Требования к управлению связью. Основные и частные задачи связи, требования, предъявляемые к связи


ЦНТИ «ИНФОРМСВЯЗЬ»
Москва - 2000

Предисловие


Стандарт отрасли разработан в развитие требований ГОСТ 2.114.

ОСТ 45.161-2000

СТАНДАРТ ОТРАСЛИ


Настоящий стандарт устанавливает общие требования к построению и содержанию технических условий на средства связи, а также порядок их согласования и утверждения.

Требования стандарта распространяются на технические условия средств связи, устанавливаемые на ВСС РФ, включая и импортные.

Требования стандарта учитываются при разработке ТУ на средства связи всеми предприятиями и организациями отрасли независимо от форм их собственности.


ГОСТ 2.114-95 ЕСКД. Технические условия

ГОСТ 2.201-80 ЕСКД. Обозначение изделий и конструкторских документов

ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы

ГОСТ 2.503-90 ЕСКД. Правила внесения изменений

ГОСТ 8.417-81 ГСИ. Единицы физических величин

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 28388-89 Системы обработки информации. Документы на магнитных носителях данных. Порядок выполнения и обращения

ГОСТ Р 8.563-96 ГСИ. Методики выполнения измерений

ПР 50-718-94 Правила заполнения и представления каталожных листов продукции

МИ 1967-89 ГСИ. Выбор методов и средств измерений при разработке методик выполнения измерений. Общие положения.

3 Определения

Средства связи - технические средства, используемые для формирования, обработки, передачи или приёма сообщений электросвязи, либо почтовых отправлений.

4 Основные положения

4.1 Технические условия (ТУ) на средства связи, являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции.

Через ТУ реализуются требования государственных и отраслевых стандартов к конкретным средствам связи, поставляемым потребителям (в том числе для целей сертификации).

4.2 ТУ являются неотъемлемой частью комплекта конструкторской документации или другой технической документации на средства связи, а при отсутствии такой документации должны содержать полный комплекс требований к средствам связи, их изготовлению, контролю, приёмке и эксплуатации.

4.3 ТУ на средства связи разрабатывают при отсутствии государственных или отраслевых стандартов технических условий, распространяющихся на данную продукцию, а также когда нужно дополнить или ужесточить требования действующих документов, распространяющихся на данную продукцию.

4.4 ТУ оформляют на листах формата А4 по ГОСТ 2.301 с основной надписью по ГОСТ 2.104 (формы 2 и 2а), или по ГОСТ 2.004. Титульный лист и лист утверждения оформляют по ГОСТ 2.105. ТУ выполненные на магнитных носителях оформляют по ГОСТ 28388. Необходимый иллюстративный материал, размещаемый в тексте ТУ или приведённый в виде приложения, может быть выполнен на листах форматов в соответствии с ГОСТ 2.301 с основной надписью по ГОСТ 2.104 (форма 2а).

Состав и объём иллюстраций определяет разработчик ТУ по согласованию с заказчиком в зависимости от характера средств связи и предъявленным к ним требованиям.

Лист утверждения является самостоятельным документом и не входит в нумерацию листов ТУ. Лист утверждения выпускают для ТУ, в которых по условиям их использования разработчик и (или) заказчик считает нецелесообразным приводить наименование организаций, должности и фамилии лиц, подписавших эти документы.

Допускается выполнять ТУ без основной надписи, дополнительных граф и рамок. В этом случае:

Обозначение ТУ указывают на каждом листе в верхнем правом углу (при односторонней печати) или в левом углу чётных страниц и правом углу нечётных страниц (при двусторонней печати);

Общее количество листов указывают на титульном листе под обозначением технических условий;

Номера последующих листов указывают в нижнем правом углу (при односторонней печати) или в левом углу чётных страниц и правом углу нечётных страниц (при двусторонней печати);

Подписи лиц, предусмотренные в основной надписи по ГОСТ 2.104, указывают на титульном листе согласно приложению А, а для ТУ, выполненных на магнитных носителях - по ГОСТ 28388;

Изменения указывают в листе регистрации изменений, который помещают в конце ТУ (рекомендуемая форма листа регистрации изменений по ГОСТ 2.503).

4.5 Обозначение ТУ на средства связи присваивает разработчик по ГОСТ 2.201 и ГОСТ 2.114. Обозначение ТУ состоит из обозначения, присвоенного основному конструкторскому документу, на соответствующие средства связи, и кода «ТУ» в конце обозначения. Например - ЛДГИ 465961.001 ТУ (где ЛДГИ - буквенный код организации разработчика ТУ, далее код классификационной характеристики, который присваивают изделию и конструкторскому документу по классификатору ЕСКД, и трёхразрядный порядковый регистрационный номер присваиваемый отделом стандартизации организации разработчика).

Допускается присваивать ТУ двойное обозначение по 3.7.2 ГОСТ 2.114 и по ГОСТ 2.201.

При отсутствии конструкторской документации рекомендуется формировать обозначение ТУ состоящим из:

Кода «ТУ»;

Кода группы продукции по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП);

Трёхразрядного регистрационного номера, присваемого отделом стандартизации организации разработчика ТУ;

Кода предприятия разработчика ТУ по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);

Четырёх цифр года утверждения ТУ.

Например - ТУ 5290-011-01181475-2000.

4.6 Полное наименование средства связи, шифр (индекс) или его условное обозначение указывается:

На листе утверждения (при его наличии);

На титульном листе;

Во вводной части;

В основной надписи по ГОСТ 2.104 (форма 2).

В последующем тексте ТУ вместо полного наименования средства связи следует применять сокращённое наименование, например «Блок», «Кассета» или в общем виде «Изделие».

4.7 В тексте ТУ должны применяться обозначения единиц физических величин по ГОСТ 8.417 с учетом ГОСТ 2.105.

4.8 В ТУ должен быть приведён перечень средств измерений и вспомогательного оборудования для проверки изделия на соответствие требованиям ТУ.

4.9 Для информирования потребителей о средствах связи, на которые разработаны ТУ, разработчик заполняет каталожный лист продукции согласно ПР 50-718 и представляет его в соответствующие территориальные органы Госстандарта России для включения информации в базу данных (каталог) и доведения её до потребителя.

5 Требования к построению и содержанию

5.1 ТУ должны содержать вводную часть, которая не нумеруется и не имеет заголовка, а также разделы, расположенные в следующей последовательности:

Технические требования;

Требования безопасности;

Требования охраны окружающей среды (экологические требования);

Правила приёмки;

Методы контроля (испытаний);

Транспортирование и хранение;

Указания по эксплуатации (применению);

Гарантия изготовителя.

Состав разделов и их содержание определяет разработчик в зависимости от особенностей средств связи. При необходимости ТУ дополняют другими разделами или не включают отдельные из перечисленных разделов. Допускается отдельные разделы объединять.

В ТУ должны быть приведены приложения, содержащие перечень документов, на которые даны ссылки в данных ТУ, а также перечень вспомогательного (испытательного) оборудования (в том числе для целей сертификации). Ссылки на данные приложения должны быть упомянуты в тексте ТУ.

Примечание - В перечень документов могут быть включены ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ, РД, нормы ГКРЧ, рекомендации МСЭ-Т, стандарты ЕТСИ и т.п.

5.2 Вводная часть должна содержать наименование средства связи, его назначение, область применения (при необходимости) и условия эксплуатации.

