Усыновление детей иностранными гражданами. Закон Димы Яковлева: год спустя Усыновление американцами

Федеральный закон от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ " " (далее – Закон) вступил в силу 1 января 2013 года.

Данный Закон позиционировался представителями российской власти как ответ на принятый незадолго до этого в США "закон Магнитского " , но позднее премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что "принимался на эмоциональной волне, связанной с соответствующими решениями американского конгресса, но ни юридически, ни фактически он не связан с "законом Магнитского".

Действительно, первая статья выводит отношения России с США за рамки мирного диалога прямо говоря о том, что помимо рядовых "лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод граждан Российской Федерации" являющихся гражданами США, на подобные нарушения направлены и действия граждан США, обладающих определенными властными полномочиями высочайшего уровня, а именно:

  • наделенных государственными полномочиями и способствовавших своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению,
  • в чьи должностные обязанности входило принятие решений, отсутствие или наличие которых привело к освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению,
  • вынесших необоснованные и несправедливые приговоры в отношении граждан Российской Федерации ().

Таким образом, налицо государственная политика, направленная на умаление прав граждан России и, видимо, России как государства.

При этом выглядит странным, что не предусматривая мер общего характера, направленных на ограничение, скажем, экономических или политических отношений, Закон в качестве одной из основных мер противодействия антироссийской политике США предусматривает запрещение передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки ().

В ответ на критику данного положения организациями, имеющими отношение к защите прав детей, лишенных родительского попечения, выражалась уверенность в том, что детей, которых потенциально могли усыновить граждане США, быстро усыновят россияне. Однако, как отмечает главный врач дома ребенка № 13 г. Москвы Наталья Никифорова , несмотря на все усилия правительства и законодателей, российских усыновителей не стало больше, а количество иностранных усыновителей упало в несколько раз. "Так, за девять месяцев этого года на международное усыновление из нашего учреждения ушло всего четыре ребенка. При этом годом раньше таких детей было 12, а еще раньше – 25 ", – подводит итоги Никифорова. Она и другие эксперты отмечают, что зачастую иностранцы усыновляли детей с "серьезными проблемами в развитии – это синдром Дауна, буллезный эпидермолиз, детский церебральный паралич и т.п. " Российские усыновители таких детей не выбирают.

Помимо того, что закон "Димы Яковлева" обрек на проживание в детдомах неисчислимое число детей-сирот по всей стране, он, в том числе, лишил надежды на семью и несколько сотен сирот, которые уже были знакомы со своими будущими усыновителями-гражданами США. У многих из них дела уже рассматривались судом, однако решения об усыновлении на момент вступления в действия еще вынесены не были.

Данное решение, очевидно, выходит за рамки действующего права и демонстрирует истинные намерения властей – в принципе отказаться от международного усыновления.

Впервые вопрос международного усыновления как угрозы интересов России был поставлен в 2004 году, когда стало отмечаться, что "за последние 10 лет из России вывезено более 45 тысяч детей. Причем только в 2003 году за рубеж вывезено почти 7,5 тыс. детей". Именно в 2003 году впервые случаи усыновления иностранными гражданами детей, являющихся гражданами России (7852 ребенка) превысили случаи их усыновления российскими гражданами (7331 ребенок) . Это было расценено на нарушение принципа приоритета усыновления российскими гражданами.

В настоящее время количество детей, усыновленных иностранными гражданами по прежнему остается высоким – в 2012 году иностранцами были усыновлены 3069 российских сирот . Большая часть – 27% – отправились в Италию, 24% – в США (тогда усыновление в эту страну было еще разрешено), 20% – в Испанию, 10% – во Францию. Учитывая вектор развития России, и ее возвращение к традиционным ценностям, запрет на усыновление детей этими странами выглядит логичным и отвечающим интересам страны. Но не детей.

Использованы данные ИА "Росбалт", Business FM, Slon.ru, kp.ru, lenta.ru.

