Прокурор в уголовном судопроизводстве осуществляет функцию. Полномочия прокурора в уголовном процессе

Глава II. Прокурор в уголовном процессе

§ 2. Прокурор в уголовном процессе, его компетенция

§ 3. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

§ 4. Обязательность указаний прокурора

Глава I. Сущность и задачи уголовного процесса

§ 1. Определение уголовного процесса

Уголовный процесс - правовое понятие, связанное с пред­ставлениями о правосудии, деятельности органов следствия, дознания, прокуратуры по применению уголовного права в случае совершения преступления. Уголовный процесс в любом государстве ведется на основании и по правилам, установлен­ным его законами, защищая существующий правопорядок.

Правовое государство призвано обеспечивать охрану от преступных посягательств на права и свободы личности, жизнь, здоровье, честь и достоинство, другие блага граждан, обще­ство в целом, конституционный строй. Этому служит, в част­ности, уголовное право, которое устанавливает круг деяний, запрещаемых под угрозой уголовного наказания, и виды та­ких наказаний. Тем самым оно способствует предупреждению преступлений. Но если преступление совершилось, то необ­ходимо его раскрыть, найти виновного, выяснить все, что не­обходимо для справедливого наказания преступника, и в то же время не допустить ошибочного обвинения и тем более осуждения невиновного. Виновный же должен быть наказан в строгом соответствии с законом, характером и степенью его вины, данными о личности.

Для того чтобы предупредить преступления, привлечь к ответственности и наказать виновных, в государстве существует система органов уголовной юстиции. Ее вершину образует суд, призванный осуществлять правосудие по уголовным делам. В большинстве случаев деятельности суда предшествует рас­следование преступлений, произведенное органами дознания и предварительного следствия под надзором, а иногда и при участии прокуроров.

Деятельность уголовной юстиции связана с применением уголовного наказания, в максимальной степени затрагиваю­щего основные права и свободы человека, а также с примене­нием мер государственного принуждения (арест, обыск и т. д.), что необходимо для успешного раскрытия преступлений и обеспечения неизбежности ответственности виновных. Поэтому она строго и детально регламентируется правовыми нор­мами, создающими гарантии справедливого правосудия и га­рантии личности. Эти нормы, в силу их важности, устанавли­ваются только законодательной властью.

Правосудие по уголовным делам, как и деятельность ор­ганов, расследующих преступления, осуществляется в особом порядке, который принято называть процессуальным. Закон определяет последовательность действий соответствующих го­сударственных органов с момента обнаружения преступления и до окончательного разрешения уголовного дела в суде, пра­ва и обязанности граждан, на которых распространяется эта деятельность, форму производства всех следственных и су­дебных действий и закрепления их результатов. Этот процес­суальный порядок - необходимое условие законности всей деятельности суда, органов расследования и прокуратуры в связи с преступлением.

Уголовно-процессуальная деятельность, урегулированная законом, протекает в форме правоотношений, которые скла­дываются между судом и другими государственными органа­ми, а также между ними и гражданами, юридическими лица­ми. Эта деятельность носит правовой характер.

Таким образом, уголовный процесс - это осуществляе­мая в установленном законом особом процессуальном порядке деятельность суда по рассмотрению и разрешению уголов­ных дел и предшествующая ей деятельность органов след­ствия, дознания и прокуратуры по раскрытию преступле­ний, изобличению виновных и привлечению их к уголовной ответственности, направленные на обеспечение правосудия с тем, чтобы совершивший преступление был справедливо на­казан, а невиновный не был осужден. Эта деятельность осуще­ствляется в форме правоотношений с участием граждан и орга­низаций, реализующих свои права и исполняющих обязанности.

§ 2. Задачи уголовного процесса

Задачи уголовного процесса можно определить как в об­щесоциальном плане, т. е. с позиций роли, которую он играет в жизни общества, так и анализируя конкретные задачи, кото­рые должны быть решены при расследовании преступлений и рассмотрении судом уголовного дела.

На общесоциальном уровне уголовный процесс имеет за­дачей защитить от преступных посягательств личность, ее права, свободы и другие блага, права и законные интересы юридических лиц, существующий правопорядок путем осуще­ствления справедливого правосудия по уголовным делам.

Конкретные задачи уголовного процесса как вида право­вой государственной деятельности в связи с обнаружением преступления состоит в том, чтобы обеспечить:

своевременное и полное раскрытие преступления, т. е. установить сам факт совершения преступления и того, кто его совершил;

получение достаточных доказательств с тем, чтобы устано­вить истину по уголовному делу, изобличить действительно ви­новного и выяснить все необходимое для принятия правильного решения или снять подозрение либо обвинение с невиновного;

правильное применение уголовного закона и других зако­нов, относящихся к делу, т. е. безошибочно юридически оце­нить деяние обвиняемого с учетом всех обстоятельств, влияю­щих на характер и степень ответственности;

назначение справедливого наказания судом в строгом со­ответствии с законом и обстоятельствами дела или оправдание невиновного.

Глава IV. Прокурор в уголовном процессе

§ 1. Уголовно-процессуальные функции

Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется различными органами и лицами. Они действуют в уголовном процессе в соответствии со стоящими перед ними задачами. Отсюда и выделение в этой деятельности уголовно-процессуальных функций - различных направлений, которые обус­ловлены ролью, предназначением и целью субъектов уголовно-процессуальной деятельности.

Уголовно-процессуальные функции - это направления уголовно-процессуальной деятельности, выделяемые в зави­симости от круга субъектов, выполняющих те или иные про­цессуальные действия, от разрешаемых ими задач и процес­суальных форм, в которых они действуют.

Функции, выполнение которых связано с достижением главного результата уголовного процесса, к которому отно­сится нахождение истины, являются основными. Среди них выделяются: осуществление правосудия, обвинение, защита и предварительное расследование.

Дополнительные функции - поддержание гражданского иска и соответственно защита от него.

Некоторые ученые выделяют и иные функции: прокурор­ского надзора за законностью, воспитательную, социального контроля и др.

Осуществление правосудия - важнейшая уголовно-процессуальная функция, присущая только суду, разрешающе­му дело по существу.

Она заключается в рассмотрении в судебных заседаниях уголовных дел и в применении наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо в оправдании невиновных.

Исходя из принципа состязательности, основным содер­жанием функции правосудия является всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела в суде и разрешение его по существу.

Смысл этой функции - дать окончательный ответ относи­тельно виновности или невиновности лица в связи с представ­ленным в суд обвинением. Все другие уголовно-процессуальные функции обеспечивают успешное осуществление право­судия.

Деятельность же участвующих в деле лиц, показания (зак­лючения) которых являются источниками доказательств, а так­же лиц, способствующих проведению следственных и судеб­ных действий, является вспомогательной по отношению к фун­кции, выполняемой судом.

Обвинение представляет собой деятельность уполномочен­ных органов и лиц, направленную на раскрытие преступле­ния, доказывание виновности лица, его совершившего, с це­лью обеспечить правильное разрешение судом вопроса о его ответственности.

В зависимости от того, кто и в каких формах осуществляет эту функцию, различают обвинение государственное (публич­ное), общественное и частное (поддерживаемое потерпевшим).

Государственное (публичное) обвинение, являясь основ­ной формой, осуществляется в интересах и от имени государ­ства, независимо от воли иных лиц, в том числе потерпевше­го, в силу служебных обязанностей государственного обвини­теля - прокурора.

Общественное обвинение поддерживает представитель общественной организации или трудового коллектива с целью обеспечить разрешение дела с учетом мнения коллектива, об­щественных организаций.

