Классификация автодорог. Перечень федеральных дорог России

Кто отвечает за дороги.

Автомобильные дороги в России распределены между собственниками дорог. Согласно закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» владельцы автомобильных дорог — исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации;

1. Собственность на автомобильные дороги.

1.1. К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (закон о дорогах…).

1.2. Перечень федеральных автомобильных дорог утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 928.

1.3.Автомобильные дороги общего пользования федерального значения, включенные в перечень, закрепляются на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства , за исключением автомобильных дорог, переданных в установленном порядке в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги». 1.4. К собственности субъекта Российской Федерации (области, края, республики, округа) относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (постановлением правительства области, края, республики или округа).

1.5. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения утверждается постановлением Главы муниципального образования (поселения).

1.6. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения утверждаются постановлением администрации городского округа.

1.7. К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень дорог утверждаются постановлением главы администрации муниципального района.

1.8. К собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения, муниципального района и городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, муниципального района и городского округа.

2. Осуществление дорожной деятельности.

Дорожная деятельность — деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

2.1. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается:

— федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства (Федеральным дорожным агентством (Росавтодор), находящимся в ведении Министерства транспорта РФ;

— или в случае, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», этой компанией. 2.2. Дороги , закрепленные за Федеральным дорожным агенством (Росавтодор):

— М2 «Крым»: Москва — Тула — Орел — Курск — Белгород — граница с Украиной;

М5 «Урал»: Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа – Челябинск;

М7 «Волга»: Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань – Уфа;

М8 «Холмогоры»: Москва — Ярославль — Вологда – Архангельск;

М9 «Балтия»: Москва — Волоколамск — граница с Латвийской Республикой;

— М10 «Россия»: Москва — Тверь — Великий Новгород — Санкт-Петербург;

— Р21 (М18) «Кола»: Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск — Печенга — граница с Норвегией;

— Р22 (М6) «Каспий»: автомобильная дорога М-4 «Дон» — Тамбов — Волгоград – Астрахань;

— другие дороги в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 928 “О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения”.

2.3. Дороги , закрепленные за компанией «Российские автомобильные дороги» (в дальнейшем Автодор»):

-Автомобильная дорога М1 «Беларусь» (Минское шоссе) - автомобильная дорога федерального значения Москва - Смоленск - государственная граница с Республикой Беларусь.

— Автомобильная дорога М-3 «Украина» Москва – Калуга – Брянск — государственная граница с Украиной.

— Автомобильная дорога М-4 «Дон» Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск.

— М11 – строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва — Санкт-Петербург;

— строящаяся центральная кольцевая автомобильная дорога Московской области (ЦКАД).

2.4. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Такими органами являются департаменты дорожного хозяйства, департаменты автомобильных дорог областей, краев, республик и округов. Департаменты осуществляет право оперативного управления в отношении региональных дорог, закрепленных за ними правительствами регионов.

2.5. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (в городских округах, муниципальных районах) обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (департаменты транспорта, дорог и благоустройства; управления по благоустройству; отделы жилищно-коммунального хозяйства; отделы транспорта, связи и благоустройства и т.д.).

2.6. Ремонт и содержание региональных автомобильных дорог и дорог местного значения осуществляется дорожными подразделениями (ДРСУ, ДЭУ и т. д.), а также привлекаемыми в отдельных случаях на основе конкурсов (подрядных торгов) другими специализированными организациями.

За дорожными организациями закрепляются автомобильные дороги по линейному или территориальному принципу. Протяженность участков дорог, обслуживаемых дорожными организациями, устанавливается в зависимости от категории дороги, климатических особенностей и типов покрытий, начертания сети автомобильных дорог и т.п.

2.7. Ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог осуществляется федеральными казенными учреждениями – управлениями автомобильных дорог, федеральными государственными унитарными дорожно эксплуатационными предприятиями, дорожными организациями других форм собственности.

