Проверка инспекцией труда: что делать. Энциклопедия решений

Все могут ошибаться, в том числе инспекторы по труду. В частности, проверяя организацию, они могут неправильно применить нормы законодательства или нарушить процедуру привлечения к ответственности. Возможно, работодатель просто не согласится с мнением инспектора и воспользуется своим правом на обжалование его решения. О том, как правильно это сделать, в какой орган обратиться и в какие сроки, вы узнаете из статьи.

Полномочия инспектора по труду

В силу ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее — Положение).

По результатам проверки государственной инспекцией труда (ГИТ) юридическое лицо, а также руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, определенных ТК РФ и прочими федеральными законами.

Осуществляющие проверки инспекторы по труду имеют довольно много прав, установленных п. 13 Положения: право беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей в целях их проверки, запрашивать у них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, и т.д. В случае обнаружения при проверке нарушений законодательства о труде и об охране труда инспектор может привлечь организацию или должностное лицо к ответственности, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ. Для этого по окончании проверки он должен зафиксировать факт нарушений документально. Такими документами являются:

— акт проверки — в нем указываются сведения о результатах проверки. Акт составляется непосредственно после проверки, в двух экземплярах, один из которых передается работодателю. При этом не имеет значения, был ли обнаружен факт нарушения трудового законодательства и охраны труда. Если нарушения были обнаружены, в акте фиксируются характер нарушений и лица, их допустившие. Требования к акту установлены п. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее — Закон N 294-ФЗ);

— предписание об устранении нарушений — выдается одновременно с актом проверки, непосредственно после окончания проверки (п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения;

— протокол об административном правонарушении — составляется в случае обнаружения правонарушений. Копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня его составления. Протокол подписывается инспектором по труду, его составившим, и законным представителем работодателя. В случае отказа представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (п. 4.1, 5 ст. 28.2 КоАП РФ). С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ);

— постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Оно составляется в течение 15 дней с даты составления протокола после рассмотрения дела об административном правонарушении. Копия вручается работодателю (представителю работодателя) под расписку либо высылается по почте в течение трех дней со дня вынесения этого постановления (п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Напомним, что ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрены следующие виды ответственности:

— административный штраф;

— дисквалификация руководителя;

— административное приостановление деятельности работодателя.

При этом если привлекать к административной ответственности и приостанавливать деятельность организации имеет право инспектор по труду, то дисквалификация осуществляется только по решению суда. То есть если инспектор выявит правонарушение, за которое предусмотрена ответственность в виде дисквалификации, он составляет протокол и в течение трех суток передает документы в суд (который рассматривает дело и выносит постановление), а работодателю направляет копию протокола.

Право на обжалование

В силу ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений вправе обжаловать эти документы в трудовую инспекцию, приложив документы, подтверждающие обоснованность возражений.

Обратите внимание! Предписание об устранении выявленных нарушений обязательно для исполнения. Если организация его не выполнит, она будет привлечена к административной ответственности по п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 361 ТК РФ, работодатель может обжаловать любой документ — акт, предписание, протокол, постановление о привлечении к административной ответственности. При этом обычно акт обжалуют вместе с предписанием, а протокол с постановлением.

Кроме того, работодатель может обжаловать действия инспектора его руководителю или главному государственному инспектору. В силу ст. 364 ТК РФ за противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.

Подведомственность и сроки обжалования

Если работодатель решил обжаловать предписание в государственную инспекцию труда, сделать это он должен в течение 15 дней с момента получения акта и предписания (п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Обратите внимание: если в период рассмотрения жалобы наступит срок устранения нарушений, указанный в предписании, а они не будут устранены, работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

Некоторые работодатели одновременно обращаются и в трудовую инспекцию, и в суд. Делать это не стоит, поскольку тогда жалобу будет рассматривать только суд (п. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Обжалование предписаний в судебном порядке осуществляется по правилам, установленным ГК РФ. Однако здесь возникают некоторые противоречия по поводу сроков. Так, в силу п. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания. Но есть ст. 357 ТК РФ, согласно которой в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Если воспринимать норму дословно, то работодателю дается 10 дней на обжалование, если в инспекцию обратился профсоюз или работник по вопросам, связанным с трудовыми спорами.

Судебная практика по вопросу, какие же сроки применять — 10 дней или три месяца, противоречива, поэтому работодателю в любом случае рекомендуется не затягивать с подачей жалобы и уложиться в 10 дней с даты получения предписания.

При этом, чтобы работодателя не привлекли к ответственности за неисполнение предписания во время рассмотрения жалобы, к жалобе следует приложить заявление о приостановлении действия предписания. Сделать это суд может и самостоятельно, но это только его право, а не обязанность.

К сведению. Вопрос о приостановлении действия оспариваемого решения может разрешаться судом на любой стадии производства по делу: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела, но до момента вступления решения суда в законную силу, если из приобщенных к делу материалов, объяснений заявителя следует, что приостановление действия оспариваемого решения может предотвратить возможные негативные последствия для заявителя (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2).

Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности происходит соответственно в административном порядке. Жалоба на постановление в силу п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ подается в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если жалоба подается в трудовую инспекцию, срок ее рассмотрения составляет 10 дней, если в суд — два месяца (п. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Отметим, что жалоба подается в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд, как это установлено ст. 30.1 КоАП РФ, поскольку в силу ст. 207 АПК РФ арбитры рассматривают дела о привлечении к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Трудовые же отношения подведомственны судам общей юрисдикции.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность

В заключение обратим внимание на процессуальные моменты, при которых организация не может быть привлечена к административной ответственности. Это прежде всего нарушение сроков привлечения к ней.

Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения нарушения. А за административные правонарушения, влекущие дисквалификацию руководителя, он может быть привлечен к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

При длящемся административном правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения этого нарушения.

