15 КоАП РФ. По жалобе по ч.1 ст.19.15 КоАП РФ 19.15 1 кодекса об административных правонарушениях

Судья Киржачского районного суда Владимирской области Кирсанова *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кобловой *.*., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, гражданки <данные изъяты>, не работающей, проживающей по адресу: <адрес>

на Постановление начальника ТП г. Киржач МРО УФМС РФ по Владимирской области в г. Александрове от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.15 КоАП РФ,

Установил:

Постановлением начальника ТП г. Киржач МРО УФМС РФ по Владимирской области в г. Александрове от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О. в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначено ей административное наказание в виде административного штрафа в размере две тысячи рублей за невыполнение требований за проживание по месту жительства по недействительному паспорту с ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с Постановлением начальника ТП г. Киржач МРО УФМС РФ по Владимирской области в г. Александрове от ДД.ММ.ГГГГ Коблова *.*. подала жалобу в Киржачский районный суд Владимирской области, в которой просит отменить данное Постановление о привлечении ее к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей, как вынесенное незаконно и необоснованно, с нарушением норм КоАП РФ.

Жалоба Кобловой *.*. рассматривается с ее участием. Кобловой *.*. разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, положения ст. 51 Конституции РФ. Права ясны, отводов и ходатайств не заявлено.

В судебном заседании Коблова *.*. поддержала свою жалобу и просила отменить данное Постановление начальника ТП г. Киржач МРО УФМС РФ по Владимирской области в г. Александрове от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку оно вынесено без конкретных обстоятельств, то есть, не учтены смягчающие обстоятельства: ее беременность и что она находится на иждивении мужа.

Начальник ТП г. Киржач МРО УФМС РФ по Владимирской области в г. Александрове ФИО1, участвующая в судебном заседании, пояснила, что согласно свидетельству о заключении брака Садырова *.*. ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с ФИО2, и ей была присвоена фамилия Коблова, однако она в течение 30 дней она не поменяла паспорт, следовательно, проживала по недействительному паспорту. Данный факт выяснился в ходе приема граждан в ТП г. Киржач МРО УФМС РФ по Владимирской области в г. Александрове, в связи с чем Коблова *.*. была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.19.15 КоАП РФ и подвергнута штрафу в сумме 2 000 рублей. Постановление о привлечении Кобловой *.*. к административной ответственности считала законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы Кобловой *.*., суд, пересматривающий дело по жалобе, находит Постановление начальника ТП г. Киржач МРО УФМС РФ по Владимирской области в г. Александрове от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Кобловой *.*. к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей - подлежащим отмене, а производство по делу подлежащим прекращению, по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.19.15 КоАП РФ проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ, характеризуют проживание или пребывание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному такому удостоверению либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.

В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ Коблова *.*. зарегистрировала брак с ФИО2.

В нарушение п. 15 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года N 828, Коблова *.*., не произвела замену удостоверения личности гражданина РФ (паспорта) в 30-дневный срок с момента смены фамилии.

Так, из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут гражданка <данные изъяты> Коблова *.*., ДД.ММ.ГГГГ рождения проживает по недействительному паспорту с ДД.ММ.ГГГГ (не обменяла в связи со сменой фамилии по браку).

Согласно постановлениюначальника ТП г. Киржач МРО УФМС РФ по Владимирской области в г. Александрове от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О. в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначено ей административное наказание в виде административного штрафа в размере две тысячи рублей.

Судом установлено, что начальник ТП г. Киржач МРО УФМС РФ по Владимирской области в г. Александрове от ДД.ММ.ГГГГ не учел положения статьи 2.9 КоАП РФ и ст. 4.2 КоАП РФ.

В соответствии с п. 10 ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются такие обстоятельства как совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Согласно диспансерной книжке беременной женщины № <данные изъяты> (Коблова) *.*. состоит на учете по факту беременности с ДД.ММ.ГГГГ

Исходя из выписки из медицинской карты амбулаторного стационарного больного <данные изъяты> (Коблова) *.*. находилась на стационарном лечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом <данные изъяты>.

Следовательно, при рассмотрении данного дела судья учитывает имеющиеся в деле смягчающие вину Кобловой *.*. обстоятельства, такие как, совершение административного правонарушения беременной женщиной.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ (с изменениями от 25 мая 2006 г.), малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Из материалов дела усматривается, что административное правонарушение, совершенное Кобловой *.*. по своему характеру и степени общественной опасности совершенного ею правонарушения возможно квалифицировать как малозначительное, принимая во внимание то обстоятельство, что своими действиями Коблова *.*. не нанесла значительный вред отдельным гражданам и обществу.

Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ (с изменениями от 25 мая 2006 г.), установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на Постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится Решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Таким образом, суд считает необходимым Постановление начальника ТП г. Киржач МРО УФМС РФ по Владимирской области в г. Александрове от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Кобловой *.*. к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере две тысячи рублей отменить. Производство по делу в отношении Кобловой *.*. прекратить. Освободить Коблову *.*. от административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ по малозначительности с объявлением устного замечания о недопустимости в дальнейшем нарушений законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья

Постановление начальника ТП г. Киржач МРО УФМС РФ по Владимирской области в г. Александрове от ДД.ММ.ГГГГо привлечении Кобловой *.*. к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей - отменить.

Производство по делу в отношении Кобловой *.*. прекратить.

Освободить Коблову *.*. от административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ по малозначительности с объявлением устного замечания о недопустимости в дальнейшем нарушений законодательства.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Киржачский районный суд в течение 10 дней.

Копию настоящего решения направить Кобловой *.*. и начальника ТП г. Киржач МРО УФМС РФ по Владимирской области в г. Александрове.

Судья: *.*. Кирсанова

В законную силу не вступило.

Судебная практика по ст. 19.15.1 КоАП РФ обжалование штрафов за проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации

НАХИМОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Дело N 12-195/17

РЕШЕНИЕ
г. Севастополь 26 октября 2017 года
Судья Нахимовского районного суда г. Севастополя Романов С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу К. на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное… начальником ОМВД России по Гагаринскому району г. Севастополя…,

установил:

Постановлением начальника ОМВД России по Гагаринскому району г. Севастополя… от… на К. наложен административный штраф в размере 2000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ.
К., не согласившись с постановлением должностного лица, обратилась с жалобой в Гагаринский районный суд г. Севастополя. В жалобе указала, что вины в том, что она не зарегистрирована по месту проживания не имеется, поскольку данный дом не сдан в эксплуатацию.
Определением судьи Гагаринского районного суда г. Севастополя от… жалоба К. направлена по подведомственности в Нахимовский районный суд г. Севастополя.
В судебном заседании К. жалобу поддержала в полном объеме. Судье пояснила, что проживала без регистрации по адресу: г. Севастополь, ….
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Признавая К. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ, должностное лицо в постановлении от… указало, что… в 11.30 часов по адресу: г. Севастополь, …А, выявлено, что гражданин РФ К. проживала без регистрации.
Судья, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ административным правонарушением признается проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в пп.з) п. 3 Постановление от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в статье 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.
В части первой этой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, — мес о окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Согласно ст. 6 гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
Судья установил, что согласно имеющихся в материалах дела копии паспорта К., последняя… была снята с регистрационного учета по предыдущему месту жительства в пгт.Нижегорский Республики Крым.
В настоящее время К. проживает по адресу: г. Севастополь, …, то есть на территории Нахимовского района г. Севастополя.
Следовательно, обязанность по регистрации по месту жительства у К. возникла в Нахимовском районе г. Севастополя.
Согласно протокола об административном правонарушении от…, составленным должностным лицом ОМВД России по Гагаринскому району г. Севастополя, К. проживала без регистрации по месту жительства. Местом жительства в данном протоколе указан адрес: г. Севастополь, …, то есть территория Нахимовского района г. Севастополя.
Следовательно, дело об административном правонарушении, вмененным К., должно было рассматривается по месту его совершения (в месте, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на К. обязанность по регистрации по месту жительства), то есть в Нахимовском районе г. Севастополя компетентным должностным лицом ОМВД России по Нахимовскому району г. Севастополя.
При таких обстоятельствах, постановление начальника ОМВД России по Гагаринскому району г. Севастополя… от…, вынесенное в отношении К., вынесено ненадлежащим должностным лицом, что является нарушением порядка привлечения К. к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы К. (…) срок давности с момента обнаружения правонарушения (…) истек, то в силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное… начальником ОМВД России по Гагаринскому району г. Севастополя… в отношении К. — отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение 10 суток со дня со дня вручения или получения его копии.

1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —
влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 19.15 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в Российской Федерации.

Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828, паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуют проживание или пребывание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному такому удостоверению.

Административная ответственность за данное правонарушение наступает при проживании или пребывании гражданина по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) в случае внесения в него отметок, не предусмотренных действующим законодательством, либо при истечении сроков действия паспорта после 30 дней со дня достижения гражданином 25-летнего или 45-летнего возраста.

