Св ириней лионский творения. Обещанное восстановление

ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ (Εἰρηναῖος) (ок. 120 ок. 202/203 н. э.), христианский богослов, отец Церкви, с 177/78 епископ Лионский; умер предположительно в годы гонений на христиан при имп. Септимии Севере. Автор «Обличения и опровержения лжеименного… … Античная философия

ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ (Ειρηναίος ο Λουγδούνου επίσκοπος) (ок. 130 ок. 202), отец и учитель Церкви, крупнейший христианский богослов 2 в. Родом из Малой Азии, в юности был учеником св. Поликарпа Смирнского. Был пресвитером в Лионе (Лугдунуме), ок.… … Философская энциклопедия

- (ок. 130 200 гг.) епископ Лионский, богослов Разногласием касательно поста утверждается согласие веры. (О спорах из за сроков празднования Пасхи.) (Христос) сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он. (Источник: «Афоризмы. Золотой… … Сводная энциклопедия афоризмов

- (ок. 130 ок. 200) христианский богослов, мученик, епископ г. Лиона. Ученик Поликарпа Смирнского и пресвитеров, видевших еще апостола Иоанна Богослова. Главное сочинение Обличение и опровержение лжеименного знания (на греческом языке) полемика с… … Большой Энциклопедический словарь

- (около 130 около 200), христианский богослов, епископ г. Лиона. Ученик Поликарпа Смирнского и пресвитеров, видевших ещё апостола Иоанна Богослова. В главном сочинении «Обличение и опровержение лжеименного знания» (на греческом языке) полемика с … Энциклопедический словарь

СВ. (ок. 130 202), отец церкви, родился ок. 130 в Смирне (или поблизости от нее) в Малой Азии. Учился у св. Поликарпа Смирнского (который, в свою очередь, был учеником св. Иоанна Богослова), стал пресвитером, а позднее епископом Лионским. Ириней… … Энциклопедия Кольера

ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ - (E«rhna‹oj Р LougdoЪnou), свт. (ок.130 ок.200), зап. отец Церкви, отстаивавший православие перед лицом гностической *теософии. Принадлежал к поколению, непосредственно следовавшему за *Мужами Апостольскими. Родиной И.Л. была, вероятно, М.Азия;… … Библиологический словарь

Ириней на гравюре Нового времени. Святой Ириней Лионский один из первых Отцов Церкви, ведущий богослов II века. Малоазиатский грек (род. около 130 г.); около 160 г. послан Поликарпом, епископом Смирнским, в Галлию для проповеди христианства; с… … Википедия

Ириней (Ειρηναίος) мужское имя древнегреческого происхождения, известным носителем которого был св. Ириней Лионский один из наиболее почитаемых апостольских мужей. Ириней тирский епископ, приверженец еретика Нестория. Ириней… … Википедия

ИРИНЕЙ - (псрв. пол. 2 в. нач. 3 в.) епископ Лионский, один из христ. отцов церкви. В своем соч. «Обличение и опровержение учения, ложно именующего себя знанием» («Против ересей») выступил против гностиков и заложил основы христ. догматики … Атеистический словарь

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

Откровение 1:20

(ок.130г. - ок.200 г.)

«По Своей бесконечной любви Христос сделался как мы, дабы и нас соделать Собою в совершенной полноте».

Иринея Лионского называют западным отцом Церкви, отстаивавшем истинное Христианство перед лицом различных еретических учений и гностицизма. Он принадлежал к поколению, непосредственно следовавшему за Мужами Апостольскими. Применяя данные нам Богом правила для выбора посланника для каждого периода, мы, не колеблясь, заявляем, что на позицию посланника Смирнского периода церкви был поставлен Господом Ириней.

Ранние годы жизни

Исторические памятники не дают определенных указаний ни о месте, ни о времени рождения епископа Лионского. Более вероятно мнение, что он родился во второй четверти II-го века, около 130 г. по Р. Хр. Ириней происхождения греческого, родился в Малой Азии, в Смирне, в западной части сегодняшней Турции — где жил и действовал славный Поликарп. Еще в отроческом возрасте он был приведен своими христианскими родителями к престарелому мужу апостольскому. О последнем обстоятельстве Ириней в позднейшие годы своей жизни передает свое воспоминание в живых и трогательных словах.

