Уголовная исполнительная инспекция требует характеристику. Деятельность уголовно исполнительных инспекций

Административный надзор является принудительной мерой и применяется к следующим категориям лиц, отбывающим наказание:

  • 1) В отношении лиц - особо опасных рецидивистов;
  • 2) Лица, судимые к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • 3) Лица, ранее отбывавшие наказание, но условно-досрочно освободившиеся;
  • 4) Лица, судимые два и более раза за любое умышленное преступление.

Контроль за лицами, осужденными условно

Статья 187. Органы, осуществляющие контроль за поведением условно осужденных

  • 1. Контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих - командованием их воинских частей.
  • 2. В порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, к осуществлению контроля за поведением условно осужденных привлекаются работники других служб органов внутренних дел.

Комментарий к статье 187:

1. Рассматриваемая глава является новой, не имеющей аналогов в ИТК РСФСР 1970 г., хотя нормы УК РСФСР 1960 г. предусматривали контроль за поведением лиц, осужденных условно. Он регулировался ведомственными нормативными правовыми актами МВД. Органами, осуществляющими контроль за условно осужденными, достигшими совершеннолетия, являлись инспекции исправительных работ органов внутренних дел, а в отношении несовершеннолетних - инспекции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Наряду с этим некоторые обязанности в части контроля за данными лицами возлагались законом на наблюдательные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних при местных исполнительных органах власти. Комментируемая статья предусматривает лишь один орган, призванный осуществлять контроль в отношении общей массы условно осужденных - уголовно-исполнительную инспекцию. При этом ст. 6 Закона РФ "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" обязывает Правительство РФ в трехмесячный срок со дня вступления данного Закона в силу подготовить и утвердить Положение об уголовно-исполнительных инспекциях и норматив их штатной численности. Кроме уголовно-исполнительных инспекций, в контроле за несовершеннолетними, осужденными условно, должны участвовать и комиссии по делам несовершеннолетних на основании ст. 13 Положения о таких комиссиях (см. комментарий к ст. 183 настоящего Кодекса).

В отношении условно осужденных военнослужащих, согласно положениям комментируемой статьи (ч. 1), контроль осуществляется командованием их воинских частей.

При этом оно действует в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами Министерства обороны РФ.

2. В процессе контроля могут возникать проблемы, решить которые уголовно-исполнительные инспекции не в состоянии без помощи других служб органов внутренних дел, например, при изучении поведения условно осужденного в быту, в общественных местах, при розыске осужденного и др. Поэтому закон позволяет привлекать к осуществлению контроля за условно осужденными участковых инспекторов милиции, сотрудников патрульно-постовой, криминальной милиции и других служб органов внутренних дел. Однако их участие носит эпизодический характер и не снимает с уголовно - исполнительной инспекции ответственности за поведение условно осужденных, находящихся под ее контролем.

Статья 188. Порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных

  • 1. Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников других служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей.
  • 2. При назначении условно осужденному в качестве дополнительного наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью уголовно - исполнительная инспекция в полном объеме осуществляет мероприятия, предусмотренные статьями 33-38 настоящего Кодекса.
  • 3. В случае призыва условно осужденного на военную службу в военный комиссариат направляются копия приговора суда, а в необходимых случаях и иные документы, требующиеся для осуществления контроля за поведением условно осужденного по месту прохождения службы. Командование воинской части обязано сообщить в 10-дневный срок в уголовно - исполнительную инспекцию о постановке условно осужденного на учет, а по окончании службы - о его убытии из воинской части.
  • 4. Условно осужденные обязаны отчитываться перед уголовно-исполнительными инспекциями и командованием воинских частей о своем поведении, исполнять возложенные на них судом обязанности, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию. При неявке без уважительных причин условно осужденный может быть подвергнут приводу.
  • 5. В случае уклонения условно осужденного от контроля за его поведением уголовно - исполнительная инспекция проводит первоначальные мероприятия по установлению его места нахождения и причин уклонения.

Комментарий к статье 188:

1. В комментируемой статье определены основные направления деятельности уголовно-исполнительных инспекций по контролю за условно осужденными. Ими являются: а) персональный учет осужденных в течение испытательного срока; б) контроль за соблюдением осужденным правопорядка; в) контроль за исполнением возложенных судом на осужденного обязанностей; г) исполнение назначенного условно осужденному дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; д) взаимодействие с другими службами органов внутренних дел и командованием воинских частей по осуществлению контроля за осужденным; е) взаимодействие с судом в части исполнения приговора об условном осуждении. (О понятии и целях контроля за поведением осужденных см. п. 1 комментария к ст. 183 настоящего Кодекса).

К числу задач, решаемых при этом уголовно - исполнительными инспекциями, относятся: а) изучение личности осужденного, условий его жизни и ближайшего окружения; б) сбор и анализ информации о поведении данного лица по месту работы (учебы) и в быту, позволяющей судить о его исправлении, о возможности досрочной отмены условного осуждения и снятии с осужденного судимости, сокращения либо продления испытательного срока; в) информирование компетентных органов о совершенных осужденным в течение испытательного срока правонарушениях для привлечения его к установленной законом ответственности, о фактах невыполнения возложенных на него судом обязанностей; г) подготовка представлений в суд о полной или частичной отмене либо дополнении установленных для условно осужденного обязанностей, о продлении испытательного срока, об отмене условного осуждения с освобождением от наказания либо с применением назначенного наказания.

Контроль за условно осужденными осуществляется с соблюдением принципов уголовного и уголовно - исполнительного законодательства и не направлен на причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

  • 2. Закон наделяет уголовно - исполнительные инспекции определенными властными полномочиями, необходимыми для осуществления контроля. Из текста ч. 4 и 5 комментируемой статьи следует, что инспекции имеют право приглашать осужденного для бесед, требовать от него отчета о своем поведении, осуществлять его принудительный привод в случае неявки без уважительных причин, а также проводить первоначальные розыскные мероприятия при уклонении осужденного от отбывания наказания и когда его местонахождение неизвестно. Кроме того, инспекции могут влиять на режим осуществления контроля, который во многом зависит от количества и характера возложенных судом на условно осужденного обязанностей (см. комментарий к ст. 190 настоящего Кодекса).
  • 3. В случае призыва на военную службу условно осужденный снимается с учета уголовно-исполнительной инспекции, а командованию воинской части по месту его службы направляется приговор суда и сведения о поведении осужденного в период нахождения на учете в инспекции, о примененных к нему правоограничениях и т.п. Для обеспечения надлежащего контроля законом предусмотрен десятидневный срок, в течение которого командование воинской части должно сообщить в инспекцию о постановке осужденного на учет. При отсутствии такого сообщения инспекция должна направлять в воинскую часть соответствующий запрос.

По окончании данным лицом военной службы командование воинской части в тот же срок должно сообщить инспекции по месту жительства условно осужденного о его убытии из части. Если при этом испытательный срок не истек, уголовно - исполнительная инспекция ставит осужденного на учет и проводит иные мероприятия по осуществлению контроля.

Статья 189. Исчисление испытательного срока

  • 1. Испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу.
  • 2. По истечении испытательного срока контроль за поведением условно осужденного прекращается, и он снимается с учета уголовно - исполнительной инспекции.

Комментарий к статье 189:

1. Порядок исчисления срока испытания при условном осуждении определяется нормами уголовно-процессуального права. Согласно ст. 304 УПК РСФСР при применении условного осуждения суд в соответствии с ч. 3 ст. 73 УК РФ устанавливает испытательный срок, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление. В случае назначения лишения свободы на срок до одного года или более мягкого вида наказания испытательный срок должен быть не менее шести месяцев и не более трех лет, а при назначении наказания в виде лишения свободы на срок свыше одного года - не менее шести месяцев и не более пяти лет.

В ст. 359 УПК РСФСР указано, что суд обязан направить в орган внутренних дел заверенную копию приговора не позднее трех суток со дня вступления приговора в законную силу или возвращения дела из кассационной инстанции. Испытательный срок условного осуждения начинает исчисляться со дня вступления приговора в законную силу, а исполнение осужденным возложенных на него судом обязанностей - со дня получения уголовно - исполнительной инспекцией копии приговора, который является и днем постановки осужденного на учет.

