Прокурор в уголовном процессе. Действия прокурора в уголовном процессе Что делает прокурор в уголовном процессе

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

В этой связи прокурор рассматривается законодателем как участник процесса со стороны обвинения.

Согласно ст. 37 УПК РФ в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

  • проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о ;
  • выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства;
  • требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или ;
  • давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
  • давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  • отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;
  • рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
  • участвовать в при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ;
  • разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
  • отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;
  • изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
  • утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по ;
  • возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;
  • осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК РФ.

По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК РФ, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

Полномочия прокурора, предусмотренные ст. 37 УПК РФ, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

Полномочия прокурора в уголовном деле: Видео

Прокурор – должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

В качестве прокурора в уголовном процессе могут действовать: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ).

Прокурор действует на всех стадиях уголовного процесса, но его полномочия на различных стадиях процесса неодинаковы.

Широкими полномочиями прокурор наделен на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Он осуществляет надзор за исполнением законов органами, выполняющими оперативно-разыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.

Его полномочия в досудебных стадиях носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса.

Иные полномочия, используемые прокурором в процессе расследования уголовного дела, можно распределить по следующим группам:

1) дача согласия на возбуждение следователем (дознавателем) перед судом ходатайств об избрании, отмене или изменении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, о временном отстранении от должности, вынесении постановления, разрешающего осуществление контроля и записи переговоров, наложении ареста на имущество или почтово-телеграфные отправления, производстве личного обыска, обыска или выемки в жилище;

2) дача органам, осуществляющим ОРД, дознание и предварительное следствие, в письменном виде обязательных для них указаний, дача санкций на производство некоторых следственных действий, непосредственное участие в предварительном расследовании, решение по существу вопросов, возникающих в процессе расследования, продление срока предварительного расследования;

3) разрешение отводов, заявленных нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводов, отстранение следователей или дознавателей от производства расследования, изъятие уголовного дела у органа дознания и передача его следователю, а также от одного органа расследования другому с обязательным указанием оснований такой передачи и изменения подследственности;

4) утверждение обвинительного заключения (акта) и направление дела в суд, возвращение дела дознавателю или следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования, приостановление или прекращение производства по делу, осуществление иных полномочий, предусмотренных законом.

В судебных стадиях прокурор выступает в качестве государственного обвинителя – стороны, поддерживающей обвинение от имени государства, либо в качестве должностного лица, уполномоченного принимать меры к устранению нарушений закона.

9. Подсудность и подследственность: понятие, виды, признаки

Подсудность – распределение между судами дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, т. е. установление конкретного суда, который должен разрешить данное дело.

Подсудностью признается совокупность юридических свойств уголовного дела, которые определяет суд, имеющий право рассматривать и разрешать конкретное уголовное дело (ст. 47 Конституции РФ).

В уголовном процессе различают три вида подсудности:

1) родовая подсудность означает отнесение дела к ведению того или иного звена судебной системы – в зависимости от вида преступления и характера уголовного дела. Такая подсудность прямо зависит от содержания (предмета) конкретного дела. Содержание же определяется, прежде всего, квалификацией содеянного лицом, привлекаемым куголов-ной ответственности. Общее правило определения предметной подсудности можно сформулировать так: районные суды должны рассматривать все уголовные дела, кроме тех, что по закону подсудны вышестоящим судам общей юрисдикции, всем военным судам и мировым судьям;

2) территориальная подсудность разграничивает компетенцию между однородными судами, т. е. различными судами одного и того же звена судебной системы (например, районными судами общей компетенции). Обычно по уголовным делам территориальная подсудность определяется местом совершения преступления. Дело рассматривается тем судом, в районе деятельности которого совершено преступление. Если место совершения преступления определить невозможно, то подсудность устанавливается по месту окончания предварительного следствия или дознания; 3)персональная подсудность определяется свойствами (признаками, особенностями) личности обвиняемого (подсудимого). По сути своей отнесение каких-то уголовных дел к ведению конкретных судов в зависимости от таких свойств является исключением из общих правил предметной и территориальной подсудности, а равно в определенной мере отступлением от конституционного принципа равенства всех перед законом и судом. Чаще всего во внимание принимаются такие персональные свойства лица, привлекаемого к уголовной ответственности, как его принадлежность к военнослужащим или к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие военные сборы или уволенные с военной службы). Подведомственность (подсудность) военных судов устанавливается ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и ч. 5–8 ст. 31 УПК РФ. Этим судам подведомственны уголовные дела о преступлениях, совершенных, как правило, военнослужащими.

Особым случаем необходимости учета «персонального фактора» при определении подсудности уголовных дел является установленное ст. 452 УПК РФ правило привлечения к ответственности члена Совета Федерации, депутата Государственной думы, судьи федерального суда.

Подследственность - это совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых определяется орган, правомочный и обязанный расследовать данное дело.

Выделяются следующие признаки подследственности:

Предметный (родовой);

Персональный (личный);

Альтернативный (смешанный);

Территориальный (местный).

Предметный, или родовой, признак определяет подследственность в зависимости от квалификации совершенного преступления

Статья 151 УПК РФ устанавливает перечни преступлений, расследование которых относится к компетенции следователей или дознавателей того или иного ведомства.