Кроме св. Поликарпа Ириней знал и других мужей, обращавшихся с апостолами: он слышал их слова и видел их дела. Живя в Смирне, славившейся тогда просвещением, Ириней с ранних нор познакомился с произведениями греческиx поэтов и хорошо изучил философские системы греков, и особенно сочинения Платона

Поликарп

У Иринея была особая связь с апостольской эпохой. Он лично слышал проповеди Поликарпа Смирнского, который не только являл собой образец христианской веры и мученичества, но и сопровождал Иоанна, Филиппа и других апостолов в их странствиях. « По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на бумаге, но в моем сердце, и по милости Божией всегда сохраняю их в свежей памяти».

“Я был еще очень молод, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа“ - обращается Ириней к своему другу Флорину -...Я мог бы теперь указать место, где сидел блаженный Поликарп и беседовал, мог бы изобразить его походку, образ его жизни, внешний вид, его беседы с народом, его дружеское общение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа - то, как он припоминал слово их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах... По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на доске, но в глубине моего сердца... Итак, могу засвидетельствовать перед Богом, что если бы этот блаженный и апостольский старец услышал что-нибудь подобное твоему заблуждению, то он тотчас заградил бы слух свой и изъявил бы негодование свое обычною поговоркою: «Боже благий! До какого времени сохранил Ты меня, что я должен переносить это?» И потом ушел бы из того места, где сидя или стоя, слышал такие речи!

Нет сомнений, что, сидя у ног этого великого мужа, Ириней научился христианской благодати, которая потоком устремилась из его посвящённой жизни, ибо Поликарп был воистину одним из прославленных святых всех веков, когда мы смотрим на него, стоящего во свете безупречной жизни. Поликарп был учеником апостола Иоанна и лично им был рукоположен на служение в последние годы жизни апостола. Поликарп сидел у ног Иоанна Богослова и внимал его учению. Ириней сообщает, что именно апостолы назначили Поликарпа епископом Смирнским. Тогда Поликарп был молодым человеком, во времена же Марка Аврелия он был глубоким старцем. В 155 году Поликарп был приглашен в Рим Папой Римским Аникитой для того, чтобы обсудить с ним волновавший тогда Церковь спорный вопрос о дне празднования Пасхи. Спорящие так и не пришли ни к какому согласию, хотя расстались полюбовно, церковного разрыва не произошло, несмотря на всю остроту этого спора. Очень скоро после возвращения в Смирну Поликарп пострадал за Христа. Арестован он был в Малой Азии и публично сожжен на костре в 166 году. Будучи приведенным на суд, Поликарп твердо исповедал свою веру во Христа и был приговорен к сожжению. Палачи хотели прибить его к столбу, но он спокойно им сказал, что не сойдет с костра, и его только связали веревкой. Пламя окружило святого, но не коснулось его, сомкнувшись в воздухе над его головой. Тогда его насквозь пронзили мечом. Внезапно вода хлынула из его пронзённого бока, заглушая пламя. Действительно, все увидели, как из его груди вышел дух в виде белого голубя, удаляясь от него.

К этому великому свидетельству надо добавить, что Поликарп не воинствовал против системы николаитства, он сам примкнул к организации, не сознавая, что это желание общения, и то, что казалось хорошим планом способствовать делу Божьему, на самом деле было вражеской уловкой.

Ириней — епископ Лионский

Достигши зрелых лет, Ириней отправился с востока на запад в Галлию (нынешнюю Францию), он был послан туда св. Поликарпом для распространения христианства. Здесь в Лионе была в то время цветущая христианская церковь, во главе которой был епископ Пофин. Ириней ревностно и с успехом для дела христианства подвизался в пределах Лионской церкви и помогал своему престарелому епископу в исполнении его трудного служения.

В 177 году началось сильное гонение на христиан и продолжалось десять лет. Первой жертвой этого гонения стал престарелый епископ Пофин, который посеял семена Евангелия в Галлии, придя туда из Малой Азии. Умер он в своей камере после одного из допросов. Ириней был избран на его место в епископа Лионского.