По делам о преступлениях, предусмотренных ст. 115, 116, 129 ч. 1, 130 УК, право поддержания обвинения принадлежит потерпевшему. Дела частного обвинения возбуждаются только при наличии его жалобы и прекращаются в случае примире­ния потерпевшего с обвиняемым..

Кроме того, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает дела так называемого частно-публичного обвинения. К ним относятся дела о преступлениях, предус­мотренных ст. 131 ч. 1, 146 ч. 1, 147 ч. 1 УК, которые возбуж­даются по жалобе потерпевшего, т. е. именно он на первона­чальном этапе является инициатором уголовного преследова­ния. Однако такие дела не могут быть прекращены за прими­рением сторон, и в последующем обвинение поддерживает го­сударственный обвинитель.

В суде кассационной и надзорной инстанции все дела рас­сматриваются коллегиально профессиональными судьями.

Суд может действовать в качестве суда первой инстан­ции, разрешая дело по существу, суда второй (кассационной) либо надзорной инстанции.

В судебном процессе принимают участие разные, по сути, объекты. Обвиняемый и пострадавший – это, как правило, граждане или предприятия (юрлица). Они представляют только себя. А прокурор в уголовном процессе является гособвинителем, то есть действует от имени госсистемы. У такового должностного лица широкий круг полномочных прав, описанный в тексте Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ.

Сотрудники прокуратуры могут влиять на ход расследования на всех этапах такового в рамках законодательства. Кроме того, они параллельно занимаются контролем работы полиции в рамках выполнения надзорной функции. Участие прокурора в конкретном уголовном процессе организовано в определенных целях. К таковым в первую очередь относится необходимость всеобъемлющего рассмотрения ситуации. Фактически он исполняет роль координатора процесса достижения правосудия.

Функции прокуратуры

Прокурор – это государственный служащий, включенный в штат прокуратуры. В уголовном процессе он представляет госсистему, следовательно, отстаивает ее интересы. Главная цель – соблюдение законности.

Процедура рассмотрения уголовного преступления состоит из нескольких этапов, описанных в кодексе (УПК). На каждом этапе прокурору законодатель отвел определенную роль. Все основные полномочия и требования к работникам госоргана описаны в УПК. Участие прокурора в уголовном производстве как едином процессе сводится к следующему:

  • координирование мероприятий, проводимых правоохранительными госорганами на досудебном этапе;
  • контролирование процедуры возбуждения преследования;
  • поддержка обвинения во время судебного заседания;
  • обеспечение конституционных прав граждан – участников процесса;
  • контроль действий иных субъектов производства.

Роль прокурора до суда в уголовном процессе предполагает использование большинства законных полномочий, включая научный подход. Таковое должностное лицо обязано:

  1. Стремиться к раскрытию конкретного уголовного нарушения, а в более объемном смысле – к искоренению преступности.
  2. Контролировать каждое действие дознавателей/следователей с тем, чтобы не допустить нарушения прав граждан и норм действующего законодательства.
  3. Одновременно поддерживать обвинение и защищать граждан от противоправных посягательств.
  4. Координировать действия сотрудников органов правопорядка по выявлению преступления и его раскрытию.

Важно: прокурор в уголовном процессе должен в первую очередь преследовать цели законности.

В число опекаемых им граждан включается и обвиняемый. Недопустимо нарушение конституционных привилегий последнего в ходе процесса, о чем заботится в том числе прокурор.

На стадии судебного производства сотрудник прокуратуры преследует такие основные цели:

  • противостояние преступности во всех ее проявлениях;
  • организация правовой защиты;
  • обвинение по конкретному делу.

С практической стороны участие прокурора как представителя государства в рассмотрении судами уголовных дел состоит в предъявлении обвинения. Но говорить так, значит, сильно упрощать процедуру. В любом действии сотрудника данного органа правопорядка присутствует более глубокая задача. Она состоит в защите государственных устоев от преступных поползновений.

Дело в том, что преступление не только нарушает закон и наносит ущерб пострадавшему. Уголовное правонарушение оказывает влияние на общество, затрагивает сложившиеся в стране отношения, подтачивает веру людей в справедливость. Поэтому принципиальные задачи прокуратуры – это поддержка:

  • законности и конституционных устоев в государстве и обществе;
  • прав каждого гражданина;
  • главенства закона.

Демократия предполагает деление власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Последняя независима от первых двух. С этим связано включение в уголовный процесс государственного обвинителя. Функции прокурора – защитника государственной системы – в уголовном процессе таковы:

  1. Контролировать правильность применения действующего законодательства. Суть мероприятия состоит в выявлении случаев извращения смысла норм кодексов, пресечения таковых.
  2. Обеспечивать раскрытие противоправных деяний (статья 21 УПК). Смысл данной функции состоит в организации эффективной деятельности правоохранительной системы по выявлению преступлений. Конечная задача сводится к полному избавлению общества от преступности.
  3. Осуществлять уголовное преследование, предусмотренное процессуальными нормами (статьи 21 и 37 УПК). Обеспечение соблюдения конституционных прав каждого гражданина предполагает наказание людей, не соблюдающих закон. Прокурор обязан стремиться к доведению каждого дела до логического завершения, а именно справедливого решения суда.
  4. Обеспечивать правовую защиту граждан. С этой целью осуществляется надзор за действиями процессуальных субъектов. Неправомерные решения в отношении лиц, причастных к делу, немедленно пресекаются.
  5. Координировать и направлять деятельность правоохранителей для выявления и пресечения случаев преступления действующих правовых норм. Сотрудники дознавательной и следственной системы, иных структур обязаны выполнять предписания прокурора.

В целом, участие прокурора как представителя госсистемы в уголовном процессе многопланово. Этот субъект процедуры направляет и координирует действия иных структур с тем, чтобы защитить общество от разрушения. Ведь каждое противоправное проявление нарушает сложившиеся устои. Прокурор должен в конкретном преступлении увидеть не только пострадавшего и виновного, но и общественную опасность ситуации в целом.

Координационная функция прокуратуры состоит в обеспечении стабильного и полного взаимодействия структур, участвующих в раскрытии определенного дела. Направляющая – в руководстве отдельным подразделением, к примеру, дознанием. Это две разные функции, выполняемые одновременно. Причем осуществление таковых полномочий происходит на основании статей УПК и только в указанных рамках. Прокурор не имеет права выходить за таковые.

Участие в досудебном производстве

На первичной стадии процесса прокуратура осуществляет действия по организации работы правоохранительной системы по выявлению преступления и обеспечению стороны обвинения доказательной базой. Здесь задействованы контролирующая и направляющая функции в полном объеме. Работой на данной стадии занимаются, как правило, прокуроры районного и городского уровней, их заместители, реже – руководители вышестоящих структур.

В рамках исполнения Конституции государство обязано обеспечить обществу в целом и каждому его члену законность. Отвечает за это прокурор. А именно его функции и полномочия в различных стадиях уголовного процесса направлены на выявление не только нарушений норм законодательства, но и неправильных толкований последних.

Таковое должностное лицо на досудебной стадии уполномочено контролировать действия полиции в момент приема сообщения о преступлении (работа с заявителем и регистрация), рассмотрения последнего. В этой ситуации прокуратура выполняет функции надзора и защиты правопорядка.

Прокурор не вправе возбудить уголовное дело. Эта функция отнесена в компетенцию следствия. Прокуратурой материалы передаются для работы в органы дознания или иные по подведомственности. Участие прокурора района или города в рассмотрении уголовных дел не ограничивается только контролем. В его обязанности входит решение спорных, с точки зрения законодательства, вопросов.

