Инструкция по от для машиниста козлового крана. Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов
Для машиниста (крановщика) козлового крана
ККТ-5 с ручным управлением с пола.
Инструкция №
по охране труда для крановщика (машиниста) козлового крана ККТ-5
с ручным управлением с пола.
1.1. Для управления козловым краном, управляемым с пола, допускаются рабочие, прошедшие медицинскую комиссию, обучение и получившие инструктаж по технике безопасности , не моложе 18 лет, имеющие удостоверения на право обслуживания данного подъемного механизма и группу по электробезопасности не ниже 2
1.2. Козловой кран должен иметь бирку с обозначениями: номера, грузоподъемности, сроков проведения технического освидетельствования.
1.3. Съемные грузозахватные приспособления (стропы) должны иметь бирку с указанием: даты изготовления, номера и грузоподъемности.
1.4. Металлические части грузоподъемной машины должны быть заземлены.
1.5. Грузоподъемные машины должны иметь звуковую и световую сигнализацию.
1.6. Козловой кран ККТ-5 должен быть оборудован автоматическими приборами (*концевыми выключателями, ограничителями грузоподъемности), обеспечивающие безопасность работы.
1.7.Грузовой крюк крана ККТ-5 должен обеспечен предохранительным приспособлением (замок)
1.8. Для работы крановщика должен быть обеспечен свободный проход для лица, управляющего машиной.
1.9. Владельцем грузоподъемной машины должны быть разработаны способы строповки и обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых краном, с графическим изображением способов строповки
1.11. Владелец крана должен;
Обеспечить стропальщиков маркированными грузозахватными приспособлениями и тарой, соответствующей массе и характеру перемещаемых грузов.
Вывесить на месте производства работ список основных перемещаемых краном грузов с указанием их массы.
Определить площадки и места складирования грузов, оборудовать их необходимой технологической оснасткой и приспособлениями
Обеспечить нормальное освещение места производства работ.
2. Требования безопасности перед началом работы.
2.1. Привести в порядок рабочую одежду и СИЗ.
2.2. Произвести внешний осмотр механизмов крана (при отключенном напряжении).
2.3. Проверить исправность заземления и наличие ограждений токоведущих частей.
2.4. Проверить исправность грузового каната.
2.5. Проверить исправность крюка, обоймы и пригодность съемных грузозахватных приспособлений.
2.6. Проверить наличие и исправность приборов безопасности
2.7. Проверить исправность освещения крана.
2.8. Осмотреть крюк и его крепление в обойме.
2.9. Крановщик обязан совместно со стропальщиком проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений и наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания, и номера.
2.10. Крановщик не должен приступать к работе при наличии следующих неисправностей;
Трещин или деформаций в основных элементах крана.
Трещин в элементах стрелы.
При износе грузового каната.
Повреждение деталей тормоза.
Износа крюка.
Неисправности приборов безопасности.
2.11. Крановщик перед началом работы должен проверить наличие удостоверения у стропальщиков.
3. Требования безопасности во время работы.
3.1. Следить, чтобы на месте производства работ не находились люди, не имеющие отношения к выполняемой работе.
3.2. Перед подъемом груза убедиться, что вес груза не превышает грузоподъемности крана и грузозахватных приспособлений.
3.3. при подъеме груза предельного веса предварительно поднять его не менее 200-300мм, чтобы убедиться в исправности действия тормозов, после чего производить его подъем на необходимую высоту.
3.4. Перемещаемые в горизонтальном направлении грузы следует предварительно поднимать на на 0, 5 м выше встречающихся на пути предметов.
3.5. Укладку и разборку груза следует производить равномерно, не нарушая габаритов установленных для складирования грузов и не загромождая проходов.
3.8. Место работы должно быть хорошо освещено.
3.9. Во время работы следить за исправностью тормозов.
3.10. Запрещается пользоваться концевыми выключателями в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов.
3.11. В районе действия козлового крана ККТ-5 следует установить охранную зону радиусом не менее 7 м.
3.12. Запрещается поднимать груз, находящийся в неустойчивом положении, в таре, заполненной выше бортов, перемещать груз в тех местах, где падение груза может вызвать взрыв, пожар или другие опасные последствия.