Исходя из этого признака, следователи прокуратуры расследуют уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях (убийство, похищение человека, изнасилование, нарушение конституционных прав и свобод, бандитизм, взяточничество, геноцид и т.д.).

Следователи органов Федеральной службы безопасности расследуют преступления о государственной измене, шпионаже, насильственном захвате власти, диверсии и другие преступления против государственной власти, основ конституционного строя, а также против мира и безопасности человечества.

Подавляющее большинство преступлений в соответствии с предметным признаком расследуют следователи органов внутренних дел. Это наиболее распространенные преступления против здоровья граждан; против собственности; налоговые преступления; против общественной безопасности; общественного порядка и порядка управления; против интересов службы в коммерческих и иных организациях; против безопасности движения транспорта и т.д.

Следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ расследуют преступления, связанные с изготовлением, контрабандой, хищением, распространением наркотиков и психотропных веществ.

Также по предметному признаку определяется и подследственность дознавателей органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Персональный, или личный, признак определяет подследственность в зависимости от особенностей субъекта преступления, состояния его здоровья, служебного положения.

По персональному признаку к подследственности следователей прокуратуры относятся все дела о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, Председателем Счетной палаты, Уполномоченным по правам человека, Президентом Российской Федерации, прекратившим свои полномочия, и кандидатом в Президенты, судьями, прокурорами, следователями, адвокатами, должностными лицами органов внутренних дел, ФСБ, Федеральной службы охраны, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также дела о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Кроме того, в отношении указанных лиц следователи прокуратуры производят расследование в форме дознания, если они совершат преступление, отнесенное к подследственности органов дознания.

Следователи военной прокуратуры расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Однако если вышеперечисленные лица совершат преступления, подследственные ФСБ (государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны и др.), то расследовать их будут следователи ФСБ.

Альтернативный, или смешанный, признак подследственности допускает производство предварительного расследования по делам одной и той же категории следователями различных ведомств.

Так, дела об организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем подследственны следователям прокуратуры, ФСБ и органов внутренних дел. Дела о бандитизме, организации преступного сообщества, о получении и даче взятки подследственны следователям органов прокуратуры и органов внутренних дел. Дела о контрабанде и терроризме - следователям ФСБ и МВД России. В соответствии с альтернативным признаком предварительное следствие по таким делам производится тем органом, который выявил эти преступления.

По этому же признаку определяется подследственность дел о преступлениях, перечисленных в ч. 5 ст. 151 УПК РФ (кража, мошенничество, грабеж, разбой, лжепредпринимательство, преднамеренное и фиктивное банкротство, захват заложника, преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, наркотических или психотропных веществ, в сфере компьютерной информации и др.)

Полномочия прокурора по надзору за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел:

  • 1. Проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п.1 ч.2 ст.37).
  • 2. Получать от органов предварительного расследования уведомления о возбуждении уголовного дела (ч.4 ст.146) и об отказе в возбуждении уголовного дела (ч.4 ст.148).
  • 3. Отменять постановление о возбуждении уголовного дела, если он признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным (ч.4ст.146). Прокурор при осуществлении этого полномочия вправе истребовать от органа предварительного расследования материалы доследственной проверки.
  • 4. Продлевать срок проверки дознавателем сообщения о преступлении до 30 суток при необходимости проведения документальных проверок или ревизий (ч.3 ст.144).
  • 5. Давать дознавателю (но не следователю) согласие на возбуждение уголовного дела, которое в иных случаях относилось бы к категории частного обвинения, т.е. если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы (ч.4 ст. 20, ч.4 ст.147, ч.3 ст.318).

Полномочия прокурора по обеспечению надлежащего субъекта предварительного расследования:

  • 1. Определять подследственность уголовных дел в случае возникновения вопроса или спора о подследственности между органами предварительного расследования (ч.3 ст.146, ч.8 ст.151).
  • 2. Передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами подследственности, установленными ст.151 (п.12 ч.2 ст.37).
  • 3. Разрешать отводы, заявленные участниками процесса дознавателю, а также его самоотводы (п.9 ч.2 ст.37).
  • 4. Отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК (п.10 ч.2 ст.37).
  • 5. Давать письменные указания о передаче уголовных дел, обычно подследственных органам дознания (п.1 ч.3 ст.150), для производства предварительного следствия (ч.4 ст.150).
  • 6. Давать письменные указания органам дознания о производстве дознания по уголовным делам об иных (помимо тех, что указаны в п.1 ч.3 ст.150 в качестве обычной подследственности для дознания) преступлениях небольшой и средней тяжести (п.2 ч.3 ст.150), которые иначе были бы подследствены следователю.

Прокурор не наделен правом, давать следователю указания о передаче дела дознавателю. Указания прокурора следователю предусмотрены законом только для трех случаев:

  • а) когда он требует от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п.3 ч.2 ст.37);
  • б) при возвращении прокурором уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия с целью устранения выявленных недостатков проведенного расследования (п.2 ч.1 ст.221);
  • в) при разрешении прокурором спора о подследственности (ч.8 ст.151).