____________________________

Такое название Закону предложил дать Вячеслав Никонов (первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам и член фракции "Единая Россия") – в память умершего 8 июля 2008 в США из-за халатности своих приемных родителей российского сироты Димы Яковлева. В различных источниках этот Закон также называют "детским", "антидетским", "антисиротским законом", "законом Царя Ирода", "законом подлецов", а также "людоедским законом".
Закон, подписанный 14 декабря 2012 Президентом США Бараком Обамой, вводит санкции в отношении любых российских граждан, предположительно причастных к смерти Сергея Магнитского: визовые ограничения на въезд в США и санкции в отношении их финансовых активов в банках. Назван по имени умершего в тюрьме Сергея Магнитского, в смерти которого обвиняются эти лица.
Новые правила международного усыновления были разосланы председателям областных судов письмом Верховного Суда 29 августа 2013 года. Это внутренний документ, он не находится в публичном доступе. Зато на него ссылался уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов , когда говорил, что международное усыновление в России будет фактически остановлено – на основании того, что для продолжения процедур требуется наличие двустороннего договора об усыновлении с Россией. "Он у нас сегодня есть с Италией и Францией. То есть всего две страны ".
Абзац введен Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ " ".
Материалы МВД России к круглому столу на тему "Законодательство об усыновлении: практика и пути его совершенствования".

К мерам воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, относятся:

а) причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека;

б) совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, или причастных к их совершению;

в) наделенных государственными полномочиями и способствовавших своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;

г) в чьи должностные обязанности входило принятие решений, отсутствие или наличие которых привело к освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;

д) причастных к похищению и незаконному лишению свободы граждан Российской Федерации;

е) вынесших необоснованные и несправедливые приговоры в отношении граждан Российской Федерации;

ж) осуществляющих необоснованное юридическое преследование граждан Российской Федерации;

з) принявших необоснованные решения, нарушившие права и законные интересы граждан и организаций Российской Федерации;

2) арест на территории Российской Федерации финансовых и иных активов граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию, и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями этих граждан.

Статья 2

1. Список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию, и организаций, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

2. В отношении граждан Соединенных Штатов Америки, включенных в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи:

1) устанавливается запрет на распоряжение имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;

2) приостанавливается деятельность на территории Российской Федерации находящихся под их контролем юридических лиц;

3) приостанавливаются полномочия (членство) в советах директоров или иных органах управления организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

3. Предложения о внесении изменений в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, могут представляться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации, а также государственными органами.

4. Порядок ведения списка, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

5. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, не реже одного раза в год информирует палаты Федерального Собрания Российской Федерации о ходе выполнения настоящего Федерального закона.

Статья 3

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность некоммерческих организаций, которые участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки или реализуют на территории Российской Федерации проекты, программы либо осуществляют иную деятельность, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, приостанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет сведения о некоммерческих организациях, деятельность которых приостановлена, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство Соединенных Штатов Америки, не может быть членом или руководителем некоммерческой организации, ее структурного подразделения либо структурного подразделения международной или иностранной некоммерческой организации (отделения, филиала или представительства), участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Нарушение данного запрета влечет за собой приостановление федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, деятельности указанной некоммерческой организации (структурного подразделения).

3. Приостановление деятельности некоммерческой организации (структурного подразделения) в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи влечет наступление последствий, предусмотренных абзацем первым пункта 6 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". В отношении имущества некоммерческих организаций (структурных подразделений), деятельность которых приостанавливается в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, решение о наложении на него ареста принимается судом по заявлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

4. В случае, если некоммерческая организация, деятельность которой была приостановлена в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратит безвозмездное получение денежных средств и иного имущества от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки либо прекратит на территории Российской Федерации реализацию проектов, программ либо осуществление иной деятельности, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, деятельность такой организации возобновляется по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

Статья 4

1. Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей.

2. В связи с установленным частью 1 настоящей статьи запретом на передачу детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки прекратить от имени Российской Федерации действие Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года.

Статья 5

Внести в подпункт 7 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4029; 2003, № 2, ст. 159; 2006, № 31, ст. 3420; 2007, № 3, ст. 410; 2008, № 19, ст. 2094; № 30, ст. 3616) изменение, изложив его в следующей редакции:

"7) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе если этот гражданин включен в список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию;".

