Требования предъявляемые к каналам связи. Основные требования, предъявляемые к системам связи

В системе управления войсками и оружием, обмен сообщениями организуется на информационных направлениях. Источниками и получателями информации в системе управления войсками в конечном итоге являются люди, т.е. должностные лица органов управления, которые взаимодействуют между собой, используя различные способы обмена информацией, осуществляющие ту или иную предварительную обработку и передачу информации.

Должностные лица органов управления могут получать информацию от вышестоящих органов управления, отдавать необходимые приказы и распоряжения своим подчинённым, обмениваться информацией со взаимодействующими подразделениями и частями, обеспечивать управление подразделениями тылового и технического обеспечения, а так же решать ряд других задач управления.

Таким образом, система связи мотострелкового батальона выполняет задачи по передаче сообщений, т.е. выполняет задачи связи. В соответствии с тактическими условиями ведения боевых действий, решаемыми подразделениями боевыми задачами, предназначением и задачами системы управления, военная связь решает пять основных задач:

Рис. 4. Основные задачи связи.

Кроме перечисленных основных задач, на связь возлагается задача почтового обеспечения военнослужащих.

Перечисленные задачи конкретизируются, расширяются и дополняются в зависимости от вида боевых действий и условий обстановки, от ступени иерархии системы управления. Каждая из основных задач связи может включать ряд конкретных частных задач. Так, в системе управления мотострелковой бригады объём задач связи будет значительно большим, чем в системе управления мотострелкового батальона.

Выполнение каждой задачи связи связано с передачей (приёмом) по каналам связи определённого объёма сообщений или потока сообщений.

Выполнение первой и второй задач связи позволит обеспечить устойчивое управление по линии командиров и штабов, т.е. обеспечить связью командование. Сообщения, относящиеся к этим задачам связи, в ходе боя характеризуются высокой интенсивностью поступления, высокими требованиями к качеству связи, но имеют сравнительно небольшой объём. Значительное количество сообщений является циркулярным, т.е. адресуется одновременно нескольким абонентам (корреспондентам) . Объёмы входящей и исходящей информации для абонентов однотипных информационных направлений примерно одинаково.

Третья задача (связь оповещения) обеспечивает передачу сигналов по предупреждению войск о непосредственной угрозе применения противником оружия массового поражения, а так же о своих ядерных ударах, оповещение о возможном противнике, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении. Особенностями связи оповещения являются очень высокие требования по времени доведения сообщений, необходимость их одновременной передачи по всем информационным направлениям. Объём и интенсивность таких сообщений невелики, и направление их передачи, как правило одностороннее - от старшего органа управления к подчинённым.


Важной является четвёртая задача - обеспечение связи взаимодействия. Значение этой задачи связи заключается в том, что победа в современном бою достигается тесным взаимодействием подразделений всех родов войск. Пункты управления, между которыми осуществляется обмен сообщениями, не связаны между собой отношениями взаимной подчинённости, что требует заблаговременного решения вопросов ответственности за связь, выделения средств связи и организации управления связью. Потоки сообщений на информационных направлениях взаимодействия по объёму близки к потокам сообщений связи командования.

Пятая задача обеспечивает передачу команд, распоряжений и донесений по основным видам обеспечения. Потоки сообщений между органами и объектами управления боевого обеспечения имеют небольшой объем и высокую интенсив-ность поступления. Потоки сообщений между органами и объектами управления морально-психологического, тылового и технического обеспечения имеют значительный объем при небольшой интенсивности обмена сообщениями и невысоких требованиях к качеству связи.

Таким образом, каждая из основных задач связи имеет свою специфику, которая выражается, прежде всего, в требованиях к своевременности передачи сообщений, интенсивности информационного обмена, объему потока сообщений. На направлениях связи могут передаваться одновременно несколько сообщений для решения всех пяти задач.

Так, например, на информационном направлении «командир мотострелкового батальона - командир мотострелковой роты» может сложиться ситуация, когда требуется передать следующие сообщения: приказ командира мотострелкового батальона (вторая задача); предупреждение о налете самолетов противника (третья задача), указания по организации взаимодействия с соседом справа (слева) (четвертая задача); порядок пополнения боекомплекта роты (пятая задача). Какое из этих сообщений должно быть передано в первую очередь?

Чтобы ответить на этот вопрос, в военной связи введено понятие приоритета; информации.

Приоритет — классификационная группировка абонентов (должностных лиц) или содержания сообщений в цепях определения очередности предоставления абонентам каналов связи или передачи сообщений.

Тип приоритета Содержание приоритетной информации
I Донесения, распоряжения и запросы об обнаружении средств ядерного нападения и ядерных ударах противника, команды по управлению ракетными и артиллерийскими войсками, войсками ПВО. Сигналы оповещения
II Данные о положении и характере действий своих войск и противника, боевые приказы и распоряжения, сигналы и команды по управлению войсками, в том числе по вопросам боевого обеспечения и взаимодействия
III Донесения о боевых действиях подчиненных войск на 2-3 инстанции вниз, распоряжения по всем видам обеспечения боевых действий. Другие сведения, не оказывающие влияния на принимаемые решения в ходе боя.

Рис. 5. Приоритеты информации

Учитывая, какую из задач связи в большей мере приходится решать на конкретных направлениях, всю совокупность информационных направлений и обеспечивающих их функционирование направлений связи принято разделять на группы важности.

Группы важности ИН (НС) Доля потоков приоритетной информации (сообщений), в процентах
I приоритет II приоритет III приоритет
I >35 30-35 до 40
II
III 20-25 70-75
I Информационные направления (направления связи) между пунктами управления одного штаба, к пунктам управления частей (подразделений, элементов боевого порядка) первого второго эшелонов, артиллерийскими, зенитными и разведки
II Информационные направления (направления связи) к пунктам управления одного штаба, к пунктам управления инженерных и РХБЗ частей (подразделений), резервам, соседним и взаимодействующим частям (подразделениям)
III Информационные направления (направления связи) к частям (подразделениям) тыла и другим, не отнесенным ко второй группе

Рис. 6. Классификация информационных направлений (направлений связи).

К первой группе важности относятся те направления, на которых информация первого приоритета составляет 25%, второго — до 35 %, а третьего — до 40% от общего объема. К этой группе относятся информационные направ-ления (направления связи) между пунктами управления одного штаба, к пунк-там управления общевойсковых частей (подразделений, элементов боевого порядка) первого, второго эшелонов, артиллерийским, зенитным подразделениям и органам разведки.

На направлениях второй группы важности доля сообщений первого при-оритета составляет 10-15%, второго приоритета — 35%, третьего — 50%. К этой группе относятся информационные направления (направления связи) к пунктам управления инженерных частей (подразделений) и РХБЗ, резервам, соседним и взаимодействующим частям (подразделениям).

Остальные направления относятся к третьей группе важности - это информационные направления (направления связи) к частям (подразделениям) тыла и другим, не отнесенным ко второй группе.

Частные задачи связи.

Частные задачи связи в обороне:

Обеспечение связи при подготовке обороны;

Обеспечение связи при отражении воздушного нападения противника;

Обеспечение связи при разгроме вклинившегося (прорвавшегося) противника, восстановлении утраченного положения;

Обеспечение связи при уничтожении высадившихся десантов противника.

Частные задачи связи в наступлении:

Обеспечение связи при выдвижении на рубеж перехода в атаку или перегруппировке войск;

Обеспечение связи при огневом поражении противника;

Обеспечение связи при прорыве обороны;

Обеспечение связи при ведении наступления в глубине обороны противника и отражении его контратак;

Обеспечение связи при переходе к действиям с применением ядерного оружия .

Таким образом, задачи связи многообразны, а их содержание постоянно изменяется с развитием военного искусства, средств вооруженной борьбы. Офицеры войск связи должны знать организацию управления подразделениями, частями и соединениями в различных видах боевых действий и задачи, решаемые их системами управления. На основе этого они должны уметь определять задачи связи и организовывать военную связь для их решения.

Требования, предъявляемые к связи.

С целью обеспечения эффективного функционирования системы управления войсками и оружием, к процессу управления предъявляются следующие требования:

Устойчивость;

Непрерывность;

Оперативность;

Скрытность.

Эти требования выражают основные свойства процесса управления, и выполнение их, в основном, определяется качеством информационного процесса в системе управления, т.е. качеством связи (Слайд 21) .

Военная связь должна обеспечить передачу сообщений от источника к получателю:

В установленный срок (своевременность обеспечения связи);

Без искажений (достоверность передаваемой информации);

С сохранением в тайне от противника содержащейся в ней информации (безопасность связи).

Рис. 7. Требования к связи.

Только при выполнении требований по своевременности, достоверности и безопасности связи, можно полагать, что связь выполнит свои задачи.

Если хотя бы одно из этих требований не будет выполнено, то сообщение считается недоставленным. При перехвате сообщения противником, связь может оказать отрицательное влияние на успех боя.

Своевременность связи.

Своевременность связи — способность связи обеспечивать прохождение всех видов информации в заданные сроки или в реальном масштабе времени.

ПОКАЗАТЕЛИ

Критериальные значения (Слайд №23)

Рис. 8. Требования по своевременности связи.

Очерёдность, контрольные сроки обеспечения телефонных переговоров и обработки телеграфных сообщений на боевых постах узлов связи определены в директиве «О категориях срочности при передаче телеграмм и паролях (категориях) при ведении телефонных переговоров по каналам связи ВС РФ».

В целях повышения оперативности прохождения по каналам связи информации по управлению в соответствии с названной директивой в ВС РФ устанавливаются:

Для телефонной связи: пароли - «Монолит», «Воздух», «Самолёт», «Связь-авария»; категории - «Вне всякой очереди», «В первую очередь», «Во вторую очередь», «В общую очередь».