Текст вводной части должен начинаться словами:

Наименование средства связи должно соответствовать их наименованию в основном конструкторском документе (спецификации) на данное средство связи. Далее приводят характеристику объекта, в котором используют данное средство связи, область применения и условия эксплуатации средства связи (например, на открытом воздухе, в условиях влажного тропического климата и т.п.).

В конце вводной части приводят пример записи средства связи в других документах и (или) при заказе.

5.3 В разделе «Технические требования» должны быть приведены требования и нормы, определяющие показатели качества и эксплуатационные характеристики средств связи.

Раздел должен начинаться словами

При отсутствии конструкторской или другой технической документации раздел «Технические требования» должен начинаться словами:

При наличии стандартов общих технических требований, а также стандартов на конкретное изделие должна быть ссылка на них.

Раздел в зависимости от специфики средств связи должен состоять из следующих подразделов:

Основные параметры и характеристики;

Конструктивно-технические требования, предъявляемые к средствам связи, обеспечивающие наиболее эффективное выполнение их функций: предельно допустимые массу и габаритные размеры, обеспечение внешних связей и взаимодействие с другими изделиями, их совместимость, взаимозаменяемость и т.п., конструкционные материалы, виды покрытий (металлические и неметаллические) и их функциональное назначение (защита от коррозии и т.п.); требования исключения возможности неправильной сборки и неправильного подключения кабелей;

Требования по прочности и устойчивости к механическим воздействиям;

Требования по устойчивости к климатическим воздействиям;

Требования по надежности;

Требования, предъявляемые к составным частям, покупным изделиям и материалам;

Комплектность;

Маркировка;

Упаковка.

5.4 В разделе «Требования безопасности» излагают основные требования по обеспечению безопасности при работе со средствами связи в течение срока их службы, в том числе:

Требования по электробезопасности;

Требования к предупреждающим знакам и надписям безопасности;

Требования по допустимому уровню шума, неионизирующему электромагнитному излучению;

Требования по безопасности в аварийных состояниях.

5.5 В разделе «Требования охраны окружающей среды (экологические требования)» в зависимости от специфики средств связи устанавливают требования для предупреждения вреда окружающей природной среде и здоровью человека при испытаниях, транспортировании, эксплуатации и т.д. и должны включать допустимые показатели и нормы.

5.6 В разделе «Правила приёмки» указывают порядок и условия предъявления и приёмки средств связи предприятием-изготовителем и потребителем (заказчиком).

В зависимости от специфики средств связи устанавливают программы испытаний (например: предъявительские, приёмо-сдаточные, периодические, типовые, сертификационные, на надёжность), а также указывают порядок использования (хранения) средств связи, прошедших испытания.

Для каждой категории испытаний устанавливают периодичность их проведения, количество контролируемых образцов, перечень контролируемых параметров и последовательность, в которой осуществляется контроль.

Возможность изменения последовательности проведения контроля, при необходимости, оговаривается особо.

В разделе оговаривают правила и условия приёмки, порядок и условия забракования средств связи и возобновления приёмки (повторного контроля) после анализа выявленных дефектов и их устранения.

Средства связи, предъявляемые на испытания заказчику, должны быть отрегулированы.

В процессе испытаний запрещается подстраивать и регулировать изделия.

В случае, когда настройка и регулировка допускается, то это обстоятельство должно быть оговорено в данном разделе ТУ.

5.7 В разделе «Методы контроля (испытаний)» устанавливают приёмы, способы, режимы контроля (испытаний, измерений, анализа) параметров, норм, требований и характеристик средств связи, необходимость контроля которых предусмотрена в разделе «Правила приёмки», программу и методику испытаний (ПМ) используемые при сертификации.

Порядок изложения пунктов этого раздела должен повторять порядок изложения пунктов соответствующих требований.

Если проверку или испытания проводят с использованием схемы соединений измерительного и испытательного оборудования с контролируемым средством связи, то в ТУ приводят ссылку на эту схему в следующей редакции:

«Проверку изделия на соответствие требованиям пункта... проводят по структурной схеме, приведённой на рисунке...».

В каждом пункте, устанавливающем методы контроля и испытаний, должны быть указаны используемые средства измерений и испытательное (вспомогательное) оборудование.

Методы контроля, средства контроля, а также оборудование, применяемое при контроле, не указывают в ТУ, если они установлены в государственных и отраслевых стандартах, а также в инструкциях или методиках испытаний, разрабатываемых в соответствии с ГОСТ 2.102. При этом в ТУ должна быть ссылка на эти документы.

Методы и условия контроля (испытаний, измерений) должны быть максимально приближены к условиям использования средств связи.

При описании операций контроля приводят указания по технике безопасности и особые меры предосторожности.

При изложении требований к обработке результатов контроля приводят расчётные формулы, таблицы, указывают точность вычислений и степень округления полученных данных.

Методики выполнения измерений, применяемые при контроле и испытаниях средств связи, должны быть оформлены по ГОСТ Р 8.563 и аттестованы.

Выбор методов и средств измерений для методик выполнения измерений следует осуществлять по МИ 1967.

В технических условиях на импортируемые средства связи допускается запись: «Методы контроля (испытания) - по методикам фирмы-изготовителя».

5.8 В разделе «Транспортирование и хранение» устанавливают требования к обеспечению сохранности продукции при её транспортировании и хранении, в том числе по обеспечению безопасности. В разделе указывают виды транспорта и транспортных средств, способы крепления и укрытия продукции в этих транспортных средствах, устойчивость к воздействию внешней среды в упакованном состоянии.

Для сохранности средств связи при транспортировании, должны быть указаны требования, связанные с особенностями их погрузки и выгрузки, а также к обращению со средствами связи после транспортирования (например, необходимость выдержки в нормальных условиях после транспортирования при отрицательных температурах, порядок расконсервации и т.п.).

Порядок расположения и изложения требований определяют в зависимости от специфики средств связи.

При изложении требований к хранению указывают: условия хранения средств связи на складах, обеспечивающие сохранность их качества и товарного вида; требования, определяющие место хранения (навес, закрытый склад, отапливаемое помещение и т.д.), а также защиту средств связи от влияния внешней среды (влаги, вредных испарений, плесени, грызунов и др.); температурный режим хранения; требования к срокам периодических осмотров средств связи; предпочтительные методы консервации и консервационные материалы, марки и документы, по которым проводится их поставка, либо ссылки на соответствующие документы (ГОСТ 15150).

Кроме того, приводятся требования к укладке средств связи (в штабели, на стеллажи и т.д.)

Правила хранения средств связи излагают в следующей последовательности:

Место хранения;

Условия хранения;

Условия складирования;

Специальные правила и сроки хранения (при необходимости).

Требования к транспортировке и хранению в ТУ могут не приводиться при наличии на данные средства связи стандартов, определяющих эти требования. В этом случае в тексте данного раздела ТУ необходимо дать ссылки на соответствующие стандарты.

5.9 В разделе «Указания по эксплуатации (применению)» приводят указания по установке, монтажу и применению средств связи на месте эксплуатации (применении), в том числе должны указываться:

Способ соединения с другим изделием;

Возможность работы в других средах;

Требования к мерам безопасности при установке (монтаже) у потребителя;

Нормы трудозатрат на отдельную единицу изделия (номер АТС, канал передачи и т.п.)

Особые условия эксплуатации.

Эксплуатация изделия должна осуществляться в соответствии с требованиями, изложенными в комплекте эксплуатационных документов.

При отсутствии руководства по эксплуатации на конкретные средства связи в разделе помещают указания по установке, монтажу и применению, необходимые и достаточные для обеспечения его максимальной надёжности в условиях эксплуатации на протяжении максимального срока службы.