Статья 6

Действие настоящего Федерального закона и подпункта 7 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан государств, которые приняли решение о запрете въезда граждан Российской Федерации на территории этих государств и об аресте активов граждан Российской Федерации по мотиву причастности граждан Российской Федерации к нарушениям прав человека в Российской Федерации.

Статья 7

Президент Российской Федерации В.Путин

В последнее время в Российском обществе произошёл перелом, детей начали усыновлять чаще чем раньше, но вот вопросов, связанных с усыновлением меньше не стало. Какие условия для усыновления предъявляют к родителям, какие необходимо собрать документы, как проходит сама процедура усыновления, и стоит ли «молодым» родителям ждать финансовой помощи от государства? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в статье.

Условия для усыновления

Семейное законодательство жёстко регламентирует не только порядок усыновления, но и условия, которые предъявляются как к усыновляемому, так и к потенциальным родителям.

Условия для ребёнка

Усыновлёнными могут быть (ст. 124 СК РФ):

  • сироты, то есть, у кого родители умерли, или их судьба неизвестна;
  • лишённые родительской опеки, то есть дети, чьи родители были лишены родительских прав, признаны по суду недееспособными или безвестно отсутствующими;
  • дети, чьи родители в течение срока, превышающего 6 месяцев, уклоняются от воспитания и не проживают вместе с детьми без уважительной причины.

Дети должны быть несовершеннолетними, и разделение кровных братьев и/или сестёр не допускается (если у усыновляемого ребёнка есть братья и сёстры родные, они должны быть усыновлены вместе).

Условия для родителей

В отношении усыновителей ст. 127 СК РФ устанавливает ограничения.

Усыновителями не могут быть:

  • несовершеннолетние лица;
  • лишённые дееспособности или ограниченные в ней, а также супруги, если один из них таковым является;
  • лишённые родительских прав;
  • бывшие усыновители, если усыновление в прошлый раз было отменено по их вине;
  • судимые, или находящиеся под следствием за преступление против жизни. здоровья. половой неприкосновенности и подобным;
  • имеющим не снятую или не погашенную судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления в любой сфере;
  • не имеющие работы (соответствующего уровня доходов) и/или место жительства;
  • не состоящие в браке, если намереваются усыновить одного и того же ребёнка;
  • имеющие противопоказания к усыновлению по здоровью;
  • состоящие в гомосексуальном союзе;
  • не прошедшие специальную психологическую подготовку.

Отдельно надо сказать про возраст усыновителей . Согласно ст. 128 СК РФ она должна быть равна или больше 16 лет. В исключительных случаях разница в возрасте может быть сокращена (если усыновляют близкие родственники).

Граждане иностранных государств имеют право на усыновления ребёнка – гражданина РФ в случае невозможности устройства его в семью на территории РФ. Гражданам РФ, живущим в иностранном государстве, могут быть переданы дети – граждане РФ спустя 12 месяцев после попадания ребёнка в банк сведений об усыновляемых.

Порядок усыновления

1) Начало

Сначала потенциальные усыновители подают заявление и определённый пакет документов в орган опеки и попечительства. Последний должен выдать заключение о возможности заявителей стать усыновителями.

Необходимые документы*:

  • письменная автобиография;
  • копия документа о браке (если заявитель в браке);
  • справка о доходах и месте работы, либо декларация 3-НДФЛ;
  • медицинское заключение;
  • документ, подтверждающий наличие жилой собственности, или права проживания в жилом помещении и сведение о нём;
  • справка из органов МВД об отсутствии судимости за определённые законом преступления.

*Все указанные документы действуют год, кроме мед.справки – она 3 месяца.

После подачи заявления сотрудник органа опеки проводит обследование условий жизни усыновителя и в течение 15 дней составляет заключение о возможности или невозможности усыновления конкретным лицом ребёнка.

