Совершил преступление в период отбывания исправительных работ. Исправительные работы как вид уголовного наказания, особенности их применения и изменения

исправительный работа наказание исполнение

Наказание в виде исправительных работ может быть назначено приговором суда первой инстанции либо в порядке изменения приговора определением или постановлением суда, рассматривавшего дело в кассационном или надзорном порядке. Кроме того, исправительные работы могут быть назначены в связи с заменой неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким наказанием в соответствии со ст. 70 УК КР, в связи с заменой штрафа исправительными работами в случае злостного уклонения от уплаты штрафа в порядке ч. 5 ст. 44 УК КР, в связи с назначением исправительных работ вместо более строгого наказания женщинам, имеющим малолетних детей, в порядке ч. 3 ст. 72 УК КР либо в порядке помилования или амнистии.

Исполнение приговора суда, в соответствии с которым лицо обязано отбывать наказание в виде исправительных работ, возложено на уголовно-исполнительную инспекцию.

Обращение к исполнению приговора, определения или постановления возложено на суд. Не позднее трех суток со дня вступления названного решения в законную силу либо возвращения дела из кассационной инстанции суд направляет распоряжение об исполнении наказания и две копии приговора в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного.

Если приговор был изменен кассационной инстанцией, то одновременно направляются две копии определения. В том случае, когда приговор не был обжалован либо оставлен в силе, прилагается справка о вступлении приговора в законную силу.

Исполнение наказания в виде исправительных работ инспекцией начинается после получения распоряжения суда об исполнении приговора и копий приговора, определения, постановления суда. Каждый осужденный ставится на учет, на него заводится личное дело. Персональный учет всех осужденных к исправительным работам необходим для контроля за их участием в труде, правильностью удержаний из заработной платы, своевременным снятием с учета по основаниям, установленным законом.

Для удобства контроля за отбывающими наказание установлено четыре основных вида их персонального учета:

Оперативный учет - осужденные, в отношении которых исполняется наказание. Это касается основной массы лиц, отбывание наказания которыми осуществляется нормально.

Предварительный учет - лица, которые не работают. К их числу относятся не поступившие на работу в течение 15 дней со дня постановки на учет; уволенные с места прежней работы и не поступившие на новую работу в течение такого же срока; не работающие без уважительных причин, а также лица, в отношении которых осуществляются первоначальные действия с целью розыска.

Контрольный учет - лица, не работающие или уволенные с работы - до истечения 15 дней со дня постановки на учет или увольнения; не работающие в связи с болезнью, если время болезни не засчитывается в срок отбывания наказания; выехавшие на территорию, обслуживаемую другой инспекцией, до получения подтверждения о прибытии направленного туда личного дела; лица, находящиеся под стражей в порядке меры пресечения по другому делу, а также отбывающие арест или исправительные работы в качестве мер административного воздействия; осужденные, которым предоставлена отсрочка исполнения приговора; лица, направленные на медицинское освидетельствование для определения трудоспособности или наличия хронической душевной или иной тяжкой болезни, а также признанные нетрудоспособными, инвалидами I или II групп, страдающие хронической душевной или иной тяжкой болезнью, в отношении которых в суд направлены представления о замене наказания более мягким (ч.2 ст. 145 УИК КР) или об освобождении от наказания (ст. 71 УК КР, части 5 и 6 ст. 145 УИК КР).

Учет разыскиваемых (скрывшихся) лиц - лица, материалы в отношении которых переданы в аппараты уголовного розыска в связи с тем, что первоначальные розыскные действия, проводившиеся инспекцией, к успеху не привели.

Одной из важнейших обязанностей инспекций является контроль за трудоустройством осужденного. Если он работает, инспекция уточняет место работы и в течение 15 дней направляет туда копию приговора и предписание о его исполнении. Если будет установлено, что осужденный не работает, ему предлагается устроиться на работу самостоятельно или с помощью государственной службы занятости.

Администрации организации по месту работы осужденного сообщается об установленном порядке и условиях отбывания наказания в виде исправительных работ. Она информируется об обязанностях по удержанию части заработной платы, перечислению удержанных сумм, применению других установленных правоограничений, о необходимости проведения с осужденным воспитательной работы и обязательности сообщения в инспекцию о наложенных на осужденного взысканиях и поощрениях, об увольнении по установленным законом основаниям.

Во время отбывания наказания осужденный продолжает работать на той же должности. Перевод этих лиц и их увольнение (кроме увольнения по собственному желанию) могут производиться на общих основаниях в соответствии с законодательством о труде.

Осужденные могут отбывать наказание на предприятиях любых форм собственности. Однако они не вправе учиться с отрывом от работы или не работать вообще.

Течение срока отбывания наказания начинается со дня получения организацией, где работает осужденный, предписания инспекции и приговора суда. С этого дня из заработной платы осужденного должны производиться удержания. Если он в момент получения предписания находится в отпуске, началом срока отбывания наказания будет день, когда он приступил к работе и из его заработка начали производить удержания.

При исчислении срока отбывания наказания следует иметь в виду, что осужденный должен отработать в течение месяца не меньше числа рабочих дней, приходящихся на каждый месяц в соответствии с установленным графиком работы. Если он проработал в данном месяце большее количество рабочих дней, то все равно в срок отбывания наказания засчитывается один месяц, но удержания из заработка за излишне проработанные дни не производится. Поэтому отбыть исправительные работы досрочно не представляется возможным. Если же отработанное количество рабочих дней меньше установленного и нет оснований для включения недостающих дней в срок наказания, то этот срок продляется до полного отбытия наказания. Поэтому фактический календарный срок может превышать назначенный судом срок наказания.

Какое же время засчитывается в срок отбывания наказания в виде исправительных работ, кроме тех дней, когда осужденный работал и из его заработка производились удержания? Прежде всего, засчитываются дни, когда он не работал по уважительным причинам и получал заработную плату. Это касается времени отпуска - основною и дополнительного, исполнения государственных или общественных обязанностей (например, обязанностей свидетеля, вызванного к следователю или в суд), периода болезни, ухода за больным. Засчитывается также время, в течение которого осужденный официально был признан безработным. Естественно, что все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.