Ни о нарушениях законодательства, ни об устранении выявленных недостатков здесь речи не идет; спор о подследственности в данном случае также отсутствует, поскольку имеется в виду лишь дискреционное полномочие прокурора определять форму предварительного расследования. Таким образом, реализовать свое право перераспределять в пользу органов дознания производство расследования по уголовным делам об "иных преступлениях небольшой и средней тяжести" прокурор практически может (при отсутствии споров о подследственности), если только дело еще не находится в производстве следователя, а именно:

  • 1) при вынесении прокурором мотивированного постановления о направлении материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п.2 ч.2 ст.37);
  • 2) по окончании производства органом дознания неотложных следственных действий по делам, по которым производство предварительного следствия в другом случае являлось бы обязательным (ст.157). Однако и это невозможно, когда дознание должно производиться следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных всей ч.3 ст.150, совершенных лицами, указанными в подп. "б" и "в" п.1 ч.2 ст.151 (п.7 ч.3 ст.151).
  • 7. Изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ с обязательным указанием оснований такой передачи (п.12 ч.2 ст.37).

Представляется, что с учетом перераспределения полномочий по руководству предварительным следствием в пользу руководителей следственных подразделений основаниями для такой передачи могут служить лишь нарушения, подпадающие под действие прокурорского надзора, предметом которого является законность, но не целесообразность действий следователя, как-то: грубые нарушения следователем правовых норм; отказ следователя от выполнения требований прокурора об устранении нарушений законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, и т.п.

Таким образом, прокурор, в зависимости от конкретной обстановки, может избирать любой способ реагирования на нарушения федерального закона - не только, как отмечалось выше, обжаловать действия следователя вышестоящему руководству либо не утвердить обвинительное заключение и дать следователю указания о производстве дополнительного расследования (ч.1 ст.221), но и изъять уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Полномочия прокурора по надзору за законностью производства предварительного расследования:

  • 1. Рассматривать жалобы на действия дознавателя и следователя (ст.124).
  • 2. Требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п.3 ч.2 ст.37).

Это полномочие прокурора подкреплено в УПК нормой о том, что законные требования, поручения и запросы прокурора обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч.4 ст.21).

Кроме того, прокурор может вызывать должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, а также граждан для объяснений по поводу нарушений законов1. Впрочем, надо иметь в виду, что требования прокурора (за исключением Генерального прокурора РФ - ч.6 ст.37) об устранении нарушений законодательства не являются строго обязательными для следователя. Дело в том, что, будучи не согласен с требованиями прокурора (т.е. не считая их законными), следователь может представить свои письменные возражения на них руководителю своего следственного органа (ч.3 ст.38). Именно этот руководитель и решает, согласиться или не согласиться с требованиями прокурора. Соглашаясь с ними, он дает следователю письменные указания об исполнении названных требований, а в случае несогласия - информирует прокурора об отказе от исполнения этих требований (ч.4 ст.39). Реакцией прокурора на этот отказ может быть обращение с требованием об устранении нарушений к руководителям вышестоящих следственных органов, вплоть до Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (например, Следственного комитета при МВД России). В случае же, если и они не соглашаются с требованиями прокурора, он далее может обратиться за разрешением спора лишь к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

  • 3. Отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя (п.6 ч.2 ст.37). Что же касается незаконных или необоснованных постановлений следователя, то надо помнить, что правом отменять их обладает только руководитель следственного органа (п.2 ч.1 ст.39).
  • 4. Получать от органов предварительного расследования уведомления:

о произведенном задержании подозреваемого в течение 12 часов с момента задержания (ч.3 ст.92);

освобождении подозреваемого, когда постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания (ч.3 ст.94);

направлении дознавателем уведомления лицу о наличии в отношении него подозрения в совершении преступления, причем прокурору направляется копия этого уведомления (ч.3 ст.2231);

неотложном производстве ряда следственных действий (осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также наложения ареста на имущество, указанного в ч.1 ст.1041 УК), ограничивающих конституционные права граждан (ч.5 ст.165), а также об отмене ареста корреспонденции (ч.6 ст.185);

приостановлении предварительного следствия (ч.2 ст. 208);

возобновлении предварительного следствия (ч.3 ст.211);

прекращении уголовного дела или уголовного преследования (ч.1 ст.213).

Полномочия прокурора по надзору за применением мер процессуального принуждения:

  • 1. Давать дознавателю (но не следователю) согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п.5 ч.2 ст.37).
  • 2. Участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства (как следствия, так и дознания) вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб (п.8 ч.2 ст.37, ст.125). Прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее такое ходатайство, обосновывает его в судебном заседании.
  • 3. Установив, что следователь нарушил требования ч.5 ст.109 УПК, т.е. если материалы оконченного расследованием уголовного дела не были предъявлены следователем обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику в пределах 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, отменять данную меру пресечения (ч.2 ст.221).
  • 4. Давать дознавателю согласие ходатайствовать перед судом о переводе лица, содержащегося под стражей, в психиатрический стационар (ч.1 ст.435).
  • 5. Давать согласие на неуведомление родственников подозреваемого о его задержании при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания (ч.4 ст.96). Следует сказать, что данное полномочие звучит определенным диссонансом с точки зрения идеи разделения функций расследования (следствия) и прокурорского надзора. Надзор, субъектом которого до утверждения обвинительного заключения является прокурор, по определению должен стремиться к тому, чтобы быть максимально беспристрастным, поэтому ему не следует руководствоваться "интересами предварительного расследования", т.е. в данном контексте - интересами стороны уголовного преследования. Названное полномочие более уместно при проведении расследования в форме дознания.