2) Подбор ребёнка

После постановки заявителя на учёт в качестве кандидата в усыновители сотрудники органа опеки представляют гражданину (-ам) информацию о детях, которых могут быть усыновлены. Если гражданин по месту своего жительства не может подобрать себе ребёнка, он вправе обратиться в орган опеки другого региона с подобным заявлением.

Гражданину предоставят информацию о детях по его письменному заявлению.

После того, как потенциальный усыновитель даст согласие на получение информации о конкретном ребёнке, орган опеки выдаёт ему разрешение на посещение его и личное знакомство (что является обязанностью будущего родителя). Данное разрешение действует в течение 10 дней, и другим потенциальным усыновителям не даётся.

Гражданин имеет право на получение полной информации об усыновляемом, в том числе о его состоянии здоровья. которое он может проверить. обратившись в мед.учреждение.

Гражданин обязан лично посетить ребёнка, установить с ним контакт, ознакомиться с его документами и написать письменное подтверждение ознакомления его с мед.заключением о здоровье потенциального усыновляемого.

Если с предложенным ребёнком контакт не получился, то гражданину в течение 15 дней предложат познакомиться с другим чадом.

3) Судебный процесс

Согласно Российскому законодательству усыновление возможно только в судебном порядке. Семейный кодекс предусматривает тайну усыновления, то есть судебный процесс проходит закрытым, а участники подписывают соглашение о неразглашении деталей усыновления – ст. 139 СК РФ.

К заявлению об усыновлении будущий родитель должен приложить документы о себе, а также согласие супруга на усыновление, если усыновителем является только кто-нибудь один.

Помимо сведений о себе заявитель подаёт документы, подтверждающие сведения об усыновляемом ребёнке, месте его жительства, а также биологических родителях, если сведения о них известны и их месте жительства.

В заявлении указываются будущие фамилия и отчество ребёнка, а также имя, если соблюдено условие его перемены – ст. 134 СК РФ.

Также возможна смена его даты рождения, но в пределах трёх месяцев от действительной.

Судебное слушание проходит в присутствии усыновителя (-ей), органа опеки, прокрурора, родителей усыновляемого или иных заинтересованных лиц, а также самого ребёнка в возрасте старше 10 лет.

После положительного решения суда, правовые последствия для усыновителя и усыновлённого начинают течь с момента вступления его (решения) в правовую силу.

4) После суда

После вынесения решения, необходимо обратиться в орган ЗАГС для оформления свидетельства о рождении, если в течение месяца после усыновления усыновитель или иные лица не обратились в ЗАГС. то регистрация усыновления проводится на основе судебного документа.

Где подобрать ребёнка?

В России на основе закона от 2001 года «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» существует федеральный банк данных детей – сирот. На местных уровнях существуют региональные банки данных.

Недавно на сайте videopassport.ru появилась возможность просмотреть видео анкеты детей, находящихся в Федеральном банке данных детей, к сожалению, не все регионы страны поддерживают пока этот проект, но большинство региональных банков данных уже присоединились.

Запрет усыновления

СК РФ устанавливает запрет усыновления для лиц, перечисленных в п. 1 ст. 127.

Отдельно указан запрет на усыновление детей граждан, находящихся в однополых браках, зарегистрированных на территории государства, где они признаются законными.

Выплаты за усыновление

Государство всяческими силами старается стимулировать усыновления детишек гражданами РФ. Новоиспечённым родителям представляются выплаты, которые делятся на общие (те, что получают все родители, в независимости от усыновления ребёнка или его рождения) и специальные (те, что получают только родители, решившие усыновить малыша (малышей)).

Вопросы назначения и размеры выплат регулируются ФЗ «О государственных пособиях, имеющих детей».

Что положено:

  • Единовременная выплата в размере 13741,99 рублей, если усыновляется инвалид или ребёнок старше 7 лет, или несколько детей одновременно, то сумма выплаты равняется 105000 рублей на каждого ребёнка.
  • Пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет (в некоторых регионах до 3-х лет) в размере 2578 рублей на первого и 5153 на второго и последующего. Если усыновляется одновременно два ребёнка, то пособия суммируются, но в целом не могут превышать суммы заработка мамы за 1 месяц на её постоянном месте работы.
  • Материнский капитал, если усыновлённый ребёнок в семье становится вторым или последующим в размере 429408,53 рублей.

