Андрей Кесарийский - Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова

Андрей - архиепископ Кесарии Каппадокийской, - первый церковный писатель, от которого дошло до нас святое толкование на Апокалипсис.

О времени жизни его историки разногласят; одни относят к VIII или IX веку, а другие к V или VI веку. Из содержания его толкования можно сделать вывод, что он мог жить до конца V века, так как в нем не упоминается ни о каких-либо событиях или личностях, позже этого времени, между тем как с другой стороны, тот способ, как говорится им о гуннах, а также, и то, как Григорий Назианзин и Кирилл Алекасандрийский сопоставляются с Папием и Иринеем как, «старейшими», указывает на 2-ю половину названного века.

Так как Андрей Кесарийский принадлежит еще к сравнительно раннему времени, то его свидетельство о том, что Апокалипсис признавали подлинною и боговдохновенною книгою такие древние писатели, как Папий, Ириней, Мефодий, Ипполит и другие важные личности, служит доказательством того, что эти древние отцы и учителя Церкви признавали Апокалипсис творением святого апостола Иоанна и что признание его принадлежности этому апостолу древнее отрицательного отношения к нему. Что касается метода истолкования, то Андрей Кесарийский находит в Апокалипсисе тройственный смысл (соответственно троечастности человека, как состоящего из тела, души и духа, в назидание которому дана эта книга): смысл буквальный или исторический, затем смысл тропологический (иносказательный), приводящий от чувственно воспринимаемого к тому, что может быть познаваемо только духовно, и наконец, смысл аналогический, который раскрывает недоступный чувственному восприятию тайны будущего и вечной жизни (буква есть как бы тело, тропология или образность - душа и аналогия соотвествует духу). Аналогический смысл, по мнению Андрея Кесарийского, есть главный в Апокалипсисе, почему и объяснение этой книги сопряжено с величайшими затруднениями. Главная его задача сводится к тому, чтобы указать в истории исполнение содержащихся в Апокалипсисе пророчеств, причем однако он признает, что такое указание возможно только отчасти, так как многое из того, о чем говорится в Апокалипсисе, принадлежит еще неопределенной будущности. Замечательно, что по его толкованию вслед за царством Константина Великого должно наступить царство антихриста. Под восемью царями (Откр. 17, 10 и см.) он разумеет восемь мировых царств, и из них шестое есть римское, седьмое - царство Константина Великого и восьмое - царство антихриста. Комментарий Андрея Кесарийского есть главное патристическое толкование на Апокалипсис, так как все последующие патристические толкования книги примыкают к нему и отчасти являются извлечениями из него с присоединением лишь немногих, новых, объяснений и некоторых незатронутых им преданий. Греческий подлинник, с латинским переводом творения Андрея Кесарийского см. у Миня, Греческая Патрология 106, 199. Русский перевод - 1882, 1884 и 1889 (вместе с старым славянским переводом Лаврентия Зизания).

* Александр Иванович Пономарев,
магистр богословия, профессор
Киевской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 1, столб. 764. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1900 г.

Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова

ОТДЕЛ I

Статья первая

Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре.

Апокалипсис есть такое откровение сокрытых тайн, которое бывает во время озарений ума или в видениях во время сна, или в бодрственном состоянии при помощи Божественного осияния. Если апостол говорит, что это Откровение дано Христу от Бога, то употребляет выражение применительно к природе человеческой, ибо в своем Евангелии он более всех других евангелистов изображает Его в чертах возвышенных и выражениях Божественных. Также и здесь чрез служащего ангела и именем учащихся рабов указывает нам на величие Божества Христова, ибо Ему работна всяческая (Пс. 118,91).

Выражение быти вскоре обозначает, что некоторое из предсказанного в Откровении находится, так сказать, под руками, да и относящееся к концу не замедлит исполниться, ибо у Господа тысяча лет яко день вчерашний, иже мимо иде (Пс. 89, 5; 2 Пет. 3, 8).

И Он показал, послав оное чрез ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел.