Для телеграфной связи: категории срочности при передачи телеграмм - «Монолит», «Воздух», «Ракета», «Самолёт», «Обыкновенная».

Присвоение пароля переговору по телефонному каналу связи осуществляется в зависимости от важности и срочности сообщения подлежащего передаче по средствам связи. Категории телефонных переговоров определяют право приоритетного предоставления каналов связи абонентам, в зависимости от занимаемой ими должности.

С целью удобства задания требований к своевременности обеспечения телефонных переговоров установлены три категории обслуживания абонентов:

- «Вне всякой очереди» - должностные лица, имеющие на это право, обеспечиваются преимущественно через специальный коммутатор сети засекреченной связи руководства вооружённых сил РФ.

С этой целью на каждой телефонной станции дальней, засекреченной и открытой связи, должны быть списки абонентов, имеющих право ведения переговоров по паролям:

- «Воздух»;

- «Самолёт»;

- «Связь-авария», а так же право ведения переговоров категорий:

- «В первую очередь»;

- «Во вторую очередь».

Телефонные переговоры по оперативным каналам обеспечиваются в следующей очерёдности:

а) по сигналу "Монолит" - незамедлительно с разъединением ведущихся пе-реговоров по другим паролям и категориям, за исключением переговоров кате-гории "Вне всякой очереди", разъединение которых может быть произведено только с разрешения старшего из разговаривающих;

б) по паролю "Воздух" - незамедлительно после переговоров по паролю "Монолит" и категории "Вне всякой очереди" с разъединением всех ведущихся переговоров по другим паролям и категориям, за исключением переговоров ка-тегории "В первую очередь", разъединение которых может быть произведено только с разрешения старшего из разговаривающих;

в) по паролю "Самолет" обеспечивается после переговоров по паролю "Воз-дух" и категории "В первую очередь": при свободном канале связи незамедли-тельно, а при занятом канале - по окончании ведущегося переговора, но не позд-нее чем через 10 мин;

г) в аварийных ситуациях при повреждениях системы связи или ее элементов, которые создают предпосылки к нарушению управления войсками (силами), для ведения телефонных переговоров в целях принятия экстренных мер по восста-новлению связи используется пароль "Связь-авария". Телефонные переговоры по паролю "Связь-авария" обеспечиваются после переговоров по паролю "Само-лет" и категории "Во вторую очередь" с разъединением переговоров категории "В общую очередь". Предельная продолжительность ведения переговоров по паролю "Связь-авария" не должна превышать 15 минут;

д) по категории "Вне всякой очереди" - незамедлительно после окончания ведения переговора по паролю "Монолит", с разъединением ведущегося перего-вора по паролю и переговора низшей категории после предупреждения;

Схематично, очерёдность обеспечения телефонных переговоров представлена таблицей «Порядок предоставления переговоров по телефонным каналам оперативной связи».

Рис. 9. Порядок предоставления переговоров по телефонным каналам оперативной связи.

Для обслуживания заявок, поступающих от абонентов на телефонную стан-цию, в настоящее время применяется заказная, немедленная, скорая и комби-нированная система обслуживания переговоров .

Заказная система используется в основном при ручном обслуживании зая-вок на телефонной станции. Сущность ее заключается в том, что после приема телефонистом заявки от абонента, она ставится в очередь на обслуживание, а линия, по которой поступила заявка, освобождается. Причем промежуток вре-мени между подачей заявки и ее исполнением может быть достаточно большим, но не более допустимого времени ожидания соединения. В противном случае заявка покидает систему не обслуженной.

Немедленная система - это такая система обслуживания заявок, при кото-рой соединение предоставляется немедленно или с небольшим регламентиро-ванным ожиданием. Во время ожидания линия абонента удерживается со стороны телефонной станции и считается занятой. На таких станциях все функции (прием заказа от абонента, определение его права на требуемое соединение и установление соединения) выполняются одним дежурным телефонистом комму-татора дальней связи. Для немедленной системы обслуживания заявок характер-но ограничение времени ожидания.

При скорой системе обслуживания соединение устанавливается сразу по поступлению заявки, если в требуемом направлении имеются свободные каналы. При отсутствии свободных каналов заявка получает отказ и линия, по которой она поступила, освобождается. Наибольшее применение система нашла в авто-матизированных системах связи.

Наиболее часто применяются комбинации систем по времени, по направле-ниям связи и по категориям абонентов.

Своевременность связи достигается:

Проведением мероприятий, направленных на сокращение времени передачи сообщений (ведения переговоров) и вспомогательных операций (установления соединения, ожидания в очереди и т. п.);

Непрерывным и оперативным управлением связью;

Поддержанием в постоянной готовности узлов связи всех пунктов управле-ния;

Осуществлением контроля за прохождением сообщений на узлах связи; проведением мероприятий по защите линий связи от средств радиоэлектрон-ного подавления (РЭП) противника.

Сокращения времени передачи сообщений можно добиться:

Применением аппаратуры автоматического засекречивания, передачи данных и быстродействия;

Сокращением объема сообщений и формализацией распоряжений и донесе-ний, предназначенных для передачи по техническим средствам связи;

Правильным выбором способов и средств связи для передачи сообщений с учетом их срочности, формы и объема;

Привитием офицерам навыков краткого ведения переговоров;

Повышением уровня специальной подготовки личного состава части и под-разделений связи.

Сокращение времени на вспомогательные операции может быть достигнуто:

Ведением переговоров по радиостанциям непосредственно из КШМ;

Приближением оконечных устройств (телефонных и телеграфных аппаратов и др.) к рабочим местам должностных лиц;

Четкой организацией оперативно-технической службы на узлах связи;

Повышением слаженности личного состава экспедиции и аппаратных узлов связи;

Внедрением автоматизированных систем распределения информации (сооб-щений), навигации и опознавания.

Достоверность связи.

Достоверность связи - её способность обеспечивать воспроизведение передаваемых сообщений в пунктах приёма с заданной точностью.

Критериальные значения (Слайд №31)

Рис. 10. Требования по достоверности связи.

Достоверность связи достигается проведением следующих меро- приятий:

Поддержанием технических характеристик и электрических параметров средств и каналов связи в установленных нормах;

Применением специальной аппаратуры повышения достоверности;

Использованием для передачи наиболее важной информации каналов лучшего качества;

Одновременной передачей боевых приказов, распоряжений, команд, сигналов, сообщений по нескольким каналам связи, образованным различными средствами;

Повторной (многократной) передачей сообщения и обратной его проверкой;

Защитой узлов и линий связи от воздействия технических средств подавления.

Безопасность связи

Безопасность связи - ее способность противостоять несанкционированному получению, уничтожению и (или) изменению информации, передаваемой (принимаемой, хранимой, обрабатываемой, отображаемой) с использованием технических средств связи и автоматизированного управления.(Слайды 33-34).

Рис. 11. Требования по безопасности связи. (Слайд №34)

Требования по безопасности связи достигаются следующими основными ор-ганизационными и техническими мероприятиями:

Своевременное проведение комплекса организационных и технических ме-роприятий противодействия техническим средствам разведки иностранных государств и противника;

Использование технических средств засекречивания, шифрования, маскиро-вания и кодирования информации;

Соблюдение режима секретности при обращении с изделиями и документами по связи, составляющими государственную тайну;

Выполнение требований режима секретности при обработке и хранении ин-формации в автоматизированных системах управления, на узлах, станциях, и аппаратных связи;

Контроль за соблюдением требований наставлений и инструкций по уста-новлению и обеспечению связи, безопасности использования технических средств связи различного назначения;

Ограничение круга лиц, допускаемых к ведению переговоров по разрешен-ным к применению незасекреченным каналам связи;

Использование таблиц позывных и документов скрытого управления вой-сками;

Подготовка специалистов связи и должностных лиц, использующих средства связи, по вопросам безопасности связи и скрытого управления войсками;

Применение эффективных способов паролирования и аппаратуры имитозащиты;

Проверка подлинности полученных сообщений путем обратной передачи принятого текста.

По важности сведений, которые могут стать достоянием иностранных технических средств разведки (ИТР), нарушения безопасности связи подразделяются на три категории:

При ведений открытых радиопереговоров запрещается:

Называть действительные или условные наименования объединений, соединений, частей, подразделений;

Прямо или косвенно указывать их предназначение, степень боевой готовности, дислокацию, принадлежность к виду ВС РФ, роду войск, звену управления;

Приводить данные о наличии или состоянии вооружения, военной техники, численности и морально-психологическом состоянии личного состава;

Сообщать о планируемых действиях, передислокации или перегруппировке войск и перемещении пунктов управления, маршрутах их движения и станциях погрузи (выгрузки), перелетах самолетов, назначении, перемещениях командования, а также о результатах боевых действий;

Называть воинские звания и фамилии других лиц (в том числе радистов);

Применять телефонно-телеграфные позывные узлов связи, называть места расположения радиостанций;

Сообщать о погоде в районе и приводить другие данные, из которых прямо или косвенно можно установить место расположения и принадлежность радиостанций (станций);

Передавать открыто номиналы частот и время очередных сеансов радиосвязи (за исключением радиосвязей, осуществляемых по правилам гражданских министерств и ведомств);

Упоминать о том, что данные, о которых идет речь в переговорах передавалась либо будет передаваться шифром по шифровальной автоматической связи (ШАС) или с использованием средств кодирования связи;

Задавать вопросы, ответы на которые заведомо должны кодироваться (например, запрашивать открытым текстом координаты корреспондента);

Говорить о ключах к средствам кодирования или к специальным документам органов связи и о сроках их действия, раскрывать значение сигналов.

Во всех случаях ведения разрешенных открытых радиопереговоров вместо наименования штабов пунктов управления используются позывные их радиостанций, а наименование должностей заменяются числовыми позывными в соответствии с «Инструкцией о порядке разработки и использования таблиц позывных должностных лиц в ВС». Вместо истинных наименований или координат пунктов местности указываются их условные координаты по кодированной карте.