О постановке условно осужденного на учет немедленно извещаются суд, вынесший приговор, администрация и общественные организации по месту работы (учебы) осужденного. Если осужденный является военнообязанным и достиг призывного возраста, ставится в известность военный комиссариат.

После постановки на учет осужденный приглашается на беседу к начальнику органа внутренних дел, к которому относится уголовно-исполнительная инспекция, или его заместителю. В ходе беседы ему разъясняются особенности его правового статуса в период испытательного срока, обязанности осужденного по отношению к инспекции, содержание ограничений, указанных в приговоре суда, меры ответственности, предусмотренные ст. 190 настоящего Кодекса. При постановке на учет несовершеннолетнего беседа с ним может проводиться в присутствии его родителей или заменяющих их лиц.

2. Снятие с учета влечет за собой отмену всех ограничений, возложенных на условно осужденного судом, и прекращение обязанностей данного лица перед уголовно-исполнительной инспекцией. В тексте комментируемой статьи названо лишь одно основание снятия с учета - истечение испытательного срока. Однако возможно снятие с учета и по иным основаниям: при осуждении к лишению свободы за новое преступление; в случае отмены условного осуждения досрочно в связи с тем, что осужденный своим поведением доказал свое исправление; при отмене условного осуждения с направлением этого лица в места лишения свободы; в случае смерти осужденного или признания его судом недееспособным; при переезде осужденного на другое место проживания. В последнем случае снятие с учета не влечет прекращение контроля. Документы осужденного направляются в уголовно-исполнительную инспекцию по его новому месту жительства.

Статья 190. Ответственность условно осужденных

  • 1. При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание, уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного осуждения.
  • 2. В случае неисполнения условно осужденным указанных в части четвертой статьи 188 настоящего Кодекса требований, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности возложения на условно осужденного других обязанностей, начальник уголовно - исполнительной инспекции вносит в суд соответствующее представление.
  • 3. При наличии достаточных оснований уголовно-исполнительной инспекцией в суд направляется представление о продлении испытательного срока.
  • 4. В случае систематического или злостного неисполнения условно осужденным в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей либо если условно осужденный скрылся от контроля, начальник уголовно-исполнительной инспекции направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.
  • 5. Систематическим неисполнением обязанностей являются совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом.
  • 6. Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней.

В последние годы судебная практика развивается по пути расширения применения наказаний без изоляции от общества. Все шире начинают применяться виды наказаний, альтернативные лишению свободы. В этих условиях гуманизации законодательства все большую роль во всей пенитенциарной системе начинают играть уголовно-исполнительные инспекции (УИИ) территориальных органов уголовно-исполнительной системы Минюста России. В нашей республике функционирует 51 УИИ, т.е. в каждом районе РД. 7 мая это подразделение празднует свою 89-ю годовщину со дня образования. О функциях и задачах таких инспекций наш корреспондент попросил рассказать начальника Госучреждения «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция №1 УФСИН России по РД» Мейлана ЗАКЕРЯЕВА.

Итак, каковы функции уголовно-исполнительной инспекции?

В отличие от тех учреждений пенитенциарной системы, где граждане, осужденные судом, отбывают наказание в местах лишения заключения, уголовно-исполнительные инспекции занимаются организацией исполнения наказаний осужденных без лишения их свободы. Инспекции организуют работу с осужденными к лишению свободы условно с испытательным сроком, с осужденными к обязательным работам, с лишенными права занимать определенную профессию или заниматься той или иной деятельностью, а также работу с женщинами, имеющими отсрочку от лишения свободы до достижения их детьми возраста 14 лет.
Следует учитывать то обстоятельство, что результативность работы инспекций во многом зависит от уровня взаимодействия с различными органами и учреждениями.
В своей работе мы взаимодействуем с РОВД, с администрациями предприятий, органами местного самоуправления, прокуратурой, судами и общественными объединениями.

В чем заключается цель УИИ?

В профилактике повторной преступности, то есть создании условий, чтобы находящийся под контролем УИИ осужденный соблюдал все взятые на себя обязательства по некоторому ограничению личной свободы, скрупулезно соблюдал определенные обязанности и запреты, возложенные судом и инспекцией, то есть правила поведения в случае, когда суд назначил человеку наказание, не связанное с лишением свободы. Это, например, ограничение выезжать за пределы населенного пункта, посещение баров и ресторанов и т.д. Сотрудники УИИ ведут учет осужденных, контролируют их поведение по месту жительства, на работе. Инспекции участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними.
Нам приходится применять и своего рода карательные функции. Так, за нарушение порядка и неисполнение возложенных судом обязанностей и запретов осужденным по нашим предписаниям суд изменил меру наказания на более строгое – на этот раз связанное с лишением свободы. В то же время, так же по нашим рекомендациям, осужденным, осознавшим свою вину и неукоснительно выполнявшим правила поведения, суд отменил условное наказание и вообще снял судимость. Чем эффективнее будет работать служба исполнения наказаний без лишения свободы, тем меньше осужденных будет содержаться в исправительных учреждениях.

Каковы критерии оценки работы УИИ?

Главным критерием хорошей работы УИИ является отсутствие повторных преступлений наших подопечных. Если все же это случается, то причиной, прежде всего, является недостаточная профилактическая работа по предупреждению преступлений, слабый контроль за поведением осужденных по месту работы и жительства, за образом их жизни со стороны участковых уполномоченных милиции.
Работа сотрудников уголовно-исполнительной инспекции не менее важна, чем деятельность мест лишения свободы. Перспективы института уголовных наказаний без лишения свободы огромны. Изоляция преступника – превентивная мера, служащая цели ограждения от его посягательства законопослушных граждан. Со всех остальных точек зрения она плоха: с экономической – затратна, с общечеловеческой – жестока, с демографической – непродуктивна.

Существуют ли какие-то проблемы с трудоустройством осужденных к исправительным и обязательным работам, ведь рабочих мест едва хватает и для законопослушной части граждан?

Самая прозаичная проблема – отсутствие собственного помещения для инспекции. За последние четыре года мы сменили пять мест дислокации. Вот и сейчас занимаем помещение, принадлежащее милиции. Впрочем, это не главное. Нас больше волнует то, что на УИИ возложены задачи по исполнению наказания в виде обязательных, исправительных работ. Но рабочих мест хватает не всегда. Особенно это актуально в сельской местности. В связи с этим судьи стараются не назначать наказание в виде работ, а заменяют их условным сроком наказания.
Распоряжением главы г. Махачкалы ежегодно обновляется перечень муниципальных организаций и предприятий, где согласно законодательству для наших подопечных выделяются квотированные рабочие места. Осужденные направляются для отбывания наказания в эти организации. Как правило, заработная плата в этих организациях невысокая и выплачивается с задержками. Поэтому существует проблема с удержаниями из заработной платы осужденных установленного приговором суда процента.
К сожалению, имеют место случаи, когда осужденные не осознают оказанного судом доверия при вынесении приговора и легкомысленно относятся к порядку и условиям отбывания наказания. (Совершают новые административные и уголовные правонарушения). В 2007г. в период испытательного срока повторные преступления совершили 12 махачкалинцев.
Вызывает озабоченность ежегодное увеличение осужденных наркоманов. Для бесед с ними приглашаются сотрудники ДУМД, врачи РНД. Совместно с органами опеки и попечительства ПДН ОВД проводятся проверки за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания женщинами, которым реальное наказание отсрочено до достижения их ребенком 14-летнего возраста. Проводится работа по разъяснению норм права. Огромную профилактическую роль играют судебные процессы по возложению дополнительных обязанностей, продлению испытательного срока.
Однако, несмотря на проводимую работу, за злостные и систематические нарушения порядка и условий отбывания наказания в места лишения свободы за 2007 год направлен 61 осужденный, за первый квартал 2008 года – 10. Ежегодно эта цифра снижается, но, к сожалению, нет резких изменений в динамике.
Так, например, за нарушения, допущенные в период испытательного срока, а именно несоблюдение ограничений, возложенных судом, осужденному к 1 году 6 месяцам условного наказания Станиславу Ферзалиеву по представлению инспекции постановлением Советского райсуда условное осуждение было заменено на полтора года реального лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении.
Несовершеннолетнему Шамхалу Шамхалову, осужденному к 2 годам условно, за систематическое неисполнение возложенных судом обязанностей в октябре 2007 г. был продлен испытательный срок на три месяца. Однако Шамхалов должных выводов для себя не сделал, продолжал злостно нарушать порядки и запреты: не являлся на регистрацию в инспекцию, выезжал за пределы административного участка без разрешения и т.п., в связи с чем по представлению инспекции был лишен судом свободы на 3 года с отбыванием наказания в воспитательной колонии.
В нашей работе большую роль играют штатные психологи инспекции, эту должность ввели совсем недавно. У психолога инспекции Гульжаган Магомедовой много работы. Перечень ее обязанностей велик. Но без такого рода специалистов рассчитывать на положительное воздействие уголовно-исполнительных инспекций не приходится.

