Мцхета кафедральный собор. Церкви и храмы мцхеты

Собор Светцховели в древней столице Грузии Мцхете, ставший символом всей христианской Грузии.

По преданию, именно здесь, вдохновленный проповедью святой Нины и молитвами своей уже обратившейся ко Христу супруги Наны, крестился первый христианский царь Грузии - Мириан. В купели, по сей день стоящей в соборе, крестят и теперь.

Святая Сидония и Хитон Спасителя

Место для крещения царя было выбрано не случайно. Предание Грузинской Церкви сохранило память о пребывании здесь величайшей святыни христианского мира - Хитона Господа нашего Иисуса Христа.

Споры о нахождении Хитона Спасителя велись веками. Версия событий, распространенная в Грузии, такова: частицы Ризы Господней, находящиеся в России (часть Ризы находится также и в Трире), к цельнотканому Хитону отношения не имеют - это другая часть одежды Спасителя. Разделить Хитон было бы невозможно, ибо он распустился бы на отдельные нитки. Сам же Хитон находится под храмом Светицховели.

Предание гласит, что Хитон был привезен в Грузию мцхетскими евреями раввином Элиозом и его братом Лонгинозом, которые присутствовали на распятии Господа и протестовали против несправедливого суда Синедриона. Элиоз передал ризу своей благочестивой сестре, девице Сидонии, которая слышала о проповеди Христа и признавала Его обетованным Мессией. Сидония, получив в руки святыню, потрясенная убийством Праведника, произнесла пророчество о конце царства Израиля и тут же скончалась. Никакими силами вырвать из рук усопшей Хитон Спасителя не удалось - так ее с ним и похоронили в царском саду.

Столп Животворящий

Спустя некоторое время на могиле выросло дерево - кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество.

Три века спустя в Грузию с вестью о Христе пришла святая равноапостольная Нина. Она с детства желала придти в Иверию именно для того, чтобы поклониться великой святыне. Потому она обратилась к царю Мириану с просьбой поставить на месте могилы Сидонии храм.

Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и из него стало истекать благовонное целебное миро. Именно этот столп и назвали «Светицховели», что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп».

Волк и лев: святой царь Вахтанг

В V веке Грузией правил благочестивый царь Вахтанг Горгасали.

Имя «Горгасали» он получил от персов за свой шлем, сделанный в виде волчьей головы. «Горгасал» с персидского и переводится как «волчья голова».

По другой версии, задняя часть шлема была сделана в виде головы волка. И имя Горгасали сочетает в себе персидские слова «гурго» (волк) и «аслан» (лев).

В 502 году персы его и убили за отказ участвовать в войнах с Византией.

Заслуги царя Вахтанга перед Грузией огромны: именно он отстаивал самостоятельность (автокефалию) Грузинской Церкви у Византии, именно он в 482 году поднял восстание против персидского владычества, именно он основал новую столицу - Тбилиси.

И он же построил на месте деревянного храма над могилой Сидонии каменную базилику Двенадцати апостолов.

Сокровища храма

Собор Светицховели (под этим именем он и вошел в историю) перестраивался несколько раз. В XI веке по инициативе святителя Мельхиседека - грузинского Католикоса-Патриарха - была отстроена крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь, фундамент которой сохранился по сей день. Святитель Мельхиседек похоронен тут же.

В XIV веке собор пережил нашествие монголов. В XV - землетрясение, разрушившее купол.

В XVII веке над могилой святой Сидонии и Животворящим Столпом была установлена башня. Вокруг башни и сегодня почти постоянно находятся молящиеся - они приходят сюда по одиночке и группами.

Вторая святыня храма - милоть (плащ) , переданный им своему ученику, пророку Елисею, при своем восхождении на небеса на огненной колеснице. Святыня хранилась у мцхетских евреев, потомки которых позже приняли Христа. Сейчас милоть находится за центральным иконостасом, в правой части алтаря.

В Светицховели, в правом приделе, также находится частица мощей , проповедовавшего здесь уже в I веке.

