Диктант запятая в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Алгоритм постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении с союзом «И» (неповторяющимся):

Например: «Лишь изредка с внезапной звучностью плеснет бойкая рыба и прибрежный тростник зашумит, едва колеблемый набежавшей волной» (И. С. Тургенев). Запятая перед «И» не ставится, так как части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член – «Изредка» (ответ «Да» на второй вопрос). Другой пример: «Когда они вернулись, было уже светло и пели первые петухи». Запятая перед «И» не ставится, так как сложносочиненное предложение здесь в роли главного предложения.

Дом с мезонином

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошел по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут то же запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть тоже старушка. Но вот и липы кончились; я прошел мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зеленых ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве.

А. Чехов «Дом с мезонином».

(152 слова)

Золотая роза

Замысел – это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра – молния. Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень.

Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию – замысел.

Если молния – замысел, то ливень – это воплощение замысла. Это стройные потоки образов и слов. Это книга.

Но, в отличие от слепящей молнии, первоначальный замысел зачастую бывает неясным. Лишь постепенно он зреет, завладевает умом и сердцем писателя, обдумывается и усложняется. Кристаллизация замысла, его обогащение идут непрерывно, каждый час, каждый день, всегда и повсюду, во всех случайностях, трудах, радостях и горестях нашей быстротекущей жизни.

Чтобы дать замыслу созреть, писатель никогда не должен отрываться от жизни и целиком уходить «в себя». Наоборот, от постоянного соприкосновения с действительностью замысел расцветает и наливается соками земли.

К. Паустовский «Золотая роза».

Слепой

… Мы подъехали к небольшой хате на самом берегу моря. Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища (…). Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей, стихию, и я мог различить при свете ее далеко от берега два корабля. (…)

Дверь сама отворилась, и из хаты повеяло сыростью. Я засветил серную спичку и поднес ее к носу мальчика; она озарила два белых глаза. Он был слепой, совершенно слепой от природы. Он стоял передо мною неподвижно, и я начал рассматривать черты его лица. (…)

Долго я глядел на него с невольным сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление. (…)

М. Лермонтов «Тамань».

Весна

Пришла весна, прекрасная, дружная, без ожидания и обманов весны, одна из тех редких весен, которым вместе радуются растения, животные и люди. (…) Весна долго не открывалась. Последние недели стояла ясная, морозная погода. Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов; наст был такой, что ездили без дороги. Потом (…) вдруг понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь. В четверг ветер затих и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся перемен. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, (…) с вечера разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело – и открылась настоящая весна. Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли.

Л. Толстой (130 слов)

Разделы: Русский язык

Цели:

  • повторение сведений о сложносочинённом предложении;
  • совершенствование навыков постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении;
  • совершенствование навыков синтаксического разбора сложносочинённого предложения;
  • подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Оборудование: учебная книга, тестовый материал, индивидуальный раздаточный материал .

Ход урока

I. Подготовительный этап.

II. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос:
а) какое предложение называется сложным?
б) какие виды сложных предложений вы знаете?
в) расскажите о структуре сложносочинённого предложения.
г) какие типы придаточных предложений вы знаете?

2. Индивидуальное задание у доски. Записать на доске предложение Б (зад. А-9 В-2), подчеркнуть грамматические (ую) основы (у), определить вид предложения по структуре.

С того времени имя Герострата стало нарицательным, им стали называть тех, кто …стремится стать знаменитым и предпочитает дурную славу известности.

III. Повторение. Словарно-орфографический диктант.

Бородатый, волосинка, заглядение, заграждение, зачарованный, клеёнка, копна, корпусной, молить, носатый, ободрённый, обрамление, опалить, оснащение, перегревание, повалиться, поглодать, пронизать, родиться, удивляться, цветистый, спина.

  • над какой орфограммой вы работали?
  • откройте тесты на стр. 46, рассмотрите задание А-13 В-5, выполните задание, запишите в тетрадь правильный ответ (слова с безударной гласной), подберите проверочные слова.

IV. Работа над темой урока.

1. Знакомство с теоретическим материалом (чтение текста параграфа 95).

– Какими знаками препинания разделяются части сложносочинённого предложения?