Помимо федеральных выплат есть ещё и региональные.

Все пособия необходимо оформить в течение 6 месяцев после усыновления!

Для оформления всех пособий в территориальный орган ПФР необходимо предъявить заявление, копию решения суда об усыновлении, справку о родстве детей, если усыновляются братья и/или сёстры, а также справка об инвалидности. Если в решении суда последние два факта указаны, то справки их подтверждающие представлять не нужно. Пособия выплачиваются (единовременные) в течение 10 дней с момента подачи заявления.

Год назад мы уже писали, что . Каемся, тогда, на этапе круглых столов и общественных обсуждений, мы решили, что «в верхах» планируют сместить акцент с семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на реабилитацию семей кровных, но неблагополучных. Направление перспективное, хотя и очень трудозатратное. На деле же все вылилось в очередные драконовские запретительные меры.

  • Что теперь будет с опекой и усыновлением
    • Ограничение количества детей в семье
    • Ограничение частоты усыновления
    • Заключение психолога будет решающим
    • Переезды - только с разрешения опеки
    • Запрет на усыновление ВИЧ-инфицированным
  • Есть ли аргументы о лоббистов реформы
  • Запретить или предотвратить?

Скандал разразился в минувшую пятницу, 17 августа, когда «шило вылезло из мешка» - о рассылаемом по региональным подразделениям законопроекте, в корне меняющем систему опеки и усыновления, написало агентство ТАСС.

Сразу оговоримся, законопроект - это еще не закон, но все к тому идет. Изменения, если и будут внесены, то весьма незначительные.

Что теперь будет с опекой и усыновлением

Итак, перейдем к самому законопроекту. Изменений предполагается много, поэтому остановимся на основных.

Четвертый - лишний

Наверное, самый скандальный пункт: по мнению Министерства просвещения

В семье должно быть не более трех детей, включая и родных, и усыновленных, и подопечных. Ранее «нормой» считалось 8 детей, но нормой, вообще говоря, довольно условной, поскольку размер семьи с приемными детьми оговаривался только в рекомендациях.

Исключения, разумеется, делаются. Например, при усыновлении родных братьев и сестер, если разделение не в интересах детей; при усыновлении детей супруга; при усыновлении детей, бывших у семьи под опекой. Но в целом можно сказать, что многодетные семьи автоматически исключаются из числа потенциальных опекунов и усыновителей, причем вне зависимости от их материального положения.

Откровенно говоря, после изучения законопроекта нам не удалось понять, распространяются ли эти ограничения на родственную опеку. К примеру, сможет ли семья с тремя детьми взять под опеку осиротевшего племянника, или его отправят в детский дом? Формально, четвертый - лишний… Надеемся, здравый смысл все-таки возобладает.

Не все сразу

Усыновлять (брать под опеку) позволят только одного ребенка в год. Исключения те же, что и в предыдущем случае, то есть «паровозики» из братьев и сестер и дети, которые уже проживают в семье.

На самом деле, случаи, когда родители забирают ребенка из детского дома, и за сердце цепляет еще один малыш, совсем не редки. Теперь же придется решать, кого из малышей забрать в семью немедленно, а кто «помаринуется в системе» еще годик.

Психолог - главный!

Заключение психолога теперь становится обязательным для будущих усыновителей. Собственно, подвижки в этом направлении уже шли: приемные родители с недавнего времени должны посещать курсы усыновителей, на которых, в числе прочего, работали с психологом.

Однако только сейчас такое обследование станет обязательным, а документ под условным названием «заключение об обоснованности усыновления» - решающим. Более того, к психологу должны прийти все родственники, проживающие с потенциальными усыновителями.

Невыездные

Переезд семьи с подопечным ребенком теперь возможен только с разрешения органов опеки.

