Как работает программа защиты свидетелей в России? Государственная защита прав свидетелей и потерпевших Свидетелей и иных участников уголовного.

Основание и порядок их применения определяется Феральным законом от 20августа 2004г N 119-ФЗ «О гос-ой защите потерпевших,свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Гос-ой защите подлежат следующие участники уголовного судопроизводства:

1)потерпевший; 2)свидетель; 3)частный обвинитель; 4)подозреваемый,обвиняемый,подсудимый,их защитники и законные представители,осужденный,оправданнй,а также лицо,в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено; 5)эксперт,специалист,переводчик,понятой,а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог; 6)гражданский истец,гражданский ответчик; 7)законные представители,представители потерпевшего,гражданского исца,гражданского ответчика и частного обвинителя.

В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:

*личная охрана,охрана жилища и имущества;

*выдача специальных средств индивидуальной защиты,связи и оповещения об опасности;

*обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

*переселение на другое место жительства;

*замена документов;

*изменение внешности*

*изменение места работы (службы) или учебы;

*временное помещение в безопасное место;

*применение доп.мер безопасности в отношении защищаемого лица,содержащегося под стражей или находящегося в местах отбывания наказания,в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

Меры безопасности осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.

Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица,насилия над ним, уничтожение или повреждение его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве,установленные органом,принимающим решение об осуществлении гос.защиты.

27.Суды общей юрисдикции,их виды,основные задачи и полномочия.

Понятие «суды общей юрисдикции» введено Законом о судебной системе в целях их ограничения от конституционных и арбитражных судов.

Суд общей юрисдикции-суд который осуществляет правосудие по гражданским,уголовным делам,возникающим из административных правонарушений.

Задачи судов общей юрисдикции:

Охрана от всяких посягательств закрепленного в КонституцииРФ общественного строя,его политической и экономической систем;

Охрана социально-экономических,политических и личных прав и свобод граждан;

Охрана прав и законных интересов учреждений,предприятий и организаций.

Деятельность судов направлена на всемерное укрепление правопорядка и законности,предупреждение преступлений и иных правонарушений,воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов,уважения к правам,чести и достоинству граждан.

Систему судов общей юрисдикции составляют:

*федеральные суды общей юрисдикции;

*суды общей юрисдикции субъектов РФ.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

Верховный Суд РФ;

Верховные суды республик,краевые,областные суды,суды городов федерального значения,суд автономной области,суды автономных округов;

Районные суды,городские суды,межрайонные суды;

Военные суды;

Специализированные суды,полномочия,порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов РФ относятся мировые судьи.

Суды общей юрисдикции рассматривают:

1)все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав,свобод и охраняемых законом интересов,за исключением дел,которые в соответствии с законодательством рассматриваются другими судами;

2)все уголовные дела;

3)иные дела,отнесенные Конституцией РФ,федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

Приоритетом как российского,так и европейского права являются права человека,закрепленные в Конституции РФ и Европейской Конвенции «О правах человека».

В российском законодательстве предусматривается особая защита свидетелей преступлений. Все вопросы, связанные с ней, регулируются Федеральным законом от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее - Закон № 119-ФЗ), а также Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами РФ (УК и УПК).

Вышеупомянутый закон определяет круг лиц, которые подлежат государственной защите, а также органы, её осуществляющие. Также в этом нормативно-правовом акте описаны виды, основания и порядок осуществления данной процедуры.

Подобные законодательные акты имеются во всех прогрессивных правовых системах, поскольку свидетели уголовных преступлений действительно нуждаются в дополнительных мерах по обеспечению безопасности.

Обратите внимание! Согласно закону специальная защита также предоставляется потерпевшим и остальным участникам уголовного судопроизводства.


Иные лица, подлежащие защите в уголовном процессе

В соответствии со ст. 2 Закона № 119-ФЗ, государственную защиту в уголовном судопроизводстве могут получить не только свидетели и потерпевшие, но и иные лица, а именно:

  • частный обвинитель и его законный представитель;
  • гражданские истец, ответчик и их законные представители;
  • подозреваемый и его защитник;
  • обвиняемый и его защитник;
  • подсудимый и его защитник;
  • осужденное или оправданное лицо;
  • лицо, в отношении которого было прекращено уголовное судопроизводство;
  • эксперты;
  • переводчики;
  • специалисты;
  • понятые;
  • педагоги;
  • психологи;
  • родственники и близкие лица всех перечисленных выше лиц.

Все указанные лица должны принимать участие в уголовном процессе. До возбуждения уголовного дела государственная защита также может осуществляться. Меры по обеспечению безопасности принимаются в отношении жертвы, заявителей, очевидцев преступления и иных лиц, которые принимают меры по раскрытию либо предупреждению преступления, а также близких лиц и родственников вышеуказанных лиц.

Основания для защиты свидетелей и потерпевших

Согласно определению, содержащемуся в ст. 1 Закона № 119-ФЗ, основанием для предоставления государственной защиты прав потерпевших и свидетелей является наличие угрозы их жизни, здоровью и (или) имуществу. Помимо этого, законом предусматриваются меры социальной поддержки защищаемых лиц в том случае, если они необходимы в связи с их участием в уголовном процессе.

Обратите внимание! Меры защиты лиц в уголовном процессе принимаются только в том случае, когда имеются данные о присутствии реальной угрозы безопасности защищаемого лица либо его имуществу. Данная угроза должна быть связана с участием такого лица в процессе.


Для предоставления государственной защиты лицо, участвующее в уголовном судопроизводстве, его родственник или близкий должны подать соответствующее письменное заявление в соответствии со ст. 16 Закона № 119-ФЗ. В случае принятия решения о предоставлении государственной защиты без подачи письменного заявления участники уголовного судопроизводства, по отношению к которым будут применяться данные меры, должны дать письменное согласие. Такое же согласие требуется и от совершеннолетних членов их семьи в случае, если применение мер защиты затрагивает их интересы.

Согласно ст. 17 Закона № 119-ФЗ меры социальной поддержки применяются в случае смерти либо гибели защищаемого лица, а также при причинении вреда его здоровью либо нанесения телесного повреждения в связи с его участием в уголовном процессе.