Время, проведенное под стражей по данному делу, засчитывается из расчета один день пребывания под стражей за три дня исправительных работ.

Не засчитывается в срок отбывания наказания время болезни, вызванной опьянением или действиями, связанными с опьянением, а также время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ либо время заключения под стражу в порядке меры пресечения по другому делу.

Что касается отпуска по беременности и родам, то представление соответствующего медицинского документа является основанием для постановки перед судом вопроса о предоставлении осужденной отсрочки отбывания наказания в порядке ст. 72 УК. При длительной (свыше четырех месяцев) болезни осужденного уголовно-исполнительная инспекция направляет представление в суд о предоставлении ему отсрочки исполнения приговора в соответствии со ст. 362 УПК КР или об освобождении от наказания.

Одна из важных функций инспекций заключается в контроле за правильностью удержаний. Удержания должны производиться со всей суммы заработной платы, включая все виды денежных премий, предусмотренных установленными системами оплаты труда и не носящих характера единовременного поощрения, но только по основному месту работы. Не имеют значения периодичность выплаты премий и источники финансирования. Из суммы заработка не исключаются налоги и другие платежи. Не имеют значения другие претензии к осужденному по исполнительным документам. В отличие от ранее действовавшего законодательства, если осужденный работает по совместительству на нескольких работах, удержание производится только из заработной платы по основному месту работы. Указанные в приговоре удержания производятся, независимо от наличия претензий по исполнительным документам, за каждый проработанный месяц при выплате заработной платы за вторую половину месяца, а при увольнении - за проработанное время.

Удержания не должны производиться из пенсий и пособии, получаемых в порядке социального обеспечения и социального страхования, а также из выплат, в том числе премий, единовременного характера, не предусмотренных системой заработной платы; из заработка за дни, проработанные сверх графика, из других сумм, не являющихся заработной платой.

Если часть доходов осужденный получает в натуральном виде (рабочие сельскохозяйственных предприятий, члены некоторых кооперативов), удержания производятся с учетом натуральной части заработной платы.

В последнее время возник вопрос об определении заработка лиц, работающих в различных коммерческих структурах, где зарплата выплачивается не регулярно, а по мере получения дохода в связи с выполнением той или иной работы, завершением торговой сделки и т.п. Общее правило заключается в том, что должен учитываться весь доход, полученный по основной работе за время отбывания наказания, или та часть дохода, которая приходится на время отбывания наказания.

Работники инспекций обязаны ежемесячно проверять поступление удержаний по учетным карточкам, принимая меры к взысканию в случае задержки. Суммы, излишне удержанные по разным основаниям (условно-досрочное освобождение, помилование, пересмотр приговора и т.п.), возвращаются. Часть 2 ст. 39-5 УИК КР установила правило, в соответствии с которым уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, где он работает, вправе заявлять в суд ходатайство о снижении размера удержаний в случае ухудшения материального положения (длительная болезнь близкого родственника, рождение ребенка, стихийное бедствие, например, пожар, причинившее материальный ущерб осужденному и его семье). Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

Последнее обновление Март 2019

Исправительные работы как вид уголовного наказания практикуются уже более 15 лет. По шкале суровости это третье из наиболее мягких наказаний (самым лояльным считается штраф), цель которого – достичь исправления осужденного посредством привлечения к оплачиваемому труду. Каковы условия отбывания таких работ, в каких случаях они назначаются и когда могут быть заменены – читайте в этой статье.

Исправительные работы – что это

Понятие и правила назначения этого вида наказания содержатся в общей части Уголовного Кодекса РФ.

Так, в соответствии со ст. 50 УК РФ, исправительные работы предполагают труд осужденных в месте, которое определяется государственным уголовно-исполнительным органом (инспекцией), контролирующим впоследствии исполнение приговора. Если осужденный до постановления приговора уже был трудоустроен, ему разрешается продолжить работу там же. Когда постоянной работы нет, определяют место, в районе по месту жительства, где он будет трудиться.

Обычно для безработных подбираются муниципальные организации, где необходим малооплачиваемый труд (озеленитель, дворник, уборщик, грузчик). Список таких организаций утверждается ежегодно начальником уголовно-исполнительной инспекции и муниципалитетом. Иногда в числе работодателей могут быть и индивидуальные предприниматели, а также и коммерческие организации, где необходима простая рабочая сила.

Общий срок таких работ может составлять от 2 месяцев до 2 лет. Не запрещается устанавливать данное наказание не только в месяцах, но и днях - обычно так бывает при зачете других видов наказаний.

Пример №1 . Подрядину В.Л., осужденному за совершение кражи в крупном размере, за примерное поведение судом была заменена неотбытая часть лишения свободы (2 месяца 12 дней) на исправительные работы. Поскольку при такой замене «работает» правило один к трем, то Подрядину В.Л. было определено 7 месяцев 6 дней исправительных работ.

В отличие от обязательных работ, при выполнении данного вида наказания осужденному начисляется зарплата согласно установленным тарифам, которые приняты в каждой отдельной организации. Часть зарплаты выплачивается осужденным, другая часть (от 5 до 20%, конкретно будет указано в приговоре) идет в доход государства.

Таким образом, при отбывании исправительных работ достигается сразу две цели: во-первых, гражданин занят и применяет свои навыки и умения на благо обществу, во-вторых, государству поступают денежные средства.

На практике возникают ситуации, когда сами подсудимые желают, чтобы им назначили исправительные работы. Многие из таких граждан находятся в постоянном поиске работы, но из-за низкой квалификации или (и) проблем с законом в прошлом (например, неснятая судимость) их желание жить честным трудом не всегда бывает реализовано. Нередко такие лица после окончания срока работ так и продолжают трудиться в том же месте, где отбывали наказание.

Кому не могут быть назначены

По правилам, установленным Уголовным Кодексом, данный вид наказания может быть определен не всем категориям граждан. Так, исправительные работы не могут быть назначены:

  1. инвалидам 1 группы;
  2. беременным женщинам;
  3. женщинам, имеющим детей до 3 лет;
  4. призывникам;
  5. военнослужащим по контракту.