Уведомлять о намерении переселиться в другой район или населенный пункт нужно было и раньше, но именно уведомлять. Теперь же семья с приемным ребенком окажется на положении «крепостной» при своей опеке.

Здоровье - отличное!

Наконец, еще один момент, за который нас в Европе не похвалят, - требования к состоянию здоровья усыновителя. Они есть и сегодня, причем довольно разумные. Заключение о возможности стать усыновителем не дадут недееспособным людям; тем, у кого серьезные заболевания в стадии декомпенсации (например, прогрессирующие злокачественные опухоли) или опасные для усыновляемых детей (например, открытая форма туберкулеза).

Теперь к ним, похоже, добавятся ВИЧ и гепатит С - не передающиеся бытовым путем и успешно контролируемые с помощью противовирусной терапии.

Кажется, единственный аргумент за такое решение - личная неприязнь министра просвещения Ольги Васильевой к этим заболеваниям, поскольку на вопросы журналистов о ВИЧ-положительных усыновителях она ответила кратко: «Эту идею не рассматриваю».

Итак, никаких приемных детей многодетным семьям и ВИЧ-инфицированным! Но почему?

Есть ли аргументы о лоббистов реформы

Основными лоббистами нового законопроекта стали министр просвещения Ольга Васильева и детский омбудсмен Анна Кузнецова. Обе в своих эмоциональных выступлениях апеллируют к недавним трагедиям, закончившимся гибелью детей в приемных семьях.

Министр просвещения Ольга Васильева напомнила о чудовищной истории на Смоленщине, где в сельскую семью пастуха и нянечки детского сада отдали сразу четырех детей от шести до десяти лет. Когда супруга была в отъезде, мужчина изнасиловал и убил семилетнюю девочку.

Именно от таких случаев, по мнению Ольги Васильевой, избавит психологическое тестирование потенциальных усыновителей.

Детский омбудсмен Анна Кузнецова пеняет на некачественную работу органам опеки, которые, по ее мнению, зачастую проявляют некомпетентность, занимаясь потенциальными усыновителями.

Она припомнила совсем свежую (давностью буквально пара недель) ситуацию в Татарстане, где в смерти девятилетней девочки обвинили приемного отца. Помимо нее в семью взяли еще троих детей - ее брата и двух сестер. По заверениям приемных родителей, девочка, со слов малышей, подавилась яблоком. Следователи же обнаружили у ребенка черепно-мозговую травму. Разбирательство по этому делу еще только началось, поэтому мы не можем строить никаких предположений о причине трагедии.

Случайно или нет, но обе чиновные дамы ссылаются на семьи, где было именно четверо приемных детей.

К сожалению, аналогичных трагедий по всей стране много - даже слишком много, в семьях с любым числом детей и с самыми разными вариантами их появления в доме.

… Калужская область, 2017 год. На 14 лет осуждена женщина, до смерти забившая ручкой от швабры четырехлетнюю приемную дочь. Опекуном трех несовершеннолетних детей она стала после смерти дальней родственницы, их матери…

… в Кемеровской области судят семью опекунов, забравших из местного интерната для умственно отсталых детей троих подростков. Какое-то время они пытались заниматься их воспитанием, однако затем убили 18-летнего пасынка, а после и его 16-летнего брата. Их задержали при попытке переезда в Краснодарский край…

… в Красноярском крае на 18 лет осудили 25-летнего мужчину. Он и его супруга воспитывали двух детей, но взяли под опеку еще и четырехлетнюю девочку. Мужчина неоднократно насиловал малышку, а убил за то, что она обмочилась во сне…

… в Республике Алтай 56-летнее опекунша четырех маленьких сестренок насмерть забила трехлетнюю девочку хлопушкой для выбивания ковров…

По данным Следственного комитета, в 2015 году возбуждено 146 уголовных дел о преступлениях против жизни, здоровья и половой неприкосновенности против усыновленных детей, в 2016 году - 189 дел. В 2015 году потерпевшими были признаны 142 ребенка, оставшихся без попечения родителей (95 из них находились на воспитании в семьях усыновителей). В 2016 году численность потерпевших детей составила 130 человек (в семьях на воспитании находились 82 ребенка. (Из пояснительной записки к законопроекту).