В раздел вводят пункты с эксплуатационными данными изделия, необходимость которых устанавливает заказчик.

5.10 В разделе «Гарантии изготовителя» указывают:

Обязательства поставщика (изготовителя) в части соответствия средств связи установленным требованиям;

Срок гарантии, хранения и эксплуатации в течение которого поставщик (изготовитель) в установленном порядке несёт ответственность в случае обнаружения потребителем дефектов при условии соблюдения им правил эксплуатации, транспортирования и хранения.

Вместо или кроме срока гарантии в ТУ может быть указана гарантийная наработка, измеряемая в часах, циклах, или других величинах.

6 Порядок согласования и утверждения

6.1 Технические условия согласовываются с заинтересованными управлениями Минсвязи России в части соответствия обязательным требованиям Взаимоувязанной сети связи России и утверждаются производителем оборудования.

Примечание - ТУ, содержащие требования, относящиеся к компетенции органов государственного контроля и надзора, подлежат согласованию с ними.

Перед согласованием с заказчиком проект ТУ должен пройти нормоконтроль по ГОСТ 2.111. Рассмотрение представленных на согласование или утверждение ТУ не должно превышать 20 дней с момента поступления их в организацию.

При решении вопроса о постановке продукции на производство приемочной комиссией, согласование и утверждение ТУ осуществляется в соответствии с ГОСТ 2.114.

Приложение А

(справочное)

Пример заполнения титульного листа

___________________________________________________________________________

Наименование предприятия (организации)-разработчика

УТВЕРЖДАЮ

_____________________________

руководитель (зам. руководителя) предприятия (организации) производителя оборудования и его наименование

_____________________________

подпись, инициалы, фамилия

_____________________________

Технические условия

(обозначение документа)

Ключевые слова: средства связи, технические условия, оформление, требования к построению.

1.4 Система связи, ее элементы и принципы построения. Требования, предъявляемые к системе связи

Средства связи по выполненным задачам и функциональным признакам объединяются в узлы, линии и сети связи.

Для обеспечения управления войсками и оружием в каждом звене управления создается система связи. Основное ее предназначение – обеспечение своевременного обмена информацией между элементами систем управления (между органами управления и объектами управления) в условиях, исключающих непосредственное общение.

Система связи – совокупность взаимоувязанных и согласованных по задачам узлов и линий связи различного назначения, создаваемых (развертываемых) для решения задач обеспечения управления войсками.

Система связи должна обеспечивать: своевременный и безопасный обмен информации между пунктами управления с высокой степенью достоверности при ведении боевых действий с применением как ядерного и высокоточного оружия, так и обычных средств поражения; наиболее полное использование технических возможностей различных средств связи; высокую защищенность каналов связи от радиоподавления противника.

Система связи соединения (части) включает следующие элементы: узлы связи пунктов управления соединения (части) и подчиненных частей (подразделений), вспомогательные узлы связи, линии прямой связи между пунктами управления, линии привязки узлов связи пунктов управления к опорной сети связи объединения, сеть ФПС, органы технического обеспечения связи и автоматизированной системы управления, ПУ связью, резерв связи.

Основу системы связи составляют узлы связи пунктов управления и линии связи, построенные (развернутые) между ними.

Узлы связи пунктов управления обеспечивают обмен всеми видами документированной информации и ведения переговоров в процессе управления войсками.

Вспомогательные узлы связи (ВУС) обеспечивают связь с частями и подразделениями, действующими на значительном удалении от ПУ,

Линии прямой связи развертываются непосредственно между узлами связи пунктов управления с использованием радио-, радиорелейных, проводных и других средств связи.

Линии привязки развертываются между УС ПУ и опорными узлами (узлами привязки) опорной сети связи с объединением (государственной сети связи).

Сеть ФПС предназначена для приема, обработки и доставки всех видов боевых документов и почтовых отправлений, поступающих в адрес штабов, личного состава и исходящих от них. Она включает станцию, отделение и обменные пункты ФПС, подвижные средства и установленные маршруты их движения (полетов). Органы технического обеспечения связи и автоматизированной системы управления предназначены для выполнения потребностей части и подразделений связи в средствах связи и автоматизации управления, поддержания их в постоянной готовности к применению и обеспечению безотказной работы, быстрого восстановления (ремонта) при их повреждении. Они включают подразделения ремонта и технического обслуживания.

Пункт управления связью (ПУС) предназначен для обеспечения устойчивости функционирования системы связи в любых условиях и обстановки. Организационно он состоит из аппаратной (рабочего места), оборудованной средствами связи и другими техническими устройствами, предназначенной для размещения и работы боевого расчета ПУС.

Резерв связи предназначен для решения внезапно возникающих задач, вызванных изменениями в тактической обстановке и обстановке по связи. Он создается за счет штатных сил и средств связи.

Под принципами построения системы связи понимаются основные руководящие положения, определяющие структуру и порядок функционирования системы связи. Они выработаны на основе научного обобщения опыта организации связи в ходе боевых действий, учений войск и анализа современных требований управления войсками в бою.

Основными принципами построения системы связи являются: организация прямых (непосредственных) связей между узлами связи пунктов управления, организация связи через вспомогательные узлы связи. В тактическом звене управления системы связи строятся в основном по принципу прямых связей.

Принцип организации прямых связен заключается в том, что связь от ПУ старшего штаба с ПУ подчиненных частей устанавливается непосредственно, т.е. напрямую. По этому принципу УС располагаются только на ПУ частей и подразделений (рис 1).

Рисунок 1 Построение системы связи по принципу организации прямых связей

Система связи, построенная по данному принципу обладает рядом положительных качеств: развертывается в наиболее короткие сроки, проще решаются вопросы установления и обеспечения связи всех видов, четко определяется ответственность за связь по направлениям; облегчается управление системой связи; облегчается охрана и оборона узлов связи.

Вместе с тем применение этого принципа приводит к сосредоточению на УС ПУ большого количества различных средств связи и обслуживающего личного состава, снижает эффективность использования многоканальных средств связи, затрудняет получение обходных каналов связи, повышает уязвимость системы связи от огня противника, затрудняет маскировку и снижает мобильность ПУ.

Принцип организации связи через ВУС предусматривает такую структуру построения системы связи, при которой связь от ПУ старшего штаба с ПУ подчиненных частей обеспечивается не напрямую, а через систему вспомогательных (опорных) УС. (Рис. 2.)

Рисунок 2 Построение системы связи по принципу организации связи через вспомогательные узлы связи

Система связи, построенная по принципу организации связи через ВУС, имеет следующие преимущества: более эффективное использование многоканальных средств; сокращение количества средств связи на УС ПУ; возможность установления в короткое время проводной и радиорелейной связи при изменении оперативно-тактического построения войск, перегруппировке и смене ПУ, возможность создания входных каналов связи; повышение мобильности УС ПУ.

Однако применение этого принципа приводит к увеличению времени на составление каналов связи при ручном способе измерения параметров каналов и их коммутации на ВУС, необходимости частых изменений в распределении каналов на ВУС, вследствие непрерывного изменения положения войск и ПУ в ходе боевых действий, усложнению управления связью, затруднено организацией охраны и обороны элементов системы связи. Указанные недостатки не позволяют в тактическом звене строить системы связи полностью (в «чистом виде») по принципу организации связи через вспомогательные узлы связи.