Практически в любом правовом государстве существуют исполнительные органы, призванные осуществлять наказания, предписанные в судебном порядке. В Российской Федерации эти функции выполняет уголовно-исполнительная инспекция. Специализированный орган также контролирует условно-освобожденных лиц и людей, отбывших срок в местах лишения свободы.

Правовая основа

Основной целью является предупреждение совершения преступлений. Для этого в государстве создаются специализированные органы (уголовно-исполнительные инспекции). Они исполняют наказания в отношении осужденных лиц, исключая их изоляцию от общества.

Законодательство в уголовно-исполнительной сфере призвано выполнять определенные задачи:

  • регулирование правопорядка, условий исполнения наказаний;
  • определение способов исправления осужденных людей;
  • охрана прав, интересов и свобод лиц, отбывающих заслуженное наказание;
  • оказание помощи осужденным в вопросе их социальной адаптации.

Вышеперечисленные задачи и цели прописаны в Уголовно-исполнительном кодексе (сокращенно УИК) РФ. Это главный документ в сферах уголовного, исполнительного законодательства.

Органы, исполняющие наказание

В 30-х годах прошлого столетия учреждения, которые исполняли наказания, установленные осужденным лицам без изоляции их от общества, были включены в систему МВД СССР. Деятельность уголовно-исполнительных инспекций(сокращенно УИИ) до 1999 года также определялась и контролировалась органами МВД. Такие учреждения были самостоятельными структурными подразделениями; в них работали сотрудники милиции. В начале 1999 года по Указу президента РФ уголовно-исполнительная система была передана в ведение Минюстиции России. Такая реформа была обоснована стремлением РФ стать равноправным членом международного сообщества. Сегодня уголовно-исполнительная инспекция России - это учреждение полифункционального типа, сочетающее в себе функции исполнения наказаний и использования уголовно-правовых мер. Ее деятельность направлена на предупреждение возможных правонарушений в будущем.

Уголовно-исполнительная система: структура

УИС РФ традиционно включала органы, которые осуществляли установленные осужденным лицам. Но наряду с ними функционировали и другие службы, которые отвечали за исполнение уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы. Действующие законодательные акты определяют структурные части уголовно-исполнительной системы РФ. Она включает:


По решению российского правительства, уголовно-исполнительная система может иметь дополнительные составляющие: следственные изоляторы, лечебные, проектные, образовательные и иные учреждения. В законодательных актах РФ прописаны службы, призванные осуществлять уголовные наказания. Сюда входит уголовно-исполнительная инспекция, производящая наказания без изоляции осужденных лиц от общества.

УИИ Москвы

В российской столице и ее областях имеются Управления При них действуют отделы УИИ. Адрес уголовно-исполнительной инспекции Управления федеральной службы исполнения наказаний по Москве: 127473, улица Селезневская, дом 24-26, с. 3. Городской телефон: 748-94-81 (код 499).

Задачи УИИ

  • Исполнение установленных наказаний в виде организации обязательных работ, лишение возможности занимать отдельные должности, осуществлять конкретную деятельность.
  • Контроль условно осужденных, которым в судебном порядке отсрочено отбывание установленного наказания.
  • Меры по предупреждению правонарушений лицами, которые поставлены в УИИ на учет.

Работа в уголовно-исполнительной инспекции имеет некоторые особенности. Данная служба призвана осуществлять наказания без изоляции лиц от общества, контролировать ранее судимых людей и препятствовать совершению правонарушения в будущем. При этом сотрудники УИИ должны действовать строго в соответствии с актами, приказами, инструкциями Министерства юстиции, Федеральной службы исполнения наказаний РФ (сокращение ФСИН).

Принцип работы

Управление уголовно-исполнительной инспекции - ФСИН по конкретной области. Ею осуществляется контроль деятельности органов, исполняющих установленное наказание. Сотрудники инспекции УИИ ежедневно сталкиваются с нарастающей проблемой - увеличивается количество пьющих. Все больше преступлений люди совершают, находясь в сильнейшем алкогольном опьянении. А в трезвом виде даже не понимают, как могли решиться на такой поступок. Поэтому главная задача сотрудников УИИ - осуществлять систематический контроль таких лиц, в частности, оценивать их психическое состояние. Специалисты инспекции признаются, что с такими людьми нужно уметь находить общий язык, а не демонстрировать свою власть над ними. Кроме того, работники УИИ осуществляют надзор за осужденными лицами, которые освобождены от принудительного отбывания наказания. Главная задача государственных органов в данном случае заключается в оказании помощи людям, ранее совершившим преступление, в вопросе их социальной адаптации.

Контроль осужденных

Уголовно-исполнительная инспекция - это служебный орган, на который возложены обязанности контроля осужденных лиц, освобожденных от наказания. С этой целью с ними проводятся запланированные исполнительными комитетами. Они организовываются по месту работы, учебы либо жительства освобожденного лица под контролем наблюдательной комиссии. Воспитательные процессы осуществляются общественными организациями (часто трудовыми коллективами). Осужденные, освобожденные от наказания за тяжкие преступления, контролируются представителями уголовно-исполнительной инспекции, которая наблюдает за ними в профилактических целях. УИИ также контролируют условно-освобожденных досрочно лиц на протяжении не отбытого ими срока наказания. Эта процедура осуществляется по месту проживания осужденных.

Превентивный надзор

Российский УИК обязывает уполномоченные органы проводить превентивный надзор за освобожденными лицами, которые отбыли срок наказания в местах лишения свободы. Такую процедуру производит уголовно-исполнительная инспекция для предупреждения преступлений в будущем со стороны данных лиц и для оказания им необходимой профилактической поддержки. При этом превентивный надзор проводится без унижения достоинства ранее осужденных лиц. Законодательство устанавливает определенный порядок выполнения данной процедуры:

  • Постановление суда об осуществлении превентивного надзора направляется в отдел УИИ по месту проживания лиц, отбывших срок в местах лишения свободы.
  • Сотрудники инспекции предупреждают освобождаемого об ответственности за несоблюдение требований установленного в отношении его превентивного надзора и о последствиях уклонения от данной процедуры.
  • Если поднадзорный не пребывает в назначенный срок в избранное место жительство, УИИ объявляет его в розыск.

Работники уголовно-исполнительной инспекции в обязательном порядке осуществляют систематический контроль лиц, в отношении которых действует превентивный надзор.

Средства надзора и контроля

Каждый день уголовно-исполнительной инспекции начинается с контроля осужденных (освобожденных) лиц. В своей работе сотрудники УИИ используют электронные способы надзора и контроля. К ним относятся технические средства, применяемые государственными органами при осуществлении контроля при домашнем аресте; в случаях осуществления наказания в виде лишения свободы. Мониторинг в электронной форме подконтрольных лиц подразумевает использование следующего оборудования:

  • стационарные контрольные устройства (СКУ);
  • мобильные контрольные приборы (МКУ);
  • электронный браслет - ЭБ.

СКУ используются для непрерывного круглосуточного контроля присутствия на установленной территории определенных лиц. Прибор также подает сигналы, если подконтрольный предпринимает попытки избавиться от электронного браслета. МКУ - это электронное устройство, которое необходимо носить вместе с ЭБ. Оно позволяет отслеживать местонахождение осужденного по спутниковой системе GPS или ГЛОНАС.