3.13. При работе козлового крана не допускается;
Нахождение посторонних людей людей в зоне работы крана;
Перемещение груза, находящегося в неустойчивом положении;
Перемещение груза над людьми и работающим оборудованием;
Подъем груза, заложенного другими грузами;
Подтаскивание груза по земле или рельсам;
Оттягивание груза во время его подъема, перемещения и опускания;
Поправка стропов на весу груза;
Работа при выведенных из работы приборов безлопасности.
3.14 Вывод крана в ремонт должен производиться ИТР, ответственным за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, в соответствии с графиком ремонта.
3.15. Разрешение на работу крана после ремонта выдает ответственный за исправное состояние с записью в вахтенном журнале.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
· сообщить о случившемся ответственному лицу
4.2. Если элементы крана оказались под напряжением, крановщик должен предупредить работающих об опасности и прекратить работу, поставив в известность непосредственного руководителя работ и действовать по его указаниям.
4.3. Если во время работы стропальщик прикоснулся к токоведущим частям электрооборудования, крановщик должен принять меры к освобождению его от действия ток, соблюдая меры личной предосторожности.
5. Требования безопасности после окончания работы
5.1. Освободить крюк подъемника от груза, поднять в верхнее положение, отключить напряжение.
5.2. Осмотреть кран, о всех неисправностях доложить механику или руководителю работ.
5.3. Снять и убрать спецодежду в шкаф, вымыть руки и лицо с мылом или принять душ.
Инструкцию составил:
Согласовано.
1.1. Согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов мостовые и козловые краны относятся к кранам мостового типа.
Краны, у которых несущие элементы конструкции опираются на крановый путь при помощи двух опорных стоек, называются козловыми, а краны, у которых несущие элементы опираются непосредственно на крановый путь, - мостовыми. По виду грузозахватного органа краны мостового типа подразделяются на крюковые, грейферные, магнитные, мульдомагнитные, мульдогрейферные, мульдозавалочные, литейные, штыревые, посадочные, ковочные, колодцевые, стрипперные, краны - штабелеры и др.
1.2. Мостовые и козловые краны относятся к грузоподъемным машинам повышенной опасности. Они применяются для ведения погрузочно - разгрузочных работ, монтажа, демонтажа и ремонта оборудования, а также используются в технологических процессах производства для перемещения грузов.
1) неисправность тормозов, концевых выключателей механизмов подъема груза, передвижения крана и тележки, блокировки двери кабины и люка для выхода на мост крана;
1.4. Безопасная эксплуатация мостовых и козловых кранов зависит от умелых и правильных действий крановщика (машиниста) , имеющего соответствующую квалификацию.
2.1. Для управления грузоподъемными кранами и их обслуживания приказом руководителя предприятия назначаются обученные и аттестованные крановщики не моложе 18 лет, имеющие образование не ниже 8 классов, годные по состоянию здоровья, что должно быть подтверждено результатами медицинского освидетельствования.
2.3. Подготовка и аттестация крановщиков должны проводиться в профессионально - технических училищах, а также на курсах и в технических школах обучения рабочих указанным специальностям, создаваемых на предприятиях (в организациях), располагающих соответствующей базой для теоретического и производственного обучения и имеющих специальное разрешение (лицензию) органов госгортехнадзора.
2.4. Подготовка крановщиков должна осуществляться по программам, разработанным учебным центром и согласованным с Госгортехнадзором России (например, Типовые программы для подготовки и повышения квалификации крановщиков мостовых и козловых кранов, разработанные и утвержденные НТЦ "Строймашавтоматизация" и согласованные с Госгортехнадзором России 29.05.95, Программы для подготовки крановщиков - операторов грузоподъемных кранов мостового типа, оснащенных радиоэлектронными средствами дистанционного управления, утвержденные ВНИИПТМАШ и согласованные с Госгортехнадзором России 19.04.95).
2.5. Аттестованным рабочим выдается удостоверение установленной формы с фотокарточкой (форма удостоверения приведена в приложении 7) за подписью председателя комиссии и представителя органов госгортехнадзора. В удостоверении крановщика должен быть указан тип крана, к управлению которым он допущен. Во время работы крановщик должен иметь удостоверение при себе.
2.6. Перед допуском к самостоятельной работе крановщик должен пройти стажировку на кране, на котором он будет работать. Продолжительность стажировки устанавливается инженерно - техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, в зависимости от конструкции крана и индивидуальных способностей крановщика и должна составлять не менее 10 дней для крановщиков, работающих на кранах общего и специального назначения, и не менее 1 мес. для крановщиков, работающих на кранах, эксплуатирующихся в металлургическом производстве, и на кранах - перегружателях.