В судебной практике известны случаи, когда гражданам из приведенного списка все же назначали исправительные работы. Иногда это происходило вследствие судебной ошибки. По некоторым делам обстоятельства, которые исключают возможность отбывания исправительных работ по приговору суда, стали известны позднее. В любом случае, при наступлении перечисленных жизненных событий отбывание приостанавливается или отменяется .

Пример №2 . По итогам судебного рассмотрения уголовного дела вынесен обвинительный приговор в отношении Самойловой П.Р., которой было назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев исправительных работ с удержанием 10% в доход государства. После вступления в законную силу приговора его копия поступила в адрес инспекции, в день проведения беседы осужденная сообщила, что находится в состоянии беременности, о чем предоставила справку от врача. Самойловой П.Р. было разъяснено, что она вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке отбывания наказания, с учетом предоставленного больничного по родам и отпуска по уходу за ребенком. Впоследствии заявление судом было удовлетворено.

Пример №3 . Пока копия приговора доставлялась в адрес инспекции, за этот период времени Симонову А.К. был поставлен диагноз, который явился основанием для признания его инвалидом 1 группы. В этой связи, ему нельзя было отбывать наказание, впоследствии он был освобожден от него судом.

В отдельных случаях, когда осужденный не был признан инвалидом, но страдает заболеванием, исключающим выполнение работ, закон предусматривает право обратиться в суд с ходатайством об освобождении от наказания:

В Ленинский районный суд г. Самары

Осужденного Мирного М.Р., 1988 г.р.,
проживающего в г. Самара, ул. Куницына, д. 4

ХОДАТАЙСТВО
Об освобождении от дальнейшего отбывания наказания

Приговором Ленинского районного суда г. Самары от 21.09.2019 я был осужден по ч. 2 ст. 159 УК РФ к 1 году исправительных работ с удержанием 5% в доход государства. В этой связи с 1 октября 2019 года я состою на учете в уголовно-исполнительной инспекции по Ленинскому району г. Самара, приступил к работе в МУП «Лесное хозяйство» согласно выданному мне направлению, с 03.10.2019.

20.10.2019 я почувствовал себя плохо, обследование выявило хроническое заболеваниесахарный диабет 4 степени, что исключает возможность работы любого характера.

В связи с поставленным мне диагнозом дальнейшее исполнение наказания в виде исправительных работ считаю невозможным.

На основании ч. 4 ст. 42 Уголовно-исполнительного кодекса РФ,

Освободить меня от дальнейшего отбывания наказания в виде исправительных работ в связи с тяжелым заболеванием.

Приложение: медицинские документы на 10 листах, справка из УИИ об оставшемся сроке неотбытого наказания, копия приговора (если приговора на руках нет, в ходатайстве можно изложить просьбу к суду запросить его).

Осужденный Мирный М.Р., число, подпись.

Такое ходатайство рассматривается судом в присутствии прокурора и представителя инспекции. Кроме того, заявителю предоставлено право пригласить адвоката.

Отметим, что есть правило о трехдневном сроке, в течение которого судьи обязаны направлять копию приговора в адрес инспекции. На практике оно не всегда соблюдается, поэтому в течение определенного срока, когда приговор уже вступил в законную силу, но еще не принят к исполнению, могут наступить важные события в жизни человека, влияющие на возможность выполнения работ.

Вопрос:
Могут ли лица, не достигшие 18-летнего возраста, отбывать данный вид наказания?

Ответ: Да, уголовный закон разрешает назначать несовершеннолетним исправительные работы, при этом максимально возможный срок отбывания ограничен одним годом.

Известно, что уголовная ответственность по некоторым преступлениям может наступить и с 14 лет. Если исправительные работы назначаются детям, возраст которых соответствует 14-15 лет, то исполнение такого наказания может быть только с учетом правил трудового законодательства. Так, граждан этой возрастной категории можно привлекать к легкому труду с разрешения законных представителей. Остальные несовершеннолетние (с 16 до 18 лет) привлекаются к труду на общих основаниях, с учетом усеченного максимального срока.

Порядок отбывания

Итак, после того, как приговор вступит в законную силу, его копия направляется в уголовно-исполнительную инспекцию – государственное учреждение районного звена, сотрудники которого непосредственно участвуют в процедуре исполнения всех видов наказания, кроме лишения свободы.

Осужденный ставится в уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) на специальный учет, на него заводится личное дело. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ предполагает:

  1. Первоначальное посещение осужденного по месту жительства инспектором. Это делается для того, чтобы вручить гражданину повестку с указанием даты и времени, когда он будет обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию, которая обязана привлечь его к отработке не позднее 30 суток со дня поступления копии приговора.
  2. В день явки осужденного с ним проводится беседа, в ходе которой ему разъясняются права и обязанности, выясняются все обстоятельства, имеющие значение для отбывания наказания. Так, одним из таких обстоятельств может быть трудоспособность осужденного. Если у него имеется какое-либо заболевание, препятствующее отбыванию, данный факт должен быть проверен инспектором.

    Пример №4 . Власов Е.А. был неоднократно судим, отбывал наказание в местах лишения свободы. По приговору от 17.03.2019 ему были назначены исправработы, поскольку за преступление, совершенное им, иного вида наказания предусмотрено Уголовным кодексом не было. За те много лет, которые Власов Е.А. провел за решеткой, у него развился туберкулез последней стадии, был поставлен соответствующий диагноз, при наличии которого работать нельзя вообще. Получив соответствующее заключение комиссии врачей, инспектор обратился в суд о замене наказания на другой вид.

  3. Осужденному выдают направление в определенную организацию, входящую в перечень специально предусмотренных для отбывания наказания, после этого подучетный обязан явиться в течение 5 суток для трудоустройства. В таком письменном направлении указано наименование организации, контактный телефон, адрес, время и дата для явки. Вопрос о трудоустройстве должен решаться с учетом особенностей гражданина, его физических данных, пола, наличия или отсутствия поставленных диагнозов.

    Пример №5 . Иванов Г.Е., страдающий астмой, отбывал исправительные работы, был грузчиком. Ранее суд отказал в удовлетворении ходатайства об освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью, поскольку заключение врачей не содержало запрета трудиться, а также у Иванова Г.Е. не было инвалидности. Иванов Г.Е. обратился к инспектору с заявлением о переводе на другую должность, поскольку физически тяжелый труд грузчика для него является фактором, усугубляющим течение болезни. В организации, где осужденный отбывал наказание, имелась вакансия поливщика, куда он и был переведен.