Христос, как Владыка, явил мне это чрез ангела, мне, Своему рабу, свидетельствовавшему в него исповедание, чтобы чрез виденное я засвидетельствовал и проповедал для обращения слушающих как о том, что хотя и существует, но сокрыто от людей, так и о том, что имеет быть. Ибо тайновидец пророчески << видел то и другое; это же ясно и из слов яже суть и имже подобает быти, указываюна настоящее и будущее время.

Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего, и соблюдающие написанное в нем: ибо время близко.

Прославляет тех, которые читают и слушают, чтобы исполнять, потому что назначенное людям время для делания и получения блаженства кратко. «Делайте, дондеже день есть, приидет нощь, егда никтоже может делати», - говорит Господь (Ин. 9,4). Иначе: по сравнению этой кратковременной жизни с будущею, вечною, близко время воздаяния коемуждо по делам его (Мф. 17,27).

Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть, и был, и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его, и от Иисуса Христа.

Хотя много было местных церквей, но он послал только седмим церквам. Это сделал ради седмеричного числа, означающего таинственно все церкви, а также и по соответствию этого числа настоящей жизни, в которой принят седмеричный круг дней. По той же причине он упоминает только о семи ангелах и семи церквах, которым шлет свое приветствие: «благодать вам и мир от Триипостасного Божества». Словом Сый означается Отец, сказавший Моисею: Аз есмъ Сый (Исх. 3, 14); выражением иже 6е - Слово, которое в начале 6е к Богу (Ин. l, l); словом грядый - Утешитель, всегда во святом крещении нисходящий на верующих чад Церкви и имеющий излиться на них во всей полноте в будущем веке (Деян. 2). Под семью духами можно разуметь семь ангелов (получивших управление церквами), не поставляемых вместе с Богоначальною и Царственною Троицею, но воспоминаемых с Нею, как рабов ее, как и божественный апостол говорит подобным же образом: засвидетельствую пред Богам и Господам Иисусам Христом, и избранными Его ангелы (1 Тим. 5, 21). Но можно понимать это и в другом смысле: под выражением Сыа, в иже 6е, и иже есть грядый - разуметь Отца, Который содержит в Себе Самом начало, средину и конец бытия всего существующего; под семью духами - дары Животворящего Духа; под имеющим следовать затем - Иисуса Христа, Бога, нас ради соделавшегося Человеком. Ибо и у апостола Божественные Ипостаси поставляются прежде и после без всякого различия, поэтому и здесь говорит и от Иисуса Христа и т. д.

Который есть свидетель верный, Первенец из мертвых и Владыка царей земных.

Ибо Он, свидетельствовавший пред Понтием Пилатом, верен во всех словесех своих (Пс. 144, 13), как жизнь и воскресение; Он перворожден из мертвых (Кол. 1,18; l Кор. 15, 20), и над кем начальствует Он, те не увидят смерти, подобно прежде умиравшим и воскресавшим, но будут жить вечно. Он - Владыка царей, как Царь царствующих и Господь господствующих (Пс. 2,6; Кол. 2,10; 1 Тим. 5,16), равномощный Отцу и Единосущный Ему (Ин. 10, 30; 14,20). Иначе: Он Царь царей земных, царей над земными страстями. И если блаженный Григорий Богослов относит ко Христу выражение Сыа, и иже 6е, и грядый, Вседержитель, ТО нисколько не будет неуместным отнести к Нему и нижеприведенные изречения. К этим словам и добавлено Вседержитель и не упоминается о другом лице. Этот смысл вышеизложенного подтверждают и дальнейшие слова: а от Иисуса Христа, потому что, если б говорилось только об одном Боге Слове и Сыновней Ипостаси, то было бы совершенно лишним словами в от Иисуса Христа отделять Его от иного другого. Боголепные слова приличествуют одинаково как каждой в отдельности Ипостаси, так и всем вместе, за исключением разве, по словам Григория Богослова, отличий и свойств особенных и личных, и относящихся к воплощению Бога Слова. Это подтверждается еще и тем, что Трисвятую песнь серафимов мы поучаемся в Евангелии относить к Сыну, в Деяниях, в проповеди апостола Павла - к Духу Святому, а в приношении Святых Тайн - к Отцу, к Которому мы обращаем молитву эту, как говорит о сем блаженный Епифаний в слове о Святом Духе. Все это мы приводим как доказательство того, что наше изъяснение не противоречит мнению отцов церкви, а теперь с Божьей помощью перейдем к следующему.

Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

Подобает, говорит, слава Ему, разрешившему нас по любви Своей от уз смертных и омывшему нас излиянием Своей Животворящей Крови и воды от скверн греховных и соделавшему нас царским священством, приносящим Отцу живую жертву - словесную службу вместо жертв бессловесных животных.

Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают над Ним все племена земные. Ей, аминь.

Здесь Он, закланный как агнец, приидет во славе Отчей как Судия, на облаках, или силах бесплотных, или подобных тому облаку, которое на горе Фавор осенило Его с апостолами. Грядущаго со славою Его увидит всякое око; распинатели же Его и неверующие в Него племена земные восплачутся (Мф. 24,29–30). Ей, аминь значит: совершенно, так. Этими словами обозначается одно и то же как на греческом, так и на еврейском языке. Аминь - да будет.

Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель.

Словами Алфа и Омега означается Христос, как Бог, все содержащий, безначальный и бесконечный: Сый, и прежде сый, и конца не имый, соприсносущный Отцу, и потому имеющий воздать каждому по делам его.

Я Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в Царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.

Я же, как брат ваш и соучастник в скорбях Христа ради, вполне заслужил ваше доверие, ибо, осужденный за исповедание Христа на остров Патмос, возвещаю о тайнах, которые я на нем видел.

Статья вторая

Видение, в котором видел Одеяиного в подир посреди семи златых светильников

Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Алфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес и Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филаделфию, и в Лаодикию.

Объятый Святым Духом и получив духовный слух, я услышал в чтимый более других воскресный день голос Господа, подобный трубе по своей звучности, ибо во всю землю изыде вещание их (Пс. 18,5). Указав словами Алфа и Омега на Божию безначальность и бесконечность, Он мне повелел поведать о виденном семи церквам, обозначая числом семь, оканчивающимся в субботу, субботствование, то есть покой века будущего. Потому же, пишет великий Ириней, созданы Богом семь небес и семь ангелов, которые начальствуют над другими.

Голос, слышанный апостолом, не был чувственный; на это он указывает словом обратихся, то есть оборотился не за тем, чтобы слышать, но видети его, потому что слышание духовное и видение означают одно и то же. А обратившись, говорит он затем, увидел семь златых светильников (ниже они называются у него церквами) и среди них Христа, подобна Сыну Человечу (не простой человек, но вместе и Бог!) и облеченного в подир, как вышнего Архиерея, по чину Мелхиседекову (Пс. 109,4). Препоясан Он был поясом золотым не по бедру, как препоясываются люди для укрощения похотей (от них свободна Божественная плоть), но при сосцу - по груди, чтобы показать этим, что и крайние меры гнева Божественного удерживаются человеколюбием и что заветы, эти сосцы Владычнии, которыми питаются верные, препоясует истина. Златым пояс назван для обозначения высшего превосходства, чистоты и нескверности.

Толкование св. Андрея Кесарийского является древнейшим из дошедших до нас толкований на Апокалипсис св. Иоанна Богослова, эту единственную пророческую книгу Нового Завета.

О времени жизни св. Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской, существует разногласие у церковных историков; более вероятия, однако, на стороне тех, которые относят его жизнь и деятельность к V–VI векам.

Греческий текст толкования помещен в Патрологии Миня (PG. T. 106. Col. 207–486).

Св. Андрей находит в Апокалипсисе тройной смысл: буквальный или исторический, иносказательный и анагогический; последний он считает наиболее важным.

Главная задача его толкования сводится к указанию в истории исполнения содержащихся в Апокалипсисе пророчеств, причем он признает, что такое указание возможно лишь отчасти, потому что многое из сказанного в Апокалипсисе принадлежит еще будущности.

Толкование св. Андрея служит главным отеческим толкованием на Апокалипсис, потому что все последующие отеческие толкования этой книги являются извлечением из него с присоединением некоторых новых объяснений (например, у Арефы, архиепископа Кесарийского, выдающегося писателя Византийской эпохи).

Перевод свой мы сверяли с лучшим переводом толкования, принадлежащим протоиерею М. С. Боголюбскому (в изданиях 1882 и 1902 годов).