Отграничение состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, производится по обязательному признаку объективной стороны месту совершения правонарушения — в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.

2. Субъектом комментируемой статьи административного правонарушения является гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста.

С субъективной стороны вина предполагает умысел либо неосторожность.

Навигация по записям

1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Примечание. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, в случае:

проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта Российской Федерации, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;

проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;

проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;

если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;

если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Скачать PDF

Печать страницы

Предлагаем ознакомиться со статьей 19.15.1 КоАП РФ Главы 19 «Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации». Информация актуальна на 2016 год. Если Вы считаете, что статья 19.15.1 КоАП РФ устарела и не является актуальной, просим Вас написать об этом в редакцию сайта через форму

Полный текст ст. 19.15 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 19.15 КОАП РФ.

1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -
влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

(Статья в редакции, введенной в действие с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 376-ФЗ.

Комментарий к статье 19.15 КоАП РФ

1. Комментируемая статья предусматривает административную ответственность за нарушение норм Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (с изм. и доп.), а также норм, установленных Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" (с изм. и доп.), Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (с изм. и доп.).

2. Объектом правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в Российской Федерации.

Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828, паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ (см.: Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина на территории Российской Федерации (РГ. 2010. 5 марта)). Названным выше Законом РФ (ст. 3) установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и месту жительства.

3. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуют проживание или пребывание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному такому удостоверению либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.

Содержание понятий "место пребывания" и "место жительства" определено в Законе РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1, указанном в п. 1 комментария к данной статье. Именно с данными понятиями, как представляется, связывается установление законодателем ответственности за проживание или пребывание без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта). Совмещение в диспозиции ч. 1 данной статьи положений об отсутствии документа, удостоверяющего личность, и регистрации по месту пребывания или по месту жительства предписывает должностному лицу, принимающему решение о возбуждении дела о данном правонарушении, устанавливать в случае отсутствия у гражданина РФ удостоверения личности гражданина (паспорта) его регистрацию по месту пребывания или жительства.

Следует учитывать, что документы на регистрацию в соответствии со ст. 6 данного Закона должны быть поданы в органы регистрационного учета не позднее 7 дней со дня прибытия гражданина на новое место жительства.

Что касается установленного упомянутым Законом трехдневного срока регистрации по месту пребывания, то согласно Постановлению Правительства РФ от 22 декабря 2004 г. N 825 указанный срок регистрации наступает по истечении 90-дневного срока пребывания гражданина РФ, в течение которого такая регистрация не требуется.

Следует также иметь в виду уведомительный характер регистрации граждан РФ по месту жительства (см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П // СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 783), что, однако, не отменяет обязательности самой регистрации.

В соответствии с п. 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (с изм. и доп. на 11 ноября 2010 г.), граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа.

Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, перечень которых определен указанными Правилами, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им соответствующее свидетельство. По желанию гражданина этот документ может быть направлен по почте. Собственнику (нанимателю) в 3-хдневный срок направляется уведомление о регистрации лица, подавшего заявление.

Порядок регистрации граждан по месту жительства определен п. п. 16 - 18 Правил. Ныне также предусмотрена возможность представления заявления установленной формы о регистрации по месту жительства и копий необходимых документов в электронной форме через единый портал.

Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне, или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, являются эти органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.

Следует учитывать, что контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

Административная ответственность за данное правонарушение наступает при проживании или пребывании гражданина по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) в случае внесения в него отметок, не предусмотренных Положением "О паспорте гражданина Российской Федерации", либо при истечении сроков действия паспорта после 30 дней со дня достижения гражданином 25-летнего или 45-летнего возраста.

Объективная сторона по ч. 2 данной статьи характеризуется допущением лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, либо гражданином в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности помещении проживания граждан РФ, нарушающих установленный названными нормативными правовыми актами порядок.

4. Субъектом предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи административного правонарушения является гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста, а ч. 2 - юридическое лицо, должностное либо физическое лицо, ответственные за обеспечение правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения (см. ст. 2 Закона), должностные лица, ответственные за выдачу и замену паспортов, обеспечение контроля за регистрацией граждан.

При этом законодателем в данной статье не установлены дифференцированные штрафные санкции для юридических и должностных лиц.

К ответственности за данное правонарушение не могут быть привлечены военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

5. С субъективной стороны вина предполагает умысел либо неосторожность, например при несвоевременной замене документа, удостоверяющего личность (паспорта).

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67), а также органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).

Протоколы о совершении данных правонарушений составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3) и органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 19.15 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 19.15 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.