В левом приделе собора находится колодец со святой водой. Правда, без благословения воду брать не разрешается, но рядом всегда стоит наполненное ведро и кружка.

Справа от входа - баптистерий, в котором по преданию крестился сам царь Мириан. Крещения в купели проводятся по сей день.

Если от баптистерия пройти немного вперед, можно очутиться возле часовни (во внебогослужебное время она закрыта) - это символическая копия кувуклии Гроба Господня.

Символ Грузии

Огромный собор из местного камня песчаника, он виден издалека, и у всякого, кто бывал в Грузии, при одном упоминании этой страны встанет перед глазами именно он - строгий, однотонный, как будто поддерживающий куполом небо.

Православные грузины говорят, что Хитон Господень, сотканный руками Божией Матери - символ неделимости их страны - Ее удела.

Наверное, потому и отмечается в один день один из любимых русских православных праздников - Покров Пресвятой Богородицы - и любимый грузинский православный праздник - Светицховлоба.

Адрес: Мцхета, Грузия
Время работы: c 08:00 до 19:00 без выходных.
Посещение храма бесплатно.
Как добраться: из Тбилиси регулярно ходят маршрутные такси, стоимость проезда - 1 лари. Храм трудно не заметить, он виден отовсюду.

Светицховели - главный православный храм Грузии

Тысячу лет кафедральный собор Светицховел и является самым главным храмом грузинской православной церкви. С грузинского переводится "животворящий столб". Расположен в маленьком городке Мцхета , в нескольких километрах от столицы Грузии, входит в число памятников Всемирного наследия. Многие годы является символом христианской церкви, и главным историко-архитектурным памятником региона Мцхета-Мтианети.

История города Мцхета

Мцхета - небольшой городок, расположенный в двадцати шести километрах от Тбилиси. Количество населения, по данным переписи 2005 года составляет чуть больше семи тысяч человек. Основан городок в V веке н.э., в честь старшего сына царя Картлоса, правителя тех времен. После смерти отца Мцхетос основал поселение в устье рек Кура и Арагви. А через несколько десятков лет поселение превратилось в город, и назвали его в честь основателя царевича Мцхетоса легендарного. Эти края известны еще Армазской крепостью, главным собором XI столетия Самтавро, монастырским храмом Джвари и собором Светицховели.

История храма Светицховели

Точное время постройки в исторических документах обозначено по разному, в одних значится 1010 г., в других летописях встречается 1019 г., и даже 1024г. В исторических документах говорится, место постройки благословил Иисус Христос, через некоторое время на нем выросло кедровое дерево. Рядом жил царь Мириан, решивший принять христианство, ну и впоследствии этого по его приказу на месте кедра начали строительство божьего дома. Место строительства выбрано не случайно, кедр рос в царском саду, и был единственным деревом не приносящим плодов. Тогда царь решил срубить именно кедр, а остальные деревья и кусты оставить, и на его месте возвести храм. Но через некоторое время древо каким-то чудом установилось само, и стало излучать чудотворную силу, после чего это место прозвали "животворящим столбом". Большинство икон запечатлели изображение животворящего дерева.
Архитектурное сооружение сохранилось до наших дней в том облике, в котором было построено в XI веке. Огромное здание, с большим куполом по центру, и старинными фасадами, выполненными в древнеримском стиле с арками. В некоторых исторических документах значится, возводили храм римляне, но легенда вскоре была развалена историками XVII столетия, которые полностью изложили данные, подтвержденные учеными в наши дни. Спроектировал эту красоту великий архитектор, в те времена выходец из бедной семьи, Арсукидзе. Место строительства выбрал не случайно, по древним записям, на этом месте когда-то было построено одно из первых церковных сооружений - святая обитель Святой Сидонии. По некоторым поверьям ее похоронили там же. После чего церковь разрушили, и не могли отстроить. И вот в 1010 году, во время очередной попытки начать строительство, срубили кедровое дерево, ставшее первым столбом священной постройки.
В истории существует множество легенд, рассказывающих о возникновении святой обители. Одна рассказывает о солдате, служившем в Иерусалиме во время распятия Иисуса Христа. После его смерти солдаты разделили святые одежды, и одна из них по окончанию службы попала на грузинские земли, это был хитон Иисуса, солдат подарил его своей сестре Сидони. Когда Сидони прикоснулась к святой одежде - сразу же умерла, хитон не смогли высвободить из рук, и вынуждены были похоронить вместе с Сидони. После чего на месте захоронения выросло дерево, и первый правитель Грузии - христианин Мириан принял решение начать строительство святой обители. Дерево распустили на семь столбов, которые стали колонами будущего храма, а вот седьмая по счету повисла над землей. Известная просветительница Святая Нино читала молитвы весь день и ночь, чтобы столб встал на место, и под утро он без вмешательства человеческих рук встал на место, впоследствии его начали называть животворящим, излечивающим больных и придающим силу слабым.