Запрещается оставлять в передаваемом кодированном сообщении незакодированные слова, фразы, фамилии, числа и другие элементы открытого текста, а также пользоваться для передачи секретных данных иносказаниями (условностями), истинный смысл которых может быть установлен из содержания переговоров.

Открытые радиоканалы в штабах и на пунктах управления не заводятся на телефонные коммутаторы дальней связи, а включаются на отдельные телефонные аппараты, на которые наносится предупредительная надпись: «Связь по радио». При предоставлении абоненту открытого радиоканала он предупреждается дежурным радистом фразой «Связь по радио».

На открытых (нешифрованных) телеграммах, предназначенных для передачи по незасекреченному радиоканалу, делается надпись: «Передать по радио открытым текстом», заверяемая командиром соединения (части) или начальником штаба. Без такой надписи или без подписанной подателем отметки об устном указании по этому вопросу командира или начальника штаба открытые телеграммы по радио не передаются.

Таким образом, нарушения безопасности связи приводят к утечке секретных сведений, которыми противник может воспользоваться, что в свою очередь окажет влияние на боевые действия и может привести к поражению.

Контроль безопасности связи.

Для обнаружения и пресечения нарушений безопасности связи организуется и осуществляется постоянный контроль за работой средств связи.

Выполнение задач контроля возлагается на нештатные группы (посты) контроля безопасности связи, создаваемые за счёт сил и средств соединения, подразделения связи, на расчёты дежурных смен пунктов управления связью, а так же на главные станции радио, радиорелейных, тропосферных и спутниковых линий связи.

Пресечение нарушений осуществляется дежурными по связи должностными лицами узлов связи.

Грубые нарушения, приводящие к прямому разглашению или утечке секретных сведений при использовании средств связи, должны пресекаться немедленно после обнаружения.

Контроль за выполнением мероприятий осуществляется штабами всех степеней.

Контроль должен бытьнепрерывным,целенаправленным,обьективным и действенным.

Непосредственное планирование контроля и руководство им возлагается на начальника связи.

Организация связи в подразделениях и частях Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основная часть.

Введение

Связь военная является основным средством управления и предназначена для обмена информацией в системах управления войсками и оружием.

Опыт прошлых войн (Великой Отечественной войны, локальных войн современности) показал, что успехи и неудачи боевых действий во многих случаях зависели от состояния связи.

При потере связи командиры и штабы не могли своевременно получать информацию о боевой обстановке, реагировать на ее изменение и своевременно ставить новые задачи подчиненным войскам. В результате этого войска действовали не целеустремленно, нарушалось взаимодействие, что часто приводило к тяжелым последствиям.

Наоборот, в тех случаях, когда связь работала достаточно хорошо, управление войсками не нарушалось, войска действовали слаженно и добивались успеха. Чем эффективнее, совершеннее применяемое на поле боя оружие и боевая техника и чем сложнее боевые действия войск, тем выше роль связи.

В одной из директив периода Великой Отечественной войны Ставка Главнокомандования Красной Армии так определило значение связи: «Потеря связи есть потеря управления войсками, а потеря управления войсками неизбежно ведет к поражению».

На лекции будут рассмотрены вопросы посвященные организации связи в подразделениях и частях Вооруженных Сил Российской Федерации.

Управление войсками может осуществляться путем личного общения командиров, через офицеров штаба, высылаемых в войска, и с помощью различных технических средств, в первую очередь средств связи.

Личное общение позволяет командиру более детально выяснить обстановку, лично довести до подчиненных (или уточнить) свое решение, оказать им практическую помощь и проконтролировать их действия. Личное общение, кроме того, обеспечивает возможность психологического и эмоционального воздействия на подчиненных при постановке боевых задач, что может иметь немаловажное значение в сложных условиях современного боя.

Личное общение может осуществляться вызовом командиров подчиненных подразделений к старшему начальнику, выездом старшего командира к подчиненным, совместным размещением ПУ старшего и подчиненного командиров, а также командиров взаимодействующих подразделений. Однако личное общение как метод управления войсками применяется лишь в отдельных случаях в зависимости от обстановки.

Кроме личного общения практикуется высылка офицеров штаба в подчиненные и взаимодействующие войска.

В современном бою управление войсками и оружием может осуществляться только с помощью технических средств. Поэтому в современном бою потребностям и условиям управления в большей степени отвечают технические средства связи, а эффективность боевого применения частей и подразделений непосредственно зависит от состояния связи.



При ведении маневренных боевых действий пункты управления могут часто перемещаться, что вызывает необходимость обеспечения устойчивой связи при нахождении командиров и штабов в движении, требует более быстрого развертывания узлов связи, обеспечение связи в движении и с коротких остановок.

В условиях современного боя роль связи еще более возрастает, она становится основным, иногда единственным средством управления войсками.

Это обусловлено:

Насыщением войск коллективным быстродействующим оружием, ракетно-ядерными и зенитно-ракетными комплексами, армейской авиацией, боевыми машинами пехоты и т.д., боевая эффективность которых находится в прямой зависимости от непрерывности управления ими;

Увеличением размаха и динамичности боевых действий, затрудняющих личное общение командиров и требующих обмена информацией независимо от того, находится ПУ на месте или в движении;

Увеличением количества объектов, которыми необходимо управлять в современном бою;

Возрастанием количества сообщений, передаваемых между ПУ, при значительных удалениях их друг от друга;

Значительным сокращением сроков на передачу, прием и обработку сообщений;

Внедрением в процесс управления войсками и оружием комплексов средств автоматизации, требующих для работы каналов связи высокого качества.

В конечном счете, все это приводит к значительному усложнению задач связи по обеспечению непрерывного управления войсками в бою.

В соответствии с оперативно-тактическими условиями ведения боевых действий, предназначением системы управления, решаемыми войсками задачами и требованиями, предъявляемыми управлением войсками, перед связью ставятся следующие основные задачи:

1. Обеспечение устойчивой связи с вышестоящим штабом и своевременного приема сигналов боевого управления (связь снизу вверх).

2. Обеспечение управления подчиненными частями (подразделениями) и оружием в любых условиях обстановки (связь сверху вниз) .

Управляя подчиненными войсками в бою, командир в любое время должен знать, где находятся, что делают и в чем нуждаются подчиненные ему войска, своевременно получать разведывательные данные о противнике и влиять на ход боевых действий путем отдачи войскам дополнительных распоряжений и указаний, нанесения ударов по противнику, ввода в бой вторых эшелонов и резервов и другими имеющимися у него средствами. Поэтому связь должна обеспечивать командиру и штабу, начальникам родов войск, специальных войск и служб своевременное поступление данных о складывающейся обстановке, передачу подчиненным войскам приказов, распоряжений и команд, донесений в старший штаб и т.п.

3. Обеспечение своевременной передачи сигналов оповещения и предупреждения войск о непосредственной угрозе применения противником ОМП и ВТО, о радиоактивном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении.

В современных условиях эта задача связи имеет особо важное значение. При получении от разведки данных об угрозе применения противником ОМП и ВТО, о радиоактивном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении, а также в результате прогнозирования радиационной и химической обстановки вследствие применения противником ОМП и ВТО необходимо обеспечить быструю передачу установленных сигналов оповещения, с тем, чтобы войска, для которых создается угроза поражения, имели возможность своевременно принять меры защиты.

4. Обеспечение обмена информацией между взаимодействующими частями и подразделениями (связь по горизонтали) .

В современном бою важнейшим условием достижения успеха является четкое взаимодействие всех родов войск и соседей по цели, месту и времени. Для того, чтобы достигнуть поставленной цели, войска должны действовать согласованно, а это возможно только при наличии связи между ними.

5. Обеспечение управления органами боевого, технического и тылового обеспечения боевых действий частей (подразделений).

Для ведения современного боя требуется большой расход различных материальных средств – боеприпасов, горючего, специального снаряжения, продуктов питания и т.д. Особо важное значение имеет своевременная доставка боеприпасов, топлива и других средств обеспечения. Для того, чтобы своевременно пополнить войска всеми материальными средствами, эвакуировать больных и раненых, организовать эвакуацию и ремонт вышедшей из строя боевой техники и оружия, контролировать доставку боеприпасов, топлива, связь должна обеспечивать постоянное руководство со стороны командира и его заместителей по тылу и по вооружению, а также начальников родов войск и служб подчиненными тыловыми частями и подразделениями. Кроме того, связь должна обеспечивать руководство начальниками тыла подчиненных частей и заместителями и командиров по вооружению.

Перечисленные задачи связи конкретизируются, расширяются и дополняются в зависимости от вида боевых действий и складывающихся условий боевой обстановки.

Поскольку понятие «связь» по своему физическому смыслу характеризует процесс обмена информацией между органами и объектами управления в бою, то этот процесс должен удовлетворять выполнению определенных требований, предъявляемых к нему управлением войсками и оружием.

Выполнять качественно поставленные задачи связь может только в том случае, если она будет своевременной, достоверной и безопасной при передаче всех видов сообщений.

Своевременность – способность связи обеспечивать передачу (доставку) документальных сообщений или ведение переговоров в заданные сроки.

Требования по своевременности передачи сообщений определяются допустимым временем их пребывания в системе связи в зависимости от степени важности (ценности) информации и времени, необходимого для принятия решения и выполнения необходимых действий по данной информации.

В соответствии с этим все сообщения подразделяются на ряд категорий срочности :

«Монолит», «Воздух», «Ракета», «Самолет», «Обыкновенная» .

Достоверность – способность связи обеспечивать воспроизведение передаваемых сообщений в пункте приема с заданной точностью.

Безопасность – способность связи обеспечивать сохранение в тайне от противника содержания передаваемых (принимаемых) сообщений и противостоять вводу ложной информации.