К сведению. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Помимо нарушения сроков инспектор по труду может также нарушить процессуальные нормы при составлении протокола об административном нарушении. Поскольку КоАП РФ установлена специальная процедура составления и заполнения протокола, ее нарушение тоже может стать причиной освобождения от административной ответственности. Но такие нарушения должны быть существенными. Требования к составлению протокола установлены ст. 28.2 КоАП РФ.

Согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления при условии, что указанные нарушения носят существенный характер.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

За последние годы были внесены многочисленные поправки в трудовое законодательство и Кодекс об административных правонарушениях. В связи с чем были добавлены новые требования к работодателям, а размеры административных штрафов увеличены в несколько раз.

Однако не во всех случаях требования инспекторов труда обоснованы.

Рассмотрим в данной статье какие инструменты имеет работодатели для защиты своих прав.

Ответственность работодателя

В 2015 г. вступили в силу поправки в КоАП, в результате которых выли введены новые составы нарушений трудового законодательства и штрафы за них.

Так были отдельно выделены отдельные нарушения требований охраны труда:

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение (штраф на юр. лицо от 60 до 80 тыс. руб.);

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказания (штраф на юр. лицо от 100 до 130 тыс. руб.);

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (штраф на юр. лицо от 130 до 150 тыс. руб.).

Так же выделены в отдельные нарушения следующие требования трудового законодательства:

Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказываются признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми (не заключают с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор);

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (штраф на юр. лицо от 50 до 100 тыс. руб.).

Новые изменения в законодательство имеет и некоторые послабления. Так работодатель совершивший незначительные нарушения может быть привлечен не к наложению административного штрафа, а к предупреждению.

Примечание: Предупреждение как вид административной ответственности ранее не предусматривался.

Надзор государственных органов за соблюдением трудового законодательства

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.

Однако государственный контроль и/или надзор за соблюдением по безопасному производству работ на отдельных объектах может осуществляться и иными уполномоченными органами исполнительной власти (например, Ростехнадзор).

Надзор за соблюдением работодателем трудового законодательства осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок организаций. Порядок проведения проверок определен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и иными нормативными актами.

При проведении проверок инспектор имеет право:

Беспрепятственно посещать объекты организации;

Запрашивать у работодателя всю необходимую документацию и информацию, необходимую для осуществления надзорных функций

Изымать для анализа образцы используемых материалов и веществ (с уведомлением работодателя и составлением необходимых актов);

Предъявлять работодателю обязательные для исполнения предписания об устранение нарушений требований трудового законодательства;

Составлять протоколы об административных правонарушениях (в пределах своих полномочий.

Примечание: В соответствие со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности за нарушения трудового законодательства составляет один год.

Документы, оформляемые при проверке

По окончанию каждой проведённой проверке инспектором составляется акт. Составление акта производится в 2-х экземплярах, один из которых вручается работодателю либо уполномоченному представителю.

Работодатель вправе отразить в акте свое несогласие с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц, проводивших проверку.

Если в ходе проверке были выявлены нарушения требований трудового законодательства, то инспектором составляются следующие документы:

Предписание об устранении нарушений. В котором указываются требования о устранение обнаруженных правонарушений. Предписание вручается одновременно с актом проверки;

Протокол об административном правонарушении. Указанный протокол должен быть составлен не позднее 2-х суток с момента обнаружения (если требуется дополнительное расследование);

Постановление о привлечении к административной ответственности или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Выносится по результатам рассмотрения дела. Копия проставление вручается работодателю в течение 3-х дней с момента его вынесения.

Дело об административном правонарушение считается возбужденным с момента составления протокола и должно быть рассмотрено должностным лицом инспекции труда в течение 15 суток. При передаче протокола в судебную инстанцию в течение 2-х месяцев.

В соответствие со ст. 361 ТК РФ решения инспектора труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, Главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суде. Решения Главного государственного инспектора труда могут быть обжалованы в суде.

Обжалование решения инспектора

Обжалование акта проверки или предписания об устранении нарушений.

В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты их получения работодатель может представить в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу письменное возражение с приложением к нему документов, подтверждающих обоснованность таких возражений. Вышеуказанные документы могут быть направлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Также предписание может быть обжаловано в судебной инстанции в течение 3-х месяцев со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Примечание: В случая предусмотренных ч. 2 срок обжалования постановления в суде составляет 10 дней.

Так же стоит помнить невыполнение предписания об устранении выявленных нарушений работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ(предусматривающей штраф до 200 000 руб.).

Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

В соответствие со ст. 30.5 КоАП РФ срок рассмотрения жалобы инспекцией труда составляет 10 дней, судебной инстанцией - 2 месяца.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение, копия которого в течение 3-х суток направляется работодателю.

В соответствие ст. 2.9 КоАП РФ. Работодатель может также подать ходатайство об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.

Любой работодатель должен быть готов к визиту инспекторов Роструда. Даже если вы:

  • не штрафовали сотрудников за нарушение правил, с которыми предварительно не ознакомили;
  • не увольняли беременных женщин;
  • достоверно указали в трудовом договоре размер оклада и поощрительных выплат;
  • вовремя выдавали зарплату и предоставляли всем сотрудникам отпуска;
  • выплачивали отпускные, командировочные и оплачивали больничные листы;
  • заблаговременно уведомляли сотрудников о грядущем увольнении, а в последний рабочий день выдали трудовые книжки, - не считайте себя застрахованным от проверки Государственной инспекцией труда

Раз в три года к вам может явиться плановая проверка. А если сотрудник написал жалобу, жди проверки внеплановой.

Внеплановая выездная проверка последует в течение суток, если имеет место причинение вреда:

  • жизни, здоровью граждан;
  • животным, растениям, окружающей среде,
  • объектам культурного наследия,
  • безопасности государства.

