Инструкция по выпуску троллейбусов на линию. Эксплуатация троллейбусов

Правила технической эксплуатации (ПТЭ) устанавливают основные положения, относящиеся к эксплуатации и порядку работы троллейбусного транспорта, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава, а также требования к ним. Кроме того, в ПТЭ приведены нормы износа основных элементов оборудования троллейбуса, влияющих на безопасность движения и пассажиров, характерные неисправности, при наличии которых недопустима эксплуатация троллейбусов. Также ПТЭ содержат основные требования по организации движения троллейбусов на линии.

Руководители и специалисты троллейбусного транспорта, связанные с организацией и проведением работ непосредственно на производственных участках, а также осуществляющие контроль и технический надзор, проходят проверку знаний ПТЭ троллейбуса и Правил безопасного труда на городском электротранспорте не реже одного раза в три года, а водители и ремонтный персонал -- не реже одного раза в год.

Все инструкции и руководящие указания, относящиеся к технической эксплуатации, проектированию и строительству сооружений и подвижного состава, должны соответствовать ПТЭ и, во всяком случае, не вступать с ними в противоречие.

ПТЭ троллейбуса регламентируют всю производственную деятельность троллейбусного транспорта и обеспечивают слаженность в работе всех звеньев этого многоотраслевого хозяйства.

Обязанности работников городского электротранспорта. Основной обязанностью каждого работника городского электрического транспорта (ГЭТ) является предоставление качественных транспортных услуг населению города с обязательным обеспечением безопасности пассажиров и обслуживающего персонала.

Троллейбусный транспорт является источником повышенной опасности. В связи с этим к водителю предъявляются особые требования. Водитель должен соответствовать медицинским нормам, установленным Министерством здравоохранения РК и предъявляемым к водителям транспортных средств, а также проходить предрейсовые медицинские осмотры.

Водитель троллейбуса обязан периодически подтверждать знания ПТЭ, правил безопасного труда, должностной инструкции водителя, правил внутреннего распорядка организации. Водитель обязан содержать в чистоте и порядке свое рабочее место, иметь опрятный вид, быть вежливым и предупредительным с пассажирами, обеспечивать их культурное обслуживание и одновременно требовать от пассажиров точного выполнения Правил пользования троллейбусом.

Общие требования к троллейбусам. Вводимые в эксплуатацию новые троллейбусы должны соответствовать техническим условиям на троллейбус и иметь комплект документации, в том числе:

  • *копию "Одобрения типа транспортного средства";
  • *формуляр;
  • *паспорт;
  • *каталог деталей и сборочных единиц;
  • *ведомость ЗИП.

Троллейбусы должны содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем их бесперебойную работу, безопасность движения и перевозки пассажиров. Поддержание троллейбусов в технически исправном состоянии возлагается на собственника организации ГЭТ в соответствии с Законом РК "О безопасности дорожного движения".

Внесение в конструкцию троллейбусов изменений, влияющих на безопасность движения и пассажиров, не допускается без согласования с разработчиком (заводом-изготовителем). Троллейбус, непригодный к эксплуатации вследствие физического износа, а также в случае нецелесообразности его восстановления после дорожно-транспортного происшествия, подлежит списанию. Списание троллейбусов производится в порядке, установленном собственником организации ГЭТ с учетом норм амортизации. Эксплуатация троллейбусов за пределами срока амортизации допускается при условии выполнения капитально-восстановительного ремонта в соответствии с порядком, утвержденным Минтрансом РК.

Неисправности, с которыми запрещается выпуск троллейбусов на линию. В ПТЭ представлен подробный перечень неисправностей по всем видам оборудования, при обнаружении которых запрещается выпуск троллейбусов на линию. Дорожно-транспортные происшествия по причине технической неисправности троллейбусов происходят довольно редко, но сопровождаются серьезными последствиями. Поэтому к техническому состоянию троллейбусов, подготовленных для работы на линии, предъявляются весьма жесткие требования. Особое внимание при этом обращается на механизмы, оборудование и узлы, обеспечивающие безопасную эксплуатацию троллейбусов. Это рулевое управление и тормозные системы, ходовая часть троллейбуса (крепление колес и состояние шин), дверной привод и т.п.

Перед выездом на линию водитель должен принять троллейбус в строгом соответствии с ПТЭ и должностной инструкцией водителя. Водитель, принимая троллейбус, проверяет его соответствие техническим требованиям, изложенным в ПТЭ, а также выполнение заявки на устранение неисправностей, записанных в книге поезда после предыдущей смены. Принявший троллейбус водитель, следуя нулевым рейсом, проверяет техническое состояние троллейбуса на ходу. При этом он следит за работой токоприемников, проверяет работоспособность тормозных систем, рулевого управления, генератора, плавность набора скорости; убеждается в отсутствии посторонних шумов и стуков. В случае обнаружения неисправности водитель обязан прекратить движение, высадить пассажиров, затормозить троллейбус стояночным тормозом, при необходимости поставить противооткатные упоры, завести токоприемники под лиры, сообщить о неисправности линейному работнику службы движения или депо и действовать по их указанию. При движении нулевым рейсом водитель обязан останавливать троллейбус на всех остановках для посадки и высадки пассажиров. В случае отсутствия претензий к техническому состоянию троллейбуса водитель на конечной станции подписывает путевой лист, после чего троллейбус считается им принятым. Троллейбус, прибывший нулевым рейсом на конечную станцию и сделавший один оборотный рейс, считается выпущенным из депо на линию.

При работе на линии водитель обязан строго соблюдать Правила дорожного движения РК, а также требования ПТЭ и должностной инструкции водителя троллейбуса.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Предварительный, при поступлении на работу, меди­цинский осмотр и признанные годными по состоянию здоровья;

Обучение в специальном учебном заведении;

Проверку знаний правил работы в электроустановках и имеющие допуск к самостоятельной работе в электроустановках напряжением до 1000В (III группа по электробезопасности, удостоверение установленного образца);

Вводный инструктаж;

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;

Стажировку в течение 2 – 14 смен.