Средства связи и их классификация. Виды связи

Части и подразделения связи относятся к специальным войскам и организационно входят в состав соединений и частей. Они предназначены для развертывания систем связи и обеспечения управления войсками во всех видах их боевой деятельности. На них возлагаются также задачи по развертыванию и эксплуатации систем и средств автоматизации на пунктах управления, проведению организационных и технических мероприятий по обеспечению безопасности связи.

Части и подразделения связи соединений, частей и подразделений организационно подразделяются на батальоны, роты, взводы, отделения (экипажи) связи, а также станции (отделения) ФПС. Их структура и оснащение средствами связи определяется штатами соответствующих соединений (частей).

Для обеспечения управления войсками в современном бою применяются средства связи : проводные, радио-, радиорелейные, тропосферные, космические (электросвязь), а также подвижные и сигнальные средства .

Проводные средства обеспечивают высокое качество связи, простоту организации связи, большую скрытность работы по сравнению с радио- и радиорелейными средствами. Проводные каналы не подвержены воздействию преднамеренных радиопомех противника.

Однако большая уязвимость проводных средств от всех видов вооружения противника, действий диверсионно-разведывательных групп, малой скорости работ по прокладке и снятию полевых линий связи, значительные трудозатраты при эксплуатационном обслуживании затрудняют их применение.

Радиосредства применяются во всех звеньях управления. Они являются важнейшими, а иногда единственными средствами, способными обеспечить управление подразделениями (частями) в самой сложной обстановке и при нахождении командиров и штабов в движении. Радиосредства позволяют установить связь с объектами, местоположение которых неизвестно, через территорию, занятую противником, через непроходимые и зараженные участки местности. Радиосредства позволяют передавать боевые приказы, распоряжения, донесения, команды и сигналы одновременно неограниченному числу корреспондентов, устанавливать непосредственную связь через несколько инстанций вверх и вниз.

Но при применении радиосредств необходимо учитывать: возможность определения противником мест нахождения работающих на передачу радиостанций; подверженность радиолиний воздействию средств радиоподавления противника; зависимость качества радиосвязи от условий прохождения радиоволн и возможных помех в пункте приема, условия электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, размещенных на одном узле связи, пункте управления и особенно в одном объекте, уменьшения дальности связи при работе радиосредств в движении; влияние на радиосвязь высотных ядерных взрывов.

В тактическом звене управления применяются радиосредства ультракоротковолнового (УКВ) и коротковолнового (KB) диапазонов, УКВ радиосредства при этом составляют основной парк радиосредств в ТЗУ.

Радиорелейные средства способны обеспечить высококачественную многоканальную связь, практически мало зависящую от времени года и суток, состояния погоды и атмосферных помех.

Но при их применении необходимо учитывать: зависимость дальности связи от рельефа местности; малую дальность связи или невозможность работы радиорелейных станций в движении, громоздкость антенных устройств; возможность перехвата передач и радиоподавления противником радиорелейных линий.

Тропосферные и космические средства связи в тактическом звене могут применяться только для обеспечения связи соединения с вышестоящим штабом и взаимодействующими командирами (штабами).

Подвижные средства связи предназначаются для обеспечения фельдъегерско-почтовой связи во всех видах боевых действий и используются для доставки боевых документов, секретных и почтовых отправлений.

Доставляя в подчиненные части (подразделения) оригиналы боевых документов, подвижные средства обеспечивают абсолютную достоверность связи. Однако необходимо учитывать значительное время, требующееся для доставки документов и возможность захвата противником доставляемых боевых приказов, распоряжений, донесений и т.д.

В качестве подвижных средств могут использоваться вертолеты, бронетранспортеры, автомобили, мотоциклы, а в некоторых случаях боевые машины пехоты, танки, лыжники и пешие посыльные.

Сигнальные средства связи применяются для передачи заранее установленных команд, донесений, сигналов оповещения, управления и взаимодействия, взаимного опознавания, обозначения своих войск.

В качестве сигнальных используются зрительные (сигнальные ракеты, дымовые шашки, фонари, флажки) и звуковые (сирены, свистки) средства.

Роль и значение различных средств связи определяются их тактико-техническими характеристиками и требованиями обеспечения управления войсками и оружием в конкретных условиях обстановки. Основными средствами связи являются те, которые в данной обстановке наиболее полно обеспечивают потребность управления. Во всех случаях для связи следует применять те средства, которые обеспечивают максимальное сохранение в тайне не только содержание сообщения, но и самого факта его передачи.

С помощью технических средств связи образуются каналы и тракты проводной, радио-, радиорелейной, тропосферной и космической связи. В зависимости от оконечных средств и вида передаваемых сообщений по ним организуются виды связи : телефонная (в т.ч. слуховая радиотелефонная ), телеграфная, передача данных, факсимильная, видеотелефонная . Все они могут быть или засекреченными или открытыми . С помощью подвижных средств организуется фельдъегерско-почтовая связь .

Телефонная связь обладает высокой оперативностью и приближает управление к условиям личного общения. Телефонные переговоры в тактическом звене составляют основную часть от общего объема информации и ведутся с использованием засекречивающей аппаратуры и документов СУВ.

Слуховая радиотелефонная связь организуется как с вышестоящим штабом, так и с подчиненными частями (подразделениями). Она используется для передачи телеграмм, радиограмм, команд и сигналов.

Телеграфная (засекреченная буквопечатающая и/илислуховая связь) обеспечивается в соединениях для связи с вышестоящим штабом.

Передача данных находит применение для обмена информацией в автоматизированных системах управления. При этом наличие у должностных лиц пунктов управления на автоматизированных рабочих местах комплекса средств по передаче, приему и отображению информации (дисплей, чертежно-графический аппарат, алфавитно-цифровое печатающее устройство и др.) значительно повышает возможности по информационному обмену. Относительно высокая помехозащищенность данного вида связи позволяет осуществлять обмен короткими кодограммами данных даже в сложных условиях помеховой обстановки.

Факсимильная связь обеспечивает передачу черно-белых и цветных изображений боевых и формализованных документов, схем, карт, чертежей.

Видеотелефонная связь соединяет в себе достоинства телефонной и факсимильной связей, максимально приближая управление к условиям личного общения и позволяя доводить до подчиненных приказы, распоряжения с использованием карт, схем, макетов и заслушивать их решения не выезжая за пределы своего пункта управления.

Для выполнения основных задач связи в операции и бою к военной связи предъявляются следующие требования:

    своевременность обеспечения связи;

    достоверность передаваемой информации;

    безопасность связи.

Своевременность - способность связи обеспечивать прохождение всех видов информации в заданные сроки или в реальном масштабе времени (при обеспечении требуемых достоверности и безопасности связи).

Своевременность связи достигается:

    поддержанием постоянной готовности сил и средств связи к применению;

    высокой квалификацией личного состава;

    четкой организацией оперативно-технической службы на узлах и линиях связи;

    правильным выбором средств и способов передачи сообщений с учетом их срочности, формы представления и объема;

    приближением оконечных устройств связи к рабочим местам оперативного состава пунктов управления;

    внедрением автоматизированных систем обмена информацией;

    организацией системы контроля за прохождением информации и предоставлением переговоров в установленные (контрольные) сроки;

    непрерывным и оперативным управлением системой связи, частями и подразделениями связи;

    осуществлением мероприятий защиты узлов и линий связи от средств поражения и радиоэлектронного подавления противника.

Достоверность - способность связи обеспечивать воспроизведение передаваемых сообщений в пунктах приема с заданной точностью.

Достоверность связи достигается:

    поддержанием характеристик каналов и средств связи в пределах установленных норм;

    использованием для передачи наиболее важных сообщений каналов связи лучшего качества;

    передачей боевых приказов, распоряжений, команд, сигналов одновременно по нескольким каналам, образованным различными средствами связи, а также многократной их передачей;

    защитой узлов и линий связи от воздействия средств радиоэлектронного подавления противника.

Безопасность - способность связи противостоять несанкционированному получению, уничтожению и (или) изменению информации, передаваемой (принимаемой, хранимой, обрабатываемой и отображаемой) с использованием технических средств связи и средств автоматизированного управления.

На этом требовании мы остановимся более подробно, так как противник предпринимает любые способы для выявления необходимой информации.

    Назовите основные задачи связи.

Таким образом, вам, как офицерам войск связи, необходимо твердо представить какая роль и место отводится военной связи в системе управления войсками, какие основные задачи и требования предъявляются к связи. Незнание и невыполнение их приводит, как правило, к нарушению управления подразделения, что недопустимо.

Вопрос №3: Безопасность связи, как составная часть комплексного противодействия иностранным техническим разведкам; классификация нарушений безопасности связи, контроль безопасности связи и его задачи

При современном высоком техническом оснащении армий развитых стран средвствами радиоэлектронной борьбы важное значение приобретает такое свойство связи, как ее безопасность.

Безопасность связи характеризует ее способность противостоять несанкционированному получению, уничтожению и (или) изменению информации, передаваемой (принимаемой, хранимой, обрабатываемой, отображаемой) с использованием технических средств связи и автоматизированного управления.

С давних времен передаваемые важные сообщения старались скрыть или засекретить. С этой целью использовались коды, шифры, условные знаки и обозначения. Сообщения в соответствии с кодом (шифром) преобразовывались в кодограммы(шифрограммы) и доставлялись получателю, который их раскодировал (расшифровывал). Основным недостатком этого процесса связи были значительные затраты времени на кодирование (шифрование) и декодирование (дешифрование). В 40-50 годы появились первые образцы аппаратуры автоматического линейного засекречивания, которая автоматически засекречивает все поступающие в канал связи сообщения и рассекречивает их при приеме из канала связи. В настоящее время в войсках связи широко применяется аппаратура засекречивания гарантированной стойкости, которая при перехвате противником сообщения не дает ему возможности раскрыть содержание сообщений в течение нескольких десятков лет. При этом для раскрытия информации противник может использовать современные электронно-вычислительные комплексы. Наряду с обеспечением безопасности передаваемых сообщений аппаратура засекречивание не снижает своевременности связи на информационных направлениях.

