Понятие признаки и сущность государства кратко. Понятие, сущность и основные признаки государства

Государство - публично-властная, политико-правовая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

Государство – это политико-территориальная организация публичной власти, которая в обязательном порядке обладает аппаратом управления и принуждения, механизмом сбора налогов и законодательными органами.

Под государством разные философы и правоведы понимали:

«Сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан» Аристотель

«Машина для угнетения одного класса другим, машины, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» В.И. Ленин

«Естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка» Л. Гумплович

«Союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы» М. Т. Цицерон

Признаки государства:

1. население

2. территория

3. суверенитет

4. взаимосвязь государства и права

5. система налогообложения

6. публичная государственная власть

Сущность государства

Сущность государства – состоит в том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах она осуществляется. Сущность государства раскрывает понятие предназначения государства.

Подходы к определению сущности и предназначения государства:

1. Классовый подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит и осуществляется в интересах экономически-господствующего класса – собственников орудия и средств производства.

2. Общесоциальный подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит всему обществу, лавируя между интересами отдельной личности, социальной группы, классов или всего населения страны.

3. Диалектический подход к сущности государства – власть это отражение единства и борьбы противоположностей – одновременно принадлежит и господствующему классу и всему обществу.

9. Характеристика основных внешних функций государства

Функции государства - основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач для достижения целей, обусловленных его сущностью и назначением.

Внешние функции государства - основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире.

В современный период Российскому государству присущи следующие внешние функции:

    1) Функция обороны страны – деятельность государства по поддержанию достаточного уровня обороноспособности страны для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов и др. Несмотря на улучшение международной обстановки, у России еще немало внешнеполитических проблем, поэтому роль данной функции велика.

    2) Функция поддержания мира и мирового порядка – деятельность государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению и ликвидации химического и ядерного оружия, укреплению решения о нераспространении оружия массового поражения и новейших военных технологий. Кроме того, участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, военно-техническое сотрудничество с другими странами.

    3) Функция делового сотрудничества с другими государствами - проявляется в разнообразной деятельности государства, направленной на установление и укрепление политических, экономических, правовых, правоохранительных, культурных и иных отношений, сочетающих интересы данного государства с интересами других государств.

    4) Функция интеграции в мировую экономику - в самостоятельную функцию выделилась лишь в последний период развития Российского государства. Данная функция означает использование возможностей для эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику. Так Россия вступила в основные международные организации, заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом.

10. Внутренние функции государства - основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним внутренних задач.

В современный период Российскому государству присущи следующие внутренние функции:

    1) Экономическая функция: заключается в выработке и государственной координации основных направлений развития экономики. Используются экономические методы: налоги, займы, кредиты, льготы и др.

    2) Функци социальной защиты - направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизнедеятельности для своего общества и социальную защищенность личности (поддерживать малоимущие слои населения, здравоохранение, строительство и др).

    3) Функции развития культуры, науки и образования – призвана обеспечить культурный и общеобразовательный уровень развития граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия для их участия в культурной жизни общества, пользования различными учреждениями культуры и искусства, государственную поддержку развития науки и образования. Т.е. развивать театр, литературу, кино, музыку, искусство, спорт, радио, телевидение и др., сохранение памятников, заповедных зон, музеев, библиотек.

    4) Функции налогообложения: заключаются в сбое налогов, т.к. налог все больше становится главным методом системы управления, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической.

    5) Экологическая функция - выражается в разработке природоохранительного законодательства, с помощью которого устанавливается правовой режим природопользования, в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов.

    6) Функция охраны прав и свобод гражданина, всех форм собственности, правопорядка – деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”.

Государство - организация, созданная для властного управления обществом в целом, выражающая и проводящая в жизнь интересы его основных социальных групп, обладающая особыми свойствами (суверенитетом, территориальностью, специальным аппаратом) и занимающая ведущее место в системе социальной власти.

Как организация государство представляет собой выделенную из общества группу людей, которая наделена возможностью осуществлять государственную власть, т.е. подчинять волю всех других людей и объединений для решения общих дел, согласования их совместной деятельности. Опираясь на все общество, реализуя его общие потребности, государство осуществляет власть, ориентируясь, прежде всего, на интересы основных социальных групп общества, тех, которые играют в нем наиболее значимую роль, определяют его лицо и направления социального прогресса. Воля этих социальных групп составляет сущность государства.