Предисловие

Часто, когда многие, по любви ко мне имевшие лучшее, чем должно, о моем разумении мнение, просили истолковать Апокалипсис Иоанна Богослова и применить видения ко временам, бывшим после него, я откладывал взяться за то, что выше сил моих, зная, что изъяснение таинственно виденного Святым и имеющего исполниться в будущее время есть дело великого и просвещенного Божественным Духом разума. И если писания древних пророков, уже многими истолкованные, еще полны незримой глубины тайн до того дня, когда знание, еже отчасти, упразднится, и настанет совершенное, хотя большинство их повествует о Первом Пришествии Великого Бога и Спасителя нашего (впрочем, некоторые и из них говорят о Втором Его Пришествии), то не окажется ли дерзостью, особенно со стороны лица, непричастного пророческому Духу, изъяснение того, чему не видно и конца. Но так как послушание лучше жертвы (Еккл. 4, 17), упование же, по Апостолу, не посрамит (Рим. 5, 5), а любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 8), то, будучи связан с твоею, Макарий, богоугодною душою чрез эту любовь и надеясь ради нее получить восполнение недостатков и награду за послушание, - сей плод любви, кратко с помощью умудряющего Бога, выполню мне повеленное.

Во-первых, и сам ты знаешь, что всякое Божественное Писание дано Духом в трояком виде, как троечастен и человек. Как бы некоторое тело его составляют буквы и подлежащий чувству рассказ, как бы душу - образные, переносящие читателя от чувственного к мыслимому, выражения и как бы дух его - указание и созерцание самого возвышенного - будущего: первое приличествует сущим под Законом, второе - сущим под Благодатью и третье - блаженному состоянию, в котором царствует Дух, поборовший все плотские помыслы и движения. Первое занимается передачею событий, уже совершившихся, но не редко и не мало украшается и предстоящими образами истины; второе - поучениями притчевыми и другими подобными учительными рассуждениями, как например: терния прозябают в руце пияницы (Притч. 26, 9), или: усрамися Сидоне. Рече море (Ис. 23, 4) и т. п.; третье же, т. е. духовное, по преимуществу заключается в Апокалипсисе Иоанна Богослова. Правда, вместе с историческим и образным видимо оно во множестве и у других пророков, но здесь в особенной мере преизобилует; посему Богом повелено возвещать его только совершенным в знании. Потому же и мы приступаем к изъяснению виденного блаженным Богословом не как постигшие глубину сокрытого в нем духа, ибо не осмеливаемся и не имеем в виду даже изъяснить всего сказанного в буквальном смысле, но желаем только дать упражнение уму в дальнейшем стремлении, презрении, как непостоянного, настоящего и желании будущего, как вечного; совершенное же познание сего предоставляем Божественной Премудрости, знающей и те времена, в которые исполнится предсказанное, испытание нами коего запрещено Апостолами.

Предприняв сие ради послушания, настоящее сочинение мы разделили на двадцать четыре слова и семьдесят две главы по троечастности существа - телу, душе и духу, двадцати четырех старцев, которыми, как подтвердится ниже, обозначается полнота благоугодивших Богу от начала до скончания века. Дальнейшие же рассуждения о сей Богодохновенной книге считаем совершенно излишними. Потому что ее достоверность засвидетельствовали блаженные Григорий Богослов и Кирилл и еще древнейшие: Паппий, Ириней, Мефодий и Ипполит. Заимствовав от них повод, почему в некоторых местах и привели их рассуждения, приступили и мы к сему труду. А ты, человек Божий, вознагради своими молитвами труд, много, как думаю, содействующий сокрушению чрез напоминание о наградах праведникам и наказаниях грешникам.

Откр. 1, 1–9

Откровение св. Иоанну Богослову

1, 1. Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре.

