Кто крестил Русь? Крещение Руси: причины, значение, последствия. История становления и принятия православия на руси

Крещение Руси или принятие Русью (русским народом) христианской религии греческого толка произошло в период правления Киевской Русью Великого князя Владимира I Святославича (Владимир Красное Солнышко, Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель) (960-1015, княжение в Киеве с 978 года)

После смерти Ольги Святослав посадил старшего сына своего, Ярополка, в Киеве и воторго, Олега, у древлян, без назначения остался младший, Владимир. Однажды пришли в Киев новгородские люди просить себе нязя и прямо заявили Святославу: « Коли никто из вас не пойдёт к нам, мы сыщем себе князя и на стороне». Ярополк и Олег не хотели идти в Новгород. Тогда Добрыня научил новгородцев: «просите Владимира». Добрыня был дядя Владимира, родной брат его матери, Малуши. Она служила ключницей у покойной княгини Ольги. Новгородцы сказали князю: « Отдай нам Владимира». Святослав согласился. Так стало три князя на Руси, а Святослав ушёл в дунайскую Болгарию, где и погиб в бою с печенегами. (Карамзин. История государства Российского )

Причины крещения Руси

  • Стремление киевских князей быть ровней европейским монархам
  • Стремление к укреплению государства: один монарх — одна вера
  • Многие знатные киевляне уже были христианами по византийскому образу

    Данные археологии подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. С середины Х века в погребениях знати встречаются первые нательные кресты. Князья Аскольд и Дир c боярами и некоторым количеством народа приняли крещение, так как во время похода на Константинополь были устрашены силой константинопольского патриарха, который, по преданию, опустил святые мощи в воду, и большая часть флота тут же затонула в ходе шторма, поднявшегося в ту же секунду

  • Желание Владимира взять в жены царевну Анны, сестру Императоров Византии Василия и Константина
  • Владимира покорила красота византийских храмов и обрядов
  • Владимир был . Его мало заботили верования народа русского

    До середины 10 века на Руси господствовало язычество. Оно основывалась на идее равнозначности и вечности противоположных начал («добра» и «зла»). И мир воспринимался ими на основе этих парных понятий. Символом защиты от злых сил считался круг. Отсюда появление таких украшений, как венки, цепи, кольца

Краткая история крещения Руси

  • 882 — Варяг Олег становится киевским князем. Принмает титул»Великого», объединяет славянские земли в составе государства
  • 912-945 — правление Игоря, сына Рюрика
  • 945-969 — правление Ольги, вдовы Игоря. Укрепление государства, Приняла христианство под именем Елены
  • 964-972 — Правление Святослава, сына Игоря и Ольги, продолжение строительства государства Киевская Русь
  • 980-1015 — Княжение Владимира Красное Солнышко
  • 980 — Религиозная реформа, создание пантеона богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши)
  • 987 — Боярский совет, созванный Владимиром для обсуждения принятия новой веры
  • 987 — Мятеж Варды Фоки Младшего против императора Византии Василия II
  • 988 — Поход Владимира в , осада Корсуни (Херсонеса)
  • 988 — Договор Владимира и Василия II о предоставлении помощи в подавлении восстания Варды Фоки и женитьбы Владимира на царевне Анне
  • 988 — Женитьба Владимира, крещение Владимира, дружины и народа (некоторые историки указывают год крещения 987)
  • 989 — Русский отряд разбил войско Варды Фоки. Взятие и присоединение к Руси Херсонеса (Корсуни)

Крещение Руси не всегда было добровольным и процесс христианизации страны растянулся на долгое время. Многие летописи сохранили скупые сведения о насильственном крещении Руси. Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году. В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства продолжалось до XII века. Полоцк был крещён около 1000 года

Последствия крещения Руси

  • Крещение Руси оказало значительное влияние на судьбу христианства: раскол его на православие и католичество
  • Крещение способствовало принятие русских в семью европейских народов, расцвет культуры в Киевской Руси
  • Киевская Русь стала полностью централизованным государством
  • Русь, а затем Россия, превратилась в один из религиозных центров мира наряду с Римом
  • стала опорой власти
  • Православная церковь выполняла объединяющие народ функции в период смут, раздробленности, монголо-татарского ига
  • Православная церковь стала символом русского народа, его цементирующей силой

Православие на Руси имеет более чем тысячелетнюю историю и неразрывно связано с ее культурой. Это и чудесные памятники архитектуры, и великие святые подвижники и просветители, оставившие после себя бесценное духовное и культурное наследие, и православные князья, цари и императоры, оставившие свой след не только в российской, но и в мировой истории. Известно, что большая часть населения России и примыкающих к ней славянских стран исповедует православное христианство. Но ведь в древние времена среди славян были широко распространены языческие верования. Как удалось христианству вытеснить язычество и при этом не ассимилироваться с ним? Кто крестил Русь и когда это могло произойти?

Крещение Руси связывают, в первую очередь, с именем князя Владимира Святославича. Тем не менее, христианство существовало здесь еще до крещения князя Владимира. Бабка Владимира княгиня Ольга приняла крещение еще в 944 году. В договоре с Византией 944 года упоминается соборная церковь святого пророка Илии, в это же время Повесть временных лет свидетельствует, что многие горожане Киева были христианами. Ее сын Святослав был в зрелом возрасте, когда Ольга приняла крещение, он не крестился до конца жизни, но оказывал покровительство христианам. На своих внуков княгиня Ольга имела большее влияние, поскольку воспитывала Ярополка до 13 лет, а Владимира еще с малолетства.

По сведениям церковных источников, Князь Владимир был язычником, но пытался выбрать вероисповедание, которое бы объединило все его земли. Он приглашал к себе разных проповедников, но более всего его привлекло православие. Его делегация, прибыв в Византию, посетила богослужение в Софийском храме. Послы были поражены красотой богослужения и сообщали князю, что не знали, где они находятся: на земле или на небе. Документальных свидетельств выбора веры Владимиром не сохранилось, но есть большая вероятность, что многие чужеземцы склоняли Владимира к принятию своей веры, в первую очередь, по политическим причинам. Хазары были разбиты его отцом и могли предлагать ему принять иудаизм, волжские булгары были магометанами и хотели, чтобы единая вера помогла заключить мир с восточными славянами. Приезжала к Владимиру и делегация от римского папы, отправленная немецким императором Оттоном, но князь Владимир отказался принимать римскую религию, сославшись на то, что его отцы эту веру не приняли. Зато женитьба на византийской принцессе Анне и принятие православия подняло бы престиж Киевской Руси и поставило бы ее в ряд с ведущими мировыми державами.

Почему датой крещения Руси считается 988 год.

Православие не было чужой религией для Владимира, поэтому его выбор был не случайным. Владимир принимает крещение в 988 году, но делает это без лишней помпезности. Поэтому источники не указывают, в каком именно месте это произошло. Тем не менее, 988 год Церковь считает годом Крещения Руси, так как в Повести временных лет это событие смешивается с походом Владимира на Корсунь (Херсон). Датой Крещения Руси скорее можно было бы назвать 990 год, 31 июля, день, когда князь Владимир венчался с княжной Анной в Херсоне и произнес речь, согласно которой всякий, кто не будет крещен в Православии, будет ему противен. С этого времени Православная Церковь на Киевской Руси становится государственной. В данном случае, говоря о том, кто крестил Русь, мы имеем в виду утверждение христианства как государственной религии Киева.

В свите княжны Анны прибывают в Киев поставленные для русских кафедр в Константинополе архиереи с сопровождением, облачением и священными книгами. Далее начинается активный процесс христианизации Руси.

Этот процесс проходил довольно успешно, благодаря тесным связям Киева с Моравией (современной Болгарией), где уже была письменность. Славяне Киевской Руси получили возможность совершать богослужение, изучать священные книги на родном славянском языке.

Но во многих городах, особенно селах, приходилось сталкиваться с сопротивлением распространению христианской веры, принимались даже жесткие меры. Процесс распространения христианства на Руси не мог пройти быстро, конечно, для этого потребовалось несколько веков. Для объяснения некоторых понятий христианству пришлось прибегнуть и к языческим корням славянской культуры. Например, церковные праздники замещают распространенные ранее на Руси праздники языческие: коляды, масленицу, купалье, внося в них совершенно иное содержание.