День уголовно-исполнительной инспекции

Эффективное использование наказаний, которые являются альтернативой лишению свободы, по отношению к лицам, совершившим преступления средней степени тяжести, помогают защитить социум от преступника и снижают уровень общественной криминализации. Для эффективного контроля сотрудники УИИ применяют аудиовизуальные, электронные, технические средства наблюдения за осужденными. В практику внедряются программы по психологической личностной коррекции. Работа в УИИ ответственная, требует внимания, сопряжена с риском. Ежегодно 7 мая в Российской Федерации отмечается День уголовно-исполнительной инспекции. Это праздник сотрудников УИИ. Уголовно-исполнительная система постоянно развивается и совершенствуется. В своей работе она взаимодействует со службами МВД РФ, отделами судебных приставов и другими силовыми структурами. Деятельность УИИ также поддерживается руководителями районов, администрацией муниципальных образований. Это обеспечивает отлаженную работу уголовно-исполнительных инспекций, способствует их приближенности к потребностям общественного развития и международным стандартам.

Адреса Управлений исполнения наказаний (Москва)

  1. ФСИН России: улица Житная, дом 14.
  2. Уголовно-исполнительная инспекция (Ф-л 3): шоссе Ярославское, дом 49.
  3. Управление ФСИН по Москве (Отдел спецназначения «Сатурн»): улица Нарвская, дом 15 а.
  4. Федеральное казенное учреждение Уголовно-исполнительная инспекция (Москва) при ФСИН России: улица Селезневская, дом 26.
  5. Отдел улица Мантулинская, дом 24.
  6. Приемная ФСИН по России: улица Садовая-Сухаревская, 11.
  7. Уголовно-исполнительная инспекция (Филиал 22): улица Свободы, дом 11, корпус 1.
  8. Управление ФСИН по Москве: улица Нарвская, дом 15 а.
  9. Уголовно-исполнительная инспекция (Филиал 15): шоссе Ярославское, дом 77/2.
  10. Управление ФСИН по Московской области: улица дом 65.
  11. УИИ (Филиал 1): проспект Ясный, дом 24а.
  12. Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция 17-18: проспект Новоясеневский, дом 25.
  13. ФСИН (Филиал 8): улица Институтская, дом 3-я, корпус 2.
  14. ФКУ уголовно-исполнительной инспекции ФСИН России по Москве (Филиалы 19, 20, 21): улица Пырьева, дом 4, корпус 3.
  15. Управление по конвоированию при Управлении ФСИН Москвы: улица Чагинская, дом 12.

После вступления приговора по уголовному делу в законную силу начинается его исполнение. И даже в той ситуации, когда осужденному судом не назначается реальное лишение свободы в виде наказания, его жизнь остается под строгим контролем специального органа.

В России этим органом является уголовно-исполнительная инспекция. Чем занимается уголовно-исполнительная инспекция? Круг ее полномочий строго регламентирован Уголовно-исполнительным Кодексом страны.

Инспектор уголовно-исполнительной инспекции осуществляет контроль, как за осужденными, приговоренными к альтернативным реальной изоляции наказаниям, так и к тем, кто уже вышел из тюрьмы, но остается под надзором государства.

Что такое уголовно-исполнительная инспекция? Уголовно-исполнительная инспекция является подразделением Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции страны (ФСИН).

Сегодня в стране функционирует около 2500 исполнительных инспекций по уголовным делам, которые разделяются на основании территориального признака.

Отбывать наказание, не связанное с лишением свободы, необходимо по месту жительства осужденного.

Когда осужденный получает реальный срок, при исполнении приговора его копия направляется в СИЗО, где он содержится. Уже в изоляторе решается вопрос о дальнейшем распределении преступников по колониям и отправка их по этапу.

Когда же осужденный по приговору получает, к примеру, обязательные или исправительные работы, условное осуждение или иные виды наказания, копия приговора после вступления его в законную силу отправляется в УИИ.

Предварительно в день оглашения приговора осужденный заполняет в суде обязательство о явке в УИИ, которое позже вместе с копией приговора поступает к инспектору УИИ.

Инспекция занимается контролем за отбыванием следующих видов наказаний:

Кроме того, инспекция по уголовным делам отслеживает судьбу тех, кто только освободился и начал адаптироваться к реальной жизни.

Как только приговор обретает законную силу, осужденному необходимо совершить явку в УИИ. Там инспектор, ответственный за данного осужденного, поставит его на учет.

Новоиспеченному преступнику придется заполнить на месте анкету или еще несколько документов, которые впоследствии будут сформированы в личное дело.

Инспекция выполняет, как контрольные и надзорные функции, так и воспитательные. Смысл ее работы заключается не только в том, чтобы следить за исполнением наказания, но и положительно влиять на осужденного, снижая вероятность наступления рецидивов.

Инспекция имеет право ходатайствовать в суде о замене назначенного наказания более строгим.

Такая практика применяется при нарушении осужденным режима исполнения наказания. Происходит это довольно просто. Инспектор УИИ подает в суд представление о замене наказания на реальное лишение свободы. Суд вызывает все стороны для разбирательства.

Инспектор в процессе осуществляет функции обвинения, в то время как прокурор защищает права осужденного.

Если виновное лицо не сможет представить доказательства уважительности своих прогулов или иных нарушений, судья может вынести постановление об удовлетворении представления.

Основные обязанности уголовной инспекции:

Кроме обязанностей, УИИ предоставлен определенный перечень прав:

  • Проведение профилактических бесед с осужденными;
  • Выяснение причин нарушений в отбывании наказаний;
  • Разъяснение правил отбывания наказаний;
  • Посещение осужденных по месту их жительства для контроля за их образом жизни;
  • Вынесение постановлений о приводе тех осужденных, кто уклоняется от явки;
  • Контролировать перечисление финансовых средств в бюджеты от исполнения наказания и др.

Перечень прав и обязанностей сотрудников УИИ намного шире, чем представленный выше список. Далее рассмотрим полномочия инспекции в разрезе отдельных видов уголовных наказаний.

Основные полномочия УИИ в разрезе уголовных деяний

Инспектор уголовно-исполнительной инспекции контролирует все сферы жизни осужденного: его поведение в свободное время, образ жизни, исполнение трудовых обязанностей по основному месту работы и дополнительному, назначенному судом.

В зависимости от конкретного вида назначенного наказания особенности функционирования УИИ также меняются.

Условное назначение наказания отличается от реального тем, что виновное лицо не изолируется от общества. Но при этом его обычная жизнь терпит серьезные изменения, за соблюдением которых будет наблюдать УИИ.

Сам алгоритм исполнения условного наказания инспекцией выглядит следующим образом:

Инспекция в рамках исполнительной деятельности контролирует образ жизни осужденного, опрашивает его соседей и делает запросы в ГУ МВД о наличии административных правонарушений, совершенных в период отбывания наказания.

Обязательные работы предполагает отбыванием дополнительных трудовых обязанностей осужденным помимо его основного места работы. Инспекция решает, в какую организацию будет направлен осужденный для исполнения назначенного судом наказания.

Список организаций, в которых работают осужденные, определяется инспекцией раз в год совместно с администрацией города.

Начинается контроль за исполнение обязательных работ также, как и при уловном осуждении. Необходима явка виновного по уголовному делу лица в УИИ, где ему будут разъяснены его права и обязанности. Он на руки получает предписание о явке в конкретную организацию с указанием точного времени.

Отбывать обязательные работы осужденный может только от 2 до 4 часов в день.

Производить свой контроль сотрудники УИИ будут, в том числе, и через ту организацию, где будет числиться осужденный. При неуважительных прогулах инспектор обязан провести беседу с осужденным.

Если она не привела к положительным результатам, скорее всего сотрудник УИИ обратиться в суд с ходатайством о замене наказания на реальное лишение свободы.

Исправительные работы можно по закону отбывать на основном месте труда или в другой организации, которая будет назначена УИИ.

Самое главное, это чтобы с того предприятия, на котором работы отбываются, в бюджет ежемесячно перечислялись определенные судом суммы с дохода осужденного.

Размер взыскиваемой в бюджет суммы с дохода от исправительных работ не должен превышать 20%.

Инспектор в рамках контроля за исполнением наказания в виде исправительных работ осуществляет следующие полномочия:

  • Следит за поступлением квитанций из бухгалтерии об удержании выплат в бюджет;
  • Ведет табель учета рабочего времени осужденного;
  • Следит за соблюдением осужденным правил исполнения наказания;
  • Контролирует соблюдение прав трудящегося на предприятии.