Допуск к самостоятельной работе оформляется приказом по ОСП.

Повторный инструктаж по охране труда водители проходят не реже одного раза в три месяца.

1.2. Водитель обязан проходить периодические медицинские осмотры в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

1.3. Водитель обязан проходить ежегодное обучение по охране труда по утвержденной программе обучения безопасным методам и приемам труда, проверку знаний требований охраны труда, Правил технической эксплуатации трамвая, Правил техники безопасности на городском электротранспорте, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, Правил дорожного движения, Должностной инструкции, Инструкции по производству маневровых работ на территории парка, Инструкции по сцепке и буксировке троллейбусов, Межотраслевой инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, настоящей инструкции.

1.4. С водителем проводится внеплановый инструктаж по охране труда на рабочем месте:

При изменении требований охраны труда;

При внесении изменений или дополнений в инструкцию по охране труда;

При несоблюдении водителем требований охраны труда, что могло привести или привело к несчастному случаю или другой чрезвычайной ситуации;

По требованию представителей органов государственного надзора и контроля;

После перерыва в работе более 30 календарных дней;

При вводе в эксплуатацию новых типов подвижного состава и оборудования.

1.5. Водитель обязан соблюдать трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха, требования настоящей инструкции.

1.6. На территории предприятия или в ином месте работы водителю запрещается:


1.6.1. Употреблять спиртные напитки, принимать наркотические или иные токсические вещества;

1.6.2. Находиться в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

1.6.3. Курить и пользоваться открытым огнем на рабочем месте (курить разрешается только в специально отведенных и оборудованных для этих целей местах).

1.7. Водитель обязан иметь и выполнять работу в соответствующих средствах индивидуальной защиты:

Хлопчатобумажные рукавицы или перчатки с полимерным покрытием (срок носки 2 месяца);

Перчатки диэлектрические – дежурные;

Галоши диэлектрические – дежурные;

Жилет сигнальный (срок носки 12 месяцев).

1.7.1. При выполнении других работ, связанных с выходом на проезжую часть дороги, водитель обязан надеть сигнальный жилет.

1.7.2. Во избежание поражения электрическим током при обслуживании действующих электроустановок водитель обязан пользоваться диэлектрическими перчатками.

1.7.3. Диэлектрические перчатки должны храниться отдельно от инструмента.

1.7.4. При получении в инструментальной кладовой закрепленных за троллейбусом инструментов и документов, а также перед каждым применением водитель обязан проверить наличие диэлектрических перчаток, произвести их осмотр на отсутствие внешних повреждений, проколов путем скручивания их в сторону пальцев, срок их применения. Пользоваться неисправными средствами защиты, или средствами защиты, срок годности которых истек, запрещается. При работе в диэлектрических перчатках их края надеваются поверх рукавов верхней одежды.

1.8. Опасные и вредные производственные факторы:

Движущийся транспорт;

Повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

Повышенный уровень шума на рабочем месте;

Повышенный уровень локальной и общей вибрации;

Возможность поражения электрическим током;

Световая среда;

Сенсорные нагрузки;

Монотонность нагрузок;

Режим работы.

1.9. Водитель обязан знать приемы и уметь оказывать пострадавшему при несчастном случае первую помощь.

1.10. Водитель обязан:

Немедленно известить старшего диспетчера диспетчерского отдела Службы движения, непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья (проявление признаков острого заболевания, отравления, а также профессионального заболевания), дорожно-транспортном происшествии и технических неисправностях подвижного состава;

Поддерживать порядок в салоне и в кабине водителя;

Соблюдать правила личной гигиены: мыть руки с мылом перед приемом пищи, пищу


принимать в установленных для этого местах (конечная станция, столовая парка и т.п.).

1.11. Лица, нарушающие требования настоящей инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Водитель обязан:

Прибыть на работу в форменной одежде и удобной обуви. Обувь должна быть закрытой, на устойчивым каблуке высотой не более 4 см. Запрещается работать в легкой обуви - в тапочках, босоножках и т.д.;

Пройти предрейсовый медицинский осмотр;

Предъявить диспетчеру: путевой лист с личной подписью о готовности к работе и отметкой о прохождении предрейсового медицинского осмотра, водительское удостоверение, книжку водителя, удостоверение на право работы в электроустановках до 1000В. После получения у диспетчера допуска к работе, разрешения от мастера (штамп и подпись в книге трамвая), приступить к приемке троллейбуса.

2.2. Приемку и подготовку троллейбуса к работе в парке и при смене на линии водитель должен производить согласно Должностной инструкции водителя троллейбуса Санкт–Петербурга и Правилам технической эксплуатации троллейбуса с соблюдением требований охраны труда.

2.2.1. Водитель должен произвести осмотр и опробование механизмов троллейбуса, убедиться в готовности к работе, а также в отсутствии неисправностей троллейбуса, в наличии сигнального жилета, пригодных к применению диэлектрических перчаток, хлопчатобумажных рукавиц, огнетушителей, противооткатных упоров, знака аварийной остановки, аптечки первой помощи.

2.2.2. При нахождении на территории депо и приемке троллейбуса водитель должен соблюдать требования охраны труда, следить за движением проходящих вблизи троллейбусов и техники.

2.2.3. При движении троллейбуса через ворота в депо, а также в других негабаритных местах, запрещается находиться в их проёмах.

2.2.4. Перед постановкой токоприемников на контактные провода и выездом со смотровой канавы, водитель должен убедиться:

В отсутствии запрещающих плакатов на подвижном составе;

В том, что кожухи (ограждения) электрооборудования троллейбуса находятся в «закрытом» состоянии;

В том, что высоковольтные цепи отключены;

В отсутствии посторонних предметов вблизи троллейбуса;

В отсутствии людей на крыше, в салоне, под троллейбусом и перед ним.

При наличии на троллейбусе запрещающих плакатов (даже при отсутствии рабочих) или рабочих, производящих работу, водителю запрещается начинать приемку троллейбуса. В этом случае водитель должен обратиться к мастеру.