Защита свидетелей и потерпевших: меры безопасности

Меры безопасности, принимаемые по отношению к защищаемым лицам, регламентированы ст. 6 Закона № 119-ФЗ. К таким мерам относятся:

  • обеспечение неразглашения сведений о защищаемом лице (запрет операторам персональных данных выдавать какую-либо информацию о защищаемом лице, смена номера телефона, гос. номеров транспортного средства защищаемого лица);
  • перемена места работы (учебы);
  • замена старых документов на новые;
  • перемена внешности;
  • переселение на иное постоянное место жительства либо временное перемещение в безопасное место (с возмещением всех расходов, связанных с переездом, а также с гарантией трудоустройства и оказания материальной помощи);
  • выдача спецсредств (бронежилет, электрошокер, газовый баллончик) для обеспечения индивидуальной защиты, а также средств оповещения об опасности и связи с органом, осуществляющим защиту(сотовый телефон, портативное радиоустройство, пейджер);
  • предоставление личной охраны, а также охранные действия в отношении жилища и имущества защищаемого лица.

Вышеперечисленные меры обычно применяются в целях защиты свидетелей в уголовном процессе и осуществляются в соответствии с «Правилами применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 № 630.

По отношению к лицу, которое содержится под стражей или отбывает наказание, применяются дополнительные меры для обеспечения безопасности, к которым относится перевод такого лица в другое место для отбывания наказания или содержания под стражей.

Отдельно стоит сказать об обеспечении безопасности военнослужащих. По отношению к этой категории граждан меры безопасности, перечисленные в ст. 6 Закона № 119-ФЗ, применяются с учетом особенностей прохождения военной службы. В целях обеспечения защиты военнослужащих может применяться их перевод (командирование) в другую воинскую часть либо военное учреждение. Согласно ст. 13 Закона № 119-ФЗ данная мера применяется как к защищаемым военнослужащим, так и к тем лицам, от которых исходит угроза. Для перевода необходимо письменное согласие военнослужащего. Кроме того, при переводе военнослужащий должен быть назначен на равную должность.

Органы защиты свидетелей и потерпевших

Органы, которые осуществляют защиту свидетелей, потерпевших и иных лиц в уголовном судопроизводстве, перечислены в ст. 3 Закона № 119-ФЗ. Все они делятся на три категории:

  • те, кто ответственен за принятие решения об осуществлении мер гос. защиты (суд, начальник органа дознания, следователь с согласия руководителя следственного органа либо сам этот руководитель);
  • те, кто осуществляет такую защиту (МВД, ФСБ, военная полиция, командование воинских частей, таможенные органы, учреждения ФСИН и иные органы, на которые в соответствии с законодательством РФ могут быть возложены обязанности по осуществлению мер безопасности);
  • те, кто предоставляет социальную поддержку (органы, уполномоченные Правительством РФ).

Защита свидетелей и потерпевших: порядок осуществления

Порядок осуществления защиты свидетелей, потерпевших и остальных лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, предусмотрен ст. 18 Закона № 199-ФЗ. Согласно этой статье данная процедура на стадии предварительного расследования, во время ведения уголовного дела и после вынесения решения суда осуществляется по одной и той же процедуре.

Представитель органов, принимающих решение о необходимости применения мер охраны, после получения письменного заявления от гражданина обязан проверить его и дать ответ в течение 3-х дней. Такая проверка осуществляется при взаимодействии с органами, осуществляющими государственную защиту. Если в течение этого времени не удается провести проверку, представитель органа должен представить мотивированное ходатайство в орган, принимающий решение о применении мер охраны, о продлении такого срока на 30 суток (максимум).

Обратите внимание! В случаях, которые не терпят отлагательства (например, при наличии реальной угрозы жизни и здоровью защищаемого лица) решение о предоставлении государственной защиты должно быть принято немедленно.

После проведения проверки орган, принимающий решение о необходимости государственной защиты, получает письменные результаты проверки, в которых содержится информация о наличии (отсутствии) реальной угрозы для защищаемого лица. Мотивированное постановление (определение) о принятом решении высылается в органы, осуществляющие государственную защиту, а также самому защищаемому лицу.

Обратите внимание! Постановление (определение) об отказе либо о предоставлении государственной защиты обжалуется в прокуратуру, суд либо вышестоящий орган. Такая жалоба рассматривается в течение одних суток с момента ее поступления.

Необходимые меры безопасности и способы их применения определяются органом, осуществляющим гос. охрану. Он должен проинформировать о принятых мерах орган, принявший решение о предоставлении государственной защиты.

С защищаемым лицом заключается договор. В данном договоре подробно описываются:

  • избранные меры по обеспечению безопасности и условия их применения;
  • права и обязанности сторон;
  • персональные данные, подлежащие защите (в случае избрания такой меры, как соблюдение условий конфиденциальности защищаемого лица).

Законом также предусматривается обеспечение психологической поддержки защищаемого лица.

Решение об обеспечении мер социальной поддержки в отношении родственников лица, погибшего либо пострадавшего в связи с его участием в уголовном судопроизводстве, также принимается уполномоченным органом по заявлению гражданина. Срок для принятия такого решения аналогичный - 3 суток. В данном случае указанный срок не может быть продлен на 30 суток. Постановление (определение) об отказе либо предоставлении мер социальной поддержки обжалуется в прокуратуру, вышестоящий орган либо в суд, только рассматривать такую жалобу будут в течение месяца. В случае принятия положительного решения, оно направляется гражданину, подавшему заявление об обеспечении мер социальной поддержки, а также органу, такую поддержку предоставляющему. Последний обязан предоставить указанную поддержку в течение 10 суток.

Согласно ст. 20 Закона № 119-ФЗ установленные меры безопасности могут быть отменены. Делается это по письменному заявлению защищаемого лица. Также данное действие может быть осуществлено в результате подачи письменного заявления органа, осуществляющего государственную защиту, в случаях, когда:

  • были устранены основания для их применения;
  • гражданин отказывается от заключения договора с органом, обеспечивающим меры государственной защиты;
  • защищаемое лицо нарушает условия заключенного договора, в связи с чем дальнейшее обеспечение его безопасности невозможно.

Письменное заявление об отмене мер безопасности рассматривается уполномоченным органом в течение трех суток, после чего по нему выносится решение, которое также может быть обжаловано в суд, прокуратуру либо вышестоящий орган. В течение 24 часов вышеуказанный орган обязан рассмотреть жалобу.

Составить необходимое заявления о применении или об отмене мер безопасности помогут юристы, позвонить которым можно по указанным на сайте телефонам.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства - осуществление предусмотренных Федеральным законом мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами.