Чаще всего для исправительных или обязательных работ избираются занятия по озеленению и ремонту дворов, уборке придомовых территорий. Чаще всего суды назначают размер в виде 5% отчислений от дохода осужденного в бюджет.

При ограничении свободы для осужденного устанавливаются строгие рамки его жизни, за соблюдением которых следит УИИ совместно с органами полиции.

К тем, кто находится под домашним арестом, применяются особо строгие условия содержания . Им запрещено покидать квартиру, общаться с подельниками. Часто на такие субъекты вешают электронный браслет, который в случае нарушений режима подает сигнал инспектору.

Когда осужденный, имеющий браслет, совершает попытку бегства, инспектор об этом оповещается . Он обязан немедленно выехать в квартиру осужденного и осуществить его поиск. Если место его нахождения остается неустановленным в течение 24 решается вопрос об объявлении его в розыск.

УИИ хоть и обязана контролировать поведение осужденного и исполнение им наказания, она прежде всего должна действовать в рамках вверенных ей полномочий и не допускать нарушения прав фигурантов уголовного дела. Действия инспектора УИИ могут быть обжалованы осужденным.

Чаще всего на 2020 год сотрудниками инспекции совершаются следующие виды нарушений:

Подать жалобу на действия или бездействия инспектора уголовно-исполнительной инспекции необходимо в районную прокуратуру.

В жалобе, адресованной в прокуратуру, следует детально расписать имеющиеся нарушения с ссылкой на нормативные нормы, которые предусматривают обязанность их исполнения инспектором. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней, в рамках чего проводится проверка.

Осужденным крайне не рекомендуется допускать нарушения правил исполнения наказания. Суды очень часто удовлетворяют ходатайства УИИ о замене наказания на реальный срок лишения свободы. При отбывании лишения свободы значительно увеличивается срок погашения судимости после освобождения осужденного.

Уголовно-исполнительная инспекция действует в системе органов уголовного права страны, совмещая в себе функции надзорного контроля за исполнением наказания, обеспечением общественной безопасности с отслеживанием соблюдения защиты прав самих осужденных.

Лица же, признанные по суду виновными в уголовном деле, должны следовать рекомендациям УИИ и соблюдать все установленные правила. Ведь от действий УИИ зависит дальнейшая судьба их приговора.

Согласно п. 1 Положения «Об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. – УИ инспекции являются учреждениями, исполняющими в соответствии с УИ законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества.

Инспекции в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, ФЗ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами и указанным Положением.

Порядок создания инспекции, их организационно-правового статуса устанавливается Министерством юстиции РФ.

Основными задачами инспекций являются:

а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ;

б) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено;

в) предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях;

В своей работе инспекции взаимодействуют с подразделениями органов внутренних дел, администрацией предприятий, учреждений и организаций, в которых работают осужденные, органами местного самоуправления, прокуратуры, судами и общественными объединениями.

Порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками инспекций регулируются ФЗ от 30 ноября 2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На инспекции возлагаются следующие основные обязанности:

а) ведение учета осужденных;

б) разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказаний;

в) организация и проведение воспитательной работы с осужденными к ограничению свободы, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительным работам;

г) согласование с органами местного самоуправления объектов для отбывания обязательных работ осужденными;

д) согласование предложений органов местного самоуправления о местах, в которых осужденными отбываются исправительные работы;

е) контроль за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных судом и инспекцией;

ж) согласование с администрацией организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, вопроса о предоставлении им ежегодного оплачиваемого отпуска;

з) проведение первоначальных мероприятий по розыску условно осужденных, осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено, и осужденных к исправительным работам;

и) внесение в суды в установленном порядке представлений по вопросам дальнейшего отбывания осужденными наказания и освобождения от наказаний;

к) выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными повторных преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины, и принятие мер по их устранению;

л) внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отмене полностью или частично либо дополнении ранее установленных обязанностей для условно осужденных, а также о продлении испытательного срока;

м) внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отмене частично либо о дополнении ранее установленных осужденному к наказанию в виде ограничения свободы ограничений, а также о замене осужденному, уклоняющемуся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.

К основным правам инспекций относятся:

а) вызывать осужденных для разъяснения порядка и условий отбывания наказания, проведения профилактических бесед, выяснения вопросов, возникающих в процессе отбывания наказания, и причин допущенных нарушений порядка и условий отбывания наказания;

б) выносить постановления об установлении обязанности для осужденных к исправительным работам до двух раз в месяц являться в инспекцию для регистрации;

в) посещать осужденных по месту их нахождения, включая место жительства и работы, с целью контроля за поведением, соблюдением ими установленных обязанностей и запретов;

г) выносить в установленном порядке постановления о приводе осужденных, состоящих на учете в инспекции и не являющихся по вызову в инспекцию без уважительных причин;

д) проверять исполнение требований приговоров судов администрацией организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным;

е) контролировать правильность и своевременность перечисления финансовых средств в соответствующий бюджет администрациями организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, и привлекать к осуществлению контроля финансовые и налоговые органы;

ж) запрашивать от администрации организаций, в которых работают осужденные, документы о проведенной работе с осужденными, их поведении, отношении к труду, принятых к ним мерах поощрения и взыскания, а также сведения об отработанном осужденными времени;

з) обращаться в органы местного самоуправления и прокуратуры, суды и организации для решения вопросов, связанных с исполнением наказаний;

и) выдавать разрешения осужденным к исправительным работам на увольнение с работы по собственному желанию в период отбывания наказания;

к) применять предусмотренные законом меры поощрения и взыскания к осужденным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы;

л) в установленном порядке использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы.

studopedia.ru

Многие из нас не знают, что представляет собой уголовно-исполнительная инспекция – знакомство с этим подразделением Управления Федеральной Службы Исполнения Наказаний всегда связано с осуждением по уголовному делу. По этой причине законопослушным гражданам процедура отбывания наказания, которую осуществляют сотрудники инспекции, неведома. В то же время, у добропорядочных граждан могут быть родственники, знакомые, которые однажды приступили закон и, вероятно, очень жалеют об этом. Для этой аудитории, а также для осужденных, которым суд определил любое наказание, кроме лишения свободы, мы расскажем о порядке отбывания, об их правах и обязанностях, а также о полномочиях УИИ.

Уголовно-исполнительная инспекция (УИИ) – характер работы, полномочия

УИИ надзирает за исполнением наказания, не связанного с изоляцией от общества. Так, если лицу назначается лишение свободы с отбыванием в колонии, приговор направляется в СИЗО, где содержится осужденный, после чего администрация учреждения самостоятельно определяет, в какой именно город, район, в какую колонию направить лицо для отбывания наказания.

Если назначено наказание, не связанное с лишением свободы, приговор суда (как мирового, так и районного, а также после апелляционного рассмотрения в областных судах) должен быть направлен в уголовно-исполнительную инспекцию в течение трех дней со дня вступления в силу, для исполнения.

УИИ надзирает за отбыванием наказания в виде:

  • условного осуждения;
  • обязательных работ;
  • исправительных работ;
  • ограничения свободы;
  • запрета заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности (работа инспекции по данному направлению сводится к отслеживанию трудоустройства осужденного).

В городе может быть несколько инспекций. В основном, их разделение происходит по районам, округам. Например, в Москве около 30 инспекций, в Саратове – 7, в Калуге – один отдел УИИ. Осужденный отбывает наказание по месту своего постоянного жительства, обычно этот адрес указан в приговоре, при оглашении которого судья подробно разъясняет, что нужно делать осужденному, с чего начать. Так, процедура отбывания наказания всегда начинается с визита в инспекцию, где делается отметка о посещении, заводится личное дело, заполняется анкета, паспортные данные и т.д. С этого дня осужденное лицо считается «состоящим на учете в УИИ».

Полномочия инспекторов по отношению к состоящим на учете гражданам довольно обширны. Инспекция может как поощрить осужденного, так и добиться через суд замены лояльного наказания лишением свободы - закон позволяет это даже в том случае, когда статьей УК РФ не было предусмотрено такого сурового наказания.