Либо - чрезвычайная ситуация. В таких случаях в течение 24 часов будет извещена и прокуратура.

Жалоба сотрудника: решаем миром

Жалобу от сотрудника (или коллектива) государственный инспектор обязан рассмотреть в течение 30 дней. До проверки он может (но не обязан!) предложить сторонам мировое соглашение.

Если решить дело миром не удалось, ждите проверку!

Жалоба сотрудника: автор неизвестен

Руководитель может не знать, кто именно из работников написал жалобу. Этого не скажет и пришедший инспектор: согласно ст. 358 Трудового Кодекса (ТК), он не имеет права сообщать, от кого поступила жалоба.

Однако, если сам сотрудник не против «раскрыть себя» (и письменно подтвердил это), инспектор вправе назвать его.

А вот анонимные жалобы инспекция не рассматривает.

Готовимся к проверке

Поэтому руководителю нужно быть уверенным, что все кадровые документы оформлены правильно. А именно:

  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • Штатное расписание;
  • Книга учёта движения трудовых книжек и вкладышей в них;
  • Положение о персональных данных работников;
  • Инструкции по охране труда по профессиям;
  • Журнал инструктажа;
  • График отпусков;
  • Трудовой договор, подписанный обеими сторонами. В нём должны быть прописаны все обязательные условия, указан размер заработной платы. Этот размер должен соответствовать тому, что написано в ведомости о выдаче зарплаты. У работника должен быть свой экземпляр договора;
  • Приказ о приёме на работу;
  • Личная карточка работника;
  • Трудовая книжка;
  • Приказ о предоставлении отпуска работнику;
  • Табель учёта рабочего времени и оплаты труда.

Если обязанности сотрудников не урегулированы в трудовых договорах, потребуются также должностные инструкции и положение об оплате труда сотрудников.

В случаях материальной ответственности сотрудников потребуются договоры о материальной ответственности. Если работа идёт по сменам, потребуется график сменности. Если в трудовом договоре указано, что работник должен хранить коммерческую тайну, - потребуется положение о коммерческой тайне.

Что позволено инспектору

Представители ГИТ имеют право:

  • в любое время суток при наличии удостоверений посещать работодателей для проверки;
  • запрашивать документы, объяснения, информацию;
  • изымать образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ,
  • расследовать несчастные случаи;
  • предъявлять предписания об устранении нарушений, восстановлении прав работников, привлечении виновных в нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранению от должности;
  • направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.

Когда пришёл инспектор

И вот у входа в организацию стоит человек и предъявляет удостоверение инспектора ГИТ. Вы обязаны его впустить. Что дальше?

Позвоните в ГИТ

Чтобы удостоверится, что это именно чиновник указанной организации, позвоните в ГИТ сами и спросите, действительно ли в вашей фирме назначена проверка.
Телефоны территориальных отделов вы найдете на сайте Роструда .

Спросите документы

Инспекторы ГИТ могут явиться и в компании коллег из налоговой или фонда социального страхования, если причина проверки - информация ФНС или внебюджетных фондов. У всех должны быть удостоверения.

Проверяющие ГИТ обязаны иметь, кроме удостоверений, распоряжение о проведении проверки. Распоряжение подписывает руководитель региональной инспекции труда или его заместитель. Там должны быть указаны фамилии всех проверяющих, причина, сроки и предмет внеплановой проверки (ст.8 Закона № 134-ФЗ).

Отсутствие любого из этих пунктов позволяет на законных основаниях не допустить пришедших на территорию организации.

Если, однако, у инспекторов есть все необходимые документы, а их не впустили, они вернутся уже с представителями правоохранительных органов. Тогда работника, который не пускал комиссию, могут оштрафовать.

Покажите отчётность

Проверка первым делом будет смотреть, как и где хранятся трудовые книжки, ведётся ли их учёт. Записи в книжках сверят с приказами о приеме на работу или о назначении на новую должность. Очень вероятно, захотят ознакомиться с бухгалтерскими документами: с платежной ведомостью, например.

Убедитесь, что всё верно описано

После проверки инспектор обязан составить акт.

Если отмечены нарушения, кроме акта составляется предписание об устранении таковых.

Если инспектор квалифицирует нарушения как подпадающие под административную ответственность, составляется ещё протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности.

Ответственность руководителя: штрафы

Если у вас всё же нашли нарушения и оштрафовали, на оплату отводится 60 дней с момента вступления постановления в законную силу.

Можно подавать в ГИТ ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки. Об уплате штрафа следует отчитаться в ГИТ.

В рамках одной проверки могут назначить несколько наказаний за разные нарушения трудового законодательства. Например, за ненадлежащее оформление трудового договора грозит штраф 30 000 рублей, за нарушение порядка направления работников в отпуск — 30 000 рублей, за нарушение порядка привлечения работника к материальной ответственности — ещё 30 000 рублей.

За неисполнение постановления предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в двукратном размере неуплаченного штрафа, административного ареста до 15 суток, обязательными работами до 50 суток.

Если руководство фирмы устранило допущенные ошибки, ГИТ прекратит производство по делу.

Подпишитесь на блог и получите скидку
на ближайшее мероприятие!

Получить скидку

Оспариваем решение ГИТ

В соответствии со ст. 361 ТК РФ, предписание трудовой инспекции можно обжаловать. Первоначально - у руководителя того инспектора самой ГИТ, который был с проверкой.

Вышестоящий чиновник ГИТ обязан принять ваше обращение в течение:

  • 15 дней после проверки, если составлено только предписание об устранении нарушений;
  • 10 дней после проверки, если составлено постановление об административном правонарушении.