Апокалипсис есть откровение скрытых тайн, бывающее тогда, когда владычественное в душе озаряется Божественным осиянием или чрез Божественные видения во сне, или в бодрственном состоянии. Если св. Иоанн говорит, что это откровение дано Христу от Бога, то употребляет это выражение по человеческой природе, между тем как в своем Евангелии более всех изображает Его в чертах возвышенных и божественных. Так и здесь именем служащего Ангела и учащихся рабов показывает величие божества Христова, ибо Ему работна всяческая (Пс. 118, 91). Быть вскоре означает то, что некоторое из предреченного в Откровении находится, так сказать, «под руками» и относящееся к концу не очень отдаленно, так как у Господа тысяча лет яко день вчерашний, мимоиде (Пс. 89, 5; 2 Пет. 3, 8).

1, 1–2. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал Слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.

Христос, как Владыка, чрез Ангела явил это мне, рабу Своему, с тем, чтобы я свидетельствовал исповедание в Него, дабы мне посредством виденного, для обращения слушающих засвидетельствовать и возвестить о том, что существует и скрыто от людей, и об имеющем быть. Ибо пророчески видел и то и другое, и ясно сие из сказанного: чему надлежит быть вскоре. Это есть обозначение настоящего и будущего времени.

1, 3. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.

Ублажает тех, кои читают и слушают для дел, ибо близко это время и оно всем предложено для делания, как говорит Господь: делайте доколе есть день (Ин. 9, 4), и удобно для получения блаженства. Иначе: близко время воздаяния за подвиги, по причине краткости настоящей жизни в сравнении с будущею.

1, 4. Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа…

Много было местных церквей, а посылает только к семи, ради седмеричного числа, означающего таинственное в церквах, повсюду сущих, и соответственность сего числа настоящей жизни, в которой есть седмеричный период дней. Потому и упоминаются семь Ангелов и семь церквей, которым говорит: «благодать вам и мир от Триипостасного Божества». Ибо словом Сущий 1 означается Отец, сказавший Моисею: Я есмь Сущий (Исх. 3, 14); словом Который… был - Слово, Которое в начале было у Бога (Ин. 1, 1); словом грядет - Утешитель (Ин. 14, 26), всегда нисходящий на чад Церкви во Святом Крещении и окончательно и ясно имеющий низойти на них в будущем веке. Под семью же духами нужно разуметь семь Ангелов (имеющих управление церквами), не причисляемых к Богоначальной и Царственной Троице, но упоминаемых вместе, как рабов Ее, как сказал и божественный Апостол; свидетельствую тебе пред Богом и избранными Его Ангелами (1 Тим. 5, 21). Можно же разуметь сие и иначе: под словами Который есть и был и грядет разуметь Отца, в Себе Самом содержащего и начало, и средину, и конец всего сущего; под семью духами - дары Животворящего Духа; под следующим затем Христа - Бога, соделавшегося ради нас человеком. Ибо у Апостола часто каждая Божественная Ипостась поставляется прежде и после безразлично. Потому и здесь говорит: и от Иисуса Христа и прочее.

АНДРЕЙ КЕСАРИЙСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Андрей (ок. VI - VII), архиепископ Кесарийский, святитель.

О жизни святого Андрея ничего неизвестно, кроме того, что он был архиепископом Кесарии Каппадокийской. Спорными остаются даже даты его жизни.

Единственное сохранившееся его произведение — Толкование на Апокалипсис. Как один из первых полных святоотеческих комментариев на Откровение Иоанна Богослова, он оказал большое влияние на дальнейшую традицию толкований последней книги Библии. Подлинность Откровения, которую часто ставили под сомнение, святой Андрей подтверждает ссылками на Папия Иерапольского, свт. Иринея Лионского, сщмч. Мефодия Патарского и свт. Ипполита Римского. О своем труде святитель пишет: Потому же и мы приступаем к изъяснению виденного блаженным Богословом не как постигшие глубину сокрытого в нем духа, ибо не осмеливаемся и не имеем в виду даже изъяснить всего сказанного в буквальном смысле, но желаем только дать упражнение уму в дальнейшем стремлении, презрении, как непостоянного, настоящего и желании будущего, как вечного (Предисловие).

Толкование святителя Андрея высоко ценили в Древней Руси, существовало много его списков, в т.ч. и лицевых (иллюстрированных). Последняя дореволюционная публикация русского перевода (Апокалипсис, СПб., 1909) содержит обстоятельное введение Ивана Ювачева.