2.7. На основании настоящей Типовой инструкции организация разрабатывает производственную инструкцию для крановщиков с учетом конструкции кранов, условий их эксплуатации и места установки. Производственная инструкция должна содержать конкретные указания по оценке технического состояния приборов, устройств и механизмов, непосредственно влияющих на безопасность работы крана, а также порядок обмена сигналами между крановщиком и стропальщиками.
2.8. Крановщик, переводимый с крана одного типа на другой, например с башенного на мостовой, перед назначением на должность должен быть обучен по соответствующей программе и аттестован в порядке, установленном Правилами. Обучение в этом случае может производиться по сокращенной программе, согласованной с органами госгортехнадзора.
РД 10-103-95
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ КРАНОВЩИКОВ (МАШИНИСТОВ) ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ МОСТОВЫХ И
КОЗЛОВЫХ КРАНОВ
УТВЕРЖДЕНА постановлением Госгортехнадзора России от 16.11.95 N 56
1. Общие положения
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Согласно Правилам
устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов *
мостовые и козловые краны относятся к кранам мостового типа.
_______________
*
Далее - Правила .
Краны, у которых несущие
элементы конструкции опираются на крановый путь при помощи двух
опорных стоек, называются козловыми, а краны, у которых несущие
элементы опираются непосредственно на крановый путь, - мостовыми.
По виду грузозахватного органа краны мостового типа подразделяются
на крюковые, грейферные, магнитные, мульдомагнитные,
мульдогрейферные, мульдозавалочные, литейные, штыревые, посадочные,
ковочные, колодцевые, стрипперные, краны-штабелеры и др.
1.2. Мостовые и козловые
краны относятся к грузоподъемным машинам повышенной опасности. Они
применяются для ведения погрузочно-разгрузочных работ, монтажа,
демонтажа и ремонта оборудования, а также используются в
технологических процессах производства для перемещения грузов.
1.3. Основными причинами
аварий и несчастных случаев при эксплуатации мостовых и козловых
кранов являются:
1) неисправность
тормозов, концевых выключателей механизмов подъема груза,
передвижения крана и тележки, блокировки двери кабины и люка для
выхода на мост крана;
2) обрыв грузовых
канатов;
3) разрушение
металлоконструкций (опор, пролетных балок, тележек и т.д.);
4) неисправность
кранового пути и тупиковых упоров;
5) угон крана ветром;
6) управление краном
необученными рабочими;
7) неисправность
электрооборудования и травмирование работающего электрическим
током;
8) несоблюдение марочной
системы при работе на мостовых кранах;
9) отсутствие или
неисправность ограждений площадок и вращающихся частей;
10) несоблюдение мер
безопасности, указанных в наряде-допуске, при выполнении работ на
крановых путях и проходных галереях;
11) неисправность
канатов, грузозахватных органов и съемных грузозахватных
приспособлений;
12) подъем груза при
наклонном положении канатов;
13) неправильная
строповка грузов, перегруз или переполнение тары;
14) нахождение людей в
полувагонах и на других транспортных средствах при их погрузке и
разгрузке;
15) несоблюдение порядка
и габаритов складирования грузов;
16) нахождение людей в
зоне действия магнитных и грейферных кранов и под перемещаемым
грузом.
1.4. Безопасная
эксплуатация мостовых и козловых кранов зависит от умелых и
правильных действий крановщика (машиниста)*, имеющего
соответствующую квалификацию.
_______________
*
Далее - крановщик.
2. Общие требования
2.1. Для управления
грузоподъемными кранами и их обслуживания приказом руководителя
предприятия назначаются обученные и аттестованные крановщики не
моложе 18 лет, имеющие образование не ниже 8 классов, годные по
состоянию здоровья, что должно быть подтверждено результатами
медицинского освидетельствования.
2.2. Крановщики мостовых
и козловых кранов должны иметь квалификационную группу по
электробезопасности не ниже II.
2.3. Подготовка и
аттестация крановщиков должны проводиться в
профессионально-технических училищах, а также на курсах и в
технических школах обучения рабочих указанным специальностям,
создаваемых на предприятиях (в организациях), располагающих
соответствующей базой для теоретического и производственного
обучения и имеющих специальное разрешение (лицензию) органов
госгортехнадзора.