Поэтому практически в настоящее время при построении системы связи в тактическом звене в сочетании с принципом организации прямых связей находят рациональное применение вспомогательные УС. ВУС в дивизии используется эпизодически, преимущественно в районах сосредоточения, исходных районах и при ведении боевых действий на широком фронте.

Система связи должна создаваться и функционировать в соответствие с основными принципами организации связи: единство системы связи для всех родов войск и служб;

комплексного применения средств связи на информационных направлениях; ответственности старшего штаба за связь с подчиненными; согласованного применения и тактического взаимодействия частей (подразделений) связи; строгой регламентации организации и обеспечения связи взаимодействия.

Единство системы связи заключается в согласованном использовании всех сил и средств связи под единым руководством начальника штаба и начальника связи, в создании для обеспечения управления войсками (в том числе частями, подразделениями родов войск и служб) общих узлов, линий и станций связи. Единство системы связи позволяет наиболее рационально применять силы и средства связи, осуществлять маневр ими на главных информационных направлениях.

Комплексное применение средств связи на информационных направления предусматривает, что при построении системы связи на направлениях связи планируется использование различных средств связи в зависимости от их тактико-технических возможностей и условии боевой обстановки. Это вполне очевидно, ибо нет универсальных средств, способных решать все задачи связи в любой обстановке. Только комплексное применение средств связи (радио-, радиорелейных, проводных, подвижных) позволит наиболее полно реализовать возможности системы связи по обеспечению устойчивого и непрерывного управления войсками.

Ответственность за связь с подчиненными частями (подразделениями) возлагается на вышестоящий штаб. Он разрабатывает все необходимые данные по связи, выделяет силы и средства для организации проводной, радиорелейной и фельдъегерско-почтовой связи. Организация радиосвязи осуществляется силами и средствами вышестоящего и подчиненных штабов, при этом предусматривается возможность ее установления на одну – две инстанции вверх и вниз. При потере связи как старший, так и подчиненный штаб обязаны принять все меры для немедленного ее восстановления.

Командиры и начальники штабов в случае нахождения их вне своих пунктов управления обязаны иметь при себе средства связи, позволяющие поддерживать постоянную и устойчивую связь со старшими и подчиненными командирами, штабами, штабами приданных (поддерживающих) частей (подразделений) и уметь лично вести переговоры с использованием средств связи. Это в разной степени относится к начальникам родов войск и служб. Отрыв командиров и начальников от средств связи хотя бы на непродолжительное время недопустим, это может привести к потере управления войсками.

Необходимость установления связи через 1–2 инстанции возникает при потере непосредственной связи между пунктами управления старшего и подчиненного звена, а также и в других случаях: для быстрого получения вышестоящим штабом данных об обстановке, минуя промежуточные инстанции; для централизованного управления при переподчинении войск; для управления сводными формированиями при потере боеспособности частей (подразделений) и т.п. Установление связи на 1–2 инстанции вверх и вниз достигается, в основном, по радио: созданием старшим штабом специальных дежурных радиосетей; назначением и знанием личным составом экипажей КШМ, МБУ и радиостанций постоянных позывных командующего (командира) и начальника штаба (для дивизии – фронта Главкома на ТВД; для полка – армии, фронта; для батальона – дивизии).

Силы и средства связи при развертывании и функционировании системы связи соединения (части) должны применяться согласованно (по единому плану) и тесно взаимодействовать по месту, решаемым задачам и времени развертывания узлов, линий связи и установления связей (очередности выполнения задач).

Части (подразделения) связи взаимодействуют с подразделениями (средствами) начальников направлений связи старшего штаба, с узлами привязки (государственной сети связи, стационарным, опорными узлами), с подразделениями (средствами) связи приданных (поддерживающих) частей и подразделений, пограничных войск, с узлами связи штабов гражданской обороны и военных комиссариатов. Взаимодействие осуществляется по вопросам: размещения средств связи и автоматизации на УС ПУ; количества, вида и времени установления связи; привязки и выдачи каналов на УС ПУ; совместных действий по охране и обороне узлов и линий связи, а также ликвидации последствий применения противником ОМП.

Кроме того, система связи соединения (части) должна сопрягаться с другими системами связи. Сопряжение системы связи одного звена управления с системами связи других звеньев заключается в проведении мероприятий, направленных на обеспечение их согласованного функционирования. Система связи одного звена не является изолированной системой, ее элементы органически входят в систему связи старшего звена. Одновременно оно включает в себя элементы системы связи подчиненных частей. Поэтому система связи определенного звена должна организационно и технически сопрягаться с системами связи старшего и подчиненных звеньев управления. Организационно сопряжение систем достигается построением линий связи между УС различных систем связи, а технически – применением однотипной каналообразующей и оконечной аппаратуры на этих линиях связи.

При построении системы связи необходимо учитывать регламентации по организации и обеспечению связи взаимодействия. Порядок организации этой связи устанавливает штаб, который организует взаимодействие войск (частей, подразделений). При отсутствии указании или потере связи штабы взаимодействующих соединении (частей, подразделений) обязаны немедленно принять меры к установлению связи между собой. При отсутствии распоряжения об организации связи взаимодействия ответственность за установление и поддержание связи возлагается: за связь по фронту – на правого соседа; за связь от войск, расположенных к тылу, к войскам, находящимся впереди – на штаб соединения (части), находящихся в тылу; за связь общевойскового соединения (части) с соединениями (частями) родов войск – на штабы соединений (частей) родов войск; за связь общевойскового соединения части с частями (подразделениями) специальных войск – на штабы общевойсковых соединений (частей); за связь общевойскового соединения (части) с соединениями (частями) других видов Вооруженных Сил – на штабы соединений (частей) других видов Вооруженных Сил.

Связь взаимодействия между соединениями (частями, подразделениями) по фронту и от тыла к фронту устанавливается: по радио- и радиорелейным линиям – средствами каждого; по проводным линиям, а также подвижными – средствами правого соседа и соединения (части, подразделения), находящегося в тылу (втором эшелоне, резерве); по опорным сетям – с использованием каналов (цепей), выделяемых вышестоящим штабом.

Связь взаимодействия между соединениями (частями), действующими навстречу друг другу, устанавливается: ФПС – средствами старшего штаба; другими средствами связи – средствами каждого из взаимодействующих частей.

Связь взаимодействия общевойсковых соединений (частей, подразделений) с соединениями (частями, подразделениями) родов войск устанавливается: по радио и радиорелейным линиям – средствами каждого; по проводным линиям – средствами соединения (части) родов войск.

Связь взаимодействия общевойсковых соединений (частей, подразделений) с поддерживающей авиацией устанавливается через группы боевого управления (авианаводчиков), прибывающих на пункты управления соединений (частей, подразделений) со своими радиосредствами, а также обеспечивается по каналам системы связи соединения и объединения.

Связь взаимодействия общевойсковых соединений (частей) с воздушно-десантными (десантно-штурмовыми) частями (подразделениями) устанавливается радиосредствами каждого из взаимодействующих штабов, в полете через ГБУ авиацией, в исходном районе для десантирования – с использованием каналов опорной сети, выделяемых штабом объединения.

Связь взаимодействия общевойсковых соединений (частей) с соединениями (частями) специальных войск устанавливается: по радио и радиорелейным линиям – средствами каждого; по проводным линиям – средствами общевойсковых соединений (частей).

Связь взаимодействия общевойсковых соединений (частей) Сухопутных войск с соединениями (частями) Военно-Морского Флота устанавливается: по радиорелейным линиям – средствами каждого; по радио – через представителей флота, прибывающих со своими радиосредствами на ПУ соединения (части) Сухопутных войск; по проводным линиям – средствами общевойсковых соединений (частей).