2.2.5. Перед началом движения троллейбуса по территории парка или в депо водитель обязан:

Убедиться в отсутствии запрещающих плакатов на подвижном составе;


Убедиться в отсутствии ремонтных рабочих (в салоне, в осмотровой канаве, на крыше троллейбуса);

Убедиться в отсутствии на пути движения или на близком от него расстоянии посторонних предметов;

Проверить, закрыты ли люки в салоне и откидные борта троллейбуса;

При наличии блокировки контактного провода в депо, убедится в наличии разрешающего сигнала;

Убедиться, что все цепи выключены, реверсивный вал контроллера находится в положении «СТОП» и троллейбус заторможен ручным (стояночным) тормозом, отключены все высоковольтные цепи и цепи управления;

Прежде, чем приступить к установке токоприёмников на контактные провода громко сделать следующее объявление: «Троллейбус № ___ путь № ___ ставлю токоприёмники». Установка токоприёмников производится поочерёдно по одному токоприёмнику: первым на провод устанавливается правый токоприёмник «-» на провод отрицательной полярности, вторым левый «+» на провод положительной полярности (снятие токоприёмников производится в обратном порядке), необходимо убедиться, что провода попали в скользуны головок;

Убедиться в полной безопасности до входа в кабину, громко предупредить «Троллейбус № ___, с пути № ____ трогается», подать предупредительный звуковой сигнал, после чего включить контроллер на «ХОД» и сразу же выключить его,

Закрыть двери и, убедившись в отсутствии помех, обеспечивая безопасность движения, выехать с территории депо или отстойных путей (при движении троллейбуса должна быть открыта первая дверь);

Производить движение по территории депо со скоростью 5 км/час, в негабаритных местах, проемах ворот - 3 км/час;

Убедиться перед выездом из депо, что ворота полностью открыты, зафиксированы в открытом состоянии, людей в проёме ворот и на пути следования нет;

При подъезде к воротам депо и проезде их подавать звуковой сигнал.

2.3. При работе на торцевых частях троллейбуса (протирка лобового стекла, регулировка зеркала бокового вида или стеклоочистителя) необходимо пользоваться подставками. Разрешается производить указанные работы без подставки при наличии подножки на торцевой части троллейбуса.

Запрещается производить:

2.3.1. Работы на торцевых частях троллейбуса, стоящего на смотровой канаве, без перекрытия канавы надежным переходным мостиком.

2.3.2. Протирку разбитых или лопнувших стекол. Разбитое стекло следует удалять в рукавицах, при этом необходимо вынуть сначала верхнюю часть стекла, затем нижнюю.

2.4. При подметании подножек троллейбуса необходимо соблюдать осторожность, чтобы мусор не попал на находящихся вблизи троллейбуса людей.

2.5. При открытии или закрытии форточек в салоне троллейбуса запрещается упираться о край стекла ладонью или кистью руки.

2.6. При необходимости замены экипировки троллейбуса переносить и устанавливать маршрутные указатели только в рукавицах.

2.8. Все работы, связанные с осмотром или устранением неисправностей электрооборудования, должны производиться при оттянутых токоприемниках и выключенных автоматических выключателях на троллейбусе.


2.10. При обнаружении неисправностей, с которыми запрещается эксплуатация троллейбуса на линии (ПТЭ п. 3.3.2, 2001г.) водитель обязан сообщить об этом ответственному по выпуску и сделать записать в книге троллейбуса.

2.11. Для обеспечения безопасности при нахождении на территории парка водитель должен знать и соблюдать общие правила безопасности.

2.12. При нахождении на территории парка запрещается:

Стоять или проходить в проеме ворот, когда в нем стоит или движется троллейбус;

Входить или выходить из троллейбуса на ходу или находиться на подножке во время движения;

Находиться на крыше троллейбуса, прыгать с крыши одного троллейбуса на крышу другого;

Прыгать через смотровую канаву или переходить по случайно положенным доскам, прыгать в смотровую канаву;

Спускаться в смотровую канаву, находиться в ней или выходить из неё во время движения по ней троллейбуса, ходить по краю смотровой канавы во избежание падения;

Зажигать огонь и курить в непредназначенных для курения местах, подходить с открытым огнем к таре из-под горюче-смазочных материалов;

Включать станки, механизмы, агрегаты, находящиеся в депо, и работать на них.

2.13. Необходимо ходить по территории парка и депо только по пешеходным проходам, согласно установленным знакам и разметке.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

Водитель обязан выполнять только ту работу, которая поручена руководителем, входит в круг его профессиональных обязанностей, с безопасными методами проведения которой он ознакомлен.

3.1. При работе на линии и во всех ситуациях, угрожающих безопасности пассажиров, пешеходов, троллейбусу или лично водителю, необходимо выполнять требования должностной инструкции водителя троллейбуса, относящиеся к безопасности движения, требованиям охраны труда, правилам работы на линии.

3.2. Сообщать о дорожно-транспортных происшествиях и аварийных ситуациях старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения.

3.3. Вести троллейбус со скоростью, не превышающей установленных Правилами технической эксплуатации троллейбуса и Правилами дорожного движения ограничений, с учетом дорожного покрытия, особенностей контактной сети, атмосферных условий, интенсивности движения транспорта, выбирая, применительно к указанным обстоятельствам, такую дистанцию, чтобы избежать столкновения в случае торможения движущегося впереди транспортного средства.

Запрещается:

3.3.1. Следовать за впереди идущим троллейбусом на расстоянии менее 30 метров при скорости движения до 20 км/час и менее 60 метров при скорости движения более 20 км/час, на спусках дистанция выбирается в зависимости от скорости и дорожных условий, но не менее 60 метров;

3.3.2. Приближаться к впереди стоящему троллейбусу на расстояние менее 3 метров на прямом участке и менее 5 метров - на спусках;


3.3.3. Осуществлять движение на трассе, где величина снежного покрова превышает 150 мм под проводами и на максимальном отклонении от оси проводов,

3.3.4. Осуществлять движение на трассе, где уровень воды превышает 80 мм под проводами и на максимальном отклонении от оси проводов.