1. Государственная защита осуществляется в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, взаимной ответственности органов, обеспечивающих государственную защиту, и защищаемых лиц.

2. Государственная защита осуществляется под прокурорским надзором и ведомственным контролем. При осуществлении государственной защиты используются гласные и негласные методы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Применение мер безопасности не должно ущемлять жилищные, трудовые, пенсионные и иные права защищаемых лиц.

Законодательство Российской Федерации о государственной защите основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации.

Виды государственной защиты.

1. В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:

· личная охрана, охрана жилища и имущества;

· выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

· обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

· переселение на другое место жительства;

· замена документов;

· изменение внешности;

· изменение места работы (службы) или учебы;

· временное помещение в безопасное место;

· применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

2. При наличии оснований, указанных в статье 16 Федерального закона, в отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4 - 7 части 1 настоящей статьи, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.

Личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица обеспечиваются органами, осуществляющими меры безопасности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Занимаемое защищаемым лицом жилище и его имущество могут быть оборудованы техническими средствами наблюдения, а также противопожарной и охранной сигнализацией.

Органы, осуществляющие меры безопасности, могут выдавать защищаемому лицу специальные средства индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности.

Виды выдаваемых защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, а также порядок их выдачи устанавливаются Правительством Российской Федерации.

По решению органа, осуществляющего меры безопасности, может быть наложен запрет на выдачу сведений о защищаемом лице из государственных и иных информационно-справочных фондов, а также могут быть изменены номера его телефонов и государственные регистрационные знаки используемых им или принадлежащих ему транспортных средств.

В исключительных случаях, связанных с производством по другому уголовному либо гражданскому делу, сведения о защищаемом лице могут быть представлены в органы предварительного расследования, прокуратуру или суд на основании письменного запроса прокурора или суда (судьи) с разрешения органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты.

Защищаемое лицо может быть переселено на другое, временное или постоянное, место жительства.

При переселении защищаемого лица на другое постоянное место жительства ему за счет средств федерального бюджета предоставляется жилище, возмещаются расходы, связанные с переездом, оказывается материальная помощь, гарантируется трудоустройство и оказывается содействие в подборе места работы (службы) или учебы, аналогичного прежнему.

При переселении защищаемого лица на другое временное место жительства ранее занимаемое им жилище и гарантии трудоустройства на прежнее или аналогичное прежнему место работы (службы) или учебы сохраняются за ним в течение всего периода его отсутствия по указанной причине.

В исключительных случаях может быть произведена замена документов, удостоверяющих личность, иных документов защищаемого лица с изменением его фамилии, имени, отчества и других сведений о нем, а также может быть изменена внешность защищаемого лица в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Переселение на другое место жительства, замена документов и изменение внешности защищаемого лица производятся только в случаях, если безопасность указанного лица не может быть обеспечена путем применения в отношении его других мер безопасности.

Защищаемому лицу в целях обеспечения его безопасности может быть оказано содействие в устройстве на другое, временное или постоянное, подходящее ему место работы (службы) или учебы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Защищаемое лицо может быть временно помещено в место, в котором ему будет обеспечена безопасность.

Кошелев Сергей Владимирович
юрист, участник рабочей группы
«Красный ответ»

I. Действия при наличии информации о преступлении, в т.ч. об угрозе насилием.

Гражданин, обладающий информацией о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, включая случаи угрозы насилием, (в т.ч. в отношении других лиц) может обратиться в следующие правоохранительные органы :

1) в органы внутренних дел;

2) в подразделение Следственного Комитета;

3) в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в случаях, связанных с наркотиками);

4) в органы ФСБ (в основном, в случаях, связанных с терроризмом либо государственной тайной);

5) в иные правоохранительные органы - по роду их деятельности (таможенные, пограничные, пожарной охраны, судебных приставов).

Заявление о преступлении может быть сделано в устной (т. е. лично) или письменной форме (в т.ч. отправлено по почте). Заявления предпочтительнее подавать по месту совершения предполагаемого преступления. Но гражданин вправе подать его в любом месте, соответствующий орган в этом случае направляет заявление по подследственности, естественно, скорость его рассмотрения от этого пострадает.

При подаче заявления о совершении преступления в отношении другого лица заявитель может быть вызван для дачи объяснения (до возбуждения уголовного дела) или дачи показаний в качестве свидетеля (после). В последнем случае он будет обладать всеми процессуальными правами и обязанностями свидетеля без изъятий.

В случае, если имеются основания подозревать, что в местном, низовом, подразделении правоохранительного органа у преступников существуют связи либо те проявят халатность при проверке, то лучше подать заявление в вышестоящий (областной) или в высший орган соответствующей системы правоохранительных органов (непосредственно в МВД, Следственный комитет и т.д.). Заявление в этом случае, скорее всего, «спустят» вниз, но хотя бы, может, поставят при этом у себя на контроль, пусть и, возможно, формальный. Не исключается, конечно, что заявление задержится на областном или федеральном уровне, если там сочтут, что дело действительно очень серьёзное, но таковые случаи довольно редки.

Если при этом ещё и важна скорость, то слишком высоко забираться не стоит. Пока заявление будет «спускаться», должно пройти время.

И самое важное!

Всегда и при всех обстоятельствах необходимо самим заботиться о доказательствах! Т.е. сначала сделать все зависящее от себя, не полагаясь полностью на других, включая сотрудников правоохранительных органов.

Как правило, большинство из доказательств можно зафиксировать только в первое время после совершения преступления и, если не предпринять необходимых мер, в дальнейшем они будут утрачены безвозвратно, и не исключено, что вину негодяев затем доказать не удастся. Поэтому нужно своевременно обращаться к правоохранителям, плюс самим активно использовать все имеющиеся (пусть и наверняка скудные) в этом отношении возможности ― искать свидетелей, записывать их данные, использовать фотоаппараты, видеокамеры, также могут пригодиться диктофоны или скрытые камеры, предугадывая, когда те могут понадобиться, и т. д. Если вы оказались на месте происшествия, естественно, при этом ничего нельзя трогать (если только соответствующее доказательство не будет утрачено до приезда оперативных сотрудников). При передаче полученного в компетентные органы по возможности лучше оставить себе несколько копий (расположив их в разных местах).

Таким образом, желательно идти в органы не с пустыми руками. Если не можете, на нет и суда нет. Главное, сделать всё от себя зависящее, помня, что как раз этого может не хватить для достижения цели. И, естественно, с умом.