Церковь в наши дни

Столб стоит в храме и по сей день, в самом центре под сенью расписанной древними фресками, изображающими историю Иисуса Христа и Хитона Господнего.
В росписи церкви сохранились орнаменты и фрески XIV-XVIII вв., возле алтаря захоронения великих грузинских правителей разных времен. Могилы расположены так близко, что нельзя пройти, чтобы не наступить.
Но есть в росписи один рисунок, наиболее интересен туристам, ученые до сегодняшнего дня не могут объективно объяснить его появление - это рисунок НЛО, неизвестного летающего объекта, с изображением головы в иллюминаторе. Некоторое время его объясняли святым ликом, но вскоре признали, это действительно изображено НЛО.
При входе в храм, возникает ощущение попадания в древние времена, в помещении нет ничего, чтобы напоминало XXI век. Огромное пространство заполнено разнообразными орнаментами и расписными фресками, предпочтительно XV столетия, именно тогда проводились работы по обновлению интерьера. Множество фресок и древних росписей было уничтожено, точнее закрашено и забелено. В наши дни некоторые из них мастера сумели восстановить, но не все.
С внешней стороны архитектурная целостность сохранилась с времен строительства, лишь в XV веке, после набега Тамерлана, были внесены кое-какие изменения в фасад постройки. Но они никак не повлияли на форму и пропорции собора.
С внутренней стороны постройка напоминает прямоугольник, именно он отличает ее от остальных церковных сооружений. Но при этом снаружи верхняя часть здания, как и все соборы имеет крестообразную форму.
Вокруг храма по периметру, напоминая квадрат, возвышается крепкая стена. Построена приблизительно в то самое время, что и храм, и чисто в оборонительных целях по приказу царя Ираклия второго.

(სვეტიცხოვლი ), он же Собор во имя Двенадцати Апостолов — первый и главный храм в Грузии, название которого традиционно переводят как «животворящий столб». Это один из самых больших храмов страны и хронологически первый в грузинской храмовой истории — и один из первых в истории христианской архитектуры. В современном виде существует с 1010 года, не считая отдельные перестроек. Кажется, это место, куда туристы отправляются из Тбилиси в первую очередь.

Название

Как почти везде в Грузии, храм имеет официальное название (Имени 12-ти Апостолов) и личное: Светицховели. Свети (სვეტი ) — это столб, а Цховели (ცხოველი ) — живой или чудотворный. Близкий по значению глагол «цховелеба» означает оживлять или давать жизнь . В современном грузинском языке это значение слова цховели почти утратилось, заместившись другим. Сейчас цховели — это нечто обладающее жизнью, то есть, животное. В золотой фонд грузинской туристической фразеологии вошёл перевод «Столбозверь». Так его реально называли некоторые гиды.

Кто-то из осетинских альтернативщиков утверждал, что храм строили осетины и поэтому назывался он «Осетисцховели».

История

История это места следующая. Считается, что в этом месте была зарыт в землю хитон Иисуса Христа, и впоследствии тут вырос кедр, который стал священным деревом для местных жителей. В IV веке рядом стоял царский дворец, а кедр рос в саду этого дворца. Когда Святая Нина пришла в Грузию, она 9 месяцев прожила в доме садовника возле этого сада. Там же её посетили некоторые видения, которые ей истолковали так: "Видение твоё означает, что этот сад превратится через тебя в сад возвеличения Бога, которому принадлежит слава и ныне и присно и во веки веков".