3.4. В густом тумане, в метель, при плохой видимости в темное время суток, водитель обязан:

Выбирать оптимальный режим движения, обеспечивающий безопасность движения и сохранность подвижного состава;

Включить все наружные и габаритные огни, все освещение салона, противотуманные фары (при наличии) и задний противотуманный фонарь (если предусмотрено конструкцией) и все группы освещения поезда;

При видимости менее 30м двигаться со скоростью не более 5 км/час.

3.5. Водитель обязан, остановить троллейбус немедленно в следующих случаях:

При наличии препятствия движению;

При внезапном стуке, толчке, тревожных криках людей;

При признаках возгорания, задымлении троллейбуса;

При появлении сигнала бортового устройства контроля тока утечки;

При появлении сигнала отрыва токоприемника от сети;

При 2-х кратном срабатывании защиты;

При опасности наезда на пешехода или столкновения;

При неясном сигнале светофора;

При обрыве или резком колебании контактной сети, отключении напряжения.

3.6. Если водителю необходимо оставить троллейбус даже на короткий срок, он обязан:

Затормозить его ручным (стояночным) тормозом;

Отключить силовую цепь и цепь управления;

Убедиться, что троллейбус надежно удерживается на месте;

Поставить рукоятку реверсивного вала контроллера в положение «0» и взять ее с собой, если предусмотрено конструкцией;

Закрыть кабину;

Надеть сигнальный жилет;

Повернуться лицом в сторону движения, сойти на землю в момент, когда нет угрозы от движущихся транспортных средств;

Спускаться по ступенькам, соблюдая осторожность и держась за поручни. Обходить стоящий троллейбус только сзади.

Водителю запрещается оставлять троллейбус на подъемах и спусках.

3.7. При вынужденной длительной остановке троллейбуса (неисправности, ремонте, сцепке) водитель должен включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, при остановке на уклоне - установить противооткатные упоры.

3.8. При осмотре токоприёмников и смене контактных вставок завести токоприёмники под лиры, предварительно отключив высоковольтную (силовую) цепь, цепи управления и цепи статического преобразователя. Осмотр токоприемников и смену контактных вставок производить стоя на откидной площадке лестницы, спиной к корпусу троллейбуса, надёжно зафиксировав токоприёмники «восьмёркой» штанговыми верёвками (фалами) перед собой. Снятие и постановку токоприёмников на контактную сеть производить в диэлектрических перчатках.


3.9. При сходе токоприёмников троллейбуса с контактных проводов (или необходимости их перестановки на провода другого направления) - убедиться в полной безопасности производства работ, установить токоприёмники на провода. Работу производить в диэлектрических перчатках (при сырой погоде следует остерегаться попадания дождевых капель с контактного провода в глаза) и сигнальном жилете.

3.10 При обрыве контактного провода оградить место обрыва и не допускать посторонних лиц на поврежденный участок. О повреждениях сообщить старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения.

3.11 Если токоприёмники зацепились за провода, спецчасти контактной сети или провода сторонних организаций, то, во избежание обрыва проводов, до прибытия бригады скорой технической помощи принимать какие-либо меры по его высвобождению запрещается.

3.12 При смене предохранителей в низковольтном щитке или устранении неисправностей аппаратов низковольтных цепей необходимо надеть диэлектрические перчатки, оттянуть токоприемники, завести их под лиры, отключить аккумуляторную батарею и мотор-генератор.

3.13 Работа по замене предохранителей в высоковольтном шкафу должна производиться в диэлектрических перчатках, при оттянутых и заведенных под лиры токоприёмниках, выключенных автоматах АВ-1 и АВ-2.

3.14 Устанавливать токоприемники на контактные провода и включать электрические цепи после смены предохранителей или ремонта разрешается, предварительно закрыв крышки шкафа или щитка.

3.15. Водителю запрещается:

3.15.1. приступать к работе, если не обеспечены безопасные условия труда;

3.15.2. выполнять какие–либо работы, не предусмотренные Должностной инструкцией водителя троллейбуса;

3.15.3. выезжать на неисправном или недоукомплектованном троллейбусе;

3.15.4. начинать движение с открытыми дверьми вагона и кабины водителя, высовываться из окна;

3.15.5. снимать, открывать ограждения (кожухи) электроаппаратов, работать без ограждений;

3.15.6. включать не огражденные или имеющие неисправные, незакрепленные ограждения электроотопительные устройства салона и кабины;

3.15.7. производить замену высоковольтных предохранителей без диэлектрических перчаток, при незакрепленных в оттянутом положении токоприемниках.

3.16. Во время технической стоянки при проверке баллонным ключом затяжки всех гаек крепления колес (в рукавицах комбинированных):

3.16.1. проверить исправность инструмента;

3.16.2. занять устойчивое положение;

3.16.3. надежно установить ключ на грани гайки крепления колес;

нажатием правой руки надавить сверху вниз на рычаг баллонного ключа по часовой стрелке, 3.16.4. одновременно левой рукой придерживая баллонный ключ;

3.16.5. проверить затяжку гаек по диагонали.

3.17. Водителю запрещается:

3.17.1. наращивать баллонные ключи трубой или другими посторонними предметами;

3.17.2. отворачивать или заворачивать гайки рывком;

3.17.3. затягивать гайки, прилагая усилие на рычаг баллонного ключа снизу вверх;

3.17.4. вставать ногами на рычаг ключа.


ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, водитель должен немедленно поставить в известность старшего диспетчера диспетчерского отдела Службы движения.

4.2. В аварийных ситуациях, когда водитель вынужден произвести высадку пассажиров вне зоны обязательной остановки, он должен приять меры к обеспечению безопасности выхода пассажиров, предупредив их о соблюдении осторожности при выходе.