Вместе с тем государство - относительно самостоятельный элемент общественной системы, осуществляющий в ней властные функции, по отношению к которому общество выступает как объект правления. От характера государственной власти, ее способности выполнять свои задачи напрямую зависит не только сохранение, но и прогрессивное развитие

Признаки государства - его качественные черты, выражающие особенности государства по сравнению с другими организациями, осуществляющими властно - управленческие функции в обществе.

Признаки государства являются выражением его социальной природы и сущности. Они характеризуют качественные свойства государства как особой организации власти. Признаки отличают государство от иных организаций, осуществляющих социальную власть, таких как различного рода союзы и объединения людей. Эти признаки отличают государство также от родовых форм организации власти, которые действовали как основные на начальном этапе развития человеческого общества и сохранили определенное значение в современном обществе.

К основным признакам государства относятся суверенитет, осуществление власти по территориальному принципу, особая организация публичной власти страны.

Суверенитет государства означает верховенство и определяющую роль государства внутри страны по отношению к любым другим источникам социальной власти и его независимость от внешних источников власти, иных государств в проведении внутренней и внешней политики. Суверенитет государства не беспределен; внутри страны он ограничен производностью от суверенитета народа; вне страны - принятыми нормами отношений между государствами.

Осуществление власти по территориальному принципу проявляется в том, что каждое государство "привязано" к определенной его государственными границами территории. Объектами государственной власти являются все лица, находящиеся в ее пределах, вне зависимости от их социальных, национальных и иных признаков. Территория государства с проживающим на ней населением образует страну.

Особая организация публичной власти выражается в том, что государство представлено специальным, выделенным из общества аппаратом управления. Этот аппарат действует на профессиональной основе, официально выступает от имени всего общества и содержится за счет налогов и сборов с населения. Помимо собственно органов управления, аппарат государства включает в себя специальные силовые органы принуждения (армию, полицию, органы безопасности и др.).

Сущность государства - это воля гражданского общества, направленная на организацию и поддержание властного управления обществом в целом с целью обеспечения его единства и согласования интересов различных социальных групп.Воснове любого общественного явления, в том числе и государства, лежитсоциальная воля, т.е. стремление субъектов общественной жизни достичь определенных их потребностям целей. Определить сущность государства - значит понять, волю каких социальных субъектов оно выражает, и какие цели они реализуют через государство в общественной жизни.

До недавнего времени в российском государствоведении доминировал классовый подход к сущности государства. В соответствии с ним государство понималось как организация диктатуры экономически господствующего класса, который с помощью государства навязывает свою волю другим классам и обеспечивает свое привилегированное положение в обществе. Государство с этих позиций необходимо для общества только тогда, когда в нем существуют противоположные, антагонистические классы.

Этот подход, верно отражая особенности государства ранних исторических эпох, обнаружил неадекватность современному цивилизованному обществу, поскольку оно постепенно теряет признаки классовости, а государство продолжает существовать и активно развиваться.

Общесоциальный подход к сущности государства , в противоположность классовому, считает, государственная власть изначально, на всех этапах своего исторического развития выражает волю всего гражданского общества и путем компромисса между отдельными социальными группами стремится к достижению общего блага. Поскольку государственная власть обеспечивает управляемость всей общественной системы, способствует ее самосохранению и предотвращает тенденции к распаду, то в государственной власти оказываются объективно заинтересованы все субъекты общественной жизни, несмотря на то, что их частные интересы могут не совпадать или находиться в прямой противоположности.

Дуалистический подход к сущности государства пытается в определенной степени соединить противоположности классового и общесоциального подходов. С его позиций социальная воля, реализующая себя в государственной власти, имеет две стороны: классовую и общесоциальную. Государство, с одной стороны, - это организация экономически господствующего класса; с другой стороны, оно неизбежно реализует и общесоциальные цели, действует в интересах общества в целом. В историческом развитии государства его сущность меняется. Если в государствах раннего исторического периода превалирует первая сторона, классовая, то у современного цивилизованного государства - вторая, общесоциальная.

Гуманитарными науками выработано, множество определений государства. Приведем некоторые из них:

«Организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью» (Р. Моль).

«Союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти» (В.М. Хвостов).

«Союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории» (Е. Трубецкой).