Связь взаимодействия общевойсковых соединений (частей) Сухопутных войск с пограничными и внутренними войсками организуется и осуществляется в соответствии с указаниями вышестоящего штаба.

Связь взаимодействия общевойсковых соединений (частей) Советской Армии с соединениями (частями) армий союзных государств обеспечивается по указанию штаба, организующего взаимодействие, и, как правило, взаимным обменом оперативными группами со средствами радиосвязи,

Оповещение войск об угрозе применения противником ОМП, ВТО, о воздушном противнике, радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении осуществляется вне всякой очереди по всем действующим каналам связи соединения (части, подразделения). а также сигнальными средствами.

Авиация опознает свои войска по сигналам «Здесь линия фронта», подаваемых в ходе боевых действий и «Мы свои войска», подаваемым при расположении на месте, при совершении марша, а также при действиях на отдельных направлениях в отрыве от главных сил. Сухопутные войска опознают свою авиацию по ходам действующей системы радиолокационного опознавания, а в условиях визуальной видимости – по сигналам, подаваемым вертолетами и самолетами с помощью зрительных средств (бортовых огней, сигнальных патронов). Для целеуказания между авиацией и войсками применяются радио- и радиотехнические средства, дымовые, осветительные, трассирующие снаряды и мины, ориентирно-сигнальные, дымовые бомбы и ракеты.

Таким образом, система связи соединения (части) должна быть всегда в боевой готовности к обеспечению управления войсками и оружием, обладать необходимой устойчивостью, мобильностью, пропускной способностью и разведзащищенностью.

Боевая готовность системы связи – состояние системы связи, характеризующее степень ее способности немедленно приступить к обеспечению управления войсками и оружием в любых условиях обстановки.

Основным показателем боевой готовности системы связи принято считать время перевода ее с мирного на военное положение, в более высокую степень боевой готовности. Под «временем перевода системы связи» понимается время, необходимое частям и подразделениям связи для выполнения мероприятий по изменению структуры системы в соответствии со сложившейся обстановкой.

Время перевода устанавливается для каждого соединения (части) оперативной директивой в соответствии с их предназначением.

Для системы связи, как и для войск, установлены четыре степени боевой готовности: Постоянная, Повышенная, Военной опасности, Полная. При этом требованием является достижение упреждающей готовности систем связи к управлению войсками по отношению к готовности органов управления, войск и оружия.

Боевая готовность Постоянная – состояние системы связи, при котором обеспечиваются потребности управления войсками при расположении частей и подразделений в пунктах постоянной дислокации. Система готова к приему и передаче сигналов оповещения и боевого управления при приведении войск в более высокие степени боевой готовности, спланированы мероприятия по переводу системы связи в полную боевую готовность, части и подразделения связи укомплектованы личным составом и техникой по штатам мирного времени и с ними проводится боевая подготовка.

Боевая готовность Повышенная – состояние системы связи, при котором обеспечивается перевод системы связи в наивысшую готовность к выполнению мероприятий, предусмотренных планом. При приведении системы связи в повышенную боевую готовность усиливаются дежурные смены гарнизонных узлов связи, производится погрузка возимых запасов на автотранспорт, в районы боевого предназначения высылаются оперативные группы штабов со средствами связи, проводится ряд других мероприятий по плану боевой готовности.

Боевая готовность Военная опасность – состояние системы связи, при котором обеспечивается надежное управление войсками при выходе в любой из заранее спланированных районов сосредоточения (отмобилизование) или в незапланированные районы. По этой степени готовности части и подразделения связи постоянной готовности доукомплектовываются до штатов военного времени, а сокращенного и скадрованного состава – отмобилизовываются. Экипажам и должностным лицам по связи вручаются необходимые документы и данные по связи, в указанных районах сосредоточения частично развертываются полевые системы связи с выделением достаточного резерва связи на случай немедленного решения непредусмотренных планами задач, вводится круглосуточное дежурство на элементах системы связи, техника длительного хранения приводится в готовность к боевому применению, организуется охрана и оборона важных элементов системы связи.

Боевая готовность системы связи достигается: заблаговременной подготовкой и непрерывным совершенствованием системы связи, проведением систематических тренировок по ее приведению в высшие степени боевой готовности; четкой организацией и бдительным несением дежурства на узлах, станциях и линиях связи; правильным пониманием начальниками связи, командирами частей и подразделений своих задач, своевременным принятием решения на организацию связи, планированием связи, постановкой задач частям и подразделениям связи; своевременным доведением до штабов и войск документов по связи; высоким уровнем специальной подготовки и полевой выучки личного состава частей и подразделений связи; постоянной технической готовностью средств связи к боевому применению, а личного состава – к выполнению поставленных задач; своевременным боевым, техническим и тыловым обеспечением частей и подразделений связи; высоким моральным состоянием, дисциплиной и бдительностью личного состава; осуществлением твердого и непрерывного управления связью.

Устойчивость системы связи – способность системы связи обеспечивать управление войсками и оружием при всех воздействующих факторах. Устойчивость системы связи определяется ее живучестью, помехоустойчивостью и надежностью.

Живучесть – способность системы связи обеспечивать управление войсками и оружием в условиях воздействия оружия противника.

Помехоустойчивость – способность системы связи обеспечивать управление войсками и оружием в условиях воздействия помех всех видов.

Надежность – способность системы связи обеспечивать связь, сохраняя во времени эксплуатационные показатели в пределах соответствующих условий войсковой эксплуатации, технического обслуживания, восстановления и ремонта.

Устойчивость системы связи достигается: созданием широко разветвленной системы связи в соответствии с принятой системой управления войсками, комплексным применением средств связи на информационных направлениях; организацией взаимно независимых обходных и резервных линий и каналов связи; планированием и проведением мероприятий по защите системы связи от поражающих факторов всех видов оружия, средств технической разведки и РЭБ противника; знанием личным составом части (подразделения) связи приемов защиты от преднамеренных помех противника и умением применять их в конкретных условиях РЭО; созданием, правильным применением и своевременным восстановлением резерва связи; осуществлением быстрого маневра средствами и каналами связи; наличием аварийно-восстановительных команд по ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения; своевременным проведением всех видов технического обслуживания техники связи и автоматизированного управления и строгим соблюдением правил их технической эксплуатации; высокой специальной выучкой и морально-психологической подготовкой личного состава части (подразделения) связи; охраной и обороной узлов, станций и линий связи.

Мобильность системы связи – способность системы связи в установленные сроки развертываться, свертываться, перемещаться и изменять структуру построения в соответствии с обстановкой.

Мобильность системы связи достигается: правильным уяснением задач, поставленных старшим начальником, и четкой их постановкой подчиненным; совершенствованием тактики действий частей (подразделений) связи по развертыванию и свертыванию узлов, станций и линий связи; высокой маршевой подготовкой и содержанием в исправном состоянии средств подвижности, способностью частей, подразделений связи выполнять задачи в любое время суток и года, а также в любых метеорологических условиях;

широким использованием средств механизации работ при развертывании узлов и линий связи; быстрым маневром каналами, силами и средствами связи; использованием средств автоматизации при планировании, установлении и обеспечении; оперативным и устойчивым управлением связью.

Пропускная способность системы связи – возможность системы связи передавать заданные потоки сообщений в единицу времени.