Роль князя Владимира в христианизации Руси очень велика, поэтому, рассуждая о том, кто крестил Русь, следовало бы отметить, что во время его правления христианство на Руси приняло статус государственной религии. Между тем, важно также помнить, что в христианизации Руси есть еще огромная заслуга святой равноапостольной княгини Ольги и первосвященников, проповедовавших на этой земле.

Память Равноапостольного князя, Святого Владимира в церкви почитается в день, когда его не стало. Покинул Владимир этот мир 15 июля по старому стилю или же 28 — по новому календарю.

Владимир: кто он?

Среди значимых имен в истории Руси почетное место занимает имя Владимира Святославовича, князя киевского, который в период своего правления ввел христианство. Равным апостолам его назвали еще его современники, так как деяние его соизмеримо с подвигом. Свет новой веры озарил земли Руси благодаря стараниям внука. Судьбоносным стал для княжества Киевского год о 989 от Рождества Христова. Ибо тогда вера христианская стала официальной религией в государстве. Это событие определило участь Руси Киевской на международной арене на годы вперед.

В 962 году родился Владимир в семье князя киевского Святослава, сына Игоря. Матерью будущего крестителя земли Русской была простая ключница Малуша, которая служила бабушке Владимира, княгине Ольге. Согласно летописям, сильно разгневалась княгиня на Малушу, отправила ее в Будутину весь. В этом отдаленном селении и был рождён тот, кто кардинально повлиял на ход истории земли Русской. Спустя некоторое время Владимира перевезли в Киев, где он воспитывался при дворе хитроумной Ольги. Прозвище "робичич", что означает "сын рабыни", презрительное, оно долго еще будет следовать за ним по пятам.

В 969 году собрался князь киевский Святослав отправиться на Дунай окончательно. Тогда же летом он разделил земли свои, определив каждому из сыновей наследие. Таким образом, стал Ярополк, старший сын, стал править в Киеве. Олегу досталась Древлянская земля. И прибыли в это же время к Святославу послы из Новгорода. Князя к себе просили. С насмешкой отвечал им князь Киевский. Согласно совету Добрыни, который братом был Малуше (и дядей Владимиру), просили они к себе на престол сына ключницы, служившей Ольге. Не против такого решения был князь. И с его согласия еще в детском возрасте стал Владимир править в Новгороде.

После смерти Святослава

Весной в 972 году Святослав погиб. С этого часа совсем самостоятельно стали править братья в своих краях. Вскоре погиб средний брат Олег. Причиной его смерти стала война, которая развязалась между ним и Ярополком. Произошло это приблизительно в 977 году. Напугал Владимира такой поворот событий. С точки зрения историков, из Новгорода, вверенного ему, бежал Владимир или в скандинавские земли, или в Прибалтику. Спустя некоторое время возглавил беглец войско варяжское, которое нанял на службу, и вернулся в оставленный им город. Но наместники Ярополка к тому времени уже захватили Новгород. События эти положили начало войне между сыновьями Святослава. Младшему из них, Владимиру, сопутствовала удача: Владимир взял в осаду Киев летом 978 года. Старший брат его Ярополк нашел убежище в городе Родня, находившегося в устье реки Рось, одного из многочисленных приток Днепра. Но и это селение уже было осаждено войском Владимира. Предатель оказался среди окружения Ярополка. Звали его Блуд. Заранее Владимир имел разговор с ним, и вот он и убедил Ярополка сдаться брату и не оказывать более никакого сопротивления.

Решился Владимир лишить брата жизни. Двое варягов оборвали жизнь князя киевского, когда тот вошел в покои к младшему брату. Блуд, идя вслед за Ярополком, ловко закрыл дверь, чтоб никто из слуг не смог помочь обреченному князю. Это коварное братоубийство положило начало тридцатисемилетнему княжению Владимира на Руси.

До того, как стал христианином

До того, как стал христианином, Владимир был весьма порочен. И в самых темных тонах изображен этот период его правления в летописях. Непомерное сластолюбие, жестокость, злопамятство и еще масса других негативных черт были свойственные Владимиру. Имел он пять законных жен. Одна из них была полоцкой княжной, которую звали Рогнеда. Против воли вышла она замуж за Владимира. Сперва сделал он ей предложение, и отвергнуто оно было. Тогда начал Владимир войну с отцом полоцкой княжны, Рогволодом. Захвачен был Полоцк, а девушку Владимир обесчестил на глазах ее родителей, а после убил обоих. Среди жен князя была одна из греческих монахинь, красота которой покорила еще Святослава, и он привез ее в Киев. В последствие она, вдова Ярополка, стала супругой убийцы своего мужа. Сотни наложниц имел Владимир, кроме законных жен. Как свидетельствуют летописцы, по 300 в их было в Белгороде и в Вышгороде, еще 200 — в Берестовом. Не могли даже наложницы удовлетворить князя. Осуждающие строки содержат летописи о том, что Владимир имел близкие отношения даже с уже замужними женщинами.

Стоит отметить, что Владимир был противником веры своей бабушки, он был верным приверженцем язычества. Спустя некоторое время по прибытии в столицу Руси князь организовал на холме не далеко от дворца своего пантеон богов славянских. Он установил изваяния Симрагла и Мокоши, Хорса и Дажьбога, и, конечно же, Перуна и Стрибога. Согласно записям летописца, поклонялись этим изваяниям люди, приводили к ним своих детей, жертвы приносили старым богам. Осквернен был холм с пантеоном кровью и земля Руси Киевской. По воле князя Владимира, стал Перун верховным божеством, а изваяния его были установлены в прочих городах других древнерусских. По возвращении Владимира из военного похода в 983 году было принято такое решение: на холме с идолами, прозванного Перуновым, делать, человеческие жертвоприношения. Однажды так совпало, что некий варяг-христианин должен был принести свою жертву. Тогда приверженцы язычества стали требовать его сына для жертвы. Не подчинился варяг и не отдал сына своего для ритуала. Дабы отомстить, язычники уничтожили весь двор варяга, убили его, и его сына. Так погибли первые мученики за веру на Руси, имена которых Феодор и Иоанн (отец и сын соответственно).

Владимир в качестве князя

Не забывал князь и про укрепление государства. Его военные кампании как на запад, так и на восток венчаются успехом. Покорил он болгар, волжских хазар, поляков и ятвягов. Благодаря его походам к Руси присоединяются новые земли. Под властью Киева оказались Червенские города (ныне это Волынь) и несколько восточнославянских племен (вятичей, радимичей). Узы прочнее, чем раньше, объединяют Киевскую Русь. То, что Владимир установил пантеон, уже говорит о его стремлении реформировать прежнюю веру. В пантеоне также присутствовали божества разных народностей, населявших государство, например, остатков прежнего иранского населения, финно-угорских, славянских и балтийских племен. На Руси в это время главенствовал единый государственный культ Перуна. И как все божества подчиняются Перуну, княжескому богу, так и в стране царит единство и верховенство Киева и князя киевского.

Владимир же все равно не был удовлетворён реформой, поскольку изменилась только внешность языческих божеств. Требования эпохи и личные поиски веры, как говорится, совпали во времени.. Прежнее устройство государства, то есть федеративное военное объединение самостоятельных отдельных племен, отходило в прошлое. Русь становилось единым целостным государством, которое имело вес на мировой и европейской политических аренах. Эти изменения требовали реформ идеологии.

В поиске веры

Очень яркий и детальный рассказ о том, как был крещен внук Ольги, содержится в Житиях и летописях. Долог был путь Владимира к истинной вере. Согласно древним писаниям, посетили князя хазарские евреи, волжские болгары (мусульмане) и латиняне. Все они предлагали принять их учения. Позже в Киев прибыл философ из Греции, который поведал о всех достоинствах православия. После этого собрал князь послов и отправил их к разным народам. Цель послов заключалась в сравнении способа поклонения Богу. Наиболее приятно впечатлила послов киевских красота византийского богослужения, о чем и доложили они. Просил совета Владимир как у бояр, так и у старейшин города (городского самоуправление), обговорили, взвесели все факты и решили, что лучше всех вера византийская.