«Оседлая и организованная масса лиц и общественных союзов, живущих на определенной территории и подчиненных одной верховной власти, облеченной правами законодательства, суда и управления для обеспечения юридического порядка и общих условий благосостояния» (А. Градовский).

«Общественный союз, представляющий собой самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми» (Н.М.Коркунов).

«Политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок» (С.С. Алексеев).

«Универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая, прежде всего, интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи» (В. Чиркин).

«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (В.И.Ленин).

«Множество людей (субъектов государственного общения, граждан или подданных), объединенных на определенной территории публичной политической властью правового типа» (В. А. Четвернин).

Несмотря на некоторые различия, все определения содержат сходные признаки.

Признаки государства:

Территория - пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть. Территория государства ограничивается государственной границей - плоскостью, определяющей пределы действия государственной власти как суверенной. Таким образом, государственная территория является не географической, а политико-правовой категорией. Для первобытного общества территориальные границы среды обитания вследствие кочевого образа жизни были весьма условны. Государство же характеризует четкое закрепление как «внешних» границ, так и внутреннего деления территории на отдельные управляемые единицы.

С момента возникновения государства защита государственных границ и территориальной целостности является его важнейшей функцией. Принцип территориальной целостности (неприкосновенности границ) государства - один из устоев современного международного права.

Структура территории складывается из следующих элементов:

1) сухопутная часть, включающая материковую поверхность, острова и анклавы (части территории, окруженные со всех сторон территорией других государств и не имеющие выхода к морю);

2) водная часть, включающая воды рек, озер, искусственных водохранилищ, расположенных в пределах сухопутной части государства, а также морские воды, омывающие его побережье;

3) подземная территория, а именно недра, расположенные под сухопутной и водной территорией государства;

4) воздушная территория - атмосфера над сухопутной л водной территорией государства;

5) иные объекты, как-то: морские и воздушные суда, космические аппараты с государственной символикой, подводные телеграфные кабели, трубопроводы, территории посольств и дипломатических представительств за рубежом.

В настоящее время практически вся сухопутная поверхность планеты поделена между государствами. Не относятся к территории какого-либо государства открытые моря и океаны, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также целый материк - Антарктида.

Население . Представляет собой совокупность индивидов, объединенных не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством (подданством). В первобытном обществе людей связывают кровное родство, общий предок - тотем, клановая организация повседневной жизни. Охота и собирательство ввиду постепенного истощения пищевых ресурсов исключают круглогодичное сосредоточение племени на одном месте, обусловливают кочевой образ жизни. Переход от родовой к соседской общине, породивший тесные связи между людьми по месту общего проживания, - важнейший фактор возникновения и становления государства.

Но проживания на определенной территории еще недостаточно, чтобы включить индивида в состав населения государства. Требуется особое, устойчивое правоотношение между человеком и государством, включающее взаимные права, обязанности и ответственность. Такое правоотношение называется гражданством. Гражданином государства становятся по различным основаниям: по рождению, если оба или один из родителей являются гражданами государства; по ходатайству на"имя высшего должностного лица государства, как правило, президента; в результате территориальных изменений между государствами и т.д. Государство обязано оказывать своим гражданам поддержку и покровительство, в том числе за рубежом. Только граждане вправе участвовать в государственном управлении. Последнее касается избирательного процесса, государственной службы, участия в референдумах, местном самоуправлении.

Гражданство и общую территорию проживания можно назвать формально-юридическими факторами, объединяющими индивидов в население. Кроме этого, людей в государстве связывает общность языка, религии, традиций, исторического развития, духовно-культурные и этнические факторы, элементы материальной культуры и масса других аспектов. В совокупности все эти факторы и обусловливают принадлежность индивида к населению определенного государства.

Государственный аппарат . Государство характеризует специальный аппарат управления и принуждения, распространяющий свое властное воздействие на все население и на всю территорию государства. Государство есть политически организованное общество.

Власть - способность и возможность управлять поведением третьих лиц, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, в том числе и принудительно.

В первобытном обществе власть носит характер общественного самоуправления, выражает интересы всех членов рода как одной большой семьи, в управлении жизнью которой принимают участие все соплеменники. В свою очередь, государство не совпадает с обществом, это особая политическая организация внутри него, осуществляющая «внешнее» управление общественными делами. Такую власть называют публичной.