Запретить или предотвратить?

Делать с этим ужасом что-то нужно, но что? Очевидно, что ограничения на «выдачу» детей не спасут положение, как и ужесточение отбора потенциальных кандидатов. Уж насколько жесткий был отбор в ряды КГБ, а и там были перебежчики и предатели родины. Уж насколько трудно попасть в правящие круги, а то одного, то другого министра ловят на откатах и взятках. Реально ли безошибочно отсеять всех скрытых домашних тиранов при помощи одного психологического тестирования?

Нам нужно изменение системы сопровождения приемных семей: ее требуется развернуть лицом к усыновителям, переориентировать на интересы детей и родителей, сделать максимально доступной и дружелюбной. На протяжении, как минимум, года семье нужна постоянная помощь профессионального психолога, режим наибольшего благоприятствования в медицинском обслуживании детей, школьным педагогам и воспитателям детского сада тоже потребуется профессиональная консультация, наконец, на первое время маме не помешает недорогая социальная няня.

Сегодня же помощь приемной семье зачастую заключается в бессмысленно дотошном контроле расходования средств: каждая пара сандаликов или трусиков должна быть подтверждена чеком, который нужно продемонстрировать дамам из органов опеки. Их ответные визиты в приемные семьи опекуны и усыновители вспоминают обычно без всякого удовольствия. В лучшем случае - формальный беглый осмотр, в худшем - странные придирки к отсутствию супа в холодильнике, недружелюбным котам или невымытым окнам. Человеческий фактор, что вы хотите!

Что предлагается вместо этого?

Как вы уже понимаете, никакой дополнительной помощи и поддержки приемным семьям на законодательному уровне не предлагают. Зато придумали еще насколько способов «тащить и не пущать».

Во-первых, странная идея ограничить число детей в семьях тремя. Неужели есть данные, что в семьях с четырьмя и более детьми противоправные действия совершаются чаще? Никакого обоснования этой цифре, кроме известной приговорки «бог троицу любит», мы не нашли.

Во-вторых, никак не вписывающаяся в конституцию идея ограничить свободу передвижения приемных семей. Где им можно, а где нельзя жить, теперь будут решать органы опеки.

Во-третьих, реформирование органов опеки, похоже, ограничится назначением «дежурных стрелочников» в роли которых теперь будут выступать психологи. Именно они должны своим острым глазом отделить агнцев от козлищ, а, учитывая, что сопровождением на местах никто и не думает заниматься (суп и чеки - вот основные критерии благополучия), решение психолога окончательное и обжалованию не подлежит. Если что - с него и спрос.

Положа руку на сердце, в таких обстоятельствах вы подписали бы заключение об обоснованности усыновления хоть матери Терезе, хоть президенту Путину, хоть самому себе?

Кажется, вера в могущество психологии приобретает в нашей стране религиозный характер. Судя по возлагаемым на них ожиданиям, это такие «люди-рентгены», способные мощным взором прозревать тьму прошлого и грядущего.

Дина Магнат, психолог, руководитель Школы приемных родителей Института развития семейного устройства:

«В этом законопроекте возмутительно все. Он предлагает ввести психологическое обследование кандидатов в приемные родители. У создателей этой законодательной нормы есть странная фантазия, что где-то существуют волшебные психологи, у которых есть волшебные методики, которые позволят точно сказать, может человек быть приемным родителем или не может, будет он бить своего приемного ребенка или не будет. Но таких методик нет, их не существует…»

Для справки: сегодня в базе данных детей, которым требуется семейное устройство, находится 48 тысяч детских анкет. Ежегодно 50 тысяч родителей лишаются родительских прав.

Закономерно, что, число детей, которые окажутся после этой реформы в семьях, снизится до минимума. Вместе с этим - естественно! - снизится и число случаев насилия в приемных семьях. А что детские дома опять начнут наполняться, так что с того? Там гораздо проще проконтролировать, не бьет ли кто ребенка шваброй, а значит, и гарантировать физическое благополучие ребенка. Ну а душевное благополучие - предмет темный и статистике не подлежит.