Историю о том, как князь киевский веру выбирал, долго считали своеобразной сказкой. Но все это не выдумка. По соседству с Киевской державой находились государства, жители которых были приверженцами разных вер и религий. Каждая страна-соседка стремилась склонить правителя Руси к своей вере. Есть подтверждения летописных преданий: о похожих посольствах Владимира говорится в иностранных источниках. (Имеется информация о том, как князь киевский совершил посольство в Хорезм для того, чтоб обсудить возможность перехода славян-язычников в ислам.) Действительно, внук мудрой Ольги серьезно раздумывал о достоинствах существующих вероисповеданий. В результате своих размышлений князь отдал предпочтение вере во Христа. И это не есть случайность.

В тот час, когда Владимир правил, народ уже длительное время был знаком с новой верой. Чехи, болгары и поляки, жители соседних земель, родственные восточным славянам, уже были христианами. Дело состоит в том, что славяне имели возможность ознакомиться со Святым Письмом за век до Владимира. Эта книга была доступна им на родном языке. Так получилось потому, что святые Кирилл и Мефодий перевели уже к тому времени богослужебную священную литературу на славянский язык. Эти первоучителя славян и их ученики предоставили шанс христианской вере укорениться в Киевской Руси и через время стать действительно родной для русичей.

Как принял Владимир веру христианскую

Важно отметить тот факт, что о том, как был крещен Владимир, имеются до воли противоречивые сведения. В результате этого у нас не достаточно информации о таком важном событии в жизни князя киевского. В летописи говорится, что правитель земель русских был крещен около 988 года. Связывают это событие с покорением византийского города (Херсонеса), что в Крыму, войском Владимира. Долгое время не поддавался город натиску князя. Как рассказывает летописец, помог Владимиру некто Анастас. Прежде — защитник города, а после — настоятель Десятинной церкви в Киеве и сподвижник князя. Он посоветовал перекопать трубы, что обеспечивали Корсунь водой. Дал Владимир обещание: если город падет, благодаря этому совету, примет он крещение. Но не спешил князь выполнять слово, которое дал после взятия Херсонеса. Владимир отправил послов в столицу Византийской империи, город Константинополь, где потребовал у тамошних правителей, Василия и Константина брака с их сестрой, порфирородной Анной. Братья-императоры соглашаются, но ставят ответное обязательное условие: князь должен стать христианином до свадьбы. Согласно источникам, Владимир обратился к послам из Константинополя, сказав, что примет крещение, потому что испытывал он веру византийцев. По душе ему и Закон Божий, и обряды богослужебные, о которых рассказали ему послы. Торжественно встретили жители Херсонеса царевну Анну вместе со священниками и приближенными. Тяжелая болезнь неожиданно подкосила здоровье Владимира. Что-то случилось с его глазами, и не мог он видеть, и не знал, что делать. Как говорится, по Божественному проведению. По словам Анны, только крещение способно исцелить князя, и другого выхода нет. Тогда же велит заболевший епископу корсунскому и священникам, прибывшим из Константинополя, совершить над ним обряд и окрестить его. Вернулось зрение князю в тот миг, когда епископ возложил на него руку.

Все это летописное предание. Но ученые в наше время подвергают его сомнению. Они считают, что в этой легенде синтезировались данные из разных источников, которые, к тому же, противоречат друг другу. Опираясь на такие исторические записи, как Житие князя Владимира под названием "Память и похвалы князю Владимиру" (самое древнее из известных), что принадлежит перу Иакова мниха, и записи иностранцев, историки подчеркивают, что на выбор в пользу христианства повлияла сильно внешнеполитическая ситуация. Они считают, события развивались иначе. Их точка зрения изложена ниже.

Конец 80-х годов X века для Византийской империи ознаменовался тем, что она очутилась на грани национальной катастрофы. В 986 году была проиграна война с болгарами, а в год 987 полководец Варда Фока поднял мятеж. Тогда он объявил себя императором, чем и вынудил соправителей, братьев-императоров Константина VIII и Василия II (в будущем Василия Болгаробойцы) прибегнуть к военной помощи Владимира, князя киевского. (Эти обстоятельства соответствовали условиям договора, заключенного Святославом с Византией.) Князь же согласился помочь братьям в обмен на брак с их сестрой Анной. Это было унизительное и неслыханное требование. Но пришлось согласиться гордым правителям христианской империи. Правда, в ответ они выдвинули князю условие: он должен отступить от языческой веры и креститься. Или в 987-м, или на заре 988-го года, вероятно, в столице Руси был Владимир крещен. Назван он при крещении Василием. Предполагается, что имя выбрано в честь брата будущей супруги, Василия II. Когда войско русичей в составе шести тысяч солдат прибыло в Константинополь, мятеж был подавлен. Армия Варды Фоки была побеждена, а решающую роль здесь сыграла именно дружина Владимира. Сам же прославленный полководец и бунтовщик погиб в 989 году, в апреле. Не спешили Константин и Василий выполнять свою часть договора и отдавать Анну в жены их спасителю. Разгневался тогда князь, захватил он Корсунь. Только когда город оказался в его власти, византийцы вынуждены были покориться. Знаковым стало это место для Владимира: здесь он женился, и здесь же, вполне возможно, принял он крещение, а также много его дружинников и бояр. Мощи святого Климента Римского и его ученика Фива, иконы и сосуды, а также многие другие святыни и церковную утварь забрал с собой новообращенный правитель в столицу, когда покидал Корсунь. Квадригу медных коней и античные изваяния привёз он в Киев и установил не далеко от Десятинной церкви. Служили в этой церкви священники из Корсуня, которых он забрал с собой. Скорее всего, созданию легенды о принятии Владимиром крещения в Корсуне способствовала весомая роль этого города в христианизации Киевской Руси. (Важно обратить внимание на то, что цепь событий, которые привели к крещению князя, имеет варианты. Существует несколько вариантов реконструкций этого временного промежутка.)

Крещение Руси

В Киев Владимир вернулся в 989 году. Тогда же было положено начало крещению русичей. В летописи есть сказания о свержении новообращенным князем идолов старых богов, которых он сам установил некоторое время назад. Одних приказал он изрубить, других — спалить. Изваяние бога Перуна привязали к хвосту коня и проволокли с Горы. 12 человек били идола жезлами, а после потащили к реке Днепр. Оплакивал славянского громовержца некрещеный люд. По велению княжескому, отпустили идол вниз по реке да следили, чтоб не прибило его к берегу до того времени, пока не пересечёт пороги Днепра. Таким было расставание с главным из языческих богов. Тогда же крестились жители Киева. Обращение Владимира к подданным в тот час сохранили в себе летописные источники. Говорилось, что всякий, кто не придет на завтра к реке, станет недругом князя. В синеве Почайны (одного из притоков Днепра) крестились подданные князя. Но, согласно Житию Владимира, таинство совершалось в водах Днепра. Обряд совершали священники из Корсуни и из Византии (те, что приехали с Анной). Вскоре Владимир поставил на месте, где было когда-то святилище языческих богов, церковь имени святого Василия, своего покровителя небесного. Еще спустя некоторое время зодчие из Греции построили в столице храм Пресвятой Богородицы. Эта церковь была названа Десятинной, а в 996 году 12 мая ее освятили. Она стала главным храмом в Киевской Руси в период правления Владимира. Введение церковной десятины стало главной церковно-административной реформой Владимира, что связано с этой церковью.

Не одно десятилетие длилось введение христианства. Изначально принесенная князем религия укоренилась в нескольких княжеских городах и в Поднепровье. Сопротивление новой вере не было редкостью среди жителей Руси. Например, жестокие и кровавые стычки между местным населением и представителями княжеской администрации имели место в Новгороде (согласно поздним источникам). А в Северо-Восточном регионе Киевской проповедовать Слово Божие, судя по всему, начали только в XI веке.

Став христианином, князь киевский очень изменился. Совершенно можно не сомневаться в том, что Владимир принял новую веру всей душой. Он стал милосердным, не имел отвращение к нищенствованию, согласно Житию и летописям. После того, как услыхал он от том, что помилованы будут милостивые (слова из Библии), стал он дела добрые творить. Деньгами, едой и напитками, по его указу, снабжали малоимущих, приходящих ко дворцу, а тем, кто не имел возможности по состоянию здоровья добраться сам, привозили пропитание. События эти описаны в летописи. Там говориться, что повелел князь Владимир нагрузить телеги продуктами (рыбой, хлебом, овощами, мясом, медом и квасом в бочонках). Возили их по городу послы княжеские, спрашивая у народ, где есть нищие или больные, не способные ходить. Туда направлялись возы, и раздавали нуждающимся все, что им нужно было. Согласно писанию мниха Иакова, во всех селениях, как городах, так и селах, земли Русской творил Владимир добрые дела. Давал он одежду голым, воду и еду жаждущим и голодным, путешественников и церковников милостью своей одаривал, в чем нуждались больные, хромые, слепые, сироты, нищие и вдовы, одаривал. Всем помогал и повсюду добро и милостыню творил. Так говориться у автора "Памяти и похвалы князю Владимиру".