Автотранс-консультант.ру.

Пользователи

крупные городские улицы

Очередной раз хочу поднять тему по статусам дорог. Вопрос супермодераторам, возможно ли вообще создать новую категорию между магистральной и основной???

Вопрос задаю из-за того, что периодически возникают разногласия по определению правильной категории для дорог. Например возникли разногласия с пользователями по разметке категории трассы в Волгоградской области , а также в Ярославской области .Пользователи считают, что дорога имеет статус магистрали и теоретически они правы, т.к. судя по постановлению администрации Волгоградской области

И если отмечать все эти дороги областного значения магистралями, то они будут смотреться на равне с крупными значимыми федеральными трассами как Р22 или А260 и я считаю это совсем не правильным, т.к. карта получится с одними магистралями!

Поэтому и добиваюсь того, чтобы как-то изменить данную ситуацию... Например возможно обозначить категории следующим образом:

Магистраль - автодороги федерального значения (М,А,Р), основные городские магистрали

Основная - автодороги регионального значения (А,Р,К), крупные городские улицы

  • Местная - основные дороги местного значения (Н)

","contentType":"text/html"},"proposedBody":{"source":"

Очередной раз хочу поднять тему по статусам дорог. Вопрос супермодераторам, возможно ли вообще создать новую категорию между магистральной и основной???

Вопрос задаю из-за того, что периодически возникают разногласия по определению правильной категории для дорог. Например возникли разногласия с пользователями по разметке категории трассы в Волгоградской области , а также в Ярославской области .Пользователи считают, что дорога имеет статус магистрали и теоретически они правы, т.к. судя по постановлению администрации Волгоградской области

И если отмечать все эти дороги областного значения магистралями, то они будут смотреться на равне с крупными значимыми федеральными трассами как Р22 или А260 и я считаю это совсем не правильным, т.к. карта получится с одними магистралями! И если раньше у нас были дороги регионального значения с префиксом \"Р\", то теперь фактически, дороги соединяющие деревни становятся магистралями с префиксом \"К\", на основании региональных постановлений.

Поэтому и добиваюсь того, чтобы как-то изменить данную ситуацию... Например возможно обозначить категории следующим образом:

Магистраль - автодороги федерального значения (М,А,Р), основные городские магистрали

Основная - автодороги регионального значения (А,Р,К), крупные городские улицы

  • Местная - основные дороги местного значения (Н)

Очередной раз хочу поднять тему по статусам дорог. Вопрос супермодераторам, возможно ли вообще создать новую категорию между магистральной и основной???

Вопрос задаю из-за того, что периодически возникают разногласия по определению правильной категории для дорог. Например возникли разногласия с пользователями по разметке категории трассы в Волгоградской области , а также в Ярославской области .Пользователи считают, что дорога имеет статус магистрали и теоретически они правы, т.к. судя по постановлению администрации Волгоградской области

И если отмечать все эти дороги областного значения магистралями, то они будут смотреться на равне с крупными значимыми федеральными трассами как Р22 или А260 и я считаю это совсем не правильным, т.к. карта получится с одними магистралями! И если раньше у нас были дороги регионального значения с префиксом "Р", то теперь фактически, дороги соединяющие деревни становятся магистралями с префиксом "К", на основании региональных постановлений.

Поэтому и добиваюсь того, чтобы как-то изменить данную ситуацию... Например возможно обозначить категории следующим образом:

Магистраль - автодороги федерального значения (М,А,Р), основные городские магистрали

Основная - автодороги регионального значения (А,Р,К), крупные городские улицы

  • Местная - основные дороги местного значения (Н)

","contentType":"text/html"},"authorId":"107130605","slug":"41686","canEdit":false,"canComment":false,"isBanned":false,"canPublish":false,"viewType":"old","isDraft":false,"isOnModeration":false,"isSubscriber":false,"commentsCount":18,"modificationDate":"Thu Jan 01 1970 03:00:00 GMT+0000 (UTC)","showPreview":true,"approvedPreview":{"source":"

Очередной раз хочу поднять тему по статусам дорог. Вопрос супермодераторам, возможно ли вообще создать новую категорию между магистральной и основной???