Откровенно говоря, все это немного напоминает о недорогих столовых времен развитого социализма, где ножи отсутствовали, как класс. Не дай бог, посетители схватят ножики и начнут резать друг друга! А котлету можно и ложкой ковырять, для этого в нее столько хлеба и кладется…

Лучший дом для детей - детский?

Мнения приемных родителей процитированы из публикации на сайте pravmir.ru

Текст законопроекта и пояснительной записки к нему скопирован с сайта адвоката Антона Жарова, специализирующегося на защите прав приемных семей.

Статья 1

К мерам воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, относятся:

а) причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека;

б) совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, или причастных к их совершению;

в) наделенных государственными полномочиями и способствовавших своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан

Российской Федерации или причастных к их совершению;

г) в чьи должностные обязанности входило принятие решений, отсутствие или наличие которых привело к освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;

д) причастных к похищению и незаконному лишению свободы граждан Российской Федерации;

е) вынесших необоснованные и несправедливые приговоры в отношении граждан Российской Федерации;

ж) осуществляющих необоснованное юридическое преследование граждан Российской Федерации;

з) принявших необоснованные решения, нарушившие права и законные интересы граждан и организаций Российской Федерации;

2) арест на территории Российской Федерации финансовых и иных активов граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию, и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями этих граждан.

Статья 2

1. Список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию, и организаций, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

2. В отношении граждан Соединенных Штатов Америки, включенных в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи:

1) устанавливается запрет на распоряжение имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;

2) приостанавливается деятельность на территории Российской Федерации находящихся под их контролем юридических лиц;

3) приостанавливаются полномочия (членство) в советах директоров или иных органах управления организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

3. Предложения о внесении изменений в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, могут представляться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации, а также государственными органами.

4. Порядок ведения списка, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

5. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, не реже одного раза в год информирует палаты Федерального Собрания Российской Федерации о ходе выполнения настоящего Федерального закона.

Статья 3

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность некоммерческих организаций, которые участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки или реализуют на территории Российской Федерации проекты, программы либо осуществляют иную деятельность, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, приостанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет сведения о некоммерческих организациях, деятельность которых приостановлена, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство Соединенных Штатов Америки, не может быть членом или руководителем некоммерческой организации, ее структурного подразделения либо структурного подразделения международной или иностранной некоммерческой организации (отделения, филиала или представительства), участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Нарушение данного запрета влечет за собой приостановление федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, деятельности указанной некоммерческой организации (структурного подразделения).

3. Приостановление деятельности некоммерческой организации (структурного подразделения) в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи влечет наступление последствий, предусмотренных абзацем первым пункта 61 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". В отношении имущества некоммерческих организаций (структурных подразделений), деятельность которых приостанавливается в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, решение о наложении на него ареста принимается судом по заявлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

4. В случае, если некоммерческая организация, деятельность которой была приостановлена в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратит безвозмездное получение денежных средств и иного имущества от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки либо прекратит на территории Российской Федерации реализацию проектов, программ либо осуществление иной деятельности, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, деятельность такой организации возобновляется по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

Статья 4

1. Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей.

2. В связи с установленным частью 1 настоящей статьи запретом на передачу детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки прекратить от имени Российской Федерации действие Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года.

Статья 5

Внести в подпункт 7 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4029; 2003, № 2, ст. 159; 2006, № 31, ст. 3420; 2007, № 3, ст. 410; 2008, № 19, ст. 2094; № 30, ст. 3616) изменение, изложив его в следующей редакции:
"7) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе если этот гражданин включен в список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию;".

Статья 6

Действие настоящего Федерального закона и подпункта 7 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан государств, которые приняли решение о запрете въезда граждан Российской Федерации на территории этих государств и об аресте активов граждан Российской Федерации по мотиву причастности граждан Российской Федерации к нарушениям прав человека в Российской Федерации.

Статья 7

Президент Российской Федерации