К обращению можно приложить документы, подтверждающие обоснованность ваших возражений.

Решение инспекции можно оспорить и в суде. По практике, лучше сразу обращаться в обе инстанции, так как факт подачи жалобы в ГИТ не прерывает и не останавливает течение срока обращения в суд, и этот срок легко пропустить.

Суд рассматривает жалобу два месяца со дня поступления.

Учитывайте, что трудовые отношения не относятся к предпринимательской деятельности, поэтому дела по ним подсудны суду общей юрисдикции (Определение Конституционного Суда от 11.07.2006 № 262-О).

Подведём итоги

  • Написать жалобу на работодателя может любой сотрудник.
  • Если достичь договорённости с ним не удалось, стоит ждать проверки ГИТ.
  • Государственные инспекторы будут смотреть документы, рабочие места, могут опрашивать коллектив.
  • После проверки, независимо от её результатов, они обязаны составить акт.
  • Если есть нарушения, будет составлено ещё предписание, а в случае административной ответственности - постановление и протокол.
  • Обжаловать выводы проверяющих можно у их начальства и в суде общей юрисдикции.

Ведите грамотный кадровый учёт, соблюдайте нормы охраны труда и берегите сотрудников!

Здравствуйте! Сегодня мы обсудим, что представляет собой проверка трудовой инспекцией, какие она выявляет нарушения, и что грозит нарушившему закон работодателю. Проверка от налоговой инспекции вторая по популярности после проверки налоговой.

Если у вас есть хотя бы один наемный сотрудник - будьте готовы , что вас будут проверять на предмет соблюдения трудового законодательства и норм охраны труда. Но, как говорится, предупрежден, значит вооружен. Нежелательных последствий можно избежать, если знать, когда, как будут проверять, и как можно подготовиться.

Порядок проведения проверки трудовой инспекцией

Весь процесс проверки состоит из нескольких этапов:

  1. Оповещение . О плановой выездной или документарной проверке инспекция уведомляет работодателя не позже чем за трое суток, посредством отправления ему под роспись копии распоряжения о проведении проверки. Со своей стороны проверяемый вправе запросить полную информацию об органах и их служащих, которые будут осуществлять проверку, и регламент с подробным порядком контрольных мероприятий. Даже о внеплановой проверке предпринимателя обязательно должны предупредить письмом за сутки до ее начала.
  2. Проверка документов, выездная проверка трудовой инспекцией . Обычно проверка начинается с запроса копий интересующих инспекцию документов, но бывает, что первой осуществляется проверка выездная. Начинать работу инспектор должен с предъявления индивидуального удостоверения и приказа о проверке, которое вы получали ранее в качестве уведомления. Законной будет только та инспекция, которую проводит лицо, указанное в распоряжении на проведение проверки.

Максимальная длительность проверки:

  1. По итогам инспекции составляется два экземпляра акта . В редких случаях акт составляется сразу у работодателя, чаще всего для оформления документов проверяемого вызывают в инспекцию.
  2. Если инспектор обнаружит нарушения (как не печально, но происходит это в большинстве случаев), то он выдаст предписание, содержащее:
  • Описание нарушения и дата его совершения;
  • Ссылка на соответствующий закон;
  • Сроки на устранение нарушений. Если повторная проверка покажет, что нарушения так и не были устранены, предприятию грозит административная ответственность.

Согласно закону, результаты проверки можно обжаловать.

Границы дозволенного

На что же инспекторы труда имеют право, а какие действия выходят за рамки их должностных инструкций?

Подробно полномочия указаны в постановлении Правительства №875, но вот основные из них:

  1. Осуществлять проверку работодателя в любое время суток. Однако обязательным условием является наличие удостоверения и приказа;
  2. Получать бумаги и данные для проверки, причем как от самих работодателей, так и от органов федеральной или территориальной власти;
  3. Брать для анализа пробы веществ. Только если будет составлен соответствующий акт;
  4. Осуществлять расследование несчастных случаев, причиной которых могло послужить нарушение норм охраны труда;
  5. Предъявлять предписания к устранению нарушений. Даже об отстранении от работы определенных лиц. Работодатель не вправе отказываться в их исполнении;
  6. В крайних случаях направлять в суд требование о прекращении деятельности компании;
  7. Участвовать в судебном процессе в роли эксперта.

Обращаем ваше внимание на то, что в 2019 году проверки будут проходить в новом формате, который был установлен постановлением Правительства №1080 от 08.09.2017г. Полномочия и порядок действий инспекторов остались прежними. Изменения коснулись результатов проверки. Теперь они будут вноситься в проверочные листы, которые сгруппированы по темам. Один лист – одна тема.

Взять, к примеру, трудовой договор. Инспектор вправе поинтересоваться у работника, заключал ли он с компанией трудовой договор. Если выяснится, что нет, и это будет подтверждено ходом проверки – договор не предъявлен руководством компании по запросу, в проверочный лист вносится нарушение. Все выявленные нарушения должны быть подтверждены документально, чтобы потом не возникало споров – несогласий с результатами проверки.

По сути, проверочные листы представляют собой некий опросник – руководство, согласно которому инспектор задает вопросы в рамках определенной темы чек-листа, а получая ответы, требует подтвердить их документально. Всего утверждено 132 чек-листа, но это вовсе не означает, что они будут все заполнены. В каждом конкретном случае инспектор, исходя из деятельности компании, решает самостоятельно, какие применять листы, а какие нет. Что примечательно, он не вправе проверять больше, чем указано в чек-листах.

Инспекторы не могут:

  1. Запрашивать информацию, образцы, не имеющих отношение к объекту проверки;
  2. Изымать оригиналы каких-либо документов.

Основания для проверки трудовой инспекцией

Проверки трудовой инспекцией, как и большинство других проверок, могут быть плановыми или внеплановыми.