Вопрос задаю из-за того, что периодически возникают разногласия по определению правильной категории для дорог. Например возникли разногласия с пользователями по разметке категории трассы в Волгоградской области , а также в Ярославской области .Пользователи считают, что дорога имеет статус магистрали и теоретически они правы, т.к. судя по постановлению администрации Волгоградской области

И если отмечать все эти дороги областного значения магистралями, то они будут смотреться на равне с крупными значимыми федеральными трассами как Р22 или А260 и я считаю это совсем не правильным, т.к. карта получится с одними магистралями! И если раньше у нас были дороги регионального значения с префиксом "Р", то теперь фактически, дороги соединяющие деревни становятся магистралями с префиксом "К", на основании региональных постановлений.

Поэтому и добиваюсь того, чтобы как-то изменить данную ситуацию... Например возможно обозначить категории следующим образом:

Магистраль - автодороги федерального значения (М,А,Р), основные городские магистрали

Основная - автодороги регионального значения (А,Р,К), крупные городские улицы

  • Местная - основные дороги местного значения (Н)

","html":"Очередной раз хочу поднять тему по статусам дорог. Вопрос супермодераторам, возможно ли вообще создать новую категорию между магистральной и основной???","contentType":"text/html"},"proposedPreview":{"source":"

Очередной раз хочу поднять тему по статусам дорог. Вопрос супермодераторам, возможно ли вообще создать новую категорию между магистральной и основной???

Вопрос задаю из-за того, что периодически возникают разногласия по определению правильной категории для дорог. Например возникли разногласия с пользователями по разметке категории трассы в Волгоградской области , а также в Ярославской области .Пользователи считают, что дорога имеет статус магистрали и теоретически они правы, т.к. судя по постановлению администрации Волгоградской области

И если отмечать все эти дороги областного значения магистралями, то они будут смотреться на равне с крупными значимыми федеральными трассами как Р22 или А260 и я считаю это совсем не правильным, т.к. карта получится с одними магистралями! И если раньше у нас были дороги регионального значения с префиксом "Р", то теперь фактически, дороги соединяющие деревни становятся магистралями с префиксом "К", на основании региональных постановлений.

Поэтому и добиваюсь того, чтобы как-то изменить данную ситуацию... Например возможно обозначить категории следующим образом:

Магистраль - автодороги федерального значения (М,А,Р), основные городские магистрали

Основная - автодороги регионального значения (А,Р,К), крупные городские улицы

  • Местная - основные дороги местного значения (Н)

