более ранней датой создания, на которых в качестве автора произведения указано иное лицо, рассматриваемая презумпция будет действовать уже в отношении такого лица, которое и будет признаваться автором, пока не будет доказано иное.

Данные положения призваны облегчить доказывание самим автором его авторства в отношении произведения.

Разумеется, презумпция авторства является опровержимой, однако на практике авторам в случае плагиата (присвоения авторства другими лицами) зачастую оказывается очень трудно представить бесспорные доказательства создания ими произведения. Если в отношении опубликованного произведения для доказательства авторства достаточно представить любой наиболее ранний экземпляр произведения, то в отношении неопубликованных произведений защита прав авторов во многих случаях бывает чрезвычайно затруднена и даже невозможна, если сам автор заранее не позаботился об обеспечении необходимых доказательств.

Такие доказательства могут быть обеспечены, в частности, путем нотариального удостоверения экземпляра произведения или депонирования экземпляра произведения в одной из организаций, предлагающих такую услугу, например в Российском авторском обществе (www.rao.ru).

Использование различных вариантов совершения нотариальных действий, благодаря которым можно обеспечить довольно надежные доказательства существования экземпляра произведения на определенную дату и тем самым использовать презумпцию авторства для доказательства своих прав, на практике часто оказывается затруднено, так как нотариальная практика в данной области не отличается единообразием и обратившимся лицам предлагаются совершенно разные варианты нотариальных действий: принятие на хранение экземпляра произведения, удостоверение времени его предъявления и т.д.

При депонировании (регистрации) экземпляра произведения в РАО появляется независимый посредник, у которого хранится экземпляр произведения и который может в случае возникновения судебного спора подтвердить дату его депонирования. Кроме того, обратившемуся лицу выдается свидетельство, которое подтверждает факт депонирования. Такое свидетельство имеет исключительно информационное значение, однако позволяет в ряде случаев оказывать дополнительное психологическое воздействие на лиц, допустивших нарушение прав на произведение или заинтересованных в заключении договоров о его использовании.

В ряде случаев иностранные правообладатели в качестве обоснования своих прав пытаются использовать полученные за рубежом документы, например свидетельства о регистрации в Копирайт-офисе Библиотеки Конгресса США. Подобные свидетельства сами по себе никакого правоустанавливающего значения на территории Российской Федерации не имеют. Дополнительной трудностью при их предъявлении в судебные органы является необходимость соблюдения ряда процессуальных требований.

Уже длительное время обсуждается возможность создания специальных систем добровольной регистрации и депонирования произведений с участием государства, однако пока факультативная государственная регистрация действует только в отношении компьютерных программ и баз данных.

Дополнительно следует отметить, что презумпция авторства действует только в отношении самого автора. Любые иные лица для доказывания своих прав должны представить доказательства перехода к ним первоначально возникших у автора имущественных авторских прав. Поскольку первоначально в соответствии с современным российским законодательством авторские права всегда возникают у автора, для определения обладателя исключительных прав в отношении соответствующего способа использования произведения требуется проверить наличие всей "цепочки" договоров или иных правовых оснований, обусловливающих переход таких прав от автора или его правопреемников.

Не может подтверждать принадлежность авторских прав кому-либо так называемый знак охраны авторских прав (c), который имеет исключительно информационное значение и указывает только на то, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Основания, согласно которым данное лицо делает такой вывод, должны быть подтверждены иными доказательствами (наличием авторских договоров, свидетельствами о праве на наследство и т.д.). Сам по себе знак охраны авторских прав не может служить основанием для установления факта обладания авторскими правами на произведение.

Абсолютно никакого правового значения не имеют согласно российскому законодательству надписи вроде "все права защищены" ("All rights reserved"), пришедшие к нам из американской практики. В ряде случаев подобные надписи специально проставляются на контрафактных экземплярах произведений и фонограмм в надежде ввести в заблуждение сотрудников правоохранительных органов.

Принципиальным положением российского законодательства является автоматическое возникновение авторских прав с момента создания произведения.