При получении сообщения о преступлении из иных источников (чем заявление о преступлении, явка с повинной или постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании) - включая СМИ, интернет, - сотрудник соответствующего правоохранительного органа составляет рапорт об обнаружении признаков преступления. После чего решает вопрос о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении.

В данном случае это по сути результат доброй воли следователя, дознавателя. По факту он может не принять во внимание все эти источники. Особенно учитывая высокую загруженность по работе подобных сотрудников.

И несколько слов об уголовно наказуемой угрозе.
В уголовном порядке преследуется только угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью и только если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы (ст. 119 УК РФ).

Угроза может быть выражена в любой форме: устно, письменно (в т.ч. анонимно), жестами, демонстрацией оружия, высказана непосредственно или передана через третьих лиц, путём совершения другого преступления в целях запугивания и т. д.

Угроза должна быть реальна. Это означает, что необходимы объективные основания опасаться ее осуществления. При этом потерпевший также должен воспринимать угрозу как реальную.

Тяжкий вред здоровью ― это 1) либо опасный для жизни человека, 2) либо повлекший за собой потерю зрения, речи, слуха или какого-либо органа, утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности (ч.1 ст.111 УК РФ). Т.е. если угрожают покалечить, то это как раз угроза причинением тяжкого вреда здоровью.

Угроза причинить вред здоровью иной степени тяжести, уничтожить имущество, предать огласке компрометирующие сведения и т.д. не образует состава данного преступления. В подобных случаях необходимо принятие других мер (в т.ч. описанных ниже).

II. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

1. Законодательство о государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

1) Упомянем для начала отдельные, основополагающие, нормы Конституции РФ , имеющие отношение к рассматриваемой тематике:

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статья 52

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

2) Среди международных договоров с участием РФ, задающих вектор её законодательству по вопросам обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, можно выделить в первую очередь Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и Конвенцию ООН против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.).

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.

Статья 24. Защита свидетелей

1. Каждое Государство-участник принимает, в пределах своих возможностей, надлежащие меры, направленные на обеспечение эффективной защиты от вероятной мести или запугивания в отношении участвующих в уголовном производстве свидетелей, которые дают показания в связи с преступлениями, охватываемыми настоящей Конвенцией, и, в надлежащих случаях, в отношении их родственников и других близких им лиц.

2. Меры, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, без ущерба для прав обвиняемого, в том числе для права на надлежащее разбирательство, могут, в частности, включать:

b) принятие правил доказывания, позволяющих давать свидетельские показания таким образом, который обеспечивает безопасность свидетеля, например, разрешение давать свидетельские показания с помощью средств связи, таких как видеосвязь или другие надлежащие средства.

3. Государства-участники рассматривают вопрос о заключении с другими государствами соглашений или договоренностей относительно переселения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

4. Положения настоящей статьи применяются также к потерпевшим постольку, поскольку они являются свидетелями.

Статья 25. Помощь потерпевшим и их защита

1. Каждое Государство-участник принимает, в пределах своих возможностей, надлежащие меры для предоставления помощи и защиты потерпевшим от преступлений, охватываемых настоящей Конвенцией, особенно в случаях угрозы местью или запугивания.

2. Каждое Государство-участник устанавливает надлежащие процедуры для обеспечения доступа к компенсации и возмещению ущерба потерпевшим от преступлений, охватываемых настоящей Конвенцией.

3. Каждое Государство-участник, при условии соблюдения своего внутреннего законодательства, создает возможности для изложения и рассмотрения мнений и опасений потерпевших на соответствующих стадиях уголовного производства в отношении лиц, совершивших преступления, таким образом, чтобы это не наносило ущерба правам защиты.

Конвенция ООО против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.)

Статья 32. Защита свидетелей, экспертов и потерпевших

1. Каждое Государство-участник принимает надлежащие меры, в соответствии со своей внутренней правовой системой и в пределах своих возможностей, с тем чтобы обеспечить эффективную защиту от вероятной мести или запугивания в отношении свидетелей и экспертов, которые дают показания в связи с преступлениями, признанными таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, и, в надлежащих случаях, в отношении их родственников и других близких им лиц.

2. Меры, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, без ущерба для прав обвиняемого, в том числе для права на надлежащее разбирательство, могут, среди прочего, включать:

а) установление процедур для физической защиты таких лиц, например - в той мере, в какой это необходимо и практически осуществимо, - для их переселения в другое место, и принятие таких положений, какие разрешают, в надлежащих случаях, не разглашать информацию, касающуюся личности и местонахождения таких лиц, или устанавливают ограничения на такое разглашение информации;

b) принятие правил доказывания, позволяющих свидетелям и экспертам давать показания таким образом, который обеспечивает безопасность таких лиц, например разрешение давать показания с помощью средств связи, таких как видеосвязь или другие надлежащие средства.

3. Государства-участники рассматривают возможность заключения с другими государствами соглашений или договоренностей относительно переселения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

4. Положения настоящей статьи применяются также в отношении потерпевших в той мере, в какой они являются свидетелями.

5. Каждое Государство-участник создает, при условии соблюдения своего внутреннего законодательства, возможности для изложения и рассмотрения мнений и опасений потерпевших на соответствующих стадиях уголовного производства в отношении лиц, совершивших преступления, таким образом, чтобы это не наносило ущерба правам защиты.

Статья 33. Защита лиц, сообщающих информацию

Каждое Государство-участник рассматривает возможность включения в свою внутреннюю правовую систему надлежащих мер для обеспечения защиты любых лиц, добросовестно и на разумных основаниях сообщающих компетентным органам о любых фактах, связанных с преступлениями, признанными таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, от любого несправедливого обращения.

Принятие государствами-участниками мер по защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства предусматривается также и рядом других международных актов, таких, как Конвенция ШОС против терроризма (Екатеринбург, 16 июня 2009 г.) (пп.8 п.2 ст.7), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Нью-Йорк, 10 декабря 1984 г.) (ст.13), Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 2006 г. N 61/177 "Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений" (п.1 ст.12), Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1997 г. N 52/86 "Меры в области предупреждения преступности и уголовного правосудия с целью искоренения насилия в отношении женщин"(пп.«h» п.9).