В сане епископа первою заботою Иринея было залечить раны, нанесенные лионской церкви страшным гонением, облегчить участь пострадавших от него, утешить тех, кто оплакивал смерть близких людей. Стараясь о распространении веры Христовой между язычниками, он —по словам Григория Турского — «в короткое время почти весь город сделал христианским». По преданию, сохранившемуся в мученических актах, он посылал для проповеди Евангелия некоторых из своих пресвитеров и диаконов и в отдаленнейшие части Галлии — Безансон и Валенсию.

Особенно благотворное, достойное своего имени, влияние оказал Ириней в споре о дне празднования Пасхи между римским епископом Виктором и азийскими церквями. Чуждый христианской терпимости, римский епископ Виктор решился положить конец разности. Он потребовал безусловного согласия малоазийских церквей с обычаем римской церкви, и грозил отлучить не соглашавшихся от церковного общения. Такой поступок Виктора вызвал осуждение со стороны многих епископов, как восточных, так и западных, хотя они держались мнения и обычая защищаемого Виктором. В числе других и Ириней от лица галльских христиан написал послание к Виктору, в котором предупреждал, что если Виктор будет продолжать двигаться в таком русле, то это разорвет церковь на куски. В 190 или 191году Ириней посетил Рим, чтобы встретиться с Виктором, который получил и принял его упреки. Ириней, миротворец по имени, был миротворец и по нраву.

Ириней жил недолго после восстановления мира. Григорий Турский передает, что он погиб смертью мученика в гонение императора Септ. Севера (около 202г.)

Против ересей

Но более известна нам другого рода деятельность лионского епископа. Ириней был одним из первых учителей Церкви, изложившим свои идеи в систематической форме. Издавна существовавшие близкие и легкие сношения между Малой Азией и Галлиею привели немало лжеучителей и на берега Роны. Видя опасность, какой подвергались люди простодушные и тщеславные, Ириней принял деятельные меры против распространявшихся лжеучений: устно и письменно он старался обличать их нелепости и обратить заблудившихся к здравой вере и истинно христианской жизни. Плодом его многолетней пастырской деятельности остались "Опровержение и победа над мнимым гнозисом" или "Против ересей", и "Доказательство апостольской проповеди". Все остальные его труды имеются лишь во фрагментах. Простирая свою заботливость за пределы своей паствы, он писал послания к римским пресвитерам Власту и Флорину для обращения их от заблуждения.

Книга "Против ересей" посвящена полемике с гностиками и маркионами, которые в годы епископства Иринея представляли собой наиболее серьезную опасность для христианства.

Гностици?зм (gnosis — «знание, познание, познавание»)— религиозное направление, включающее в себя множество различных учений, нередко противоречащих друг другу, но объединённых общим принципом: творцы и приверженцы этих учений считали себя носителями великого тайного знания — Гнозиса. Гностицизм состоит из многих систем веры, которые объединили элементы, взятые от азиатских, вавилонских, египетских, греческих и сирийских языческих религий, из астрологии, также из иудаизма и христианства.

Истины, которые отстаивал Ириней

Ириней доказывал, что Ветхий Завет и Новый Завет представляют собой единое целое , связанное цепью Откровений.

Бог обоих Заветов - один и тот же Бог . "Ни Господь, ни Святой Дух, ни Апостолы, - писал он, - никогда не назвали бы определенно и решительно Богом того, кто не Бог. И тот и другой Завет произвел один и тот же Домохозяин - Слово Божие, Господь наш Иисус Христос, Который говорил с Авраамом и Моисеем, а в последние времена возвратил нам свободу и умножил происходящую от Него благодать"

Самое же достоверное и прочное учение отражено лишь в четырех истинных Евангелиях - так учил Ириней в противовес многочисленным возникшим тогда посланиям и евангелиям, так же доказывая, что все они написаны не во времена апостолов, а сравнительно недавно. "Матфей, - пишет Ириней, - издал у евреев на их собственном языке писание Евангелия. Марк, ученик и переводчик Петра, передал нам письменно то, что было проповедано Петром. И Лука, спутник Павла, изложил в книге проповеданное им Евангелие. Потом Иоанн, ученик Господа, возлежавший на Его груди, также издал Евангелие во время своего пребывания в Эфесе Азийском"