Рассмотрим нюансы отбывания разных видов наказания и соответствующие полномочия органа УФСИН.

Условное осуждение под контролем УИИ

Условно осужденными считаются те, кому судом назначен испытательный срок, в течение которого нужно доказать свое исправление, вести себя безупречно. Если будут зафиксированы нарушения в процессе исполнения приговора, инспекция правомочна инициировать вопрос о замене наказания на реальное.

Процедура привлечения условно осужденного к отбыванию следующая:

  1. После получения копии приговора из суда инспектор выезжает по адресу проживания гражданина, вручает ему извещение о явке в инспекцию для постановки на учет, разъясняет его права и обязанности.
  2. В день явки осужденному разъясняют условия отбывания наказания, он расписывается об этом в специальном бланке, где также содержится предупреждение о последствиях несоблюдения порядка отбывания.
  3. На осужденного могут быть возложены судом обязанности (такое часто применяется) в виде:
    • нахождения дома в ночное время с указанием временного промежутка (например, с 22 часов до 6 утра);
    • трудоустроиться;
    • продолжить обучение;
    • не менять место жительства без разрешения инспекции;
    • не выезжать за пределы города, области и т.д.

    Эти обязанности могут быть определены как в совокупности (сразу несколько), так и по одной. Осужденному разъясняются условия соблюдения запретов и напоминают, что они могут быть как отменены (в части или все сразу), так и дополнены новыми, в зависимости от поведения.

  4. Осужденный обязан регистрироваться не менее чем один раз в месяц у надзирающего за ним инспектора. Дни явки определяются индивидуально, обычно это с 1 по 10 число каждого месяца. Инспектор может обязать осужденного регистрироваться и 2, и 3 раза в месяц – все зависит от личности осужденного, выводов психолога о вероятности совершения им повторного преступления.
  5. Работа психолога инспекции (не во всех УИИ имеется такая должность) заключается в беседе с осужденным, по итогам которой составляется его психологический портрет, делается вывод о склонности к криминальной деятельности, даются рекомендации поведения и т.д. Эти результаты используются инспекторами в работе.

Инспекция проверяет условно осужденного по месту жительства совместно с участковым (примерно один раз в квартал), контролирует его поведение путем направления запросов в ИЦ УВД с целью установления фактов привлечения к административной, уголовной ответственности, ведет профилактическую работу (интересуется образом жизни, досугом осужденного, опрашивает соседей, родственников, работодателей по вопросам характеристики состоящего на учете гражданина).

В период испытательного срока осужденному запрещено:

1. игнорировать извещения о явке – если не приходить в инспекцию и скрываться от контроля, будут предприняты розыскные меры. Если не удалось установить место нахождение осужденного, инспектор объявляет его сначала в местный, а потом и в федеральный розыск – в этом случае, как и в отношении скрывающихся от следствия обвиняемых будет избрана мера пресечения на срок до 30 дней до решения вопроса о замене условного наказания реальным.

Пример №1 . Соловьеву А.К., осужденному впервые за преступление средней тяжести, суд определил 1 год лишения свободы с испытательным сроком 2 года, то есть условно. Это означает, если Соловьев 2 года со дня вступления в силу приговора будет вести себя идеально и соблюдать все обязанности, то этим наказание и ограничится. Соловьев А.К. по месту жительства проживать перестал, на звонки не отвечал, от инспекции скрылся, по извещениям не приходил. Его задержали в рамках объявленного розыска, суд определил ему 30 суток ареста до замены наказания реальным. За это время инспекция направила в суд представление об отмене условного осуждения, которое было признано обоснованным, Соловьев А.К. направился в колонию-поселение отбывать 1 год лишения свободы.

2. допускать нарушения общественного порядка, за которые привлекли к административной ответственности. Если таких правонарушений будет два в календарном году, инспекция, как и в предыдущем случае, вправе обратиться в суд с аналогичным представлением. Если осужденным совершено одно правонарушение, сразу отменять условное осуждение нельзя – будет только письменное предупреждение и, возможно, продление испытательного срока (не более чем на 1 год), возложение дополнительных обязанностей. Эти вопросы тоже решаются судом по инициативе инспектора.

Отметим, что административные правонарушения, не связанные с нарушением общественного порядка, не являются основанием для ужесточения условий отбывания наказания, продления испытательного срока и т.д. Во внимание берутся только такие действия осужденного, которые были направлены против общества, публичны (например, распитие спиртного или появление в пьяном виде в общественных местах).

3. не соблюдать обязанности, возложенные судом. После первого нарушения инспекция обязана письменно предупредить осужденного о возможной отмене условного осуждения, после второго – направить в суд представление о направлении осужденного в места лишения свободы.

Пример №2 . Репин Г.Р. был осужден за совершение грабежа к условной мере наказания. Репин совершил тяжкое преступления, но при этом он возместил вред потерпевшему, признал вину, суд счел возможным назначить ему меру наказания условно с возложением сразу несколько обязанностей: не менять место жительства, находиться дома в ночное время с 22 часов до 7 утра, не посещать места массового отдыха. Инспекция несколько раз проверяла Репина по месту жительства после 22 часов, однако по адресу Репин не находился, его родственники сообщили, что он ушел в неизвестном направлении. Репину было объявлено письменное предупреждение, которое он проигнорировал и продолжил нарушать свои обязанности, установленные судом. Впоследствии суд заменил ему условный срок на 2 года лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

4. не совершать повторного преступления – в этом случае при вынесении нового приговора оба наказания будут сложены, гражданин направится в колонию.

Контроль инспекции за отбыванием общественных (обязательных) работ

По согласованию с администрацией города ежегодно определяются организации (в основном, муниципальные), куда осужденные направляются инспекцией для отбывания наказания в виде обязательных работ.

Постановка на учет осужденного так же, как и при условном осуждении, начинается с разъяснения инспекцией прав и обязанностей, определения количества часов, которые будет отрабатывать гражданин (от 2 до 4 часов в день). Сотрудник УИИ выдает осужденному предписание, в котором указана дата необходимой явки в организацию, адрес и телефон. Контроль за отбыванием этого вида наказания ведется инспектором посредством проверок с выездом на место работы, опроса работодателя или руководителя, телефонных звонков, посещения по месту жительства совместно с участковым.

При отбывании обязательных работ состоящим на учете лицам запрещено:

  • игнорировать извещения о явке, направления отработку – тогда осужденный будет считаться не приступившим к отбыванию наказания, что влечет последующую отмену обязательных работ и определение судом другого, более жесткого наказания;
  • приходить на отработку в состоянии опьянения, прогуливать (администрация организации немедленно информирует о таких обстоятельствах инспекцию). Если сотрудник УИИ установит 2 и более нарушения в течение одного месяца, в суд направляется представление о замене обязательных работ лишением свободы (8 часов неотбытого наказания равны одному дню лишения свободы в колонии).

Примечательно, что у осужденных к данному виду наказания нет обязанности не допускать административные правонарушения против общественного порядка – получается, за это заменить наказание инспекция не вправе. Сотрудник УИИ проведет с нарушителем беседу профилактического характера, возьмет объяснение, не более.

Исправительные работы

Привлечение осужденных к исправительному труду тоже является обязанностью инспекции, которая информирует гражданина о необходимости явиться и заполнить анкету, расписаться в подписке о разъяснении условий отбывания. Гражданин, уже имеющий постоянное место работы, может с согласия инспекции отбывать наказание там же, то есть просто продолжать трудиться на своей должности т отчислять часть заработка в доход государства. Уголовно-исполнительная инспекция контролирует работодателя на предмет правильного исчисления суммы, подлежащей удержанию. Бухгалтерией организации ежемесячно предоставляются квитанции, подтверждающие факт удержаний из зарплаты процента, установленного приговором (до 20 % от ежемесячной зарплаты).

При отбывании наказания осужденному запрещено:

  • скрываться от инспекции, игнорировать извещения, не являться по вызовам;
  • пропускать без уважительной причины даже один рабочий день;
  • опаздывать на работу, допускать другие нарушения трудовой дисциплины;
  • беспричинно отказываться от определенного варианта предлагаемой работы.

Инспекция обязана контролировать не только отсутствие нарушений порядка и условий отбывания наказания, но и соблюдение прав осужденного. Так, отбывающему работы обязаны предоставлять больничный и отпуск, как и для обычных граждан.