– Расскажите о постановке запятой в сложносочинённом предложении.

– Расскажите о постановке тире в сложносочинённом предложении.

– При каком условии части сложносочинённого предложения разделяются точкой с запятой?

2. Закрепление.

– Работа с микротекстом (записать текст под диктовку, выполнить задания).

Море.
Оно (море) дышало влажным солёным ароматом и ласково звучало, плескало о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. 2)Море отражало огни фонарей и было усеяно массой жёлтых пятен. 3)Лодка быстро поплыла по скользкой воде, и вода под ударами вёсел загоралась голубоватым фосфорическим сиянием. 4) Впереди плотов сияло чистое, ясное небо, и солнце, ещё холодное по-утреннему, но яркое по-весеннему, важно и красиво всходило всё выше в голубую пустыню неба и пурпурно-золотых волн реки.
(М. Горький).

Послетекстовые задания.

  1. Найдите в тексте простые (ое) предложения (е).
  2. Найдите в тексте сложносочинённые (ое) предложения (е).
  3. Выполните пунктуационный разбор 4 предложения.
  4. Начертите схему 3 предложения, объясните условия постановки запятой.
  5. Найдите в тексте средства художественной выразительности.

Синтаксический анализ предложения (у доски).

Она глядит – и сердце в ней забилось.

– Выполнение упражнения 466 (самостоятельно). Синтаксический анализ 1, 4, 6 предложений.

– Работа с индивидуальным раздаточным материалом.

V. Подведение итогов.

Назовите средства синтаксической связи частей сложносочинённого предложения.

– При каких условиях части сложносочинённого предложения не разделяются запятой?

VI. Домашнее задание .

Параграф 95, упр. 467 (расставить знаки препинания).

Литература:

  1. «Русский язык». 10-11 классы. Авторы: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин.-М. : «Русское слово», 2007.
  2. «Типовые тестовые задания», Л.И. Пучкова.-М.: «Экзамен», 2010.

Знаки препинания ставятся

В сложносочинённых предложениях части отделяются друг от друга знаками препинания:
1) запятой,
2) точкой с запятой,
3) тире.

1) Запятая - это самый распространённый знак. Он ставится перед сочинительными союзами , одиночными или повторяющимися.

Люди, умеющие веселиться, не имеют денег, 1 / а люди, имеющие деньги, не умеют веселиться 2 (Б. Шоу).

Схема: […], 1 а […] 2 .

То Маша мечтала о театральном, 1 / то её трясло от одной мысли о судьбе актрисы 2 .

Схема: То […] 1 , то […] 2 .

2) Точка с запятой может ставиться, если части предложения значительно распространены и уже имеют внутри себя запятые или в случае, если в предложении несколько частей, например:

Женщина хочет жить своей жизнью, 1 /а мужчина - своей; 2 / и каждый старается свести другого с правильного пути 3 (Б. Шоу).

Схема: […], 1 a […]; 2 и […] 3 .

3) Тире может ставиться, если части содержат резкое противопоставление, передают резкую смену событий, например:

Лишь на мгновение зависла пауза - 1 /и вдруг раздался резкий крик 2 .

Схема: […] 1 - и[…] 2 .

Знаки препинания не ставятся

1. Если есть общий член предложения, например:

Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

(Осенью - общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью . Запятая не нужна.)

2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:

К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

(к удивлению - вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например:

Когда мама вошла в комнату, 1 /осколки вазы валялись на полу 2 / и дети пытались их собрать 3 .

(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)

Примечание:

В случаях, перечисленных в пп. 1- 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:

Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.

(есть общий член: осенью, но есть и повторяющийся союз: и… и… , поэтому запятая нужна)

К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.

(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли… , поэтому запятая нужна)

4. Если части сложносочинённого предложения являются.