3) Из федеральных законов особое значение в данной сфере имеет Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ. Он предусматривает следующие меры обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных лиц:

а) сохранение в тайне данных о потерпевшем или свидетеле;

Естественно не от самих следователя или судьи, т.к. они обязаны контролировать весь процесс допроса, а также руководителя следственного органа, дающего согласие на применение данной меры на следствии.

Ходатайство стороны защиты о раскрытии подлинных сведений о лице, дающем показания, признаётся обоснованным, если они касаются только обстоятельств, прямо указанных в ч. 6 ст. 278 УПК. Во-первых, это необходимость осуществления защиты подсудимого. Во-вторых, установление каких-либо существенных для рассмотрения уголовного дела обстоятельств, например обстоятельств, которые могут констатировать факты оговора свидетелем подсудимого, фальсификации уголовного дела или доказательств, и т.д. Если ходатайство касается иных обстоятельств, то они не могут служить основанием к раскрытию судом подлинных данных о личности свидетеля.

б) допрос или предъявление для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение соответствующего лица другими участниками уголовного судопроизводства.

Опять же, это не распространяется на следователя и судью, а также понятых при опознании (которые должны находиться рядом с опознающим). Слышать допрашиваемого, естественно, вправе все присутствующие.

Данный порядок допроса может применяться только в отношении свидетелей, которые на предварительном следствии были допрошены под псевдонимом, или в отношении свидетелей, которые допрашиваются впервые на суде. Что логично, т.к., если свидетель был уже ранее допрошен открыто, то подобные меры предосторожности теряют всякий смысл.

Единственным основанием для применения такого порядка допроса является обеспечение безопасности свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц, в случаях угрозы убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества. Никакие другие обстоятельства (например, необходимость скрыть источник информации из-за сложной криминогенной обстановки в регионе, с целью обеспечить сохранение государственной тайны и т.д.) не могут быть основанием для проведения допроса свидетеля в условиях, исключающих его визуальное наблюдение участниками судебного разбирательства.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ

Статья 166. Протокол следственного действия

9. При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу. В случаях, не терпящих отлагательства, указанное следственное действие может быть произведено на основании постановления следователя о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия без получения согласия руководителя следственного органа. В данном случае постановление следователя передается руководителю следственного органа для проверки его законности и обоснованности незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Статья 193. Предъявление для опознания

8. В целях обеспечения безопасности опознающего предъявление лица для опознания по решению следователя может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В этом случае понятые находятся в месте нахождения опознающего.

9. По окончании опознания составляется протокол в соответствии со статьями 166 и 167 настоящего Кодекса. В протоколе указываются условия, результаты опознания и по возможности дословно излагаются объяснения опознающего. Если предъявление лица для опознания проводилось в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознаваемым опознающего, то это также отмечается в протоколе.

Статья 278. Допрос свидетелей

5. При необходимости обеспечения безопасности свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе провести его допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства, о чем суд выносит определение или постановление.

6. В случае заявления сторонами обоснованного ходатайства о раскрытии подлинных сведений о лице, дающем показания, в связи с необходимостью осуществления защиты подсудимого либо установления каких-либо существенных для рассмотрения уголовного дела обстоятельств суд вправе предоставить сторонам возможность ознакомления с указанными сведениями.

Из федеральных законов наиболее подробно рассматриваемую нами сферу правоотношений регулирует Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" , предусматривающий данную процедуру для обеспечения безопасности указанных лиц в дополнение к вышеупомянутым. Более обстоятельно речь о ней пойдёт ниже.

4) Конкретизируют данный федеральный закон ряд подзаконных актов , изданных во его исполнение:

Правила применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (утв. постановлением Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 630);

Правила применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (утв. постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2012 г. N 953);

Правила защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства
(утв. постановлением Правительства РФ от 3 марта 2007 г. N 134);

Правила выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 664);

Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких (утв. Приказом МВД РФ от 21 марта 2007 г. N 281).

2. Порядок государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

Государственной защите в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" подлежат следующие участники уголовного судопроизводства :

1) потерпевший;

Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда (ч.1 ст.42 УПК РФ).

2) свидетель;

Свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний [в качестве свидетеля] (ч.1 ст.56 УПК РФ).

3) частный обвинитель;

Частным обвинителем является лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения и поддерживающее обвинение в суде (ч.1 ст.43 УПК РФ).

4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;

Подозреваемым является лицо: 1) либо в отношении которого возбуждено уголовное дело, 2) либо которое задержано в соответствии со ст. 91 и 92 УПК РФ; 3) либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения; 4) либо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления (ч.1 ст.46 УПК РФ).

Обвиняемым признается лицо, в отношении которого: 1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого; 2) вынесен обвинительный акт; 3) составлено обвинительное постановление (ч.1 ст.47 УПК РФ).

Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым . Обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, именуется осужденным . Обвиняемый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, является оправданным (ч.2 ст.47 УПК РФ).

5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;

Эксперт - лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном УПК РФ, для производства судебной экспертизы и дачи заключения (ч.1 ст.57 УПК РФ).

Специалист - лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном УПК РФ, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию (ч.1 ст.58 УПК РФ).

Переводчик - лицо, привлекаемое к участию в уголовном судопроизводстве в случаях, предусмотренных УПК РФ, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для перевода (ч.1 ст.59 УПК РФ).

Понятой - не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия (ч.1 ст.60 УПК РФ).

6) гражданский истец, гражданский ответчик;

Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя (ч.1 ст.44 УПК РФ).

В качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с Гражданским кодексом РФ несет ответственность за вред, причиненный преступлением (ч.1 ст.54 УПК РФ).

7) законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя;

8) заявитель, очевидец или жертва преступления либо иные лица, способствующих предупреждению или раскрытию преступления (до возбуждения уголовного дела);

9) близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на лиц, указанных выше.

Близкие родственники - супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (п.4 ст.5 УПК РФ).

Родственники - все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве (п.37 ст.5 УПК РФ).

Близкие лица - иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений (п.3 ст.5 УПК РФ).

Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты. Они могут применяться и после окончания уголовного разбирательства.

Меры безопасности применяются после письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних - на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.

В случае, если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и иных проживающих совместно с ним лиц, необходимо их согласие, выраженное в письменной форме, на применение мер безопасности.

Орган, осуществляющий меры безопасности, заключает с защищаемым лицом договор в письменной форме об условиях применения мер безопасности, о взаимных обязательствах и взаимной ответственности сторон.

Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело.