Деяния князя-христианина

Владимир Красное Солнышко или Владимир Святой, таким вошел в мировую историю князь киевский, сын Святослава, внук великой Равноапостольной Ольги. В памяти народа он остался легендарным правителем. Именно ему, согласно былинам, служили все богатыри земли русской. Заботился он о защите государства точно также, как и о народе своем. За дела его добрые и заботу неусыпную полюбил его народ. На рубеже X и XI столетий пришлось князю ношу тяжкую принять. В тот час выпала ему участь оборонять Киевскую Русь от печенегов, злейших врагов русичей. Города, своеобразные крепости, ставит Владимир на южных границах страны: по таким рекам, как Сула, Трубеж, Стугон, Десна и Остр. Позже эти укрепления были названы засечной чертой. Мощный вал из земли объединял эти крепости. Наиболее известной крепостью стал Белгород, который Вадимир воздвигнул на Ирпене, реке, что протекала в глубине стугнинской оборонительной линии. Лучшие, с точки зрения правителя, люди из разных регионов земель Киевских поселились в этих городах. Словены, кривичи, вятичи, чуди и новгородцы стали жить на южном рубеже теперь. Все племена, славяне и не славяне, объединились для обороны своей страны. Во истину государственное дело скрепило русичей. Важно обратить внимание на то, что такие государственные решения князя нанесли существенный урон существовавшему ранее племенному строю Киевской Руси.

Сыновей своих Владимир отправил княжить в наиболее важные центры страны. Новгород поручил он своему старшему сыну, Вышеславу, Полоцк занял Изяслав, Святополк, племянник Владимира (сын Ярополка, старшего брата князя), получил Туров на Припяти, а в Ростове остался Ярослав. Около 1010 года умирает Вышеслав. На его место был отправлен Ярослав. Тогда же в Ростове Владимир посадил Бориса,а Глеба — в Муроме. Во Владимире-на-Волыни отправился Всеволод. К древлянам княжить послал Владимир Святослава, а Мстислава — в Тьмуторокани. Станислав правил от имени отца в Смоленске, а Судислав руководил Псковом. Всех сыновей у князя было 12. Большая часть городов, перечисленных выше, имела статус племенных центров. И лишь с легкой руки князя киевского власть в регионах перешла непосредственно к его детям. Это были инновационные на то время реформы.

Практически весь период, когда Владимир был на престоле, омрачен периодическими войнами с печенегами. Вспыхивали сражения время от времени, но имели русичи лишь переменный успех. Приходилось Владимиру принимать поражения. Случилось в один из дней, что только чудом избежал он плена: удалось спрятаться ему под мостом вблизи города Василева. Покинули тогда вражеские силы поле боя, потому что не смогли захватить князя, но и не навредили они тогда земле русской сильно. Событие это произошло в день Преображения Господня. Это великий праздник, что отмечался 6 августа, а избавление чудесное имело место в 996 году. Пообещал князь в Василеве возвести церковь Спасо-Преображенскую. Сдержал свое слово спасенный, и в скором времени увидели жители города новый храм.

Некоторые предания народные о войнах с печенегами дошли до наших дней в летописном своде "Повесть временных лет". В этих древнейших записях содержится масса легенд. В одной из них идет речь об отроке-кожемяке, что у берегов речки Трубеж одержал победу над могучим воином-печенегом. Дабы событие это запомнилось, в его честь, как говорит летописный источник, основан был город Переяславль-Южный. Иное предание гласит, как Белгород противостоял осаде вражеской армии. Известно оно также как предание о "белгородском киселе". В нем рассказывается, как старик из города, использовав свою находчивость и жизненный опыт, научил жителей Белгорода, как им перехитрить печенегов и заставить уйти восвояси ни с чем. Приблизительно в начале XI века (как считают историки, в 1007-1008 годах) земли славян посетил немец Бруно Кверфуртский. Он был миссионером и старался обратить печенегов в христианство. Однако его миссионерская деятельность не была особо успешной. Благодаря тому, что этот человек согласился стать посредником, Владимир смог договориться о перемирье с кочевыми племенами. Чтоб закрепить уговор, в качестве заложника князь оставил у них одного из сыновей. Летописные источники, датированные более поздними годами, содержат легенды о принятии православия некоторыми печенежскими князьями. Они решили служить киевскому государю, а сам он предпочел крестить их.

Князь Владимир не оставил без внимания и границе на западе. Он занимался укреплением этих рубежей тоже. 992 год ознаменовался покорением племени хорватов, славян с востока. Также Владимир Великий заключил мирные договора с западными соседями. Правители Венгрии, Польши и Чехии, согласно летописи, подписали соглашение. Но вскоре поляки нарушили его. Болеслав, князь соседнего государства, объединился с печенегами и в 1013 году совершил нападение на Киевскую Русь. Владимир успешно одолел врагов. Историки считают, для закрепления подписанного договора, Болеслав должен был выдать замуж свою дочь за Святополка, пасынка киевского князя.

Последние годы жизни Владимира

Множество забот и сильные волнения у Владимира возникали в последние годы. Сыновья его были тому причиной. Уже после свадьбы с польской княжной, Святополк организовал против Владимира заговор. Как утверждают иностранные источники, активное участие в организации этого заговора были князь Болеслав, польский правитель и епископ Рейнберн духовный наставник супруги Святополка. Но заговор удалось раскрыть. Пасынок Владимира с женой и ее духовником подверглись аресту. Епископ скончался в темнице. Святополк и его жена до своей смерти находились под стражей. Еще одним мятежником оказался Ярослав, что княжил в Новгороде. Он не хотел более отдавать дань в Киев. Ведь каждый год его город платил столице 2 тысячи гривен. Сильно разгневался отец Ярослава. И вот он объявил, что совершит поход на Новгород. Происходили эти события 1014 году, а Ярослав станет известным как Ярослав Мудрый.

Но Бог не позволил воевать сыну и отцу. Старым уже стал Владимир, и болезни не оставляли его. Вот как раз по причине хвори и не смог князь киевский свершить поход на сына-мятежника. Долго размышлял Владимир о том, кому из сыновей престол передать. Борис, любимый сын князя, призван был в столицу. Но, к великому горю, снова неугомонные печенеги напали на Русь. Опечалился великий князь, что сам не смог стать во главе войска своего для защиты государства. Отправил он Бориса со своими солдатами прогнать печенегов. Отправился сын Владимира на поиски врага, но те уже успели убежать в степи, как только прознали о приближении дружины княжеской. Не дано, к сожалению, было Владимиру узнать, чем же последняя его война с кочевниками завершилась. Скончался он летом, 15 июля 1015 года в селении Берестово, неподалеку от Киева. Когда отсутствовал Борис, Киев захватил Святополк. К тому времени он освободился из-под стражи. Утаить хотел он кончину отца. Но событие это не могло остаться не замеченным, так как этот мир покинул правитель, который многое сделал для своего государства, славу городу своему принес. Многие присутствовали на похоронах князя, а упокоилось тело его в церкви Десятинной, возведенной по его указу. Горько оплакивали киевляне, великие и малые, бояре и бедняки своего кормильца и заступника.

Память о князе

Почитать память Крестителя своего на Руси начали уже в XI столетии. Но официальная канонизация Владимира Великого состоялась лишь спустя два века. Внятных причин для такой задержки не было. Факт этот частично пояснялся тем, что не были чудотворными мощи князя. Об этом говорилось в самом древнем Житии князя. Автор этого писания говорит, что нет ничего удивительного в том, что чудес не творят мощи покойного. Поскольку многие праведники при жизни не сотворили чуда, а их причисляют к числу святых. Ссылался на Иоанна Златоуста автор Жития, сказав, что святым делают человека его дела. XIII век ознаменовался в церковной жизни тем, что причислен стал князь Владимир к лику святых. Возможно, еще одно обстоятельство имело сильное влияние на события эти. Ведь именно в день почитания памяти Владимира Великого (это день его смерти, 15 июля) жестокое поражение нанесено было шведскому войску на Неве. Тогда войско Александра Ярославича, потомка Владимира, одержало славную победу. Сам Александр был прозван Невским.