Когда царь Мириан принял решение креститься, то возник вопрос о месте постройки первого храма. Видимо, выбирали между местом, где сейчас Светицховели и тем, где сейчас Самтавро :

До приезда священников из Греции, после того как царь и весь народ с усердием встали на путь христианства, царь имел разговор с Нино о постройке церкви. Верующий царь спросил святую Нино: «Где мне построить дом богу»? А блаженная та ответила: «Где угодно будет разуму царей». А царь сказал: «Я люблю сию твою кущу ежевики и желаю там по разумению своему. Но нет, я не пощажу царский сад и высоту кедров, плодообилие листвы и благоухание цветов, в нем построю храм моления для себя, который будет стоять вечно»

Кедр срубили, сделали из него столб, но установить его на место руками не смогли. Чуть позже он установился сам, неким чудесным образом. Этот сюжет иногда отображается в иконографии нашего времени. Изображение грузинских святых и сам столб по центру можно обнаружить почти в каждом храме.

Храм (имени Двенадцати Апостолов), видимо, был совсем небольшой, как это было принято в те времена. В V веке царь Вахтанг Горгосал учредил католикосат, перенёс кафедру мцхетского епископа из Светицховели в Самтавро , а Светицховели стал кафедрой католикоса. По этому случаю Вахтанг построил тут базилику . Если заметите в храме каменные бычьи головы — это остатки той самой базилики V века. Возможно, что таких фрагментов в храме гораздо больше, но по этому вопросу у археологов нет пока единого мнения.

Базилика со временем очень сильно пострадала и в начале XI века католикос Грузии Мелхеседек решил построить новый большой храм. По этому поводу он даже ездил в Константинополь и зачем-то запрашивал разрешения у византийского императора. Долгое время считалось, что Мелхеседек был первым католикосом объединённой Грузии с того самого 1010 года и, таким образом, Светицховели стал символом нового формата грузинской церкви. Но, увы, недавно выяснилось, что он был не первым, а третьим, так что Светицховели утратил свой эпичный симпволизм.

В Светицховели долгое время короновали и хоронили царей, тут же проходила интронизация католикоса.

Тимур Тамерлан примерно в 1400 году основательно повредил храм. Царь Александр Великий, вступив на престол в 1412 году, приложил некие усилия к восстановлению храма. Купол был перестроен полностью. Преложены некоторые своды. Очень многое в соборе сейчас — последствия того ремонта. В 1656 году купол собора опять обрушился. Царь Ростом, хоть и был осознанный мусульманин, принял решение восстановить купол.

Внутри

Храм Светицховели станен. Он очень хаотичный, несемметричный и неровный. Его южный фасад не похож на западный. Внутри он тоже беспорядочен: даже его опорные колонны имеют разную форму и стоят не в линию. Здесь криво всё.

Основной вход находится на западной стороне, северная и южная двери часто закрыты. Вы попадаете в собор через большой портик, под сводом которого обычно стоит корзинка с тряпочками для женщин. Дресскод тут строгий. Женщины в штанах и мужчины в шортах не приветствуются. Сами двери сейчас деревяные, с фигурами 12-ти апостолов и изображением ангелов, устанавливающих Столб.

Войдя в храм, вы видите впереди его центральный громадный неф и ряды колонн справа и слева. Если сразу поднять голову вверх, то там чуть слева можно расмотреть дыру — это тайник, куда в сложные моменты истории прятали церковные ценности. Сразу справа видна купель для крещения : предполагается, что это то самое место, где Нина крестила царя Мириана и Нану. Рядом на стене висит икона, где изображены Мириан, Нана, и Нина по центру между ними. Кстати, непонятно, крестила ли Нина царя лично или только подвела его к этой мысли. По тем временам женщины могли и не иметь права крестить людей.