2.4. Подготовка
крановщиков должна осуществляться по программам, разработанным
учебным центром и согласованным с Госгортехнадзором России
(например, Типовые программы для подготовки и повышения
квалификации крановщиков мостовых и козловых кранов, разработанные
и утвержденные НТЦ "Строймашавтоматизация" и согласованные с
Госгортехнадзором России 29.05.95 г., Программы для подготовки
крановщиков-операторов грузоподъемных кранов мостового типа,
оснащенных радиоэлектронными средствами дистанционного управления,
утвержденные ВНИИПТМАШ и согласованные с Госгортехнадзором России
19.04.95 г.).
2.5. Аттестованным
рабочим выдается удостоверение установленной формы с фотокарточкой
за подписью председателя комиссии и представителя органов
госгортехнадзора. В удостоверении крановщика должен быть указан тип
крана, к управлению которым он допущен. Во время работы крановщик
должен иметь удостоверение при себе.
2.6. Перед допуском к
самостоятельной работе крановщик должен пройти стажировку на кране,
на котором он будет работать. Продолжительность стажировки
устанавливается инженерно-техническим работником, ответственным за
содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, в
зависимости от конструкции крана и индивидуальных способностей
крановщика и должна составлять не менее 10 дней для крановщиков,
работающих на кранах общего и специального назначения, и не менее 1
мес для крановщиков, работающих на кранах, эксплуатирующихся в
металлургическом производстве, и на кранах-перегружателях.
2.7. На основании
настоящей Типовой инструкции организация разрабатывает
производственную инструкцию для крановщиков с учетом конструкции
кранов, условий их эксплуатации и места установки. Производственная
инструкция должна содержать конкретные указания по оценке
технического состояния приборов, устройств и механизмов,
непосредственно влияющих на безопасность работы крана, а также
порядок обмена сигналами между крановщиком и стропальщиками.
2.8. Крановщик,
переводимый с крана одного типа на другой, например с башенного на
мостовой, перед назначением на должность должен быть обучен по
соответствующей программе и аттестован в порядке, установленном
Правилами .
Обучение в этом случае может производиться по сокращенной
программе, согласованной с органами госгортехнадзора.
При переводе крановщика с
одного мостового или козлового крана на такой же кран, но другой
конструкции он должен быть ознакомлен с особенностями устройства и
обслуживания такого крана и пройти стажировку. После проверки
практических навыков крановщик может быть допущен к самостоятельной
работе на кране данной конструкции. Порядок стажировки и проверки
практических навыков устанавливается владельцем крана. Перевод
крановщика в смене с одного крана на другой допускается только на
те краны, на которых он проходил стажировку, в установленном на
предприятии порядке.
2.9. Повторная проверка
знаний крановщиков должна проводиться:
периодически (не реже
одного раза в 12 мес);
при переходе на работу на
другое предприятие;
по требованию инспектора
госгортехнадзора или инженерно-технического работника по надзору за
безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.
Повторная проверка знаний
проводится комиссией предприятия в объеме производственной
инструкции для крановщиков. Если владелец крана не может создать
такую комиссию, то проверка знаний крановщиков может проводиться
комиссией другого предприятия по договору, что должно быть отражено
в приказе по организации надзора предприятия - владельца крана.
Участие инспектора
госгортехнадзора в повторной проверке знаний крановщиков
необязательно.