Надзорные полномочия прокурора при направлении ему уголовного дела с обвинительным заключением (актом):

  • 1. Признавать недопустимыми доказательства, полученные с нарушением требований УПК и федеральных законов (ч.2, 3 ст.88).
  • 2. Принимать решение о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду (п.3 ч.1 ст.221).
  • 3. Прекращать уголовное дело, поступившее от дознавателя с обвинительным актом (п.3 ч.1 ст.226).

Полномочия прокурора по реабилитации лица и иной непосредственной защите прав личности:

  • 1. Принимать предусмотренные гл.18 УПК меры по реабилитации лица в случаях прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п.1 и 2 ч.1 ст.24 и п.1 ч.1 ст.27 (ч.2 ст.212).
  • 2. Утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу (п.13 ч.2 ст.37).
  • 3. Прекращать уголовное дело при рассмотрении постановления следователя о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера (п.3 ч.5 ст.439).
  • 4. Отказаться от поддержания обвинения, если в ходе судебного разбирательства он придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение (ч.7 ст.246).

Надзорные полномочия прокурора в порядке судебного пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу:

  • 1. Вносить надзорные представления о пересмотре вступивших в законную силу приговоров, определений, постановлений суда (ст.402).
  • 2. Возбуждать производство ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (ст.415).
  • 3. В порядке осуществления уголовного преследования у прокурора сохранились следующие полномочия.

Полномочия прокурора по инициированию уголовного преследования:

  • 1. Выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п.2 ч.2 ст.37).
  • 2. Признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч.6 ст.148).
  • 3. Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, отменить его и направить соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями (ч.6 ст.148).

Полномочия прокурора по руководству дознанием:

  • 1. Давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий.
  • 2. Продлевать срок дознания (ст.223).

Полномочия прокурора по формированию государственного обвинения:

  • 1. Утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу (п.14 ч.2 ст.37, п.1 ч.1 ст.221, п.1 ч.1 ст.226).
  • 2. Возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков (п.15 ч.2 ст.37, п.2 ч.1 ст.221, п.2 ч.1 ст.226).
  • 3. Направлять уголовное дело в суд после утверждения обвинительного заключения (акта); вручать копии обвинительного заключения (акта) с приложениями обвиняемому, а также защитнику и потерпевшему, если они ходатайствуют об этом (ст.222, 226).

Полномочия прокурора по поддержанию государственного обвинения в суде:

  • 1. Поддерживать государственное обвинение и быть субъектом доказывания (ч.1 ст.86) в ходе судебного производства по уголовному делу (ч.3 ст.37, ч.5 ст.246).
  • 2. Вступать в уголовное дело частного обвинения (ч.4 ст.318).

Полномочие прокурора по пересмотру не вступивших в законную силу судебных решений. В отличие от внесения прокурором представлений в порядке надзора или заключений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, данные действия осуществляются, прежде всего, в интересах уголовного преследования, которое прокурор поддерживал в судебном разбирательстве.

вносить апелляционные и кассационные представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций (ст.354).

Полномочия прокурора в порядке международного сотрудничества в сфере уголовного процесса

  • 1. Вносить через Генеральную прокуратуру РФ запрос о производстве на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ, органами иностранного государства в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением или на основе принципа взаимности (ч.1 ст.453).
  • 2. Исполнять переданные в установленном порядке запросы о производстве процессуальных действий, поступившие от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, в соответствии с международными договорами РФ, международными соглашениями или на основе принципа взаимности (п.1 ст.457).
  • 3. Принимать решения по вопросу о направлении материалов возбужденного и расследуемого уголовного дела о совершении преступления на территории РФ иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории РФ в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования. Это полномочие принадлежит только Генеральной прокуратуре РФ (ст.458).
  • 4. Принимать решения по запросам компетентных органов иностранных государств об уголовном преследовании граждан РФ, совершивших преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в РФ. Это также прерогатива лишь Генеральной прокуратуры РФ (ч.1 ст.459).
  • 5. Принимать решения о направлении в соответствующий компетентный орган иностранного государства запроса о выдаче лица, находящегося на территории данного государства. Данное полномочие осуществляется лишь Генеральной прокуратурой РФ (ч.3 ст.460).
  • 6. Принимать решения по запросам о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства. Правом решать этот вопрос обладают лишь Генеральный прокурор РФ или его заместитель (ч.4, 7 ст.462, ст.465).
  • 7. Направлять в суд материалы, подтверждающие законность и обоснованность решения о выдаче лица в случае обжалования в суд этого решения (ч.3 ст.463).
  • 8. Принимать решения по вопросу об избрании меры пресечения в целях обеспечения возможности выдачи лица при получении от иностранного государства запроса о выдаче лица, если при этом не представлено решение судебного органа об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (ч.1 ст.466).
  • 9. Подвергать лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, домашнему аресту или заключить его под стражу без подтверждения указанного решения судом РФ, если к запросу прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу (ч.2 ст.466).