Так, прокурор имеет право непосредственно влиять на ход следствия. А это подразумевает обязанность правоохранителей передавать ему всю информацию по делу. Участие прокурора района/города в рассмотрении уголовных дел описано в статье 37 УПК. В тексте приведены следующие полномочия:

  • контроль процедурных моментов;
  • заявление требований об устранении нарушений норм федерального законодательства, допущенных в ходе следствия;
  • формирование письменных указаний о необходимых мероприятиях и направление таковых в полицию;
  • рассмотрение ходатайств об избрании меры пресечения и дача согласия.

Прокуратура самостоятельно не возбуждает уголовные дела. Однако принимает от граждан информацию о преступлениях, выявляет случаи нарушения закона в ходе проверок и иных мероприятий. Полученные сведения работники госоргана анализируют на предмет наличия криминальной составляющей. Если таковая обнаружена, то материалы отправляют по подведомственности.

То есть прокуратура может дать указание любому органу, входящему в правоохранительную систему страны, в том числе ФСБ, Следственному комитету, Росгвардии.

Возбуждение уголовного дела осуществляется сотрудниками той структуры, в которую переданы материалы. На следующих этапах прокурором проводится координационная работа. Сотрудник госоргана направляет расследование, утверждает решения следователей, привлекает иные структуры к дознанию в случае необходимости.

Прокурор в уголовном процессе принимает обоснованные решения по поводу участия сотрудников правоохранительных органов в расследовании. Его компетенция позволяет:

  • отстранить от работы человека, допустившего нарушение законодательства;
  • привлечь специалиста узкого профиля при необходимости;
  • принять самоотвод дознавателя.

Таким образом, обязанности прокурора затрагивают все области ведения расследования. Он отслеживает сам процесс и участие в нем каждого должностного лица. Направляет разбирательство и контролирует таковое. А это требует:

  • высочайшей компетенции в области права;
  • понимания принципов и методов криминалистики;
  • умения правильно толковать правовые нормы.

Возбуждение уголовных дел

Бесплатная консультация юриста по телефону

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Объекты, имеющие право возбуждать уголовные дела, перечислены в статье 146 УПК. В перечне нет сотрудников прокуратуры. Решение об уголовном преследовании принимается:

  • следователями;
  • дознавателями;
  • руководителями соответствующих структур.

Полномочия районного/городского прокурора на стадии возбуждения уголовного дела сводятся к осуществлению надзора за указанными должностными лицами. Последние передают постановление о возбуждении преследования в течение 24 часов в прокуратуру. В обязанности ее сотрудников входит:

  • выявление несоответствия принятого решения нормам закона;
  • утверждение или отмена таковых.

На практике прокуратура не закрывает дело. Сотрудник госоргана издает документ, в котором обосновывает свою точку зрения. Требование направляется в органы правопорядка. На его основании принимается решение о закрытии дела. При этом следователь может возразить, если считает мнение прокурора неверным. Весь спор оформляется документально, так как от его итога зависят судьбы конкретных людей.

Прокуратура должна указать на процессуальное положение, нарушенное органами правопорядка. Если спорящие стороны не придут к согласию, то материалы направляются в вышестоящие структуры. На данном этапе процесса прокуратура обязана:

  • рассмотреть заявления граждан и должностных лиц о нарушении законодательства;
  • отследить соответствие процедуры нормам, указанным в УПК;
  • защитить права участников мероприятия.

Важно: участие в расследовании должностных лиц, заинтересованных в результатах такового, недопустимо.

Их отстранение, а также выявление причин принятия подобного решения, является ответственностью и обязанностью прокуратуры.

Судебное производство

В российском законодательстве указано два этапа судебного разбирательства дела:

  • предварительное;
  • основное.

Работники прокуратуры являются участниками обоих стадий рассмотрения. Они представляют государство на этом этапе. Участие прокурора как гособвинителя в уголовном судопроизводстве заключается в следующем:

  1. Он представляет суду доказательства виновности подозреваемого. Мероприятие необходимо для установления истины и принятия справедливого решения.
  2. В случае необходимости отказывается от преследования человека. Таковое решение представляется в судебном заседании с серьезными обоснованиями и отсылками к нормативным актам в письменно виде.
  3. Опровергает аргументы, приводимые адвокатом пострадавшего. Это право вписано в статью 235 УПК.

Основная обязанность сотрудника прокуратуры в судебном заседании –отстаивание позиции обвинения. Для этого он:

  • представляет ;
  • аргументирует свою позицию;
  • отвечает на контраргументы противной стороны;
  • изучает доказательства защиты;
  • предлагает конкретное наказание.

То есть прокурор является полноправным участником судебного разбирательства. Поэтому у него есть право высказывать замечания, задавать вопросы, выступать и пр. Одновременно сотрудник госоргана может аргументировано предложить уменьшение наказания (до принятия соответствующего решения судом). Это делается на таких основаниях:

  • не подтвердился;
  • дело переквалифицировано на иную норму или статью.

У прокурора нет права возражать на применение особого порядка рассмотрения дела. Однако он может не согласиться на такую процедуру. Суд требует аргументации позиции. Она должна опираться на объективные факторы и нормы кодекса.

Суды первой и второй инстанции

Участие гособвинителя-прокурора в стадии судебного разбирательства уголовного процесса является важнейшим элементом достижения правосудия. Сотрудник госоргана в ходе процедуры внимательно отслеживает показания противной стороны, анализирует доказательную базу. Это нужно для своевременного изменения мнения обвинения.

В его полномочия на обеих стадиях уголовного судопроизводства входит следующее:

  • участие в прениях сторон;
  • реплики при необходимости;
  • предъявление суду заключительного обвинительного акта перед уходом в совещательную комнату;
  • требование протокола судебного заседания для изучения;
  • возбуждение ходатайств в трехдневный срок после принятия решения.

Прокуратура при наличии соответствующих обстоятельств может во время заседания аргументировано изменить свою позицию. То есть частично отказаться от обвинения или полностью снять таковое. Позиция гособвинителя играет решающую роль в самом процессе и в судьбе подозреваемого.

Кроме того, участие прокурора в судебном разбирательстве направлено на защиту пострадавшей стороны. В ходе рассмотрения уголовных дел выявляются объекты преступного посягательства. В обязанности прокурора входит одновременно защита:

  • госсобственности;
  • имущественных и личных прав гражданина;
  • общественного устройства.

То есть во время заседания представителями прокуратуры постоянно выполняется функция контроля. Они отслеживают процедурные моменты с тем, чтобы выявить неправильное применение или толкование норм. Те задачи, которые госслужащие преследовали в стадии возбуждения уголовного дела, остаются и на этапе судебного разбирательства.

В мировые суды прокуроры обращаются с представлениями относительно принятых первичных решений. В таком случае исполнение постановления приостанавливается. А суд второй инстанции (тот же мировой) назначает рассмотрение предоставленных материалов с участием гособвинителя.

Представление не подается в суд второй инстанции, если первичное решение:

  • оправдывает человека;
  • не предусматривает кары;
  • назначает наказание без отбывания либо с условным сроком.

Сотрудники прокуратуры могут . Таковое мероприятие проводится, если в деле появились обстоятельства, не разобранные прежде. Кроме того, обвинитель как сторона процесса имеет полное право использовать все нормы УПК для достижения своей цели. А таковая состоит в правосудии. Если кассация подана защитой, то прокуратура в обязательном порядке делает письменное возражение.