Толкование на Апокалипсис:

http://www.arhimed007.narod.ru/a2.htm

Литература

Migne, PG , t. 106.

Schmid J., Untersuchungen zur Geschichte des griechischen Apocalypse textes , Bd.1, Munch., 1955.

l ПБЭ, т. 1, с. 764.

Zahn T., Die Offenbarung des Johannes , Lpz., 19243, S. 106-18 (Kommentar zum Neuen Testament , Bd.18).

Еnc.Кat. , t. 1, s. 539.

Использованные материалы

"Андрей Кесарийский" из Мень, Александр, свящ., Библиологическоий словарь:

http://www.krotov.info/spravki/persons/07person/and_kes.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АНДРЕЙ КЕСАРИЙСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АНДРЕЙ
    Андрей - в христианстве один из двенадцати апостолов. Брат Петра, галилеянин, рыбачил на Тивериадском озере ("море Галилейском") и входил в …
  • АНДРЕЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    (греч.???????) в христианской мифологии один из двенадцати апостолов. Брат Петра, галилеянин, рыбачил на Тивериадском озере («море Галилейском») и входил в …
  • АНДРЕЙ в Словаре полководцев:
    Ольгердович (1325-1399), рус. кн. Сын вел. кн. литов. Ольгерда, старший брат Владислава Ягайло. Княжил в Пскове, Полоцке, Трубчевске. Участник Куликовской …
  • АНДРЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    -св. апостол Иисуса Христа, был брат Петра и занимался вместе с ним в Капернауме, на Галилейском озере, ловлею рыбы, когда …
  • АНДРЕЙ
    АНДР́ЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ, по церк. легенде, апостол, один из первых (отсюда прозвание) и ближайших учеников Христа. Рус. летописи наз. его первым …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ ОЛЬГЕРДОВИЧ (1325-99), рус. князь, сын вел. кн. литов. Ольгерда. Княжил в Пскове, Полоцке. Участник Куликовской битвы и походов против …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ КРИТСКИЙ (ок. 660-740), христ. проповедник. Архиепископ о. Крит. Автор многочисл. церк. гимнов-песнопений и покаянного "Великого канона" (ок. 250 тропарей), …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ ИВАНОВИЧ (1490-1537), старицкий удельный князь, мл. сын Ивана III. В 1537 поднял мятеж против Елены Глинской. Умер в …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ (не ранее 1100- 1174), вел. кн. владимирский (с 1157), сын кн. Юрия Долгорукого. Помогал отцу в борьбе за …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (до 1261-1304), вел. кн. владимирский (1281-83 и с 1293), кн. городецкий; сын кн. Александра Невского. Удерживал великокняж. стол …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ (в миру кн. Ал-др Ал. Ухтомский, князь) (1872-1937), епископ Уфимский и Мензелинский (1913-21). В 1925 перешёл в старообрядчество. В …
  • АНДРЕЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • КЕСАРИЙСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    кесар`ийский (от Кесар`ия); но: Вас`илий Кесар`ийский, Прок`опий …
  • КЕСАРИЙСКИЙ
    кесарийский (от Кесария); но: Василий Кесарийский, Прокопий …
  • АНДРЕЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Андрей, (Андреевич, …
  • КЕСАРИЙСКИЙ в Орфографическом словаре:
    кесар`ийский (от кесар`ия); но: вас`илий кесар`ийский, прок`опий …
  • АНДРЕЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. Мужское имя. II м. разг. Народное название дня 17 июля как приметного для земледельцев; …
  • ЯСЕНЕВ АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ясенев Андрей Иванович (1868 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 22 февраля, …
  • ФИРС КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фирс Кесарийский (+ ок. 250), мученик. Память 17 августа, 14 декабря. Святой …
  • ФИНОД КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Финод Кесарийский (+ 253 - 259), мученик. Память 29 мая Пострадал в Кесарии Каппадокийской …
  • ФЕОФИЛ КЕСАРИЙСКИЙ, МУЧЕНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофил Кесарийский (+ ок. 288 - 300), мученик. Память 6 февраля. Жил в …
  • ФЕОФИЛ КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофил Кесарийский - имя нескольких лиц. Св. Феофил, еп. Кесарии Палестинской (+ 190 / 200 , …