Схематические диктанты

I. 1) Снега покрылись твердым настом, по которому голодные волки подходили по ночам к самой усадьбе. (А. Толстой) 2) В лесу еще снег лежит, а на просеке уже чернеют пятна земли. 3) Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом снежинки. (В. Белов) 4) И лягушкам не поется, если осень настает. (С. Козлов) 5) Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. (А. Пушкин)

II. 1) Бежит заяц по полю, а след за ним тянется. (В. Бианки) 2) Я увидел, что выпал снег. 3) Летом будет хороший урожай трав, если в апреле на заливных лугах стоит вода. 4) Как-то раз Кот узнал, что король собирается на прогулку по берегу реки. (Ш. Перро) 5) Во всем сестры спрашивали совета у Золушки, потому что у нее был хороший вкус. (Ш. Перро)

III. 1) Потянул свежий ветерок, и белая туча вскоре заволокла горизонт. 2) Когда мы проснулись, солнце уже поднялось высоко. 3) Я заметил, что мои спутники устали. 4) Весенний лес не смолкает ни на минуту, и ухо ловит невольно каждый звук. 5) Солнце уже скрылось, и длинные тени быстро надвигались со стороны леса.

IV. 1) Когда мы поднялись на гору, я увидел большое селение внизу. 2) Петя не пойдет в поход, потому что заболел. 3) Вдруг я увидел, что из кустов выскочила лисица. 4) На деревьях шелестела молодая листва, а в кустах звонко щебетали птицы. 5) Жилин знал, что его письмо не дойдет. (Л. Толстой)

V. 1) Уж роса пала, а Жилин до края леса не дошел. (Л. Толстой) 2) Осенью олени перебираются к югу, где они находят много корма. 3) Когда мы ложились спать, ежик бегал по дому. 4) Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице. (А. Пушкин) 5) Когда на небе вспыхнула вечерняя заря, лес спокойно заснул.

VI. 1) Мы перебрались через лесной овраг, и перед нами открылась большая поляна. 2) Когда из-за вершин деревьев выглянуло солнце, в каждой капле росы зажегся фонарик. 3) Я разбудил брата, и мы пошли на рыбалку. 4) Буря утихла, и по воде поплыли большие льдины. 5) Но вот зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. (В. Астафьев)

Предупредительный, объяснительный диктант

1) Была ночь, когда охотник вышел из леса на берег моря. (В. Бианки) 2) Неожиданно он увидел впереди малышей, которые играли посреди бульвара. (Н. Носов) 3) Рожь уже выколосилась, и по ней плыли легкие тени от облаков. (Г. Скребицкий) 4) Снег в лесу стаял, и на лесных тропинках заголубел лед. (Н. Сладков) 5) Наступил день, и на городской улице появились бродячие циркачи. 6) Повалил снег, и вскоре белое одеяло скрыло все следы. 7) Я направился к тому месту, где вчера охотники устроили привал. (В. Песков) 8) Он-то и рассказал мне, что вчера медведь приходил на пасеку. (В. Песков) 9) Неопытный человек скажет, что все соловьи поют одинаково. (В. Песков) 10) Ударили первые морозы, и скоро земля потонула в белой пелене метелей.

Контрольные диктанты. Пунктуация в сложносочиненном предложении.

I
Ночь была темной. Луна хотя и взошла, однако же ее скрывали густые облака, покрывавшие горизонт. Совершенная тишина царствовала в воздухе. Ни малейший ветерок не рябил гладкую поверхность заснувшей реки, быстро и молча катившей свои воды к морю. Кое-где только слышался легкий плеск у крутого берега от отделившегося и упавшего в воду комка земли. Иногда утка пролетала над нами, и мы слышали тихий, но резкий свист ее крыльев. Порой сом всплывал на поверхность воды, высовывал на мгновенье свою безобразную голову и, хлестнув по струям хвостом, опускался в глубину. Опять все тихо.
Вдруг раздается глухой, протяжный рев и долго не проходит, как будто застывая в безмолвной ночи. Это олень бродит далеко-далеко и зовет самку. Сердце трепещет от этого звука у охотника, и перед глазами его ясно рисуется гордый рогаль, тихо пробирающийся по камышу.
Лодка между тем незаметно скользит, подвигаемая осторожными ударами весел. Высокая неподвижная фигура Степана неясно вырисовывается на горизонте. Белое длинное весло его двигается неслышно взад и вперед и только изредка переносится с одной стороны лодки на другую. (167 слов)
(По И. Бильфельду)