Под плановую проверку трудовой инспекцией может попасть любая организация, для внеплановой нужны более веские основания.

Итак, поводом для проведения инспекции могу стать:

  1. Плановая проверка может иметь в основе один из поводов:
  • Работодатель зарегистрировался или начал вести предпринимательскую деятельность 3 года назад;
  • 3 года назад закончилась предыдущая проверка.

Согласно действующему на территории России мораторию на проверки малого бизнеса, до конца 2018 года попадающие под действие закона предприятия были освобождены от плановых проверок трудовой инспекцией. В настоящее время Минэкономразвитие и Генеральная прокуратора, по поручению Правительства, разрабатывают поправки в законодательство, предусматривающие продление данного моратория на срок до 2022 года.

График проверок на 2019 год уже представлен на сайте генпрокуратуры.

  1. Толчком для внеплановой проверки (ограничения по частоте таких проверок законом не предусмотрено) может стать:
  • Окончание срока исполнения предписания с прошлой проверки;
  • Выход приказа на основании поручения прокуратуры;
  • Задержка работодателем заработной платы, а также выдача ее не в полном объеме;
  • Начисление зарплаты ниже предусмотренного законом минимума;
  • Нарушение Трудового Кодекса РФ, вызвавшее угрозу здоровью сотрудников;
  • Поступление жалоб от сотрудников о нарушении их прав, указанных в ТК РФ или запроса на проверку условий труда (инспекция не рассматривает анонимные обращения, но действовать она должна конфиденциально, не афишируя, по чьей жалобе проверка организована).

Что проверяет трудовая инспекция

Под проверку попадает соблюдение на предприятии любых норм трудового законодательства.

Инспектор труда вправе затребовать (и вы будете обязаны предоставить) следующие документы:

  1. Трудовые договоры, личные карточки сотрудников и другие данные о них;
  2. Трудовые книжки работающих на предприятии и журнал их учета;
  3. Рабочий график и табель учета отработанных часов;
  4. Больничные листы, документы о медосмотрах сотрудников;
  5. График отпусков, а также прочие связанные с ним документы (заявления сотрудников);
  6. Расчетные листы;
  7. Бухгалтерские ведомости, индивидуальные счета сотрудников и прочие сведения о выплатах сотрудникам;
  8. Устав компании и правила внутреннего распорядка;
  9. Оформление работы с гражданами других государств и льготниками;
  10. Положения о заработной плате, о премировании, о персональных данных сотрудников;
  11. Доказательства (личные подписи) того, что все работники ознакомлены с вышеперечисленными документами.

Точный список документов для проверки трудовой инспекцией зависит от основания ее проведения.

Как подготовиться к проверке трудовой инспекции

Самым частым нарушением, влекущим за собой штраф работодателю, является отсутствие всех необходимых документов.

Локальные акты обязательны для каждой, даже самой маленькой организации с наемными сотрудниками. Например, это свод правил внутреннего распорядка, положение о персональных данных работников.

Также обязательно выдавать расчетный листок (не является исключением оплата через безналичный расчет) - они не обязательно должны выдаваться под роспись, но сотрудники должны знать о своем праве – знать произведенный расчет за месяц. При желании у работодателя есть способ застраховать себя ведением журнала выдачи расчетных листков.

У работодателя в сейфе должны храниться трудовые книжки на всех сотрудников.

Зачастую работодатели допускают неточности в оформлении базовых документов. Например:

  • В не прописана ставка оплаты труда;
  • На экземпляре трудового договора (любого другого документа), принадлежащего работодателю, не поставлена подпись работника;
  • График отпусков подписан позже, чем за 14 дней до начала календарного года.

Помимо документов стоит позаботиться и о соблюдении всех норм трудового права. Очень важны своевременные аттестации и безопасность сотрудников на их рабочем месте. Необходимы ли специальная одежда для работников или аксессуары, защитные маски или перчатки, и многое другое зависит от типа осуществляемых ими работ.

Прочие распространенные ошибки:

  • Ежегодный отпуск разделен на мелкие части, и ни одна из них не достигает 14 дней;
  • Заработная плата ниже МРОТ;
  • Размер заработной платы указан не в российских рублях;
  • Заработная плата выдается реже одного раза в 15 дней, при этом нет письменного согласия сотрудника на подобный график выплат;
  • Наем иностранных граждан по срочному договору до окончания срока действия разрешения на работу. Чтобы избежать административной ответственности с иностранными гражданами лучше заключать стандартные бессрочные договоры.

Штрафы от трудовой инспекции

Если инспектор труда выявил нарушения, то прежде всего работодателю будет предъявлено предписание. Неустранение всех пунктов предписания может грозить приостановлением деятельности или штрафом.

В зависимости от нарушения, штраф может быть предъявлен самой компании, ее руководителю, индивидуальному предпринимателю, или ответственным лицам (это могут быть начальник кадрового отдела или главный бухгалтер), если это предусмотрено правилами компании.

Наиболее распространенные штрафы, вынесенные трудовой инспекцией в 2018 году:

Нарушение

Штраф для должностного лица Штраф для ИП

Штраф для юридического лица

Нарушение трудового законодательства

1 000 — 5 000 рублей

30 000 — 50 000 рублей

Повторное нарушение трудового законодательства 10 000 — 20 000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет 5 000 — 10 000 рублей

50 000 — 100 000 рублей

Допуск к работе сотрудника, не имеющего на это право (например, без санкнижки), при этом сотрудник это отрицает.