Реализует публичную власть государственный аппарат как особая система органов и организаций, в которых работают служащие-профессионалы - чиновники. Последние не участвуют в материальном производстве и производстве нематериальных благ. Их функция - управление определенной сферой общественной жизни. Для этого чиновники наделены государственно-властными полномочиями. В условиях первобытной борьбы за существование все индивиды должны были заниматься производительным трудом. Здесь не было возможности освободить кого-либо от добывания материальных благ, поэтому не существовало людей, занимавшихся исключительно управлением. Производительный труд совмещался с периодически осуществляемой управленческой, военной, ритуальной, судебно-правоохранительной деятельностью. В государстве управленческий труд отделяется от производства. Чиновник занимается только управлением, реализуя властные функции государства. Таким образом, государственная власть осуществляется уполномоченной группой лиц - правящей элитой, реализующей в управлении как общесоциальные функции, так и собственные, групповые интересы.

В структуре государственного аппарата особое место занимает аппарат государственного принуждения, прежде всего правоохранительная система. Государство - единственная организация в обществе, располагающая военизированными формированиями (армия, тюрьмы, полиция). Государству принадлежит монополия на принуждение, на применение вооруженной силы, на легализованное насилие, включая смертную казнь индивида. Разумеется, такое насилие должно носить правовой характер, то есть осуществляться исключительно в рамках закона.

Суверенитет. Включает два аспекта - внутренний и внешний. К. первому относится верховенство государственной власти внутри страны, ко второму - независимость государства в международных отношениях. Суверенитет - главное юридико-политическое свойство, отличающее государство от всех иных организации. Слово «суверенитет» происходит от французского «sovreins», означающего «неограниченный», «самодержавный», «абсолютный».

В любом обществе существует множество систем «власти-подчинения». При этом государственная власть обладает верховенством по отношению ко всем остальным властным источникам. То есть при всем многообразии источников власти государственная власть обладает безусловным приоритетом. Нет власти выше государственной. Последняя носит универсальный характер, распространяя свое властное действие на все население, на всю территорию страны. Веления государства являются всеобщими, имеют безусловный приоритет перед велениями любых других коллективов и организаций.

Государство как суверен вправе свободно и независимо от других государств проводить свою внутреннюю и внешнюю политику. Однако свобода государственного усмотрения не должна подменяться произволом. В настоящее время интеграция мирового сообщества достигла такой степени, что политические решения государств регулируются и реально ограничиваются нормами международного права, прежде всего, в области прав человека. Государство, которое, ссылаясь на свой суверенитет, грубо нарушает общечеловеческие ценности, общепризнанные принципы международного права, права и свободы граждан, рискует оказаться в положении изгоя на международной арене. Таким образом, суверенитет государства не носит абсолютного, неограниченного характера.

Денежная система . Включает в себя различные элементы финансовой системы, а именно национальную валюту, государственные банки, таможенную систему, порядок эмиссии (выпуск новых денег в обращение) и денежного обращения.

Налоги. Государство путем налогообложения формирует бюджет и внебюджетные фонды (пенсионный и др.) - централизованные денежные фонды, расходуемые на публичные цели, то есть в интересах всего общества. Бюджет есть своеобразный «общий котел», создаваемый всеми членами общества - налогоплательщиками. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, участвовать по мере возможности в формировании государственных доходов. Государство обладает исключительной монополией принудительно и без судебного решения изымать у собственников часть имущества в централизованные денежные фонды. Во всех иных случаях изъятие собственности без согласия собственника допускается только по решению суда.

О налогах не договариваются. Налог - это обязательный взнос в бюджет, устанавливаемый государством в одностороннем порядке и обеспеченный его принудительной силой. Собранные посредством налогов финансовые средства расходуются на выполнение государством публичных задач и функций: социальные выплаты (денежное довольствие, пенсии, стипендии, пособия и компенсации), содержание государственного аппарата, национальную оборону, правоохранительную деятельность, финансирование отраслей нематериального производства (науку, культуру, медицину, образование), промышленные инвестиции в строительство, транспорт, сельское хозяйство и т. п. Через бюджет государство перераспределяет финансовые ресурсы общества между регионами, отдельными отраслями производства, различными категориями граждан.

Система права. Представляет собой систему установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных правил поведения общего характера (нормы), соблюдение которых обеспечивается и гарантируется государством. Посредством указанных норм государство регулирует общественные отношения, осуществляет управление. Именно государство устанавливает единый правопорядок для всех членов общества.