Участие инспекции в контроле за отбыванием ограничения свободы и содержанием обвиняемых под домашним арестом

Ограничение свободы заключается в установлении осужденному довольно жестких запретов, контроль за соблюдением которых ведется инспекцией в тесном контакте с полицией. Этими ведомствами специально планируется совместная ночная проверка сразу несколько десятков осужденных (например, на праздниках, в кафе, в ресторанах, кинотеатрах). Для удобства у полицейских имеются ориентировки с фотографиями тех, кого нужно проконтролировать.

Что касается домашнего ареста, здесь инспектор не только следит за нахождением обвиняемого в ограниченном пространстве и соблюдением им запрета общения с фигурантами по делу, но и осуществляет его доставку в суд, к следователю, для проверки показаний на месте и т.д.

Чтобы эффективно отслеживать поведение таких лиц, им устанавливается электронный браслет. В случае нарушения со стороны подконтрольного, инспектор будет оповещен сигналом специального оборудования, после чего он обязан осуществить выезд по месту нахождения нарушителя. После проведения проверки, если факт нарушения ограничений есть или если человек скрылся в неизвестном направлении, в течение 24 часов решается вопрос об объявлении в розыск, изменении меры пресечения на заключение под стражу.

Когда вы не согласны с действиями инспекции

Деятельность УИИ контролируется следующими нормами Уголовным и Уголовно-исполнительным Кодексами, Приказами УФСИН, совместным Приказом УФСИН и МВД. Надзирает за работой уголовно-исполнительной инспекцией прокуратура района, именно сюда можно направить жалобу, когда права осужденного нарушены. Например, инспекция не вправе:

  • проверять осужденного в ночное время (исключения составляют ситуации, когда приговором суда установлен запрет покидать жилище в ночные часы);
  • требовать от осужденного исполнения обязанностей, которые не предусмотрены приговором или постановлением суда;
  • принуждать к работе лиц, страдающих заболеваниями, препятствующими отбыванию наказания. Так, например, гражданин с инвалидностью, исключающей труд, не может быть направлен в организации для отбывания обязательных или исправительных работ;
  • ограничивать разрешенные судом действия обвиняемого или подозреваемого, находящихся под домашним арестом. Например, постановлением суда обвиняемому разрешены прогулки в радиусе одного км вокруг дома с 10 до 11 утра. Инспекция не вправе фиксировать данные о выходе из дома, полученные с помощью электронного браслета, как нарушение, если временной промежуток соблюдается;
  • разглашать личные сведения осужденного, ставшие известными вследствие рабочего контакта с ним;
  • отказывать в приеме заявлений, ходатайств, немотивированно отказывать в перемене места жительства (например, когда такая необходимость у осужденного лица возникла в связи с состоянием здоровья, семейными обстоятельствами);
  • контролировать уплату штрафа осужденным – этими вопросами занимаются судебные приставы.

Если ваши права нарушены, вы можете воспользоваться образцом заявления, адресованного в прокуратуру (пояснения выделены синим цветом):

В прокуратуру Лесного района г. Самары
осужденного Петрова Е.Г. 1984 г.р.,
состоящего на учете в ФКУ УИИ УФСИН России
по Самарской области с 01.02.2017
по приговору Лесного районного суда
г. Самары от 20.01.2017 по ч. 3 ст. 160 УК РФ
к 1 году лишения свободы условно,
с испытательным сроком 2 года
(если известны полные данные осуждения, лучше их все указать)
Тел. 8920000000

ЖАЛОБА
На действия инспектора УИИ Афанасьева П.Р.

Прошу провести проверку деятельности УИИ УФСИН России по Самарской области в связи с нарушениями уголовно-исполнительного законодательства.

Приговором суда мне был определен условный срок, с возложением обязанностей приходить в инспекцию на регистрацию 1 раз в месяц. При этом обязанности не покидать место жительство и не выезжать за пределы г. Самары мне определено не было.

В апреле 2017 года я не мог придти на регистрацию в инспекцию, о чем уведомил лично инспектора Афанасьева П.Р. Причиной неявки стала моя срочная и длительная (более месяца) командировка в г. Владивосток. Инспектор разъяснил, что никаких дополнительных документов мне предоставлять не нужно, что он в устном порядке принял от меня информацию о невозможности пройти регистрацию в апреле.

На самом деле в действиях инспектора есть нарушения: он обязан был взять объяснение осужденного в письменном виде, запросив подтверждающие командировку документы.

По возвращении из командировки 06.05.2017, я прошел очередную регистрацию в инспекции, при этом Афанасьевым П.Р. мне было объявлено письменное предупреждение об отмене условного осуждения. Как пояснил Афанасьев П.Р., поскольку я не явился на регистрацию в апреле, ему нужно формально соблюсти порядок и расценить пропуск как нарушение. Ознакомившись с уголовно-исполнительным законодательством, считаю, что мои права ущемлены, поскольку предупреждение объявляется за допущенное нарушение условий отбывания наказания, чего в моих действиях не было, нарушителем исполнения приговора я не являюсь.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 187, 188, 190 УИК РФ,

Провести проверку действий инспектора УИИ УФСИН России по Самарской области Афанасьева П.Р. по контролю за отбыванием условного осуждения мною, то есть Петрова Е.Г.

Внести представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в адрес руководителя УИИ УФСИН России по Самарской области, привлечь виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Отменить объявленное мне письменное предупреждение о замене наказания от 06.05.2017 как незаконное, необоснованное.

Приложение: копия предупреждения, документы, фактически подтверждающие поездку в г. Владивосток, копия приговора.

Прокуратурой района жалоба такого рода рассматривается в срок до 30 суток. Как правила, проводится тщательная проверка, по итогам которой виновные в допущенных нарушениях должностные лица УИИ привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Вместе с тем, и осужденным следует стараться не допускать нарушений, влекущих за собой неблагоприятные последствия в виде замены наказания. Для сравнения: после отбытия условного осуждения без нарушений судимость считается сразу же погашенной; после отбытия исправительных или обязательных работ судимость погашается в течение года; после отбытия реального лишения свободы судимость может быть погашена только через 3-10 лет, в зависимости от тяжести. Кроме того, при безупречном поведении инспекция может поддержать ходатайство о досрочной отмене условного осуждении и досрочном снятии судимости.

juresovet.ru

Практически в любом правовом государстве существуют исполнительные органы, призванные осуществлять наказания, предписанные в судебном порядке. В Российской Федерации эти функции выполняет уголовно-исполнительная инспекция. Специализированный орган также контролирует условно-освобожденных лиц и людей, отбывших срок в местах лишения свободы.

Правовая основа

Основной целью Министерства внутренних дел России является предупреждение совершения преступлений. Для этого в государстве создаются специализированные органы (уголовно-исполнительные инспекции). Они исполняют наказания в отношении осужденных лиц, исключая их изоляцию от общества.

Законодательство в уголовно-исполнительной сфере призвано выполнять определенные задачи:

  • регулирование правопорядка, условий исполнения наказаний;
  • определение способов исправления осужденных людей;
  • охрана прав, интересов и свобод лиц, отбывающих заслуженное наказание;
  • оказание помощи осужденным в вопросе их социальной адаптации.

Вышеперечисленные задачи и цели прописаны в Уголовно-исполнительном кодексе (сокращенно УИК) РФ. Это главный документ в сферах уголовного, исполнительного законодательства.

Органы, исполняющие наказание

В 30-х годах прошлого столетия учреждения, которые исполняли наказания, установленные осужденным лицам без изоляции их от общества, были включены в систему МВД СССР. Деятельность уголовно-исполнительных инспекций (сокращенно УИИ) до 1999 года также определялась и контролировалась органами МВД. Такие учреждения были самостоятельными структурными подразделениями; в них работали сотрудники милиции. В начале 1999 года по Указу президента РФ уголовно-исполнительная система была передана в ведение Минюстиции России. Такая реформа была обоснована стремлением РФ стать равноправным членом международного сообщества. Сегодня уголовно-исполнительная инспекция России – это учреждение полифункционального типа, сочетающее в себе функции исполнения наказаний и использования уголовно-правовых мер. Ее деятельность направлена на предупреждение возможных правонарушений в будущем.