Прокурор - государственный орган, выполняющий в уголовном судопроизводстве разнообразные функции.

Вопрос о выполнении прокурором функций в уголовном процессе является остродискуссионным.

Думается, что в досудебных стадиях и в стадии предания суду до назначения судебного заседания прокурор осуществляет функции уголовного преследования и надзора за соблюдением законов органами, ведущими досудебную подготовку материалов. В стадии судебного разбирательства он выполняет роль стороны, представляющей публичные интересы и поддерживающей обвинение. После вступления приговора в законную силу прокурор реализует правозащитную функцию, которую в правовой литературе чаще всего называют функцией надзора за законностью.

Только прокурор располагает полномочиями санкционировать решения:

о возбуждении уголовного дела;

о применении меры пресечения в виде залога;

о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом федеральную тайну;

о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по некоторым нереабилитирующим.

Только с согласия прокурора перед судом возбуждаются ходатайства:

о применении меры пресечения в виде заключения под стражу;

о продлении срока содержания под стражей;

о временном отстранении обвиняемого от должности;

о наложении ареста на имущество;

о производстве обыска;

о производстве других следственных действий, если это требует предварительного судебного решения.

Только по постановлению прокурора, независимо от того, в чьем производстве находится уголовное дело, принимаются решения о соединении в одном производстве уголовных дел (часть третья статьи 153 УПК).

Только прокурор может:

определить подследственность при соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования (часть седьмая статьи 151 УПК);

продлить срок предварительного расследования (статья 162 УПК).

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные

действия;

давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;


отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК при производстве предварительного расследования;

изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя

другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

решать вопрос о производстве предварительного следствия следственной группой;

передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности;

отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя;

поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;

возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу.

Надзорные полномочия предназначены для осуществления надзора за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия прокурор наделен широчайшими полномочиями, общий смысл которых заключается в том, что этот участник предварительного расследования практически всевластен в пределах своей компетенции на территории, подпадающей под его юрисдикцию в определении направлений производства такого расследования, объеме следственных действий, применении мер уголовно-процессуального принуждения и, в конечном счете, относительно судьбы следственного производства по любому уголовному делу, в чьем бы производстве оно ни находилось.

Осуществляя функцию уголовного преследования, прокурор в пределах своей компетенции вправе возбудить или принять к своему производству, поручить подчиненному ему прокурору либо следователю предварительное расследование любого преступления. Приняв уголовное дело к своему производству, прокурор вправе и обязан расследовать его в полном объеме, предъявить обвинение, завершив досудебное производство его прекращением или составлением обвинительного заключения за своей подписью и направлением данного уголовного дела по подсудности с уведомлением суда о своем намерении поддерживать государственное обвинение при рассмотрении дела по существу.

В суде первой инстанции прокурор принимает участие в качестве государственного обвинителя. такое участие обязательно в судебном разбирательстве всех уголовных дел публичного и частнопубличного обвинения, что жестко диктуется соблюдением принципа состязательности в уголовном судопроизводстве. Без уголовного иска государства, а государство представляет прокурор, нет спора по поводу обвинения конкретного лица в преступлении, а значит, не может быть и самого процесса. Поддержание государственного обвинения в суде первой инстанции - важнейшая часть возложенной на прокуратуру функции уголовного преследования, как деятельности, направленной на изобличение лица, совершивше­го преступление, привлечение его к ответственности, направление дела в суд и обоснование обвинения перед судом.

13. Задачи и полномочия следователя и руководителя следственного органа. Следователь - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять расследование, собирать доказательства, подтверждающие событие преступления, а также устанавливающие все его обстоятельства и изобличающие лицо в его совершении.

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Следователи всех ведомств и министерств обладают процессуальной самостоятельностью .

Следователь самостоятельно принимает решения о направлении расследования и производстве следственных действий и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Но в некоторых случаях следователь обязан получить судебное разрешение или санкцию прокурора.

Следователь обязан ставить прокурора в известность о своих важнейших решениях (о возбуждении УД, его прекращении, задержании подозреваемого и т.д.), так как прокурор осуществляет надзор за производством расследования. По ходатайству следователя прокурор продляет срок предварительного расследования.

Но прокурорский надзор не лишает следователя процессуальной самостоятельности.

При производстве расследования следователь по своему внутреннему убеждению оценивает доказательства. Прокурор может дать следователю письменные указания, являющиеся обязательными для следователя.

Следователь может не согласиться с указаниями пркурора. Несогласие следователя с указаниями прокурора не приостанавливает их выполнения. Однако при несогласии следователя с указаниями прокурора по наиболее важным вопросам УД (о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления, об объеме обвинения, избрании меры пресечения или ее отмене, отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или проведении процессуальных действий, о направлении дела в суд или его прекращении, об отводе следователя или его отстранении, о передаче дела другому следователю) он может сразу же обжаловать их вышестоящему прокурору.

Следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскной деятельности, отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте и получать содействие при их осуществлении. Постановления следователя по находящемуся в его производстве УД обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и общественными объединениями.