","html":"Очередной раз хочу поднять тему по статусам дорог. Вопрос супермодераторам, возможно ли вообще создать новую категорию между магистральной и основной???","contentType":"text/html"},"titleImage":null,"tags":,"isModerator":false,"commentsEnabled":true,"url":"/blog/narod-karta/41686","urlTemplate":"/blog/narod-karta/%slug%","fullBlogUrl":"https://yandex.ru/blog/narod-karta","addCommentUrl":"/blog/createComment/narod-karta/41686","updateCommentUrl":"/blog/updateComment/narod-karta/41686","addCommentWithCaptcha":"/blog/createWithCaptcha/narod-karta/41686","changeCaptchaUrl":"/blog/api/captcha/new","putImageUrl":"/blog/image/put","urlBlog":"/blog/narod-karta","urlEditPost":"/blog/56a925bd35a9b07134546027/edit","urlSlug":"/blog/post/generateSlug","urlPublishPost":"/blog/56a925bd35a9b07134546027/publish","urlUnpublishPost":"/blog/56a925bd35a9b07134546027/unpublish","urlRemovePost":"/blog/56a925bd35a9b07134546027/removePost","urlDraft":"/blog/narod-karta/41686/draft","urlDraftTemplate":"/blog/narod-karta/%slug%/draft","urlRemoveDraft":"/blog/56a925bd35a9b07134546027/removeDraft","urlTagSuggest":"/blog/api/suggest/narod-karta","urlAfterDelete":"/blog/narod-karta","isAuthor":false,"subscribeUrl":"/blog/api/subscribe/56a925bd35a9b07134546027","unsubscribeUrl":"/blog/api/unsubscribe/56a925bd35a9b07134546027","urlEditPostPage":"/blog/narod-karta/56a925bd35a9b07134546027/edit","urlForTranslate":"/blog/post/translate","urlRelateIssue":"/blog/post/updateIssue","urlUpdateTranslate":"/blog/post/updateTranslate","urlLoadTranslate":"/blog/post/loadTranslate","urlTranslationStatus":"/blog/narod-karta/41686/translationInfo","urlRelatedArticles":"/blog/api/relatedArticles/narod-karta/41686","author":{"id":"107130605","uid":{"value":"107130605","lite":false,"hosted":false},"aliases":{},"login":"zivan82","display_name":{"name":"zivan82","avatar":{"default":"21377/107130605-6352312","empty":false}},"address":"[email protected]","defaultAvatar":"21377/107130605-6352312","imageSrc":"https://avatars.mds.yandex.net/get-yapic/21377/107130605-6352312/islands-middle","isYandexStaff":false},"originalModificationDate":"1970-01-01T00:00:00.000Z","socialImage":{"orig":{"fullPath":"http://avatars.yandex.net/get-yablog/4611686018427432610/normal"}}}}}">

Определение правильного статуса дороги

.Пользователи считают, что дорога имеет статус магистрали и теоретически они правы, т.к. судя по постановлению администрации Волгоградской области

http://wiki.openstreetmap .org/w/images/0/06/18._Пе речень_автодорог.pdf

И если отмечать все эти дороги областного значения магистралями, то они будут смотреться на равне с крупными значимыми федеральными трассами как Р22 или А260 и я считаю это совсем не правильным, т.к. карта получится с одними магистралями! И если раньше у нас были дороги регионального значения с префиксом "Р", то теперь фактически, дороги соединяющие деревни становятся магистралями с префиксом "К", на основании региональных постановлений.

Поэтому и добиваюсь того, чтобы как-то изменить данную ситуацию... Например возможно обозначить категории следующим образом:

Магистраль - автодороги федерального значения (М,А,Р), основные городские магистрали

Основная - автодороги регионального значения (А,Р,К), крупные городские улицы

  • Местная - основные дороги местного значения (Н)

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

2. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

3. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

4. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

5. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

1) соединяющие столицу Российской Федерации - город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;

2) включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

6. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:

1) соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;

2) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;

3) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации - городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

7. Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

8. Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

9. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

10. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

12. К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

13. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.

14. К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и:

1) которые имеют на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения;

Различают классификацию автомобильных дорог и классифи­кацию, используемую при нормировании тракторных транспорт­ных работ.

Классификация автомобильных дорог.Существует два вида классификации автомобильных дорог - государственная и тех­ническая.

По государственной классификации дороги подразделяют по ведомственной подчиненности, включая общегосударственные, республиканские, областные, районные, курортные и ведомст­венные.

Техническая классификация автомобильных дорог подразделяются по назначению и интенсивности движения транспортных средств. По этой классификации имеется пять технических кате­горий дорог:

    категории I, II - дороги общегосударственного значения при интенсивности движения 6 тыс/сут автомобилей на дорогах пер­вой категории и 3...6 тыс/сут на дорогах второй категории;

К дорогам местного значения относят те, по которым вы­полняют внутрихозяйственные и внехозяйственные перевозки. Дороги для внехозяйственных перевозок соединяют хозяй­ственные центры с существующей сетью автомобильных до­рог. Внутрихозяйственные дороги располагают на территории самого хозяйства.