Государственная символика . Включает официальное наименование государства, столицу, флаг, герб, гимн, государственный язык, ритуалы и церемонии, награды (ордена, медали, почетные звания). Если остальные признаки характеризуют исключительно государственную власть и не могут принадлежать каким-либо иным субъектам, то символика не является монопольным атрибутом государства. Поэтому данный признак государства носит факультативный характер.

Сформулируем понятие государства, интегрирующее указанные выше признаки.

Государство - суверенная политическая организация классового общества, официально представляющая и охватывающая все население в пределах определенной территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, служащая целям обеспечения социального компромисса в данном обществе.

Сущность государства.

Сущность государства традиционно определяется социальным назначением, природой государства. Кто и как управляет государством? Чьи интересы защищает государственная власть? Каковы его назначение и основные функции?

Следует отметить своеобразный «дуализм» государственной власти. Любому государству присуща двойственная природа. С одной стороны, государство реализует и защищает интересы господствующей элиты, с другой - долговременные интересы всего населения. Первую «половину» сущности государства назовем его классовой природой, вторую - общесоциальной.

Классовая природа государства . Государственная власть для правящей элиты является мощным средством реализации и защиты своих собственных интересов, подчас через подавление всех остальных слоев населения. Последнее Может осуществляться в форме прямого насилия или «мягкого» пропагандистского навязывания своей воли большинству населения - так называемое информационное зомбирование. В качестве правящей элиты могут выступать класс, династия, политическая партия, единоличный деспот с приближенными. Классовый характер в наибольшей степени присущ деспотическим, тоталитарным государствам. Демократические государства также не могут избежать классового элемента в своей природе. Однако демократия предполагает наличие механизмов, позволяющих ограничивать и контролировать узкоэгоистические притязания правящей, элиты.

Марксизм-ленинизм неоправданно абсолютизировал классовую составляющую государства. Согласно этой теории государство есть орудие насилия экономически господствующих классов - владельцев основных средств производства, призванное подавлять эксплуатируемые классы. Государство, по мнению В.И. Ленина, - это организация насилия для подавления какого-либо класса, машина, аппарат для подавления одним классом другого. Право - всего лишь инструмент, средство для навязывания воли господствующего класса. Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, которые объективно не могут быть примирены. Таким образом, марксизм-ленинизм не признавал что-либо надклассовое, общесоциальное в сущности государства.

Общесоциальная природа государства. Любому (особенно демократическому) государству присущ надклассовый характер. Поэтому государство в той или иной степени осуществляет и защищает общие, коренные, долговременные интересы всего населения.

Будучи главным управленческим центром общества, официально объединяя и представляя все население, государство выполняет «функцию общих дел», выражает общенациональные интересы. Государство является социальным арбитром, средством социального компромисса между правящими и управляемыми Его задача - преодоление социальных противоречии, конфликтов, разногласии, учет и координация интересов различных групп населения

Таким образом, государство призвано одновременно выполнять как сугубо классовые задачи, так и общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Соотношение между общесоциальным и классовым в государствах разных эпох не одинаково, оно изменяется, развивается, динамично отражая реалии социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демократии. Одним из показателей прогресса цивилизации является историческое движение от классовой к общесоциальной природе государства. Последнее можно выразить формулой - «все меньше классового, все больше общесоциального».

Сущность государства обусловливается объективной закономерностью: при несовпадении, противоречивости текущих, частных интересов в обществе существует единство коренных, долговременных интересов всех членов общества. Это так называемое общее благо, которое призвано выразить и реализовать государство. Общее благо определяется в результате согласования индивидуальных и коллективных интересов всего населения по коренным вопросам жизнедеятельности общества и государства. Государство олицетворяет общую волю, представляющую собой выражение преобладающей силы, то есть большинства граждан, входящих в государство (Дж. Локк). Сущность государства - «общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов» (Н Макиавелли).

Общее благо, сформулированное и реализуемое на общемировом уровне, в масштабах человеческой цивилизации, определяется категорией «общечеловеческие ценности».

Таким образом, можно определить сущность государства как проявление определенных регулятивных, организационных начал в обществе, состоящих из разных слоев, классов, групп, упорядочения их совместной жизнедеятельности, как средство обеспечения различными методами (от убеждения до принуждения) порядка, стабильности и поступательного развития общества.