Действующий УПК допускает контроль со стороны суда за деятельностью правоохранительных органов в следующих процессуальных формах:

Досудебная процедура дачи разрешения на проведение оперативно - розыскных и следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан (прослушивание телефонных и иных переговоров, просмотр почтовых, телеграфных и иных отправлений и т.д.);

Досудебная процедура рассмотрения жалоб на действия органов дознания, предварительного следствия, (обжалование постановлений о задержании, содержании под стражей, продлении сроков содержания под стражей);

Судебная процедура проверки законченных расследованием уголовных дел: при назначении дела к слушанию; в подготовительной части судебного заседания; в ходе судебного следствия; при постановлении приговора; в кассационной инстанции; в надзорном порядке; в порядке производства по вновь открывшимся обстоятельствам.

Начальник следственного отдела - это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение.

Задачи: он осуществляет контроль за своевременностью действий следователя по расследованию преступлений, принимает меры к повышению эффективности расследования, недопущению волокиты. Таким образом, начальник СО осуществляет организационное руководство следственным подразделением, но имеет также некоторые полномочия по процессуальному руководству деятельностью подчиненных ему следователей. При этом он не заменяет прокурора, хотя их полномочия во многом сопоставимы. Прокурорский надзор распространяется как на следователя, так и на начальника СО. В соответствии УПК начальник СО наделен следующими полномочиями:

возбуждать УД;

поручать производство следствия следователю или группе следователей;

отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении следствия;

вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя;

проверять материалы уголовных дел;

давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении в качестве обвиняемого, избрании меры пресечения, квалификации преступления и объеме обвинения.

Такие указания являются обязательными для следователя. При несогласии с ними следователь вправе их обжаловать прокурору, но это не приостанавливает их исполнения, кроме указаний об изъятии УД и передаче его другому следователю, привлечении лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объеме обвинения, избрании меры пресечения и проведении следственных действий, требующих судебного решения.

Начальник СО вправе принять УД к своему производству и провести расследование в полном объеме.

УПК РФ установил полномочия прокурора в уголовном процессе. Согласно закону, прокурор в уголовном процессе обязан проводить линию обвинения и выявлять нарушения законодательства, осуществлять контроль для выявления нарушений прав граждан, рассматривать заявления о нарушении закона, контролировать расследование преступных действий. Он уполномочен проверять на соответствие законодательству решения правоохранительных органов.


Прокурором считается состоящее в штатной структуре прокуратуры лицо, наделённое государственными правами и обязанностями в уголовном процессе.

На всякой стадии прокурором применяются разные функции. Они определяются стоящими для каждой стадии задачами.

До судебного разбирательства представитель прокуратуры:

  • действует в рамках раскрытия совершённых преступных деяний;
  • осуществляет контроль над исполнением полномочий органами и структурами МВД РФ;
  • реализует функцию правовой защиты и преследования по уголовному законодательству;
  • управляет деятельностью должностных лиц следствия и дознания, наделённых полномочиями возбуждения дел;
  • координирует действия органов правопорядка при формировании дел уголовной направленности.

На этой стадии представителями прокуратуры применяется большинство из представленных функций, не исключая научный подход.

На этапах определения сроков суда, судебного рассмотрения дела, при подаче апелляции, применения приговора, при надзоре применяются три направления:
  1. Противостояние преступным нелегальным проявлениям.
  2. Преследование по уголовному закону.
  3. Правовая защита.

Особый порядок рассмотрения предполагает деятельность прокурора, аналогичная обычному судебному разбирательству.

Функции остаются неизменными, как и на этапах досудебного рассмотрения и при надзоре, если дело открывается вновь из-за возникших веских обстоятельств. Здесь применяются положения, установленные уголовным процессом.

На практике прокурор является обвинителем. В суде аргументирует вину обвиняемого, совершившего противоправные деяния.

Участие прокурора в уголовном процессе необходимо для защиты и поддержки:

  1. Конституционных прав людей.
  2. Общественных устоев и государственности.
  3. Главенства закона.

Закон и УПК РФ наделили прокуратуру правом представлять позицию государства в слушаниях по делам уголовной направленности и надзирать за органами следствия.

Функции уголовного процесса определяют направления деятельности прокурора. Главным направлением считается установление виновности лица, преступившего закон, и выдерживание линии обвинения в судебной инстанции.

Каковы полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве? Прокурор в уголовном судопроизводстве, в соответствии с законом, выполняет множество разнообразных функций. Это целая система, обеспечивающая ход уголовных судебных разбирательств, в том числе и с участием присяжных заседателей.

Полномочия не ограничиваются только указанными функциями обвинения преступивших закон граждан и надзором за органами силовых структур.

Они состоят из других особенностей системы судебного производства.

Система включает:
  • цели уголовного процесса;
  • общие обязанности с правами участвующих в судебном процессе;
  • методы и формы регулирования отношений в процессе.

Отдельные компоненты системы отличаются от тех, что предусмотрены Законом. Например, управление работой сотрудников полиции, внесение корректив в их деятельность в вопросах проблематики расследования и возбуждения дел.