Классификация сельскохозяйственных дорог при нормировании тракторных транспортных работ. Дороги в данном случае подразде­ляют на три группы:

первая - обычные грунтовые дороги, сухие в хорошем состоя­нии, снежные укатанные дороги и дороги с твердым покрытием (асфальтные и гравийные);

вторая - гравийные и щебенчатые (разбитые), грунтовые и про­селочные после дождя (мокрые), слегка оттаивающие после оттепе­лей, с рыхлым снежным покровом, стерня зерновых, поле после корнеклубнеплодов в сухую погоду;

третья - разбитые дороги с глубокой колеей, оттаивающая или просыхающая снежная целина (при перевозке санями), бездорожье в весеннюю или осеннюю распутицу.

5.1. Дорожные условия эксплуатации

Дорожные условия представляют собой важнейший фактор внеш­ней среды, в значительной мере определяющий все основные показа­тели эксплуатационных свойств автотранспортных средств: динамич­ность, топливную экономичность, плавность хода и др.

Влияние дорожных условий сказывается как непосредственно в виде силового воздействия опорной поверхности на колеса автомо­биля, так и опосредованно через регулирование скоростного режима движения водителем, который учитывает изменения параметров доро­ги и характер складывающейся дорожно-транспортной обстановки,

Ввиду большого разнообразия дороги классифицируются по раз­ным признакам: назначению, покрытию, интенсивности движения, расположению, продольному профилю и др. Основные технические па­раметры и характеристики сооружаемых дорог определяются строи­тельными нормами и правилами (СНиП).

В соответствии со СНиП 2.05.02-85 все дороги общей сети страны в зависимости от расчетной среднесуточной интенсивности движения делятся на пять категорий, основные параметры которых приведены в (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Технические параметры автодорог различных категорий

Параметры

Расчетная интен­сивность движения, авт. /сут

Расчетная скорость движения, км/ч

Число полос

ширина полосы, к

Наибольший продо­льный уклон, %

Наименьший радиус поворота дороги, м

Дороги 1, 2, 3 и частично 4 категории имеют капитальные по­крытия в виде асфальтобетона или цементобетона. При этом дороги 1, 2 и 3 категорий рассчитаны на высокие скорости движения и имеют малое число пересечений на одном уровне с другими дорога­ми. Благодаря этому автотранспортные средства имеют возможность поддерживать высокие средние скорости движения и не терять время на торможения, остановки и последующие разгоны. На дорогах 4 и 5 категорий находят применения облегченные, переходные и низшие покрытия (табл. 5.1).

С точки зрения влияния опорной поверхности на эксплуатаци­онные показатели работы автомобиля (расход топлива, среднюю ско­рость движения, предельную скорость движения на повороте, длину тормозного пути и др.) важнейшими параметрами дорожных условий являются: коэффициент сопротивления качению, коэффициент сцепле­ния, угол продольного наклона, радиус поворота, высота и длина микронеровностей дорожного полотна. При этом для разных отрезков даже одной и той же дороги все указанные параметры принимают различные значения, которые можно рассматривать как случайные величины. При выполнении расчетов обычно используют их средние значения, но это не дает полной информации о дорожных условиях. Каждый участок дороги может быть адекватно охарактеризован только соответствующий статистическими распределениями указанных параметров. На рис. 1.2 и 1.3 в качестве примера приведены расп­ределения коэффициента сцепления (<р) и суммарного сопротивления дороги (Ч 1).