В целом пропускная способность системы связи определяется пропускной способностью направлений связи, то есть максимальным количеством сообщений, которые могут быть переданы на направлениях связи за определенный период времени при заданной своевременности, достоверности и безопасности передачи. Необходимая пропускная способность системы связи должна быть такой, чтобы в самых сложных и напряженных условиях обстановки (в час наибольшей нагрузки – ЧНН) время прохождения сообщений, циркулирующих на направлениях связи, не превышало установленных сроков.

Пропускная способность системы связи достигается: организацией между узлами связи необходимого количества линий и каналов связи; эффективным использованием каналов, линий, сетей и средств связи; высокой оперативностью составления и коммутации каналов; строгим выполнением должностными лицами органов управления установленных объемов передаваемых сообщений (длительности ведения переговоров); соблюдением на узлах связи очередности передачи сообщений по категориям срочности; сокращением времени обработки и прохождения сообщений на узлах (станциях) связи; широким внедрением средств быстродействия и автоматизации передачи (приема) сообщений; четкой организацией оперативно-технической службы на узлах связи; постоянным контролем за прохождением сообщений в установленные сроки; использованием средств связи непосредственно с рабочих мест командиров и офицеров штаба и умением их лично пользоваться средствами связи; высокой квалификацией личного состава узлов связи; созданием на узлах связи и в шифрорганах (кодогруппах) специальных абонентских пунктов для передачи криптограмм по коммутируемым телефонным каналам.

Разведзащищенность системы связи – способность системы связи противостоять всем видам разведки противника.

Из всех видов разведки противника, направленных на вскрытие системы связи, самой эффективной является радиоразведка, позволяющая в реальном масштабе времени определять местоположение и оперативно-тактическую принадлежность радиоизлучаю-щих средств, а по их совокупности – линий и узлов связи. Поэтому, занимаясь разведза-щищенностью системы связи, в первую очередь необходимо обратить внимание на защищенность ее от радиоразведки противника. Показателями разведзащищенности являются время вскрытия системы связи и время вскрытия УС ПУ.

Разведзащищенность системы связи достигается: установлением и соблюдением режимов работы технических средств управления и связи; планированием и проведением мероприятий по защите системы связи от технических средств разведки противника; сохранением в тайне от противника мероприятий по организации связи; рациональным выбором средств и способов обеспечения связи; применением аппаратуры быстродействия, сверхбыстродействия и засекречивания; организацией контроля за выполнением установленных режимов работы различных средств связи и других мер маскировки, требований СУВ (скрытого управления войсками), а также немедленным пресечением выявленных нарушений.

Привязки к опорному (вспомогательному) узлу связи опорной сети связи фронта (армии), как средство резервирования кабельной линии привязки. Для организации радиорелейной связи от КП полка со своим ПОРИ-П2 задействуется полукомплект радиорелейной станции типа Р-415В, входящий в состав ПОРИ-П2, или полукомплект радиорелейной станции Р-409М (Р-419А) из состава радио взвода узла автоматизированного...

Основной цели Милютина - создание небольшой кадровой армии, которая, при необходимости могла быть быстро увеличена за счет призыва обученных людей из запаса, продолжалось в течение всей военной реформы. Уже в 1862 г. Военное министерство предприняло ряд мер по к сокращению численного состава армии, главным образом за счет сокращения ее «не боевой» части - этапных команд, рабочих рот, корпуса...

Связь во всех звеньях управления организуется в соответствии с решением командира и распоряжением по связи старшего штаба исходя из наличия и состояния средств связи.

Задачами военной связи являются :

*обеспечение своевременной передачи сигналов о приведении войск в боевую готовность;

*обеспечение командиру, штабу, начальникам родов войск и служб непрерывного управления подчиненными частями, подразделениями и службами;

*обеспечение передачи информации между взаимодействующими частями, подразделениями, отделами и службами;

*обеспечение своевременной передачи сигналов предупреждения войск о возможной угрозе применения противником оружия массового поражения, оповещение о воздушном противнике, радиационном химическом и биологическом заражении;

*обеспечение управлением войсковым тылом.

Источниками и получателями информации в системе управления войсками в конечном итоге являются люди, которые взаимодействуют между собой с помощью информации или непосредственно, или через автоматизированные системы, осуществляющие ту или иную предварительную обработку информации. Лицо или группа должностных лиц, наделенных правами и выполняющих обязанности по управлению подчиненными войсками (силами) или оружием, представляют орган управления. Орган управления размещен в определенном месте, оборудованном таким образом, чтобы должностные лица могли успешно выполнять свои обязанности в различных условиях обстановки. Эти оборудованные места называются пунктами управления . Совокупность двух органов (или пунктов) управления, между которыми осуществляется устойчивый, регулярный обмен информацией, называется информационным направлением , а совокупность технических средств, реализующих на информационном направлении процесс связи, называется направлением связи .

В системе управления войсками на каждый пункт управления замыкается не одно, а большое количество информационных направлений, значительно отличающихся друг от друга по своим характеристикам, поэтому общую задачу связи - реализовать процесс передачи сообщений на информационных направлениях - принято рассматривать как совокупность четырех задач:

Связь командования;

Связь оповещения;

Связь взаимодействия;

Связь тыла.

Связь командования заключается в приеме команд, приказов и распоряжений от старшего органа управления, передаче команд и распоряжений в подчиненные и приданные войска, приеме донесений и докладов о выполнении команд и распоряжений и т.п.

Сообщения, относящиеся к этой задаче связи, в ходе боя характеризуются высокой интенсивностью поступления, высокими требованиями к качеству связи, но имеют сравнительно небольшой объем. Значительная доля сообщений является циркулярными, т.е. адресуется одновременно нескольким корреспондентам. Все корреспонденты строго ранжированы по важности в системе управления и связаны отношениями подчиненности. Входящая и исходящая информация для абонентов одного информационного направления близки по объему.Связь оповещения обеспечивает передачу сигналов по предупреждению войск о непосредственной угрозе применения противником оружия массового поражения, а также о своих ядерных ударах, оповещение о воздушном противнике, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении. Особенностями сообщений, несущих информацию оповещения, с одной стороны, являются очень высокие требования по времени доведения, необходимость одновременной передачи по всем информационным направлениям, с другой стороны, объем и интенсивность таких сообщений невелики и направление их передачи, как правило, одностороннее - от старшего органа управления к подчиненным.Связь взаимодействия . Значение этой задачи связи заключается в том, что победа в современном бою достигается тесным взаимодействием всех родов войск. Информационные потоки, связанные с выполнением этой задачи, близки к связи командования, однако пункты управления, между которыми осуществляется обмен сообщениями, не связаны между собой отношениями взаимной подчиненности, что требует заблаговременного решения вопросов ответственности за связь, выделения средств связи и организации управления связью.Связь тыла обеспечивает передачу команд, распоряжений и донесений по всем видам тылового обеспечения, а также по обеспечению войск боеприпасами и вооружением, эвакуации и ремонту боевой техники и т.п. Особенностью сообщений, передаваемых при решении данной задачи связи, является их значительный объем, хотя интенсивность и требования к качеству связи не столь высоки, как в связи командования.Для того чтобы связь могла выполнить указанные выше задачи, к ней предъявляются требования, важнейшими из которых являются своевременность установления, надежность, быстрота, достоверность и скрытность.Своевременность установления связи − готовность связи к обеспечению управления войсками в назначенный приказом срок. Она достигается:


Постоянной готовностью и высокой тактико-специальной подготовкой личного состава подразделений связи;

Применением средств и способов связи, которые в наибольшей степени отвечают поставленным задачам.