Трагическая судьба постигла мощи святого князя так же, как и мощи его бабушки, великой Ольги. В 1240 году разрушили татары Десятинную церковь. Не одно столетие гробница Владимира находилась под развалинами храма. И вот в году 1635 Петр Могила, киевский митрополит, будто бы сделал величайшее открытие: он обнаружил два саркофага. Согласно его предположению, в одном из них покоились мощи Владимира. Правую руку (кисть) и голову митрополит извлек из гроба. В итоге голова оказалась в храме Успения Пресвятой Богородицы (главная церковь Киевского Печерского монастыря), а кисть досталась Киевскому собору святой Софии. В московском Успенском соборе также оказалась часть мощей князя киевского. В заключении важно сказать, что современные исследователи сомневаются в подлинности находки ХVІІ века, сделанной Петром Могилой.

Ответ на вопрос, в каком году было Крещение Руси, должен знать каждый христианин. Крещение Руси было грандиозным событием, так как за короткий период времени произошли ключевые перемены, которые перевернули ход истории. Крещение Руси было в 988 году по приказу князя Владимира. От решения одного правителя может зависеть участь всего народа. Так было и во время правления святого князя Владимира. Он пришел к решению о том, что необходимо его подданным принять именно православную веру, не сразу. У него были колебания между религиозными учениями, которые являются монотеистическими, то есть признают существование единого Бога, а не множества божеств. То, что князь Владимир уже был склонен к принятию монотеистической религии, свидетельствует о его мудрости как правителя и желании объединить свой народ. При выборе веры сыграло роль сразу несколько факторов. Одним из них было то, что бабушка святого равноапостольного князя Владимира, святая Ольга, была православной христианской. Она строила храмы и желала распространить христианство на Руси. Однако основной причиной того, что князь Владимир выбрал православную веру, является Божий промысел. Именно по воле Самого Господа произошло много удивительных событий, которые привели самого князя Владимира к искренней вере. Перед тем, как принять Таинство святого Крещения, князь был лишен зрения. После искреннего покаяния и погружения в святую крещальную купель он прозрел, но отверзлись не только его очи телесные, но и очи душевные. Он стал смотреть на свою прошедшую жизнь другими глазами. В его сердце появилось искреннее стремление угодить Господу и распространить святую веру для спасения душ людей. Святой князь Владимир стал совершать много дел милосердия: он помогал нищим, отпустил своих наложниц, духовно наставлял людей.

В каком году было Крещение на Руси князем Владимиром?

Какая вера была до принятия христианства?

До 988 года, когда было принято христианство, на Руси господствовали языческие верования. В жертву идолам приносили не только плоды растений, животных, но также были и человеческие жертвоприношения. Многие люди искренне верили, что таким образом они просят о ниспослании им милости и заслуживают ее. В каком году было Крещение на Руси, нужно помнить, так как это Крещение принимали наши предки. Благодаря свету Христова учения сердца людей стали просвещаться духом кротости, смирения, любви, угождения Богу. Сейчас нам даже сложно представить как бы мы могли жить, если бы на Руси не была распространена православная вера. Теперь мы имеем великий сонм подвижников и святых угодников Церкви, которые озаряют нашу жизнь своим примером. Их жертвенная любовь к людям, отречение от мирских благ, желание уединиться ради молитвы и общения с Богом возвышает душу и возносит ее к духовным размышлениям. Поэтому в каком году было Крещение Руси князем Владимиром должен знать каждый ребенок начиная со школьной скамьи. Однако следует помнить не только эту дату, но и события, связанные с ней. Сейчас, когда каждый год Православная Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа, будет не лишним вспомнить и о событии Крещения Руси. На праздник Крещения Господня освящается вода, она называется крещенской водой и обладает особой духовной силой. Ее можно давать деткам во время болезни с молитвой для улучшения их физического состояния. Такой водой окропляют жилища, пьют утром натощак с произнесением определенной молитвы. Принимая утром крещенскую воду, хотя бы иногда нужно вспоминать события Крещения Руси и благодарить Господа за великую милость к нашему народу.

Как стал хри-сти-а-ни-ном этот гру-бый и же-сто-кий языч-ник, при-но-сив-ший сво-им бо-гам кро-ва-вые жерт-вы? Что мог-ло при-влечь в крот-ком об-ра-зе Хри-ста на-силь-ни-ка и убий-цу, взяв-ше-го си-лой Ро-г-не-ду и убив-ше-го у нее же на гла-зах ее от-ца и бра-тьев? По ле-то-пи-сям мож-но вос-ста-но-вить толь-ко внеш-нюю кан-ву со-бы-тий. Как про-изо-шел внут-рен-ний пе-ре-во-рот в ду-ше кня-зя Вла-ди-ми-ра, до сих пор оста-ет-ся за-гад-кой.

Же-ле-зом и кро-вью

Князь Вла-ди-мир был неза-кон-но-рож-ден-ный. Он ро-дил-ся в 962 го-ду от свя-зи Свя-то-сла-ва Иго-ре-ви-ча с ключ-ни-цей Ма-лу-шей. Чтобы по-лу-чить то, что дру-гим до-ста-лось по пра-ву рож-де-ния, князь Вла-ди-мир дол-жен был сде-лать став-ку на же-сто-кость, из-во-рот-ли-вость, си-лу. Он и кня-зем-то стал слу-чай-но — толь-ко бла-го-да-ря сво-е-му дя-де Доб-рыне, быв-ше-му во-е-во-дой у Свя-то-сла-ва. Доб-ры-ня пред-ло-жил кня-зю кан-ди-да-ту-ру Вла-ди-ми-ра для Нов-го-ро-да, ку-да ехать ни-кто из стар-ших сы-но-вей Свя-то-сла-ва не хо-тел. Стар-ший, Яро-полк, во-ца-рил-ся в Ки-е-ве, сред-ний, Олег, — в Древ-лян-ской зем-ле, сам же Свя-то-слав из-брал сво-ей сто-ли-цей Пе-ре-я-с-ла-вец на Ду-нае в Бол-га-рии.

Од-на-ко в 977 го-ду по-за-рил-ся на зем-лю Вла-ди-ми-ра Яро-полк, толь-ко что умерт-вив-ший Оле-га (Свя-то-слав же по-гиб от рук пе-че-не-гов еще в 972 го-ду). 15-лет-ний Вла-ди-мир бе-жал за мо-ре к ва-ря-гам — и это очень ха-рак-тер-но для то-гдаш-ней рус-ской эли-ты, ощу-щав-шей се-бя на-по-ло-ви-ну скан-ди-на-ва-ми. Воз-му-жав и за-ру-чив-шись их во-ен-ной под-держ-кой, Вла-ди-мир в 980 го-ду вер-нул-ся до-мой, от-во-е-вал Нов-го-род, за-хва-тил за-од-но По-лоцк вме-сте с Ро-г-не-дою, а за-тем и Ки-ев, устра-нив Яро-пол-ка.

Пре-по-доб-ный Нестор-ле-то-пи-сец сви-де-тель-ству-ет о Вла-ди-ми-ре, что «был он нена-сы-тен в блу-де, при-во-дя к се-бе за-муж-них жен и рас-тляя де-виц». У кня-зя Вла-ди-ми-ра бы-ло пять «офи-ци-аль-ных» жен, а так-же мно-же-ство на-лож-ниц в раз-ных го-ро-дах.
Язы-че-ство древ-них ру-си-чей освя-ща-ло блуд, на-си-лие и вся-кое зло. Идо-лам при-но-си-лись че-ло-ве-че-ские жерт-вы. Князь Свя-то-слав в по-хо-де на Бол-га-рию пе-ред сра-же-ни-ем за До-ро-стол при-ка-зал убить мно-же-ство мла-ден-цев — чтобы си-ла их чи-стых душ пе-ре-да-лась его во-и-нам. По-сле бит-вы Свя-то-слав умерт-вил всех плен-ни-ков — для ис-куп-ле-ния их кро-вью пав-ших в бою со-пле-мен-ни-ков.