Столбы храма

Сейчас в храме 8 опорных столбов, из них 4 - подкупольные. Храм - продукт перестройки базилики эпохи Горгасала, которая могла быть идентична Болнисскому Сиону . В болнисском храме 10 столбов. Легко заметить, что и в Светицховели когда-то было 10, но два из них отсутствуют: один заменен на каменный саркофаг Животворящего Столба, а симметричный ему убрали, вероятно, для красоты. А вот когда исчезли два эти столба? Было ли их отсутствие заложено в проекте? Похоже, что нет. Складывается ощущение, что столбы исчезли уже после постройки собора, поэтому все своды над ними спроектированы так, как будто столбы стоят на своем месте - например, арка свода от южной стены идёт к этому виртуальному столбу, но реально упирается в другую арку.

Сами опорные столбы достойны отдельного внимания. Они все разной формы и ориентированы кто куда. Первый столб слева наименее интересен. А вот первый столб справа необычен: археологи проделали в нём несколько глубоких дыр, чтобы выяснить, что же там внутри. Второй столб по левой стороне частично разобран снизу, так что виден кусок базы столба V века . То же самое у двух третьих столбов. Древнее основание лучше всего видно у третьего правого столба. Хорошо видно, что оно имело форму креста - кстати, как и в Болнисском Сионе, что намекает на то, что это были однотипные храмы.

К третьему правому столбу пристроен каменный трон патриарха - он появился в XVII веке и в то же время расписан фресками в персидском стиле. Сейчас он как трон не используется.

Животворящий Столб

Главное внутри - это сам Животворящий Столп. Он находится примерно в центре храма, на месте третьей левой колонны. Над Столпом построена каменная сень, то есть как бы четыре каменные стены, которые расписаны поздними фресками. Фрески иллюстрируют историю Хитона и самого Столпа. В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия мира, истекавшего из Столпа. (Миротечение прекратилось после нашествия шаха Аббаса I)

Вокруг столба сейчас выложен невысокий мраморный бортик, покрытый надписями шрифтом асомтаврули .

Фрески столпа заслуживают отдельного разговора. Это XVII век, период упадка грузинской живописи. Это намного. намного хуже, чем палеологовские фрески. Кроме того, на них сказались мусульманские нашествия. Во многих местах лица соскоблены или хотя бы расцарапаны. Фрески на столбе - в основном про историю этого самого столба. О них см. ниже в статье про фрески.

Фрески

Помимо фресок на Столбе, есть еще фрески на стенах и столбах. Здесь есть сцены Апокалипсиса, интригующий зодиакальный круг, прославленные "светицховельские медузы" и многое другое. Росписи Светицховели - большая и сложная тема, поэтому мы вынесем её в особый отдел и не будем загромождать ею рассказ.

Захоронения

В прежние эпохи храм был некрополем и тут были захоронены почти все грузинские цари, начиная с XII века, но от царских захорнений сохранилось очень мало. Сейчас тут можно видеть могилы царя Ираклия II (черная плита со щитом и мечем), царя Вахтанга Горгасала (западнее Ираклия), царя Георгия ХII (севернее Ираклия), царевны Текле (рядом с Ираклием II), и Ираклия (внука Ираклия II). Тут же множество могил князей Багратион-Мухранских.

Левее (севернее) надгробия царя Гиоргия XII находится чёрная плита - надгробие его жены, а чуть дальше ещё одна черная плита с надписью «Петр Багратиони Грузинский». Это Пётр Петрович Грузинский, до 1984 года глава грузинского царского рода и автор двух знаменитых песен: «Тбилисо» и «Чито-Гврито».

Светицховели дословно означает «животворящий столп», «свети» по-грузински – столп, «цховели» – животворящий (чудотворный) в переводе с грузинского языка. Как вы уже догадались, речь пойдёт о кафедральном соборе . Он расположен в древнем городе Мцхета , в долине на слиянии священных рек Кура и Арагви, принадлежит Грузинской православной церкви, его история исчисляется целым тысячелетием!