Пунктом 4 ст. 1259 ГК РФ специально предусмотрено, что для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Таким образом, как только автор создал произведение, выразил его в какой-либо объективной форме, такое произведение получает авторско-правовую охрану, а его автор становится обладателем авторских прав на созданное им произведение. Никакой регистрации авторских прав или соблюдения каких-либо формальностей для этого не требуется.

Данный подход вытекает из требований международных договоров Российской Федерации. Так, п. 2 ст. 5 Бернской конвенции специально предусматривает, что пользование авторскими правами и их осуществление не должны быть "связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей". При этом под "формальностями" понимаются любые условия, от выполнения которых зависит существование прав. Речь идет, прежде всего, об установленной национальным законодательством административной процедуре, невыполнение которой приводит к утрате авторского права. К формальностям относятся, в частности, депонирование произведения, его регистрация в государственном или ином компетентном органе, включая уплату регистрационных сборов.

В то же время положения международных договоров Российской Федерации не препятствуют введению факультативной (добровольной) государственной или иной регистрации произведений, их добровольного депонирования для целей защиты авторских прав в специализированных организациях и т.д. Так, факультативная государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных специально предусматривалась Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-I "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".

Согласно п. 4 ст. 1259 ГК РФ сохранена система добровольной, факультативной, осуществляемой по желанию правообладателя регистрации в отношении программ для ЭВМ и баз данных, осуществляемая в соответствии с правилами ст. 1262 ГК РФ.

Несмотря на то что охрана возникает автоматически и ее предоставление не зависит от способа выражения произведения, все же для ее возникновения, как уже упоминалось, необходимо выражение произведения в объективной форме. До тех пор пока произведение не будет выражено в какой-либо объективной форме, оно вообще не нуждается в какой-либо правовой охране.

В п. 3 ст. 1259 ГК РФ содержится краткий неисчерпывающий перечень основных форм, в которых могут быть выражены произведения: в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Отсутствие формальностей облегчает положение авторов произведений, которые избавлены от необходимости для охраны своих произведений осуществлять, например, их государственную регистрацию, выплачивать государственные пошлины, как в патентном праве. В то же время отсутствие официального подтверждения принадлежности прав может в ряде случаев затруднять их защиту на практике.

Так, могут возникать значительные проблемы с обеспечением доказательств авторства именно в силу того, что для формального возникновения авторских прав российское законодательство не требует совершения автором каких-либо действий, кроме придания произведению "объективной формы".

Для доказывания авторства, т.е. факта создания произведения именно данным лицом - автором, сам автор, его наследники или иные заинтересованные лица при рассмотрении спора в суде могут использовать абсолютно любые допускаемые российским законодательством доказательства:

  • - объяснения сторон и третьих лиц;
  • - показания свидетелей;
  • - письменные и вещественные доказательства;
  • - аудиозаписи и видеозаписи;
  • - заключения экспертов.

На практике чаще всего процесс доказывания авторства опирается на так называемую презумпцию авторства и сводится к предоставлению наиболее раннего по времени создания экземпляра произведения, на котором указан автор.

Презумпция авторства закреплена в ст. 1257 ГК РФ: "Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное". Это означает, что в случае возникновения любого спора автору достаточно представить любой экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора каким-либо обычным способом, например на титульном листе, в оглавлении или непосредственно в тексте произведения.

Аналогичная презумпция устанавливается п. 1 ст. 15 Бернской конвенции: "Для того, чтобы автор охраняемых настоящей Конвенцией литературных и художественных произведений рассматривался, при отсутствии доказательства противоположного, как таковой и в соответствии с этим имел право обращаться в странах Союза в суд по поводу нарушения его прав, достаточно, если имя автора будет указано на произведении обычным образом. Настоящий пункт применяется, даже если это имя является псевдонимом, в том случае, если псевдоним, принятый автором, не оставляет сомнений в его личности". Как видно из приведенного текста, он имеет несколько более широкую сферу действия, применяясь также в указанных в нем случаях в отношении произведений, опубликованных под псевдонимом.