Надзор за судебными решениями осуществляется соответствующим судом. Прокуратура плотно с ним взаимодействует. Надзорный суд пересматривает вердикты, в которых выявлено:

  • отсутствие законного решения;
  • нарушение сроков обжалования в совокупности с несогласием одной из сторон с его сутью.

Таким образом, прокурор использует дополнительные возможности для достижения справедливости. Если в ходе разбирательства и судопроизводства обвинением цель не достигнута, то оно может обратиться в надзорный суд. Естественно, таковое требует наличия четкой и полной аргументации позиции.

Важно: обвинителю дано право знакомиться с жалобами по разбираемым делам, поданными всеми участниками процесса.

В компетенцию прокуратуры входит надзор за уголовными делами даже после принятия по ним судебного вердикта. Сотрудник госоргана при наличии соответствующего основания истребует материалы в суде. Они проходят тщательную проверку на соответствие нормам законодательства. Если выявлено нарушение такового, то прокурорский работник направляет надзорное представление в суд.

Надзорные полномочия прокуратуры широки. Работники органа обязаны изучать всю полученную информацию и принимать законные решения. К примеру, в новом деле выявлены сведения относительно преступления, по которому суд уже вынес вердикт. Информация могла бы повлиять на последний в сторону изменения. В такой ситуации прокурор обязан истребовать материалы старого дела и изучить все последствия влияния на процедуру новой информации.

По вновь возникшим обстоятельствам сотрудник госоргана направляет требование о возбуждении уголовного преследования, если того требует ситуация. А предыдущий вердикт подвергается тщательной проверке. При выявлении в нем несоответствия законам, прокурор пишет надзорное предписание и направляет его в суд.

Прокуратуре в уголовной процедуре отведено одно из важнейших мест. Цель госоргана – достижение правосудия. А в более широком смысле – защита государства и общества от преступных посягательств, сохранение конституционного строя в стране. Именно поэтому в 2007 году с прокуратуры сняли обязанность по расследованию дел. Ее ныне выполняет Следственный комитет. Такая реформа позволила сбалансировать права и обязанности участников системы правопорядка.

Прокурор является участником уголовного судопроизводства, уполномоченным осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за законностью процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия, соответствующих должностных лиц и некоторых иных участников судопроизводства. В качестве прокурора в уголовном процессе могут действовать Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК).

Задачи прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса и участие прокурора в рассмотрении судом уголовных дел регламентированы Законом о прокуратуре и УПК. Прокурор является должностным лицом, действующим на всех стадиях уголовного процесса. При этом его функции и полномочия в различных стадиях процесса неодинаковы.

Самыми широкими полномочиями прокурор наделен в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, когда он осуществляет надзор за исполнением законов органами, выявляющими и расследующими преступления, а именно, выполняющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Его полномочия в досудебных стадиях носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса.

Важная группа полномочий прокурора связана с возбуждением уголовного дела. После проверки исполнения требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении прокурор уполномочен возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству. Если возбуждается дело публичного или частно-публичного обвинения следователем или дознавателем, то прокурор дает им на это свое согласие (ст. 146 УПК).

Иные полномочия, используемые прокурором в процессе расследования уголовного дела, можно распределить по следующим группам:

а) дача согласия на возбуждение следователем или дознавателем перед судом ходатайств об избрании, отмене или изменении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, о временном отстранении от должности, вынесении постановления, разрешающего осуществление контроля и записи переговоров, наложении ареста на имущество или почтово-телеграфные отправления, производстве личного обыска, обыска или выемки в жилище;

б) дача органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, в письменном виде обязательных для них указаний, дача санкций на производство некоторых следственных действий, непосредственное участие в предварительном расследовании, решение по существу вопросов, возникающих в процессе расследования, продление срока предварительного расследования;

в) разрешение отводов, заявленных нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводов, отстранение следователей или дознавателей от производства расследования, изъятие уголовного дела у органа дознания и передача его следователю, а также от одного органа расследования другому с обязательным указанием оснований такой передачи и изменения подследственности;

г) утверждение обвинительного заключения или обвинительного акта и направление дела в суд, возвращение дела дознавателю или следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования, приостановление или прекращение производства по делу, осуществление иных полномочий, предусмотренных законодателем.

Надзор за расследованием прокурор осуществляет независимо от ведомственной принадлежности должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Он вправе требовать для проверки уголовные дела, документы и материалы, отменять незаконные и необоснованные постановления соответствующих органов и должностных лиц и осуществлять другие полномочия.

В судебных стадиях процессуальное положение прокурора имеет совершенно иное содержание. Участвуя в рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя - стороны, поддерживающей обвинение от имени государства, либо в качестве должностного лица, уполномоченного принимать меры к устранению нарушений закона (подробнее об участии прокурора в суде первой и второй инстанций, при производстве в порядке надзора либо производстве ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств см. § 3 гл. 17, § 2 гл. 19, § 2 гл. 20, § 2.1 и 3.3 гл. 22 учебника).

85.Соотношение прокурорского надзора и ведомственного процессу­ального контроля при производстве предварительного расследования.

Возбуждение уголовного дела означает не только, как отмечено выше, "зеленый свет" для принятия соответствующими органами и должностными лицами решений и совершения ими всех тех действий, которые допустимы в соответствии с предписаниями УПК и других правовых актов, регламентирующих уголовное судопроизводство.

Его предназначение заключается еще и в предоставлении всем, чьи права и законные интересы могут быть как-то ограничены или ущемлены такими решениями и действиями, юридически обеспеченной возможности защитить себя с помощью предусмотренных законом мер от вероятных ошибок или даже злоупотреблений. Другими словами, возбуждение уголовного дела означает также предоставление заинтересованным лицам возможности воспользоваться системой мер подобного рода.

Центральное место в этой системе занимают прокурорский надзор и судебный контроль, которые начинают реализоваться со стадии возбуждения каждого дела и в различного рода формах "сопровождают" его практически на всех этапах судопроизводства.

Прокурорскому надзору, как видно по сказанному о полномочиях прокурора в настоящей главе учебника, современное уголовно-процессуальное законодательство отводит существенную роль. Об этом свидетельствуют, в частности, его полномочия по организации доследственных проверок (дача поручений, связанных с проверкой сообщений о преступлениях, в том числе поручений о производстве ревизий и документальных проверок, контроль за своевременностью сбора материалов, необходимых для принятия правильных решений, и обоснованностью продления сроков, установленных для выполнения действий такого рода), а также полномочия по непосредственной проверке законности и обоснованности постановлений органов дознания, дознавателей, следователей о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовных дел.

Существенную роль в обеспечении эффективной борьбы с преступностью, а равно соблюдения прав и законных интересов граждан призваны играть и полномочия прокурора, которые он обязан выполнять в связи с возложенным на него надзором за надлежащим выполнением, в первую очередь органами дознания, предусмотренной в ч. 1 ст. 144 УПК обязанности по приему сообщений о преступлениях, их учету и регистрации, по своевременному принятию энергичных мер, направленных на раскрытие преступлений и изобличение виновных.

Не менее существенно и то, что в соответствии с предписаниями ч. 3 ст. 119 УПК прокурор наделен необходимыми полномочиями по рассмотрению ходатайств. Реализация таких полномочий позволяет ему оказывать участникам судопроизводства содействие в осуществлении ими своих прав, в частности, в собирании доказательств и установлении обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел (о рассмотрении ходатайств см. также с. 323 учебника).