10 000 — 20 000 рублей для работодателя и 3 000 — 5 000 для сотрудника

Уклонение от заключения с работником трудового договора или его неверное оформление

10 000 — 20 000 рублей 5 000 — 10 000 рублей

50 000 — 100 000 рублей

Повторное уклонение от заключения трудового договора, заведомо неверное его оформление или повторный допуск к работе не имеющего на это права сотрудника

Дисквалификация на срок до трех лет 30 000 — 40 000 рублей

100 000 — 200 000 рублей

Нарушение требований охраны труда

2 000 — 5 000 рублей

50 000 — 80 000 рублей

Повторное нарушение охраны труда

30 000 — 40 000 рублей или дисквалификация до трех лет

100 000 — 200 000 рублей или прекращение деятельности на срок до трех месяцев

Нарушение требований проведения специальной проверки

5 000 — 10 000 рублей

60 000 — 80 000 рублей

Допуск к работе сотрудника, не прошедшего инструктаж по охране труда

15 000 — 25 000 рублей

60 000 — 80 000 рублей

Необеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты (когда таковые требуются)

25 000 — 30 000 рублей 130 000 — 150 000 рублей

Административное расследование трудовой инспекцией

Трудовая инспекция навещает предприятие с проверкой, чтобы контролировать соблюдение закона, но если инспектор проводит работу по установлению и фиксированию факта нарушений со стороны работодателя и привлечению нарушителя к ответственности согласно Кодексу РФ об административных нарушениях, то речь идет уже об административном расследовании.

Решение о начале расследования принимается самим сотрудником Роструда или сотрудником государственной инспекции труда.

Инициируется расследование в следующих случаях:

  1. В качестве итога проверки, выявившей нарушения. Но прежде чем приступать к расследованию, инспектор обязан получить объяснения подозреваемого в нарушении, показания свидетелей и потерпевших (если таковые имеются), затем официально запросить информацию для разрешения дела;
  2. В результате поступления жалобы на работодателя или сообщения, содержащего достаточно данных для подозрения работодателя в административном нарушении.

Документ о возбуждении расследования называется определение. В течение суток после его составления копия документа под расписку предоставляется работодателю и потерпевшему.

Текст определения содержит:

  1. Дата и место его составления;
  2. Ф.И.О., должность составителя;
  3. Повод возбуждения административного дела;
  4. Показания свидетелей и прочие возможные доказательства правонарушения;
  5. Соответствующая статья Кодекса РФ об административных правонарушениях;
  6. Запись о разъяснении участникам расследования их прав и обязанностей.

Длится расследование не более месяца с даты возбуждения дела, вести его может как инспектор, проводивший ранее проверку, так и другой государственный инспектор труда.

Дальнейшее развитие событий зависит от итогов расследования.

Если нарушение не подтвердилось - инспектор выносит постановление о прекращении дела.

Если факт нарушения был доказан - инспектор формирует протокол об административном правонарушении. В течение 15 дней дело будет рассмотрено государственной инспекцией труда, в редких случаях (как правило, если нарушение было повторным) инспектор передает дело в суд.

Завершением расследования будет вынесение инспекцией или судом постановления о назначении административного наказания или о прекращении дела.

(по материалам семинара «Государственные органы, контролирующие работодателей на соответствие трудовому законодательству», лектор О.Н. Скрябина, организатор компания «Градиент - Альфа»)

Проверка организации Государственной инспекции труда часто застает руководство врасплох. Особенно с учетом того, что по закону трудовой инспектор имеет право посетить организацию в любое время суток и без предупреждения. По результатам проверки к ответственности могут привлечь не только руководителя организации или его заместителя, но и руководителя кадровой службы, а также главного бухгалтера.

Федеральная инспекция труда – это тот орган, который осуществляет государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации.

Статья 353 ТК РФ устанавливает, что наряду с федеральной инспекцией труда государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Внутриведомственный государственный контроль над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия государственного надзора за исполнением трудового законодательства также осуществляет прокуратура.
Федеральная инспекция труда определяется кодексом (ст. 353) как единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Кодексом определены и принципы деятельности трудовых инспекций (ст. 355).
Основными задачами деятельности ФИТ являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда и обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В связи с возложенными задачами определены основные полномочия федеральной инспекции труда. Так, ФИТ проводит проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составляет протоколы об административных правонарушениях в пределах полномочий, готовит другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и др.

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом РФ, федеральными законами, например, федеральным законом от 08. 08. 2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», а также решениями Правительства Российской Федерации.
Соответственно, работодателю необходимо ознакомиться с данными документами и иметь их на случай проверки. Не следует ограничиваться лишь изучением Трудового кодекса, поскольку детально порядок инспектирования в нем не закреплен, урегулированы лишь отдельные аспекты деятельности инспекции, совпадающие с требованиями международно-правовых норм.

Следует помнить, что государственные инспекторы труда инспектируют на всей территории Российской Федерации любых работодателей, т.е. любые организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц.

Более того, государственный инспектор труда может уведомлять, а может и не уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя. Не сообщит он о своем присутствии, если посчитает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля (ст. 360 ТК РФ). Данное положение соответствует международным нормам. Оно практически полностью воспроизводит ст. 12 Конвенции МОТ № 81: «При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии предпринимателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля» . Подразумевается, что трудовой инспектор может тайно проникнуть в трудовой коллектив и наблюдать за соблюдением работодателем нормативно установленных обязанностей. Причем проверка может проводиться в любое время суток. Между тем из ст. 11 Закона № 134-ФЗ следует, что проверяющий может посещать контролируемые объекты исключительно во время исполнения служебных обязанностей. При этом он сразу должен обозначить свое присутствие на принадлежащих организации объектах (предъявлением соответствующих документов) и не препятствовать представителям организации присутствовать при проведении проверки. Налицо расхождение международных норм и внутреннего законодательства. Подобные правовые коллизии следует решать в пользу ТК РФ и Конвенции МОТ. Дело в том, что Конвенция МОТ, будучи ратифицирована Россией, является составной частью правовой системы и имеет перед положениями российского законодательства приоритет, что установлено ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
Распространено мнение, что трудовая инспекция может прийти в организацию с проверкой, только если от работника организации поступила жалоба на работодателя. Однако это не совсем так. ФИТ предоставлено право проводить проверки соблюдения работодателями законодательства о труде. Эти проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Плановая ревизия проводится по инициативе ФИТ и не чаще одного раза в 2 года, в то время как внеплановая проверка связана с жалобами сотрудников или расследованием несчастного случая на производстве.