Для передачи по каналам связи особо важных сообщений может использоваться их предварительное шифрование (кодирование) с последующей передачей по засекреченным каналам связи. Таким образом достигается скрытие содержания сообщений от личного состава, обслуживающего технику и средства связи.

В качестве показателя безопасности связи используется коэффициент закрытия, представляющий собой отношение количества закрытых связей к их общему числу:

где ,- количество открытых и закрытых связей соответственно.

В тактическом звене управления до 70% сообщений имеют гриф «секретно», а 30% - гриф «ДСП». Это обусловлено тем, что большинство сообщений раскрывают содержание решаемых частями и подразделениями задач на предстоящие сутки и даже на двое-трое суток вперед. В этих условиях перехват и своевременное раскрытие противником даже единичных сообщений позволяет ему активно противостоять нашим войскам. Опыт боевых действий в Чечне показывает, что передаваемые сообщения в открытых радиоканалах связи и звене рота-батальон-полк перехватываются боевиками. Это позволяет им раскрывать замыслы командиров наших подразделений и частей, и, как следствие, правильно принимать решение на бой. Поэтому все радиоканалы в группировке войск и Чечне закрываются аппаратурой засекречивания гарантированной стойкости или маскируются с использованием устройств технического маскирования речи (УТМР). Значение коэффициента закрытия связи в тактическом звене управления должно быть равно 1. При этом в звене управления от батальона и выше информация (сообщения) должна засекречиваться аппаратурой гарантированной стойкости, а в звене управления мотострелкового батальона и ниже (до отделения) информация (сообщения) должна маскироваться с использование устройств технического маскирования речи.

Противник может не только перехватывать сообщения, но и вводить ложную информацию в каналы связи. Это может привести к принятию неправильных решений командирами и штабами наших войск.

Уровень требований к способности связи противостоять вводу ложной информации определяется ее имитостойкостью.

Под имитостойкостью следует понимать способность связи противостоять вводу в линии связи и передаваемые по ним сообщения ложной информации и навязыванию ложных режимов работы средствам связи.

В качестве показателя имитостойкости связи используется вероятность ввода противником в систему связи ложной информации:

где ,- количество ложных и общее количество сообщений соответственно.

Критерием имитостойкости является:

где - допустимая вероятность навязывания ложных сообщений

Допустимая вероятность навязывания ложных сообщений в системах связи тактического звена управления составляет .

Требования по безопасности связи достигаются следующими основными организационными и техническими мероприятиями:

    своевременное проведение комплекса организационных и технических мероприятий противодействия техническим средствам разведки иностранных государств и противника;

    использование технических средств засекречивания, шифрования, маскирования и кодирования информации;

    соблюдение режима секретности при обращении с изделиями и документами по связи, составляющими государственную тайну;

    выполнение требований режима секретности при обработке и хранении информации в автоматизированных системах управления, на узлах, станциях и аппаратных связи;

    контроль за соблюдением требований, наставлений и инструкций по установлению и обеспечению связи, безопасности использования технических средств связи различного назначения;

    ограничение круга лиц, допускаемых к ведению переговоров по разрешенным к применению незасекреченным канатам связи;

    использование таблиц позывных и документов скрытного управления войсками;

    подготовка специалистов связи и должностных лиц, использующих средства связи, по вопросам безопасности связи и скрытого управления войсками;

    применение эффективных способов пародирования и аппаратуры имитозащиты;

    проверка подлинности полученных сообщений путем обратной передачи принятого текста.

По важности сведений, которые могут стать достоянием иностранных технических средств разведки ИТР, нарушения безопасности связи подразделяются на три категории:

При ведении открытых радиопереговоров запрещается :

    называть действительные или условные наименования объединений, соединений, частей, подразделений;

    прямо или косвенно указывать их предназначение, степень боевой готовности, дислокацию, принадлежность к виду ВС РФ, роду войск, звену управления;

    приводить данные о налиии или состоянии вооружения, военной техники, численности и морально-психологическом состоянии личного состава;

    сообщать о планируемых действиях, передислокации или перегруппировке войск и перемещении пунктов управлений (ПУ), маршрутах их движения и станциях погрузки (выгрузки), перелетах самолетов, назначении, перемещениях командования, а также о результатах боевых действий (БД);

    называть воинские звания и фамилии других лиц (в том числе радистов);

    применять телефонно-телеграфные позывные узлов связи, называть места расположения радиостанций;

    сообщать о погоде в районе и приводить другие данные, из которых прямо или косвенно можно установить место расположения и принадлежность радиостанций (станций);

    передавать открыто номиналы частот и время очередных сеансов радиосвязи (за исключением радиосвязей, осуществляемых по правилам гражданских министерств и ведомств);

    упоминать о том, что данные, о которх идет речь в переговорах передавалась либо будет передаваться шифром по ШАС или с использованием средств кодирования связи;

    задавать вопросы, ответы на которые заведомо должны кодироваться (например запрашивать открытым текстом координаты корреспондента);

    говорить о ключах к средствам кодировании яили к специальным документам органов связи и о сроках их действия, раскрывать значение сигналов.

Во всех случаях ведения разрешенных открытых радиопереговоров вместо наименования штабов пунктов управления используются позывные их радиостанций, а наименование должностей заменяются числовыми позывными в соответствии с «Инструкцией о порядке разработки и использования таблиц позывных должностных лиц в ВС». Вместо истинных наименований или координат пунктов местности указываются их условные координаты по кодированной карте.

Запрещается оставлять в передаваемом кодированном сообщении незакодированные слова, фразы, фамилии, числа и другие элементы открытого текста, а также пользоваться для передачи секретных данных иносказаниями (условностями), истинный смысл которых может быть установлен из содержания переговоров.

Открытые радиоканалы в штабах и на пунктах управления не заводятся на телефонные коммутаторы дальней связи, а включаются на отдельные телефонные аппараты, на которые наносится предупредительная надпись: «Связь по радио». При предоставлении абоненту открытого радиоканала он предупреждается дежурным радистом фразой «Связь по радио».

На открытых (нешифрованных) телеграммах, предназначенных для передачи по незасекреченному радиоканалу, делается надпись: «Передать по радио открытым текстом», заверяемая командиром соединения (части) или начальником штаба. Без такой надписи или без подписанной подателем отметки об устном указании по этому вопросу командира или начальника штаба открытые телеграммы по радио не передаются.

    Дать определение безопасности связи.

Таким образом, нарушения безопасности связи приводят к утечке секретных сведений, которыми противник может воспользоваться, что в свою очередь окажет влияние на боевые действия и может привести к поражению.

Свойство системы связи «управляемость» в общем понимании достаточно представлено в учебниках профильных ВУЗов и монографиях. Требования к управляемости заданы практически во всех министерствах, ведомствах и отдельных крупных концернах, холдингах и отраслевых центрах. Требования к управляемости связью, как одной из составляющих интегрального требования к системе управления – оперативности, выработаны международными комитетами, федерациями и организациями. В этих требованиях отражается специфика деятельности организаций и, как следствие, определяется значимость степени управляемости системы связи, устойчивости, непрерывности и оперативности системы управления соответствующего ведомства, холдинга, комитета, федерации. По этой причине численные значения требований к управляемости системы связи, как правило, засекречены или имеют ограничения на их публикацию и свободный доступ к ним.

В качестве примера приведём требования Международного Олимпийского комитета к системе связи, развертываемой в интересах обеспечения безопасности, проведения и координации служб при проведении олимпийских игр. Всего в составе требований выделено 5 приоритетов. Низший из них (пятый) характеризует требования к аварийной ситуации, «… не связанной с нарушениями в функционировании систем», при этом на время реакции отводится всего один час. По высшему приоритету требование сформулировано следующим образом: «жизненно важная система неработоспособна, возникла угроза безопасности». Время реакции определяется всего в 5 минут, а на решение возникшей проблемы отводится не более одного часа. Следует отметить, что под «жизненно важной системой» рассматривается одна из составляющих какой-либо технологической системы, задействованной на проведении Олимпийских Игр. К таким системам на XXII Зимних Олимпийских Играх в г. Сочи в отношении системы связи относились:
– опорно-транспортная сеть связи;
– сеть подвижной радиосвязи стандарта «Тетра»;
– резервная сеть связи на средствах связи альтернативных операторов связи;
– совокупность линий связи на оборудовании DWDM, обеспечивающих резерв опорно-транспортной сети связи;
– мобильные базовые станции и др.

Не смотря на то, что зоны доступа базовых станций перекрывались, и выход из строя одной базовой станции отражался только увеличением нагрузки на соседние станции, и нагрузка не выходила за пределы функциональной возможности оборудования, ситуация выхода из строя одной базовой станции подвижной радиосвязи стандарта «Тетра» относилась к инциденту первой категории.

Интегративные свойства «управляемости» достаточно подробно описаны в отраслевой периодике. Рассмотрим, в чем же отличие в требованиях к автоматизированным (автоматическим) системам (сетям) связи.

Управляемость автоматизированной (автоматической) системы (сети) связи, как и управляемость системы (сети) связи без автоматизации управления, отражает четыре группы свойств, характеризующих:
– технологические возможности по управлению отдельными средствами связи;
– технологические возможности по управлению совокупностью средств связи (сетевое технологическое управление);
– оперативно-технические возможности сетевого управления;
– возможности управляющей подсистемы (организационно-технические возможности).