У него было также ясное понимание в вопросе о Божестве . И поскольку он был учеником Поликарпа, который в свою очередь был учеником святого Иоанна, мы доподлинно знаем, что у него было совершенное учение, насколько это возможно, по этому предмету. "Все другие выражения также выявляют титул одного и того же самого существа, - Господь Силы, Господь, Отец всего, Бог Всемогущий, Всевышний, Творец, Создатель и подобные этому - это имена и звания не преемственности различных существ, но одного и того же самого". Он ясно указал, что это не что иное, как титулы, такие, как Шаронская Роза, Яркая и Утренняя Звезда, Прекраснейший из Тысяч и т.д. Это не кто иной, как ОДИН Бог. Его Имя - Господь Иисус Христос.

Основная мысль Иринея заключается в очень простом утверждении, которое мы можем прочесть в начале Евангелия от Иоанна: “Слово стало плотью” . “Единственный истинный и верный Учитель, Слово Божие, наш Господь Иисус Христос по Своей бесконечной любви сделался как мы, дабы и нас соделать Собою в совершенной полноте”

Ириней Лионский учил, что мир был специально создан Богом, как трудное место испытания, где человеческие существа вынуждены принимать нравственные решения. Ириней сравнивает смерть с китом, который проглотил Иону: только в глубине чрева кита Иона мог обратиться к Богу и действовать в соответствии с Божественной волей. Аналогичным образом смерть и страдания являются злом, но без них мы никогда не могли бы прийти к познанию Бога.

Насчет церквей, следовавших еретическим учениям, Ириней категорично заявлял, что они бессильны и не обладают и даже отвергают духовные дары - они не могут ни дать слепому зрение, ни глухому слух, ни изгнать любой вид демонов - за исключением тех, которые переходят сами по себе. Не могут они принести исцеление ни немощному, ни хромому, ни парализованному или страдающему любой другой болезнью. Они далеки от того чтобы воскрешать мертвых - как это делал Господь и апостолы через молитву, и как это уже часто делается в братстве или по необходимости - всей Церковью, когда после поста и молитвы святых дух покойника возвращается. Они даже не считают, что это возможно!

В заключение

Ириней воинствовал против организации в любой форме. Так же жизнь его служения Господу - это история ярких примеров проявления Святого Духа; Слово преподавалось с необычайной ясностью и чистотой, в согласованности с изначальными наставлениями. Его церкви во Франции были известны наличием даров Духа, святые говорили на иных языках, пророчествовали, молитвой веры поднимали мёртвых и исцеляли больных. Он видел опасность любого рода организованного братства среди пресвитеров, пасторов и т.д. Он твердо стоял за сплочённую, наполненную Духом, проявляющую дары поместную церковь. И он был в чести у Бога, ибо сила Божья проявлялась среди святых.

Одну замечательную фразу Иринея часто цитируют: «Жизнь в человеке - это слава Божия; жизнь человека заключается в том, чтобы видеть Бога».

Строгая приверженность Иринея Слову, его удивительное понимание Писания и присутствие в его служении силы Божьей подтверждают правильность этого выбора для того периода. К сожалению, в посланниках последующих периодов не было такого равновесия плодов, силы и руководства в Духе Святом и в Слове.

Творения

Доказательство апостольской проповеди

Оп.: Ново–открытое произведение Св. Иринея Лионского «Доказательство апостольской проповеди». Перевод Н. Сагарды. С. - Петербург: Типография М. Меркушева, 1907.