Надежность связи есть ее способность обеспечить непрерывное управление войсками в сложной, резко меняющейся обстановке при сильном воздействии противника на систему управления. Она достигается:

Использованием сил и средств связи в соответствии с их возможностями;

Комплексным применением сил и средств связи;

Проведением мероприятий по защите радиосвязи от радиопомех противника и взаимных помех на пунктах управления;

Наличием резерва связи;

Охраной и обороной пунктов управлений, станций и линий связи.

Быстрота связи способность обеспечить передачу (прием) и доставку информации в установленные сроки. Она достигается:

Применением средств быстродействия и автоматизации;

Применением коротких сигналов, типовых документов;

Использованием средств связи непосредственно с рабочих мест командиров;

Умением офицеров лично работать на средствах связи и кратко вести переговоры.

Достоверность связи − степень точности воспроизведения информации в месте приема. Она достигается:

Использованием для передачи наиболее важной информации каналов связи нужного качества;

Применением обратной проверки и средств звукозаписи;

Передачей информации по нескольким каналам связи одновременно.

Скрытность связи −способность противостоять раскрытию противником содержания информации, передаваемой по техническим средствам связи. Она достигается:

Соблюдением установленных правил и порядка ведения переговоров по средствам связи;

Запрещением открытых переговоров и передач;

Соблюдением правил скрытого управления войсками при использовании технических средств связи;

Планированием и проведением мероприятий по радиомаскировке;

Применением специальной аппаратуры засекречивания.

В соответствии с оперативно-тактическими условиями ведения боевых действий, предназначением системы управления, решаемыми войсками задачами и требованиями, предъявляемыми управлением войсками, перед связью ставятся следующие основные задачи:

1. Обеспечение устойчивой связи с вышестоящим штабом и своевременного приема сигналов боевого управления.

2. Обеспечение управления подчиненными частями (подразделениями) и оружием в любых условиях обстановки.

Управляя подчиненными войсками в бою, командир в любое время должен знать, где находятся, что делают и в чем нуждаются подчиненные ему войска, своевременно получать разведывательные данные о противнике и влиять на ход боевых действий путем отдачи войскам дополнительных распоряжений и указаний, нанесения ядерных ударов по противнику, ввода в бой вторых эшелонов и резервов и другими имеющимися у него средствами. Поэтому связь должна обеспечивать командиру и штабу, начальникам родов войск, специальных войск и служб своевременное поступление данных о складывающейся обстановке, передачу подчиненным войскам приказов, распоряжений и команд, донесений в старший штаб и т.п.

3. Обеспечение своевременной передачи сигналов оповещения и предупреждения войск о непосредственной угрозе применения противником ОМП и ВТО, о радиоактивном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении.

В современных условиях эта задача связи имеет особо важное значение. При получении от разведки данных об угрозе применения противником ОМП и ВТО, о радиоактивном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении, а также в результате прогнозирования радиационной и химической обстановки вследствие применения противником ОМП и ВТО необходимо обеспечить быструю передачу установленных сигналов оповещения, с тем, чтобы войска, для которых создается угроза поражения, имели возможность своевременно принять меры защиты.

4. Обеспечение обмена информацией между взаимодействующими частями и подразделениями.

В современном бою важнейшим условием достижения успеха является четкое взаимодействие всех родов войск и соседей по цели, месту и времени. Для того, чтобы достигнуть поставленной цели, войска должны действовать согласованно, а это возможно только при наличии связи между ними.

5. Обеспечение управления органами боевого, технического и тылового обеспечения боевых действий частей (подразделений).

Для ведения современного общевойскового боя требуется большой расход различных материальных средств - боеприпасов, горючего, специального снаряжения, продуктов питания и т.д. Особо важное значение имеет своевременная доставка боеприпасов, топлива и других средств обеспечения. Для того, чтобы своевременно пополнить войска всеми материальными средствами, эвакуировать больных и раненых, организовать эвакуацию и ремонт вышедшей из строя боевой техники и оружия, контролировать доставку боеприпасов, топлива, связь должна обеспечивать постоянное руководство со стороны командира и его заместителей по тылу и по вооружению, а также начальников родов войск и служб подчиненными тыловыми частями и подразделениями. Кроме того, связь должна обеспечивать руководство начальниками тыла подчиненных частей и заместителями и командиров по вооружению.

Перечисленные задачи связи конкретизируются, расширяются и дополняются в зависимости от вида боевых действий и складывающихся условий боевой обстановки.

Поскольку понятие «связь» по своему физическому смыслу характеризует процесс обмена информацией между органами и объектами управления в бою, то этот процесс должен удовлетворять выполнению определенных требований, предъявляемых к нему управлением войсками и оружием.

Выполнять качественно стоящие перед связью задачи она может только в том случае, если будет своевременной, достоверной и безопасной при передачи всех видов сообщений. Своевременность связи

Своевременность связи - способность связи обеспечивать передачу (доставку) документальных сообщений или ведение переговоров в заданные сроки.

Требования по своевременности передачи сообщений определяются допустимым временем их пребывания в системе связи в зависимости от степени важности (ценности) информации и времени, необходимого для принятия решения и выполнения необходимых действий по данной информации.

В соответствии с этим все сообщения подразделяются на ряд категорий срочности:

«Монолит», «Воздух», «Ракета», «Самолет», «Обыкновенная».

Категорию срочности «Воздух» составляют другие распоряжения Генерального штаба: сигналы и распоряжения видов Вооруженных Сил, военных округов, групп войск, флотов, оперативных объединении и соединении о приведении их в высшие степени боевой готовности, отмобилизовании и другие особо важные распоряжения по управлению войсками; сигналы и распоряжения по оповещению при ракетной и авиационной опасности, радиационном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении; донесения и запросы о начале боевых действии или нарушении государственной границы РФ вооруженными силами иностранных государств.

К категории срочности «Ракета» относятся оперативные директивы, боевые приказы и боевые распоряжения; донесения о приведении войск в установленные степени боевой готовности, боевые донесения, оперативные и разведывательные сводки.

Категорию срочности «Самолет» составляют распоряжения и донесения по вопросам мобилизации; об обнаружении и уничтожении средств ядерного нападения и ядерно-минных заграждений противника; донесений о действиях средств воздушного нападения, воздушных, морских десантов противника и распоряжения по борьбе с ними; распоряжения и донесения об опасных явлениях природы и других стихийных бедствиях; заявки, распоряжения и донесения о полетах особо важных летательных аппаратов, о внеплановых вылетах, об обеспечении безопасности полетов; метеоданные; донесения и сводки по применению родов войск (сил) и по всем видам обеспечения.

В тактическом звене управления время передачи и доведения сообщений (приказов) боевого управления должно быть не более 30 с при вероятности своевременной передачи 0.9, а время передачи подтверждений донесений о получении и выполнении их не должно превышать 1.5 мин с вероятностью 0.8.

Своевременность связи достигается: готовностью связи к действию; высокой квалификации личного состава и четкой организации дежурства на узлах и линиях связи;

правильным выбором средств и способов организации связи для передачи информации с учетом ее прочности, формы представления и объема; контролем на узлах связи времени прохождения сообщений и предоставлением переговоров в установленные (нормативные) сроки; применением средств быстродействия; созданием на пунктах управления удобств в пользовании связью; четкой организации оперативно-технической службы на узлах связи;

непрерывным управлением связью.

Достоверность связи

Достоверность связи - способность связи обеспечивать воспроизведение передаваемых сообщений в пункте приема с заданной точностью.