Другими словами, сущность государства заключается в том, что оно является главной управляющей системой общества, предназначенной для учета и координации интересов различных групп населения, преодоления социальных противоречий внутри страны и за её пределами.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом (Правовой портал).

  1. Понятие государства.
  2. Признаки государства.
  3. Сущность государства.
  4. Социальное назначение государства.
  5. Государство в политической системе общества.

1. Понятие государства.

Научная мысль до сих пор не сумела дать исчерпывающее определение государства. Это объясняется тем, что общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения его признаки и свойства, характерные для всех исторических периодов, невозможно в принципе. Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства, выявляет у каждого из них большое количество особенностей и специфических черт, что, в свою очередь, порождает множественность дефиниций государства.

Приведем несколько известных определений понятия государства.

Г.Ф. Шершеневич определял государство как общность людей под одной властью и в пределах одной территории. С ним соглашался Е.Н. Трубецкой, полагавший, что «государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории». Более развернутое определение государства можно обнаружить у И.А. Ильина, по мнению которого государство – это «союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти».

Австрийский правовед Л. Гумплович определял государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка». Другой австрийский юрист Г. Кельзен полагал, что государство не что иное, как правовая организация политической власти, наиболее эффективная на данной территории.

Эти ученые рассматривали государство с точки зрения социологии и юриспруденции. Наряду с приведенными дефинициями, в учении о государстве предпринимались попытки дать ему определение с точки зрения психологии, истории, теологии и т.д.

Отдельно следует сказать о марксизме, который привнес в представления о государстве классовый подход. К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин считали государство политической организацией господствующего класса, которым является сословие собственников основных средств производства. «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы». Марксизм первостепенное значение придает насильственной стороне государственной власти – диктатуре класса.

Общественная практика доказала, что марксистско-ленинское представление о государстве как орудии классового господства истинно лишь на определенном, ограниченном во времени историческом этапе. Это, впрочем, не делает правомерным отрицание всякой, даже общетеоретической полезности марксизма.

Итак, для глубокого познания государства все определения, если они отражают хоть какую-то часть реалии, полезны. Для практического изучения и использования понятия государства целесообразно его единое понимание, хотя в самом определении мы не исключаем различные вариации.

Все вышесказанное позволяет дать следующее, консолидированное определение государства.

Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть и придающая праву общеобязательное значение.

2. Признаки государства.

Несмотря на специфичность и неповторимость каждого государства, создающие трудность его однозначной оценки, представляется возможным выделить набор универсальных признаков или свойств, присущих любому государству. Определение таких признаков имеет большое практическое значение вследствие того, что именно они позволяют обособить государство от других форм самоорганизации общества (религиозных организаций, политических партий и т.д.).

Исследователи по-разному подходят к характеристике признаков государства, поэтому попробуем отметить наиболее важные из них, не подлежащие какому-либо сомнению.

1.Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных, если государство – монархия, или граждан, если государство – республика.

Территория государства – часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. К территории государства относится суша в пределах границ государства; все внутренние водоемы; территориальные воды; континентальный шельф; недра; атмосфера над сухопутной и водной территорией; объекты, принадлежащие государству, но находящиеся за его пределами (посольства, научно-исследовательские станции, военные базы, морские и воздушные суда, космические корабли, трубопроводы, подводные кабели связи и т.д.).

От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональной группе управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения – государственный аппарат. Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие.

Государственный аппарат сам по себе существовать не может. Его функционирование обеспечивается системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей. Следовательно, налогообложение – важная составная часть публичной (государственной) власти.

3. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, – это колония либо доминион.

Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности, независимости.

Верховенство государственной власти внутри страны означает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; б) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, правоохранительные органы и др.).

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

4. Правовая система. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Наряду с основными признаками, каждое государство имеет еще дополнительные признаки. Среди них обычно называют государственный язык, культуру, денежную единицу государства, а также его атрибуты или символы – герб, флаг, гимн.

Государственный язык, культуру определяют как дополнительные признаки вследствие их значительной интеграции. Денежная единица многих государств также утратила свои национально-государственные корни и стала международным расчетным средством, например, доллар, евро.

Внешние символы государства нельзя назвать основными признаками государства из-за их некой искусственности, ориентированности на психику человека. Кроме того, символы государства сравнительно молоды – их история значительно моложе истории государства, насчитывающей уже более пяти тысячелетий.