1. Так как я узнал, мой дорогой Маркиан, твою склонность к хождение в богопочтении - а оно одно приводит человека к вечной жизни, - то я как разделяю с тобою твою радость, так и прошу тебя непоколебимою твердостью в вере быть угодным Богу, твоему Творцу. О, если бы мы могли постоянно быть вместе и взаимно приносить пользу и облегчать здешнюю жизнь, проводя ее в непрерывной общей беседе о полезных предметах! Но так как в настоящее время мы телесно отделены друг от друга, то я хотел бы не упустить случая по моим силам поговорить с тобою письменно и в кратких словах изложить проповедь истины, чтобы укрепить твою веру. Я посылаю тебе это (произведение) в качестве важного письменного напоминания, чтобы ты в немногом получил многое и в малом познал все члены тела истины и в кратком услышал доказательства божественного. Ибо таким образом и твое спасение сделается плодоносным, и ты заставишь потупить взоры всех ложно верующих и всякому, кто захочет узнать, ты со всею решительностью изложишь наше здравое и неукоризненное слово (ср. Тит. II, 8). Ибо один путь, доступный всем видящим, который освещен небесным светом; но многочисленны и темны и противоположны пути не видящих, и первый ведет в небесное царство соединяя человека с Богом, эти же низводят к смерти, отделяя человека от Бога. Поэтому как тебе, так и всем, заботящимся о собственном спасении, необходимо неуклонно и твердо и уверенно совершать свое хождение в вере, чтобы, сделавшись безпечными и выбившись из колеи, не остаться погрязать в вещественных похотях или даже заблудившись не потерять правильного пути.

2. Так как человек - живое существо, состоящее из души и тела, то для него необходимо и прилично соблюдать то и другое в добром состоянии; и так как из них обоих происходят прегрешения, то и чистота тела служит предохранительным средством, которым люди удерживаются от всего вредного и от всяких неправедных дел, и чистота души является средством соблюсти веру в Бога неповрежденною, ничего не прибавляя и не отсекая от нее. Ибо благочестие чрез осквернение и загрязнение тела делается мрачным и печальным; оно искажается и оскверняется и не остается уже не поврежденным, если ложь проникает в душу; напротив, оно сохраняется в красоте и в своей мере, если непоколебимо (пребывают) истина в духе и чистота в сердце. Ибо какая польза на словах знать истину, а тело осквернять и совершать дела злобы? Или, с другой стороны, какую собственно пользу вообще может доставить чистота тела, если в душе нет истины? Ибо эти (т. е. истина и душа) и радуются вместе друг с другом и соединяются и являются соратниками в борьбе, чтобы поставить человека пред Богом. И поэтому Дух Святый говорить чрез Давида: «Блажен муж, который не ходит на совет безбожных» (Пс. I, 1); это - настроение тех племен, которые не знают Бога. Ибо эти безбожные суть те, которые не покланяются действительно сущему Богу. И поэтому Слово говорить к Моисею: «Я есмь сущий» (Исх. III, 14). Следовательно, те именно, которые не покланяются сущему Богу, суть безбожные. «И не стоит на пути грешных», - и грешники - те, которые имеют познание о Боге, но заповедей Его не соблюдают, т. е. суть пренебрегающие презрители. «И не сидит на седалище развратителей», - и развратители - это те, которые своим коварным и превратным учением развращают не себя только самих, но также и других, ибо седалище есть символ для кафедры (учащего). Таковы именно все еретики: они сидять на седалище развратителей и развращают тех, которые принимают яд их учения.

3. Поэтому, чтобы не потерпеть такого, мы должны неповрежденно соблюдать правило веры и исполнять заповеди Божьи, веруя в Бога и боясь Его, так как Он - Господь, и любя Его, так как Он - Отец. Делание проистекает от веры, ибо «если не веруете», - говорить Исаия, - «то не уразумеете» (VII, 9); а веру доставляет истина, ибо вера созидается на том, что истинно существует, дабы мы веровали в сущее (ta onta) как оно есть; веруя же в сущее, как оно всегда есть, мы твердо сохраняем свою уверенность в нем. А так как вера - постоянная хранительница нашего спасения, то необходимо и достойно прилагать к ней много попечения, чтобы достигнуть истинного уразумения сущаго. Именно вера производить в нас это, как передали нам пресвитеры, ученики апостолов. Прежде всего она научает нас воспоминать, что мы получили крещение во оставление грехов во имя Бога Отца и во имя Иисуса Христа, воплотившагося и умершого и воскресшого Сына Божия, и в Святого Духа Божия; и что это крещение есть печать вечной жизни и возрождена в Бога, чтобы мы были чадами не умерших людей, но вечного и неизменного Бога; чтобы вечное и неизменное соделалось Богом, и Он стоял высоко над каждым из происшедших существ, и Ему все было подчинено, и подчиненные Ему все сделались для Него (собственными), чтобы Бог господствовал и был Владыкою не над чем–либо иным (чуждым), но над Своим, (напоминает), что все Божие и что поэтому Бог - Вседержитель и все от Бога.