2.10. Обученный
крановщик, имеющий на руках удостоверение на право управления
кранами и их обслуживания, должен знать:
1) устройство крана,
устройство и назначение механизмов и приборов безопасности,
кинематическую и электрическую схемы крана, его параметры и
технические характеристики;
2) производственные
инструкции для крановщиков и стропальщиков;
3) руководство по
эксплуатации крана;
4) при необходимости
Типовую инструкцию для крановщиков-операторов по безопасной
эксплуатации грузоподъемных кранов мостового типа, оснащенных
радиоэлектронными средствами дистанционного управления;
6) положение (инструкцию)
о порядке применения марочной системы при эксплуатации мостовых
кранов;
7) основные требования
Правил
устройства электроустановок и Правил
эксплуатации электроустановок потребителей в части, касающейся
профессии крановщика;
8) действующую на
предприятии систему выдачи нарядов-допусков;
9) сроки и результаты
проведенных технических освидетельствований, технических
обслуживаний и ремонтов;
10) сроки и результаты
проведенных слесарями и электромонтерами периодических
осмотров;
11) проекты производства
работ, технологические карты складирования грузов, технологию
погрузочно-разгрузочных работ и другие регламенты по
безопасности;
12) безопасные способы
строповки и зацепки грузов;
13) порядок перемещения и
складирования грузов;
14) порядок безопасного
выхода из кабины при вынужденной остановке мостового крана не у
посадочной площадки;
15) установленный на
предприятии порядок обмена сигналами со стропальщиком;
16) требования,
предъявляемые к крановым путям;
17) требования,
предъявляемые к канатам, съемным грузозахватным приспособлениям и
таре, и нормы их браковки;
18) ассортимент и
назначение смазочных материалов и периодичность смазки узлов и
деталей крана;
19) приемы освобождения
от действия электрического тока человека, попавшего под напряжение,
и способы оказания первой помощи;
20) местонахождение и
устройство средств пожаротушения и порядок их применения;
21) инженерно-технических
работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в
исправном состоянии, лиц, ответственных за безопасное производство
работ кранами, слесарей, электромонтеров, стропальщиков и
наладчиков приборов безопасности.
2.11. Крановщик должен
владеть навыками по управлению краном и его обслуживанию.
2.12. По части содержания
кранов в исправном состоянии крановщик должен выполнять указания
инженерно-технического работника, ответственного за содержание
грузоподъемных машин в исправном состоянии, а по части производства
работ - лица, ответственного за безопасное производство работ
кранами.
2.13. Крановщик должен
координировать работу стропальщика и следить за действиями
прикрепленного к нему стажера, не допуская при этом нарушения
производственных инструкций.
3. Обязанности крановщика перед началом работы крана
3.1. До начала работы
крановщик должен ознакомиться с записями в вахтенном журнале,
произвести приемку крана, убедиться в исправности всех механизмов,
металлоконструкций, узлов и других частей крана, а также кранового
пути.
При этом крановщик
должен:
1) получить ключ-марку на
управление мостовым краном в установленном на предприятии порядке
от крановщика, сдающего смену, или от лица, ответственного за
выдачу ключей-марок. Если в момент приема смены кран находился в
ремонте, то ключ-марка принимается по окончании ремонта от лица,
ответственного за произведенный ремонт;
2) соблюдать меры
безопасности при входе в кабину крана, пользуясь стационарными
лестницами, посадочными площадками или проходными галереями. Если
вход в кабину устроен через мост, то у магнитных кранов питающие
электромагнит троллеи не должны отключаться при открывании двери в
торцовых перилах и должны быть ограждены или расположены в
недоступном для соприкосновения месте;
3) входить в кабину крана
вместе с помощником, стажером, учеником (при наличии таковых) и
производить прием смены. В случае неявки крановщика его помощнику,
стажеру, ученику запрещается подниматься на кран;
4) осмотреть механизмы
крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть и
противоугонные захваты;
Произошла ошибка
Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.
ТИ-136-2002
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТА КРАНА
1. Общие требования безопасности
1. Общие требования безопасности
1.1. Настоящая инструкция
предусматривает основные требования по организации и проведению
безопасной работы машиниста крана (в дальнейшем - крановщик) при
эксплуатации мостовых и козловых кранов.
1.2. К самостоятельной
работе в качестве машиниста крана допускаются лица не моложе 18
лет, прошедшие:
-
профессиональное обучение и имеющие соответствующее удостоверение
по профессии и удостоверение о присвоении ему группы по
электробезопасности (не ниже II);
-
предварительный медицинский осмотр и получившие заключение о
пригодности к данной профессии;
-
вводный инструктаж по безопасности труда, пожарной безопасности и
оказанию доврачебной помощи пострадавшему;
-
первичный инструктаж на рабочем месте и обученные безопасным
методам и приемам выполнения работ.
1.3. Допуск к работе
крановщиков оформляется владельцем крана приказом по подразделению
предприятия.
1.4. Крановщик, занятый
на работе, где организацией труда предусматривается работа на
кранах того же типа, но другой модели, должен быть ознакомлен с
особенностями устройства и обслуживания такого крана, пройти
стажировку, сдать экзамены и получить допуск.