Достаточно результативным средством, используемым прокурорами при осуществлении надзора за законностью решений и действий органов и должностных лиц в ходе возбуждения уголовных дел и их предварительного расследования, являются их полномочия по рассмотрению жалоб участников уголовного судопроизводства, иных лиц и, разумеется, по исправлению по результатам такого рассмотрения ошибок правоохранительных органов (ст. 124 УПК)*(235).

Но прокурорский надзор не является единственным средством, призванным обеспечивать законность и обоснованность всего того, что происходит и должно происходить в рассматриваемых стадиях уголовного процесса.

Он в значительной мере дополняется судебным контролем.

До сравнительно недавнего времени такой контроль практиковался лишь в тех случаях, когда решения об отказе в возбуждении дела принимались судами - жалобы на такие решения рассматривались вышестоящими судами (ч. 4 ст. 113 УПК РСФСР 1960 г.).

В иных формах судебный контроль при возбуждении уголовных дел и их предварительном расследовании практически исключался. Лишь в мае 1992 г. был принят закон, допустивший рассмотрение судами жалоб на решения органов дознания, следователей и прокуроров об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

С принятием Конституции РФ 1993 г. отношение к судебному контролю в стадии возбуждения уголовного дела, а потом и в стадии предварительного их расследования в целом постепенно стало изменяться.

Этот процесс в значительной мере стимулировало неоднократно упоминавшееся выше постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 (см. п. 1), разъяснившее судам, что положения Конституции РФ, в том числе содержащиеся в ее ст. 46, подлежат прямому применению. Судьи, руководствуясь этим разъяснением, начали принимать и рассматривать жалобы на незаконные действия и решения органов расследования и прокуратуры, включая жалобы на незаконный отказ в их возбуждении. Но значительная их часть продолжала проявлять "осторожность" и "осмотрительность" - по инерции они считали, что не должны контролировать прокуратуру и иные правоохранительные органы при производстве по уголовным делам.

29 апреля 1998 г. Конституционный Суд РФ принял постановление "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 113 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Костомукшского городского суда Республики Карелия". В нем признано правомерным рассмотрение судами жалоб на незаконные отказы в возбуждении уголовных дел. Почти год спустя, 23 марта 1999 г., последовал еще один шаг со стороны этого Суда. Он вынес постановление "По делу о проверке конституционности положений статьи 133, части первой статьи 218 и статьи 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан В.К. Борисова, Б.А. Кехмана, В.И. Монастырецкого, Д.И. Фуфлыгина и общества с ограниченной ответственностью "Моноком", в котором обращено внимание, наряду с прочим, на то, что суды в соответствии с предписаниями ст. 46 Конституции РФ должны принимать и рассматривать жалобы также на незаконное возбуждение уголовного дела. Рядом других принятых впоследствии своих постановлений и определений Конституционный Суд РФ еще в большей мере раздвинул границы применения предписаний ст. 46 Конституции РФ при производстве по уголовным делам. Практически было признано, что суды общей юрисдикции должны принимать и рассматривать по существу жалобы на незаконность любых процессуальных действий и решений органов и должностных лиц, уполномоченных вести досудебное производство по уголовным делам.

Эта линия получила свое дальнейшее развитие в УПК 2001 г., в первую очередь в его ст. 123 и 125, закрепивших институт судебного контроля в досудебных стадиях уголовного процесса - один из уголовно-процессуальных институтов, призванных обеспечивать законность и обоснованность действий и решений правоохранительных органов и должностных лиц, уполномоченных выявлять преступления и принимать меры к их раскрытию и изобличению виновных*(236).

Исходные положения этого института можно было бы выразить в следующем:

правом на обжалование в соответствии со ст. 123 УПК наделен широкий круг лиц. Жалобы могут быть поданы как участниками уголовного судопроизводства (см. § 1 гл. 4 учебника), так и иными лицами. Правда, такое право последних ограничивается указанием на то, что они вправе обжаловать только такие действия (бездействие) или решения, которые "затрагивают их интересы";

иначе определен объем права на обжалование участников уголовного судопроизводства. По сказанному в ч. 1 ст. 125 УПК можно сделать вывод о том, что он несколько шире, но не допускает обжалования любых действий (бездействия) или решений прокурора, начальника следственного отдела, следователя, органа дознания. Они (участники уголовного судопроизводства) могут обжаловать, как сказано в названной части ст. 125 УПК, "постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие)", но непременно при одном из двух условий:

во-первых, при условии, что они (действия или решения) способны "причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства" либо,

во-вторых, при условии, что они (действия или решения) способны "затруднить доступ граждан к правосудию"*(237).

Сравнительно детальной регламентации подвергнута и процедура подачи и рассмотрения судом жалоб. Ее основные моменты:

жалобы такого рода должны подаваться в районный суд по месту производства предварительного расследования (ч. 1 ст. 125 УПК). Возможно обращение с жалобой и в военный гарнизонный суд в тех случаях, когда автором жалобы на действия следователя военной прокуратуры или военного прокурора является военнослужащий (см. ч. 6 ст. 7 и ч. 4 ст. 22 Закона о военных судах);

судья такого суда обязан в течение пяти суток со дня поступления жалобы осуществить ее проверку, как правило*(238), в открытом судебном заседании с участием лица, подавшего ее, и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в производстве по делу, а также иных лиц, интересы которых затрагиваются в связи с разбирательством жалобы. О времени и месте созыва судебного заседания по рассмотрению жалобы уведомляется и прокурор как представитель государственного органа, призванного осуществлять надзор за соблюдением законов при расследовании преступлений. Неявка уведомленных лиц не препятствует проведению заседания;

в ходе заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляет себя явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает свою жалобу. После этого заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой;

по результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Приведенный порядок подачи и разбирательства жалоб подлежит соблюдению не только в стадии возбуждения уголовного дела, при судебной проверке законности и обоснованности принимаемых решений или выполняемых действий, но и при последующем производстве - в стадии предварительного расследования

Введение

Проблема обеспечения законности в уголовном судопроизводстве заслуженно привлекает пристальное внимание законодателей, правоприминителей, юридической общественности, граждан, поскольку законность является одной из важнейших составляющих безопасности государства, общества, граждан.

В пределах установленной УПК РФ компетенции прокурор осуществляет от имени государства не только уголовное преследование, но также и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).

Новации в действующем уголовно – процессуальном законодательстве значительно изменили полномочия прокурора на всех стадиях уголовного судопроизводства, характер его правоотношений с судом и другими участниками процесса, обусловили определённые особенности в его правовом статусе и деятельности. Всё это вызвало настоятельную необходимость переосмыслить роль прокурора на всех стадиях уголовного процесса России. Рассмотреть осуществляемые им уголовно – процессуальные функции, оценить эффективность процессуальной деятельности прокурора, определить пути и средства увеличения вклада прокурора в решение задач уголовного судопроизводства.

В данной работе дается комплексный и системный анализ процессуального статуса прокурора на всех стадиях уголовного процесса.

Изложенными обстоятельствами обусловливается актуальность темы настоящей курсовой работы, ее основные цели и задачи, определяются объект и предмет исследования.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности прокурора.

Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих порядок и условия осуществления прокурором уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, а также практики их применения.

Цель исследования состоит в определении правового положения и полномочий прокурора на всех стадиях уголовного судопроизводства согласно законодательству Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью предполагаю решить следующие задачи:

1. Определить полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела.

2. Выявить полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии.

3. Изучить подготовку прокурора к судебному разбирательству

4. Рассмотреть участие прокурора в судебном следствии.

Методологической и теоретической основой исследования является диалектический метод познания, в рамках которого применялись частно-научные методы конкретно-исторического, формально-логического, сравнительно-правового, статистического и системного анализа.