  4. В назначенный день инспектор созванивается с организацией, в которую осужденный должен был явиться по предписанию и, таким образом, фиксирует начало работ.
  5. Инспектор получает ежемесячные сведения (табель), в которых отмечается количество часов, отработанных осужденным, а также суммы, отчисляемые в доход государства. Ведется учет отбытого наказания, впоследствии делается отметка об окончании срока.

Вопрос:
Что делать, если осужденному предложенная работа не нравится?

Ответ: Закон гласит, что гражданин не вправе выбирать или отказываться от предложенного вида работ без веских оснований. Отметим, что организация, куда был направлен осужденный, не вправе безосновательно отказать в приеме на работу, за это ее руководитель может быть привлечен к ответственности.

Если в период отбывания наказания материальное положение осужденного резко ухудшилось по каким-либо причинам (наличие иждивенцев, выплата алиментов, состояние здоровья, уничтожение или повреждение имущества и т.д.), ему можно обратиться в суд с заявлением о снижении размера процентов, определенного приговором. Также с таким предложением может обратиться к суду и инспекция, и работодатель, но, исходя из практики, таких случаев практически не существует.

Вопрос:
Могут ли оформляться больничный или отпуск на той работе, которая определена органами органом исполнения наказания?

Ответ: Да, закон позволяет уходить работающему осужденному «на больничный», если есть официальное подтверждение состояния здоровья. Кроме того, гражданину, отбывающему наказание в виде исправительных работ, положен отпуск, который составляет 18 суток.

После окончания срока отбывания осужденный снимается с учета в инспекции, но в течение одного года с этой даты он считается судимым лицом.

Контролирующие органы и его полномочия

Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции строго контролируют поведение осужденных, которым было определено наказание, не связанное с лишением свободы, в том числе и исправительные работы. Должностные обязанности инспекторов довольно подробно описаны в уголовно-исполнительном законодательства:

  1. ведут общий контроль за поведением всех осужденных, состоящих на учете, в том числе и за осужденными к работам;
    2. следят за соблюдением установленного законом срока – 30 дней, в течение которого осужденный должен начать отбывание исправительных работ;
  2. проверяют ежедневную явку на работу и отсутствие прогулов со стороны подучетных лиц, периодически (2-3 раза в неделю) путем телефонных звонков или личного посещения места отработки;
  3. принимают меры к получению достоверных сведений, подтверждающих неявку на работу по уважительным причинам. Например, временная нетрудоспособность должна подтверждаться больничным листом, и если такового нет, то неявка будет признана фактом уклонения от работ. Отметим, что при наличии больничного листа пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из полной зарплаты, без учета вычетов;
  4. проводят сверку данных об удержании денежных сумм из заработка, предоставляемых администрацией организации, где отбывается наказание, с фактически поступившими деньгами на государственный счет. При этом в сумму, с которой вычитается процент государству, входят не только оклад и надбавки, но и социальное пособие, а также другое социальное обеспечение в денежном выражении, кроме страховки.
  5. направляют в различные организации (СИЗО, больницы, ФМС и т.д.) запросы в рамках работы по поиску местонахождения осужденного, если, к примеру, он не является в инспекцию, не выходит на связь, не проживает по указанному в приговоре адресу и т.д.

Кроме того, именно сотрудники инспекции применяют меры ответственности к тем осужденным, которые не желают отбывать наказание.

Помимо инспекции, к контролю всегда подключены:

  1. прокуратура – надзирающий орган, сотрудники которого не менее 1 раза в квартал проверяют все личные дела осужденных и условия отбывания исправительных работ. Если в действиях сотрудников инспекции выявляются нарушения уголовно-исполнительного законодательства, прокурором вносится в адрес начальника уголовно-исполнительной инспекции представление, в котором содержится требование о привлечении сотрудников УФСИН к дисциплинарной ответственности.
  2. Полиция , отдел ПДН (в отношении несовершеннолетних осужденных) призваны помогать инспекторам УИИ, такая обязанность прямо предусмотрена как в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, так и в межведомственных приказах УФСИН и МВД. Кроме того, статья 12 Федерального Закона «О полиции» наделяет полицейских правами и обязанностями контролировать поведение осужденных, состоящих на учете в УИИ, и при необходимости принимать соответствующие меры. Так, одним из полномочий сотрудника полиции является составление ходатайства о направлении материала в отношении осужденного в суд для замены более строгим наказанием.

    Пример №6 . Романов Е.К. был осужден к исправительным работам сроком на 1 год, с удержанием 10% из заработка в доход государства. Романов К.Е. неоднократно нарушал порядок отбывания наказания, за что был письменно предупрежден об ответственности. Впоследствии во время рейда участковый полиции остановил гражданина, поведение которого говорило об алкогольном или наркотическом опьянении. Этим человеком оказался Романов К.Е., который в рабочий день употребил алкоголь и не вышел на работу. Участковый задержал Романова К.Е. за совершение административного правонарушения (нахождение в общественном месте в состоянии опьянения) и направил в УИИ ходатайство о замене исправительных работ лишением свободы ввиду допущенных со стороны Романова К.Е. нарушений. Впоследствии это ходатайство судом было удовлетворено.

  3. Администрация предприятия , где отрабатывает наказание осужденный. Именно на нее законом возложен непосредственный контроль на рабочем месте: составляется табель, в котором отмечается присутствие на работе и количество отработанных часов; обеспечивается охрана труда, прогулы и нарушения со стороны трудоустроенного не только отмечаются в специальной форме, но и доводятся до сведения инспектора УИИ.

Ответственность за уклонение от отбывания

Примерно одна десятая часть от числа всех осужденных к данному виду наказания намеренно уклоняется от работ и даже скрывается от инспекции. Нарушением считается:

  • игнорирование направления в организацию для трудоустройства – когда осужденный отказывается вообще приступить к отбыванию назначенного наказания (отказом считается ситуация, когда гражданин более 5 дней не являлся трудоустраиваться после получения направления);
  • неявка в инспекцию – когда для постановки на учет осужденный вызывается в УИИ, но игнорирует вызов;
  • прогул – уже единичная неявка расценивается как грубое нарушение порядка отбывания;
  • появление на работе в состоянии опьянения (любого: как алкогольного, наркотического, так и токсического).