1.5. Крановщик обязан
проходить:
-
периодические медицинские осмотры - один раз в два года;
-
повторный инструктаж по безопасности труда - не реже одного раза в
квартал;
-
обучение безопасным методам и приемам работ и проверку их знаний в
объеме программы, утвержденной администрацией предприятия, - один
раз в год;
-
внеплановый и целевой инструктаж по безопасности труда - по мере
необходимости.
1.6. Крановщик с
признаками явного недомогания, в состоянии алкогольного или
наркотического опьянения к работе не допускается.
1.7. Крановщик обязан:
соблюдать правила внутреннего распорядка и дисциплину труда;
своевременно и точно исполнять распоряжения администрации;
соблюдать технологическую дисциплину, требования по охране труда,
технике безопасности и производственной санитарии; бережно
относиться к имуществу предприятия; соблюдать порядок передвижения
по железнодорожным путям и автодорогам; знать значения применяемых
на предприятии знаков безопасности, звуковых и световых сигналов,
быть внимательным к подаваемым сигналам и выполнять их
требования.
Каждый неправильно
поданный или непонятный сигнал должен восприниматься как сигнал
"Стоп".
1.8. В случае
возникновения в процессе работы каких-либо вопросов, связанных с ее
безопасным выполнением, необходимо немедленно обратиться к
работнику, ответственному за безопасное производство работ кранами
(мастеру или начальнику смены и т.п.).
1.9. В течение всей
рабочей смены следует соблюдать установленный администрацией режим
труда и отдыха.
1.10. Отдыхать и курить
разрешается только в специально отведенных местах.
1.11. Для питья следует
использовать воду только из сатураторов, питьевых фонтанчиков,
питьевых бачков. Использовать другие (случайные) источники не
допускается.
1.12. Прием пищи следует
производить только в специально оборудованных помещениях (столовая,
буфет).
1.13. При обслуживании
мостовых и козловых кранов имеют место такие опасные и вредные
производственные факторы, как: движущиеся машины и механизмы;
подвижные части производственного оборудования; повышенная
запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; перемещаемые и
складируемые грузы; микроклимат; повышенное напряжение в
электрической цепи.
1.14. Администрация
предприятия должна обеспечивать крановщика средствами
индивидуальной защиты в соответствии с действующими отраслевыми
нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и
других средств индивидуальной защиты:
-
комбинезон хлопчатобумажный - 1 шт. на год;
-
рукавицы комбинированные - 6 пар на год;
-
галоши диэлектрические - дежурные;
-
перчатки диэлектрические - дежурные.
На наружных работах,
зимой дополнительно:
-
куртка на утепляющей прокладке - по поясам;
-
брюки на утепляющей прокладке - по поясам;
-
валенки - по поясам.
1.15. Крановщик без
полагающихся по условиям производства спецодежды, спецобуви и
других средств индивидуальной защиты и предохранительных
приспособлений к выполнению работ не допускается.
1.16. Крановщик
обязан:
-
соблюдать на производстве требования пожарной безопасности, а также
соблюдать и поддерживать противопожарный режим;
-
соблюдать меры предосторожности при проведении работ с
легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, горючими газами и
другими опасными в пожаро- и взрывоопасном отношении веществами,
материалами и оборудованием;
-
знать месторасположение главного и запасных выходов с территории
цеха и пути эвакуации из зоны возникновения пожара или аварии;
-
уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.
1.17. Использовать
первичные средства пожаротушения, немеханизированный пожарный
инструмент и инвентарь для хозяйственных и прочих нужд, не
связанных с тушением пожара, запрещается.
1.18. Сбор использованных
обтирочных материалов должен производиться в специальные
металлические ящики с закрывающимися крышками.
Ящики с использованным
обтирочным материалом должны очищаться по мере их наполнения, но не
реже одного раза в смену.
1.19. Крановщик должен:
иметь элементарное техническое знакомство с электроустановками,
отчетливое представление об опасности электрического тока и
приближения к токоведущим частям; соблюдать основные меры
предосторожности при работе в электроустановках напряжением до 1000
В; иметь практические навыки оказания первой медицинской помощи
пострадавшим от электрического тока.