4.3. Передвижение троллейбусов, не имеющих собственного хода, с неисправностями тормозной системы или другими неисправностями, не обеспечивающими безопасность движения, должно производиться буксировкой. При сцепке и буксировке водитель должен выполнять требования Инструкции по сцепке и буксировке троллейбуса. Буксировка неисправного троллейбуса должна производиться на жёстком сцепном устройстве машиной скорой технической помощи, со скоростью движения не более 20 км/час.

4.4. При возникновении возгорания в троллейбусе водитель должен:

Остановить троллейбус;

Открыть двери для высадки пассажиров;

Отключить все высоковольтные и низковольтные электрические цепи;

Опустить токоприемники и завести под лиры;

При необходимости вызвать пожарную команду через старшего диспетчера диспетчерского отдела Службы движения;

Приступить к тушению пожара (при применении углекислотного огнетушителя пользоваться хлопчатобумажными рукавицами).

4.5. При неисправности контактной сети водитель обязан остановить троллейбус за 30 метров до неисправного участка, оценить характер повреждения:

При обрыве контактного провода и падении его на землю или крышу троллейбуса - оградить место падения провода и, до прибытия бригады скорой технической помощи, не допускать в опасную зону на расстоянии менее 5 метров посторонних лиц, предупреждать водителей проходящего транспорта об опасности.

4.6. При обнаружении утечки тока на корпусе троллейбуса водитель обязан:

Остановить троллейбус, отключить высоковольтное и низковольтное оборудование;

Уточнить у пассажиров, где и при каких обстоятельствах «бьет током»;

Высадить пассажиров при соблюдении безопасности движения;

Сообщить о случившемся Старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения, линейному работнику;

Произвести сцепку жёстким сцепным устройством с машиной скорой технической помощи (Инструкция по сцепке и буксировке троллейбусов), следовать до троллейбусного парка.

4.7. Если во время работы произошел несчастный случай, водитель обязан немедленно оказать пострадавшему первую помощь, вызвать скорую помощь или принять меры по доставке пострадавшего в лечебное учреждение, доложить о случившемся Старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения, руководителю отдела эксплуатации парка. Сохранять, по возможности, обстановку, при которой произошел несчастный случай (если это не сопряжено с опасностью для здоровья людей или длительной задержкой движения), до прибытия должностных лиц, проводящих расследование.


4.8. Последовательность оказания первой помощи:

Устранить воздействие на организм факторов, угрожающих здоровью и жизни пострадавшего (освободить от действия электрического тока, погасить горящую одежду и т.д.), оценить состояние пострадавшего;

Определить характер и тяжесть травмы, представляющей наибольшую угрозу для жизни пострадавшего и последовательность действий по его спасению;

Выполнить необходимые мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности (провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца, остановить кровотечение, зафиксировать место перелома, наложить повязку и т.п.);

Поддерживать жизненные основные функции пострадавшего до прибытия скорой медицинской помощи.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Привести в порядок кабину водителя. При смене на конечной станции или на линии передать троллейбус водителю второй смены, руководствуясь требованиями Должностной инструкцией водителя троллейбуса Санкт-Петербурга.

5.2. На последней, обязательной остановке перед въездом на территорию парка, высадить пассажиров, убедиться, что в салоне нет людей и посторонних предметов, закрыть двери и окна.

5.3. Следить внимательно при въезде в депо за положением и маневрирующими троллейбусами, секционные изоляторы проходить в режиме выбега.

5.4. Предъявить троллейбус приемщику подвижного состава, при постановке на отстой выключить автоматические выключатели и высоковольтные и низковольтные электрические цепи, затормозить троллейбус ручным (стояночным) тормозом, спустить конденсат из пневмосистемы, опустить токоприемники и завести их за лиры.

5.5. Сдать приборы управления, средства индивидуальной защиты, съемный экипировочный инвентарь.

5.6. Пройти послерейсовый медицинский осмотр, сдать путевой лист диспетчеру парка.

Инструкцию разработал:

Начальник ОСП «Служба движения» И.А. Поняева

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела охраны труда

СПб ГУП «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС» Н.А. Разоренова


ГЛАВА 4. РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТРОЛЛЕЙБУСОВ НА МАРШРУТЕ.

4.1. Расписание движения.

4.1.1. Каждый троллейбусный маршрут должен иметь паспорт, утвержденный руководителем эксплуатационной организации ГЭТ . В паспорте указываются участки со сложными условиями движения, участки, на которых действует ограничение скорости движения, перечень остановочных пунктов маршрута, общая протяженность маршрута и другие сведения. Текстовая и графическая части паспорта заполняются службой движения. Паспорт маршрута подписывается руководителем службы движения организации ГЭТ.

4.1.2. Основой организации движения троллейбусов на маршруте является расписание движения, координирующее работу всех подразделений депо. Расписание движения утверждается руководителем организации ГЭТ или по его уполномочию - начальником Службы движения.

4.1.3. Расписание движения должно составляться на каждый маршрут, троллейбус, конечную станцию и контрольный промежуточный пункт.

4.1.4. Расписанием движения устанавливается:

а) время выхода троллейбуса из депо и направление следования;

б) время прохождения через контрольные пункты;

в) время прибытия, стоянки, отправления с конечной станции и возвращения в депо;

г) время захода троллейбуса на техническое обслуживание или отстой, а также время и место смены бригад и перерыва для приема пищи.

В расписании движения на отдельных маршрутах или их участках при необходимости следует предусматривать увеличение интенсивности движения путем организации укороченных рейсов или командирования троллейбусов с других маршрутов.

4.1.5. Основным документом для составления расписания движения служит наряд, который представляет собой первичный расчетный план пассажирских перевозок. Наряд должен разрабатываться на основе материалов обследования пассажирских потоков, хронометражных измерений времени на пробег и пропускной способности узлов улично-дорожной сети.

4.1.6. Наряд троллейбусов устанавливает:

а) распределение маршрутов между депо;

б) число троллейбусов на маршруте, рассчитанное с учетом одинакового наполнения троллейбусов на каждом маршруте по периодам дня;

в) типы подвижного состава;

г) сменность троллейбусов;

д) объем транспортной работы: машино-часы, машино-километры;

е) среднюю эксплуатационную скорость;

ж) наибольший допустимый интервал в межпиковое время и частоту движения в часы «пик» по каждому маршруту.