4. Ибо необходимо, чтобы мы происшедшие имели начало своего бытия от какой–либо великой причины; и Бог есть начало всего, ибо Он Сам не произошел от чего–либо, но от Него все произошло. И поэтому необходимо и достойно прежде всего исповедать, что Он - единый Бог, Отец, Который все сотворил и образовал и не сущее привел к бытию, и в то время как Он объемлет все, Он один не объемлем. Между же всем (происшедшим) находится и этот наш мир и в мире человек; следовательно, и этот мир также создан Богом.

5. Поэтому дело представляется следующим образом: Бог, Отец, не происшедший, невидимый, Творец всего, над Которым нет иного Бога и после (ниже) Которого нет иного Бога; и так как Бог - разумное существо, то поэтому Он - Словом создал происшедшее; и так как Бог - Дух, то Он Духом украсил все, как и говорит пророк: «Словом Господним небеса утверждены и Его Духом вся сила их» (Пс. 32:6). Поелику же слово утверждает, т. е. есть произведение тела и дает сущность эманации, а дух упорядочивает и образовывает различия сил, то по всей справедливости Слово названо Сыном, а Дух - Премудростию Бога. Прилично (к данному случаю) говорит также Павел, Его апостол: «Один Бог Отец, Который над всеми и со всеми и во всех нас (Еф. IV, 6). Ибо над всеми - Отец, а со всеми - Слово, так как чрез Него все произошло от Отца, во всех же нас - Дух, Который взывает: «Авва Отче» (Гал. IV, 6), и приготовляет человека к богоподобию. Дух показывает Слово, и потому пророки возвещали Сына Божия; но Слово дает образ Духу, и поэтому Оно Само - вдохновитель пророков и приводит человека ко Отцу.

6. Таково правило нашей веры и основание здания и крепость хождения: Бог, Отец, не происшедший, не обемлемый, невидимый, единый Бог, Творец всего; это - самое первое положение нашей веры. Второе же положение - Слово Божие, Сын Божий, Христос Иисус наш Господь, являвшийся пророкам соответственно с образом их пророчества и следуя определению Отца, - чрез Которого все произошло, Который также в конце времен, чтобы привести все к совершенству и соединить, соделался человеком между людьми, видимым и осязаемым, чтобы упразднить смерть и показать жизнь и произвести общение единения между Богом и человеком. И третье положение - Дух Святый, Которым пророки пророчествовали и отцы научились божественному и праведники приведены были на путь праведности, и Который в конце времен новым образом излился на человечество по всей земле, обновляя человека для Бога.

7. И поэтому крещение нашего возрождения совершается посредством этих трех положений, когда Бог Отец дарует нам благодать для возрождения посредством Своего Сына чрез Святого Духа. Ибо те, которые носят в Себе Духа Божия, приведены к Слову, т. е. к Сыну, а Сын приводит их к Отцу, и Отец дает им приобщиться нетлению. Следовательно, без Духа невозможно видеть Сына и без Сына невозможно приступить ко Отцу; ибо познание Отца есть Сын, и познание Сына - чрез Святого Духа, Духа же сообщает Сын, сообразно Своему служению, по благоволению Отца, тем, кому хочет и как хочет Отец.