  • ФЕОДУЛ КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодул Кесарийский (+ 309), мученик. Память 16 февраля. Один из слуг правителя Кесарии …
  • ФЕОДОТ КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодот Кесарийский - имя двух мучеников, пострадавших в Кесарии Каппадокийской. мученик (+ 108) …
  • ТРЕДЕНТИЙ КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тредентий Кесарийский (+ 253 - 259), мученик. Память 29 мая Пострадал в Кесарии Каппадокийской …
  • ТИМОЛАЙ КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тимолай Кесарийский (ок. 303), мученик. Память 15 марта. Пострадал вместе с другими мучениками …
  • СЕРГИЙ КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий Кесарийский (301 / 304), мученик. Память 2 января (Греч.). Скончался за веру …
  • СЕЛЕВКИЙ КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Селевкий Кесарийский (+ 309), мученик. Память 16 февраля. Благочестивый христианин Селевкий, бывший воин, …
  • СЕВЕРИН КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Северин Кесарийский (Sévérien) (+ 303 или 304), мученик . Память 23 января . …
  • САТОРИН КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Саторин Кесарийский (III в.), мученик. Память 10 марта. Пострадал вместе с мучениками Кодратом Никомидийским …
  • САМУИЛ КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Самуил Кесарийский (+ 309), мученик. Память 16 февраля. Один из пяти братьев, провожавших …
  • РУФИН КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Руфин Кесарийский (III в.), мученик. Память 10 марта. Пострадал вместе с мучениками Кодратом Никомидийским …
  • РОМИЛ КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ромил Кесарийский (ок. 303), иподиакон Диаспольской церкви, мученик. Память 15 марта. Пострадал вместе …
  • ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Прокопий Кесарийский, имя нескольких лиц: Прокопий, великомученик (+ 303 , память 8 июля). Прокопий …
  • ЕВПСИХИЙ КЕСАРИЙСКИЙ, СТАРШИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евпсихий Кесарийский (+ 117 - 138), мученик. Память 9 апреля. Родился в Кесарии …
  • ЕВПСИХИЙ КЕСАРИЙСКИЙ, МЛАДШИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евпсихий Кесарийский (+ 362), мученик. Память 9 апреля. Родился в городе Кесарии Каппадокийской …
  • ЕВПСИХИЙ КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евпсихий Кесарийский, имя двух мучеников: Мч. Евпсихий Кесарийский, Старший (+ 117-138, память 7 сентября). Мч. …
  • АНДРЕЙ СТРАТИЛАТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Стратилат, Таврийский (+ ок. 302), воин, мученик. Память 19 августа. Мученик Андрей …
  • АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Первозванный (+ ок. 67), апостол от 12. Память 30 ноября; 30 июня (в …
  • АНДРЕЙ КРИТСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Критский (греч. Andreas ho Krites, Hiersolumites) (ок. 660 - 740), архиепископ, преподобный …
  • АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Константинович (не позднее 1323 - 1365), святой благоверный князь Нижегородский. Память 2 июня …
  • АНДРЕЙ (УХТОМСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей (Ухтомский) , (1872 - 1937), бывший епископ Уфимский и Мензелинский, старообрядческий архиепископ, основатель …
  • АЛЕКСАНДР КЕСАРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Александр Кесарийский - имя ряда мучеников, пострадавших в городах под названием Кесария: Мч. Александр …
  • ДЕНИСОВЫ (АНДРЕЙ И СЕМЕН) в Краткой биографической энциклопедии:
    Денисовы - братья, Андрей (1674 - 1730) и Семен (1682 - 1741) - известные вожди старообрядчества. Происходили из князей Мышецких …
  • АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ок. 1111-74) князь владимиро-суздальский (с 1157), сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своей резиденции с. Боголюбово.* …
  • ДЕНИСОВЫ, АНДРЕЙ И СЕМЕН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (братья: Андрей, 1664?1730, и Семен, 1682?1741) ? настоятели раскольничьей Выговской пустыни, главные вожди раскола в первой половине XVIII в. Сами …

Из книги Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах автора Безрогов В Г