Князь Вла-ди-мир вполне со-от-вет-ство-вал иде-а-лу язы-че-ско-го пра-ви-те-ля, яв-ляв-ше-го-ся обыч-но у древ-них на-ро-дов и вер-хов-ным жре-цом. В 983 го-ду со-сто-ял-ся удач-ный по-ход Вла-ди-ми-ра про-тив ли-тов-цев-ят-вя-гов. Князь за-хо-тел от-бла-го-да-рить «бо-гов», при-не-ся им в жерт-ву непо-роч-но-го юно-шу. Вы-бор пал на сы-на ва-ря-га Фе-о-до-ра из Гре-че-ской зем-ли — Иоан-на. Но ко-гда кня-же-ские по-слан-цы при-шли к от-цу, чтобы за-брать у него Иоан-на, тот ис-по-ве-до-вал се-бя хри-сти-а-ни-ном и не от-дал сво-е-го сы-на в жерт-ву «бе-сам». Вла-ди-мир страш-но раз-гне-вал-ся и при-ка-зал звер-ски умерт-вить Фе-о-до-ра и Иоан-на.

Стран-ная ис-то-рия

Неожи-дан-но через три го-да по-сле это-го Вла-ди-мир на-чи-на-ет при-ни-мать про-по-вед-ни-ков дру-гих вер: му-суль-ма-ни-на, хри-сти-а-ни-на рим-ско-го об-ря-да, иудея и гре-ка-пра-во-слав-но-го.
И вот здесь князь Вла-ди-мир пред-став-ля-ет-ся в ле-то-пи-си по-на-ча-лу ка-ким-то апа-тич-ным. У му-суль-ман ему нра-вит-ся мно-го-жен-ство, но он не при-ни-ма-ет их воз-дер-жа-ния от ви-на: «На Ру-си ве-се-лие пи-ти, не мо-жет без то-го жи-ти». От-верг-нув уче-ние пер-вых трех про-по-вед-ни-ков, Вла-ди-мир неожи-дан-но слу-ша-ет по-дроб-ную про-по-ведь гре-ка Фило-со-фа, а за-тем за-яв-ля-ет о сво-ем го-ря-чем же-ла-нии быть с пра-вед-ны-ми одес-ную на Страш-ном су-ди-ли-ще. И вдруг опять как-то вя-ло го-во-рит: «По-до-жду еще немно-го», ар-гу-мен-ти-руя тем, что на-до еще узнать о дру-гих ве-рах (как буд-то толь-ко что не узнал). Но в то же вре-мя дал гре-ку «мно-гие да-ры и от-пу-стил его с че-стию ве-ли-кою».

Стран-ная ис-то-рия. Как во-об-ще князь Вла-ди-мир, толь-ко что с яро-стью рас-пра-вив-ший-ся с хри-сти-а-на-ми, слу-ша-ет все эти, по его пред-став-ле-нию, сказ-ки, оскорб-ля-ю-щие его язы-че-ский опыт? Как мог-ли осме-лить-ся при-хо-дить к нему про-по-вед-ни-ки, зная его кру-той нрав?
Вы-вод мо-жет быть один: с кня-зем Вла-ди-ми-ром что-то про-изо-шло. Пре-по-доб-ный Нестор-ле-то-пи-сец пи-шет о том, что Гос-подь по-слал Вла-ди-ми-ру «некое за-пя-тье» («за-пя-тье» (слав.) — неожи-дан-ная оста-нов-ка, пре-ткно-ве-ние на при-выч-ном пу-ти) — «чтобы он стал хри-сти-а-ни-ном, точ-но так же как Пла-ки-да в древ-но-сти». Ев-ста-фий Пла-ки-да — свя-той му-че-ник II ве-ка, пол-ко-во-дец. Пер-во-на-чаль-но был языч-ни-ком, но ми-ло-серд-ным и спра-вед-ли-вым. Од-на-жды во вре-мя охо-ты олень, за ко-то-рым гнал-ся Пла-ки-да, при-нял об-раз Хри-ста, и Гос-подь ска-зал Ев-ста-фию: «Я Хри-стос, Ко-то-ро-го ты бо-го-тво-ришь, не зная это-го. Иди и при-ми кре-ще-ние». Пре-по-доб-ный Нестор пи-шет: «И так же слу-чи-лось с Вла-ди-ми-ром. Бог явил-ся ему, и он стал хри-сти-а-ни-ном».
Как же Бог явил-ся кня-зю Вла-ди-ми-ру?
Из Свя-щен-но-го Пи-са-ния мы зна-ем, что Бог, Дух Свя-той, та-ин-ствен-но дей-ству-ет в му-че-ни-ках за ве-ру. В Еван-ге-лии от Лу-ки (12, 11-12) Гос-подь уве-ще-ва-ет апо-сто-лов: «Ко-гда же при-ве-дут вас… к на-чаль-ствам и вла-стям, не за-боть-тесь, как или что от-ве-чать, или что го-во-рить, ибо Дух Свя-той на-учит вас в тот час, что долж-но го-во-рить». Де-я-ния Апо-сто-лов в по-вест-во-ва-нии об уби-е-нии ар-хи-ди-а-ко-на Сте-фа-на (см. Де-ян. 6, 15; 7, 55), мно-же-ство жи-тий свя-тых рас-ска-зы-ва-ют о том, что са-ми му-чи-те-ли по-рой ощу-ща-ют или непо-сред-ствен-но ви-дят при-сут-ствие Бо-жие в стра-да-ни-ях свя-тых му-че-ни-ков. Ведь стра-да-ния их та-ин-ствен-но со-еди-ня-ют-ся со стра-да-ни-я-ми Са-мо-го Гос-по-да Иису-са Хри-ста, а их смерть — с Его смер-тью и вос-кре-се-ни-ем.
Здесь мы склон-ны пред-по-ло-жить, что пре-по-доб-ный Нестор, го-во-ря о «за-пя-тии» кня-зя Вла-ди-ми-ра, под-ра-зу-ме-вал, что Хри-стос та-ин-ствен-но от-крыл-ся кня-зю Вла-ди-ми-ру в стра-да-ни-ях Фе-о-до-ра и Иоан-на, на-ших пер-вых му-че-ни-ков. Яв-ле-ние Бо-жие все-гда да-ет че-ло-ве-ку по-чув-ство-вать ра-дость иной, на-сто-я-щей жиз-ни, ее пол-но-ту и си-лу. И вот князь Вла-ди-мир по-чув-ство-вал, что му-че-ни-ки со-еди-ня-ют-ся с этой ра-до-стью и си-лой, а он от нее со-вер-шен-но от-вер-жен и по-ги-ба-ет.

В этот мо-мент про-яви-лись и все опре-де-лив-ши-е-ся ра-нее пред-по-сыл-ки об-ра-ще-ния кня-зя Вла-ди-ми-ра: вли-я-ние его ба-буш-ки, свя-той кня-ги-ни Оль-ги, несколь-ких его жен-хри-сти-а-нок и дру-га дет-ства нор-веж-ско-го ко-нун-га Ола-ва, а вме-сте с тем его соб-ствен-ные угры-зе-ния со-ве-сти.
Ис-то-рия о нор-веж-ском кня-жи-че Ола-ве Триг-г-ва-соне ма-ло-из-вест-на. Мы узна-ем о ней из древ-не-ис-ланд-ской са-ги. Олав со сво-ей ма-те-рью скры-вал-ся в Нов-го-ро-де во вре-мя меж-до-усо-би-цы. По до-сти-же-нии со-вер-шен-но-ле-тия он по-сту-пил в дру-жи-ну Вла-ди-ми-ра. Но по-сле мно-гих лет во-ен-ных на-бе-гов в жиз-ни Ола-ва про-изо-шли пе-ре-ме-ны. Сам Гос-подь явил-ся ему, при-звал от-пра-вить-ся в Ви-зан-тию и при-нять Свя-тое кре-ще-ние. Ко-гда Олав ис-пол-нил это по-ве-ле-ние, он вер-нул-ся на Русь, чтобы при-об-щить к ве-ре Вла-ди-ми-ра. По-след-ний, со-глас-но са-ге, от-верг пред-ло-же-ние Ола-ва, тот уехал на ро-ди-ну и в 993-995 го-дах кре-стил свой на-род, став пер-вым ко-ро-лем Нор-ве-гии.