Уголовно-исполнительная система: структура

УИС РФ традиционно включала органы, исправительные учреждения, которые осуществляли уголовное наказание, установленные осужденным лицам. Но наряду с ними функционировали и другие службы, которые отвечали за исполнение уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы. Действующие законодательные акты определяют структурные части уголовно-исполнительной системы РФ. Она включает:

  • учреждения, которые исполняют наказания;
  • органы территориального назначения;
  • федеральные органы, уполномоченные в вопросах исполнения наказаний.

По решению российского правительства, уголовно-исполнительная система может иметь дополнительные составляющие: следственные изоляторы, лечебные, проектные, образовательные и иные учреждения. В законодательных актах РФ прописаны службы, призванные осуществлять уголовные наказания. Сюда входит уголовно-исполнительная инспекция, производящая наказания без изоляции осужденных лиц от общества.

УИИ Москвы

В российской столице и ее областях имеются Управления федеральной службы исполнения наказаний. При них действуют отделы УИИ. Адрес уголовно-исполнительной инспекции Управления федеральной службы исполнения наказаний по Москве: 127473, улица Селезневская, дом 24–26, с. 3. Городской телефон: 748–94–81 (код 499).

Задачи УИИ

  • Исполнение установленных наказаний в виде организации обязательных работ, лишение возможности занимать отдельные должности, осуществлять конкретную деятельность.
  • Контроль условно осужденных, которым в судебном порядке отсрочено отбывание установленного наказания.
  • Меры по предупреждению правонарушений лицами, которые поставлены в УИИ на учет.

Работа в уголовно-исполнительной инспекции имеет некоторые особенности. Данная служба призвана осуществлять наказания без изоляции лиц от общества, контролировать ранее судимых людей и препятствовать совершению правонарушения в будущем. При этом сотрудники УИИ должны действовать строго в соответствии с актами, приказами, инструкциями Министерства юстиции, Федеральной службы исполнения наказаний РФ (сокращение ФСИН).

Принцип работы

Управление уголовно-исполнительной инспекции – ФСИН по конкретной области. Ею осуществляется контроль деятельности органов, исполняющих установленное наказание. Сотрудники инспекции УИИ ежедневно сталкиваются с нарастающей проблемой – увеличивается количество пьющих. Все больше преступлений люди совершают, находясь в сильнейшем алкогольном опьянении. А в трезвом виде даже не понимают, как могли решиться на такой поступок. Поэтому главная задача сотрудников УИИ – осуществлять систематический контроль таких лиц, в частности, оценивать их психическое состояние. Специалисты инспекции признаются, что с такими людьми нужно уметь находить общий язык, а не демонстрировать свою власть над ними. Кроме того, работники УИИ осуществляют надзор за осужденными лицами, которые освобождены от принудительного отбывания наказания. Главная задача государственных органов в данном случае заключается в оказании помощи людям, ранее совершившим преступление, в вопросе их социальной адаптации.

Контроль осужденных

Уголовно-исполнительная инспекция – это служебный орган, на который возложены обязанности контроля осужденных лиц, освобожденных от наказания. С этой целью с ними проводятся воспитательные работы, запланированные исполнительными комитетами. Они организовываются по месту работы, учебы либо жительства освобожденного лица под контролем наблюдательной комиссии. Воспитательные процессы осуществляются общественными организациями (часто трудовыми коллективами). Осужденные, освобожденные от наказания за тяжкие преступления, контролируются представителями уголовно-исполнительной инспекции, которая наблюдает за ними в профилактических целях. УИИ также контролируют условно-освобожденных досрочно лиц на протяжении не отбытого ими срока наказания. Эта процедура осуществляется по месту проживания осужденных.

Превентивный надзор

Российский УИК обязывает уполномоченные органы проводить превентивный надзор за освобожденными лицами, которые отбыли срок наказания в местах лишения свободы. Такую процедуру производит уголовно-исполнительная инспекция для предупреждения преступлений в будущем со стороны данных лиц и для оказания им необходимой профилактической поддержки. При этом превентивный надзор проводится без унижения достоинства ранее осужденных лиц. Законодательство устанавливает определенный порядок выполнения данной процедуры:

  • Постановление суда об осуществлении превентивного надзора направляется в отдел УИИ по месту проживания лиц, отбывших срок в местах лишения свободы.
  • Сотрудники инспекции предупреждают освобождаемого об ответственности за несоблюдение требований установленного в отношении его превентивного надзора и о последствиях уклонения от данной процедуры.
  • Если поднадзорный не пребывает в назначенный срок в избранное место жительство, УИИ объявляет его в розыск.

Работники уголовно-исполнительной инспекции в обязательном порядке осуществляют систематический контроль лиц, в отношении которых действует превентивный надзор.

Средства надзора и контроля

Каждый день уголовно-исполнительной инспекции начинается с контроля осужденных (освобожденных) лиц. В своей работе сотрудники УИИ используют электронные способы надзора и контроля. К ним относятся технические средства, применяемые государственными органами при осуществлении контроля при домашнем аресте; в случаях осуществления наказания в виде лишения свободы. Мониторинг в электронной форме подконтрольных лиц подразумевает использование следующего оборудования:

  • стационарные контрольные устройства (СКУ);
  • мобильные контрольные приборы (МКУ);
  • электронный браслет – ЭБ.

СКУ используются для непрерывного круглосуточного контроля присутствия на установленной территории определенных лиц. Прибор также подает сигналы, если подконтрольный предпринимает попытки избавиться от электронного браслета. МКУ – это электронное устройство, которое необходимо носить вместе с ЭБ. Оно позволяет отслеживать местонахождение осужденного по спутниковой системе GPS или ГЛОНАС.

День уголовно-исполнительной инспекции

Эффективное использование наказаний, которые являются альтернативой лишению свободы, по отношению к лицам, совершившим преступления средней степени тяжести, помогают защитить социум от преступника и снижают уровень общественной криминализации. Для эффективного контроля сотрудники УИИ применяют аудиовизуальные, электронные, технические средства наблюдения за осужденными. В практику внедряются программы по психологической личностной коррекции. Работа в УИИ ответственная, требует внимания, сопряжена с риском. Ежегодно 7 мая в Российской Федерации отмечается День уголовно-исполнительной инспекции. Это праздник сотрудников УИИ. Уголовно-исполнительная система постоянно развивается и совершенствуется. В своей работе она взаимодействует со службами МВД РФ, отделами судебных приставов и другими силовыми структурами. Деятельность УИИ также поддерживается руководителями районов, администрацией муниципальных образований. Это обеспечивает отлаженную работу уголовно-исполнительных инспекций, способствует их приближенности к потребностям общественного развития и международным стандартам.

Адреса Управлений исполнения наказаний (Москва)

  1. ФСИН России: улица Житная, дом 14.
  2. Уголовно-исполнительная инспекция (Ф-л 3): шоссе Ярославское, дом 49.
  3. Управление ФСИН по Москве (Отдел спецназначения «Сатурн»): улица Нарвская, дом 15 а.
  4. Федеральное казенное учреждение Уголовно-исполнительная инспекция (Москва) при ФСИН России: улица Селезневская, дом 26.
  5. Отдел исполнений наказаний: улица Мантулинская, дом 24.
  6. Приемная ФСИН по России: улица Садовая-Сухаревская, 11.
  7. Уголовно-исполнительная инспекция (Филиал 22): улица Свободы, дом 11, корпус 1.
  8. Управление ФСИН по Москве: улица Нарвская, дом 15 а.
  9. Уголовно-исполнительная инспекция (Филиал 15): шоссе Ярославское, дом 77/2.
  10. Управление ФСИН по Московской области: улица Верхние Поля, дом 65.
  11. УИИ (Филиал 1): проспект Ясный, дом 24а.
  12. Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция 17–18: проспект Новоясеневский, дом 25.
  13. ФСИН (Филиал 8): улица Институтская, дом 3-я, корпус 2.
  14. ФКУ уголовно-исполнительной инспекции ФСИН России по Москве (Филиалы 19, 20, 21): улица Пырьева, дом 4, корпус 3.
  15. Управление по конвоированию при Управлении ФСИН Москвы: улица Чагинская, дом 12.