Технологические возможности по управлению отдельными средствами связи характеризуют не только показатели надежности этих средств связи (через коэффициент готовности и наработку на отказ), но и непосредственно управляемость отдельным средством связи. Отдельные показатели и степень их автоматизации в значительной степени влияют на показатели управляемости автоматизированных (автоматических) систем (сетей) связи. К таким показателям технологического управления отдельным средством связи относятся:
– продолжительность, автоматизация, возможность принудительного инициирования и игнорирования процессов тестирования работоспособности средства связи («проверка на себя»), наличие управления этим процессом; – продолжительность настройки рабочих параметров аппаратуры (с учетом конкретного места и роли в системе связи);
– автоматическое восстановление рабочих параметров аппаратуры после аварийного отключения электропитания;
– продолжительность восстановления коммутации рабочих каналов;
– средняя продолжительность коммутации одного канала (потока);
– автоматическое восстановление транзитной и оконечной коммутации информационных потоков (каналов) по приоритетам важности информационных направлений;
– возможность удаленной настройки первичных параметров аппаратуры;
– возможность удаленной настройки (изменений) параметров каналов технологического управления.

К показателям технологического управления отдельным средством связи, относящихся к показателям сервиса и имеющим значение для автоматизированных (автоматических) систем (сетей) связи следует отнести:
– наличие типовых настроек канала технологического управления, загружаемых дистанционно;
– возможность дистанционного управления рабочими параметрами средства связи;
– возможность вывода на экран дисплея коммутационного поля с данными о выполненной коммутации (визуализация), в том числе для удалённых сетевых элементов;
– возможность дистанционного доступа оператору связи к данных по коммутации каналов (потоков) при работе процессора по уже введенным данным (многофункциональ-ность);
– возможность перевода техники связи в рабочий режим без тестирования работоспособности, в том числе удалённо;
– замена блока контроля и управления без нарушения установленных связей.

К показателям сетевого технологического управления автоматизированных (автоматических) систем (сетей) связи предъявляются практически те же требования с незначительным по формулировке отличием, но значительной трудоёмкости по их реализации в изделиях. Все указанные свойства должны быть обязательно реализованы в оборудовании связи:
– автоматическая идентификация и аутентификация сетевого оборудования;
– автоматическое (автоматизированное) конфигурирование (переконфигурирование) системы (сети) связи;
– автоматическая (автоматизированная) коммутация (перекоммутация, снятие коммутации) каналов (потоков) сети по заранее записанной программе (наличие соответствующего программного обеспечения);
– управление коммутацией (перекоммутацией, снятием коммутации) каналов (потоков) сети с рабочего места оператора связи на пункте управления системой (сетью) связи;
– автоматическая (автоматизированная) оптимизация трасс связей при значительном изменении структуры системы (сети) связи;
– ручное управление коммутацией каналов (потоков) сети при функционировании системы (сети) связи в автоматическом режиме (комбинированный режим);

К оперативно-техническим возможностям сетевого управления отнесено:
– формирование данных о состоянии техники, линий связи и информационных направлений на каждом элементе системы (сети) связи;
– обработка и доведение данных телеметрии на пункт управления связью (ПУС);
– сбор, обработка, передача и прохождение информации об объектах системы связи (временный выход из строя, радиоподавление, нарушение обстановки по ЭМС, безвозвратные потери и др.) и иной информации в системе управления связью;
– получение и учет исходных данных об обстановке на элементах системы связи;
– комплексирование разведывательно-информационной работы на ПУС и комплексах (средствах) радиоконтроля со средствами управления, воздействия (запрета, отключения мешающих радиоэлектронных средств, нейтрализация воздействия (защита от) источников промышленных помех) и принудительного вывода из строя (сетецентрические функции).

Значительное влияние на управляемость автоматизированной системы связи оказывают возможности управляющей подсистемы. В любой организационно-технической системе «человеческий» фактор является самым непредсказуемым и почти непрогнозируемым. Автоматизация процессов сетевого технологического управления должна минимизировать возможность воздействия «человеческого» фактора. Возможность защиты от ошибок должностных лиц заключается в том, что автоматизация осуществляется на основе заранее записанной программы функционирования как в составе программного обеспечения нижнего (серверного) и высшего (клиентского) уровней, а также электронных документах планирования связи, загружаемых в управляющую подсистему на этапе планирования. Эти документы проверяются соответствующими специалистами и утверждаются руководством. При этом имеется возможность проверить правильность функционирования системы (сети) связи на соответствующих стендах связи.

Основная цель автоматизации процессов системы сетевого технологического управления заключается в обеспечении оперативности управления в высокодинамичных системах управления различного назначения, а не для обеспечения качества функционирования, хотя качество функционирования является неотъемлемой частью оперативности управления.

Автоматизация системы связи не принесёт значительного прироста оперативности управления без автоматизации самого управления, в интересах которого создана система связи, и, в основном, таких функций управления, как сбор данных, выработка замысла, принятия решения и планирования его реализации.

Использование автоматизированной (автоматической) системы (сети) связи должно быть в совокупности с применением систем поддержки принятия решения различного назначения в применяемых (взаимодействующих, комплексированных) системах.

На основе выше изложенного сформулируем основные организационно-технические свойства управляемости системы (сети) связи. Это автоматизированные (автоматические):
– оценка и реализация (принятие решения) исходных данных об обстановке на элементах системы связи;
– принятие решения по связи и планирование связи на различных уровнях иерархии управления связью;
– формирование и доведение распоряжений (приказов) по связи (развертывание, усиление, резервирование, наращивание, свертывание, перемещение и др.);
– управление системой (сетью, элементом сети) в нештатных (аварийных) ситуациях.

Технологические возможности по управлению отдельными средствами связи.

Продолжительность, автоматизация, возможность принудительного инициирования и игнорирования процессов тестирования работоспособности средства связи («проверка на себя»), наличие управления этим процессом характеризует момент начала и продолжительность занятости аппаратуры связи для самоконтроля работоспособности основных блоков и всего комплекса в целом. В аппаратуре, предназначенной для построения автоматизированных (автоматических) систем (сетей) связи эта функция должна быть автоматизирована и иметь возможности: по прерыванию проверки и принудительному переводу аппаратуры связи в рабочий режим, начало работы аппаратуры связи без проверки работоспособности, а также принудительного инициирования «проверки на себя».

Продолжительность настройки рабочих параметров аппаратуры (с учетом конкретного места и роли в системе связи) характеризует период подготовки аппаратуры связи к функционированию в составе развертываемой системы (сети) связи в конкретном месте (конфигурирование, «прописка», загрузка сетевых параметров (данных) и т. д.). Указанная функция, как правило, выполняется автоматически, но может выполняться в отдельных случаях вручную. Здесь отметим, что вручную настройка проводится при вводе оборудования связи в состав действующей системы связи вместо внезапно вышедшего из строя сетевого элемента, при внеплановом наращивании системы связи в соответствии с оперативной необходимостью, при подключении к системе связи узлов связи пунктов управления организаций и частей, прибывших на усиление, или взаимодействующих от соседних объединений (группировок). Рассматриваемый показатель оказывает существенное влияние на цикл технологического управления при ручной настройке. В этом случае значение показателя может быть заранее оценено по имеющимся среднестатистическим данным, поскольку нет возможности учесть уровень подготовки оператора связи. Как ниже будет показано для автоматизированных (автоматических) систем (сетей) связи эта функция должна выполняться автоматически - по команде от управляющей подсистемы. При замене элемента системы (сети) данные настройки оборудования записываются автоматически. Автоматизация этой процедуры позволяет избежать ошибок оператора, его низкой подготовленности и некомпетентности по конкретной системе связи и данному сетевому элементу, а также при отсутствии возможности физического доступа к сетевому элементу.

Автоматическое восстановление рабочих параметров аппаратуры после аварийного отключения электропитания характеризует период времени, через который аппаратура связи перейдет в режим функционирования, предшествующий аварийному отключению электропитания. Этот показатель характеризует продолжительность перерыва связи в условиях отсутствия горячего автоматического резерва системы передачи. Продолжительность восстановления может быть сокращена на продолжительность проверки функциональности оборудования («проверка на себя»). При уверенности, что аппаратура исправна, оборудование может быть переведено в режим восстановления работоспособности без контроля состояния (без «проверки на себя»).

Продолжительность восстановления коммутации рабочих каналов характеризует, во-первых, возможность автоматического восстановления оперативных коммутаций каналов (потоков), во-вторых, продолжительность восстановления всех параметров системы передачи. Рассматриваемая функция, как и продолжительность настройки рабочих параметров аппаратуры, должна выполняться автоматически по достижению состояния, соответствующего нормальной работоспособности (обнаружение блока, установленного взамен вышедшего из строя, восстановления электропитания, восстановление целостности линейного тракта и т.д.).

Средняя продолжительность коммутации одного канала (потока). Этот показатель при наличии автоматизированной (автоматической) системы сетевого технологического управления имеет одинаковое влияние на функционирование системы связи в различных условиях и фазах функционирования этой системы (сети) связи. Продолжительность выполнения этой функции технологического управления оборудованием связи зависит только от технической реализации самого телекоммуникационного устройства, например: возможности процессора, количество одновременно выполняемых операций, объем оперативной памяти и др.

Автоматическое восстановление транзитной и оконечной коммутации информационных потоков (каналов) по приоритетам важности информационных направлений является типовой функцией автоматизированных (автоматических) систем (сетей) связи. Данная функция технологического управления связи обеспечивает восстановление прерванных связей, начиная с момента восстановления линейного тракта (замены блока, восстановления электропитания, завершения «проверки на себя» и т.д.). Очередность восстановления связей зависит от степени важности связей. Таким образом, связи с более «жесткими» требованиями по устойчивости функционирования восстанавливаются в первую очередь. Данная функция реализуется с возможностью отключения её использования и возможностью стирания всех внутренних коммутаций отдельно по каждому блоку.