Первый вариант контроля носит в основном профилактический характер . Организацию инспектируют в целях предотвращения нарушений прав сотрудников, выборочно проверяя соответствие кадровой документации и условий работы Трудовому кодексу РФ. Обычно о такой проверке сообщается за несколько дней до ее начала.

Порядок проведения внеплановых проверок, а также любых официальных ревизий, закреплен ст. 7 Закона № 134-ФЗ. Так, внеплановый или контрольный визит ревизора ФИТ может произойти по фактам выявленных нарушений в ходе регламентированных мероприятий либо на основании заявления от юридических лиц (например, соседней организации) или сотрудника проверяемой компании. Реже случается, что инспекторы посещают компанию по ходатайству Федеральной налоговой службы или внебюджетных фондов.

Все внеплановые мероприятия носят конфиденциальный характер, и о такой ревизии никогда не предупреждают заранее. Кроме того, как уже говорилось выше, на основании ст. 357 Трудового кодекса РФ инспектор может беспрепятственно посетить подконтрольную ему компанию в любое время суток.
Таким образом, основаниями для назначения инспекцией проверок могут быть :
– планы работы по контролю соблюдения положений трудового законодательства;
– факты несчастных случаев на производстве;
– обращения профсоюзных органов, работников или иных лиц о фактах нарушения положений трудового законодательства, иных вопросах, находящихся в компетенции Федеральной инспекции труда;
– информация, поступившая от правоохранительных органов, и т.п.

При этом следует отметить, что в обязанности государственных инспекторов по труду входит соблюдение конфиденциальности об авторе любой жалобы на недостатки или нарушения норм трудового права, а также воздержание от сообщения работодателю сведений о заявителе жалобы, если заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
При осуществлении проверки государственные инспекторы по труду предъявляют удостоверение установленного образца и распоряжение о проведении проверки за подписью руководителя инспекции труда.

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю согласно п. 1 ст. 7 Закона № 134 должны быть указаны следующие сведения:
- номер и дата распоряжения (приказа) о проведении проверки;
- наименование контролирующего органа;
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;
- наименование организации или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка;
- цели, задачи и предмет проводимой проверки;
- правовые основания проведения проверки;
- даты начала и окончания проверки.

Распоряжение о проведении проверки предъявляется инспектором руководителю организации, в которой запланировано контрольное мероприятие. Вместе с распоряжением инспектор должен ознакомить представителя работодателя со своим служебным удостоверением. Если эти требования не будут соблюдены, то работодатель имеет право отказать инспектору в проведении проверки в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона № 134-ФЗ.

Кроме того, по мнению Л. Ромко и А. Тюриной, можно позвонить в инспекцию и выяснить, были ли направлены проверяющие в организацию, а также целесообразно снять копии всех представленных инспектором документов .
Как правило, проверку проводит один инспектор. Если в организацию пришли несколько проверяющих, необходимо убедиться, что все они указаны в распоряжении.

Распоряжение, в котором отсутствует предмет проверки, является недействительным.
Однако с документами, предъявляемыми трудовыми инспекторами работодателю в начале проверки, также не все однозначно в действующем законодательстве. И ст. 12 указанной выше Конвенции МОТ, и ст. 357 ТК РФ подразумевают, что для посещения организации в целях проведения инспекционной проверки трудовому инспектору достаточно иметь удостоверение. Это не соответствует ст. 7 Закона № 134-ФЗ, согласно которой любое мероприятие по контролю должно проводиться на основании распоряжения (приказа) соответствующего органа государственного контроля.
В силу п. 3 ст. 7 Закона № 134-ФЗ продолжительность контрольного мероприятия не может превышать одного, а в исключительных случаях - двух месяцев.

Принимающая сторона не должна отказывать государственному надзору. Отказ и противодействие карается согласно санкциям, предусмотренным ст. 19.4 КоАП РФ .
Сотрудники Федеральной инспекции труда вправе проверять соблюдение положений трудового законодательства без учета установленного действующим законодательством срока исковой давности в отношении фактов нарушения. Исходя из этого, предметом проверки могут послужить, в том числе и факты, произошедшие три года назад и более.

Следует обратить внимание на вопросы проверки. Инспектора не могут выходить за их рамки. Например, если тема проверки – начисление и выдача заработной платы, то проверять вопросы, связанные с увольнением работников, контролеры не вправе (ст. 8 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»).

Не рекомендуется предоставлять документы, не относящиеся к предмету проверки.
Весь комплекс кадровых документов М.В. Белоусова предлагает разделить на два вида :
- обязательные кадровые документы, наличие которых прямо предусмотрено трудовым законодательством для всех работодателей;
- факультативные кадровые документы, перечень и порядок ведения которых определяет сам работодатель.
Факультативные кадровые документы носят рекомендательный характер, они также содержат нормы трудового права и необходимы для регламентации трудовых отношений.
К обязательным документам относятся:
- штатное расписание (ст. 57 ТК РФ);
- трудовые договоры (ст. ст. 56 и 67 ТК РФ);
- трудовые книжки (ст. 66 ТК РФ);
- книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
- правила внутреннего трудового распорядка (ст. ст. 56, 189, 190 ТК РФ);
- документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников, их права и обязанности в этой области (ст. ст. 86, 87, 88 ТК РФ);
- график сменности (ст. 103 ТК РФ);
- график отпусков (ст. 123 ТК РФ);
- приказы по личному составу;
- личная карточка;
- табель учета рабочего времени;
- правила и инструкции по охране труда (ст. 212 ТК РФ);
- медицинские книжки работников.
Именно их и проверяют в первую очередь инспектора федеральной инспекции труда.
К факультативным кадровым документам можно отнести:
- положения о структурных подразделениях;
- положения о персонале;
- должностные инструкции;
- положение об аттестации работников и другие.