Первые упоминания в летописях об этом соборе относятся к началу 11-го века, когда католикос Мелкиседек I (высшее духовное лицо Грузии) на месте полуразрушенной базилики, возведённой ещё в V веке грузинским царём Вахтангом I Горгасалом, распорядился построить обновлённую церковь (в 1010 г.).

Храм был возведён в виде крестово-купольной церкви, имеющей три нефа и четыре столпа (внутренние колонны), на которые опирается центральный и единственный купол. Авторство принадлежит известному грузинскому зодчему Арсакидзе (имеется соответствующая надпись на фасаде здания). Собор имеет форму удлинённого прямоугольника, вытянутого с запада на восток, «плечи» креста направлены по сторонам света. Храм возведён согласно канонам основополагающего архитектурного стиля Грузии Средних Веков и окружен крепостной стеной (по распоряжению Ираклия II).

Светицховели считается самым большим архитектурным памятником Грузии из полностью сохранившихся и внесен в список Всемирного наследия, находится под охраной UNESCO. Здесь проводили коронации грузинских царей, здесь же они находили свой покой. Собор был выбран для интронизация католикоса. Особую ценность и значимость для христианского православного мира представляет риза Иисуса Христа (бесшовный хитон – одежда, облачение).

Согласно преданию, этот бесшовный хитон привезли в Иверию (старинное название Грузии) грузинские евреи Лонгиноз и Элиоз, которые присутствовали при распятии и активно протестовали против неправомерного суда Синедриона, теперь она хранится в Мцхетском Патриаршем соборе Светицховели .

Каждый год 14 октября на территории Грузии все православные отмечают праздник Хитона Христова , существует два грузинских названия этого празднества – Мцехтоба и Светицховлоба . В этом же соборе состоялось грандиозное событие исторического масштаба – крещение первого христианского грузинского царя Мириана, он провозгласил христианство национальной религией и запретил поклонение символам язычества. С тех пор в той же самой купели, где царь принял крещение и православную веру, по сей день проводят этот знаменательный обряд.

Собор получил название в соответствии с преданием о том, что на месте сохранения хитона вырос кедр. Есть две версии события: захоронение ризы в могиле праведницы Сидонии (у основания храма) и хранение её в сокровищнице. Сидония – сестра Элиоза, которая скоропостижно умерла, узнав о казни Христовой. Местными жителями было подмечено целебные свойства этого кедра: многие больные животные, которые пробовали листья кедра, самым чудесным образом исцелялись.

Жена царя Мириана Нина обратилась с особой просьбой к своему мужу о том, чтобы на месте могилы-захоронения праведницы Сидонии воздвигнуть храм. Из кедра изготовили семь колон, однако одну из них не удалось никому сдвинуть с его места, более того, она стала мироточить целебными благовониями. Этот удивительный столп и прозвали животворящим.

Вторая по важности святыня собора - милоть (овчинная одежда с мехом наружу) Св. пророка Илии , которую он передал ученику перед своим восхождением ввысь. Упомянутая Святыня сначала хранилась у грузинских евреев, принявших Христа. Местонахождение милоти – в правой части церковного алтаря.

Ещё одна святыня Светицховели – частичка мощей Св. Андрея , который проповедовал здесь 1-м веке (хранится в правом приделе).
В настоящий момент Собор имеет великую значимость для паломников и ценителей средневекового зодчества. Это, пожалуй, самая важная в окрестностях Тбилиси, куда отправляются туристы в первую очередь во время своего .

Посмотрите видео воздушной съемки храма.

Подробнее остановлюсь на главной ее достопримечательности — Кафедральный собор Светицховели. В переводе с грузинского означает — столп животворящий. Существуют 2 интересные версии о возникновении этого столпа и в обеих сказано, что при строительстве собора столп сыграл ключевую роль. Сейчас Столп находится практически в центре собора, а над ним построена каменная сень, украшенная фресками.