Таблица 5.2

Основные типы покрытий автодорог различных категорий

Типы покрытий

Капитальные: асфальто –

и цементобетон

Облегченные: асфальто -

и дегтебетон

Переходные: щебеночные, гравийные

Низшие: грунтовые с до­бавлениями, укрепленные

Как показывает теоретический анализ и результаты экспери­ментальных исследований, изменение технических параметров дороги значительным образом сказывается на показателях различных эксплуатационных свойств автомобиля. Так, например, при движении по неровной поверхности (с булыжным или щебеночным покрытием) рас­ход топлива на 20-З0% больше, чем при движении по дорогам с ка­питальным покрытием. Значительно ухудшается плавность хода авто­мобиля, т.к. возрастают величины среднеквадратических виброуско­рений. При этом на участках, имеющих неровности, водитель вынуж­ден притормаживать, в результате чего снижается средняя скорость движения автомобиля. В итоге все изменения дорожных условий ска­зываются на себестоимости перевозок, а также состоянии грузов и пассажиров. В частности, как показывает анализ, себестоимость перевозок по дорогам с булыжным и щебеночным покрытием в 1,5. ..1,8 раз больше, чем на дорогах с капитальным.

Учитывая значительное количество параметров опорной поверхности и многообразие их воздействия на показатели эксплуатацион­ных свойств автомобиля, дороги целесообразно классифицировать по комплексным критериям. Такая классификация, основанная на сово­купности всех факторов дорожных условий, воздействующих на автомобиль, разработана НИИАТом. В соответствии с ней дорожные усло­вия эксплуатации автомобильного транспорта делятся на 5 катего­рий условий эксплуатации (табл.5.3).

Рис. 5.1. Распределение коэффициента сцепления шин с дорогой:

1 - грунтовая дорога;

2бездорожье.

Рис. 5.2. Распределение коэффициента сопротивления дороги:

1 - дорога с твердым покрытием;

2 - булыжное;

3 - грунтовая дорога;

4 - разбитая грунтовая дорога;

5 – бездорожье.

Таблица 5.3

движения

Местности

Группы дорог

За пределами пригородной зоны (более 50 км от гра­ница города)

В малых горо­дах (с числом жителей до 100 тыс.) ив при­городной зоне

В больших го­родах (с чис­лом жителей св. 100 тыс.)

Дорожные покрытия:

Д1- цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;

Д2- битумоминеральные смеси (Щебень или гравии, обработанные битумом);

Д3- щебень или гравии без обработки, дегтебетон;

Д4- булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами;

Д5- грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами, лежневое и бревенчатое покрытия;

Д6- естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подземные пути не имеющие твердого покрытия.

Тип рельефа местности:

Р1 - равнинный (до 200 м);

Р2 - слабохолмистый (от 2ОО до 300 м);

РЗ - холмистый (от 300 до 1000 и):

Р4 - гористый (от 1000 до 2000 и):

Р5 - горный (свыше 2000 и).

Как видно из (табл.5.3), классификация НИИАТ учитывает не только типы покрытий дорог (Д,), но и рельеф местности (Р-,). а также условия движения, которые характеризуются совокупностью факторов, оказывающих опосредованное влияние (через изменение режима управляющих воздействий) на скоростной режим автомобиля, а именно: дорожных знаков, светофоров, регулировщиков, а также других участников дорожного движения. Оказывая значительное вли­яние на скоростной режим, а P 2 втотранспортных средств, условия дви­жения определяют, прежде всего, такие эксплуатационные показате­ли автомобилей, как средняя скорость движения, расход топлива и количество вредных веществ, выброшенных с отработавшими газами.

Таким образом, в реальных условиях автотранспортные средс­тва эксплуатируются в чрезвычайно широком спектре дорожных усло­вий, которые оказывают как прямое, так и опосредованное влияние на показатели их эксплуатационных свойств и эффективность приме­нения.

5.2. Атмосферно-климатические условия

Огромная площадь территории Российской Федерации предопре­деляет разнообразие климатических условий эксплуатации автомоби­лей и разные требования к их конструкции, а также используемым эксплуатационным материалам (топливам, маслам, смазкам и др.).

Согласно ГОСТ 16350-80 бывший СССР делится на 14 различных по климату районов (табл.5.4). 4 из которых }