Данные должностные лица обязаны в течение 3 суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно) принять решение о применении мер безопасности в отношении его либо об отказе в их применении. Постановление (определение) о применении мер безопасности либо об отказе в их применении может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи.

Осуществление мер безопасности возлагается на органы внутренних дел, органы ФСБ, таможенные органы и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, а также на иные государственные органы, на которые может быть возложено в соответствии с законодательством РФ осуществление отдельных мер безопасности.

В отношении прочих уголовных дел меры безопасности осуществляются этими же органами, расположенными по месту нахождения защищаемого лица.

В отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих они осуществляются также командованием соответствующих воинских частей и вышестоящим командованием , а в отношении защищаемых лиц, содержащихся в СИЗО или в местах отбывания наказания, - учреждениями и органами ФСИН .

К защищаемому лицу могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности :

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

Занимаемое защищаемым лицом жилище и его имущество при этом могут быть оборудованы техническими средствами наблюдения, а также противопожарной и охранной сигнализацией.

2) выдача специальных средств индивидуальной защиты (бронежилет, средства самообороны), связи и оповещения об опасности;

3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

Это может быть запрет на выдачу сведений о защищаемом лице из государственных и иных информационно-справочных фондов, а также могут быть изменены номера его телефонов и государственные регистрационные знаки используемых им или принадлежащих ему транспортных средств.

В исключительных случаях данные сведения могут быть представлены для другого уголовного или гражданского дела в органы предварительного расследования, прокуратуру или суд на основании письменного запроса прокурора или суда (судьи) с разрешения органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты.

Незаконное разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении участников уголовного процесса является преступлением (ст. 311 УК РФ).

4) переселение на другое место жительства;

При переселении защищаемого лица на другое постоянное место жительства ему за счет средств федерального бюджета предоставляется жилище, возмещаются расходы, связанные с переездом, оказывается материальная помощь, гарантируется трудоустройство и оказывается содействие в подборе места работы (службы) или учебы, аналогичного прежнему.

При переселении защищаемого лица на другое временное место жительства ранее занимаемое им жилище и гарантии трудоустройства на прежнее или аналогичное прежнему место работы (службы) или учебы сохраняются за ним в течение всего периода его отсутствия по указанной причине.

5) замена документов;

Это могут быть как документы, удостоверяющие личность, так и иные документы. Изменения могут касаться фамилии, имени, отчества и других сведений о защищаемом лице.

6) изменение внешности;

7) изменение места работы (службы) или учебы (временно или постоянно);

8) временное помещение в безопасное место;

9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

10) другие меры безопасности, предусмотренные законодательством РФ.

Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4-7, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.

Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4-6, производятся только в случаях, если безопасность лица не может быть обеспечена путём применения в отношении его других мер безопасности.

В отношении военнослужащего с его письменного согласия могут применяться также следующие меры:

1) командирование или перевод защищаемого лица на другое место службы;

2) командирование или перевод военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, от которого может исходить угроза защищаемому лицу, на другое место службы.

При переводе военнослужащий назначается на равную воинскую должность. При этом должно быть обеспечено его использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности.

В отношении лица, содержащегося в СИЗО или в месте отбывания наказания, могут применяться также:

1) направление защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия, в разные места заключения;

2) перевод защищаемого лица или лица, от которого исходит угроза насилия, в другое место заключения;

3) раздельное содержание защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия;

4) изменение защищаемому лицу меры пресечения или меры наказания.

Таким образом, законодательством РФ предусмотрены 3 вида мероприятий по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства:

1) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства;

2) сохранение в тайне данных о потерпевшем или свидетеле;

3) допрос или предъявление для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение соответствующего лица другими участниками уголовного судопроизводства.

Все эти 3 варианта могут использоваться одновременно.

3. Защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в частном порядке.

Закон не предусматривает, но и не запрещает принятие мер по обеспечению безопасности и в частном порядке, как со стороны самого лица, в отношении которого существует угроза насилия, так и иных лиц или организаций, помогающих ему избежать воплощения данной угрозы. Здесь существует широкий простор для инициативы. Т.е. использовать можно любые средства в пределах своих возможностей, в т.ч. аналогичные указанным в законе. Естественно, в рамках этого самого закона. К примеру, без использования нелегального оружия, без превышения пределов необходимой обороны, без подделки документов и т.д.

АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ ПОТЕРПЕВШИХ, СВИДЕТЕЛЕЙ И ИНЫХ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА»

В статье анализируются положения нового федерального закона о защите участников уголовного судопроизводства в свете становления института обеспечения безопасности участников уголовного процесса.

Следственная и оперативная практика органов внутренних дел свидетельствует, что примерно в 10-20% случаев расследования и рассмотрения уголовных дел, особо тяжких и тяжких преступлений на потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства оказывается открытое либо скрытое противоправное воздействие посредством угроз убийством, причинением телесных повреждений или уничтожением (повреждением) имущества, как в отношении самих указанных лиц, так и в отношении их близких. В итоге участники уголовного судопроизводства вынуждены отказываться от данных ими ранее показаний либо лжесвидетельствовать в пользу подозреваемых и обвиняемых.

Новый Уголовно-процессуальный кодекс, провозгласив защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, и защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод, тем самым признал охранительные функции государства в уголовно-процессуальной сфере и предпринял меры по охране прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (ст. 11 УПК).

П. 3 ст. 11 УПК РФ впервые закрепляет комплекс процессуальных мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса: исключение из протокола следственных действий данных о личности защищаемого участника уголовного судопроизводства (ч. 9 ст. 166 УПК), контроль и запись телефонных переговоров (ч. 2 ст. 186 УПК), предъявление лица для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым (ч. 8 ст. 193 УПК), рассмотрение уголовного дела в закрытом заседании (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК), допрос судом свидетеля без оглашения подлинных данных о его личности в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства (ч. 5 ст. 258 УПК). Некоторые меры безопасности содержатся также и в других статьях - например, п. 3

ч. 1 ст. 97 УПК, которая предусматривает возможность избрания обвиняемому меры пресечения при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый может угрожать свидетелю и иным участникам уголовного процесса. Однако действие мер уголовно-процессуального характера не является эффективным без помощи мер непроцессуальных. Поэтому таким долгожданным в сфере осуществления правосудия стал закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» .