Главный вход на территорию собора

Башенка над могилой Св. Сидонии, Хитона Господня и Столпа Животворящего

Иконостас центрального предела собора

Часовня гроба Господня

Что больше всего меня поразило, так это то, что в соборе похоронены несколько грузинских царей, почти весь род князей Багратиони. Причем могилы с надгробиями вмурованы в пол собора, т.е. когда идешь по собору, нужно смотреть вниз, иначе можешь наступить на чье-нибудь надгробие. Для меня это было шоком, первый раз такое видела! По сути получается такое небольшое кладбище в стенах церкви, куда люди приходят молиться, ведь собор Светицховели действующий. Плюс постоянно приезжающие туристы, которые там топчутся, причем я своими глазами видела, как люди шли прямо по надгробиям. Эмм, для меня это как то слишком, почему их хоронили внутри собора, я так и не поняла.

Иконостас

Собор Светицховели был построен на месте первой грузинской христианской церкви. Та церковь была еще деревянной, затем на ее месте была построена каменная базилика, фрагменты тех церквей сохранились по сей день. На протяжении долгого существования собор перестраивался несколько раз, так как пережил нашествие монголов, землетрясения. Это отразилось и во внутреннем облике собора. Роспись в соборе относится к XVII веку.

Икона Пророка Илии, за иконостасом в этом месте хранится его плащ(милоть)

Фреска «Страшный суд». Если посмотреть поближе, то в в центре по кругу расположены знаки зодиака

Придел Св. Николая

Не менее интересно смотрится крепостная стена собора, которая датируется второй половиной 18 века.

Во внутреннем дворе собора многие туристы и прихожане отдыхают на скамейках, мы тоже не остались в стороне. И знаете, там так спокойно и умиротворенно себя чувствуешь, одним словом — благодать.

В верхней части фото, 12 лучей символизируют двенадцать апостолов, двенадцать месяцев

На заднем фоне виден монастырь Джвари

После посещения собора Светицховели, мы побродили немного по улицам Мцхеты и отправились искать остановку, чтобы вернуться в Тбилиси.

Центральная парковка, позади собор Светицховели

Въезд на парковку

Здание полиции, сверху, со смотровой площадки у монастыря Джвари, здание выглядит как подкова

Монастырь Джвари виден почти с любой точки

Симпатичные дома местных жителей

Спускались к реке полюбоваться видом на монастырь Джвари

Инжирное дерево

Вот такая насыщенная поездка в Мцхету у нас получилась. Рекомендую обязательно посетить эти места и проникнуться атмосферой.

Сервисы которыми мы пользуемся в своих самостоятельных путешествиях:

Поиск и покупка авиабилетов
Aviasales - для нас это №1 из всех поисковиков, пользуемся только им, потому что удобный и надежный, без "подводных камней".
One Two Trip! - удивительно удобный поисковик, в котором можно найти и приобрести не только авиабилеты, но и железнодорожные. Кроме того, там также легко забронировать гостиницу или отель. Перейдя по нашей ссылке вы дополнительно получите 500 рублей скидки на покупку авиабилета!

Поиск и бронирование жилья

  1. - всемирно известный поисковик, где можно найти и забронировать жилье от гестхаузов до шикарных вилл. Многократно пользовались и очень рекомендуем.
  2. Hotellook - сервис по поиску и бронированию жилья от создателей Aviasales.
  3. Airbnb - бронирование и аренда квартир, комнат, домов у местных жителей. Проверено на себе, все честно, рекомендуем. Бронируя по нашей ссылке получите бонус в размере 2100 р., который сможете использовать при оплате жилья. Для этого вам нужно будет создать свой аккаунт на AirBnB.
Прокат автомобилей
- отличная альтернатива поездкам в междугородних автобусах и поездах по территории России. Цены чаще всего ниже общественного транспорта, а комфорт существенно выше.

Сервис-агрегатор по аренде машин в местных прокатных компаниях. Вы выбираете машину как бы в местном прокате, но через сервис, бронируя по банковской карте, c которой снимается только 15% от стоимости. Гарантом выступает компания MyRentacar. Вы можете выбрать не только класс машины, но и конкретный автомобиль с точностью до цвета кузова и типа магнитолы. Но что самое важное, цены на этом сервисе такие же, как если бы вы сами пришли в местную прокатную фирму!