Возможность удаленной настройки первичных параметров аппаратуры и возможность удаленной настройки (изменений) параметров каналов технологического управления. Данные функции обеспечивают удаленную настройку и перенастройку оборудования. Такие возможности обеспечивают высокую мобильность и управляемость системы (сети) связи при отсутствии физической возможности передать исходные данные операторам связи или физического доступа к оборудованию. Также эти функции обеспечивают поддержание управляемости системы (сети) связи на требуемом уровне при значительной деградации системы (сети) связи.

Дополнительные возможности технологического управления отдельными средствами связи характеризуются показателями сервиса, которые, при их наличии, обеспечивают удобство, достаточную визуализацию осуществленных коммутаций, возможность выполнения нескольких функций одновременно и (или) дистанционно, бесперебойное функционирование и др.

Сетевое технологическое управление.

Автоматическая идентификация и аутентификация сетевого оборудования является типовой функцией автоматизированных (автоматических) систем (сетей) связи.

Идентификация (лат. identificare – отождествлять) - установление соответствия реального объекта, средства представленной на него документации, его названию, во избежание подмены одного объекта другим.

Аутентифика́ция (англ. authentication) – проверка принадлежности объекту доступа предъявленного им идентификатора, подтверждение подлинности.

Эти две автоматические процедуры обеспечивают самостоятельное (без участия оператора связи) определение аппаратурой связи корреспондирующего сетевого элемента и получение подтверждения о возможности функционирования подключаемого оборудования в данной системе в текущее время.

Идентификационный номер сетевого оборудования может быть постоянным, а может меняться в зависимости от условий использования (звено управления, ведомственная принадлежность, принадлежность к субъекту РФ и др.).

С учетом того, что системы специальной связи, как правило, относятся к информационным системам конфиденциальной информации, для аутентификации подключаемых сетевых элементов рекомендуется использовать методы взаимной строгой аутентификации.

Техническая реализация процессов идентификации и аутентификации могут быть различными.

Автоматическое (автоматизированное) конфигурирование (переконфигурирование) системы (сети) связи является типовой функцией автоматизированных (автоматических) систем (сетей) связи. Для обеспечения требуемой доступности ресурса системы (сети) связи структура первичной сети связи должна быть достаточно разветвлённой, тем более в районах со сложными физико-географическими условиями. Как следствие, в составе первичной сети связи развёртывается достаточно большое количество сетевых элементов различного назначения. Среди них может быть развёрнуто значительное количество высокомобильных сетевых элементов (ретрансляторы, переприемные пункты, вспомогательные узлы связи, временные элементы системы связи различного базирования и т.д.), которые находятся на одном месте ограниченное время, в том числе, продолжительность их пребывания на одном месте может быть соизмерима с продолжительностью настройки и технологического управления средством связи в режиме ручного управления.

Конфигурирование осуществляется по данным от сетевых элементов о номерах (адресах) портов, блоков (субблоков), посадочных мест и идентификаторов. Автоматизация этих процессов обеспечивает защиту от случайных ошибок операторов связи при вводе данных о сетевых элементах вручную.

Автоматическая (автоматизированная) коммутация (перекоммутация, снятие коммутации) каналов (потоков) сети по заранее записанной программе (наличие соответствующего программного обеспечения) является типовой функцией автоматизированных (автоматических) систем (сетей) связи. Данная функция сетевого технологического управления выполняется параллельно с конфигурированием системы (сети) по мере подключения корреспондирующих сетевых элементов. В этом случае показатели оперативности обеспечения связи между потребителями являются максимальными, поскольку продолжительность задержки на необходимую коммутацию каналов (потоков) характеризуется только продолжительностью технологических процессов, осуществляемых с тактовой частотой работы процессора.

Снятие коммутации (при отключении потребителей от сети) осуществляется аналогично изложенному выше на основе соответствующих команд системы сетевого технологического управления.

Особенностью функционирования системы специальной связи является то, что снятие коммутации каналов (потоков) возможно с некоторой задержкой по отношению к моменту отключения потребителя от сети. Другими словами, при внезапном отключении от системы (сети) связи потребителя по какой-либо причине (в результате выхода из строя оборудования связи или средств электропитания, постановки радиопомех и др.) предоставляется некоторая продолжительность времени на восстановление доступа к системе (сети) связи.

Управление коммутацией (перекоммутацией, снятием коммутации) каналов (потоков) сети с рабочего места оператора связи на пункте управления системой (сетью) связи является типовой функцией автоматизированных (автоматических) систем (сетей) связи. Возможность дистанционного сетевого управления обеспечивает реализацию централизованного управления системой (сетью) связи с различной степенью централизации. При этом для построения высокодинамичных автоматизированных (автоматических) систем (сетей) связи проводится эшелонирование органов и пунктов управления связью. Очередность передачи управления связью в плановом или аварийном режиме определяется на этапе принятия решения по связи и вводится в качестве исходных оперативных данных в соответствующее сетевое программное обеспечение.

Автоматическая (автоматизированная) оптимизация трасс связей при значительном изменении структуры системы (сети) связи. При значительных изменениях структуры системы (сети) связи по отношению к исходной корреспондирующие узлы связи, первоначально не имеющие между собой магистральных линий связи и соединенные через несколько транзитных коммутаций, могут быть соединены непосредственно или через меньшее количество транзитных коммутаций. Не оптимальная прокладка трасс связей влечет излишнее задействование ресурса системы (сети) связи и снижение показателей качества установленных связей, в том числе, излишняя зависимость от возможного перемещения сетевых элементов. Оптимизация трасс связей может осуществляться по расписанию, при перемещении сетевых элементов, при переключении на резервные трассы и др. Оптимизация резервных трасс связей осуществляется непосредственно при появлении (обнаружении) более оптимальной по отношению к проложенной.

Ручное управление коммутацией каналов (потоков) сети при функционировании системы (сети) связи в автоматическом режиме (комбинированный режим) является обязательной функцией автоматизированных (автоматических) систем (сетей) связи, предназначенной для перехода на ручной способ управления. Данная возможность сетевого технологического управления расширяет возможности автоматизированного (автоматического) управления системами (сетями) связи и повышает оперативность этого управления при необходимости внеплановой коммутации каналов системы (сети) связи в интересах вновь прибывших организаций и частей, при резком изменении оперативной (тактической) обстановки, уточнении принятого решения на специальные действия и т. д.

Оперативно-техническое сетевое управление.

Для обеспечения своевременного реагирования на различные деструктивные воздействия как преднамеренного, так и случайного характера, большое значение имеет наличие возможности формирования данных о состоянии техники, линий связи и информационных направлений на каждом элементе системы (сети) связи. Данная функция является типовой функцией автоматизированных (автоматических) систем (сетей) связи. Следует отметить, что выполнение указанной функции характеризуется не только возможностями отдельных средств связи, но и совокупными возможностями нескольких технических средств и возможностями сетевого программного обеспечения.

Обработка и доведение данных телеметрии на ПУС является типовой функцией автоматизированных (автоматических) систем (сетей) связи и обеспечивает своевременное принятие решения на восстановление функционирования отдельных сетевых элементов и фрагментов системы (сети) связи. Отдельные процессы по восстановлению функционирования (при наличии возможности) могут решаться в автоматическом (автоматизированном) режиме. В таком режиме на табло дежурного по связи выводится сообщение об аварии и о принятых мерах. По окончании восстановления связи выводится сообщение о нормальном функционировании ранее аварийных элементов сети. При автоматизированном управлении системой (сетью) связи после получения сигнала об аварии дежурный по связи после оценки аварийной ситуации и принятия решения на ее устранение вручную запускает механизм автоматического устранения аварии. По окончании восстановления связи на табло дежурного по связи выводится сообщение об устранении аварии.

Сбор, обработка, передача и прохождение информации об объектах системы связи (временный выход из строя, радиоподавление, нарушение обстановки по ЭМС, безвозвратные потери и др.) и иной информации в системе управления связью является типовой функцией автоматизированных (автоматических) систем (сетей) связи и обеспечивает доставку данных о функционировании системы (сети) связи в конкретных условиях на ПУС.

Сбор информации осуществляется на каждом элементе системы (сети) связи. Обработка оперативной информации, как правило, осуществляется должностными лицами по связи соответствующих ПУС и элементов системы (сети) связи. Технологическая информация собирается и обрабатывается через систему мониторинга.

В автоматизированных (автоматических) системах (сетях) связи для передачи оперативной и технологической информации создаются выделенные технологические сети и сети служебной связи. Передаваемая информация относится к информации третьей категории, а каналы связи для ее передачи - к третьей группе важности.

Получение и учет исходных данных об обстановке на элементах системы связи является типовой функцией автоматизированных (автоматических) систем (сетей) связи. Данная функция является логическим завершением первых трех функций и обеспечивает накопление статистических данных о функционировании системы (сети) связи в конкретных условиях.

Эти данные используются для расчета и оценки реальных значений эксплуатационных показателей функционирования системы (сети) связи, прогнозирования аварийных ситуаций в системе (сети) связи и их последствий. Анализ получаемых прогнозируемых и статистических данных и их сравнение с требуемыми значениями показателей позволяют должностным лицам принимать решения по изменению структуры, режимов функционирования, своевременному перемещению и другие меры для обеспечения соответствия значений показателей функционирования системы (сети) связи требуемым или для вывода элементов системы (сети) из под предполагаемого (прогнозируемого по статистическим данным) воздействия.

Комплексирование разведывательно-информационной работы на ПУС и комплексах (средствах) радио-контроля со средствами управления, воздействия (запрета, отключения мешающих радиоэлектронных средств, нейтрализация воздействия (защита от) источников промышленных помех) и принудительного вывода из строя (сетецентрические функции). Одной из главных причин необходимости комплексирования (взаимодействия) соответствующих элементов системы управления связью с системами радио-контроля и различного воздействия является необходимость ведения на требуемом уровне борьбы со средствами деструктивного воздействия, которые являются мобильными, обладают высокоэффективными средствами разведки и воздействия, способны значительно затруднить управление создаваемой группировкой в специальных действиях, а на отдельных, наиболее сложных, этапах этих действий - и сорвать его.