1.20. Запрещается
прикасаться к открытым токоведущим частям оборудования и оголенным
проводам, производить самовольное исправление или подключение
электропроводки, а также вешать одежду и укладывать какие-либо
предметы на провода, изоляторы, выключатели, розетки, посты
управления и другую коммутационную аппаратуру.
1.21. О случаях
травмирования и всех неисправностях работы механизмов крана,
нарушениях технологических режимов, ухудшении условий труда,
возникновении чрезвычайных ситуаций крановщик должен сообщить
мастеру (начальнику) смены или работнику, ответственному за
содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии и принять
профилактические меры по обстоятельствам, обеспечив собственную
безопасность.
1.22. При заболевании,
отравлении или несчастном случае крановщик должен прекратить
работу, известить об этом мастера (начальника) смены и обратиться
за медицинской помощью.
1.23. При несчастном
случае с другими работниками необходимо: оказать пострадавшему
первую помощь, соблюдая меры собственной безопасности; по
возможности сохранить обстановку случая и доложить о случившемся
мастеру (начальнику) смены.
1.24. В процессе работы
крановщик обязан соблюдать правила личной гигиены: обеспыливать
спецодежду; мыть руки с мылом перед приемом пищи; следить за
чистотой рабочего места, спецодежды и средств индивидуальной
защиты.
1.25. По мере загрязнения
или износа спецодежда крановщика должна подвергаться химчистке,
стирке или ремонту за счет средств предприятия.
Не допускается обработка
и стирка загрязненной спецодежды на дому самим работником, а также
применение для этой цели взрыво- и пожароопасных веществ.
1.26. За невыполнение
требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, в
зависимости от характера допущенных нарушений и их последствий
машинист крана несет дисциплинарную, материальную или уголовную
ответственность согласно действующему законодательству Российской
Федерации.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Осмотреть, привести
в порядок и надеть спецодежду. Застегнуть и заправить ее так, чтобы
она не имела свисающих и развевающихся концов.
2.2. Ознакомиться с
записями в вахтенном журнале, произвести приемку крана, убедиться в
исправности всех механизмов, металлоконструкций, узлов и других
частей крана, а также кранового пути.
При этом крановщик
должен:
-
получить ключ-марку на управление мостовым краном в установленном
на предприятии порядке от крановщика, сдающего смену, или от
работника, ответственного за выдачу ключей-марок. Если в момент
приема смены кран находился в ремонте, то ключ-марка принимается по
окончании ремонта от работника, ответственного за произведенный
ремонт;
-
соблюдать меры безопасности при входе в кабину крана, пользуясь
стационарными лестницами, посадочными площадками или проходными
галереями. Если вход в кабину устроен через мост, то у магнитных
кранов питающие электромагнит троллеи не должны отключаться при
открывании двери в торцевых перилах и должны быть ограждены или
расположены в недоступном для соприкосновения месте;
-
входить в кабину крана вместе с помощником, стажером, учеником (при
наличии таковых) и производить прием смены непосредственно на
рабочем месте. В случае неявки крановщика его помощнику (стажеру,
ученику) запрещается подниматься на кран;
-
осмотреть механизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую
часть и противоугонные захваты;
-
проверить наличие и исправность ограждений механизмов и наличие в
кабине диэлектрических ковриков;
-
проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние
смазочных приспособлений и сальников;
-
осмотреть в доступных местах металлоконструкции крана, сварные,
заклепочные и болтовые соединения;
-
осмотреть в доступных местах состояние канатов и их крепление на
барабанах и в других местах, а также правильность укладки канатов в
ручьях блоков и барабанов;
-
осмотреть крюк и его крепление в обойме, замыкающее устройство на
нем или другой сменный грузозахватный орган, установленный вместо
крюка;
-
проверить наличие блокировок, приборов и устройств безопасности на
кране;
-
проверить исправность освещения крана и рабочей зоны;
-
осмотреть крановые пути козлового крана и тупиковые упоры;
-
осмотреть электродвигатели в доступных местах, троллеи или гибкий
токоподводящий кабель, токоприемники, панели управления, защитное
заземление, проверить, закрыты ли на запор двери шкафов защитных
панелей, главных рубильников, панелей магнита и люки площадок для
обслуживания главных токоприемников;
-
проверить наличие проходов шириной не менее 700 мм между козловым
краном и штабелями грузов или другими сооружениями на всем
протяжении кранового пути;