Если осужденный допустил одно из перечисленных нарушений впервые, то к нему применяются такие меры ответственности:

  1. письменное предупреждение . Осужденный под подпись официально предупреждается о том, что при повторном нарушении ему могут заменить исправительные работы на другое, более суровое наказание. Инспектор заполняет специально предусмотренный Инструкцией бланк, где указывает, какое нарушение порядка осужденный допустил и, соответственно, напоминание о возможной замене на другой вид наказания.Несмотря на простую письменную форму, такое предупреждение часто имеет достаточно сильное влияние на осужденного, которому ясно дали понять, что можно лишиться свободы.
  2. возложение дополнительной обязанности являться два раза в месяц к инспектору УИИ . Мера менее эффективная, чем предыдущая, но так контроль за поведением осужденного со стороны правоохранительных органов становится более эффективным, поскольку инспектор чаще видит осужденного, беседует с ним, отвечает на вопросы, связанные с исполнением приговора, следовательно, осуществляется профилактика.

Если состоящий на учете в инспекции гражданин, которому необходимо отбыть исправительные работы, два и более раз допускает нарушения порядка и условий отбывания наказания, к нему могут быть применены более жесткая мера ответственности – направление в суд представление о замене данного вида наказания лишением свободы. Закон предусматривает возможность замены исправработ еще и на принудительные работы, но в связи с тем, что данный вид наказания в настоящее время в России не практикуется, остается только лишение свободы.

Порядок замены наказания следующий

  • инспектор готовит представление, в котором отражает все нарушения со стороны осужденного, принятие к нему мер воздействия, прилагает табель отработки, где указаны пропуски по неуважительным причинам или документы, подтверждающие нахождение в состоянии опьянения и т.д.;
  • осужденного знакомят с этим представлением, после чего оно направляется в суд, который вынес приговор;
  • суд назначает дату рассмотрения судебного заседания, инспектор и осужденный извещаются о дне и времени рассмотрения представления;
  • участие в судебном заседании как осужденного, так и инспектора, а также прокурора обязательно; гражданину по его желанию суд может назначить адвоката;
  • при наличии достаточных оснований судом заменяются исправительные работы на лишение свободы, из расчета 1 день изоляции = 3 дням исправительных работ.

Пример №7 . Курочкину Е.П. было назначено наказание в виде исправительных работ сроком на 9 месяцев, из них он отбыл 3 месяца, после чего перестал приходить на отработку. Ему было дважды вынесено предупреждение о возможном изменении вида наказания, но Курочкин продолжил вести антиобщественный образ жизни, появлялся на работе в состоянии опьянения. Инспекция направила в суд представление, в котором указала на все эти факты, в этой связи судом было определено лишение свободы сроком на 2 месяца в исправительной колонии (оставшиеся 6 месяцев исправработ = 2 месяцам лишения свободы).

Как мы уже отмечали, в судебном заседании должен присутствовать сам нарушитель. Вместе с тем, на практике возникают ситуации, когда осужденного нигде нет – ни по месту жительства, ни у родственников, нет сведений о нем в официальных учреждениях (например, ФМС не располагает данными о месте регистрации). Получается, что нарушитель спокойно продолжает уклоняться от исполнения приговора, но заменить ему наказание в его отсутствие нельзя. В таких ситуациях инспекция готовит документы для объявления гражданина в розыск. Впоследствии, в течение суток после его задержания, суд рассмотрит вопрос о помещении его в СИЗО на срок до 30 дней, в течение которых будет рассмотрено и представление о замене.

Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней. Однако, внимательно прочитайте все вопросы-ответы к статье, если на подобный вопрос есть подробный ответ, то ваш вопрос опубликован не будет.

110 комментариев

СТ 39 УИК РФ

1. Исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

2. Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

3. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проводят с осужденными воспитательную работу; с участием сотрудников полиции в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, контролируют поведение осужденных; обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.

Комментарий к Ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. Исправительные работы заключаются в принудительном привлечении к труду осужденного, не имеющего основного места работы, на срок от двух месяцев до двух лет с удержанием в доход государства части его заработка в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20% (ч. 1 и 2 ст. 50 УК РФ).

2. Несовершеннолетним исправительные работы могут быть назначены на срок до одного года (ч. 4 ст. 88 УК РФ).

3. Исправительные работы по общему правилу назначаются судом первой инстанции либо в порядке изменения приговора определением или постановлением суда, рассматривавшего дело в кассационном или надзорном порядке.

4. Исправительные работы также могут быть назначены:

Как замена неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ);

Как более мягкое наказание, чем предусмотрено законом за данное преступление (ст. 64 УК РФ);

В порядке помилования (ст. 85 УК РФ).

5. Исправительные работы широко применяются в современной судебной практике. Это объясняется сочетанием гуманности этого вида наказания (осужденный не лишен свободы, он не оторван от семьи, имеет возможность в основном сохранить привычный для него образ жизни и др.) с реальными, вполне ощутимыми карательными элементами (удержание из заработной платы, ограничение продолжительности очередного отпуска 18 днями, запрет на увольнение без разрешения УИИ и др.).

6. Обращение к исполнению приговора, определения или постановления о наказании в виде исправительных работ возложено на суд, который обязан не позднее трех суток со дня вступления в силу приговора (других указанных актов) либо возвращения дела из кассационной инстанции направить две копии приговора в УИИ по месту жительства осужденного. В случаях изменения приговора кассационной инстанцией вместе с ними направляются две копии определения. Если приговор не был обжалован либо вступил в законную силу, к копиям приговора прилагается справка о вступлении его в законную силу.

7. Осужденный может отбывать исправительные работы на предприятии, в учреждении, организации любой формы собственности, лишь бы это было основное место его работы.

8. Осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 30 дней со дня поступления в УИИ распоряжения суда с копией приговора, определения или постановления.