8. Но Отец назван от Духа высочайшим и вседержителем и Господом воинств, чтобы мы познали Бога, что сей самый есть творец неба и земли и всего мира и создатель ангелов и людей и Господь всего, чрез Которого все это произошло и от Которого все питается, милосердный, милостивый, и благостный, добрый, праведный, Бог всех, иудеев так же, как и язычников, равно как и верующих, но верующих, как Отец, ибо в конце времен Он открыл евангелие всыновления. Иудеев же (Бог), как Господь и законодатель, ибо в средине времен, когда человечество забыло Бога и удалилось от Него и отступило, Он посредством закона привел их в служение, чтобы они узнали, что имеют (над собою) Господа, создателя и основателя мира, Который дает дыхание жизни, Которому мы должны покланяться день и ночь. Язычников же Он - Бог, как творец и вседержитель, вместе с тем также как питатель и хлебодавец и царь и судия; ибо никто не избежит Его суда, ни иудей, ни язычник, ни верующий, который согрешил, ни ангел. Но те, которые теперь не надеются на Его благость, на суде узнают Его силу, как говорит блаженный апостол: «Ты не разумеешь, что благость Божия влечет тебя к покаянию, ты своим упорством и нераскаянностью своего сердца собираешь себе гнев на день гнева и откровения праведного суда Бога, который воздаст каждому по его делам» (Рим. 11:4–6). Сей есть Тот, Который в законе назван Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Iакова, Богом живых. И не смотря на все это, высота и величие именно этого Бога неописуемы.

Дабы сделаться вестником Святого Духа, родился в Малой Азии около 140 года. В ранней юности в Смирне он слушал поучения престарелого епископа Поликарпа Смирнского, который излагал учение, полученное им от святого апостола Иоанна. Так Ириней научился в точности соблюдать апостольское предание, сохраняемое в Церкви.

«Именно в Церкви, – учил святитель Ириней Лионский, – Бог поместил апостолов, пророков и учителей и все остальные действия Святого Духа. От этого Духа, таким образом, устраняются все те, которые, отказываясь прибегнуть к Церкви, лишают себя самих жизни из-за своих ложных учений и порочных действий. Ведь там, где находится Церковь, пребывает также и Дух Божий, а там, где Дух Божий, – Церковь и вся благодать. А Дух и есть Истина» .

Посетив Рим, он стал священником Лионской Церкви в Галлии, в эпоху гонения Марка Аврелия (ок. 177). Как на пресвитера этой Церкви, на него была возложена обязанность доставить папе Елевферию в Рим дивное письмо от святых лионских мучеников христианам Асии и Фригии. В нем они описали свои славные подвиги, дабы опровергнуть доводы еретической секты монтанистов . Мученичество есть действительно выдающееся свидетельство об истине, знак победы Духа над слабостью плоти и залог нашей надежды на воскресение.

Вернувшись в Лион, Ириней стал преемником святого Пофина (который незадолго перед этим принял мученичество) и встал во главе Лионской и Вьеннской Церквей. Епископ, восприняв по преемству от апостолов «неоспоримую благодать истины» для проповеди и толкования Евангелия, посвятил свою жизнь, в подражание мученикам, свидетельству об этой истине. «Необходимо любить исключительной любовью все то, что есть в Церкви, и крепко держаться предания об истине», – учил он .

Он прикладывал неослабевающие усилия для обращения варварских народов, но его заботы распространялись также и на всю Церковь. Так, например, святитель Ириней от имени галльских епископов, главой которых он являлся, написал папе Виктору (189–198), дабы отговорить его от разрыва евхаристического общения с Церквами Малой Азии, которые праздновали Пасху 14 числа месяца нисана. Святой Ириней утверждал, что, поскольку этот древний обычай был передан нам предшественниками, которые, тем не менее, сохраняли мир между собой, постольку вовсе не обязательно принуждать всех к единообразию, «ведь разница в посте подтверждает согласие в вере» .

Он особенно прославился борьбой против ересей, а именно против «лжеименного гносиса» , который из Малой Азии распространился по всем большим городам империи и прельстил множество людей различными эзотерическими учениями. Борьба против гностиков позволила святителю обрисовать в общих чертах важнейшие положения христианского учения. Сначала он показал, что еретики тщетно ищут этот «гносис», то есть знание, в мифических нравоучениях и сложных построениях их извращенного разума. Оно есть высочайший дар благодати, который даруется Святым Духом христианину, являющемуся членом живого организма Церкви. Только в ней можно утолить жажду чистой водой, истекшей из пронзенного бока Христова, и получить в Церкви жизнь вечную. Истинными гностиками являются вовсе не те, которые отвергают и презирают телесное, чтобы поклоняться «непостижимому Богу» и Его «демиургу», но «духовные» люди, которые получили от Святого Духа залоги воскресения плоти и нетления.