4.1.7. Наряд троллейбусов должен разрабатываться на рабочие и выходные дни и пересматриваться не чаще одного раза в квартал.

4.1.8. Наряд троллейбусов разрабатывается Службой движения эксплуатационной организации ГЭТ и согласовывается с депо, энергохозяйством, планово-экономическим отделом и утверждается руководителем предприятия.

4.1.9. Троллейбусное депо должно иметь наряд работы водителей, который представляет собой суточный план закрепления подвижного состава и водителей за выходами маршрутного расписания. В наряде должны быть указаны:

номера смены, время явки в депо или на конечную станцию, время выезда и заезда в депо, пункты и время смены водителей, продолжительность перерывов и отстоев на линии, общая продолжительность смены.

В наряде работы водителей также перечисляются водители, находящиеся в резерве, являющиеся выходными, находящиеся в отпуске, временно не работающие и отсутствующие по другим причинам.

4.1.10. Система диспетчеризации маршрутных пассажирских перевозок должна обеспечивать систематический учет и контроль исполненного движения (выполнения маршрутного расписания) и осуществлять оперативное управление процессом перевозки.

4.2. Выпуск н приемка троллейбуса в депо.

4.2.1. Троллейбусы выпускаются из депо по расписанию. Выпуск из депо троллейбусов, не предусмотренных расписанием, производится только по разрешению старшего (центрального) диспетчера.

4.2.2. Запрещается выпускать из депо троллейбус, в книге которою нет подписи мастера об устранении неисправностей по заявке водителя и готовности троллейбуса к эксплуатации. При наличии повторной заявки устранение неисправности подтверждается подписью лиц, уполномоченных приказом по депо.

4.2.3. Все троллейбусы, как правило, должны быть закреплены за определенными маршрутами и водителями (поездными бригадами).

4.2.4. Каждый троллейбус, выходящий из депо, должен 6ыть принят водителем в соответствии с должностной инструкцией водителя троллейбуса . Документом на право выхода троллейбуса из депо и движения его по маршруту является путевой лист, подписанный диспетчером по выпуску, подтверждающий, что троллейбус технически исправен, чист и годен к эксплуатации на линии. Основанием для подписи путевого листа является соответствующая запись о технической готовности в книге поезда .

4.2.5. При выполнении нулевого рейса водителем проверяется работоспособность тормозов, рулевого управления, работа генератора или иного зарядного устройства, свободный ход троллейбуса, отсутствие постороннего шума и стука. При выявлении неисправности водитель останавливает троллейбус и сообщает об этом работнику, ответственному за выпуск, или линейному работнику Службы движения и действует по их указанию.

Примечание: Проверка работоспособности узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, производится без пассажиров на участке пути, определенном приказом по депо.

4.2.6. Троллейбус считается выпущенным из депо на линию, если по прибытию на конечную станцию он отправлен в первый рейс по маршруту и выполнил один оборотный рейс.

4.2.7. Троллейбус, выпущенный на линию, находится в оперативном подчинении Службы движения . За исправное состояние троллейбусов на линии отвечают водители и линейный ремонтный персонал.

4.2.8. Возвращение троллейбусов с линии в депо производится:

а) после окончания работы по расписанию;

б) по распоряжению старшего (центрального) диспетчера;

в) по записи в путевом листе, сделанной диспетчером конечной станции или линейным слесарем.

4.2.9. Въезд троллейбуса на территорию депо с посторонними лицами и посторонними предметами не допускается. Перед въездом водителем проводится проверка троллейбуса на наличие посторонних предметов.

4.2.10. При сдаче троллейбуса водителем оформляется заявка обо всех неисправностях троллейбуса и вносится соответствующая запись в книгу поезда , если это не было сделано в течение смены, а при наличии повторной заявки - запись в книгу повторных заявок.

4.3. Троллейбусное движение на маршруте.

4.3.1. Для обеспечения регулярности и безопасности перевозки пассажиров маршрутная сеть троллейбуса подразделяется на отделения, ревизорские участки и участки конечных станций. Число и границы отделений, ревизорских участков и участков конечных станций определяются Службой движения и утверждаются руководителем организации ГЭТ .

4.3.2. Оперативное руководство движения осуществляется старшим (центральным) диспетчером. Действия работников, связанных с движением троллейбусов на линии, определяются в соответствии с указаниями диспетчера. Запрещается давать распоряжения по движению троллейбусов, минуя старшего (центрального) диспетчера .

4.3.3. Организация руководства движением должна обеспечивать быстрое и точное информирование старшего (центрального) диспетчера или диспетчера конечной станции, или маршрутного диспетчера об отклонениях от расписания и обо всех происшествиях на линии, быстрое выполнение распоряжений старшего (центрального) диспетчера.

4.3.4. Соблюдение безопасности и качество движения троллейбусного транспорта обеспечивается работниками отдела безопасности и линейного контроля .

4.3.5. Регулярным считается такое движение, которое выполняется в соответствии с расписанием или отклонением от него:

2 мин (опоздание) или -1 мин (нагон) на маршрутах, где интервал между троллейбусами более 3 мин.;

±1 мин. - на маршрутах с интервалом менее 3 мин.

4.3.6. Движение троллейбусов по расписанию обеспечивается:

а) выпуском на линию запланированного числа технически исправных троллейбусов;

б) исправным состоянием проезжей части дороги, контактной и кабельной сетей;

в) устойчивой работой электротяговых подстанций, средств связи и СЦБ;

г) четкой работой водителей и работников Службы движения и других подразделений, связанных с движением троллейбусов.

4.3.7. С распорядительной конечной станции троллейбусы должны отправляться под контролем диспетчера станции.

4.3.8. В случае нарушения движения на каком-либо участке маршрута (независимо от причин) старший (центральный) диспетчер обеспечивает движение троллейбусов по наибольшей протяженности маршрута и принимает меры к скорейшему восстановлению движения по всему маршруту. По мере восстановления движения на маршруте организует вывоз скопившихся на остановках пассажиров .