9. Исполнение наказания в виде исправительных работ входит в компетенцию УИИ, являющейся структурным подразделением ФСИН России. Их функциональная нагрузка охватывает практически все аспекты исполнения этого наказания.

10. Уголовно-исполнительные инспекции:

Ведут учет осужденных;

Разъясняют порядок и условия отбывания наказания;

Контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные;

Проводят с осужденными воспитательную работу;

Контролируют поведение осужденных, при необходимости направляют их в органы службы занятости для трудоустройства;

Принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин;

Проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных;

Готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно;

Применяют меры поощрения и взыскания.

11. Реальное исполнение наказания в виде исправительных работ начинается с организационно-обеспечивающих мероприятий.

Каждый осужденный ставится на учет, и на него заводится личное дело - своеобразный накопитель информации, относящейся ко всем сторонам исполнения и отбывания им наказания (таким образом, контролируются начало и окончание срока наказания, правильность удержаний из заработной платы, исполнение ограничений и обязанностей и др.).

12. Основная функция учета - контроль за осужденными - наиболее эффективно обеспечивается применением четырех его видов:

1) учет осужденных, отбывающих наказание без каких-либо существенных отклонений;

2) учет осужденных, не приступивших к работе в течение 30 дней со дня постановки их на учет, уволенных с прежнего места работы и не устроившихся на новую работу в этот же период времени, уклоняющихся от работы без уважительных причин, а также исчезнувших из поля зрения инспекции;

3) учет осужденных:

а) оставивших работу или уволенных с нее до истечения 30 дней со дня постановки на учет или увольнения;

б) не работающих в связи с болезнью, которую нельзя включить в срок отбывания наказания (например, следствие алкогольного или наркотического отравления, травма, полученная при совершении правонарушения);

в) покинувших территорию, обслуживаемую инспекцией, где осужденный состоял на учете до получения инспекцией на новом месте его личного дела;

г) находящихся под стражей в качестве меры пресечения по другому делу или отбывающих административное взыскание (арест, исправительные работы);

д) находящихся на медицинском освидетельствовании на предмет определения трудоспособности или заболеваний, ее исключающих, инвалидов I и II групп, страдающих хронической душевной или иной тяжкой болезнью, освобожденных от наказания, лечащихся в стационаре от алкоголизма и наркомании;

4) учет осужденных, скрывшихся от отбывания наказания, материалы на которых переданы в уголовный розыск, после того как меры розыска, предпринятые УИИ, оказались безрезультатными.

13. Уголовно-исполнительная инспекция обеспечивает исполнение исправительных работ путем привлечения к этому процессу администрации организации, в которой работает осужденный. Она информирует администрацию о том, что ее сотрудник осужден, о порядке и условиях отбывания им наказания и связанных с этим ее (администрации) обязанностях:

Правильно и своевременно производить удержания из заработной платы осужденного и перечислять удержанные суммы в установленном порядке;

Контролировать поведение осужденного на производстве и содействовать УИИ в проведении воспитательной работы с ним;

Соблюдать условия отбывания наказания, предусмотренные УИК РФ (в том числе установленные правоограничения);

Уведомлять инспекцию о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительно уведомлять о переводе осужденного на другую должность или увольнении его с работы.

14. Администрация (а точнее, ее ответственные представители) предупреждается, что неисполнение перечисленных обязанностей влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

15. Обеспечивая исполнение исправительных работ, УИИ и администрация организации должны тесно взаимодействовать. Это обязательное условие реализации всех задач и главной цели наказания - исправления осужденных. Общее и, в частности, правовое воспитание осужденных, хотя это прежде всего обязанность УИИ, может быть эффективным только с привлечением к этому процессу общественных организаций, трудового коллектива, индивидуальных воспитателей, шефов из числа наиболее авторитетных для осужденного лиц.

Обвинительный приговор выносится в России исключительно судебной инстанцией. Только она может признать виновность человека. Соответственно, суд назначает Оно зависит от тяжести совершенного преступления. Далее в статье рассмотрим некоторые виды основных наказаний, предусмотренных уголовно-правовой системой.

Ответственность

В УК предусматриваются различные наказания за преступления. Их можно подразделить на:

  1. Основные.
  2. Дополнительные.
  3. Комплексные. Они могут выступать как дополнительными, так и основными.

К первой группе относят:

  1. Разные виды обязательных работ.
  2. Ограничение свободы.
  3. Арест.
  4. Принудительные работы.
  5. Тюремное в том числе).
  6. Ограничение в военной службе.
  7. Разные виды исправительных работ.
  8. Содержание в дисциплинарной части.

Список наказаний указан в 44-й статье УК. Санкции, включенные в систему, действуют в определенном соотношении и соподчинении. Некоторые могут назначаться только в качестве основных, другие - только как дополнительные. Определенные санкции применяются к любым виновным, иные - только к специальным субъектам.

Обязательные работы как вид уголовного наказания

Они предусматриваются в ст. 49 УК. В ходе отбывания этой меры пресечения осужденные могут пользоваться всеми правами и выполнять обязанности наравне с прочими гражданами, но с некоторыми ограничениями. Их устанавливают обвинительный приговор и условия исполнения данной санкции. Осужденному вменяется в обязанность безвозмездно выполнять в свободное время общественно-полезную деятельность. Конкретные действия, которые должен осуществлять гражданин, определяются структурами местной власти по согласованию с исполнительной инспекцией.

Продолжительность

Срок обязательных работ устанавливается в часах. Он не может быть меньше 60 и больше 240 часов. Закон допускает привлечение к общественно-полезной деятельности не более чем на 4 и тогда, когда осужденный не занят на основном рабочем месте. В рабочее время допускается привлекать гражданина не более чем на 2 часа после окончания профессиональной деятельности на предприятии. С его согласия продолжительность работ в такие дни может быть увеличена вдвое.

Несовершеннолетние

Обязательные работы как вид уголовного наказания применяются к лицам, которые не достигли 18 лет. Для них продолжительность их отбывания сокращена и составляет 40-160 часов. В ч. 3 статьи 88 УК разъясняется, что несовершеннолетним назначается посильная деятельность в соответствии с их индивидуальными особенностями и состоянием здоровья. Привлечение к общественно-полезным мероприятиям допускается в свободное от обучения или основной работы время. Длительность занятости не должна превышать 2 ч/день для 15-летних и 3 ч/день для лиц старше 15 лет.