Вступающий в действие закон являлся десятым по счету законопроектом по защите свидетелей. Интересно, что предыдущие депутатские версии (над ними работали с 1994 года) президент и правительство забраковывали из-за непроработ-ки и отсутствия денег на их финансирование. Возражения вызывало допущение использования «скрытого», анонимного свидетеля, объявление судебного заседания закрытым исключительно из соображений безопасности (что было в законопроектах центральным моментом), а также применение мер безопасности (в том числе прослушивания телефонных переговоров потерпевшего или свидетеля) без их волеизъявления. Прошло время, эти положения включены в новый УПК (часть 9 статьи 166, часть 2 статьи 186, часть 2 статьи 241, часть 5 статьи 278), вследствие чего инструментарий «защиты свидетелей» в основной части оказался узаконенным.

Теперь новый федеральный закон является компромиссом между президентским и парламентским вариантами. Он направлен на создание надлежащих условий для отправления правосудия и борьбы с преступлениями путем установления системы мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества потерпевших, свидетелей, других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, а также их близких. Нормами закона предусмотрен конкретный механизм обеспечения государственной защиты, определен перечень лиц, подлежащих такой

защите, предусмотрены виды государственной защиты и меры безопасности, применяемые в отношении защищаемых лиц, указаны органы, на которые возложена задача по обеспечению безопасности.

Так, государственной защитой потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (далее - государственной защитой) признается осуществление предусмотренных настоящим федеральным законом мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества (далее - меры безопасности), а также мер социальной защиты указанных лиц (далее - меры социальной защиты) в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами (ст. 1).

Принципами осуществления государственной защиты являются: 1) принцип законности,

2) принцип уважения прав и свобод человека и гражданина, 3) принцип взаимной ответственности органов, обеспечивающих государственную защиту, и защищаемых лиц (ст. 4)

В связи с этим в ч. 6 ст. 18 указывается, что в случае необходимости орган, осуществляющий меры безопасности, заключает с защищаемым лицом договор в письменной форме об условиях применения мер безопасности, о взаимных обязательствах и взаимной ответственности сторон в соответствии с настоящим федеральным законом и гражданским законодательством Российской Федерации. Однако этот момент кажется неясным - какой вид гражданско-правового договора будет заключаться в данном случае, какой вид ответственности будет применяться в случае нарушения обязательств по договору?

Лицами, подлежащими государственной защите, являются все участники уголовного процесса, их родственники и близкие, за исключением лиц, защита которых осуществляется в соответствии с законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» .

Кроме того, меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления (ч. 2 ст. 2).

В депутатском варианте законопроекта агенты и осведомители правоохранительных органов входили в перечень лиц, подлежащих государственной защите . Их исключение из

данного перечня вызвало широкий резонанс среди многих депутатов, однако, на наш взгляд, данная проблема не является столь острой, так как перечень лиц, подлежащих защите, не является закрытым и меры защиты могут применяться и к указанным выше лицам.

Высказывалось также мнение, что список лиц, подлежащих защите, является очень широким . Это свидетели, потерпевшие и их представители, частные обвинители, подозреваемые, обвиняемые, их защитники и законные представители, осужденные и оправданные, эксперты, специалисты, переводчики, понятые, гражданские истцы и ответчики, их представители. Кроме того, меры защиты могут применяться в отношении широкого круга «близких лиц» защищаемого лица (статья 2). По одному только уголовному делу может выстроиться очередь обеспокоенных в своей безопасности. Очевидно, что обеспечить необходимой защитой всех опасающихся преследований невозможно. Не будет ли закон при таких условиях, при известном хроническом недофинансировании многочисленных формально существующих программ исполняться в значительной мере в интересах тех, от чьих посягательств он призван защитить мирных граждан? Приводится опыт зарубежных стран, где защите подлежит только главный свидетель и его близкие лица и родственники , а п. 4 ст. 2 следует вообще исключить (как считают некоторые депутаты), так как подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено, будут подвергаться мерам государственной защиты только в случае дачи ими свидетельских показаний.

Возвращаясь к характеристике закона, необходимо отметить, что проект Федерального закона РФ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству» и настоящий закон несколько различаются в плане органов, обеспечивающих государственную защиту. Закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» выделяет:

1) органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты;

2) органы, осуществляющие меры безопасности;

3) органы, осуществляющие меры социальной защиты.

Органы, осуществляющие меры социальной защиты, ранее не выделялись в отдельную группу органов, обеспечивающих государственную защиту. Их появление свидетельствует об охранительной и социальной направленности в регулировании данной сферы общественных отношений.

Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), прокурор, начальник органа дознания или следователь, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело.

Осуществление же мер безопасности возлагается на органы внутренних дел Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности, таможенные органы и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, а также на иные государственные органы, на которые может быть возложено в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление отдельных мер безопасности.

Меры безопасности в отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих осуществляются также командованием соответствующих воинских частей и вышестоящим командованием.

Меры безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихся в следственных изоляторах или находящихся в местах отбывания наказания, осуществляются также учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Меры безопасности, представленные в ст. 6 закона, за некоторым исключением, такие же, как и предусмотренные Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» , а именно:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности (данный пункт вызвал широкий резонанс, так как фактически защищаемому лицу отказано в выдаче оружия. «Если человек умеет управляться с оружием, то оно у него и так будет, скажем, в силу служебного положения,

Говорит Давыдова. - Если же не умеет, то зачем ему оружие, тем более когда человек находится в нервном напряжении»);

3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

4) переселение на другое место жительства;

5) замена документов;

6) изменение внешности;

7) изменение места работы (службы) или учебы;

8) временное помещение в безопасное место;

9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое. В силу того, что обеспечение безопасности

является очень дорогостоящим мероприятием, меры безопасности, предусмотренные пунктами 4-7 части 1 настоящей статьи, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Фактически, если в среднем в год по Российской Федерации противоправному воздействию подвергается от 150 тыс. до 300 тыс. человек, а из них реально в проведении различных защитных мероприятий нуждаются порядка 5 тыс. человек (2% от общего числа), то предполагаемые расходы из федерального бюджета составят 817,1 млн. рублей.

В финансово-экономическом обосновании проекта федерального закона приводятся примерные данные о количестве защищаемых лиц в связи с применением той или иной меры защиты и количеством израсходованных на них средств. Так, перемещению на другое место жительства, изменению места работы (учебы) и замене документов подвергнутся 1000 человек, а изменению внешности - 50. Денежных средств на выплату пособий в случае гибели хватит на 50 человек, а в случае ранения - на 150.