4.3.9. В случае прекращения движения на каком-либо участке, работникам Службы движения разрешается изменять направление согласно схемам обходного движения, а также давать распоряжение о возобновлении движения с немедленным сообщением об этом старшему (центральному) диспетчеру.

4.3.10. Для восстановления движения троллейбусов по расписанию старший (центральный) диспетчер имеет право:

а) отправить троллейбус в укороченный или удлиненный рейс;

б) отправить троллейбусы но измененному пути следования;

в) уменьшить время оборотного рейса за счет разрешения водителю использования нагона времени в пути;

г) изменять интервал между отправлением с конечной станции троллейбусов;

д) использовать резервные троллейбусы и троллейбусы с других маршрутов;

е) менять машинные расписания между выходами;

ж) сокращать продолжительность обеденных, технических стоянок в пределах допустимых норм.

4.3.11. При невозможности соблюдения заданного расписания движения из-за усложненных погодных условий (туман, метель, скользкая дорога и др.) по распоряжению старшего (центрального) диспетчера вводятся специальные режимы движения. Расписание отменяется. Время оборотного рейса увеличивается или не нормируется. Порядок ввода специальных режимов движения определяется Руководством по временному прекращению движения автобусов, троллейбусов и трамваев в неотложных случаях, вызванных стихийными явлениями или изменением дорожно-климатических условий .

4.3.12. Запрещается изменять направление движения троллейбусов с пассажирами, за исключением случаев, когда троллейбусы не могут следовать по своему направлению или после задержки движения, когда в одном направлении скопилось большое число троллейбусов.

4.3.13. Выезд специализированных троллейбусов на линию с движением пассажирских троллейбусов разрешается старшим (центральным) диспетчером.

4.3.14. Специализированный троллейбус при движении на линии подчиняется всем правилам движения пассажирских троллейбусов.

4.3.15. Порядок производства маневровых работ на конечных станциях определяется руководителем Службы движения организации ГЭТ .

4.4. Скорость движения.

4.4.1. Наибольшая скорость движения троллейбусов на перегонах устанавливается организацией ГЭТ с соблюдением требований, приведенных в ПДД и настоящих правилах.

4.4.2. Водитель должен вести троллейбус со скоростью, не превышающем установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, состояние и наполнение троллейбуса, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до полной остановки троллейбуса.

4.4.3. Скорость движения не должна превышать, км/ч :

40 - на спусках от 4,0 (40) до 5,0 (50) % (‰),

35 - на спусках свыше 5,0 (50) до 7,0 (70) % (‰),

30 - на спусках свыше 7,0 (70) до 9,0 (90) % (‰),

20 - на железнодорожных переездах , при прохождении воздушных пересечений контактной сети, при прохождении шин грузовой компенсации контактной сети, при буксировке троллейбуса, при проезде мест, где на проезжей части улицы ведутся какие-либо работы;

15 - при проезде мимо шествий, колонн воинских частей, при проезде мимо стоящих трамвайных вагонов или объезде остановившихся в пути троллейбусов или автотранспорта, при плохой видимости лежащих впереди участков пути, при прохождении кривых малого радиуса (до 70 м);

10 - при прохождении воздушных стрелок контактной сети;

5 - при проезде мест скопления пешеходов, при движении назад, при движении в пределах депо, при плохой видимости (густом тумане и метели), при движении троллейбуса с предельным отклонением штанг токоприемника от оси подвески контактного провода, на участке дороги, покрытой водой (или мокрым снегом).

Примечания:

1. Запрещается движение троллейбусов, если дорога покрыта водой (или мокрым снегом) на высоту более 150 мм.

2. В осенне-зимний период в условиях гололеда допускаемая скорость, должна быть уменьшена вдвое.

4.4.4. На горных дорогах, проходящих за чертой города, в том числе и на затяжных спусках свыше 40‰ (4%) скорость движения регламентируется особыми правилами.

4.4.5. Скорость движения троллейбусов на участках с тяжелыми условиями движения, уклонах, путепроводах и местах, требующих особого режима движения, устанавливается организацией ГЭТ. В этих местах должны быть установлены соответствующие знаки ограничения скорости движения.

4.5. Требования, предъявляемые к линейным сооружениям.

4.5.1. Выбор места расположения остановочного пункта производит Служба движения организации ГЭТ по согласованию с органом исполнительной власти города .

Остановочные пункты троллейбуса должны быть размещены на прямых участках улиц на расстоянии не менее 20 м после перекрестка. Остановочный пункт может быть расположен перед перекрестком при наличии специальной полосы для движения маршрутного общественного транспорта или при соответствующем обосновании.

Продольный уклон участка улицы в месте расположения остановочного пункта должен быть не более 4% (40‰). В стесненных условиях, при невозможности расположения на прямом участке улицы, остановочный пункт может быть устроен на кривой радиусом не менее 100 м.

4.5.2. Остановочные пункты в зависимости от характера и размера пассажирооборота подразделяются на: постоянные, временные и «по требованию».

На временных остановочных пунктах остановка троллейбуса производится только в заранее установленные периоды времени.

На остановочных пунктах «по требованию» остановка троллейбуса производится по требованию пассажиров.

4.5.3. В целях обеспечения безопасности движения приказом по организации ГЭТ могут быть установлены технические остановки, на которых посадка и высадка пассажиров запрещается.

4.5.4. На улицах с проезжей частью, имеющей ширину 1-2 полосы движения в одном направлении, остановочные пункты следует размещать в уширении проезжей части. Ширина площадки уширения принимается 3 м, длина площадки стоянки - не более 40 м.

4.5.5. Остановочные пункты должны быть оборудованы крытыми павильонами или навесами и указателями, информирующих пассажиров о направлении маршрутов и режиме их работы.

Конструкции крытых павильонов или навесов, др. сооружения, опоры освещения и деревья в пределах длины остановочной площадки должны располагаться так, чтобы исключить соприкосновение с троллейбусом при заезде его на остановочную площадку.