II
В это утро впервые в своей жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.
Я смотрел в открытое окно, лежа в теплой постели и подрагивая от холодка зари. Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Вот открылись ворота двора, и седой пастух-хозяин, в новой синей поддевке, в помазанных дегтем сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину еще пустынной улицы, поставил у ног свою шляпу, перекрестился, приложил обеими руками длинный рожок к губам, надул толстые розовые щеки - и я вздрогнул от первых звуков: рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало.1 Но так было только сначала. Потом он стал забирать выше и жальче и вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело. Замычали вдали коровы и стали понемногу подбираться, а пастух все стоял и играл. Он играл, запрокинув голову, играл как бы в небо, словно забыв про все на свете. Пастух переводил дыхание, и тогда слышались восхищенные голоса на улице: «Вот это мастер! И откуда в нем духу столько!» Пастух, наверное, тоже слышал это и понимал, как его слушают, и ему это было приятно. (180 слов)
(По И. Шмелеву)

Ходит осень по русской земле...
В просторных полях плавает над росой синяя паутина, и медленно остывает натруженная земля. В прозрачных глубинах речных омутов ленивеют рыбы, едва шевеля плавниками. Стога, окруженные поздней зеленой травой, давно поблекли и вылиняли от сентябрьских дождей. Зато ослепительны изумрудно-сизые озимые полосы, и безмолвно и ярко пылают на опушке рубиновые всплески рябин.
В лесу необычайно тихо. Все замерло, затаив дыхание, и словно ждет какую-то неизбежную кару, а может, прощения и отдыха.
Осень дует на леса, обдавая их мокрым ветром, и тогда глухой недовольный гул валами идет на тысячи верст. Ветры сдувают с лона бессчетных озер заповедную синеву, рябя и осыпая мертвой листвой плесы великих северных рек. Дыхание этих ветров то прохватывает тайгу болотной сединой, то вплетает в нее золотые, оранжевые и серебристо-желтые пряди. Но сосновым и еловым грядам все нипочем, и они все так же надменно молчат либо грозно и страшно гудят, вздымая свои возмущенные гривы, и тогда могучий шум снова катится по бескрайней тайге. (158 слов)
(По В. Белову)

IV
Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало, и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, оно улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, набегавших на пологий берег песчаной косы. Все было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и соленый аромат воды, жаркий воздух и желтый песок. Узкая коса, вонзаясь острым шпилем в безграничную пустыню играющей солнцем воды, терялась где-то вдали. Весла, корзины да бочки беспорядочно валялись на песке. В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят на песке, раскрыв клювы и опустив крылья, или лениво качаются на волнах.
Солнце начинает спускаться в море, и неугомонные волны играют весело и шумно, плескаясь о берег. Солнце садится, и на желтом песке ложится розоватый отблеск его лучей. И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, набегавшие на берег, - все готовится к ночному покою. Ночные тени ложатся не только на море, но и на берег. Вокруг только безмерное море, посеребренное луной, и синее, усеянное звездами небо. (165 слов)
(По М. Горькому)

Ночь в Балаклаве
В конце октября дни еще по-осеннему ласковые, и Балаклава начинает жить своеобразной жизнью. Уезжают последние курортники, в течение долгого здешнего лета наслаждавшиеся солнцем и морем, и сразу становится просторно, свежо и по-домашнему деловито, точно после отъезда нашумевших непрошеных гостей.
Поперек набережной расстилаются рыбачьи сети, и на полированных булыжниках мостовой они кажутся нежными и тонкими, словно паутина. Рыбаки, эти труженики моря, как их называют, ползают по разостланным сетям, как будто серо-черные пауки, поправляющие разорванную воздушную пелену. Капитаны рыболовецких баркасов точат иступившиеся белужьи крючки, а у каменных колодцев, где беспрерывной серебряной струйкой лепечет вода, судачат, собираясь здесь в свободные минуты, темнолицые женщины - местные жительницы.
Опускаясь в море, садится солнце, и вскоре звездная ночь, сменяя короткую вечернюю зарю, обволакивает землю. Город погружается в глубокий сон, и все замолкает. Лишь изредка хлюпает вода о прибрежный камень, и этот одинокий звук еще больше подчеркивает ничем не нарушаемую тишину. Ночь и молчание сливаются в одном черном объятии. (154 слова)
(По А. Куприну)