В настоящей работе были использованы труды таких ученых как: Халиулин А.Г., Масленикова Л.Н., Коротков А.П., Тимофеев А.В. Якубович Н.А. и др.

1.Понятие и функции прокурора в уголовном процессе

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).

Пункт 31 ст. 5 УПК к прокурорам относит Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре. Следовательно, вопрос о том, какие должностные лица органов прокуратуры имеют полномочия прокурора должен рассматриваться не иначе как во взаимосвязи с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Ст. 54 указанного Федерального закона под прокурором понимает Генерального прокурора РФ, его советников, старших помощников, помощников и помощников по особым поручениям, заместителей Генерального прокурора РФ, их помощников по особым поручениям, заместителей, старших помощников и помощников Главного военного прокурора всех нижестоящих прокуроров и их заместителей, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров.

Несмотря на отнесение прокурора к числу участников на стороне обвинения, круг его полномочий не ограничивается собственно уголовным преследованием - в деятельности прокурора также находит свое выражение функция прокуратуры по надзору за законностью. Если уголовное преследование является одной из трех основных процессуальных функций, то прокурорский надзор есть проявление конституционно-правовой функции прокуратуры по надзору за соблюдением законов.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в ч. 2 ст. 1 устанавливает, что одной из отраслей прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Согласно ст. 29 названного Закона предметом данной отрасли надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Тем не менее, ни полномочий прокурора по осуществлению указанной отрасли надзора, ни форм прокурорского реагирования Федеральный закон не устанавливает, фактически отсылая в ст. 30 к положениям УПК: «Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами». Под «другими федеральными законами» в данном случае надлежит понимать Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в части, регулирующей полномочия прокурора по надзору за соблюдением законов органами, такую деятельность осуществляющими. Таким образом, прокурор, надзирая за исполнением законов органами, ведущими предварительное расследование, осуществляет не что иное, как уголовно-процессуальную деятельность, урегулированную нормами УПК.

По нашему мнению, разделить деятельность прокурора на две самостоятельные функции - функцию уголовного преследования и функцию надзора за законностью - невозможно. Кроме того, право на осуществление надзора за органами предварительного расследования вытекает также из того, что прокурор в досудебном производстве является процессуальным руководителем органов дознания и предварительного следствия, поскольку именно он возглавляет деятельность по уголовному преследованию, на нем лежит ответственность за реализацию обвинения, а в дальнейшем - поддержание его перед судом. Письменные указания прокурора, данные им органу дознания, дознавателю, следователю, обязательны для исполнения.

Прокурор, будучи ответственным за обоснованность обвинения, заинтересован в соблюдении закона органами предварительного расследования, так как его нарушение может повлечь за собой признание собранных доказательств недопустимыми и не имеющими юридической силы, а в конечном счете - невозможность опровержения презумпции невиновности на основе сформированной по делу доказательственной базы. Следовательно, осуществление прокурором надзора за деятельностью органов предварительного расследования охватывается выполняемой им функцией уголовного преследования, осуществляется в ее рамках.

Здесь же следует отметить, что Концепция судебной реформы предполагала уже на первом этапе реформирования заменить прокурорский надзор за расследованием преступлений судебным контролем. Очевидно, что эффективное осуществление надзора или контроля га соблюдением закона, прав и свобод личности возможно лишь со стороны государственного органа, обладающего подлинной независимостью и не связанного с поднадзорными органами и должностными лицами единой по существу функцией.

Однако прокурорский надзор за расследованием преступлений по-прежнему является одним из направлений прокуратуры согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», сохранен он и в новом Уголовно-процессуальном кодексе. Тем не менее, действующий УПК, по сравнению с предшествующим правовым регулированием, существенно расширил границы судебного контроля на предварительном расследовании, определив в полном соответствии с положениями Конституции РФ исключительную прерогативу суда на принятие решений, связанных с ограничением конституционных прав и свобод граждан на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и имущества, тайну переписки, телефонных и иных переговоров.

Прокурор действует на всех без исключения стадиях уголовного судопроизводства, однако характер его деятельности и объем полномочий в них различны. Так, в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор имеет весьма обширные полномочия, которые носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса. Закон наделяет прокурора государственно-властными полномочиями уже с момента получения сообщения о преступлении.