Святой Ириней, порывая с эллинистическим дуализмом тела и духа, развивает учение святого Иоанна Богослова «Слово стало плотью» для того, чтобы объяснить смысл назначения человека . Первый Адам был создан из праха двумя руками Божиими: Словом и Духом , как образ Божий, сообразно прославленной плоти Христовой. Дыхание жизни было ему дано для того, чтобы он от образа восходил к подобию Божию. Будучи введен в заблуждение диаволом, позавидовавшим его исключительным правам, и впав в смерть, он, однако, не был оставлен Богом. Господь изначально имел намерение сделать человека участником Своей славы. Откровения и пророчества Ветхого Завета и особенно воплощение Слова, Его смерть, Его Воскресение и Его славное Вознесение составляют необходимые этапы истории Спасения. Поскольку Бог всегда намеревался осуществить эту высшую цель, ради которой Он создал человека, Слово стало плотью (Ин. 1: 14), «восстановив» в Себе Самом первого Адама. Как первый человек, рожденный от девственной земли, через преслушание девы Евы впал в грех посредством древа, так и Христос пришел в мир через послушание Девы Марии и был распят на Крестном Древе . «Он отдал Свою душу за нашу душу и Свою плоть за нашу плоть, и Он распространил Дух Отца, дабы создать союз и общение между Богом и людьми, низведя Бога до людей посредством Духа и возведя людей Своим Воплощением к Богу» .

Слово Божие, Которое создало мир, устроив его невидимым образом в форме креста, стало в установленное время видимым на Кресте, чтобы собрать в Своем Теле все человеческие существа, которые были рассеяны, и привести их тем самым к познанию Бога. Явившись не в Своей невыразимой славе, но как Человек, Он показал в Себе Самом восстановленный и снова направленный к подобию образ Божий. И Он нас вскормил «сосцами Своей плоти», чтобы, привыкнув есть и пить Слово Божие и укрепившись «хлебом бессмертия», мы приблизились к созерцанию Бога, Который доставляет нетление. «Невозможно жить без Жизни, а жизнь существует только при причастности к Богу, и эта причастность к Богу состоит в том, чтобы видеть Бога и наслаждаться Его кротостью… Ведь слава Божия – это живой человек, и жизнь человека – в лицезрении Бога» .

Для Иринея, бывшего учеником тех, кто знал апостолов, знание (греч. – гносис ) есть, таким образом, любовь и обожение человека в Лице Христа Спасителя. Учение святого Иринея выходит за рамки простого опровержения ложного знания. Удивительное по своей простоте и глубине, оно содержит в зачаточном виде все то, что отцы Церкви последующих веков развивали в своих богодухновенных трудах .

После своего миротворческого ходатайства к папе Виктору Ириней продолжал трудиться над созиданием Церкви. По преданию, он принял мученическую кончину во время гонений Септимия Севера, около 202 года, но никаких подробностей о его смерти не сохранилось. Его тело было положено в крипте церкви святого Иоанна, впоследствии получившей имя самого святого Иринея, между могилами святых мучеников Епипода и Александра . Частицы его мощей поныне хранятся в церквах города Лиона.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря

В Западной Церкви его память совершается 28 июня.
Греч. иринеос – «мирный».
Против ересей. III. 24. 473–475.
Этот термин обозначал тогда обязанности и священника, и епископа. Вот почему некоторые утверждают, что св. Ириней уже тогда был епископом Вьенны, а впоследствии стал и предстоятелем Лионской Церкви.
См. память свв. Санкта, Бландины и с ними пострадавших под 25 июля. Это письмо приводит Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (V, 1 и слл.), которая также является для нас и важнейшим источником биографии св. Иринея (Там же. V. 4 и V. 20). Высказывалось предположение, что св. Ириней был автором этого письма.