Указатель на остановочном пункте должен содержать следующую информацию:

Вид транспорта,

Название остановочного пункта,

Номера маршрутов, имеющих остановки на данном остановочном пункте,

Интервалы движения или расписание движения маршрута,

Другая необходимая информация.

В темное время суток указатели должны быть освещены.

4.5.6. На каждом маршруте должно быть не менее одной конечной станции. При продолжительности оборотного рейса более 1,5 ч на одном конце маршрута должно быть помещение, оборудованное санузлом.

На каждую конечную станцию маршрута должен быть составлен технико-распорядительный акт, определяющий порядок движения/расстановки троллейбусов и производства маневровых работ, утверждаемый руководством предприятия.

4.5.7. На конечных станциях должны быть:

Площадки с усовершенствованным покрытием и соответствующее развитие контактной сети для осуществления разворота, обгона, отстоя и мелкого ремонта троллейбусов;

Служебные, санитарно-бытовые помещения и помещения для организации горячего питания и кратковременного отдыха водительских бригад и обслуживающего персонала.

4.5.8. Площадка для разворота, обгона, отстоя и мелкою ремонта и посадочные площадки на конечных станциях в темное время сугок должны быть освещены.

4.6. Пересечение с железнодорожными путями.

4.6.1. Пересечения троллейбусных линий с железнодорожными подъездными путями должны удовлетворять требованиям СНиП «Трамвайные и троллейбусные линии» , Инструкции но эксплуатации железнодорожных переездов МПС Российской Федерации - - - - - -

52 53 54 55 56 57 58 59 ..

ЭКСПЛУАТАЦИЯ


30. Организация эксплуатации эксплуатации контактной сети трамвая и троллейбуса

Основные положения технической эксплуатации трамвая и троллейбуса устанавливаются Правилами технической эксплуатации (ПТЭ). Назначением Правил является установление основных размеров, норм содержания зданий, сооружений, устройств и подвижного состава. Точное и неуклонное выполнение Правил технической эксплуатации обеспечивает слаженность взаимодействия всех звеньев хозяйства, четкую, бесперебойную и безопасную работу трамвая и троллейбуса.

Каждый работник обязан соблюдать правила и инструкции, относящиеся к выполняемой работе. Виновные в нарушении ПТЭ привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Основной обязанностью работников городского электрического Транспорта является высококачественное обслуживание населения при обеспечении безопасности движения. Каждый работник обязан принимать все зависящие от него меры по прёдупреждению несчастного случая или дорожно-транспортного происшествия (ДТП).

Основными задачами эксплуатационного обслуживания являются предупреждение повреждений на сети, своевременное выявление и устранение появившихся неисправностей и немедленная ликвидация тех повреждений, которые могут вызвать задержку движения транспорта или перерыв в электроснабжении. В задачу эксплуатационного обслуживания входит также совершенствование и обновление сети

по мере появления более современных конструкции и систем подвешивания. В трамвайных и троллейбусных предприятиях выделяют структурное подразделение для эксплуатационного обслуживания контактной сети или контактной и кабельной сетей. На крупных предприятиях таким подразделением является служба, на средних и мелких - район или участок.

На предприятиях, имеющих протяженность контактной сети более 300 км, делят сеть на районы. Крупные районы делят на два участка, которые закрепляют за сменными мастерами. Участок сменного мастера, в свою очередь, разделяют на более мелкие участки, закрепляемые за бригадами.

Деление сети выполняют с учетом трудовых затрат на обслуживание различных типов подвесок, специальных частей и в зависимости от интенсивности использования сети, характеризующейся частотой движения. С этой целью Сеть приводят к некоторой условной длине провода

В зависимости от трудоемкости обслуживания подвесок различных типов и вида сети (трамвай, троллейбус, смешанная сеть) для расчета трудовых затрат на ремонт контактной сети принимают
следующие переводные коэффициенты:

По трудоемкости обслуживания специальных частей эквивалентная длина (в метрах) принимается следующей:

Управляемая стрелка........500

Сходная стрелка, переселение проводов трамвая и троллейбусных проводов, мачтовый разъединитель.....200

Разъединитель, управляемый дистанционно.....400

Секционный изолятор...........50

Узел грузовой компенсации..................300

В зависимости от частоты движения принимают следующие коэффициенты для учета интенсивности износа провода и деталей:

Число поездов, проходящих в час:

до 10......... . 0,95

20..........

30 ........ . 1,05

40..............1,1

50................1,15

Свыше 60.......1,2

Грузовые ветки и запасные пути.........0,8

Пути депо...... .1,15

Район имеет производственные помещения, монтажный транспорт, механизмы, приспособления и комплекты инструментов, запас материалов и спецчастей. Район выполняет все виды профилактического и среднего ремонтов, регулировочные и измерительные

работы, а также работы по переустройству сети. Для аварийновосстановительного ремонта организуют круглосуточное дежурство бригад, количество которых и дислокация их в городе зависят от протяженности и разветвленности сети.

Капитальный ремонт выполняют специальные подразделения службы с привлечением бригад районов либо Строительная организация.

В ряде случаев при благоустройстве города и Строительных работах возникает необходимость устройства временных обходных линий. Используя специальные конструкции узлов присоединения (рис. 126, б), можно переключить движение троллейбусов на обходную линию (рис. 126, а), полностью сохраняя существующую сеть.

На первой поперечине для перевода токоприемников с проводов постоянного направления, на обходную линию монтируют специальные бегунки, имеющие на одном конце проходную часть для пропуска провода существующей линии, а на другом - концевую часть для пристыковки провода обходного пути.

В месте перекрещивания проводов на Провод постоянной линии надевают разрезную бакелитовую трубу, закрепляемую хомутиками. Трубу опирают на изоляционную планку, устаноэленную на двух подвесных зажимах на проводе обходной линии (рис. 126, в).

Между узлами присоединения контактные провода монтируют обычным способом с использованием по возможности существующих поперечин.