Режим исполнения

Обязательные работы как вид уголовного наказания преследуют цель исправления субъекта и предотвращения совершения новых преступлений как непосредственно им самим, так и другими гражданами. Исполнение санкции, назначенной судом, осуществляется уполномоченными органами. В их функции входят:

  1. Учет осужденных.
  2. Разъяснение порядка, в соответствии с которым виновные отбывают наказание.
  3. Согласование с местными органами власти списка объектов, на которых будет осуществляться общественно-полезная деятельность.
  4. Контроль над поведением осужденных.
  5. Суммарный учет отработанного времени.

Исполнительная инспекция, получив решение и распоряжение суда, заводит на осужденного личное дело. В нем отражается процесс выполнения субъектом вмененного наказания. Инспектор вызывает гражданина на беседу. В ходе нее разъясняются правила осуществления общественно-полезной деятельности, уточняются и проверяются данные анкеты осужденного, выясняется информация, которая имеет значение для обеспечения контроля его поведения. В конце беседы гражданин получает предписание. Обязательные работы как вид уголовного наказания могут назначаться не позже 15 дней с даты поступления в исполнительную инспекцию распоряжения и копии решения суда.

Определение объекта

При установлении вида обязательных работ учитываются:

  1. Место проживания.
  2. График учебы/основной работы.
  3. Состояние здоровья.
  4. Профессиональные навыки.
  5. Возрастные особенности.

Инспекция согласовывает с местными органами власти, в какую именно организацию следует направить осужденного, а также перечень обязательных работ, которые он может выполнять. После этого на предприятие отправляется извещение вместе с копией судебного акта. В уведомлении администрации организации разъясняются ее права и обязанности, условия отбывания осужденным наказания, ответственность за неисполнение постановления.

Задачи предприятия

Администрация организации, в которую направлен осужденный, осуществляет:

  1. Контроль исполнения гражданином вмененных ему работ.
  2. Информирование исполнительной инспекции о количестве часов или уклонении осужденного от общественно-полезной деятельности.

Администрация предприятия должна:

  1. Утвердить приказ о приеме гражданина на работу по постановлению суда.
  2. Ознакомить осужденного с правилами, действующими на предприятии, под расписку.
  3. Вести ежедневно табель, в котором отражается количество часов, отработанных осужденным, отправлять его копии в инспекцию каждый месяц.
  4. Уведомлять контрольный орган о непосещении гражданином места деятельности и нарушениях, которые были им допущены.

Обязанности осужденных

Граждане, привлеченные к обязательным работам, должны:

  1. Следовать на предприятии на протяжении всего периода, указанного в судебном решении.
  2. Извещать исполнительную инспекцию о смене места проживания.

Предоставление гражданину на основном месте занятости ежегодного отпуска не избавляет его от обязанности отбывать обязательные работы.

Ст. 50 УК

В этой статье разъясняются особенности исправительных работ. Они считаются традиционными для отечественного УК. могут назначаться осужденному, который не имеет основного места занятости. Они отбываются в местах, которые устанавливаются местным органом власти по согласованию с исполнительной инспекцией в пределах территории проживания гражданина. Суть санкции состоит в психологическом воздействии на субъекта, ограничении ряда его трудовых прав, удержании из его зарплаты от 5 до 20% в пользу государства.

Принудительные работы

Они были включены в УК в декабре 2011 года. Применять их непосредственно на практике предполагалось в 2013 году. Исполнительная система, однако, оказалась к этому не готова (из 30 планировавшихся было создано менее 10 специализированных центров для осужденных). В связи с этим принудительные работы было решено ввести в 2014 году. В сентябре 2013 г., однако, Минюст подготовил законопроект, в соответствии с которым из-за нехватки финансирования на создание специализированных центров введение этой санкции в действие предполагается отложить до 2017 г.

Суть меры

Принудительный труд применяется как альтернатива тюремному заключению. Его назначают в случаях, установленных в статьях особенной части, - за совершение деяний средней либо небольшой тяжести, а также за первое в жизни осужденного тяжкое преступление. Если суд приходит к выводу, что исправление субъекта возможно без реального заключения в тюрьму, то лишение свободы может быть заменено более мягкой санкцией. Продолжительность ее - от 2 месяцев до 5 лет. Принудительный труд не назначается, если суд вменяет виновному тюремное заключение длительностью более пяти лет.

Дополнительно

Принудительные работы предполагают привлечение осужденного к деятельности в местах, устанавливаемых органами и учреждениями уголовно-исполнительной структуры. Из зарплаты гражданина в пользу государства осуществляются удержания. Они перечисляются на р/с соответствующего территориального подразделения УИС. Размер удержания устанавливает суд в пределах 5-20% от суммы заработка. При уклонении гражданина от отбывания наказания их заменяют тюремным заключением из расчета 1:1 (день прогула равен дню лишения свободы). Данная мера не применяется к военнослужащим, несовершеннолетним, беременным и женщинам, имеющим на иждивении детей до 3 лет, лицам, которые признаны инвалидами 1 или 2 группы, мужчинам после 60 и женщинам после 55 лет.

Обязательные работы являются новым для России видом уголовного наказания. Они начали применяться только с 1 января 2005 г. после введения в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. № 177-ФЗ. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (ч. 1 ст. 49 УК РФ).

Перечень видов и объектов обязательных работ устанавливается органами местного самоуправления с учетом общественных потребностей данного населенного пункта в уборке и благоустройстве территории, ремонтных, погрузочно-разгрузочных и других аналогичных работах. Эта обязанность может возлагаться на администрации муниципальных образований.

Исходя из наличия объектов труда, уголовно-исполнительная инспекция определяет конкретный вид общественных работ для осужденного с учетом его личности, трудовых и профессиональных навыков, а также возможности осуществлять контроль за поведением осужденного и отношением к труду. При определении вида обязательных работ учитываются пожелания осужденного, если для этого есть соответствующие условия. Трудоустройство осужденных может осуществляться как группами, так и по одному.