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (КЕСАРИЙСКИЙ) (329/330-379) Творчество Василия Кесарийского - одна из вершин усвоения языческой философской культуры христианской церковью. Характерно, что вместо "наша религия" Василий часто говорит "наша философия".Он родился в семье ритора-христианина в

Из книги КНИГА ОБ АНТИХРИСТЕ автора

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

АРЕФА КЕСАРИЙСКИЙ архиеп. (ок. 850–ок.932), визант. писатель, ученый, экзегет. Род. в г. Патры, образование получил в Константинополе. Был лучшим в свою эпоху знатоком антич. культуры и святоотеч. письменности. А. изучал мн. древние рукописи классич. писателей (в частн., Платона) и

Из книги Книга об Антихристе автора Деревенский Борис Георгиевич

ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ, ПАМФИЛ еп. (ок. 265 - ок. 340), греч. писатель, первый историк Церкви, сочинения к–рого сохранились до нашего времени. Е. справедливо называют «отцом церковной историографии», поскольку в отличие от своих предшественников (*Гегезиппа, *Юлия Африкана и др.)

Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра Николаевна

ПАМФИЛ КЕСАРИЙСКИЙ сщмч. (ум.310), древнехрист. писатель и ученый. Род. в Египте (ныне Бейрут), где и получил начальное образование. В Александрийской катехизич. школе изучал Писание и богословие. Величайшим авторитетом для П. стал с тех пор *Ориген. Поселившись в палестинском

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

АНДРЕЙ КЕСАРИЙСКИЙ – ТОЛКОВАНИЕ НА ОТКРОВЕНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА 30. [О Енохе и Илии] И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника,

Из книги История христианства. Том I. От основания Церкви до эпохи Реформации автора Гонсалес Хусто Л.

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

Глава II Гонение от ариан при Валенте. Василий Великий, епископ Кесарийский. Святой Григорий Богослов Миновало гонение от язычников, но опять настало гонение от ариан. Валентиниан, по примеру многих своих предшественников, счел нужным избрать себе соправителя, и выбор

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

8 Официальное богословие: Евсевий Кесарийский Когда я смотрю на запад или на восток, когда я смотрю на всю землю и даже на небо, я всегда и повсюду вижу благословенное Константинова руководство одной империей. Евсевий Кесарийский Евсевий Кесарийский был, по всей

Из книги Евангелие от Иоанна автора Милн Брюс

Из книги Антология восточно–христианской богословской мысли, Том I автора Автор неизвестен

Из книги Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века автора Автор неизвестен

а) Андрей (1:40,41) Андрей - первый ученик Иисуса, который назван по имени (40). Брат Симона Петра - такое наименование было бы более привычным для читателей Евангелия от Иоанна. «Брат Петра» является своего рода обозначением Андрея. Он такой не один. Многие живут в тени других

Из книги Памятники Византийской литературы IX-XV веков автора

Св. Василий Кесарийский. Полемика с Евномием (А. С. Бирюков) Свт. Василий Кесарийский (Василий Великий) родился в 329/ 330 г. в Кесарии Каппадокийскоп в богатой благочестивой семье. Его отец, Василий Неокесарийский, - профессиональный ритор, был из семьи богатых понтнйскнх

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

Ноября 3 (16) Священномученики Иоанн (Кесарийский), Петр (Косминков) и Симеон (Кречков) Составитель игумен Дамаскин (Орловский)Во время гонений на Русскую Православную Церковь бывало, что воинствующие безбожники арестовывали не только священника, но и весь клир, а также

Из книги автора

АРЕФА КЕСАРИЙСКИЙ (IX–X вв.) О СВОЕЙ СЕСТРЕ Хоть поспешила мне смерть погасить моей жизни лампаду Факела свет моего блеска живого лишив, Но тем не менее злость утолил своей ярости демон, Бедами обременив всю мою краткую жизнь. Сделал меня он вдовой, когда грудью дитя я

Из книги автора

Поучение 2-е. Св. мученик Агапий и другие (8) Кесарийский (Не фанатизм, но ревность по вере заставляла св. мучеников идти на страдания за Христа) I. В Риме и других больших городах римской империи часто давались кровавые зрелища, на которых происходил бой людей со зверями, и