Все эти фак-то-ры по-сво-е-му зна-чи-тель-ны, но ес-ли бы не бы-ло «за-пя-тия», так бы и раз-мыш-лял князь Вла-ди-мир о них всю свою жизнь. По-сле же уби-е-ния Фе-о-до-ра и Иоан-на со-зда-лась па-ра-док-саль-ная си-ту-а-ция: князь Вла-ди-мир при-нял-ся ис-кать хри-сти-ан, чтобы по-боль-ше узнать от них об их ве-ре, о Хри-сте, хри-сти-ане же вся-че-ски пря-та-лись от него, про-дол-жая ви-деть в нем го-ни-те-ля.

Есте-ствен-но, по-сле «за-пя-тия» князь Вла-ди-мир боль-ше не участ-во-вал в язы-че-ских об-ря-дах и жерт-во-при-но-ше-ни-ях, хо-тя стра-сти, как мы ви-де-ли, про-дол-жа-ли по-рой им вла-деть.
Охла-жде-ни-ем Вла-ди-ми-ра к язы-че-ству вос-поль-зо-ва-лись со-се-ди Ру-си, хо-тев-шие ви-деть силь-но-го рус-ско-го кня-зя сво-им дру-гом. Для это-го и бы-ли при-сла-ны ко Вла-ди-ми-ру раз-но-об-раз-ные про-по-вед-ни-ки. Но князь Вла-ди-мир их не слу-шал: Хри-стос уже от-крыл ему Се-бя.
За-нят-но то, что толь-ко гре-ки, ни-как не стра-дая от на-бе-гов Вла-ди-ми-ра, по всей ви-ди-мо-сти, не об-ра-ща-ли его. Во ис-пол-не-ние ста-тей до-го-во-ра 971 го-да о со-юз-ни-че-стве (за-клю-чен-но-го с Ви-зан-ти-ей Свя-то-сла-вом, от-цом Вла-ди-ми-ра) они хо-те-ли за-ру-чить-ся под-держ-кой рус-ских в борь-бе с мя-теж-ной Бол-га-ри-ей. Ви-зан-ти-ец Фило-соф, ско-рее все-го, при-был в Ки-ев в ка-че-стве свя-щен-ни-ка, со-про-вож-да-ю-ще-го ди-пло-ма-ти-че-скую мис-сию, и пе-ре-вод-чи-ка. Воз-мож-но, князь Вла-ди-мир сам на-сто-ял на этой бе-се-де: в те-че-ние трех лет он без-успеш-но ис-кал скры-вав-ших-ся от него хри-сти-ан, те-перь же хри-сти-ан-ский свя-щен-ник сам при-шел к нему! На-ко-нец-то князь Вла-ди-мир узнал все о Хри-сте и Еван-ге-лии. Од-на-ко он так и не кре-стит-ся. По-че-му?
Муд-рый Фило-соф мог удер-жать его, на-по-ми-ная, что необ-хо-ди-мо под-го-то-вить на-род, чтобы кре-ще-ние Вла-ди-ми-ра не вы-зва-ло сле-по-го под-ра-жа-ния ему ра-ди по-ли-ти-че-ской вы-го-ды или, на-обо-рот, не при-ве-ло к без-дум-но-му от-тор-же-нию. На-род дол-жен по-дроб-но узнать о ве-ре, и то-гда кня-зю бу-дет при-лич-нее окре-стить-ся вме-сте со все-ми. Од-на-ко еще один древ-ний пи-са-тель, жив-ший бли-же Несто-ра-ле-то-пис-ца ко вре-ме-ни со-бы-тий — речь идет о мо-на-хе Иа-ко-ве, — пи-шет в сво-ей «Па-мя-ти и по-хва-ле рус-ско-му кня-зю Вла-ди-ми-ру», что тот кре-стил-ся в 987 го-ду, то есть сра-зу по-сле про-по-ве-ди Фило-со-фа. Как это объ-яс-нить?

Князь Вла-ди-мир мог на-сто-ять на том, чтобы Фило-соф все-та-ки его кре-стил — так ве-ли-ко бы-ло его же-ла-ние из-ба-вить-ся от гре-хов и быть вме-сте со Хри-стом. Фило-соф же на-шел, по всей ви-ди-мо-сти, сле-ду-ю-щее ре-ше-ние: он пред-ло-жил Вла-ди-ми-ру при-нять пер-вое или непол-ное кре-ще-ние — так на-зы-ва-ли то-гда огла-ше-ние. Он объ-яс-нил, что при со-вер-ше-нии это-го чи-на из че-ло-ве-ка уже из-го-ня-ет-ся злой дух и огла-шен-ный ста-но-вит-ся «но-во-из-бран-ным во-и-ном Хри-ста Бо-га на-ше-го». В по-сле-ду-ю-щей уст-ной пе-ре-да-че со-бы-тие огла-ше-ния вполне мог-ло пре-вра-тить-ся в пол-ное кре-ще-ние, что и за-фик-си-ро-вал Иа-ков.

Да-лее князь Вла-ди-мир со-звал бо-яр сво-их и стар-цев град-ских (вы-бор-ных го-род-ских ста-рост) и рас-ска-зал им о по-слан-ни-ках, пред-ла-гав-ших при-нять ему каж-дый свою ве-ру. Вме-сте по-ста-но-ви-ли по-слать в зем-ли про-по-вед-ни-ков де-сять «слав-ных и ум-ных» из-бран-ных му-жей, чтобы они по-смот-ре-ли, у ко-го из них ве-ра все-та-ки луч-ше.

По-ни-мал ли Вла-ди-мир, что рис-ку-ет: вдруг вы-бе-рут не Пра-во-сла-вие? Я ду-маю, что, зная рус-ско-го че-ло-ве-ка, князь Вла-ди-мир не со-мне-вал-ся, что из-бе-рут ве-ру гре-ков: он ведь чув-ство-вал, что она толь-ко од-на по-на-сто-я-ще-му пе-ре-да-ет при-сут-ствие Бо-га, от-крыв-ше-го-ся ему. И рус-ский че-ло-век по-чув-ству-ет это, как он в свое вре-мя по-чув-ство-вал. И дей-стви-тель-но, по-пав в 987 го-ду в Гре-цию, в храм Свя-той Со-фии в Кон-стан-ти-но-по-ле, рус-ские изу-ми-лись: «Вве-ли нас ту-да, где слу-жат они Бо-гу сво-е-му, и не зна-ли — на небе или на зем-ле мы: ибо нет на зем-ле та-ко-го зре-ли-ща и кра-со-ты та-кой, не зна-ем, как и рас-ска-зать об этом, — зна-ем мы толь-ко, что пре-бы-ва-ет там Бог с людь-ми».

Фольк-лор-ные и эт-но-гра-фи-че-ские ис-сле-до-ва-ния сви-де-тель-ству-ют о том, что рус-ские лю-ди до кре-ще-ния ве-ри-ли в су-ще-ство-ва-ние счаст-ли-во-го цар-ства, в ко-то-ром нет го-ря и нуж-ды, где цар-ству-ет прав-да. По-сле по-се-ще-ния Кон-стан-ти-но-по-ля мно-гие уве-ро-ва-ли в то, что счаст-ли-вое цар-ство най-де-но. Весть об этом об-ле-те-ла все ве-си Рус-ской зем-ли и сыг-ра-ла роль свое-об-раз-но-го огла-ше-ния.

Рас-чет и страсть

Меж-ду тем, по-ка де-сять рус-ских му-жей бы-ли в Кон-стан-ти-но-по-ле, в им-пе-рии про-изо-шли но-вые за-го-во-ры и мя-те-жи. На Во-сто-ке объ-явил-ся дав-ний враг цар-ству-ю-щих им-пе-ра-то-ров Ва-си-лия и Кон-стан-ти-на Вар-да Склир. Под угро-зой ока-зы-ва-лось са-мо су-ще-ство-ва-ние хри-сти-ан-ской им-пе-рии. Од-на ар-мия ви-зан-тий-цев раз-гром-ле-на бол-га-ра-ми, дру-гая пе-ре-шла на сто-ро-ну мя-теж-ни-ков. Един-ствен-ная на-деж-да — на кня-зя Вла-ди-ми-ра.