Обязательные работы устанавливаются для взрослых на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день. Время обязательных работ не может превышать 4 часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни – 2 часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного – 4 часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

В отношении несовершеннолетних обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении посильных для них работ и исполняются ими в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать 2 часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет – 3 часов в день.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» скорректирована ч. 3 ст. 49 УК РФ, в которой определяются лица, которым обязательные работы не назначаются. К ним относятся: лица, признанные инвалидами I группы, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Обязательные работы применяются только в качестве основного вида наказания, порядок и условия их исполнения (отбывания) регламентируются гл. 4 УИК РФ. Полномочия уголовно-исполнительных инспекций по исполнению данного вида наказания регламентируются в Положении об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729, а также в ведомственном нормативном акте – Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста России от 12 апреля 2005 г. № 38.

Согласно ст. 25 УИК РФ осужденный привлекается к отбыванию указанного наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

Уголовно-исполнительные инспекции согласно ч. 3 ст. 25 УИК РФ организуют исполнение наказания и контроль за осужденными (табл. 4).

В связи с тем что осужденные непосредственно отбывают обязательные работы на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления, по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, ст. 28 УИК РФ содержит обязанности администрации таких организаций (см. табл. 4).

Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову.

В случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ.

Обязательные работы выполняются осужденными на безвозмездной основе. Труд осужденных является бесплатным как для них самих, так и для организаций, где они работают.

За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством РФ. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ ограничением свободы, арестом или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы, ареста или лишения свободы из расчета 1 день ограничения свободы, ареста или лишения свободы за 8 часов обязательных работ.


Таблица 4

Порядок исполнения обязательных и исправительных работ


Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный: а) более 2 раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин; б) более 2 раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину; в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

9.2. Правовое регулирование исполнения (отбывания) исправительных работ

Исправительные работы являются традиционным для отечественного законодательства видом уголовного наказания. В первые советские годы это наказание называлось обязательными общественными работами, затем принудительными и исправительно-трудовыми работами. Смена названия влекла за собой отдельные изменения правовой природы данного наказания, но его основные черты оставались неизменными. Главным преимуществом исправительных работ как вида уголовного наказания всегда было то, что осужденный проживал со своей семьей, работал в трудовом коллективе на прежнем месте работы, он был огражден от явно негативного влияния других осужденных, как это имело место при отбывании лишения свободы.

В настоящее время институт исправительных работ претерпел значительные изменения. Поправки, внесенные в УК РФ и УИК РФ федеральными законами от 8 декабря 2003 г., по-новому определяют сущность данного вида наказания. Если ранее исправительные работы назначались, как правило, трудоустроенным осужденным и отбывались по основному месту работы осужденного, которыми могли быть организации любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной), то сейчас указанный вид наказания применяется только к безработным осужденным, которые будут трудиться в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, определены в ст. 43 УИК РФ (см. табл. 4). Неисполнение обязанностей администрацией влечет ответственность ее руководителей в соответствии с законодательством РФ, в том числе и уголовную (ст. 315 УК РФ).

Исправительные работы устанавливаются на срок от 2 месяцев до 2 лет. Из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%.

Исправительные работы не назначаются тем же категориям граждан, что и обязательные работы (см. 9.1).

Порядок и условия исполнения (отбывания) исправительных работ определены гл. 7 УИК РФ. Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительной инспекцией для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления). Началом срока является день выхода осужденного на работу.

На уголовно-исполнительные инспекции в соответствии с ч. 3 ст. 39 УИК РФ и Инструкцией о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста России от 12 апреля 2005 г. № 38 возложены различные обязанности (см. табл. 4).

Кроме того, уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержанные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно.

Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. В соответствии с трудовым законодательством (ст. 138 ТК РФ) общий размер удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам по нескольким исполнительным документам (исправительные работы, алименты, судебные иски по возмещению ущерба и др.) не может превышать 70%.

Удержания не производятся: а) из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения; б) выплат единовременного характера, за исключением пособий по безработице; в) ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы без учета удержаний в размере, установленном приговором суда.

Уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

Условия отбывания наказания в виде исправительных работ: осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду, исполнять обязанности и соблюдать запреты, установленные для них уголовно-исполнительной инспекцией, и являться по ее вызову; из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда; в период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке; осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы; осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней; в период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством РФ о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.

Одним из важных условий отбывания указанного вида наказания является правильное исчисление его срока. Оно осуществляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. Поэтому в каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания, установленные УИК РФ, для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней. В связи с этим фактический календарный срок отбывания исправительных работ, как правило, превышает назначенный судом срок наказания.

В срок наказания не засчитываются: время, в течение которого осужденный не работал по любым причинам; время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде ареста, а также время содержания под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.

В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом I группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.

В случае наступления беременности женщина, осужденная к исправительным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

Особенностью исчисления срока наказания осужденным, работающим в организациях, в которых применяется суммарный учет рабочего времени, заключается в том, что он исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов, дней.

За нарушение осужденным к исправительным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция может применить к нему взыскание в виде предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания, а также обязать осужденного до 2 раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации. Нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ являются: а) неявка на работу без уважительных причин в течение 5 дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции; б) неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; в) прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно. Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета 1 день ограничения свободы за 1 день исправительных работ, 1 день ареста за 2 дня исправительных работ или 1 день лишения свободы за 2 дня исправительных работ.

Таким образом, поправки, внесенные в УК РФ и УИК РФ Федеральными законами от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ, № 162-ФЗ, существенным образом изменили правовую природу уголовных наказаний в виде обязательных и исправительных работ. Главным содержанием этих наказаний становится труд осужденных на благо общества, в этой связи важное место в их исполнении отводится органам местного самоуправления и администрациям подведомственных им организаций и предприятий. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Перечень видов и объектов обязательных работ устанавливается органами местного самоуправления с учетом общественных потребностей данного населенного пункта в благоустройстве территории, ремонтных, погрузочно-разгрузочных и других аналогичных работах. Исправительные работы применяются только к безработным осужденным, которые будут трудиться в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. На практике исполнение обязательных и исправительных работ может столкнуться с проблемами организационного, социально-экономического, нравственно-этического характера.