При применении режима комплексирования учитывается следующее. Информация о воздействии на элементы системы связи, поступающая в органы (пункты) управления связью, и информация, добытая соответствующими комплексами радиоконтроля, обрабатывается и поступает в итоге в штаб (центр управления), где она оценивается, по ней делаются выводы, на основе чего принимается решение по реализации выработанных данных.

Выполнение данной функции возможно при построении единой автоматизированной (автоматической) системы сбора, обработки и доведения информации и принятия по ней решения. Комплексирование указанных систем при наличии хотя бы одной ручной операции будет крайне неэффективно по причине высокой мобильности противостоящих систем противника.

Кроме того, следует отметить, что построение единой автоматизированной (автоматической) системы (сети) связи в интересах комплексирования средств управления связью, разведки, принятия решения и воздействия без специализированных комплексов автоматизированного управления невозможно.

Организационно-техническое управление системой (сетью) связи.

Оценка и реализация (принятие решения) исходных данных об обстановке на элементах системы связи. Оперативность выполнения данной функции зависит от степени профессиональной подготовленности должностных лиц, слаженности их действий и взаимозаменяемости. Значение данной функции управления в своей основе проявляется в ходе ведения специальных действий, когда от продолжительности принятия решений зависит степень адекватности функционирования системы (сети) связи выполняемым группировкой задачам. От оперативности выполнения данной функции в значительной степени зависит продолжительность цикла управления связью.

Принятие решения по связи и планирование связи на различных уровнях иерархии управления связью. Данная функция, как и предыдущая, в значительной мере влияет на продолжительность цикла управления. Качество принимаемого решения зависит от полноты исходных данных, наличия времени на проработку и обоснование. По этой причине, чем быстрее принимается решение по связи старшей инстанцией, тем более своевременно и качественно оно будет отработано подчиненными. Следует отметить, что необходимые массивы данных для работы системы (сети) связи в автоматическом режиме разрабатываются и вводятся в аппаратуру связи на этом этапе управления связью.

Формирование и доведение распоряжений (приказов) по связи (развертывание, усиление, резервирование, наращивание, свертывание, перемещение и др.) . От оперативности выполнения этой функции управления зависит резерв времени, которым будут обладать организации и части связи нижней инстанции (звена управления), для выполнения поставленных задач. Информация для обеспечения работы сетевых элементов в автоматизированном (автоматическом) режиме может быть загружена в соответствующие базы данных по каналам технологического управления системой (сетью) связи дистанционно.

Управление системой (сетью, элементом сети) в нештатных (аварийных) ситуациях. Своевременность и правильность принимаемых решений должностными лицами, отвечающими за связь, в нештатных ситуациях оказывают влияние на функционирование системы (сети) связи в целом, и зависят от профессиональной подготовки и умения владеть собою, сохранять хладнокровие и дееспособность в критических ситуациях. От умения в сложной обстановке ориентироваться быстро и правильно, по большому счету, зависит качество управления и исход всех действий.

8.1. Если в зданиях предусмотрены системы односторонней громкоговорящей связи (например, в зонах массовых посещений: концертных залах, лекционных аудиториях, залах кинотеатров и театров, спортивных аренах, залах заседаний), то эти системы должны быть доступны для инвалидов.

8.2. В помещениях (зонах) обслуживания при наличии перед местом операциониста, обслуживающего посетителей, сплошных разделяющих конструкций следует предусматривать как минимум одно место, оснащенное средствами двусторонней громкоговорящей связи, обеспечивающей звуковой контакт персонала (операциониста) с посетителями, в том числе посетителями-инвалидами с нарушением функции слуха.

8.3. При размещении акустических устройств на участках, в помещениях зданий, элементах коммуникационного пространства следует исключать возможность перекрытия воспроизводимой ими информации и создания звуковых помех.

При необходимости ограничения зон действия акустических устройств последние могут быть помещены в ниши или за экраны, препятствующие распространению воспроизводимых звуков в нежелательном направлении.

8.4. Вспомогательными аудиосистемами (ВАУС) могут быть оснащены зоны массовых посещений, вмещающие более 50 человек и имеющие фиксированные сидячие места, предназначенные для инвалидов.

Помимо ВАУС может быть предусмотрено адекватное число выходных устройств для подключения к общей аудиосистеме переносных ВАУС.

Минимальное число абонентов, которых может обслуживать данная ВАУС, должно составлять 4% общего числа сидячих мест в зоне массовых посещений, но в любом случае не менее двух процессов.

При этом фиксированные сидячие места, оснащенные ВАУС, должны быть размещены в пределах 15-метровой зоны беспрепятственной видимости от сцены или спортивной площадки.

Примечание. ВАУС предназначены для подсоединения к стандартным аудиосистемам с целью обеспечить звуковую информацию, которую слушатель принимает посредством специального приемного устройства или его собственного слухового аппарата и которая защищена от постороннего шума.

8.5. В качестве типовых ВАУС, предназначенных для различного применения, могут быть использованы системы с магнитными индукционными контурами и системы, работающие в диапазоне радиочастот и инфракрасных частот.

Примечание. Применение ВАУС того или иного типа в различных по функциональному назначению зонах массовых посещений и помещениях зданий зависит от свойств окружающей обстановки, характера программ и контингента слушателей.

8.6. В зрительных залах (театров, цирков и т.п.) следует предусматривать не менее трех зрительских мест, связанных с ВАУС, работающей на основе индукционного контура приема частотно-модулированного сигнала или на основе инфракрасного излучения, для подключения личных слуховых аппаратов по ГОСТ Р 51024, используемых инвалидами с нарушением функции слуха.

8.7. Устройства связи (подгруппа 3.2) для инвалидов с нарушением функции зрения должны иметь цветовые и тактильные средства опознавания, а для лиц с нарушением функции слуха - регулируемое звукоусиление.

8.8. Доступные для инвалидов средства телефонной связи общего применения, предназначенные для оснащения общественных зданий и прилегающей к ним территории, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51646.

8.9. В доступных для инвалидов зданиях, оборудованных средствами телефонной связи общего применения, в том числе таксофонами, телефонными аппаратами внутренней связи или средствами телефонной связи других типов, должны быть предусмотрены аналогичные типы средств телефонной связи (ТА), доступных для инвалидов, с учетом требований ГОСТ Р 51646, рекомендаций по их количественному выбору и способам размещения, изложенных в таблице 2, и в соответствии с нижеследующими требованиями.

Таблица 2

Число ТА каждого типа, предусмотренных на каждом этаже здания или сооружения Необходимое число ТА, отвечающих требованиям доступности для инвалидов (1)
Один или более отдельных ТА Один ТА на каждый этаж
Одна группа ТА (2) Один ТА на каждый этаж
Две или более группы ТА Один ТА на каждую группу Доступный ТА может быть установлен рядом с группой (либо на заметном расстоянии от группы, либо в специально обозначенном месте). При этом установка как минимум одного общественного ТА на каждом этаже должна обеспечивать доступность при фронтальном подходе к нему (3).
(1) Дополнительный доступный ТА общего применения может быть установлен на любой высоте в зоне досягаемости инвалида в КК. При этом может быть обеспечен как фронтальный, так и боковой подступ к нему инвалида. (2) Группой ТА считают два или более ТА, размещенных рядом друг с другом. (3) При установке ТА с внешней стороны здания досягаемость телефонного номеронабирателя позволяет взамен требуемого фронтального подхода обеспечивать боковой доступ к этом ТА.

8.9.1. Все доступные для инвалидов ТА общего применения, предусмотренные в зданиях или сооружениях, должны быть оснащены регуляторами громкости.

Кроме того, 25% всех ТА общего применения, предусмотренных в здании или сооружении, но в любом случае не менее одного, должны быть ТА со встроенными усилителями приема (приема и передачи), а также должны быть оснащены регуляторами громкости и рассредоточены среди всех типов средств телефонной связи общего применения, в том числе ТА внутренней связи, по всему зданию или сооружению.

8.9.2. Если в здании или сооружении и на прилегающей к нему территории предусмотрены четыре и более таксофона общего применения (в том числе как внутри, так и снаружи здания или сооружения) и как минимум один таксофон общего применения внутри здания, то как минимум один таксофон внутри здания или сооружения должен быть текстовым ТА.

8.9.3. Если внутри зданий или сооружений, предназначенных для проведения культурно-массовых мероприятий, в том числе на стадионах и спортивных аренах, в общественных центрах, в укрытых местах развлечений и отдыха, установлены таксофоны общего применения, то как минимум один из них должен быть текстовым ТА.

8.9.4. Если в зоне безопасности вокзалов предусмотрены таксофоны общего применения, то как минимум один из них, расположенный внутри здания вокзала, должен быть текстовым.

Кроме того, если четыре и более таксофонов общего применения расположены в любом из следующих мест:

За пределами зоны безопасности вокзалов;

В главном вестибюле вокзала;

В зонах получения багажа на вокзалах, -

то как минимум один таксофон, предусмотренный в каждом из этих мест, должен быть текстовым.

8.9.5. Если группа ТА внутри здания или сооружения состоит из трех и более таксофонов общего применения, то как минимум один таксофон в каждой такой группе должен быть оборудован полкой и штепсельной розеткой (выводом).

8.9.6. В местах установки доступных для инвалидов ТА должно быть предусмотрено свободное пространство, позволяющее обеспечить беспрепятственный фронтальный или боковой подступ инвалидов в КК к этим ТА.

Опоры, ограждения и фиксируемые сиденья не должны препятствовать доступу к ТА инвалидам в КК.