В проекте закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» содержалось положение, предусматривающее в качестве одной из мер защиты признание лица безвестно отсутствующим и умершим. Мнения законодателей разделились, так, советник аппарата комитета безопасности Госдумы М. Давыдова считает, что, если менять человеку и его семье документы и не признавать этих людей умершими, будут существовать «непонятные клоны людей-двойников» . В официальном же отзыве Правительства на проект закона указывается, что объявление защищаемого лица умершим или признание его безвестно отсутствующим не соответствует требованиям граж-

данского и гражданско-процессуального законодательства .

В целом закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» регулирует все основные моменты, касающиеся обеспечения безопасности участников уголовного процесса, и содержит примерно тот же набор средств, что и аналогичные нормативно-правовые акты за рубежом. Однако реализация ряда норм закона потребует внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации (Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О милиции» и др.).

Необходимо также разработать ведомственные инструкции, подробно регулирующие порядок применения различных мер безопасности, приняв во внимание, например, Временную инструкцию о порядке обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов .

Решая проблему обеспечения безопасности участников уголовного процесса, можно взглянуть на нее с другой стороны. Так, человек, случайно оказавшись свидетелем противоправного (преступного) деяния, неумолимо подпадает под действие механизма осуществления правосудия; нарушается его привычный образ жизни, страдает работа, так как ни один работодатель не потерпит частых отлучек с рабочего места в связи с участием последнего в процессуальных действиях, деловая репутация, личная жизнь. За отказ же от дачи показаний лицо привлекается к уголовной ответственности по ст. 308 УК. Кроме этого, собственная безопасность свидетеля, его семьи и близких людей находится под угрозой. Даже с введением программы защиты свидетелей, желающих защититься путем включения в программу, она может оказаться не совсем полезной в связи с отсутствием доверия у населения к сотрудникам правоохранительных органов.

Может быть, есть смысл воспользоваться опытом зарубежных стран, таких как Швеция, Норвегия, Швейцария, где свидетель имеет право отказаться от дачи показаний в случае опасности для его жизни?

В.В. Вандышев и А.В. Смирнов предлагают передать дела об организованных преступ-

ных сообществах и совершенных ими преступлениях в подследственность следователей военной прокуратуры и подсудность военных трибуналов, учитывая их особый статус и возможности усиленной охраны мест производства расследования и судебного разбирательства . О.А. Зайцев полностью отвергает эту точку зрения. На наш взгляд, возможна передача полномочий по обеспечению государственной защиты участников уголовного процесса Министерству обороны на определенный период времени, на то время, пока идет становление системы осуществления правосудия и обеспечения государственной защиты участников уголовного судопроизводства правоохранительными органами.

Не лишено смысла материальное стимулирование граждан, принимавших участие в выявлении, предупреждении преступлений или являющихся свидетелями по тяжким и особо тяжким делам, при наличии достаточных данных, что им угрожают или могут угрожать убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо иными опасными противоправными деяниями. Тем более, что такая практика уже имеется .

Вот еще несколько мнений по поводу становления института защиты участников уголовного судопроизводства:

1) О.А. Зайцев считает, что необходимо наделить лицо, производящее дознание, следователя, прокурора и суд правом вынесения официального предупреждения обвиняемому и другим лицам, от которых может исходить угроза насилия или иных запрещенных законом действий, о недопустимости оказания противоправного давления на участников процесса и о возможных для них последствиях в случае нарушения этого обязательства;

2) необходимо включить в закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» статью, касающуюся международного сотрудничества. Данная статья входила в один из вариантов закона, но в окончательную версию не вошла. Она предусматривала, что в случаях, когда меры государственной защиты в отношении лиц, содействующих уголовному судопроизводству, на национальном уровне не обеспечивают их надлежащей защиты, органы, обеспечивающие безопасность, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, вправе:

Запрашивать помощь у спецслужб и правоохранительных органов иностранных государств о применении мер безопасности к защищаемым лицам;

Оказывать содействие спецслужбам и правоохранительным органам иностранных государств в осуществлении государственной защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству;

3) в случае изменения установочных данных лица при 1) переселении на другое место жительства; 2) замене документов; 3) изменении внешности; 4) изменении места работы (службы) или учебы должна быть обеспечена гарантия защиты прав третьих лиц, определены случаи, при которых третьи лица имеют право знать, и связи между измененными и исходными установочными данными лица, права третьих лиц должны быть действенными, включая возможность для судьи требовать установления

связи между измененными и исходными данными лица, а для заявителя - возможность обжалования отказа в таком запросе ;

4) должен быть определен специальный порядок для регистрации судимостей и выдачи соответствующих справок о судимостях за преступления, совершенные до и после издания распоряжения об изменении установочных данных лица;

5) раз в полгода министр внутренних дел должен представлять в парламент доклад о программах защиты, их эффективности и общих принципах их реализации, не называя конкретных имен.

Таким образом, вступление с 1 января в силу закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» станет очередным этапом формирования института обеспечения безопасности участников уголовного процесса и шагом к формированию правового государства.

Список использованной литературы:

3. Пояснительная записка к проекту ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», www.legislature.ru

4. Правозащитный анализ. Выпуск №44 (специальный), 23 сентября 2002 г. // Права человека в России.

5. См. Правозащитный анализ.

7. СЗ РФ, 1995, №17. Ст. 1455.

8. www.gazeta.ru

9. Официальный отзыв Правительства РФ на проект ФЗ №97371.

10. Утверждена приказом МВД России №483 от 20 декабря 1995 г., с изменениями и дополнениями от 6 декабря 1996 г. // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ, №5, 1996; №2, 1997.

11. Вандышев В.В., Смирнов А.В. Организованная преступность и уголовная юстиция // Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью. М., 1992. С. 123-124.

12. Зайцев О.А. Государственная защита участников уголовного процесса. М., 2001. С. 277.

13. Положение о мерах социальной защиты и материального стимулирования граждан, способствовавших раскрытию преступлений, совершенных организованными группами. Утверждено распоряжением премьера правительства Москвы №791-рп от 28 августа 1996 года // Вестник мэрии Москвы. 1996, №21.

14. П. ж) ст. 15 Указа-Закона Итальянской Республика «Новые положения, касающиеся похищения людей с целью получения выкупа, и защита лиц, сотрудничающих с законом». №8 от 15 января 1991г., №82 от 15 марта 1991 г.