Об-рат-но в Ки-ев в сроч-ном по-ряд-ке от-прав-ля-ет-ся по-соль-ство во гла-ве с мит-ро-по-ли-том Фе-о-фи-лак-том. Ему уда-ет-ся до-го-во-рить-ся с Вла-ди-ми-ром о по-мо-щи. Но Вла-ди-мир про-сит ру-ку цар-ской сест-ры Ан-ны. По-род-нив-шись с им-пе-ра-то-ра-ми, Вла-ди-мир пла-ни-ру-ет вве-сти свою стра-ну в се-мью ци-ви-ли-зо-ван-ных на-ро-дов.

Фе-о-фи-лакт пы-та-ет-ся вра-зу-мить Вла-ди-ми-ра, го-во-ря о том, что для него брак с ца-рев-ной невоз-мо-жен, ведь он языч-ник. И вдруг с ужа-сом узна-ет, что Вла-ди-мир уже дав-но при-нял огла-ше-ние и го-тов кре-стить-ся хоть сей-час. Скре-пя серд-це Фе-о-фи-лакт за-клю-ча-ет во-ен-ное со-гла-ше-ние, по ко-то-ро-му рус-ский князь обя-зы-ва-ет-ся по-мочь в борь-бе с мя-теж-ни-ка-ми, а гре-че-ская сто-ро-на — вы-дать за него неве-сту цар-ско-го ро-да.

Ше-сти-ты-сяч-ный от-ряд рус-ских во-и-нов от-прав-ля-ет-ся в Гре-цию (мы зна-ем об этом от ар-мян-ско-го ле-то-пис-ца Асо-хи-ка). В те-че-ние 988-989 го-дов они раз-би-ва-ют мя-теж-ни-ков. Русь спа-са-ет Ви-зан-тию от ги-бе-ли.

По-ка же до раз-гро-ма мя-теж-ни-ков еще да-ле-ко, Вла-ди-мир, по сви-де-тель-ству мо-на-ха Иа-ко-ва, едет к по-ро-гам Дне-пра встре-чать обе-щан-ную Фе-о-фи-лак-том неве-сту и… не на-хо-дит ее. Ар-мян-ская ле-то-пись утвер-жда-ет, что Фе-о-фи-лакт при-во-зит «под-лож-ную неве-сту» (по всей ви-ди-мо-сти, ак-три-су), Вла-ди-мир рас-по-зна-ет об-ман и уби-ва-ет его. Неко-то-рые фак-ты за-став-ля-ют нас счи-тать, что Фе-о-фи-лак-та про-сто аре-сто-вы-ва-ют (а впо-след-ствии он бу-дет пер-вым рус-ским мит-ро-по-ли-том).

Но так или ина-че ве-ро-лом-ные дей-ствия гре-ков при-во-дят Вла-ди-ми-ра в ярость, он за-бы-ва-ет о том, что он по-чти хри-сти-а-нин и за-хва-ты-ва-ет бли-жай-ший гре-че-ский го-род — Хер-со-нес (по-сла-вян-ски — Кор-сунь), от-ку-да по-сы-ла-ет уль-ти-ма-тум гре-кам. Вла-ди-мир тре-бу-ет от-дать за него цар-скую сест-ру, ина-че он под-вергнет Кон-стан-ти-но-поль ра-зо-ре-нию. Ца-ри от-ве-ча-ли, что мо-гут вы-дать сест-ру толь-ко за хри-сти-а-ни-на. Вла-ди-мир со-об-ща-ет о сво-ей го-тов-но-сти кре-стить-ся.
Гре-ки вы-нуж-де-ны пой-ти на по-пят-ную. Они при-сы-ла-ют не пом-ня-щую се-бя от го-ря Ан-ну. Толь-ко же-ла-ние по-мочь ро-дине за-ставля-ет ее ре-шить-ся на по-зор-ное, с точ-ки зре-ния гре-ков, за-му-же-ство. Же-лая скрыть этот по-зор, все гре-че-ские ле-то-пи-си то-го вре-ме-ни хра-нят пол-ное мол-ча-ние о кре-ще-нии кня-зя Вла-ди-ми-ра и о кре-ще-нии Ру-си. Лишь толь-ко бо-лее позд-ние ис-точ-ни-ки на-чи-на-ют го-во-рить об этих со-бы-ти-ях.

Неожи-дан-но в мо-мент при-ез-да неве-сты князь Вла-ди-мир слепнет. Ле-то-пи-сец счи-та-ет это «Бо-жи-им стро-е-ньем». Да, как по-ли-тик и го-судар-ствен-ный муж князь Вла-ди-мир ока-зал-ся на вы-со-те: он пе-ре-иг-рал хит-рых гре-ков. Но как хри-сти-а-нин он не со-сто-ял-ся, от-дав-шись чув-ству ме-сти, он сно-ва по-гру-зил-ся в пу-чи-ну стра-стей. Не кто иной, как ца-рев-на Ан-на, со-ве-ту-ет ему в этот мо-мент по-ка-ять-ся и кре-стить-ся. Князь сле-ду-ет ее со-ве-ту, нис-хо-дит в кре-щаль-ную ку-пель и ис-це-ля-ет-ся. Уви-дев это, кре-сти-лись мно-гие из его дру-жин-ни-ков.

Вме-сте с ис-це-ле-ни-ем те-ла про-ис-хо-дит ис-це-ле-ние ду-ши. Даль-ней-шая жизнь кня-зя по-ка-зы-ва-ет нам, что из ку-пе-ли вы-хо-дит со-всем дру-гой че-ло-век.

Слу-га ни-щим

Два-дцать пять лет хри-сти-ан-ско-го прав-ле-ния Вла-ди-ми-ра на-дол-го за-пом-ни-лись на-ше-му на-ро-ду. Труд-но при-звать к свя-то-сти це-лый на-род, но князь Вла-ди-мир по-пы-тал-ся это сде-лать: не по-сред-ством кра-си-вых слов или при-нуж-де-ния, но лич-ным при-ме-ром. Он по-пы-тал-ся дать по-чув-ство-вать лю-дям си-лу хри-сти-ан-ской люб-ви.

Князь Вла-ди-мир по-ста-вил сво-ей це-лью уто-лить вся-кую нуж-ду по всей зем-ле Рус-ской. Каж-дое вос-кре-се-нье он устра-и-вал в сво-ем двор-це — там, где рань-ше шум-но пи-ро-ва-ла дру-жи-на, — пи-ры для ни-щих и нуж-да-ю-щих-ся. Пре-да-ние го-во-рит о том, что князь сам при-слу-жи-вал на та-ких пи-рах. Всем ни-щим и убо-гим Вла-ди-мир по-ве-лел при-хо-дить к нему на двор в лю-бое вре-мя, чтобы кор-мить-ся, оде-вать-ся и про-сто от-ды-хать. По Ки-е-ву ез-ди-ли те-ле-ги с про-ви-зи-ей. При-став-лен-ные к ним го-су-да-ре-вы слу-ги хо-ди-ли по дво-рам и справ-ля-лись, кто еще остал-ся не на-корм-лен, нет ли боль-ных, немощ-ных, ко-то-рые са-ми не мо-гут до-брать-ся до кня-жье-го дво-ра.

И по всей Ру-си рас-сы-лал князь Вла-ди-мир раз-лич-ную ми-ло-сты-ню. Все си-лы и все сред-ства го-судар-ствен-ной каз-ны князь Вла-ди-мир упо-треб-лял на то, чтобы по-ка-зать, что у рус-ско-го пра-во-слав-но-го на-ро-да «од-но серд-це и од-на ду-ша», «все об-щее», как об этом го-во-рит-ся в Де-я-ни-ях Апо-столь-ских о жиз-ни пер-вых хри-сти-ан (см. Де-ян. 2, 44; 4, 32).
В на-род-ной па-мя-ти князь Вла-ди-мир остал-ся Вла-ди-ми-ром Крас-ное Сол-ныш-ко. Это го-во-рит о том, что его го-ря-чий при-зыв к ми-ло-сер-дию и люб-ви, к свя-то-сти на ос-но-ва-нии лич-но-го при-ме-ра был вос-при-нят на-ро-дом.

Свя-щен-ник Ва-си-лий Се-ка-чев