Некоторые факультативные документы могут стать обязательными при наличии определенных условий. Так, если в трудовом договоре не закреплены должностные обязанности и права работника, то должностные инструкции становятся обязательными документами. Кроме того, если в организации есть работники с ненормированным рабочим днем, то должен быть составлен перечень должностей таких работников. Если в трудовом договоре есть положение о соблюдении работниками коммерческой тайны, то должно существовать положение об охране такой тайны.

Рассмотрим правила составления некоторых видов документов в целях предотвращения нарушений, выявляемых при проверках ФИТ. В первую очередь, следует сказать, что администрации организации следует заблаговременно позаботиться о том, чтобы данные документы, являющиеся основными в трудовых отношениях, были в порядке. При этом типовыми документами лучше не пользоваться. Их можно принять за основу, но заполнить своим содержанием.

Во-вторых, все документы должны быть согласованы между собой. Не стоит их делать отдельно без учета друг друга.
В-третьих, документы должны быть в порядке независимо от того, как фактически сложились отношения работодателя и работника.
Трудовые договоры . Содержание договора определено ТК РФ в статье 57. В настоящее время в связи с масштабным переходом работодателей на систему выплаты заработной платы через банковские счета (карточки) в трудовом договоре необходимо предусмотреть условие о такой выплате. В противном случае придется у всех вновь принятых работников брать письменное согласие о перечислении заработной платы на их карточный счет.

В трудовом договоре следует обязательно прописать дни выплаты зарплаты, а также то, в каком месте ее будет получать работник (включая адрес нахождения кассы).

Не принято в трудовом договоре употреблять термин «аванс», который используется на практике. Такого термина в ТК РФ нет. В Кодексе установлено, что заработная плата выплачивается работнику не реже, чем каждые полмесяца, в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором (ст. 136 ТК РФ).

Несоблюдение письменной формы трудовых договоров является нарушением норм ст. 67 ТК РФ, то есть нарушением со стороны работодателя трудового законодательства. В связи с этим при установлении государственными инспекторами труда указанных выше нарушений трудового законодательства последние вправе привлечь нарушителей к ответственности, установленной нормами ст. 5.27 КоАП РФ.

Довольно распространено требование инспекторов о том, чтобы на каждом листе трудового договора были подписи работника и работодателя. На практике это выполняется не часто. Работодателю удобно, чтобы трудовой договор был просто скреплен скрепкой. Листы такого договора можно легко подменить. Договор, не подписанный на каждом листе, конечно же, будет признан надлежащим образом заключенным - требования о подписании каждого листа договора обеими сторонами законодательство не содержит. В то же время сложившаяся практика подписания гражданских договоров свидетельствует о целесообразности такого оформления документа. Указанную практику часто переносят и на трудовые отношения.

Трудовые книжки. В 2008 г. вступили в силу изменения Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, установленных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила ведения и хранения трудовых книжек). Изменения коснулись порядка ведения трудовых книжек, оформления дубликата трудовой книжки, выдачи ее при увольнении, учета и хранения трудовых книжек. Кроме того, был определен порядок ведения и хранения трудовых книжек индивидуальными предпринимателями.

Правила внутреннего распорядка - весьма важный документ, при составлении которого необходимо предусмотреть различные случаи. Продуктивно, даже просто описать то, что происходит в организации фактически.

Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору.
График отпусков составляется за 2 недели до нового календарного года. С ним должны быть ознакомлены все работники организации. Часто бывает, что сотрудники фактически отдыхают не по графику в связи с различными обстоятельствами, однако график на бумаге остается неизменным, а работникам в табеле проставляются рабочие дни. В такой ситуации необходимо внимательно относиться к поездкам сотрудников за границу. И при зарубежном отдыхе не ставить им в табеле рабочие дни.

Приказы об отпуске должны быть датированы не менее, чем за две недели до отпуска сотрудника. О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись также не позднее, чем за две недели до его начала.
У совместителя не лишним будет взять подтверждение, что он пошел в отпуск по основной работе.

Документы, связанные с персональными данными работника. Персональные данные работника - информация, касающаяся конкретного работника и необходимая работодателю в связи с возникновением трудовых отношений.

Персональные данные идентифицируют личность каждого человека. Эти сведения являются конфиденциальной информацией, то есть информацией строго ограниченного и регламентированного доступа. Безопасность персональных данных должна достигаться путем исключения несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого может стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, распространение персональных данных, а также иные несанкционированные действия.
Персональные данные работника могут накапливаться по месту работы и содержаться в кадровой документации, включающей:
- личные дела и трудовые книжки работников;
- документы, возникающие при оформлении трудовых правоотношений (при решении вопросов о приеме на работу, переводе, увольнении, поощрении и тому подобном);
- документы по анкетированию, тестированию и тому подобные;
- приказы (распоряжения) по личному составу;
- документация по аттестации сотрудников, служебным расследованиям и тому подобному;
- учетная документация (картотеки, книги, журналы и другие);
- аналитическая и справочная документация, как используемая руководством, так и выдаваемая работникам для представления в заинтересованные органы;
- отчетная документация, передаваемая в государственные органы статистики, налоговые органы и другие учреждения.