  • Понятие и назначение уголовного судопроизводства
    • Понятие и сущность уголовного процесса
    • Назначение уголовного судопроизводства
    • Стадии уголовного судопроизводства
    • Исторические типы (формы) уголовного процесса
  • Уголовно-процессуальное законодательство
    • Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства
    • Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
    • Общая характеристика и структура УПК РФ
    • Общая характеристика образцов уголовно-процессуальных документов и требования к ним
  • Уголовно-процессуальное право
    • Понятие и значение уголовно-процессуального права
    • Уголовно-процессуальные правовые нормы: виды и структура
    • Уголовно-процессуальные правоотношения
    • Процессуальная форма
    • Уголовно-процессуальные документы
    • Процессуально-правовые гарантии
    • Уголовно-процессуальные функции
    • Уголовно-процессуальное право и его межотраслевые связи
    • Уголовно-процессуальное право и нормы морали
  • Принципы уголовного судопроизводства
    • Понятие, значение и классификация принципов уголовного судопроизводства
    • Характеристика общеправовых принципов уголовного процесса
  • Участники уголовного судопроизводства
    • Суд, судья, их процессуальные полномочия
    • Подсудность уголовных дел и ее виды
  • Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
    • Общая характеристика участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения
    • Прокурор в уголовном процессе
    • Следователь в уголовном процессе
    • Руководитель следственного органа
    • Орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель
    • Потерпевший в уголовном процессе
    • Частный обвинитель в уголовном процессе
    • Гражданский истец в уголовном процессе
  • Представители потерпевшего, частного обвинителя и гражданского истца
  • Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты
    • Подозреваемый в уголовном процессе
    • Обвиняемый, законные представители в уголовном процессе
    • Защитник в уголовном процессе
    • Гражданский ответчик, его представитель в уголовном процессе
  • Иные участники уголовного судопроизводства
    • Свидетель в уголовном процессе
    • Эксперт в уголовном процессе
    • Специалист в уголовном процессе
    • Переводчик в уголовном процессе
    • Понятой в уголовном процессе
  • Доказательства и доказывание в уголовном процессе
    • Понятие и признаки доказательств в уголовном процессе
    • Классификация доказательств
    • Основания и порядок признания доказательств недопустимыми
    • Предмет и пределы доказывания
    • Процесс доказывания и его цель
    • Общая характеристика показаний как вида доказательств
    • Заключение и показания эксперта
    • Заключение и показания специалиста
    • Вещественные доказательства
    • Протоколы следственных действий и судебного заседания. Иные документы
    • Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности
  • Меры процессуального принуждения
    • Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения
    • Основания, порядок задержания и освобождения подозреваемого в совершении преступления
    • Понятие и виды мер пресечения, основания и общий порядок их применения
    • Понятие и виды иных мер процессуального принуждения
  • Ходатайства и жалобы
    • Понятие ходатайств и жалоб как индивидуально-правовых актов участников уголовного судопроизводства
    • Процессуальный порядок рассмотрения жалоб
    • Судебный порядок рассмотрения жалоб
  • Процессуальные сроки и процессуальные издержки
    • Сроки в уголовном процессе
    • Процессуальные издержки и их виды
    • Взыскание процессуальных издержек
  • Реабилитация
    • Общая характеристика института реабилитации
    • Сущность реабилитации. Основания возникновения права на реабилитацию и возмещение вреда
    • Право на реабилитацию и возмещение вреда и порядок его реализации
  • Возбуждение уголовного дела
    • Понятие и значение возбуждения уголовного дела
    • Поводы и основания к возбуждению уголовного дела
    • Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела
    • Отказ в возбуждении уголовного дела
  • Предварительное расследование
    • Понятие, значение и формы предварительного расследования
    • Общие условия предварительного расследования
    • Иные условия предварительного расследования
  • Предварительное следствие
    • Процессуальные сроки предварительного следствия и порядок их продления
    • Субъекты предварительного следствия
    • Общие правила производства следственных действий
    • Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия
    • Протокол следственного действия и его значение
  • Дознание
    • Порядок и сроки дознания по уголовным делам
    • Особенности возбуждения уголовных дел органами дознания
    • Обвинительный акт дознания и его правовые последствия
  • Привлечение лица в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения
    • Сущность и значение привлечения лица в качестве обвиняемого
    • Процессуальный порядок привлечения лица в качестве обвиняемого
    • Допрос в качестве обвиняемого
  • Система следственных действий
    • Осмотр и личный обыск
    • Выемка предметов и документов, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления
    • Контроль и запись телефонных и иных переговоров
    • Допрос
    • Очная ставка, опознание, проверка показаний на месте
    • Производство судебной экспертизы
  • Приостановление и возобновление предварительного следствия
    • Понятие, основания и порядок приостановления предварительного следствия
    • Действия следователя после приостановления предварительного следствия
  • Окончание предварительного следствия, уголовного дела и уголовного преследования
    • Прекращение уголовного дела и уголовного преследования
    • Постановление о прекращении уголовного дела
    • Решение об окончании предварительного следствия с обвинительным заключением
    • Процессуальный порядок ознакомления участников уголовного процесса с материалами дела
    • Обвинительное заключение
    • Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением. Направление уголовного дела в суд
  • Подготовка к судебному заседанию
    • Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу
    • Общий порядок подготовки к судебному заседанию
    • Принятие судьей единолично решения по уголовному делу и подготовка к судебному заседанию
  • Предварительное слушание
    • Основания и порядок проведения предварительного слушания
    • Решения, принимаемые судьей по результатам предварительного слушания
  • Судебное разбирательство
    • Понятие, задачи и общие условия судебного разбирательства
    • Непосредственность, устность, гласность и пределы судебного разбирательства. Неизменность состава суда
    • Председательствующий в судебном разбирательстве и его участники
    • Протокол судебного заседания
  • Структура судебного разбирательства
    • Судебное следствие, прения сторон, последнее слово подсудимого
  • Приговор
    • Понятие, сущность, значение и виды приговора
    • Требования, предъявляемые к приговору
    • Порядок постановления приговора
    • Структура и содержание приговора
  • Особый порядок судебного разбирательства
    • Понятие и основания особого порядка судебного разбирательства по уголовным делам
    • Судебное заседание при особом порядке судебного разбирательства
  • Производство дел у мирового судьи
    • Особенности производства дел у мирового судьи
    • Судебное разбирательство у мирового судьи
  • Производство в суде с участием присяжных заседателей
    • Общие условия производства в суде присяжных
    • Особенности подготовки к судебному заседанию
    • Подготовительная часть судебного разбирательства
    • Особенности судебного следствия
    • Прения сторон и последнее слово подсудимого
    • Постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями
    • Напутственное слово председательствующего
    • Вынесение вердикта судом присяжных
    • Обсуждение последствий вердикта
    • Постановление приговора и принятие иных решений
  • Апелляционное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу, и порядок рассмотрения уголовного дела
    • Понятие и общая характеристика апелляционного производства
    • Субъекты апелляционного обжалования и процедура принесения жалоб и представлений
    • Апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела
    • Основания отмены и изменения приговора мирового судьи
    • Решения, принимаемые судом апелляционной инстанции, и их обжалование
  • Кассационное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу, и порядок рассмотрения уголовного дела
    • Понятие и значение кассационного производства
    • Субъекты кассационного обжалования и порядок принесения жалоб и представлений
    • Основания отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке
    • Порядок рассмотрения уголовного дела судом кассационной инстанции
    • Понятие, виды и формы решений, принимаемых судом кассационной инстанции
  • Исполнение приговора
    • Понятие и сущность стадий исполнения приговора
    • Вступление судебного решения в законную силу
    • Порядок обращения к исполнению судебного решения
    • Вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора
    • Отсрочка исполнения приговора и снятие судимости
  • Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда
    • Понятие и правовая природа судебного надзора по уголовным делам
    • Порядок обжалования вступивших в законную силу судебных решений. Судебные надзорные инстанции
    • Характеристика надзорного производства
    • Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции
    • Решения суда надзорной инстанции
  • Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств
    • Возобновление производства по уголовному делу: понятие, значение, основания
    • Сроки и процедура возобновления производства по уголовному делу
    • Решения, принимаемые на этапе возобновления производства по уголовному делу
  • Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
    • Особенности производства по делам несовершеннолетних и предмет доказывания
    • Предварительное расследование уголовных дел по обвинению несовершеннолетних
    • Судебное разбирательство
    • Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности
    • Особенности имущественной ответственности несовершеннолетних за причиненный преступлением вред
  • Производство о применении принудительных мер медицинского характера
    • Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера
    • Особенности досудебного производства о применении принудительных мер медицинского характера
    • Процедура судебного разбирательства
    • Особенности имущественной ответственности
    • Прекращение, изменение и продление применения принудительных мер медицинского характера
  • Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
    • Круг лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
    • Возбуждение уголовного дела и привлечение лица в качестве обвиняемого
    • Особенности досудебного и судебного производства
  • Международное право и уголовное судопроизводство
    • Применение норм международного права в уголовном процессе
    • Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями
    • Выдача лица для целей уголовного преследования или для исполнения приговора
    • Передача выдаваемого лица
    • Международное сотрудничество с государствами, не имеющими договоров по вопросам уголовного судопроизводства с РФ
    • Регулирование уголовно-процессуальных вопросов международными договорами РФ, не вступившими в силу
  • Международное сотрудничество стран СНГ
    • Источники уголовно-процессуального права стран СНГ
    • Задачи и принципы уголовного судопроизводства стран СНГ
    • Особые институты уголовного судопроизводства в странах СНГ
  • Прокурор в уголовном процессе

    Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).

    Пункт 31 ст. 5 УПК к прокурорам относит Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре. Следовательно, вопрос о том, какие должностные лица органов прокуратуры имеют полномочия прокурора должен рассматриваться не иначе как во взаимосвязи с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

    Ст. 54 указанного Федерального закона под прокурором понимает Генерального прокурора РФ, его советников, старших помощников, помощников и помощников по особым поручениям, заместителей Генерального прокурора РФ, их помощников по особым поручениям, заместителей, старших помощников и помощников Главного военного прокурора всех нижестоящих прокуроров и их заместителей, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров.

    Несмотря на отнесение прокурора к числу участников на стороне обвинения, круг его полномочий не ограничивается собственно уголовным преследованием - в деятельности прокурора также находит свое выражение функция прокуратуры по надзору за законностью. Если уголовное преследование является одной из трех основных процессуальных функций, то прокурорский надзор есть проявление конституционно-правовой функции прокуратуры по надзору за соблюдением законов.

    Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в ч. 2 ст. 1 устанавливает, что одной из отраслей прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Согласно ст. 29 названного Закона предметом данной отрасли надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

    Тем не менее, ни полномочий прокурора по осуществлению указанной отрасли надзора, ни форм прокурорского реагирования Федеральный закон не устанавливает, фактически отсылая в ст. 30 к положениям УПК: «Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами». Под «другими федеральными законами» в данном случае надлежит понимать Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в части, регулирующей полномочия прокурора по надзору за соблюдением законов органами, такую деятельность осуществляющими. Таким образом, прокурор, надзирая за исполнением законов органами, ведущими предварительное расследование, осуществляет не что иное, как уголовно-процессуальную деятельность, урегулированную нормами УПК.

    По нашему мнению, разделить деятельность прокурора на две самостоятельные функции - функцию уголовного преследования и функцию надзора за законностью - невозможно. Кроме того, право на осуществление надзора за органами предварительного расследования вытекает также из того, что прокурор в досудебном производстве является процессуальным руководителем органов дознания и предварительного следствия, поскольку именно он возглавляет деятельность по уголовному преследованию, на нем лежит ответственность за реализацию обвинения, а в дальнейшем - поддержание его перед судом. Письменные указания прокурора, данные им органу дознания, дознавателю, следователю, обязательны для исполнения.

    Прокурор, будучи ответственным за обоснованность обвинения, заинтересован в соблюдении закона органами предварительного расследования, так как его нарушение может повлечь за собой признание собранных доказательств недопустимыми и не имеющими юридической силы, а в конечном счете - невозможность опровержения презумпции невиновности на основе сформированной по делу доказательственной базы. Следовательно, осуществление прокурором надзора за деятельностью органов предварительного расследования охватывается выполняемой им функцией уголовного преследования, осуществляется в ее рамках.

    Здесь же следует отметить, что Концепция судебной реформы предполагала уже на первом этапе реформирования заменить прокурорский надзор за расследованием преступлений судебным контролем. Очевидно, что эффективное осуществление надзора или контроля га соблюдением закона, прав и свобод личности возможно лишь со стороны государственного органа, обладающего подлинной независимостью и не связанного с поднадзорными органами и должностными лицами единой по существу функцией.

    Однако прокурорский надзор за расследованием преступлений по-прежнему является одним из направлений прокуратуры согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», сохранен он и в новом Уголовно-процессуальном кодексе. Тем не менее, действующий УПК, по сравнению с предшествующим правовым регулированием, существенно расширил границы судебного контроля на предварительном расследовании, определив в полном соответствии с положениями Конституции РФ исключительную прерогативу суда на принятие решений, связанных с ограничением конституционных прав и свобод граждан на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и имущества, тайну переписки, телефонных и иных переговоров.

    Прокурор действует на всех без исключения стадиях уголовного судопроизводства, однако характер его деятельности и объем полномочий в них различны. Так, в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор имеет весьма обширные полномочия, которые носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса. Закон наделяет прокурора государственно-властными полномочиями уже с момента получения сообщения о преступлении.

    На этом этапе прокурор уполномочен проверять исполнение предписаний закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

    На стадии предварительного расследования прокуроры имеют следующие полномочия:

    • выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам вываленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
    • требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
    • давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
    • давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
    • отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК;
    • рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
    • участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК;
    • разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
    • отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;
    • изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
    • передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

    • утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
    • утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;
    • возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для предоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;
    • осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК.

    По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

    Прокурор, обязан следовать назначению уголовного судопроизводства и принципу охраны прав и свобод человека и гражданина. В этой связи он не только вправе, но и обязан отменять незаконные решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, применении к нему мер пресечения, прекращать необоснованное уголовное преследование, принимать меры к обеспечению прав потерпевшего, гражданского истца и других физических и юридических лиц, участвующих в уголовном процессе. Прокурор уполномочен рассматривать и разрешать ходатайства и жалобы, что само по себе выступает важным процессуальным механизмом защиты и восстановления нарушенных прав участников уголовного процесса.

    В судебном производстве по уголовному делу формы участия прокурора разнообразны: участие в качестве государственного обвинителя в разбирательстве дела судом первой инстанции; обжалование приговоров, определений и постановлений судов, не вступивших, а также вступивших в законную силу, участие в рассмотрении уголовных дел в апелляционной, кассационной, надзорной инстанциях, а также при возобновлении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; участие в рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.

    В судебном разбирательстве по уголовным делам функция уголовного преследования, выполняемая прокурором, проявляется в форме поддержания государственного обвинения перед судом. Прокурор участвует в судебном разбирательстве на основе принципов состязательности и равноправия сторон, но при этом не осуществляет прокурорского надзора за соблюдением закона судом, рассматривающим дело . Прокурор не пользуется в судебном разбирательстве какими-либо преимуществами по сравнению со стороной защиты, поскольку, как указано в ч. 4 ст. 15 УПК, «стороны равноправны перед судом».

    Усиление состязательных и диспозитивных начал в уголовном процессе, освобождение суда от обвинительных полномочий возлагают всю ответственность за доказывание обвинения на прокурора. В этой связи ч. 1 ст. 246 УПК устанавливает, что участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве по делам публичного частно-публичного обвинения обязательно.

    Помимо этого участие прокуроров представляется необходимым в рассмотрении дел частного обвинения. Проведение судебного разбирательств по указанным категориям дел в отсутствие государственного обвинителя невозможно, поскольку в силу принципов состязательности и презумпции невиновности именно обвинитель обязан представить и убедительно обосновать перед судом выдвинутое подсудимому обвинение, опровергнуть все доводы стороны защиты путем активного участия в судебно-следственных действиях. Государственный обвинитель излагает предъявленное подсудимому обвинение, заявляет ходатайства, представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

    Прокурор, являясь государственным обвинителем, действует в силу закона, подчиняясь публичному интересу защиты общества и личности от преступлений. Поддержание государственного обвинения есть по существу продолжение правозащитной функции прокуратуры, одна из форм ее реализации. Прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Поэтому прокурор должен поддерживать обвинение не во что бы то ни стало, а лишь в меру его доказанности, не упуская из виду и факты, говорящие в пользу подсудимого.

    В соответствии со ст. 17 УПК прокурор, как и другие профессиональные участники судопроизводства, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью. Как указано в ч. 7 ст. 246 УПК, если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа».

    Велика роль прокурора и в контрольных стадиях уголовного процесса . Он может обжаловать приговор, определение или постановление суда по уголовному делу во второй и надзорной инстанциях. При принесении представления он действует как равноправная сторона в процессе. Поэтому к принесению прокурором представления закон применяет понятие «обжалование», а не «опротестование». При рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной и надзорной инстанций прокурор поддерживает принесенное представление, высказывает свою позицию по поводу законности и обоснованности обжалованных судебных решений и обоснованности жалоб, принесенных другими участниками процесса.

    Прокурор принимает активное участие в такой форме пересмотра приговоров и иных судебных решений по уголовным делам, вступивших в законную силу, как возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Ему принадлежат весьма обширные дискреционные полномочия : принятие решения о возбуждении такого производства, проверка или расследование указанных обстоятельств, при наличии оснований для возобновления производства по делу - передача материалов в соответствующий суд, а при их отсутствии - прекращение возбужденного производства. Вопрос о возобновлении дела рассматривается в судебном заседании с участием прокурора.

    В стадии и исполнения приговора прокурор также имеет значительные полномочия:

    • принимает меры, направленные на своевременное обращение приговора к исполнению;
    • вносит на рассмотрение суда вопросы, возникшие в связи с исполнением приговора, и участвует в рассмотрении их судом.