Достоверность связи достигается: использованием для передачи сообщений каналов связи лучшего качества; передачи сообщений одновременно по нескольким независимым каналам связи; повторением передачи сообщений; передачей сообщений способом обратной проверки; применением аппаратуры повышенной достоверности; поддержанием технических характеристик и электрических параметров средств связи в пределах эксплуатационных норм.

Безопасность связи

Безопасность связи - способность связи обеспечивать сохранение в тайне от противника содержания передаваемых (принимаемых) сообщений и противостоять вводу ложной информации.

Безопасность связи достигается: применением засекречивающей аппаратуры связи, соблюдением правил ее эксплуатации; предварительным шифрованием и кодированием информации, использованием таблиц позывных и документов скрытого управления войсками; ограничением круга лиц, допускаемых к ведению переговоров по разрешенным к применению открытым каналам связи, применением эффективных способов паролирования и аппаратуры имитозащиты; проверки подлинности полученных сообщений путем обратной передачи принятого текста; строгим соблюдением правил установления связи, ведения переговоров; выполнением требований режима секретности при обработке и хранении информации в автоматизированных системах управлений, на узлах, станциях и аппаратных связи.

Название документа:
Номер документа: 42.3.02-2014
Вид документа: ГОСТ Р
Принявший орган: Росстандарт
Статус: Действующий
Опубликован: официальное издание
Дата принятия: 07 апреля 2014
Дата начала действия: 01 января 2015

ГОСТ Р 42.3.02-2014 Гражданская оборона. Технические средства связи и управления. Классификация. Общие технические требования

ГОСТ Р 42.3.02-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гражданская оборона

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ И УПРАВЛЕНИЯ

Классификация. Общие технические требования

Civil defense. Technical means of communication and control. Classification. General technical requirements


ОКС 13.200
13.320
ОКП 80 3000

Дата введения 2015-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ))

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 апреля 2014 г. N 312-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на технические средства связи и управления гражданской обороны, предназначенные для обеспечения управления гражданской обороной в условиях воздействия дестабилизирующих факторов в военное и мирное время.

Системы управления гражданской обороной создаются заблаговременно в мирное время и включают в себя федеральную, межрегиональную (в границах федеральных округов), региональную (в границах субъектов РФ), местную (в границах муниципальных образований) и объектовую системы управления.

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к техническим средствам связи и управления гражданской обороной и их классификацию, применяется при создании, развитии и совершенствовании систем связи и управления гражданской обороны, а также при проведении опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 42.0.02-2001 Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий

ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001 Общероссийский классификатор стандартов

ОК 005 Общероссийский классификатор продукции

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.2 пункт управления гражданской обороны: Специально оборудованное защитное сооружение, помещение, транспортное средство или их комплекс, предназначенные для размещения и обеспечения работы органа, осуществляющего управление гражданской обороной.

3.1.3 система связи гражданской обороны: Организационно-техническое объединение сил и средств связи, обеспечивающих обмен информацией в системе управления гражданской обороной.

3.1.5 внешний воздействующий фактор: Явление, процесс или среда, внешние по отношению к изделию или его составным частям, характеризующиеся физическими величинами, которые вызывают или могут вызвать ограничение или потерю работоспособного состояния изделия или перехода его в предельное состояние в процессе эксплуатации.

3.1.6 техническое средство связи: Техническое устройство, осуществляющее передачу, обработку и прием сообщений в системе связи.

3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

АРМ - автоматизированное рабочее место;

ГО - гражданская оборона;

ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба;

ПУ - пункт управления гражданской обороны;

ТЗ - техническое задание.

4 Классификация

4.1 Технические средства связи и управления гражданской обороны подразделяются:

- по функциональному действию;

- по виду передачи или приема информации по каналам связи;

- по условиям эксплуатации.

4.2 Технические средства связи и управления гражданской обороны по функциональному действию подразделяются следующим образом:

- АРМ оперативного дежурного ГО;

- оконечный абонентский терминал;

- вспомогательное оборудование.

4.3 Минимально необходимые для установки на пунктах управления гражданской обороны технические средства связи и управления гражданской обороны по виду передачи или приема информации подразделяются на следующие группы:

- телефонная (проводная, радио, космическая);

- документальная (телеграфная, передача данных, факсимильная);

- видеоизображение.

4.4 Технические средства связи и управления гражданской обороны по условиям эксплуатации подразделяются на следующие группы:

- для стационарных помещений, сооружений;

- для защитных сооружений и убежищ;

- для подвижных пунктов управления.

5 Общие технические требования

5.1 Требования к АРМ оперативного дежурного ГО

5.1.1 АРМ оперативного дежурного ГО предназначено для приема и передачи команд управления, автоматизации процесса управления силами и средствами ГО и представляет собой программно-технический комплекс средств связи и управления приема, обработки, передачи и отображения информации (обстановки).

5.1.2 АРМы оперативного дежурного ГО должны устанавливаться на ПУ ГО всех уровней управления ГО.

5.1.3 АРМы оперативного дежурного ГО всех уровней управления ГО должны программно и технически сопрягаться.

5.2 Требования к оконечным абонентским терминалам

5.2.1 Оконечный абонентский терминал предназначен для обеспечения должностного лица органа (пункта) управления ГО требуемой услугой связи.

5.2.2 Оконечный абонентский терминал должен представлять собой телефонный, видеотелефонный, факсимильный аппарат, радиостанцию, персональный компьютер.

5.2.3 Оконечный абонентский терминал должен обеспечивать целостность восприятия и использования должностным лицом (пользователем) всех (или определенных) видов ресурсов и услуг, предоставляемых системой связи и управления ГО.

5.2.4 Оконечный абонентский терминал должен сопрягаться с соответствующей сетью связи ГО и предоставлять требуемую должностному лицу ГО услугу связи и (или) автоматизации.

5.3 Требования к вспомогательному оборудованию технических средств связи и управления

5.3.1 Вспомогательное оборудование предназначено для подключения, формирования, преобразования, обработки сигналов и сообщений, передаваемых или принимаемых по сетям связи ГО, а также систем электропитания.

5.3.2 Вспомогательное оборудование должно обеспечивать:

- живучесть и защищенность;

- способность своевременно устанавливать связь;

- максимальные удобства пользования средствами связи и автоматизации;

- бесперебойность функционирования;

- своевременность и достоверность передачи заданного потока сообщений;

- безопасность связи;

- возможность широкого маневра средствами, каналами и видами связи;

- электромагнитную совместимость.

5.4 Технические средства связи и управления ГО должны быть стойкими, прочными и устойчивыми к внешним воздействующим факторам.

5.5 Характеристики технических средств связи и управления ГО должны определяться организациями-разработчиками самостоятельно в ТЗ на разработку и быть следующими:

- наработка на отказ должна составлять не менее 30000 ч;

- срок службы до списания - не менее 12 лет;

- ресурс составных частей технических средств оповещения населения до первого капитального ремонта - не менее 25000 ч.
ГОСТ Р 42.3.02-2014 Гражданская оборона. Технические средства связи и управления. Классификация. Общие технические требования

Название документа: ГОСТ Р 42.3.02-2014 Гражданская оборона. Технические средства связи и управления. Классификация. Общие технические требования
Номер документа: 42.3.02-2014
Вид документа: ГОСТ Р
Принявший орган: Росстандарт
Статус: Действующий
Опубликован: официальное издание

М.: Стандартинформ, 2014 год

Дата принятия: 07 апреля 2014
Дата начала действия: 01 января 2015