Таким образом, в случае возникновения спора автору достаточно представить любой экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора. Однако если иные лица сумеют представить экземпляры того же произведения с более ранней датой создания, на которых в качестве автора произведения указано иное лицо, рассматриваемая презумпция будет действовать уже в отношении такого лица, которое и будет признаваться автором, пока не будет доказано иное.

Данные положения призваны облегчить доказывание самим автором его авторства в отношении произведения.

Разумеется, презумпция авторства является опровержимой, однако на практике авторам в случае плагиата (присвоения авторства другими лицами) зачастую оказывается очень трудно представить бесспорные доказательства создания ими произведения. Если в отношении опубликованного произведения для доказательства авторства достаточно представить любой наиболее ранний экземпляр произведения, то в отношении неопубликованных произведений защита прав авторов во многих случаях бывает чрезвычайно затруднена и даже невозможна, если сам автор заранее не позаботился об обеспечении необходимых доказательств.

Такие доказательства могут быть обеспечены, в частности, путем нотариального удостоверения экземпляра произведения или депонирования экземпляра произведения в одной из организаций, предлагающих такую услугу, например в Российском авторском обществе (www.rao.ru).

Использование различных вариантов совершения нотариальных действий, благодаря которым можно обеспечить довольно надежные доказательства существования экземпляра произведения на определенную дату и тем самым использовать презумпцию авторства для доказательства своих прав, на практике часто оказывается затруднено, так как нотариальная практика в данной области не отличается единообразием и обратившимся лицам предлагаются совершенно разные варианты нотариальных действий: принятие на хранение экземпляра произведения, удостоверение времени его предъявления и т.д.

При депонировании (регистрации) экземпляра произведения в РАО появляется независимый посредник, у которого хранится экземпляр произведения и который может в случае возникновения судебного спора подтвердить дату его депонирования. Кроме того, обратившемуся лицу выдается свидетельство, которое подтверждает факт депонирования. Такое свидетельство имеет исключительно информационное значение, однако позволяет в ряде случаев оказывать дополнительное психологическое воздействие на лиц, допустивших нарушение прав на произведение или заинтересованных в заключении договоров о его использовании.

В ряде случаев иностранные правообладатели в качестве обоснования своих прав пытаются использовать полученные за рубежом документы, например свидетельства о регистрации в Копирайт-офисе Библиотеки Конгресса США. Подобные свидетельства сами по себе никакого правоустанавливающего значения на территории Российской Федерации не имеют. Дополнительной трудностью при их предъявлении в судебные органы является необходимость соблюдения ряда процессуальных требований.

Уже длительное время обсуждается возможность создания специальных систем добровольной регистрации и депонирования произведений с участием государства, однако пока факультативная государственная регистрация действует только в отношении компьютерных программ и баз данных.

Дополнительно следует отметить, что презумпция авторства действует только в отношении самого автора. Любые иные лица для доказывания своих прав должны представить доказательства перехода к ним первоначально возникших у автора имущественных авторских прав. Поскольку первоначально в соответствии с современным российским законодательством авторские права всегда возникают у автора, для определения обладателя исключительных прав в отношении соответствующего способа использования произведения требуется проверить наличие всей "цепочки" договоров или иных правовых оснований, обусловливающих переход таких прав от автора или его правопреемников.

Не может подтверждать принадлежность авторских прав кому-либо так называемый знак охраны авторских прав (c), который имеет исключительно информационное значение и указывает только на то, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Основания, согласно которым данное лицо делает такой вывод, должны быть подтверждены иными доказательствами (наличием авторских договоров, свидетельствами о праве на наследство и т.д.). Сам по себе знак охраны авторских прав не может служить основанием для установления факта обладания авторскими правами на произведение.

Абсолютно никакого правового значения не имеют согласно российскому законодательству надписи вроде "все права защищены" ("All rights reserved"), пришедшие к нам из американской практики. В ряде случаев подобные надписи специально проставляются на контрафактных экземплярах произведений и фонограмм в надежде ввести в заблуждение сотрудников правоохранительных органов.