3. Сущность государства.

Сущность государства есть совокупность наиболее важных и устойчивых внутренних сторон и свойств, которые определяют его природу, содержание, цели функционирования и востребованность в обществе. Сущность государства может быть выявлена в сопоставлении с обществом, т.е. через обоснование его общественной полезности. Каждый индивид, каждая социальная группа имеет свои цели и потребности, отличные от потребностей других. Вместе с тем легко можно выделить интересы, которые одинаково важны для всех без исключения (например, правопорядок, здравоохранение, оборона и т.д.). Соответственно, государство представляет собой организацию, призванную решать общие дела. Государство – носитель концентрированной воли общества.

Сущность государства также проявляется через государственную власть. В.М. Корельский, в частности, пишет: «Вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах». Вопрос о фактической принадлежности государственной, или точнее, политической власти является весьма дискуссионным.

Так, Г. Моски, В. Парето, Т. Дай, являющиеся сторонниками теории элит, считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами. Государственная власть, по их мнению, должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну, властвующую элиту, не сменит другая.

К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория . Авторами этой теории являются Д. Белл, Д.Бренхейм, К.Дойч. Они считают, что властвовать и управлять могут и должны только профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Названные теории не лишены некоторых достоинств, но они страдают антидемократизмом, полным отрывом власти от народа.

Марксистская теория (К. Маркс, Ф.Энгельс, А.Я.Вышинский) доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда следует классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение. Социальная сущность государства марксистами решительно опровергается.

Классовый подход при раскрытии сущности государства – крупное завоевание научного обществоведения. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех государств, по меньшей мере, теоретически неверно.

Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины (Г. Ласки, Р. Даль, А. Пигу, Д. Кейнс и др.) исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа. В этой связи особый интерес представляет теория конвергенции (с лат. «сonvergere» – сходиться, приближаться). Смысл теории конвергенции, последователями которой являются Д. Гилбрейт, Р. Арон, сводится к тому, что научно-техническая революция и модернизация системы управления со временем позволят создать «народное государство», т.е. государство, которое на основе частной собственности и абсолютного приоритета прав человека сможет обеспечить справедливое распределение ресурсов, ликвидировать социальное неравенство. Представители теории конвергенции рассматривают государство одновременно с классовых и социальных позиций.

4. Социальное назначение государства.

Социальное назначение государства – постоянная дискуссионная проблема. Многие мыслители стремились определить значение государства для существования и развития общества. Платон, исходя из своих взглядов на общество, государство и право, утверждал, что назначение государства состоит в утверждении нравственности. Т. Гоббс назначением государства считал обеспечение общей безопасности, Г. Гроций – утверждение общего блага, а Ж.-Ж. Руссо полагал, что государство необходимо для обеспечения общей свободы.

Социальное назначение современного государства состоит в его разнообразной, широкой деятельности, направленной на решение не узко классовых задач, а задач, вытекающих из необходимости нормального, бесконфликтного существования общества. В чем же состоят эти задачи? Во-первых, как уже неоднократно отмечалось, государство осуществляет национальную политику, т.е. мероприятия, в которых заинтересовано все население государства. Во-вторых, государство – это признанный арбитр в разрешении споров. В-третьих, государство является субъектом легализованного принуждения, т.е. оно воздействует на те слои населения, социальные группы, отдельные личности, которые являются опасными. В-четвертых, государство представляет собой социальный компромисс, своеобразный баланс интересов различных социальных групп. Например, государство вынуждено ограничивать корыстные интересы богатейших слоев общества во имя интересов среднего класса. Но, с другой стороны, чрезмерные ограничения капитала влекут его «бегство» из страны, а значит рост безработицы, падение жизненного уровня населения и другие негативные последствия.

Очевидно, что в современных демократических государствах преобладающим становится их социальное начало. В таких государствах все меньше имеет значение то, в руках представителей какого класса или элиты находится политическая власть. Как показывает практика, различные групповые, классовые интересы могут быть весьма эффективно сбалансированы и государство способно стать истинным патроном для своих граждан, сконцентрироваться на решении «общих дел».

5. Государство в политической системе общества.

Характеристика сущности такого социального феномена как государство была бы не полной без определения места государства в политической системе общества.