Участие прокурора в уголовном судопроизводстве определяется:
  1. Контролем правильного толкования Закона. Смысл этой функции состоит в своевременном обнаружении совершившихся либо предполагаемых нарушений уголовного процесса.
  2. Раскрытием противозаконных деяний. Эта функция предусмотрена статьёй 21 УПК. Обязанностью является принятие эффективных действий для изобличения виновного в преступлении правовых норм, используя положения УПК. Основной элемент рассматриваемой структуры влияет на состояние криминальной составляющей в обществе. Конечная задача – искоренение преступности.
  3. Уголовным преследованием, предусмотренным статьями 21 и 37 процессуального законодательства. Преследует цель соблюдения главенства Конституционных прав граждан, обеспечения законности в государстве. Применяется к лицам, преступившим закон. Для применения к ним принуждения в рамках процессуального законодательства. Задача – добиться уголовного наказания для всех виновных в совершении незаконных деяний посредством доказательств.
  4. Правовой защитой. Статья 6 процессуального законодательства определяет процесс в виде правовой защиты объектов преступных посягательств, контролирует законность обвинения с выполнением надзорных функций. Основным направлением считается защита Конституционных принципов субъектов уголовного процесса. Задача состоит в пресечении незаконных действий в отношении лиц, участвующих в судах.
  5. Управлением процессуальными функциями уполномоченных органов при открытии уголовных дел и их расследовании. Компетентные и уполномоченные представители органов следствия, дознания руководствуются и исполняют рабочие указания прокурора для обеспечения законного и объективного расследования.
  6. Координацией действий органов силовых структур. Основные направления – возбуждение дел и расследование. В процессе задействованы разные структуры полиции для объединения усилий.

Отличием функциональных обязанностей между управлением и координацией считается тот факт, что при управлении в подчинении оказываются только отдельно взятые представители органов, ведущих следствие, причём по различным делам.

Контроль осуществляется и за соблюдением законных сроков и оснований возбуждения производства, полнотой собранных материалов для раскрытия преступных деяний. На этапе начального следствия прокуратура оказывает силовым структурам поддержку. Указывает направления деятельности, требующие детальной проработки (дополнительные проверочные мероприятия, другую версию, точное изложение обвинения).

Координирование усилий происходит при привлечении к раскрытию противозаконных действий ряда силовых структур.

Прокурор имеет полномочия привлекать МВД, ФСБ, таможню, МЧС одновременно.

Такая объединённая группа координируется прокуратурой в целях скорейшего расследования преступлений с недопущением дублирования действий.

Прокурор в досудебном производстве

Закон наделил прокурора целым рядом полномочий для участия в досудебном производстве:

Документально оформленные поручения дознанию, следствию обязательны для выполнения даже в случае обжалования.

Этими правами наделены прокуроры районов, городов со своими заместителями, а также руководители вышестоящих прокуратур.

Может ли прокуратура возбуждать уголовные дела? Начальным этапом судебного производства является возбуждение дела по уголовно наказуемому деянию.

Считается основной стадией процессуальных действий. Эффективность расследования зависит от первых шагов. Возбуждение дела должно быть обоснованным – это главное условие соблюдения конституционных прав граждан.

На рассматриваемом этапе судебного производства прокурор обеспечивает контрольные функции с задачей соблюдения органами следствия правовых гарантий граждан.

Согласно статье 146 уголовно-процессуального Кодекса полномочия по возбуждению дел по преступным деяниям даны:
  • подразделениям дознания;
  • непосредственно представителю органов дознания;
  • лицу, возглавляющему следственный орган;
  • сотруднику следствия.

Может ли прокурор возбуждать уголовные дела? Анализ статьи показывает, что это должностное лицо не является уполномоченным на такое процессуальное действие. Установленные законом правила не требуют непосредственного участия прокурора в возбуждении дела по преступлению, его согласия не нужно. Таким образом, возбуждение уголовного дела прокурором не производится.

Вместе с тем прокурор в обязательном порядке получает постановление о возбуждении дела. Выявив нарушения законодательства, в течение суток с принятия документов он может отказать в возбуждении, предоставить письменное обоснование отказа инициатору, открывшему дело.

Следующим этапом является проверка фиксации информации о преступных проявлениях. Прокурор такие действия не проводит, а поручает их дознанию. Имеет право рассмотреть жалобу на непринятие заявления о преступных действиях.

На этом этапе главными обязанностями является:
  • определение законности возбуждения дела уполномоченными органами;
  • рассмотрение заявления о незаконных действиях;
  • гарантировать соблюдение гражданских прав, участников процесса.

По статье 148 процессуального законодательства вынесение постановления с отказом в открытии уголовного дела производится уполномоченными лицами соответствующих органов. Документальное подтверждение вручается обратившемуся и руководителю прокуратуры. На отказ существует возможность подачи жалобы.

Отличительной чертой участия прокурора при возбуждении дела считается ещё и контроль всех процедурных вопросов от приёма сообщения до возбуждения дела. Есть возможность быстрого реагирования на нарушения закона, обнаруженные на этих этапах.

На этом этапе закон наделил прокурора правом:

  1. Осуществлять преследование и контролировать работу дознания и следствия.
  2. Использовать право и руководствоваться им, управлять ходом следствия.
  3. Давать разрешение на ходатайство в судебную инстанцию о каких-либо процессуальных действиях.
  4. Мотивировано отменять незаконно возбуждённое дело.
  5. Требовать исправления в установленные сроки недостатков, выявленных в следственных действиях.
  6. Давать органам дознания указания, в каком порядке необходимо расследовать преступление.
  7. Рассматривать изложенные в письменном виде аргументы следствия о наличии нарушений действующего закона.
  8. Отклонять несоответствующие правовым нормам постановления подчинённых работников прокуратуры.

Круг правовых возможностей прокурора в рамках процессуального законодательства обширен, но направлен на соблюдение Конституционных прав людей, пострадавших от преступных проявлений.

Участие прокурора в рассмотрении российскими судами уголовных дел предусмотрено процессуальным законодательством. Статьёй 37 УПК ему предоставлено право выдерживать линию гособвинения. Этой же статьёй предоставлена возможность отказа в преследовании виновного, но с обязательным предоставлением изложенных в письменном виде причин такого решения.

В соответствии с законодательством судебными стадиями считаются:
  • предварительное рассмотрение;
  • разбирательство в судебной инстанции.

Участвуя в судебных заседаниях, прокурор реализует полномочия, необходимые для объективного вывода о виновности привлекаемого к ответственности.

На предварительном этапе в соответствии с предусмотренными уголовным процессом требованиями:
  • излагается позиция обвинения относительно достоверности доказательств;
  • рассматривается возможность возврата дела в прокуратуру;
  • решается вопрос прекращения дела либо преследования.

Поэтому присутствие прокурора на стадии начального судебного производства является обязательным. В соответствии с 235 статьёй УПК аргументы, приводимые адвокатами пострадавшей стороны, могут быть опровергнуты только представителями прокуратуры.

Право выступать с подачей жалобы на решение суда о прекращении дела либо по избранию меры пресечения регламентируется положениями 236 статьи. На неаргументированное решение судебных органов может быть заявлено представление в апелляционном или кассационном порядке.

На стадии разбирательства в судебной инстанции гособвинитель использует права, предусмотренные 246 статьёй:

  • предъявляет доказательства;
  • изучает имеющие отношение к делу доказательства;
  • высказывает позицию стороны обвинения;
  • предлагает применить конкретное наказание;
  • использует механизм гражданского судопроизводства.

Указанный общий перечень позволяет стороне обвинения входить в состав участников судебного разбирательства и использовать все возможности, предоставленные законом.

До принятия окончательного решения судебной инстанцией у представителя прокуратуры есть право внести изменение с целью уменьшить наказание.

Это делается:
  • исключением квалификационного признака, ужесточающего приговор;
  • применением другой нормы УК, отличной от той, что применялась обвинением изначально;
  • иной квалификацией с менее жёстким наказанием.

Сторона обвинения, согласно 314 статье, может не возражать, но имеет право не соглашаться на проведение суда в особом режиме. Реализация права на возражение предусматривает рассмотрение дела в общем порядке.

В суде первой инстанции:

  • обвинение может смягчить наказание;
  • особенностью прений является обязательное присутствие прокурора;
  • допускается его участие в репликах;
  • после участия в прениях, до удаления судьи для вынесения вердикта, представитель прокуратуры кратко либо в развёрнутом виде письменно предоставляет материал с проектом решений по делу;
  • обвинителем в трёхдневный срок после последнего заседания может возбуждаться ходатайство, делаться запрос с требованием предоставить возможность изучить протокол суда;
  • закон позволяет судье установить особый порядок для вынесения решения в случае согласия виновного с позицией прокурора.

Сторона обвинения, оценив свои доказательства уже во время судебного рассмотрения в первой инстанции, имеет право выразить аргументированный полный или частичный отказ от вынесенных подсудимому обвинений. Эти действия имеют значение для закрытия дела и преследования, а при частичном отказе – к прекращению разбирательства в этой части.

В суде второй инстанции обвинитель подаёт представление на решения мировых судей до вступления их в силу.

В этом случае приговор приостанавливается.

Исключением является, когда вынесенный приговор:

  • оправдывает обвиняемого;
  • не предусматривает наказания;
  • с наказанием, но без его отбывания, без тюремного заключения либо условного срока.

В судебном заседании участие прокурорского работника необходимо. Суд применяет порядок ведения слушаний тот же, что и для первой инстанции.

Полномочия в стадии кассации и надзорного производства

В кассации суд:

  • по заявленным требованиям обвинителя имеет право дать оценку качеству доказательств;
  • принимает документы, не полученные на доследственном этапе, дополнительно внесённые прокурором.

Кассация прокуратуры (представление в письменном виде), поступив в судебную инстанцию, рассматривается судьёй. Суд сообщает в двухнедельный срок о том, где и когда состоится разбирательство. По жалобе обвиняемой стороны на постановление суда прокурор обязан подать возражения.

Законодательство установило исключительные требования к надзорному пересмотру судебных вердиктов, который применяется:
  1. Если не нашло место законное решение на предыдущих судебных этапах.
  2. Если решение суда было не обжаловано в установленный срок, а участники процесса считают, что оно не соответствует закону.

На решение кассационной инстанции, с которым не согласен обвинитель, на имя руководителя надзорного суда подаётся надзорное представление, составленное по установленной форме.

Обвинитель имеет право изучать надзорные жалобы лиц, участвующих в процессе.

Надзорное представление в кассационной инстанции прокурор представляет лично. В судебной коллегии ВС РФ это делает прокурор Генпрокуратуры РФ. Такое представление либо удовлетворяется, либо отклоняется судом.