Что же представляет собой политическая система общества? В переводе с греческого термин «система» означает целое, составленное из частей. С точки зрения современных научных представлений, система есть целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Эти признаки полностью подходят к политической системе.

Категория «политическая система» сравнительно недавно вошла в научный оборот. Основополагающие идеи о политической системе общества были сформулированы на рубеже 60-70 гг. ХХ века. Такая «молодость» данного понятия проявляется в отсутствии устоявшегося, общепринятого подхода к его трактовке и применению. Так, исследователь Н.Н. Разумович считает политическую систему составной частью политической организации общества. Ю.А. Тихомиров придерживается мнения, что понятие политической системы тождественно понятию политическая организация общества.

Не отвергая точки зрения названных и не упомянутых здесь авторов, укажем, что в настоящее время большинство ученых-правоведов все же понимают под политической системой общества систему государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Политическая система включает в себя четыре подсистемы: политические организации; политические нормы; политические отношения; политическую идеологию.

Политическая система общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления, типом государства, характером политического режима, социально-политических отношений, исторической и национальной традицией уклада политической жизни. Исходя из той или иной социальной среды, в которой возникают политические системы, наука выделяет тоталитарные и либерально-демократические, открытые и закрытые политические системы.

Государство занимает особое место в политической системе, является главным институтом осуществления публичной власти. Это обусловлено как специальными юридическими свойствами государства, т.е. признаками, о которых речь шла выше, так и его реальными экономическими, политическими, организационными, информационными и иными возможностями.

Будучи ядром политической системы, государство активно взаимодействует с институтами политической системы общества: политическими партиями, молодежными организациями, профсоюзами, церковью, средствами массовой информации, обеспечивает их нормальную деятельность, решение их уставных задач. Названные негосударственные организации призваны выражать и защищать интересы различных слоев населения: классов, профессиональных и половозрастных групп. Они формируют требования этих групп и доводят их до государственных органов, представляют их интересы в органах власти.

Завершая характеристику государства как элемента политической системы общества, необходимо остановиться на роли государства в современной политической системе российского общества, которой еще во многом присущи черты переходности. В ней сохранились некоторые элементы советского типа, хотя появились и начали функционировать новые политические институты. И поэтому сейчас нашей актуальной задачей является формирование надежных механизмов подчинения государства обществу.


Шершеневич Г.Ф. Общее учение о праве и государстве. М., 1911. С.18.

Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1917. С.22.

Цит..по: Чинчиков А.А., Желанова С.А. Теория и история государства и права. М., 1994. С.17.

Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 36.

См.: Кельзен Г. Чистая теория права. Сб. переводов. М.,1987 С.29-33.

Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.39. С.171-172.

Юридический энциклопедический словарь /Кол. авторов. Под общей ред. Сухарева А.Я. М.,1984. С.369.

Например, в США правосудие осуществляется от имени народа, населяющего определенный штат.

См.: Чиркин В.Е. О публичной власти (Постановка проблемы) // Государство и право. 2003. №10.

Теория государства и права. Учебник для вузов / Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. М.,2000. С. 121.

Среди функций политической системы обычно называются: определение целей развития общества; политическая интеграция общества; регулирование режима общественно-политической деятельности; легитимация политического режима; мобилизация ресурсов и др.

Политическая партия – общественная организация, которая ставит своей главной целью получение, удержание и осуществление власти посредством продвижения своих представителей на ключевые посты в государстве, опираясь на поддержку общества.

Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определённой территории.

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти.

Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, чёткую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой.

Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определённой политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство);

право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает её легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

монополия на правотворчество (издаёт законы, подзаконные акты, создаёт юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

обладание определёнными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т. п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ. Верховенство государственной власти означает: а) её безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие "суверенитет" имеет для государства такое же значение, что и понятие "права и свободы" для человека;

11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы.

Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определённой религии. Так, католический Ватикан, исламские государства - Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. - в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.

В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счёт удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны.

В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определённой расы за счёт удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

Еще по теме 3.1.2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА:

  1. ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ
  2. Правовое государство (сущность правового государства, его признаки; субъективное публичное право)
  3. § 1. Понятие и признаки государства.Определение государства
  4. Понятие, сущность и отличительные признаки административной ответственности
  5. Понятие, сущность и отличительные признаки административной ответственност
  6. 2. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ! " ГОСУДАРСТВА. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран -